Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА ТОВАРИЩА РЫЖКОВА И И. (Начало на 1-й, 2-й сгр.). ния в них возрастут на 51 проц., тогда как в целом — на 22 проц. Это будет способствовать преодолению серьезной дис пропорции, тормозящей рост конечного продукта. Характерная черта новой пятилетки — упор на техническое перевооружение и реконструкцию действующего производ ства. Доля капитальных вложений, выделяемых на эти цели, повысится с 37 проц. в 1985 году до 50 проц. в 1990 году. В тех отраслях и районах, где производственный аппарат осо бенно устарел, эта доля будет еще выше. Изменение воспроизводственной структуры капитальных вложений позволяет-значительно ускорить обновление произ водственного аппарата, преодолеть сложившуюся за послед нее время тенденцию его физического и морального старения. Коэффициент ежегодного выбытия устаревшего оборудова ния в среднем возрастет до 5—6 проц.; то есть до уровня, обеспечивающего намеченную народнохозяйственную эффек тивность. Такие масштабы обновления дают воз можность существенно сократить затраты на капитальный ре монт. Понятно, что для решения этих вопросов предстоит вне сти Серьезные изменения и в амортизационную политику. По мере перехода отраслей экономики на новый хозяйствен ный механизм основную роль в техническом перевооружении и реконструкции будут играть зарабатываемые трудовыми кол лективами фонды развития предприятий и объединений. И это требует коренного изменения отношения к этим фондам. На предприятиях должны твердо знать, что основной источник их технического перевооружения будет в первую очередь обеспе чен всеми необходимыми ресурсами. Особая ответственность за это лежит на центральных экономических ведомствах и, ко нечно, министерствах, которые в этом вопросе продолжают действовать по-старому. Об этом справедливо говорилось в выступлениях на съезде. Приоритет технического перевооружения и реконструкции потребует определенного ограничения нового строительства, особенно в европейской части страны. Новое строительство будет вестись только в целях осуш,ветвления крупных струк турных сдвигов, создания отраслей, вызванных к жизни совре менным этапом научно-технической революции, освоения при родных богатств. Широкий фронт технического перевооруже ния в сочетании с жизненно необходимым новым строитель ством — такова наша принципиальная линия. Центральное звено инвестиционной политики — коренная перестройка капитального строительства и повышение его эффективности. В этой отрасли за долгие годы накопилось много нерешенных проблем. Грубо нарушались сроки соору жения объектов, допускалось их удорожание, чрезмерно рос ли незавершенное строительство, запасы неустановленного °б°РУАования. Сложилась совершенно ненормальная об становка, когда неудовлетворительная работа строи тельных организаций, слабость их индустриальной базы лимитировали в некоторых регионах развитие экономи ки, наносили ощутимый ущерб рациональному размещению производительных сил. На положение дел в строительстве, несомненно, оказало влияние и общее падение дисциплины и ответственности, которое имело место в прошлые годы. Проблемы капитального строительства надо решать безотла гательно, используя все меры — хозяйственные и организа ционные. За последнее время принят ряд постановлений, на правленных на улучшение дел в отрасли. Их безусловное выполнение должно дать надлежащую отдачу уже в ближай шие годы. Но очевидно, что работа на этом не заканчивается. В первую очередь необходимо решительно покончить с рас пылением средств. Мы длительное время говорим об этом, а между тем в стране одновременно сооружается свыше 300 тысяч больших и малых объектов. Даже при огромных масш табах нашей экономики это недопустимо много. Центральный Комитет КПСС обязал навести здесь порядок. С 1987 года намечается перейти на планирование и осуществление строи тельства в строгом соответствии с нормативными сроками. Дело это непростое. Для некоторых оно может быть весьма болезненным. Не исключено, что ряд объектов непервостепён- ной важности придется законсервировать и перераспределить силы и средства. Но на это надо идти. Надо сузить фронт строительства. Только в этом случае мы сможем реально ре шить задачу сокращения сроков строительства минимум в два раза. И к этой работе нужно уже сегодня тщательно готовить ся всем министерствам и ведомствам, союзным республикам. Реализация инвестиционной программы пятилетки требует повышения уровня индустриализации капитального строи тельства. Под него предстоит подвести принципиально цную материально-техническую базу. Прежняя, заложенная в конце 50-х — начале 60-х годов, во многом себя исчерпала. Новая база должна опираться на последние достижения отечествен ной и зарубежной науки и техники и способствовать превра щению строительного производства в единый промышленно- строительный процесс. В проекте Основных направлений предусмотрено увеличить число объектов, возводимых из элементов заводского изготовления, поставку механиз мов; в 1,5—2 раза намечается расширить приме нение алюминия, пластмасс, новых материалов. Все это позволит существенно улучшить организацию строительно го производства, поднять производительность и качество строи тельства при одновременном снижении его стоимости. Но многое еще предстоит сделать, и к вопросу индустриализации капитального строительства мы будем возвращаться не раз. Не менее важно добиться кардинального улучшения проек тирования- в строительстве. В этом деле особая роль принадле жит самим проектировщикам. Именно от них во ,многом зави сит технический уровень производства, повышение эффектив ности капитальных вложений. Они должны играть роль уско рителей научно-технического прогресса во всех отраслях народ ного хозяйства. Мы имеем прекрасные примеры, когда новые и реконструи руемые предприятия спроектированы и построены по послед нему слову техники и технологии. В то же время зачастую в проекты закладываются заведомо отсталые технические ре шения, допускаются ошибки в определении сметной стоимо сти объектов. За четыре года прошедшей пятилетки_стои мость строящихся объектов возросла на 11 млрд, рублей, или на 24 проц. от первоначально утвержденной. Причем на по ловине объектов технико-экономические показатели ухудши лись. Вот где ответ на многочисленные просьбы об увеличении капитальных вложений в производство. Вот где серьезный источник средств для решения многих социальных проблем. Ответственность за неудовлетворительное положение в проектировании лежит не только на проектировщиках, но и на министерствах и ведомствах. Именно они дают путевку в жизнь отсталым проектам. По данным Стройбанка СССР, из числа объектов, переходящих на двенадцатую пятилетку, которые по заключениям министерств соответствуют совре менному уровню научно-технического прогресса, 25 проц. бы-/ ли разработаны 10—20 лет назад. Это очень тревожный факт. Не надо быть большим специалистом, чтобы понять, что такие проекты не могут соответствовать современным требованиям. Подобное положение имеет место, во многих министерствах. Например, Минцветмет СССР подтвердил технический уровень 69 проектов, которые были ут верждены в 1965—1975 годах, Минавтопром — 20. Средний срок давности проектных решений для этих строек при вводе их в эксплуатацию составит 20 и более лет. Как говорится, комментарии излишни. _ Многое в улучшении проектного дела обязан сделать Гос строй СССР. Не подменяя министерства и проектные органи зации, он должен проводить единую научно-техническую по литику в строительстве, разрабатывать систему оценки каче ства и технического уровня проектов, широко практиковать проектирование на конкурсной основе. ^ -■ И наконец, первоочередная задача — перестройка управле ния строительством. Пожалуй, ни в одной другой отрасли так не запущена работа по совершенствованию управления и ме тодов хозяйствования. Между тем нигде она так остро не стоит, как в этой сфере. Здесь предстоит устранить раздроб ленность и многоступенчатость управления, найти оптималь ное сочетание централизации с расширением прав и повыше нием ответственности союзных республик, местных органов. Таким образом, в капитальном строительстве должны быть усовершенствованы все его звенья. Надо со всей определен ностью сказать, что от этого во многом зависит реальность наших планов. (Аплодисменты) 3. Структурная политика и развитие народно хозяйственных комплексов На всех этапах развития народного хозяйства наша партия придавала и придает исключительно важное значение струк* турной политике, выбору приоритетов, формированию меж отраслевых и внутриотраслевых пропорций. В проекте Основных направлений обстоятельно определены важнейшие задания по совершенствованию структуры народ ного хозяйства, развитию его отраслей, рубежи, на которые им предстоит выйти. Позвольте, остановиться лишь на наи более принципиальных направлениях структурной политики двенадцатой пятилетки. Прежде всего это опережающий рост конечного продукта — машин и оборудования, предметов потребления, готовых 1 строительных объектов — по сравнению с так называемым промежуточным продуктом — топливом, сырьем и полуфабри катами. В 1986—1990 годах на каждый рубль прироста стои мости сырья и материалов прирост конечной продукции бу дет в 1,4 раза больше, чем в прошлом пятилетии. В промыш ленности ётот процесс выражается в том, что темп прироста обрабатывающих отраслей в два раза выше, чем топливно сырьевых. Такой сдвиг в значительной мере опирается на по литику ресурсосбережения. Другая особенность — ускорение развития отраслей, кото рые призваны обеспечить выход народного хозяйства на пе редовые в мире научно-технические рубежи, — электроэнер гетики, химической и нефтехимической промышленности и, конечно, машиностроения. Их доля в промышленности дос тигнет в 1990 году 41 проц. И наконец, что очень важно, все отрасли без исключения в большей мере, чем раньше, ориентированы на выпуск това ров народного потребления и развитие сферы услуг. Преду смотрено усилить опережающее развитие группы «Б» про мышленности по сравнению с группой «А». Наиболее существенные структурные сдвиги связаны с уси лением опережающего роста машиностроения. В ходе разра ботки Основных направлений Центральный Комитет партии указал на опасность недооценки ведущей роли машинострое ния, необходимость преодолеть наметившуюся ранее тенден цию сближения темпов его рос та и всей промышленности. В двенадцатой пятилетке темпы этой отрасли в 1,9 ра за выше, чем в промышленно сти в целом. Коэффициент опе режения весьма значителен, что позволяет усилить приоритет ные позиции машиностроения в народном хозяйстве. Важнейшая задача машиност роителей — изменение струк туры производства, повышение качественных характеристик машин и оборудования. Еже годное обновление машиностро ительной продукции намечено довести к 1990 году до 13 проц. против 4,5 проц. в 1985 году. В условиях опережающего рос та машиностроения это подво дит реальную базу под техниче ское перевооружение производ ственного аппарата страны на современной основе. Особое значение придается модернизации самого машино строения, технический уровень которого в первую очередь за висит от развития станкострое ния, приборостроения, электро ники и электротехники. Вот по чему они будут расти значи тельно быстрее, чем машино строение в целом. Вместе с тем в каждом машиностроительном министерстве должно разви ваться собственное станкострое ние, предназначенное для спе цифических нужд отрасли. Задачи, стоящие перед маши ностроением потребовали улуч шения управления этой сложнойотраслью. Образовано бюро Совета Министров СССР по машиностроению. Оно разверты вает свою работу. Заметные перемены намечаются в комплексе конструкцион ных материалов. Главное здесь — повышение доли прогрес сивных, экономичных их видов. Благодаря этому растущие потребности народного хозяйства в конструкционных материа лах будут удовлетворяться при значительно меньших темпах роста их производства. Это явится важным вкладом комплек са в решение проблемы ресурсосбережения в стране. Например, в результате широкомасштабного технического перевооружения черной металлургии улучшится структура и качество металлопродукции. Это позволит при увеличении выпуска готового проката черных металлов за пятилетие только на 9 проц. добиться роста всего промышленного про* изводетва на 21—24 проц., а машиностроения и металлооб работки — на 40—45 проц. Одновременно должно быть обес печено более рациональное использование металла, в первую очередь в машиностроении и строительстве. В цветной металлургии основной упор делается на комп лексное использование ресурсов и увеличение выпуска новых видов продукции. Ускорится замещение металлов и других традиционных материалов химическими. Производство новей ших видов пластмасс увеличится почти в 6 раз. Опережаю щие темпы предусмотрены и в производстве прогрессивных лесоматериалов. Не менее важным направлением в развитии этого комплек са станет улучшение соотношения между добычей сырья и готовой продукцией. Так, объем проката черных ме таллов увеличится практически без роста добычи руды и производства чугуна и кокса. Выпуск продукции лесоперера ботки ка каждый кубометр вывезенной древесины возрастет на 16 проц. Все это намечается достичь за счет совер шенствования технологического уровня отраслей. Обеспечение надежности развития всего народного хозяйст ва требует дальнейшего укрепления топливно-энергетического комплекса. В соответствии с Энергетической программой СССР будут осуществлены крупные сдвиги в структуре топ ливно-энергетического баланса. К концу пятилетки во всем производстве электроэнергии удельный вес ее выработки на атомных электростанциях почти удвоится и составит более 20 проц. Минэнерго СССР в одиннадцатой пятилетке допустило срыв ввода в действие мощностей на атомных электростанциях, что вызвало дополнительную потребность в органическом топли ве. Учитывая напряженность в топливном балансе страны и возрастающую роль атомной энергетики, подобные срывы в дальнейшем недопустимы. В топливно-энергетических ресурсах до 38 проц. повы сится удельный вес газа. Газовая промышленность неплохо справляется со своими задачами. Но причин для самоуспоко енности нет. Ведь после выхода на проектную мощность Урен гойского месторождения прирост добычи газа будет идти в основном, за счет Ямбургского. Главное сейчас — ускорить темпы его обустройства. Предстоит также заблаговременно создать хорошие заделы на будущее. Серьезного улучшения требует положение дел в нефтедо бывающей промышленности, особенно в Западной Сибири. К концу пятилетки она должна дать две трети общесоюзной добычи нефти. Сбои в работе этой отрасли создали труднос ти в экономике. Миннефтепром, Главтюменнефтегаз и его предприятия оказались неподготовленными к работе в усло виях снижения дебитов скважин на крупных месторождени ях. Сложившееся отставание необходимо преодолеть в самые короткие сроки. Партия и правительство оказали существен ную помощь нефтяникам. Успех дела сейчас зависит от орга низаторской работы министерства, его настроя на безусловное выполнение заданий, предусмотренных в Основных направле ниях, мобилизации на это трудовых коллективов. Большую роль в обеспечении намеченных объемов нефти призваны сыграть местные партийные н хозяйственные органы. В угольной промышленности особое внимание уделяется до быче открытым способом в восточных районах. Следует так же продолжить техническое перевооружение и реконструк цию шахтного фонда старых бассейнов, в первую очередь Донбасса и Кузбасса. Динамичное развитие экономики требует широкого размаха геологоразведочных работ, особенно на нефть, газ, руды, по вышение эффективности и качества подготовки к освоению разведанных запасов полезных ископаемых. Важнейшим направлением структурной перестройки явля ется усиление ориентации на более полное удовлетворение разнообразных и возрастающих потребностей советского на рода. Это находит свое выражение в ускоренном развитии отраслей, производящих продукты питания и непродовольст венные товары. В двенадцатой пятилетке более тесным и согласованным станет взаимодействие отраслей, входящих в агропромышлен ный комплекс, что будет способствовать достижению высо ких конечных результатов его работы. Значительное развитие получит сельское хозяйство, укрепится его материально-тех ническая база. На основе болеё полного обеспечения колхо зов и совхозов новой техникой, минеральными удобрениями, химическими средствами защиты растений, расширения фонда мелиорированных земель и эффективного использования этих ресурсов предстоит увеличить производство всех видов сель скохозяйственной продукции. Намечено довести производство зерна до 250—255 млн. тонн, а мяса — до 21 млн. тонн. До биться этих высоких показателей можно лишь на базе интен сивных технологий, повышения урожайности в земледелии и продуктивности в животноводстве, опираясь на новые методы управления и хозяйствования в агропромышленнном комплек се. Особенностью планируемого периода явится приоритетное развитие перерабатывающей промышленности, транспортиров ки и создание лучших условий для хранения сельскохозяйст венной продукции. Все это позволит сократить нерациональ ные затраты и потери, увеличить ресурсы продовольственных товаров, улучшить их качество. Задания по выпуску промышленных товаров для населения определены в соответствии с комплексной программой раз вития производства товаров народного потребления и сферы услуг, которая открывает широкие возможности их роста и со вершенствования. Ставится задача вывести легкую и мест ную промышленность, сферу услуг и торговлю на передовые рубежи технического прогресса, ускорить темпы развития этих отраслей. Выпуск непродовольственных товаров преду смотрено увеличить за пятилетие в 1,3 раза, то есть темпами, превышающими объем промышленного производства в целом; существенно расширится ассортимент и улучшится их каче ство. Все большее значение для нашей экономики приобретает комплексное и взаимоувязанное развитие всей инфраструкту ры — транспорта, системы связи и информации, материально- технического снабжения, складского хозяйства, дорожной сети. Ответственные задачи стоят перед работниками транспорта по обеспечению все нарастаю щих грузовых и пассажирских потоков, особенно между евро пейской частью страны и во сточными районами. Их реше ние требует согласованных дей ствий всех видов транспорта, развития его новых видов, даль нейшего укрепления материаль но-технической базы. В две надцатой пятилетке решается задача огромной не только про изводственной, по и социальной значимости — связать авто мобильными дорогами все цент ральные усадьбы колхозов и совхозов с административными центрами районов. С общегосударственных пози ций рационального территори ального разделения обществен ного труда в рамках единого на роднохозяйственного комплекса определен подход к развитию всех союзных республик и круп ных регионов. Задания проек та Основных направлений ори ентированы на дальнейший рост экономики и культуры всех рес публик. совершенствование размещения производительных сил. Каждая из них внесет свой весомый вклад в наращивание экономической мощи страны. Среди территориальных про блем одна из важных — более тесная увязка размещения про изводства с наличием трудовых и материальных ресурсов. Из вестно, что различные виды ре сурсов по территории страны оаспределены неравномерно. Ос новная часть производственных фондов сосредоточена в евро пейских районах СССР, а добы ча топлива и сырья ныне нара щивается преимущественно в Сибири. Наибольший же при рост трудовых ресурсов приходится на Среднюю Азию и Закавказье. Проектом Основных направлений предусмотрено приближение энергоемких производств к топливно'энергети ческим базам и увеличение рабочих мест в районах, имеющих необходимые трудовые ресурсы. Особое внимание будет уде лено комплексному развитию экономики Сибири и Дальнего Востока, освоению их природных богатств и обеспечению к ним транспортных подходов. Таким образом, структурная политика двенадцатой пятилет ки подчинена задачам интенсификации и научно-технического прогресса, закладывает прочный фундамент для укрепления материально-технической базы народного хозяйства. (Аплодис менты). 4. Совершенствование системы управления и методов хозяйствования Товарищи! Успех реализации наших планов и задач нераз рывно связан с совершенствованием управления и методов хо зяйствования, нам не повернуть производство на путь всесто ронней интенсификации прежними методами и старыми орга низационными формами, не перестроив их решительно в соот ветствии с новыми условиями и современными требованиями экономического развития. И здесь нужны не частичные улуч шения, а, как подчеркнул в Политическом докладе Михаил Сергеевич Горбачев, — радикальная реформа. Надо прямо сказать, что настоятельная потребность в улуч шении системы управления до недавнего времени во многом недооценивалась. Работа эта велась медленно и половинчато. Приверженность к старым, преимущественно административ ным методам брала верх. Застой мысли неизбежно порождал застой в делах. ( Партия сделала необходимые выводы, поставила четкую за дачу: осуществить крупные меры по совершенствованию всей системы управления, с тем чтобы существенно повысить ее эффективность, нацелить на кардинальное ускорение научно- технического прогресса, всемерную активизацию человеческо го фактора. Эта задача получила развернутое и глубокое обо снование в Политическом докладе Центрального Комитета XXVII съезду КПСС,, определившем принципиальную линию наших действий. Она состоит в том, чтобы, опираясь на незыбле мый принцип демократического централизма, укреплять и со вершенствовать централизованное плановое руководство эко номикой — великое завоевание и коренное преимущество со циализма. И в этом вопросе очевидно, что мы «не оправдали», да никогда и не оправдаем надежды буржуазных идеологов на наш отход от этого основополагающего принципа. (Аплодис менты). В то же время партия будет решительно проводить работу по расширению границ самостоятельности объединений и предприятий, повышению их ответственности за конечные результаты, углублению хозяйственного расчета. Огромные мас штабы народного хозяйства, усложнение межотраслевых и региональных связей диктуют также необходимость до биваться оптимального сочетания отраслевого и территориаль ного управления, совершенствования организационных струк тур. В этих направлениях за последние годы пред приняты важные шаги. Широкий, как никогда, поиск и экспериментальная отработка более эффективных форм управ ления, распространение оправдавших себя нововведений стали характерной приметой экономической жизни. Мы начали с расширения прав и ответственности предприятий и объедине ний — звена, в котором создаются материальные блага и переплетаются все нити управления. Здесь недостатки хо зяйственного механизма проявлялись особенно ощутимо. От сутствие тесной увязки интересов трудовых коллективов с конечными результатами работы сдерживало их инициативу и творчество, не побуждало к использованию глубинных ре зервов. Чтобы не повторять ошибок прошлого, раз работка новых методов ведется с учетом специфики отдель ных отраслей. Все это позволяет лучше выявить сильные и слабые стороны новых методов, совершенствовать их и по этапно расширять сферу применения. В двенадцатой пятилетке нам предстоит настойчиво рабо тать над созданием целостной системы управления, последова тельно отрабатывать элементы хозяйственного механизма, искать более эффективные формы и методы планирования, стимулирования и организации производства. Одна из важнейших задач пятилетки — перевод всех отрас лей народного хозяйства на новые методы управления. Ныне по-новому работают предприятия, выпускающие половину про мышленной продукции, вся отрасль связи, бытовое обслуживание, отдельные предприятия транспорта. С 1987 го да яа этих принципах будут работать все предприятия про мышленности и транспорта. Одновременно предстоит в кратчайшие сроки закончить организационную пере стройку руководства агропромышленным комплексом, создать необходимые предпосылки для существенно го усиления экономических методов, широкого внед рения подлинно хозрасчетных отношений в колхозах, совхозах, на предприятиях и в объединениях. Неотложным, как указывалось, является совершенствова ние управления строительством. Здесь уже в нынешнем году &.олжна быть начата экспериментальная проверка новых ме тодов планирования и элементов хозяйственного механизма, с тем чтобы в дальнейшем распространить их на всю отрасль. Требует тщательной проработки весь комплекс вопросов, свя занных с организационной структурой управления капиталь ным строительством в свете задач, стоящих перед страной. В работе по дальнейшему совершенствованию хозяйствен ного механизма, комплексной отработке всех его элементов особо важное значение имеет углубление хозяйственного рас чета. Необходимо установить тесную, жесткую зависи мость между конечными результатами деятельности пред приятий и объединений и теми фондами, которые они обра зуют для развития производства, оплаты труда и материаль ного поощрения, решения социальных нужд. И суть дела со стоит в том, чтобы эти фонды все в большей мере определяли все стороны жизнёдеятельности предприятий: как производст венную, так и социальную. В этих целях ставится задача, во-первых, превратить фонд развития производства в основной источник технического пе ревооружения и реконструкции. Во-вторых, проводить линию на то, чтобы улучшение жилищных и других социально-быто вых условий трудовых коллективов осуществлялось все в большей мере за счет заработанных ими средств. В-третьих, усилить зависимость оплаты труда каждого работника от его личного вклада в конечные результаты. В-четвертых, пол ностью перекрыть все каналы, которые позволяют бесхозяйст венность одних покрывать за счет высоких результатов дру гих. В-пятых, обеспечить дальнейшее расширение сферы до говорных отношений и строжайшую ответственность пред приятий за выполнение своих обязательств перед потребите лями. И наконец, что очень важно, — прекратить мелочную опеку, вмешательство вышестоящих органов в законные пра ва трудовых коллективов, дать им возможность самим нахо дить оптимальные пути реализации планов. (Продолжительные аплодисменты). Именно это и есть на деле полный хозяйственный расчет. Именно такие экономические условия будут неотвратимо тре бовать от предприятий и объединений максимального исполь зования производственного потенциала, достижений науки и техники, .всемерной экономии ресурсов, заставят гибко и своевременно реагировать на запросы потребителей. Мы должны вести настойчивую работу по углублению хо зяйственного расчета, переводу предприятий на самофинанси рование и самоокупаемость. Комплексное апробирование этих принципов ныне Еедется на Волжском автомобильном за воде и в Сумском научно-производственном объединения. Здесь получены хорошие результаты. Этим путем надо идти энергично. ‘ ' Особое значение в совершенствовании новых методов хо зяйствования имеет развитие системы экономических норма тивов. Они должны устанавливаться на вс!Ь пятилетку и создавать у трудовых коллективов уверенность, что эффек тивная работа будет непременно вознаграждена и материаль но, и морально. Напротив, плохие результаты будут ощути мы для всего коллектива. Самое опасное в этом деле — на рушение принципа стабильности нормативов. К сожалению, такая практика имеет место. Она подрывает важнейшие устои хозрасчета, поэтому с ней необходимо вести самую решитель ную борьбу. Следует подчеркнуть, что экономические нормативы — перспективный инструмент планового руководства. В них гиб ко сочетаются централизованное качало в управлении эко номикой с использованием товарно-денежных отношений и за кона стоимости. Важно, чтобы ими в полной мере овладели центральные экономические органы, министерства и предприя тия. С учетом накопленного опыта предстоит расширять сфе ру применения нормативов, перевести на нормативные основы систему взаимоотношений государственных предприятий с бюджетом. Заложенная в новом хозяйственном механизме линия на расширение прав предприятий даст должную отдачу лишь в том случае, если его принципы будут пронизывать все звенья производства, вплоть до бригады и рабочего места. Это тре бует органической увязки хозяйственного расчета объедине ний и предприятий с развитием подрядной формы органи зации и оплаты труда. Тём самым откроется больший простор для творчества и инициативы масс, будут углубляться кол лективистские начала на производстве, еще более утвердится в сознании людей нх причастность к общему делу. Именно тогда будет воплощено в жизнь указание В. И. Ленина, чтобы работник «чувствовал себя не только хозяином на своем заво де, а представителем страны, чтобы он чувствовал на себе ответственность». (Аплодисменты). "; В Политическом докладе по-новому, с принципи альных позиций поставлен вопрос о развитии Де мократических начал в управлении, расширении пря мого участия трудящихся в делах предприятий, о более пол ном и эффективном применении Закона СССР о трудо вых коллективах. Без активного, творческого участия трудовых коллективов в разработке и выполнении хозяйственных и социальных планов, в решении всех вопросов, касающихся жизни предприятий, нельзя рассчитывать на то, чтобы хо зяйственный механизм работал эффективно. Поэтому наряду с существующими коллективистскими формами участия трудя щихся в управлении необходимо изыскивать новые. Одной из таких действенных форм, как указывалось в докладе, могли бы стать советы трудовых коллективов. В расширении демократи ческих начал в управлении веское слово должны сказать пар тийные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации. Крупным недостатком в работе по совершенствованию уп равления в недавнем прошлом была недооценка значимости роли организационных структур в повышении эффективности хозяйствования. За последние годы создание производственных объединений неоправданно затормозилось, и во мно гих отраслях они не стали определяющей формой ор ганизации производства. Этому процессу необходимо придать новый импульс. Следует смелее идти и по пути образования крупных межотраслевых объединений, обеспечивающих эф фективную специализацию и кооперацию, свободную от ве домственных перегородок:. По-новому необходимо решать вопрос о роли и функциях министерств. Содержание и стиль их работы, организацион ные структуры складывались на основе старых, преимущест венно административных методов хозяйствования. С учетом развития экономических методов управления, расширения прав предприятий и объединений министерствам предстоит существенно перестроиться, в интересах дела передать часть прежних функций производственным коллективам, освобо диться от ненужной повседневной текучки, больше доверять предприятиям. Главное, на чем должны сосредоточить свою деятельность министерства в нынешних условиях, — это определение стра тегии научно-технического прогресса в отрасли, перспектив ее развития, повышение общего уровня экономической рабо ты и, в конечном счете, полное обеспечение потребностей об щества в продукции. В этих целях следует ре шительно совершенствовать и организационную систему управления отраслями, переходить, как правило, на двух? звенную схему. Разработка таких схем в министерствах маши ностроительного комплекса уже завершена, и надо ускорить ее во всех других отраслях. Задачи перед министерствами стоят не простые. И успех дела во многом будет зависеть от того, насколько органично они войдут в новую систему хозяйствования, насколько быст ро смогут перестроиться психологически в духе требований времени. В повышении действенности хозяйственного механизма ис ключительно высока ответственность наших центральных эко номических органов. Именно они являются проводниками прин ципиальных установок политики партии. Однако не секрет, что во многих случаях в их практической деятельности, в пухлых инструкциях и методиках искажается суть вопросов, берет верх ведомственность, выхолащивается живое дело. Это вызывает законное недовольство на местах. Надо раз и навсегда изжить такую практику, строго следовать смыслу и духу партийных решений. (Аплодисменты). Успех осуществляемой ныне перестройки хозяйственного ме ханизма в значительной мере зависит от Госплана СССР. Он должен привести свою деятельность в соответст вие с новыми требованиями, усилить комплексный подход к решению ключевых задач, нести полную ответственность за сбалансированный и эффективный рост экономики. С этих по зиций необходимо перестроить и структуру Госплана СССР, с тем чтобы сконцентрировать его деятельность на перспек тивных народнохозяйственных проблемах, и прежде всего на формировании общеэкономических, межотраслевых и регио нальных пропорций. Ответственные задачи стоят и перед Госснабом СССР» Ему предстоит перестроить свою работу в соответствии с требованиями нового хозяйственного механизма, развивать эф фективные формы снабжения и сбыта, включая оптовую тор говлю. Мы ждем смелых и решительных действий от Министерст ва финансов СССР. За последние годы роль финансов в хозяй ственной жизни, борьба за повышение эффективности эконо мики ослабли. Более того, в ряде случаев финансово-кредит ный механизм тормозит прогрессивные изменения. Здесь нуж ны существенные перемены, с тем чтобы нацелить его на усиление антизатратного характера развития производства. С позиций новых требований должна быть пересмотрена и деятельность Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Кредит ны не действует крайне неэффективно. На практике еще не соз даны такие условия, которые побуждали бы предприятия И организации, колхозы и совхозы рационально использоваш (Окончание на 4-й стрф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz