Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА ТОВАРИЩА РЫЖКОВА И. И. (Н ачало на 1-й стр.) более гармоничную структуру производства, которая полнее бы соответствовала растущим и меняющимся общественным потребностям. Это значит, что за каждым процентом роста, каждым рублем должна стоять качественно- новая, эффектив ная продукция с высокими потребительскими свойствами, нужная народному хозяйству и населению. В этом заключа ется непреложное требование современной стратегии эконо мического роста. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное — повышение темпов должно достигаться на принципиально новой основе— на основе всесторонней и последовательной интенсификации. Выдвигая эту задачу, партия указывает и главное средство ее решения — кардинальное ускорение научно-технического прогресса, достижение высших рубежей науки и техники. Это тот ускоритель нашего движения, действие которого бу дет нарастать из пятилетки в пятилетку. К вопросу интенсификации партия подходит комплексно и масштабно. Наша экономика вышла на такой рубеж, когда она может развиваться и развиваться быстро не за счет все боль шего наращивания ресурсов, как это было раньше, а путем всесторонней интенсификации производства — интенсифика ции по всему фронту. Намечается не только рост производи тельности труда, но и уменьшение материалоемкости и фон доемкости, перевод на рельсы интенсификации не отдельных отраслей, а народного хозяйства в целом. Это единственно верный путь к ускорению экономического и социального раз вития. Магистральным направлением решения коренных проблем социализма в конечном счете является повышение произво дительности общественного труда. Решающий шаг в осуществ лении программной задачи, завещанной нам Лениным — вый ти на ее высший мировой уровень, — будет сделан в бли жайшие пятнадцать лет. В Основных направлениях преду сматривается повысить производительность труда в целом по народному хозяйству к 2000 году в 2,3—2,5 раза. В результате советская экономика выйдет на качественно новый путь раз вития: рост производства впервые будет обеспечиваться при одновременном сокращении потребностей в трудовых ресур сах. Тем самым открываются еще большие возможности для решения многих социальных вопросов. Все это позволит ра циональнее, с учетом возрастающей динамики народного хо зяйства, формировать структуру распределения трудовых ре сурсов при одновременном обеспечении полной и эффектив ной занятости населения, что вытекает из характера и суще ства социалистического общественного строя. В обсуждаемом документе заложен принципиально иной подход к удовлетворению потребностей экономики в матери альных ресурсах. Если в предшествующие годы эти нужды покрывались преимущественно за счет увеличения производ ства, то в перспективе ставится задача добиться, чтобы при- ■рост потребностей в топливе, энергии, сырье, металле и дру гих материалах на 75—80 процентов удовлетворялся путем их экономии. О народнохозяйственной эффективности такого на правления развития дает представление следующий пример. Если бы характер роста экономики оставался прежним, к кон цу столетия нам потребовалось бы примерно на 50 млн. тони проката больше, чем сейчас проектируется. Реализация курса на ресурсосбережение позволит существенно снизить энерго емкость и материалоемкость производства. Интенсивное наращивание и техническое совершенствование производственного аппарата предъявляют особенно высокие требования к фондоотдаче. К сожалению, негативная тенден ция ее снижения все еще не преодолена. В предстоящие пят надцать лет намечается внести перелом в динамику и этого показателя: на первом этапе—в первой половине 90-х годов— стабилизировать фондоотдачу, а в последующем обеспечить ее рост. Задачей поистине исторического значения является осуще ствление новой технической реконструкции народного хозяй ства на основе достижений научно-технической революции. Только в этом случае всесторонняя интенсификация будет опираться на прочный фундамент. Речь идет о быстром обно влении и качественном совершенствовании материально-техни ческой базы страны. Очень важно, чтобы ее высокий уровень постоянно поддерживался и соответствовал мировым достиже ниям. Этот процесс должен охватить все отрасли. Каждое мини стерство, каждое предприятие должны иметь конкретную про грамму планомерного обновления производственных фондов и настойчиво проводить ее в жизнь. Это необходимо для реше ния не только экономических, но и крупных социальных воп росов. Таковы цели и главные задачи развигия экономики и по вышения народного благосостояния, которые партия выдвигает на долговременную перспективу. Они грандиозны. Их реали зация существенно продвинет страну по пути общественного прогресса, намного укрепит ее экономические позиции в ми ре, еще выше поднимет притягательную силу социализма. Для осуществления намеченного предстоит мобилизовать все наши усилия и резервы, привести в действие все факторы роста социалистического производства и повышения его эффектив ности. И главным является всемерная активизация человеческого фактора. Именно трудом реализуются наши планы, воплоща ются в конкретные дела. Поэтому важнейшая политическая задача состоит в том, чтобы каждый труженик близко к сёрд- цу воспринял программные задачи партии, ьидел в них своё кровное дело, отвечающее его интересам, интересам всего общества. В этом надежный залог процветания нашей Роди ны, новых успехов в коммунистическом строительстве (Аплодисменты). Глубина и масштабность намечаемых преобразований потре буют поднять на новый, более высокий уровень работу по ру ководству народным хозяйством. Все отрасли и республики должны иметь четкие ориентиры на ближайшее пятнадцатиле тие. Только так мы сможем ясно очертить ступени нашего роста, обеспечить преемственность целей и тактики хозяйст вования до конца нынешнего столетия, определить место и роль каждой пятилетки в осуществлении экономической стра тегии партии. III. ДВЕНАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА - ВАЖНЫЙ ЭТАП В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПАРТИИ Первым и весьма ответственным этапом практической реа лизации долговременной экономической стратегии партии яв ляется двенадцатая пятилетка. В эти годы предстоит обеспе чить существенный рост нашей экономики и вывести ее на более высокую траекторию развития — траекторию ускоре ния. С этих позиций определена главная задача пятилетки. Она состоит в повышении темпов и эффективности развития эко номики на базе ускорения научно-технического прогресса, технического перевооружения и реконструкции производст ва, интенсивного использования созданного производственно го потенциала, совершенствования системы управления, хо зяйственного механизма'и в достижении на этой основе дальнейшего подъема благосостояния советского народа. - Разрешите доложить вам, товарищи делегаты, что преду смотренные в проекте Основных направлений показатели ро ста общественного производства и его эффективности пол ностью обеспечивают реализацию главной задачи двенадца той пятилетки. Динамичность народного хозяйства находит наглядное и убедительное отражение в возрастании абсолютных прирос тов важнейших экономических показателей. Прирост нацио нального дохода увеличится в 1986—1990 годах в 1,6 раза. Отметим, что в минувшем пятилетии этот показатель сни зился. Абсолютные приросты. Среднегодовые млрд, рублей приросты, в проц. о ° « 2 * «я ч О д» О и =; и 8 5 8 «5 2 3 о “ е 2 * - с о * я к* 2 5 Я г- ж к о с; 2 5 „ * « * Я 2 к «- х я к н К а * о О 2 е 5 § р* V I- 2 « ч а X X у „ (V Н О 5 м к с.3 ые с а -Национальный доход, исполь зуемый на потребление и на копление продукция промышленности в том числе: производство средств про изводства (группа «А») ‘ производство предметов пот ребления (группа «Б») ■ продукция сельского хозяй ства (прирост среднегодового производства по сравнению с предыдущей пятилеткой, в це нах 1983 г.) ^ розничный товарооборот объем реализации платных у с лу г населению 71 96--111 3,1 3,5—4,0 135 169—194 3,7 3.9—4,4 99 123--142 3,6 3,7—4,2 36 46--52 3,9 4,1—4,6 11 28—32 1,1 2,7—3,0 46 59—73 3,1 3,4—4,0 9,8 13,7—18,2 5,0 5.4—7,0 .-В результате объем национального дохода достигнет в 1990 году 614 млрд, рублей, а промышленного производства — Г, трлн, рублей. Такими темпами и масштабами будет харак теризоваться наша экономика к началу последнего десятиле тия XX века. ■' ■ г ' " Двенадцатая пятилетка имеет и другую особенность. Она призвана заложить основу для нарастания темпов социально- экономического развития страны в последующее десятилетие. Это потребовало при формировании народнохозяйственных пропорций обратить особое внимание на политику капиталь ных вложений. В течение последних трех пятилеток происхо дило постоянное и существенное снижение темпов их роста, что не могло не сказаться на замедлении обновления основ ных фондов прироста мощностей и, в конечном счете, на развитии народного хозяйства. Исходя из курса на ускорение. Центральный Комитет КПСС признал целесообразным пойти на увеличение темпов прироста производственных капитальных вложений в двенад цатой пятилетке до 25 проц. против 16 проц. в прошлой. Ес тественно. это влечет за собой некоторое изменение пропор ций ь распределении национального дохода — повышение в нем доли фонда накопления. Такой маневр необходим для достижения как текущих, так и стратегических целей. В по следующем долю накопления намечается стабилизировать и даже Несколько снизить. Следует подчеркнуть, что этот маневр будет осуществляться в у с л о в и я х повышения эффективности общественного произ водства что позволит значительно увеличить абсолютные размеры фонда потребления, который определяет материальный уровень жизни советских людей. Назову следующие данные. Прирост фонда потребления составит за двенадцатую ^пяти летку 74 млрд, рублей по сравнению с 55 млрд, рублей в прошлой. Ускорится рост реальных доходов населения. Такой характер развития полностью соответствует долговременному курсу партии на усиление социальной направленности наших планов. В двенадцатой пятилетке намечается сделать решительный шаг в осуществлении актуальной экономической и политиче ской задачи — задачи перевода народного хозяйства на ин тенсивный путь развития Рост конечных результатов преду смотрен при существенном уменьшении приростов важней ших ресурсов и одновременном улучшении всех качественных показателей работы. I. Результаты производства национальный доход, исполь зуемый на потребление и на копление промышленная продукция ‘сельскохозяйственная про дукция (среднегодовой объем) И. Важнейшие ресурсы численность занятых в отрас лях материального производ ства основные производственные фонды производство предметов труда Прирост за пятилетие (в процентах) 3 3 Увеличение 5 (+ ) Ои ои «3 >ч * уменьшение ю (—) темпов 2 2 X 3 2 прирост* 1981- 8 а» «I I сО я 17 19—22 + (2-5) 20 21—24 + (1-4) 6 14—16 + (8-10) 2,3 0,5 —1,8 37 30 —7 17 15 —2 В Основных направлениях предусматривается увеличить производительность общественного труда на 20—23 процента против 16,5 процента в прошлой пятилетке. Впервые практи чески весь прирост национального дохода, продукции про мышленности и других производственных отраслей намечено получить за счет увеличения производительности труда. Это одна из принципиальных особенностей новой Пя тилетки. Прирост трудовых ресурсов в эти годы сокращается и составит всего 3,2 млн. человек. Без запланированного ро ста производительности труда народному хозяйству понадо билось бы дополнительно свыше 22 млн. работников. Таки ми трудовыми ресурсами мы просто не располагаем. В две надцатой пятилетке представляется возможным не только обойтись имеющимся приростом, но почти полностью напра вить его в образование, здравоохранение, другие социально культурные отрасли, тогда как в минувшем пятилетии при рост трудовых ресурсов примерно поровну распределялся между производственной и непроизводственной сферами. В соответствии с линией, выработанной партией, сущест венно ускоряется решение такой важной задачи, как превра щение экономии в основной источник удовлетворения до полнительной потребности в топливе, сырье и других мате риалах. За счет этого в ближайшие пять лет намечается обеспечить 60—65 процентов прироста потребности в важ нейших ресурсах. В результате экономия материальных затрат в целом по народному хозяйству в 1990 году удвоится. Таких масштабов ресурсосбережения страна еще не знала. Они отражают объективные потребности современного этапа нашего развития. Пути решения проблемы ресурсосбережения многообразны Прежде всего — это широкое использование новейшей тех ники и технологии, современных организационных форм, действенного экономического механизма. И, конечно, созда ние таких материальных условий и морально нравственного климата в каждом коллективе, при которых трудящиеся, все советские люди станут заинтересованными и активными уча стниками этого большого дела. Одно из важных направлений работы — максимальное ис пользование вторичных ресурсов. Их доля в производствен ном потреблении пока еще невелика, хотя в отдельных республиках, например в Украинской ССР, накоплен немалый Положительный опыт. Известны большие достижения в этой области и в братских странах социализма. В перспективе удельный вес вторичного сырья намечается существенно по высить и довести в среднем не менее чем до 10—12 проц. Руководители министерств и союзных республик должны в корне изменить отношение к этому делу. Нередко они, об разно говоря, сидят на огромном богатстве и в то же время жалуются на нехватку сырья. Нельзя также забывать о том колоссальном ущербе, который при этом наносится окру жающей среде. С принципиальных, государственных позиций обязаны подходить к использованию вторичных ресурсов Госплан СССР и Госснаб СССР. Среди важнейших проблем повышения эффективности, по жалуй, наиболее острой и неотложной является качество про дукции и работ. Вопрос этот не только экономический, но и политический. За короткий исторический срок по объемам производства многих видов продукции мы вышли на передо вые позиции в мире. Теперь мы можем и обязаны с немень шей настойчивостью решить проблему качества. Народное хозяйство подошло к такой черте, когда без коренного улуч шения положения дел с качеством не может быть решена ни одна крупная производственная й социальная задача. Повышение качества продукции — это, в конечном счете, и вопрос ее количества, экономии ресурсов, более полного удовлетворения общественных потребностей. Один только пример. Хорошо известно, насколько остро стоит в стране вопрос о шинах. Знает об этом и Миннефтехимпром. Наибо лее экономичный путь решения этой задачи— увеличение хо димости шин. Повышение этого показателя на 10 проц. рав нозначно выпуску 6 млн. штук шин в год Это практически столько, сколько нам сегодня их не хватает для удовлетворе ния потребностей и народного хозяйства, и населения. И та ких примеров можно привести немало. В проекте Основных направлений намечено примерно удво ить за пятилетие удельный вес промышленной продукции выс шей категории качества. При этом необходимо существенно повысить роль и объективность аттестации. Актуальной эадо- чей сегодняшнего дня является эффективное использование хозяйственного механизма, который неотвратимо материально и морально наказывает предприятия, допускающие низкое качество. И наоборот, трудовые коллективы, которые выпус кают современную высококачественную продукцию, а у нас их немало, должны поощряться, и поощряться щедро. В этом направлеини ныне приняты важные решения: введены весо мые надбавки и жесткие санкции. Предприятиям й объедине ниям следует быстро перестроить свою работу, чтобы новые требования к качеству никого не застали врасплох. Повышение качества — задача общенародная, и решить ее можно только усилиями всех звеньев управления, всех пред приятий, всех тружеников, опираясь на достижения современ ной науки и техники, инициативу и творчество масс. Здесь на до действовать всеми средствами: экономическими, админист ративными, воспитательными. И в этом деле недопустимы по лумеры. Нужны предельная мобилизация сил, настойчивость и последовательность в осуществлении принимаемых решений. Так ставится вопрос о качестве в письме Центрального Ко митета КПСС, с которым он обратился ко всем трудящимся. И так он должен решаться.(Продолжительные аплодисменты). Товарищи! В проекте Основных направлений определены весьма ответственные и напряженные задания по росту про изводства и благосостояния народа. На эти годы предусмот рено полное обеспечение Советских Вооруженных Сил всем необходимым для защиты нашей Родины. Двенадцатая пяти летка, которая дает начало реализации долговременной стратегии партии, должна стать переломной во всех отноше ниях: и с точки зрения темпов роста, и с точки зрения эф фективности. Она должна стать переломной и в организации выполнения пятилетнего плана. Надо извлечь выводы из уроков прошлого, когда центр тя жести в выполнении пятилетки сдвигался на ее последние го ды. В соответствии с установкой Центрального Комитета КПСС уже на 1986 год — первый год пятилетки — предус мотрены такие темпы развития народного хозяйства, которые позволяют более равномерно распределить задания пятилет него плана и тем самым создать реаХьные условия для его выполнения. Все это требует напряженной работы с самого начала пятилетки и задает необходимый ритм на последующие годы. Мобилизуя ближайшие организационные и социальные ре зервы, надо не упустить время и задействовать ключевые, долговременные факторы ускорения и, прежде всего, научно- технический прогресс. Только сомкнув воедино эти направле ния работы, мы воплотим наши планы в жизнь, решим наме ченные социальные задачи. IV. ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ В ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ 1. Ускорение научно- технического прогресса— главный рычаг интенсификации Курс партни на всестороннюю интенсификацию опирается на огромные возможности современного этапа научно-техни ческой революции. Сейчас как никогда актуальны слова Вла димира Ильича Ленина: «...Чтобы строить коммунизм, надо взять и технику, и науку и пустить ее в ход...». Ныне «пус тить в ход» науку и технику — это значит ускорить научно- технический прогресс на приоритетных его направлениях, обе спечить быстрое и масштабное освоение всего передового, ка чественное преобразование производительных сил. Это озна чает также совместную разработку и эффективное использо вание научно-технических достижений государствами социа листического содружества, активное участие в мировом раз делении труда. Наша страна всегда уделяла особое внимание развитию науки и техники. За исторически короткий срок был создан мощный научный потенциал, который на каждом этапе поз волял успешно решать крупные народнохозяйственные и обо ронные задачи. Однако не секрет, что, обладая значительны ми научными разработками, передовыми идеями, мы зачастую отстаем в освоении прогрессивных технологий и даже тех, которые родились в нашей стране. Такое положение объясня ется не чем иным, как просчетами министерств в технической политике, а порой их нежеланием заглянуть в завтрашний день. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и июньском со вещании прошлого года в Центральном Комитете партии на основе глубокого анализа со всей остротой был поставлен вопрос о решительном устранении преград на пути научно- технического прогресса, обеспечении кардинальных, револю ционных сдвигов на всех его направлениях. Стратегия управ ления ускорением научно-технического прогресса, выработан ная партией, состоит, во-первых, в том, чтобы, продвигаясь широким фронтом науки и техники, концентрировать имею щиеся средства на ключевых направлениях. Во-вторых, дать простор массовому использованию надежных, проверенных практикой технических новшеств, с тем чтобы получить мак симальную отдачу, пока они морально не устарели. В-третьих, быстро и целеустремленно вести научные, проектные и конст рукторские разработки, которые обеспечат создание и освое ние принципиально новых техники и технологии, многократно повышающих производительность труда. В двенадцатой пя тилетке решение этих вопросов переводится на практические рельсы. Одно из важнейших направлений научно-технического прогресса — широкое освоение передовых технологий. Лишь встав на такой путь, мы сможем осуществить сдвиг, который привел бы к качественно новому состоянию не только от дельных видов производства, но и целых отраслей. В двенад цатой пятилетке намечается в 1,5—2 раза расширить приме нение прогрессивных, базовых для каждой отрасли техноло гий. Заметное место займут принципиально новые технологии, такие, как мембранная, лазерная, плазменная технологии с использованием сверхвысоких давлений и импульсных нагру зок и т. д. Масштабы их применения возрастут в несколько раз, что, несомненно, принесет крупный экономический эф фект. Другое направление — автоматизация и механизация про изводства. Они призваны коренным образом преобразовать ра бочие места, сделать труд рабочих, колхозников, интеллиген ции более производительным, творческим, привлекатель ным. Это одна из важнейших социальных задач, которые ста вит перед собою партия. Уровень автоматизации в среднем по народному хозяйству возрастет в два раза. В промышленности намечено ввести около 5 тысяч автоматизированных систем управления технологическими процессами. Современный этап автоматизации опирается на революцию в электронно-вычислительной технике, электронизацию народ ного хозяйства. В годы пятилетки предусмотрено создание и освоение новых поколений ЭВМ всех классов — от супер ЭВМ до персональных для школьного обучения. Общий вы пуск средств вычислительной техники увеличится за пятиле тие в 2,3 раза. Ставится задача широкой электронизации ма шин и оборудования, выпускаемых для всех отраслей. За та кой техникой будущее. Характерная черта автоматизации в двенадцатой пятилетке — быстрое развитие робототехники, роторных и роторно-кон вейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность. Парк промыш ленных роботов, например, за пятилетие увеличится в 3 раза. Масштабы, как видим, немалые. К использованию этой прогрессивной и, надо сказать, дорогостоящей техники не обходим принципиально новый подход. Между тем в настоя щее время во многих министерствах она используется край не неэффективно. Так, по данным Комитета народного конт роля СССР, на предприятиях Минэлектротехпрома высоко производительные обрабатывающие центры не загружены, часть из них просто бездействует. На многих предприятиях Минсельхозмаша, Минэнергомаша коэффициент сменности ра боты станков с ЧПУ менее единицы. Такая, с позволения ска зать, практика дискредитирует возможности, заложенные в новейшей технике, наносит большой экономический ущерб, и в этом деле надо незамедлительно навести порядок. Существенное снижение материалоемкости произ водства намечено обеспечивать за счет массового приме нения эффективных видов металлопродукции, пластических масс и других прогрессивных материалов. Их выпуск увели чится за пять лет более чем на треть при росте традицион ных материалов лишь на 6 проц. Огромные перспективы от крывает использование принципиально новых конструкцион ных материалов, разработанных нашими учеными, которые многократно превосходят по своим свойствам применяемые в настоящее время. Речь идет, в частности, о *композитах. В двенадцатой пятилетке их изготовление возрастет в Ю — 12 раз. Намеченные в целом на пятилетку масштабы освоения но вой техники и технологии обеспечат более двух третей при роста производительности общественного труда, снижение себестоимости в промышленности на 28 млрд, рублей. Стремительный ход развития науки и техники требует неп рерывного и нарастающего пополнения арсенала научных идей и разработок. Решающая роль принадлежит здесь фун даментальным исследованиям, нашей Академии наук СССР, имеющей прекрасные традиции и выдающиеся достижения. Многое может сделать и вузовская наука. Однако их откры тия принесут эффект только при условии, если они вовремя будут подхватываться и использоваться, то есть при четкой и слаженной работе всех звеньев цикла «наука—про изводство». В этой цеди весьма важным звеном является от раслевая наука. Она имеет развитую сеть научно-иссле довательских институтов и конструкторских бю ро, в ней сосредоточены большие научные силы, и там, где они умело используются, налицо хорошие результаты. Но так обстоят дела не везде. Отраслевые организации нередко годами топчутся на месте, работают вхолостую. Их деятель ность подчинена порой защите узковедомственных интересов, утратила творческий характер, отличается мелкотемьем, рас пылением средств и сил. Руководители многих министерств, зная об этом, проявляют инертность и безответственность в использовании огромного научно-технического потенциала. В го же время их отличает завидная активность в приобретении эа рубежом техники и технологии, которые могут быть с ус пехом созданы собственными силами. Такой порочной практи ке надо давать строгую, принципиальную партийную оценку. Безудержная погоня за импортными техникой и технологи ей, захватившая многих руководителей, разлагающе влияет на коллективы разработчиков. Видя, с какой легкостью при обретается за рубежом оборудование, они по существу рас холаживаются, теряют высокий накал в работе, пасуют пе ред трудностями. Мы далеки от того, чтобы не использовать результаты международного разделения труда и обмена на учно-техническими знаниями, но в первую очередь должны опираться на свой огромный научный потенциал. (Продолжи тельные аплодисменты). В новой пятилетке предстоит реши тельно перестроить отраслевую науку, максимально приблизить ее к производству, укрепить материальную и особенно опытно экспериментальную базы, оснастить современными приборами и научным оборудованием. Она обязана нести полную ответ ственность за научно-технический уровень отрасли. И это должно быть главным в оценке ее деятельности. Особого внимания требует заводской сектор науки. Он бли же всего стоит к производству, органически слит с ним и, как показывает практика, обеспечивает значительное сокра щение сроков разработки и производства новой техники. Сво ей славой такие объединения, как «Электросила», «Уралмаш», Ивановское станкостроительное производственное объединение и другие, во многом обязаны заводским ученым, конструкто рам и технологам. Необходимо опережающими темпами раз вивать этот сектор науки, смело вводить в его состав отрас левые научно-исследовательские институты. Следует быстрее вести работу по организации научно-производственных объ единений. Они призваны постоянно находиться на острие на учно-технического прогресса. Этот процесс уже начался в машиностроении. Надо, чтобы он был активно подхвачен в других отраслях. В последнее время на основе опыта ведущих научных ор ганизаций в стране создаются межотраслевые научно-техниче ские комплексы. Они находятся на главных направлениях на учно-технического прогресса и являются новой эффективной формой соединения науки с производством. И главное, конечно, — обеспечение необходимых экономи ческих, социальных, организационных предпосылок для твор ческого труда инженеров, ученых, конструкторов. Именно они являются генераторами научных идей и разработок, от них в первую очередь зависит технический уровень произ водства. Учитывая это, принят ряд важных решений, направ ленных на активизацию их деятельности, повышение обще ственного престижа, стимулирование труда. Вводятся новые формы оплаты, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Они позволяют поощрять труд, который дает высокую творческую отдачу, преодолеть уравнительные тен денции. В свое время многие руководители настаивали на их введении. Поэтому трудно объяснить тот факт, что на сегод няшний день на новые формы оплаты перешли не более де сятка предприятий и объединений. Все это показывает, нас колько сильна инертность в вопросах научно-технического прогресса, насколько нужны энергичные масштабные дейст вия. Предстоит решительно перестроить хозяйственный механизм в интересах ускорения научно-технического прогресса в каж дой отрасли экономики. Но надо отдавать себе отчет в том, что этот механизм сам по себе не даст результата, если од новременно не будет повышена ответственность хозяйствен, ных руководителей, и в первую очередь министров. Они обя заны нести полную ответственность за технический уровень производства в отраслях. В решении новых задач в области научно-технической политики немало зависит от Государственного комитета СССР по науке и технике, который пока не нашел свое го места, не перестроил свою работу в свете современных тре бований. Ему следует сосредоточиться на координации главных направлений научно-технического прогресса, на осуществлении непосредственного руководства межотраслевыми научно-тех ническими комплексами организации научной информации в стране. Весьма важное и новое для него направление — коор динация работы по реализации Комплексной программы на учно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 года. И, наконец, для того, чтобы научно-технический ^ про гресс стал органической частью наших планов, всей экономи ческой жизни, необходимо коренным образом перестроить всю систему управления им. Это касается практики планиро вания, системы финансирования, ценообразования и стимули рования, всего хозяйственного механизма. Словом, товарищи, первостепенная задача двенадцатой пяти летки — добиваться, чтобы любое инженерное и хозяйствен ное решение рассматривалось сквозь призму постоянного воз растания вклада науки и техники в производство. Экономиче ская система социализма позволяет планомерно овладевать возможностями научно-технической революции. В отличие от капитализма, где великие достижения науки и техники ведут, в конечном счете, к обострению социальных противоречий, в руках социалистического государства — это мощная преобра зующая сила общественного развития. Здесь историческое преимущество за социализмом, и его надо использовать в пол ной мере. (Аплодисменты). 2. Инвестиционная политика и капитальное строительство Действенным инструментом реализации экономической стра тегии партии является активная инвестиционная политика. В каждый период она подчинена решению главных задач, кото рые стоят перед страной. Новизна инвестиционной политики в двенадцатой пятилетке — ее нацеленность на ускорение научно-технического прогресса, качественное преобразование материальной базы и структуры производства. Существенно увеличится прирюст капитальных вложений — со 125 млрд, рублей в 1981—1985 годах до 170 млрд. руб. лей в нынешней пятилетке. Общий их объем достигнет почти триллиона рублей. Но дело, конечно, не только в огрюмных размерах капи тальных вложений. Успех инвестиционной политики во мно гом определяется тем, насколько эффективно используются ресурюы, как сформирована их отраслевая и воспроизводст венная структура, как организован сам процесс капитального строительства. Все эти вопросы всесторюнне прорабатывались в ходе подготовки Основных направлений. Важной особенностью двенадцатой пятилетки является зна чительное, в 1,8 раза, увеличение капитальных вложений в машиностроительный комплекс — комплекс, в которюм мате риализуются достижения научно-технического прогресса. Осо бый акцент делается на развитии тех его отраслей, которые обеспечивают качественные сдвиги в техническом уровне самого машиностроения. Этим закладывается материальная основа ускорения научно-технического прогресса. Срюди базовых отраслей особое внимание будет уделено топливно-энергетическому комплексу. Надежное обеспечение топливом народного хозяйства нашей страны и государств социалистического содружества в условиях, когда его добыча и транспортировка становятся все более сложными, потребо вало увеличения капитальных вложений в эту сферу на 47 проц. А в развитие производств, обеспечивающих эффектив ные способы добычи и переработки топлива, темпы их при- роста будут выше примерно вдвое. В агропрюмышленный комплекс в соответствии с Продоволь ственной прюграммой направляется треть всех капитальных вложений. При этом прдаоритет отдается отраслям, перераба тывающим сельскохозяйственное сырье; капитальные вло оке» (Продолжение на 3-й стр4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz