Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Не ждал-не гадал води­ тель автббуса Алексей Зяб­ ликов, что рейс этот, в сля­ котный промозглый день, принесет ему столько непри­ ятностей. Только разогнал Лешка автобус — хотелось с ходу взять затяжной, нудный подъем, как вдруг справа, под дверью испуган­ но охнул баллон, и автобус, заметке накренившись, сполз "вбок, на скользкую, грязную обочину. Через се­ кунду машину сильно трях­ нуло в кювете, и, ломая тонкие белые стволы берез в придорожной полосе, он. наконец, остановился. К счастью, обошлось без жертв. Хотя, как сказать... «Же­ ртвы» были. Одной из них стал сборщик местного шин­ ного завода Василий Бухо- нов, которого Зябликов оты­ скал по номеру на взорвав­ шемся колесе. Вызвав его по телефону из цеха, Лешка отогнул края разрыва на злосчастном баллоне: меж­ ду слоями корда вид­ нелась грязь. «Все так халтурно собираешь, зем­ ляк?» — возбужденно сппосил он Василия. Дальше события мелькали, как в ка­ лейдоскопе. С разбитой гу­ бой Бухонов полетел на землю. За обиженного за­ ступился родной завод. Зябликова вызвали в мили­ цию, завели на него дело о хулиганстве... Так начинается повесть воронежского прозаика Ва­ лерия Барабашова «Катилось колесо», выпущенная недав- НРАВСТВЕННОСТЬ И ЭКОНОМИКА З а м е т к и о т в о р ч е с т в е В. Б А Р А Б А Ш О В А но в издательстве «Совре­ менник». Вместе с ней опубликована и другая по­ весть этого автора — «Ма­ гистраль», давшая название сборнику. Объединение их под одной обложкой не слу­ чайно. Обе они о рабочем классе: первая посвящена жизни шинного завода, вто­ рая •— работникам железно­ дорожного транспорта. Итак, рабочая тема. В нашей литературе ей отведе­ но особое место. Так, бес­ спорными достижениями последних лет стали романы .«Территория» Олега Кувае­ ва, «Техника безопасности» Юрия Скопа, в которых сложнейшие аспекты чело­ веческого бытия показаны через призму производствен­ ных социалистических отно­ шений. Устойчивый ’ чита­ тельский спрос на подобные произведения — вернейшее свидетельство непреходящего ' интереса к рабочей теме. Все это, естественно, накла­ дывает большую ответствен­ ность на художника, решив­ шего обратиться к этой те­ ме. Не повторяя предшест­ венников, творчески развивая их идеи и метод примени­ тельно к нынешнему време­ ни, ему предстоит, внести оригинальную струю в рус­ ло современного литератур­ ного поиска. Удалось ли это В. Бара- башову? Да, удалось, хотя утвер­ ждение и может показаться излишне категоричным. Ведь В. Барабашов, несмотря на большой жизненный опыт, в литературе по сути только начинает. Дебютом — и удачей одновременно — ста­ ла его повесть «Жаркие пе­ регоны», опубликованная в 1981 году в журнале «Моло­ дая гвардия». Позже режис­ сер Б. Трегубович написал по ней сценарий и поставил фильм «Магистраль». Кроме нее, Валерий Барабашов на­ писал уже упоминавшуюся повесть «Катилось колесо», повесть «Прощание славян­ ки», навеянную его службой в армии, и еще две-три ве­ щи, опубликованные в жур­ налах. Но, хотя профессио­ нальный багаж его еще не велик, как писатель он уже вполне состоялся. И особен­ но это заметно по его рабо­ чим повестям. В обеих — напряженный динамичный сюжет, драма­ тическое переплетение судеб героев. Добавим к . этому сильнейший эмоциональный настрой, небеспристрастны}! исследовательский подход к проблемам, волнующим каж­ дого из нас, — совершенст­ вованию экономических и человеческих отношений... Подтверждение этому — фильм Б. Трегубовича. Он с успехом прошел по киноте­ атрам и. думается, нет нужды пересказывать его содержание. Но знаменатель­ но, что известный режиссер (а наш кинематограф не очень-то балует вниманием современную литературу) счел возможным перевести на экранный язык первую .вещь молодого писателя. И фильм, признаться, полу­ чился. Понятно, что успех его по праву разделяет и автор повести В. Барабашов. В целом повесть представ­ ляется мне, пожалуй, даже значительнее и глубже филь- .ма, снятого хотя и добротно, но традиционно, без попыток вскрыть какие-то новые, до­ селе мало изученные, пласты жизни. Валерий Барабашов изо­ бражает начальника дороги Уржумова человечным и в чем-то даже слабым. Да; этот крупный руководитель с тремя «генеральскими» звездами на кителе нр мо­ жет ни предотвратить столк­ новения пассажирского эк­ спресса «Россия», ни ре­ шить «квартирный вопрос» поездного диспетчера Бой­ чука, ни заменить начальни­ ка отделения дороги ■Исае­ ва. А самое главное, Уржу- мов, опутанный, словно сетью, зависимостью от ми­ нистерства, от фондов и лимитов, не может с маху начинать дорогостоящую ре­ конструкцию «сортировки»; на чем настаивает его одно­ кашник инженер Забелин. Да, не может. Но мы, чита­ тели, не испытываем разоча­ рования. Не испытываем потому, что в душе он при­ нял решение и готов за не­ го вести бои не только со своим заместителем Желни- ным, но и всеми, для кого принцип «моя хата с краю» будто свет в окошке. Что ж, естественная эволюция чело­ века, пришедшего под влия­ нием обстоятельств к неиз­ бежному выводу: «Если не я, то кто же?». Это заставля­ ет поверить, что трудности магистрали в конце концов будит преодолены... Но совершенно иное отно­ шение складывается у нас к другому главному герою Ба­ рабашова — директору шинного завода Серебровско- му из повести «Катилось ко­ лесо». Этот на е и д интелли­ гентный, красивый и не ста­ рый еще мужчина способен поначалу вызвать симпатии. Не случайно, начальник за-, водского ОТК Ирина Ива­ новна Шубина, уступая на­ стоятельной просьбе" Сереб- ровского, дает «добро» пар­ тии никуда не годных шин, одна из которых взорвалась на автобусе Зябликова. Ири­ ну Ивановну понять можно: она действовала бескорыст­ но, из стремления помочь любимому, на плечах кото­ рого огромный завод. Но Серебровский... Разве план надо делать любой ценой? Впрочем, и на Серебровского «давят» Из главка: «Шин! Как можно больше шин! Лишь бы приняли смежни­ ки». И он дает эти шины, стараясь не думать о пос­ ледствиях, оттягивая неиз­ бежную реконструкцию. Все это по-человечески по­ нятно,- как и его «реверан­ сы» перед местным журна­ листом Хромушиным. Но вот он, не задумываясь, не придавая, по его словам, да­ же значения этому, остав­ ляет Ирину ночью в гости­ нице наедине с заместителем начальника главка Горюно­ вым, и тут становится ясно: даже Желнину с его при­ вычкой ко Ясему устоявше­ муся, боязнью ответственно­ сти далеко до СереброЕско- го. Переступив из-за стрем­ ления угодить начальству главный нравственный за­ кон — не предай ближнего, — он падает в наших гла­ зах настолько низко, что мы, не зная еще, как ра­ зовьются впоследствии собы­ тия, не сомневаемся: с Се- ребровским заводу будет плохо, очень плохо. Ведь от подлости страдают не только люди, но и дело. Само название повести — «Катилось колесо» — весьма красноречиво: когда- то раскрученный хозяйствен­ ный механизм по ' инерции еще действует, завод пока выдаст шины, но маховик уже на грани остановки. Нужны новые люди, новый, разумный, подход к пробле­ мам, управления производст­ вом, чтобы движение уско­ рилось. Процесс обществен­ ного, хозяйственного обнов­ ления уже идет, и в нем нет места таким, как Серебров­ ский. Достоверность, убедитель­ ность литературного матери­ ала не случайна для Баоаба- шова. Как известно, кроме таланта, писатель должен обладать огромной суммой знаний о различных сферах действительности. Как пи­ сал в предисловии к повести «Прощание славянки» кри­ тик В. Горбачев, «серьез­ ность творческих намерений Валерия Барабашова, живу­ щего ныне у себя на родине, в Воронеже, но повидавшего страну и на западе, и дале­ ко на востоке, подтвержда­ ется основательностью его житейского опыта, получен­ ного прежде, чем он взялся за перо». Он хорошо знает рабочую среду: работал пос­ ле речного училища кранов­ щиком в порту, слесарем, наладчиком, сменным ма­ стером, инженером на заво­ де. За его плечами — уни­ верситет, служба в армии, редактирование молодеж­ ной газеты, работа собкором «Гудка» и редактором отде­ ла публицистики журнала «Подъем». Как и рабочая юность, годы, отданные жур­ налистике, не прошли для него бесследно. Причем, не только в части накопления жизненного опыта. " Журна­ лист, разумеется в самом лучшем значении этого сло­ ва, сказывается в его лите­ ратурном творчестве. Это и публицистическая заострен­ ность житейских и производ­ ственных конфликтов, и логи­ ческая последовательность тщательно отобранных со­ бытий, и точный, лишенный украшательства язык.. Кокечно, придирчивый ис­ следователь найдет в твор­ честве Барабашова и недо­ статки. Тут и эскизность не­ которых характеров, и, мо­ жет быть, излишне подроб­ ные описания технологиче­ ских процессов, и не иду­ щее на пользу — при ма- лом-то объеме повестей — многолюдство. Все это так. Но одно остается бесспор­ ным: проблемы современно­ сти анализируются В. Бара- башовым с большим мастер­ ством и страстностью. Тем он и заслужил уважение чита­ телей. А. КОЛЯДОВ. ------------------------------------- ВЫСТАВКИ ------------------------------------ «Я Х О Т Е Л А НАРИСОВАТЬ МИР...» В областном выставочном зале открылась зональная передвижная выставка детского творчества. В экспози­ ции представлено 146 работ юных художников Липецка и области, 30 — из Тульской, 18 — из Курской облас­ тей. Рисунки, керамические игрушки, поделки из при­ родных материалов... Они выполнены на занятиях в дет­ ской художественной школе, в кружках, изостудиях или на уроках рисования в школах. Выставка детского рисун­ к а—это всегда яркий празд­ ник. В душе каждого ма­ ленького человека живет художник. Он изо дня в день делает открытия, ведь для него все — впервые. Если бумага, краски и карандаши под рукой, можно с их помо­ щью поведать о том, что восхищает, радует, удивляет. Для ребенка рисование — игра, где он не зритель, а непосредственный участник действия. Юный художник ведет графический рассказ, опираясь в основном не на зрительный, еще не очень богатый, а на жизненный опыт действий с предметами. Отсюда — некоторые услов­ ности рисунка: нет привыч­ ной нам перспективы и све­ тотени, лист бумаги—реаль­ ная плоскость. Примем эти условности, и мы увидим в работах детей немалые дос­ тоинства, которые вызывают неподдельный интерес ч мас­ титых художников. Посмотрите, с каким го­ рячим любопытством, с ка­ кой буйной фантазией осва­ ивают ребята из Сселков- екой школы мир космоса. Живописно, очень эмоцио­ нально рисует В. Москалев «Окно в космос» (ему — 7 лет), а О. Федерякин свое «Космическое небо» (10 лет). Открытый, декоративный синий цвет помогает найти образ «Синего моря» В. Га- ба (9 лет). Круто изогнутая линия берега создает ощу­ щение его мощного дыхания. Выразительна, ритмически организована композиция в рисунке Е. Куру-Оглу «Убо­ рочная пора» (8 лет). Изо­ рассказ увлекает непосред­ ственностью: несмотря на дождь, сменяющийся солн­ цем, вереница комбайнов убирает хлеб. С помощью цветовых пятен хорошо пере­ дан напряженный ритм рабо­ ты. Кто может сравниться с детьми в умении выделять главное в рисунке? А для них это так просто! Напри­ мер, в композиции Н. Сви­ риной «В цирке» (8 лет) у слона главное — хобот, изя­ щно поднятый вверх. Оста­ ется добавить мощные ноги, большие повисшие уши —и перед нами выразительный «портрет» симпатичного ги­ ганта. У детей постарше, 10—12 лет, в центре внимания — предмет, правдивость его изо­ бражения. Вот почему они так любят рисовать с нату­ ры, пытаясь передать глуби­ ну пространства, объем, све­ тотень. Не все получается сразу. Здесь особенно важно целенаправленное художест­ венное воспитание на уроках рисования, в изостудии. Плоды его чувствуются в работах учащихся Липецкой детской художественной шко­ лы, где наиболее одаренные ребята занимаются очень серьезно. Детей не смущает большой размер листа, они смело ведут линию, строят изображение цветовыми пят­ нами. Работы 11 —13-летних Н. Шевченко «На ферме», Ж. Дробышева «На огороде», О. Каковкиной «Рыбаки» от­ личаются уверенным подхо­ дом к композиции, живопис­ ностью решения. Хотя рисунки учащихся общеобразовательных школ г. Липецка и уступают рабо­ там их ровесников из худо­ жественной школы в профес­ сиональных качествах, но и среди них есть просто чудес­ ные вещи, отличающиеся тон­ ким чувством, настроением. Особенно хороши пейзажи: лиричная «Осень» О. Суха­ новой, яркое, декоративное «Лето» А. Ласкина, таинст­ венные «Сумерки» И. Буро­ вой и фантастическая зага­ дочная «Ночь» семилетнего Е. Артемова. Выставка удивляет широ­ той интересов, разнообрази­ ем тем. Здесь портреты дру­ зей и родителей, натюрмор­ ты, фантазии на темы люби­ мых сказок, бытовые сценки, пейзажи. Но наши современ­ ные развитые, эрудированные дети не замыкаются в школьном или семейном кру­ гу, они живут жизнью и ИН-* тересами своей страны. «Бо­ гатый урожай» С. Дровалева (7 лет, Тульская обл.) — одна из многих работ, по­ священная труду взрослых. Даже глобальные проблемы войны и мира решают дети в своих композициях. «Миру —мир» назвала рисунок И. Власова (1 2 .лет, г. Тула). Любовь к родному городу чувствуется в работе Н. Ми­ роновой «Тула. Кремль» (12 лет). Среди произведений курян интересны изящные линогра­ вюры учащихся старших классов, посвященные своему городу, его древней истории: «Курский воин» Е. Колгано­ вой, «950 лет Курску» О. Аразова. Ребята достаточно мастерски справляются с не­ простой графической техни­ кой. Радует и диапазон худо­ жественных увлечений детей — здесь эскизы тканей, экс­ либрисы, эмблемы, закладки для книг и разнообразие ма­ териалов и техник — гуашь, акварель, тушь, карандаш, аппликация, линогравюра. Особое внимание , привле­ кают декоративно-приклад­ ные работы кружка «Приро­ да и фантазия» Дома пио­ неров Советского р-на г. Ли­ пецка (руководитель В. И. Шахова). Кора, пакля, шиш­ ки, сучки, ракушки, береста чудесным образом превраща­ ются в забавных зверей, пер­ сонажей сказок. Невозможно пройти мимо красавца «Пе­ ти» И. Зайцевой (12 лет), симпатичного чертенка из пакли, гадающего на ромаш­ ке, — «Любит, не любит» Н. Игнаткина (14 лет). Кружок «Керамика» Ли­ пецкого городского Дома пионеров (руководитель Р. Г. Федорина) представил глиня­ ные игрушки, выполненные в дымковских традициях, — важные барыни, медведи, козы, петрушки, свистульки с яркой, декоративной рос­ писью. Прекрасно, что в де­ тях воспитываются уважение и любовь к русскому народ­ ному искусству, желание со­ хранить его традиции. Не все из нынешних уча­ стников выставки станут про­ фессиональными художника­ ми. Но занятия рисованием ни для кого'не пройдут да­ ром. Они формируют эстети­ чески развитую личность, образное, ассоциативное мы­ шление, без которого нет творчества в любой сфере производства, и, что самое главное, способствуют вос­ питанию чувств, нравстцен- ных качеств. Ведь добро не­ отделимо от красоты. Е. АБРАМОВА, искусствовед. НА СНИМКАХ: в зале зо­ нальной передвижной выртав- ки детского творчества. Фото А. КОЗИНА. ИНФОРМАЦИЯ ИРАНО -ИРАКСКИЙ КОНФЛИКТ БАГДАД, 6 января. (ТАСС). Иракская авиация вновь подвергла бомбарди­ ровкам нефтеналивные соо­ ружения на острове Харк, а также атаковала «крупную морскую цель» близ иран­ ского побережья, сообщает­ ся в коммюнике главного во­ енного командования Ирака. Самолеты, участвовавшие в операциях, вернулись на свои базы. В ходе боев на центральном участке фронта уничтожены шесть укреплен­ ных позиций противника и склад боеприпасов. Иранская дальнобойная артиллерия обстреляла го­ род Фао и окрестности горо­ да Мандалиг, говорится в коммюнике. НИКОСИЯ, 6 января. (ТАСС). Согласно сообщению агентства ИРНА (Иран), бо­ евые действия велись на западном и южном участках фронта. Иракские войска по­ несли потери в живой силе и технике. Средства ПВО Ира­ на отразили атаки иракской авиации на позиции иранских войск в южном направлении. ИРНА отмечает, что на протяжении всей линии фронта продолжались артил­ лерийские дуэли. Иракская артиллерия бом­ бардировала город Абадан. АН ТИРАСИСТСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ЮАР ХАРАРЕ, 6 января. (ТАСС). Мощные антирасистские вы­ ступления, не стихающие в' крупнейших , промышленных центрах Южной Африки, рас­ пространяются и на сельские районы, которые власти Пре­ тории до сих пор считали «относительно спокойными». За минувшие субботу и вос­ кресенье там прошли митинги и марши протеста, борцы за свободу атаковали полицейские патрули и правительственные учреждения. Кровавую бойню учинили каратели в деревне Окхукхо в 130 км к северу от Дурбана. В ходе ожесточенных столкнове­ ний шесть человек убиты. Еще один африканский юноша в упор застрелен солдатами в африканском гетто близ Бел­ фаста. Даже по явно зани­ женным данным властей, с начала нынешнего года в ЮАР убиты 37 человек. Вчера в по­ селке Момуза схвачено 89 аф­ риканцев. Всем им предъявле­ ны сфабрикованные обвинения в «убийствах полицейских». Мир в Южной Африке не­ возможен, пока существует апартеид, заявила в интервью журналу «Шпигель» видный борец против апартеида Винни Мандела. Патриоты продолжат освободительную борьбу до полной ликвидации варварского режима и удовлетворения всех требований большинства, подчеркнула жена лидера Аф­ риканского национального конгресса (АНК) Южной Аф­ рики Н. Манделы, томящегося в застенках. Главари Претории пытаются представить массо­ вые выступления как «изоли­ рованные очаги недовольства». На деле — это общенародное движение против расовой се­ грегации. Власти не проявля­ ют никакого стремления к диа­ логу с народом во главе с АНК. .Освободительные силы разрушат тюрьмы апартеида, заявила она. К. Мандела сооб­ щила, что всем членам ее семьи постоянно угрожают расправой. На одной из автострад Се­ верного Трансвааля взорвалась мина. Высшие военные чины режима сразу же развязали кампанию шантажа против со­ седней Ботсваны. Начальник штаба вооруженных сил, ди­ слоцированных на севере ЮАР, бригадный генерал Фу- ри утверждал, что Ботсвана якобы «укрывает террористов», и угрожал «ответными мера­ ми». Подобными насквозь лживыми обвинениями воен­ щина Претории обычно пыта­ ется «оправдать» агрессии про­ тив соседних государств. НЬЮ ЙОРК, 6 января. (ТАСС). Режим ЮАР уже про­ играл войну, которую он ве­ дет ради сохранения системы расовой сегрегации, заявил в Хартфорде (штат Коннектикут) лауреат Нобелевской премии мира епископ Д. Туту. Поли­ ция убивает на улицах четы­ рехлетних детей, пытает не­ винных в одиночных камерах. Однако, несмотря на все пре­ ступления расистов, место не­ справедливости, страданий и гнева в Южной Африке зай­ мут мир, радость и счастье, сказал он. ИНТЕРВЬЮ А . НАТТА РИМ, 6 января. (ТАСС), Ге­ неральный секретарь Итальян­ ской коммунистической партии Алессандро Натта дал ин­ тервью газете «Унита», в ко­ тором затронул ряд актуаль­ ных международных проблем, а также дал оценку внутрипо­ литическому положению в стране. Говоря о состоявшейся в ноябре прошлого года совет­ ско-американской встрече на высшем уровне в Женеве, А. Натта подчеркнул, что она, несомненно, способствовала возобновлению диалога между Советским Союзом и США, явилась стимулом для ослаб­ ления международной напря­ женности. Итальянская ком­ мунистическая партия считает, подчеркнул руководитель ИКП, что в этих условиях крайне необходимо содействовать уг­ лублению наметившихся по­ зитивных перемен. Партия осуждает те политические си­ лы. которые проявляют неспо­ собность действовать в этом важном направлении. Коснувшись недавних собы­ тий, связанных с террористи­ ческими акциями в междуна­ родных аэропортах Рима и Вены, А. Натта высказался за активизацию усилий в целях эффективного урегулирования ближневосточного кризиса, скорейшего начала справедли­ вых переговоров по решению палестинской проблемы. Итальянская компартия призы­ вает Есе государства, все де­ мократические силы проявить максимальное чувство ответ­ ственности в этом вопросе, от­ метил он. Руководитель ИКП оста­ новился также на внутрипо­ литическом положении. ука­ зав, в частности, на неспособ­ ность нынешнего пятипартий­ ного правительства управлять страной. Свидетельство тому — небывалые экономические проблемы Италии, которые так и не находят своего решения. Стремительными темпами уве­ личивается дефицит государ­ ственного бюджета, растет без­ работица. Особую тревогу об­ щественности вызывает поис­ тине трагическое положение с обеспечением работой молоде­ жи. Правящий кабинет до сих пор. не предложил эффектив­ ной программы для преодоле­ ния острейшего кризиса, под­ черкнул А. Натта. ОБСУЖДЕНЫ ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ ВАРШАВА, 6 января. (ТАСС). Политбюро ЦК ПОРП на своем заседании обсудило итоги 41-го (вне­ очередного) заседания сессии СЭВ и одобрило деятель­ ность принимавшей в нем участие польской делегации.. Было подчеркнуто, что участие ПНР в выполнении принятой на заседании ком­ плексной программы научно- технического прогресса стран —членов СЭВ до 2000 года отвечает жизненным интере­ сам Польши и .будет способ­ ствовать интенсификации развития народного хозяйст­ ва страны. Реализация про­ граммы позволит коренным образом модернизировать производственный потенциал, сократить энерго- и материа­ лоемкость продукции, ловы* сит^ производительность тру­ да и качество изделий. Осу­ ществление программы, как указывалось, явится в то же время ответом на примене­ ние некоторыми капитали­ стическими странами по от­ ношению к странам социали­ стического содружества, осо­ бенно против ПНР, так на­ зываемой «политики санк­ ций». Политбюро отметило зна­ чение проведения в 1986 го­ ду Международного года ми­ ра, что создаст атмосферу, способствующую политике мира, разрядке, разоружению и международному сотруд­ ничеству на принципах мир­ ного сосуществования. ПРИБЫЛ ЬНАЯ ЗВЕЗД А Г О Л Л И В У Д А Новая голливудская звезда —актёр, режиссер и сцена­ рист Сильвестр Сталлоне оди­ наков в кино и в жизни. Он — убежденный антикоммунист. Шумиху вокруг его фильма «Рокки 4» пресса раздувала целых полгода, премьеру уст­ роили сразу в 1300 кинотеат­ рах. Картина как будто про спорт, о профессиональном боксере Рокки Балбоа, кото­ рого играет сам Сталлоне. Первые кадры показали две ударяющие друг в друга бок­ серские перчатки. Только по­ чему-то на одной из них изо­ бражен американский флаг, а на другой — серп и молот. Советская перчатка грозно приближается и ударяет — на плексигласе разлетается красная краска, и у зрителя создается впечатление, что кровь обрызгала каждого из них. Итак, Рокки Балбоа — абсо­ лютный чемпион мира, в пре­ дыдущих трех сериях безжа­ лостно побивший стоявших на его пути черных, «цветных» и других соперников. Непобеж­ денным остался лишь Иван Драго, русский гигант с кро­ вожадными глазами, олимпий­ ский чемпион-чудовище, бок­ сер-машина. По замыслу авторов фильма, соперник американского спорт­ смена впервые появляется на экране в форме капитана Со­ ветской Армии — уже эго должно было вызвать антипа­ тию в зрительном зале. Но мало того — Москва якобы послала своего боксера в Со­ единенные Штаты не только для того, чтобы развеять аме­ риканскую самоуверенность, но и для того, чтобы убить на ринге лучшего друга непобеди­ мого чемпиона. Рокки, конеч­ но, решил защитить честь своей страны и отомстить за друга. Набраться духа перед решающим матчем он поче­ му-то отправляется... в Сибирь. В фильме показаны два бок­ серских поединка. Первый проходит в известной гости­ нице «Гранд» в Лас-Вегасе, второй — в Москве. Матч за звание абсолютного чемпиона мира продюсеры компании «Юнайтед артисте» изобразили как дуэль «одино­ кого американца с целой ог­ ромной «империей дьявола», то есть с ненавистным комму­ нистическим государством. За первые пять дней прока­ та лента С. Сталлоне «Рокки 4» собрала 31,8 миллиона дол­ ларов. Для зимы это своеоб­ разный финансовый рекорд Голливуда. С. Сталлоне сейчас самая прибыльная звезда Голливуда. Его имя стало известно после фильма «Рамбо: первая кровь», вышедшего на экраны три го­ да назад. Герой картины Джон Рамбо, ветеран амери­ канских «специальных сил» во Вьетнаме, возвращается домой и убеждается, что в глубине Америки, где царит бесправие, еще хуже, чем в джунглях Индокитая. Рамбо объявляет войну полиции, национальной гвардии, жите­ лям городка и убивает их ра­ зученными во Вьетнаме мето­ дами. Невозможно остано­ вить этого человека, потеряв­ шего психическое равновесие в преступной войне. Во второй серии. фильма Рамбо тайно посылают обрат­ но во Вьетнам разыскивать как будто все еще находящих­ ся там военнопленных амери­ канцев. Там он находит яко­ бы не только американских военнопленных. Он сталкива­ ется с советскими военными властями, которые подвергли присланного с благородной миссией героя нечеловече­ ским пыткам. Но Рамбо удается вырвать­ ся из рук коммунистов-пала- чей. В бамбуковых клетках он находит своих боевых друзей и, поливая ненавистных «вра­ гов цивилизации» огнем из пулемета, они все возвраща­ ются в Америку, опять став- пгую страной свободы и де­ мократии. Когда фильм «Рамбо» поя­ вился на экранах США, он шокировал даже некоторых политических деятелей. Его кровожадный герой открыто доказывал, что во Вьетнаме их предали, что «кое-кто» умыш­ ленно помешал американцам выиграть войну в Юго-Восточ­ ной Азии. Этот «кое-кто» на­ зывается прямо — конгресс и либеральные слои американ­ ского общества. Создатели этой киноленты пытались не только оклеве­ тать вьетнамский народ или советскую внешнюю полити­ ку. Они замахиулись на те жалкие остатки демократии, которые еще можно найти в сегодняшней Америке. Не случайно журнал «Нью-Йорк», после того как на экраны вы­ шел второй фильм про Рамбо, с горечью констатировал: «На­ конец-то и мы можем пох­ вастаться своим фашистским направлением в кинематогра­ фии...» В. КАВАЛЯУСКАС, корр. АПН. Нью-Йорк

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz