Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
ПРОДО ЛЖ Е НИ Е Д О К Л А Д А ТОВАР ИЩА ГОРБ А Ч ЕВ А М . С. ( Продолжение. Начало на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й с тр.) и п отребно с ти каждого гражданина уча ств овать в управ лении дела ми общества и государства. Демократия — это тот здоровый и чистый воздух, в котором только и может полнокровно жить социалисти ческий общественный организм. Вот почему, когда мы го ворим, что мощный потенциал социализма у нас исполь зуется еще не полностью, то имеем в виду и то, что уско рение развития общества немыслимо и невозможно без дальнейшего развития социалистической демократии, всех ее сторон и проявлений. Учитывая это, партия, Центральный Комитет предпри нимают меры, направленные на углубление демократиз ма социалистического строя. Сюда надо отнести меры по активизации Советов, профсоюзов, комсомола, трудовых коллективов, народного контроля, по усилению гласности. Но все же то, что сделано и делается, надо оценивать не мерками вчерашнего дня, а масштабом и сложностью новых задач. Они, эти задачи, как подчеркивается в новой ре дакции Программы партии, требуют последовательного и неуклонного развития социалистического самоуправле ния народа. В социалистическом обществе, особенно в современных условиях, управление не может быть привилегией узкого круга профессионалов. Не только из теории, но из собст венной многолетней практики мы знаем, что социали стический строй успешно развивается лишь тогда, когда сам народ реально управляет своими делами, когда мил лионы людей участвуют в политической жизни. Это и есть самоуправление трудящихся в ленинском его понимании, оно составляет суть Советской власти. , Самоуправленче- ские начала развиваются не вне, а внутри нашей государ-. ственности, все глубже проникая во все поры государст венной и общественной жизни, обогащая содержание де мократического централизма, укрепляя его социалистиче скую природу. Ведущей силой и главным гарантом развития социали стического самоуправления выступает партия. Выполняя руководящую роль в обществе, она и сама является выс шей формой общественно-политической самоуправляющей ся организации. Развертывая внутрипартийную демокра тию, повышая активность коммунистов, работающих во всех звеньях политической системы, КПСС дает правильное направление процессу углубления социалистического са моуправления народа, расширения участия масс, каждого человека в делах страны. Рожденные революционным творчеством трудящихся, Советы народных депутатов прошли проверку временем, доказали свою жизнеспособность, огромные возможности в осуществлении полновластия народа, объединении и мо билизации масс. Сама логика развития социалистическо го демократизма говорит о настоятельной необходимости максимального использования этих возможностей, совет ских представительных органов. Можно только приветствовать, что с каждым годом все более деловым и эффективным становится характер дея тельности Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик. Они призваны настой чиво совершенствовать законодательство, контролировать, как действуют наши законы, какую реальную отдачу да ет работа каждого государственного органа и руководите ля. Надо, чтобы на сессиях Верховных Советов активнее обсуждались предложения профсоюзов, комсомола, других общественных организаций, отчеты органов управления, положение в отдельных отраслях хозяйства, развитие ре гионов. Особое внимание делегатов съезда хотелось бы прив лечь к деятельности местных Советов. Сегодня они мо гут и должны стать одним из наиболее эффективных звеньев мобилизации масс на ускорение социально-эконо мического развития страны. Получая мандат от избирате лей, местные органы власти берут на себя ответственность за все сферы жизни на своей территории. Если кто-то и может сказать: это не мой вопрос, то для Советов та кая постановка неприемлема. Жилье и просвещение, здравоохранение и товары массового спроса, торговля Д сфера услуг, общественный транспорт и охрана природы — их кровная забота. Когда же по этим вопросам мы слышим еще немало нареканий трудящихся, то это зна чит, что Советам не хватает деловитости и инициативы, слаб контроль с их стороны. Но, предъявляя обоснован ные требования к Советам, нельзя не видеть и другого: в решении ряда вопросов местного значения их возмож ности пока ограничены, существует чрезмерная центра лизация в таких делах, которые далеко не всегда видны из центра и гораздо лучше могут решаться на местах. Вот почему мы решительно держим курс на усиление самостоятельности и активности местных органов власти. В ЦК КПСС, Президиуме Верховного Совета и Совете Министров СССР разрабатываются сейчас предложения на этот счет. Суть их в том, чтобы сделать каждый Совет полным и ответственным хозяином во всем, что касается удовлетворения повседневных запросов и нужд людей, в использовании выделяемых средств, местных возможно стей и резервов, в координации и контроле за работой всех организаций в части обслуживания населения. Об стоятельно предстоит в этой связи рассмотреть, вопрос о взаимоотношениях Советов с расположенными на их тер ритории предприятиями вышестоящего подчинения, под нять заинтересованность местных органов власти ц ре зультатах их работы. Гораздо эффективнее следует проводить сессии Сове тов, усилить аналитическую и контрольную деятельность постоянных комиссий, улучшить практику депутатских за просов. Рекомендации комиссий, предложения и замеча ния депутатов должны тщательно рассматриваться и учи тываться исполнительными органами. Определяя дальнейшие шаги по улучшению деятельно сти Советов, мы не можем забывать, что ни один из них не даст нужных результатов, если не будет подкрепляться инициативой депутатов. Партия будет и впредь заботиться о том, чтобы депутатами избирались наиболее достойные люди, способные на высоком уровне вести государствен ные дела, чтобы состав Советов систематически обновлял ся. В этом плане, видимо, настало время внести необходи мые коррективы и в нашу избирательную практику. Здесь накопилось немало вопросов, ждущих своего решения. Партия считала и считает своим долгом укреплять ав торитет народных избранников и вместе с тем всемерно повышать их ответственность перед избирателями. Звание депутата — не приложение к должности, не почетная при вилегия, а большая и нелегкая работа в Совете, среди населения. И надо делать все необходимое, чтобы Закон о статусе депутатов неуклонно выполнялся, чтобы каж дый депутат располагал всеми возможностями реально осуществлять свои полномочия. (Аплодисменты). Развитие самоуправления народа требует дальнейше го углубления демократических начал в управлении, в деятельности исполкомов Советов, их аппаратов, всех других государственных органов, В большинстве своем здесь трудятся знающие работники, болеющие за дело. Но следует всегда помнить, что никакой аппарат, будь даже его работники семи пядей во лбу, ничего не добьет ся, если у него нет опоры на заинтересованную поддерж ку и участие трудящихся в управлении. Время предъяв ляет все более строгие и жесткие требования к уровню работы аппарата. А недостатков тут немало, часто прихо дится сталкиваться с ведомственностью и местничеством, безответственностью, бюрократизмом, казенно-равнодуш ным отношением к людям. Одна из основных 'причин этих явлений — в ослаблении контроля за работой ап парата со стороны трудящихся, самих Советов, общест венных организаций. С учетом этого партия ставит задачу привести в дейст вие все инструменты, дающие каждому гражданину ре альную возможность активно влиять на выработку уп равленческих решений, проверять их выполнение, полу чать необходимую информацию о деятельности аппара та. Этому должна быть подчинена система регулярных отчетов всех органов управления перед трудовыми кол лективами и собраниями населения. Многое могут сде лать здесь комитеты, группы и посты народного контро ля, общественные инспекции профсоюзов, средства мас совой информации. Да и самим выборным органам надо быть повзыска тельнее, построже к своему аппарату. Нельзя не видеть, что подолгу не сменяемые работники аппарата нередко утрачивают вкус к новому, отгораживаются от людей ими же сочиненными инструкциями, а иногда и тормозят работу выборных органов. Пора, видимо, выработать та кой порядок, который позволял бы советским, да и всем общественным органам проводить после каждых выборов аттестацию ответственных работников своего аппарата, внося в него назревшие кадровые изменения. (Аплодис менты). Время требует, чтобы в дело управления страной все активнее вовлекались общественные организации. Однако если под- этим углом зрения взглянуть на работу наших общественных формирований, то становится очевидным, что инициатива многих из них остается недостаточной. В ряде случаев они пытаются действовать прежде всего силами штатного аппарата бюрократически, слабо опи раясь на массы. Иными словами, народная, творческая, самодеятельная природа общественных организаций реали зуется далеко не полностью. Самой массовой организацией являются у нас профсо юзы. Они в целом немало делают для удовлетворения запросов рабочих, служащих и колхозников, развития соревнования, укрепления дисциплины, повышения про изводительности труда, И все же, идет ли речь о защите законных интересов трудящихся, охране труда и техни ке безопасности, о строительстве и работе оздоровитель ных, спортивных, клубных учреждений, профсоюзным комитетам далеко не всегда достает .боевой целеустрем ленности и настойчивости. Понятно, что такая пассив ность устраивает тех хозяйственников, для которых про изводство порой заслоняет человека. Но для профсоюзов социальная политика, интересы трудящихся должны быть всегда на первом плане. (Аплодисменты). В этом, собст венно, и состоит основной смысл их деятельности. ВЦСПС, другие профсоюзные органы располагают для этого ог ромными правами, немалыми государственными, да и соб ственными средствами. Вот и надо уверенно и широко их использовать, а не ждать, что кто-то будет решать за профсоюзы возложенные на них задачи. Ёудущее во многом определяется тем, товарищи, какую молодежь мы воспитываем сегодня. Это задача всей пар тии, всего народа. Это самая важная, коренная задача Ленинского комсомола. Молодежь у нас трудолюбивая, готовая к подвигу и самопожертвованию, преданная со циализму. Но таков уж долг старших поколений — де лать все, чтобы смена была еще умнее, способнее, обра зованнее, чтобы она достойно несла в будущее эстафету идеалов справедливости и свободы, завещанных Великим Октябрем. (Аплодисменты).' В. И. Ленин подчеркивал, что нельзя научиться комму низму только из книг, нельзя воспитать ответственность, не поручая ответственных дел. Молодых людей 80-х го дов отличают широкий кругозор, образованность, энер гия. Они, я бы сказал, заряжены на действие, ищут воз можности проявить себя во всех областях общественной жизни. И комсомол должен всемерно поддерживать это стремление везде — в народном хозяйстве, в науке и технике, в овладении знаниями и культурой, в политиче ской жизни и защите Родины. Причем эта работа, как никакая другая, должна носить поисковый характер, быть интересной и близкой юношеству, прочно связанной с запросами молодых людей в производстве, учебе и бы ту, в использовании свободного времени. Партийные, советские и хозяйственные органы вместе с комсомолом должны последовательно вести линию на выдвижение достойных представителей молодежи на руко водящую работу в управлении, производстве, науке, куль туре. Мы говорим: молодым везде у нас дорога. Это вер но. Но нужны постоянные усилия, чтобы слова эти не тускнели, а дорога всегда была действительно широкой. (Аплодисменты). В целом Центральный Комитет КПСС считает целесо образным предпринять дальнейшие шаги по повышению роли профсоюзов и комсомола, творческих союзов и до бровольных обществ в системе социалистического самоуп равления народа. В частности, намечается расширить круг вопросов, которые государственные органы могут решать только при участии или с предварительного согласия соответствующих профсоюзных, комсомольских, женских организаций, предоставить этим организациям право в ряде случаев приостанавливать осуществление управленческих решений. Наша партийная программа нацеливает на самое эф фективное использование воех форм непосредственной демократии, прямого участия народных масс в выработ ке, принятии и выполнении государственных и других ре шений. Огромная роль принадлежит здесь трудовому коллективу, действующему во всех сферах общественной жизни — и прежде всего в экономике. Расширение праз предприятий, внедрение хозрасчета и усиление социали стической предприимчивости приобретают реальное со держание только в том случае, если растет активность самого человека труда. Нельзя мириться со все еще встречающимися фактами, когда рабочие не знают пла нов своего предприятия, когда их предложения остаются без должного внимания и учета. Эти факты говорят о том, что силы инерции кое-где еще делают погоду, меша ют включению рабочих и служащих в управление, воспи танию у них чувства полноправных хозяев производства. Принятый два года назад Закон о трудовых коллек тивах, безусловно, способствовал оживлению их инициа тивы. Однако сказать, что он дает результаты, на кото рые мы рассчитывали, пока нельзя. Это показало рас смотрение в ЦК КПСС вопроса о практике применения закона на Минском автозаводе и других предприятиях. Вывод однозначен: нужно кардинально улучшать меха низм, который позволил бы превратить демократические принципы и нормы, заложенные в законе, в практику по вседневной работы. Шаг за шагом следует расширять круг проблем, по которым решения трудового коллекти ва являются окончательными, поднимать роль общих со браний рабочих и служащих, ответственность за выпол нение их решений. Возникает вопрос и о том, чтобы в период между общими собраниями не только в бригадах, но и на уровне предприятий функционировал, скажем, совет трудового коллектива, в состав которого входили бы представители администрации, партийной, профсоюз ной, комсомольской организаций, советов бригад, рабочие, специалисты. Передовые хозрасчетные бригады уже сейчас стано вятся первичными ячейками самоуправления, избираю щими своих руководителей. Практика показывает жиз ненность этого дела. Она подтверждает, что, развивая демократические начала в управлении производством, целесообразно, видимо, распространить выборность на всех бригадиров, а затем постепенно и на некоторые дру гие категории руководящих работников предприятий — мастеров, начальников смен, участков, цехов, управляю щих отделениями совхозов. Многолетний опыт свидетель- ствует: именно в этом направлении следует искать отве чающие современным условиям формы сочетания цент рализма и демократии, единоначалия и выборности в управлении народным хозяйством. (Аплодисменты). Предмет постоянной заботы — неукоснительное соблю дение демократических принципов руководства колхоза ми и другими кооперативными организациями, выполне ние требований их уставов. В последнее время внимание к этому как-то ослабло, в жизнь кооперации вмешива ются слишком многие. Партийные и советские органы обязаны следить за тем, чтобы колхозное, кооператив ное самоуправление действовало безотказно, пресекать любые попытки давления и администрирования. Наша Конституция предусматривает проведение всена родных обсуждений и голосований по крупным вопро сам жизни страны, проектов решений местных Советов. Надо ускорить подготовку закона по этому очень важно му вопросу. Мы должны еще лучше использовать такие надежные каналы развития прямой демократии, как со брания граждан, наказы избирателей, письма трудящих ся, печать, радио, телевидение, все средства выявления общественного мнения, оперативного, чуткого отклика на запросы и настроения масс. Принципиальным для нас является вопрос .о расшире нии гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического твор чества масс, их участия, в управлении. Это, если хотите, залог государственного, пронизанного чувством ответст венности отношения к делу десятков миллионов рабочих, колхозников, интеллигентов, исходный пункт психологи ческой перестройки наших кадров. (Продолжительные аплодисменты). Иной раз, когда речь идет о гласности, приходится слышать призывы поосторожнее говорить о наших недо статках и упущениях, о трудностях, неизбежных в любой живой работе. Ответ тут может быть только один, ленин ский: коммунистам всегда и при всех обстоятельствах нужна правда. (Продолжительные аплодисменты). Опыт последнего года показал, сколь решительно советские люди поддерживают бескомпромиссную оценку всего, что меша ет нам идти вперед. А вот тем, кто привык работать спу стя, рукава, заниматься очковтирательством, действительно неуютно при свете гласности, когда все, что де лается в государстве и обществе, находится под конт ролем народа, на виду у народа. (Аплодисменты). По этому нам надо сделать гласность безотказно действую щей системой. Она нужна в центре, но не менее, а мо жет, даже более нужна на местах, где живет и работает человек. Он хочет и должен знать не только то, что ре- шается в государственном масштабе, но и то, какие реше ния принимаются местными партийными и советскими органами, администрацией предприятий и Профсоюзами. Задачам расширения и дальнейшего развития социали стического демократизма должен служить весь арсенал социально-политических и личных прав и свобод совет ского человека. Углубление этих прав и свобод, упроче ние их гарантий партия и государство рассматривают как свой первейший долг. Но суть социализма такова, что права гражданина не существуют и не могут существо вать без его обязанностей, равно как нет и обязанностей без прав. Необходимо поднимать активность трудящихся, всех и каждого, в созидательной работе, в преодолении недо статков, злоупотреблений, любых болезненных явлений, отступлений от норм нашего права и морали. Демократия была и остается важнейшим рычагом упрочения социа листической законности, а прочная законность — неотъ емлемой частью нашей демократии. В последнее время проведена немалая работа по укре плению правопорядка во всех сферах жизни общества. Но усилия в этом направлении ни в коей мере не могут ослабляться. Предстоит и дальше улучшать качество со ветских законов. Наше законодательство — гражданское и трудовое, финансовое и административное, хозяйствен ное и уголовное — должно еще активнее помогать внед рению экономических методов управления, действенному ' контролю за мерой труда и потребления, проведению в жизнь принципов социальной справедливости. Следует настойчиво повышать ответственность право охранительных и других органов, укреплять юридиче скую службу в Советах и в народном хозяйстве, государст венный арбитраж, совершенствовать правовое воспитание населения. Неизменной задачей остается использование всей силы советских законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, чтобы люди в любом насе ленном пункте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один право нарушитель не уйдет от заслуженного наказания. (Апло дисменты). Строжайшим образом должны соблюдаться демократиче ские принципы правосудия, равенства граждан перед за коном, другие гарантии, обеспечивающие защиту интере сов государства и каждого гражданина. В связи с этим необходимо решительно поднять роль прокурорского над зора, совершенствовать работу судов и адвокатуры, уже в ближайшее время закончить подготовку предусмотрен ного Конституцией закона о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права гражданина. Естественно, что обеспечение законно сти и правопорядка будет тем полнее, чем активнее будут включены в эту работу партийные и советские ор- IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ Товарищи! Основополагающие задачи экономи ческого и социального развития страны определяют и международную стратегию КПСС. Ее главная цель пре дельно ясна — обеспечить советскому народу возможность трудиться в условиях прочного мира и свободы. Таково, в сущности, первейшее программное требование партии к нашей внешней политике. В нынешней обстановке выпол нить его — значит прежде всего остановить материальную подготовку к ядерной войне. Всесторонне взвесив сложившуюся ситуацию, КПСС выдвинула целостную программу полной ликвидации до конца нынешнего столетия оружия массового уничтоже ния — программу историческую по своим масштабам и значению. Ее осуществление открыло бы перед челове чеством принципиально иную полосу развития, возмож ность сосредоточиться только на созидании. Как вы знаете, мы обратились со своими предложения ми не только по традиционным дипломатическим каналам, но и непосредственно к мировому общественному мнению, к народам. Наступала пора до конца понять суровые реальности наших дней: ядерное оружие таит в себе смерчь, способный смести род человеческий с лица земли. Наше обращение еще раз подчеркивает открытый, чест ный, ленинский характер внешнеполитической стратегии КПСС. Социализм безоговорочно отвергает войны как средство разрешения межгосударственных политических и эконо мических противоречий, идеологических споров. Наш идеал — мир без оружия и насилия, мир, в котором каж дый народ свободно избирает путь развития, свой образ жизни. (Продолжительные аплодисменты). Это — выражение гуманизма коммунистической идеологии, ее нравственных ценностей. Поэтому и на буду щее магистральным направлением деятельности партии на мировой арене остается борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и укрепление всеобщего мира. Альтернативы этой политике нет. Это тем более верно в периоды обострений в международных делах. Пожалуй, никогда в послевоенные десятилетия положение в мире не было столь взрывоопасным, а стало быть, сложным и не благоприятным, как в первой половине 80-х годов. Правая группировка, пришедшая к власти в США, и их основные попутчики по НАТО круто повернули от разрядки к воен- но силовой политике. Они ваяли на вооружение доктрины, которые отвергают добрососедство и сотрудничество как принципы мирового развития, как политическую филосо- фию международных отношений. Вашингтонская админист рация осталась глуха к нашим призывам остановить гон ку вооружений, оздоровить обстановку. Может быть, не стоит бередить прошлое? Тем более сейчас, когда в советско-американских отношениях как будто проявляются признаки изменений в лучшую сторо ну, а в действиях и настроениях руководства некоторых натовских стран снова начинают проглядываться реалисти ческие тенденции. Мы считаем, стоит, так как резкое по холодание международного климата в первой половине 80-х годов еще раз напомнило, что ничего не делается само собой: за мир приходится бороться, бороться настой- / чиво и целеустремленно. (Аплодисменты). Надо искать, находить и использовать даже малейший шанс, чтобы — пока еще возможно — переломить тенденцию к нараста нию военной опасности. Пбнимая это, ЦК КПСС на сво ем апрельском Пленуме вновь проанализировал харак тер и масштабы ядерной угрозы, определил практические шаги, которые могут привести к оздоровлению ситуации. Мы исходили из следующих принципиальных соображений. Первое. Характер нынешнего оружия не оставляет ни одному государству надежды защитить себя только воен но-техническими средствами, скажем, созданием оборо ны — даже самой мощной. Обеспечение безопасности все больше предстает как задача- политическая, и решить ее можно лишь политическими средствами. (Аплодисменты). Нужна прежде всего воля, чтобы пойти по пути разоруже ния. Безопасность не может до бесконечности строиться на страхе перед возмездием, то есть на доктринах «сдер живания» или «устрашения». Не говоря уже об абсурд ности и аморальности такой ситуации, когда ядерным за- ' ложником становится весь мир, эти доктрины поощряют гонку вооружений, которая рано или поздно способна вы рваться из-под контроля. Второе. Безопасность, если говорить об отношениях между СССР и США, может быть только взаимной, а ес ли брать международные отношения в целом — только всеобщей. Высшая мудрость не в том, чтобы заботиться исключительно о себе, а тем более в ущерб другой сторо не. Нужно, чтобы все чувствовали себя в равной безопас ности, ибо страхи и тревоги ядерного века порождают не предсказуемость в политике и конкретных действиях. Очень важным становится учет критического значения фактора времени. Появление новых систем оружия массо вого уничтожения неуклонно сокращает время, сужает возможности для принятия в случае кризисов полити ческих решений по вопросам войны и мира. Третье. Локомотивом милитаризма остаются США, их военно-промышленная машина, которая пока не собира ется сбрасывать обороты. Это, конечно, надо принимать в расчет. Но мы хорошо понимаем: интересы и цели воен но-промышленного комплекса — совсем не одно и то же,' что интересы и цели американского народа, подлинные национальные интересы этой великой страны. Мир, естественно, гораздо обширнее США и их оккупа ционных баз за рубежом. И нельзя в мировой политике замыкаться лишь на отношениях с какой-то одной, пусть и очень важной, страной. Это, как показывает опыт, толь ко поощряет самонадеянность силы. Но, разумеется, мы придаем важное значение состоянию и характеру отноше ний Советского Союза и США. У наших стран немало то чек соприкосновений, есть объективная потребность жить в мире друг с другом, сотрудничать на равноправной и взаимовыгодной основе — но только на равноправной и взаимовыгодной. (Продолжительные аплодисменты). Четвертое. Мир находится в процессе стремительных п е ремен, и никому не под силу сохранить в нем вечный статус-кво. Он состоит из многих десятков государств, каждое из которых имеет свои вполне,законные интересы. Перед ними, всеми без исключения, стоит задача фунда ментального порядка: не закрывая глаза на социальные. ганы, профсоюзы и комсомол, трудовые коллективы и на-* родные дружины, все силы нашей общественности. В условиях наращивания подрывной деятельности спец служб империализма против Советского Союза и дру гих социалистических стран значительно возрастает ответ ственность, лежащая на органах государственной безопас ности. Под руководством партии, строго соблюдая совет ские законы, они ведут большую работу по разоблачению враждебных происков, пресечению всякого рода подрыв ных действий, охране священных рубежей нашей Родины. Мы убеждены, что советские чекисты, воины-погранични ки всегда будут находиться на высоте предъявляемых к ним требований, будут проявлять бдительность, выдержку и твердость в борьбе с любыми посягательствами на наш государственный и общественный строй. (Продолжитель ные аплодисменты). Учитывая сложную международную обстановку, расту щую агрессивность реакционных империалистических кру гов, Центральный Комитет КПСС, Политбюро ЦК уделяют неослабное внимание обороноспособности страны, боевой мощи Вооруженных Сил СССР, укреплению воинской дисциплины. Советская Армия и Военно-Морской Флот располагают современным вооружением и техникой, имеют хорошо обученный личный состав, подготовленные, беззаветно преданные народу командные и политические кадры. Они достойно выполняют свой долг в самой слож ной, порою суровой обстановке. (Продолжительные апло дисменты). Со всей ответственностью мы можем сегодня заявить: оборонное могущество СССР поддерживается на таком уровне, который позволяет надежно защищать мир ный труд, мирную жизнь советских людей. (Продолжи тельные аплодисменты). Партия и государство стремились и стремятся к тому, чтобы советский воин — солдат и офицер, — неся свою нелегкую службу, всегда чувствовал заботу и внимание общества, чтобы наша армия была школой воспитания гражданской ответственности, мужества и патриотизма. (Аплодисменты). Понятно, товарищи, что здесь, на съезде, мы намечаем лишь общие рамки, главные контуры совершенствования нашей демократии, государственности, всей советской политической системы. Выполнение решений съезда, безу словно, принесет с собой новые проявления народной ини циативы, новые формы социально-политического творчест ва масс. (Аплодисменты). И НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ ПАРТИИ политические и идеологические противоречия, овладеть наукой и искусством вести себя на междуна) }ной арене сдержанно и осмотрительно, жить цивилизованно, то есть в условиях корректного международного общения и сотруд ничества. Но чтобы вывести это сотрудничество.на широ кие просторы, нужна и всеобъемлющая система междуна родной экономической безопасности, которая в равной мере защищала бы каждое государство от дискримина ции, санкций и прочих атрибутов империалистической*, неоколониалистской политики. Такая система способна наряду с разоружением стать надежным устоем между народной безопасности вообще. (Аплодисменты). Одним словом, современный мир стал слишком малень ким и хрупким для войн и силовой политики. Спасти и сохранить его нельзя, если не порвать — решительно и бесповоротно — с образом мыслей и действий, которые веками строились на приемлемости, допустимости войн и вооруженных конфликтов. А это значит осознать, что выиграть гонку вооружений, как и саму ядерную войну, уже нельзя. Продолжение та кой гонки на земле, а тем более распространение ее на космос, ускорит и без того критически высокий темп на копления и совершенствования ядерного оружия. Обста новка в мире может приобрести такой характер, когда она уже не будет зависеть от разума или воли политиков. Она окажется в плену техники, военно-технократической логи ки. Следовательно, не только сама ядерная война, но и подготовка к ней, то есть гонка вооружений, стремление к военному превосходству, объективно не могут принести политического выигрыша никому. Это значит, далее, осознать, что нынешний уровень ба ланса ядерных потенциалов противостоящих сторон непо мерно высок. Пока он обеспечивает каждой из них рав ную опасность. Но только пока. Продолжение гонки ядер ных вооружений неизбежно увеличит эту равную опас ность и может довести ее до таких пределов, когда даже паритет перестанет быть фактором военно-политического сдерживания. Стало быть, необходимо прежде всего на много снизить уровень военного противостояния. Подлин ная равная безопасность в наш век гарантируется не предельно высоким, а предельно низким уровнем страте гического баланса, из которого необходимо полностью ис ключить ядерное и другие виды оружия массового унич тожения. (Аплодисменты). Это значит, наконец, осознать, что в современной обста новке нет альтернативы сотрудничеству и взаимодейст вию между всеми государствами. Таким образом, сложи лись объективные — подчеркиваю, объективные — усло вия, в которых противоборство между капитализмом и со циализмом может протекать только и исключительно в формах мирного соревнования н мирного соперничества. Для нас мирное сосуществование — политическйй курс, которого СССР намерен неукоснительно придерживаться и дальше. (Продолжительные аплодисменты). Обеспе чивая преемственность внешнеполитической страте гии, КПСС будет проводить активную между народную политику, вытекающую из реальностей совре менного мира. Конечно, одним-двумя, даже очень интен сивными мирными наступлениями проблемы междуна родной безопасности решить нельзя. К успеху может при вести лишь работа последовательная, планомерная и на стойчивая. Преемственность во внешней политике не имеет ничего общего с простым повторением пройденного, особенно в подходах к накопившимся проблемам. Нужны особая точ ность в оценках собственных возможностей, выдержка и высочайшая ответственность при принятии решений. Необ ходимы твердость в отстаивании принципов и позиций, тактическая гибкость, готовность к взаимоприемлемым компромиссам, нацеленность не на конфронтацию, а на диалог и взаимопонимание. Как вы знаете, мы предприняли серию односторонних шагов — ввели мораторий на развертывание ракеъ сред ней дальности в Европе, сократили их число, приостано вили все ядерные взрывы. В Москве и за рубежом прове дены беседы с лидерами или членами правительств многих государств мира. Нужными и полезными шагами явились советско-индийская, советско-французская и советско-аме риканская встречи в верхах. Советский Союз предпринял активные усилия, стремясь дать свежий импульс переговорам в Женеве, Стокгольме, Вене, цель которых — свертывание гонки вооружений, ук репление доверия между государствами. Переговоры — всегда дело тонкое, непростое. Главное здесь — вести де ло к взаимоприемлемому балансу интересов. Превращать оружие массового уничтожения в предмет политических махинаций по меньшей мере безнравственно, а политиче ски — безответственно. Наконец, наше заявление от 15 января с. г.: В целом наша программа г— это по существу сплав философии формирования безопасного мира в ядерно-космическую эру с платформой конкретных действий. Советский Союз пред лагает подойти к проблемам разоружения во всем их комплексе, ибо в том, что касается безопасности, одно связано с другим. Речь не идет о жестких увязках или попытках .«уступить» на одном направлении, чтобы воз вести баррикаду на другом. Речь идет именно о плане конкретных действий, строго рассчитанном по времени. СССР намерен упорно добиваться его реализации, рас сматривая это как центральное направление своей внеш ней политики на предстоящие годы. (Аплодисменты). В полном соответствии с буквой и духом выдвинутых инициатив строится и советская военная доктрина. Ее на правленность однозначно оборонительная. В военной сфе ре мы и впредь намерены поступать так, чтобы ни у кого не возникало оснований для страхов, пусть даже вообра жаемых, за свою безопасность. Но и мы, и наши союзни ки в равной мере хотим быть избавлены от ощущения нависшей над нами угрозы. СССР взял на себя обязатель ство не применять ядерного оружия первым и будет стро жайшим образом придерживаться его. (Аплодисменты). Но не секрет, что сценарии ядерного нападения на нас сущест вуют. Не принимать их в расчет мы не вправе. Советский Со юз—убежденнейший противник ядерной войны в любом ее варианте. Наша страна за то, чтобы изъять из обращения оружие массового уничтожения, ограничить военный по тенциал пределами разумной достаточности. Но характер (Продолжение на 7-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz