Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
ПРОДО ЛЖ Е НИ Е Д О К Л А Д А ТОВАР ИЩА ГОРБ А Ч ЕВ А Ж С. ( Продолжение. Начало на 1-й, 2-й, 3-й с тр.). ( 198 2 г.) Плену ма ЦК КПСС, в Продовольственной про грамме СССР. После их принятия немало сделано для развития материально-технической базы сельского хозяй ства и связанных с ним отраслей. Окрепла экономика кол хозов и совхозов, межхозяйственных и перерабатывающих предприятий, повысилась, продуктивность земледелия и животноводства. Движение вперед есть, но преодоление отставания сель ского хозяйства происходит медленно. В аграрном сек торе нужен решительный перелом, чтобы уже в двенад цатой пятилетке заметно улучшить продовольственное снабжение. Намечается более чем удвоить темпы роста сельскохозяйственного производства, обеспечить значитель ную прибавку душевого потребления мяса, молока, ово щей и плодов. Можем ли мы этого добиться? Можем и обязаны. Для этого партия выработала дополнительные меры, направ ленные на повышение эффективности всех отраслей агро промышленного комплекса. Суть их в том, чтобы изме нить социально-экономическую ситуацию на селе, создать условия для более глубокой интенсификации, гарантиро ванного производства продукции. Упор делается на эко номические методы хозяйствования, расширение самостоя тельности и повышение ответственности колхозов и сов хозов за результаты своей деятельности. Проводя эту линию, предстоит поднять эффективность использования производственного потенциала в агропро мышленном комплексе, сконцентрировать силы и средства на важнейших участках, обеспечивающих их наибольшую отдачу. Речь идет в первую очередь о повышении плодо родия земли, создании условий устойчивого ведения сель ского хозяйства. Ключ" успеха, как показал опыт послед них лет, — в широком применении интенсивных техноло гий. Они дают огромный эффект. Только в прошлом году их освоение позволило получить дополнительно 16 млн. тонн зерна, значительное количество другой продукции. Ближайший источник пополнения продовольственного фонда — сокращение потерь продукции полей и ферм при уборке,- транспортировке, хранении и переработке. Ре зерв тут у нас немалый, прибавка в ресурсах потребления может составить д о .20, а по некоторым видам продукции — и до 30 процентов. Да и затраты на устранение потерь в 2 —3 раза меньше, чем на дополнительное производство того же объема продукции. Сейчас ЦК и правительство определили крупные меры по сокращению потерь. Быстрое развитие получает сель скохозяйственное машиностроение, что позволит насы тить колхозы и совхозы высокопроизводительной техни кой, способной быстрее и лучше проводить все полевые работы. Пошли мы и на дополнительные затраты, чтобы укрепить продовольственное машиностроение, базу пере работки и хранения продукции. Партия и государство будут и впредь последовательно развивать материально-техническую базу агропромышлен ного комплекса. Но столь же ясно и то, что главным дви гателем прогресса, его душой был, есть и останется че ловек. Сегодня сельскому хозяйству как никогда нужны люди, заинтересованные работать активно, с высоким ппо- фессиональным мастерством, с новаторской жилкой. Са мой крепкой гарантией всех наших успехов является по стоянная забота об условиях труда и быта сельских тру жеников. На это нацелены наши планы, и важно, чтобы оци неукоснительно выполнялись. Все это неотложные меры, но ими программа действий пе исчерпывается. В аграрном секторе предстоит завер шить переход на новые методы управления и хозяйство вания. Несомненно, принципиальным шагом стало созда ние в~ центре и на местах единых органов управления АПК, призванных обеспечить реальную и эффективную интеграцию сельского хозяйства и связанных с ним от раслей промышленности. Создание такой организационной структуры подкреп ляется действенным, хозяйственным механизмом. Пред ложения на этот счет уже подготовлены. Основной замы сел сводится к тому, чтобы открыть простор экономиче ским методам хозяйствования, значительно расширить са мостоятельность колхозов и совхозов, поднять их заинте ресованность, ответственность за конечные результаты. По сути речь идет о творческом использовании ленинской идеи о продналоге применительно к современным услови ям. Колхозам и совхозам намечается устанавливать твер дые по годам пятилетки планы закупок продукции, кото рые не будут изменяться. Одновременно им предоставля ется возможность все полученное сверх плана, а по кар тофелю, плодам, овощам — значительную часть и плано вой продукции использовать по своему усмотрению. Хо зяйства могут ее продавать дополнительно государству, реализовать в свежем или переработанном виде на кол хозном рынке, через кооперативную торговлю, использо вать для других нужд, в том числе для личного подсоб ного хозяйства. Сверхплановая продажа государству зер на стимулируется Дополнительным выделением матери альных ресурсов повышенного спроса, другими мерами поощрения. Республикам, краям и областям в дальнейшем будут доводиться твердые объемы поставок продукции в цент рализованные фонды, а все произведенное сверх этого остается для местного снабжения. Предполагается осуществить переход на более совер шенные методы планирования на основе прогрессивных нормативов. Существенно повышается роль хозяйствен ного расчета. Опыт прошлого показал, что игнорирование принципов самоокупаемости, нарушение материальной за интересованности и ответственности за результаты работы ухудшило финансово-экономическое положение колхозов и совхозов, привело к значительной задолженности хо зяйств. Подлинный хозрасчет, зависимость доходов пред приятий от конечных результатов должны стать нормой для всех звеньев агропромышленного комплекса, и преж де всего колхозов и совхозов. Широкое распространение получат подряд и аккордная система на уровне бригады, звена, семьи с закреплением за ними на договорный срок средств производства, включая землю. Возможности для проявления инициативы и предпри имчивости открываются большие. Но это предполагает и повышение ответственности за выполнение заданий Про довольственной программы, за результаты финансово хозяйственной деятельности колхозов, совхозов, межхо зяйственных предприятий и организаций. Надо поставить надежный барьер бесхозяйственности и иждивенчеству, покончить со ссылками на так называемые «объективные обстоятельства», которые для части колхозов и совхозов стали прикрытием неумения, а подчас и нежелания рабо тать лучше. Развивать производство, увеличивать при были и доходы, стимулировать труд предстоит в основном за счет собственных средств. (Аплодисменты). Должна быть серьезно изменена практика банковского кредитова ния с тем, чтобы она стимулировала повышение уровня деятельности колхозов и совхозов. Как видите, товарищи, условия хозяйствования на селе кардинально меняются. А это требует серьезного изме нения стиля и методов руководства агропромышленным комплексом. Надо отрешиться от некомпетентного вмеша тельства в производственную деятельность на селе. Мы вправе ожидать, что Госаг'ропром СССР, его органы на местах сделают все, чтобы страна получила весомую от дачу от принимаемых мер. (Аплодисменты). 3. Управление экономикой— на уровень новых требований Товарищи! Решение новых задач в экономике невоз можно без глубокой перестройки хозяйственного механиз ма, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей полнее реализовать возможно сти социализма. Хозяйственное управление, и это очевидно, нуждается в постоянном совершенствовании. Но сейчас ситуация та кова, что ограничиться частичными улучшениями нельзя— необходима радикальная реформа. Смысл ее в том, что бы на деле подчинить все наше производство обществен ным потребностям, удовлетворению нужд людей, нацелить управление на повышение эффективности и качества, у с корение научно-технического прогресса, развитие заин тересованности работников в результатах труда, инициа тивы и социалистической предприимчивости в каждом зве не народного хозяйства, и прежде всего в трудовых кол лективах. Центральный Комитет КПСС, его Политбюро опреде лили основные направления перестройки хозяйственного механизма. Мы ставим задачу: — повысить действенность централизованного руко водства экономикой, усилить роль центра в реализации основных целей экономической стратегии партии, опреде лении темпов и пропорций развития народного хозяйства, его сбалансированности. Одновременно должна быть пре одолена практика вмешательства центра в оперативную деятельность нижестоящих хозяйственных звеньев; — решительно раздвинуть границы самостоятельности объединений и предприятий, поднять их ответственность за достижение наивысших конечных результатов. Для этого перевести их на подлинный хозрасчет, самоокупае мость и самофинансирование, поставить уровень доходов коллективов в прямую зависимость от эффективности работы;, — перейти к экономическим методам руководства на всех уровнях народного хозяйства, для чего перестроить материально-техническое снабжение, усовершенствовать систему ценообразования, финансирования и кредитова ния, выработать действенные противозатратные стимулы; — придать управлению современные организационные структуры с учетом тенденций концентрации, специализа ции и кооперирования производства. Речь идет о созда нии *комплексов взаимосвязанных отраслей, научно-тех нических межотраслевых центров, разнообразных форм хозяйственных объединений, территориально-производс'г- венных образований; — обеспечить оптимальное сочетание отраслевого и территориального управления хозяйством, комплексное экономическое и социальное развитие республик и регио нов, налаживание рациональных межотраслевых связей; — осуществить всестороннюю демократизацию управ ления, повысить в нем роль трудовых коллективов, уси лить контроль снизу, подотчетность и гласность в работе хозяйственных органов. Безусловно, товарищи, мы стоим Перед самой серьез ной перестройкой социалистического хозяйственного ме ханизма. Осуществление ее началось. О направлении ра боты в агропромышленном комплексе - уже говорилось. Совершенствуется управление машиностроительным ком плексом.. Предприятия индустрии переводятся в основном на двухзвенную систему управления. Новые методы хо зяйствования, апробированные экспериментально, с ны нешнего года вошли в жизнь предприятий и объединений, выпускающих половину всей промышленной продукции. Начато нэс .внедрение в сфере бытового обслуживания, в строительстве, на транспорте. Все более широкое приме нение получают коллективные формы организации и сти мулирования труда, хозяйственный подряд. Однако мы находимся лишь в начале пути. Для пере стройки хозяйственного механизма в условиях нашей стра ны с ее огромной и сложной экономикой требуются вре мя и энергичные усилия. Могут быть трудности, не ^гаран тированы мы и от просчетов, но все же главное сейчас— целеустремленно, шаг за шагом двигаться в избранном направлении, дополняя и совершенствуя хозяйственный механизм на основе накопленного опыта, устраняя все отжившее или не оправдавшее себя. (Продолжительные аплодисменты). Успех во многом будет зависеть от перестройки дея тельности центральных экономических органов и прежде всего Госплана СССР. Он призван на деле стать подлин ным научно-экономическим штабом страны, освобожден ным от текущих хозяйственных вопросов. Мы эту работу начали. Создаются новые органы руководства межотрас левыми комплексами, основная часть функций оперативно го управления делегируется непосредственно предприяти- у ям и объединениям. Госплан, другие экономические ве домства должны сосредоточиться на перспективных воп росах планирования, обеспечении пропорционального и сбалансированного развития экономики, проведении структурной политики, создании экономических условий и стимулов для достижения в каждой ячейке народного хо зяйства наивысших конечных результатов. В серьезном улучшении нуждается дело статистики. В последнее время произошло ослабление финансово- кредитного воздействия на экономику. Финансовая систе ма недостаточно влияет на повышение эффективности эко номики. Большие масштабы приобрела негодная практика перераспределения доходов, когда убытки отстающих предприятий, министерств, регионов покрываются за счет работающих прибыльно. Это расшатывает хозрасчет, по рождает иждивенчество, ориентирует на бесконечные тре бования об оказании помощи из центра. Потерял свое под линное назначение кредит. «Всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, — отмечал В. И. Ленин, — если мы не будем иметь успеха в финансовой политике». Не хотя из этого, следует коренным образом изменить содер жание, организацию и методы работы финансово-кредит ных органов. Их важнейшая задача — не мелочная рег ламентация деятельности предприятий, а экономическое стимулирование, укрепление денежного обращения, хозра счета, который и есть самый лучший контролер. Все долж но быть поставлено в зависимость от конечного резуль тата. Очевидно, назрел вопрос о совершенствовании прак тики взимания налога с оборота, платежей из прибыли и других поступлений в бюджет. Их размеры и порядок уплаты должны активнее воздействовать на снижение из держек производства, повышение качества продукции и ускорение ее реализации. Активным инструментом экономической и социальной политики призваны стать цены. Предстоит осуществить планомерную перестройку системы цен как единого це лого в интересах налаживания действенного хозяйственно го расчета и в соответствии с задачами повышения ре альных доходов населения. Следует придать ценам боль шую гибкость, увязывать их уровень не только с затрата ми, но и с потребительскими свойствами товаров, эффек тивностью изделий, степенью сбалансированности произ водимого продукта с общественными потребностями и спросом населения. Намечается шире использовать лимит ные и договорные цены. В серьезном Совершенствовании нуждается и система материально-технического снабжения. Она должна превра титься в гибкий экономический механизм, помогающий народному хозяйству работать ритмично и устойчиво. Прямая задача Госснаба — активно способствовать уста новлению прямых длительных связей между произ водителями и потребителями на договорной основе, ук реплении) дисциплины поставок. Следует развивать опто вую торговлю средствами производства. В конечном счете все, что мы делаем по совершенство ванию управления и планирования, перестройке организа ционных структур, направлено на создание условий для эффективной работы основного звена хозяйственной си стемы — объединения, предприятия. Как показывает анализ, результаты проводимых экспе риментов могли быть значительно лучше, если бы, с од ной стороны, им соответствовала перестройка работы от раслевых министерств и центральных экономических ве домств. которые по-прежнему не оставляют попыток огра ничивать права предприятий, а с другой — стимулы роста эффективности были бы доведены до каждого участка, бригады, рабочего места. На это надо обратить особое внимание. Пора, наконец, покончить с практикой мелочной опеки предприятий со стороны министерств и ведомств. В своей деятельности министерства должны сконцентрировать вни- , мание на вопросах технической политики, внутриотрасле вых пропорциях, удовлетворении потребностей народного хозяйства в высококачественной продукции своих отрас лей. Следует дать право предприятиям и организациям самостоятельно реализовать сверхплановую продукцию, неиспользуемые сырье и материалы, оборудование и т. д. Подобное надо узаконить и во взаимоотношениях с насе лением. Разве разумно уничтожать или выбрасывать на свалку то, что может пригодиться в домашнем хозяйстве, строительстве жилья, гаражей, садово-огородных домиков? Трудно переоценить роль экономических нормативов. Зная заранее условия планируемого периода — задания по поставке продукции, цены, отчисления от прибыли в бюджет, нормативы образования фондов заработной пла ты, хозрасчетных фондов стимулирования, коллективы предприятий смогут творчески, не боясь раскрыть резер вы, разрабатывать планы, обеспечивающие более высокие темпы роста производства, значительное повышение его эффективности. При этом надо дать возможность пред приятиям — по примеру ВАЗа и Сумского машинострои тельного завода — самим зарабатывать средства, необхо димые для расширения, технического обновления произ водства. Особенно важно повысить самостоятельность предприя тий и организаций в сфере производства товаров народ ного потребления и услуг. Их задача—чутко реагировать на запросы потребителей. В этом направлении мы и. пере страиваем экономический механизм в легкой промышлен ности. Резко ограничивается круг утверждаемых сверху заданий для предприятий этой отрасли, их планы будут формироваться прежде всего на основе договоров с торго выми организациями, которые в свою очередь должны отвечать за соответствие своих заказов реальному спросу населения. Иначе говоря, главным будет не вал, а коли чество, ассортимент и качество товаров, то, что и нужно людям. (Продолжительные аплодисменты). Кроме того, намечается создание межотраслевых производственных и промышленно-торговых объединений по изготовлению н реализации товаров легкой промышленности, расширение фирменной торговли. Пришло время решить и такой вопрос. Надо, чтобы размер фонда заработной платы предприятий был непос редственно увязан с доходами от реализации их продук ции. Это поможет исключить производство и поставку ненужных, низкокачественных изделий, работу, как гово рится, на склад. Кстати, такой подход следует применять не только в легкой промышленности. Мы не можем даль ше мириться с тем, что работники предприятий, выпус кающих негодную продукцию, живут без особых забот, получая сполна и зарплату, и премии, и другие блага. В самом деле, почему мы должны оплачивать труд, про изводящий продукцию, которую никто не берет. Так или иначе все это оборачивается против пас, товарищи! Об этом не надо забывать. (Аплодисменты). Вдумчивого подхода требует и вопрос рационального сочетания крупных, средних и мелких предприятий. Как показывает опыт, небольшие, технически хорошо осна щенные предприятия во многих случаях имеют свои преи мущества. Они могут быстрее и гибче учитывать техноло гические новшества, изменения спроса, оперативнее удов летворять нужды в мелкосерийной и штучной продукции,' лучше использовать свободные трудовые ресурсы, особен но в малых городах. И еще об одной существенной стороне перестройки — об усилении территориального подхода в планировании и управлении. Это особенно важно для такой обширной, разнообразной по условиям и .многонациональной страны, как наша. На партийных конференциях, съездах компар тий союзных республик справедливо критиковались дей ствия министерств и ведомств, игнорирующих условия и потребности регионов, в результате чего возникают дис пропорции в экономике. Поступают на этот счет и предложения. Видимо, стоит подумать о расширении прав республиканских и местных органов — по примеру агропрома — в управлении стро ительством, межотраслевыми производствами, социальной и производственной инфраструктурой, многими предприя тиями, производящими предметы широкого потребления. (Аплодисменты). Следует придать большую территориаль ную направленность деятельности Госплана СССР и ми нистерств. Заслуживает изучения вопрос об управлении народным хозяйством по крупным экономическим районам. Наши планы на ближайшую и отдаленную перспективу в значительной степени связаны с освоением природных богатств Сибири и Дальнего Востока. Дело это большой важности, и к нему надо относиться по-государственному, обеспечивая комплексность в развитии регионов. Особое внимание нужно уделить созданию здесь необходимых условий для плодотворного труда и полнокровной жизни людей. Сегодня это главный вопрос, и от того, как он бу дет решаться, зависит выполнение поставленных задач.; На нашем съезде следует привлечь внимание к зада чам дальнейшего социально-экономического развития рос сийского Нечерноземья. Подчеркну два момента. ЦК ■ КПСС и Советское правительство приняли специальные решения по подъему сельского хозяйства Нечерноземья, и они должны выполняться неукоснительно и в полном объеме. Это во-первых. А во-вторых,, йеобходимо, чтобы местные партийные, советские и хозяйственные органы, трудовые коллективы проявляли гораздо больше внима ния к эффективному использованию накопленного здесь потенциала и выделяемых ресурсов. Укрепление территориального принципа управления требует повышения уровня хозяйственного руководства в каждой республике, области, городе, районе. Нередко с мест поступают предложения, должным образом не прора- I ботанные, продиктованные не народнохозяйственными, а, скорее, иждивенческими, а то и амбициозными интереса ми, втягивающие экономику в капиталоемкие и малоэф фективные проекты. Не везде уделяется должное внима ние повышению эффективности производства. В Казахста не, например, с единицы основных производственных фондов «снимается» национального дохода на треть меньше, чем в среднем по народному хозяйству. В Турк мении производительность общественного труда за 15 лет вообще не выросла. Следовало бы подумать над тем, как потеснее связать объем . ресурсов, выделяемых на соци альные нужды, с- эффективностью региональной экономи ки. (Аплодисменты). Товарищи! Всякая перестройка хозяйственного меха низма, как известно,' начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практи ки, ясного понимания новых задач. А это касается прежде всего деятельности наших хозяйственных кадров, работни ков центральных звеньев управления. Большинство из них хорошо представляет и активно поддерживает начинания партии, смело берется за сложные задачи, ищет и находит наилучшие пути их решения. Такая позиция заслуживает всемерной поддержки. Но трудно понять тех, кто выжи дает или, уподобившись гоголевскому персонажу, строив шему всевозможные прожекты, практически ничего не де лает и не меняет. С позицией работников подобного рода мира не предвидится. Нам просто с ними не по пути. Тем более не по пути с теми, кто надеется, что все уляжется и вернется в старую колею. Такого не будет, товарищи! (Бурные аплодисменты). В работе по перестройке экономики и хозяйственного механизма как никогда важна опора на науку. Исходя из требований жизни, надо по-новому взглянуть на некото рые теоретические представления и концепции. Это отно сится к таким крупным проблемам, как взаимодействие производительных сил и производственных отношений, социалистическая собственность и экономические формы ее реализации, товарно-денежные отношения, сочетание централизма и самостоятельности хозяйственных органи заций и другие.; Практика показала несостоятельность представлений, согласно которым в социалистических условиях соответ ствие производственных отношений характеру производи тельных сил обеспечивается как бы автоматически. В жизни все сложнее. Да, социалистические производствен ные отношения открывают простор развитию производи тельных сил. Но для этого они должны постоянно совер шенствоваться. А это значит, что нужно вовремя заме чать устаревшие методы хозяйствования и заменять их новыми. Действующие в настоящее время формы производст венных отношений, система хозяйствования и управления в основном сложились в условиях экстенсивного развития экономики. Постепенно они устарели, стали утрачивать стимулирующую роль, а кое в чем превратились в тормоз. Сейчас мЫ стремимся изменить направленность хозяйст венного механизма, преодолеть его затратный характер, нацелить на повышение качества и эффективности, уско рение научно-технического прогресса, усиление роли че ловеческого фактора. Это — главное, что на деле будет означать дальнейшее совершенствование социалистических производственных отношений и откроет новый простор развитию производительных сил,- Здесь нас не должны останавливать устоявшиеся пред ставления, тем более предрассудки. Если, например, не обходимо и оправдано вместо каких-то директивных пока зателей применить экономические нормативы, то это оз начает не отход от принципов планового руководства, а лишь изменение его методов и приемов. То же можно ска зать и о необходимости усиления самостоятельности, ини циативы и ответственности объединений и предприятий, повышения их роли как социалистических товаропроизво дителей. ' К сожалению, получила распространение позиция, ког да в любом изменении хозяйственного механизма усмат ривают чуть ли не отступление от принципов социализма.- В этой связи хотелось бы подчеркнуть следующее: высшим критерием совершенствования управления, как и всей си стемы социалистических производственных отношений, должно быть социально-экономическое ускорение, укреп ление социализма на деле. (Продолжительные аплодис менты). Большую актуальность приобретают проблемы социа листической собственности как основы нашего обществен ного строя. Социалистическая собственность имеет бога тое содержание, включает в себя многогранную систему отношений между людьми, коллективами, отраслями, ре гионами страны по использованию средств и ре зультатов производства, целую гамму экономических интересов. Этот сложный комплекс отношений требует оп ределенного сочетания и постоянного регулирования, тем более, что он находится в движении. Глубоко не осмыс лив эти изменения в теоретическом плане, мы не сможем находить и верные практические решения, а следователь но, и своевременно вырабатывать меры для формирова ния подлинно хозяйского отношения к социалистической собственности. Нам предстоит повысить заинтересованность трудящих ся в лучшем использовании и приумножении народного богатства. Как решить эту задачу? Было бы наивно пред ставлять, будто чувство хозяина можно воспитать слова ми. Отношение к собственности формируется прежде все го теми реальными условиями, в которые поставлен чело век, возможностями его влияния на организацию произ водства, распределение и использование результатов тру да. Проблема, таким образом, заключается в дальнейшем углублении социалистического самоуправления в экономи ке. В использовании общественной собственности надо ре шительно поднять роль трудовых коллективов. Важно не укоснительно проводить в жизнь принцип, согласно кото рому предприятия и объединения полностью отвечают за безубыточность своей работы, а государство не несет от ветственности по их обязательствам. Именно в этом сос тоит суть хозрасчета. Нельзя быть хозяином страны, не будучи подлинным хозяином у себя на заводе или в кол- /^~- хозе, в цехе или на ферме. Трудовой Коллектив обязан за все отвечать, заботиться о приращении общественного бо гатства. Его приумножение, как и потери должны ска зываться на уровне доходов каждого члена цоллективэ.. (Аплодисменты). И конечно, нужен надежный заслон любым попыткам извлечения нетрудовых доходов из общественного достоя ния. Ведь не перевелись у нас «несуны», не считающие за преступление тащить с предприятия все, что попадается под руку, да и всякого рода мздоимцы и рвачи, которые не гнушаются использовать свое служебное положение в корыстных целях. По отношению и к тем, и к другим нужно применить всю силу закона, всю силу обществен ного осуждения. (Продолжительные аплодисменты). Заслуживает внимания и такая актуальная проблема регулирования отношений социалистической собственности, как обеспечение безусловного приоритета общенародных интересов над интересами отраслей и регионов. Мини стерства и ведомства, территориальные органы — не соб- • ственники средств производства, а лишь институты госу дарственного управления, ответственные перед обществом за эффективное использование народного достояния. И мы не можем допускать, чтобы ведомственность и местни чество мешали реализации преимуществ социалистической собственности. (Аплодисменты). Мы за полную ясность и в вопросе о кооперативной собственности. Она далеко не исчерпала своих возмож ностей в социалистическом производстве, лучшем удов- летворении потребностей людей. Многие колхозы, дру гие кооперативные организации демонстрируют эффек тивное ведение дел. И там, где есть потребность, следу ет всемерно поддерживать формирование и развитие кооперативных предприятий и организаций. Они долж ны найти широкое распространение в производстве и пе реработке продукции, в жилищном и садово-огородниче ском строительстве, в сфере бытовых услуг и торговли. Пора преодолеть и предубеждение относительно товар" но-денежных отношений, их недооценку в практике пла нового руководства экономикой. Отрицание важности их активного воздействия на повышение заинтересованности людей, эффективности производства ослабляет хозрасчет, вызывает другие нежелательные последствия. И напро тив, здоровое функционирование товарно-денежных отно шений на социалистической основе способно создать та кую обстановку, такие условия хозяйствования, при кото рых его результаты всецело зависят от качества работы коллектива, от умения и инициативы руководителей. Таким образом, товарищи, мы обязаны еще и еще раз оценить сложившееся положение и решительно перестраи вать то, что устарело, изжило себя. Глубокое понимание этой задачи партийным активом, всеми кадрами, ее осознание широкими массами — необходимое условие успеха, отправной пункт в исключительно ответственном деле создания, нового хозяйственного механизма, вс^й си- ' стемы управления. (Аплодисменты). * 4. Резервы экономического роста—в действие Товарищи! Партия разработала стратегию глубоких пре образований в народном хозяйстве и приступила к их осу ществлению. Они, несомненно, позволят ускорить разви тие экономики . Но это потребует нема лого времени, а добиться повышения темпов роста мы должны немедля, уже сегодня. Своеобразие двенадцатой пятилетки как раз и состоит в том, чтобы перевооружение народного хозяйства на новой научно-технической базе осуществлять при одновременном наращивании темпов движения вперед. Отсюда неэбходимость максимальной мобилизации всех наших резервов. И начать .-разумнее с тех, которые не требуют крупных затрат, но дают быстрый и ощутимый эффект. Речь идет об организационно-экономических и социально-психологических факторах, лучшем использо вании созданного производственного потенциала, повы шении действенности стимулирования труда, укреплении организованности и дисциплины, преодолении бесхозяйст венности. Резервы у нас под руками, при заинтересован ности, хозяйской распорядительности они сулят высокую отдачу. Посмотрите на действующие мощности. Основные про изводственные фонды в стране превысили полтора трил лиона рублей, но не везде они используются должным образом. Это касается ряда отраслей — машиностроения,- тяжелой промышленности, энергетики, .сельского хозяйст ва. Особенно тревожит то, что наиболее активная часть фондов — машины, оборудование, станки нередко проста ивают или работают вполсилы. В машиностроении, на пример, металлорежущие станки используются немногим больше одной смены. В целом из-за неполной загрузки мощностей страна ежегодно недополучает на миллиарды рублей промышленной продукции. Плановым и хозяйст венным органам, коллективам предприятий необходимо - сделать все возможное, чтобы созданные ‘мощности дейст вовали на проектном уровне. Только в тяжелой промыш ленности это позволило бы почти удвоить темпы прироста продукции. Мешает нам и слабая дисциплина кооперированных по ставок. Нарушение их в одном месте идет волной по всему народному хозяйству, снижает эффективность эко- ч— номики. Заметный урон наносит и неритмичность про изводства. Не секрет, что многие предприятия в начале месяца больше простаивают, чем работают. Зато в кон це начинается штурмовщина и, как следствие, низкое ка чество изделий. Нужно изжить эту застарелую болезнь. Строгое соблюдение кооперированных поставок — обя занность и трудовых коллективов, и всех звеньев управ ления. Мы не сможем добиться намеченного, если не на ведем порядка в планировании и снабжении, не создадим необходимых резервов, не повысим на всех уровнях мате риальную ответственность за недисциплинированность и брак. Велики резервы и в использовании трудовых.ресурсов. Некоторые хозяйственники сетуют на недостаток рабочей силы. Думаю, в большинстве случаев эти жалобы без основательны. Если разобраться поглубже, то можно обнаружить, что дефицита рабочей силы нет. Зато налицо низкий уровень производительности труда, недостаточно высокая его организация, неэффективное стимулирование. Прибавить к этому надо и необоснованные решения пла новых и хозяйственных органов, допускающих создание излишних рабочих мест. Хорошо известно, что иные на ши предприятия, конструкторские бюро, исследователь ские институты при том же объеме работы имеют значи тельно больше сотрудников, чем аналогичные организации за рубежом. Как только на предприятиях начинают серьезно зани маться улучшением организации и стимулирования труда, повышать дисциплину и требовательность, выявляются ре зервы, о которых раньше и не подозревали. Убедитель ное подтверждение тому — применение щекинского ме тода, аттестации рабочих мест. Железнодорожники Бело руссии, перейдя на новую систему оплаты труда, совме щения обязанностей, за короткий срок высвободили для других отраслей около 12 тысяч работников. И, конечно, больше внимания нужно уделять механи зации щ автоматизации производства. Решая этот вопрос, не обязательно ждать, когда где-то сконструируют и из готовят те или иные машины и приспособления. Многое можно сделать своими силами. Взялись, например, за это в Запорожской области и смогли за три года сокра тить число занятых на ручных работах в промышленности на 9, а в строительстве — на 15 процентов. Думает ся, что в других областях, краях и республиках возмож ностей не меньше. Важно только этим заниматься — настойчиво и заинтересованно, помня о людях, вынужден ных трудиться вручную, о сокращении затрат на произ водство продукции. Вообще, товарищи, резервы экономики огромны. К использованию многих из них мы еще по-настоящему не приступали. Психология значительной части руководи телей разных уровней сформировалась в условиях изоби лия ресурсов. Такое богатство многих избаловало, привело к расточительству. Но положение давно изменилось. Нет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz