Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
58 д екабря 1986 г., № 298 (17 695) Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ш тата К ИНО В ПОИСКАХ ТЕМЫ ...Много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви... Из письма А. П. Чехова о «Чайке». То явственно, то едва улови мо пульсируют в этом фильме чеховские интонации и моти вы. формула «Чайки» оказа лась наиболее оптимальной для размышлений о судьбе, дол ге, силе и слабости худож ни ка. Обратившись на новом вит ке истории к современным Треплеву, Тригорину, Нине Заречной, авторы «Темы» — режиссер Глеб Панфилов и сценарист Александр Червин ский — естественно восполь зовались ею. Дело, впрочем, не в каких- то прямых, конкретных анало гиях, хотя при желании на них можно настаивать, и вполне обоснованно. Допустим, в ме таниях благополучного сто личного писателя Кима Есени на, разуверившегося в своих писаниях и своем таланте, от зывается памятная растерян ность модного в конце прош лого века беллетриста Триго рина с его жалобой, что в книгах ему удаются только пейзажи, а гражданский па фос попросту фальшив. И в любовном сюжете есть явная чуж ое. Он мож ет .использо вать ее для очередной пьесы, но она не срастается с его личностью и не прорастает из нее. Он готов сочинять хоть про современность, хоть что- нибудь историческое — допус тим, по мотивам «Слова о пол ку Игореве». Или бог с ним, со «Словом», а заодно и с заключенным уж е договором, не взяться ли лучше за драму о крестьянском цоэте Чижико ве? Тем более, этим провинци альным чудаком, умершим не то в двадцатые, не то в трид цатые годы, всерьез увлечена понравившаяся Киму Есенину женщина... Такова тревожная тема «Те мы» — утрата творческой лич ностью смысла творчества.. С подлинно кинематографичес кой выразительностью заявле на она уж е в первых кадрах фильма. Над заснеженными по лями Подмосковья, над белым безмолвным пейзажем витает закадровый голос, с пафосом возглашающий; «Край мой скромный, чистый, родной...». Слова эти могли бы воспринк- перекличка с «Ивановым» и • маться как непроизвольное из- «Чайкой». Сашенька Николае ва притягивает Кима Есенина, в сущности, тем ж е, чем при тягивали чеховских героев че ховские героини. Усталый, ед кий, недовольный собою ста реющий человек, иронизируя и раздражаясь, ищет в Сашень ке то, что сам незаметно ра стерял по дороге к известнос ти, гонорарам и дифирамбам критиков; единство нравствен ного идеала и жизненного по ведения. С другой стороны, жанровая причудливость «Темы» тож е идет от Чехова, от знамени тых его комедий, где соседст вуют, перетекают друг в дру га контрастные краски — на пряженный лиризм и гротеск, почти фарс. Всматриваясь в кризисное состояние Кима Есе нина, Глеб Панфилов охотно . использует такие ж е контрасты. Тут и прозрачность поэзии, и горько-ироничный, срываю щийся в отчаянную испове- дальность монолог героя, и его ж е эксцентрические вы ходки, бесшабашный спектакль с разбиванием пишущей ма шинки и пародийным танце вальным номером. Хотя, за мечу попутно, соединяется это в фильме не всегда органично, зрителя цепляют неловкости и натяжки. Это делает картину достаточно уязвимой для рев нителей художественной це лостности. Примеры переклички с ав тором «Чайки» легко умно жить, но главная связь с Че ховым обнаруживается все-та ки на иной глубине. Здесь пе реплелись не ветви, а корни, когда продолжение традиции подразумевает не поверхност ное повторение мотивов или приемов, но не поддающуюся имитации духовную работу. Самое важное, что поиск су ти, истины 'идет в том ж е на правлении, с той ж е мерой бескомпромиссности. Что, собственно, стряслось с Кимом Есениным? Если корот ко — разъединились, разош лись тема и судьба. С неко торых пор всякая тема для него всего лишь тема, то есть нечто существующее вовне, как-будто бы приемлемое, но лучение душевного волнения, если бы не наигрыш, не при вкус сахаринной сладннки. В зеркальце у ветрового стек ла легковой машины — уста лые, тоскливые глаза водителя. Это и есть Ким Есенин. И го лос, декламирующий про «род ной край», — его голос. Не теряя времени в пути, он мыс ленно прикидывает монолог ге роя будущей пьесы. П еред нами — профессио нал. Глядя на заоконный пей заж , он добросовестно пробу ет отыскать в себе хоть на мек на взволнованность, чтобы оживить ею сноровисто приду манные строчки. Это почти па радокс; человек, взявший себе когда-то псевдоним «Есенин», вынужден усиленно накручи вать себя, чтобы вдохновиться есенинским пейзажем. А вол нения нет как нет. Ну, что ж е, придется довольствоваться тем, что диктует ремесло... Какое уж там — «не могу молчать!». Какое там — «ес ли можешь не писать, не пи ши»!. Он бы замолчал, но го ворить, писать, сочинять — его профессия, его служба.. Значит, надо все-таки не за быть занести в блокнотик и мертворожденный монолог о «скромном, чистом и родном крае». Кризис Кима Есенина пока зан в фильме жестко, даж е безжалостно. И сам герой не устает язвительно комментиро вать и свое творчество, и свою жизнь. Комментирует, судит и — мучается... Вот его приятель Пащин — другое дело. Он удобно устро ился в литературе и отстуки вает на машинке дилогии и трилогии, без всякой рефлек сии превращая вчерашнее скандальное препирательство с сотрудником ГАИ, собствен ную хамскую выходку в благо нравный эпизодик очередной главы. Пащин у Евгении Вес-, ника прост и ясен с первого взгляда. Правда, так ли уж он прост и ясен в действительно сти? Не упрощен ли он самими авторами ради чересчур уж наглядного, лобового разобла чения? Пащинское беззастенчивое, какое-то даж е простодушное приспособленчество д \я героя Михаила Ульянова не прием лемо. Д о определенного рубе ж а и он, пожалуй, мог так ж е или почти так ж е. А теперь не может. Не выходит. Споткнул ся и — растерялся, рассердил ся — на себя, на других, на обманувшую его удачу... Если угодно, именно в этом пункте фильм теснее всего смы кается с чеховской традицией, но не столько эстетической, сколько этической, то есть — в определении диагноза бо лезни, настигшей Кима Есени на. Здесь доктор Чехов был особенно точен и непреклонен: человек утрачивает опору, ког да начинает понимать, что по терял либо и не имел никогда объединяющую все мысли и по ступки идею. Идеал, что вла стно собирает, концентрирует, фокусирует личность. У Кима Есенина нарушен кон такт со временем. Вернее, он сохраняется лишь формально, с сугубо верхним, показушным слоем; на уровне парадного грима, наносить который по могал, по-видимому, долгие го ды и он сам как писатель. Когда-то герой Михаила Улья нова не сомневался; грим этот — необходим. Тем более, что, следуя одобряемому официаль но стереотипу, предпочитая правде удобную полуправду или даж е «четвертьправду», Ким Есенин чувствовал себя устроенным, защищенным, сто процентно благополучным. Та кое не проходит даром... Вот теперь и пришел срок распла чиваться бесплодием, уста лостью, равнодушием. М еж ду тем он ведь не из слабаков, Ким Есенин. У него война за спиной... Чем оборачивается «безыде- альность», разлад темы и ж из ни у слабого человека, нам в этом фильме тож е покажут. Картина вообще развивает Па раллельно несколько вариаций одной темы; вот откровенный приспособленец Пащин.’.. Вот Ким Есенин... А вот молодой писатель, тот самый, кош так преданно и горько любит Са шенька Николаева. Станислав Любшин очерчи вает свой персонаж легким, беглым штрихом, не стараясь до конца прояснить все обсто ятельства и душевные перипе тии, что привели его к реше нию покинуть родину. Мы зна ем только, что его обидели: возникли какие-то недоразуме ний с книгой о Радищеве, кто- то покусился на его право пер вооткрывателя бесценных до кументов... Но суть не в кон кретном поводе для обиды. Суть— в другом: написал кни гу о великом патриоте, а те перь собирается уехать в Аме рику... Что ж е тогда, скажите на милость, водило его пером, ес ли так ненадежна, непрочна его связь с родной землей — настолько, что рвется, едва задето самолюбие, едва замая чила угроза неудачи, непризна ния? Что мог он вложить сво его, от себя, из себя в ради щевскую свою книгу? Получа ется, только сведения, почерп нутые из ученых монографий да найденных документов. То есть опять-таки то, что усвое но как сумма информации, но так и не отлилось в убеж де ние, не с*ало страстью, плотью, болью жизни, а значит — и книги... Характером, возрастом, судь бой — всем отличается от мо лодого своего собрата Ким Есе нин. Кроме одного; пусть сов сем иначе, но и у него роко вым образом расстыковались слово, адресованное людям, и то, чем он живет изо дня в день. На каком повороте исто рии, соучастником и истолко вателем которой призван он быть по роду своих занятий, случилась с ним эта беда? И в какой мере повинен в этом он сам, а в какой — время и об стоятельства? Прямые ответы на такого ро да вопросы уходят за кадр. В принципе, они как бы ожида ются авторами из кинозала, где мы обогатим и уточним увиденное личным опытом, на блюдениями, пониманием... А* в кадре — продолжается почти бессобытийная хроника двух дней в заснеженном ста ринном городке с белостенными соборами и тихими улочками, куда приехал развеяться мос ковский драматург. Герои здесь Испытываются еще одной клас сической д \я отечественного искусства ситуацией, обозна ченной Чернышевским; русский человек на рандеву, то есть— на свидании. И разрешается она в весьма хрестоматийном ключе: женщина оказывается достойнее и мужественнее влюбленных в нее мужчин. Они эгоистично нянчат свои обиды, неудачи, кризисные со стояния. Один ее предал, про меняв на мираж эмиграции. Другой в тяжкий для нее час чуть было не уехал в Москву, лишь в последнее мгновение устыдился, попытался вернуть ся... Совсем не то она... В Са шеньке Николаевой, чью нерв ную духовность и душевную силу вдохновенно передает Ин на Чурикова, живет, не увяда ет, не сникает выцветшее в мо лодом ее возлюбленном и в немолодом поклоннике чувство кровной сопричастности древ ней земле, где страдали, веро вали, писали и Радищев, и Че хов, и никому неведомый крестьянский поэт Чижиков, мечтавший ударить в набат на колокольне, хотя и нет ника кого пожара.» В существе ее, в существова нии ее все естественно связа но, соподчинено; и любовь, и увлеченность наивными стиха ми давно умершего провинци ального мечтателя, и непрек лонность, с какой она скажет Киму Есенину об его ставших ей ненужных пьесах, и чут кость, побуждающая ее прий ти ему на помощь и подарить сюж ет о поэте-самоучке... Все спаяно единством мироощу щения. Немыслима никакая двойная бухгалтерия, пусть да ж е эта бескомпромиссная цель ность сулит боль и горечь ут рат... Семь лет дожидался фильм о Киме Есенине и Сашеньке Николаевой встречи , со зрите лем. Теперь он стал фактом живого, сегодняшнего кино процесса. Задержавшись, но не опоздав, эта неровная, н ебез упречная, но такая живая лен та с ходу включилась в труд ный и важный разговор о прав де. О том, как сохранить, ук репить нравственную основу, утрата которой невосполнима и для одного человека, и для всего общества. И. НЕВЕРОВ. П ОД АРИЛИ ПРАЗД НИК Пос мот рев по Це нтра льно м у телевидению передачу из Ельца о русской гармошке, жители села Жерновое Дол горуковского района решили возродить этот забытый му зыкальный инструмент. О вечере в местном Доме куль туры заранее извещало кра сочное объявление. То. что мероприятие это обещало стать незаурядным, говорила массовость его уча стников. После вступительно го слова художественного ру ководителя Дома культуры Александры Беклемишевой первым вышел на сцену ве теран войны и труда Нико лай Матвеевич Евсюков. На елецкой рояльной он испол нил несколько народных ме лодий. Затем в его сопровождении Раиса Александровна Ря занцева спела русские стра дания Зрители тепло при ветствуют выступление трио в составе Ивана Петровича Стефанова с гармошкой, Сет> гея Павловича Рощупкина с балалайкой и Раису Алексе евну Полосину — исполни тельницу русских песен и ча стушек. Жерновцев сменяют жите ли соседнего села Долгуши. Алексей Егорович, Федор Тихонович и Иван Антонович Лазаревы исполняют вариа ции на темы русских народ ных песен. Участники концерта реши ли провести еше несколько концертов русской гармош- ни В. ВОЛОДИН. Поэтическая рубрика ВРЕМЯ А. ТАМБОВСКАЯ Оставь, меня, время, Слепящему желтому полю, Тенистому лесу, Ветле над прозрачной водой, Песчаной дороге, Запущенной маленькой школе, И солнцу, и ветру, И маме моей молодой. Я помню, как речка Бормочет у рыжего склона, Как светят косынки... Как песенку тянет сверчок, Как сонно н мерно Вздыхает игла патефона, Как вьется тропинка И ловит меня на крючок. А детство вей дальше. Играет оно в невидимку. А поезд все мчится И мчится вдоль синих полей... И юная мама Глядит на меня, Как сквозь дымку, И не узнает: Я — старше ее И взрослей. У БРАТСКОЙ МОГИЛЫ В броню холодных облаков Закована река. Лишь дышат русла родников, Как жилки у виска, Лишь нарушает вздох шагов А В елецком детсаду № 39. Фото В. ДУРНЕВА. ПРИГЛАШАЕТ «ПО ТЕШ Г РА Д » Город живет ожиданием праздника. Вот уже зажглись разноцветными огнями ел ки; во дворцах и домах куль туры проходят новогодние балы. Особенно много забот сейчас у работников культу ры. Оно и понятно; сделать праздник веселым, интерес ным — дело не простое. Мы обратились к заведу ющему отделом культуры гор исполкома В. .М. Кузнецову и попросили рассказать, что интересного ожидает горо жан и гостей Липецка в Но вогодний вечер? — «С Новым годом!» — так называется праздник, ко торый начнется 31 декабря в 18.00 на площадях города и в отдаленных микрорайонах; 15. 19, 20; поселках Матыр- ский и Дачный. Продлится он до 21-го часа, а затем, уже после встречи Нового года, там же. у праздничных елок, соберутся любители дискотеки и смогут потанце вать. послушать музыку. — Виктор Михайлович, чтобы подготовить такой мас совый праздник, конечно же. требуются большие творчес кие силы... — В его подготовке за няты практически все учреж дения культуры города. Но на этот раз у нас много и помощников, а вернее — со юзников: горком комсомола, драматический театр, вузы, детская художественная шко ла. многие организации Со ветского района. — Не могли бы Вы рас сказать о программе празд ника? Конечно, не раскрывая новогодних сюрпризов. — Центральный праздник будет проходить у Дворца спорта «Звездный». Он нач нется «Приключениями У новогодней елки». Это. по жалуй, единственное меро приятие. которое состоится в помещении. А затем на пло щади начнется театрализо- ’ ванное представление. Рас пахнут свои двери «Потеш- град», «Зимняя горница». Желающие смогут померить ся силой, умением, лов костью в забавных состяза ниях; послушать игру люби телей русских народных ин струментов. На столах «Веселой яр марки» можно отведать рус ские кушанья, пироги и ша нежки. различные лакомства — изделия собственного и промышленного производст ва. Детей ожидает полюбивше еся катание на пони. А ровно в полночь жители города увидят праздничный фейерверк. В новогодней программе предусмотрены и сюрпризы Раскрывать их я, конечно, не буду, просто скажу; тот, кто придет на праздник, не разочаруется. Еще раз под черкну: жителям отдаленных районов города не обязатель но спешить к «Звездному». Аналогичные праздники прой дут на .всех площадях. И всюду вас ожидают веселые встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, скоморохами и Коробейниками... С. РУСАНОВА. Сухой листвы уют, Да все малыш у берегов, Как искорки, снуют. Нет, ты в природе не найдешь Забвенья старых ран. Тут сучьев ломаный чертеж Похож на ураган. Пускай туман вечерних сел С землей сравняет высь. Тебе покажется, что все Недвижно. Но—вглядись! Плывут огни, бежит волна, Как маятник — весло, Поет стозвонно тишина И в окнах так светло, И скачет белкой детский смех, И длится птиц полет, И вечный поезд, словно снег, Идет, идет, идет... САТИРА И' ЮМОР ВИДИМО- НЕВИДИМО До чего ж е дотошный народ, эти мальчиш ки! И все-то им объясни, растолкуй, и чтобы ни тени сомнения. Вчера только углубился в работу, сынишка подбегает: «Пап, а что такое видимо-невиди мо?». «Это, — говорю, — когда кого-нибудь или чего-нибудь очень много». — «Много», — сопит недовольный. — А невидимо?». «Последние, — говорю, — так да леко находятся, что их почти не видно, поэто му и невидимо». Сказал вот так, а самого сомнения терзают: а действительно, почему это сразу и видимо, и невидимо? Сижу размышляю, и вдруг словно свежего хрена понюхал, в мозг ужалило; «Так это ж е о нашем подшефном совхозе сказано!». Автобусов, людей сгоняют туда видимо, а добротных овощей, свеж ей зелени, скажем, огурчиков мелкопупырчатых или кинзы е ро синочкой — невидимо. К рынку это, разуме ется, не относится. Туда никто никого не под талкивает, сами съезжаются, а первосортного овоща — помидорчиков с искорками на изло ме, редиса умытого свежей водичкой, моло денького укропчика — видимо-невидимо. Сорняков на совхозных грядках видимо, а всходов невидимо. Вообще-то видимо:’ один- два лепесточка. А в сорняках как-то целый отдел механизации затерялся. Две недели разыскивали. Спасибо вертолетчики выручили. Тяпок, топориков на полях совхоза видимо, а какой-нибудь замухрышечной механической мотыги или завалящего капустоуборочного комбайна, не говоря уж е о помидороубо- рочном, — невидимо. Воды для орошения видимо, целое руко творное море, а урожайности невидимо: кап ризы природы, говорят, мешают. Специалистов, всяких там инженеров, эко номистов, финансистов, в поте лица орудую щих тяпками, топориками, а то и голыми руками — видимо, а толковой инженерной мысли, настоящего анализа эффективности трудозатрат — невидимо. Овощи-то позоло ченными получаются, с бриллиантовыми вкра- пинками. Начальства наезжает туда видимо; -кто за овощишками, а кто просто так, покомандо вать от нечего делать, а должного настроя на научно-технические достижения, передовой опыт и человеческий фактор — невидимо. А х, Артурчик, Артурчик, вот ведь как моз ги отцу закрутил. Но попробуй объясни ему все это. Не поймет. Хотя... пойдет в школу, поживет в лагере труда и отдыха, погремит ведром, поползает на животе по грядкам, поймет. Нет, рановато еще посвящать его в такие философские^ тонкости. Еще чего доброго нач нет допытываться, почему это совхоз «Друж бой» называется? Не объяснишь ж е ему, что там в давней друж бе и полном согласии уж и ваются мощная современная техника и де довские методы труда, широкие агротехниче ские знания специалистов и допотопная тех нология овощеводства, сельскохозяйственная авиация и черепашичий полет творческой фантазии... А воспари она над рутиной и шапкозаки дательством, взору открылись бы зеленые квадраты безлюдных полей, озаренных сол нечным светом и человеческим разумом; му равьи-машины, ловко обрабатывающие расте ния, убирающие урожай; люди, управляющие умными машинами и механизмами, а потому чувствующие себя не рабами осота и пырея, а властелинами земли, техники и плодов тру да; вереницы специальных машин, развозящих овощи и зелень — в пучках, пакетиках, кон тейнерах... Но если спуститься на грешную землю, то уж е сейчас там можно заметить ростки ново го. Как-то гоню грядку, жара нестерпимая, земля как стальная, а тяпка, что сибирский валенок. Гоню, как нетрудно догадаться, туда, а Цельнополовишшн уж е оттуда прет. «Иван Петрович, — кричу из последних сил, — вы что, реактивный? Мельтешите ту да-сюда, в глазах от вас рябит». «Так ведь технология-то интенсивная», — отвечает, а с самого пот ручьями. Вот, негодник! (это я уж е о сыне), оконча тельно выбил мысли из борозды. Так и не дал дописать доклад о повышении эффективно сти шефской помощи. Ну ничего, в следующий раз допишу, не первый год отчитываемся. М. МАЛЬЦЕВ. Приближения новогоднего праздника люди ждут с нетер пением. А лесоводы — с уж а сом. Последние дни уходяще го года для нас по напряже нию сравнимы разве что с п е риодом лесных пожаров. Уже с утра раскаленной кажется те лефонная трубка, за окнами конторы назойливо рычат «чу жие» машины, двери в кабине тах не закрываются... . Всем нужна елка! На какую-то не делю - другую лесная красави ца становится для всех дефи цитом номер один. А лесоводы, скрепя сердцем, берутся... за топоры. Кроме моральных из держек — ведь они уничтожа ют в буквальном смысле пло ды рук своих—имеются здесь и материальные. Если посмотреть на эту кам панию с точки зрения эконо мики, то заготовка - елок будет ничуть не выгодней заготовки •дров. Представьте; двухметро вое деревце стоит всего один рубль и тридцать копеек, в ма- Л Е С Р У Б Я Т . . . РАЗ М Ы Ш Л ЕНИЯ Л ЕСНИЧ ЕГО Н А К А Н УН Е НОВ ОГОД НЕГО ПРАЗ Д НИК А шине их уместится 60 штук— вот транспортные издержки и сводят на нет реализационную выручку. Прибавим к этому за траты на выращивание саж ен цев, а потом и на их рубку— получим сальдо не в свою поль зу. Ко всему прочему, эта предновогодняя кампания ни как не отражена в промфин плане, поэтому и проходит вез де с надрывом и неизбежными потерями. Правда, план, учи тывая традицию и спрос насе ления. управление лесного хо зяйства нам спускает, но к го сударственной отчетности, по вторюсь, он не имеет никакого отношения. Короче, нам, работникам лес ного хозяйства, елка как то вар не выгодна. Но и торгов ля от этого дефицита, как ни парадоксально, не в восторге. Есть ли в истории нашей страны традиция более проч ная и... безжалостная по отно шению к народному добру? В России новогоднюю елку ввел как символ праздника Петр Первый. 1 января 1700 года он повелел украсить все дома еловыми, а также сосновыми и можжевельными ветвями и в «знак веселья друг друга обя зательно поздравлять с Новым годом». В тот день в Москве палили из пушек, жгли смоля ные. бочки на плошадях, в не бо взлетали фейерверки. С тех самых пор в России ни один новогодний праздник не обходится без нарядной гостьи из леса. Елка украшает наш дом и сегодня. Но размах этих украшений не идет ни в какое сравнение с далекими петров скими временами. Не только в школах и детсадах, домах куль туры и на плошадях мы видим лесную красавицу, но... и поч ти в каждой квартире. При чем, что особенно тревожит, лес рубится, что называется, «от достигнутого», то есть в прогрессии. Помню, еше нес колько лет назад наш лесхоз поставлял населению 5— 10 ты сяч деревьев. Потом — 15 и 20 тысяч. В прошлом году мы продали 27 тысяч. Сейчас за готовим более 30 тысяч елок. И если раньше мы брали елки и сосны в ходе рубок ухода за лесом, то теперь вынуждены заказывать специальные елоч ные плантации. Восемь гекта ров вырубили только к встре че 1987-го! Хоть и старо зву чит, но зато точно — сердце кровью обливается при виде всего этого. Торговля, впрочем, идет бой ко. За несколько дней мы от правили в Липецк по догово рам с торгующими организация ми 12 тысяч елок, 7 тысяч — в Елец. А «зеленый вал» все растет. Вчера, например, у во рот лесхоза в разное время сто яло пятьдесят грузовиков. Не которые вернулись в областной центр почти порожняком — «насытить» город, увы, мы не в силах. Кто и когда . считал транспортные издержки, цену потерянного на добывание то вара времени? И все это ради чего? — Ради традиции? По том рыжие и облезлые елки б у дут валяться повсюду, их даж е на топку не используют. К чему, скажет читатель этот предновогодний минор? Но давайте, положа руку на серд це, спросим себя; а так ли уж необходимо в каждую квар тиру тащить целое дерево? почему бы не использовать елочные букеты, различные композиции из них, о чем уж е не раз говорилось в «Ленин ском знамени»? Символика бу дет соблюдена и специфичес кий «лесной» запах сохранит ся. Я понимаю, что за оставшие ся несколько дней до праздни ка психологию не переломишь и елку от топора не убере жешь. Но размеры лесной дра мы могут быть все ж е иными если в один строй с лесовода ми встанет общественность. А. ТЕРЕХОВ, главный лесничий Задонского механизированного лесхоза. ИЗ НОВЫХ книг свой огонь ЗАС В Е ТИ В ... «Я решил своей доле по мочь, свой огонь засветив...», это строчки из нового по этического сборника нашего земляка Ивана Лысцова «Бе лые хлебы», вышедшего не давно в издательстве «Сов ременник». Известный ху дожник Святослав Рерих, жи вущий в Индии, писал авто ру. «Очень обрадовали Ваши стихи, в них я нашел не толь ко цветистую, самобытную образность языка, но и 'красивую мысль, порой очень глубокую»... Искренность в поэзии да ется нелегко. Когда под на пором скороспелых решений, как «неперспективная» в чис ле других была-распахана и деревня родителей поэта Волхоновка в Грязинском районе. Иван Васильевич, из рядно поскитавшись по белу свету, зажег другой устойчи вый огонек— в селе Бутыр ки под Задонском. Теперь, на месте Волхо- новки, спасшей когда-то, в дни эвакуации, семью Лыс- цовых от погибели, раски нулось большое хлебное по ле да протекает памятливая речка Телелюй. Забавное имя, а означает оно — теленок, разбрызгивающий пойло. Колосится, звенит волхо- новское поле и чем-то напо минает нынешни^ задонские Бутырки, вливающие в рас пахнутое сердце поэта не только светлость берез, ной их жалобы, ожидание. И он слышит их, на язык образ ный переводит. У каждого человека есть свой волшебный уголок зем ли, в который ему хочет ся возвращаться, восстанав ливаться: ...Обкраденный войною донага Я рос, как все, пасясь на клеверище... Но я.созрел. И в стремени—нога, Я свой дворец воздвиг на пепелище! — вспоминает И. Лысцов в стихотворении «Происхожде ние». Да, не всегда, и не толь ко белым, но и горьким, дым ным, голодным хлебом кор мила своих сыновей родная земля. «Мне пало с детства не в обман. Мне пало с детства к сердцу —- Любить прёкрасную из стран. Сыновью по наследству. Не подурнеет лик ее, Не помутится око. — Пока в дозоре окоем Оберегает сокол! Неразрывно поэтическое слово и дело у Лысцова. Его искренняя, ищущая граждан ственность — это образ его жизни, мышление активного, чуткого человека. Он не ща дит себя в жизненных изло мах. И, может быть, в силу этого он — обстоятельный духовный лекарь, общаАсь с которым, читая которого, ви дишь, веришь и делаешь пе рестройку себя и окружаю щего к лучшему. Вслушай тесь в стихотворение «Я встал нынче рано...» ...Я слышу, как бьется Весна подо льдом. Я вижу, как солнце Идет напролом. Ладонь молодую Подъяв к небеси, Я ветры целую — • Как стяги Руси! Ответным огнем зажигает поэт и нашу любовь к родной земле, бережно и настойчи во передает в наследство. В. КУПАВЫХ, член Союза журналистов СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz