Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

58 д екабря 1986 г., № 298 (17 695) Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ш тата К ИНО В ПОИСКАХ ТЕМЫ ...Много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви... Из письма А. П. Чехова о «Чайке». То явственно, то едва улови­ мо пульсируют в этом фильме чеховские интонации и моти­ вы. формула «Чайки» оказа­ лась наиболее оптимальной для размышлений о судьбе, дол­ ге, силе и слабости худож ни­ ка. Обратившись на новом вит­ ке истории к современным Треплеву, Тригорину, Нине Заречной, авторы «Темы» — режиссер Глеб Панфилов и сценарист Александр Червин­ ский — естественно восполь­ зовались ею. Дело, впрочем, не в каких- то прямых, конкретных анало­ гиях, хотя при желании на них можно настаивать, и вполне обоснованно. Допустим, в ме­ таниях благополучного сто­ личного писателя Кима Есени­ на, разуверившегося в своих писаниях и своем таланте, от­ зывается памятная растерян­ ность модного в конце прош­ лого века беллетриста Триго­ рина с его жалобой, что в книгах ему удаются только пейзажи, а гражданский па­ фос попросту фальшив. И в любовном сюжете есть явная чуж ое. Он мож ет .использо­ вать ее для очередной пьесы, но она не срастается с его личностью и не прорастает из нее. Он готов сочинять хоть про современность, хоть что- нибудь историческое — допус­ тим, по мотивам «Слова о пол­ ку Игореве». Или бог с ним, со «Словом», а заодно и с заключенным уж е договором, не взяться ли лучше за драму о крестьянском цоэте Чижико­ ве? Тем более, этим провинци­ альным чудаком, умершим не то в двадцатые, не то в трид­ цатые годы, всерьез увлечена понравившаяся Киму Есенину женщина... Такова тревожная тема «Те­ мы» — утрата творческой лич­ ностью смысла творчества.. С подлинно кинематографичес­ кой выразительностью заявле­ на она уж е в первых кадрах фильма. Над заснеженными по­ лями Подмосковья, над белым безмолвным пейзажем витает закадровый голос, с пафосом возглашающий; «Край мой скромный, чистый, родной...». Слова эти могли бы воспринк- перекличка с «Ивановым» и • маться как непроизвольное из- «Чайкой». Сашенька Николае­ ва притягивает Кима Есенина, в сущности, тем ж е, чем при­ тягивали чеховских героев че­ ховские героини. Усталый, ед­ кий, недовольный собою ста­ реющий человек, иронизируя и раздражаясь, ищет в Сашень­ ке то, что сам незаметно ра­ стерял по дороге к известнос­ ти, гонорарам и дифирамбам критиков; единство нравствен­ ного идеала и жизненного по­ ведения. С другой стороны, жанровая причудливость «Темы» тож е идет от Чехова, от знамени­ тых его комедий, где соседст­ вуют, перетекают друг в дру­ га контрастные краски — на­ пряженный лиризм и гротеск, почти фарс. Всматриваясь в кризисное состояние Кима Есе­ нина, Глеб Панфилов охотно . использует такие ж е контрасты. Тут и прозрачность поэзии, и горько-ироничный, срываю­ щийся в отчаянную испове- дальность монолог героя, и его ж е эксцентрические вы­ ходки, бесшабашный спектакль с разбиванием пишущей ма­ шинки и пародийным танце­ вальным номером. Хотя, за­ мечу попутно, соединяется это в фильме не всегда органично, зрителя цепляют неловкости и натяжки. Это делает картину достаточно уязвимой для рев­ нителей художественной це­ лостности. Примеры переклички с ав­ тором «Чайки» легко умно­ жить, но главная связь с Че­ ховым обнаруживается все-та­ ки на иной глубине. Здесь пе­ реплелись не ветви, а корни, когда продолжение традиции подразумевает не поверхност­ ное повторение мотивов или приемов, но не поддающуюся имитации духовную работу. Самое важное, что поиск су­ ти, истины 'идет в том ж е на­ правлении, с той ж е мерой бескомпромиссности. Что, собственно, стряслось с Кимом Есениным? Если корот­ ко — разъединились, разош ­ лись тема и судьба. С неко­ торых пор всякая тема для него всего лишь тема, то есть нечто существующее вовне, как-будто бы приемлемое, но лучение душевного волнения, если бы не наигрыш, не при­ вкус сахаринной сладннки. В зеркальце у ветрового стек­ ла легковой машины — уста­ лые, тоскливые глаза водителя. Это и есть Ким Есенин. И го­ лос, декламирующий про «род­ ной край», — его голос. Не теряя времени в пути, он мыс­ ленно прикидывает монолог ге­ роя будущей пьесы. П еред нами — профессио­ нал. Глядя на заоконный пей­ заж , он добросовестно пробу­ ет отыскать в себе хоть на­ мек на взволнованность, чтобы оживить ею сноровисто приду­ манные строчки. Это почти па­ радокс; человек, взявший себе когда-то псевдоним «Есенин», вынужден усиленно накручи­ вать себя, чтобы вдохновиться есенинским пейзажем. А вол­ нения нет как нет. Ну, что ж е, придется довольствоваться тем, что диктует ремесло... Какое уж там — «не могу молчать!». Какое там — «ес­ ли можешь не писать, не пи­ ши»!. Он бы замолчал, но го­ ворить, писать, сочинять — его профессия, его служба.. Значит, надо все-таки не за­ быть занести в блокнотик и мертворожденный монолог о «скромном, чистом и родном крае». Кризис Кима Есенина пока­ зан в фильме жестко, даж е безжалостно. И сам герой не устает язвительно комментиро­ вать и свое творчество, и свою жизнь. Комментирует, судит и — мучается... Вот его приятель Пащин — другое дело. Он удобно устро­ ился в литературе и отстуки­ вает на машинке дилогии и трилогии, без всякой рефлек­ сии превращая вчерашнее скандальное препирательство с сотрудником ГАИ, собствен­ ную хамскую выходку в благо­ нравный эпизодик очередной главы. Пащин у Евгении Вес-, ника прост и ясен с первого взгляда. Правда, так ли уж он прост и ясен в действительно­ сти? Не упрощен ли он самими авторами ради чересчур уж наглядного, лобового разобла­ чения? Пащинское беззастенчивое, какое-то даж е простодушное приспособленчество д \я героя Михаила Ульянова не прием­ лемо. Д о определенного рубе­ ж а и он, пожалуй, мог так ж е или почти так ж е. А теперь не может. Не выходит. Споткнул­ ся и — растерялся, рассердил­ ся — на себя, на других, на обманувшую его удачу... Если угодно, именно в этом пункте фильм теснее всего смы­ кается с чеховской традицией, но не столько эстетической, сколько этической, то есть — в определении диагноза бо­ лезни, настигшей Кима Есени­ на. Здесь доктор Чехов был особенно точен и непреклонен: человек утрачивает опору, ког­ да начинает понимать, что по­ терял либо и не имел никогда объединяющую все мысли и по­ ступки идею. Идеал, что вла­ стно собирает, концентрирует, фокусирует личность. У Кима Есенина нарушен кон­ такт со временем. Вернее, он сохраняется лишь формально, с сугубо верхним, показушным слоем; на уровне парадного грима, наносить который по­ могал, по-видимому, долгие го­ ды и он сам как писатель. Когда-то герой Михаила Улья­ нова не сомневался; грим этот — необходим. Тем более, что, следуя одобряемому официаль­ но стереотипу, предпочитая правде удобную полуправду или даж е «четвертьправду», Ким Есенин чувствовал себя устроенным, защищенным, сто­ процентно благополучным. Та­ кое не проходит даром... Вот теперь и пришел срок распла­ чиваться бесплодием, уста­ лостью, равнодушием. М еж ду тем он ведь не из слабаков, Ким Есенин. У него война за спиной... Чем оборачивается «безыде- альность», разлад темы и ж из­ ни у слабого человека, нам в этом фильме тож е покажут. Картина вообще развивает Па­ раллельно несколько вариаций одной темы; вот откровенный приспособленец Пащин.’.. Вот Ким Есенин... А вот молодой писатель, тот самый, кош так преданно и горько любит Са­ шенька Николаева. Станислав Любшин очерчи­ вает свой персонаж легким, беглым штрихом, не стараясь до конца прояснить все обсто­ ятельства и душевные перипе­ тии, что привели его к реше­ нию покинуть родину. Мы зна­ ем только, что его обидели: возникли какие-то недоразуме­ ний с книгой о Радищеве, кто- то покусился на его право пер­ вооткрывателя бесценных до­ кументов... Но суть не в кон­ кретном поводе для обиды. Суть— в другом: написал кни­ гу о великом патриоте, а те­ перь собирается уехать в Аме­ рику... Что ж е тогда, скажите на милость, водило его пером, ес­ ли так ненадежна, непрочна его связь с родной землей — настолько, что рвется, едва задето самолюбие, едва замая­ чила угроза неудачи, непризна­ ния? Что мог он вложить сво­ его, от себя, из себя в ради­ щевскую свою книгу? Получа­ ется, только сведения, почерп­ нутые из ученых монографий да найденных документов. То есть опять-таки то, что усвое­ но как сумма информации, но так и не отлилось в убеж де­ ние, не с*ало страстью, плотью, болью жизни, а значит — и книги... Характером, возрастом, судь­ бой — всем отличается от мо­ лодого своего собрата Ким Есе­ нин. Кроме одного; пусть сов­ сем иначе, но и у него роко­ вым образом расстыковались слово, адресованное людям, и то, чем он живет изо дня в день. На каком повороте исто­ рии, соучастником и истолко­ вателем которой призван он быть по роду своих занятий, случилась с ним эта беда? И в какой мере повинен в этом он сам, а в какой — время и об­ стоятельства? Прямые ответы на такого ро­ да вопросы уходят за кадр. В принципе, они как бы ожида­ ются авторами из кинозала, где мы обогатим и уточним увиденное личным опытом, на­ блюдениями, пониманием... А* в кадре — продолжается почти бессобытийная хроника двух дней в заснеженном ста­ ринном городке с белостенными соборами и тихими улочками, куда приехал развеяться мос­ ковский драматург. Герои здесь Испытываются еще одной клас­ сической д \я отечественного искусства ситуацией, обозна­ ченной Чернышевским; русский человек на рандеву, то есть— на свидании. И разрешается она в весьма хрестоматийном ключе: женщина оказывается достойнее и мужественнее влюбленных в нее мужчин. Они эгоистично нянчат свои обиды, неудачи, кризисные со­ стояния. Один ее предал, про­ меняв на мираж эмиграции. Другой в тяжкий для нее час чуть было не уехал в Москву, лишь в последнее мгновение устыдился, попытался вернуть­ ся... Совсем не то она... В Са­ шеньке Николаевой, чью нерв­ ную духовность и душевную силу вдохновенно передает Ин­ на Чурикова, живет, не увяда­ ет, не сникает выцветшее в мо­ лодом ее возлюбленном и в немолодом поклоннике чувство кровной сопричастности древ­ ней земле, где страдали, веро­ вали, писали и Радищев, и Че­ хов, и никому неведомый крестьянский поэт Чижиков, мечтавший ударить в набат на колокольне, хотя и нет ника­ кого пожара.» В существе ее, в существова­ нии ее все естественно связа­ но, соподчинено; и любовь, и увлеченность наивными стиха­ ми давно умершего провинци­ ального мечтателя, и непрек­ лонность, с какой она скажет Киму Есенину об его ставших ей ненужных пьесах, и чут­ кость, побуждающая ее прий­ ти ему на помощь и подарить сюж ет о поэте-самоучке... Все спаяно единством мироощу­ щения. Немыслима никакая двойная бухгалтерия, пусть да­ ж е эта бескомпромиссная цель­ ность сулит боль и горечь ут­ рат... Семь лет дожидался фильм о Киме Есенине и Сашеньке Николаевой встречи , со зрите­ лем. Теперь он стал фактом живого, сегодняшнего кино­ процесса. Задержавшись, но не опоздав, эта неровная, н ебез­ упречная, но такая живая лен­ та с ходу включилась в труд­ ный и важный разговор о прав­ де. О том, как сохранить, ук­ репить нравственную основу, утрата которой невосполнима и для одного человека, и для всего общества. И. НЕВЕРОВ. П ОД АРИЛИ ПРАЗД НИК Пос мот рев по Це нтра льно­ м у телевидению передачу из Ельца о русской гармошке, жители села Жерновое Дол­ горуковского района решили возродить этот забытый му­ зыкальный инструмент. О вечере в местном Доме куль­ туры заранее извещало кра­ сочное объявление. То. что мероприятие это обещало стать незаурядным, говорила массовость его уча­ стников. После вступительно­ го слова художественного ру­ ководителя Дома культуры Александры Беклемишевой первым вышел на сцену ве­ теран войны и труда Нико­ лай Матвеевич Евсюков. На елецкой рояльной он испол­ нил несколько народных ме­ лодий. Затем в его сопровождении Раиса Александровна Ря­ занцева спела русские стра­ дания Зрители тепло при­ ветствуют выступление трио в составе Ивана Петровича Стефанова с гармошкой, Сет> гея Павловича Рощупкина с балалайкой и Раису Алексе­ евну Полосину — исполни­ тельницу русских песен и ча­ стушек. Жерновцев сменяют жите­ ли соседнего села Долгуши. Алексей Егорович, Федор Тихонович и Иван Антонович Лазаревы исполняют вариа­ ции на темы русских народ­ ных песен. Участники концерта реши­ ли провести еше несколько концертов русской гармош- ни В. ВОЛОДИН. Поэтическая рубрика ВРЕМЯ А. ТАМБОВСКАЯ Оставь, меня, время, Слепящему желтому полю, Тенистому лесу, Ветле над прозрачной водой, Песчаной дороге, Запущенной маленькой школе, И солнцу, и ветру, И маме моей молодой. Я помню, как речка Бормочет у рыжего склона, Как светят косынки... Как песенку тянет сверчок, Как сонно н мерно Вздыхает игла патефона, Как вьется тропинка И ловит меня на крючок. А детство вей дальше. Играет оно в невидимку. А поезд все мчится И мчится вдоль синих полей... И юная мама Глядит на меня, Как сквозь дымку, И не узнает: Я — старше ее И взрослей. У БРАТСКОЙ МОГИЛЫ В броню холодных облаков Закована река. Лишь дышат русла родников, Как жилки у виска, Лишь нарушает вздох шагов А В елецком детсаду № 39. Фото В. ДУРНЕВА. ПРИГЛАШАЕТ «ПО ТЕШ Г РА Д » Город живет ожиданием праздника. Вот уже зажглись разноцветными огнями ел­ ки; во дворцах и домах куль­ туры проходят новогодние балы. Особенно много забот сейчас у работников культу­ ры. Оно и понятно; сделать праздник веселым, интерес­ ным — дело не простое. Мы обратились к заведу­ ющему отделом культуры гор­ исполкома В. .М. Кузнецову и попросили рассказать, что интересного ожидает горо­ жан и гостей Липецка в Но­ вогодний вечер? — «С Новым годом!» — так называется праздник, ко­ торый начнется 31 декабря в 18.00 на площадях города и в отдаленных микрорайонах; 15. 19, 20; поселках Матыр- ский и Дачный. Продлится он до 21-го часа, а затем, уже после встречи Нового года, там же. у праздничных елок, соберутся любители дискотеки и смогут потанце­ вать. послушать музыку. — Виктор Михайлович, чтобы подготовить такой мас­ совый праздник, конечно же. требуются большие творчес­ кие силы... — В его подготовке за­ няты практически все учреж­ дения культуры города. Но на этот раз у нас много и помощников, а вернее — со­ юзников: горком комсомола, драматический театр, вузы, детская художественная шко­ ла. многие организации Со­ ветского района. — Не могли бы Вы рас­ сказать о программе празд­ ника? Конечно, не раскрывая новогодних сюрпризов. — Центральный праздник будет проходить у Дворца спорта «Звездный». Он нач­ нется «Приключениями У новогодней елки». Это. по­ жалуй, единственное меро­ приятие. которое состоится в помещении. А затем на пло­ щади начнется театрализо- ’ ванное представление. Рас­ пахнут свои двери «Потеш- град», «Зимняя горница». Желающие смогут померить­ ся силой, умением, лов­ костью в забавных состяза­ ниях; послушать игру люби­ телей русских народных ин­ струментов. На столах «Веселой яр­ марки» можно отведать рус­ ские кушанья, пироги и ша­ нежки. различные лакомства — изделия собственного и промышленного производст­ ва. Детей ожидает полюбивше­ еся катание на пони. А ровно в полночь жители города увидят праздничный фейерверк. В новогодней программе предусмотрены и сюрпризы Раскрывать их я, конечно, не буду, просто скажу; тот, кто придет на праздник, не разочаруется. Еще раз под­ черкну: жителям отдаленных районов города не обязатель­ но спешить к «Звездному». Аналогичные праздники прой­ дут на .всех площадях. И всюду вас ожидают веселые встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, скоморохами и Коробейниками... С. РУСАНОВА. Сухой листвы уют, Да все малыш у берегов, Как искорки, снуют. Нет, ты в природе не найдешь Забвенья старых ран. Тут сучьев ломаный чертеж Похож на ураган. Пускай туман вечерних сел С землей сравняет высь. Тебе покажется, что все Недвижно. Но—вглядись! Плывут огни, бежит волна, Как маятник — весло, Поет стозвонно тишина И в окнах так светло, И скачет белкой детский смех, И длится птиц полет, И вечный поезд, словно снег, Идет, идет, идет... САТИРА И' ЮМОР ВИДИМО- НЕВИДИМО До чего ж е дотошный народ, эти мальчиш­ ки! И все-то им объясни, растолкуй, и чтобы ни тени сомнения. Вчера только углубился в работу, сынишка подбегает: «Пап, а что такое видимо-невиди­ мо?». «Это, — говорю, — когда кого-нибудь или чего-нибудь очень много». — «Много», — сопит недовольный. — А невидимо?». «Последние, — говорю, — так да­ леко находятся, что их почти не видно, поэто­ му и невидимо». Сказал вот так, а самого сомнения терзают: а действительно, почему это сразу и видимо, и невидимо? Сижу размышляю, и вдруг словно свежего хрена понюхал, в мозг ужалило; «Так это ж е о нашем подшефном совхозе сказано!». Автобусов, людей сгоняют туда видимо, а добротных овощей, свеж ей зелени, скажем, огурчиков мелкопупырчатых или кинзы е ро­ синочкой — невидимо. К рынку это, разуме­ ется, не относится. Туда никто никого не под­ талкивает, сами съезжаются, а первосортного овоща — помидорчиков с искорками на изло­ ме, редиса умытого свежей водичкой, моло­ денького укропчика — видимо-невидимо. Сорняков на совхозных грядках видимо, а всходов невидимо. Вообще-то видимо:’ один- два лепесточка. А в сорняках как-то целый отдел механизации затерялся. Две недели разыскивали. Спасибо вертолетчики выручили. Тяпок, топориков на полях совхоза видимо, а какой-нибудь замухрышечной механической мотыги или завалящего капустоуборочного комбайна, не говоря уж е о помидороубо- рочном, — невидимо. Воды для орошения видимо, целое руко­ творное море, а урожайности невидимо: кап­ ризы природы, говорят, мешают. Специалистов, всяких там инженеров, эко­ номистов, финансистов, в поте лица орудую ­ щих тяпками, топориками, а то и голыми руками — видимо, а толковой инженерной мысли, настоящего анализа эффективности трудозатрат — невидимо. Овощи-то позоло­ ченными получаются, с бриллиантовыми вкра- пинками. Начальства наезжает туда видимо; -кто за овощишками, а кто просто так, покомандо­ вать от нечего делать, а должного настроя на научно-технические достижения, передовой опыт и человеческий фактор — невидимо. А х, Артурчик, Артурчик, вот ведь как моз­ ги отцу закрутил. Но попробуй объясни ему все это. Не поймет. Хотя... пойдет в школу, поживет в лагере труда и отдыха, погремит ведром, поползает на животе по грядкам, поймет. Нет, рановато еще посвящать его в такие философские^ тонкости. Еще чего доброго нач­ нет допытываться, почему это совхоз «Друж ­ бой» называется? Не объяснишь ж е ему, что там в давней друж бе и полном согласии уж и ­ ваются мощная современная техника и де­ довские методы труда, широкие агротехниче­ ские знания специалистов и допотопная тех­ нология овощеводства, сельскохозяйственная авиация и черепашичий полет творческой фантазии... А воспари она над рутиной и шапкозаки­ дательством, взору открылись бы зеленые квадраты безлюдных полей, озаренных сол­ нечным светом и человеческим разумом; му­ равьи-машины, ловко обрабатывающие расте­ ния, убирающие урожай; люди, управляющие умными машинами и механизмами, а потому чувствующие себя не рабами осота и пырея, а властелинами земли, техники и плодов тру­ да; вереницы специальных машин, развозящих овощи и зелень — в пучках, пакетиках, кон­ тейнерах... Но если спуститься на грешную землю, то уж е сейчас там можно заметить ростки ново­ го. Как-то гоню грядку, жара нестерпимая, земля как стальная, а тяпка, что сибирский валенок. Гоню, как нетрудно догадаться, туда, а Цельнополовишшн уж е оттуда прет. «Иван Петрович, — кричу из последних сил, — вы что, реактивный? Мельтешите ту­ да-сюда, в глазах от вас рябит». «Так ведь технология-то интенсивная», — отвечает, а с самого пот ручьями. Вот, негодник! (это я уж е о сыне), оконча тельно выбил мысли из борозды. Так и не дал дописать доклад о повышении эффективно сти шефской помощи. Ну ничего, в следующий раз допишу, не первый год отчитываемся. М. МАЛЬЦЕВ. Приближения новогоднего праздника люди ждут с нетер­ пением. А лесоводы — с уж а ­ сом. Последние дни уходяще­ го года для нас по напряже­ нию сравнимы разве что с п е­ риодом лесных пожаров. Уже с утра раскаленной кажется те­ лефонная трубка, за окнами конторы назойливо рычат «чу­ жие» машины, двери в кабине­ тах не закрываются... . Всем нужна елка! На какую-то не­ делю - другую лесная красави­ ца становится для всех дефи­ цитом номер один. А лесоводы, скрепя сердцем, берутся... за топоры. Кроме моральных из­ держек — ведь они уничтожа­ ют в буквальном смысле пло­ ды рук своих—имеются здесь и материальные. Если посмотреть на эту кам­ панию с точки зрения эконо­ мики, то заготовка - елок будет ничуть не выгодней заготовки •дров. Представьте; двухметро­ вое деревце стоит всего один рубль и тридцать копеек, в ма- Л Е С Р У Б Я Т . . . РАЗ М Ы Ш Л ЕНИЯ Л ЕСНИЧ ЕГО Н А К А Н УН Е НОВ ОГОД НЕГО ПРАЗ Д НИК А шине их уместится 60 штук— вот транспортные издержки и сводят на нет реализационную выручку. Прибавим к этому за­ траты на выращивание саж ен­ цев, а потом и на их рубку— получим сальдо не в свою поль­ зу. Ко всему прочему, эта предновогодняя кампания ни­ как не отражена в промфин­ плане, поэтому и проходит вез­ де с надрывом и неизбежными потерями. Правда, план, учи­ тывая традицию и спрос насе­ ления. управление лесного хо­ зяйства нам спускает, но к го­ сударственной отчетности, по­ вторюсь, он не имеет никакого отношения. Короче, нам, работникам лес­ ного хозяйства, елка как то­ вар не выгодна. Но и торгов­ ля от этого дефицита, как ни парадоксально, не в восторге. Есть ли в истории нашей страны традиция более проч­ ная и... безжалостная по отно­ шению к народному добру? В России новогоднюю елку ввел как символ праздника Петр Первый. 1 января 1700 года он повелел украсить все дома еловыми, а также сосновыми и можжевельными ветвями и в «знак веселья друг друга обя­ зательно поздравлять с Новым годом». В тот день в Москве палили из пушек, жгли смоля­ ные. бочки на плошадях, в не­ бо взлетали фейерверки. С тех самых пор в России ни один новогодний праздник не обходится без нарядной гостьи из леса. Елка украшает наш дом и сегодня. Но размах этих украшений не идет ни в какое сравнение с далекими петров­ скими временами. Не только в школах и детсадах, домах куль­ туры и на плошадях мы видим лесную красавицу, но... и поч­ ти в каждой квартире. При­ чем, что особенно тревожит, лес рубится, что называется, «от достигнутого», то есть в прогрессии. Помню, еше нес­ колько лет назад наш лесхоз поставлял населению 5— 10 ты­ сяч деревьев. Потом — 15 и 20 тысяч. В прошлом году мы продали 27 тысяч. Сейчас за­ готовим более 30 тысяч елок. И если раньше мы брали елки и сосны в ходе рубок ухода за лесом, то теперь вынуждены заказывать специальные елоч­ ные плантации. Восемь гекта­ ров вырубили только к встре­ че 1987-го! Хоть и старо зву­ чит, но зато точно — сердце кровью обливается при виде всего этого. Торговля, впрочем, идет бой­ ко. За несколько дней мы от­ правили в Липецк по догово­ рам с торгующими организация­ ми 12 тысяч елок, 7 тысяч — в Елец. А «зеленый вал» все растет. Вчера, например, у во­ рот лесхоза в разное время сто­ яло пятьдесят грузовиков. Не­ которые вернулись в областной центр почти порожняком — «насытить» город, увы, мы не в силах. Кто и когда . считал транспортные издержки, цену потерянного на добывание то­ вара времени? И все это ради чего? — Ради традиции? По­ том рыжие и облезлые елки б у ­ дут валяться повсюду, их даж е на топку не используют. К чему, скажет читатель этот предновогодний минор? Но давайте, положа руку на серд­ це, спросим себя; а так ли уж необходимо в каждую квар тиру тащить целое дерево? почему бы не использовать елочные букеты, различные композиции из них, о чем уж е не раз говорилось в «Ленин ском знамени»? Символика бу­ дет соблюдена и специфичес кий «лесной» запах сохранит ся. Я понимаю, что за оставшие ся несколько дней до праздни ка психологию не переломишь и елку от топора не убере жешь. Но размеры лесной дра­ мы могут быть все ж е иными если в один строй с лесовода ми встанет общественность. А. ТЕРЕХОВ, главный лесничий Задонского механизированного лесхоза. ИЗ НОВЫХ книг свой огонь ЗАС В Е ТИ В ... «Я решил своей доле по­ мочь, свой огонь засветив...», это строчки из нового по­ этического сборника нашего земляка Ивана Лысцова «Бе­ лые хлебы», вышедшего не­ давно в издательстве «Сов­ ременник». Известный ху­ дожник Святослав Рерих, жи­ вущий в Индии, писал авто­ ру. «Очень обрадовали Ваши стихи, в них я нашел не толь­ ко цветистую, самобытную образность языка, но и 'красивую мысль, порой очень глубокую»... Искренность в поэзии да­ ется нелегко. Когда под на­ пором скороспелых решений, как «неперспективная» в чис­ ле других была-распахана и деревня родителей поэта Волхоновка в Грязинском районе. Иван Васильевич, из­ рядно поскитавшись по белу свету, зажег другой устойчи­ вый огонек— в селе Бутыр­ ки под Задонском. Теперь, на месте Волхо- новки, спасшей когда-то, в дни эвакуации, семью Лыс- цовых от погибели, раски­ нулось большое хлебное по­ ле да протекает памятливая речка Телелюй. Забавное имя, а означает оно — теленок, разбрызгивающий пойло. Колосится, звенит волхо- новское поле и чем-то напо­ минает нынешни^ задонские Бутырки, вливающие в рас­ пахнутое сердце поэта не только светлость берез, ной их жалобы, ожидание. И он слышит их, на язык образ­ ный переводит. У каждого человека есть свой волшебный уголок зем­ ли, в который ему хочет­ ся возвращаться, восстанав­ ливаться: ...Обкраденный войною донага Я рос, как все, пасясь на клеверище... Но я.созрел. И в стремени—нога, Я свой дворец воздвиг на пепелище! — вспоминает И. Лысцов в стихотворении «Происхожде­ ние». Да, не всегда, и не толь­ ко белым, но и горьким, дым­ ным, голодным хлебом кор­ мила своих сыновей родная земля. «Мне пало с детства не в обман. Мне пало с детства к сердцу —- Любить прёкрасную из стран. Сыновью по наследству. Не подурнеет лик ее, Не помутится око. — Пока в дозоре окоем Оберегает сокол! Неразрывно поэтическое слово и дело у Лысцова. Его искренняя, ищущая граждан­ ственность — это образ его жизни, мышление активного, чуткого человека. Он не ща­ дит себя в жизненных изло­ мах. И, может быть, в силу этого он — обстоятельный духовный лекарь, общаАсь с которым, читая которого, ви­ дишь, веришь и делаешь пе­ рестройку себя и окружаю­ щего к лучшему. Вслушай­ тесь в стихотворение «Я встал нынче рано...» ...Я слышу, как бьется Весна подо льдом. Я вижу, как солнце Идет напролом. Ладонь молодую Подъяв к небеси, Я ветры целую — • Как стяги Руси! Ответным огнем зажигает поэт и нашу любовь к родной земле, бережно и настойчи­ во передает в наследство. В. КУПАВЫХ, член Союза журналистов СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz