Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
21 дек абр я 1986 г., № 292 '(17689)' ЛЕ НИНСКОЕ ЗНАМЯ 69 лет назад были созданы органы ВЧК-КГБ П Е Р В Й М Ё Ш Ф едор Петрович Дмитриев... Немногие сейчас в Липецке знают это имя. А был этот че ловек организатором и первым руководителем отдела по борь бе с контрреволюцией, сабо тажем и спекуляцией при Ли пецком совдепе в 1918 году. Потом его сменили Адамов, Зегель, Янкин, которые широ ко известны. Думается, и пер вый наш чекист по праву за служивает того, чтобы его имя было увековечено... Федор Петрович родился в 1890 году в Уфе в семье меща нина. Окончил коммерческое училище и по примеру старше го брата Николая, активного участника революционного дви жения 1505— 1907 годов, с юношеских лет включился в борьбу с самодержавием. Он хранил и распространял неле гальную литературу, участво вал в выступлениях против помещиков, за что был под вергнут арестам. С 1911 года жизнь Федора Петровича связана с нашим городом. Его призвали на дей ствительную Службу и на пр а вили в 191-й Запасной стрелко вый полк, находившийся в Ли пецке. С уст ановл ением С ов ет ской влйсти в городе Дмитри ев, как член солдатского ко митета, был избран депутатом С о вета и стал заместителем председателя его исполкома. Возглавлял С ов ет большевик В. Н. Агте, членами С ов ета были коммунисты Д. X. Пи- лявский, ф . К. Захаров, С. Ф. Б алмочны х. Р аботая вм есте с ними, Дмитриев получал рево люционную закалку, • учился преодолевать трудности. С ерьезным поручением для него стала командировка в Козлов (ныне Мичуринск), в Москву и Тулу для получения и доставки оружия, необходи мого небольшому красногвар дейскому отряду. В Козлове для Липецкого совдепа им бы ло получено 100 винтовок, а в Туле (по предписанию из Мо сквы) — два пулемета. С этим оружи ем Федор Пет рович возвратился в Липецк, где в это время началось вос стание торговцев, городовых и прочих «бывших». Дмитриеву пришлось принимать экстрен ные меры. С помощью солдат 191-го полка он освобождает из под ареста членов С ов ета и красногвардейцев. В марте 1918 года в газете «Известия ВЦИК» было опуб ликовано постановление ВЧК о создании местных Чрезвы чайных комиссий. В нем ука зывалось: «1) Предлагается всем С ов етам на местах и в районах немедленно органи зовать означенные, с одинако вым названием комиссии. 2) Чрезвычайные комиссии б о рются с контрреволюцией и спекуляцией, злоупотребле ниями по должности и посред ством печати. 3) Отныне пра во производства всех арестов, обысков, реквизиций, конфис каций и проч., связанных с поименованными преступле ниями, принадлежит исключи тельно этим Чрезвычайным ко миссиям как в городе Москве, так и на местах». Выполняя это постановление, Липецкий совдеп на своем за седании 13 мая 1918 года по докладу ф . П. Дмитриева по становил создать при Совете отдел по борьбе с контррево люцией, саботажем и спекуля цией. Заведующим его был на значен Дмитриев., В августе 1918 года отдел был переиме нован в Липецкую уездную Чрезвычайную комиссию. Этот короткий по времени период в жизни Федора Пет ровича знаменателен большими событиями. Разгром кулацкого мятежа в Шехманской волос ти, реквизиция купеческих ко жевенных заводов в городе, ликвидация банды Марухина. Этими И многими другими де лами ему приходилось зани маться в экстренном порядке, как заместителю председателя исполкома совдепа и предсе дателю уездной ЧК. Затем Федор Петрович от правляется во главе созданно го в Липецке отряда в Самару на борьбу с белочехами, бан дами Колчака. Вместе с ним туда выехали члены Липецко го Совета Пилявский и Васи левский, которые погибли в боях с белочехами. После разгрома белочехов Дмитриев участвует в ликви дации басмачества в Средней Азии. Вернувшись в 1920 году в Липецк, он работает начальни ком фащевской, а потом Гря- зинской волостной милиции. И вновь продолжается бой; раз гром и подавление антоновских банд, ликвидация дезертиров, борьба со спекулянтами-ме- шочниками. Дмитриев проявил себя умелым работником, храбрым и мужественным че ловеком. Бессонные ночи, голодовки, напряжение всех физических и нравственных сил сказались на его здоровье. Он тяжело забо лел и в 1934 году уходит на пенсию. Память о первом чекисте, который, не щадя здоровья, а иногда и самой жизни, защи щал и отстаивал завоевания революции, должна свято хра ниться в наших сердцах. В. МАТВЕЕВ. В К О Л Х О З Н О М К Р А Е В Е Д Ч Е С К О М . . . Несколько лет назад в селе Частая Дубрава Липецкого района создали свой колхозный, краеведческий музей. Подыскали помещение. Нашелся и заинтересованный в этом деле человек—Михаил Менделеевнч Виленский. В прошлом учитель истории, он стал организатором и ди ректором музея. Сейчас здесь представлены все этапы истории Частой Дубравы, местного колхоза «Заветы Иль ича», слава которого перешагнула границы области. Час-, тые гости музея — ученики местной школы. Экскурсии и уроки истории проходят на конкретном краеведческом материале. НА СНИМКЕ: М. М- Виленский с учениками Часто-Ду- бравской средней школы- Фо то В. СТРОКОВА. В НОЯБРЕ этого года исполнилось 125 лет елецкому телеграфу. Его история неотделима от истории города. В дор ев олю ционном Ельце в почтово-телеграфной кон торе имелось несколько те леграфных аппаратов Морзе и один аппарат Юза. По свидетельству ветеранов свя зи, подготовка связистов шла «из-за плеча», то есть, свя зист работал, а ученик наб людал за его действиями. Едецкие телеграфисты бы ли в передовых рядах рабо чего класса, активно участ вовали в свержении царского режима, живо от кликались на все важные события в жизни страны и народа. 8 декабря 1905 го да начальник жандармского отделения станции Елец Зу бов сообщал губернатору: «Сего числа забастовали же лезнодорожные мастерские, депо и телеграф. Движение пассажирских и товарных поездов на Грязе-Орловской и Валуйской линиях прекра щено».., О победе Великой Ок тябрьской социалистической революции первыми в Ельце 26 октября 1917 года узнали телеграфисты и возвещав шую об этом телеграмму передали революционно на строенным рабочим. В эк спозиции городского краевед ческого музея находится телеграфный аппарат Юза образца 1901 г- елецкой кон торы связи, на котором бы ла принята эта историческая телеграмма. В горячие месяцы 1,918 'года, когда решалась судьба Советской республики, Елец — центр заготовки хлеба, важный пункт связи и тран спортных сообщений. Рука вождя пролетариата В. И. Ленина на пульсе событий. Он в курсе всех дел. Полу чает сообщения и из Ельца, одну за другой направляет туда телеграммы. Вот две из них, полученные елецким телеграфом 5 августа 1918 года. «Елец. Чрезвоенкому, на чальнику отряда Панюшкину. Удивлен замедлением от- кренне желают скорейшего выздоровления...». Телеграф, важнейший вид связи, в годы первых пяти леток обеспечивает быструю передачу сообщений, прием указаний, распоряжений. Вместе со всеми трудящи мися города телеграфисты Ч Е Р Е З Г О Д Ы И РАССТОЯНЬЯ... Елецкому телеграфу—125 лет правки вашего отряда. Теле графируйте, почему промед лили и когда едете. Надо ускорять всячески. Предсов- наркома Ленин». «Елец, копия Тула. Уезд ному военному комиссару Ельца и губернскому воен ному комиссару Тулы. Ока жите всяческое содействие к быстрейшему отправлению отряда Панюшкина и к до ставке ему всего необходи мого- Известите меня теле графно о том, что вами сде лано. Предсовн&ркома Ле нин». Известие о покушении на жизнь В. И. Ленина потряс ло всю страну- В одной из телеграмм, переданных елец ким телеграфом, было сле дующее; «Москва. Кремль. В. И. Ленину- Почтово-теле графные работники елецкой конторы, глубоко потрясен ные и возмущенные гнусным покушением на Вас — силь ного духом борца,.. шлют Вам горячий Привет и не активно участвуют в социа листических преобразовани ях- Во время Великой Оте чественной войны многие из них на фронте. Те, кто ос тавался на рабочих местах, также вносили вклад в по беду. Тогда в Ельце находи лись областные учреждения, штабы крупных соединений вооруженных сил. Связь ра ботала четко. В сентябре 1942 года уче ницей пришла работать на елецкий телеграф Р. П. Ку- лемина. Сейчас она контро лер. Раиса Павловна вспо минает, как во время войны она принимала шифро ванные телеграммы и до ставляла их в армейские уч реждения. В то время, а также спустя пятнадцать лет после войны, еще рабо тали старые аппараты Мор зе, связь осуществлялась по воздушным линиям- В шестидесятых годах на чался переход на кабельную систему с использованием аппаратуры уплотнения, ко торая позволяет по одной паре проводов организовать много каналов. С 1965 года развивается сеть абонент ского телеграфирования С вводом ее в действие предприятия Ельца по лучили возможность само стоятельно- осуществлять связь. В настоящее время елецкий телеграф имеет пря мые связи почти со всеми городами СССР, по техниче ской оснащенности он один из лучших в Липецкой об ласти. Елецкие телеграфисты ак тивно участвуют в решении общественно - экономических задач. Два года назад одни ми из первых в “Области пе решли на бригадный подряд, В результате взаимозаменяе мости и взаимопомощи воз росла производительность труда, высвободились штат ные единицы. Расширяется производственная площадь, улучшаются условия, эстети ка труда. Техника телеграфа в ру ках квалифицированных спе циалистов. Большинство из них получили образование в учебных заведениях связи. Н. Н. Неклюдовой — брига диру телеграфистов и Н. Н. Холину — бригадиру элек тромонтеров присвоено зва ние «Мастер —- золотые ру ки» на конкурсе профессио нального мастерства в Ли пецке. Образцы в труде по казывают инженер В. Ф- Неклюдов, бригадир Т. В. Сафонова, телеграфисты Н. В. Кожухова, В. Я. Чи стякова. Они продолжают и приумножают славные тра диции коллектива. Е- ШМАНОВ, младший1научный сотрудник Елецкого краеведческого музея. Дневник В МИ Р Е Е С Е Н И Н А Поэтическая искусств рики’последних лет. А были— Владимир Короп всматри- крыл трагические противоре- столько проникновенна, гл у б о -. серьезность, вдумчивость, чут- вается в мир С. Есенина гла- чия жизни Есенина, накаД его ка, а форма стиха проста и рубрика Большой интерес вызвал у липчан литературный вечер, посвященный поэзии Сергея Есенина. С композицией, .с о ставленной из стихов . поэта, песен и воспоминаний о нем, выступил дипломант Всесоюз ного конкурса артистов-чтецов Владимир Короп. Первое, что хочется отметить в артистической манере чтеца — «стремление уравновесить мысль и чувство в интерпрета ции лирики С. Есенина. Не было в его чтении эдакого залихватского отчаяния, над рыва, когда исполнялись сти хи периода НЭПа, «Москвы кабацкой», не было и созер цательной успокоенности, уми ротворенности в трактовке ли- ство меры, стремление уити от дешевых мелодраматичес ких эффектов. Осознание места и роли Есенина в советской поэзии закономерно для наших дней. Ведь в стихах Есенина мы слышим не только прощание с патриархальной крестьянской Русью, плач по «корове, рога ми упершейся в паровоз». Мы чувствуем в них пророческие нотки, когда Есенин в «Соро коусте» печально говорит о жеребенке, вознамерившемся обогнать паровоз. Есенин пред угадывает и передает конф ликтное состояние мира в целом, конфликт человека и природы, который наиболее отчетливо выявил, себя к се редине столетия. зами современного человека; Поэтому-то образ есенинской природы, как он вновь тво рится в процессе чтения, ли шен слащавости и сентимен тальности. Россия Есенина уви дена трезво, мужественно, аналитично. Ведь и сама лич ность поэта, как она раскры вается в его творчестве, — тож е часть России, воплоще ние ее мук и исканий, символ преодоления «душевной смуты» на пути к новому, п е ределки на социалистический лад. Несомненной удачей вечера явилось исполнение поэмы «Чёрный человек», оно полу чилось . наиболее страстным и темпераментным. Артист рас- борьбы с самим собой. Под черкнем, что именно драма тические, «взрывные», остро контрастные произведения С. Есенина более всего удают ся Владимиру Коропу. Есенинская программа в ра боте артиста — не единствен ная. Он исполняет композиции по роману М. Горького «Фома Гордеев», поэмам Пушкина и Лермонтова, стихам А . Коль цова. В. Короп объездил всю страну, неоднократно высту пал у пограничников, бывал на Сахалине, Камчатке, в Сиби ри. Именно есенинская компо зиция, как говорит артист, пользуется наибольшим успе хом. И это не случайно: лю бовь Есенина к Родине на- народна, что не отозваться на его лирику, звучащую со сце ны, просто ' невозможно. И разговор, который ведет ар тист со слушателем, не про ходит бесследно. Он форми рует патриотическое чувство, воспитывает уважение к оте чественной культуре. Владимир Короп — ур ож е нец нашего города, здесь он начинал пробовать свои силы как чтец-декламатор в кружке художественной самодеятель ности. Пожелаем ж е ему, что бы встречи его с липчанами стали традиционными. А. САТАРОВА, старший преподаватель ка федры литерату ры ЛГПИ. С ВЕТЛОЕ, с широкими ок- нами здание на улице Интернациональная. С утра до вечера из-за дверей комнат раздаются то нежные, певучие звуки скрипки, то бра вурные пассажи фортепьяно, то переливчатые раскаты бая на... Детская школа искусств № 1г старейшая в областном центре. За свою почти полуве ковую историю она воспитала тысячи питомцев. И кто бы мог подумать, что уж е много лет подряд в этих стенах, словно раковая опухоль, раз растался, втягивая в себя все большее число людей, нешу точный конфликт... Своеобраз ная драма, сюжетом которой стали отнюдь не интересы д е ла, не по-настоящему творче ская работа коллектива, при званного к высокому сл уж е нию. а бесконечные выяснения отношений, затяжные разбира тельства бесчисленных анони мок и жалоб. Мы застали эту драму в кульминационный момент. В редакцию пришло возмущен ное письмо за подписью 47 преподавателей школы; «Дея тельность Калгана расценива ем как вредительство!». Чуть п озж е в школе состоялось профсоюзное собрание. Его решение: «Обязать админист рацию ДТТТИ № 1 вывести Кал гана А . А . из членов коллек тива школы». Проголосовали: «за» — 85** «против» — 1, «воздержавшиеся» — 1. Кто он, этот человек, чем заслу жил такое к себе отношение? Первое знакомство с ним вызывает простое человече ское участие. «Инвалид первой группы. Нуждается в уходе. М ож ет быть трудоустроен в системе Всесоюзного общества слепых», — такую рекоменда цию дала ВТЭК преподавателю народного отделения школы Анатолию Алексеевичу Калга ну. Трудно сейчас установить, в силу каких обстоятельств Калган был принят на работу в обычную школу, тем не ме нее трудится он здесь много лет. Не обойден заботой А . А . Калган. Он получает хорошую пенсию, к нему при креплен секретарь-ассистент, не обиж ен и в зарплате: на грузка у него в пределах став ки. Казалось бы, что еше надо? Трудись в меру сил, приноси пользу обществу. Однако есть у преподавателя Калгана, по мимо работы, еще одно заня тие, которому он отдает нема ло времени. Уж е более десят ка (!) лет он пишет жалобы, выказывая незаурядные эпис толярные способности. Неда ром ж е в молодости закончил школу рабочих корреспонден тов областной газеты, не раз печатал информации и замет ки о школе, помнится, даж е теплые зарисовки о коллегах. Но это в прошлом. Теперь он пишет больше жалобы, плот но, без интервала, обязательно под копирку, печатая их на машинке. Тем, кто хотел бы перечесть созданное им за несколько лет, пришлось бы, как и мне, по тратить не одну неделю. Лег ко ли? Они хранятся сегодня в десятках областных органи заций и учреждений. А уж сколько в инстанциях за пре руководство школы. А затем пошли и новые жалобы... Дальше события развивались так. Как только очередной по ток жалоб достигал апогея, руководство в школе меня лось. Один из директоров, о котором и сейчас неплохо от зываются, человек с консерва торским образованием, не вы держав бесконечных проверок, в результате которых полу чил выговор, уволился сам. Другой то лее, ощутив на себе жет», коли директора летят один за другим. Но все в жизни имеет свою закономерность. Настроившись на волну обличения, Калган и сам, видимо, не заметил, как переступил ту неуловимую нравственную грань между борьбой за истину и очерни тельством. Да, можно согла ситься с выводом областного управления культуры, что его жалобы со временем приобре ли «претензионный характер», государственных средств. «Прошу проверить... работу концертных баянов, детали от которых могли исчезнуть». Ви дите? «Могли!». Фамилий не называет. Все туманно, потен циальные расхитители или ха латно относящиеся к государ ственному имуществу, выходит, все. Ровно месяц шла тщатель ная проверка. Нарушений финан совой дисциплины со стороны администрации и преподавате лей не установлено. Если и от- раикома партии еще около двух лет назад отмечала, что в педагогическом коллективе школы сложился нездоровый морально-психологический кли мат и что он — «питательная среда для нравственного раз ложения». Трудно совместить с авторитетом школы, ведущей эстетическое воспитание юных, такие факты, как имевшие ра нее место случаи злоупотреб ления алкоголем в среде педа гогов, занятия некоторых пре- ПО ПИСЬМУ В РЕДАКЦИЮ Н АПЕРЕВЕС! О затянувшейся совсем не музыкальной истории в Липецкой школе искусств № I делами области от Министер ства культуры РСФСР до центральных журналов и га зет — не перечесть. Жалобы писать никому не заказано: обидели в чем-то человека, поступили с ним не справедливо — всякое еще, к сожалению, бывает — пиши, и если доводы обоснованы, те бя поддержат, тебе помогут. В этой истории все обстоит сложно. В ряде жалоб Калга на при проверке некоторые факты подтверждались, но бы ли и такие, в которых комис сии отмечали несоответствие или частичное соответствие действительному положению вещей. Все сплетено в тугой узел противоречий... Вникать сейчас в детали за тяжного конфликта не будем. Гораздо важнее, мне кажется, задуматься над тем, как с те чением времени человек прев ращался в закоренелого ж а лобщика, сделавшего это заня тие чуть ли не главным смыс лом жизни. Все началось еще в быт ность директора школы Н. К. Долгах. Уж е в 1978 году обла стное управление культуры отмечало; в школе не все бла гополучно. За 5 лет пришлось рассмотреть 33 жалобы (в о с новном — преподавателя А. А. Калгана), 15 раз кцнфликты разбирались в месткоме, 4 ра за в суде. Одна из проверок прошла с участием представи телей Министерства культуры РСФСР. Были отмечены недос татки в руководстве школой, и управление культуры сочло целесообразным заменить ди ректора, надеясь, что это о з доровит обстановку. Но надежды не оправдались. Именно с этого времени из школы посыпались анонимки грязного характера, порочащие «железный прессинг» жалоб, в концё концов перешел в другую школу. Третья была освобождена от должности. Таким образом, за четыре го да сменилось четыре руково дителя, сейчас, чуть больше года, работает пятый. Какую ж е роль сыграл в этой кадровой чехарде Кал ган? Подавляющее большинст во жалоб написано им (были и другие, но об этом—ниже). Как уж е отмечалось, по отдель ным фактам выявлялись недо статки в работе школы. Он, неплохо зная законода тельство, нередко подмечал просчеты администрации, скла дывая их, безусловно, в свою цепь умозаключений. Такую бы осведомленность да руко водству, профсоюзным активи стам школы! Взять бы им во время и разобраться в том, что ж е происходит. Что пло дит жалобы, в чем прав Кал ган, а в чем, мягко говоря, нет? То, что для него харак терна некая доля «фантазии», знали в коллективе все. Был ведь случай, обвинил профсо юзного активиста Т. А. Саул- ко в том, что она истратила общественные деньга не по назначению. А когда истина была установлена, Калган ска зал, что его неверно . инфор мировали... Так вот, вынести бы ситуа цию на обсуж дение всего кол лектива, не мешкая, взяв в помощники широкую гласность. Но, к сожалению, не вынесли. В обстановке умолчания в школе стали витать всякие слухи, складываться разноре чивые мнения о том или ином директоре. А м еж ду тем Кал ган*. метал и метал факты в незатухающий костерок конф ликта... И авторитет его окреп. Вот уж е и разговоры в кулуарах пошли, что Калган «все мо- стали серьезно мешать нор мальной работе школы. Управление культуры, — пишет, например, он в десятки инстанций, — наказало П. за жульничество и освободило его от должности. Но ведь человек, как уж е говорилось, ушел из школы по собствен ному желанию. «В. Г. Левитин, — негодует Калган,—занима ет пять должностей. Есть еще сведения, что он по совме стительству работает в Липец ком драмтеатре, в ДК профсо юзов, в пединституте»... И вот уж е вновь трудятся комиссии. Оказывается, ни в театре, ни в.ДК , ни в вузе Ле витин по совместительству не трудится, как не является сов местительством и его работа в школе — лишней зарплаты он не получал. Трудно подсчитать, сколько рабочего времени ушло за эти годы на проверку писем Кал гана. И ведь на каждое надо отвечать обстоятельно. А он, видя, что буквально все его жалобы будоражат коллектив, постепенно начал ощущать се бя чуть ли не единственным бойцом за правду. Ему самому, видимо, все больше нравилась та атмосфе ра нервозности, в которой он выглядел правдоискателем. Он и сейчас с нескрываемой гор достью может сказать; «Благо даря мне его сняли...». «Тогда я ломаю сопротивление — пи шу в прокуратуру»... На одном из профсоюзных собраний за явил; «Я хотел, чтобы Горина была директором». И не толь ко хотел, но, подчеркнем, и действовал. Больше всего возмутила всех недавняя история. Нынешним летом он послал в КРУ восемь писем. Предположения о зло употреблениях, творящихся, якобы, в школе. Т е , ж е гнев ные слова о разбазаривании мечены какие-то недостатки, то они не носят характера зло употреблений. С итогом про верки коллектив ознакомлен. Был при этом и Калган (явил ся лишь на третье приглаше ние). Кстати сказать и об одном, относящемся к этим событиям документе — акте, составлен ном при рассмотрении его ж а лоб в школе. В нем говори лось, что жалобы в КРУ он сам назвал «чепухой» и за явил, что они написаны в от местку на неудовлетворившую его характеристику, выданную в школе по результатам обще ственной аттестации. Выходит, пером Калгана водила далеко не забота об общественном имуществе. Да, Калган жалобщик, чув ствующий свою силу и давно уж е переставший считаться с мнением коллектива. Но один ли Калган повинен в нездоро вой обстановке, которая сло жилась в ДШИ № 1? Была, да, была благодатная почва в шко ле для того, чтобы вырос в ее среде такой жалобщик. Разве один Калган писал о тех или иных фактах в раз личные инстанции? Если уж е ставить точки над «и»; рядом с его подписью в жалобах нередко можно встретить и другие. Было время, в област ное управление культуры по ступали жалобы от восьми, а затем тридцати преподавате лей. Да, нередко первую скрипку играл Калган. «Ко мне всегда обращаются, — вот ведь чем сейчас гордится он, — когда надо куда-нибудь на писать. Я писать умею»... Воль но или невольно он нередко не без участия (а может — и под талкивания?) чем-либо недо вольных в школе быт «хода таем» в вышестоящие инстан ции. Комиссия Правобережного подавателей вязанием на гла зах у учащихся, перепродажи дефицитных вещей в стенах школы. «Страх, нервозность, недоверие друг к другу, лож ное чувство товарищества» — как не красит это любой кол лектив, а тем бюлее школу искусств, призванную сеять «разумное, доброе, вечное...» На общем профсоюзном соб рании большинством принято жесткое решение в отношении Калгана «согласно закону о трудовых коллективах»... Хо рошо, что понятия «трудовой коллектив», «демократизм» п е рестают, наконец, быть для педагогов чем-то абстрактным. Но не слишком ли долго осоз навали это в ДШИ? Почему считали, что лишь какие-то ав торитетные комиссии наведут порядок в их ж е доме? Поче му столько лет проявляли свое бессилие профсоюзная, партий ная организации школы тогда, когда надо было твердо ска зать; пора, товарищи, поло жить конец групповщине, да вайте собственные проблемы решать сообща... Ведь это только тогда, ког да конфликт Калгана и примк нувших к нему против руко водства школы зашел слишком далеко, когда дорогое рабочее время, словно песок, стало утекать на бесчисленные про верки, большинство педагогов наконец задумались: что ж е происходит? Два года назад Калгану впервые были выска заны серьезные претензии за нагнетание нездорового клима та, собрание вынесло ему вы говор. Казалось бы, наконец- то настоящее дело перевесит дрязга. Но ведь и после этого не прекратились ни анонимки, ни жалобы, судя по которым «групповщина» продолжала существовать. Горько, но отмечу; оздоров ление коллектив^, искоренение групп, противостоящих в чем- то друг другу, и сейчас счи тают са/яым главным вопросом в работе профсоюзной и пар тийной организаций их нынеш ние вожаки, преподаватели М. А. Курепина и Е. К- Пото- пуко. Самым главным... как будто и без того у школы искусств, скоро собирающейся отметить свое пятидесятилетие, мало задач! Много, ох как много на до сделать, если говорить о перестройке школы в свете реформы, о качестве препода вания, об укреплении ее учеб но-материальной базы. Да, из истории предстоит извлечь урок всем, каждому педагогу. От каждого зависит, каким дальше будет коллектив — ра ботоспособным, единым или в клочья раздираемым сплетня ми, склоками, наушничеством, ложью, замалчиванием недос татков... Не обойти, да и незачем, отношения к затяжному конф ликту ряда организаций горо да. Смена руководства — раз ве это единственный путь нор мализации обстановки в шко ле? Именно его избрало обла стное управление культуры. Да и замена не всегда была продуманной и взвешенной. Человек, например, в недале ком прошлом имеет наказа ние, у него нет соответствую щего образования, а его назна чают директором. Загодя да ют повод очередным жалобам. Зачем? Непонятно почему в ДШИ № 1 много лет (!) ни разу не проводилось фронтальных про верок с анализом состояния учебно-воспитательного про- З есса, как это делается в об- (еобразовательных школах. Много занимался делами школы Правобережный райком партии. И все ж е у меня сло жилось мнение, что дальше констатации факта нездорового климата он не пошел. Позна комилась я с протоколами пар тийных собраний ДШИ № 1 за год. Немало говорится о проблемах общих, а вот о соб ственных, прямо скажем, недо статочно. Больше всего тревожит то, что обстановка в школе про должает оставаться напряжен ной. Анатолий Алексеевич Калган вновь рассылает жало бы, в том числе уж е и на но вого директора. Что это? На чало нового витка: кто—кого? Сколько ж е это может про должаться? ...И нашу беседу Анатолий Алексеевич заключил много значительной фразой: — Будете нападать — будем защищаться... «Боевой» лексикон преобла дает в его речи. Он и не соби раемся извлекать для себя из всего случившегося какой-либо нравственный урок. А жаль. Л. ДУБИНА. И, БАТРАКОВ. КАК УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ Ах, увядают, увядают Цветы, что пышно так цвели. А х, улетают, улетают На югщалекий журавли. Замаскируйте их, туманы, В пути нелегком от врагов. Не отнесите, ураганы, Их от желанных берегов.. Они летят и как бы тают В небесной пасмурной дали... Ах, улетают, улетают И плачут в небе журавля. Их на зимовку не воротишь Сюда, где рощи отцвели... ...Вот так и ты, любовь, уходишь — Как улетают журавли. КРУЖЕВО ЕЛЕЦКОЕ Словно вишни вешние В пору их цветения, Как ромашки здешние, — Тонкие плетения. Не душа ли женская В кружевах красуется? И гармонь елецкая В них поет, — мне чудится. В них — и пойма с речкою, С камышами, утками, Дали с белой гречкою, Роща с незабудками. С музыкой чудесною, С той, что в сердце просятся. С задушевной песнею Их сравнить мне хочется. Наши свадьбы шумные Ими украшаются, В них невесты юные Дивно наряжаются: Ах, невестой кроткою Кто ж не залюбуется, Если та березкою В кружеве закружится! ПЕВУЧАЯ ГАРМОНЬ Свою гармонь, скаж у я вам, Как девушку, милую, Не соблазняйте — не продам Певунью голубую. Ее меха — как бирюза. А трели ■— чудо трели!.. Не на нее ль во все глаза Красавицы смотрели! И у мейя не раз, не два. Когда она мне пела, Кружилась сладко голова И сладко грудь горела. Свою гармонь, скаж у я вам, Как девушку, милую, Не соблазняйте — не продам Певунью голубую .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz