Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

21 дек абр я 1986 г., № 292 '(17689)' ЛЕ НИНСКОЕ ЗНАМЯ 69 лет назад были созданы органы ВЧК-КГБ П Е Р В Й М Ё Ш Ф едор Петрович Дмитриев... Немногие сейчас в Липецке знают это имя. А был этот че­ ловек организатором и первым руководителем отдела по борь­ бе с контрреволюцией, сабо­ тажем и спекуляцией при Ли­ пецком совдепе в 1918 году. Потом его сменили Адамов, Зегель, Янкин, которые широ­ ко известны. Думается, и пер­ вый наш чекист по праву за­ служивает того, чтобы его имя было увековечено... Федор Петрович родился в 1890 году в Уфе в семье меща­ нина. Окончил коммерческое училище и по примеру старше­ го брата Николая, активного участника революционного дви­ жения 1505— 1907 годов, с юношеских лет включился в борьбу с самодержавием. Он хранил и распространял неле­ гальную литературу, участво­ вал в выступлениях против помещиков, за что был под­ вергнут арестам. С 1911 года жизнь Федора Петровича связана с нашим городом. Его призвали на дей­ ствительную Службу и на пр а­ вили в 191-й Запасной стрелко­ вый полк, находившийся в Ли­ пецке. С уст ановл ением С ов ет­ ской влйсти в городе Дмитри­ ев, как член солдатского ко­ митета, был избран депутатом С о вета и стал заместителем председателя его исполкома. Возглавлял С ов ет большевик В. Н. Агте, членами С ов ета были коммунисты Д. X. Пи- лявский, ф . К. Захаров, С. Ф. Б алмочны х. Р аботая вм есте с ними, Дмитриев получал рево­ люционную закалку, • учился преодолевать трудности. С ерьезным поручением для него стала командировка в Козлов (ныне Мичуринск), в Москву и Тулу для получения и доставки оружия, необходи­ мого небольшому красногвар­ дейскому отряду. В Козлове для Липецкого совдепа им бы­ ло получено 100 винтовок, а в Туле (по предписанию из Мо­ сквы) — два пулемета. С этим оружи ем Федор Пет­ рович возвратился в Липецк, где в это время началось вос­ стание торговцев, городовых и прочих «бывших». Дмитриеву пришлось принимать экстрен­ ные меры. С помощью солдат 191-го полка он освобождает из под ареста членов С ов ета и красногвардейцев. В марте 1918 года в газете «Известия ВЦИК» было опуб­ ликовано постановление ВЧК о создании местных Чрезвы­ чайных комиссий. В нем ука­ зывалось: «1) Предлагается всем С ов етам на местах и в районах немедленно органи­ зовать означенные, с одинако­ вым названием комиссии. 2) Чрезвычайные комиссии б о ­ рются с контрреволюцией и спекуляцией, злоупотребле­ ниями по должности и посред­ ством печати. 3) Отныне пра­ во производства всех арестов, обысков, реквизиций, конфис­ каций и проч., связанных с поименованными преступле­ ниями, принадлежит исключи­ тельно этим Чрезвычайным ко­ миссиям как в городе Москве, так и на местах». Выполняя это постановление, Липецкий совдеп на своем за­ седании 13 мая 1918 года по докладу ф . П. Дмитриева по­ становил создать при Совете отдел по борьбе с контррево­ люцией, саботажем и спекуля­ цией. Заведующим его был на­ значен Дмитриев., В августе 1918 года отдел был переиме­ нован в Липецкую уездную Чрезвычайную комиссию. Этот короткий по времени период в жизни Федора Пет­ ровича знаменателен большими событиями. Разгром кулацкого мятежа в Шехманской волос­ ти, реквизиция купеческих ко­ жевенных заводов в городе, ликвидация банды Марухина. Этими И многими другими де­ лами ему приходилось зани­ маться в экстренном порядке, как заместителю председателя исполкома совдепа и предсе­ дателю уездной ЧК. Затем Федор Петрович от­ правляется во главе созданно­ го в Липецке отряда в Самару на борьбу с белочехами, бан­ дами Колчака. Вместе с ним туда выехали члены Липецко­ го Совета Пилявский и Васи­ левский, которые погибли в боях с белочехами. После разгрома белочехов Дмитриев участвует в ликви­ дации басмачества в Средней Азии. Вернувшись в 1920 году в Липецк, он работает начальни­ ком фащевской, а потом Гря- зинской волостной милиции. И вновь продолжается бой; раз­ гром и подавление антоновских банд, ликвидация дезертиров, борьба со спекулянтами-ме- шочниками. Дмитриев проявил себя умелым работником, храбрым и мужественным че­ ловеком. Бессонные ночи, голодовки, напряжение всех физических и нравственных сил сказались на его здоровье. Он тяжело забо­ лел и в 1934 году уходит на пенсию. Память о первом чекисте, который, не щадя здоровья, а иногда и самой жизни, защи­ щал и отстаивал завоевания революции, должна свято хра­ ниться в наших сердцах. В. МАТВЕЕВ. В К О Л Х О З Н О М К Р А Е В Е Д Ч Е С К О М . . . Несколько лет назад в селе Частая Дубрава Липецкого района создали свой колхозный, краеведческий музей. Подыскали помещение. Нашелся и заинтересованный в этом деле человек—Михаил Менделеевнч Виленский. В прошлом учитель истории, он стал организатором и ди­ ректором музея. Сейчас здесь представлены все этапы истории Частой Дубравы, местного колхоза «Заветы Иль­ ича», слава которого перешагнула границы области. Час-, тые гости музея — ученики местной школы. Экскурсии и уроки истории проходят на конкретном краеведческом материале. НА СНИМКЕ: М. М- Виленский с учениками Часто-Ду- бравской средней школы- Фо то В. СТРОКОВА. В НОЯБРЕ этого года исполнилось 125 лет елецкому телеграфу. Его история неотделима от истории города. В дор ев олю ционном Ельце в почтово-телеграфной кон­ торе имелось несколько те­ леграфных аппаратов Морзе и один аппарат Юза. По свидетельству ветеранов свя­ зи, подготовка связистов шла «из-за плеча», то есть, свя­ зист работал, а ученик наб­ людал за его действиями. Едецкие телеграфисты бы­ ли в передовых рядах рабо­ чего класса, активно участ­ вовали в свержении царского режима, живо от­ кликались на все важные события в жизни страны и народа. 8 декабря 1905 го­ да начальник жандармского отделения станции Елец Зу­ бов сообщал губернатору: «Сего числа забастовали же­ лезнодорожные мастерские, депо и телеграф. Движение пассажирских и товарных поездов на Грязе-Орловской и Валуйской линиях прекра­ щено».., О победе Великой Ок­ тябрьской социалистической революции первыми в Ельце 26 октября 1917 года узнали телеграфисты и возвещав­ шую об этом телеграмму передали революционно на­ строенным рабочим. В эк­ спозиции городского краевед­ ческого музея находится телеграфный аппарат Юза образца 1901 г- елецкой кон­ торы связи, на котором бы­ ла принята эта историческая телеграмма. В горячие месяцы 1,918 'года, когда решалась судьба Советской республики, Елец — центр заготовки хлеба, важный пункт связи и тран­ спортных сообщений. Рука вождя пролетариата В. И. Ленина на пульсе событий. Он в курсе всех дел. Полу­ чает сообщения и из Ельца, одну за другой направляет туда телеграммы. Вот две из них, полученные елецким телеграфом 5 августа 1918 года. «Елец. Чрезвоенкому, на­ чальнику отряда Панюшкину. Удивлен замедлением от- кренне желают скорейшего выздоровления...». Телеграф, важнейший вид связи, в годы первых пяти­ леток обеспечивает быструю передачу сообщений, прием указаний, распоряжений. Вместе со всеми трудящи­ мися города телеграфисты Ч Е Р Е З Г О Д Ы И РАССТОЯНЬЯ... Елецкому телеграфу—125 лет правки вашего отряда. Теле­ графируйте, почему промед­ лили и когда едете. Надо ускорять всячески. Предсов- наркома Ленин». «Елец, копия Тула. Уезд­ ному военному комиссару Ельца и губернскому воен­ ному комиссару Тулы. Ока­ жите всяческое содействие к быстрейшему отправлению отряда Панюшкина и к до­ ставке ему всего необходи­ мого- Известите меня теле­ графно о том, что вами сде­ лано. Предсовн&ркома Ле­ нин». Известие о покушении на жизнь В. И. Ленина потряс­ ло всю страну- В одной из телеграмм, переданных елец­ ким телеграфом, было сле­ дующее; «Москва. Кремль. В. И. Ленину- Почтово-теле­ графные работники елецкой конторы, глубоко потрясен­ ные и возмущенные гнусным покушением на Вас — силь­ ного духом борца,.. шлют Вам горячий Привет и не­ активно участвуют в социа­ листических преобразовани­ ях- Во время Великой Оте­ чественной войны многие из них на фронте. Те, кто ос­ тавался на рабочих местах, также вносили вклад в по­ беду. Тогда в Ельце находи­ лись областные учреждения, штабы крупных соединений вооруженных сил. Связь ра­ ботала четко. В сентябре 1942 года уче­ ницей пришла работать на елецкий телеграф Р. П. Ку- лемина. Сейчас она контро­ лер. Раиса Павловна вспо­ минает, как во время войны она принимала шифро­ ванные телеграммы и до­ ставляла их в армейские уч­ реждения. В то время, а также спустя пятнадцать лет после войны, еще рабо­ тали старые аппараты Мор­ зе, связь осуществлялась по воздушным линиям- В шестидесятых годах на­ чался переход на кабельную систему с использованием аппаратуры уплотнения, ко­ торая позволяет по одной паре проводов организовать много каналов. С 1965 года развивается сеть абонент ского телеграфирования С вводом ее в действие предприятия Ельца по­ лучили возможность само­ стоятельно- осуществлять связь. В настоящее время елецкий телеграф имеет пря­ мые связи почти со всеми городами СССР, по техниче­ ской оснащенности он один из лучших в Липецкой об­ ласти. Елецкие телеграфисты ак­ тивно участвуют в решении общественно - экономических задач. Два года назад одни­ ми из первых в “Области пе­ решли на бригадный подряд, В результате взаимозаменяе­ мости и взаимопомощи воз­ росла производительность труда, высвободились штат­ ные единицы. Расширяется производственная площадь, улучшаются условия, эстети­ ка труда. Техника телеграфа в ру­ ках квалифицированных спе­ циалистов. Большинство из них получили образование в учебных заведениях связи. Н. Н. Неклюдовой — брига­ диру телеграфистов и Н. Н. Холину — бригадиру элек­ тромонтеров присвоено зва­ ние «Мастер —- золотые ру­ ки» на конкурсе профессио­ нального мастерства в Ли­ пецке. Образцы в труде по­ казывают инженер В. Ф- Неклюдов, бригадир Т. В. Сафонова, телеграфисты Н. В. Кожухова, В. Я. Чи­ стякова. Они продолжают и приумножают славные тра­ диции коллектива. Е- ШМАНОВ, младший1научный сотрудник Елецкого краеведческого музея. Дневник В МИ Р Е Е С Е Н И Н А Поэтическая искусств рики’последних лет. А были— Владимир Короп всматри- крыл трагические противоре- столько проникновенна, гл у б о -. серьезность, вдумчивость, чут- вается в мир С. Есенина гла- чия жизни Есенина, накаД его ка, а форма стиха проста и рубрика Большой интерес вызвал у липчан литературный вечер, посвященный поэзии Сергея Есенина. С композицией, .с о ­ ставленной из стихов . поэта, песен и воспоминаний о нем, выступил дипломант Всесоюз­ ного конкурса артистов-чтецов Владимир Короп. Первое, что хочется отметить в артистической манере чтеца — «стремление уравновесить мысль и чувство в интерпрета­ ции лирики С. Есенина. Не было в его чтении эдакого залихватского отчаяния, над­ рыва, когда исполнялись сти­ хи периода НЭПа, «Москвы кабацкой», не было и созер­ цательной успокоенности, уми­ ротворенности в трактовке ли- ство меры, стремление уити от дешевых мелодраматичес­ ких эффектов. Осознание места и роли Есенина в советской поэзии закономерно для наших дней. Ведь в стихах Есенина мы слышим не только прощание с патриархальной крестьянской Русью, плач по «корове, рога­ ми упершейся в паровоз». Мы чувствуем в них пророческие нотки, когда Есенин в «Соро­ коусте» печально говорит о жеребенке, вознамерившемся обогнать паровоз. Есенин пред­ угадывает и передает конф­ ликтное состояние мира в целом, конфликт человека и природы, который наиболее отчетливо выявил, себя к се­ редине столетия. зами современного человека; Поэтому-то образ есенинской природы, как он вновь тво­ рится в процессе чтения, ли­ шен слащавости и сентимен­ тальности. Россия Есенина уви­ дена трезво, мужественно, аналитично. Ведь и сама лич­ ность поэта, как она раскры­ вается в его творчестве, — тож е часть России, воплоще­ ние ее мук и исканий, символ преодоления «душевной смуты» на пути к новому, п е­ ределки на социалистический лад. Несомненной удачей вечера явилось исполнение поэмы «Чёрный человек», оно полу­ чилось . наиболее страстным и темпераментным. Артист рас- борьбы с самим собой. Под­ черкнем, что именно драма­ тические, «взрывные», остро контрастные произведения С. Есенина более всего удают­ ся Владимиру Коропу. Есенинская программа в ра­ боте артиста — не единствен­ ная. Он исполняет композиции по роману М. Горького «Фома Гордеев», поэмам Пушкина и Лермонтова, стихам А . Коль­ цова. В. Короп объездил всю страну, неоднократно высту­ пал у пограничников, бывал на Сахалине, Камчатке, в Сиби­ ри. Именно есенинская компо­ зиция, как говорит артист, пользуется наибольшим успе­ хом. И это не случайно: лю­ бовь Есенина к Родине на- народна, что не отозваться на его лирику, звучащую со сце­ ны, просто ' невозможно. И разговор, который ведет ар­ тист со слушателем, не про­ ходит бесследно. Он форми­ рует патриотическое чувство, воспитывает уважение к оте­ чественной культуре. Владимир Короп — ур ож е­ нец нашего города, здесь он начинал пробовать свои силы как чтец-декламатор в кружке художественной самодеятель­ ности. Пожелаем ж е ему, что­ бы встречи его с липчанами стали традиционными. А. САТАРОВА, старший преподаватель ка­ федры литерату ры ЛГПИ. С ВЕТЛОЕ, с широкими ок- нами здание на улице Интернациональная. С утра до вечера из-за дверей комнат раздаются то нежные, певучие звуки скрипки, то бра­ вурные пассажи фортепьяно, то переливчатые раскаты бая­ на... Детская школа искусств № 1г старейшая в областном центре. За свою почти полуве­ ковую историю она воспитала тысячи питомцев. И кто бы мог подумать, что уж е много лет подряд в этих стенах, словно раковая опухоль, раз­ растался, втягивая в себя все большее число людей, нешу­ точный конфликт... Своеобраз­ ная драма, сюжетом которой стали отнюдь не интересы д е ­ ла, не по-настоящему творче­ ская работа коллектива, при­ званного к высокому сл уж е­ нию. а бесконечные выяснения отношений, затяжные разбира­ тельства бесчисленных анони­ мок и жалоб. Мы застали эту драму в кульминационный момент. В редакцию пришло возмущен­ ное письмо за подписью 47 преподавателей школы; «Дея­ тельность Калгана расценива­ ем как вредительство!». Чуть п озж е в школе состоялось профсоюзное собрание. Его решение: «Обязать админист­ рацию ДТТТИ № 1 вывести Кал­ гана А . А . из членов коллек­ тива школы». Проголосовали: «за» — 85** «против» — 1, «воздержавшиеся» — 1. Кто он, этот человек, чем заслу­ жил такое к себе отношение? Первое знакомство с ним вызывает простое человече­ ское участие. «Инвалид первой группы. Нуждается в уходе. М ож ет быть трудоустроен в системе Всесоюзного общества слепых», — такую рекоменда­ цию дала ВТЭК преподавателю народного отделения школы Анатолию Алексеевичу Калга­ ну. Трудно сейчас установить, в силу каких обстоятельств Калган был принят на работу в обычную школу, тем не ме­ нее трудится он здесь много лет. Не обойден заботой А . А . Калган. Он получает хорошую пенсию, к нему при­ креплен секретарь-ассистент, не обиж ен и в зарплате: на­ грузка у него в пределах став­ ки. Казалось бы, что еше надо? Трудись в меру сил, приноси пользу обществу. Однако есть у преподавателя Калгана, по­ мимо работы, еще одно заня­ тие, которому он отдает нема­ ло времени. Уж е более десят­ ка (!) лет он пишет жалобы, выказывая незаурядные эпис­ толярные способности. Неда­ ром ж е в молодости закончил школу рабочих корреспонден­ тов областной газеты, не раз печатал информации и замет­ ки о школе, помнится, даж е теплые зарисовки о коллегах. Но это в прошлом. Теперь он пишет больше жалобы, плот­ но, без интервала, обязательно под копирку, печатая их на машинке. Тем, кто хотел бы перечесть созданное им за несколько лет, пришлось бы, как и мне, по­ тратить не одну неделю. Лег­ ко ли? Они хранятся сегодня в десятках областных органи­ заций и учреждений. А уж сколько в инстанциях за пре­ руководство школы. А затем пошли и новые жалобы... Дальше события развивались так. Как только очередной по­ ток жалоб достигал апогея, руководство в школе меня­ лось. Один из директоров, о котором и сейчас неплохо от­ зываются, человек с консерва­ торским образованием, не вы­ держав бесконечных проверок, в результате которых полу­ чил выговор, уволился сам. Другой то лее, ощутив на себе жет», коли директора летят один за другим. Но все в жизни имеет свою закономерность. Настроившись на волну обличения, Калган и сам, видимо, не заметил, как переступил ту неуловимую нравственную грань между борьбой за истину и очерни­ тельством. Да, можно согла­ ситься с выводом областного управления культуры, что его жалобы со временем приобре­ ли «претензионный характер», государственных средств. «Прошу проверить... работу концертных баянов, детали от которых могли исчезнуть». Ви­ дите? «Могли!». Фамилий не называет. Все туманно, потен­ циальные расхитители или ха­ латно относящиеся к государ­ ственному имуществу, выходит, все. Ровно месяц шла тщатель­ ная проверка. Нарушений финан­ совой дисциплины со стороны администрации и преподавате­ лей не установлено. Если и от- раикома партии еще около двух лет назад отмечала, что в педагогическом коллективе школы сложился нездоровый морально-психологический кли­ мат и что он — «питательная среда для нравственного раз­ ложения». Трудно совместить с авторитетом школы, ведущей эстетическое воспитание юных, такие факты, как имевшие ра­ нее место случаи злоупотреб­ ления алкоголем в среде педа­ гогов, занятия некоторых пре- ПО ПИСЬМУ В РЕДАКЦИЮ Н АПЕРЕВЕС! О затянувшейся совсем не музыкальной истории в Липецкой школе искусств № I делами области от Министер­ ства культуры РСФСР до центральных журналов и га­ зет — не перечесть. Жалобы писать никому не заказано: обидели в чем-то человека, поступили с ним не­ справедливо — всякое еще, к сожалению, бывает — пиши, и если доводы обоснованы, те­ бя поддержат, тебе помогут. В этой истории все обстоит сложно. В ряде жалоб Калга­ на при проверке некоторые факты подтверждались, но бы­ ли и такие, в которых комис­ сии отмечали несоответствие или частичное соответствие действительному положению вещей. Все сплетено в тугой узел противоречий... Вникать сейчас в детали за­ тяжного конфликта не будем. Гораздо важнее, мне кажется, задуматься над тем, как с те­ чением времени человек прев­ ращался в закоренелого ж а­ лобщика, сделавшего это заня­ тие чуть ли не главным смыс­ лом жизни. Все началось еще в быт­ ность директора школы Н. К. Долгах. Уж е в 1978 году обла­ стное управление культуры отмечало; в школе не все бла­ гополучно. За 5 лет пришлось рассмотреть 33 жалобы (в о с­ новном — преподавателя А. А. Калгана), 15 раз кцнфликты разбирались в месткоме, 4 ра­ за в суде. Одна из проверок прошла с участием представи­ телей Министерства культуры РСФСР. Были отмечены недос­ татки в руководстве школой, и управление культуры сочло целесообразным заменить ди­ ректора, надеясь, что это о з­ доровит обстановку. Но надежды не оправдались. Именно с этого времени из школы посыпались анонимки грязного характера, порочащие «железный прессинг» жалоб, в концё концов перешел в другую школу. Третья была освобождена от должности. Таким образом, за четыре го­ да сменилось четыре руково­ дителя, сейчас, чуть больше года, работает пятый. Какую ж е роль сыграл в этой кадровой чехарде Кал­ ган? Подавляющее большинст­ во жалоб написано им (были и другие, но об этом—ниже). Как уж е отмечалось, по отдель­ ным фактам выявлялись недо­ статки в работе школы. Он, неплохо зная законода­ тельство, нередко подмечал просчеты администрации, скла­ дывая их, безусловно, в свою цепь умозаключений. Такую бы осведомленность да руко­ водству, профсоюзным активи­ стам школы! Взять бы им во­ время и разобраться в том, что ж е происходит. Что пло­ дит жалобы, в чем прав Кал­ ган, а в чем, мягко говоря, нет? То, что для него харак­ терна некая доля «фантазии», знали в коллективе все. Был ведь случай, обвинил профсо­ юзного активиста Т. А. Саул- ко в том, что она истратила общественные деньга не по назначению. А когда истина была установлена, Калган ска­ зал, что его неверно . инфор­ мировали... Так вот, вынести бы ситуа­ цию на обсуж дение всего кол­ лектива, не мешкая, взяв в помощники широкую гласность. Но, к сожалению, не вынесли. В обстановке умолчания в школе стали витать всякие слухи, складываться разноре­ чивые мнения о том или ином директоре. А м еж ду тем Кал­ ган*. метал и метал факты в незатухающий костерок конф­ ликта... И авторитет его окреп. Вот уж е и разговоры в кулуарах пошли, что Калган «все мо- стали серьезно мешать нор­ мальной работе школы. Управление культуры, — пишет, например, он в десятки инстанций, — наказало П. за жульничество и освободило его от должности. Но ведь человек, как уж е говорилось, ушел из школы по собствен­ ному желанию. «В. Г. Левитин, — негодует Калган,—занима­ ет пять должностей. Есть еще сведения, что он по совме­ стительству работает в Липец­ ком драмтеатре, в ДК профсо­ юзов, в пединституте»... И вот уж е вновь трудятся комиссии. Оказывается, ни в театре, ни в.ДК , ни в вузе Ле­ витин по совместительству не трудится, как не является сов­ местительством и его работа в школе — лишней зарплаты он не получал. Трудно подсчитать, сколько рабочего времени ушло за эти годы на проверку писем Кал­ гана. И ведь на каждое надо отвечать обстоятельно. А он, видя, что буквально все его жалобы будоражат коллектив, постепенно начал ощущать се­ бя чуть ли не единственным бойцом за правду. Ему самому, видимо, все больше нравилась та атмосфе­ ра нервозности, в которой он выглядел правдоискателем. Он и сейчас с нескрываемой гор­ достью может сказать; «Благо­ даря мне его сняли...». «Тогда я ломаю сопротивление — пи­ шу в прокуратуру»... На одном из профсоюзных собраний за­ явил; «Я хотел, чтобы Горина была директором». И не толь­ ко хотел, но, подчеркнем, и действовал. Больше всего возмутила всех недавняя история. Нынешним летом он послал в КРУ восемь писем. Предположения о зло­ употреблениях, творящихся, якобы, в школе. Т е , ж е гнев­ ные слова о разбазаривании мечены какие-то недостатки, то они не носят характера зло­ употреблений. С итогом про­ верки коллектив ознакомлен. Был при этом и Калган (явил­ ся лишь на третье приглаше­ ние). Кстати сказать и об одном, относящемся к этим событиям документе — акте, составлен­ ном при рассмотрении его ж а­ лоб в школе. В нем говори­ лось, что жалобы в КРУ он сам назвал «чепухой» и за­ явил, что они написаны в от­ местку на неудовлетворившую его характеристику, выданную в школе по результатам обще­ ственной аттестации. Выходит, пером Калгана водила далеко не забота об общественном имуществе. Да, Калган жалобщик, чув­ ствующий свою силу и давно уж е переставший считаться с мнением коллектива. Но один ли Калган повинен в нездоро­ вой обстановке, которая сло­ жилась в ДШИ № 1? Была, да, была благодатная почва в шко­ ле для того, чтобы вырос в ее среде такой жалобщик. Разве один Калган писал о тех или иных фактах в раз­ личные инстанции? Если уж е ставить точки над «и»; рядом с его подписью в жалобах нередко можно встретить и другие. Было время, в област­ ное управление культуры по­ ступали жалобы от восьми, а затем тридцати преподавате­ лей. Да, нередко первую скрипку играл Калган. «Ко мне всегда обращаются, — вот ведь чем сейчас гордится он, — когда надо куда-нибудь на­ писать. Я писать умею»... Воль­ но или невольно он нередко не без участия (а может — и под­ талкивания?) чем-либо недо­ вольных в школе быт «хода­ таем» в вышестоящие инстан­ ции. Комиссия Правобережного подавателей вязанием на гла­ зах у учащихся, перепродажи дефицитных вещей в стенах школы. «Страх, нервозность, недоверие друг к другу, лож ­ ное чувство товарищества» — как не красит это любой кол­ лектив, а тем бюлее школу искусств, призванную сеять «разумное, доброе, вечное...» На общем профсоюзном соб­ рании большинством принято жесткое решение в отношении Калгана «согласно закону о трудовых коллективах»... Хо­ рошо, что понятия «трудовой коллектив», «демократизм» п е­ рестают, наконец, быть для педагогов чем-то абстрактным. Но не слишком ли долго осоз­ навали это в ДШИ? Почему считали, что лишь какие-то ав­ торитетные комиссии наведут порядок в их ж е доме? Поче­ му столько лет проявляли свое бессилие профсоюзная, партий­ ная организации школы тогда, когда надо было твердо ска­ зать; пора, товарищи, поло­ жить конец групповщине, да­ вайте собственные проблемы решать сообща... Ведь это только тогда, ког­ да конфликт Калгана и примк­ нувших к нему против руко­ водства школы зашел слишком далеко, когда дорогое рабочее время, словно песок, стало утекать на бесчисленные про­ верки, большинство педагогов наконец задумались: что ж е происходит? Два года назад Калгану впервые были выска­ заны серьезные претензии за нагнетание нездорового клима­ та, собрание вынесло ему вы­ говор. Казалось бы, наконец- то настоящее дело перевесит дрязга. Но ведь и после этого не прекратились ни анонимки, ни жалобы, судя по которым «групповщина» продолжала существовать. Горько, но отмечу; оздоров­ ление коллектив^, искоренение групп, противостоящих в чем- то друг другу, и сейчас счи­ тают са/яым главным вопросом в работе профсоюзной и пар­ тийной организаций их нынеш­ ние вожаки, преподаватели М. А. Курепина и Е. К- Пото- пуко. Самым главным... как будто и без того у школы искусств, скоро собирающейся отметить свое пятидесятилетие, мало задач! Много, ох как много на­ до сделать, если говорить о перестройке школы в свете реформы, о качестве препода­ вания, об укреплении ее учеб­ но-материальной базы. Да, из истории предстоит извлечь урок всем, каждому педагогу. От каждого зависит, каким дальше будет коллектив — ра­ ботоспособным, единым или в клочья раздираемым сплетня­ ми, склоками, наушничеством, ложью, замалчиванием недос­ татков... Не обойти, да и незачем, отношения к затяжному конф­ ликту ряда организаций горо­ да. Смена руководства — раз­ ве это единственный путь нор­ мализации обстановки в шко­ ле? Именно его избрало обла­ стное управление культуры. Да и замена не всегда была продуманной и взвешенной. Человек, например, в недале­ ком прошлом имеет наказа­ ние, у него нет соответствую­ щего образования, а его назна­ чают директором. Загодя да­ ют повод очередным жалобам. Зачем? Непонятно почему в ДШИ № 1 много лет (!) ни разу не проводилось фронтальных про­ верок с анализом состояния учебно-воспитательного про- З есса, как это делается в об- (еобразовательных школах. Много занимался делами школы Правобережный райком партии. И все ж е у меня сло­ жилось мнение, что дальше констатации факта нездорового климата он не пошел. Позна­ комилась я с протоколами пар­ тийных собраний ДШИ № 1 за год. Немало говорится о проблемах общих, а вот о соб­ ственных, прямо скажем, недо­ статочно. Больше всего тревожит то, что обстановка в школе про­ должает оставаться напряжен­ ной. Анатолий Алексеевич Калган вновь рассылает жало­ бы, в том числе уж е и на но­ вого директора. Что это? На­ чало нового витка: кто—кого? Сколько ж е это может про­ должаться? ...И нашу беседу Анатолий Алексеевич заключил много­ значительной фразой: — Будете нападать — будем защищаться... «Боевой» лексикон преобла­ дает в его речи. Он и не соби­ раемся извлекать для себя из всего случившегося какой-либо нравственный урок. А жаль. Л. ДУБИНА. И, БАТРАКОВ. КАК УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ Ах, увядают, увядают Цветы, что пышно так цвели. А х, улетают, улетают На югщалекий журавли. Замаскируйте их, туманы, В пути нелегком от врагов. Не отнесите, ураганы, Их от желанных берегов.. Они летят и как бы тают В небесной пасмурной дали... Ах, улетают, улетают И плачут в небе журавля. Их на зимовку не воротишь Сюда, где рощи отцвели... ...Вот так и ты, любовь, уходишь — Как улетают журавли. КРУЖЕВО ЕЛЕЦКОЕ Словно вишни вешние В пору их цветения, Как ромашки здешние, — Тонкие плетения. Не душа ли женская В кружевах красуется? И гармонь елецкая В них поет, — мне чудится. В них — и пойма с речкою, С камышами, утками, Дали с белой гречкою, Роща с незабудками. С музыкой чудесною, С той, что в сердце просятся. С задушевной песнею Их сравнить мне хочется. Наши свадьбы шумные Ими украшаются, В них невесты юные Дивно наряжаются: Ах, невестой кроткою Кто ж не залюбуется, Если та березкою В кружеве закружится! ПЕВУЧАЯ ГАРМОНЬ Свою гармонь, скаж у я вам, Как девушку, милую, Не соблазняйте — не продам Певунью голубую. Ее меха — как бирюза. А трели ■— чудо трели!.. Не на нее ль во все глаза Красавицы смотрели! И у мейя не раз, не два. Когда она мне пела, Кружилась сладко голова И сладко грудь горела. Свою гармонь, скаж у я вам, Как девушку, милую, Не соблазняйте — не продам Певунью голубую .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz