Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)
И СК УССТ ВО СЦЕНЫ И П РА ВД А Ж И ЗНИ ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМТЕАТР ОТКРЫВАЕТ НОВЫЙ СЕЗОН С егодня в областном драматическом театре имени Л. Н. Толстого — торжественное открытие театрально го сезона. Это всегда большое событие для всех, любящих сценическое искусство. В канун его мы обратились к директору и главному ре жиссеру Липецкого облдрамтеатра имени Л. Н. Толстого, заслуженному деятелю искусств РСФСР, лауреату Госу дарственной премии РСФСР В. М. Пахомову с просьбой о не совсем обычном интервью. Было решено, что на этот раз вопросы ему будут задавать не журналисты, а зрите ли, наши читатели. Среди них — В Г. Приходько, меди цинская сестра областной больницы, С. В. Савостиков, ки номеханик Дома культуры трубного завода, Е. И. Вино градова, библиотекарь, Д. Г. Черных, преподаватель лите ратуры липецкой средней школы № 48, Л. И. Воробьева, пенсионерка и другие. Итак, интервью: режиссер — зри тели. — Липецкий театр с января 1987 года в числе других те атральных коллективов стра ны будет работать в условиях эксперимента. В чем суть этого эксперимента, каковы его цели? Что он даст театру, что принесет зрителю? — В последнее время на страницах центральной печа ти шла широкая дискуссия, вызванная тревогой мастеров сцены за состояние дел в сов ременном советском театре. В ней приняли участие веду щие режиссеры, артисты, те атральные критики, зрители. И все они говорили о необхо димости коренных перемен, о том, как возвратить театру роль властителя дум, -зача стую им утраченную. В мате риалах дискуссии настойчиво подчеркивалось, что единст венный путь к этому — по вышение идейно-художествен ного уровня спектаклей. Откровенный разговор, на чатый в прессе, продолжился в театрах. Было решено выбрать груп пу коллективов, представляю щих различные регионы, разные сценические жанры (театры драматические, опер ные, музыкальной комедии, юного зрителя, кукол), и в л е чение двух лет провести на их базе эксперимент, который на практике подтвердил бы целесообразность перемен- Эксперимент предполагает расширение прав самих «‘теат ров в решении творческих, финансово - экономических и хозяйственных вопросов. Не измеримо возрасте1г, напри мер, роль художественного совета театра как единствен ного органа, который само стоятельно формирует репер туар, контролирует ход под готовки спектакля, принима ет окончательное решение о его судьбе. Художественный совет избирается собранием творческого коллектива. Это — плоды процесса демокра тизации, который происходит сегодня во всем нашем обще стве. Но данные театру пра ва в огромной степени повы шают ответственность худсо вета и всего коллектива за то, что и как он ставит. Долгое время наша работа оценивалась множеством ко личественных показателей: общее число спектаклей, сы гранных в сезоне, в том чис ле утренних и вечерних, дет ских и взрослых, на селе и на стационаре и т. д. Театру скорее простили бы неудав- шийся спектакль, чем невы полнение плановой цифры по Количеству премьер в сезоне Эксперимент же оставляет два главных показателя: каче ство спектакля и количество 'зрителей, его посмотревших. Наш театр в последние де сять лет не ждал директив сверху, ориентирующих на благотворные перемены, а сам экспериментировал. Каж дые ■ пять лет члены нашей труппы проходят творческую переаттестацию, ц ходе кото рой худсовет всесторонне об суждает профессиональные возможности актеров, пер спективы их роста и решает целесообразность дальнейше го пребывания актера в труп пе. Теперь такая практика станет обязательной для всех театров.. Мы одними -из первых в стране включились в борьбу за расширение зрительской аудитории, воспитание ее ху дожественного вкуса путем повседневной работы с деть ми и юношеством. — В вашем репертуаре не мало интересных спектаклей для самых маленьких зрите лей. Но сегодня хотелось бы обратить внимание на другое. В одном из своих интервью писатель Ч. Айтматов сказал, что он не хотел бы быть мо лодым: ему неуютно среди нынешней молодежи, в кото рой замечает признаки духов ного нездоровья. Судя по всему, наш театр тоже неуют но чувствует себя среди тех, кому сегодня от шестнадцати и старше. На мой взгляд, в репертуаре театра нет ярких, захватывающих молодежных спектаклей. Планируются ли в этом сезоне такие постанов ки? —Юность всегда болеет те ми же болезнями, что и обще ство в целом, только, может быть, в более острой форме. Нельзя вр всем винить лишь молодежц. Думаю, что сегод ня, когда идет процесс демо кратизации нашего общества, когда от людей требуются са мостоятельность и смелость, новаторские решения, когда партия говорит, что нам нуж на полная правда о процес сах, происходящих в общест ве, молодежь не останется пассивной. Полагаю, что пройдет какое-то время и Чингизу Айтматову снова за хочется быть молодым... Что касается отсутствия молодежных спектаклей в на шем репертуаре, то эти Пре тензии справедливы. Вместе с тем я не сторонник узкого понимания ■«спектакля для молодежи»: молодым необхо димы прежде всего честные, высокохудожественные поста новки, искусство с большой буквы, потрясающее, способ ное «перепахать» душу, за ставить задуматься. Ведь выс шая цель театра —- постоян ное исследование .природы людей, стремление узнать «для чего мы существуем, от куда пришли и куда направ ляемся». Хотя я отнюдь не против пьес, где поднимают ся специфические проблемы восемнадцатилетних, где дей ствуют герои их возраста. Умная, глубокая и острая пьеса и соответственно спек такль на молодежную тему необходимы в репертуаре. Но существовавшая до сих пор система согласований и перестраховки в утверждении репертуара зачастую не дава ла возможности выйти к мо лодежи с откровенными, серь езными работами. Вот лишь один пример. В прошедшем сезоне в Центральном дет ском театре была поставлена пьеса Ю. Щекочихина «Ло вушка номер 46, рост 2». Ре цензируя спектакль, критики единодушно выражали сожа ление, чтс] он не появился хо тя бы два года назад: пьеса написана давно-.. Сейчас многое меняется к лучшему в утверждении ново го репертуара. Наш коллек тив уже ознакомился О не сколькими очень любопытны ми пьесами. Хочу заверить, что мы дадим молодежи воз можность приходить в театр, чтобы видеть на сце не подлинную правду с себе и заряжаться той жизненной, .созидательной энергией, кото рая так необходима молодо му человеку. — В прошлом сезоне на афише театра появилось но вое название — «Дебют» О. Кучкнной. Вряд ли можно назвать эту постановку удач ной работой, хотя сама по себе попытка создать музы кально-драматический спек такль интересна. Как оцени вает эту работу театр, будет ли продолжен опыт? — Да, надо признать, что «Дебют» событием в прошед шем сезонб не стал. Пьеса О. Кучкнной не лишена не достатков. Но тем не менее, когда мы ее брали для поста новки, казалось, что при удачном и глубоком сцениче ском решении, подкреплен ном прекрасной музыкой ком позитора А,-Журбина, может получиться интересный спек такль. Не секрет, что музыка находит самый короткий путь к сердцам молодых. Однако для создания музыкального спектакля требуется длитель ный подготовительный пери од, потому что задачи драма тических актеров в такой по становке весьма сложны. Нас постигла неудача, но из тех неудач, которые по могают извлечь урок, не пу гаться, не останавливаться, а ставить перед собой новые художественные задачи. В открывшемся сезоне мы вновь планируем поставить музыкальный спектакль, вер нее, оперу для драматическо го театра на сюжет повести Б. Лавренева «Сорок пер вый». Конечно, это не просто, так как существует уже мно жество сценических версий этой истории, есть замеча тельный фильм Г. Чухрая. Но на помощь к нам придет музыка, созданная известным советским театральным- ре жиссером А- Васильевым в содружестве с русским фоль клорным ансамблем под уп равлением Д, Покровского. Надеемся, что необычный спектакль, название которого будет «Время жить, время умирать», может стать собы тием. которое порадует зри телей. — Что готовит в новом се зоне театр старшеклассникам? Нам, педагогам, очень нужен спектакль, который бы стал предметом споров, широких обсуждений в среде учащих ся, родителей. Хотелось бы, чтобы на • материале этого спектакля в театре проводи лись родительские собрания и даже педагогические сове ты. — Мы приступаем к репе тиции пьесы М. Рошина «Вся надежда». Она как бы про должает педагогические раз думья театра, которые были начаты такими спектаклями, как «Страсти по Варваре» О. Павловой, «Факультатив, или Декабристы 10 «А» Ю. Рыжова и С. Громова. Актерам пьеса очень понра вилась. На одном из теат рально-педагогических семи наров мы обязательно позна комим с ней и учителей. По ставит спектакль «Вся на дежда» на нашей сцене моло дой режиссер из театра «Сов ременник» В. Мирошниченко, оформит московская худож ница И. Акимова. Думаю, это верный подход: молодые рас сказывают о -молодых. Кстати, в этом сезоне мы хотим возобновить и расши рить неформальное творче ское содружество с театром «Современник». У нас есть договоренность обменяться спектаклями, режиссерами. В случае рождения инте ресного спектакля «Вся на дежда» театр готов к его об суждению в любой форме, в любой аудитории. Главное, чтобы потребность в таком разговоре была у широкого круга педагогической общест венности, у родителей. — Продолжит ли коллек тив работу над *чеховскими пьесами? — Сейчас театр работает над «Тремя сестрами»,- а па раллельно будут идти репе тиции пьесы А. Хабек- Адамек «Мое мгновение». Пе реведенная на русский язык А. Свободиным, она основана на переписке А. П. Чехова и О. Л. Книппер-Чеховой. В но ябре мы покажем спектакль- концерт по чеховским спек таклям, который был сыгран в московском Доме актера в конце прошлого сезона. И, ко нечно, как и в прежние годы, весной театр поедет в Мели хово. Наш театр носит имя Л. Н. Толстого, но на афи шах последних сезонов наз вания произведений великого писателя отсутствуют. Дума ет ли коллектив о толстов ских постановках? — Во-первых, хочу еще | раз пояснить, почему мы те атр имени Л. Н. Толстого. Его присвоение принципиаль но связано с программой дея тельности театра- Мй счита ем своим художественным, нравственным долгом продол жение тех просвещенческих традиций, которые Л. Н. Тол стой поднял на особую высо ту. Надо, чтобы искусство стало для каждого насущной потребностью, чтобы оно бы ло понятно каждому. Когда я бываю в Прибалтике и ви жу там детей, которые уже в третьем классе настолько ху дожественно развиты, что по нимают сложный образный язык, например, Метерлинка, свободно ориентируются в ми ре музыки, замечательно по ют, у меня комок к горлу подступает от обиды за тех детей, в которых мы не смог ли воспитать потребности в настоящем искусстве, не раз вили способности к творчест ву... В предстоящем сезоне мы решили чаще встре чаться со зрителями не только в зритель-, нрм зале, но и за «круглым столом» театрально-игровой викторины «Что? Где? Ког да?», в школьных театраль ных объединениях. Артисты побывают на занятиях теат ральных факультативов, в ин ститутах и профтехучилищах, на предприятиях города. Но дело не в количестве этих встреч. Мы — за новые не стандартные способы внесце- нического общения с вами, дорогие зрители, и будем ра ды вашим интересным встреч ным предложениям. Так что — пишите, звоните, приходи те. Что же касается постанов ки произведений Л. Н. Тол стого, то в планах театра есть два названия: «Живой труп» и сценическая версия повести «Хаджи Мурат»., ко торую создал известный со ветский писатель В. Лакшин. Работа над ними — впереди. А СОФИЯ. Корр. ТАСС Ва силий Кононенко передает: ко операторы аграрно-промышлен ного комплекса небольшого го родка Айтос в Бургасском ок руге в последние дни с инте ресом наблюдают, как над ок рестными полями летают не ведомые аппараты. Вначале не которые склонные к фантазия молодые люди выдвинули предиоложение, что это ...НЛО. Но загадочность происходя щего вскоре рассеял местный агроном, сообщивший, что над полями АПК проходят испы тания мотодельтапланы, кото рые распыляют удобрения. Несколько таких легких ма шин создали специалисты ин ститутов и лабораторий Плов дива и Софии- Д БЕЛГРАД. Корр. ТАСС Константин Воробьев пере дает: миллионная тонна «кры латого» металла выплавлена на ВЕСТИ ИЗ СТРАН СОЦИАЛИЗМА Тнтоградском алюминиевом комбинате со дня вступления его в строй. Первая очередь комбината мощностью 50 ты сяч тонн металла была пущена в декабре 1971 года. Вторая очередь, удвоившая мощности, строилась при участии совет ских предприятий. Советское оборудование используется на глиноземном и электролизном заводах, в анодном цехе. А ХАНОЙ. Концертом ма стеров искусств открылись здесь дни культуры малых народно стей Вьетнама, посвященные предстоящему VI съезду КПВ. Они проводятся в столице СРВ впервые. Ханойские зрители познакомились с оригиналь ной народной музыкой, само бытными танцами тхаев, зао, нунгов, эде, а также других народностей и этнических групп. В рамках дней состоятся ху дожественные выставки, кото рые познакомят зрителей с произведениями изобразитель ного искусства, с работами та лантливых скульпторов, резчи ков по дереву. Состоится ре троспективный показ художест венных и документальных фильмов, созданных кинемато графистами республики. Насыщенная программа дней культуры демонстрирует дости жения малых народностей Вьетнама за годы народной власти, успехи курса КПВ и вьетнамского государства, на правленного ва сохранение и развитие их культурного на следия, сказал в интервью кор респонденту ТАСС секретарь ЦК КПВ Хоанг Тунг. (ТАСС, 31 октября). - - - - - - З А М И Р И М Е Ж Д У Н А Р О Д Н У Ю Б Е З О П А С Н О С Т Ь ------- Д ОРОГА ЕЩЕ НЕ ПРОЙДЕНА ДО КОНЦА Адам МАТА, мастер вар шавского завода точных из делий: — После Рейкьявика весь мир требует продолжения диалога. Ведь даже прези дент Рейган, вернувшись в США, не рискнул, как это он делал раньше, заявить, что предложения русских — обычная пропаганда. Наобо рот, пытался себе приписы вать инициативу сократить вооружения. Общественное мнение ждет ’соглашения, и если Рейган не хочет поте рять авторитет политическо го лидера, он обязал сделать шаг навстречу. Профессор Лонгин ПАСТУ- СЯК: — Президент Рейган ска зал после встречи; «Двери открыты, шанс начать лик видацию атомной угрозы — в пределах вытянутой руки». Я готов аплодировать, если бы слова эти не были ска заны после того, как в Рейкьявике президент сде лал все, чтобы в эти двери нельзя было войти немед ленно. Показательно, что президент утверждает: имен но политика с позиции силы дает возможность догово риться с Советским Союзом о разоружении. Логика здесь хромает — зачем воору жаться, если, как утвержда ет президент, США хотят из бавиться от оружия, как и СССР? Встреча в Рейкьявике бы ла нужна. Сейчас уже две трети населения в самих США выступает за перегово ры. Такого единодушия дав но не было. Советские пред ложения нравятся людям, не могут не нравиться. Они реальные, конкретные, яс ные. Администрация США, я думаю, должна * что-то сделать, хотя, вполне воз можно, военно-промышлен ный комплекс может пойти против мнения даже собст венного народа. Только здесь уже словами о мире не При кроешься. Люди видят, кто что предлагает... Стефан ОПАРА, секретарь Варшавского городского ко митета ПОРП: * — Поляки еще раз убе дились в неискренности президента США. К сожале нию, осталась неиспользо ванной возможность всту пить в новую, безатомную эру. Очередные мирные инициативы Советского Со юза, представленные М. С. Горбачевым и дающие воз можность не только остано вить гонку вооружений, но и выработать основы дого воренностей во многих дру гих важных для безопасно сти в Европе и мире обла стях, были обусловлены ИНФОРМАЦИЯ • .* . у . а т ш т * ' с ' , , ' ' ' ' 4» д . ЩШ ттшшшт^тття ' Ч ' ' Г ' ' ■ЁШай ш т а т щ м шш Щ %Л,ФЩЩШщ I . У' • ^ * Ч : А Г/ "Г ИНДИЯ Многообразие та лантов индийских умельцев демонстрирует ярмарка пред метов народного творчества, открывшаяся в Дели. Она ор ганизована с целью пропа ганды творчества ремеслен ников, бережно хранящих и развивающих передаваемые нз поколения в поколение сек реты своего искусства. Многих мастеров можно увидеть на территории вы ставки. Они трудятся под от крытым небом рядом со стендами. Из их рук на гла зах у посетителей выходят замечательные произведения народного творчества. НА СНИМКЕ: работают са модеятельные художники из штата Раджастхан — отец и сын Бхопа. Фотохроника ТАСС. американским президентом дальнейшим развитием работ по выводу в США оружия первого удара на космиче ские орбиты. Мир в очередной раз по нял, кто' на деле препятству ет осуществлению плана ликвидации ядерного ору жия. Президент Рейган хотя и выражает на словах свое' желание освободить челове чество от гонки вооруже ний, но продолжает прово дить политику с позиций си лы и конфронтации. Несмотря на разочарова ние, какое вызвал исход встречи в Рейкьявике, я надеюсь, что линия здравого смысла, которую выражает именно СССР, найдет долж ное понимание. Ведь Со ветский Союз не снял с по вестки дня выдвинутого па кета предложений. (АПН). Варшава. С О В М Е С Т Н О Е З А Я В Л Е Н И Е Н Д Н А и А О Т А КАБУЛ, 31 октября. (ТАСС1. Секретариат ЦК Народно-демо кратической партии Афгани стана объявил о том, что в ре зультате переговоров между делегациями НДПА и Аван гардной организацией трудя щихся Афганистана (ЛОТА) было достигнуто соглаше ние об объединении двух партий в рамках НДПА. В настоящее время, говорит ся в совместном заявлении, на род Афганистана борется за ликвидацию отсталости, голо да, нищеты, неграмотности. В то же время местная и регио нальная реакция, подстрекаемая и вооружаемая международ ным империализмом во главе с США, стремится при помощи убийств, грабежей, диверсий нанести возможно больший ущерб нашей стране. НДПА и АОТА убеждены в том, что в этот исторический период, как никогда ранее, необходимо единство всех - национально патриотических и миролюби вых сил, всех революционеров, преданных делу пролетарского интернационализма. ДЕНЬ ПАМЯТИ ИНДИРЫ ГАНДИ ДЕЛИ, 31 октября. Корр. ТАСС Владимир Байдашин передает: сегодня индийский народ отмечает скорбную да ту — вторую годовщину со дня гибели выдающегося го сударственного и политиче ского деятеля республики, бывшего премьер-министра и лидера правящей партии Ин дийский национальный кон гресс Индиры Ганди- Ровно два года назад в этот день нули наемных убийц оборвали жизнь славной до чери Индии. Рано утром премьер-ми нистр Индии Раджив Ганди, члены индийского правитель ства, многие губернаторы и- главные министры штатов и союзных территорий, видные политические и общественные деятели приняли участие в церемонии, посвященной па мяти Индиры Ганди, ,в Шакти Стхала — мемориальном ком плексе, воздвигнуто^ на ме сте ее кремации. Подобная церемония состоялась также в бывшей резиденции Индиры Ганди, где ее настигли пули убийц. По решению индийского правительства, 31 октября от мечается в стране как день -национального посвящения — символ верности и беззавет ной преданности идеалам свободной, независимой и единой Индии, за которые боролась и отдала всю свою жизнь Индира Ганди. ЗА ПРОПАГАНДУ ФОТОИСКУССТВА Состоялось заседание оргко- :тета Всесоюзного фестиваля )тоискусства «Липецкие узо- I», который прошел в Ли- цке. Подведены итоги рабо- I, определены победители. - За активную пропаганду фо- искусства, большой вклад в звитир фотолюбительского ижения почетными грамота- I награждены народный фото клуб «Елец» и фотоклуб «Мгно вение» Дворца культуры и техники НЛМК. По итогам конкурсной выставки «Металл на службе мира» фотоклуб «Мгновение» удостоен звания лауреата за коллекцию работ о Новолипецком металлурги ческом комбинате. Победителем отчетной вы ставки липчан, которая прохо дила в рамках фестиваля, стал Александр Селифонтьев, котсг рому вручен диплом первой степени. За активное участие в под- ■ готовке и проведении фести валя фотоискусства почетны ми грамотами оргкомитета на граждены члены фотоклуба «Мгновение» Ольга Лукьянова и Игорь Кляхин. В. МОРЕВ. И С Т О Р И Я ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ Четыре десятилетия отделя ют нас от завершения работы Международного военного трибунала в Нюрнберге, Вы несенный им суровый и спра ведливый приговор по-преж нему привлекает внимание во всем мире, подчеркнул в бе седе с корреспондентом АПН в Дели Б. Шихмурадовым член парламента Индии, пре зидент Индийского молодеж ного конгресса (И) Тарик АН ВАР. Еще в то время, когда война против нацистской Гер мании была не окончена, со юзные державы антигитле ровской коалиции торжествен но поклялись привлечь к от ветственности тех1, кто совер шил преступление против все го человечества. Нюрнбергский процесс — это не только ре зультат победы миролюбивых сил, но и символ великой жертвы, которую народы бы ли вынуждены принести во имя мира на земле, сказал да лее Тарик Анвар. Сегодря этот исторический трибунал является предуп реждением, его уроки призы вают к сплочению в борьбе против новой войны, которую пытаются развязать силы ре акции. Вторая мировая война ос тается величайшей трагедией за всю историю человечества. Мир потерял в ней более пя тидесяти миллионов человече ских жизней. Самые тяжелые потери выпали на долю Со ветского Союза: погибло око ло двадцати миллионов совет ских людей, экономике стра ны был нанесен огромный ущерб. С тех пор значение слова «война» изменилось. Ядерная война по сегодняшним мер кам означает самоубийство человечества. Поэтому люди Земли обязаны сплотиться во имя того, чтобы наша планета навсегда была освобождена от угрозы ядерной катастрофы. Моя родная страна Индия стоит в одном ряду борцов за мир вместе с Советским Сою зом, другими социалистиче скими странами, государства ми движения неприсоединения, прогрессивной обществен ностью всей планеты. Советское руководство де монстрирует политическую мудрость, добрую волю, твер дость в принципах с конст руктивностью в поисках необ ходимых решений важнейшей из задач современности — прекращения гонки вооруже ний, ядерного разоружения. Введение и неоднократное продление Советским Союзом в одностороннем порядке мо ратория на ядерные испытания является практическим шагом на пути достижения этой цели. Примеру СССР должны после довать все ядерные державы, и прежде всего Соединённые Штаты. К сожалению, у вашингтон ской администрации на уме то же, что V военно-промыш ленного комплекса США, где все еше надеются добиться во енного превосходства над СССР, идя через СОИ к .м и литаризации космического про странства. Однако я убежден, что здравомыслящие амери канцы в конце концов заста вят свою администрацию пой ти навстречу чаяниям миро вой общественности, сказал Тарик Анвар. Предложение Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева осво бодить землю до конца этого столетия от оружия массового уничтожения должно быть воспринято самым серьезным образом. Мировая обществен ность, и особенно молодежь планеты, отдавая себе отчет в нависшей угрозе, полностью разделяют стремление СССР к миру. Возвращаясь к теме о Нюрн бергском процессе, Тарик Ан вар отметил неубывающую со временем силу политического и нравственного заряда, зало женного в приговоре, огромное значение этого исторического события для формирования ан тивоенного движения во всем мире. Уроки Международного военного трибунала приобрета ют сегодня особое значение, так как они являются отраже нием воли всех, кто борется за торжество справедливости, за соблюдение прав человека. Большой опасностью для человечества является то, что и сегодня в мире есть силы, которые проводят политику, во многом схожую с полити кой ((шиизма. В приговоре Международного трибунала в Нюрнберге отмечено, что «развязывание агрессивной войны является не просто пре ступлением международного характера. Оно является тяг чайшим международным пре ступлением». Такой вывод дол жен заставить задуматься тех, кто жаждет мирового господ ства в ущерб интересам мира и свободы народов, сказал в заключение Тарик Анвар. (АПН). Т В О Р Ч Е С Т В О - М О С Т К М И Р У В живописном парке у гос тиницы «Москва» в Софии ко локола возвестили о начале шестой Международной встре чи писателей под девизом «Мир — надежда планеты». Она цроводится в год, объяв ленный Организацией Объеди ненных Наций Международ ным годом мира. История встреч прогрессив ных писателей планеты нача лась еще в конце прошлого века, когда в Париже состоя лась первая из них, организо ванная В. Гюго и И. Тургене вым. Оставил свой след и из вестнейший «Конгресс на ко лесах», стартовавший в Испа нии в 1936 году. Он начался в Барселоне и, продвигаясь по огневой линии фронта войны с фашистами, проходил че рез Мадрид и закончился че рез год в Париже. Грохот ору дий не мог заглушить голоса Анны Зегерс, Николаса Гилье на, Александра Фадеева, Алек сея Толстого — тех, кто отда вал силы на то, чтобы пробу дить общественную совесть, ударить в тревожный набат человечества. Традиции, начатые писате- лями-борцами, продолжались спустя несколько десятилетий в Софии. Идея проведения междуна родных писательских встреч в Софии возникла вскоре после хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Писатели, стоящие у колыбели софийских встреч, твердо верили, что неравно душное слово творца должно играть огромную роль в мир ном общении народов, что нет более важной задачи, чем защита мира. «Отрадно,' — говорит пред- *седатель Союза болгарских писателей Любомир Левчев, — что эти встречи, с момента проведения первой в 1977 году и по сегодняшний день, явля ются наиболее авторитетным послевоенным форумом писате лей в защиту мира. Более то го, они сами стали центром международного писатель ского движения в защиту ми ра, включающего сотни извест ных творцов художественного слова со всех концов земли». В воззвании к писателям Европы, США, Канады, к пи сателям всего мира, подписан ном в болгарской столице на предыдущей встрече, говорит ся: «В наши дни необходимо почувствовать силу писатель ской совести. Речь идет о ми ре, которому угрожает небы валый рост вооружений, оча ги войны, вспыхивающие то здесь, то там на нашей плане те, о мире, который сохраняет культуру, человеческую жизнь, творчество людей, будущее детей». На это воззвание отоз вались десятки писателей всей планеты, глубоко осознавшие, что искусство и мир неразде лимы. С годами софийские писа тельские встречи набирали си лу. Более многочисленной и многоязычной стала когорта писателей, поднявших свой го лос в защиту мира, более ар гументированными стали их призывы к международному сотрудничеству и взаимопони манию между народами. Нынешняя, VI Софийская международная встреча писа телей собралась в исключи тельно сложный и трудный период развития человечества. Ядерная тень нависла не над одной страной или континен том, иод угрозой находится вообще жизнь планеты. Вот почему сегодня, как никогда, писательское слово призвано сделать решительный вклад в задачу сохранения мира. Пред ставители более 60 стран при ехали в Софию обсудить глав ную тему встречи — «Буду щее планеты и человеческая цивилизация». Итак, «Мир — надежда пла неты» — постоянный девиз встреч — в очередной раз собрала более 150 мастеров пе ра из разных стран. И. БИЖЕВ, болгарский журналист, О. КОЗЛОВ, спец. корр. АПН. РЕКОМЕНДОВАНО В ПОВЕСТКУ ДНЯ.. НЬЮ-ЙОРК, 31 октября. Корр. ТАСС Вячеслав Чер нышев передает: генераль ный комитет 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН поддержал предложение Ни карагуа и рекомендовал срочно включить в повестку дня сессии' вопрос о реше нии международного суда от 27 июня 1986 года по делу «действий военного и полу военного характера в Ника рагуа и против нее». США отказались выполнить это ре шение главного судебного органа ООН, осудившего американскую агрессию про тив Никарагуа и призвавше го прекратить ее. Постоянное представитель ство Никарагуа при ООН ознакомило международное сообщество с новыми свиде тельствами этой грязной войны, все более приобре тающей характер геноцида. ...Похищения крестьян, убий ства мирных жителей, под жоги школ и больниц, унич тожение кооперативов, мо стов, дорог, угон скота —• вот далеко не полный пере чень злодеяний в преступной агрессии против никарагуан ского народа, которую ведут США руками наемных банд в попытке задушить его стремление к свободе. Об этом говорится в письме по стоянного представительст ва Никарагуа при ООН, ко торое распространено в каче стве официального докумен та Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz