Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1986 г. (г. Липецк)

И СК УССТ ВО СЦЕНЫ И П РА ВД А Ж И ЗНИ ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМТЕАТР ОТКРЫВАЕТ НОВЫЙ СЕЗОН С егодня в областном драматическом театре имени Л. Н. Толстого — торжественное открытие театрально­ го сезона. Это всегда большое событие для всех, любящих сценическое искусство. В канун его мы обратились к директору и главному ре­ жиссеру Липецкого облдрамтеатра имени Л. Н. Толстого, заслуженному деятелю искусств РСФСР, лауреату Госу­ дарственной премии РСФСР В. М. Пахомову с просьбой о не совсем обычном интервью. Было решено, что на этот раз вопросы ему будут задавать не журналисты, а зрите­ ли, наши читатели. Среди них — В Г. Приходько, меди­ цинская сестра областной больницы, С. В. Савостиков, ки­ номеханик Дома культуры трубного завода, Е. И. Вино­ градова, библиотекарь, Д. Г. Черных, преподаватель лите­ ратуры липецкой средней школы № 48, Л. И. Воробьева, пенсионерка и другие. Итак, интервью: режиссер — зри­ тели. — Липецкий театр с января 1987 года в числе других те­ атральных коллективов стра­ ны будет работать в условиях эксперимента. В чем суть этого эксперимента, каковы его цели? Что он даст театру, что принесет зрителю? — В последнее время на страницах центральной печа­ ти шла широкая дискуссия, вызванная тревогой мастеров сцены за состояние дел в сов­ ременном советском театре. В ней приняли участие веду­ щие режиссеры, артисты, те­ атральные критики, зрители. И все они говорили о необхо­ димости коренных перемен, о том, как возвратить театру роль властителя дум, -зача­ стую им утраченную. В мате­ риалах дискуссии настойчиво подчеркивалось, что единст­ венный путь к этому — по­ вышение идейно-художествен­ ного уровня спектаклей. Откровенный разговор, на­ чатый в прессе, продолжился в театрах. Было решено выбрать груп­ пу коллективов, представляю­ щих различные регионы, разные сценические жанры (театры драматические, опер­ ные, музыкальной комедии, юного зрителя, кукол), и в л е ­ чение двух лет провести на их базе эксперимент, который на практике подтвердил бы целесообразность перемен- Эксперимент предполагает расширение прав самих «‘теат­ ров в решении творческих, финансово - экономических и хозяйственных вопросов. Не­ измеримо возрасте1г, напри­ мер, роль художественного совета театра как единствен­ ного органа, который само­ стоятельно формирует репер­ туар, контролирует ход под­ готовки спектакля, принима­ ет окончательное решение о его судьбе. Художественный совет избирается собранием творческого коллектива. Это — плоды процесса демокра­ тизации, который происходит сегодня во всем нашем обще­ стве. Но данные театру пра ва в огромной степени повы­ шают ответственность худсо­ вета и всего коллектива за то, что и как он ставит. Долгое время наша работа оценивалась множеством ко­ личественных показателей: общее число спектаклей, сы­ гранных в сезоне, в том чис­ ле утренних и вечерних, дет­ ских и взрослых, на селе и на стационаре и т. д. Театру скорее простили бы неудав- шийся спектакль, чем невы­ полнение плановой цифры по Количеству премьер в сезоне Эксперимент же оставляет два главных показателя: каче­ ство спектакля и количество 'зрителей, его посмотревших. Наш театр в последние де­ сять лет не ждал директив сверху, ориентирующих на благотворные перемены, а сам экспериментировал. Каж­ дые ■ пять лет члены нашей труппы проходят творческую переаттестацию, ц ходе кото­ рой худсовет всесторонне об­ суждает профессиональные возможности актеров, пер­ спективы их роста и решает целесообразность дальнейше­ го пребывания актера в труп­ пе. Теперь такая практика станет обязательной для всех театров.. Мы одними -из первых в стране включились в борьбу за расширение зрительской аудитории, воспитание ее ху­ дожественного вкуса путем повседневной работы с деть­ ми и юношеством. — В вашем репертуаре не­ мало интересных спектаклей для самых маленьких зрите­ лей. Но сегодня хотелось бы обратить внимание на другое. В одном из своих интервью писатель Ч. Айтматов сказал, что он не хотел бы быть мо­ лодым: ему неуютно среди нынешней молодежи, в кото­ рой замечает признаки духов­ ного нездоровья. Судя по всему, наш театр тоже неуют­ но чувствует себя среди тех, кому сегодня от шестнадцати и старше. На мой взгляд, в репертуаре театра нет ярких, захватывающих молодежных спектаклей. Планируются ли в этом сезоне такие постанов­ ки? —Юность всегда болеет те­ ми же болезнями, что и обще­ ство в целом, только, может быть, в более острой форме. Нельзя вр всем винить лишь молодежц. Думаю, что сегод­ ня, когда идет процесс демо­ кратизации нашего общества, когда от людей требуются са­ мостоятельность и смелость, новаторские решения, когда партия говорит, что нам нуж­ на полная правда о процес­ сах, происходящих в общест­ ве, молодежь не останется пассивной. Полагаю, что пройдет какое-то время и Чингизу Айтматову снова за­ хочется быть молодым... Что касается отсутствия молодежных спектаклей в на­ шем репертуаре, то эти Пре­ тензии справедливы. Вместе с тем я не сторонник узкого понимания ■«спектакля для молодежи»: молодым необхо­ димы прежде всего честные, высокохудожественные поста­ новки, искусство с большой буквы, потрясающее, способ­ ное «перепахать» душу, за­ ставить задуматься. Ведь выс­ шая цель театра —- постоян­ ное исследование .природы людей, стремление узнать «для чего мы существуем, от­ куда пришли и куда направ­ ляемся». Хотя я отнюдь не против пьес, где поднимают­ ся специфические проблемы восемнадцатилетних, где дей­ ствуют герои их возраста. Умная, глубокая и острая пьеса и соответственно спек­ такль на молодежную тему необходимы в репертуаре. Но существовавшая до сих пор система согласований и перестраховки в утверждении репертуара зачастую не дава­ ла возможности выйти к мо­ лодежи с откровенными, серь­ езными работами. Вот лишь один пример. В прошедшем сезоне в Центральном дет­ ском театре была поставлена пьеса Ю. Щекочихина «Ло­ вушка номер 46, рост 2». Ре­ цензируя спектакль, критики единодушно выражали сожа­ ление, чтс] он не появился хо­ тя бы два года назад: пьеса написана давно-.. Сейчас многое меняется к лучшему в утверждении ново­ го репертуара. Наш коллек­ тив уже ознакомился О не­ сколькими очень любопытны­ ми пьесами. Хочу заверить, что мы дадим молодежи воз­ можность приходить в театр, чтобы видеть на сце­ не подлинную правду с себе и заряжаться той жизненной, .созидательной энергией, кото­ рая так необходима молодо­ му человеку. — В прошлом сезоне на афише театра появилось но­ вое название — «Дебют» О. Кучкнной. Вряд ли можно назвать эту постановку удач­ ной работой, хотя сама по себе попытка создать музы­ кально-драматический спек­ такль интересна. Как оцени­ вает эту работу театр, будет ли продолжен опыт? — Да, надо признать, что «Дебют» событием в прошед­ шем сезонб не стал. Пьеса О. Кучкнной не лишена не­ достатков. Но тем не менее, когда мы ее брали для поста­ новки, казалось, что при удачном и глубоком сцениче­ ском решении, подкреплен­ ном прекрасной музыкой ком­ позитора А,-Журбина, может получиться интересный спек­ такль. Не секрет, что музыка находит самый короткий путь к сердцам молодых. Однако для создания музыкального спектакля требуется длитель­ ный подготовительный пери­ од, потому что задачи драма­ тических актеров в такой по­ становке весьма сложны. Нас постигла неудача, но из тех неудач, которые по­ могают извлечь урок, не пу­ гаться, не останавливаться, а ставить перед собой новые художественные задачи. В открывшемся сезоне мы вновь планируем поставить музыкальный спектакль, вер­ нее, оперу для драматическо­ го театра на сюжет повести Б. Лавренева «Сорок пер­ вый». Конечно, это не просто, так как существует уже мно­ жество сценических версий этой истории, есть замеча­ тельный фильм Г. Чухрая. Но на помощь к нам придет музыка, созданная известным советским театральным- ре­ жиссером А- Васильевым в содружестве с русским фоль­ клорным ансамблем под уп­ равлением Д, Покровского. Надеемся, что необычный спектакль, название которого будет «Время жить, время умирать», может стать собы­ тием. которое порадует зри­ телей. — Что готовит в новом се­ зоне театр старшеклассникам? Нам, педагогам, очень нужен спектакль, который бы стал предметом споров, широких обсуждений в среде учащих­ ся, родителей. Хотелось бы, чтобы на • материале этого спектакля в театре проводи­ лись родительские собрания и даже педагогические сове­ ты. — Мы приступаем к репе­ тиции пьесы М. Рошина «Вся надежда». Она как бы про­ должает педагогические раз­ думья театра, которые были начаты такими спектаклями, как «Страсти по Варваре» О. Павловой, «Факультатив, или Декабристы 10 «А» Ю. Рыжова и С. Громова. Актерам пьеса очень понра­ вилась. На одном из теат­ рально-педагогических семи­ наров мы обязательно позна­ комим с ней и учителей. По­ ставит спектакль «Вся на­ дежда» на нашей сцене моло­ дой режиссер из театра «Сов­ ременник» В. Мирошниченко, оформит московская худож­ ница И. Акимова. Думаю, это верный подход: молодые рас­ сказывают о -молодых. Кстати, в этом сезоне мы хотим возобновить и расши­ рить неформальное творче­ ское содружество с театром «Современник». У нас есть договоренность обменяться спектаклями, режиссерами. В случае рождения инте­ ресного спектакля «Вся на­ дежда» театр готов к его об­ суждению в любой форме, в любой аудитории. Главное, чтобы потребность в таком разговоре была у широкого круга педагогической общест­ венности, у родителей. — Продолжит ли коллек­ тив работу над *чеховскими пьесами? — Сейчас театр работает над «Тремя сестрами»,- а па­ раллельно будут идти репе­ тиции пьесы А. Хабек- Адамек «Мое мгновение». Пе­ реведенная на русский язык А. Свободиным, она основана на переписке А. П. Чехова и О. Л. Книппер-Чеховой. В но­ ябре мы покажем спектакль- концерт по чеховским спек­ таклям, который был сыгран в московском Доме актера в конце прошлого сезона. И, ко­ нечно, как и в прежние годы, весной театр поедет в Мели­ хово. Наш театр носит имя Л. Н. Толстого, но на афи­ шах последних сезонов наз­ вания произведений великого писателя отсутствуют. Дума­ ет ли коллектив о толстов­ ских постановках? — Во-первых, хочу еще | раз пояснить, почему мы те­ атр имени Л. Н. Толстого. Его присвоение принципиаль­ но связано с программой дея­ тельности театра- Мй счита­ ем своим художественным, нравственным долгом продол­ жение тех просвещенческих традиций, которые Л. Н. Тол­ стой поднял на особую высо­ ту. Надо, чтобы искусство стало для каждого насущной потребностью, чтобы оно бы­ ло понятно каждому. Когда я бываю в Прибалтике и ви­ жу там детей, которые уже в третьем классе настолько ху­ дожественно развиты, что по­ нимают сложный образный язык, например, Метерлинка, свободно ориентируются в ми­ ре музыки, замечательно по­ ют, у меня комок к горлу подступает от обиды за тех детей, в которых мы не смог­ ли воспитать потребности в настоящем искусстве, не раз­ вили способности к творчест­ ву... В предстоящем сезоне мы решили чаще встре­ чаться со зрителями не только в зритель-, нрм зале, но и за «круглым столом» театрально-игровой викторины «Что? Где? Ког­ да?», в школьных театраль­ ных объединениях. Артисты побывают на занятиях теат­ ральных факультативов, в ин­ ститутах и профтехучилищах, на предприятиях города. Но дело не в количестве этих встреч. Мы — за новые не­ стандартные способы внесце- нического общения с вами, дорогие зрители, и будем ра­ ды вашим интересным встреч­ ным предложениям. Так что — пишите, звоните, приходи­ те. Что же касается постанов­ ки произведений Л. Н. Тол­ стого, то в планах театра есть два названия: «Живой труп» и сценическая версия повести «Хаджи Мурат»., ко­ торую создал известный со­ ветский писатель В. Лакшин. Работа над ними — впереди. А СОФИЯ. Корр. ТАСС Ва­ силий Кононенко передает: ко­ операторы аграрно-промышлен­ ного комплекса небольшого го­ родка Айтос в Бургасском ок­ руге в последние дни с инте­ ресом наблюдают, как над ок­ рестными полями летают не­ ведомые аппараты. Вначале не­ которые склонные к фантазия молодые люди выдвинули предиоложение, что это ...НЛО. Но загадочность происходя­ щего вскоре рассеял местный агроном, сообщивший, что над полями АПК проходят испы­ тания мотодельтапланы, кото­ рые распыляют удобрения. Несколько таких легких ма­ шин создали специалисты ин­ ститутов и лабораторий Плов­ дива и Софии- Д БЕЛГРАД. Корр. ТАСС Константин Воробьев пере­ дает: миллионная тонна «кры­ латого» металла выплавлена на ВЕСТИ ИЗ СТРАН СОЦИАЛИЗМА Тнтоградском алюминиевом комбинате со дня вступления его в строй. Первая очередь комбината мощностью 50 ты­ сяч тонн металла была пущена в декабре 1971 года. Вторая очередь, удвоившая мощности, строилась при участии совет­ ских предприятий. Советское оборудование используется на глиноземном и электролизном заводах, в анодном цехе. А ХАНОЙ. Концертом ма­ стеров искусств открылись здесь дни культуры малых народно­ стей Вьетнама, посвященные предстоящему VI съезду КПВ. Они проводятся в столице СРВ впервые. Ханойские зрители познакомились с оригиналь­ ной народной музыкой, само­ бытными танцами тхаев, зао, нунгов, эде, а также других народностей и этнических групп. В рамках дней состоятся ху­ дожественные выставки, кото­ рые познакомят зрителей с произведениями изобразитель­ ного искусства, с работами та­ лантливых скульпторов, резчи­ ков по дереву. Состоится ре­ троспективный показ художест­ венных и документальных фильмов, созданных кинемато­ графистами республики. Насыщенная программа дней культуры демонстрирует дости­ жения малых народностей Вьетнама за годы народной власти, успехи курса КПВ и вьетнамского государства, на­ правленного ва сохранение и развитие их культурного на­ следия, сказал в интервью кор­ респонденту ТАСС секретарь ЦК КПВ Хоанг Тунг. (ТАСС, 31 октября). - - - - - - З А М И Р И М Е Ж Д У Н А Р О Д Н У Ю Б Е З О П А С Н О С Т Ь ------- Д ОРОГА ЕЩЕ НЕ ПРОЙДЕНА ДО КОНЦА Адам МАТА, мастер вар­ шавского завода точных из­ делий: — После Рейкьявика весь мир требует продолжения диалога. Ведь даже прези­ дент Рейган, вернувшись в США, не рискнул, как это он делал раньше, заявить, что предложения русских — обычная пропаганда. Наобо­ рот, пытался себе приписы­ вать инициативу сократить вооружения. Общественное мнение ждет ’соглашения, и если Рейган не хочет поте­ рять авторитет политическо­ го лидера, он обязал сделать шаг навстречу. Профессор Лонгин ПАСТУ- СЯК: — Президент Рейган ска­ зал после встречи; «Двери открыты, шанс начать лик­ видацию атомной угрозы — в пределах вытянутой руки». Я готов аплодировать, если бы слова эти не были ска­ заны после того, как в Рейкьявике президент сде­ лал все, чтобы в эти двери нельзя было войти немед­ ленно. Показательно, что президент утверждает: имен­ но политика с позиции силы дает возможность догово­ риться с Советским Союзом о разоружении. Логика здесь хромает — зачем воору­ жаться, если, как утвержда­ ет президент, США хотят из­ бавиться от оружия, как и СССР? Встреча в Рейкьявике бы­ ла нужна. Сейчас уже две трети населения в самих США выступает за перегово­ ры. Такого единодушия дав­ но не было. Советские пред­ ложения нравятся людям, не могут не нравиться. Они реальные, конкретные, яс­ ные. Администрация США, я думаю, должна * что-то сделать, хотя, вполне воз­ можно, военно-промышлен­ ный комплекс может пойти против мнения даже собст­ венного народа. Только здесь уже словами о мире не При­ кроешься. Люди видят, кто что предлагает... Стефан ОПАРА, секретарь Варшавского городского ко­ митета ПОРП: * — Поляки еще раз убе­ дились в неискренности президента США. К сожале­ нию, осталась неиспользо­ ванной возможность всту­ пить в новую, безатомную эру. Очередные мирные инициативы Советского Со­ юза, представленные М. С. Горбачевым и дающие воз­ можность не только остано вить гонку вооружений, но и выработать основы дого­ воренностей во многих дру­ гих важных для безопасно­ сти в Европе и мире обла­ стях, были обусловлены ИНФОРМАЦИЯ • .* . у . а т ш т * ' с ' , , ' ' ' ' 4» д . ЩШ ттшшшт^тття ' Ч ' ' Г ' ' ■ЁШай ш т а т щ м шш Щ %Л,ФЩЩШщ I . У' • ^ * Ч : А Г/ "Г ИНДИЯ Многообразие та­ лантов индийских умельцев демонстрирует ярмарка пред­ метов народного творчества, открывшаяся в Дели. Она ор­ ганизована с целью пропа­ ганды творчества ремеслен­ ников, бережно хранящих и развивающих передаваемые нз поколения в поколение сек­ реты своего искусства. Многих мастеров можно увидеть на территории вы­ ставки. Они трудятся под от­ крытым небом рядом со стендами. Из их рук на гла­ зах у посетителей выходят замечательные произведения народного творчества. НА СНИМКЕ: работают са­ модеятельные художники из штата Раджастхан — отец и сын Бхопа. Фотохроника ТАСС. американским президентом дальнейшим развитием работ по выводу в США оружия первого удара на космиче­ ские орбиты. Мир в очередной раз по­ нял, кто' на деле препятству­ ет осуществлению плана ликвидации ядерного ору­ жия. Президент Рейган хотя и выражает на словах свое' желание освободить челове­ чество от гонки вооруже­ ний, но продолжает прово­ дить политику с позиций си­ лы и конфронтации. Несмотря на разочарова­ ние, какое вызвал исход встречи в Рейкьявике, я надеюсь, что линия здравого смысла, которую выражает именно СССР, найдет долж­ ное понимание. Ведь Со­ ветский Союз не снял с по­ вестки дня выдвинутого па­ кета предложений. (АПН). Варшава. С О В М Е С Т Н О Е З А Я В Л Е Н И Е Н Д Н А и А О Т А КАБУЛ, 31 октября. (ТАСС1. Секретариат ЦК Народно-демо­ кратической партии Афгани­ стана объявил о том, что в ре­ зультате переговоров между делегациями НДПА и Аван­ гардной организацией трудя­ щихся Афганистана (ЛОТА) было достигнуто соглаше­ ние об объединении двух партий в рамках НДПА. В настоящее время, говорит­ ся в совместном заявлении, на­ род Афганистана борется за ликвидацию отсталости, голо­ да, нищеты, неграмотности. В то же время местная и регио­ нальная реакция, подстрекаемая и вооружаемая международ­ ным империализмом во главе с США, стремится при помощи убийств, грабежей, диверсий нанести возможно больший ущерб нашей стране. НДПА и АОТА убеждены в том, что в этот исторический период, как никогда ранее, необходимо единство всех - национально­ патриотических и миролюби­ вых сил, всех революционеров, преданных делу пролетарского интернационализма. ДЕНЬ ПАМЯТИ ИНДИРЫ ГАНДИ ДЕЛИ, 31 октября. Корр. ТАСС Владимир Байдашин передает: сегодня индийский народ отмечает скорбную да­ ту — вторую годовщину со дня гибели выдающегося го­ сударственного и политиче­ ского деятеля республики, бывшего премьер-министра и лидера правящей партии Ин­ дийский национальный кон­ гресс Индиры Ганди- Ровно два года назад в этот день нули наемных убийц оборвали жизнь славной до чери Индии. Рано утром премьер-ми­ нистр Индии Раджив Ганди, члены индийского правитель­ ства, многие губернаторы и- главные министры штатов и союзных территорий, видные политические и общественные деятели приняли участие в церемонии, посвященной па­ мяти Индиры Ганди, ,в Шакти Стхала — мемориальном ком­ плексе, воздвигнуто^ на ме­ сте ее кремации. Подобная церемония состоялась также в бывшей резиденции Индиры Ганди, где ее настигли пули убийц. По решению индийского правительства, 31 октября от­ мечается в стране как день -национального посвящения — символ верности и беззавет­ ной преданности идеалам свободной, независимой и единой Индии, за которые боролась и отдала всю свою жизнь Индира Ганди. ЗА ПРОПАГАНДУ ФОТОИСКУССТВА Состоялось заседание оргко- :тета Всесоюзного фестиваля )тоискусства «Липецкие узо- I», который прошел в Ли- цке. Подведены итоги рабо- I, определены победители. - За активную пропаганду фо- искусства, большой вклад в звитир фотолюбительского ижения почетными грамота- I награждены народный фото­ клуб «Елец» и фотоклуб «Мгно­ вение» Дворца культуры и техники НЛМК. По итогам конкурсной выставки «Металл на службе мира» фотоклуб «Мгновение» удостоен звания лауреата за коллекцию работ о Новолипецком металлурги­ ческом комбинате. Победителем отчетной вы­ ставки липчан, которая прохо­ дила в рамках фестиваля, стал Александр Селифонтьев, котсг рому вручен диплом первой степени. За активное участие в под- ■ готовке и проведении фести­ валя фотоискусства почетны­ ми грамотами оргкомитета на­ граждены члены фотоклуба «Мгновение» Ольга Лукьянова и Игорь Кляхин. В. МОРЕВ. И С Т О Р И Я ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ Четыре десятилетия отделя­ ют нас от завершения работы Международного военного трибунала в Нюрнберге, Вы­ несенный им суровый и спра­ ведливый приговор по-преж­ нему привлекает внимание во всем мире, подчеркнул в бе­ седе с корреспондентом АПН в Дели Б. Шихмурадовым член парламента Индии, пре­ зидент Индийского молодеж­ ного конгресса (И) Тарик АН­ ВАР. Еще в то время, когда война против нацистской Гер­ мании была не окончена, со­ юзные державы антигитле­ ровской коалиции торжествен­ но поклялись привлечь к от­ ветственности тех1, кто совер­ шил преступление против все­ го человечества. Нюрнбергский процесс — это не только ре­ зультат победы миролюбивых сил, но и символ великой жертвы, которую народы бы­ ли вынуждены принести во имя мира на земле, сказал да­ лее Тарик Анвар. Сегодря этот исторический трибунал является предуп­ реждением, его уроки призы­ вают к сплочению в борьбе против новой войны, которую пытаются развязать силы ре­ акции. Вторая мировая война ос­ тается величайшей трагедией за всю историю человечества. Мир потерял в ней более пя­ тидесяти миллионов человече­ ских жизней. Самые тяжелые потери выпали на долю Со­ ветского Союза: погибло око­ ло двадцати миллионов совет­ ских людей, экономике стра­ ны был нанесен огромный ущерб. С тех пор значение слова «война» изменилось. Ядерная война по сегодняшним мер­ кам означает самоубийство человечества. Поэтому люди Земли обязаны сплотиться во имя того, чтобы наша планета навсегда была освобождена от угрозы ядерной катастрофы. Моя родная страна Индия стоит в одном ряду борцов за мир вместе с Советским Сою­ зом, другими социалистиче­ скими странами, государства­ ми движения неприсоединения, прогрессивной обществен­ ностью всей планеты. Советское руководство де­ монстрирует политическую мудрость, добрую волю, твер­ дость в принципах с конст­ руктивностью в поисках необ­ ходимых решений важнейшей из задач современности — прекращения гонки вооруже­ ний, ядерного разоружения. Введение и неоднократное продление Советским Союзом в одностороннем порядке мо­ ратория на ядерные испытания является практическим шагом на пути достижения этой цели. Примеру СССР должны после­ довать все ядерные державы, и прежде всего Соединённые Штаты. К сожалению, у вашингтон­ ской администрации на уме то же, что V военно-промыш­ ленного комплекса США, где все еше надеются добиться во­ енного превосходства над СССР, идя через СОИ к .м и ­ литаризации космического про странства. Однако я убежден, что здравомыслящие амери­ канцы в конце концов заста­ вят свою администрацию пой­ ти навстречу чаяниям миро­ вой общественности, сказал Тарик Анвар. Предложение Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева осво­ бодить землю до конца этого столетия от оружия массового уничтожения должно быть воспринято самым серьезным образом. Мировая обществен­ ность, и особенно молодежь планеты, отдавая себе отчет в нависшей угрозе, полностью разделяют стремление СССР к миру. Возвращаясь к теме о Нюрн­ бергском процессе, Тарик Ан­ вар отметил неубывающую со временем силу политического и нравственного заряда, зало­ женного в приговоре, огромное значение этого исторического события для формирования ан­ тивоенного движения во всем мире. Уроки Международного военного трибунала приобрета­ ют сегодня особое значение, так как они являются отраже­ нием воли всех, кто борется за торжество справедливости, за соблюдение прав человека. Большой опасностью для человечества является то, что и сегодня в мире есть силы, которые проводят политику, во многом схожую с полити­ кой ((шиизма. В приговоре Международного трибунала в Нюрнберге отмечено, что «развязывание агрессивной войны является не просто пре­ ступлением международного характера. Оно является тяг­ чайшим международным пре­ ступлением». Такой вывод дол­ жен заставить задуматься тех, кто жаждет мирового господ­ ства в ущерб интересам мира и свободы народов, сказал в заключение Тарик Анвар. (АПН). Т В О Р Ч Е С Т В О - М О С Т К М И Р У В живописном парке у гос­ тиницы «Москва» в Софии ко­ локола возвестили о начале шестой Международной встре­ чи писателей под девизом «Мир — надежда планеты». Она цроводится в год, объяв­ ленный Организацией Объеди­ ненных Наций Международ­ ным годом мира. История встреч прогрессив­ ных писателей планеты нача­ лась еще в конце прошлого века, когда в Париже состоя­ лась первая из них, организо­ ванная В. Гюго и И. Тургене­ вым. Оставил свой след и из­ вестнейший «Конгресс на ко­ лесах», стартовавший в Испа­ нии в 1936 году. Он начался в Барселоне и, продвигаясь по огневой линии фронта войны с фашистами, проходил че­ рез Мадрид и закончился че­ рез год в Париже. Грохот ору­ дий не мог заглушить голоса Анны Зегерс, Николаса Гилье­ на, Александра Фадеева, Алек­ сея Толстого — тех, кто отда­ вал силы на то, чтобы пробу­ дить общественную совесть, ударить в тревожный набат человечества. Традиции, начатые писате- лями-борцами, продолжались спустя несколько десятилетий в Софии. Идея проведения междуна­ родных писательских встреч в Софии возникла вскоре после хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Писатели, стоящие у колыбели софийских встреч, твердо верили, что неравно­ душное слово творца должно играть огромную роль в мир­ ном общении народов, что нет более важной задачи, чем защита мира. «Отрадно,' — говорит пред- *седатель Союза болгарских писателей Любомир Левчев, — что эти встречи, с момента проведения первой в 1977 году и по сегодняшний день, явля­ ются наиболее авторитетным послевоенным форумом писате­ лей в защиту мира. Более то­ го, они сами стали центром международного писатель­ ского движения в защиту ми­ ра, включающего сотни извест­ ных творцов художественного слова со всех концов земли». В воззвании к писателям Европы, США, Канады, к пи­ сателям всего мира, подписан­ ном в болгарской столице на предыдущей встрече, говорит­ ся: «В наши дни необходимо почувствовать силу писатель­ ской совести. Речь идет о ми­ ре, которому угрожает небы­ валый рост вооружений, оча­ ги войны, вспыхивающие то здесь, то там на нашей плане­ те, о мире, который сохраняет культуру, человеческую жизнь, творчество людей, будущее детей». На это воззвание отоз­ вались десятки писателей всей планеты, глубоко осознавшие, что искусство и мир неразде­ лимы. С годами софийские писа­ тельские встречи набирали си­ лу. Более многочисленной и многоязычной стала когорта писателей, поднявших свой го­ лос в защиту мира, более ар­ гументированными стали их призывы к международному сотрудничеству и взаимопони­ манию между народами. Нынешняя, VI Софийская международная встреча писа­ телей собралась в исключи­ тельно сложный и трудный период развития человечества. Ядерная тень нависла не над одной страной или континен­ том, иод угрозой находится вообще жизнь планеты. Вот почему сегодня, как никогда, писательское слово призвано сделать решительный вклад в задачу сохранения мира. Пред­ ставители более 60 стран при­ ехали в Софию обсудить глав­ ную тему встречи — «Буду­ щее планеты и человеческая цивилизация». Итак, «Мир — надежда пла­ неты» — постоянный девиз встреч — в очередной раз собрала более 150 мастеров пе­ ра из разных стран. И. БИЖЕВ, болгарский журналист, О. КОЗЛОВ, спец. корр. АПН. РЕКОМЕНДОВАНО В ПОВЕСТКУ ДНЯ.. НЬЮ-ЙОРК, 31 октября. Корр. ТАСС Вячеслав Чер­ нышев передает: генераль­ ный комитет 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН поддержал предложение Ни­ карагуа и рекомендовал срочно включить в повестку дня сессии' вопрос о реше­ нии международного суда от 27 июня 1986 года по делу «действий военного и полу­ военного характера в Ника­ рагуа и против нее». США отказались выполнить это ре­ шение главного судебного органа ООН, осудившего американскую агрессию про­ тив Никарагуа и призвавше­ го прекратить ее. Постоянное представитель­ ство Никарагуа при ООН ознакомило международное сообщество с новыми свиде­ тельствами этой грязной войны, все более приобре­ тающей характер геноцида. ...Похищения крестьян, убий­ ства мирных жителей, под­ жоги школ и больниц, унич­ тожение кооперативов, мо­ стов, дорог, угон скота —• вот далеко не полный пере­ чень злодеяний в преступной агрессии против никарагуан­ ского народа, которую ведут США руками наемных банд в попытке задушить его стремление к свободе. Об этом говорится в письме по­ стоянного представительст­ ва Никарагуа при ООН, ко­ торое распространено в каче­ стве официального докумен­ та Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz