Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ Р А З Г О В О Р , КОТОРОГО ЖДАЛИ СТАР Доклад секретаря парттсо- г а В. И. Стебенева на отчет но-выборной конференции коммунистов завода «Сво бодный сокол», на наш взгляд, выгодно отличался тем, что не было в нем про странного вступления, где обычно подробно и в радуж ных тонах говорится об ус пехах. Конечно, о них было сказано, но коротко и очень сдержанно. В докладе был глубокий учно-технического прогресса, и в том, что... Впрочем, на верное, нет необходимости перечислять, хотя примеров па этот счет приводилось немало. Признание ошибок —первый шаг й их исправ лению. И надо думать, соот ветствующие меры будут приняты.' Тон доклада, проблемы, поднятые в нем. определили и характер прений. Как же активизировать человеческий анали з положения дел. вни. фактор, чтобы все работали мание делегатов фокусирова- с полной отдачей? Над этим лось на недостатках и нере- вопросом размышляли все, шенных проблемах, на том, взявши е слово на конферен- что волнует и тревожит ра. ции. Суммируя их высказы- бочих, потому от начала и вания. можно выстроить до- до конца он держал в напря- вольно определенную про. жении аудиторию. грамму действий. Вот неко- Характерно, что в докладе торые ее направления, не делалось попытки объять — Совместимо ли звание необъятное, из огромного цеха коммунистического многообразия вопросов, ко- .труда с беспорядками и на- торыми занимается партком рушениями на производстве? завода, были выделены ве. — спрашивал заливщик- дущие, основные, и деятель- труболитейщик первого тру. ность коммунистов по их решению оценивалась с по зиций подлинно партийной принципиальности и требо вательности. Взя ть главный из главных — перевод про и зводства на рельсы интен сификации. Хотя на пред приятии уже немало сдела но по ускорению научно- технического прогресса, но были и основания для кру того нелицеприятного р аз говора. В одних цехах и от делах- конкретно изо дня в день решают эту проблему, в других же —пока види мость дела. Например, оста ется на прежнем уровне до ля ручого труда в фасонно. литейном цехе. И самое тре вожное, что его партбюр'о, инженерно-технические ра болитейного цеха В. Д. Горшков и отвеч ал :—Конечно же, нет. Но тем не менее у нас это так. Это ли не об разец самой махровой казен щины и формали зма. Ведь, в первую очередь, суть со циалистического соревнова ния не в рекордах, а в нрав ственном становлении ра бочих. И если мы действительно хотим ак тивизировать человечес кий фактор, то формали зм и казенщину надо решитель но и бесповоротно отметать. Резко и прямо высказал ся делегат от ремонтно-ме ханического цеха токарь В. С. Чубаров: — У нас работа по при ему в партию порой напо минает производственный ав- ботники и 'начальник т. Дву- рал. Сложившуюся практи ку надо менять коренным обра'зом. Сказанное делегатом про ливает свет на то, почему за отчетный . период из за водской организации комму нистов исключено 11 чело век, а девять получили пар тийные взыскания. Среди исключенных два недавних кандидата. Один исключен за пьянку, второй — за со вершение церковного обряда. Больно бьют эти факты по чести заводской парторгани зации. Парткому надо усилить контроль за реализацией критических замечаний и предложений коммунистов. Эту мысль высказал води тель автотранспортного це ха В. Г. Астафьев. В част ности, он привел пример. Завод располагает своей АЗС, но заправляются во дители на городской. Впус тую сжигаются тонны бен зина. Об этом говорилось неоднократно, но сдвигов пока нет. Стиль и методы деятель ности парткома необходимо привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня — мнение делегатов на этот счет было единодуш ным. Поэтбму позитивная программа действий, ’ наме- Сейчас на заводе форми. ченная в докладе и в высту плениях, получила свое от ражение в принятом поста новлении. реченский смирились с этим, не думают о будущем. Пото му и нет зак азов на новое оборудование, хотя в стране тысяча предприятий, где уже давно используется про грессивный метод литья под давлением. Недопустимая пассивность в выполнении оргтехмероприятий, планов освоения новой техники про является в .цехе ковкого чу гуна и железнодорожном. Наглядный показатель на учно-технического прогрес са — качество продукции. З а отчетный период брак по основным цехам удалось снизить на три процента, но потери от него по-прежне му велики. З а восемь меся цев текущего года они со ставили свыше полутора миллионов рублей. Это сви детельство того, подчерки валось в докладе, что пар тийные организации не бе рутся по-настоящему за ре шение этого вопроса, а ведь именно тут таится основной резерв экономии сырья и материалов. Пора перестра ивать свою работу отделам снабжения, технического контроля и некоторым дру гим. Да и комитету народно го контроля, возглавляемому т. Шенкаревым, надо бы быть поактивнее. Это было тихим осенним вечером. Во дворе жгли лист ву, тоненькие струйки дыма на безветрии поднимались прямо и лишь в метре от зем ли закручивались в легкие спирали. Все располагало к раздумью: и погода, и то, что у моего друга выдалась ред кая свободная минута, и даже горький дымок от горевшей листвы, делавший этот вечео по-особому уютным, каким-то даже деревенским. Мы только что прочитали мои сельские зарисовки — первые беспомощ ные литературные опыты, и вели разговор о творчестве. Вернее, говорил мой друг, а я слушал, изредка задавал воп росы, стараясь выведать, ка ким непостижимым образом обычные слова превращаются под пером мастера в яркую мозаику, создающую реально ощутимый мир, заставляют людей радоваться и плакать. Видно, чтобы не обидеть авто га этих с т р о к , мой умуд ренный собеседник говорил не о моих опусах, а вообще. — Понимаешь, факт еще ничего не значит. Описать за* бавный случай — это еще не значит создать рассказ. Иной только тем и занимается, что копирует натуру, а я не верю, знаю, что все — правда, а по тему, как это написано, не могу поверить: художника нет- И, напротив: другой пи шет о том, чего не было и быть не могло, а я верю. Рассказ живет точной де талью. Представь: чистый лист бумаги, художник берет кисть и несколькими штрихами со здает графический портрет. Штрихов немного, но те, ко торые просто необходимы. Так и в рассказе эти детальки — штрихи обязательно должны быть... Каждое слово таит в себе взрывную силу- Она дремлет в нем, как заряд в оболочке, как росток в семени. Для то го. «тобы г.рмя стало растени ем, нужна почва и влага. Сло ву тоже нужна соответствую щая почва, чтобы высвободить свою энергию. Роль незамет ного детонатора тут должно играть его словесное окруже ние... А главное, в писательстве — правда- Пиши искренне и че стно, или вообще не берись. Он с грустью посмотрел на ДЫМКИ и. гозвпа- щаясь памятью к чему-то да лекому, сказал: — Мне однаж ды пришлось сжечь рукопись. Три года не разгибал спины, договор уже в издательстве подписал и — сжег. — Как сжег? — спросил я, не понимая, зачем было нуж но это аутодафе, когда можно просто спрятать папку -в стол. — Да вот на таком костерке руются целевые научно-тех нические программы на две надцатую пятилетку. Однако работа над ними ведется ра зобщенно. каждая служба идет по своему пути. Гл ав ный инженер завода т. Ца рев, призванный быть коор динатором этой работы, не проявляет должной сметки н инициативы. Требовательный. взы ска тельный тон доклада при шелся по душе коммунис там. Но докладчик не отчиты вал за недостатки и промахи других, он ни в коей мере не снимал вины за состоя ние дел и с парткома, и с ?себя лично. Почему, напри мер, часть ИТР самоустра нилась от участия в рацио нализаторской работе, поче му инженеры в личных творческих планах берут обязательства, которые вхо дят в их прямые обязаннос ти? Да потому, что партком и его секретарь В. И. Сте- бенев ослабили контроль, не предъявили строгого спро са. Есть вина парткома и в том, что плохо поставлена работа с молодыми инжене рами. и в том, что до сих пор нет тесных контактов с- партийными комитетами и бюро институтов, помогаю щих заводу в ускорении на- Конференцию коммунис тов завода «Свободный со кол» заурядной не назовешь, хотя, конечно, не обошлось и без известной доли само отчетности и дежурных фраз. Это и понятно: не все еще психологически готовы оце нивать свою деятельность по новым критериям. Так. в докладе серьезно критиковал ся председатель группы на родного контроля В. П Шенкарев. Но, выйдя на трибуну, Шенкарев подроб но рассказал о рейдах, г каких-либо позитивных пред ложений по улучшению ра боты дозорных не внес. Принятое постановление говорит о серьезности наме рений коммунистов завода добиваться коренного улуч шения дел на всех участках хозяйственного и партийно го '•строительства. Теперь когда анали з сделан, нужны конкретные действия. На конференции выступил второй секретарь Липецко го горкома КПСС Г. Н. Ха- балов. В ее работе принял участие члецг бюро обкома КПСС А. С. Моргасов А. СУТОРМИН, спец. корр. «Ленинского знамени». «ПОЛИТИЧЕСКАЯ АГИТАЦИЯ» № 20 Передовая статья «Немерк нущий свет Великого Октяб ря», посвященная 68-й годовщи не Великой Октябрьской социа листической революции, по казывает основные вехи геро ического п у т и , пройденного первой в мире страной социа лизма за голы Советской вла сти анализирует успехи, с ко торыми весь наш народ и тру женики области подходят к знаменательной тодовшине. Аля проведения политинфор- мапий и бесед к Аню рожде ния комсомола — 29 октября— опубликована статья первого секретаря обкома ВЛКСМ Н В. Разворотнева «Творчест во, дерзание, поиск», к Дню советской милиции — 10 нояб ря — статья начальника полит отдела УВД облисполкома Н. А. Привалова «На страже право порядка». Постоянный раздел «Агита пия: опыт, инициатива» пред ставлен материалами о массо во-политической работе среди животноводов в совхозе «От рада» Добринского оайона и об опыте партийных и комсомоль ских организаций хозяйств Дол горуковского района по зак реплению молодежи на селе Опубликованы сравнитель ные подборки цифр и фактов о решении жилищного вопроса СССР и в странах капитала и жег. Я тогда учился на выс ших литературных курсах вместе с Виктором Астафье вым. Написал повесть о де ревне. Отдал Астафьеву почи тать — мы друг друга часто читали. Камня на камне не оставил он от повести за фальшь, за искажение прав ды- Откровенно говоря, я тогда так и не понял моего друга и даже посчитал поступок неко торой бравадой. И только спу стя много лет, читая рукопись нового романа Виталия Черно ва, я понял, что он уходил от соблазна, лома \ себя, пересту пал через себя, во 'имя лите ратуры, во имя правды не по шел на сделку с совестью. У каждого писателя свой путь, каждый по-своему вхо дит в литературу. Один, по добно яркой вспышке фейер- ЕРПГа —с шумом и помпой, дру гой незаметно, исподволь, но прочно занимает роль мастера в писательском цехе. И если фейерверки при всей их осле пительности скоро забывают ся, то тецло и свет, излучае мые незыблемой правдой ис тинных подвижников литера туры, освещают и согревают людей уе-а. Путь Виталия Чернова в ли тературу не был легким. До первого романа «Арский к а мень» было у него детство в рабочем поселке Южного Ура ла, Средняя Азия, школа, бы ла война, в которую он всту пил восемнадцатилетним юно шей, жесточайшие бои в Ка релии, на Балатоне, в Авст рийских Альпах, Были потом трудные послевоенные годы, учеба в учительском институ те, работа в школе- Мы, молодые, по существу ничем не обойденные на пи ру жизни, порою сетуем на неустройства быта, якобы ме- ш~юш.ие нашему творчеству, прикрывая ими свою леность мысли и души. Но я знаю, что Виталий Чернов писал свой первый роман в сарае, пото му что кроме негде было уединиться, отыскать тихий уголок в перенаселенной квар тире; писал в пальто и пер чатках, потому что густели чернила на морозе и пальцы не держали пера. Поцелуй, потребовалось не меньшее мужество, чем на фронте, чтобы преодолеть се бя, не растеряться в засасы вающей тине быта и послево енной нужды, не разувериться в своих силах, подняться в неустанном труде до значи тельных высот в художествен ном познании мира. Таков он, т'ито.лпй тт''Г” ог. автор четыр надцати романов и повестей, человек неустанного труда, не заурядного мужества, прочно занявший видное место в ря- П и с а т е л ю Ч е р н о в у • Виталию - 60 лет ду других мастеров слова, видимо, поэтому В. Чернову импонируют характеры целе устремленные, не терпящие фальши и лжи, прямые и че стные. Именно поэтому он так нетерпим к любому про явлению фальши, небрежнос ти. и в своих произведениях, и в творчестве молодых, которые, в том числе и автор этих строк, не раз испытали на се бе всю горечь его суровой, даже порой ядовитой, но всег да справедливой и квалифици рованной критики. Ист~ки творчества писателя принято искать в его детстве и юности, в той малой родине, природу, обычаи и традиции которой он впитал с молоком матери и через которую в зрелом возрасте к нему при шло понимание и осмысление родины большой — России, ее мужественной и славной истории. У Виталия Чернова, быть может, за исключением его последнего романа, нет про странных описаний малой ро дины, которые мы встречаем, скажем, у курянина Евгения Косова, но дух отчей земли всегда ощутим в его произве дениях, его герои так или иначе связаны с Южным Ура лом, рабочим поселком, в- котором ш > 1 без труда узнаем Миндяк — поселок его детст ва. Даже в такой фантастичес кой повести, как «Сын розовой медведицы», действие происхо дит в горах и предгорьях Тянь-Шаня, где писателю до- ' велось провести годы отроче ства. Но главное, что питает творчество В. Чернова •— вой на. Восемнадцатилетним юно шей, прямо со школьной скамьи он был призван в ар мию в суровом 1943 году, стал свидетелем и ччастником жестоких боев на Карельском перешейке, у озера Балатон, в Австрии. Позади были гранди озные битвы под Москвой и Сталинградом, на Курской ду ге, но враг еще был силен, до 45-го, победного, было еще два года жесточайших боев за освобождение народов Европы от коричневой нечисти. Два года молодой санинструктор «доламывал», как потом он выразится, проклятую войну. Естественно, что события войны, горе и страдание на рода, гибель боевых друзей, мужество советских солдат — все это легло, неизгладимой зарубкой в памяти писателя- фронтовика и на долгие годы предопределило основную те му его творчества. И здесь Виталий Чёрнов остается верен себе; война в его книгах — не парад побед ных сражений, а суровый, смертельно опасный труд сол дата. Писатель приподнимает простого учителя, колхозника, рабочего, интеллигента, в си лу необходимости надевших солдатскую форму и взявших ся за оружие, до былинного величия, до символа, оставляя их в то ж е время простыми людьми, со своими радостями и слабостями, такими, какими он видел их рядом с собою в окопах, похо дах, на привалах, в солдат ской бане, в минуты яростных рукопашных схваток. Он скру пулезно точен в описании солдатского быта, вплоть до такой мельчайшей детали, как фарфоровая бобышечка на немецкой гранате, добиваясь предельной правдивости пове ствования. Читая описания боев в Ка релии, в Австрийских Альпах, не перестаешь удивляться точ ности и яркости батальных картин, психологической выверенгости поступков героев. Все они — и Анато лий Залывин, и командир ро ты, бывший школьный учи тель Фаронов, и близнецы — сибиряки Якушкины из рома на «Сокрушение тьмы», и командир ополченского ба тальона Кузин, и его замести тель -бывший начальник мили ции Тарасевич из романа «Три дня бессмертия», и Олыпанов из «Не ради славы» — оста ются в читательском сердце и памяти как близкие и доро гие нам люди. Война — это неестествен ное состояние человеческого общества, она противоправна- Эта мысчь. сквозит в каждом романе Виталия Чернова, при давая им современность и ос троту. Вспомним трагическую фигу ру старого финна и молодой финской девушки Венлы Крон в романе «Сокрушение тьмы». Одурманенные фашистской пропагандой, обещавшей каж дому «расширение жизненного пространства» за счет других, потопленных в крови народов и государств, они не признают ни человеческой жалости, ни любви, ни родственных чувств. Старик за домик, которым он владеет, и клочок земли на от воеванной у русских террито рии послал на фронт трех сы новей. Но сыновья погибли, прокатившийся Фронт разорил хозяйство, от того изллюзор- ного мира личного благоден ствия, которым жил он, киче* го не осталось, и жить боль ше незачем... Так мир част ной собственности, мир чисто гана разъедает душу, оказы вается сильнее отцовского чув ства, он агрессивен по самой своей природе. И просматривается четкая па раллель между этим «расши рением жизненного простран ства» для избранных и сегод няшними разглагольствования ми трубадуров «сферы жиз ненных интересов», потопив ших Гренаду в крови, а свою страну в ядовитом тумане шо винизма. И наоборот, советский сол дат шел в бой как освободи тель, за ним была высшая Правда, и она обеспечивала ему моральное превосходство и в конечном счете победу над врагом. Даже в самые крити ческие минуты истории у него не было сомнения в исходе бит вы света и тьмы. Даже в момент, когда фашисты были Род самой Москвой, Кузин сказал своему другу, во енкому Присекину: «Мне, Егор, так кажется: пока у нас есть партия, никакому врагу не одолеть нас». В сущности, оба романа «Сокрушение тьмы» и «Три дня бессмертия» кончаются на щемяще трагической ноте: гиб нет на высоком плато в Аль пах последний из друзей Ана толий Залывин, костьми лег на подступах к столице ополчен ский батальон Кузина. по гиб и сам комбат (пуля удари л а в старую рану под лопат кой: враг —тот же, что был и в гражданскую, подчеркивает этой деталью писатель), но нет ощущения безысходности, это апофеоз мужества солдата-ос-; вободителя. Всем своим творчест вом от первой до последней строки В. М. Чернов утверж дает, что высочайшая н равст венность писателя и литерату ры, да и всего искусства в его Правде. И сегодня писатель-фронто вик не чувствует себя демоби-' лизованным, он в неустанном труде за письменным столом продолжает отстаивать бастио ны Добра, Справедливости и Гуманизма. Н. СМОЛЬЯНИНОВ, писатель. Ч ЕЛОВЕК, оказавшийся в беде, ищет уте шения близких. Но куда, к кому и за какой по мощью пойдет писатель, если ему не удалось его собствен ное творение? Никакая утеха ничего не даст, кроме лишней боли, никакая подсказка не уп ростит его черновой работы. Вот почему в своих неудачах и срывах всегда одинок писатель. Облокотившись на листки злополучной рукописи, рассы панные по столу, Шугалов си дел, заслонив ладонями от све та глаза и думал, кто он и что он такое и как могло случить ся, что его постигла неудача. Он перевернул последние стра ницы. Размашисто, вкось, за лезая на печатный текст, Лу- занов писал: «Последние главы написаны особенно плохо! Или все ставь с головы на н ош (см. предыдущие пометки), или суй псу под хвост писатель скую честь и правду жизни и все оставляй, как есть». Шугалов поморщился. Ко нечно, он мог бы взяться за коренную переработку повести, как советовал Лузанов, но это была бы уже другая повесть , / потому что за исключением не которых глав все надо было писать по-новому и даже удач ные главы и те пришлось бы перекраивать и переиначивать. По-разному приходит к людям откровение — к нему пришло через его беду. Но кто вернет ему время, кто возвратит те месяцы и годы, которые при бавили его голове седин, кото рые заставляли его не заме чать, как распускались весна ми почки, как шумели летние грозы, как мягко на желтых тигриных лапах подкрадыва лись осени и как первые роб кие пушинки снега садились на плечи прохожим?.. Шугалов поднял голову и увидел, что за окном уже ут ро — серое рассветное утро осени. Он встал и подошел к окщГ Дворники шаркали мет лами, сметая с тротуаров и сно ся в своих фартуках в одно место желто-оналые листья, на падавшие с уже наполовину облетевших. полунашх топо лей. «Вжик-вжик, вжик- вжик», — шумело по сухому жесткому асфальту. Дворни ки, . пристроившись лесенкой друг за другом, шли медленно и вразвалку, словно косари, и не было у них бессонной ночи, какую провел он, и не было гнета на душе за напрасно ут раченные годы, как у него, а были только свои простые и очень нужные обязанности пе ред людьми и перед собой, бы ло только желание после крепкого сна размять в этих точных размеренных ззмахах рук свое тело, хорошо отдох нувшее за ночь. , Потом Шугалов увидел, как женщина средних лет, о чем- то переговариваясь с дворника ми, полная, крепкая. подпо ясанная по серому выношенно му халату бумажной бечевой, наклоняется над ворохом па лой листвы и чиркает по ко робку спичкой. Через минуту, бедово и ярко, разрьшая дым ную пелену, пробил кучу па лого листа красный язык ог ня. Даже сверху, из окна ше стого этажа, Шугалову было видно, как огромные, красивые шафрановые листья коробятся от жара и свертываются, а по том мгновенно вспыхивают и тут же превращаются во что- то черное и бесформенное. «Несправедливость какая, — усмехнулся Шугалов, наблюдая за огненными гейзерами, вы- бессвязные, отрывочные, раз нородные, какие бывают у за сыпающего человека, которому хочется, проводив еще .один день из жизни, вспомнить, что упущено им, что забь\то и что не мешало бы сделать завтра: «Грише сегодня, пожалуй, бу дет не до меня... потому что врасплох..,, в рабочий день... хо тя он, конечно, обрадуется. Да-а... долг... я не отдал Ере мееву деньга... Надо будет от дать. Кстати, какой день се годня? Пятница?.. Октябрь на исходе... К седьмому ноября поеду домой. Увижу малепько- хожа была на невыжатую губ ку, и н ош Шугалова вскоре стали мокрыми почти до ко лен. Но он шел, как неприка янный скиталец, с наслаждением вдыхая запах соснового леса, росы и чувствуя бодрящую свежесть поздней осени. Сле ва от него уже катиАось по маковкам сосен большое и четкое в палевом флере слег ка приплюснутое солнце. Оно заметно, как бывает только ранними утрами, взмывало, круглилось, пока, наконец, ке сбросило с себя этот газовый флер и не засияло — светло, вольно длинные и связные, но пересказать их не мог. В эту же ночь он видел яркий, как бывает только в детстве, сон. Ему снилось лето, тополевая роща и сильно мелеющая на перекатах Река Тобол. Он ви дел в солнечном блеске город, стоявший на высоком берегу, 'и свой маленький домик, почти с краю, с тесовыми воротами и скамеечкой перед окнами. Снилось, что он молод, влюб лен и возвышенно счастлив. Именно здесь, в роще, он ждал свидания с самой красивой на свете женщиной. И все-таки Ви тал и й ЧЕРНОВ Гл а в а и з р ом ан а рывающимися то там, то здесь из недр медленно оседающей кучи палого листа. — А впро чем, почему несправедлйвость? Может быть, в этом уничтоже нии всего ненужного и есть самая высокая справедливость? Говорил же Сократ, что из умершего возникает все живу щее и имеющее жизйь. Значит, чтобы родилось что-то новое, нужно, чтобы умерло или бы ло уничтожено что-то старое». Он прижался лбом к холодно му стеклу, закрыл глаза: так было легче думать. Но теперь мысль его испуганно вдруг ша- гахнулась к конкретно-зримо му образу, от которого стало не по себе: он увидел вместо полной, крепко сбитой жен щины в фартуке, подпоясанной бечевой, самого себя. Он по вернулся к столу, торопливо стал собирать листы рукописи, выравнивать их и складывать в папку. Сложил, завязал те семками, как делал это тысячу раз. Потом открыл ящик стола и достал оттуда другую, такую же. В ней хранился черновик — все то, что было написано сперва от руки, самое перво начальное, самое трудное, по дням отбирающее у него годы. «А ведь я устал и чертовски, пожалуй, взвинчен», — сказал он себе и как только сказал это, в самом деле почувство вал себя разбитым и взволно ванным. Руки его опустились и сразу как-то отлегло от сердца. «Самое лучшее — уехать сей час», — еще подумалось ему. И вспомнил, что совсем уж не далеко — в Павловской Слобо де — живет его д р у г детства Григорий Селиванов, которо му он только изредка звонит по телефону и которого уже бог знает сколько времени не ви дел. С этим намерением он оделся и вышел, сел в трол лейбус, почти безлюдный спо заранку, поехал к Дмитровской платформе. Мысли потекли го Сашку, жену, мать, Юльку, Николая с Ритой... О, да ведь у них тоже прибавление се мейства: родилась дочь!..». На прошлой неделе он полу чил письмо от сестры. Она пи сала, что Николай с Ритой жи вут теперь на частной кварти ре. «Так что наша большая семья поубавилась, —написала она, — забот для тебя будет меньше». Да, меньше! Если б она знала.,. Он обещал по мочь деньгами Николаю. А где он их теперь возьмет? Не бу дет у него денег... Бросить все к чертовой матери и уехать совсем. Не нужна ему ника кая свобода. Сыт ею по горло... «Мы жаждем стать свободны ми и мы не знаем, что делать со своей свободой». «Кажется, это сказал француз Жан Тренье? — подумал он. — Но откуда? Из какого произведе ния? Фу, черт... память, как ре шето... А зачем я собственно еду? Сегодня же пятница. Бу дут выдавать стипендию... А, вспомнил: «На смерть соба ки...». Но Шугалов все-таки сел в электричку. Девать себя все равно было некуда. Он доехал до Тушино и сошел. «К Григо рию съезжу как-нибудь в дру гой раз», решил он. Потом долго шагал по шпа лам, уходя в сторону леса, ту да, где в его окружении ле жало широкое поле Тушинско го аэродрома. Манил именно лес, манило желание одиноче ства. Не хотелось видеть ни людей, ни домов, ни всего то го, что напоминало бы о чело веческом муравейнике. И он пришел в этот лес, спо койный, еще по-утреннему дре мотный и свежепахнущий хо лодной осенней росой. Раньше, бывало, он черпал в природе силы, теперь искал в ней уте шения. Густая, но перепутав шаяся и истоптанная трава по- ярко и холодно. Солнечный лес оживился, подобрел, за звенел голосами птиц в бере зовых полуоблетевших колках. Просветлело и на душе у Шугалова. Хорошо было бы сейчас пристроиться у таганка, сварить крепкого чаю и пить, пить, пить, отхлебывая из го рячей, обжигающей губы круж ки... Дома, в комнате, показалось неуютно, хотя в ней все было прибрано и чисто подметено и папки' с рукописью так же лежали на прежнем месте. Он посмотрел на них с сострадани ем и страхов — одновременно. Сейчас он боялся их. Тот об раз дворничихи, сжигающей тополиные листья, все про должал преследовать, и теперь уже не дворничиха, а он сам в ее облике всякий раз дос тавал спички и поджигал бес форменную груду бумаги, ис писанной его почерком и зн а комым шрифтом его старой «Олимпии». Это было как на важдение. Но вот что странно, пестрые листы, когда он под носил к ним спичку, не хоте ли гореть. Он был бессилен вызвать в своем воображении торжествующее над бумагой веселое пламя огня. Бессонная ночь, скитание по тушинскому лесу, по Москве сказались. Он разделся и лег в постель. «А ведь я теперь, пожалуй, и в самом деле не сожгу рукопись», — подумал он вдруг, сам еще не понимая того, что делает у с т у п к у за уступкой в своем внезапном побуждении. К нему стучали несколько раз, он просыпался, слышал за дверями голос Лу- занова: «Ребята, вы не знаете, где Шугалов?» — и снова за сыпал, не отвечая. С тем и ус нул... Он давно уже, просыпаясь по утрам, не помнил, какие сны виделись ему за ночь, хо тя знал, что они были и до* она пришла неожиданно и сов сем с другой стороны. Сидя н а гребне сухого золотистого пес ка, надутого ветром на берегу, он даже не слышал, как она подошла и только ее легкое прикосновение пальцев к шее и затем к щеке заставило его обернуться. Он будто бы сов сем не удивился, когда увидел перед собой ослепительной красоты гречанку, ту самую, с которой познакомился когда-то в Геленджике. — Эра! — сказал он, по спешно вставая. — Почему ты так долго не приходила? — Я ждала, что придешь ты. — Я стремился к тебе... В ее темных глазах, полу прикрытых большими ресница ми, отразилась легкая тень укора, и недоверчивая улыбка дрогнула на губах. — Ты шел, наверное, не той дорогой... Она опять улыбнулась, но на этот раз влюбленно и пре данно. На ней были сандалии под серебристым лаком, с вы соким стоячим плетением, схва- ) ченным выше лодыжек руби новыми застежками, белое, из тонкого шелка платье, держав шееся на одном плече с по мощью броши в виде золотой изогнувшейся ящерки —, и воз душный водопад волос за спи ной. — Ты такая красивая! — восторженно сказал он. — Я такая, какую ты хотел сам, — ответила она. — Я все впемя боюсь за тебя, — сказал он опять, но с горькой тревогой в голосе, поч ти не вникая в смысл ее отве тов. Она протянула ему обе руки, обнаженные по самые плечи. — Не бойся. Никому друго му мне принадлежать не дано. — Где ты была все это вре мя? — Там, где ты меня оста вил. Она взяла его руки в свои и, держась за них, свободно, с непринужденным изяществом опустилась на то место, где только что сидел он. — Садись, — сказала она,— и положи мне на колени го лову. Потому что я не знаю, доведется ли еще раз вот так побыть с тобой рядом. Он с испугом заглянул ей в глаза. Она продолжала с грустной усмешкой: — Прости, пожалуйста, я в этом не виновата. Но простое всегда доступней. Боюсь, что ты сам откажешься от меня. Он беспечно, весело рассме ялся. — Ну уж нет! — Так говорят все... Ты той же, пока наедине со мной. — Ты очень красива 1 — А разве мечта может быть некрасивой? Помолчи... Ты слышишь, как шумит в роще ветер?.. Он закрыл глаза и понял, что все это только сон, но ему так не хотелось, чтобы все это кончилось. Проснулся свежим, бодрым и долю в радостном возбуждении перебирал в па мяти детали четко запомнив шегося сна. Конечно, все сплелось из ранее виденного, желаемого, и глубинной воле подсознания угодно было вы лепить образ его сокровенной мечты — стать настоя щим художником — в облике этой гречанки. «Здесь нет ни чего мистического, иррацио нального, — думал он, — и тем не менее, эта фея в бе лом оказалась права. Я дейст вительно готов был предать мечту в угоду более доступно му». Жалости ни к себе, ни к сво ей рукописи больше не было. Шугалов встал, сделал за-\ рядку, умылся, окатил себя до пояса холодной водой, потом не спеша попил домашнего чая с ломтиками черствого хлеба и колбасы, прибрал посуду, на дел плащ и взял рукописи под мышку. В сквере по-прежнему стой ко пахло жжеными листьями и во многих местах дымились ку чи седой золы, распространяя запах лесных костров. Выйдя из подъезда, Шугалов оглядел ся и направился к одной из дымящихся клгч. Шугалов развязал тесемки на первой папке, вынул часть черновика и понес его к куче золы. Носком туфли разгреб верхний слой пепла и присел на корточки. «Ну вот так... — сказал он, мысленно, как к реальному существу, обраща ясь к своей гречанке. — Те перь тебе не за что будет ме ня упрекнуть. Как видишь, я от тебя по-прежнему не отка зываюсь». Взял несколько ли стов и сунул их уголками в жар. Листы задымили и вспых нули. Он подержал их в ру ке, пока они не сгорели до половины, и бросил. Затем бросил в пламя еще стопку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz