Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ А В Т О Р И Т Е Т СП ЕЦ И АЛИ С Т А Сидим в почти целиком заполненном зале. Все ком мунист ы явились на свое главное собрание года. От читался за партийное бюро управления его секретарь С. В. Долгов. Следом, сме няя друг друга, на трибуну поднимаются начальники от делов Л. П. Непобедимая, В. С. Пирог, экономист К. А. Толкачева, финансист М. И.' Куликов. Говорят о насу щном. наболевшем, что со ставляет содержание, смысл их работы. Нелегкая должность у областных сельских специа листов. И не потому только,- что должность сугубо нека бинетная, что большую часть времени приходится прово дить в командировках. на Полях и фермах, рядом с «линейными» технологами производства, непосредст венными исполнителями. Велика их ответственность и немал спрос с них. Они призваны быть застрельщи ками ускорения научно-тех нического прогресса в дере венском цехе, проводниками всего нового, передового. Именно в такой роли и вы ступают многие из них.. Управление сельского хо зяй ства облисполкома — это областной штаб 11-ты сячной армии специалистов села. Здесь должньг форми роваться стратегические ли нии интенсификации земле делия и животноводства, всех подразделений сельско го цеха, здесь должна соз д аваться и тактика их осу ществления. И, судя по то му разговору, который со стоялся на отчетно-выбор ном собрании, позиции ком мунистов управления тут определены довольно четко и верно. В этом смысле, думается, примечателен такой факт. Все выступавшие, демон стрируя высокую компетен тность, взволнованно гово рили о положении дел на порученном участке или на правлении, давая ему стро го объективную оценку. — Иной раз ловлю себя на мь!сли, — замечал в своем выступлении В. С. Пирог, — зачем тебе это нужно? Живи себе поти хоньку, так ведь легче. Но тут же отбрасываю эту мысль: нам, коммунистам,, иначе нельзя. Что конкретно имел в ви ду Виктор Сергеевич? В последнее время в об ласти усилилось внимание к такой важнейшей корен ной проблеме на селе, как повышение урожайной силы полей на базе широкого внедрения научно обоснован ных систем земледелия. Это нынче одно из главнейших направлений работы всех сельских специалистов, точ ка приложения их энергии, знаний, творческого потен циала. И на это технологов производства нацеливает партийное бюро. Проводи лись собрания, заседания бюро, заслушивались отчеты коммунистов. И движение вперед есть. Но прав Вик тор Сергеевич: темпы этого движения далеко не те, ка кие требуются сегодня. Как. скажем, дело обсто ит с системным, научным земледелием, в частности, с севооборотами? Из 1127 введенных севооборотов ос воено лишь 917, хотя вре мени для этого было до статочно. Только в 278 хо зяй ствах и з 342 проведено теоретическое обоснование землеустройства. Похожая ситуация с удобрениями. Неудовлетворенность, бе спокойство за состояние дел в деревенском цехе прозву чали также в выступлениях других ораторов, в том чис ле специалистов, ведающих вопросами животноводства. Пути, направления развития и этой отрасли определены в научно обоснованных си стемах. И результаты есть. Благодаря интенсифи кации, заявила на собрании А. И. Кириллова, повыше нию привесов и сдаточного веса скота в этом году, вы ход ценного мяса по срав нению с прошлым годом увеличился на 10 процен тов. Тем не менее удовлет воряться не приходится, продолжала Анна Ивановна. Какое уж тут удовлетворе ние, коль среднесуточные привесы в спецхозах, к при меру, составляют всего 503 грамма, а в обычных хозяй ствах и того меньше. Справедливо зачисляя в собственный багаж достиг нутое, областные специали сты в то же время не сни мают с себя ответственности за просчеты и неудачи. Од нако в чем же истоки упу щений? В одно время управление критиковалось за бумажный, кабинетный стиль работы. Теперь он изжит, но, види мо, не до конца. С раннего утра в понедельник, весь день напролет высококва лифицированные специали сты тратят на совещания. Все еще излишне много они состязаются в бумаготвор честве вместо живого, кон кретного дела. Не всегда удовлетворяют и команди ровки. В них зачастую люди концентрируют силы на те кущих, сиюминутных зада чах, а коренные, перспек тивные откладывают в сто рону, на потом. Вот бы и заняться этим партбюро и разобраться: не в этом ли одна из причин неудовлетво ренности, которая отчетливо прозвучала в целом ряде выступлений на собрании? — Индустриальная тех нология возделывания са харной свеклы, — указы вал В. С. Пирог, — разра ботана досконально, в дета лях. Дело теперь за внедре нием. А оно, к сожалению, стопорится. Но пока у партбюро до этого руки • не доходят. Кстати, подмеченное Вик тором Сергеевичем касается не только индустриальной, а во многом и интенсивной технологии. Стопорится за частую внедрение также на учно обоснованных систем земледелия и животновод ства, передовых методов заготовки кормов, органи зации и стимулирования труда, других новшеств. З а метим, что областные спе циалисты не столь уж щед ры на инициативу, как хо телось бы, не всегда их предложения оказываются достаточно апробированны ми, уцязанными и с кон кретными условиями. Но и то, что берется на вооружен ние, повторяем, нередко не получает должного заверше ния. В чем тут дело? Причина раскрылась в возникшем на собрании споре. Упоминавшийся В. С. Пи рог утверждал, что ' в обла сти плохо дело обстоит с учебой кадров, в особенно сти молодых. А замести тель начальника управления В. Г. Рылев, возражая ему, доказывал, что во всевозмож ных семинарах, курсах, школах нет недостатка, что в них ежегодно занимаются сотни, тысячи руководите лей всех рангов, специали стов, непосредственных ис полнителей. Плохо же то, по мнению Виктора Гаври ловича, что дальше этого дело зачастую не идет, нет должного спроса за практи ческое применение получен ных знаний. Видимо, правы и первый, и второй. Из-за отсутствия спроса и контроля учеба нередко носит формальный характер. Вроде бы все де лается, чтобы довести до каждого на селе то или иное новшество, но как только доходит до конкрет ной практики, обнаружива ются провалы в знаниях, навыках. — Следствием недоста точного контроля и спроса, — продолжая свою мысль, говорил Виктор Гаврилович.. — является также низкая во многих местах технологи ческая дисциплина. В этой связи заслуживает внимания и другая пробле ма, которая поднималась на собрании. Вопросы интенси фикации сельского хозяй ст ва, как никогда, нуждаются в комплексном подходе, в том, чтобы отделы област ного управления действовали согласованно, чтобы обеспе чивалась их четкая коорди нация. в решении различных практических задач. А этого пока что нет. Начальник отдела по производству го вядины А. И. Кириллова указывала, что одна из причин низких привесов — в нарушении технологии, а это, в свою очередь, во многом результат промахов строителей. Постановочный вес телят/ за последние че тыре годэ снизился с 203 до 127 килограммов. Меж ду тем, на откормочных комплексах спецхозов поме щений для таких телят . до сих пор нет, их приходится содержать в воловнях для взрослого поголовья с чу гунными решетками, требу ющих реконструкции и ка питального ремонта. Серьезные и. надо ска зать, справедливые нарека ния прозвучали на собрании также в адрес тех, кто веда ет механизацией трудоемких процессов. А что же пар тийное бюро, какую оно за нимает позицию в решении важной проблемы? Во всяком случае, не ту, что требуется. Авторитет областного специалиста — понятие непростое. Но глав ное. чем он определяется сегодня, — это интенсифика ция, эффективность произ водства, конечный р е зу л ь тат. Нацеливать их на это и призвано партийное бюро. и. ЛЕ с н и ко а В Липецкое отделение ин ститута ГипроНИИмаш Эми лия Ивановна Шилякова при шла работать в 1969 году. И но сей день работает она в институте инженероммеха- ником по литейному произ водству. За долголетний труд награждена медалью «Вете ран труда». В институте Эми лию Ивановну знают как пе редового производственника, активного общественника. Именно поэтому в день 50- летнего юбилея Э. И. Шиля- ковой, который отмечался всем коллективом, передовой работнице было сказано мно го добрых слов. На снимке: Э. И. Шилякова. Фото А . КУДРЯВЦЕВА. * В чест ь передовиков Правобережный райком п а** тии провел торжественный ве чер, посвященный чествова нию передовиков и новаторов производства. На него были приглашены рабочие и инже нерно-технические работники пяти предприятий района, за вершивших задания одиннад цатой пятилетки. Водителей ГАТП треста «Автодор», стро ителей первого дорожного уп равления и ПМК-103, механи заторов пуско-наладочного уп равления «Сельхозтехники», рабочих станции Липецк теп ло поздравил секретарь райко ма партии В. А. Ноздреватых. Передовым бригадам и наибо лее отличившимся рабочим бы ли вручены дипломы, почет ные грамоты. Вечер закончился обширной программой «От всей души», в которой прозвучали рассказы о героях трудовых булен.- А. СЕРГЕЕВ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 2. ПОДНЯТ ЛИШЬ ПЕРВЫЙ ПЛАСТ П и с ь м а и з т р е с т а «С п е ц с т р о й » В предыдущем письме было рассказано, как специалистам треста «Спецстрой» за корот кий срок удалось стабилизиро-: вать работу коллектива, из отстающих выйти в лидеры. До сих пор шла речь о стра тегических направлениях, взя-; тых за основу в работе треста. Но замыслы инженеров не принесут успеха, если они не будут подкреплены тактически — организацией труда бригад и экипажей. И здесь у спецст- роевцев делается много. В кон це 70-х годов большой контин гент в тресте составляли так называемые повременщики — ремонтники, машинисты насос ных станций, комтрессорщики... Занятые на обслуживании ма лой техники, они на рост объ емов строительно-монтажных работ оказывали лишь косвен ное влияние. Необходимо бы ло их заинтересовать, каким-то образом перевести в разряд сдельщиков. Пошли по пути сокращения этой категории ра ботников, но без увольнений: люди овладели смежными про фессиями. Но вскоре почувст вовали: обезличка техники ни к чему хорошему не привела. И тогда решили вернуться к старому, но повременщиков ста ли включать в подрядные бри гады. Человек в этом случае становится заинтересованным в конечном результате, а тех ника получает постоянного хо зяина. Процентами подрядного охва та сейчас никого не удивишь. Высоки они и в «Спецстрое». Но, помнится, совсем еще не давно в тресте относились к подряду формально, и, как следствие, каждый третий до говор не выполнялся по вине администрации. Удалось ли из жить формализм? Главный ин женер треста Ю. Г. Бурмист ров нажимает клавишу селек тора: — Сколько договоров у нас сорвано в этом году? — Десять из семидесяти, — ответ из отдела труда раздал ся незамедлительно. Значит, там строго следят за выполне нием договоров. Что ж, уже только каждый седьмой. Сдвиги к лучшему налицо. Но Юрий Георгиевич недовольно нахмурился: сами, дескать, видите, сколько здесь еще работы. В нынешнем году на сооружении Кузьминского водовода не удался и более сложный подряд — участко вый. Причина? Недополучили своевременно пять километров труб крупного диаметра. А это — около 800 сцарных стыков, на что требуется почти 400 че ловеко-дней... И все ж е участ ковый подряд, несмотря на не удачу, будут внедрять. Он вы годнее, удобней бригадного: позволяет более точно вести учет расхода и экономии ма териалов, дает свободу манев ра внутри участка. / Работа на подряде —хоро шее подспорье для мастеров высокого класса. А их в «Спец строе» много. Двенадцать за служенных строителей РСФСР, более 130 награжденных орде нами и медалями, 1273 ударни ка коммунистического .труда... Этот прочный костяк кадровых рабочих и составляет золотой фонд коллектива. Взять хотя бы одно из управлений треста — «Мехземстрой». Герой Со циалистического Труда Иван Андреевич Сушков, фронтовик, имеет боевые награды, в под разделении работает с 1948 го да... Всего несколько строк, а какая яркая стоит за ними жизнь! 11ли заслуженный стро итель РСФСР Игорь Алексеевич Тиханович. О его мастерстве ходят легенды: он запросто может ковшом экскаватора за крыть спичечный коробок. Впрочем, это даже не легенда: ювелирную точность видели собственными глазами многие его товарищи. Тиханович выра стил много толковых экскава торщиков, а среди самых спо собных его учеников — ныне тоже заслуженный строитель республики И. А. Чистяков. Быстро осваивают механизато ры и новую сложную технику. Так, М. И. Чурсин — еще один специалист, носящий это вы сокое звание, — уверенно справляется с тяжелым 330- сильным бульдозером «Кама- цу». Люди в этом подразделе нии все как на подбор. В тресте наметилась тен денция к старению кадров. Ес ли в возрасте инженер, это неплохо: с годами накаплива ется опыт, умение руководить производством... Хуже, когда стареют кадры рабочих. Не обходим курс на омоложение (естественное, конечно) кол лектива. Как с этим обстоит, к примеру, в том же «Мехзем- строе»? — Николай Иванов, Алексей Кузнецов, потом Евгений Плот ников, еще — Комаров Юрий, — начальник управления Ю. И. Хуснутдинов принялся загибать пальцы, перечисляя молодых передовиков. Пальцев на руках не хватило. — Отрадно, что парни к нам возвращаются из армии. Условия у нас непро стые: землеройщики первыми приходят на площадку, а тут и дождь, и снег... Добились, что каждый экипаж имеет свой вагончик. Стараемся создать максимум удобств. Если рань ше ремонтировали технику под открытым небом, то сей час даже «профилактику» про водим в тепле, в мастерских. — Хуснутдинов у нас один из самых мудрых руководите лей. Поэтому и проблем не испытывает, — чуть позже за метила в беседе С. Н. Прибыт- кова, инженер отдела кадров треста. — Он на два-три года вперед смотрит, кто из меха низаторов уходит на пенсию, и исподволь начинает готовить замену. Одними заработками и хо рошими условиями на произ водстве людей не привлечешь. Необходимо строить жилье. В тресте задумываются о создании общестроитель ного хозрасчетного участ ка, основной задачей которого будет модернизация и рекон струкция производственной ба зы. В этом давно назрела не обходимость, так как без обно вления «тылов» в нынешних условиях нельзя с уверен ностью смотреть в будущее. Заодно при его помощи появит ся возможность развернуть со оружение жилья методом на родной стройки. Думается, Главлипецкстрою нужно под держать желание коллектива Пока в «Спецстрое» основ ные производственные фонды обновляются медленнее, чем это необходимо. Симптом тре вожный: известно, что после капитального ремонта отдача механизма сокращается почти на четверть. Поддерживать тех нику в рабочем состоянии по могает узловой метод ремонта. Суть его в том, что в энерго вооруженных управлениях со зданы обменные фонды узлов. В случае по ломки агрегата ремонтники быстро заменяют вышедший из строя узел. В последнее время трест стал получать новые мо щные механизмы. Так, два имеющихся 330-сильных буль дозера позволяют даже зимой свободно разрабатывать смерз шийся грунт. Польза от них большая, однако в «Спецстрое» справедливо считают, что нель зя ориентироваться лишь на сверхмощную технику, необ ходимо сбалансировать струк туру машинного парка. А вообще проблем еще в тресте масса. Ю. Г. Бурмист ров определил нынешнее со стояние подразделения так: «Пока нам удалось поднять лишь верхний пласт. Предсто ит еще работать и работать...» За этими словами кроется кро потливый труд и на внутрен нем, и на внешнем «фронтах». На внешнем — это работа с генподрядчиками и заказчика ми, от которых во многом за висят успехи и неудачи кол лектива. Немало благодарных слов услышали в тресте от строителей цеха динамной ста ли: точно по графику трудят ся там спецстроевцы, на ста дии сооружения объекта уже занимаются благоустройством его территории. Однако это объясняется и тем, что специ алисты «Липецкстроя» во главе с главным инженером А. В. Со болевым серьезно отнеслись к подготовке производства для смежников. А вот «Промстрои» зачастую в ущерб партнерам пропускает вперед свои управ ления, тем самым создавая до полнительные трудности для всех участников стройки. В бли жайшие годы еще шире раз вернется реконструкция Ли пецкого тракторного завода, значительно вырастут объемы работ. Учитывая это, в «Спец строе» создали специальную группу во главе с главным тех нологом И. П. Ляховицким, ко торая вместе с проектировщи ками и инженерами «Оргтех- строя» занимается подготовкой производства на площадках ЛТЗ. Но успех придет лишь в том случае, если и генподряд чик будет исходить из общих интересов. Взят курс на интенсификацию производства. Здесь уже при меняется ряд эффективных нс* винок, еще несколько — в стадии разработки. Среди них <— прогрессивный метод вьг- трамбовки котлованов, кото рый позволяет на каждом к у бометре фундамента экономить до ста килограммов дефицит ного цемента и до 25 килограмм мов не менее дефицитной ар- матуры, кроме того, вдвое (IV сокращает объем земляных ра-* бот на сооружении «н улевом» цикла здания. Прогрессивный метод у жЖ был применен на строительств ве одного из детских садов ж на практике показал свою эф -1 фективность. Его применение решено расширить, и сейчас инженеры «Спецстроя» в творческом содружестве со специалистами «Липецкграж -1 данпроекта», Липецкого поли технического института и до* мостроительного комбината ве дут разработку этого метода для сооружения крупнопанель ных домов серии «91». Испъм тания завершились успешно, и уже в нынешнем году спец^ строевцы применят прогресн сивную технологию в 23-м мин крорайоне областного центра^ Будущий аэровокзал уж е «привязывается» с учетом этой технологии. А впереди — промышленные объекты. Выдержат спецстроевцы курс на научно-технический прогресс, на дальнейшую ста билизацию коллектива — бу дут выполняться все более напряженные планы, будут им новые почести и награды. Можно с уверенностью пред положить, что это так и слу чится. С ГОРЯЧЕВ, корр. «Ленинского знамени». НА КОНТРОЛЕ «ЛЗ» -ЛИЦЕВЫ Е СЧЕТА ЭКОНОМИИ НАЗЫВАЕМ АДРЕСА БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТИ В деле экономии и бережливости не может быть мелочей, касается ли это заготовки вторичных сырьевых ресурсов, расходования электроэнергии, материалов, инструмента на рабочих местах, организации работы железнодорожного тран спорта или использования благ, которые предоставляют горо жанину коммунальные службы. Экономить нужно везде и во всем. На это нацеливают последние решения ЦК нашей партии, сама логика развития экономики. Сознанием важно сти этой задачи прониклись пока, к сожалению, далеко не все хозяйственники, руководители. В материалах, подготов ленных нашими внештатными авторами, называются конкрет ные адреса расточительности и бесхозяйственности. Где сверяются» вагоны? Нередко приходится слы шать от руководителей пред приятий жалобы на нехватку вагонов. «Р аботаем «с ко л ес», — говорит один. — Сырья в запасе всего на пол дня. Хоть завод останавли вай !» «Ох, уж эти железно дорожники! — сетует дру гой. — Опять не подали во время вагоны, не на чем вы везти продукцию». Послуша ешь, и начинает казаться, что во всех бедах промыш ленности виновата железная дорога. А ее клиенты, грузо получатели и грузоотправи тели — всего лишь жертвы чужой нерасторопности. Но во г листаю материалы проверок, дела, и проблема предстает в несколько ином свете. Оказывается, не так уж безгрешны «обиженные» и «обделенные» железной дорогой хозяйственники. Бо лее того: ответственность за дефицит вагонов — ис кусственный дефицит! — ча ще всего лежит именно на них. Вагоны простаивают на подъездных путях предприя тий, сутками не разгружают ся. А ведь где-то их ждут, у кого-то по всем швам трещат планы и графики! Прокуратурой Левобереж ного района Липецка была проведена проверка подъезд ных путей универсального предприятия по поставкам продукции объединения «Ли- пецккомплектснаб». Что же выяснилось? Десятки ваго нов простаивают здесь в ожидании разгрузки в рабо чие дни, не говоря уже о выходных. Только за два месяца нынешнего года сверхнормативные простои составили почти четыре с половиной тысячи часов. Предприятие, разумеется, уплатило железной дороге штраф. Но./. Штрафные санкции оказы вают определенное воспита тельное воздействие, однако далеко, не на всех. «Платить- то не из своего кармана — из государственного. А госу дарство у нас богатое, — рассуждают некоторые, — не обеднеет». Такие взгляды не только вредны, но и преступны. За дело приходится браться юристам. Внимательно изучив со стояние работы с вагонами в УПП «Липецккомплект- сн аба», сотрудники проку ратуры пришли к выводу, что сверхнормативные про стои стали возможны в ре зультате халатности Л. А. Азарина, исполнявшего тог да обязанности начальника предприятия. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело. Приговором Левобережного районного суда Л. А. Азарин осужден к одному году исправитель ных работ. Ему предъявлен иск на три тысячи рублей. Иски за сверхнорматив ный простой вагонов на подъездных путях предъяв лены заместителю директора Липецкого молочного ком бината В. С. Лепину, дирек тору Задонского маслозавода И. М. Волобуеву, которые также халатно отнеслись к своим обязанностям. Но урок, хочется верить, извле кут для себя не только те руководители, чьи фамилии фигурировали в материалах прокуратуры, кто наказан судом. Задуматься об отно шении к делу, бережному использованию ресурсов не мешало бы многим. Неудовлетворительно, на пример, используются ваго ны на подъездных путях Данковского химзавода, где их простой при норме 5,6 ча са составил в^ первом полу годии 8,9 часа. На Елецком горно-обогати тельном руднике сверхнор мативный простой составил 3380 вагоно-часов. Плохо налажены погрузочно-раз грузочные операции на елец ком заводе «Эл ьта». Значи тельные потери вагоно-ресур- сов допущены в Лебедян ском, Тербунском, Станов- лянском районах. А в целом по области за первое полугодие на подъ ездных путях предприятий и организаций «потерялись» 17,3 тысячи вагонов, про стоявших сверх нормы сотни часов! Получателями и от правителями грузов уплаче но железной дороге штрафов свыше полумиллиона руб лей. Не слишком ли велики цифры? Г. ЧЕРНЫШОВ, прокурор отдела общего надзора областной прокуратуры. Клад под ногами Для начала несколько цифр. Одна тонна металли ческого лома заменяет три тонны железной руды. Из нее можно изготовить один легковой автомобиль или 25 велосипедов. Выплавка ста ли из лома почти в два де сятка раз дешевле, чем из природного сырья. Нет нуж ды доказывать, каким важ ным подспорьем являются для промышленности вто ричные металлоресурсы. Тем более в нашем городе, где их в огромном количест ве потребляет Новолцпецкий металлургический комбинат. Казалось бы, ни один кило грамм лома, ни одна ненуж ная железка просто не могут миновать копрового цеха НЛМК, печей и конверто ров. Комбинат ненасытен, чтобы «прокормить» его, за готовители металлолома, ра ботники «Вторч ермета» дол жны проявлять максимум предприимчивости, растороп ности. Одно время я сам р а ботал уполномоченным этой организации, призванной сберечь, спасти от кор/врзии, снова пустить в дело отслу живший свое металл. Тогда- то и познакомился с обшир ными «клаДбищами» вторич ных ресурсов, разбросанных тут и там в Липецке и его окрестностях. Они хранили в себе несметйые богатства — сотни тонн нужнейшего металлургам сырья. Думае те, руководство «Вторчерме та» обрадовалось находкам? Отнюдь. Прошло несколько лет. Недавно, уже будучи на пен сии, снова решил отправить ся по старым адресам, пос мотреть, что изменилось. Ровным счетом ничего! Ме талл и ныне там. На территории, прилегаю щей к Ситовскому руднику, огромная свалка, занявшая десятки гектаров, густо на шпигована ломом. Руки до него ни у кого не доходят. Такую же «живописную» картину можно наблюдать в айоне цемзавода, рыбоком- ината, авторемонтного за вода «Сельхозтехники». СУ Новолипецкой ТЭЦ-2 буквально утопает в мусоре вперемежку с металлоло мом. В ремонтно-механиче ском цехе НЛМК, где было такое же положение, выход нашли простой: взяли и за рыли бульдозером лом в землю. Вроде как и не было его вовсе! На участке между желез нодорожными станциями Чугун-1 и Чугун-2 под откос сброшено около трехсот тонн металлического лома. Боль шая часть его сейчас ржаве ет в болоте. Здесь же можно найти разбитые железнодо рожные вагоны, старые рель сы. Перечислять можно было бы еще долго — стихийно возникающим свалкам с большим содержанием метал лолома, брошенным, забы тым механизмам, оборудо ванию нет числа. Кстати, вам не нужен мощный электрона сос? Или трансформатор? Или, скажем, трубы большо го диаметра? Все это доб ро оказалось среди металло лома на территории завода «Свободный сокол», «забы то» здесь работниками Ли пецкого СУ «Гидромехани заци я». Многие «кладбища» ме таллического лома бесследно исчезают. Нет, не потому, что тут побывали уполномо ченные «Вторч ермета». Хо зяйственники испытанным приемом зарывают лом в землю, как это сделали в РМЦ Новолипецкого комби ната. Зачем? Да затем, что бы в будущем им не увели чили план по сдаче металло лома. Ведь это лишние хло поты, заботы. А так — пус тил бульдозер, и концы в во ду. То, есть в землю. Вот и множатся в нашем городе надежно зарытые клады. Г. РАЗМОЛОДИИ , ветеран труда. Грустная «экскурсия» В поисках резервов эконо мии мы чаще всего обращаем свой взгляд на промышлен ные предприятия, транспорт. Действительно, именно , они являются главными потреби телями металла, нефти, газа. В борьбу за экономию вклю чается все больше производ ственных коллективов, рабо чих и служащих. Но доста точно ли сегодня быть береж ливым хозяином только на родном заводе? А за его проходной? Можем ли мы здесь сослужить обществу по лезную службу? Желание вы яснить это и «побудило меня отправиться в «экскурсию», может буть несколько и не ожиданную — по гаражным кооперативам Советского рай она Липецка. Итак, отправим ся в путь. Что может дать сов ременный гараж, кро ме стихийно возникаю щих свалок? Свалка как бы сама собой предполагает, что здесь собраны вещи не нужные, бесполезные, отходы одним словом. Но поискать хорошенько, глядишь, и тут отыщется «жемчужное зер но». Подобные размышления натолкнули руководителей гаражного кооператива «Лип чанин», что в десятом мик рорайоне, на мысль поисти не счастливую. 1760 личных автомобилей, припаркован ных здесь, казалось, могли только потреблять — бен зин, запчасти, резину. Стоп! А отработанное масло, как быть с ним? Автолюбители поступали просто: выливали его на землю, нередко тут же, себе под ноги или сжи гали. Но ведь масло еще можно пустить в дело? Тог да и решили в кооперативе установить на территории гаража пять емкостей для сбора отработанного масла. И автолюбитель доволен, по тому как грязи меньше, и госу дарству выгода. Оказалось, что немало набирается в ко оперативе и металлических отходов — изношенные у з лы, детали, части кузовов. Теперь владелец «Ж игулей» или «-Москвича» даже не нужный болт несет не на свалку, а на специальные площадки, отведенные под металлолом. З а год этого нужного металлургам сырья скапливается на площадках не одна тонна. Но, к сожалению, «Лип чанин» — едва ли не един ственный кооператив, где де ло поставлено столь,образцо во. Ничего подобного не уда лось увидеть в гаражном кооперативе «З а рулем», кстати, одном из самых крупных в районе. Здесь приписаны около двух ты сяч автомобилей. Не трудно представить, какой обильный «урожай » можно было бы собрать с этих «плантаций»^ В кооперативе «Мотор»,- что в одиннадцатом микро районе, местом сбора метал лолома стал... лог, куда и сбрасывают владельцы гара жей все ненужное. В прош лом году, когда председатель этого кооператива И. Н. Р е венко еще горел энтузиаз мом, автолюбителями было сдано полторы тонны метал ла. В этом — ни килограм ма. Зато увеличиваются за лежи бесполезных «ископае мых» в логу. Мало чем порадов.ало и посещение других гаражных кооперативов — «Мирный», «Механи затор», «Автолюби тель». Все та же бесхозяй ственность, то же равноду шие. Отслуживший свое ме талл валяется где попало, ржавеет, зарастает бурьяном. Одним словом, грустная по лечилась «экскурси я». В. ШЕБЕКО , внешт. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz