Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ А В Т О Р И Т Е Т СП ЕЦ И АЛИ С Т А Сидим в почти целиком заполненном зале. Все ком­ мунист ы явились на свое главное собрание года. От­ читался за партийное бюро управления его секретарь С. В. Долгов. Следом, сме­ няя друг друга, на трибуну поднимаются начальники от­ делов Л. П. Непобедимая, В. С. Пирог, экономист К. А. Толкачева, финансист М. И.' Куликов. Говорят о насу­ щном. наболевшем, что со­ ставляет содержание, смысл их работы. Нелегкая должность у областных сельских специа­ листов. И не потому только,- что должность сугубо нека­ бинетная, что большую часть времени приходится прово­ дить в командировках. на Полях и фермах, рядом с «линейными» технологами производства, непосредст­ венными исполнителями. Велика их ответственность и немал спрос с них. Они призваны быть застрельщи ­ ками ускорения научно-тех­ нического прогресса в дере­ венском цехе, проводниками всего нового, передового. Именно в такой роли и вы­ ступают многие из них.. Управление сельского хо­ зяй ства облисполкома — это областной штаб 11-ты­ сячной армии специалистов села. Здесь должньг форми­ роваться стратегические ли­ нии интенсификации земле­ делия и животноводства, всех подразделений сельско­ го цеха, здесь должна соз­ д аваться и тактика их осу­ ществления. И, судя по то­ му разговору, который со­ стоялся на отчетно-выбор­ ном собрании, позиции ком­ мунистов управления тут определены довольно четко и верно. В этом смысле, думается, примечателен такой факт. Все выступавшие, демон­ стрируя высокую компетен­ тность, взволнованно гово­ рили о положении дел на порученном участке или на­ правлении, давая ему стро­ го объективную оценку. — Иной раз ловлю себя на мь!сли, — замечал в своем выступлении В. С. Пирог, — зачем тебе это нужно? Живи себе поти­ хоньку, так ведь легче. Но тут же отбрасываю эту мысль: нам, коммунистам,, иначе нельзя. Что конкретно имел в ви­ ду Виктор Сергеевич? В последнее время в об­ ласти усилилось внимание к такой важнейшей корен­ ной проблеме на селе, как повышение урожайной силы полей на базе широкого внедрения научно обоснован­ ных систем земледелия. Это нынче одно из главнейших направлений работы всех сельских специалистов, точ­ ка приложения их энергии, знаний, творческого потен­ циала. И на это технологов производства нацеливает партийное бюро. Проводи­ лись собрания, заседания бюро, заслушивались отчеты коммунистов. И движение вперед есть. Но прав Вик­ тор Сергеевич: темпы этого движения далеко не те, ка­ кие требуются сегодня. Как. скажем, дело обсто­ ит с системным, научным земледелием, в частности, с севооборотами? Из 1127 введенных севооборотов ос­ воено лишь 917, хотя вре­ мени для этого было до­ статочно. Только в 278 хо­ зяй ствах и з 342 проведено теоретическое обоснование землеустройства. Похожая ситуация с удобрениями. Неудовлетворенность, бе­ спокойство за состояние дел в деревенском цехе прозву­ чали также в выступлениях других ораторов, в том чис­ ле специалистов, ведающих вопросами животноводства. Пути, направления развития и этой отрасли определены в научно обоснованных си­ стемах. И результаты есть. Благодаря интенсифи­ кации, заявила на собрании А. И. Кириллова, повыше­ нию привесов и сдаточного веса скота в этом году, вы­ ход ценного мяса по срав­ нению с прошлым годом увеличился на 10 процен­ тов. Тем не менее удовлет­ воряться не приходится, продолжала Анна Ивановна. Какое уж тут удовлетворе­ ние, коль среднесуточные привесы в спецхозах, к при­ меру, составляют всего 503 грамма, а в обычных хозяй ­ ствах и того меньше. Справедливо зачисляя в собственный багаж достиг­ нутое, областные специали­ сты в то же время не сни­ мают с себя ответственности за просчеты и неудачи. Од­ нако в чем же истоки упу­ щений? В одно время управление критиковалось за бумажный, кабинетный стиль работы. Теперь он изжит, но, види­ мо, не до конца. С раннего утра в понедельник, весь день напролет высококва­ лифицированные специали­ сты тратят на совещания. Все еще излишне много они состязаются в бумаготвор­ честве вместо живого, кон­ кретного дела. Не всегда удовлетворяют и команди­ ровки. В них зачастую люди концентрируют силы на те­ кущих, сиюминутных зада­ чах, а коренные, перспек­ тивные откладывают в сто­ рону, на потом. Вот бы и заняться этим партбюро и разобраться: не в этом ли одна из причин неудовлетво­ ренности, которая отчетливо прозвучала в целом ряде выступлений на собрании? — Индустриальная тех­ нология возделывания са­ харной свеклы, — указы ­ вал В. С. Пирог, — разра­ ботана досконально, в дета­ лях. Дело теперь за внедре­ нием. А оно, к сожалению, стопорится. Но пока у партбюро до этого руки • не доходят. Кстати, подмеченное Вик­ тором Сергеевичем касается не только индустриальной, а во многом и интенсивной технологии. Стопорится за­ частую внедрение также на­ учно обоснованных систем земледелия и животновод­ ства, передовых методов заготовки кормов, органи­ зации и стимулирования труда, других новшеств. З а­ метим, что областные спе­ циалисты не столь уж щед­ ры на инициативу, как хо­ телось бы, не всегда их предложения оказываются достаточно апробированны­ ми, уцязанными и с кон­ кретными условиями. Но и то, что берется на вооружен ние, повторяем, нередко не получает должного заверше­ ния. В чем тут дело? Причина раскрылась в возникшем на собрании споре. Упоминавшийся В. С. Пи­ рог утверждал, что ' в обла­ сти плохо дело обстоит с учебой кадров, в особенно­ сти молодых. А замести ­ тель начальника управления В. Г. Рылев, возражая ему, доказывал, что во всевозмож­ ных семинарах, курсах, школах нет недостатка, что в них ежегодно занимаются сотни, тысячи руководите­ лей всех рангов, специали­ стов, непосредственных ис­ полнителей. Плохо же то, по мнению Виктора Гаври ­ ловича, что дальше этого дело зачастую не идет, нет должного спроса за практи­ ческое применение получен­ ных знаний. Видимо, правы и первый, и второй. Из-за отсутствия спроса и контроля учеба нередко носит формальный характер. Вроде бы все де­ лается, чтобы довести до каждого на селе то или иное новшество, но как только доходит до конкрет­ ной практики, обнаружива­ ются провалы в знаниях, навыках. — Следствием недоста­ точного контроля и спроса, — продолжая свою мысль, говорил Виктор Гаврилович.. — является также низкая во многих местах технологи­ ческая дисциплина. В этой связи заслуживает внимания и другая пробле­ ма, которая поднималась на собрании. Вопросы интенси­ фикации сельского хозяй ст­ ва, как никогда, нуждаются в комплексном подходе, в том, чтобы отделы област­ ного управления действовали согласованно, чтобы обеспе­ чивалась их четкая коорди­ нация. в решении различных практических задач. А этого пока что нет. Начальник отдела по производству го­ вядины А. И. Кириллова указывала, что одна из причин низких привесов — в нарушении технологии, а это, в свою очередь, во многом результат промахов строителей. Постановочный вес телят/ за последние че­ тыре годэ снизился с 203 до 127 килограммов. Меж­ ду тем, на откормочных комплексах спецхозов поме­ щений для таких телят . до сих пор нет, их приходится содержать в воловнях для взрослого поголовья с чу­ гунными решетками, требу­ ющих реконструкции и ка­ питального ремонта. Серьезные и. надо ска­ зать, справедливые нарека­ ния прозвучали на собрании также в адрес тех, кто веда­ ет механизацией трудоемких процессов. А что же пар­ тийное бюро, какую оно за­ нимает позицию в решении важной проблемы? Во всяком случае, не ту, что требуется. Авторитет областного специалиста — понятие непростое. Но глав­ ное. чем он определяется сегодня, — это интенсифика­ ция, эффективность произ­ водства, конечный р е зу л ь­ тат. Нацеливать их на это и призвано партийное бюро. и. ЛЕ с н и ко а В Липецкое отделение ин­ ститута ГипроНИИмаш Эми­ лия Ивановна Шилякова при­ шла работать в 1969 году. И но сей день работает она в институте инженероммеха- ником по литейному произ­ водству. За долголетний труд награждена медалью «Вете­ ран труда». В институте Эми­ лию Ивановну знают как пе­ редового производственника, активного общественника. Именно поэтому в день 50- летнего юбилея Э. И. Шиля- ковой, который отмечался всем коллективом, передовой работнице было сказано мно­ го добрых слов. На снимке: Э. И. Шилякова. Фото А . КУДРЯВЦЕВА. * В чест ь передовиков Правобережный райком п а** тии провел торжественный ве­ чер, посвященный чествова­ нию передовиков и новаторов производства. На него были приглашены рабочие и инже­ нерно-технические работники пяти предприятий района, за­ вершивших задания одиннад­ цатой пятилетки. Водителей ГАТП треста «Автодор», стро­ ителей первого дорожного уп­ равления и ПМК-103, механи­ заторов пуско-наладочного уп­ равления «Сельхозтехники», рабочих станции Липецк теп­ ло поздравил секретарь райко­ ма партии В. А. Ноздреватых. Передовым бригадам и наибо­ лее отличившимся рабочим бы­ ли вручены дипломы, почет­ ные грамоты. Вечер закончился обширной программой «От всей души», в которой прозвучали рассказы о героях трудовых булен.- А. СЕРГЕЕВ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 2. ПОДНЯТ ЛИШЬ ПЕРВЫЙ ПЛАСТ П и с ь м а и з т р е с т а «С п е ц с т р о й » В предыдущем письме было рассказано, как специалистам треста «Спецстрой» за корот­ кий срок удалось стабилизиро-: вать работу коллектива, из отстающих выйти в лидеры. До сих пор шла речь о стра­ тегических направлениях, взя-; тых за основу в работе треста. Но замыслы инженеров не принесут успеха, если они не будут подкреплены тактически — организацией труда бригад и экипажей. И здесь у спецст- роевцев делается много. В кон­ це 70-х годов большой контин­ гент в тресте составляли так называемые повременщики — ремонтники, машинисты насос­ ных станций, комтрессорщики... Занятые на обслуживании ма­ лой техники, они на рост объ­ емов строительно-монтажных работ оказывали лишь косвен­ ное влияние. Необходимо бы­ ло их заинтересовать, каким-то образом перевести в разряд сдельщиков. Пошли по пути сокращения этой категории ра­ ботников, но без увольнений: люди овладели смежными про­ фессиями. Но вскоре почувст­ вовали: обезличка техники ни к чему хорошему не привела. И тогда решили вернуться к старому, но повременщиков ста­ ли включать в подрядные бри­ гады. Человек в этом случае становится заинтересованным в конечном результате, а тех­ ника получает постоянного хо­ зяина. Процентами подрядного охва­ та сейчас никого не удивишь. Высоки они и в «Спецстрое». Но, помнится, совсем еще не­ давно в тресте относились к подряду формально, и, как следствие, каждый третий до­ говор не выполнялся по вине администрации. Удалось ли из­ жить формализм? Главный ин­ женер треста Ю. Г. Бурмист­ ров нажимает клавишу селек­ тора: — Сколько договоров у нас сорвано в этом году? — Десять из семидесяти, — ответ из отдела труда раздал­ ся незамедлительно. Значит, там строго следят за выполне­ нием договоров. Что ж, уже только каждый седьмой. Сдвиги к лучшему налицо. Но Юрий Георгиевич недовольно нахмурился: сами, дескать, видите, сколько здесь еще работы. В нынешнем году на сооружении Кузьминского водовода не удался и более сложный подряд — участко­ вый. Причина? Недополучили своевременно пять километров труб крупного диаметра. А это — около 800 сцарных стыков, на что требуется почти 400 че­ ловеко-дней... И все ж е участ­ ковый подряд, несмотря на не­ удачу, будут внедрять. Он вы­ годнее, удобней бригадного: позволяет более точно вести учет расхода и экономии ма­ териалов, дает свободу манев­ ра внутри участка. / Работа на подряде —хоро­ шее подспорье для мастеров высокого класса. А их в «Спец­ строе» много. Двенадцать за­ служенных строителей РСФСР, более 130 награжденных орде­ нами и медалями, 1273 ударни­ ка коммунистического .труда... Этот прочный костяк кадровых рабочих и составляет золотой фонд коллектива. Взять хотя бы одно из управлений треста — «Мехземстрой». Герой Со­ циалистического Труда Иван Андреевич Сушков, фронтовик, имеет боевые награды, в под­ разделении работает с 1948 го­ да... Всего несколько строк, а какая яркая стоит за ними жизнь! 11ли заслуженный стро­ итель РСФСР Игорь Алексеевич Тиханович. О его мастерстве ходят легенды: он запросто может ковшом экскаватора за­ крыть спичечный коробок. Впрочем, это даже не легенда: ювелирную точность видели собственными глазами многие его товарищи. Тиханович выра­ стил много толковых экскава­ торщиков, а среди самых спо­ собных его учеников — ныне тоже заслуженный строитель республики И. А. Чистяков. Быстро осваивают механизато­ ры и новую сложную технику. Так, М. И. Чурсин — еще один специалист, носящий это вы­ сокое звание, — уверенно справляется с тяжелым 330- сильным бульдозером «Кама- цу». Люди в этом подразделе­ нии все как на подбор. В тресте наметилась тен­ денция к старению кадров. Ес­ ли в возрасте инженер, это неплохо: с годами накаплива­ ется опыт, умение руководить производством... Хуже, когда стареют кадры рабочих. Не­ обходим курс на омоложение (естественное, конечно) кол­ лектива. Как с этим обстоит, к примеру, в том же «Мехзем- строе»? — Николай Иванов, Алексей Кузнецов, потом Евгений Плот­ ников, еще — Комаров Юрий, — начальник управления Ю. И. Хуснутдинов принялся загибать пальцы, перечисляя молодых передовиков. Пальцев на руках не хватило. — Отрадно, что парни к нам возвращаются из армии. Условия у нас непро­ стые: землеройщики первыми приходят на площадку, а тут и дождь, и снег... Добились, что каждый экипаж имеет свой вагончик. Стараемся создать максимум удобств. Если рань­ ше ремонтировали технику под открытым небом, то сей­ час даже «профилактику» про­ водим в тепле, в мастерских. — Хуснутдинов у нас один из самых мудрых руководите­ лей. Поэтому и проблем не испытывает, — чуть позже за­ метила в беседе С. Н. Прибыт- кова, инженер отдела кадров треста. — Он на два-три года вперед смотрит, кто из меха­ низаторов уходит на пенсию, и исподволь начинает готовить замену. Одними заработками и хо­ рошими условиями на произ­ водстве людей не привлечешь. Необходимо строить жилье. В тресте задумываются о создании общестроитель­ ного хозрасчетного участ­ ка, основной задачей которого будет модернизация и рекон­ струкция производственной ба­ зы. В этом давно назрела не­ обходимость, так как без обно­ вления «тылов» в нынешних условиях нельзя с уверен­ ностью смотреть в будущее. Заодно при его помощи появит­ ся возможность развернуть со­ оружение жилья методом на­ родной стройки. Думается, Главлипецкстрою нужно под­ держать желание коллектива Пока в «Спецстрое» основ­ ные производственные фонды обновляются медленнее, чем это необходимо. Симптом тре­ вожный: известно, что после капитального ремонта отдача механизма сокращается почти на четверть. Поддерживать тех­ нику в рабочем состоянии по­ могает узловой метод ремонта. Суть его в том, что в энерго­ вооруженных управлениях со­ зданы обменные фонды узлов. В случае по­ ломки агрегата ремонтники быстро заменяют вышедший из строя узел. В последнее время трест стал получать новые мо­ щные механизмы. Так, два имеющихся 330-сильных буль­ дозера позволяют даже зимой свободно разрабатывать смерз­ шийся грунт. Польза от них большая, однако в «Спецстрое» справедливо считают, что нель­ зя ориентироваться лишь на сверхмощную технику, необ­ ходимо сбалансировать струк­ туру машинного парка. А вообще проблем еще в тресте масса. Ю. Г. Бурмист­ ров определил нынешнее со­ стояние подразделения так: «Пока нам удалось поднять лишь верхний пласт. Предсто­ ит еще работать и работать...» За этими словами кроется кро­ потливый труд и на внутрен­ нем, и на внешнем «фронтах». На внешнем — это работа с генподрядчиками и заказчика­ ми, от которых во многом за­ висят успехи и неудачи кол­ лектива. Немало благодарных слов услышали в тресте от строителей цеха динамной ста­ ли: точно по графику трудят­ ся там спецстроевцы, на ста­ дии сооружения объекта уже занимаются благоустройством его территории. Однако это объясняется и тем, что специ­ алисты «Липецкстроя» во главе с главным инженером А. В. Со­ болевым серьезно отнеслись к подготовке производства для смежников. А вот «Промстрои» зачастую в ущерб партнерам пропускает вперед свои управ­ ления, тем самым создавая до­ полнительные трудности для всех участников стройки. В бли­ жайшие годы еще шире раз­ вернется реконструкция Ли­ пецкого тракторного завода, значительно вырастут объемы работ. Учитывая это, в «Спец­ строе» создали специальную группу во главе с главным тех­ нологом И. П. Ляховицким, ко­ торая вместе с проектировщи­ ками и инженерами «Оргтех- строя» занимается подготовкой производства на площадках ЛТЗ. Но успех придет лишь в том случае, если и генподряд­ чик будет исходить из общих интересов. Взят курс на интенсификацию производства. Здесь уже при­ меняется ряд эффективных нс* винок, еще несколько — в стадии разработки. Среди них <— прогрессивный метод вьг- трамбовки котлованов, кото­ рый позволяет на каждом к у­ бометре фундамента экономить до ста килограммов дефицит­ ного цемента и до 25 килограмм мов не менее дефицитной ар- матуры, кроме того, вдвое (IV сокращает объем земляных ра-* бот на сооружении «н улевом» цикла здания. Прогрессивный метод у жЖ был применен на строительств ве одного из детских садов ж на практике показал свою эф -1 фективность. Его применение решено расширить, и сейчас инженеры «Спецстроя» в творческом содружестве со специалистами «Липецкграж -1 данпроекта», Липецкого поли­ технического института и до* мостроительного комбината ве­ дут разработку этого метода для сооружения крупнопанель­ ных домов серии «91». Испъм тания завершились успешно, и уже в нынешнем году спец^ строевцы применят прогресн сивную технологию в 23-м мин крорайоне областного центра^ Будущий аэровокзал уж е «привязывается» с учетом этой технологии. А впереди — промышленные объекты. Выдержат спецстроевцы курс на научно-технический прогресс, на дальнейшую ста­ билизацию коллектива — бу­ дут выполняться все более напряженные планы, будут им новые почести и награды. Можно с уверенностью пред­ положить, что это так и слу­ чится. С ГОРЯЧЕВ, корр. «Ленинского знамени». НА КОНТРОЛЕ «ЛЗ» -ЛИЦЕВЫ Е СЧЕТА ЭКОНОМИИ НАЗЫВАЕМ АДРЕСА БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТИ В деле экономии и бережливости не может быть мелочей, касается ли это заготовки вторичных сырьевых ресурсов, расходования электроэнергии, материалов, инструмента на рабочих местах, организации работы железнодорожного тран­ спорта или использования благ, которые предоставляют горо­ жанину коммунальные службы. Экономить нужно везде и во всем. На это нацеливают последние решения ЦК нашей партии, сама логика развития экономики. Сознанием важно­ сти этой задачи прониклись пока, к сожалению, далеко не все хозяйственники, руководители. В материалах, подготов­ ленных нашими внештатными авторами, называются конкрет­ ные адреса расточительности и бесхозяйственности. Где сверяются» вагоны? Нередко приходится слы­ шать от руководителей пред­ приятий жалобы на нехватку вагонов. «Р аботаем «с ко­ л ес», — говорит один. — Сырья в запасе всего на пол­ дня. Хоть завод останавли­ вай !» «Ох, уж эти железно­ дорожники! — сетует дру­ гой. — Опять не подали во­ время вагоны, не на чем вы ­ везти продукцию». Послуша­ ешь, и начинает казаться, что во всех бедах промыш­ ленности виновата железная дорога. А ее клиенты, грузо­ получатели и грузоотправи­ тели — всего лишь жертвы чужой нерасторопности. Но во г листаю материалы проверок, дела, и проблема предстает в несколько ином свете. Оказывается, не так уж безгрешны «обиженные» и «обделенные» железной дорогой хозяйственники. Бо­ лее того: ответственность за дефицит вагонов — ис­ кусственный дефицит! — ча­ ще всего лежит именно на них. Вагоны простаивают на подъездных путях предприя­ тий, сутками не разгружают­ ся. А ведь где-то их ждут, у кого-то по всем швам трещат планы и графики! Прокуратурой Левобереж­ ного района Липецка была проведена проверка подъезд­ ных путей универсального предприятия по поставкам продукции объединения «Ли- пецккомплектснаб». Что же выяснилось? Десятки ваго­ нов простаивают здесь в ожидании разгрузки в рабо­ чие дни, не говоря уже о выходных. Только за два месяца нынешнего года сверхнормативные простои составили почти четыре с половиной тысячи часов. Предприятие, разумеется, уплатило железной дороге штраф. Но./. Штрафные санкции оказы ­ вают определенное воспита­ тельное воздействие, однако далеко, не на всех. «Платить- то не из своего кармана — из государственного. А госу­ дарство у нас богатое, — рассуждают некоторые, — не обеднеет». Такие взгляды не только вредны, но и преступны. За дело приходится браться юристам. Внимательно изучив со­ стояние работы с вагонами в УПП «Липецккомплект- сн аба», сотрудники проку­ ратуры пришли к выводу, что сверхнормативные про­ стои стали возможны в ре­ зультате халатности Л. А. Азарина, исполнявшего тог­ да обязанности начальника предприятия. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело. Приговором Левобережного районного суда Л. А. Азарин осужден к одному году исправитель­ ных работ. Ему предъявлен иск на три тысячи рублей. Иски за сверхнорматив­ ный простой вагонов на подъездных путях предъяв­ лены заместителю директора Липецкого молочного ком­ бината В. С. Лепину, дирек­ тору Задонского маслозавода И. М. Волобуеву, которые также халатно отнеслись к своим обязанностям. Но урок, хочется верить, извле­ кут для себя не только те руководители, чьи фамилии фигурировали в материалах прокуратуры, кто наказан судом. Задуматься об отно­ шении к делу, бережному использованию ресурсов не мешало бы многим. Неудовлетворительно, на­ пример, используются ваго­ ны на подъездных путях Данковского химзавода, где их простой при норме 5,6 ча­ са составил в^ первом полу­ годии 8,9 часа. На Елецком горно-обогати­ тельном руднике сверхнор­ мативный простой составил 3380 вагоно-часов. Плохо налажены погрузочно-раз­ грузочные операции на елец­ ком заводе «Эл ьта». Значи­ тельные потери вагоно-ресур- сов допущены в Лебедян­ ском, Тербунском, Станов- лянском районах. А в целом по области за первое полугодие на подъ­ ездных путях предприятий и организаций «потерялись» 17,3 тысячи вагонов, про­ стоявших сверх нормы сотни часов! Получателями и от­ правителями грузов уплаче­ но железной дороге штрафов свыше полумиллиона руб­ лей. Не слишком ли велики цифры? Г. ЧЕРНЫШОВ, прокурор отдела общего надзора областной прокуратуры. Клад под ногами Для начала несколько цифр. Одна тонна металли­ ческого лома заменяет три тонны железной руды. Из нее можно изготовить один легковой автомобиль или 25 велосипедов. Выплавка ста­ ли из лома почти в два де­ сятка раз дешевле, чем из природного сырья. Нет нуж­ ды доказывать, каким важ ­ ным подспорьем являются для промышленности вто­ ричные металлоресурсы. Тем более в нашем городе, где их в огромном количест­ ве потребляет Новолцпецкий металлургический комбинат. Казалось бы, ни один кило­ грамм лома, ни одна ненуж­ ная железка просто не могут миновать копрового цеха НЛМК, печей и конверто­ ров. Комбинат ненасытен, чтобы «прокормить» его, за­ готовители металлолома, ра­ ботники «Вторч ермета» дол­ жны проявлять максимум предприимчивости, растороп­ ности. Одно время я сам р а­ ботал уполномоченным этой организации, призванной сберечь, спасти от кор/врзии, снова пустить в дело отслу­ живший свое металл. Тогда- то и познакомился с обшир­ ными «клаДбищами» вторич­ ных ресурсов, разбросанных тут и там в Липецке и его окрестностях. Они хранили в себе несметйые богатства — сотни тонн нужнейшего металлургам сырья. Думае­ те, руководство «Вторчерме­ та» обрадовалось находкам? Отнюдь. Прошло несколько лет. Недавно, уже будучи на пен­ сии, снова решил отправить­ ся по старым адресам, пос­ мотреть, что изменилось. Ровным счетом ничего! Ме­ талл и ныне там. На территории, прилегаю­ щей к Ситовскому руднику, огромная свалка, занявшая десятки гектаров, густо на­ шпигована ломом. Руки до него ни у кого не доходят. Такую же «живописную» картину можно наблюдать в айоне цемзавода, рыбоком- ината, авторемонтного за­ вода «Сельхозтехники». СУ Новолипецкой ТЭЦ-2 буквально утопает в мусоре вперемежку с металлоло­ мом. В ремонтно-механиче­ ском цехе НЛМК, где было такое же положение, выход нашли простой: взяли и за­ рыли бульдозером лом в землю. Вроде как и не было его вовсе! На участке между желез­ нодорожными станциями Чугун-1 и Чугун-2 под откос сброшено около трехсот тонн металлического лома. Боль­ шая часть его сейчас ржаве­ ет в болоте. Здесь же можно найти разбитые железнодо­ рожные вагоны, старые рель­ сы. Перечислять можно было бы еще долго — стихийно возникающим свалкам с большим содержанием метал­ лолома, брошенным, забы ­ тым механизмам, оборудо­ ванию нет числа. Кстати, вам не нужен мощный электрона­ сос? Или трансформатор? Или, скажем, трубы большо­ го диаметра? Все это доб­ ро оказалось среди металло­ лома на территории завода «Свободный сокол», «забы ­ то» здесь работниками Ли­ пецкого СУ «Гидромехани­ заци я». Многие «кладбища» ме­ таллического лома бесследно исчезают. Нет, не потому, что тут побывали уполномо­ ченные «Вторч ермета». Хо­ зяйственники испытанным приемом зарывают лом в землю, как это сделали в РМЦ Новолипецкого комби­ ната. Зачем? Да затем, что­ бы в будущем им не увели­ чили план по сдаче металло­ лома. Ведь это лишние хло­ поты, заботы. А так — пус­ тил бульдозер, и концы в во­ ду. То, есть в землю. Вот и множатся в нашем городе надежно зарытые клады. Г. РАЗМОЛОДИИ , ветеран труда. Грустная «экскурсия» В поисках резервов эконо­ мии мы чаще всего обращаем свой взгляд на промышлен­ ные предприятия, транспорт. Действительно, именно , они являются главными потреби­ телями металла, нефти, газа. В борьбу за экономию вклю­ чается все больше производ­ ственных коллективов, рабо­ чих и служащих. Но доста­ точно ли сегодня быть береж­ ливым хозяином только на родном заводе? А за его проходной? Можем ли мы здесь сослужить обществу по­ лезную службу? Желание вы­ яснить это и «побудило меня отправиться в «экскурсию», может буть несколько и не­ ожиданную — по гаражным кооперативам Советского рай­ она Липецка. Итак, отправим­ ся в путь. Что может дать сов­ ременный гараж, кро­ ме стихийно возникаю­ щих свалок? Свалка как бы сама собой предполагает, что здесь собраны вещи не­ нужные, бесполезные, отходы одним словом. Но поискать хорошенько, глядишь, и тут отыщется «жемчужное зер ­ но». Подобные размышления натолкнули руководителей гаражного кооператива «Лип­ чанин», что в десятом мик­ рорайоне, на мысль поисти­ не счастливую. 1760 личных автомобилей, припаркован­ ных здесь, казалось, могли только потреблять — бен­ зин, запчасти, резину. Стоп! А отработанное масло, как быть с ним? Автолюбители поступали просто: выливали его на землю, нередко тут же, себе под ноги или сжи­ гали. Но ведь масло еще можно пустить в дело? Тог­ да и решили в кооперативе установить на территории гаража пять емкостей для сбора отработанного масла. И автолюбитель доволен, по­ тому как грязи меньше, и госу­ дарству выгода. Оказалось, что немало набирается в ко­ оперативе и металлических отходов — изношенные у з­ лы, детали, части кузовов. Теперь владелец «Ж игулей» или «-Москвича» даже не­ нужный болт несет не на свалку, а на специальные площадки, отведенные под металлолом. З а год этого нужного металлургам сырья скапливается на площадках не одна тонна. Но, к сожалению, «Лип­ чанин» — едва ли не един­ ственный кооператив, где де­ ло поставлено столь,образцо­ во. Ничего подобного не уда­ лось увидеть в гаражном кооперативе «З а рулем», кстати, одном из самых крупных в районе. Здесь приписаны около двух ты­ сяч автомобилей. Не трудно представить, какой обильный «урожай » можно было бы собрать с этих «плантаций»^ В кооперативе «Мотор»,- что в одиннадцатом микро­ районе, местом сбора метал­ лолома стал... лог, куда и сбрасывают владельцы гара­ жей все ненужное. В прош­ лом году, когда председатель этого кооператива И. Н. Р е­ венко еще горел энтузиаз­ мом, автолюбителями было сдано полторы тонны метал­ ла. В этом — ни килограм­ ма. Зато увеличиваются за­ лежи бесполезных «ископае­ мых» в логу. Мало чем порадов.ало и посещение других гаражных кооперативов — «Мирный», «Механи затор», «Автолюби­ тель». Все та же бесхозяй­ ственность, то же равноду­ шие. Отслуживший свое ме­ талл валяется где попало, ржавеет, зарастает бурьяном. Одним словом, грустная по­ лечилась «экскурси я». В. ШЕБЕКО , внешт. корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz