Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

С ЛЮБОВЬЮ К РО ССИИ В ысз&щ# произведений за- служОФо&> художника РСФСР , л ауреата Государ­ ственной премии им. И. Е. Репина Нины Сергеевны Б а­ лагуровой — это признание в любви к Отчизне. Восхи­ щение и гордость самобыт­ ной культурой, историей России, ее талантливым и трудолюбивым народом, за ­ душевной красотой и щед­ ростью родной земли — эти чувства пронизывают всю экспозицйю. развернувшуюся сейчас в областном вы ста­ вочном заде. Многолетний труд худож­ ницы представлен ' на " вы­ ставке весьма разнообразно: здесь ткани,» гобелены, жи­ вопись. графика, эскизы к монументальным росписям. Так ая разносторонность' — свидетельство огромно^ ра. боты, постоянного творче­ ского горения, толкающего на поиск новых вырази тель­ ных средств. Но, пожалуй, ключом к постижению творчества Н. Балагуровой являются ее ткани. Надо полагать, что профессия художника по текстилю и многие годы ее работу , в этом качестве на Ивановском текстильном комбинате имени Ф. Н. Са­ мойлова предопределили своеобразие художнического мировидения, специфичность , подхода к натуре. Опираясь на впечатления реальной действительности, на беско- 1 печное разнообразие при- родных форм, художница творчески переосмысливает их, обобщает, подчиняет за ­ конам плоскостного декора, мягко и деликатно использу­ ет при этом традиции рус­ ского художественного тек­ стиля и народного искусства. Так рождаются яркие эмо­ циональные образы, с т р е ­ менные. пропитанные духом неповторимого национально. * го своеобразия, сказочности. Сотни писунков, разработан ­ ных Н. Балагуровой для тканей н, к слову сказать, воплощенные в жизнь, могут ' удовлетворить самые взы ска­ тельные вкусы. Буквально на гл азах зри ­ телей преображаются ткани одинакового рисунка, но разного цвета. В наиболь­ шей мере эта чудесная ме­ таморфоза ощущается з узо. * рах сатинов, созданных по мотивам «турецкого огурпд», элемента, пришедшего с Во­ стока, но давно обрусевшего, ставшего традиционной при­ надлежностью русского тек ­ стиля. Кажется, нет предела фантазии художницы в бес­ численных его интерпрета­ циях. Драгоценность этим тканям сообщает филигран­ ная, ювелирная отточенность деталей, изысканная р азра­ ботка цветовых отношений — то горячих оттенков красно­ го с контрастными изумруд, но-зелеными вкраплениями («Ивановский», «Али заоино. вый »), то сдержанная благо, родная гамма серебристых тонов («Ан н а»). Значительно выглядят в эк­ спозиции гобелены. Н. Бал а. гурова обратилась к этому, виду искусства сравнительно недавно, но без сомнения можно говорить о ней, как о зрелом мастере. Здесь то же чуткое ощущение мате­ риала и его особенностей, как и в тканях, важную роль играет плавная певучая ли­ ния, четко организованный В Ы СТА В К И •ритм. Гобелены отличаются серьезностью тематики, вы ­ ражающей гражданские по­ зиции художника. Стоого отобранные элементы и зобра­ жения рождают глубокую символику. К лучшим в этом ряду работам хочется отнести гобелен «П амя ть». Основой композиции являют­ ся алые стяги — символы непобедимости нашего н аро­ да. они читаются как пламя вечного огня памяти. Фон составлен из элементов, ко­ торые в нижней части гобе­ лена воспринимаются как силуэты русских храмов и одновременно как шлемы древних защитников Руси, а в средней части преобразу, ются в кпаснозвездные бу­ деновки. Торжественен и лаконичен цветовой строй композиции —• гармонич­ ное созвучие красных и зо ­ лотистых тонов. Так раскры ­ вает БалагуроЕя тему памя­ ти, исторической преемст­ венности. поколений. Другие гобелены «И зоби ­ ли е», «Хл еб», «Урожай » -— можно объединить в цикл с обшим названием «Земл я тамбовская», славящий пло­ дородный край и его труже­ ников. Широко представлена на выставке живопись. В на­ тюрмортах художница ведет обстоятельный тасск аз, ис­ полненный любви и легкой грусти, о быте русских крестьян, тесными узами связанном с жизнью приро­ ды. В композициях этих р а­ бот все важно — и орудия труда, и утварь, и принад­ лежности одежды, ибо они есть смысловой знак, за каждым угадывается чело­ век, его деятельность, наст­ роение. Нежно гладит кисть художницы эти предметы: покрытые патиной времени бревна изб и банек, стебель­ ки трав. Зорко подмечает она, поэтизируя, обронен иое птицей перо, проб/лив­ шуюся с первыми лучами весеннего солнца бабочку, трогательную хрупкость ве­ точки лесной земляники, вы ­ горевший деревенский пла­ ток, устало оставленный жницей... Автор относится к вещам крестьянского обихо­ да как к совершенным тво­ рениям красоты и целесооб­ разности. Протяжные мазки кисти передают размерен ­ ность и неспешность тече. ния времени. Сердечной теп­ лотой согреты натюрморты «Д верь в житницу», «Воспо­ минание о жнице», «Преда­ ние старины глубокой», «Н а. тюпморт с дугой» и другие. Непостижимое таинство природы, предчувствие чуда присутствуют в некоторых пей зажах («Весенний вечер», «Лесн ая ск азк а»), иные при­ влекают сочной декоративной красочностью («Весн а на Пне», «Весенняя л азурь» «Р ож ь»), третьи — чутким пониманием настроения («Пасмурный день», «Ве ­ тер»), но все они окрашены глубоким лирическим чувст­ вом. Ярк ая поэтичность при­ суща и графическим произ­ ведениям Балагуровой. Во многих листах натурные мо­ тивы трактованы намеренно декоративно: художница при­ бегает к плоскостному изо­ бражению, к обобщению, к мелодичным гармониям мяг. них, несколько условных цве­ тов, акцентирует контуры, использует приемы, имитиру­ ющие старинное, укоашенное жемчугами шитье. Реальные архитектурные и природные пейзажи уподобляются ска­ зочным видениям. Таковы работы, навеянные памятни­ ками Суздаля, Старой Л а­ доги. Реальность, Фантазия, Фольклор сливаются в твор­ честве художницы воедино. Необходимо отметить за­ боту автора о цельности эк­ спозиции, слагающейся в за. вершенный художественный образ. Ему подчинены при­ дирчиво подобранные и оформленные рамы живопис. ных и графических ' работ, композиции из сухих поле­ вых цветов и трав, проду­ манная последовательность расположения, произведений. Документы, фотоматериалы и публикации, выставленные в витринах, дополняют порт­ рет художника. Т. Н ЕЧАЕВА. « Т Р Е З В О С Т Ь И К У Л Ь Т У Р А » Так н азывается новый об­ щественно-политический и научно-популярный журнал, который с 1 ян варя 1986 го­ да будет выходить ежемесяч­ но. Его будет и здавать Все­ союзное добровольное обще­ ство борьбы за трезвость. На страницах нового ежемесяч­ ника читатель найдет статьи ' врачей, юристов, педагогов, организаторов досуга. Ж ур­ нал рассчитан на людей, са­ мых разных возрастов и про­ фессий. Стоимость одного номера — 40 копеек, подписная це­ на на год 4 рубля 80 копеек, индекс — 70987. Областное агентство «Союзпечать» при­ нимает подписку на журнал «Трезвость и культура» до 1 ноября 1985 года. В. ПОЛУКАЗАКОВА. - «ПОД КЛЮ Ч » д о м «При глашаю на ново­ селье», — такие слова в последние дни часто зву­ чат в коллективе липецких станкостроителей: строи­ тели сдали в эксплуата­ цию последнюю очередь заводского 216-квартир­ ного жилого дома по ули­ це Советская, 68. Этот дом уже успел стать украшением одной из центральных улиц об­ ластного центра. Оформ­ ление фасада здания, вы ­ ходящего также на пло­ щадь Победы, выполнено по индивидуальному про­ екту. Остекленные лод­ жии, серо-красный коло­ рит отделки придают до­ му неповторимое лицо. Квартиры в нем отлича­ ются удобной планиров­ кой, каждая из лоджий оборудована . холодной кладовкой. Автор архитектурно­ го решения фасада зд а­ ния — главный инженер проекта института «Ли- пецкгражданпроект» — Г. М. Александров. Е. Д ЕМЕНТЬЕВА. ■ СЕЛЬСКОГО Ф ЕСТИВАЛ Я В СЕНТЯБРЕ этого года, накануне сельского фестиваля, в обла­ стном драматическом те­ атре имени Л. Н. Толстого состоялась встреча партийных, советских, комсомольских ра­ ботников ряда районов е ма­ стерами сцены, на которой об­ суждались предстоящие гаст­ роли. Наша газета сообщала об этом. Продолжая фести­ валь, широко прошедший в ряде районов области весной этого года, творческий кол­ лектив театра решил показать сельчанам на осенних гастро­ лях 4 спектакля: «Пять пудов любви» по произведениям А. Чехова, «Школа жен» Ж . Мольера, «Страсти по Варваре» О. Павловой и «Ши­ шок» А. Александрова, а в Ельце — «Двери хлопают'» М. Фермо. В план также вхо­ дили творческие встречи со зрителями, оказание шефской помощи самодеятельным те­ атральным коллективам. Чем же порадовал прошед­ шим фестиваль? В обкоме КПСС состоялось подведение его итогов с уча­ стием работников театра и представителей общественных организаций ряда районов, ра­ ботников ’ культуры, которые УРОКИ были причастны к организа­ ции сельского театрального фе­ стиваля. Гастроли театра прошли в Грязинском, Хлевенском, Ли­ пецком, Добровском районах, Ельце. В целом итоги его по­ радовали. За время осеннего фестиваля в районных и сель­ ских домах культуры зрители посмотрели 31 спектакль, 3 спектакля показано ельчанам. Театр приходит к зрителю... Трудно переоценить значение такой работы в эстетическом воспитании сельских труже­ ников. Понимая всю ее важ ­ ность, ответственно отнеслась к организации гастролей в Липецком и Добровском рай­ онах. В Липецком районе пед руководством секретаря рай. кома партии Л. И. Будаевой, с участием заместителя пред­ седателя райисполкома А. Е. Мартынова был составлен четкий график показа спек­ таклей, творческих встреч со зрителями. Позаботились и об условиях работы театра на сельской сцене. Хлебом-солью встречали в день открытия сельских гаст­ ролей липецких артистов в с. Кузьмино-О'Лержки. Сна­ чала гости побывали с . экскур­ сией на птицефабрике «Ли­ пецкая». А вечером в Доме культуры состоялось торжест­ венное открытие фестиваля. В этот же день театр начал по­ каз спектаклей юным зрите­ лям. В Доме культуры совхоза «Красный колос» уже нес­ колько лет работает детская театральная студия. Большой радостью была для ребят встреча с артистами областного драмтеатра. От имени юных зрителей горячо приветствова­ ла гостей секретарь райкома ВЛКСМ Алла Дадонова, а ре­ бята подарили им сувениры, изготовленные своими руками. Каждая встреча в хозяйствах района оставила добрый след в сердцах сельских тружени­ ков. - _ Успешно прошли гастроли в колхозах и совхозах Добров- ского района. Они совпали с напряженным для сельчан вре­ менем уборки сахарной свек­ лы, других осенних полевых работ. Поэтому театр пошел навстречу предложению хозя­ ев — показывать спектакли в сельских домах культуры в удобное- для зрителей вр^мя. И они неизменно проходили при полных залах, сельчане тепло благодарили мастеров сцены. А вот в Грязинском и Хле­ венском районах театральный фестиваль не обошелся" без досадных накладок. Далеко не во всех хозяйствах, где наме­ чались гастроли, ответственно подошли к организации зри­ телей. В Доме культуры сов­ хоза «Россия», где начинался районный фестиваль, торже­ ственное его открытие не со­ стоялось. Председатель проф­ кома хозяйства В. И. Илья- шенко ушла в отпуск, и орга­ низация вечера была пущена на самотек. Не поинтересова­ лись тем, как начал работать театр в районе, и заведующая районным отделом культуры Н. И. Абрамова, работники горкома партии, райисполко­ ма. На заседании, состоявшемся в обкоме партии, были выска­ заны серьезные замечания и в адрес секретаря Хлевенского райкома партии Р. Н. Пожи­ даевой, должным образом не проконтролировавшей органи­ зацию сельских гастролей к* районе. Не проявили активно­ го участия в проведении теат­ рального фестиваля на селе и работники райисполкома, рай­ онного отдела культуры, рай­ кома ВЛКСМ. Такое отношение к организации свободного вре­ мени сельских тружеников, к делу их эстетического воспи­ тания средствами театрально­ го искусства недопустимо. Лучшими в проведении сель­ ского театрального фестиваля признаны Липецкий и Доб- ровский районы. Они же по­ лучили почетное право при­ нять участие в торжествен­ ном открытии 65-го театраль­ ного сезона в Липецком дра­ матическом театре имени Л. Н. Толстого. В обсуждении итогов теат­ рального фестиваля приняла участие секретарь обкома КПСС Р. Е. Злобина. Л. ИВАНОВА. Любят местные жители этот уголок, где Сосна сливается с Доном. С живописной речной излучины, знают рыбаки, всегда уйдешь с хорошим уловом, а золотистый песча­ ный плес летней порой дарит много радостей детворе. И все же спокойный на первый взгляд пейзаж вселяет трево- ру: на этом участке берега Дона — ни деревца, пашня подступает едва ли не к са- мой воде. Что ни весна, несут талые воды в реку чернозем и удобрения с полей, нарушая ее чистоту, губя ее богатства. И словно в отместку, в паво­ док упорно подтачивает, раз­ мывает Дон берега, несущие ему зло. Помирить поле и реку, послужить на пользу обоим может лес. Зеленая по­ лоса деревьев сбережет Дон от загрязнения, став фильт­ ром на пути талых вод. Она же защитит пашню от реки, не давая ей вгрызаться в бе­ рег, прочно скрепленный кор­ нями. — Насаждение лесополос На снимках: работа в разга­ ре; один из лучших членов школьного лесничества Сергей Пичугин; главный лесничий В. И. Золотых помощниками доволен. Фото А. ЩУРОВА. ЗЕЛЕНЫЙ щ и т д л я д о н а вдоль берегов Дона — состав­ ная часть обширного плана борьбы за чистоту и полно- водность наших рек, — рас­ сказывал в дороге на этот по­ ка пустынный берег главный лесничий Донского лесхоза Виктор Иванович'Золотых. — За последние годы работника­ ми лесхоза сделано немало: молодые посадки по берегам рек в Липецком и Задонском районах составляют 120 гек­ таров. На многие километры протянулись лесополосы вдоль Кузьминовки и Белого Колоде­ зя, Студенца и Рогожки. Тыся­ чи деревьев посажены в овра­ гах и балках, чтобы остано­ вить их рост, сохранить клю­ чи и ручьи, питающие наши реки. И,- конечно, главная наша забота — о Доне. В этом году подготовлено пять­ десят гектаров под будущие лесополосы. На шести из них саженцы появятся уже в эти дни — в ходе осеннего ме­ сячника. От реки тянуло холодом, сырой ветер вышибал слезы из глаз, однако осеннее не­ настье на настроение не вли­ яло: слышались шутки и смех, споро двигалась работа. Ребята из школьных лесни­ честв Донской средней и Скор- няковской восьмилетней шкод под руководством опытных ле­ сников заботливо высажи ва­ ли в землю молодые топольки. Дело это для них знакомое и привычное: не один гектар леса посажен ребячьими ру­ ками. — Помощь нам от ребят больдаая, — ненадолго отор­ вавшись от работы, расска­ зал лесничий С. М. Алексан­ дров. — Школьники и семена собирают, и в прополке уча­ ствуют, и саженцы выращива­ ют. Больше пятнадцати лет дей­ ствует школьное лесничество в Донской средней школе. И, пожалуй, ни гектарами моло­ дого леса, ни тоннами соб­ ранных семян, ни количеством расчищенных родников, как бы ценно все это ни было, пользу ребячьего дела не измерить, считает бессменный руководитель лесничества преподаватель биологии Таи­ сия Алексеевна Пятунина. Главное — школьники учатся любить и понимать ' природу, становятся настоящими хозяе­ вами земли. Для многих из них работа в школьном лес­ ничестве и определила весь дальнейший жизненный мар­ шрут. В Донском лесхозе ра­ ботает сегодня Вячеслав Лаух. тин, в лесотехнический инсти­ тут поступили С. Перцев, Н. Буков, М. Трубицын. О том, чтобы посвятить себя охране .и приумножению при­ родных богатств, всерьез за­ думываются и девятиклассни­ ки — участники *нынешнего субботника. И пусть сегодня они не сидят за партами •— все же для них продолжается самый важный урок доброты, человечности, заботы о пашем общем доме — земле. Идет осенний месячник по благоустройству рек. О. СЕРГЕЕВ. О ДНА из проблем ного — граница изображении смерти и крови дискуссионных современ- кинематографа и мера в жестокости, на экране. За­ падные социологи и публипи- сты терпеливо подсчитывают и пересчитывают, сколько убийств приходится в сред­ нем на каждую телепере­ дачу или фильм ужасов. Ста­ тистика получается красноре­ чивая. Обличительный пафос этих выкладок, однако, ослаб­ ляется, если в каждом кон­ кретном случае не выяснить, зачем нужна была такая кон­ центрация боли и страха. Когда зрителя пробуют раз­ влечь, запугать, подавить, ож е­ сточить страшным зрелищем — это безнравственно и не имеет отношения к искусству. А если хотят разбудить со­ весть и память? Если к сцене насилия обращаются, чтобы человек возненавидел его? Я посмотрел фильм, остав­ ляющий далеко позади мрач­ ные рекорды «Кинг-Конгов». «Челюстей» и «Франкенштей­ нов». В нем в течение не­ скольких секунд погибают двести тысяч людей. И еще тысячи умирают мучит зльной смертью от ран, голода, лей­ кемии до самого последнего кадра. Умирает, целый город. Он корчится в огне, взлетает на воздух и обрушивается вниз, погребая тех. кто еще не обу­ глился, не превратился в язык гудящего пламени, не распался на атомы, не испа­ рился облачком дыма. Это фильм о Хиросиме. Не документальный. И не игро­ вой. Мультипликационный. Бесконечное множество ри­ сунков, оживающих на экране, повествует о трагических днях японского города, о маленьком мальчике по имени Ген, о че­ тырехстах тысячах его земля­ ков. И о бомбе, которую и з­ готовили за океаном. чтобы стереть их всех с лица земли. Раз мультипликация — зна­ чит, для детей. Инерция тако­ го отношения к искусству мультипликации чересчур, до обидного упорна. Между тем его мастера решительно разд­ винули границы традицией, ных, исключительно на дет­ скую аудиторию ориентиро­ ванных жанров. Они уверен­ но осваивают необозримые территории, изначально под­ властные игровому, докумен­ тальному, хроникальному, н а­ учно-популярному кино. Но и на этом фоне сделан­ ный японскими кинематогра­ фистами фильм «Босоногий Ген» — явление неожиданное, из ряда вон выходящее. Ему в огромной степени присуще то. что древний философ назвал катарсисом, — способность очистить и вцзвысить душу трагедией, состраданием, при­ общением к чужой боли. Чу­ жой ли? Ведь «чужого горя не бывает...». Война на излете. Она про­ играна. Это понимают все, кто не окончательно ослепил себя милитаристской, шовинисти­ ческой, самурайской мифоло. гией о превосходстве японско­ го духа над любым врагом. Это понимает добрый и силь­ ный отец Гена. Проигранная война, тем не менее, продолжается. И длит­ ся скудная, горькая жизнь го. рода, привыкшего к бесконеч­ ным очередям за рисовой пох­ лебкой и воздушным тревогам. На Хиросиму, правда, бом­ бы не падают. Весь их запас расходуют над соседними пун. ктами. «Самолет-разведчик», — звонко объявляет, покидая бомбоубежище, родителям и младшему братишке Ген, все­ знающее дитя войны. Он не знает лишь одного: зачем появляются над горо­ дом разведчики. Знаем мы. Из середины своих восьмидеся. тых мы провидим, что ожида­ ет Гена шестого августа 1945- го года в восемь часов пят­ надцать минут по местному времени. Мы знаем имена членов экипажа самолета, ко­ торому дано мирное женское имя «Энола Гей» — так звали мать одного из летчиков. Мы знаем, кто и как создавал атомную бомбу, почему для первой пробы была выбрана именно Хиросима. Мы - знаем все. Но ничего изменить не в силах. Прошлое будущему не подвластно. Но для героев фильма, это не прошлое, а настоящее. С нетрадиционной для мульти­ пликации неспешностью, с ре­ алистическим вниманием к луй, иногда чересчур самосто­ ятельные пацаны ссорятся, ми­ рятся, озоруют, убегают далеко от дома. Детство остается дет­ ством, даже если подвело жи ­ вот. Им, — и, в первую . оче­ редь, Гену, — отведена особая роль. В главном герое акку. мулируется мужество, юмор и оптимизм. Он занимает закон- только что родившемся мла­ денце, о бездомном мальчике... К нему самому уже принос, нулась — невидимо, неслыш­ но, невесомо — смерть по имени радиация. Но он упор­ но, упрямо, с верой, если угодно — весело выполняет свой долг маленького мужчи­ ны. Фильм строится как хроника нескольких недель Хиросимы — до взрыва, сразу после взрыва... И — во время само, го взрыва. Черно-белый кадр с четким, заполняющим почти все эк­ ранное пространство силуэтом самолета сменяется залитыми огнем, короткими планами гибнущего города. Мы вбро­ шены в эпицентр взрыва.^ На наших глазах распадается, превращается в пепел чело.з'-. ческая плоть. Время замедля­ ется, укрупняется. Смерть словно разложена по фазам, скандируется по слогам. Это тот случай, когда художник обязан быть жестоким, чтобы сказать правду. Любая .фигу­ ра умолчания была бы пусть невольной, но малодушной из- К И Н О --------------- ---------------------------------- МАЛЕНЬКИЙ ГЕ Н И будничному теченйю жизни, к подробностям уклада устав­ шего от войны, но терпеливо несущего ее бремя города ве. дут повествование о Гене сце­ нарист Кэйдзи Накадзава и режиссер Масаки Мори. Не все, однако, окрашено на экране в безрадостные цвета войны й лишений. Люди не могут жить толькой войной. Отец показывает мальчику зе­ леные побеги на поле, гово­ рит ему о великой созидаю, щей, животворящей силе природы. (Этот эпизод — пролог фильма, кото­ рый перекликнется с фина­ лом, когда на искалеченной, усыпанной пеплом земле пробьются, вселяя надежду, нежные ростки пшеницы). Шумные, плутоватые, пожа. БОЛЬШАЯ БОМБА ное место в том ряду, где находятся бесстрашный и вер­ ный Гаврош, Том Сойер, Гек Финн, внук одесского рыбака Гаврик из «Белеет парус оди­ нокий...» В, этом японском Томе Сой­ ере, чью беспечность убивает война, авторы видят воплоще­ ние духовной силы, нравствен­ ного здоровья и жизнестойко­ сти народа. После атомной бомбарди­ ровки на пепелище уничто­ женного города возникает свой быт. Апокалипсис отчая­ ния сменяется прозаическими заботами о горсточке риса и чашке молока. Маленький Ген, не сгибаясь, держит на своих плечах неимоверную тяжесть. Погибли отец, брат, сестра, он один заботится о матери, о меной памяти страдальцев и жертв. По-моему, сделать такой фильм нерисованным, предло­ жив актерам разыграть траге­ дию Хиросимы в натуральных декорациях, немыслимо, ибо сострадание и гнев зала вы­ теснялись бы чисто физиоло­ гическими реакциями. Да и вообще — есть что-то кощун­ ственное в профессиональной имитации гибели двухсот ты­ сяч человек, в иллюзорной хроникальной достоверности при воспроизведении их мук. Потому, очевидно, и взя ­ лись за воплощение этого за­ мысла мультипликаторы. Ри­ сунок не имитирует реаль­ ность. Он в каждом своем штрихе обобщает ее, не толь­ ко не стремясь к стопроцент­ ному подобию, но скорее чуж­ даясь его. Когда смотришь «Гена», горло перехватывает, слезы не удержишь. Но го, что в «живом» кино оказалось бы невыносимым, здесь смягча­ ется (но не ослабляется!) и, не теряя интенсивности воз­ действия, вводит наши эмо­ ции в русло подлинно челове­ ческих переживаний. Тем более, что в фильме об. разуется некоторый, что ли, зазор между хроникальным по сути своей материалом и от­ кровенно условным обликом персонажей. И в Гене, и в его мужественном отце, и в крот­ кой, терпеливой матери, и в лупоглазом озорном братишке узнаются черты, которыми на­ делены герои многие, в том числе — и вполне коммерче. ских фильмов, чья патетика и юмор сориентированы на стандарты комиксов и реклам­ ных плакатов. Подобное графическое ре­ шение весьма спорное, хотя для него есть определенные резоны. Можно, например, предположить, что авторы, сознавая, какое повышенное давление на нравственное чувство и психику зрителя создает их фильм, пытались облегчить таким образом кон­ такт с ним. Есть в искусстве произве­ дения, к которым все-таки крайне трудно и неловко под­ ступаться с эстетическими мерками, трезво взвешивать достоинства и просчеты. «Бо­ соногий Ген» — из их числа. Фильм трогает и побуждает вновь и вновь думать над вопросом, остающимся без окончательного ответа на про­ тяжении сорока лет: Хироси­ ма — это эпилог второй ми­ ровой войны или пролог третьей? Кто-то точно сказал, позаим­ ствовав метафору у творца Тиля Уленшпигеля: пепел Хи ­ росимы стучит в сердце лю­ дей, человечества. Но пепел этот взывает не к отмщению, а к предотвращению новой Хиросимы, чьи границы могут раздвинуться до размеров всей планеты. Антивоенный фильм японских кинемато­ графистов честно служит этой великой задаче. И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz