Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
С ЛЮБОВЬЮ К РО ССИИ В ысз&щ# произведений за- служОФо&> художника РСФСР , л ауреата Государ ственной премии им. И. Е. Репина Нины Сергеевны Б а лагуровой — это признание в любви к Отчизне. Восхи щение и гордость самобыт ной культурой, историей России, ее талантливым и трудолюбивым народом, за душевной красотой и щед ростью родной земли — эти чувства пронизывают всю экспозицйю. развернувшуюся сейчас в областном вы ста вочном заде. Многолетний труд худож ницы представлен ' на " вы ставке весьма разнообразно: здесь ткани,» гобелены, жи вопись. графика, эскизы к монументальным росписям. Так ая разносторонность' — свидетельство огромно^ ра. боты, постоянного творче ского горения, толкающего на поиск новых вырази тель ных средств. Но, пожалуй, ключом к постижению творчества Н. Балагуровой являются ее ткани. Надо полагать, что профессия художника по текстилю и многие годы ее работу , в этом качестве на Ивановском текстильном комбинате имени Ф. Н. Са мойлова предопределили своеобразие художнического мировидения, специфичность , подхода к натуре. Опираясь на впечатления реальной действительности, на беско- 1 печное разнообразие при- родных форм, художница творчески переосмысливает их, обобщает, подчиняет за конам плоскостного декора, мягко и деликатно использу ет при этом традиции рус ского художественного тек стиля и народного искусства. Так рождаются яркие эмо циональные образы, с т р е менные. пропитанные духом неповторимого национально. * го своеобразия, сказочности. Сотни писунков, разработан ных Н. Балагуровой для тканей н, к слову сказать, воплощенные в жизнь, могут ' удовлетворить самые взы ска тельные вкусы. Буквально на гл азах зри телей преображаются ткани одинакового рисунка, но разного цвета. В наиболь шей мере эта чудесная ме таморфоза ощущается з узо. * рах сатинов, созданных по мотивам «турецкого огурпд», элемента, пришедшего с Во стока, но давно обрусевшего, ставшего традиционной при надлежностью русского тек стиля. Кажется, нет предела фантазии художницы в бес численных его интерпрета циях. Драгоценность этим тканям сообщает филигран ная, ювелирная отточенность деталей, изысканная р азра ботка цветовых отношений — то горячих оттенков красно го с контрастными изумруд, но-зелеными вкраплениями («Ивановский», «Али заоино. вый »), то сдержанная благо, родная гамма серебристых тонов («Ан н а»). Значительно выглядят в эк спозиции гобелены. Н. Бал а. гурова обратилась к этому, виду искусства сравнительно недавно, но без сомнения можно говорить о ней, как о зрелом мастере. Здесь то же чуткое ощущение мате риала и его особенностей, как и в тканях, важную роль играет плавная певучая ли ния, четко организованный В Ы СТА В К И •ритм. Гобелены отличаются серьезностью тематики, вы ражающей гражданские по зиции художника. Стоого отобранные элементы и зобра жения рождают глубокую символику. К лучшим в этом ряду работам хочется отнести гобелен «П амя ть». Основой композиции являют ся алые стяги — символы непобедимости нашего н аро да. они читаются как пламя вечного огня памяти. Фон составлен из элементов, ко торые в нижней части гобе лена воспринимаются как силуэты русских храмов и одновременно как шлемы древних защитников Руси, а в средней части преобразу, ются в кпаснозвездные бу деновки. Торжественен и лаконичен цветовой строй композиции —• гармонич ное созвучие красных и зо лотистых тонов. Так раскры вает БалагуроЕя тему памя ти, исторической преемст венности. поколений. Другие гобелены «И зоби ли е», «Хл еб», «Урожай » -— можно объединить в цикл с обшим названием «Земл я тамбовская», славящий пло дородный край и его труже ников. Широко представлена на выставке живопись. В на тюрмортах художница ведет обстоятельный тасск аз, ис полненный любви и легкой грусти, о быте русских крестьян, тесными узами связанном с жизнью приро ды. В композициях этих р а бот все важно — и орудия труда, и утварь, и принад лежности одежды, ибо они есть смысловой знак, за каждым угадывается чело век, его деятельность, наст роение. Нежно гладит кисть художницы эти предметы: покрытые патиной времени бревна изб и банек, стебель ки трав. Зорко подмечает она, поэтизируя, обронен иое птицей перо, проб/лив шуюся с первыми лучами весеннего солнца бабочку, трогательную хрупкость ве точки лесной земляники, вы горевший деревенский пла ток, устало оставленный жницей... Автор относится к вещам крестьянского обихо да как к совершенным тво рениям красоты и целесооб разности. Протяжные мазки кисти передают размерен ность и неспешность тече. ния времени. Сердечной теп лотой согреты натюрморты «Д верь в житницу», «Воспо минание о жнице», «Преда ние старины глубокой», «Н а. тюпморт с дугой» и другие. Непостижимое таинство природы, предчувствие чуда присутствуют в некоторых пей зажах («Весенний вечер», «Лесн ая ск азк а»), иные при влекают сочной декоративной красочностью («Весн а на Пне», «Весенняя л азурь» «Р ож ь»), третьи — чутким пониманием настроения («Пасмурный день», «Ве тер»), но все они окрашены глубоким лирическим чувст вом. Ярк ая поэтичность при суща и графическим произ ведениям Балагуровой. Во многих листах натурные мо тивы трактованы намеренно декоративно: художница при бегает к плоскостному изо бражению, к обобщению, к мелодичным гармониям мяг. них, несколько условных цве тов, акцентирует контуры, использует приемы, имитиру ющие старинное, укоашенное жемчугами шитье. Реальные архитектурные и природные пейзажи уподобляются ска зочным видениям. Таковы работы, навеянные памятни ками Суздаля, Старой Л а доги. Реальность, Фантазия, Фольклор сливаются в твор честве художницы воедино. Необходимо отметить за боту автора о цельности эк спозиции, слагающейся в за. вершенный художественный образ. Ему подчинены при дирчиво подобранные и оформленные рамы живопис. ных и графических ' работ, композиции из сухих поле вых цветов и трав, проду манная последовательность расположения, произведений. Документы, фотоматериалы и публикации, выставленные в витринах, дополняют порт рет художника. Т. Н ЕЧАЕВА. « Т Р Е З В О С Т Ь И К У Л Ь Т У Р А » Так н азывается новый об щественно-политический и научно-популярный журнал, который с 1 ян варя 1986 го да будет выходить ежемесяч но. Его будет и здавать Все союзное добровольное обще ство борьбы за трезвость. На страницах нового ежемесяч ника читатель найдет статьи ' врачей, юристов, педагогов, организаторов досуга. Ж ур нал рассчитан на людей, са мых разных возрастов и про фессий. Стоимость одного номера — 40 копеек, подписная це на на год 4 рубля 80 копеек, индекс — 70987. Областное агентство «Союзпечать» при нимает подписку на журнал «Трезвость и культура» до 1 ноября 1985 года. В. ПОЛУКАЗАКОВА. - «ПОД КЛЮ Ч » д о м «При глашаю на ново селье», — такие слова в последние дни часто зву чат в коллективе липецких станкостроителей: строи тели сдали в эксплуата цию последнюю очередь заводского 216-квартир ного жилого дома по ули це Советская, 68. Этот дом уже успел стать украшением одной из центральных улиц об ластного центра. Оформ ление фасада здания, вы ходящего также на пло щадь Победы, выполнено по индивидуальному про екту. Остекленные лод жии, серо-красный коло рит отделки придают до му неповторимое лицо. Квартиры в нем отлича ются удобной планиров кой, каждая из лоджий оборудована . холодной кладовкой. Автор архитектурно го решения фасада зд а ния — главный инженер проекта института «Ли- пецкгражданпроект» — Г. М. Александров. Е. Д ЕМЕНТЬЕВА. ■ СЕЛЬСКОГО Ф ЕСТИВАЛ Я В СЕНТЯБРЕ этого года, накануне сельского фестиваля, в обла стном драматическом те атре имени Л. Н. Толстого состоялась встреча партийных, советских, комсомольских ра ботников ряда районов е ма стерами сцены, на которой об суждались предстоящие гаст роли. Наша газета сообщала об этом. Продолжая фести валь, широко прошедший в ряде районов области весной этого года, творческий кол лектив театра решил показать сельчанам на осенних гастро лях 4 спектакля: «Пять пудов любви» по произведениям А. Чехова, «Школа жен» Ж . Мольера, «Страсти по Варваре» О. Павловой и «Ши шок» А. Александрова, а в Ельце — «Двери хлопают'» М. Фермо. В план также вхо дили творческие встречи со зрителями, оказание шефской помощи самодеятельным те атральным коллективам. Чем же порадовал прошед шим фестиваль? В обкоме КПСС состоялось подведение его итогов с уча стием работников театра и представителей общественных организаций ряда районов, ра ботников ’ культуры, которые УРОКИ были причастны к организа ции сельского театрального фе стиваля. Гастроли театра прошли в Грязинском, Хлевенском, Ли пецком, Добровском районах, Ельце. В целом итоги его по радовали. За время осеннего фестиваля в районных и сель ских домах культуры зрители посмотрели 31 спектакль, 3 спектакля показано ельчанам. Театр приходит к зрителю... Трудно переоценить значение такой работы в эстетическом воспитании сельских труже ников. Понимая всю ее важ ность, ответственно отнеслась к организации гастролей в Липецком и Добровском рай онах. В Липецком районе пед руководством секретаря рай. кома партии Л. И. Будаевой, с участием заместителя пред седателя райисполкома А. Е. Мартынова был составлен четкий график показа спек таклей, творческих встреч со зрителями. Позаботились и об условиях работы театра на сельской сцене. Хлебом-солью встречали в день открытия сельских гаст ролей липецких артистов в с. Кузьмино-О'Лержки. Сна чала гости побывали с . экскур сией на птицефабрике «Ли пецкая». А вечером в Доме культуры состоялось торжест венное открытие фестиваля. В этот же день театр начал по каз спектаклей юным зрите лям. В Доме культуры совхоза «Красный колос» уже нес колько лет работает детская театральная студия. Большой радостью была для ребят встреча с артистами областного драмтеатра. От имени юных зрителей горячо приветствова ла гостей секретарь райкома ВЛКСМ Алла Дадонова, а ре бята подарили им сувениры, изготовленные своими руками. Каждая встреча в хозяйствах района оставила добрый след в сердцах сельских тружени ков. - _ Успешно прошли гастроли в колхозах и совхозах Добров- ского района. Они совпали с напряженным для сельчан вре менем уборки сахарной свек лы, других осенних полевых работ. Поэтому театр пошел навстречу предложению хозя ев — показывать спектакли в сельских домах культуры в удобное- для зрителей вр^мя. И они неизменно проходили при полных залах, сельчане тепло благодарили мастеров сцены. А вот в Грязинском и Хле венском районах театральный фестиваль не обошелся" без досадных накладок. Далеко не во всех хозяйствах, где наме чались гастроли, ответственно подошли к организации зри телей. В Доме культуры сов хоза «Россия», где начинался районный фестиваль, торже ственное его открытие не со стоялось. Председатель проф кома хозяйства В. И. Илья- шенко ушла в отпуск, и орга низация вечера была пущена на самотек. Не поинтересова лись тем, как начал работать театр в районе, и заведующая районным отделом культуры Н. И. Абрамова, работники горкома партии, райисполко ма. На заседании, состоявшемся в обкоме партии, были выска заны серьезные замечания и в адрес секретаря Хлевенского райкома партии Р. Н. Пожи даевой, должным образом не проконтролировавшей органи зацию сельских гастролей к* районе. Не проявили активно го участия в проведении теат рального фестиваля на селе и работники райисполкома, рай онного отдела культуры, рай кома ВЛКСМ. Такое отношение к организации свободного вре мени сельских тружеников, к делу их эстетического воспи тания средствами театрально го искусства недопустимо. Лучшими в проведении сель ского театрального фестиваля признаны Липецкий и Доб- ровский районы. Они же по лучили почетное право при нять участие в торжествен ном открытии 65-го театраль ного сезона в Липецком дра матическом театре имени Л. Н. Толстого. В обсуждении итогов теат рального фестиваля приняла участие секретарь обкома КПСС Р. Е. Злобина. Л. ИВАНОВА. Любят местные жители этот уголок, где Сосна сливается с Доном. С живописной речной излучины, знают рыбаки, всегда уйдешь с хорошим уловом, а золотистый песча ный плес летней порой дарит много радостей детворе. И все же спокойный на первый взгляд пейзаж вселяет трево- ру: на этом участке берега Дона — ни деревца, пашня подступает едва ли не к са- мой воде. Что ни весна, несут талые воды в реку чернозем и удобрения с полей, нарушая ее чистоту, губя ее богатства. И словно в отместку, в паво док упорно подтачивает, раз мывает Дон берега, несущие ему зло. Помирить поле и реку, послужить на пользу обоим может лес. Зеленая по лоса деревьев сбережет Дон от загрязнения, став фильт ром на пути талых вод. Она же защитит пашню от реки, не давая ей вгрызаться в бе рег, прочно скрепленный кор нями. — Насаждение лесополос На снимках: работа в разга ре; один из лучших членов школьного лесничества Сергей Пичугин; главный лесничий В. И. Золотых помощниками доволен. Фото А. ЩУРОВА. ЗЕЛЕНЫЙ щ и т д л я д о н а вдоль берегов Дона — состав ная часть обширного плана борьбы за чистоту и полно- водность наших рек, — рас сказывал в дороге на этот по ка пустынный берег главный лесничий Донского лесхоза Виктор Иванович'Золотых. — За последние годы работника ми лесхоза сделано немало: молодые посадки по берегам рек в Липецком и Задонском районах составляют 120 гек таров. На многие километры протянулись лесополосы вдоль Кузьминовки и Белого Колоде зя, Студенца и Рогожки. Тыся чи деревьев посажены в овра гах и балках, чтобы остано вить их рост, сохранить клю чи и ручьи, питающие наши реки. И,- конечно, главная наша забота — о Доне. В этом году подготовлено пять десят гектаров под будущие лесополосы. На шести из них саженцы появятся уже в эти дни — в ходе осеннего ме сячника. От реки тянуло холодом, сырой ветер вышибал слезы из глаз, однако осеннее не настье на настроение не вли яло: слышались шутки и смех, споро двигалась работа. Ребята из школьных лесни честв Донской средней и Скор- няковской восьмилетней шкод под руководством опытных ле сников заботливо высажи ва ли в землю молодые топольки. Дело это для них знакомое и привычное: не один гектар леса посажен ребячьими ру ками. — Помощь нам от ребят больдаая, — ненадолго отор вавшись от работы, расска зал лесничий С. М. Алексан дров. — Школьники и семена собирают, и в прополке уча ствуют, и саженцы выращива ют. Больше пятнадцати лет дей ствует школьное лесничество в Донской средней школе. И, пожалуй, ни гектарами моло дого леса, ни тоннами соб ранных семян, ни количеством расчищенных родников, как бы ценно все это ни было, пользу ребячьего дела не измерить, считает бессменный руководитель лесничества преподаватель биологии Таи сия Алексеевна Пятунина. Главное — школьники учатся любить и понимать ' природу, становятся настоящими хозяе вами земли. Для многих из них работа в школьном лес ничестве и определила весь дальнейший жизненный мар шрут. В Донском лесхозе ра ботает сегодня Вячеслав Лаух. тин, в лесотехнический инсти тут поступили С. Перцев, Н. Буков, М. Трубицын. О том, чтобы посвятить себя охране .и приумножению при родных богатств, всерьез за думываются и девятиклассни ки — участники *нынешнего субботника. И пусть сегодня они не сидят за партами •— все же для них продолжается самый важный урок доброты, человечности, заботы о пашем общем доме — земле. Идет осенний месячник по благоустройству рек. О. СЕРГЕЕВ. О ДНА из проблем ного — граница изображении смерти и крови дискуссионных современ- кинематографа и мера в жестокости, на экране. За падные социологи и публипи- сты терпеливо подсчитывают и пересчитывают, сколько убийств приходится в сред нем на каждую телепере дачу или фильм ужасов. Ста тистика получается красноре чивая. Обличительный пафос этих выкладок, однако, ослаб ляется, если в каждом кон кретном случае не выяснить, зачем нужна была такая кон центрация боли и страха. Когда зрителя пробуют раз влечь, запугать, подавить, ож е сточить страшным зрелищем — это безнравственно и не имеет отношения к искусству. А если хотят разбудить со весть и память? Если к сцене насилия обращаются, чтобы человек возненавидел его? Я посмотрел фильм, остав ляющий далеко позади мрач ные рекорды «Кинг-Конгов». «Челюстей» и «Франкенштей нов». В нем в течение не скольких секунд погибают двести тысяч людей. И еще тысячи умирают мучит зльной смертью от ран, голода, лей кемии до самого последнего кадра. Умирает, целый город. Он корчится в огне, взлетает на воздух и обрушивается вниз, погребая тех. кто еще не обу глился, не превратился в язык гудящего пламени, не распался на атомы, не испа рился облачком дыма. Это фильм о Хиросиме. Не документальный. И не игро вой. Мультипликационный. Бесконечное множество ри сунков, оживающих на экране, повествует о трагических днях японского города, о маленьком мальчике по имени Ген, о че тырехстах тысячах его земля ков. И о бомбе, которую и з готовили за океаном. чтобы стереть их всех с лица земли. Раз мультипликация — зна чит, для детей. Инерция тако го отношения к искусству мультипликации чересчур, до обидного упорна. Между тем его мастера решительно разд винули границы традицией, ных, исключительно на дет скую аудиторию ориентиро ванных жанров. Они уверен но осваивают необозримые территории, изначально под властные игровому, докумен тальному, хроникальному, н а учно-популярному кино. Но и на этом фоне сделан ный японскими кинематогра фистами фильм «Босоногий Ген» — явление неожиданное, из ряда вон выходящее. Ему в огромной степени присуще то. что древний философ назвал катарсисом, — способность очистить и вцзвысить душу трагедией, состраданием, при общением к чужой боли. Чу жой ли? Ведь «чужого горя не бывает...». Война на излете. Она про играна. Это понимают все, кто не окончательно ослепил себя милитаристской, шовинисти ческой, самурайской мифоло. гией о превосходстве японско го духа над любым врагом. Это понимает добрый и силь ный отец Гена. Проигранная война, тем не менее, продолжается. И длит ся скудная, горькая жизнь го. рода, привыкшего к бесконеч ным очередям за рисовой пох лебкой и воздушным тревогам. На Хиросиму, правда, бом бы не падают. Весь их запас расходуют над соседними пун. ктами. «Самолет-разведчик», — звонко объявляет, покидая бомбоубежище, родителям и младшему братишке Ген, все знающее дитя войны. Он не знает лишь одного: зачем появляются над горо дом разведчики. Знаем мы. Из середины своих восьмидеся. тых мы провидим, что ожида ет Гена шестого августа 1945- го года в восемь часов пят надцать минут по местному времени. Мы знаем имена членов экипажа самолета, ко торому дано мирное женское имя «Энола Гей» — так звали мать одного из летчиков. Мы знаем, кто и как создавал атомную бомбу, почему для первой пробы была выбрана именно Хиросима. Мы - знаем все. Но ничего изменить не в силах. Прошлое будущему не подвластно. Но для героев фильма, это не прошлое, а настоящее. С нетрадиционной для мульти пликации неспешностью, с ре алистическим вниманием к луй, иногда чересчур самосто ятельные пацаны ссорятся, ми рятся, озоруют, убегают далеко от дома. Детство остается дет ством, даже если подвело жи вот. Им, — и, в первую . оче редь, Гену, — отведена особая роль. В главном герое акку. мулируется мужество, юмор и оптимизм. Он занимает закон- только что родившемся мла денце, о бездомном мальчике... К нему самому уже принос, нулась — невидимо, неслыш но, невесомо — смерть по имени радиация. Но он упор но, упрямо, с верой, если угодно — весело выполняет свой долг маленького мужчи ны. Фильм строится как хроника нескольких недель Хиросимы — до взрыва, сразу после взрыва... И — во время само, го взрыва. Черно-белый кадр с четким, заполняющим почти все эк ранное пространство силуэтом самолета сменяется залитыми огнем, короткими планами гибнущего города. Мы вбро шены в эпицентр взрыва.^ На наших глазах распадается, превращается в пепел чело.з'-. ческая плоть. Время замедля ется, укрупняется. Смерть словно разложена по фазам, скандируется по слогам. Это тот случай, когда художник обязан быть жестоким, чтобы сказать правду. Любая .фигу ра умолчания была бы пусть невольной, но малодушной из- К И Н О --------------- ---------------------------------- МАЛЕНЬКИЙ ГЕ Н И будничному теченйю жизни, к подробностям уклада устав шего от войны, но терпеливо несущего ее бремя города ве. дут повествование о Гене сце нарист Кэйдзи Накадзава и режиссер Масаки Мори. Не все, однако, окрашено на экране в безрадостные цвета войны й лишений. Люди не могут жить толькой войной. Отец показывает мальчику зе леные побеги на поле, гово рит ему о великой созидаю, щей, животворящей силе природы. (Этот эпизод — пролог фильма, кото рый перекликнется с фина лом, когда на искалеченной, усыпанной пеплом земле пробьются, вселяя надежду, нежные ростки пшеницы). Шумные, плутоватые, пожа. БОЛЬШАЯ БОМБА ное место в том ряду, где находятся бесстрашный и вер ный Гаврош, Том Сойер, Гек Финн, внук одесского рыбака Гаврик из «Белеет парус оди нокий...» В, этом японском Томе Сой ере, чью беспечность убивает война, авторы видят воплоще ние духовной силы, нравствен ного здоровья и жизнестойко сти народа. После атомной бомбарди ровки на пепелище уничто женного города возникает свой быт. Апокалипсис отчая ния сменяется прозаическими заботами о горсточке риса и чашке молока. Маленький Ген, не сгибаясь, держит на своих плечах неимоверную тяжесть. Погибли отец, брат, сестра, он один заботится о матери, о меной памяти страдальцев и жертв. По-моему, сделать такой фильм нерисованным, предло жив актерам разыграть траге дию Хиросимы в натуральных декорациях, немыслимо, ибо сострадание и гнев зала вы теснялись бы чисто физиоло гическими реакциями. Да и вообще — есть что-то кощун ственное в профессиональной имитации гибели двухсот ты сяч человек, в иллюзорной хроникальной достоверности при воспроизведении их мук. Потому, очевидно, и взя лись за воплощение этого за мысла мультипликаторы. Ри сунок не имитирует реаль ность. Он в каждом своем штрихе обобщает ее, не толь ко не стремясь к стопроцент ному подобию, но скорее чуж даясь его. Когда смотришь «Гена», горло перехватывает, слезы не удержишь. Но го, что в «живом» кино оказалось бы невыносимым, здесь смягча ется (но не ослабляется!) и, не теряя интенсивности воз действия, вводит наши эмо ции в русло подлинно челове ческих переживаний. Тем более, что в фильме об. разуется некоторый, что ли, зазор между хроникальным по сути своей материалом и от кровенно условным обликом персонажей. И в Гене, и в его мужественном отце, и в крот кой, терпеливой матери, и в лупоглазом озорном братишке узнаются черты, которыми на делены герои многие, в том числе — и вполне коммерче. ских фильмов, чья патетика и юмор сориентированы на стандарты комиксов и реклам ных плакатов. Подобное графическое ре шение весьма спорное, хотя для него есть определенные резоны. Можно, например, предположить, что авторы, сознавая, какое повышенное давление на нравственное чувство и психику зрителя создает их фильм, пытались облегчить таким образом кон такт с ним. Есть в искусстве произве дения, к которым все-таки крайне трудно и неловко под ступаться с эстетическими мерками, трезво взвешивать достоинства и просчеты. «Бо соногий Ген» — из их числа. Фильм трогает и побуждает вновь и вновь думать над вопросом, остающимся без окончательного ответа на про тяжении сорока лет: Хироси ма — это эпилог второй ми ровой войны или пролог третьей? Кто-то точно сказал, позаим ствовав метафору у творца Тиля Уленшпигеля: пепел Хи росимы стучит в сердце лю дей, человечества. Но пепел этот взывает не к отмщению, а к предотвращению новой Хиросимы, чьи границы могут раздвинуться до размеров всей планеты. Антивоенный фильм японских кинемато графистов честно служит этой великой задаче. И. НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz