Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
Н ОМПЛ ЕН СН АЯ Р О Г Р АММА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОД СТВА ТОВАРОВ НАРОД НОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И СФ ЕРЫ УСЛУГ НА 19 8 6 -2 0 0 0 ГОД Ы * Коммунистическая партия Советского Союза последова тельно осуществляет эконо мическую стратегию, высшая цель которой состоит в том, чтобы неуклонно повышать материальный и культурный уровень жизни народа, соз давать условия для всесто роннего развития личности. Все во имя человека, на бла го человека — это програм мное положение наполняется все более глубоким и кон кретным содержанием. Разнообразнее стала ду ховная жизнь советских лю дей, расширились их возмож ности в получении знаний, в культурном и физическом развитии. Успешно решается жилищная проблема. С каж дым годом повышаются ре альные доходы трудящихся, растет их покупательная спо собность, улучшается обеспе чение населения продуктами питания, товарами легкой промышленности, предмета ми культурно-бытового и хозяйственного назначения, увеличивается объем оказы ваемых услуг. Дальнейшее повышение народного благосостояния является важнейшим прог раммным требованием пар тии, составляет сердцевину ее социально-экономической политики. Реальное достиже ние этой цели обеспечивается непрерывным развитием и со вершенствованием общест венного производства, повы шением его эффективности, ростом социальной и трудо вой активности советских лю дей. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И СФЕРЫ УСЛУГ НА 1986— 2000 ГОДЫ Комплексная программа развития производства това ров народного потребления и сферы услуг, разработан ная в соответствии с решени ями XXVI съезд а КПСС, я в ляется составной частью Ос новных направлений эконо мического и социального р аз вития СССР на 1986 —1990 годы и на период до 20 0 0 года. В соответствии с постав ленной партией задачей уско рения социально - экономи ческого развития страны на базе научно-технического прогресса программа предус матри вает всемерное увели чение производства, расши рение ассортимента и повы шение качества товаров на родного потребления и раз вития услуг, оказываемых на селению, концентрирует уси лия всех отраслей народно го хозяй ства на решении бли жайших и перспективных за дач 6 области развития про и зводства и реализации неп родовольственных товаров, а также сферы услуг. Отрасли, специализиро ванные на выпуске товаров и обслуживании населения, по лучают ускоренное развитие. На основе широкого внедре ния современной техники и технологии укрепляется их материально-техническая ба за. Улучшается обеспечение производства товаров и сфе ры услуг оборудованием, ма териалами и комплектующи ми изделиями. Намечается значительно увеличить производство тка ней, одежды, обуви, повысить обеспеченность населения всеми видами сложной быто вой техники и разнообразны ми услугами. При этом бу дет'' проводиться целенапра вленная и действенная рабо та по формированию у совет ских людей разумных потреб ностей, воспитанию у них со циалистической культуры бы та и отдыха, по созданию ус ловий для полноценного ис пользования свободного вре мени. Основное внимание в про грамме уделяется вопросам улучшения качества и ас сортимента выпускаемых то варов, внедрения прогрессив ных форм и расширения ус луг в торговле и обществен ном питании, бытовом, жи лищно-коммунальном, тран спортном, туристском и дру гих видах обслуживания на селения. Повышаются роль и ответ ственность министерств, ве домств, союзных республик и местных Советов народных депутатов за удовлетворение потребностей населения в не обходимых товарах и услугах, более полное использование резервов и возможностей, имеющихся на местах. Взаимосвязанно решая во просы развития производства и реализации товаров и сфе ры услуг, программа преду сматривает совершенствова ние управленческой и плано вой деятельности, обеспече ние соответствующих отрас лей квалифицированными кадрами рабочих массовых профессий и специалистами, расширение и углубление со трудничества с социалистиче скими странами. Реали зация намеченных мер позволит поднять произ водство товаров народного потребления и сферу услуг на качественно новый уро вень, полнее удовлетворять разнообразные потребности советских людей. II. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И УЛУЧШЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В программе подчеркива ется необходимость неуклон ного наращивания выпуска товаров народного потребле ния преимущественно за счет интенсификации производства на основе улучшения его ор ганизации, эффективного ис пользования мощностей, ре конструкции и технического перевооружения предприя тий, совершенствования тех нологических процессов, при менения современных видов сырья и материалов, сниже ния материалоемкости про дукции, экономного использо вания ресурсов. Намечено активно и целе направленно совершенство вать структуру производства и потребления товаров лег кой промышленности, куль турно-бытового и хозяйствен ного назначения, своевремен но реагировать на изменения запросов населения, более полно учитывать социально- экономические преобразова ния в труде, быту, досуге го родских и сельских жителей. Первоочередной задачей от раслей промышленности, за нятых производством товаров для населения, является ко ренное улучшение качества и ассортимента изделий, повы шение их технического и эс тетического уровня, надежно сти в эксплуатации. Объем производства непро довольственных товаров в 1990 году увеличится по сравнению с 1985 годом не менее чем в 1,3 раза и в 2000 году — в 1 ,8— 1,9 раза. В легкой промышленности выпуск товаров в 1990 году предстоит довести до 103 млрд, рублей и в 20 0 0 году — до 142 млрд, рублей (в розничных ценах) против 85 млрд, рублей в 1985 году. Опережающими темпами бу дет разви ваться производство одежды, обуви для детей и пожилых людей, смесовых тканей, нетканых материалов, трикотажных полотен. Вы пуск новых товаров улучшен ного качества в двенадцатой пятилетке увеличится при мерно в 1,4 раза и в 2000 году — в 1,9 — 2 раза. Выпуск тканей в 1990 го ду составит 14— 15 млрд, кв. метров и в 20 0 0 году 18— 19 млрд. кв. метров. Расширится производство вы сококачественных тканей из натурального сырья и с при менением новых химических волокон и нитей. Значитель но улучшится художествен но-колористическое оформле ние тканей. Установлены за дания по наращиванию про изводства хлопчатобумаж ных, льняных, шелковых, шерстяных, а также смесо вых тканей. Более быстрыми темпами будет разви ваться выпуск и расширяться ассор тимент бытовых нетканых текстильных материалов, ис кусственного меха, напольных покрытий. чш П] * Публикуется в изложении. [роизводство трикотажных изделий намечено довести в 1990 году до 2,2—2,3 млрд, штук и в 2000 году до 3,3 — 3,4 млрд, штук, чулочно-но сочных изделий — соответст венно до 2,3 и 2,5 млрд. пар. Значительно увеличить изго товление трикотажных изде лий из полотен облегченных структур, новых видов пряжи и нитей, верхнего трикотажа с использованием натураль ной грубой шерсти для нос ки при пониженных темпе ратурах, а также для отдыха и туризма. Улучшить цвето вую гамму и рисунки трико тажных изделий за счет ис пользования прогрессивных видов красителей и отделки. Обеспечить производство швейных изделий в 1990 го ду в объеме 2 5—26 млрд, рублей и в 2000 году —3 4— 35 млрд, рублей в розничных ценах. Значительно улучшить моделирование и констру ирование швейных изделий, расширить ассортимент одеж ды для детей, молодежи и лиц старшего возраста. Уве личить в двенадцатой пяти летке выпуск и расширить ассортимент межсезонной одежды с применением облег, ченных утепляющих прокла док, модных и практичных изделий и комплектов, а так же рабочей одежды и обуви и прежде всего для животно водов, механизаторов, мелио раторов и других работников сельского хозяйства. Выпуск обуви в 1990 году будет доведен до 900 млн. пар и в 2000 году до 1015 млн. пар. Расширится произ водство обуви из натураль ной и новых видов искусст венных кож, текстильных ма териалов с высокими гигиени ческими свойствами. В две надцатой пятилетке предус мотрен необходимый рост выпуска спортивной, модельной, детской, а также резиновой и валяной обуви. Намеченные объемы про изводства позволят значитель но поднять потребление из делий легкой промышленнос ти. Предусмотрены опережаю щие темпы роста производст ва товаров культурно-бытово го и хозяйственного н аз начения. Особое вни мание обращено на увеличе ние выпуска бытовой техни ки, облегчающей труд и со кращающей затраты времени на ведение домашнего хозяй ства. В этих целях будет осуществлен переход от про и зводства отдельных видов изделий к выпуску комплек тов машин и приборов для удовлетворения различных потребностей населения. Про изводство товаров культурно- бытового и хозяйственного назначения намечено довести в 1990 году на сумму до 77 млрд, рублей И в 2000 году — до 113 — 119 млрд, руб лей, с увеличением по сравне нию с 1985 годом в 2 —2,1 раза. Повысить качество й на дежность товаров культурно- бытового и хозяйственного назначения. В интересах по требителей заводам- изгото вителям усилить систему га рантий безотказной работы выпускаемых изделий. Пол ностью удовлетворить потреб ность в запасных частях к бытовой технике. Производство радиоприем ных устройств в 1990 году составит 11,2— 12 млн. штук и в 2000 году — 14,3 — 15,3 млн. штук, магнитофонов со ответственно 5,8—6 и 7,8—8 млн. штук, телевизоров — 10 ,6— 11 млн. штук и 12,5 — 13 млн. штук, в том числе телевизоров цветного и зобра жения — 6,7— 7 и 9,6 — 10 млн. штук. Определены меры по со вершенствованию бытовой радиоэлектронной аппарату ры на основе использования новейших достижений микро электроники. микропроцес сорных средств, расширению производства переносных и портативных приборов. Про изводство кассетных видео магнитофонов в 1990 году будет доведено до 60 тыс. ш т у к и в 2000 году — до 120 тыс. штук. Значительно увеличится поставка рынку магнитной ленты с улучшен ными качественными показа телями. Выпуск холодильников и морозильников возрастет в 1990 году до 6 ,6—7 млн, штук и в 2000 году до 8 — 8,8 млн. штук. Производство двухкамерных холодильни. ков к концу двенадцатой пя тилетки увеличится в 4,5 ра за и морозильников в 3 ра за. Удельное энергопотребле ние бытовых холодильников будет снижено в 1 ,3— 1,5 ра. за и материалоемкость в 1,2 раза по сравнению с сущест вующими моделями. Намечено довести выпуск бытовых швейных машин в 1990 году до 2,5 млн. штук и в 2000 году до 3,5 млн. штук. Расширить ассортимент бытовых швейных и вязаль ных машин. Увеличить в 1990 году выпуск многоопе- рационных1швейных машин в 1,5 раза. Производство стиральных машин возрастет в 1990 го ду до 6 —6,1 млн. штук и в 2000 году до 6 ,4—7 мдн. штук. Увеличится выпуск многопрограммных автома тических, новых полуавтома тических и малогабаритных стиральных машин, сушиль ных и гладильных аппаратов. Предусмотрено повысить технический уровень тран спортных средств, выпускае мых для продажи населению. Перейти в двенадцатой пяти летке на выпуск новых мо делей легковых автомобилей с улучшенными технически ми параметрами. Освоить производство приборов и устройств, облегчающих эк сплуатацию легковых авто мобилей. Расширить номен клатуру и улучшить эксплуа тационные качества мотоцик лов и велосипедов. Умень шить массу велосипедов за счет применения легких спла вов и конструкционных пла стмасс. Расширить производ ство велотренажеров. Увеличить в 1990 году про изводство кварцевых наруч ных часов в 2 раза. Освоить производство новых моделей любительской фотокинотех. ники — кинокамер, фотоап паратов. увеличителей, диа проекторов. Улучшить ас сортимент, повысить качест во и увеличить выпуск фо токинопринадлежностей, цвет, ных фотокиноматериалов. Совершенствовать конст рукции пылесосов в н аправ лении уменьшения их габа ритов, снижения удельного энергопотребления. Довести выпуск пылесосов в 1990 году до 4 ,9—5 млн. штук и в 2000 году до 5 ,6—6 млн. штук. Расширить ассорти- • мент кухонных машин и приборов за счет выпуска новых видов автоматических посудомоечных машин, му. сородробилок, картофелечи сток, овощерезок и других электроприборов. Увеличить в 1990 году производство универсальных кухонных ма шин в 2,3 раза. Довести производство ме бели в 1990 году на сумму до 10— 10,5 млрд, рублей и в 2000 году — до 15— 16 млрд, рублей в розничных ценах. Расширить выпуск наборов и гарнитуров (в том числе для молодых семей) кухонной, детской и другой мебели. Особое внимание будет уделено повышению потре бительских свойств и эстети ческого уровня мебели на основе внедрения передовой технологии, создания и при. менения новых облицовоч ных и отделочных материа лов с улучшенными декора, тивно-художественными ха рактеристиками, совершен ствованию ассортимента и повышению комфортабельно сти мебели с учетом различ ных видов планировки квар. тир. Установлены задания по увеличению выпуска р аз личных видов посуды, элек тронагревательных приборов, игрушек, товаров бытовой химии и ряда других изде. лий культурно-бытового н аз начения. Предусматривается дальнейшее улучшение их ассортимента и качества. Ускоренными темпами бу дет разви ваться производ ство спортивных и турист ских товаров. В двенадцатой пятилетке предусмотрено обеспечить в основном удов летворение потребности на селения в них. Расширить ассортимент и повысить ка чество предметов личной ги. гиены. Освоить производст во новых изделий этой груп пы. Объем реализации печат ной продукции увеличится в 1990 году не менее чем на 23 процента и в 2000 году — в 1,7 раза. Полнее будет удовлетворяться спрос на детскую, юношескую, худо жественную литературу, справочные издания. Увеличится продажа все возможных материалов, спе циально подготовленных де ловых отходов промышлен ного производства, необходи мых для занятий техническим и художественным творчест вом. Предусмотренные про граммой объемы производст. ва товаров культурно-быто вого н хозяйственного н аз начения позволят значитель но повысить обеспеченность ими населения. Учитывая важное соци ально-экономическое значе ние развития коллективного садоводства и огородничест ва. предусматривается выде ление материально-техниче ских ресурсов для обеспече ния намечаемого прироста садовых участков. В двенадцатой пятилетке будет полностью удовлетво рен спрос населения на стро ительные материалы, сани тарно-техническое оборудо вание, садовые домики, са дово-огородный инструмент и инвентарь. Расширится ас. сортимент машин для меха низации труда в личных подсобных хозяйствах и на садовых участках — средств малой механизации в расте ниеводстве, универсальных машин с комплектами раз личных насадок для перера ботки сельскохозяйственной продукции. мотокосилок, малогабаритных тракторов с набором орудий для обра ботки почвы, установок для приготовления кормов и дру гих машин. Намечено осуществить с учетом региональных осо бенностей меры по дальней шему развитию местной про мышленности и укреплению ее материально-технической базы. Увеличить объем про. изводства товаров народного потребления на предприяти ях местной промышленности в 1990 году не менее чем в 1,3 раза и в 2000 году — в 1,8 раза. Наращивать про изводство товаров культур но-бытового и. хозяйствен ного назначения и, в частно, сти, садово-огородного ин вентаря, гончарной и кера. мической посуды, сувениров, детских игрушек, музыкаль ных инструментов, а также изделий народных художе ственных промыслов, нацио. нальной одежды, местных строительных материалов и различн&х простейших то варов. В чтих целях макси мально использовать местное сырье и деловые отходы промышленного и сельскохо- , зяйственного производства, увеличить выпуск продукции из них в 1990 году в 1,4 ра за. Шире использовать и со_ . вершенствовать надомные формы труда, создавать спе циализированные предприя. тия с сетью филиалов, участ ков и приемных пунктов. Разви вать производство не продовольственных товаров в системе потребительской ко операции, привлекая для это го колхозников и работников совхозов в межсезонный пе риод, а также мастеров на родных промыслов и пенсио неров. Расширять выпуск про стейших товаров народного потребления в подсобных производствах колхозов и совхозов. III. РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Обеспечить коренное улуч шение торгового обслужива ния населения, усиление воз действия торговли на форми рование ассортимента и по вышение качества выпускае мых изделий, активное внед рение прогрессивных, удоб ных для покупателей форм обслуживания, существенно сокращающих затраты вре мени на приобретение това ров. Довести к концу двенад цатой пятилетки обеспечен ность торговой площадью магазинов в расчете на тыся чу жителей в городах до 20 0 кв. метров и в сельской ме стности до 210 кв. метров, а в 20 0 0 году — соответствен но до 230 и 250 кв. метров. Осуществить рациональ ное размещение и специали зацию предприятий рознич ной торговли, улучшить ре жим их работы с учетом соз дания максимальных удобств для населения. Сосредото чить к концу двенадцатой пя тилетки продажу технически сложных товаров культурно- бытового и хозяйственного назначения, тканей, одежды и обуви преимущественно в специализированных магази нах, универмагах и торговых центрах. Улучшить органи зацию торговли лесными и строительными материалами. Повышать культуру об служивания населения. Р аз вивать и совершенствовать самообслуживание с широ ким применением тары-обо рудования, торговлю / по предварительным заказам, каталогам и образцам. Улуч шать посылочную торгов лю, организацию сезонных ярмарок и базаров. Расширить круг услуг, оказываемых покупателям в магазинах. Удовлетворять потребности населения в до ставке крупногабаритных по купок и установке на дому приобретенных технически сложных изделий. Повсе местно организовать в тор говле информационно-спра вочные и консультационные службы. Обеспечить раскрой тканей и подгонку одежды в универмагах и специализиро ванных магазинах. Р азви вать продажу в кредит, ко миссионную торговлю не продовольственными товара ми. Улучшить торговое об служивание сельского насе ления. Шире внедрять удоб ные для жителей села формы продажи товаров по предварительным заказам, развозную торговлю непо средственно на полевых ста нах, в бригадах и на фермах. Осуществить мероприя тия по коренному улучше нию деятельности и повы шению ответственности оп-- товых организаций за быстрого обслуживания, чайных, закусочных, кафе и баров по продаже безалко гольных напитков, особенно в местах массового отдыха и туризма, при зрелищных уч реждениях и спортивных сооружениях. Дальнейшее развитие по лучат дополнительные услу ги, оказываемые населению предприятиями обществен ного питания, а также фор мы обслуживания, учитыва ющие запросы семейного от дыха (отпуск и доставка обедов на дом, приготовле ние блюд из продуктов за казчика, обслуживание се мейных торжеств, детских и молодежных празднований). Предусмотрено улучшение обслуживания и качества продукции предприятий об щественного питания на всех видах пассажирского тран спорта, в гостиницах и об щежитиях. IV. РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ бесперебойное снабжение розничной торговой сети товарами, рациональное их размещение по районам страны. Обеспечить концен трацию товарных запасов преимущественно в системе оптовой торговли. Торгующим организациям и промышленным предприя тиям совершенствовать дея тельность по изучению спро са и формированию потреб ностей населения, пропаган дировать основы рациональ ного потребления. Улучшить рекламу товаров. Шире использовать в этих целях фирменные магазины, вы- ставки.продажи, покупа тельские конференции, а также печать, радио, телеви дение. Намечены меры по даль нейшему развитию общест венного питания как одного из условий успешного ре шения социально - экономи ческих задач, связанных с укреплением здоровья со ветских людей, повышением производительности труда, экономным использованием продовольственных ресурсов, сокращением времени на приготовление пищи в до машнем хозяйстве, с со зданием больших возмож ностей для культурного проведения досуга. Предусмотрено более пол ное удовлетворение потреб ностей населения в разно образном и рациональном питании, повышение качест ва продукции и культуры обслуживания, дальнейшее расширение ассортимента, увеличение выпуска полу фабрикатов высокой степени готовности, кулинарных и кондитерских изделий, зн а чительное увеличение их продажи по месту работы, учебы и жительства. К концу двенадцатой пя тилетки полностью будут удовлетворяться потребности трудящихся в общественном питании по месту работы. Предстоит завершить перевод рабочих, студенческих и школьных столовых на от пуск обедов, скомнлектован- ных по рациону питания с учетом характера и условий труда и учебы. Расширить доставку горячей пищи к рабочим местам на непре рывных производствах, а также на животноводческие фермы и полевые станы, обеспечить горячим питани ем работающих в вечерние и ночные смены. Ускорить развитие диетического пи тания. Установлены задания по расширению в 1986 —2000 годах сети общедоступных предприятий общественного питания. Ускоренно будет развиваться сеть специали зированных предприятий В предстоящем периоде повышается роль услуг в улучшении условий жизни советских людей, их духов ном и физическом развитии, более рациональном исполь зовании свободного времени. Получат дальнейшее раз витие выплаты и льготы, предоставляемые населению из общественных фондов по требления. Средства этих фондов будут направляться на охрану здоровья, воспи тание Детей, образование, социальное обеспечение, на развитие культуры и дру гие нужды населения. Наря ду с оказанием бесплатных услуг, исходя из растущих запросов и интересов трудя щихся, намечено создание разветвленной и эффективно работающей системы плат ных услуг, предусматриваю щей при этом: улучшение качества ус луг, повышение культуры и внедрение прогрессивных форм обслуживания, органи зацию новых видов услуг; преодоление различий в обеспеченности услугами на селения в больших и малых городах, в различных регио нах страны, опережающее развитие сферы услуг в сельской местности; рациональное размещение сети предприятий и органи заций, оказывающих услуги, приближение их к месту тру довой деятельности, учебы и жительства людей, обеспе чение работы этих пред приятий и организаций в удобное для населения вре мя; доступность основных ви дов услуг для всех групп населения, для граждан с различным уровнем достат ка, а также для категорий населения, особо нуждаю щихся в заботе и помощи со стороны общества (инвали дов войны и труда, лиц пре старелого возраста, много детных семей и др.); совершенствование мето дов изучения спроса и фор мирования потребностей на селения по основным видам платных услуг. Намечено ускорить разви тие Отраслей народного хо зяйства, непосредственно за нятых обслуживанием насе ления. Привлечь к оказанию услуг предприятия и органи зации всех министерств и ведомств независимо от их специализации и характера основной деятельности. Объем платных услуг, предоставляемых населению в 1986—2000 годах, увели чить в 2 ,1—2,3 раза, в том числе в двенадцатой пяти летке в 1,3 — 1,4 раза. Бытовые услуги. Развитие бытовых услуг будет направ ляться на более полное удовлетворение потребно стей населения в различных видах обслуживания, сокра щение затрат труда в домаш нем хозяйстве и его облег чение, увеличение свободно го времени советских людей. Объем реализации бытовых услуг увеличится в 1990 го ду не менее чем на 40 про центов и в 2000 году в 2 ,4— 2,5 раза. К 1990 году намечено полностью удовлетворить потребности населения в ус лугах по ремонту и техниче скому обслуживанию радио электронной аппаратуры, бы товых машин и приборов, ме бели и других предметов до машнего обихода. Активно внедрять абонементное н срочное обслуживание бы товой техники, а также об мен неисправных бытовых приборов на заранее отре- монтирбванные. Ускоренно развивать услуги прачечных и химчисток, бань, фотоате лье и ателье проката, а так же услуги, создающие ком форт и удобства в быту. Расширять услуги ателье проката, размещать их, как правило, в жилых микрорай онах, общежитиях, зонах массового отдыха, на круп ных предприятиях. Р азви вать сеть специализирован ных пунктов «Сделай сам», «Умелые руки», а также пунктов по прокату спортив. ного и садово-огородного ин вентаря, летних домиков и передвижных дач. Расширить действующие и построить но вые предприятия бытового обслуживания на крупных транспортных узлах. Обеспечить строительство и ввод в действие центров по обработке любительских фотокииоматериалов. Скон центрировать в них выпол нение основной части зак а зов на эти услуги. Объем услуг по ремонту и строительству жилищ и дру гих строений по заказам населения увеличится в 1990 году не менее чем в 3 раза. Особое внимание бу дет уделено выполнению за казов населения по улучшен ной отделке квартир, обору дованию их встроенной и ку хонной мебелью, расшире нию видов и объемов строи тельных услуг для сельских жителей, садоводческих то вариществ. Значительно расширится сеть станций технического обслуживания, что- позволит к концу двенадцатой пяти летки в основном удовлетво- [ рить потребность населения в автосервисе. При автоза правочных станциях будут создаваться посты по техни ческому обслуживанию, мелкому Vремонту и мойке автомобилей. Получат разви тие эти виды услуг в коопе ративных гаражах и на от крытых стоянках, шире бу дут использоваться для оказания таких услуг пере движные мастерские. Вы пуск запасных частей к лег ковым автомобилям в 1990 году полностью удовлетво рит потребности предприя тий по техническому обслу живанию и ремонту транс портных средств, принадле жащих гражданам, а также заявки розничной торговли. Услуги пассажирского транспорта. На основе даль нейшего развития и улуч шения работы всех видрв транспорта предусматрива ется полнее удовлетворять потребности в пассажирских перевозках. Учитывать при этом возрастающую подвиж ность населения, связанную с освоением новых районов, с учебой, отдыхом, туриз мом, а также растущие тре бования к комфортности пе ревозок, сокращению време ни нахождения пассажиров в пути. Улучшить организацию перевозок пассажиров желез нодорожным транспортом, особенно в периоды сезон ных и пиковых нагрузок, в пригородном сообщении, а также на магистралях, свя зывающих южные районы с центральными и северо-за падными районами Европей ской части страны. Увели чить количество фирменных поездов. Опережающее развитие получат перевозки пассажи ров воздушным транспор том. Увеличится количество рейсов без промежуточных посадок, а также прямых рейсов, связывающих про мышленные районы страны, в особенности Сибири и Дальнего Востока, с основ ными курортами. Обновится парк пассажирских самоле тов, будет освоено производ ство новых воздушных лай неров большой пассажиро- вместимости с высоким уров нем комфортности. Возрастет роль морского и речного транспорта в пе ревозках пассажиров, он пополнится экономичными скоростными судами на под водных крыльях и на воз душной подушке, а также комфортабельными судами туристского назначения. Предстоит организовать но вые маршруты, в первую очередь в северных и вос точных районах, максималь но использовать возможно сти этих видов транспорта для удовлетворения потреб ностей населения в туризме и отдыхе. Расширить круг сопутствующих услуг, оказы ваемых на судах, морских и речных вокзалах. Намечается активнее р аз вивать автобусный транс порт в пригородном и меж дугородном сообщениях, в сельской местности. Расши рить сеть маршрутных линий городского транспорта. Обес печит*. первоочередное р аз витие электрического тран спорта, шире внедрять ско ростной трамвай. Продол жить строительство метро политенов в крупных горо дах. Увеличить количество ноч ных маршрутов городского пассажирского транспорта для обслуживания предпри ятий с круглосуточным ре жимом работы, а также для организации сообщения между гостиницами, желез нодорожными, автомобиль ными, морскими и речными вокзалами, аэропортами. По высить эксплуатационные скорости всех видов город ского транспорта, сократить интервалы движёния в часы пик. Развивать таксомотор ные хозяйства, расширять сеть линий маршрутных такси. Повысить качество и куль туру обслуживания пассажи ров. Осуществлять строи тельство новых и реконст рукцию действующих желез нодорожных, морских, реч ных, авто- и аэровокзалов. Расширить строительство гостиниц в аэропортах, на узловых авто, и железнодо рожных станциях, в порто вых городах. Создать базо вые вычислительные комп лексы, в первую очередь на крупных железнодорожных узл ах — в Москве, Ленин граде, Киеве, Куйбышеве, Свердловске, Харькове, Мин ске и ряде других больших городов, для обеспечения ав томатизации билетно-кассо вых операций. Услуги связи. Увеличить объем услуг связи населе нию в 1990 году на 3 0—35 процентов и в 20 0 0 году в 2 ,7—3 раза. Опережающи ми темпами разви вать услу ги телефонной связи. Обес печить в основном к 20 0 0 году городское население квартирными телефонами, значительно повысить уро вень телефонизации в сель ской местности. Предостав лять в пользование населе ния не менее 75 процентов вновь вводимых в эксплуа тацию телефонов. Удовлетворять потребно сти населения в телефонах- автоматах, расширяя их сеть на предприятиях, в учреж дениях, организациях, кол хозах, а также в курортных районах, зонах отдыха, на вокзалах и в других местах массового посещения. Улучшить обеспечение ус лугами связи пассажиров всех видов междугородного транспорта. Повысить качество услуг почтовой и телеграфной свя зи, активнее внедрять новые виды услуг. Ускорить внед рение механизированных средств доставки почты. Улучшить почтовое обслу живание сельских жителей.- Удовлетворить потребности _. населения в посылочной та- ' ре. Расширять стереофониче- ' ское радиовещание. Завер шить в Ъсновном внедре ние системы трехпрограм много проводного вещания. Обеспечить возможность приема программы цветно го телевидения практиче ски во всех населенных пун ктах страны. Увеличить ко личество одновременно пе редаваемых телевизионных программ, улучшить их ка чество. Услуги жилищно-комму нального хозяйства. Разви тие жилищно-коммунально го хозяйства направлять на повышение уровня благо устройства жилых домов, городов, поселков и сель ских населенных пунктов, улучшение качества эксп луатации жилищного фонда и коммунального обслужи вания, .увеличить объем ус луг жилищно-коммунально го хозяйства в 1990 году на 3 2—34 процента и в 2000 году в 2 ,2—2,4 раза. В период до 2000 года в городах и поселках город ского типа обобществлен ный жилищный фонд полно стью обеспечить централи зованным водоснабжением, канализацией, газовыми или электрическими плитами, значительно повысить уро вень благоустройства рай онов индивидуальной жилой застройки. Улучшить сани тарную очистку населен ных пунктов, увеличить объ емы промышленной утили зации бытовых отходов. Р аз вивать действующие и внед рять новые виды комму нальных услуг. Увеличить количество мест в гостиницах в 1990 году на 30.—35 процентов и в 2000 году в 2,5 раза. Улуч шить обслуживание, вводить новые виды услуг в гостини цах и общежитиях. Р азви вать услуги ио обмену жилой площади, проектированию ин дивидуальных жилых домов, а также услуги бюро техни ческой инвентаризации. Услуги учреждений куль туры. Особое внимание в про грамме уделено повышению роли услуг учреждений куль туры в идейном, нравствен ном и эстетическом воспита нии советских людей, более полном удовлетворении их многообразных духовных пот ребностей, развитию новых прогрессивных видов и форм культурного обслуживания населения. Будет продолжено даль нейшее планомерное расши рение сети учреждений куль туры и искусства, особенно в местах массовой жилой за стройки и сельской местнос ти, вводиться в действие еже годно за счет государствен ных капитальных вложений не менее 50 кинотеатров. Увеличится количество кры тых летних кинозалов и ки ноплощадок, повысится эф фективность и качество рабо ты киноустановок. Создавать многофункцио нальные объекты культурно го назначения, городские и районные культурно-спор тивные комплексы. Повысить роль клубных учреждений в организации досуга населе ния, особенно на селе. Ак тивнее использовать при этом новые технические средства (видеомагнитофо ны, игровые телевизионные приставки и др.). Преду смотреть работу в клубах кружков и курсов по инте ресам. Расширять использо вание малых форм театраль ного искусства. Создавать тематические, специализиро ванные парки, а также пере движные аттракционные комплексы. Шире применять выездные формы культур ного обслуживания в сель ской местности. Обеспечить дальнейшее улучшение деятельности пар ков культуры и отдыха. Соз- (Продолжение на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz