Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Се г о д н я— Д ень учителя Гор д остью советск ого общ ества, вая те л е м юной ли чн о­ сти , н адежн ой своей опорой в восп и тан и и молодеж и н а зв а ­ л а п ар ти я н ародн ого уч и тел я . Сегодн я вся стр ан а ши роко отм еч ает п роф есси он ал ьн ы й п разд н и к — Д ен ь уч и тел я . Каж ды й н овы й год в жи зн и советск ой шк олы и м еет свои особен н ости . Н ын ешн и й — второй год р еал и зац и и идей р еф ормы , оп редел и вшей стр атеги ю обуч ен и я и восп и ­ тан и я мол одого п окол ен и я на д л и тел ьн ы й п ери од. Д л я п е­ д агоги ч еск и х к ол л ек ти вов он не мен ее сл ож ен , ч ем п ер ­ вый . Все, что бы ло тол ьк о н ач ато, д олж н о н ай ти свое дей ствен н ое п родолж ен и е в н овы х к он к ретн ы х д ел ах по совершен ствован и ю уч ебн о-восп и тател ьн ого п роц есса, свя- ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ! С ПРАЗД НИКОМ ВАС, НАСТАВНИКИ ЮНЫХ! Встреча была обычной. Ж ен­ щина поздоровалась. Я ответи­ ла и, чувствуя, что она не спе­ шит, сдросила о сыне, моем бывшем ученике. — Сейчас, кажется, все хо­ рошо: поступил в училище, нравится. Мастер у него хоро­ ший. А сколько натерпелась за последние пять лет?! Поверите лж, школы бояться стала... Слушала ее, а память рисо­ вала маленького, шустрого тем- ноголового мальчишку, курно­ сого, с подвижными карими глазенками. В них светилась и играла детская наивность и... хитринка. Проказ за ним осо­ бых не водилось, разве что быстрее некоторых бегал по ко­ ридору да любил покрасовать­ ся: сказать что-нибудь острое, бойкое. Скажет и ждет, как прореагируют. Но это не пор­ тило нашего доверия, К моим поручениям относился с ж а­ ром: сам крутится и другим с п у с к у не дает. Я не сказала бы, что в стар­ ших классах он Стал хуже. Просто рос, накапливая свой подростковый максимализм. Чувствуя, что особенности его характера, подвижность вызы­ вают раздражение, а попой и предвзятость у учителей и классного руководителя, не стапался предупредить кон- сЬ'Г'"- а выдумывал « ш т у ч к и назло». Ох, уж эти мальчиш­ ки!.. Так случается нередко в клас­ сах. где нет общего дела. «Клас­ сная» часто болела, но когда бралась за руководство, огра­ ничивалась «разносом» детей и родителей. Создавалась види. мость - воспитательной работы, и всё мечтали об избавитель­ ном йййуске. Наблюдая работу своих кол­ лег, беседуя с ними, я подме­ тила одну особенность. Изо дня в день из самой активной по­ ловины класса формируется к а­ кой-то средний стереотип: «тихо сиди», «не бегай», «не лезь», «опусти руку», «не встревай», «без тебя обойдут­ ся».,. И обходятся! Ддысих пор звучат во мне слова ,одной учительницы, ко­ торая в беседе с родительни­ цей в сердцах выкрикнула: «Знаете, когда болеет ваш сын —- я отдыхаю». А мальчиш­ ка вовсе не из «отъявленных». Ему энергию приложить не к чему: ни кружков, ни поруче­ ний, ни интересного дела... Памятен и другой разговор, тоже с учительницей: «Знаешь, — призналась она, — порой, глядя на своего сына, жалею, что создала его таким «немаль- чишкой». В нем не чувствуется воли, упрямства. Делает толь­ ко то, что скажу. Уже в седь­ мом классе, а столько неуве­ ренности, робости...». Может, стоит раньше заду­ маться над тем, как сохранить в мальчиках жажду деятельно­ сти, любознательность, дер­ зость, формируя в них ответ­ ственность за порученное де­ ло, умение взять самое труд­ ное на себя? Расскажу о двух классных руководителях, для которых любимым выражением стало: «Дорогие мои мальчишки!». ...До начала учебного ‘ года оставалось еще несколько дней, а Александру Ивановну Бори­ сову, классную руководитель­ ницу 4 «а» липецкой средней школы № 44 уже окружала ва­ тага мальчишек. Их глаза пря­ мо горели вопросом: «Что на­ до делать<» «Ах вы, мои ра­ ботники! Пошли-пошли...», Ни одного дня не оставляет Александра Ивановна мальчи­ шек без внимания. «Моя силь­ нейшая половина!» — говорит о них не без гордости, «Всем должно быть дело». Что уме­ ют твои руки? Умеешь плести и з разноцветных проволочек— научи других! Мальчишку-ти- хоню подтолкнет к действию советом: походи в школьный технический кружок, скоро в школе выставка, принеси свое изделие, чтобы все ребята вос­ хитились твоими умелыми ру­ ками. Неуверенный, не очень любознательный мальчик роб­ ко приходил на репетицию классного театра, а через не­ сколько месяцев становился не­ заменимым на школьных вече­ рах... Это только часть огромного пятилетнего труда, труда, ко­ торый не пройдет бесследно ни для учителя ни для учеников. Для Валентины Петровны Толстых, учительницы физики липецкой средней школы № 12, классного руководителя 8 «в» нынешний учебный год почти итоговый — со многими ребя­ тами придется скоро расста­ ваться. Для них родным ломом после восьмилетки станут учи­ лища, техникумы. Ответствен­ ный год. Волнуется классный руководитель не меньше, чем в первый год встречи с детским коллективом. «Класс был ровненький», —- вспоминает Валентина Петров­ на. Не было ни особо активных, ни ярко выраженных пассив­ ных. Ребята очень любили свою первую учительницу, и новая «классная» понимала, как не­ легко будет завоевать их при­ знание. ...Потребовались срочно уме­ лые руки: надо было перевести физический кабинет в новую комнату. Можно было бы при­ гласить рабочих, но Валентина Петровна решила обратиться за помощью к родителям — от­ цам. Не без умысла. У всех мальчишек есть яркая особен­ ность: они еще не чувствуют в себе сил, достаточных, чтобы проявить свои «мужские» уме­ ния, но очень гордятся, если эти умения показывают их па­ пы. Взрослые охотно откликну­ лись и в свою очередь предло­ жили: пусть и ребята посиль­ но потрудятся. Попробовали создать небольшие производст­ венные бригады: умелый папа и несколько мальчишек.'- Потом к ним присоединились и мамы, и появилась и бригада девочек. Больше месяца работали по вечерам. Вы знаете, ребята помнят каждый собственноручно заби­ тый гвоздь. Идея «бригад» пришлась всем по душе. А тут подошло празд­ нование годовщины образова­ ния СССР. Открылся в классе Цех по пошиву национальных костюмов Украинской респуб­ лики. Сколько гордости было за эти самодельные, переши­ тые из уже ненужных одежек костюмы! Постоянно искали себе такое полезное дело,, которое предо­ ставило бы возможность про­ водить время вместе, всем клас­ сом. И здесь как нельзя кста­ ти помогла дружба с базовым предприятием. С учетом требо­ ваний реформы урокам труда придали более конкретный ха­ рактер. Девочки стали делать коробки под торты, а мальчики сбивать ящики для хлебоком­ бината № 3. Несложный труд для 11—12-летних ребят. Но какое радостное удовлетворе­ ние испытываешь от того, что и в твоей помощи нужда­ ются. Труд ребят, конечно, оп­ лачивался. На заработанные деньги приобрели групповую путевку в город-герой Брест. Классным руководителем ос­ таешься всегда: в школе, на отдыхе, в путешествии — это учительская особенность. В Брест ехали че'рез Москву. И здесь, вспоминает Валентина Петровна, ребята ■ ее огорчили. Первый газ приехали в столи­ цу, а заговорили сначала ...о магазинах. Достопримечатель­ ности, мол, потом. Просьбу их она выполнила, но весь даль­ нейший путь была в смятении: значит, далеко не все еще ею, наставником, сделано в эстети­ ческом, духовном воспитании ребят. Вот и Брест.., Боялась, что произойдет то же, что и в Моек ве. Но не узнала своих ребят: экскурсии к мемориалу крепо­ сти, на границу буквально пот­ рясли их. Это были опять зна­ комые и совсем новые ребята. Любовалась лицами своих маль­ чишек, их черты «мужали», «твердели» прямо на глазах. Ей хорошо был ведом весь слож ­ ный мир их чувств в этот мо­ мент. В жизни ее класса было мно­ го радостных минут. Как ак ­ тивно трудились ребята на уборке урожая свеклы, по то­ му же бригадному принципу! По-настояшему соревновались за выполнение нормы, за каче­ ство работы. Никто не отлыни­ вал, лень на глазах товарищей — п осл ам и . Правда, все же не обошлось без огорчения: две подружки ушли с поля раньше времени «гулять», искали их всем классом. На родительском собрании, когда она не обошла этого случая, одна из мам под­ ружек не без заносчивости ска­ зала: «И правильно дочка сде­ лала, нечего с малолетства над­ рываться...». А в их классе и не надрыва­ лись. Самое тяжелое за дево­ чек старались делать мальчики. Вспомнила, как решительно заявили они тогда на поле, когда заметили, что девочки отстают: «Валентина Петровна, мы поможем их бригаде!». — ...Незаметно пролетит год. Сейчас уж е тяжело подумать, что расстанусь с ними. Лишь одним успокаиваюсь: может, не забудут, постучат когда-ни­ будь в дверь мои повзрослев­ шие ребята... Знаете, что самое радостное сейчас для меня? Пригласили недавно к себе первые мои мальчишки на три свадьбы. Смотрю на них, слушаю и ра­ дуюсь, как за своих сыновей... О. КОРШЕМЮК, учительница. зей школ и базовых предприятий, укреплению учебно-ма­ териальной базы, особенно в связи с переходом на обуче­ ние с шести лет. Реформа школы, ее содержание и цели подчинены при­ ведению в соответствие обучения и воспитания молодежи с экономическими, социальными, политическими и куль­ турными задачами совершенствования нашего общества. И при этом главным действующим лицом реформы является учитель. Да, велика роль и ответственность учителя в наше вре­ мя. И успешно справиться со своими задачами каждый пе­ дагог, каждый педагогический коллектив смогут только в том случае, если работают по-настоящему творчески, ес­ ли будут воодушевлены высокой идеей воспитать лич­ ность. Сегодня наша страница, посвященная Дню учителя, рас­ сказывает о людях, жизненным призванием которых ста­ ла школа, воспитание подрастающего поколения. Это — строки из теплых читательских писем, поступивших к нам в канун праздника, корреспонденции наших внештатных авторов. Побываем мы сегодня и в липецкой средней шко­ ле № 14. Ее педагогический коллектив работает систем­ но, комплексно, творчески, опираясь на надежную по­ мощь базового предприятия. Ш К О Л Ь Н А Я РЕФО РМ А В Д ЕЙ СТ В И И ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТВОРЧЕСТВА «Что у вас нового в школ е?». Этот вопрос часто слы­ шишь сегодня в любом учительском кругу. И коллеги, конечно, имеют в виду то новое, что внесла в жизнь реформа. В каждом педагогическом коллективе идет свой поиск. Не раз уже наша газета писала о липецкой средней школе № 14, возглавляемой заслуженной учительницей школ РСФСР А. И. Сарафановой. Интересно, целеуст­ ремленно трудится коллектив, во многом являя пример конкретной работы по воплощению реформы в жизнь. «Что нового у вас?». На этот вопрос мы и попросили ответить директора, учителей четырнадцатой, побывав в школе в канун Дня учителя. Новый учебный год, вто­ рой год реформы, в школе № 14 для старшеклассников начался необычно. Во-первых, на урок труда они пришли в новый кабинет профориента­ ции. Прямо скажем, один из лучших в области. И поста­ рался сделать его таким дав­ ний и верный шеф школы— коллектив трубного завода. Причем оформляли кабинет своеобразно: каждый цех ба­ зового предприятия готовил свою «наглядную агитацию». Соревновались, стараясь, чтобы стенды ярче, койкрет- нее и убедительнее расск аза­ ли о специфике труда, вы­ пускаемой продукции. — Просто счастливы, цто есть теперь у нас такой ка­ бинет, — сказал а завуч по учебно - воспитательной ра­ боте А. В. Давыденко. !— Он не только подспорье для учителей, но и лучшая аги­ тация ребят на рабочие про­ фессии. Посмотрите, какой выбор предоставляет им на­ ше базовое предприятие... «Мощный, высокопроиз­ водительный цех, оснащен­ ный передовой технологией» — так охарактери зовали свое производство труболитейщи­ ки. В этом 'убеждают фото­ снимки, экономические вы ­ кладки, понятные ребятам. Перечень профессий, харак­ терных для цеха,, завершают адреса училищ, техникумов, вузов, где можно их приоб­ рести. И так по каждому производственному подразде­ лению, по каждой заводской службе... Ответы на любой вопрос. Коллектив ремонтни- ков-мехаииков особо отметил, что в их цехе работает мно­ го молодежи. Автотранспорт­ ники с гордостью назвали своих Лучших людей. Среди них шофер, токарь, бульдозе­ рист, автокрановщик... Живой интерес ребят вы ­ зывают и экспонаты готовой продукции завода: мойки, ванночки, лотки, трубы и т. д. Впечатляет и красочная — во всю стену — карта, наглядно показывающая, в какие страны мира экспорти­ руется продукция... Первый урок в новом каби­ нете тоже был необычным. Его провел директор трубно­ го завода, отличник народно­ го просвещения В. Г. Ворон- чихин. Своим рассказом о предприятии, его пер­ спективах, о лучших лю­ дях производства, традициях рабочего коллектива он от­ крыл специальный цикл лек­ ций для старшеклассников, которые, заметим, — это ин­ тересно, — в течение учеб­ ного года прочтут специали­ сты завода: экономисты, ин­ женеры, технологи. Своеоб­ разный курс основ социали­ стического хозяйствования, полезность которого для вы ­ пускников школы, выбираю­ щих свою жизненную дорогу, трудно переоценить. В каждой школе сегодня думают над тем, как совер­ шенствовать трудовое воспи­ тание учащихся. Ведь «р е­ формированная» школа — это не просто учебное заве­ дение, в котором «немножко больше» стало труда, хотя этот факт с ам .по себе отра­ ден. Это школа, которая на качественно новом уровне должна решать проблемы тру­ дового воспитания и обуче­ ния. Труд школьников стано­ вится действительно об­ щественно полезным и про­ изводительным, что, в свою очередь, способствует осознан­ ному выбору профессии. На первых порах, как и во многих других школах, в 14-й в организации труда ре­ бят на заводе пошли по бо­ лее простому пути: создали учебный участок в цехе. Но быстро поняли, что это не совсем тот путь, который даст ребятам возможность именно выбора профессии. Не всем девочкам,, например, нравится и — даже так точ­ нее — не у каждой есть спо­ собности в совершенстве ов­ ладеть профессией обмотчи­ цы, она требует кропотливос­ ти, усидчивости, особой сно­ ровки. Но ведь на заводе де­ сятки профессий! Вот и надо дать в<}зможность ребятам выбирать. В этом учебном году у учителя труда В. И. Копни- на забот прибавилось. Три дня в неделю вместе с уча­ щимися 9-х, 10-х классов он проводит на заводе, причем поле его воспитательной, де­ ятельности — чуть ли не все цеха и службы. Его питомцы под заботливым контролем наставников — кадровых рабочих учатся десяткам про­ фессии, нужных сегодня ба­ зовому предприятию. Десяти­ классница Лена Толмачева — будущая копировщица, Лена Мыркова — контролер ОТК, Таня Зайцева — элект­ рообмотчица, Андрей Гри­ ценко и Андрей Сысоев •— слесари по ремонту оборудо­ вания КИП и автоматики, Валерий Пестриков — ста- йочник... Такой широкий профессиональный диапазон по душе ребятам, они с боль­ шим желанием идут на за ­ вод. Идут не «отрабатывать» практику, а познавать. Этот интерес к делу отражают и их рабочие дневники, кото­ рые ведут наставники-произ­ водственники. С заданиями ребята справляются, в тео­ рии не плавают... А теперь перейдем й к третьему новшеству в шко­ ле, которое весьма органич­ но дополнило весь комплекс мероприятий педагогическо­ го коллектива по улучшению трудового обучения и воспи­ тания. Наша газета уже писала о телецентре школы № 14, ко­ торый является просто н еза­ менимым помощником учите­ лям и в учебной, и воспита­ тельной работе. Все учебные кабинеты второго этажа шко­ лы связаны с пультом уп­ равления телецентра. Его главный хозяин — инженер Александр Александрович Иванов. Используя богатую учебную видеофонотеку, он может помочь учителю: по­ казать любой фильм, лучше проиллюстрировать тему урока, провести общешколь­ ные политинформации, соб­ рания, даже родительские. Просто обожают «свое» теле­ видение. балующее их мульт­ фильмами, шестилетки. В студии выступают почетные гости школы, самодеятель­ ные артисты..., Словом, вос­ питательные возможности, действительно, необъятны. Помогли создать такой те­ лецентр несколько лет назад опять же шефы. Но теперь они не захотели довольство­ ваться вчерашним: не то вре­ мя. не те требования. Как известно, с этого учеб­ ного года в школьном распи­ сании появился новый пред­ мет «Основы информатики и вычислительной техники». Его цель — еще, за партой обучить ребят азам компью­ терной грамотности, которая уже сейчас становится вто­ рой грамотностью современ­ ного человека. Учителя физики и матема­ тики, которые начали вести новый предмет, прошли спе­ циальную подготовку. И зда­ ны учебник, методическое руководство, для педагогов, цУлтральноё телевидение ве­ дет учебные передачи. Сложнее с вычислительной техникой. Далеко не все шко­ лы страны обеспечены ею в этом учебном году. Пока за ­ дача состоит в том, чтобы при непосредственном уча­ стии и помощи обществен­ ных организаций и предпри­ ятий создать в каждом райо­ не, городе несколько базовых школ. Школьные кабинеты необ­ ходимо обогатить техникой. Это очень и очень непросто. Шефы четырнадцатой снова проявили инициативу: приоб­ рели для ребят микрокальку­ ляторы БЗ-18М. А затем свое новшество предложил инженер школы А. А. Ива­ нов. Он решил расширить возможности использования этих приборов: своими сила­ ми создал калькулятор в обычную школьную доску, С его помощью можно широко знакомить с элементами вы­ числительной техники не только старшеклассников, но и учащихся младших и средних классов. Новую тех­ нику (вновь с помощью ше­ фов) решено размножить в каждый класс физики, мате­ матики... В телецентре, когда нет передачи, всегда много ре­ бят, неудержимо влечет их сюда. И, понимая это, инже­ нер А. А. Иванов берет их во всем себе в помощники. Не случайно многие выпуск­ ники четырнадцатой стали студентами техникумов, ву­ зов, связанных с радиотехни­ кой, электроникой. «Что нового у вас?». От­ вечая на наш вопрос, дирек­ тор школы № 14 А .И . Са- рафанова часто произносила: «Это заслуга такого-то учи­ теля. Он у нас просто та­ лантливый человек...» «Вы знаете, нам повезло, за дело взялся бчень опытный педа­ гог...» «Такого воспитателя — поискать, просто редкость...». Как-то так выходило, что в четырнадцатой все — талан ­ ты, все — люди глубоко твор­ ческие... Может ли так быть? А потом подумали: может! В этом коллективе все — в поиске, потому ему так мно­ го и удается. А поиск просто невозможен без творчества. Л. ДУБИНА. На снимках: все в школь­ ном телецентре, рядом с ин­ женером А. А. Ивановым, ребятам интересно; на уроке «Основы информатики и вы ­ числительной техники; гово­ рит и показывает «ТВ» сред­ ней школы № 14. Фото А. ЩУРОВА. ЗА ПАРТОЙ И В МАСТЕРСКОЙ Крепкая дружба сложилась у липецкой средней школы № 15 с коллективом базового пред­ приятия — производственного объединения «Ремстрой- монтаж». Строители помогают в ремонте школы, организации кружков технического творче­ ства, переоборудовании учеб­ ных мастерских. Старшеклас­ сники в прошлом учебном го­ ду под началом опытных нас­ тавников с производства обу­ чались профессиям маляра, штукатура, слесаря. Сначала — теоретически, а затем — на практике. С весны этого года ребята начали работать в стро­ ительных управлениях №№ 1, 2, 7. Сейчас, как и положено, один день в неделю ребята, на­ дев рабочие спецовки, трудят­ ся на объектах. Настойчиво работая над осу­ ществлением реформы, замет­ но улучшили связи с базовыми предприятиями средние школы №№ 23, 36, 48, 49, 52 Совет­ ского района. Л. МАКСИМОВА. БУД ЕМ П О М Н И ТЬ Разлетелись «птенцы» шко­ лы № 5 по всей стране. Но вдвойне жаль, что уходят на пенсию старые учителя — самые опытные и самые любимые. Не будет сегодня среди коллег и нашего до­ рогого Владимира Моисе­ евича Блаунштейна. Пре­ красны и незабываемы его уроки литературы. Наши де­ ти ждали их, как праздника! Тактичный, сдержанный, Владимир Моисеевич всегда был готов прийти на помощь ученикам. Он приобщил их к театру... А встречи с ветеранами, организатором и участником которых Он непременно был! Ребята разучивали старые военные песни и баллады, а он играл. на скрипке. Это были и уроки мужест­ ва, любви к Родине, и уро­ ки прекрасного. А уроки ми­ ра и знаний, праздники Но­ вого года и Первомая... Очень жаль, что приходит время и учитель покидает школу. Но его знания, лю­ бовь к Родине, его безгра­ ничное трудолюбие и уме­ ние передать все это де­ тям •— не пропадают. По поручению родителей А. МЕРКУРЬЕВА- г.. Липецк. И з редак ционной почты СЛАВНЫЙ ПУТЬ Редко кто в Липецком райо­ не не знает Виктора Алексее­ вича Владыкина. Ровно пять­ десят лет проработал он учи­ телем и директором Хрущев­ ской школы. Только на четыре года и три месяца «отлучался» в ряды защитников Родины, пройдя в действующих армиях от Воронежа до Югославии. В. А. Владыкин служил ко­ мандиром взвода 92 отдельного батальона связи 19 стрелковой дивизии. За ратные дела от­ мечен четырнадцатью прави­ тельственными наградами, в том числе орденами Отечест­ венной войны, Красной Звез­ ды и медалью «За отвагу». Родился Виктор Алексеевич в семье железнодорожника. Отец рано умер от тифа. На руках матери осталось восемь ребятишек мал мала меньше- Виктор был пятым. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не председатель Ли­ пецкой ЧК — Яков Федорович Янкин. Он помог определить Виктора в детский дом, созда­ ваемый в селе Ильино, под Ли­ пецком. Получив согласие ма­ тери и самогр мальчика, Яков Федорович написал записку за­ ведующему приютом Василию Егоровичу Бобылкину и пору­ чил кучеру ЧК отвезти Вик­ тора в п ри ю т . Окончив там школу, Виктор Владыкин воз­ вратился в свою семью и вско­ ре поступил в Липецкое педа­ гогическое училище. Ветеран партии, бывший ди­ ректор этого училища товарищ Ф. К. Касьянов в газете «Ле­ нинец» писал; «Мне и сейчас вспоминаются эти ершистые, беспокойные ребята — Виктор Владыкин, Дмитрий Сошнин. Какое бы дело ни затевалось в нашем педучилище, оно обя­ зательно исходило от них, двух вожаков молодежи. Это были годы, когда в стране продолжа­ лась .ликвидация неграмотности. Мало того, что Виктор и Дмит­ рий мобилизовали учащихся на это важное всенародное дело, они и сами вели... занятия с рабочими и крестьянами... А сколько боевых субботников и воскресников, душою которых был Виктор Владыкин, отзвене­ ло в ту пору их юности. Они, эти ребята, росли и мужали в рядах первого поколения ком­ сомольцев. Движимые долгом, поехали работать в село, а потом на фронтах Великой Оте­ чественной войны защищали страну...». Еще будучи в педучилище, Виктор Владыкин избирался де­ путатом Липецкого горсовета от студентов. В Липецком районе его зна­ ли и уважали все секретари райкома КПСС, председатели райисполкома, заведующие,рай- оно, учителя, председатели кол­ хозов и все те, кто учился у Владыкина, а их более трех ты­ сяч человек. Он был бессменным депута­ том Сырского сельского Сове­ та. Десять лет избирался сек­ ретарем парторганизации кол­ хоза «50 лет Октября» Липец­ кого района. Учитель система­ тически читал лекции на меж­ дународные темы, проводил за­ нятия политической учебы. Сейчас В. А. Владыкин на заслуженном отдыхе, но он по прежнему активен, является примером беззаветного служе­ ния Родине. Н. МАРКОВ. ПОД АРО К УЧАЩИ М СЯ Новый специализиро­ ванный зал для занятий борьбой и гиревым спор­ том сдан в эксплуатацию в Елецком СПТУ № 13. Его строительство вело Елецкое РСУ при актив­ ной помощи учащихся и преподавателей училища. На базе нового сооруже­ ния созда'н спортивный клуб «Урожай». Районный спорткомитет выделил юным спортсменам специ­ альные тренажеры, инвен­ тарь, форму. К. КОСТИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz