Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
Се г о д н я— Д ень учителя Гор д остью советск ого общ ества, вая те л е м юной ли чн о сти , н адежн ой своей опорой в восп и тан и и молодеж и н а зв а л а п ар ти я н ародн ого уч и тел я . Сегодн я вся стр ан а ши роко отм еч ает п роф есси он ал ьн ы й п разд н и к — Д ен ь уч и тел я . Каж ды й н овы й год в жи зн и советск ой шк олы и м еет свои особен н ости . Н ын ешн и й — второй год р еал и зац и и идей р еф ормы , оп редел и вшей стр атеги ю обуч ен и я и восп и тан и я мол одого п окол ен и я на д л и тел ьн ы й п ери од. Д л я п е д агоги ч еск и х к ол л ек ти вов он не мен ее сл ож ен , ч ем п ер вый . Все, что бы ло тол ьк о н ач ато, д олж н о н ай ти свое дей ствен н ое п родолж ен и е в н овы х к он к ретн ы х д ел ах по совершен ствован и ю уч ебн о-восп и тател ьн ого п роц есса, свя- ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ! С ПРАЗД НИКОМ ВАС, НАСТАВНИКИ ЮНЫХ! Встреча была обычной. Ж ен щина поздоровалась. Я ответи ла и, чувствуя, что она не спе шит, сдросила о сыне, моем бывшем ученике. — Сейчас, кажется, все хо рошо: поступил в училище, нравится. Мастер у него хоро ший. А сколько натерпелась за последние пять лет?! Поверите лж, школы бояться стала... Слушала ее, а память рисо вала маленького, шустрого тем- ноголового мальчишку, курно сого, с подвижными карими глазенками. В них светилась и играла детская наивность и... хитринка. Проказ за ним осо бых не водилось, разве что быстрее некоторых бегал по ко ридору да любил покрасовать ся: сказать что-нибудь острое, бойкое. Скажет и ждет, как прореагируют. Но это не пор тило нашего доверия, К моим поручениям относился с ж а ром: сам крутится и другим с п у с к у не дает. Я не сказала бы, что в стар ших классах он Стал хуже. Просто рос, накапливая свой подростковый максимализм. Чувствуя, что особенности его характера, подвижность вызы вают раздражение, а попой и предвзятость у учителей и классного руководителя, не стапался предупредить кон- сЬ'Г'"- а выдумывал « ш т у ч к и назло». Ох, уж эти мальчиш ки!.. Так случается нередко в клас сах. где нет общего дела. «Клас сная» часто болела, но когда бралась за руководство, огра ничивалась «разносом» детей и родителей. Создавалась види. мость - воспитательной работы, и всё мечтали об избавитель ном йййуске. Наблюдая работу своих кол лег, беседуя с ними, я подме тила одну особенность. Изо дня в день из самой активной по ловины класса формируется к а кой-то средний стереотип: «тихо сиди», «не бегай», «не лезь», «опусти руку», «не встревай», «без тебя обойдут ся».,. И обходятся! Ддысих пор звучат во мне слова ,одной учительницы, ко торая в беседе с родительни цей в сердцах выкрикнула: «Знаете, когда болеет ваш сын —- я отдыхаю». А мальчиш ка вовсе не из «отъявленных». Ему энергию приложить не к чему: ни кружков, ни поруче ний, ни интересного дела... Памятен и другой разговор, тоже с учительницей: «Знаешь, — призналась она, — порой, глядя на своего сына, жалею, что создала его таким «немаль- чишкой». В нем не чувствуется воли, упрямства. Делает толь ко то, что скажу. Уже в седь мом классе, а столько неуве ренности, робости...». Может, стоит раньше заду маться над тем, как сохранить в мальчиках жажду деятельно сти, любознательность, дер зость, формируя в них ответ ственность за порученное де ло, умение взять самое труд ное на себя? Расскажу о двух классных руководителях, для которых любимым выражением стало: «Дорогие мои мальчишки!». ...До начала учебного ‘ года оставалось еще несколько дней, а Александру Ивановну Бори сову, классную руководитель ницу 4 «а» липецкой средней школы № 44 уже окружала ва тага мальчишек. Их глаза пря мо горели вопросом: «Что на до делать<» «Ах вы, мои ра ботники! Пошли-пошли...», Ни одного дня не оставляет Александра Ивановна мальчи шек без внимания. «Моя силь нейшая половина!» — говорит о них не без гордости, «Всем должно быть дело». Что уме ют твои руки? Умеешь плести и з разноцветных проволочек— научи других! Мальчишку-ти- хоню подтолкнет к действию советом: походи в школьный технический кружок, скоро в школе выставка, принеси свое изделие, чтобы все ребята вос хитились твоими умелыми ру ками. Неуверенный, не очень любознательный мальчик роб ко приходил на репетицию классного театра, а через не сколько месяцев становился не заменимым на школьных вече рах... Это только часть огромного пятилетнего труда, труда, ко торый не пройдет бесследно ни для учителя ни для учеников. Для Валентины Петровны Толстых, учительницы физики липецкой средней школы № 12, классного руководителя 8 «в» нынешний учебный год почти итоговый — со многими ребя тами придется скоро расста ваться. Для них родным ломом после восьмилетки станут учи лища, техникумы. Ответствен ный год. Волнуется классный руководитель не меньше, чем в первый год встречи с детским коллективом. «Класс был ровненький», —- вспоминает Валентина Петров на. Не было ни особо активных, ни ярко выраженных пассив ных. Ребята очень любили свою первую учительницу, и новая «классная» понимала, как не легко будет завоевать их при знание. ...Потребовались срочно уме лые руки: надо было перевести физический кабинет в новую комнату. Можно было бы при гласить рабочих, но Валентина Петровна решила обратиться за помощью к родителям — от цам. Не без умысла. У всех мальчишек есть яркая особен ность: они еще не чувствуют в себе сил, достаточных, чтобы проявить свои «мужские» уме ния, но очень гордятся, если эти умения показывают их па пы. Взрослые охотно откликну лись и в свою очередь предло жили: пусть и ребята посиль но потрудятся. Попробовали создать небольшие производст венные бригады: умелый папа и несколько мальчишек.'- Потом к ним присоединились и мамы, и появилась и бригада девочек. Больше месяца работали по вечерам. Вы знаете, ребята помнят каждый собственноручно заби тый гвоздь. Идея «бригад» пришлась всем по душе. А тут подошло празд нование годовщины образова ния СССР. Открылся в классе Цех по пошиву национальных костюмов Украинской респуб лики. Сколько гордости было за эти самодельные, переши тые из уже ненужных одежек костюмы! Постоянно искали себе такое полезное дело,, которое предо ставило бы возможность про водить время вместе, всем клас сом. И здесь как нельзя кста ти помогла дружба с базовым предприятием. С учетом требо ваний реформы урокам труда придали более конкретный ха рактер. Девочки стали делать коробки под торты, а мальчики сбивать ящики для хлебоком бината № 3. Несложный труд для 11—12-летних ребят. Но какое радостное удовлетворе ние испытываешь от того, что и в твоей помощи нужда ются. Труд ребят, конечно, оп лачивался. На заработанные деньги приобрели групповую путевку в город-герой Брест. Классным руководителем ос таешься всегда: в школе, на отдыхе, в путешествии — это учительская особенность. В Брест ехали че'рез Москву. И здесь, вспоминает Валентина Петровна, ребята ■ ее огорчили. Первый газ приехали в столи цу, а заговорили сначала ...о магазинах. Достопримечатель ности, мол, потом. Просьбу их она выполнила, но весь даль нейший путь была в смятении: значит, далеко не все еще ею, наставником, сделано в эстети ческом, духовном воспитании ребят. Вот и Брест.., Боялась, что произойдет то же, что и в Моек ве. Но не узнала своих ребят: экскурсии к мемориалу крепо сти, на границу буквально пот рясли их. Это были опять зна комые и совсем новые ребята. Любовалась лицами своих маль чишек, их черты «мужали», «твердели» прямо на глазах. Ей хорошо был ведом весь слож ный мир их чувств в этот мо мент. В жизни ее класса было мно го радостных минут. Как ак тивно трудились ребята на уборке урожая свеклы, по то му же бригадному принципу! По-настояшему соревновались за выполнение нормы, за каче ство работы. Никто не отлыни вал, лень на глазах товарищей — п осл ам и . Правда, все же не обошлось без огорчения: две подружки ушли с поля раньше времени «гулять», искали их всем классом. На родительском собрании, когда она не обошла этого случая, одна из мам под ружек не без заносчивости ска зала: «И правильно дочка сде лала, нечего с малолетства над рываться...». А в их классе и не надрыва лись. Самое тяжелое за дево чек старались делать мальчики. Вспомнила, как решительно заявили они тогда на поле, когда заметили, что девочки отстают: «Валентина Петровна, мы поможем их бригаде!». — ...Незаметно пролетит год. Сейчас уж е тяжело подумать, что расстанусь с ними. Лишь одним успокаиваюсь: может, не забудут, постучат когда-ни будь в дверь мои повзрослев шие ребята... Знаете, что самое радостное сейчас для меня? Пригласили недавно к себе первые мои мальчишки на три свадьбы. Смотрю на них, слушаю и ра дуюсь, как за своих сыновей... О. КОРШЕМЮК, учительница. зей школ и базовых предприятий, укреплению учебно-ма териальной базы, особенно в связи с переходом на обуче ние с шести лет. Реформа школы, ее содержание и цели подчинены при ведению в соответствие обучения и воспитания молодежи с экономическими, социальными, политическими и куль турными задачами совершенствования нашего общества. И при этом главным действующим лицом реформы является учитель. Да, велика роль и ответственность учителя в наше вре мя. И успешно справиться со своими задачами каждый пе дагог, каждый педагогический коллектив смогут только в том случае, если работают по-настоящему творчески, ес ли будут воодушевлены высокой идеей воспитать лич ность. Сегодня наша страница, посвященная Дню учителя, рас сказывает о людях, жизненным призванием которых ста ла школа, воспитание подрастающего поколения. Это — строки из теплых читательских писем, поступивших к нам в канун праздника, корреспонденции наших внештатных авторов. Побываем мы сегодня и в липецкой средней шко ле № 14. Ее педагогический коллектив работает систем но, комплексно, творчески, опираясь на надежную по мощь базового предприятия. Ш К О Л Ь Н А Я РЕФО РМ А В Д ЕЙ СТ В И И ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТВОРЧЕСТВА «Что у вас нового в школ е?». Этот вопрос часто слы шишь сегодня в любом учительском кругу. И коллеги, конечно, имеют в виду то новое, что внесла в жизнь реформа. В каждом педагогическом коллективе идет свой поиск. Не раз уже наша газета писала о липецкой средней школе № 14, возглавляемой заслуженной учительницей школ РСФСР А. И. Сарафановой. Интересно, целеуст ремленно трудится коллектив, во многом являя пример конкретной работы по воплощению реформы в жизнь. «Что нового у вас?». На этот вопрос мы и попросили ответить директора, учителей четырнадцатой, побывав в школе в канун Дня учителя. Новый учебный год, вто рой год реформы, в школе № 14 для старшеклассников начался необычно. Во-первых, на урок труда они пришли в новый кабинет профориента ции. Прямо скажем, один из лучших в области. И поста рался сделать его таким дав ний и верный шеф школы— коллектив трубного завода. Причем оформляли кабинет своеобразно: каждый цех ба зового предприятия готовил свою «наглядную агитацию». Соревновались, стараясь, чтобы стенды ярче, койкрет- нее и убедительнее расск аза ли о специфике труда, вы пускаемой продукции. — Просто счастливы, цто есть теперь у нас такой ка бинет, — сказал а завуч по учебно - воспитательной ра боте А. В. Давыденко. !— Он не только подспорье для учителей, но и лучшая аги тация ребят на рабочие про фессии. Посмотрите, какой выбор предоставляет им на ше базовое предприятие... «Мощный, высокопроиз водительный цех, оснащен ный передовой технологией» — так охарактери зовали свое производство труболитейщи ки. В этом 'убеждают фото снимки, экономические вы кладки, понятные ребятам. Перечень профессий, харак терных для цеха,, завершают адреса училищ, техникумов, вузов, где можно их приоб рести. И так по каждому производственному подразде лению, по каждой заводской службе... Ответы на любой вопрос. Коллектив ремонтни- ков-мехаииков особо отметил, что в их цехе работает мно го молодежи. Автотранспорт ники с гордостью назвали своих Лучших людей. Среди них шофер, токарь, бульдозе рист, автокрановщик... Живой интерес ребят вы зывают и экспонаты готовой продукции завода: мойки, ванночки, лотки, трубы и т. д. Впечатляет и красочная — во всю стену — карта, наглядно показывающая, в какие страны мира экспорти руется продукция... Первый урок в новом каби нете тоже был необычным. Его провел директор трубно го завода, отличник народно го просвещения В. Г. Ворон- чихин. Своим рассказом о предприятии, его пер спективах, о лучших лю дях производства, традициях рабочего коллектива он от крыл специальный цикл лек ций для старшеклассников, которые, заметим, — это ин тересно, — в течение учеб ного года прочтут специали сты завода: экономисты, ин женеры, технологи. Своеоб разный курс основ социали стического хозяйствования, полезность которого для вы пускников школы, выбираю щих свою жизненную дорогу, трудно переоценить. В каждой школе сегодня думают над тем, как совер шенствовать трудовое воспи тание учащихся. Ведь «р е формированная» школа — это не просто учебное заве дение, в котором «немножко больше» стало труда, хотя этот факт с ам .по себе отра ден. Это школа, которая на качественно новом уровне должна решать проблемы тру дового воспитания и обуче ния. Труд школьников стано вится действительно об щественно полезным и про изводительным, что, в свою очередь, способствует осознан ному выбору профессии. На первых порах, как и во многих других школах, в 14-й в организации труда ре бят на заводе пошли по бо лее простому пути: создали учебный участок в цехе. Но быстро поняли, что это не совсем тот путь, который даст ребятам возможность именно выбора профессии. Не всем девочкам,, например, нравится и — даже так точ нее — не у каждой есть спо собности в совершенстве ов ладеть профессией обмотчи цы, она требует кропотливос ти, усидчивости, особой сно ровки. Но ведь на заводе де сятки профессий! Вот и надо дать в<}зможность ребятам выбирать. В этом учебном году у учителя труда В. И. Копни- на забот прибавилось. Три дня в неделю вместе с уча щимися 9-х, 10-х классов он проводит на заводе, причем поле его воспитательной, де ятельности — чуть ли не все цеха и службы. Его питомцы под заботливым контролем наставников — кадровых рабочих учатся десяткам про фессии, нужных сегодня ба зовому предприятию. Десяти классница Лена Толмачева — будущая копировщица, Лена Мыркова — контролер ОТК, Таня Зайцева — элект рообмотчица, Андрей Гри ценко и Андрей Сысоев •— слесари по ремонту оборудо вания КИП и автоматики, Валерий Пестриков — ста- йочник... Такой широкий профессиональный диапазон по душе ребятам, они с боль шим желанием идут на за вод. Идут не «отрабатывать» практику, а познавать. Этот интерес к делу отражают и их рабочие дневники, кото рые ведут наставники-произ водственники. С заданиями ребята справляются, в тео рии не плавают... А теперь перейдем й к третьему новшеству в шко ле, которое весьма органич но дополнило весь комплекс мероприятий педагогическо го коллектива по улучшению трудового обучения и воспи тания. Наша газета уже писала о телецентре школы № 14, ко торый является просто н еза менимым помощником учите лям и в учебной, и воспита тельной работе. Все учебные кабинеты второго этажа шко лы связаны с пультом уп равления телецентра. Его главный хозяин — инженер Александр Александрович Иванов. Используя богатую учебную видеофонотеку, он может помочь учителю: по казать любой фильм, лучше проиллюстрировать тему урока, провести общешколь ные политинформации, соб рания, даже родительские. Просто обожают «свое» теле видение. балующее их мульт фильмами, шестилетки. В студии выступают почетные гости школы, самодеятель ные артисты..., Словом, вос питательные возможности, действительно, необъятны. Помогли создать такой те лецентр несколько лет назад опять же шефы. Но теперь они не захотели довольство ваться вчерашним: не то вре мя. не те требования. Как известно, с этого учеб ного года в школьном распи сании появился новый пред мет «Основы информатики и вычислительной техники». Его цель — еще, за партой обучить ребят азам компью терной грамотности, которая уже сейчас становится вто рой грамотностью современ ного человека. Учителя физики и матема тики, которые начали вести новый предмет, прошли спе циальную подготовку. И зда ны учебник, методическое руководство, для педагогов, цУлтральноё телевидение ве дет учебные передачи. Сложнее с вычислительной техникой. Далеко не все шко лы страны обеспечены ею в этом учебном году. Пока за дача состоит в том, чтобы при непосредственном уча стии и помощи обществен ных организаций и предпри ятий создать в каждом райо не, городе несколько базовых школ. Школьные кабинеты необ ходимо обогатить техникой. Это очень и очень непросто. Шефы четырнадцатой снова проявили инициативу: приоб рели для ребят микрокальку ляторы БЗ-18М. А затем свое новшество предложил инженер школы А. А. Ива нов. Он решил расширить возможности использования этих приборов: своими сила ми создал калькулятор в обычную школьную доску, С его помощью можно широко знакомить с элементами вы числительной техники не только старшеклассников, но и учащихся младших и средних классов. Новую тех нику (вновь с помощью ше фов) решено размножить в каждый класс физики, мате матики... В телецентре, когда нет передачи, всегда много ре бят, неудержимо влечет их сюда. И, понимая это, инже нер А. А. Иванов берет их во всем себе в помощники. Не случайно многие выпуск ники четырнадцатой стали студентами техникумов, ву зов, связанных с радиотехни кой, электроникой. «Что нового у вас?». От вечая на наш вопрос, дирек тор школы № 14 А .И . Са- рафанова часто произносила: «Это заслуга такого-то учи теля. Он у нас просто та лантливый человек...» «Вы знаете, нам повезло, за дело взялся бчень опытный педа гог...» «Такого воспитателя — поискать, просто редкость...». Как-то так выходило, что в четырнадцатой все — талан ты, все — люди глубоко твор ческие... Может ли так быть? А потом подумали: может! В этом коллективе все — в поиске, потому ему так мно го и удается. А поиск просто невозможен без творчества. Л. ДУБИНА. На снимках: все в школь ном телецентре, рядом с ин женером А. А. Ивановым, ребятам интересно; на уроке «Основы информатики и вы числительной техники; гово рит и показывает «ТВ» сред ней школы № 14. Фото А. ЩУРОВА. ЗА ПАРТОЙ И В МАСТЕРСКОЙ Крепкая дружба сложилась у липецкой средней школы № 15 с коллективом базового пред приятия — производственного объединения «Ремстрой- монтаж». Строители помогают в ремонте школы, организации кружков технического творче ства, переоборудовании учеб ных мастерских. Старшеклас сники в прошлом учебном го ду под началом опытных нас тавников с производства обу чались профессиям маляра, штукатура, слесаря. Сначала — теоретически, а затем — на практике. С весны этого года ребята начали работать в стро ительных управлениях №№ 1, 2, 7. Сейчас, как и положено, один день в неделю ребята, на дев рабочие спецовки, трудят ся на объектах. Настойчиво работая над осу ществлением реформы, замет но улучшили связи с базовыми предприятиями средние школы №№ 23, 36, 48, 49, 52 Совет ского района. Л. МАКСИМОВА. БУД ЕМ П О М Н И ТЬ Разлетелись «птенцы» шко лы № 5 по всей стране. Но вдвойне жаль, что уходят на пенсию старые учителя — самые опытные и самые любимые. Не будет сегодня среди коллег и нашего до рогого Владимира Моисе евича Блаунштейна. Пре красны и незабываемы его уроки литературы. Наши де ти ждали их, как праздника! Тактичный, сдержанный, Владимир Моисеевич всегда был готов прийти на помощь ученикам. Он приобщил их к театру... А встречи с ветеранами, организатором и участником которых Он непременно был! Ребята разучивали старые военные песни и баллады, а он играл. на скрипке. Это были и уроки мужест ва, любви к Родине, и уро ки прекрасного. А уроки ми ра и знаний, праздники Но вого года и Первомая... Очень жаль, что приходит время и учитель покидает школу. Но его знания, лю бовь к Родине, его безгра ничное трудолюбие и уме ние передать все это де тям •— не пропадают. По поручению родителей А. МЕРКУРЬЕВА- г.. Липецк. И з редак ционной почты СЛАВНЫЙ ПУТЬ Редко кто в Липецком райо не не знает Виктора Алексее вича Владыкина. Ровно пять десят лет проработал он учи телем и директором Хрущев ской школы. Только на четыре года и три месяца «отлучался» в ряды защитников Родины, пройдя в действующих армиях от Воронежа до Югославии. В. А. Владыкин служил ко мандиром взвода 92 отдельного батальона связи 19 стрелковой дивизии. За ратные дела от мечен четырнадцатью прави тельственными наградами, в том числе орденами Отечест венной войны, Красной Звез ды и медалью «За отвагу». Родился Виктор Алексеевич в семье железнодорожника. Отец рано умер от тифа. На руках матери осталось восемь ребятишек мал мала меньше- Виктор был пятым. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не председатель Ли пецкой ЧК — Яков Федорович Янкин. Он помог определить Виктора в детский дом, созда ваемый в селе Ильино, под Ли пецком. Получив согласие ма тери и самогр мальчика, Яков Федорович написал записку за ведующему приютом Василию Егоровичу Бобылкину и пору чил кучеру ЧК отвезти Вик тора в п ри ю т . Окончив там школу, Виктор Владыкин воз вратился в свою семью и вско ре поступил в Липецкое педа гогическое училище. Ветеран партии, бывший ди ректор этого училища товарищ Ф. К. Касьянов в газете «Ле нинец» писал; «Мне и сейчас вспоминаются эти ершистые, беспокойные ребята — Виктор Владыкин, Дмитрий Сошнин. Какое бы дело ни затевалось в нашем педучилище, оно обя зательно исходило от них, двух вожаков молодежи. Это были годы, когда в стране продолжа лась .ликвидация неграмотности. Мало того, что Виктор и Дмит рий мобилизовали учащихся на это важное всенародное дело, они и сами вели... занятия с рабочими и крестьянами... А сколько боевых субботников и воскресников, душою которых был Виктор Владыкин, отзвене ло в ту пору их юности. Они, эти ребята, росли и мужали в рядах первого поколения ком сомольцев. Движимые долгом, поехали работать в село, а потом на фронтах Великой Оте чественной войны защищали страну...». Еще будучи в педучилище, Виктор Владыкин избирался де путатом Липецкого горсовета от студентов. В Липецком районе его зна ли и уважали все секретари райкома КПСС, председатели райисполкома, заведующие,рай- оно, учителя, председатели кол хозов и все те, кто учился у Владыкина, а их более трех ты сяч человек. Он был бессменным депута том Сырского сельского Сове та. Десять лет избирался сек ретарем парторганизации кол хоза «50 лет Октября» Липец кого района. Учитель система тически читал лекции на меж дународные темы, проводил за нятия политической учебы. Сейчас В. А. Владыкин на заслуженном отдыхе, но он по прежнему активен, является примером беззаветного служе ния Родине. Н. МАРКОВ. ПОД АРО К УЧАЩИ М СЯ Новый специализиро ванный зал для занятий борьбой и гиревым спор том сдан в эксплуатацию в Елецком СПТУ № 13. Его строительство вело Елецкое РСУ при актив ной помощи учащихся и преподавателей училища. На базе нового сооруже ния созда'н спортивный клуб «Урожай». Районный спорткомитет выделил юным спортсменам специ альные тренажеры, инвен тарь, форму. К. КОСТИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz