Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

ВЫ СОК ОЕ ПРИЗ В АНИЕ М АСТЕРОВ СЦЕНЫ К открытию 6 5 - г о сезона в Липецком драматическом театре имени Л. Н. Толстого С егодня в Липецком областном драмати­ ческом театре имени Л. Н. Тоф то го—тор­ жественное открытие 65-го сезона. Этот ежегодный традиционный праздник с вол­ нением и радостью встречают творческий коллектив, зрители. «...Какое из искусств владеет такими мо­ гущественными средствами поражать ду­ шу впечатлениями и играть ею самовласт­ но...» Почти полтора века н азад написал эти слова великий русский критик В. Г. Белинский, но и сегодня к ним присоеди­ няются все искренние любители театра. И сегодня советский театр несет свою высокую миссию гражданского и нравст­ венного воспитания трудящихся, приобще­ ния их к непреходящим ценностям отече­ ственной и зарубежной драматургии. Все музы соединяются воедино в произ­ ведениях сценического искусства: в них — творческая энергия драматургов и режис­ серов, актеров и театральных художников. В них воплощаются различные художест­ венные направления, смены театральных стилей и систем. Театр работает для зрителя, каждый спектакль ждет своего зрителя. Театр и зритель. Эта тема определила и направление диалога, который ведут сегод­ ня доктор филологических наук профес­ сор, критик и литературовед С. Т. Вайман и заслуженный деятель искусств РСФСР , главный режиссер Липецкого областного драматического театра имени Л. Н. Тол­ стого В. М. Пахомов. актеров кино (Л. Орлова, П. Кадочников, М. Ладыни­ на и др.), то сегодня самое лучшее в кино создается ар ­ тистами театра. И режиссе­ ры с удовольствием пригла­ шают в свои фильмы О. Еф ­ ремова, И. Смоктуновского, .М. Неелову, Т. Доронину, А. Джигарханяна, О. Янков­ ского. Самые популярные ки­ ноактеры — артисты театра. Поучителен опыт работы та­ кого, не побоюсь сказать, вы ­ дающегося режиссера, как Анатолий Васильев, который последней своей работой — «Серсо» по пьесе В. Славки­ на — просто ошеломил теат­ ральную Москву. Он репети­ ровал этот спектакль в теат­ восортная детская литерату­ ра. Поэтому сегодня на на­ шей афише — А. Гайдар, Е. Шварц, А. Лиидгрен, А. Экзюпери, лучшие моло­ дые авторы — А. Александ­ ров, А. Хмелик. Параллель­ но идет очень важный про­ цесс — воспитание воспита­ телей. Это, прежде всего, ра­ бота с педагогами. Созданная в липецких школах сеть те­ атральных факультативов, крухкков, драматических сту­ дий уже сегодня дает свои плоды. Мы пытаемся придать этому движению целенаправ­ ленный научный характер, работая совместно с НИИ художественного воспитания АПН СССР. Сотрудники товой обиход, несколько сни­ жает уровень непосредствен­ ности, живой впечатлительно­ сти. Вообразите некую край ­ ность: «программа» дружес­ ких или интимных отноше­ ний. Прямо-таки оторопь бе­ рет! А ведь коммунистичес­ кий идеал — это идеал все­ сторонне развитого человека. Ну, разумеется, специально играть на сцене эту ситуа­ цию — «человек и ЭВМ »—- совсем не обязательно, хотя в спектакле о рабочем классе или инженерно - технической интеллигенции учет такого рода «тонкостей», по-моему, все же необходим. Важно другое: развивать общую культуру актерского поведе- С. Т. ВАИМАН . Можно заметить, Владимир Михай­ лович, что зритель наш — в отличие, например, от столичного — более «стаби ­ лен» (московский, скажем, очень «текуч », и театры не могут с этим не считаться). Затем — опять-таки в отли­ чие от столичного — наш театр гораздо менее «эссен- циален». Что я имею в ви ­ ду? Возьмите, например, та­ кие «эталонные» творческие коллективы, как МХАТ или БДТ. Каждый из них — «скопление звезд ». Что ни имя, то яркая индивидуаль­ ность. В этом смысле мы, ес­ тественно, выглядим скром­ нее. Значит, и эстетическую, в частности, зрительскую, стратегию свою вам приходит­ ся формулировать в согласии с реальным положением ве­ щей. Вообще хорошо бы од­ нажды договориться: та­ лантливый «областной» спек­ такль — это не то, что ниже или, тем более, хуже столичного; это — ДРУГОЕ: другая интерпретация, дру­ гая стилистика, другая ат­ мосфера. Ж елательно, чтобы у нашего зрителя выработа­ лась психологическая уста­ новка на «другое» — этр позволит ему более объек­ тивно оценивать успехи и неудачи своего театра, бо­ лее доверчиво погружаться в создаваемые им художест­ венные «ми ры». B. М. ПАХОМОВ. Вот именно, Семен Теодорович, у нас, в Липецком театре — «другое». И это — главное, об этом надо говорить. К со­ жалению, чаще случается так: посмотрит какой-нибудь зри тель «Дядю Ваню» или «Последние» сначала в Моск­ ве, потом у нас и давай сравнивать: лучше у нас или хуже, чем в московском те­ атре? Сложился стереотип мышления: вот если приедет театр на гастроли из столи­ цы — это интересно... Ко­ нечно, Москва и Ленинград всегда были театральными столицами нашей страны, и всё серьезные художествен­ ные открытия делались имен­ но там, а затем так или ина­ че тиражировались по всей стране. Я помню, 1 5—20 лет н азад то тут, то там, в р аз­ ных театрах России можно было увидеть спектакли- близнецы товстоноговских и ефремовских. Сегодня к ар ­ тина театральной жизни Рос­ сии изменилась в корне. Это не значит, что в Москве и Ленинграде перевелись та­ лантливые спектакли. Про­ сто многие интересные от­ крытия делаются сегодня в глубинных русских театрах, средний уровень режиссуры и актерский уровень которых намного вырос. C. Т. ВАИМАН . Конечно же, главная ваша забота — зри тель, и не абстрактный, а именно наш, липецкий. А что мы знаем о нем? Преж­ де всего: он неоднороден — и с социальной, и с эстети­ ческой, и прочих точек зр е­ ния. Это ясно, и не об этом сейчас речь. Меня занимает его отношение к театру. Так вот, какая-то — скажем, кон­ сервативная — часть зри ­ тельской аудитории, я зам е­ тил, воспринимает наш театр инерционно: свои давние представления о профессио­ нальном его уровне механи­ чески проецирует на нынеш­ нюю художественную его «реал ьн ость». Примечатель­ ная деталь: этот консерва­ тивный зри тель — в сущно­ сти, «минус-зри тель», — практически в театре он поч­ ти не бывает, зато энергич­ но суетится вокруг театра — создает атмосферу эстетиче­ ского недоверия, сеет сомне­ ние в творческих его воз­ можностях. Есть и другой зри тель — я бы н азвал его «беллетри стом». ЭтоФпосеща­ ет театр не для того, чтобы открыть для себя новый, све­ жий взгляд на человека, уди­ виться нешаблонному ходу вещей. Нет, доминирует у этого зрителя установка на УЗНАВАНИ Е: очень хочется ему увидеть то, что уже сот­ ни раз было им видано-пере- вндано «в самой жизни». B. М. ПАХОМОВ. Как ребенок; дети обычно просят почитать то, что они уже знают...- C. Т. ВАИМАН . Пожалуй. Невольно вспоминается го­ голевский Иван Федорович Шпонька. который вообще- то — помните? — читать не любил, но изредка и не без удовольствия заглядывал в гадательную книгу, ибо вся ­ кий раз находил в ней то, что уже давно было ему и з­ вестно^ Посмотрит такой «беллетри ст» липецкого «Д я ­ дю Ваню» или «Чай ку» и тут же авторитетно обронит свирепую фразочку: «Это не настоящий Чехов». А что такое «настоящий Чехов»?— спросим мы у него. Короче говоря, он не обнаружил на сцене «своего» (якобы на­ стоящего) Чехова, и это от­ вратило его от театра. Есть и такой у нас (да и только ли у нас?) зри тель— «капри зник». В принципе он не против театральных нов­ шеств, однако всякий раз, когда театр предлагает к а­ кую-нибудь действительно не­ однозначную психологичес­ кую ситуацию (например, в «Дяде Ван е») или свежий сценический прием (напри­ мер, в «Доме Бернарды Аль­ бы»), он непременно сетует на «переусложненность», 'не­ доступность, а то и похле­ ще — «эли тарность» спек­ такля. Вот так, ребром. и ставит вопрос: лично ми еэто Непонятно. Ну, а труд души? ума? — с этим-то как обсто­ ит дело? И потом: может, со­ седу — понятно? По свидетельству Горького, Ленин порицал Демьяна Бед­ ного за «грубоватость»: «Идет за читателем, а надо быть немножко впереди». Я думаю, этот идейно-эстетиче­ ский принцип имеет прямое отношение и к театру: он то­ же обязан «быть немножко впереди». Тут у меня возникла вот какая мысль: может, стоило бы как-то вовлечь зрителей в процесс формирования репер­ туара? На конференциях, разного рода встречах: в за ­ водских цехах, колхозных и совхозных клубах, театраль­ ном Фойе, студенческой ау­ дитории и т. д. «представ­ л я ть» хотя бы в жанре выразительного пересказа — ту или иную пьесу, «отяже­ лившую» театральный порт­ фель. Будем справедливы: есть у нашего театра истинно свой зритель, нравственно чуткий, эстетически бескомпромис­ сный. Он радуется успехам театра и печалится по пово­ ду постигших его неудач (кто же от них застрахован ?), не льстит безоглядно, не под­ кармливает грошовыми ком­ плиментами очередного куми­ ра, но говорит правду и о сценической «реальности», и о движении собственного чувства. Он понимает: не только актеры или режиссер, но и публика, заполнившая зрительный зал, несет ду­ ховную ответственность за судьбу спектакля. И это на самом деле так: разве, нап­ ример, «холодок», возникший по ту, «воспринимающую», сторону рампы, не остужает тех, кто трудится по эту ее сторону? Конечно, и «свой » зритель неоднороден, — не только по возрастной или, скажем, социальной характеристи ­ кам, — но и по глубине и «скорости» отклика на худо­ жественную правду. Помню, уже немолодая женщина од­ нажды призналась: под впе­ чатлением от липецкого «П ос­ леднего срока» (история жи з­ ни и смерти старухи Анны —- героини знаменитой пове­ сти В. Распутина) она «н а­ писала маме». З а этой крат­ кой исповедью — горе: тя­ желая конфликтная ситуация, разметавшая мать и дочь по разным городам —• обида простерлась на долгие годы... Однако, как правило, теат­ ральное искусство (как и всякое искусство) «возделы ­ вает» воспринимающую ду­ ДИАЛОГ О ЗРИТЕЛЕ И ТЕАТРЕ В . М . Пах ом о в С. Т. Вайм ан шу исподволь, — «вещество влияния» накапливается мед­ ленно, и никакими сверхчут­ кими приборами не исчис­ лить меры участия этого «ве ­ щества» в совершаемых на­ ми поступках... B. М. ПАХОМОВ. Итак, наш, липецкий, зритель. Вы совершенно правы: он—р аз­ ный. Справедливый и, ска­ жем так, не всегда справед­ ливый. Очень жаль, что он не может увидеть от края до края картину театральной России и убедиться в том, как интересна сегодня пери­ ферийная сцена. С одной стороны, московские режис­ серы, артисты находятся в более выигрышном , положе­ нии, ибо и ЦТ, и кино, и ра­ дио, где они постоянно за ­ няты, дают им возможность «н аутро проснуться знамени­ тыми». С другой же стороны, они часто распыляются, из­ лишне суетятся. Это не на пользу. Й в этом смысле н а­ ши столичные коллеги на­ ходятся в менее выгодном положении, чем мы. C. Т. ВАИМАН . Все-таки преимущество наше — не от хорошей жизни. Правда, я бы обратил внимание и на по- зитивный аспект описанной вами ситуации. Скажем, Ин­ нокентий Смоктуновский ве­ ликолепен и на радио, и на ТВ, и в кино, и в театре. Это бесспорно. Здесь, в этой вроде бы разбросанности ин­ тересов и сил, спрятана и вполне очевидная выгода: красота синтеза. Но вы, без­ условно, правы: цена такого синтеза все же чрезвычайно высока. Есть еще и особая, психологическая «корысть» в самом выходе за пределы «своего» вида искусства —- туда, в смежный: на фоне смежного теперь и «свой » ощущается более остро и «озонно». Недавно я лишний раз убедился в этом, слушая дивную есенинскую «Анну Снегину» в телеисполнении Валерия Золотухина. Специ­ фика ТВ как бы укрупнила, вывела вовне какие-то досе­ ле не проступавшие его ню­ ансы (например, затаенная задушевность, нежность, да­ же ласковость в обращении с поэтическим словом). В. М. ПАХОМОВ. Любо­ пытный факт: радио, ТВ, эстрада, кино в 90 случаях из ста берут у артиста то, что им нажито в театре. Ес­ ли в предвоенные годы у нас была целая плеяда «чи стых» ре на Таганке на протяжении пяти лет ежедневно. Гл ав­ ное условие Васильева — незанятость артистов на сто­ роне. Сам он не поставил на стороне за эти годы ни од­ ного спектакля. В нашей про­ фессии, в технологии актер­ ского мастерства столько еще не открыло! Я глубоко убеж­ ден, что провинциализм — понятие не географическое. И на периферии можно рабо­ тать по законам настоящего искусства. Конечно, согласен с вами, что ограниченность в определенной степени свой­ ственна областному театру,— разумеется, не одному толь­ ко "нашему. И мы пытаемся ее преодолеть. Во-первых, на протяжении многих лет мы приглашаем самых интересных молодых московских режиссеров. Пять спектаклей на нашей сцене поставил И. Райхельгауэ, ре­ жиссер, творческому почер­ ку которого свойственны ост­ рое чувство современности, эксперимент, поиск. Во-вто­ рых, с нашим театром сот­ рудничают именитые, та­ лантливые сценографы. Д. Боровский, главный ху­ дожник театра «Современ ­ ник», оформил у нас два спектакля. Главный худож­ ник театра имени К. С. Ста­ ниславского И. Попов хоро­ шо знаком липецкому зрите­ лю. Далее — О. Твардовская и В. Макушенко. В их офор­ млении у нас идут спектак­ ли «Дядя Ван я», «Триптих для двоих», «Последние». Сейчас они работают с нами над спектаклем «Похождения Остапа Бендера». В-третьих, мы все время сотрудничаем с драматургами «новой волны». Это С. Злотников, р . Пав­ лова, А. Червинский, авто­ ры, может быть, занимаю­ щие спорные эстетические по­ зиции, но, безусловно, уме­ ющие слышать современ­ ность. С. Т. ВАИМАН . Очевидно, и режиссеры, и сценографы, приглашаемые вами, хорошо йнают, на что идут, — я имею в виду творческий пас­ порт нашего, липецкого теат­ ра. Интересно, в каком смыс­ ле они воспринимают его как «другой »? В. М. ПАХОМОВ. Крае­ угольный камень нашего сво­ еобразия — воспитание зри ­ теля с детских лет. Восемь сезонов н азад мы решили, что в репертуар для юных должна попадать только пер­ На снимке: сцена н з сп ектакл я М. Ферме «Двери хлоп ают!..*. НИИ создали специальную программу — «Основы теат­ ральной культуры», они ку­ рируют учителей, приезжают к ним на занятия. Наши пе­ дагоги получили широкие воз­ можности знакомства с р а­ ботой других театров. Каж ­ дые зимние каникулы они вы езж ает учиться в круп­ ные театральные центры н а­ шей страны. Ребята могут получить у них ответы на любые вопросы по искусству быть зрителем. Работа с юными рассчита­ на на многие годы, но она, как я сказал, уже дает свои плоды сегодня. Это, в свою очередь, поставило перед на­ ми проблему чистоты взрос­ лого репертуара. Мы стали изгонять серость. Поэтому, если сегодня на нашей афи ­ ше западная драматургия, то это Т. Уильямс: если отече­ ственная классика, то А. Че­ хов, А. Островский, М. Горь­ кий, надеемся поставить Л. Толстого; если советская современная пьеса, то это М. Шатров, В. Розов, Н. Думбадзе, то есть авторы самые талантли­ вые, умеющие слышать вре­ мя. * Театр дал путевку С. Злотникову и А. Ремезу. Просветительство — еще од­ на важная сторона нашего «своеобрази я». Театр носит имя Льва Толстого, а Толстой всю жизнь занимался просве­ тительством. Создание высо­ кохудожественных произве­ дений, их популяризация, ши­ рокая просветительская д ея ­ тельность — такова програм­ ма липецкого театра. С.. Т. ВАИМАН . Это ин­ тересно. Наш, отечественный, театр всегда был обществен­ ной трибуной, школой граж­ данственности, духовного го­ рения, неизбывной совестли­ вости, всегда был отзывчив на передовые веяния време­ ни. Можно только порадо­ ваться тому, что и современ­ ный, в частности, Липецкий театр наследует эту благо­ родную традицию. Конечно, до,ржа в уме на­ шу областную «прои зводст­ венную» ситуацию, не грех подумать и о нереализован­ ных возможностях. Один лишь НЛМК — источник бес­ численного множества тем, проблем, подлинно драмати ­ ческих коллизий, способных не только вдохновить на соз­ дание новых оригинальных пьес о рабочем классе, но и очень серьезно повлиять на актерское творческое само­ чувствие и режиссерское мышление. Вот ближайший пример. Мы по праву восхи­ щаемся непредставимо ог­ ромными возможностями электронно - вычислительной техники, — в условиях со­ циалистического производст­ ва она сулит человеку поис­ тине фантастический разво­ рот духовной его мощи, не говоря уж о материальных благах, с нею связанных. Но вместе с тем мы не вправе закрывать глаза на диалек­ тическую изнанку «компью­ терной" цивилизации»: не только человек воздействует на ЭВМ, но и ЭВМ, со сва­ ей стороны, определенным образом влияет на человека, н авязывая ему свой техноло­ гический «харак тер», ритм и т. д. Повседневное общение с вычислительными устрой­ ствами нередко излишне «р а­ ционализирует», эмоциональ­ но «подсушивает» человека. Сквозная установка на «прог­ рамму», например, невольно проецируется на внепроиз- водственный, житейский, бы- ния, так сказать, навстречу этой ситуации. Актер должен творчески о ней знать, даром что, например, в «Д о­ ходном месте» обыгрывать ее особо, конечно же, ему не случится. А все-таки даже и в «Доходном месте» как-то, в каких-то — пусть трижды неявных формах! — она, безусловно, отзовется. Отсю­ да — потребность в новом знании о новых людях, но­ вых профессиях, новых про­ изводственных ситуациях. B. М. ПАХОМОВ. Это очень глубокая мысль. По­ работать в этом направлении нам предстоит еще немало. Кое-что делается уже и сей­ час. Концепция, представ­ ленная здесь вами, на мой взгляд, чрезвычайно интерес­ на и заслуживает присталь­ ного внимания. Современная проблематика занимает зн а­ чительное место в нашем репертуаре. Не исчезает она из поля зрения и в тех слу­ чаях, когда мы ставим спек­ такли по произведениям оте­ чественных и зарубежных классиков. Конечно, тема со­ циалистического труда, тема рабочего класса, исключи­ тельно важна. Однако ты н е 1 можем согласиться с теми, кто говорит: металлурги должны смотреть спектакли лишь о тя­ желой индустрии. Мне очень импонирует ваша мысль о современности как внутрен­ ней, а не только внешней, теме и «музык е» спектакля. C. Т. ВАИМАН . Для меня, как, впрочем, и для многих зрителей, эта общая идейная и эстетическая ориентация Липецкого театра на совре­ менность непосредственно связан а с его художествен­ ным уровнем. Чуть конкрет­ ней. В каждом виде искус­ ства есть некая вершинная ступень — точка, в которой сфокусирована и мудрость, и красота самого искусства, его душевность и духовность. Это — интонация." Убежден: где нет «своей » интонации, там нет и искусства. У меня сложилось впечатление, что наш театр исподволь «наби ­ рает» наконец именно «свою» интонационную высо­ ту — вернейший симптом творческой коллективности. Близость или даже родствен­ ная схожесть художествен­ ных позиций (актеров, ре­ жиссеров, оформителей) про­ является в этой сфере с особой, почти непререкаемой очевидностью. Мне кажется, в состав этой постепенно про­ ступающей коллективной ин­ тонации входят такие компо­ ненты, как выразительная, но негромкая гражданствен­ ность: открытая преданность каноническому тексту — хо­ рошая и очень современная «старомодность»: доверие к тем запасам смысла, что «спрятаны» в классических сочинениях, и — отсюда — словно даже программное нежелание как-то «приперчи­ вать» их. На фоне модных «перелицовочных» интер­ претаций классики такая эс­ тетическая позиция приобре­ тает завидную привлекатель­ ность. Словом, сегодня, сколько я могу судить, вы на пути к своей, вожделенной интонации... В. М. ПАХОМОВ. Специа­ листы отмечают, что у наших «Чай ки» и «Дяди Вани» есть чеховский и наш собственный тон. Такая же интонация, по нашему мнению и по призна­ нию других, есть и в детских наших спектаклях, и в «мо­ лодой», полюбившейся нам советской драматургии. С. Злотников публично, в ин­ тервью журналистам .призна­ вался, что ему особенно до­ рога интонация именно ли­ пецких спектаклей. Но если говорить о театре в целом, то сегодня, вы правильно подметили, мы еще только на пути к «интонационному» совершенству. И тут много проблем. Процесс формирования нашей труппы идет далеко не так, как хотелось бы. Напри­ мер, мне звонит артист, про­ сится на работу. Он — вы ­ пускник Московского теат­ рального института, много и разнопланово работает в Но­ восибирском театре. Я, ко­ нечно, испытываю любопыт­ ство, так как человек играл Гамлета. Но тут вступает в силу реальность: у нас нет жилья. В это же вре:#я при­ езжает менее интересный для театра артист и говорит: мо­ гу поменять квартиру на Ли­ пецк, Я спускаюсь на землю и отдаю предпочтение менее интересному человеку. У нас в Липецке нет театраль­ ной школы, и такой прозаи­ ческий момент, как отсутст­ вие общежития, становится моментом творческим. И тог­ да в хоре слаженных голо­ сов рядом с голосами М. Ян- ко, С. Погребняк, Ю. Репина, Ю. Ганиной, В. Пономарева, Р. Каревой, М. Соболева по­ являются фальшивые инто­ нации, голоса не из нашего театра. Мы это знаем. Хоро­ шо, что сейчас действует си­ стема приема артистов в те­ атр по договору, и мы ею широко пользуемся. Еще об интонации. Вот передо мной письмо канди­ дата филологических наук А. Кузичевой, которая в Та­ ганроге впервые увидела наш театр. Она пишет: «Слушали ли вы 5 июля пе­ редачу первой программы Всесоюзного радио, в кото­ рой, беседуя с А. Батало­ вым, я самыми добрыми словами упомянула ваш спектакль? До сих пор вспо­ минаю его и отчетливо пом­ ню его интонацию, его на­ строй, такой русский, интел­ лигентный...» Вот это доро­ го: «помню его интонацию». С. Т. ВАИМАН . Я все ду­ маю о зрителе. Именно о ли­ пецком зрителе. Тут ведь как: нужны обоюдные уси­ лия, надо пробиваться " на­ встречу друг другу — как на строительстве туннеля. Те­ атр напряженно трудится над новым спектаклем — и зритель должен в какой-то форме «труди ться» по «н а­ правлению» к этому спек­ таклю. Конкретно. Вот вы приступаете к работе над че­ ховскими «Тремя сестрами». Параллельно проходят встре­ чи актерского актива с бу­ дущими зрителями — р аз­ вертывается подготовка их к восприятию вашего спек­ такля. Принимают в этом участие и библиотеки — они делают все для того, чтобы возможно большее число чи тателей освежили в памяти великую чеховскую пьесу. Помогаем вам и мы, вузов­ ские филологи (консультиру­ ем заводчан, например), н школьные словесники. Уже в зале, в преддверии премье­ ры, можно бы предложить зрителям краткий — ни в коем случае не занудливый! — обзор сценической исто­ рии «Трех сестер» — собст­ венно, обзор трактовок этой гениальной драмы, — таким образом мы поможем публи ке резче ощутить непохо жесть нашей — «другой» — трактовки. Конечно, иной потенциальный зритель при­ кинет: пьесу я одолел в ли­ тературном варианте —- тро­ нула до слез, а зачем еще и в театр «ходи ть»? Вот он, наш с вами, «момент долга»: надо во что бы то ни стало убедить этого человека в необходимости сценического Чехова, шире — необходи­ мости театра. Можно заме­ тить: о некоторых «положи тельных» зрителях иногда отзываются так: вот за­ всегдатай театра, — он чув­ ствует себя здесь как дома. И это хорошо. Мне же ка­ жется, что порою за таким • вот «к ак дома» скрывается, право, развязность. Отноше­ ние к театру должно быть — да простится мне некого рая старомодность! — бла­ гоговейным... B. М. ПАХОМОВ. Как в храме... C. Т. ВАИМАН . И дело не в том, что зрителю надле­ жит всякий раз простираться перед актерами во прахе. Это — карикатура. Вот я посмотрел недавно несколько спектаклей в знаменитом Рижском театре русской драмы. Бросилось в глаза — сразу же, без каких-либо предварительных «пригля- /Док» —- чрезвычайно серь­ езное, именно благоговейное отношение публики к своему театру. Тут уж ясно: не пот ребитель пришел за това­ ром... B. М. ПАХОМОВ... за оп­ лаченным... C. Т. ВАИМАН . Вот вот А пришел Зритель, — он приглашен к духовному со беседованию — совместному поиску истины, добра я кра соты. П р а здн и к со др уж е ст ва На Новолипецком металлур- гическом комбинате в канун открытия сезона прошел празд­ ник «Содружество искусства и труда». В нем принял участие весь творческий коллектив те­ атра. Состоялась экскурсия по цехам комбината. Хозяева по­ знакомили своих гостей с но­ вейшей техникой, которую ус­ пешно одними из первых в стране осваивают новолипчане, рассказали о последних дости­ жениях комбината, о перспек­ тивах его развития. А затем центр праздника переместился в центральную лабораторию комбината, где с творческим отчетом перед сво­ ими шефами выступили артис­ ты театра. Директор и главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РСФСР В. М. Пахомов поделился впечатле­ ниями о минувшем гастрольном лете, которое коллектив впер­ вые провел на уральской зем­ ле, в гор ом х Нижний Тагил и Свердловск, рассказал о твор­ ческих планах коллектива. Тепло принимали новолипчане сцены из последних спектаклей театра «Вечно живые» В. Ро­ зова и «Двери хлопают!..» М. Фермо. Щедрыми аплоди­ сментами металлурги искренне благодарили заслуженных арти­ стов РСФСР Ю. Ганину, В. По­ номарева, М. Соболева, 3. Го­ рячеву, артистов М. Янго, Н. Сергееву, О. Овчинникову, А. Холмогорова за Доставлен­ ные им минуты поминкой творческой радости. Се льск и й фе ст и ва ль Хотя сезон на основной сце­ не еще только начинается, первые встречи липецких арти­ стов со зрителями уже состоя­ лись в дни осеннего фестиваля «Театр — селу». С героями спектаклей «Пять пудов люб­ ви» (по водевилям А. Чехова), «Школа жен» Ж.-Б. Мольера, «Страсти по Варваре» О. Пав­ ловой встретились труженики Грязинского, Добровского, Хлевенского, Липецкого рай­ онов. Юные зрители седа уви­ дели спектакль «Шишок» А. Александрова. С большим успехом в Ельце прошел спек­ такль «Двери хл оп ают!.* М. Фермо. Напряженными и празднич­ ными были дни минувшего фе­ стиваля. Как самых дорогих гостей хлебом и солью встре­ чали артистов на селе. Среди самых памятных реликвий хра­ нится теперь в театре сноп пшеницы урожая-85, преподне­ сенный коллективу тружени­ ками Липецкого района. В дни показа спектаклей на селе со­ стоялись творческие встречи с артистами, а постановочный коллектив спектакля «Школа жен» отметил своеобразный юбилей, в сотый раз сыграв эту постановку. Тво р че ск ая пом ощ ь Прочная творческая дружба связывает театр с коллектива­ ми художественной самодея­ тельности нашей области. По­ мощь, которую оказывают про­ фессиональные артисты сель­ ским драматическим кружкам, студиям, народным театрам, разнообразна: на базе театра проходит учеба самодеятель­ ных режиссеров, работники литературной части помогают в подборе пьес для репертуара, актеры проводят консультации непосредственно на местах. Второй год руководит Дан- ковским народным театром ар­ тист М. Янко. Заметным явле­ нием в культурной жизни рай­ она стал спектакль, посвящен­ ных! Победе советского народа в Великой Отечественной вой­ не, — «Солдатская вдова» Н. Анкилова. Готовят ся к по ст ано вк е Коллектив Липецкого драм- театра под руководством ре­ жиссера Е. Курицыной присту­ пил к репетициям пьесы О. Павловой «Дебют» . Этот спектакль театр адресует преж­ де всего молодым зрителям. Художник спектакля — И. По­ пов. Музыку специально к ли­ пецкой постановке написал композитор А. Журбин. Художественный совет теат­ ра обсудил и принял к поста­ новке макет оформления спек­ такля по пьесе С. Громова и Ю. Рыжова «Факультатив или декабристы 10 «а». Режиссер — А. Холмогоров, художник — А. Нестеров. Премьера спек­ такля, на которую будут при­ глашены старшеклассники го­ рода, их педагоги, родители, состоится в дни Всесоюзной недели «Театр — детям».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz