Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
ВЫ СОК ОЕ ПРИЗ В АНИЕ М АСТЕРОВ СЦЕНЫ К открытию 6 5 - г о сезона в Липецком драматическом театре имени Л. Н. Толстого С егодня в Липецком областном драмати ческом театре имени Л. Н. Тоф то го—тор жественное открытие 65-го сезона. Этот ежегодный традиционный праздник с вол нением и радостью встречают творческий коллектив, зрители. «...Какое из искусств владеет такими мо гущественными средствами поражать ду шу впечатлениями и играть ею самовласт но...» Почти полтора века н азад написал эти слова великий русский критик В. Г. Белинский, но и сегодня к ним присоеди няются все искренние любители театра. И сегодня советский театр несет свою высокую миссию гражданского и нравст венного воспитания трудящихся, приобще ния их к непреходящим ценностям отече ственной и зарубежной драматургии. Все музы соединяются воедино в произ ведениях сценического искусства: в них — творческая энергия драматургов и режис серов, актеров и театральных художников. В них воплощаются различные художест венные направления, смены театральных стилей и систем. Театр работает для зрителя, каждый спектакль ждет своего зрителя. Театр и зритель. Эта тема определила и направление диалога, который ведут сегод ня доктор филологических наук профес сор, критик и литературовед С. Т. Вайман и заслуженный деятель искусств РСФСР , главный режиссер Липецкого областного драматического театра имени Л. Н. Тол стого В. М. Пахомов. актеров кино (Л. Орлова, П. Кадочников, М. Ладыни на и др.), то сегодня самое лучшее в кино создается ар тистами театра. И режиссе ры с удовольствием пригла шают в свои фильмы О. Еф ремова, И. Смоктуновского, .М. Неелову, Т. Доронину, А. Джигарханяна, О. Янков ского. Самые популярные ки ноактеры — артисты театра. Поучителен опыт работы та кого, не побоюсь сказать, вы дающегося режиссера, как Анатолий Васильев, который последней своей работой — «Серсо» по пьесе В. Славки на — просто ошеломил теат ральную Москву. Он репети ровал этот спектакль в теат восортная детская литерату ра. Поэтому сегодня на на шей афише — А. Гайдар, Е. Шварц, А. Лиидгрен, А. Экзюпери, лучшие моло дые авторы — А. Александ ров, А. Хмелик. Параллель но идет очень важный про цесс — воспитание воспита телей. Это, прежде всего, ра бота с педагогами. Созданная в липецких школах сеть те атральных факультативов, крухкков, драматических сту дий уже сегодня дает свои плоды. Мы пытаемся придать этому движению целенаправ ленный научный характер, работая совместно с НИИ художественного воспитания АПН СССР. Сотрудники товой обиход, несколько сни жает уровень непосредствен ности, живой впечатлительно сти. Вообразите некую край ность: «программа» дружес ких или интимных отноше ний. Прямо-таки оторопь бе рет! А ведь коммунистичес кий идеал — это идеал все сторонне развитого человека. Ну, разумеется, специально играть на сцене эту ситуа цию — «человек и ЭВМ »—- совсем не обязательно, хотя в спектакле о рабочем классе или инженерно - технической интеллигенции учет такого рода «тонкостей», по-моему, все же необходим. Важно другое: развивать общую культуру актерского поведе- С. Т. ВАИМАН . Можно заметить, Владимир Михай лович, что зритель наш — в отличие, например, от столичного — более «стаби лен» (московский, скажем, очень «текуч », и театры не могут с этим не считаться). Затем — опять-таки в отли чие от столичного — наш театр гораздо менее «эссен- циален». Что я имею в ви ду? Возьмите, например, та кие «эталонные» творческие коллективы, как МХАТ или БДТ. Каждый из них — «скопление звезд ». Что ни имя, то яркая индивидуаль ность. В этом смысле мы, ес тественно, выглядим скром нее. Значит, и эстетическую, в частности, зрительскую, стратегию свою вам приходит ся формулировать в согласии с реальным положением ве щей. Вообще хорошо бы од нажды договориться: та лантливый «областной» спек такль — это не то, что ниже или, тем более, хуже столичного; это — ДРУГОЕ: другая интерпретация, дру гая стилистика, другая ат мосфера. Ж елательно, чтобы у нашего зрителя выработа лась психологическая уста новка на «другое» — этр позволит ему более объек тивно оценивать успехи и неудачи своего театра, бо лее доверчиво погружаться в создаваемые им художест венные «ми ры». B. М. ПАХОМОВ. Вот именно, Семен Теодорович, у нас, в Липецком театре — «другое». И это — главное, об этом надо говорить. К со жалению, чаще случается так: посмотрит какой-нибудь зри тель «Дядю Ваню» или «Последние» сначала в Моск ве, потом у нас и давай сравнивать: лучше у нас или хуже, чем в московском те атре? Сложился стереотип мышления: вот если приедет театр на гастроли из столи цы — это интересно... Ко нечно, Москва и Ленинград всегда были театральными столицами нашей страны, и всё серьезные художествен ные открытия делались имен но там, а затем так или ина че тиражировались по всей стране. Я помню, 1 5—20 лет н азад то тут, то там, в р аз ных театрах России можно было увидеть спектакли- близнецы товстоноговских и ефремовских. Сегодня к ар тина театральной жизни Рос сии изменилась в корне. Это не значит, что в Москве и Ленинграде перевелись та лантливые спектакли. Про сто многие интересные от крытия делаются сегодня в глубинных русских театрах, средний уровень режиссуры и актерский уровень которых намного вырос. C. Т. ВАИМАН . Конечно же, главная ваша забота — зри тель, и не абстрактный, а именно наш, липецкий. А что мы знаем о нем? Преж де всего: он неоднороден — и с социальной, и с эстети ческой, и прочих точек зр е ния. Это ясно, и не об этом сейчас речь. Меня занимает его отношение к театру. Так вот, какая-то — скажем, кон сервативная — часть зри тельской аудитории, я зам е тил, воспринимает наш театр инерционно: свои давние представления о профессио нальном его уровне механи чески проецирует на нынеш нюю художественную его «реал ьн ость». Примечатель ная деталь: этот консерва тивный зри тель — в сущно сти, «минус-зри тель», — практически в театре он поч ти не бывает, зато энергич но суетится вокруг театра — создает атмосферу эстетиче ского недоверия, сеет сомне ние в творческих его воз можностях. Есть и другой зри тель — я бы н азвал его «беллетри стом». ЭтоФпосеща ет театр не для того, чтобы открыть для себя новый, све жий взгляд на человека, уди виться нешаблонному ходу вещей. Нет, доминирует у этого зрителя установка на УЗНАВАНИ Е: очень хочется ему увидеть то, что уже сот ни раз было им видано-пере- вндано «в самой жизни». B. М. ПАХОМОВ. Как ребенок; дети обычно просят почитать то, что они уже знают...- C. Т. ВАИМАН . Пожалуй. Невольно вспоминается го голевский Иван Федорович Шпонька. который вообще- то — помните? — читать не любил, но изредка и не без удовольствия заглядывал в гадательную книгу, ибо вся кий раз находил в ней то, что уже давно было ему и з вестно^ Посмотрит такой «беллетри ст» липецкого «Д я дю Ваню» или «Чай ку» и тут же авторитетно обронит свирепую фразочку: «Это не настоящий Чехов». А что такое «настоящий Чехов»?— спросим мы у него. Короче говоря, он не обнаружил на сцене «своего» (якобы на стоящего) Чехова, и это от вратило его от театра. Есть и такой у нас (да и только ли у нас?) зри тель— «капри зник». В принципе он не против театральных нов шеств, однако всякий раз, когда театр предлагает к а кую-нибудь действительно не однозначную психологичес кую ситуацию (например, в «Дяде Ван е») или свежий сценический прием (напри мер, в «Доме Бернарды Аль бы»), он непременно сетует на «переусложненность», 'не доступность, а то и похле ще — «эли тарность» спек такля. Вот так, ребром. и ставит вопрос: лично ми еэто Непонятно. Ну, а труд души? ума? — с этим-то как обсто ит дело? И потом: может, со седу — понятно? По свидетельству Горького, Ленин порицал Демьяна Бед ного за «грубоватость»: «Идет за читателем, а надо быть немножко впереди». Я думаю, этот идейно-эстетиче ский принцип имеет прямое отношение и к театру: он то же обязан «быть немножко впереди». Тут у меня возникла вот какая мысль: может, стоило бы как-то вовлечь зрителей в процесс формирования репер туара? На конференциях, разного рода встречах: в за водских цехах, колхозных и совхозных клубах, театраль ном Фойе, студенческой ау дитории и т. д. «представ л я ть» хотя бы в жанре выразительного пересказа — ту или иную пьесу, «отяже лившую» театральный порт фель. Будем справедливы: есть у нашего театра истинно свой зритель, нравственно чуткий, эстетически бескомпромис сный. Он радуется успехам театра и печалится по пово ду постигших его неудач (кто же от них застрахован ?), не льстит безоглядно, не под кармливает грошовыми ком плиментами очередного куми ра, но говорит правду и о сценической «реальности», и о движении собственного чувства. Он понимает: не только актеры или режиссер, но и публика, заполнившая зрительный зал, несет ду ховную ответственность за судьбу спектакля. И это на самом деле так: разве, нап ример, «холодок», возникший по ту, «воспринимающую», сторону рампы, не остужает тех, кто трудится по эту ее сторону? Конечно, и «свой » зритель неоднороден, — не только по возрастной или, скажем, социальной характеристи кам, — но и по глубине и «скорости» отклика на худо жественную правду. Помню, уже немолодая женщина од нажды призналась: под впе чатлением от липецкого «П ос леднего срока» (история жи з ни и смерти старухи Анны —- героини знаменитой пове сти В. Распутина) она «н а писала маме». З а этой крат кой исповедью — горе: тя желая конфликтная ситуация, разметавшая мать и дочь по разным городам —• обида простерлась на долгие годы... Однако, как правило, теат ральное искусство (как и всякое искусство) «возделы вает» воспринимающую ду ДИАЛОГ О ЗРИТЕЛЕ И ТЕАТРЕ В . М . Пах ом о в С. Т. Вайм ан шу исподволь, — «вещество влияния» накапливается мед ленно, и никакими сверхчут кими приборами не исчис лить меры участия этого «ве щества» в совершаемых на ми поступках... B. М. ПАХОМОВ. Итак, наш, липецкий, зритель. Вы совершенно правы: он—р аз ный. Справедливый и, ска жем так, не всегда справед ливый. Очень жаль, что он не может увидеть от края до края картину театральной России и убедиться в том, как интересна сегодня пери ферийная сцена. С одной стороны, московские режис серы, артисты находятся в более выигрышном , положе нии, ибо и ЦТ, и кино, и ра дио, где они постоянно за няты, дают им возможность «н аутро проснуться знамени тыми». С другой же стороны, они часто распыляются, из лишне суетятся. Это не на пользу. Й в этом смысле н а ши столичные коллеги на ходятся в менее выгодном положении, чем мы. C. Т. ВАИМАН . Все-таки преимущество наше — не от хорошей жизни. Правда, я бы обратил внимание и на по- зитивный аспект описанной вами ситуации. Скажем, Ин нокентий Смоктуновский ве ликолепен и на радио, и на ТВ, и в кино, и в театре. Это бесспорно. Здесь, в этой вроде бы разбросанности ин тересов и сил, спрятана и вполне очевидная выгода: красота синтеза. Но вы, без условно, правы: цена такого синтеза все же чрезвычайно высока. Есть еще и особая, психологическая «корысть» в самом выходе за пределы «своего» вида искусства —- туда, в смежный: на фоне смежного теперь и «свой » ощущается более остро и «озонно». Недавно я лишний раз убедился в этом, слушая дивную есенинскую «Анну Снегину» в телеисполнении Валерия Золотухина. Специ фика ТВ как бы укрупнила, вывела вовне какие-то досе ле не проступавшие его ню ансы (например, затаенная задушевность, нежность, да же ласковость в обращении с поэтическим словом). В. М. ПАХОМОВ. Любо пытный факт: радио, ТВ, эстрада, кино в 90 случаях из ста берут у артиста то, что им нажито в театре. Ес ли в предвоенные годы у нас была целая плеяда «чи стых» ре на Таганке на протяжении пяти лет ежедневно. Гл ав ное условие Васильева — незанятость артистов на сто роне. Сам он не поставил на стороне за эти годы ни од ного спектакля. В нашей про фессии, в технологии актер ского мастерства столько еще не открыло! Я глубоко убеж ден, что провинциализм — понятие не географическое. И на периферии можно рабо тать по законам настоящего искусства. Конечно, согласен с вами, что ограниченность в определенной степени свой ственна областному театру,— разумеется, не одному толь ко "нашему. И мы пытаемся ее преодолеть. Во-первых, на протяжении многих лет мы приглашаем самых интересных молодых московских режиссеров. Пять спектаклей на нашей сцене поставил И. Райхельгауэ, ре жиссер, творческому почер ку которого свойственны ост рое чувство современности, эксперимент, поиск. Во-вто рых, с нашим театром сот рудничают именитые, та лантливые сценографы. Д. Боровский, главный ху дожник театра «Современ ник», оформил у нас два спектакля. Главный худож ник театра имени К. С. Ста ниславского И. Попов хоро шо знаком липецкому зрите лю. Далее — О. Твардовская и В. Макушенко. В их офор млении у нас идут спектак ли «Дядя Ван я», «Триптих для двоих», «Последние». Сейчас они работают с нами над спектаклем «Похождения Остапа Бендера». В-третьих, мы все время сотрудничаем с драматургами «новой волны». Это С. Злотников, р . Пав лова, А. Червинский, авто ры, может быть, занимаю щие спорные эстетические по зиции, но, безусловно, уме ющие слышать современ ность. С. Т. ВАИМАН . Очевидно, и режиссеры, и сценографы, приглашаемые вами, хорошо йнают, на что идут, — я имею в виду творческий пас порт нашего, липецкого теат ра. Интересно, в каком смыс ле они воспринимают его как «другой »? В. М. ПАХОМОВ. Крае угольный камень нашего сво еобразия — воспитание зри теля с детских лет. Восемь сезонов н азад мы решили, что в репертуар для юных должна попадать только пер На снимке: сцена н з сп ектакл я М. Ферме «Двери хлоп ают!..*. НИИ создали специальную программу — «Основы теат ральной культуры», они ку рируют учителей, приезжают к ним на занятия. Наши пе дагоги получили широкие воз можности знакомства с р а ботой других театров. Каж дые зимние каникулы они вы езж ает учиться в круп ные театральные центры н а шей страны. Ребята могут получить у них ответы на любые вопросы по искусству быть зрителем. Работа с юными рассчита на на многие годы, но она, как я сказал, уже дает свои плоды сегодня. Это, в свою очередь, поставило перед на ми проблему чистоты взрос лого репертуара. Мы стали изгонять серость. Поэтому, если сегодня на нашей афи ше западная драматургия, то это Т. Уильямс: если отече ственная классика, то А. Че хов, А. Островский, М. Горь кий, надеемся поставить Л. Толстого; если советская современная пьеса, то это М. Шатров, В. Розов, Н. Думбадзе, то есть авторы самые талантли вые, умеющие слышать вре мя. * Театр дал путевку С. Злотникову и А. Ремезу. Просветительство — еще од на важная сторона нашего «своеобрази я». Театр носит имя Льва Толстого, а Толстой всю жизнь занимался просве тительством. Создание высо кохудожественных произве дений, их популяризация, ши рокая просветительская д ея тельность — такова програм ма липецкого театра. С.. Т. ВАИМАН . Это ин тересно. Наш, отечественный, театр всегда был обществен ной трибуной, школой граж данственности, духовного го рения, неизбывной совестли вости, всегда был отзывчив на передовые веяния време ни. Можно только порадо ваться тому, что и современ ный, в частности, Липецкий театр наследует эту благо родную традицию. Конечно, до,ржа в уме на шу областную «прои зводст венную» ситуацию, не грех подумать и о нереализован ных возможностях. Один лишь НЛМК — источник бес численного множества тем, проблем, подлинно драмати ческих коллизий, способных не только вдохновить на соз дание новых оригинальных пьес о рабочем классе, но и очень серьезно повлиять на актерское творческое само чувствие и режиссерское мышление. Вот ближайший пример. Мы по праву восхи щаемся непредставимо ог ромными возможностями электронно - вычислительной техники, — в условиях со циалистического производст ва она сулит человеку поис тине фантастический разво рот духовной его мощи, не говоря уж о материальных благах, с нею связанных. Но вместе с тем мы не вправе закрывать глаза на диалек тическую изнанку «компью терной" цивилизации»: не только человек воздействует на ЭВМ, но и ЭВМ, со сва ей стороны, определенным образом влияет на человека, н авязывая ему свой техноло гический «харак тер», ритм и т. д. Повседневное общение с вычислительными устрой ствами нередко излишне «р а ционализирует», эмоциональ но «подсушивает» человека. Сквозная установка на «прог рамму», например, невольно проецируется на внепроиз- водственный, житейский, бы- ния, так сказать, навстречу этой ситуации. Актер должен творчески о ней знать, даром что, например, в «Д о ходном месте» обыгрывать ее особо, конечно же, ему не случится. А все-таки даже и в «Доходном месте» как-то, в каких-то — пусть трижды неявных формах! — она, безусловно, отзовется. Отсю да — потребность в новом знании о новых людях, но вых профессиях, новых про изводственных ситуациях. B. М. ПАХОМОВ. Это очень глубокая мысль. По работать в этом направлении нам предстоит еще немало. Кое-что делается уже и сей час. Концепция, представ ленная здесь вами, на мой взгляд, чрезвычайно интерес на и заслуживает присталь ного внимания. Современная проблематика занимает зн а чительное место в нашем репертуаре. Не исчезает она из поля зрения и в тех слу чаях, когда мы ставим спек такли по произведениям оте чественных и зарубежных классиков. Конечно, тема со циалистического труда, тема рабочего класса, исключи тельно важна. Однако ты н е 1 можем согласиться с теми, кто говорит: металлурги должны смотреть спектакли лишь о тя желой индустрии. Мне очень импонирует ваша мысль о современности как внутрен ней, а не только внешней, теме и «музык е» спектакля. C. Т. ВАИМАН . Для меня, как, впрочем, и для многих зрителей, эта общая идейная и эстетическая ориентация Липецкого театра на совре менность непосредственно связан а с его художествен ным уровнем. Чуть конкрет ней. В каждом виде искус ства есть некая вершинная ступень — точка, в которой сфокусирована и мудрость, и красота самого искусства, его душевность и духовность. Это — интонация." Убежден: где нет «своей » интонации, там нет и искусства. У меня сложилось впечатление, что наш театр исподволь «наби рает» наконец именно «свою» интонационную высо ту — вернейший симптом творческой коллективности. Близость или даже родствен ная схожесть художествен ных позиций (актеров, ре жиссеров, оформителей) про является в этой сфере с особой, почти непререкаемой очевидностью. Мне кажется, в состав этой постепенно про ступающей коллективной ин тонации входят такие компо ненты, как выразительная, но негромкая гражданствен ность: открытая преданность каноническому тексту — хо рошая и очень современная «старомодность»: доверие к тем запасам смысла, что «спрятаны» в классических сочинениях, и — отсюда — словно даже программное нежелание как-то «приперчи вать» их. На фоне модных «перелицовочных» интер претаций классики такая эс тетическая позиция приобре тает завидную привлекатель ность. Словом, сегодня, сколько я могу судить, вы на пути к своей, вожделенной интонации... В. М. ПАХОМОВ. Специа листы отмечают, что у наших «Чай ки» и «Дяди Вани» есть чеховский и наш собственный тон. Такая же интонация, по нашему мнению и по призна нию других, есть и в детских наших спектаклях, и в «мо лодой», полюбившейся нам советской драматургии. С. Злотников публично, в ин тервью журналистам .призна вался, что ему особенно до рога интонация именно ли пецких спектаклей. Но если говорить о театре в целом, то сегодня, вы правильно подметили, мы еще только на пути к «интонационному» совершенству. И тут много проблем. Процесс формирования нашей труппы идет далеко не так, как хотелось бы. Напри мер, мне звонит артист, про сится на работу. Он — вы пускник Московского теат рального института, много и разнопланово работает в Но восибирском театре. Я, ко нечно, испытываю любопыт ство, так как человек играл Гамлета. Но тут вступает в силу реальность: у нас нет жилья. В это же вре:#я при езжает менее интересный для театра артист и говорит: мо гу поменять квартиру на Ли пецк, Я спускаюсь на землю и отдаю предпочтение менее интересному человеку. У нас в Липецке нет театраль ной школы, и такой прозаи ческий момент, как отсутст вие общежития, становится моментом творческим. И тог да в хоре слаженных голо сов рядом с голосами М. Ян- ко, С. Погребняк, Ю. Репина, Ю. Ганиной, В. Пономарева, Р. Каревой, М. Соболева по являются фальшивые инто нации, голоса не из нашего театра. Мы это знаем. Хоро шо, что сейчас действует си стема приема артистов в те атр по договору, и мы ею широко пользуемся. Еще об интонации. Вот передо мной письмо канди дата филологических наук А. Кузичевой, которая в Та ганроге впервые увидела наш театр. Она пишет: «Слушали ли вы 5 июля пе редачу первой программы Всесоюзного радио, в кото рой, беседуя с А. Батало вым, я самыми добрыми словами упомянула ваш спектакль? До сих пор вспо минаю его и отчетливо пом ню его интонацию, его на строй, такой русский, интел лигентный...» Вот это доро го: «помню его интонацию». С. Т. ВАИМАН . Я все ду маю о зрителе. Именно о ли пецком зрителе. Тут ведь как: нужны обоюдные уси лия, надо пробиваться " на встречу друг другу — как на строительстве туннеля. Те атр напряженно трудится над новым спектаклем — и зритель должен в какой-то форме «труди ться» по «н а правлению» к этому спек таклю. Конкретно. Вот вы приступаете к работе над че ховскими «Тремя сестрами». Параллельно проходят встре чи актерского актива с бу дущими зрителями — р аз вертывается подготовка их к восприятию вашего спек такля. Принимают в этом участие и библиотеки — они делают все для того, чтобы возможно большее число чи тателей освежили в памяти великую чеховскую пьесу. Помогаем вам и мы, вузов ские филологи (консультиру ем заводчан, например), н школьные словесники. Уже в зале, в преддверии премье ры, можно бы предложить зрителям краткий — ни в коем случае не занудливый! — обзор сценической исто рии «Трех сестер» — собст венно, обзор трактовок этой гениальной драмы, — таким образом мы поможем публи ке резче ощутить непохо жесть нашей — «другой» — трактовки. Конечно, иной потенциальный зритель при кинет: пьесу я одолел в ли тературном варианте —- тро нула до слез, а зачем еще и в театр «ходи ть»? Вот он, наш с вами, «момент долга»: надо во что бы то ни стало убедить этого человека в необходимости сценического Чехова, шире — необходи мости театра. Можно заме тить: о некоторых «положи тельных» зрителях иногда отзываются так: вот за всегдатай театра, — он чув ствует себя здесь как дома. И это хорошо. Мне же ка жется, что порою за таким • вот «к ак дома» скрывается, право, развязность. Отноше ние к театру должно быть — да простится мне некого рая старомодность! — бла гоговейным... B. М. ПАХОМОВ. Как в храме... C. Т. ВАИМАН . И дело не в том, что зрителю надле жит всякий раз простираться перед актерами во прахе. Это — карикатура. Вот я посмотрел недавно несколько спектаклей в знаменитом Рижском театре русской драмы. Бросилось в глаза — сразу же, без каких-либо предварительных «пригля- /Док» —- чрезвычайно серь езное, именно благоговейное отношение публики к своему театру. Тут уж ясно: не пот ребитель пришел за това ром... B. М. ПАХОМОВ... за оп лаченным... C. Т. ВАИМАН . Вот вот А пришел Зритель, — он приглашен к духовному со беседованию — совместному поиску истины, добра я кра соты. П р а здн и к со др уж е ст ва На Новолипецком металлур- гическом комбинате в канун открытия сезона прошел празд ник «Содружество искусства и труда». В нем принял участие весь творческий коллектив те атра. Состоялась экскурсия по цехам комбината. Хозяева по знакомили своих гостей с но вейшей техникой, которую ус пешно одними из первых в стране осваивают новолипчане, рассказали о последних дости жениях комбината, о перспек тивах его развития. А затем центр праздника переместился в центральную лабораторию комбината, где с творческим отчетом перед сво ими шефами выступили артис ты театра. Директор и главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РСФСР В. М. Пахомов поделился впечатле ниями о минувшем гастрольном лете, которое коллектив впер вые провел на уральской зем ле, в гор ом х Нижний Тагил и Свердловск, рассказал о твор ческих планах коллектива. Тепло принимали новолипчане сцены из последних спектаклей театра «Вечно живые» В. Ро зова и «Двери хлопают!..» М. Фермо. Щедрыми аплоди сментами металлурги искренне благодарили заслуженных арти стов РСФСР Ю. Ганину, В. По номарева, М. Соболева, 3. Го рячеву, артистов М. Янго, Н. Сергееву, О. Овчинникову, А. Холмогорова за Доставлен ные им минуты поминкой творческой радости. Се льск и й фе ст и ва ль Хотя сезон на основной сце не еще только начинается, первые встречи липецких арти стов со зрителями уже состоя лись в дни осеннего фестиваля «Театр — селу». С героями спектаклей «Пять пудов люб ви» (по водевилям А. Чехова), «Школа жен» Ж.-Б. Мольера, «Страсти по Варваре» О. Пав ловой встретились труженики Грязинского, Добровского, Хлевенского, Липецкого рай онов. Юные зрители седа уви дели спектакль «Шишок» А. Александрова. С большим успехом в Ельце прошел спек такль «Двери хл оп ают!.* М. Фермо. Напряженными и празднич ными были дни минувшего фе стиваля. Как самых дорогих гостей хлебом и солью встре чали артистов на селе. Среди самых памятных реликвий хра нится теперь в театре сноп пшеницы урожая-85, преподне сенный коллективу тружени ками Липецкого района. В дни показа спектаклей на селе со стоялись творческие встречи с артистами, а постановочный коллектив спектакля «Школа жен» отметил своеобразный юбилей, в сотый раз сыграв эту постановку. Тво р че ск ая пом ощ ь Прочная творческая дружба связывает театр с коллектива ми художественной самодея тельности нашей области. По мощь, которую оказывают про фессиональные артисты сель ским драматическим кружкам, студиям, народным театрам, разнообразна: на базе театра проходит учеба самодеятель ных режиссеров, работники литературной части помогают в подборе пьес для репертуара, актеры проводят консультации непосредственно на местах. Второй год руководит Дан- ковским народным театром ар тист М. Янко. Заметным явле нием в культурной жизни рай она стал спектакль, посвящен ных! Победе советского народа в Великой Отечественной вой не, — «Солдатская вдова» Н. Анкилова. Готовят ся к по ст ано вк е Коллектив Липецкого драм- театра под руководством ре жиссера Е. Курицыной присту пил к репетициям пьесы О. Павловой «Дебют» . Этот спектакль театр адресует преж де всего молодым зрителям. Художник спектакля — И. По пов. Музыку специально к ли пецкой постановке написал композитор А. Журбин. Художественный совет теат ра обсудил и принял к поста новке макет оформления спек такля по пьесе С. Громова и Ю. Рыжова «Факультатив или декабристы 10 «а». Режиссер — А. Холмогоров, художник — А. Нестеров. Премьера спек такля, на которую будут при глашены старшеклассники го рода, их педагоги, родители, состоится в дни Всесоюзной недели «Театр — детям».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz