Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

8 се нтября 1985 г., № 209 (17 306) Л Е Н И Н СК О Е З Н АМЯ 3 г* Т Р А Н И Ц А Печалью Дон заволокло, Упругой свежестью пахнуло, В туман закутавшись, Село Над лугом сонно прикорнуло. Клочок тускнеющей зари Лучом последнего привета Реку как будто изнутри Окрасил теплым медным светом. Душе нет сил вместить простор. Темнеет. Вечер на исходе. Безмолвный красок разговор, Неслышный звук цветных мелодий..- На месте яростных огней Чуть брезжит запад В этом году исполняется В00 лет со времени написа­ ния (1185) «Слова о полку Игоревен, величайшего па­ мятника древнерусской лите­ ратуры. На снимках: иллюстрация В. Фавор­ ского к «Слову о полку Иго- реве». Туманное утроив окрестно­ стях Путивля, здесь начинал­ ся поход князя Игоря. «Во Нутивле стяги бран­ ные стоят!.,». «Ярославна», памятник в Нутивле, на высоком берегу Сейма. «Далеко в Нутивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру»... Соборы древнего Черниго­ ва. Как известно, князь Игорь — Игорь Святославич (1151 — 1201), сын черниговского князя Святослава, внук Сле­ га Святославича Чернигов­ ского. Фото В. СОБРОВИНА. Сегодняшняя литературная страница посвящена творчеству молодых и явится как бы первым словом, прозвучавшим на традиционном, теперь уже восьмом областном семинаре молодых писателей, который пройдет 11—12 сентября. Занятия семинаров прозы и поэзии будут вести писатели из Москвы, Воронежа, Липецка. Отобраны для обсуждения рукописи, и луч­ шие из них станут основой первых книг наших молодых собратьев по перу. Забота о талантливой молодежи — традиционный писательский долг. Эта работа, и раньше занимавшая заметное место в жизни писательской организации, после постановления ЦК КПСС «О работе с творческой мо­ лодежью» приобрела большую организованность и глубину. Нынешние мо­ лодые входят в литературу, окруженные пристальным вниманием, встре­ чаемые дружелюбно. В последние годы нашей организацией замечен и поддержан целый ряд молодых литераторов. На областных, зональных, республиканских и все­ союзных семинарах и совещаниях наиболее талантливые из них успешно прошли обсуждения, ощутили высокую требовательность и добрую заботу больших мастеров советской литературы. Молодые липецкие литераторы, участники предыдущих областных се­ минаров, издали в эти годы свои книги. Вторую книгу стихотворений из­ дал мастер производственного обучения НЛМК Иван Харин. Подготовлена к печати вторая книга стихов чертежницы грязинского производственного объединения «Гидроагрегат» Людмилы Парщнковой. Сборник сатирических и юмористических миниатюр выпустил журналист Александр Климов. В издательстве «Молодая гвардия» подписана в печать книга прозы сельско­ го парторга из Данковского района Виктора Бурякова. В коллективном сборнике Центрально-Черноземного издательства скоро выйдут большие подборки стихотворений слесаря Валерия Желябовского, студента Андрея Новикова, пионервожатого Анатолия Фисенко. Активно печатаются в цент­ ральных и областных периодических изданиях преподаватель литературы, критик Владимир Славецкий, журналист, прозаик Александр Адпостенков. Удачный дебют молодых липецких прозаиков и поэтов — лишь начало их литературной судьбы. Чтобы она состоялась, необходим громадный труд, опыт, пережитый сердцем, оплаченный трудом души, нужно соизмерить уровень своей работы с масштабом дел общества, с тем, что ожидают ус­ лышать от тебя люди. Помощь молодым в творческом мужании — труд необходимый, серьезный и благородный. Нельзя не сказать добрых слов о липецких писателях старшего и среднего поколений, с большой душевной щедростью передающих свой опыт молодежи — о С. Т. Ваймане, Ю. Я. Шифриной, В. М. Чернове, С. В. Мекшен, А. А. Владимирове, Н. А. Смолья­ нинове. Мы искренне желаем молодым липецким литераторам нелегкой, но на­ дежной творческой судьбы, желаем уверенно перейти от поры обещаний к поре свершений. И. ЗАВРАЖИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. В иктор ОС КОЛКО В Вал ери й ЖЕЛЯБОВСКИЙ У ОБЕЛИСКА Они пришли к собратьям павшим, Сюда, где речи не нужны. К героям, так и не узнавшим Исхода страшной той войны. Стоят бывалые солдаты. Не поднимая головы: Они как будто виноваты, Что живы, А друзья — мертвы. Что их собою не прикрыли, От пули вражьей не спасли, Не прорвались к ним, Не отбили, Из боя их не донесли. Горит огонь и чист, и светел, Не меркнет в ярком блеске дня, И слышно, как беспечный ветер, Награды трогает, звеня..- ВЕЧЕРНЯЯ МУЗЫКА Не перелетной птицей — На целых два часа Вручишь бортпроводнице Свой пропуск в небеса. От скомканных прощаний Сиротски бестолков. Ремни покорно стянешь До клацанья замков. Ни с чем ты не в расчете, Ничто ты не расторг, Но вдруг в мгновенье взлета— Непрошеный восторг! В разрыве постоянства Вберешь в себя за миг Безбрежное пространство Где ты дремать привык. За миг, в котором бьется Душа, не разделясь На тех, кто остается, И тех, кто ждет сейчас... * * * ...Уходят корни—вкривь и вниз, Змеясь, давя друг друга, боем Свою прокладывая жизнь В кишащем жизнью перегное. И каждый дерзостный побег, Других расталкивая, рвется С предельной силой — к жизни, вверх, Насколько хватит сил, — к господству. И бьется каждый лист с листвой За свет, за отсвет, за свеченье — Чтоб стать землею под травой, Чтоб вновь за гибелью —- рожденье. И снова гибель, — чтоб из них Никто не праздновал победы... Так лес воздвигся. Так достиг Великой мощи и расцвета. Так —- в неслабеющей борьбе, Где равновесье вечно шатко— Стоит в преддверии упадка... Уж не затем ли, чтоб тебе, Чужак незваный, мимолетный, Шептать в восторге: «Ах, какой Ненарушимый здесь покой, И шум листвы, и мир дремотный!..» ...И станет неба свет бездонный Слабей, чем речки блеск зеркальный, И из глубин большого камня Тепло поднимется к ладоням. И ветка робко тронет плечи Листвой плакучею—и, словно Родство забытое припомни, Душа поднимется навстречу... Ирина ЖИВЫХ Очень Люблю осень. Я постарела, что ли? В поле люблю озимь, — Ей зимовать в поле. Здравствуй, Мое ненастье! Ветер плащи полощет. Рощи душа — настежь! Так ей дышать проще. Ветрами, грозами Листья уносятся. Путь их недолгий не знает возврата. Только — у осени, Видишь, у осени Даже ненужный листок — крылатый. * * * Земное с каждым днем дороже... Передо мной, слегка сутул, Идет, торопится прохожий, Ребенок на плече уснул. Ручонки вялой колыханье, Как будто пятнышко луча, И теплое его дыханье Несет мужчина у плеча. Что жадно ищет в том луче Мой взгляд? И что со мной, ей-богу? Свой дом прошла, да и вообще Не на свою зашш дорогу... Александр ФИСЕНКО ДЕРЕВНЯ Стадо возвращается в коровник- И смешались в монотонный рев Пастуха транзисторный приемник И вокал недоеных коров. Зазвучали перекличкой древней Голоса и взрослых, и ребят, А над беспокойною деревней Спутники безмолвные летят. Леонид ШИРНИН ЛИ П Е Ц КА Я ВЕСНА Небес голубое свечение Течет над Соборной горой... Утешь меня, песня вечерняя, Окутай таинственной мглой. Сирень закипает и пенится, И плещется через края... Прильни ко мне, юная пленница — Отрада и нежность моя! Щепчи мне о чем-нибудь ласковом, — Забудешь тревоги свои... И тихо, на сумерки майские, Седые слетят соловьи. Взойдут семиструнные радуги Над кровлей сгоревшего дня И свеются сладкие запахи, Сердца молодые пьяня. И станут, под ивами тонкими, Свидания наши не зря... ...Не нас ли, в садах за Студенками, Всю ночь ревновала заря?.. СВЕТЕЛ МАЙ Светел май, как дитя, непорочен, Славно время его торжества: Так волшебны и царственны ночи, Так чиста молодая листва! И — прозрачные улиц колодцы, " Где, любя, — отразишься не ты... ...Для кого ж эта музыка льется, Для кого полыхают цветы?*, И — ни денег, ни славы — не надо! Только б — миг, но с тобой, до конца!.. ...Что ж, как листья, в разгар листопада,, Разлетаются наши сердца?.. Владимир БОГДАНОВ Звезды гаснут в небе сером, и сверчок затих в стене. Незабыто пахнет сеном в предрассветной тишине. *■ ,; Поднимается над миром солнце... - Мать не спит в углу. И на пару с бригадиром ходит утро по селу. * * * Есть чувство Родины особое у тех—с обычною судьбой, - кто, не гордясь своей осббою, живет в ладу с самим собой, верша дела свои по совести, кем Родина моя жива, о ком потом напишут повести, найдут заветные слова... Э Т О В Е Ч Н О З В У Ч А Щ Е Е « С Л О В О . . . » позолотой. Стихает музыка полей — И ни одной фальшивой ноты!..- Андрей НОВИКОВ ЗИМ НЯЯ С К А З К А - Колючей шторой драпирует Зима округу второпях, Как бы серебряные сбруи , Повисли утром на ветвях. Березы белы и пушисты, Холодным пламенем горят. Когда рассвет лилово-мглистый, Еще богаче их наряд. - Брильянты в льдистом перезвоне • Ветвей, что бубенцов мотив... Деревья, как большие кони, , Застыли, гривы распустив. За тобой наблюдал из окна, Из толпы выделяя фигурку, • Иногда желтых листьев волна Настигала тебя в переулке. ' Как стройна ты в осеннем пальто, В этот полдень дождливый, ненастный! ...Я люблю тебя только за то, Что проходишь под окнами часто. Александра ТАМБОВСКАЯ Уж не испить мне из того колодца, Под небом тем, на том краю села, И все-таки я жду: она вернется, Та девочка, которой я была. Босой ногой по камешкам ступая, Отчеркивая пятками года, Она мне скажет тихо: «Ты — другая, И я тобой не буду никогда» И прочь пойдет в неспешном разговоре. Куда же ты? Там брода не сыскать. Где был ручей — давно уж плешет море... Она ответит. «Я м о г у летать». Но ты не можешь брать преграды с бою И видеть грань между добром и злом. Ведь я умру — и ты умрешь со мною... Она — заплачет, горько, как в былом. И— нет, не я подам ей утешенье, А наша мать — йдя в другую даль: «Вы не умрете. Экое волненье. А я — не скоро. Экая печаль». М ОЖНО ли научить­ ся писать романы, поэмы или, на пер­ вый случай, * пейзажные миниатюры? Некоторым про­ стодушным людям кажется: можно. Для этого следует, не мешкая, овладеть литератур­ ным мастерством. Право, я не преувеличиваю; не только в чи­ тательской, но порою и в пи­ сательской среде все еще бы­ тует расхожее представление о литературном мастерстве как технической сноровке, вообще элементарной формальной уме­ лости. Молодому автору, осо­ бенно в пору неудач, и впрямь может показаться, будто где- то, в чем-то, в каких-то там композиционных или сюжет­ ных тонкостях он «недотянул», «недожал», и вот отсюда — все беды. И начинается «до­ тягивание», «доводка», а по­ скольку святость без искуса немыслима, то и очевидный пе­ рехлест: сюжет «закручивает­ ся» попикантнее, композиция— поголоЕокружительней. В ито­ ге — бесплодная трата жизнен­ ных сил, суета вокруг рукопи­ си, иссушающие хождения по издательским и журнальным ко­ ридорам, — словом, все рас­ сыпается в прах. Нет. литературное ма­ стерство — не формаль­ ная умелость. Давно из­ вестно: надо чем-то быть, чтобы что-либо создать. Боль­ шой мастер — как правило, и- большая индивидуальность. Вслед за Горьким мы называ­ ем литературу человековеде­ нием. Значит, и литературное мастерство — инструмент че- ловековедческий, секреты его спрятаны не столько в хи­ тросплетениях художественно­ го текста, сколько в идейной, гражданской, жизненной пози­ ции автора, его видении мира, способности и умении отли­ чать зерна от плевел. Восемь лет назад ЦК КПСС принял постановление «О ра­ боте с творческой молодежью». Это — важный этап в духов­ ной жизни советской художе­ ственной интеллигенции. Кро­ потливая. будничная профес­ сиональная помощь начинаю­ щим авторам в их поисках со­ бственного стиля, слога, ма­ неры ттисьма, а главное — соб­ ственной глубины понимания человека и человеческих отно­ шений стала нормой не только для больших, но и для скром­ ных по «списочному» составу писательских организаций, в частности и нашей, липецкой. Одна из эффективных и, как показало время, жизнеспособ­ ных форм такого оода помощи — теоретический семинар «Ли­ тературная мастерская», соз­ данный у нас в 1974 году. Занятия этого семинара обыч­ но проходят в жанре творчес­ кой дискуссии. Тематический диапазон подобных дискуссий достаточно широк — от про­ блем фундаментальных, связан­ ных с ленинской теорией по­ знания, ролью мировоззрения в процессе реализации литера­ турного замысла, до литерату­ роведческих «штудий», позво­ ляющих увидеть, так сказать, в действии, в рабочем состоя­ нии, то есть в живом, подвиж­ ном контексте, образные де­ тали, подробности, даже штри­ хи — компоненты содержатель­ ной художественной формы. И не только увидеть, но и осо­ знать органическую сопричаст­ ность всех этих вроде бы ме­ лочей идейному смыслу произ­ ведения, в конечном счете — реальному ходу жизни. Такое построение учебы помогает воспитывать у наших «моло­ дых» чувство ответственности за каждое слово и каждую ин­ тонацию, вынесенные на чита­ тельский суд. Что греха таить, есть у нас авторы, полагаю­ щие, будто взлететь на Гели­ кон им уже удалось и теперь всего-то у них забот — не се­ годня-завтра сравняться с классиками. Самоупоение, как правило, порождает духовный застой. «Наличный» творческий рост подменяется шумной са­ морекламой, капризным непри­ ятием товарищеских замечаний. А ведь самый глухой—тот, кто не хочет слышать. Мы поняли: ни критической розгой охажи­ вать, ни липовым медом мазать таких авторов не следует. С ними надо работать, их надо приобщать к тем великим, да нет—величайшим трудностям, с которыми искони связано ху­ дожественное творчество в на­ иболее эталонных своих взле­ тах. Этим занимается «мастер­ ская». Уловить и затем, как эс­ тафету, передать молодомч ав­ тору ощущение подлинной ду­ ховной высоты—чеховской, тол­ стовской, горьковской, шоло­ ховской —- значит, помочь ему в осознании меры собственного творческого потенциала, и уже отсюда — своего пути. Мы делаем все возможное, для того чтобы занятия «мас­ терской» не носили узкоцехово­ го, келейного характера, а были насыщены страстями и идеями века, хотя, разумеется, из кру­ гозора нашего не выпадают и специальные аспекты литера­ турного творчества (сюжет, фа­ була; стихосложение, тропы и т. д.). Живая, душевная приоб­ щенность нашего автора к про­ блемам, над решением которых трудится страна, — самая на­ дежная гарантия идейного его возмужания и роста. Вот поче­ му мы придаем большое зна­ чение различным «выходам» за пределы традиционной семи­ нарской тематики. Так, в апре­ ле этого года у нас состоялся очень интересный и во многом поучительный разговор — «Пи­ сатель и школа». На эту встре­ чу пришли и профессиональ­ ные литераторы, и учителя- словесники, и преподаватель лечебной хореографии прослав­ ленного детского санатория «Восход» С. И. Середа, и вузов­ ские педагоги. Прозаик, дра­ матург и очеркист А. Б. Баю- канский увлеченно рассказал о своей работе над книгами для детей, в частности о том, как изучение сложнейших совре­ менных технологических про­ цессов •— проблематика, каза­ лось бы, сугубо производствен­ ная! — позволяет глубже ос­ мыслить небывало возросшую роль «человеческого фактора». Между прочим, вот к этой спо­ собности техники «повество­ вать» о своих создателях стои­ ло б сегодня внимательно при­ смотреться школьным педаго- гам-специалистам. О старой своей учительнице, человеке редкостно благородном и отзыв­ чивом, взволнованно рассказал писатель А. А. Владимиров. Не­ вольно подумалось: тепло, по­ даренное нам некогда в детст­ ве, нет, не рассеивается,—оно не только изнутри, тайно согре­ вает нас в минуту трудную, но и становится одним из «энер­ гетических» наших ресурсов— условием творческой активнос­ ти — на всю долгую жизнь... Запомнилось, по-доброму раз­ бередило душу занятие, посвя­ щенное сороковой годовщине Победы советского народа над фашизмом. Автор нескольких книг о Великой Отечественной войне, ее непосредственный участник В. М. Чернов расска­ зал о сложном процессе пере­ плавки жизненного материала в художественный образ, о том, как часто приходится букваль­ но отдирать от сердца и задер­ живать на пороге повествования детали, хотя и .лично пережи­ тые, и столь любезные, однако ломающие логику сюжетного хода. Разговор о литературном мастерстве «совпал» с ожив­ шими страницами фронтовой биографии—неостывающей ре­ альностью далеких военных лет. Тогда же с затаенным дыха­ нием слушали наши «молодые», — да и не только они! — стра­ стный исповедальный монолог одной из старейших советских писательниц Ю. Я. Шифриной. О чем? О доброте, о человеч­ ности, не покидавших нашего солдата даже в пору лихолетья — в самых трагических ситуа­ циях войны. И вот проблема: как поведать об этом на язы­ ке искусства? Как совместить непосредственность душевного отклика с художественным умыслом, не растеряв ни «гра­ на» искренности и тепла? Мы понимаем, конечно, что повлиять на художественный поиск сиюминутно и впрямую семикарские занятия не могут. Да и стоит ли к этому стре­ миться? Наш главный объект— не стихотворение или рассказ, над которым трудится молодой автор (это —«сфера интересов» литконсультанта), а сам он, ав­ тор, как личность, как гражда­ нин. Чем богаче и полнокров­ нее внутренний его мир, чем выше мера приобщенности его к духовной жизни народа, тем ярче разгорается его талант. Каковы же практические ре­ зультаты наших коллективных усилий? На мой взгляд, один из главных результатов —об­ щее духовно-эстетическое, про­ фессионально - литературное повзросление нашей творческой молодежи, 1 более требователь­ ное, придирчивое отношение ее к своему делу, наконец, более тонкое восприятие искусства— различных его видов и жанров. Можно говорить и о вполне конкретных, персональных до­ стижениях. Инженер-конструк­ тор НЛМК, выпускница Лите­ ратурного института им. А. М. Горького Елена Нечаева подго­ товила к печати две повести— «Общежитие» и «Инженерные расчеты»; мастер производствен­ ного обучения Иван Харин вы­ пустил новую книгу стихов «Причастность»; инженер-стро­ итель Владимир Петров опубли­ ковал несколько рассказов в коллективном сборнике, сфор­ мированном Центрально-Черно­ земным издательством; завер­ шает работу над повестью ра­ бочий НЛМК Сергей Мязин; ситематически печатаются жур­ налисты Владимир Богданов, Елена Мязина, Геннадий Ря­ занцев, Александра Тамбов­ ская. На VIII Всесоюзном сове­ щании молодых писателей бы­ ли особо отмечены Александр Адпостенков, Елена Нечаева и Владимир Славецкий —постоян­ ные участники наших семинар­ ских дискуссий. Журналы «Не­ ва», «Аврора», «Крокодил», га­ зеты «Труд», «Советская Рос­ сия», «Советская культура», «Ленинское знамя», программы Всесоюзного радио— «С улыб­ кой», «С добрым утром!»— та­ ков неполный перечень печат­ ных «территорий», на которых оттачивает свое сатирическое мастерство Александр Адпос­ тенков. Очень радуют нас ус­ пехи молодого критика и ли­ тературоведа, кандидата фило­ логических наук Владимира Славецкого, в чьем творчестве текущая рецензионная работа (оперативные отклики на новые книги стихов А. Жигулина, И. Завражина, В. Казанцева, С. Мекшен, Л. Парщиковой, В. Соколова или, например, на солидную, интересную и ори­ гинальную по концепции моно­ графию В. Дементьева «Испо­ ведь земли») плодотворно соче­ тается с историко-литературным поиском (исследование поэтики Бунина). Многочисленные пуб­ ликации Владимира Славецкого на страницах таких авторитет­ ных периодических изданий, как журналы «Литературное обозрение», «Вопросы лите­ ратуры», «Филологические на­ уки», «Подъем» и др., сами за себя говорят; в них явственно ощущается и теоретическая за­ кваска, и хорошая публицисти­ чность, и уже проступившая литературно-критическая зор­ кость. Программа «мастерской» фор­ мируется и обсуждается на общем собрании писательской организации. Но она и откры­ та I — новым темам, проблемам, непредвиденным нюансам ли­ тературной жизни. Мы стре­ мимся к тому, -чтобы занятия «мастерской» не сводились ни к наставительным «встрепкам», ни к мелочной профессиональ­ ной опеке. «Мировоззрение и мастерство» — сквозной мотив наших семинарских встреч. Так или иначе с ним перекликают­ ся, к нему восходят все част­ ные наши проблемы; «Ориги­ нальность и оригинальничанье», «Необходимое и лишнее в ли­ тературном произведении», «Свое и чужое», «Русская пес­ ня и русская литература», «Современное прочтение классики», «Муки творчества», «Можно ли спорить о вкусах?», «Слово бытовое и поэтическое», «Ритм и смысл» и многие дру­ гие. Истинно товарищескую, бескорыстную помощь оказы­ вают нам заслуженный худож­ ник РСФСР скульптор Ю. Д. Гришко, заслуженный артист республики А. А. Магдалинин, актриса Г. А. Гончарова, му­ зыковед А, А. Мартынов, ра­ ботники кафедры литературы ЛГПИ доценты А. И. Засимова, Р. М. Кобзева, Т. Н. РаспоПова, А. К. Чурсина. Наши молодые авторы имеют возможность «увидеть» и «узнать» свои проб­ лемы в напряженных, нередко страстных раздумьях о судьбах современного искусства, кото­ рыми охотно делятся с ними представители родственных гу­ манитарных сфер. Традицион­ ными стали также выступления перед «семинаристами» наших профессиональных литерато­ ров — ответственного секрета­ ря Липецкой писательской ор­ ганизации И. С. Завражина, не­ изменно задающего идейную и эстетическую тональность на­ шим встречам, А. Б. Баюкан- ского, А. А. Владимирова, С. В. Мекшен, В. М. Чернова, Ю. Я. Шифриной, Самобытное, яркое, настоянное на лич­ ном творческом опыте слово ртаршего товарища по перу по­ буждает молодежь к более строгому отбору и жизненного материала, и художественного «инструментария». Сейчас, в эти дни, мы дума­ ем о нереализованных возмож­ ностях — резервах более глу­ бокого, тонкого, социально со­ держательного воздействия на умы и сердца молодых прозаи­ ков и поэтов. К сожалению, некоторым из них так и не удается привстать над уровнем плоского бытописательства, обывательского смакования «червоточин». Людей живых, духовно здоровых, нравственно чистых и ясных порою теснят в сочинениях этих авторов лю­ тые эгоцентристы, хлюпики, по­ грязшие в моральном самоед­ стве и лихо выставляющие для всеобщего обозрения жиром заплывшие души. Конечно, речь идет о единицах, но зак­ рывать глаза пусть даже На «единицы» мы, разумеется, не вправе. Кругозор, обуженный «скользящими», часто заемными наблюдениями, препятствует подлинно открытому и свобод­ ному отклику на красоту и добро. Тут-то и появляется песочек, от которого снашива­ ются творческие «шестерни». Вот почему в наши календар­ ные планы просятся такие жан­ ры, как «техника» очеркового публицистического повество­ вания о цвете рабочего класса — передовиках производства; диспут о положительном герое современной советской литера­ туры; совместно с липецкими журналистами — разговор ' о поисках «месторождения» ин­ тересных фактов и др. А вот — совсем недавняя и, как кажется, перспективная заявка: придать работе «Литера­ турной мастерской» более ста­ бильный характер — скажем, построить занятия в форме двухгодичного цикла, включив в программу их вопросы фило­ софии, психологии и социоло­ гии художественного творче­ ства. При этом состав участни­ ков семинара формировать на общем писательском собрании с учетом конкретных рекомен­ даций членов СП СССР. ...Можно ли научиться писать романы, поэмы или пейзажные миниатюры? Вот что думал об этом великий Белинский: «...вы, милостивые государи, как понимаете искусство? Неу­ жели ему можно выучиться, пользуясь беспристрастными и благоразумными замечаниями опытных гшсателей? Талант мо­ жет зреть не от кавыка , не от выучки, но от опыта жизни; а лета и опыт жизни могут воз­ высить взгляд поэта на жизнь и природу, могут сосредоточить его энергию и пламень чувства, но не усилить их, могут при­ дать глубину его мысли, но не сделать ее живее и тревож­ нее» (т. I, с. 163). «...придать глубину... мысли» — именно в этом направлении и трудится наша «мастерская». Профессиональная умелость, не обеспеченная «золотым за- пасбм» понимания человека, его забот и радостей, неизбежно оборачивается гримасами стиля — игрой в литературу. С. ВАИМАН, руководитель «Литературной мастерской» при Липецкой писательской организации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz