Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
В ДОБРЫЙ п у т ь ПО СТРАНЕ ЗНАНИЙ, ДРУЗЬЯ! П РОШЛИ, собеседова ния с абитуриента ми. Закончился прием в педагогический институт. — Почему вы выбираете профессию учителя? — Я очень люблю детей. — Вы работали отрядной пионервожатой? — Нет! — У вас есть младшие братишки и сестренки? — Нет! Но я очень люблю детей!.. — Я люблю историю. Зная прошлое человечества, можно не допустить ошибок в будущем. Это надо, преж де всего, объяснить детям... — Считаю, что учитель — это поиск. Надо начинать с активного искания неизвест ного, надо постоянно совер шенствовать то, что знаешь. Тогда и дети пойдут за тобой. Ты их сможешь чему-то на учить... Студенты. Они все разные. Кто-то, пришел в институт по призванию, в это очень хочется верить. Кто-то... Как это трудно — отобрать са- мых-самых талантливых, ода ренных, педагогически спо собных молодых людей! Именно—педагогически спо собных. Конечно, знание пред мета, владение методикой, интеллектуальный потенци ал — все важно. Но этого мало. Учитель — носитель духовности, сеятель «разум ного, доброго, вечного». Любопытно: у большинст ва абитуриентов — хорошие школьные характеристики, в которых отмечаются и лич. ные качества, и навыки об щественника. Потом, когда уже зачислят, выяснится, что многим эти оценки явно завышены. И начнется: кто- то не хочет, кто-то не уме ет... Хотелось бы, чтобы пе дагогические советы школ давали более объективные характеристики, рекомендо вали нам выпускников с дей ствительно высоким уровнем познавательной, обществен ной и творческой активности, как того требуют и доку менты реформы. Подлинно современного учителя характеризуют педа гогическое мастерство, твор ческое состояние, оптимизм, умение общаться. Он прихо дит к детям из будущего, чтобы научить их утверж дать идеалы будущего. В школе мало очень плохих учителей. Сама жизнь застав ляет их ее покинуть; уйти от детей. И они уходят. Но и очень хороших учителей, к сожалению, тоже мало. «Се редина» преобладает... Конечно, в целом в вуз поступает немало интерес ных людей. Но вот что рез. ко бросается в глаза: у боль шинства низкая речевая культура, слабое знание родного языка, довольно скудная эрудиция. И очень небольшой первичный педа гогический опыт — опыт комсомольской работы, во- жатский. Эти-то просчеты школы и тормозят рост бу дущих учителей, в конечном счете порождая ту самую «усредненность». Таким сту дентам особенно сложно ра ботать с монографиями, с учебной литературой, они не способны написать простой реферат, не говоря уже о дипломной или научной ра боте. Проблема профориентации на педагогические профессии сегодня, на наш взгляд, воп рос открытый. Сколько ни говорили о педагогических классах с ориентацией на пединститут, но так и недо говорили. А ведь есть очень интересный опыт не только в Москве и Ленингра де, куда, кстати, специально ездили наши преподаватели, но и во многих городах РСФСР, в том числе и в Липецке. Неоправданно мало на. правляют к нам стипендиа тов предприятия, совхозы и колхозы Липецкой области. Лишь шестнадцать их и только из семи районов по ступали ныне на наши фа культеты. Подбор стипендиа тов — непростое дело, ими должны быть достойные лю ди, способные укрепить от ряд сельской интеллигенции, ее актив. Наверное, только общими усилиями и институ та, и органов народного об разования, и школы можно здесь чего-то добиться. Крайне принципиальна такая организация всего про цесса обучения и воспитания, которая могла бы позволить формировать личность педа гога нового типа, прививать профессиональные умения, пробуждать творческую ин_’ дивидуальность каждого сту дента. В подготовке учителя нет мелочей. И внешний его облик, и порядок в учебных помещениях, и высокий, ес ли хотите, показательный уровень любого обществен ного мероприятия — все это способствует становлению учителя. Перефразируя А. С. Макаренко, можно сказать: воспитание молодого специа листа идет на каждом квад ратном метре вуза. Ректорат и партийная ор ганизация ищут новые резер вы для осуществления трс. бований реформы. Так, но вые учебные планы и про граммы факультетов, в кото рых нашли отражение «Ос новные направления рефор мы общеобразовательной и профессиональной школы», позволяют еще более сбли зить обучение в институте и практическую работу в шко лах и ПТУ. Введена у нас и узаконена учебным пла ном непрерывная, начиная с первого курса, педагогиче ская практика, в расписа ние вводится школьный день, в течение которого студенты будут находиться в непосред ственном общении с детьми. Прошло то время, когда теория и практика были на долго разведены, когда сту денты начинали думать, буд то теория педагогики суще ствует сама по себе, а шко. ла — отдельно. Благодаря школьному дню (мы ввели его уже в прошлом году) это будет исключено. Нас се годня интересуют и система тический анализ практиче ской работы современной школы, и возможности управ лять процессом внедрения научных достижений в ее практику. Опыт первого года обсуждался на совете инсти тута, на кафедрах педагоги ки и психологии. Иде/г по иск оптимальных путей. На пример, на художественно графическом факультете шефство над средней школой № 12 осуществлялось по принципу: студенческая груп па — класс. Интересный, длительный опыт творческого содружест ва со школами № 24 города Липецка и № 3 города Усма. ни накоплен кафедрой педа гогики. Ученые кафедры ве дут семинары с учителями, устраивают конференции для родителей, но, главным обра. зом, работают с детьми, ак! тивно привлекая к этому сту дентов. В школе № 24 дей. ствует большой отряд наших студентов—выпускников этой же школы. Им нет необходи. мости «вживаться» в учебно- воспитательный процесс, родные стены помогают ста новлению педагогов. За пос ледние годы отсюда на раз личные факультеты нашего вуза поступило около трид цати человек, в том числе одиннадцать юношей. Педагогу приходится ре шать бесчисленное множест во меняющихся коммуника тивных задач. Стараемся и это учитывать. На факульте те иностранных языков, на пример, с первого курса, на чиная с предмета «Введение в специальность» и кончая внеаудиторной работой, сту денты не только изучают за кономерности педагогическо го общения, но и овладевают его «технологией». Интере сен также в этом плане и спецкурс «Культура педаго гического общения», который читается на ряде факульте тов. Совершенствование обу чения и воспитания требует перестройки работы и препо давателей института. Не сек рет, что очень часто вузов ская методика дублирует школьную. Как проводятся многие семинары? Повторя ют, что уже все слышали, что всем известно. Ни проб, лемных вопросов, ни спорной гипотезы, ни дискуссионнос- ти. Такие семинары не учат мыслить, критически осваи вать многомерный педагоги ческий опыт. Вузовский се минар должен служить твор_ ческому осмыслению школь ных проблем, это лаборато рия, где проверяются и отра батываются способности за щищать идеи, передавать ду ховные ценности, мыслить вслух, владеть аргументиро ванной речью. А лекции? Разве можно сегодня так: пришел, прочи тал, ушел? Разве можно не учитывать профиль факуль_ тета, состав студентов, не знать свою аудиторию? Не обходимо избавляться от им перативного способа обуче ния, который «отстраняет» студента от исследователь ской деятельности, оставляя только один критерий оцен ки: кто лучше, больше вы учит и перескажет. Я умыш ленно сгущаю краски. Но ведь пора отчетливо осо знать: требования к тем, от кого зависит подготовка учи теля, растут, и сила инерции, изживших себя традиций сдер живает решение главных на ших задач. Подготовка новых поко лений учителей — дело кол лективное. Здесь важен твор ческий союз школы и вуза, общественности. Начался новый учебный год. Он отмечен подготовкой к XXVII съезду КПСС. Предстоит большая, трудная, но необходимая и интересная работа. П. КАРТАШОВ, ректор Липецкого государственного педаго гического института. ------------ ВЫ С О К О Е П РИ З В А Н И Е-------------------------- УЧИТЕЛЬ-СЕЯТЕЛЬ ДОБРОГО, ВЕЧНОГО... СЛ О В О О М А СТЕРЕ СУДЬБА МОЯ, Ш К О Л А... Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какей.то смутный сон. Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он — Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе... М. ЛЕРМОНТОВ. Ранняя осень входила в Ламское. Легко, едва улови мо пробежала по полям и садам, оставляя свои первые краски. И, может, от того, что здешние места связаны с именем великого поэта, вспомнились лермонтовские строки; они словно об этих полях, перелесках. Об отчем крае, где родниковая вода вернет тебе истраченные си лы, а воздух исцелит от не. дуга. А еще, наверное, пото. му, что уходящий к закату день подарил встречу с хо рошим человеком. ...Дверь открыла сама Клавдия Александровна. На столе — методические жур налы, стопкой уложены кар точки — наглядные пособия для будущих уроков. И поду, малось: будто бы к первому в своей жизни уроку гото вится опытный педагог. — Так и есть. Каждый год для меня — первый. Новые ученики, а значит, и новые требования к себе и к НИМ; ...Тридцать пять лет назад впервые переступила порог школы в селе Ламское моло дая учительница. Тогда кое- кто скептически на нее по- счЖАьшал: «Не продержится какие-тоуедет в свое подмос- бельевые в'Д1ИН05>- Э тну м гн о вРЦа ТеМ ВреМв* * лтих мгно » резиновые са- было для бабу ^, да единственно ер^ озеМу от_ ние. Подбеж^ободные часы Елена Д м и т р и е в * .^ родину няла руки и надеть воочию> внука. ермонтовская “ва»... гам же марш- щ учеников. И, именно в Кро- * ближнем к Лам- 5е, бывшем когда-то этца поэта «у- ее ре- ^делали одно из своих гх открытий: Лермонтов 1 Ы,юэт более грустный, чем шкин.„ Тридцать пять лет — как вода из пригоршни... Да так ли это? Учительская судьба: по ученикам отсчитывать го ды своей жизни. А ее учени ки — это целые поколения. У Клавдии Александровны есть возможность сравнивать их, находить общее и инди видуальное. — Если мои первые уче ники многое брали на веру, мыслили так, как мыслит учитель, то сегодня у каждо-' го — свое мнение, — делит ся она наблюдениями. — Любой скажет: работать в школе стало сложнее, но по. прежнему интересно. Ребята заставляют держаться в фор ме. Попробуй не прочитать новую книгу, если с ней уже ознакомились в классе! В свою очередь, я предлагаю ученикам новинки советской литературы. И, как любой предметник, сетую на то, что не хватает времени обсу дить произведение. Тем не менее, надо укладываться. Неверно я сказала, — по правляет сама себя Клавдия Александровна. — Надо не укладываться, а в отведен, ные часы суметь донести до ребят и красоту слова, и дух того времени, в которое жил и творил художник. Встречаясь со своими уче никами в сельской библиоте ке или получая от них пись ма, Клавдия Александровна нередко слышит: «Спасибо за то, что научили читать книги». — А помнишь, как ты ут. верждал, что «про природу» неинтересно? — спрашиваю теперь. — Медведева вновь едва приметно улыбается. — Вот уж что роднит их всех— так это отношение к описа нию природы. Сюжет схва тят, «образ» разберут, а с природой — беда, вроде не нужна она им. Но благодат ная пришвинская земля и здесь выручает: отправляем ся с ребятами за околицу, читаем стихи, прозу. Беседуя с Медведевой, вспомнила я категоричное замечание одной молодой учительницы: у нас-не долж. но быть любимых учеников. Поинтересовалась мнением Клавдии Александровны на сей счет. Помедлив, та отве тила: — Не должно быть, как говорят дети, любимчиков. А любимые необходимы. Это те. в ком хочется видеть своих последователей, кто особенно интересуется твоим предметом, считая его своим. В каждом выпуске у меня были ребята, тянущиеся к литературе. Но вот похвас тать, что кто-то из них стал словесником, к сожалению, не могу. Да ведь литература нужна всем. В век электро ники, кибернетики человек должен сохранить свои луч. шие качества, которые вос питывает книга. Говоря о любимых учени ках, Клавдия Александровна назовет и Валерия Поволяе- ва. Он закончил Ламскую среднюю школу в тот год, когда она сюда приехала. Медведева не вела уроков в его классе, но тем не менее хорошо знала о его литера турных склонностях. Прой дут годы, и Валерий Пово- ляев станет писателем, В один из приездов он оставит в школе свою книгу с дар ственной надписью: «С сер дечной благодарностью и при знательностью учителям Ламской средней школы от ученика». — Его герои — мужест венные люди. А воспитать в подростках мужество — так важно для учителя. Очень помогает мне в этом писа- тель.земляк, наш ученик. Так как же не назвать и его любимым? ...Тридцать пять лет — как вода из пригоршни... Первого сентября Клавдия Александровна Медведева разменяла свой последний год учительского стажа. В последнее время подводит здоровье,- и сейчас даже са мой себе она затрудняется ответить, сможет ли и даль ше работать в школе. Не мало времени и сил отнима ют и депутатские заботы. Но, думаю, даже расставшись со школой, она останется учителем. Для тех, кто ког да-то сидел в ее классе за партой, для тех, кто только готовится к школе. Сель ский учитель на всю жизнь учитель. И если в очередной раз кто-то, встретившись, скажет ей спасибо за то, что научила понимать и ценить прекрасное, значит, тридцать пять лет не ушли, как вода. Значит, кто-то вновь отпра вится открывать для себя родину Пришвина и поведет детей в Кропотово, чтобы и они остро почувствовали, как «волнуется желтеющая ни ва», как студеный ключ по ет свою родниковую песню о родном крае. М. СОРОКИНА. Становлянский район. УРОКИ НА Ни разу с 5 «в» не были мы вместе так долго на ра боте. А тут в школе органи зовали лагерь труда и отды ха, и мы отправились в сов хоз «Грязинский». С нами поехали и ребята из 5 «г»... Поселились в общежитии сов хоза. Девочки работали на прополке сеянцев и саженцев груш, яблок, вишен, мальчи ки сбивали ящики для ово щей и плодов под заботли вым присмотром учительни цы музыки Маргариты Нико лаевны Коробовой. Кстати, она оказалась такой нужной нам всем: ведь после трудов праведных хотелось и попеть, и потанцевать... Почти ежедневно шли про ливные дожди, и трудно бы ло пропалывать нежные грушки-дички, которые без жалостно забивались высоки ми сорняками. Но девочки настроились по-боевому. Ви дели бы вы, как сноровисто обрабатывали свою грядку, или, как все говорили, по лоску, Галя Казакова, Ната ша Ширяева, Ира Буркова, Света Богаченкова и другие, С нескрываемой радостью наблюдала я за своими «бой цами». Но попадались и та кие, кто не справлялся с нормой. Для меня это не было неожиданным, ведь ле нивцев видно сразу. Они еще не проснулись толком, а уже чем-то недовольны: мало вче ра длилась массовка, не на танцевались, не выспались... Зарядку делают нехотя, от лынивают от трудных упраж нений. Это, быть может. и пустяк, но показательный. Галя Казакова, Наташа Ширяева, Вадим Коровин, Виталий Литаврин — они и Ф о т о А. ЩУРОВА . КАНИКУЛАХ полы в палате во время Де журства на совесть вымоют, и постель аккуратно запра вят, и обувь от грязи очис тят, и на место поставят ее, а не швырнут грязной под кровать... Большинство ребят старались хорошо работать, утвердить себя в новом деле. И еще: заметила я, ксу; Коля Забродин и Сережа опытни ков украдкой кусочком хле ба подкармливали теленка. А ведь доброта и трудолю бие чаще всего спутники, эти мальчики ПС.ЧТИ всегда Пере выполняли нормы, старатель но сбивая ящики. Прежде чем послать это письмо в газету, я посовето валась с детьми: нерадивых ребят, тех, кто регулярно не выполнял норму, — назвать по имени или нет? Мои пи томцы разошлись во мнени ях. Я же поддержала тех, кто не желал указывать пальцем на ленивых товари щей. И объяснила почему: тут не только их вина. Кое- кого в семье, а потом в шко ле не успели научить тру диться и любить труд. Хотелось бы, чтобы над этим задумались и сами ребя та, и их родители. Между прочим, не один раз в канун отъезда в совхоз обошла я «свои» пятнадцать квартир, напомнив о сроках практики. Но иные сердобольные ма мы, папы, бабушки все-таки не отпустили от себя детей. А зря!.. ...Будто чуть-чуть повзрос лели за эти дни мои питом цы. И мне, учителю, стали ближе, понятнее. Л. ПАШКОВА, учительница школы № 4 г. Грязи. — Здравствуйте, дети!.. Ф о т о В. СИНЕВА. ----------------А В Г УСТО В СК И Й П ЕД СО В ЕТ— ---------— шт ВТОРОЙ ГОД РЕФОРМЫ КА КИМ БЫТЬ РАБОЧЕМУ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА! ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС ПРЕДСТОИТ УЖЕ СЕГОДНЯ, СЕЙЧАС КОЛЛЕКТИВАМ ПЕДАГОГОВ И МАСТЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ... Как уже сообщалось, в Липецке прошла областная педагогическая конферен ция работников учебных за ведений профтехобразования, участники которой обсудили ход выполнения Основных направлений реформы обще образовательной и профес сиональной школы. Трудно переоценить значе ние происходящей сейчас в этой системе перестройки. Реформа сконцентрировала в себе то, что давно уже диктовалось самой жизнью. Если год назад, когда пере стройка только начиналась, многое было неясно, ново, а для привыкших работать по старинке даже пугающе но во. то теперь появился опыт, уверенность, сделаны первые успешные шаги. Все училища области при. обрели единый статус сред них, что сделало более стройной всю систему проф техобразования, позволило в известной степени укрепить их учебно-материальную ба зу, расширить географию учебных заведений для под готовки сельских механиза торов. В ОПТУ пришли све жие кадры, до 92 процентов возросло число преподавате лей и мастеров производст венного обучения с высшим и средне-специальным обра зованием. Укрепились связи с предприятиями. Более про думанным и предметным ста ло трудовое обучение. В ходе реализации реформы многие СШ’У области начали выпуск сложной продукции по зака зам базовых предприятий. Одним словом, происходят большие, заметные перемены. В области начата подготов ка рабочих особо сложных профессий — наладчиков промышленных роботов и ма нипуляторов, операторов станков с ЧПУ, электромеха ников по обслуживанию вы числительной техники. О компьютерах, микропро цессорной технике говорят и пишут сегодня много. Это не мода, а насущная наша потребность, пропуск в двад цать первый век. Электрони ка входит в нашу повседнев ность вместе с карманными микрокалькуляторами и иг ровыми приставками к теле визору, вместе с курсом «Основы информатики и вы числительной техники», кото рый отныне будет препода ваться в школах и учили щах. Как же поставлено в наших ОПТУ обучение новым престижным профессиям? Знакомство с деятельностью училищ показывает, что по ка, к сожалению, все дер жится на энтузиазме отдель ных преподавателей. Один из них — заслуженный мастер профтехобразования РСФСР из СПТУ № 2 г. Ельца Ва лерий Алексеевич Зубов. Когда в училище решался вопрос о подготовке электро механиков по обслуживанию вычислительной техники, он не только добровольно взял ся за новое дело, но за год, успевая одновременно учить ся в институте, оборудовал вместе с ребятами учебную мастерскую, которая на сего дня признана одной из луч ших в РСФСР. В этом же СПТУ успешно действует участок станков с числовым программным уп равлением. Ребята сами со ставляют для них програм мы, выполняют заказы для промышленных предприя тий города. Еще в стенах училища начинают они жить заботами производства, и можно не сомневаться, что отсюда придут на заводы грамотными и хорошими спе циалистами. А вот пример прямо про тивоположный. Уже второй год СПТУ № 23, располо женное в поселке Липецкого тракторного завода, объяв ляет набор в группы опера торов и наладчиков станков и манипуляторов с ЧПУ. За манчиво звучит, не правда ли? Ребята, естественно, идут сюда охотно. Судя по отчетам, направляемым в об ластное управление профтех образования, училище с этой целью обзавелось специаль ным учебным кабинетом и мастерской, оснащенной не обходимым оборудованием. На деле же оказалось, в СПТУ № 23 не то что стан ков с ЧПУ, но даже гайки от них в наличии не имеется. А будущие «операторы» и «на ладчики» занимаются тем, что на обычных токарных станках без чертежей и тех нологических карт вытачива ют тривиальные болты. Кому нужна эта фикция? Будущие рабочие должны видеть в своих училищах, мастерских самое лучшее, передовое, овладевать специ альностью не «вприглядку», а выпуская продукцию, в процессе труда. И не важно, идет ли речь о вновь появив шихся профессиях или тра диционных, таких, как сле сарь или строитель. Именно на это нацеливает реформа. Но что могут узнать ново го о своей профессии газо- электросварщики СПТУ № 22, которые вместо постижения таинств мастерства сколачи вают деревянные ящики для мясокомбината? Уже двенадцать лет на Елецком отделении Юго-Вос точной железной дороги ос новным локомотивом явля ется тепловоз 2ТЭ-116. А имеющаяся в СПТУ № 1, ко торое готовит для нее экс плуатационников и ремонт ников, материальная база в основном рассчитана на изу чение устаревшего тепловоза ТЭ-3. Во многих училищах поче му-то бытует мнение, что главное — набрать учащих ся, выполнить план комплек тации,. а уж потом в процес- це учебы создавать матери альную басу, обзаводиться всем необходимым.' Такой подход отнюдь не способству_ ет улучшению учебного про цессами зачастую приводит к оттоку учащихся из СПТУ. Помочь училищам оборудо вать учебные кабинеты, и ма_ стерские могут и должны прелюде всего базовые пред приятия — ведь именно для них готовятся кадры. Многое, очень многое еще предстоит сделать, чтобы <0 поднять профессиональную школу па уровень требова ний сегодняшнего дня. Это и совершенствование учебно, воспитательного процесса, и поиск лучшей взаимосвязи общеобразовательных и про фессиональных дисциплин,- и развитие ученического.само управления. Повышенные требования предъявляет ре форма к преподавательским кадрам СПТУ. От них, преж де всего, зависит осуществ ление всех намеченных пре образований. В СПТУ области работает немало талантливых педаго гов, мастеров, посвятив, ших себя делу подготовки рабочей смены. Но есть и такие, которые работают по старинке, не замечая, что время диктует необходимость ускорения научно-техниче ского прогресса, настойчивой борьбы за экономию и бе режливость и что именно они как раз и находятся в самой гуще этой кипучей работы. Многие недостатки, отме чавшиеся в постановлении ЦК КПСС «О партийном руководстве работой по осу ществлению реформы обще образовательной и профес сиональной школы в Горь_ ковской области», свойств венны и липецким СПТУ.; Еще не везде проявляется достаточная настойчивость в выполнении намеченных пла нов^ Содержание методиче ской работы мало помогает преподавателям в улучшении качества урока, мало уделя ется внимания работе с ин женерно - педагогическ им и кадрами по повышению их идейно-политического и про фессионального уровня. Не всегда удовлетворительна по становка внеучилийщой ра боты. Коллективы СПТУ ви^ дят эти недостатки и, несом ненно, смогут справиться с ними. Иначе откровенное,- принципиальное и самокри тичное обсуждение хода вы полнения реформы, в которое вылилась нынешняя конфе ренция, просто не состоялось бы. Конференция закончила свою работу, а для педаго гов, мастеров СПТУ, всту пающих вместе с многоты сячной армией юношей и де вушек,- избравших профессии рабочего, в новый учебный год, самая трудная работа еще впереди. О. ШАПОВАЛОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz