Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

В ДОБРЫЙ п у т ь ПО СТРАНЕ ЗНАНИЙ, ДРУЗЬЯ! П РОШЛИ, собеседова­ ния с абитуриента­ ми. Закончился прием в педагогический институт. — Почему вы выбираете профессию учителя? — Я очень люблю детей. — Вы работали отрядной пионервожатой? — Нет! — У вас есть младшие братишки и сестренки? — Нет! Но я очень люблю детей!.. — Я люблю историю. Зная прошлое человечества, можно не допустить ошибок в будущем. Это надо, преж­ де всего, объяснить детям... — Считаю, что учитель — это поиск. Надо начинать с активного искания неизвест­ ного, надо постоянно совер­ шенствовать то, что знаешь. Тогда и дети пойдут за тобой. Ты их сможешь чему-то на­ учить... Студенты. Они все разные. Кто-то, пришел в институт по призванию, в это очень хочется верить. Кто-то... Как это трудно — отобрать са- мых-самых талантливых, ода­ ренных, педагогически спо­ собных молодых людей! Именно—педагогически спо­ собных. Конечно, знание пред­ мета, владение методикой, интеллектуальный потенци­ ал — все важно. Но этого мало. Учитель — носитель духовности, сеятель «разум­ ного, доброго, вечного». Любопытно: у большинст­ ва абитуриентов — хорошие школьные характеристики, в которых отмечаются и лич. ные качества, и навыки об­ щественника. Потом, когда уже зачислят, выяснится, что многим эти оценки явно завышены. И начнется: кто- то не хочет, кто-то не уме­ ет... Хотелось бы, чтобы пе­ дагогические советы школ давали более объективные характеристики, рекомендо­ вали нам выпускников с дей­ ствительно высоким уровнем познавательной, обществен­ ной и творческой активности, как того требуют и доку­ менты реформы. Подлинно современного учителя характеризуют педа­ гогическое мастерство, твор­ ческое состояние, оптимизм, умение общаться. Он прихо­ дит к детям из будущего, чтобы научить их утверж­ дать идеалы будущего. В школе мало очень плохих учителей. Сама жизнь застав­ ляет их ее покинуть; уйти от детей. И они уходят. Но и очень хороших учителей, к сожалению, тоже мало. «Се­ редина» преобладает... Конечно, в целом в вуз поступает немало интерес­ ных людей. Но вот что рез. ко бросается в глаза: у боль­ шинства низкая речевая культура, слабое знание родного языка, довольно скудная эрудиция. И очень небольшой первичный педа­ гогический опыт — опыт комсомольской работы, во- жатский. Эти-то просчеты школы и тормозят рост бу­ дущих учителей, в конечном счете порождая ту самую «усредненность». Таким сту­ дентам особенно сложно ра­ ботать с монографиями, с учебной литературой, они не способны написать простой реферат, не говоря уже о дипломной или научной ра­ боте. Проблема профориентации на педагогические профессии сегодня, на наш взгляд, воп­ рос открытый. Сколько ни говорили о педагогических классах с ориентацией на пединститут, но так и недо­ говорили. А ведь есть очень интересный опыт не только в Москве и Ленингра­ де, куда, кстати, специально ездили наши преподаватели, но и во многих городах РСФСР, в том числе и в Липецке. Неоправданно мало на. правляют к нам стипендиа­ тов предприятия, совхозы и колхозы Липецкой области. Лишь шестнадцать их и только из семи районов по­ ступали ныне на наши фа­ культеты. Подбор стипендиа­ тов — непростое дело, ими должны быть достойные лю­ ди, способные укрепить от­ ряд сельской интеллигенции, ее актив. Наверное, только общими усилиями и институ­ та, и органов народного об­ разования, и школы можно здесь чего-то добиться. Крайне принципиальна такая организация всего про­ цесса обучения и воспитания, которая могла бы позволить формировать личность педа­ гога нового типа, прививать профессиональные умения, пробуждать творческую ин_’ дивидуальность каждого сту­ дента. В подготовке учителя нет мелочей. И внешний его облик, и порядок в учебных помещениях, и высокий, ес­ ли хотите, показательный уровень любого обществен­ ного мероприятия — все это способствует становлению учителя. Перефразируя А. С. Макаренко, можно сказать: воспитание молодого специа­ листа идет на каждом квад­ ратном метре вуза. Ректорат и партийная ор­ ганизация ищут новые резер­ вы для осуществления трс. бований реформы. Так, но­ вые учебные планы и про­ граммы факультетов, в кото­ рых нашли отражение «Ос­ новные направления рефор­ мы общеобразовательной и профессиональной школы», позволяют еще более сбли­ зить обучение в институте и практическую работу в шко­ лах и ПТУ. Введена у нас и узаконена учебным пла­ ном непрерывная, начиная с первого курса, педагогиче­ ская практика, в расписа­ ние вводится школьный день, в течение которого студенты будут находиться в непосред­ ственном общении с детьми. Прошло то время, когда теория и практика были на­ долго разведены, когда сту­ денты начинали думать, буд­ то теория педагогики суще­ ствует сама по себе, а шко. ла — отдельно. Благодаря школьному дню (мы ввели его уже в прошлом году) это будет исключено. Нас се­ годня интересуют и система­ тический анализ практиче­ ской работы современной школы, и возможности управ­ лять процессом внедрения научных достижений в ее практику. Опыт первого года обсуждался на совете инсти­ тута, на кафедрах педагоги­ ки и психологии. Иде/г по­ иск оптимальных путей. На пример, на художественно­ графическом факультете шефство над средней школой № 12 осуществлялось по принципу: студенческая груп­ па — класс. Интересный, длительный опыт творческого содружест­ ва со школами № 24 города Липецка и № 3 города Усма. ни накоплен кафедрой педа­ гогики. Ученые кафедры ве­ дут семинары с учителями, устраивают конференции для родителей, но, главным обра. зом, работают с детьми, ак! тивно привлекая к этому сту­ дентов. В школе № 24 дей. ствует большой отряд наших студентов—выпускников этой же школы. Им нет необходи. мости «вживаться» в учебно- воспитательный процесс, родные стены помогают ста­ новлению педагогов. За пос­ ледние годы отсюда на раз­ личные факультеты нашего вуза поступило около трид­ цати человек, в том числе одиннадцать юношей. Педагогу приходится ре­ шать бесчисленное множест­ во меняющихся коммуника­ тивных задач. Стараемся и это учитывать. На факульте­ те иностранных языков, на­ пример, с первого курса, на­ чиная с предмета «Введение в специальность» и кончая внеаудиторной работой, сту­ денты не только изучают за­ кономерности педагогическо­ го общения, но и овладевают его «технологией». Интере­ сен также в этом плане и спецкурс «Культура педаго­ гического общения», который читается на ряде факульте­ тов. Совершенствование обу­ чения и воспитания требует перестройки работы и препо­ давателей института. Не сек­ рет, что очень часто вузов­ ская методика дублирует школьную. Как проводятся многие семинары? Повторя­ ют, что уже все слышали, что всем известно. Ни проб, лемных вопросов, ни спорной гипотезы, ни дискуссионнос- ти. Такие семинары не учат мыслить, критически осваи­ вать многомерный педагоги­ ческий опыт. Вузовский се­ минар должен служить твор_ ческому осмыслению школь­ ных проблем, это лаборато­ рия, где проверяются и отра­ батываются способности за­ щищать идеи, передавать ду­ ховные ценности, мыслить вслух, владеть аргументиро­ ванной речью. А лекции? Разве можно сегодня так: пришел, прочи­ тал, ушел? Разве можно не учитывать профиль факуль_ тета, состав студентов, не знать свою аудиторию? Не­ обходимо избавляться от им­ перативного способа обуче­ ния, который «отстраняет» студента от исследователь­ ской деятельности, оставляя только один критерий оцен­ ки: кто лучше, больше вы­ учит и перескажет. Я умыш­ ленно сгущаю краски. Но ведь пора отчетливо осо­ знать: требования к тем, от кого зависит подготовка учи­ теля, растут, и сила инерции, изживших себя традиций сдер­ живает решение главных на­ ших задач. Подготовка новых поко­ лений учителей — дело кол­ лективное. Здесь важен твор­ ческий союз школы и вуза, общественности. Начался новый учебный год. Он отмечен подготовкой к XXVII съезду КПСС. Предстоит большая, трудная, но необходимая и интересная работа. П. КАРТАШОВ, ректор Липецкого государственного педаго­ гического института. ------------ ВЫ С О К О Е П РИ З В А Н И Е-------------------------- УЧИТЕЛЬ-СЕЯТЕЛЬ ДОБРОГО, ВЕЧНОГО... СЛ О В О О М А СТЕРЕ СУДЬБА МОЯ, Ш К О Л А... Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какей.то смутный сон. Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он — Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе... М. ЛЕРМОНТОВ. Ранняя осень входила в Ламское. Легко, едва улови­ мо пробежала по полям и садам, оставляя свои первые краски. И, может, от того, что здешние места связаны с именем великого поэта, вспомнились лермонтовские строки; они словно об этих полях, перелесках. Об отчем крае, где родниковая вода вернет тебе истраченные си­ лы, а воздух исцелит от не. дуга. А еще, наверное, пото. му, что уходящий к закату день подарил встречу с хо­ рошим человеком. ...Дверь открыла сама Клавдия Александровна. На столе — методические жур­ налы, стопкой уложены кар­ точки — наглядные пособия для будущих уроков. И поду, малось: будто бы к первому в своей жизни уроку гото­ вится опытный педагог. — Так и есть. Каждый год для меня — первый. Новые ученики, а значит, и новые требования к себе и к НИМ; ...Тридцать пять лет назад впервые переступила порог школы в селе Ламское моло­ дая учительница. Тогда кое- кто скептически на нее по- счЖАьшал: «Не продержится какие-тоуедет в свое подмос- бельевые в'Д1ИН05>- Э тну м гн о вРЦа ТеМ ВреМв* * лтих мгно » резиновые са- было для бабу ^, да единственно ер^ озеМу от_ ние. Подбеж^ободные часы Елена Д м и т р и е в * .^ родину няла руки и надеть воочию> внука. ермонтовская “ва»... гам же марш- щ учеников. И, именно в Кро- * ближнем к Лам- 5е, бывшем когда-то этца поэта «у- ее ре- ^делали одно из своих гх открытий: Лермонтов 1 Ы,юэт более грустный, чем шкин.„ Тридцать пять лет — как вода из пригоршни... Да так ли это? Учительская судьба: по ученикам отсчитывать го­ ды своей жизни. А ее учени­ ки — это целые поколения. У Клавдии Александровны есть возможность сравнивать их, находить общее и инди­ видуальное. — Если мои первые уче­ ники многое брали на веру, мыслили так, как мыслит учитель, то сегодня у каждо-' го — свое мнение, — делит­ ся она наблюдениями. — Любой скажет: работать в школе стало сложнее, но по. прежнему интересно. Ребята заставляют держаться в фор­ ме. Попробуй не прочитать новую книгу, если с ней уже ознакомились в классе! В свою очередь, я предлагаю ученикам новинки советской литературы. И, как любой предметник, сетую на то, что не хватает времени обсу­ дить произведение. Тем не менее, надо укладываться. Неверно я сказала, — по­ правляет сама себя Клавдия Александровна. — Надо не укладываться, а в отведен, ные часы суметь донести до ребят и красоту слова, и дух того времени, в которое жил и творил художник. Встречаясь со своими уче­ никами в сельской библиоте­ ке или получая от них пись­ ма, Клавдия Александровна нередко слышит: «Спасибо за то, что научили читать книги». — А помнишь, как ты ут. верждал, что «про природу» неинтересно? — спрашиваю теперь. — Медведева вновь едва приметно улыбается. — Вот уж что роднит их всех— так это отношение к описа­ нию природы. Сюжет схва­ тят, «образ» разберут, а с природой — беда, вроде не нужна она им. Но благодат­ ная пришвинская земля и здесь выручает: отправляем­ ся с ребятами за околицу, читаем стихи, прозу. Беседуя с Медведевой, вспомнила я категоричное замечание одной молодой учительницы: у нас-не долж. но быть любимых учеников. Поинтересовалась мнением Клавдии Александровны на сей счет. Помедлив, та отве­ тила: — Не должно быть, как говорят дети, любимчиков. А любимые необходимы. Это те. в ком хочется видеть своих последователей, кто особенно интересуется твоим предметом, считая его своим. В каждом выпуске у меня были ребята, тянущиеся к литературе. Но вот похвас­ тать, что кто-то из них стал словесником, к сожалению, не могу. Да ведь литература нужна всем. В век электро­ ники, кибернетики человек должен сохранить свои луч. шие качества, которые вос­ питывает книга. Говоря о любимых учени­ ках, Клавдия Александровна назовет и Валерия Поволяе- ва. Он закончил Ламскую среднюю школу в тот год, когда она сюда приехала. Медведева не вела уроков в его классе, но тем не менее хорошо знала о его литера турных склонностях. Прой­ дут годы, и Валерий Пово- ляев станет писателем, В один из приездов он оставит в школе свою книгу с дар­ ственной надписью: «С сер­ дечной благодарностью и при­ знательностью учителям Ламской средней школы от ученика». — Его герои — мужест­ венные люди. А воспитать в подростках мужество — так важно для учителя. Очень помогает мне в этом писа- тель.земляк, наш ученик. Так как же не назвать и его любимым? ...Тридцать пять лет — как вода из пригоршни... Первого сентября Клавдия Александровна Медведева разменяла свой последний год учительского стажа. В последнее время подводит здоровье,- и сейчас даже са­ мой себе она затрудняется ответить, сможет ли и даль­ ше работать в школе. Не­ мало времени и сил отнима­ ют и депутатские заботы. Но, думаю, даже расставшись со школой, она останется учителем. Для тех, кто ког­ да-то сидел в ее классе за партой, для тех, кто только готовится к школе. Сель­ ский учитель на всю жизнь учитель. И если в очередной раз кто-то, встретившись, скажет ей спасибо за то, что научила понимать и ценить прекрасное, значит, тридцать пять лет не ушли, как вода. Значит, кто-то вновь отпра­ вится открывать для себя родину Пришвина и поведет детей в Кропотово, чтобы и они остро почувствовали, как «волнуется желтеющая ни­ ва», как студеный ключ по­ ет свою родниковую песню о родном крае. М. СОРОКИНА. Становлянский район. УРОКИ НА Ни разу с 5 «в» не были мы вместе так долго на ра­ боте. А тут в школе органи­ зовали лагерь труда и отды­ ха, и мы отправились в сов­ хоз «Грязинский». С нами поехали и ребята из 5 «г»... Поселились в общежитии сов­ хоза. Девочки работали на прополке сеянцев и саженцев груш, яблок, вишен, мальчи­ ки сбивали ящики для ово­ щей и плодов под заботли­ вым присмотром учительни­ цы музыки Маргариты Нико­ лаевны Коробовой. Кстати, она оказалась такой нужной нам всем: ведь после трудов праведных хотелось и попеть, и потанцевать... Почти ежедневно шли про­ ливные дожди, и трудно бы­ ло пропалывать нежные грушки-дички, которые без­ жалостно забивались высоки­ ми сорняками. Но девочки настроились по-боевому. Ви­ дели бы вы, как сноровисто обрабатывали свою грядку, или, как все говорили, по­ лоску, Галя Казакова, Ната­ ша Ширяева, Ира Буркова, Света Богаченкова и другие, С нескрываемой радостью наблюдала я за своими «бой­ цами». Но попадались и та­ кие, кто не справлялся с нормой. Для меня это не было неожиданным, ведь ле­ нивцев видно сразу. Они еще не проснулись толком, а уже чем-то недовольны: мало вче­ ра длилась массовка, не на­ танцевались, не выспались... Зарядку делают нехотя, от­ лынивают от трудных упраж­ нений. Это, быть может. и пустяк, но показательный. Галя Казакова, Наташа Ширяева, Вадим Коровин, Виталий Литаврин — они и Ф о т о А. ЩУРОВА . КАНИКУЛАХ полы в палате во время Де­ журства на совесть вымоют, и постель аккуратно запра­ вят, и обувь от грязи очис­ тят, и на место поставят ее, а не швырнут грязной под кровать... Большинство ребят старались хорошо работать, утвердить себя в новом деле. И еще: заметила я, ксу; Коля Забродин и Сережа опытни­ ков украдкой кусочком хле­ ба подкармливали теленка. А ведь доброта и трудолю­ бие чаще всего спутники, эти мальчики ПС.ЧТИ всегда Пере­ выполняли нормы, старатель­ но сбивая ящики. Прежде чем послать это письмо в газету, я посовето­ валась с детьми: нерадивых ребят, тех, кто регулярно не выполнял норму, — назвать по имени или нет? Мои пи­ томцы разошлись во мнени­ ях. Я же поддержала тех, кто не желал указывать пальцем на ленивых товари­ щей. И объяснила почему: тут не только их вина. Кое- кого в семье, а потом в шко­ ле не успели научить тру­ диться и любить труд. Хотелось бы, чтобы над этим задумались и сами ребя­ та, и их родители. Между прочим, не один раз в канун отъезда в совхоз обошла я «свои» пятнадцать квартир, напомнив о сроках практики. Но иные сердобольные ма­ мы, папы, бабушки все-таки не отпустили от себя детей. А зря!.. ...Будто чуть-чуть повзрос­ лели за эти дни мои питом­ цы. И мне, учителю, стали ближе, понятнее. Л. ПАШКОВА, учительница школы № 4 г. Грязи. — Здравствуйте, дети!.. Ф о т о В. СИНЕВА. ----------------А В Г УСТО В СК И Й П ЕД СО В ЕТ— ---------— шт ВТОРОЙ ГОД РЕФОРМЫ КА КИМ БЫТЬ РАБОЧЕМУ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА! ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС ПРЕДСТОИТ УЖЕ СЕГОДНЯ, СЕЙЧАС КОЛЛЕКТИВАМ ПЕДАГОГОВ И МАСТЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ... Как уже сообщалось, в Липецке прошла областная педагогическая конферен­ ция работников учебных за­ ведений профтехобразования, участники которой обсудили ход выполнения Основных направлений реформы обще­ образовательной и профес­ сиональной школы. Трудно переоценить значе­ ние происходящей сейчас в этой системе перестройки. Реформа сконцентрировала в себе то, что давно уже диктовалось самой жизнью. Если год назад, когда пере­ стройка только начиналась, многое было неясно, ново, а для привыкших работать по старинке даже пугающе но­ во. то теперь появился опыт, уверенность, сделаны первые успешные шаги. Все училища области при. обрели единый статус сред­ них, что сделало более стройной всю систему проф­ техобразования, позволило в известной степени укрепить их учебно-материальную ба­ зу, расширить географию учебных заведений для под­ готовки сельских механиза­ торов. В ОПТУ пришли све­ жие кадры, до 92 процентов возросло число преподавате­ лей и мастеров производст­ венного обучения с высшим и средне-специальным обра­ зованием. Укрепились связи с предприятиями. Более про­ думанным и предметным ста­ ло трудовое обучение. В ходе реализации реформы многие СШ’У области начали выпуск сложной продукции по зака­ зам базовых предприятий. Одним словом, происходят большие, заметные перемены. В области начата подготов­ ка рабочих особо сложных профессий — наладчиков промышленных роботов и ма­ нипуляторов, операторов станков с ЧПУ, электромеха­ ников по обслуживанию вы­ числительной техники. О компьютерах, микропро­ цессорной технике говорят и пишут сегодня много. Это не мода, а насущная наша потребность, пропуск в двад­ цать первый век. Электрони­ ка входит в нашу повседнев­ ность вместе с карманными микрокалькуляторами и иг­ ровыми приставками к теле­ визору, вместе с курсом «Основы информатики и вы­ числительной техники», кото­ рый отныне будет препода­ ваться в школах и учили­ щах. Как же поставлено в наших ОПТУ обучение новым престижным профессиям? Знакомство с деятельностью училищ показывает, что по­ ка, к сожалению, все дер­ жится на энтузиазме отдель­ ных преподавателей. Один из них — заслуженный мастер профтехобразования РСФСР из СПТУ № 2 г. Ельца Ва­ лерий Алексеевич Зубов. Когда в училище решался вопрос о подготовке электро­ механиков по обслуживанию вычислительной техники, он не только добровольно взял­ ся за новое дело, но за год, успевая одновременно учить­ ся в институте, оборудовал вместе с ребятами учебную мастерскую, которая на сего­ дня признана одной из луч­ ших в РСФСР. В этом же СПТУ успешно действует участок станков с числовым программным уп­ равлением. Ребята сами со­ ставляют для них програм­ мы, выполняют заказы для промышленных предприя­ тий города. Еще в стенах училища начинают они жить заботами производства, и можно не сомневаться, что отсюда придут на заводы грамотными и хорошими спе­ циалистами. А вот пример прямо про­ тивоположный. Уже второй год СПТУ № 23, располо­ женное в поселке Липецкого тракторного завода, объяв­ ляет набор в группы опера­ торов и наладчиков станков и манипуляторов с ЧПУ. За­ манчиво звучит, не правда ли? Ребята, естественно, идут сюда охотно. Судя по отчетам, направляемым в об­ ластное управление профтех­ образования, училище с этой целью обзавелось специаль­ ным учебным кабинетом и мастерской, оснащенной не­ обходимым оборудованием. На деле же оказалось, в СПТУ № 23 не то что стан­ ков с ЧПУ, но даже гайки от них в наличии не имеется. А будущие «операторы» и «на­ ладчики» занимаются тем, что на обычных токарных станках без чертежей и тех­ нологических карт вытачива­ ют тривиальные болты. Кому нужна эта фикция? Будущие рабочие должны видеть в своих училищах, мастерских самое лучшее, передовое, овладевать специ­ альностью не «вприглядку», а выпуская продукцию, в процессе труда. И не важно, идет ли речь о вновь появив­ шихся профессиях или тра­ диционных, таких, как сле­ сарь или строитель. Именно на это нацеливает реформа. Но что могут узнать ново­ го о своей профессии газо- электросварщики СПТУ № 22, которые вместо постижения таинств мастерства сколачи­ вают деревянные ящики для мясокомбината? Уже двенадцать лет на Елецком отделении Юго-Вос­ точной железной дороги ос­ новным локомотивом явля­ ется тепловоз 2ТЭ-116. А имеющаяся в СПТУ № 1, ко­ торое готовит для нее экс­ плуатационников и ремонт­ ников, материальная база в основном рассчитана на изу­ чение устаревшего тепловоза ТЭ-3. Во многих училищах поче­ му-то бытует мнение, что главное — набрать учащих­ ся, выполнить план комплек­ тации,. а уж потом в процес- це учебы создавать матери­ альную басу, обзаводиться всем необходимым.' Такой подход отнюдь не способству_ ет улучшению учебного про­ цессами зачастую приводит к оттоку учащихся из СПТУ. Помочь училищам оборудо­ вать учебные кабинеты, и ма_ стерские могут и должны прелюде всего базовые пред­ приятия — ведь именно для них готовятся кадры. Многое, очень многое еще предстоит сделать, чтобы <0 поднять профессиональную школу па уровень требова­ ний сегодняшнего дня. Это и совершенствование учебно, воспитательного процесса, и поиск лучшей взаимосвязи общеобразовательных и про­ фессиональных дисциплин,- и развитие ученического.само­ управления. Повышенные требования предъявляет ре­ форма к преподавательским кадрам СПТУ. От них, преж­ де всего, зависит осуществ­ ление всех намеченных пре­ образований. В СПТУ области работает немало талантливых педаго­ гов, мастеров, посвятив, ших себя делу подготовки рабочей смены. Но есть и такие, которые работают по старинке, не замечая, что время диктует необходимость ускорения научно-техниче­ ского прогресса, настойчивой борьбы за экономию и бе­ режливость и что именно они как раз и находятся в самой гуще этой кипучей работы. Многие недостатки, отме­ чавшиеся в постановлении ЦК КПСС «О партийном руководстве работой по осу­ ществлению реформы обще­ образовательной и профес­ сиональной школы в Горь_ ковской области», свойств венны и липецким СПТУ.; Еще не везде проявляется достаточная настойчивость в выполнении намеченных пла­ нов^ Содержание методиче­ ской работы мало помогает преподавателям в улучшении качества урока, мало уделя­ ется внимания работе с ин­ женерно - педагогическ им и кадрами по повышению их идейно-политического и про­ фессионального уровня. Не всегда удовлетворительна по­ становка внеучилийщой ра­ боты. Коллективы СПТУ ви^ дят эти недостатки и, несом­ ненно, смогут справиться с ними. Иначе откровенное,- принципиальное и самокри­ тичное обсуждение хода вы­ полнения реформы, в которое вылилась нынешняя конфе­ ренция, просто не состоялось бы. Конференция закончила свою работу, а для педаго­ гов, мастеров СПТУ, всту­ пающих вместе с многоты­ сячной армией юношей и де­ вушек,- избравших профессии рабочего, в новый учебный год, самая трудная работа еще впереди. О. ШАПОВАЛОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz