Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

------- НИ К Т О НЕ З А Б Ы Т ____ ОТ ВАЖНЫЙ КОМ СОРГ Сразу же с приходом в полк рядовой Игорь Суббот­ ников получил боевое кре­ щение. Это было под Ста­ линградом, неподалеку от железнодорожной станции Качалинской. Батальон, в котором чис­ лился Субботников, за четы­ ре дня с боевой выкладкой по волжской степи прошел 160 километров и с марша вступил в бой с врагом на окраине хутора Панасино, Немцы бежали навстречу с откинутыми штыками. Были хорошо видны их лица. Цепь наших бойцов на неко­ торое. время дрогнула. И вдруг в перед выскочил соли дат, сбросил с себя куртку,- а под ней — морская тель­ няшка, Закричал: «Полундра, круши гадов! Вперед, " за мной!». Поборов страх, не­ обстрелянные 18—19-детние солдаты пошли в атаку. К вечеру, в овраге за хутором Панасино, собралось всего 80 бойцов, А было их до боя... 480. За этот рукопашно-шты' новой бой Субботников полу­ чил медаль «За отвагу». Шло время. С кажгтым днем мужал Игорь Суббот­ ников, постигая тяжелую на* уку войны, лучше узнавал своих товарищей. Это были сильные и мужественные люди, глубоко верившие в победу. ...Лавина нашего наступ­ ления неудержимо катилась на запад. Игорь сбивался со счета, сколько километров пройдено, сколько освобож­ дено городов и сел. 17 июня 1943 года под­ разделение, где служил Суб­ ботников, с боем форсирова­ ло реку Северский Донец и закрепилось на правом бе­ регу. А немцы отошли в за­ пасные траншеи на возвы­ шенности, и решили во что бы то ни стало сбросить советских бойцов в реку. Атака следовала за атакой. Наши пулеметчики едва ус­ певали менять диски и лен­ ты. После каждой атаки ре­ деет взвод под командой младшего лейтенанта Васи­ лия Богомазова. Кто тяже­ ло ранец, кто убит. К исхо­ ду дня остается горсточка солдат. А приказ «Стоять на смерть! Ни шагу назад!». Неприятель поднимался в седьмую, самую свирепую, психическую атаку. Долго­ вязый фриц ползком подоб­ рался к окопу младшего лейтенанта Богомазова. И, привстав, бросил гранату. По окопам разнеслось: — Комвзвода убили! Солдаты дрогнули, кое- кто из них попятился. А немцы наседают. И наступил момент, когда казалось: еще одно усилие с их стороны — и гвардейцам поидется оставить занятый рубеж. И тогда Игорь Субботников крикнул: — Беру командование на себя! Вперед, в атаку! В тот вечер наши бойцы прочно закрепились в не­ мецких траншеях. Позднее, за этот подвиг Игорь был награжден второй медалью «За отвагу», назначен заме­ стителем командира взвода, ему присвоили звание сер­ жанта. И прямо в окопной землянке приняли в партию. А потом снова бой, кото­ рый длился 13 часов. Игорь был ранен в голову. С на­ чала войны уже в пятый раз. В госпитале долго не приходил в сознание, часто бредил. Поправился только через четыре месяца. Его направили на курсы полит­ состава, и в ноябре 1943 го­ да присвоили звание младше­ го лейтенанта и назначили комсоргом батальона. К тому времени наши войска уже освободили польские города Хелин, Люблин. Лодзь. Южнее Вар­ шавы, в районе Монгушева форсировали реку Висла. За участие в этой операции Субботникова наградили ор­ деном Красной Звезды. И вот — Берлин. Фаши­ сты. надеясь отстоять свою столицу, мобилизовали на защиту города миллионную армию. Субботников лежал в око­ пе и всматривался вдаль, где находился Зеелов. О многом он передумал в ту апрельскую ночь. Вспоминал свое детство. А оно у него было нерадостным. Отец — Наум Григорьевич, старей­ ший' "коммунист, за револю­ ционную деятельность еще в 1905 году был сослан царским правительством на каторгу в Сибирь. Там про­ был до 1914 года, а затем его -как неблагонадежного отправили на фронт. Тяже­ лые годы ссылки, мытарст­ ва по фронтам подорвали его здоровье, и он умер. Мать одна воспитала троих детей. А тут война. И снова — горе. Старший брат Гри­ горий пропал без вести. Думая ' об этом, Игорь знал, что минет несколько часов и он пойдет на штурм Зееловских высот. Останет. ся ли жив? Враг сосредото­ чил здесь много артиллерии, зарыл в землю танки. Все скаты высот были изрыты глубокими и извилистыми тпаишеями. Подступы к ним на многих участках прикры­ вались минными полями и проволочными заграждени. ями. Артиллерийская подготов­ ка была назначена на пять утра. И вот первыми заго­ ворили «катюши». — Началось! — крикнул Субботников, не расслышав собственного голоса. Десят­ ки тысяч орудий и миноме­ тов одновременно били по. укреплениям противника. Ка­ залось, великий гнев обру­ шился на тех, кто развязал вторую мировую войну. Еще не рассвело, как гремящую темноту прорезали лучи мощных прожекторов. Пос­ лышался шум танковых мо­ торов. И из конца В конец огромного поля, заглушая звуки боя, прокатилось ты­ сячеголосое «ура». Комсорг полка Субботни­ ков первым бросился в ата­ ку, увлекая за собой моло­ дых бойцов. Он отчетливо видел ряды колючей прово­ локи. Видел, как солдаты ложились на спину, быстро резали ножницами проволо­ ку и вновь бежали вперед Высоты отвечали пулемет­ ным и автоматным огнем. Пули, словно рой пчел, про­ носились над головой Суб­ ботникова. П вдруг он спот­ кнулся, пошатнулся, присел. Бегущий за ним солдат ос­ тановился. — Что с тобой, комсорг? — Нет, я сам перевяжусь. Давай вперед! Развороченная осколком мины левая стуинй не дава­ ла возможности подняться. От невыносимой боли он перевернулся на спину, сколько был без сознания, не помнил. Когда пришел в себя, увидел рядом парторга Дружинина. Он перетащил Игоря из траншеи в ворон­ ку от снаряда. Фуражка его была потеряна, лицо Дружи­ нина в пороховой гари, пола шинели разорвана, гимнас­ терка в крови. Слышится сверлящий звук летящего снаряда. Дружинин падает на Суб­ ботникова, закрывает его своим телом. — Пронесло, жить бу­ дешь, Игорь. — И Дружи­ нин обнял комсорга. — Мне пора, ждут бойцы. Прощай, друг, живы будем — сви­ димся. И он приказал ездовым доставить Субботникова в медсанбат. Для Игоря это было последнее за войну, шестое ранение, и очень тя­ желое. В госпиталях Субботнико­ ва подлечили и снова напра­ вили в свою часть. И лишь в 1960 году он демобилизо­ вался из армии в звании майора. Однажды я задал вопрос Игорю Наумовичу: — Что вам лично особо запомнилось в той битве, ко­ торая длилась почти четыре года? Субботников сказал: — Вот видите медаль «За отвагу». Как-то во вре­ мя атаки я почувствовал резкий удар. Прямо в серд­ це. Рукой ощупал медаль. Она была прострелена. Вто­ рая же медаль от удара ос­ колка выгнулась. Так что боевые медали спасли мне жизнь, в бою. ...Сидит передо мной фронтовик, убеленный седи­ ной, и рассказывает о своих однополчанах, о боевых сра­ жениях. На его груди два ордена Красной Звезды, два — Отечественной войны, две медали «За отвагу», ме­ дали «За оборону Сталин­ града», «За победу над Геп- манией». А всего 18 боевых наград. Его тело изрешечено пу­ лями и осколками. Тысячи фронтовых километров прой­ дены им. Сколько же на его долю выпало невзгод и испытаний. Но он выдюжил, и сегодня трудится юристом на Лебедянском машиност­ роительном зароде, ведет большую военно-патриоти­ ческую работу среди моло­ дежи. В. ПИВ ОВАРОВ. ЭКСКУРСИЯ В ГОРОД -ГЕРОЙ I Недавно 30 наиболее активных участников самодеятельности Двор­ ца культуры липецких тракторостроителей по­ сетили город-герой Смо­ ленск. В течение пяти дней эк­ скурсанты знакомились с достопримечательное т я м и древнего русского города, вписавшего яркие страницы в историю нашей Родины. Тракторостроители осмотре­ ли крепостные стены, по­ бывали в музеях Великой Отечественной войны, «Смо­ ленский лен», скульптора Коненкова -— уроженца Смоленщины, посетили вы­ ставочный зал и другие ин­ тересные места города-ге­ роя. ю . кочкин. СЕГО ДНЯ ДЕН Ь ША Х Т Е Р А + С к у ль птура В. М ух и но й « Р абоч ий и к о л хозн и­ ца». + Г еро и тру довых буден наших дней. + Алек сей Стаханов среди шахтеров Д онбасса (1935 год). Ф о т о к о м п о з и ц и я В. СОБРОВИНА. --------- ------------------------------------ К ИТОГАМ Г АС ТРО Л ЕЙ -------------------------------------------- ТЕ А ТР БОЛЬШ ИХ ВОЗМОЖНО С ТЕЙ В будущем году Иркутско­ му театру музыкальной ко­ медии, заканчивающему в эти дни липецкие гастроли, исполняется 45 Лет. Возраст, дающий основание говорить о поре творческой зрело­ сти. Именно таким, способ­ ным, творчески зрелым, и предстал иркутский коллек­ тив перед липчанами. Жанрово богатая, разно­ образная по стилям афиша иркутян свидетельствует об активном (а гастроли пока­ зали, что и успешном) фор­ мировании театром собствен­ ного репертуара. Классиче­ ские оперетты, мюзиклы, музыкальные комедии со­ ветских авторов, героико­ романтическая композиция «Колокола памяти», посвя­ щенная 40-летию Победы, балеты, детские спектакли — таков жанровый диапа­ зон театра. Артисты, как, скажем, С. Якубова, Б. Артеменко и другие, демонстрируют вы­ сокий профессиональный уровень и во многом спо­ собствуют успеху класси­ ческих постановок. Отлич­ ным вокалом порадовал и В. Мироненко, запомнилась Л. Букина в «Фиалке Мон­ мартра», где она исполняла главную партию. Ее силь­ ное, красивое лирико-коло­ ратурное сопрано звучало на редкость свежо, а образ, созданный актрисой, впе­ чатлял искренностью. Умелый подбор вокалистов (а этот список можно про­ должать) обеспечивает теат­ ру возможность тщатель­ ной разработки авторских замыслов. Здесь хочется сразу отметить высокую по­ становочную культуру, ко­ торая ярко проявилась и в классических спектаклях (ре­ жиссер большинства из них — Юрий Гвоздиков). В спек­ таклях почти отсутствуют избитые опереточные прие­ мы. Отдавая дань условно­ сти музыкального театра, режиссер одновременно ве­ дет коллектив по пути сов­ ременных требований, бази­ рующихся на качественно новом эстетическом подхо­ де к жанру. Том подходе, что порожден возросшей зрительской требователь­ ностью к достоверности и выразительности исполне­ ния. Много добрых слов заслу­ живают главный дирижер В. Ермошкин и дирижер В. Щапков. Успеху труппы способст­ вуют и некоторые тради­ ционно опереточные черты. Невозможно не отметить большой зрительский успех основной комедийной пары — заел, артистов РСФСР Е. Волошиной и Н. Хохол- кова. Заразительным юмо­ ром, свободой, подлинным «опереточным шиком», но и, в то же время, тактом, точ­ но расчйтаниым чувством меры, запомнились эти опыт­ ные мастера сцены. Полноценному зритель­ скому восприятию служит и в большинстве случаев вы­ разительное сценографиче­ ское оформление спектак­ лей (гл. художник Ю. Цвет- ницкий): отличные костю­ мы, изобретательное цвето­ вое и световое решение по­ становок. Нестандартно решены спектакли и по произведе­ ниям советских авторов. Удачным представляется воплощение Музыкальных комедий «Пенелопа» А. Жур­ бина и «Комедианты» М. Са­ мойлова. Эти композиторы плодотворно работают для музыкального театра. Оба спектакля радуют удачно найденными режиссерскими решениями (особенно «Пене­ лопа», в которой поднима­ ются серьезные морально­ философские проблемы), гармонией всех сцениче­ ских компонентов. В «Пене­ лопе», к тому же, очень яр­ ко раскрылось дарование исполнительницы заглавной роли Н. Горбуновой, актри-1 сы талантливой и разнопла­ новой. Популярна сейчас на многих сценах «Сладка ягоДа» Е. Птичкина, со сво­ им ярко песенным строем. Огромный вклад в успех спектаклей театра вносит его балетная труппа, воз­ главляемая заел.’ артистом КАССР Николаем Катуги- ным. Хореографические сцены — одна из важней­ ших частей иркутских по­ становок. И, чувствуется, в театре это хорошо пони­ мают, стараясь использо­ вать балет как можно шире. Иногда это приводит даже к некоторым издержкам. Так, в «Марице» непомерно раз­ росшаяся, разношерстная балетная сцена, явно нару­ шает цельность спектакля. Но в большинстве других случаев танцы драматурги­ чески обоснованы, с вели­ колепной фантазией задума­ ны и отлично исполнены. Именно присутствие в тефгре такой балетной труп­ пы позволило включить в его репертуар целые балет­ ные спектакли. Таков вечер однеактовых балетов — «Ромео и Джульетта» на музыку Берлиоза и «Испан­ ские напевы» (музыка на­ родная), замечательно заду­ манные И. Катугиным и объединенные в один спек­ такль по принципу контрас­ та. Этот путь привел театр и к одному из своих выс­ ших достижений — балету «Свет мой, Мария!». Показав эту постановку, принявшим ее с восторгом липецкими зрителями, ир­ кутский театр словно предъ­ явил свою «визитную кар­ точку». Балет был создан совсем недавно, к 300-летию Иркут­ ска. Его авторы — один из крупных современных ком­ позиторов Валерий Кикта и И. Катугин, являющийся ав­ тором либретто и хореогра- фом-постановщйком. В ос­ нову балета, созданного по мотивам поэмы Некрасова «Русские женщины», поло­ жен нравственный подвиг княгини Марии Волконской, разделившей трагическую судьбу мужа-декабриста. В первую очередь, хоте­ лось бы сказать о Музыке. Партитура В. Кикты, отме­ ченная интенсивностью те­ матического развития, не­ обычайным ритмическим разнообразием, красочно­ стью оркестровой палитры — по существу, это раз­ вернутое симфоническое по­ лотно, выдающееся по : сво­ им художественным качеств вам. В то- же время, это музыка истинно балетная. Успешное освоение этой сложнейшей партитуры, по­ требовавшее предельной кон­ центрации сил оркестра и его руководителя В. Щапко- га, явилось большим дости­ жением коллектива. Эмо­ циональный строй музыки помог постановщику спек­ такля И. Катугину убеди­ тельно воссоздать ту роман- тически-трагедийную атмо­ сферу, тот пафос, на фоне которого разворачивается действие. В центре спектакля — образ Марии. Образ пронзи­ тельной чистоты, воплощен­ ный талантливой Лилией Головановой. Выразитель­ ны развернутые хореогра­ фические эпизоды, создан­ ные для нее балетмейстером и воплощенные балериной с впечатляющей силой и убе­ дительностью. Волнующи­ ми были два больших ада­ жио — лирические кульми­ нации балета, где образ Ма­ рии раскрывался с наиболь­ шей полнотой. Ее партнер, ведущий танцовщик театра, заслуженный артист РСФСР Валерий Раков ведет пар­ тию С. Волконского сдер­ жанно, с большой внутрен­ ней силой и достоинством. Особенно ярко эти качества артиста проявились в моно­ логе второго акта, вызвав бурную реакцию зала. ...Окончен трудный путь Марии Волконской в Сибирь. Она встречает мужа во мра­ ке нерчинских застенков, падает к его ногам, целует- оковы. И, словно гимн, вос­ славляющий величие души замечательной русской жен­ щины, взлетает в оркестре яркая мелодия, вспыхивает ослепительный свет. Про­ странство сцены заполняют фигуры еще одиннадцати жен декабристов. Таков фи­ нал. Судьбы декабристов тесно связаны с иркутским краем. Но значение новой работы иркутян вышло далеко за пределы их города. Постанов­ ка стала одним из ярких со­ бытий музыкальной и теат­ ральной жизни страны. Высокий профессиона­ лизм, основательность луч­ ших работ рекомендует кол­ лектив как театр огромных возможностей. Творческие силы его на подъеме, а вы­ бранный путь, без сомне­ ния, плодотворен. Можно предположить, что на этом пути театр ждут новые до­ стижения. И . РЕЗНИК ОВ, музыковед. В ЧЕСТЬ ЮБИЛЕЯ СТАХАН ОВСК И® Д ВИЖЕНИ Я Вчера в Преображенском сельском Доме культуры Из- малковского района, на ро­ дине А. Г. Стаханова, со­ стоялась областная научно- практическая конференция, посвященная 50-летию ста­ хановского движения. В ней приняли участие партийные, профсоюзные и комсомоль­ ские работники, руководи­ тели предприятий, колхозов и совхозов, передовики и новаторы производства.; Вступительным словом конференцию открыл пер­ вый секретарь ИзмалКов- ского райкома КПСС Н. И. Щедрой. С докладом «Ста­ хановское движение и раз­ витие социалистического со­ ревнования в современных условиях» выступил секре­ тарь облсовпрофа М. М. Моторин. Доклад «Опыт и проблемы социалистического' соревнования в условиях:; развитого социализма» сде­ лал заведующий отделом НИИ Госкомтруда СССР, кандидат экономических Наук O. И. Бобков. На конференции были за-1 слушаны сообщения, с кото­ рыми выступили: бригадир комплексной бригады тре­ ста «Липецнстрой», Герой Социалистического Труда И. И. Макаров, директор Елецкого производственно­ го объединения «Эльта» В. М. Шарков, шахтер шах­ ты «Криворожская» произ­ водственного объединения «Стахановуголь» Н. А. Агар­ ков, первый секретарь об­ кома ВЛКСМ Н. В. Разво- ротнев, бригадир комплекс­ ной бригады колхоза «Рос­ сия» Измалковского района М. П. Логачев, учитель Пре­ ображенской средней шко­ лы А. Н. Юрова. Высту- ■ павшие отмечали, что дви­ жение новаторов производ­ ства, инициатором которого явился наш земляк А. Г. Стаханов, получило в год его 50-летнего юбилея даль­ нейшее развитие. Энтузиазм* самоотверженность в работе, поиск резервов повышения производительности труда И качества продукции, интен­ сификация производства на основе достижений научно-' технического прогресса, — вот характерные черты со­ циалистического соревнова­ ния, в котором в связи с; подготовкой к XXVII съезду. КПСС участвуют сегодня тысячи рабочих и колхозни­ ков области. В работе конференции приняла участие и выступи­ ла секретарь обкома КПСС P. Е. Злобина. Представителям трудовых коллективов -г- победителям соревнования в честь юби­ лея стахановского движе­ ния были вручены Дипломы облсовпрофа. - Ч ТО и говорить, на­ доело людям тер­ петь горьких пья­ ниц. Больно смотреть на этих помятых, неряшли­ вых мужчин и женщин, что слоняются поутру возле за­ крытых еще магазинов, гремят пустой посудой, что­ бы потом в укромном месте «сообразить». Бывало, что такие горе-работники еще и водили автомашины, лили трубы, точили детали, остав. ляя всюду свои «визитные карточки» — перекошенные окна и двери, бракованные валы, трубы, чугун. А сколь­ ко натерпелись от них женц* матери, дети! Столько уже написано и рассказано о пьянстве, о его последствиях, что, кажется, прибавить нечего. Но вспом­ нил одного очень способного парня, чья незадачливая судьба — словно вечный укор всем, кто был с ним знаком. В школе учителя сулили ему большое будущее. Са­ ша еще в детстве начал кон­ струировать радиомодели, позже приобщился к сле­ сарному и токарному делу, научился ремонтировать любую бытовую технику. За­ кончил школу, поступил ра­ ботать на НЛМК. И никто не заметил, как началось его падение. Сначала выпивал по рюмочке с товарищами, не устававшими нахваливать его золотые руки. А потом и сам не заметил, как по- шло-поехало. Незаметно, воровски про­ кралась в его жизнь страш­ ная болезнь. С утра просы­ пался с одним желанием: выпить. Тяжела дорога на подъем, да легка под ук­ лон. Забросил работу, «сел на шею» матери. Медвытрез­ витель стал вторым «род­ ным» домом. С утра до ве­ чера шатался по знакомым, прознавал, где свадйба, где — поминки. В любом слу­ чае — поднесут стаканчик. Потом потащил из дома ве­ щи. И после горького по­ хмелья каялся перед ма­ терью: «Больше этого не повторится, берусь за ум». Но это были только слова. Мать с ног сбилась, пы­ таясь спасти сына. Им зани­ мались сотрудники милиции, врачи-наркологи. Встретил его на днях трез­ вого. Очень удивился. Мы разговорились. Признаюсь, заверения его слушал с большим сомнением. Лишь одна брошенная вскользь фраза запала в память: «Пил.то со скуки. Заняться нечем. К «железкам» про­ пал интерес. А куда время девать?» В свою очередь, я задал этот вопрос нескольким сво­ им знакомым: «Как вы про­ водите свободное время?» Короче всех ответил ху­ дожник-оформитель Нико­ лай Попов: «Свободное вре­ мя? Да у меня его просто нет!» Работает Николай Василь­ евич в Липецком отделении института ГипроНИИмаш. Сутки ’у него буквально рас­ писаны по Минутам. Не упо­ минаю о служебном време­ ни, оно заполнено до краев, обязанности выполняются добросовестно, творчески. Когда заходишь в кабинет Попова, первое, что броса­ ется в глаза—длйнные полки вдоль стены, заставленные всевозможными инструмен­ тами. Все они изготовлены самим Поповым. Особенно любопытен микросверлиль- ный аппарат. Спросите за­ чем он художнику? Да про­ сто человек привык абсолют­ но все делать сам, начиная с простейших вещей и вплоть до ремонта холодильника, телевизора, пылесоса. В отделении, где работает Н. В. Попов, у сотрудников уйма возможностей не толь­ ко для творчества, но и для полезного времяпровожде­ ния. Работают кружки и секции. В этом легко убе­ диться, взглянув на стенд, где выставлены десятки гра­ мот и дипломов, завоеван­ ных работниками института. Во время обеденного пе­ рерыва на всех этажах за­ дорно постукивают теннис­ ные ракетки. Я насчитал в холлах семь столов для «пинг-понга». В свободную минутку многие забегают * в комнату художника.оформи- теля, чтобы проверить свой глазомер, твердость руки. Здесь имеется фототир, сконструированный и. изго­ товленный Николаем Ва­ сильевичем (поневоле хочет­ ся называть такого человека по имени-отчеству, хотя они с «героем» первой истории — сверстники). Кстати, до­ ма у него множество радио­ управляемых игрушек Для сыновей — их у Попова двое. Делает эти оригиналь­ ные игрушки он просто: по­ купает в магазине, вставляет внутрь радиоуправляемую схему — и готово. Есть у Николая Попова еще одно давнее увлечение — музыка. Он не просто лю­ битель или собиратель мод­ ных дисков, но и самодея­ тельный артист. Несколько лет играл на гитаре и ведал звуко. и светотехникой во­ кально-инструментального ан­ самбля «Мечта» Централь­ ного липецкого универмага. Опять-таки собственноручно изготавливал всю эту мод­ ную аппаратуру. За шесть лет с ансамблем объездил полстраны. Липчане гастро­ лировали на БАМе, на трас­ се газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, в При­ балтике. Сейчас Николай не играет в ансамбле, нет времени, но старается не пропустить ни одного эстрадного кон­ церта. С музыкой соперни­ чают другие увлечения. Вся семья Поповых очень любит вылазки на природу, рыбал­ ку, грибные походы. Нико­ лай много занимается спор­ том, приохотил к этому сы­ новей. Каждый день в лю­ бую погоду вместе делают пробежку до городского пля­ жа. Старшего сынишку Ни­ колай Васильевич с помощью спорта буквально вылечил от многих недугов. В дет­ стве мальчик часто болел, был очень слабым. Отец раз­ работал для него специаль­ ную программу оздоровле­ ния с помощью физических нагрузок. Сейчас Женя — отличник учебы, занимается в группе подготовки юных футболистов команды «Ме­ таллург». Однажды в телепередаче «Это вы можете» Николай Васильевич услышал рас­ сказ о садоводе из Подмо. сковья, который у себя До­ ма, в комнате, собирает обильные урожаи огурцов и помидоров. Это очень заин­ тересовало Попова. Хотя у него нет своего участка, он выписал журнал «Приуса­ дебное хозяйство», стал экс­ периментировать. И снова добился успеха в новой для себя сельскохозяйственной «отрасли». Весь огород По­ пова умещается в обычном ведре, но каждый месяц он угощает сотрудников све­ жими овощами. Вообще он любит всякие премудрости. Особенно загорается, видя, что у кого-то что-то не полу­ чается. Не устает он радо­ ваться жизни, радовать близких и знакомых. А друзья и знакомые под- стать ему. Когда вспоминаешь этих людей, то невольно дума, ешь: а ведь тот, прежний, Сашка мог бы быть их хо­ рошим другом! Почему разо­ шлись их дороги? Кто впу­ стил в Сашкину жизнь прес­ ловутого «зеленого змия»? Конечно же, двери ему пер­ вой открыла скука. А сколько еще таких ре­ бят, кому после работы бук­ вально некуда деться, негде интересно, с пользой прове. сти вечер! Мне могут воз­ разить, что в областном цент­ ре десятки кинотеатров, до­ мов культуры, спортивных сооружений. И, если судить ио отчетам, в них проводится множество мероприятий. Так, в Липецке существует немало детских и юноше­ ских спортшкол. Есть сек­ ции по различным видам спорта. Однако попробуйте записаться в них, если вам, скажем, за тридцать? На­ прасно потратите время. Вы — неперспективны с точки зрения подготовки разрядников, потому и зани­ маться с вами никто не захо. чет. Правда, есть в городе группы здоровья, но их слиш­ ком мало. Выходит, остаются только самостоятельные занятия. А если для них не хватает соб­ ранности? Ладно, оставим физкультуру и спорт. Пред­ ставим себе такую картину. Теплый летний вечер. Вы с семьей или в одиночку ре­ шили погулять по улицам и площадям нашего города. Взять, к примеру, площадь перед дворцом спорта «Звезд­ ный». Сюда каждый вечер стекаются сотни граждан. На всей площади — три скамей­ ки. Фонтан работает по вы­ ходным дням. Музыкальны-, ми записями тут тоже не ба­ луют. А разве нельзя по приме­ ру других городов устраи­ вать на придворцовой пло­ щади концерты самодеятель­ ных духовых и эстрадных оркестров, выступления лекторов, писателей и поэтов? Разве трудно благо­ устроить площадь, поставив на ней игральные автома­ ты, удобные скамейки? Мож­ но, наконец, просто вклю­ чить музыкальные записи, чтобы липчане могли не только послушать музыку, голоса любимых певцов, но и, возможно, потанцевать? Сколько в нашем городе пустующих площадей и площадок! А сколько хоро­ вых и танцевальных кол­ лективов, духовых и струн­ ных оркестров, не имеющих возможности показать лю­ дям в летнее время . свое мастерство! Вот бы и соеди­ нить приятное с полезным. А сколько привлекательно­ го таит отдых на природе! Есть у нас городсной пляж, в жаркое время там негде яблоку упасть. А где взять лодку на прокат? Просто ве­ сельную или лодку под па­ русом, байдарку? Почему бы не возобновить проведение экскурсий на катерах по ре­ ке? И таких «почему» набира­ ется много. В городе около десяти лет назад насчиты­ вались тысячи любителей настольного тенниса — спо)>_ та, доступного для всех воз­ растов. Сегодня есть только одно место—Нижний парк, где можно взять на прокат принадлежности для «пинг- понга», но столов мало, они низкого качества. А ведь этот вид спорта не требует особых условий. К примеру* в Днепропетровске в садах* скверах и на площадях дей­ ствуют около двухсот спор­ тивных площадок, работают более пятисот точек по про­ кату спортинвентаря для на­ стольного тенниса. Разве это не пример для подражания? Чтобы успешно бороться с- пьянством и алкоголизмом* нужно думать не только о том, как бы побыстрей при­ крыть торговые точки, про­ дающие спиртное, наказать виновных в нарушении за­ кона, но и позаботиться о том, чем занять людей в сво­ бодное от работы время. Причем, делать это нужно не по шаблону, а душевно, па­ мятуя о людях, а не о циф­ рах плана, о «галочках». Только в этом случае мы сможем сказать любому жа­ лующемуся на скуку, терзаю­ щемуся в поисках места, где можно провести время: «Иди на улицы, плошали города! Там будет интересно». А . БАЮ К АНСК ИИ , писатель. ТРЕЗВОСТЬ - НОРМА ЖИЗНИ МЕЧ ПРОТИВ «ЗМИЯ»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz