Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
А л е к с а н д р В а с и л ь е в П ОЭТИЧЕС К АЯ ? УТ РО Х Л Е Б ОРОБА Он рано встал. Еще роса дымилась. И был тот дым жемчутхноголубой. Хлеба ему оказывали милость, К ногам пшеничный ластился прибой. Вот без чего в разлуке мы скучаем. Земля дышала, как родная мать, Малиновый овражек с иван-чаем, Густой от спелой нивы аромат. Он горсть колосьев сжал. РУБРИКА Как руку друга, И навесу их тяжесть ощутил. Они ему движением упруго Ответили: «Не зря ты нас растил» Как хорошо, когда твой труд заметен. Когда на зорьке бьют перепела, И гладит твои кудри вольный ветер, И можешь веско ты сказать «Пора!» И вот мотор рокочет басовито, А над комбайном веер из зерна. И даль рассветной дымкою повита. И радует родная сторона! СВА Д Ь Б А РО Д Н ИК ОВАЯ Подошла пора сыграть Свадьбу родниковую: Надо в узел завязать Стежку поселковую. Не кричите «горько нам». Если ждем мы сладости, Если все по сторонам Собрались для радости. Уносите нас, Гуси-лебеди, В тот желанный час, Где мы Не были. Где цветет любовь, Где счастливый край, Где в разлуке — боль, А в обнимку — рай. Скоро-скоро вам вдвоем Говорить-загадывать, То ли дочкой, то ль сынком Всех вокруг порадовать. За окном кипит сирень Белая махровая. Собрала пять деревень Свадьба родниковая. Уносите нас. Гуси-лебеди, В тот желанный час, Где мы ие были. Нет, любовь — страна Не обманная, Ведь у нас она Постоянная. с н а й п е р с к и й С ЛУЖИТ РОДИНЕ ЗЕМЛЯК ПУСК + Ф оток онк урс Мй'гман Дмитрий Николае вич Шляшю — уроженец се ла Полевые Локотцы Измал- ковского „района. До призыва в ряды Вооруженных Сил ра ботал трактористом-машинис- том в совхозе «Зареченский». И вот уже 20 лет — моряк Краснознаменного Черномор ского флота. За многие годы службы на корабле ему есть что рассказать землякам и ма тери Марии Васильевне, в прошлом передовому хлеборо. бу колхоза «Путь к коммуниз му». Свои нелегкие обязанности старшины команды ракетчиков- операторов Дмитрий Николае вич выполняет на «отлично», не роняя ратной славы отца, Николая Семеновича, храбро сражавшегося с врагами нашей Родины, в годы Великой Отече- ствеШЧой войны. Мичман явля ется мастером боевой квали фикации, а его команда объяв лена лучшей в подразделении. ...Звучит сигнал аврала. Корабль снимается с якоря и берет курс в открытое море. Каждую минуту похода эки паж исцользует для эффек тивной учебы. Одна вводная неожиданно сменяется другой, более сложной. Часом назад воины электромеханического подразделения укротили «по жар» в машинном отделении, а аварийная партия заделала «пробоину» в отсеке ниже ва терлинии. Правда, в помеще нии пока идет напряженная борьба с фильтрационной водой, но достигнуто главное — корабль полностью сохра няет живучесть, а, следова тельно, и боевую готовность. В дело вступают гидроакус тики. Оки на предельной даль ности обнаружили, раньше нормативного времени класси фицировали и установили на дежный контакт с подводной лодкой «противника». О ее эле ментах движения быстро доло жили командиру на главный командный пункт. В самый решительный мо мент, когда вот-вот должно начаться бомбометание, в ад рес командира поступила ра диограмма. В ней всего де сяток слов: «Срочно занять исходную точку в полигоне боевой подготовки. Обнару жить воздушную цель и унич тожить ее ракетами». Напряженность на постах и эаведованиях достигла остро ты, близкой к ре&льному бою. Старшина команды ракетчи ков, мичман Шляцин, настро ив радиоэлектронную аппара туру на требуемый режим, приступает к поиску цели. Рядом с ним матрос Анатолий Липодат, старшина 1 статьи Ш. Досметов, а их боевые товарищи мичман Вячеслав Степанов, старший матрос Ми хаил Пузиков поторопились к пусковой установке и раке там. Электронно - вычислитель ная техника действует в за данных параметрах. Взгляд Шляпина выхватывает из зеле новато-голубого поля индика тора кругового обзора еле за метные продолговатые точки. На одной из них, что находит ся у кромки «ватных облач ков», оператор задержал вни мание. Не прошло и двух-трех секунд, как он заметил, что «светлячок» начал блекнуть, а спустя полминуты растворил ся в мерцающем поле экрана. «Помехи», — подсказывает опыт мичману. Поиск продол жается. Цель надо обнару жить во что бы то ни стало, ибо от этого зависит победа в учебном бою. Корабль между тем вошел в район действия авиации «противника». И вот на экране обозначилась еле заметная за светка. Мичман мысленно про верил ее характерные призна ки. Она имела ярко выражен ную очерченность, фокусиро валась и изменяла свои элемен ты, движения. Да. Это цель! В пост прибыли командир группы старший лейтенант Н. Однольки, мичман В. Сте панов и старший матрос М. Пу зиков. Они завершили окон чательное приготовление уста новки, пусковых устройств и ракет к бою. — Пеленг... Дистанция... — Цель сопровождаю, — докладывает командиру груп пы мичман Шляпйн. — Есть, хорошо, — отвечает офицер. — С приходом на ди станцию атаки произвести пуск ракеты. На постах, в отсеках, заве- дованиях команды стреми тельно сменяли друг друга. И в этом ощущался нарастаю щий ритм поединка. Где-то там, в небе, рассекая холод ную полоску облаков и плот ную серую дымку, спешила навстречу кораблю воздушная цель. — Цель в зоне! Операторы действовали точ но, быстро. И как «противник» ни хитрил, какие комбинации не применял, ему не удава лось оторваться от преследо вания. Мичман Д. Шляпйн и матросы А. Липодат, Ш. Дос метов удерживали его в цеп ких «клещах» электромагнит ного луча локатора. И вот ко мандир группы офицер Н. Од нольки, выбрав наиболее ра циональный вариант пуска, нажал кнопку. Опалив направляющие бал ки, ракета серебристой птицей понеслась ввысь навстречу «противнику». На экране Шля- пин хорошо видел, как отмет ки от цели и ракеты стреми тельно сближались. Прошло несколько секунд и на инди каторе произошла вспышка. — Цель поражена первой ракетой! — доложил на глав ный командный пункт Шляпйн. Ракетная стрельба по ско ростной низколетящей мало размерной пели была выпол нена с отличной оценкой. Этот трудный поединок для мичмана Д. Н. Шляпина был восемнадцатым. Как и преж ние, он удостоился высшего балла. Так служит Дмитрий Нико лаевич Шляпйн. Ракетная тех ника и оружие, доверенное ему, всегда готово к неотвра тимому удару. А. ТАМБОВЦЕВ, сотрудник газеты Краснознаменного Черно морского флота «Флаг Родины». На снимке: старт ракеты. Щ щ г ? М ■ «Край наш липецкий». Лес и завод. Ф ото Н. ТКАЧЕНКО. + К о л о к о л а па мяти» — спек такль, которым Иркутский театр музыкаль- ной комедии открыл свои га строли в Липецке, посвящая его Дню Победы, по жанру несколько выпадает из общей театральной афиши, ограни ченной определенной жанро вой спецификой. Но зато убедительно свидетельству ет о том, что молодой кол лектив (а театру всего четы ре года) стремится шагать в йогу с жизнью, своими сред, ствами откликаться на важ нейшие события. Добавим к этому, что постановка «Ко- лрколов Памяти», произведе. ния оригинального (либретто В. Богдановича), еще не ти ражированного другими теат рами и потому не имеющего сценического опыта, очевид но, потребовала от коллек тива особого напряжения, если хотите, внутреннего го рения, ибо то, что происхо. дит в течение полутора ча сов на сцене, без подлинного творческого порска, как мне кажется, осуществить немыс лимо. Определяя жанр спек такля, авторы не без основа ния назвали его героико- романтическим музыкаль ным представлением. По су ществу, это попытка коротко воспроизвести на сцене ос новные этапы Великой Оте. чественной войны 1941 — 1945 гг., положив в основу представления тщательно отобранные стихи и песни советских авторов, посвя щенные этому лихому вре мени. При этом важно под черкнуть, что обращение к событиям прошлого сделано театром с позиций сегодняш него дня, но не только се годняшнего, а и завтрашне, го зрителя, зрителя не ощу тившего на себе опаляющего дыхания войны. «Вгляди тесь в прошлое! — страстно призывают герои спектакля — командиры, политработ ники, солдаты Красной Ар мии. — Его не понять без нас». А не зная прошлого, не поняв его умом и серд цем, нельзя осознанно стро ить будущее — эта истина не требует разъяснений, но помнить ее следует всегда. Еще одна особенность спектакля заключается в том, что авторы вовсе не представляют великого сра жения советского народа с фашизмом, как постоянно наступательно - победного. Фанфары мы услышим толь ко тогда, когда придет Побе. да. А до этого увидим и тя жесть войны, и страдания народа, и смерть героев. Словом, вместе с театром снова пройдем все этапы ли холетья, пройдем так ощу тимо, что нам не трудно бу дет понять слова, сказанные липчанином — участником боев после спектакля со сцены: «Я как бы снова про шел, прочувствовал многие эпизоды войны...» Сценическое действие не имеет связанного сквозного сюжета, оно построено из отдельных, как бы выхва ченных из жизни эпизодов, которые происходят то на площади формирования во инской части, то в окопах, в госпитале, в бою и т. Д. И все-таки они прочно связаны. Связаны временем, внутрен ней общностью героев и, на конец, двумя образами, ко торые проходят сквозь боль, шинство эпизодов: лейтенан. та и в еще большей степени Поэта-Политрука, как бы олицетворяющих командное и идейно-воспитательное на чало в войсках и хорошо исполненных артистом В. Ле совым и заслуженным ар тистом РСФСР Н. Хохол- ковым. Не все эпизоды равноцен ны по своей идейной нагруз ке и художественной выра зительности, однако они производят огромное впе чатление. Скажем, эпизод «Встань, Лейтенант!» (я вынужден присваивать эпи зодам условные названия, а иначе их трудно выделить из контекста), который, как мне кажется, символизирует события, связанные с изве стным приказом Верховного Главнокомандующего «Ии шагу назад!», поставлен и сыгран просто великолепно — столько в нем драматиче ской мощи, напряжения и выразительной силы. Острой печалью, скорбью по пав шим героям пронизан эпи зод «Журавли», в котором принимают участие солисты, хор, оркестр и балетная группа. Коллектив превратил одноименную знаменитую песню Я. Френкеля в под линный реквием, усиленный еще и интересно задуман ным и исполненным элеги ческим танцем (балетмей стер заслуженный артист КАССР Н. Катугин). Я мог бы назвать многие из эпизодов, которые заслу жили бурные аплодисменты зрительного зала. Но оста новлюсь только на двух. Тех, которые мне представ ляются ключевыми для по нимания всего спектакля. Мы как-то уже привыкли к тому что возвращение сол дата с фронта в кино и теат ре обставляется цветами, ве. сельем, радостью. Так оно и было. Но, увы, далеко не для всех. И порадовавшись вместе с другими, возвра тившимися домой фронто виками, постановщик спек такля, главный режиссер театра Ю. Гвоздиков, не за был тех, кто по возвраще нии нашел пепелище на родной земле, да одинокие холмики могил близких. Так возник эпизод «Враги со жгли родную хату», не обыкновенно острый, даже тяжелый по эмоциональному I накалу (я видел слезы на глазах многих зрителей), но — из песни слов не выбра сывают. На войне бывало и такое. И последний. Спектакль явно шел к своему финалу, когда в зале вдруг вспыхнул свет, и голос из динамика попросил встать зрителей- участников Великой Отече ственной войны. Не много их осталось среди нас... Об ратив к ним слова благо дарности, диктор попросил встать всех, потерявших в этой войне родных и близ ких... Сорок лет, целая жизнь прошла с тех пор — а встал чуть ли не весь зал! И пока почтили павших ми нутой молчания, пока дик тор приглашал иа сцену несколько фронтовиков й они поднимались по лесен ке, в зале произошла уди вительная метаморфоза. До сих пор здесь, как и всегда в театре, было жесткое де ление на тех, кто пришел посмотреть спектакль, и тех, кто его играл, на зрителей и артистов, на зал и сцену. Невидимый рубеж всегда лежит между ними. И вот этот рубеж — пал1 Как это произошло? По чему? Если бы можно бы ло объяснить механизм воз действия искусства на чело века, оно, наверное, во мно гом утратило свою привле кательность... К счастью, это невозможно. Да и не нужно. Но зафиксируем оче- вйдное-невероятное: мы все, и зрители и артисты, ощу тили себя участниками од ного действия —- жизни. И то, что происходило на сце не — происходило с нами.- И то что происходило с на-' ми — происходило на сце не. И потому, когда в фина ле гремел «Марш Победы»,» он салютовал всем, участ никам войны и их потом кам. И потому, когда Ко миссар по спектаклю вышел на сцену в гражданском костюме и оказался заслу женным деятелем искусств БССР, капитаном запаса,* участником войны, награж денным многими боевыми орденами Э. Корсаковым —■ он никому не показался в двух ипостасях, и там и тут он был един —- воин, сме нивший форменную одежду на пиджачную пару. И -по тому, наконец, когда Э. Кор саков прочитал со сцены великолепные стихи Юлии Друниной, заканчивающиеся словами: Клянусь поколением СВОИМ,; Если нас не сломили В проклятом, святом сорок первом, То и ныне планету от гибели' Мы ЗАЩИТИМ. Они были покрыты общи ми овациями и артистов на сцене, и зрителей в зале. Остается добавить не мно гое. Несомненно, мы встре тились с интересным, ищу щим и думающим кол лективом. Конечно, по одной постановке, к тому же явно выпадающей из ос новного жанра театра, труд но судить о его возможно стях. Однако своеобразие режиссерского решения ре цензируемого спектакля, вы сокая дисциплина постановки и изобретательно выстроен ные массовые сцены (а мас совка в «Колоколах Памяти» — основа всех эпизодов,* ибо главный герой спектак ля — народ, обобщенный образ советского Солдата,’ защищающего свою Родину) дает основание ожидать от театра интересных решений и в других постановках. К тому же, мягкое, точное в акцентах звучание оркест ра, стройный в ритмическом! и динамическом ансамблях хор с достаточно высокой культурой звука (дирижер В. Ермошин), наконец, при ятное впечатление, оставлен ное балетной группой все это вселяет надежды на то, что приезд иркутян явится весомым событием в культурной жизни области. К. ГУРЕНОК. ГАСТР О ЛИ ИРК УТСК ОГО ТЕАТРА МУЗ ЫК АЛЬН ОЙ К ОМЕД ИИ В Г Л Я Д И Т Е С Ь В П Р О Ш Л О Е ! ВСЕМ МИРОМ Б ОГАТО наше село рабо тящими, душевно щедры ми людьми. Взять, к примеру, семью Николая Дмит риевича Подоприхина. Сам он отличный механизатор, один из тех, кто дорожит -естью кол хозника, повседневно заботится об укреплении экономики об щественного хозяйства. Мно го лет знаем мы Н. Д. Подо прихина, но не припомним случая чтобы он покривил душой, не выполнил задания правления. И не тодько доб росовестной работой заслу жил уважение колхозников Николай Дмитриевич. Он при мерный семьянин. Вместе с женой, труженицей нашего колхоза Галиной Ивановной, вырастил трудолюбивых де тей. Старший сын Александр— комбайнер, а младший Анато лий — штурвальный на комбай не. В согласии и мире живут Подоприхины с соседями, нико му не отказывают в помощи. Добрая слава идет в колхо зе и о братьях Николае Илье и Василии Чичиных. Все они избрали нелегкую профессию механизатора Николая Ми хайловича как лучшего из лучших трактористов и актив ного общественника одно сельчане избрали депутатом Верховного Совета РСФСР. Братья Чичины и их жены прилежно трудятся в колхозе, воспитывают детей, помогают людям. По законам чести и совести живут и трудятся также ме ханизатор В. М. Степушкин и его жена доярка Н. Р. Сте- ггушкина, бригадиры комп лексных и тракторных бригад Н. Д. Пикалов, А. М. Солда тов, И. И. Пикалов, комбай нер В. Н. Руднев и многие другие. Для большинства наших колхозников трезвость — пов седневная норма жизни. Они любят землю, дорожат тради циями отцов, честью и своим именем. Но, как говорится в семье не без урода. Живут на селе и такие люди, которые ча стенько прикладываются к рюмке Правда, людей, систе матически употребляющих спиртное, у нас единицы, од нако они бросают тень на весь коллектив. Пьюшие па; ботники забывают, что такое чувство ответственности и, как правило, не в ладу с дис циплиной, допускают брак в работе. Любителям выпить, лоды рям у нас и прежде дава лась самая суровая оценка. Но в борьбе за трезвый об раз жизни не было четкой последовательности. Партий ная организация, идеологиче ский актив, правление кол хоза мало заботились о соз дании в коллективе такой ат мосферы, которая бы пол ностью исключала возмож ность распития спиртного и на работе, и дома. Обсуждая это, колхозники говорили о необходимости создать в коллективе обста новку нетерпимости к пьянст ву, к любым нарушениям дисциплины и порядка. Пере довая доярка А. В. Руднева, выступая на сельском сходе, заявила: — Ничто не вредит нам се годня больше, чем пьянство и его последствия. Скотник или доярка, приходя на фер му в нетрезвом состоянии, работают спустя рукава. Из- за таких горе-живОтноводов простаивает оборудование, не полностью выдаиваются ко ровы, выпускается бракован ная продукция. Да и в других делах от пьяного только убытки. Вот почему честные колхозники настойчиво тре буют усилить борьбу с людь ми, мешающими нашему дви жению вперед. Предложение доярки под держали бригадир Н. Д. Пи калов, заведующая фермой Н. Е. Ватутина, слесарь В. К. Пикалов и многие другие. На сходе была создана комис сия по борьбе с пьянством и алко олизмом и она уже при меняет разнообразные профи лактические меры 1 . отноше нии тех, кто склонен к зло употреблению алкоголем. На одном из заседаний обсудили поведение скотников А. А. Пикалова, А. И. Моисеева, а также слесарей В. Л. Пикалова и В. П. Руднева, которые за ступили на смену с похмелья и не справились с заданием бригадира. С выпивох сиро сили сполна, по закону кол хозной совести. Надо сказать, строгие административные взыскания подействовали, животноводы приходят на ферму трезвыми, работают лучше. В борьбе против пьянства многое зависит от руководите лей среднего звена. Что гре ха таить, некоторые из них примиренчески относились к пьяницам, рассуждая пример но так: «Придет скотник или тракторист на работу под хмельком, хоть какая, а поль за будет». А что дело страда ло из-за пьяниц, в расчет не брали. Партбюро строго Пре дупредило заведующих фер мами и бригадиров, не прояв ляющих должной принци пиальности. Создавая вокруг пьяниц и нарушителей дисциплины не терпимую обстановку, ком мунисты, идеологические ра ботники вместе с тем усили вают противоалкоголы ую про паганду. У нас часто приме няется такая форма работы, как организация встреч с 'людьми, в которых принимают участие работники прокурату ры, милиции, врачи, на обсуж дение ставятся злободневные вопросы о соблюдении зако нов, о повышении производи тельности труда, о влиянии алкоголя на здоровье людей. Названные формы борьбы с нарушителям», трудовой Дис циплины и общественного по рядка эффективно срабаты вают еще и потому, что во, всех начинаниях идеологиче ские работники опираются на трудовой коллектив. Каждый случай пьянства, невыполнения производственных заданий обсуждается на бригадных собраниях и заседаниях ова- рищеского суда. Колхозники сурово осуждают пьющих од носельчан, требуют изба виться от вредной при вычки. Выступают на соб раниях и те, кому помогла трудовая, социальная терапия Дояр Л. С. Лиханов, возвра тившийся к нормальной жиз ни, заявил: «Глядя на жизнь трезвыми глазами, понял, как много бесцельно потерял вре мени». По настоятельному требо ванию коллектива создана у нас народная дружина. В ней лучшие производственники, всего 19 колхозников. Влияние народной дружины в селе большое. Она принимает ре шительные меры к нарушите лям общественного порядка и, прежде всего, к любителям спиртного и к шоферам-лихо- чам. Недавно, к примеру, воз ле Дома культуры задержали машину из соседнего села. За рулем сидел нетрезвый води тель. Его отправили в мили цию. И это ие единственный случай, когда народные дру жинники берут на себя заботу о поддержании порядка. Они всегда готовы оказать по мощь, защитить честь и до стоинство человека. И в том, что в нашем селе намного уменьшилось число амораль ных поступков, большая за слуга народной дружины. В борьбе за трезвый образ жизни очень важно обеспе чить здоровый быт и отдых людей. В нашем селе имеется Дом культуры. В нем систе матически устраиваются кон церты художественной само деятельности, демонстрируют ся кинофильмы. По вечерам и зимой, и летом в Доме культуры собираются юйощи и девушки не только нашего, но и соседних сел. В последнее время усили лась спортивно-массовая ра бота. Наша футбольная коман да — лучшая в районе. Есть в колхозе лыжники, волей болисты. Правление выделяет средства на приобретение ин вентаря и сооружение пло щадок, на проведение спор тивных состязаний. Забота а создании надлежащих усло вий для здорового отдыха и досуга колхозников окупает ся сторицей. В хозяйстве рез ко сократилась текучесть кад ров, сложился крепкий, рабо тоспособный коллектив. Зем ледельцы и животноводы из года в год выполняют и пере- выпо ушяю г государственные планы по заготовке продукции полей и ферм. Эти успехи — результат напряженной работы партийной организации, идео логических ' активистов, прав ления по укреплению трудо вой дисциплины на всех про изводственных участках, на ведению порядка в селе В. ГРИШАНОВ, председатель колхоза «Ро дина» Воловского района; И. ПИКАЛОВ, секретарь партийной орга низации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz