Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА — В '**......... ............ . ....................... » ★ ---------------------------------------- --- ----------------- Года не прошло, как были обнародованы «Основные разным направлениям совершенствуется у че бно-воспита- направления реформы общеобразовательной и профес- тельная работа педагоги чес ких коллективов . Сейчас, ког- сиональной школы». И уже можно говорить об опреде- да делаются эти первые шаги, особенно важно находить ленных результатах первых усилий педагогических, рабо- крупицы опыта, внимательно изучать его, критически ос- чих коллективов, общественности, направляемых партий- мысливая, перенимая все лучшее, ценное. Сегодня мы ными н советскими органами. Вести, поступающие из раз- публикуем материалы, которые рассказывают об учителе, личных уголков области, свидетельствуют: липчане актив- интересно работающем с шестилетками, о первых менак, но включились в большую, многоплановую работу по осу- предпринятых на заводе «Центролит» по организации ра- ществлению реформы. Сели за парты сотни шестилеток, бочих мест для учащихся подшефной школы. Предлагаем на многих предприятиях, в ряде колхозов и совхозов ор- познакомиться с размышлениями классного руководителя ганизованы учебные участки для старшеклассников, по о путях формирования ученического коллектива. --- ----------- ---------------------------------------------- * « г--------------------- ------------------------------- -------- Остались сч итанные меся­ цы до т ого дня, когда для моих десятиклассников в последний раз прозвенит школьный звонок. Думаю об этом и все чаще испытываю чувства самые разные. Та­ кое состояние, конечно, знакомо каждому учителю, кому хотя бы однажды до­ велось выпускать своих вос­ питанников в самостоятель­ ную жизнь. Однако это не умаляет собственных пере­ живаний: ведь у каждого из нас, педагогов, складывается своя, ни на какую другую не похожая история взаимо­ отношений с ученическим коллективом. Вот и у меня с моими ребятами все было совсем не просто. Я и по сей день тревожусь кое за кого, укоряя себя: всем ли помог? Есть, что скрывать, небольшие сомнения, но в главном убежден: коллектив нам, педагогам и родите­ лям, удалось сплотить. Кол­ лектив дружных и трудолю­ бивых ребят. ...Когда минувшей весной комсорг Нина Косинова вы­ ступила на общешкольном собрании, заявив, что ее од­ ноклассники берут обяза­ тельство вырастить в совхо­ зе «Хлевенский» кормовую свеклу для общественного животноводства на сверхпла­ новой площади в восемь гек­ таров и заработать деньги для выпускного бала, не все тому поверили. Не старался я разубедить скептиков, но знал-т-ребята мои делом от­ ветят. С первыми лучами солнца появлялись в поле комсо­ мольцы, добираясь на мопе­ дах, велосипедах, а то и про­ сто пешком. После трех-че­ тырех часов работы возвра­ щались в школьный лагерь труда и отдыха, а незадолго перед заходом солнца часа на два вновь появлялись на свекловичных делянках. Лю­ бовно ухаживали за каждым растением, провеДи за лето трехразовую прополку. Осень подытожила: около 400 центнеров корней с гектара — такой урожай со­ бран с закрепленной за на­ ми площади. Надо было ви­ деть счастливые лица ребят, удостоенных за свой труд различных моральных поощ­ рений. 85 рублей — первая в их жизни получка. Неве­ лика сумма. Да только не в «сумме» же дело! Напомню: было самостоятельно приня­ тое решение, поставлена со­ знательно нелегкая задача, наконец, была горячая и дружная работа во имя до­ стижения общей цели. И это более всего ценно. Таких побед у класса не­ мало. Скажу только, что кол­ лектив отмечен семью почет­ ными грамотами — от са­ мых разных организаций и ведомств. За выращивание и уборку кормовых культур для общественного животно­ водства в совхозе «Дмитря- шевский»- и в откормсовхозе «Хлевенский». За выращи­ вание кроликов и сдачу их государству. За активное участие в общественной жизни школы и успехи в по­ исковой работе... Недавно подвели в школе итоги первого полугодия. И они порадовали: больше по­ ловины ребят успевают на «хорошо» и «отлично». По- прежнему впереди — Н. Ко- еинова, С. Дедов, Е. Попо- литова, Е. Красов, О. Шуль- га и другие мои ученики. Я очень горжусь ими и осо­ бенно С. Дедовым, Д. Ерма­ ковым, М. Путилиным, И. Германом — неизменны­ ми участниками и победите­ лями школьных и районных олимпиад по физике, химии, математике, биологии. Спор­ тивную честь школы не раз успешно защищали М. Кор­ нева, Е. Бухтоярова, О. Шульга и другие их од­ ноклассники. Кстати, со спорта у нас в классе, как мне кажется, и началось все хорошее. «Не организованы, учиться не хо­ тят, к общественным делам равнодушны», — ведь толь­ ко так поначалу говорили об этих ребятах. Тревожились родители, беспокоился и я, их новый классный руково­ дитель. Стали вместе думать, как поправить положение, с чего начать. Приходилось учитывать, что класс сбор­ ный, ребята пришли из раз­ ных школ, половину состав­ ляли мальчики. Конечно, многие не отличались орга­ низованностью и прилежа­ нием в учебе. Родительский комитет принял решение о привле­ чении подростков во вне­ урочное время к занятиям спортом, другим полезным делам. Инициатором начи­ нания стал отец одного из учеников А. И. Красов, врач по профессии, большой по­ клонник волейбола. К люби­ мому виду спорта он снача­ ла приобщил сына, а затем и. многих его друзей по клас­ су. Другие ребята потяну­ лись во вновь открывшуюся при РДК секцию по борьбе дзюдо, кому-то по душе при­ шлись легкая атлетика, бас­ кетбол. Нашлись любители картов, радиодела, хорового искусства, фотодела. Девоч­ ки под руководством учите­ лей Т. И. Филипповой, А. И. Харламовой, Н. С. Копейки­ ной учились вязать, плести кружева, шить. Словом, в классе прочно утвердилось внеурочное расписание, «тронулся лед» воспитатель­ ной работы. И, я бы сказал, был сделан первый шаг к то­ му, чтобы оторвать подрост­ ков от улицы. Родители и педагоги вся­ чески поддерживали, поощ­ ряли ребят, которые, как мы вскоре почувствовали, очень увлеклись спортом, техническим творчеством, художественной самодея­ тельностью. Отпала необхо­ димость в постоянной роди­ тельской опеке. На первый план теперь выдвинулась за­ бота о повышении интереса к учебе. Главным условием посещения кружковых и секционных занятий стала успеваемость. К «слабым» прикреплялись консультан­ ты не только из этого клас­ са, но и из числа ребят по­ старше. Не стану перечислять всех мер воздействия, но не могу не сказать доброго слова в адрес моих ближай­ ших помощников — роди­ телей. Вспоминаю, как на одну из встреч с ребятами был приглашен бригадир трак­ торной бригады Е. А. Бух- тияров, отец одной из уче­ ниц. Всегда впечатляющим бывает живой рассказ чело­ века с производства, а здесь и вовсе особый случай. Е. А. Бухтияров тоже учился в этой школе, но по стечению обстоятельств не получил среднего образования. И вот уже будучи главой семейст­ ва, отцом повзрослевшей до­ чери, вместе с ней по вече­ рам стал готовить уроки. «Сама жизнь и производст­ венная необходимость, сказал на встрече Егор Александрович, — потребо­ вали продолжить образова­ ние». Успешно закончив вечернюю школу, Бухтияров сейчас заочно .учится на последнем курсе Задонского техникума механизации сельского хозяйства. Кое-ко­ го из моих учеников заста­ вил крепко задуматься этот искренний рассказ отца од­ ноклассницы. В другой раз члены роди­ тельского совета по проф­ ориентации А. А. Дедов и М. И>Понкратова предложи­ ли на весенних каникулах не просто посетить предприя­ тия райцентра, но и ока­ зать им посильную практи­ ческую помощь. В ПМК-895, в С-МУ «Мелиоводстрой», на хлебозаводе ребята, позна­ комившись с технологией, помогли в уборке террито­ рии, в обрезке деревьев и кустарников, собирали ме­ таллический лом, навели по­ рядок в складских помеще­ ниях, приняли участие в возведении жилого дома. Администрация предприя­ тий объявила школьникам благодарность. выплатила зарплату. Думается, что та­ кая форма сотрудничества в условиях осуществления школьной реформы вполне оправдана. Только практиче­ скими делами можно сфор­ мировать общественно-ак­ тивную личность. Да и на уроках истории и обществоведения, во вне­ классной работе я стремлюсь вести наступательную про­ паганду на основе Достиже­ ний социализма, преиму­ ществ социалистического об­ раза жизни. Стараюсь своим воспитанникам привить та­ кие черты и качества, как коллективизм, трудолюбие, сознательность. Вижу свой партийный долг в том, что­ бы растить школьников пат­ риотами - интернационалис­ тами, настоящими граждана­ ми своей Родины. Шестой год руковожу школьным краеведческо-по­ исковым клубом «Глобус». Собственно, и появился-то он от желания сплотить классный коллектив, на ос­ нове общего интереса к краеведению углубить нравст­ венное содержание воспита­ ния учащихся. Уже идет об­ работка и систематизация собранного материала, оформляется школьный му­ зей боевой славы, который откроется в канун 40-летия Победы. Рассказ о моих ребятах я начал с эпизода, который показывает, насколько тру­ долюбивыми они выросли. Но, на мой взгляд, они к тому же еще и товарищи неплохие. Доказывали это не раз. ...В шестом классе Игорь Герман получил серьезную травму позвоночника, почти весь учебный год был при­ кован к постели, не посещал школу. Одноклассники не ос­ тавили его наедине с бе­ дой, поддержали в. трудную минуту. Вместе с учителями они регулярно бывали у то­ варища в больнице, помога­ ли усвоить учебную програм­ му. Весной со всеми вместе мальчик перещел в следую­ щий класс. Сейчас Игорь — десятиклассник, учится по всем предметам на «хоро­ шо» и «отлично», занимает­ ся волейболом и легкой ат­ летикой. Как знать, может быть, •именно это внимание друзей, чувство долга перед ними и не позволяли потом не раз Игорю оставаться в стороне от общих забот. Был он ря­ дом с товарищами и летом, когда делом доказывали они свою приверженность твер­ дому комсомольскому слову на свекловичном поле от- кормсовхоза «Хлевенский». Вспоминая все это, все семь лет, прожитых вместе с ребятами, размышляя над их судьбами, пытаясь уга- . дать их дальнейшие пути- дороги, я прихожу к выводу: не напрасны были наши усилия, хороших людей в жизнь выпускаем, А. ЕРМАКОВ, старший учитель Хлевенской средней школы. РА ЗДУМЬЯ П ЕДАГОГА ПЕРЕД ГЛАВНОЙ Д О Р О Г О Й ДЕЙСТВИИ - . ■ у + УРОК В ЦЕХЕ ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТ­ КОВ НА «ЦЕНТРОЛИТЕ».-------------------------------------- — ...Среди грохота и лязга металла, всполохов огня *— таков «Центролит» при первом беглом взгляде со сторо­ ны — этот зал удивляет относительной тиннтой. Преж­ де чем войти сюда, надо облачиться в белый халат. Здесь размещен «мозг» завода, обслуживают который операто­ ры АСУП (автоматизированной системы управления пред­ приятием). Работает ЭВМ. ползут перфоленты •— длин­ ные и ажурные от бесчетных дырочек. Какую информа­ цию несут они в себе, в этом может разобраться только специалист. Невольно удивляюсь, увидев за одной из ма­ шин подростка. Неужели ЭВМ доверили школьникам? Да, оператор АСУП — это одна из специальностей, кото­ рым обучают старшеклассников подшефной школы № 6. Готовят также токарей, лаборантов, станочников, модель­ щиков. В конце обучения, которое длится два года, школьникам предстоит сдать экзамен по той или иной рабочей- специальности и получить квалификационный разряд. Разумеется, это не означает, что если школьник получил профессию токаря, то должен обязательно в бу-! дущем токарем работать. Но. согласитесь, нет и ничего плохого в том, что выпускник вместе с документом о сред­ нем образовании получит рабочую специальность. Наобо­ рот, пройдя закалку в коллективе, он будет гораздо уве­ реннее шагать по жизни. Завод тоже не теряет, тратясь на профессиональную подготовку школьников. Не испытывает пока предприятие острой нехватки кадров, но, заботясь о подшефных, не­ сомненно, смотрит далеко вперед. Здесь справедливо рас­ суждают: пусть из пятидесяти человек на завод придут лишь пять — зато это будут люди, уже знакомые с про­ изводством, выбравшие профессию сознательно. Договором о содружестве со школой за двумя классами определены два дня в неделю. Есть и еще одно новшест­ во: в этом году, поскольку учащиеся девятых-десятых классов будут заниматься не только теорией, ио и выпус­ кать продукцию, предусмотрена оплата их труда. Деньги решили на руки не выдавать, а перечислять их на счет школы. Но, судя по всему, это обстоятельство не снизило интереса к урокам в цехе. Впрочем, познакомившись с ребятами, мы все-таки за­ метили, как неодинаково их отношение к новым обязан­ ностям. Понимая, что причиной тому не только фактор материальный, мы составили небольшую анкету, на воп­ росы которой охотно согласились ответить старшеклассни­ ки. Мнения высказывались самые противоположное... Вот некоторые из них.« «Работаю каждый четверг в спектральной лаборатории. Мне лично здесь очень интересно. Так что, если не по­ ступлю в институт, пойду работать на завод». «Не знаю, как в других, но в нашей лаборатории скуч­ новато. Делаем всего три анализа, больше нам почему-то не доверяют. Иногда вообще занимаемся несерьезной ра­ ботой: моем колбы, вытираем пыль». «Мне нравится профессия слесаря-наладчика, которой Ыас обучает мастер-наставник Черкасов. Э^и занятия мож­ но было бы проводить и чаще». «По-моему, прекрасно, что, окончив школу, мы уже бу- ; дем иметь какую-то специальность». «Профессия, которой я обучаюсь, необычайно интерес- \ на для меня. Я прохожу практику в лаборатории черных I металлов. Опыты, которые мы здесь проводим, глубже знакомят с тайнами химии, а я как раз собираюсь посту­ пать в институт на биохимический факультет. Знания, приобретенные в лаборатории, очень мне пригодятся». «Я учусь на оператора ЭВМ. Профессия нравится. Но есть некоторые недостатки в организации учебы. У нас мало машин, и что|бы позаниматься немного, долго прихо­ дится ждать. Три-четыре человека работают на одном ап­ парате. А иногда приходится прерывать занятия, потому что именно на этой ЭВМ кому-то надо делать срочные расчеты. У нас нет специального кабинета для учебы, все время приходится заниматься в разных помещениях. И совсем было бы хорошо, если бы за наш труд выплачива­ ли небольшой заработок. Слышал передачу по радио: на каком-то предприятии создан целый участок, где работа­ ют школьники. Они получают зарплату. Почему бы у нас не попробовать?» Как видим, мнения разные, но все заинтересованные. Ребята, на наш взгляд, ставят немало задач перед шефа­ ми. С пониманием отнеслись к результатам опроса на за­ воде. — В любом новом деле, — говорит начальник отдела технического обучения «Центролита» В. И. Лушин, — не обойтись без своих проблем и сложностей. Почти сто школьников проходят в этом году на нашем заводе трудо­ вое обучение. Непросто найти для всех дело,. которое устраивало бы каждого. Литейные цеха, понятно, для подростков закрыты: там можно работать только с 18 ; лет. И все же стараемся подобрать что-то поинтереснее. | Скажем, группу моделйщиков набрали без труда. При- \\ знаться, не ожидали этого. Но, как выяснили позже, ре- || бятам эта профессия представляется интересной и пре- ' стижной... Что ж, «Центролит», в числе первых в области взяв­ шись за осуществление одного из главных требований школьной реформы, испытывает понятные трудности в организации обучения подростков. Но, думается, это | трудности временные. Преодолеть их должны помочь и I собственный немалый опыт содружества со школой, и ! опыт других предприятий, приступивших к делу нееколь- || ко раньше. Порукой успеху — глубокая, активная заин­ тересованность к вопросам воспитания молодежи, кото-* рая отличает одно из ведущих предприятий области. О. ШАПОВАЛОВ. <• КАРЛСОН, УГАДАИКИН И ОЛЬГА БОРИСОВНА В «нулевом» классе липецкой средней школы № 60 ...Осенью на один из уро­ ков к ребятам пришел ска­ зочный человечек по имени Мальчик Угадайкии. Правда, никто его не увидел: появил­ ся-то он в шапке-невидимке, так как забыл накануне зайти в парикмахерскую, а предстать перед учениками неаккуратным не захотел. Однако шапка-цевидимка не помешала мальчикам и де­ вочкам подружиться с весе­ лым и любопытным человеч­ ком. Теперь Угадайкин час­ то звонит по телефону их учительнице Ольге Борисов­ не, передает через нее раз­ личные задания, головолом­ ки, и ребята отвечают на вопросы своего друга. Есть у учеников этого класса еще один хороший товарищ — Карлсон. Прав­ да, он немного хвастлив, лю­ бит повторять: «Я самый лучший в мире...» Ребятам нередко приходится убеждать его, что и читают, и рисуют, и считают, и поют они ни­ чуть не хуже. Карлсон при­ сутствует в классе на каж­ дом уроке, и чем дальше, тем труднее ему доказывать, что он умеет что-то лучше остальных. Ведь ребята уз­ нают ежедневно очень много нового, интересного. И, не­ смотря на свой очень юный возраст, а, возможно, даже благодаря ему, быстро запо­ минают все, о чем говорит учительница.. Если бы вам довелось по­ бывать в том классе, о кото­ ром идет речь, то наверняка главным впечатлением ока­ залось бы чувство радости. Вы, несомненно, прониклись бы той детской непосредст­ венностью, а порой даже восторгом, с которыми ребя­ тишки проживают каждый свой школьный день. Их ак­ тивность, увлеченность тем более приятны, что все они пошли в школу на год рань­ ше обычного — в шесть лет. Само по себе это не ново, тем более для нашей облас­ ти, где «нулевые» классы — правда, в то время еще экс­ периментальные — появи­ лись задолго до начала осу­ ществления школьной ре­ формы. Число их растет, они все больше завоевывают симпатии родителей, а педа­ гоги... Педагоги идут даль­ ше, пробуют, ищут, перени­ мают друг у друга все луч­ шее, полезное. Нулевой класс шестидеся­ той "липецкой школы, кото­ рый ведет Ольга Борисовна Деберенева, думается, может служить одним из удачных примеров новой формы обу­ чения. Наверняка многие на­ ши читатели -+ папы и ма­ мы, дедушки и бабушки — знают, что в возрасте, кото­ рый пока, по старинке, счи­ тается дошкольным, ребята очень непоседливы, им труд­ но соблюдать дисциплину, и еще так манят игрушки. По­ этому и появляются в клас­ сах веселые медвежата, ли­ сицы, волки, Буратино или, как у учеников Ольги Бори­ совны, Угадайкин и Карлсон. Кстати, Мальчик Угадгуйкин — экспромт. Просто однаж­ ды надо было переключить внимание детей, заинтересо­ вать их. Ольга Борисовна протянула руку ладонью вверх, и... оказалось, что на ней стоит маленький челове­ чек в шапке-невидимке. Бес­ спорно, подобные экспромты просто необходимы ребятам. Ведь они верят в сказку, а общение с ее героями для них всегда праздник. Повез­ ло «нулевичкам» из шести­ десятой школы: их учитель­ ница обладает счастливым .даром превращать классную комнату в лесную поляну, она охотно отправляется со своими питомцами в гости к... Буратино. Сейчас появляется все больше методических разра­ боток для преподавателей «нулевых» классов, и они, конечно, помогают учителям совершенствовать мастерст­ во. Однако, если’ нет у педа­ гога фантазии, если чужды ему интересы детей, вряд ли его уроки станут увлекатель­ ными. Ольга Борисовна Дебере­ нева — преподаватель моло­ дой, но с шестилетками ра­ ботает уже второй год. Сна­ чала взяла «нулевой» класс просто потому, что оказа­ лась свободнее своих коллег по учебной нагрузке. В этом году другой кандидатуры уже не искали, да и сама Деберенева иной аудитории явно не хотела. — Теперь, пока не введут всеобщее обучение с шести­ летнего возраста, — гово­ рит Ольга Борисовна, — бу­ ду преподавать в «нулевом». Очень мне с малышами ин­ тересно. Даже если идешь в школу с неважным настрое­ нием — всякое бывает, *— ребята не дадут долго грус­ тить. Повиснут на тебе гроз­ дьями, засыплют тысячью вопросов, поставят массу проблем, и все — Ольга Бо­ рисовна. Уроки у шестилеток ко­ роткие —- по 35 минут. И за это время учительница успевает обратиться к каж­ дому, да не один раз. В йе- рерывах между заданиями у ребят обязательно разминка. Руки вверх, в стороны, по­ ворот влево, вправо — и ус­ талость долой, напряжение снято. Урок продолжается в прежнем темпе, с задан­ ной нагрузкой, и опять на вопрос учительницы хотят отвечать все. К тому же на доске появляется загадочная надпись, и ребята с востор­ гом узнают — это очеред­ ное задание Угадайкина. За­ тем им предстоит прочитать небольшой рассказ о зоопар­ ке и ответить на ряд вопро­ сов. В ребячьих рассказах, замечает Ольга Борисовна, проступает не только дет­ ское восприятие мира, непо­ средственное и порой упро­ щенное, но и отголоски фор­ мирующегося характера. Вот Алеша." Ему полюбился олень. «Почему?» — спра­ шивает мальчика учительни­ ца. Оказывается, животное было обижено: к его клетке никто не подходил, не уго­ щал, как других зверей. Ольга Борисовна очень внимательна к проявлениям душевных качеств ребят. Она считает своей задаче^ не только учить их грамоте, счету, но и воспитывать доб­ роту, отзывчивость, те свой­ ства, которые и для нее так притягательны в людях и которыми, думается, в пол­ ной мере обладает сама учи­ тельница. Директор шестидесятой школы Раиса Григорьевна Рагозина тепло отзывается о молодом педагоге. — Главное, она очень лю­ бит детей, — поясняет ди­ ректор. — С шестилетками скучать не приходится, а Ольга Борисовна очень об­ щительная. подвижная, а также, что весьма сущест­ венно. — добросовестная, знающая, инициативная. Ведь это только говорится, что в обучении «нулевичков» много игровых моментов, а по сути, вся работа с ними строится на игре. Наверное, не каждому под силу посто­ янно что-то выдумывать, организовывать, а вот Дебе­ ренева это умеет. ...Прозвенел звонок с последнего урока. Ребята гурьбой побежали переоде­ ваться — вторую половину дня им предстоит прожить по детсадовскому расписа­ нию. Сначала обед, потом сон, а вечером — снова иг­ ры. Правда, дома им опять предстоит ненадолго вернуть­ ся к ученическим обязан­ ностям: хотя домашних за­ даний шестилеткам по про­ грамме не положено, Ольга Борисовна обязательно пред­ ложит написать строчку тек­ ста или прочитать неболь­ шой рассказ. Считает, что это дисциплинирует, готовит ребят к обязанностям перво­ классников, и, конечно, ни для кого такие задания не в тягость. После уроков у учитель­ ницы «вторая смена» — на­ до просмотреть тетради — ведь ребята так ждут квад­ ратиков и кружочков, кото­ рые им пока заменяют «пя­ терки» и «четверки». Нужно подготовиться и к завтраш­ нему дню, решить, будет ли это «прогулка в лес» или увлекательный диалог с Карлсоном. Завтра к ней вновь протя­ нутся десятки детских рук, широко распахнутся на­ встречу ребячьи глаза... Т. ГОРЯЧЕВА. Роботостроению в Болгарии уделяется большое внима­ ние. Республика является одним из координаторов комп­ лексной программы научно-технического прогресса стран—членов СЭВ в области робототехники. Ведущим предприятием этой отрасли стал научно-производствен­ ный комбинат запоминающих устройств и промышленных роботов «Берое» в городе Стара-Загора. Его продукция экспортируется во многие страны мира, в том числе в СССР, ПНР, ЧССР, ГДР. Коллектив «Берое» работает в тесном сотрудничестве со специалистами киевского института электросварки име­ ни Е. О. Патона. НА СНИМКЕ: в цехе предприятия «Берое» идет испы­ тание опытного образца робота РБ-120. Фото ТАСС—София Пресс. ЗА СЧЕТ ИНТЕРЕСОВ ТРУДЯЩИХСЯ САН-ФРАИЦИСКО, 18 января. Корр. ТАСС Ю. Ус­ тименко передает: админист­ рация корпорации «Ксерокс» объявила о намерении, за­ крыть одно из своих пред­ приятий в Калифорнии, ко­ торое специализируется на выпуске деталей для элект­ ронно-вычислительной тех­ ники, В результате, как со­ общает газета «Сан-ФранЦис- ко кроникл», около 1650 че­ ловек останутся без работы. За последний год в Кали­ форнии закрылись десятки предприятий, тысячи рабо­ чих и служащих пополнили очереди на биржах труда. В условиях серьезных финан­ совых трудностей, пережи­ ваемых многими компаниями США из-за общего неблаго­ приятного положения в эко­ номике страны, предприни­ матели предпочитают решать свои проблемы за счет инте­ ресов трудящихся, прибегая к массовым увольнениям. Характерно, что первыми жертвами свертывания произ­ водства становятся предста­ вители национальных мень­ шинств . Согласно последним официальным данным, пра­ ва на труд лишены сейчас более 15 проц. чернокожих и 10 проц. испаноязычнЫх ка­ лифорнийцев, что значи­ тельно превышает средний показатель уровня безрабо­ тицы по стране. В особо тя­ желом положении оказывает­ ся молодежь. Так, в круп­ нейшем городе Калифорнии *— Лос-Анджелесе почти 80 проц. негров в возрасте до 20 лет зарегистрированы на биржах труда. Общеё же чис­ ло безработных в одном из самых богатых американских штатов достигает 900 тые. человек. НАРАЩ ИВА Ю Т МАСШ ТА БЫ ВМЕ Ш АТ ЕЛ ЬСТВА ТРИПОЛИ, л 8 января. (ТАСС). С целью поддержать шаткий режим Хиссена Хабре США наращивают масштабы военно-политического вмеша­ тельства в чадские дела. Цент­ ральному разведывательному управлению США поручено обеспечить условия для созда- !ния в самом ближайшем бу­ дущем военной базы на юге Чада, сообщил, выступая по радио Бардаи, заместитель председателя Переходного правительства Национального единства (ППНЕ) Вадаль Аб- делькадер Камуге. Американ­ ское шпионское ведомство уже начало подготовку к этой крупной провокации, угрожа­ ющей не только чадскому на­ роду, но и безопасности го­ сударств этой части Африки. В указанный район, отметил он, интенсивно перебрасывает­ ся военное снаряжение запад­ ного производства. Для при­ крытия акции используется американская нефтяная ком­ пания «Коноко». ЦРУ разрабо­ тало также план пропаганди­ стского обеспечения этой опе­ рации, призванной обеспечить постоянное военное присутст­ вие США еще в одном районе африканского континента. Несмотря на массированную поддержку США и других за­ падных держав, проамерикан­ ский режим Хабре оказывается во все большей политической изоляции, пишет ливийская га­ зета «Аль-фаджр аль-джадид». «Правительство» Нджамены по существу контролирует толь­ ко столицу, удерживаясь там с помощью иностранных наем­ ников и военных советников. З АПАДНО Г ЕРМАНСКИ Е РЕВАНШИСТЫ ПЕРЕХОДЯТ В БОНН, 18 января. . Корр. ТАСС Г. Кульбицкий передает: пользуясь попустительством и все более очевидной поддерж­ кой со стороны властей, за­ падногерманские реваншисты вознамерились перейти в про­ пагандистское наступление с целью усиления воздействия своих идей на население стра­ ны. Как сообщает журнал «Культур унд гезелыпафт», Па одном из своих последних сборищ головная реваншист­ ская организация — «Союз из­ гнанных» приняла решение «призвать средства массовой информации и, в первую оче­ редь, телевидение и радиове­ щание построить свои програм­ мы таким образом, чтобы в 1985 году как можно шире освещать тему «40 лет из­ гнания». Ропреки требованиям демо­ кратических и антифашист­ ских сил реакционные круги в ФРГ, занимающие ключевые позиции в ведущих телеком­ паниях, пошли на породу у ре­ ваншистов. Руководство ряда НАСТУПЛЕНИЕ западногерманских телепро­ грамм, подчеркивает журнал, заверило «Союз изгнанных» в том, что в передачах будет «активно поддерживаться кам­ пания, объявленная этой ре­ ваншистской организацией и направленная против социа­ листических стран». Так, руководители телепро­ граммы ЦДФ официально со­ общили, что на ее студиях уже подготовлен цикл «докумен­ тальных» фильмов под лозун­ гом «40 лет изгнания». Шести­ серийную передачу на анало­ гичную тему намерено транс­ лировать и баварское радио. Демократическая печать ФРГ указывает на провокаци­ онный характер кампании реваншистов.' Их замыслы вы­ глядят особенно кощунствен­ ными в то время, когда про­ грессивная мировая общест­ венность ведет подготовку к празднованию 40-летия разгро­ ма гитлеровского фашизма, ко­ торое пройдет под лозунгами борьбы за мир и разоружение, против угрозы новой войны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz