Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА — В '**......... ............ . ....................... » ★ ---------------------------------------- --- ----------------- Года не прошло, как были обнародованы «Основные разным направлениям совершенствуется у че бно-воспита- направления реформы общеобразовательной и профес- тельная работа педагоги чес ких коллективов . Сейчас, ког- сиональной школы». И уже можно говорить об опреде- да делаются эти первые шаги, особенно важно находить ленных результатах первых усилий педагогических, рабо- крупицы опыта, внимательно изучать его, критически ос- чих коллективов, общественности, направляемых партий- мысливая, перенимая все лучшее, ценное. Сегодня мы ными н советскими органами. Вести, поступающие из раз- публикуем материалы, которые рассказывают об учителе, личных уголков области, свидетельствуют: липчане актив- интересно работающем с шестилетками, о первых менак, но включились в большую, многоплановую работу по осу- предпринятых на заводе «Центролит» по организации ра- ществлению реформы. Сели за парты сотни шестилеток, бочих мест для учащихся подшефной школы. Предлагаем на многих предприятиях, в ряде колхозов и совхозов ор- познакомиться с размышлениями классного руководителя ганизованы учебные участки для старшеклассников, по о путях формирования ученического коллектива. --- ----------- ---------------------------------------------- * « г--------------------- ------------------------------- -------- Остались сч итанные меся цы до т ого дня, когда для моих десятиклассников в последний раз прозвенит школьный звонок. Думаю об этом и все чаще испытываю чувства самые разные. Та кое состояние, конечно, знакомо каждому учителю, кому хотя бы однажды до велось выпускать своих вос питанников в самостоятель ную жизнь. Однако это не умаляет собственных пере живаний: ведь у каждого из нас, педагогов, складывается своя, ни на какую другую не похожая история взаимо отношений с ученическим коллективом. Вот и у меня с моими ребятами все было совсем не просто. Я и по сей день тревожусь кое за кого, укоряя себя: всем ли помог? Есть, что скрывать, небольшие сомнения, но в главном убежден: коллектив нам, педагогам и родите лям, удалось сплотить. Кол лектив дружных и трудолю бивых ребят. ...Когда минувшей весной комсорг Нина Косинова вы ступила на общешкольном собрании, заявив, что ее од ноклассники берут обяза тельство вырастить в совхо зе «Хлевенский» кормовую свеклу для общественного животноводства на сверхпла новой площади в восемь гек таров и заработать деньги для выпускного бала, не все тому поверили. Не старался я разубедить скептиков, но знал-т-ребята мои делом от ветят. С первыми лучами солнца появлялись в поле комсо мольцы, добираясь на мопе дах, велосипедах, а то и про сто пешком. После трех-че тырех часов работы возвра щались в школьный лагерь труда и отдыха, а незадолго перед заходом солнца часа на два вновь появлялись на свекловичных делянках. Лю бовно ухаживали за каждым растением, провеДи за лето трехразовую прополку. Осень подытожила: около 400 центнеров корней с гектара — такой урожай со бран с закрепленной за на ми площади. Надо было ви деть счастливые лица ребят, удостоенных за свой труд различных моральных поощ рений. 85 рублей — первая в их жизни получка. Неве лика сумма. Да только не в «сумме» же дело! Напомню: было самостоятельно приня тое решение, поставлена со знательно нелегкая задача, наконец, была горячая и дружная работа во имя до стижения общей цели. И это более всего ценно. Таких побед у класса не мало. Скажу только, что кол лектив отмечен семью почет ными грамотами — от са мых разных организаций и ведомств. За выращивание и уборку кормовых культур для общественного животно водства в совхозе «Дмитря- шевский»- и в откормсовхозе «Хлевенский». За выращи вание кроликов и сдачу их государству. За активное участие в общественной жизни школы и успехи в по исковой работе... Недавно подвели в школе итоги первого полугодия. И они порадовали: больше по ловины ребят успевают на «хорошо» и «отлично». По- прежнему впереди — Н. Ко- еинова, С. Дедов, Е. Попо- литова, Е. Красов, О. Шуль- га и другие мои ученики. Я очень горжусь ими и осо бенно С. Дедовым, Д. Ерма ковым, М. Путилиным, И. Германом — неизменны ми участниками и победите лями школьных и районных олимпиад по физике, химии, математике, биологии. Спор тивную честь школы не раз успешно защищали М. Кор нева, Е. Бухтоярова, О. Шульга и другие их од ноклассники. Кстати, со спорта у нас в классе, как мне кажется, и началось все хорошее. «Не организованы, учиться не хо тят, к общественным делам равнодушны», — ведь толь ко так поначалу говорили об этих ребятах. Тревожились родители, беспокоился и я, их новый классный руково дитель. Стали вместе думать, как поправить положение, с чего начать. Приходилось учитывать, что класс сбор ный, ребята пришли из раз ных школ, половину состав ляли мальчики. Конечно, многие не отличались орга низованностью и прилежа нием в учебе. Родительский комитет принял решение о привле чении подростков во вне урочное время к занятиям спортом, другим полезным делам. Инициатором начи нания стал отец одного из учеников А. И. Красов, врач по профессии, большой по клонник волейбола. К люби мому виду спорта он снача ла приобщил сына, а затем и. многих его друзей по клас су. Другие ребята потяну лись во вновь открывшуюся при РДК секцию по борьбе дзюдо, кому-то по душе при шлись легкая атлетика, бас кетбол. Нашлись любители картов, радиодела, хорового искусства, фотодела. Девоч ки под руководством учите лей Т. И. Филипповой, А. И. Харламовой, Н. С. Копейки ной учились вязать, плести кружева, шить. Словом, в классе прочно утвердилось внеурочное расписание, «тронулся лед» воспитатель ной работы. И, я бы сказал, был сделан первый шаг к то му, чтобы оторвать подрост ков от улицы. Родители и педагоги вся чески поддерживали, поощ ряли ребят, которые, как мы вскоре почувствовали, очень увлеклись спортом, техническим творчеством, художественной самодея тельностью. Отпала необхо димость в постоянной роди тельской опеке. На первый план теперь выдвинулась за бота о повышении интереса к учебе. Главным условием посещения кружковых и секционных занятий стала успеваемость. К «слабым» прикреплялись консультан ты не только из этого клас са, но и из числа ребят по старше. Не стану перечислять всех мер воздействия, но не могу не сказать доброго слова в адрес моих ближай ших помощников — роди телей. Вспоминаю, как на одну из встреч с ребятами был приглашен бригадир трак торной бригады Е. А. Бух- тияров, отец одной из уче ниц. Всегда впечатляющим бывает живой рассказ чело века с производства, а здесь и вовсе особый случай. Е. А. Бухтияров тоже учился в этой школе, но по стечению обстоятельств не получил среднего образования. И вот уже будучи главой семейст ва, отцом повзрослевшей до чери, вместе с ней по вече рам стал готовить уроки. «Сама жизнь и производст венная необходимость, сказал на встрече Егор Александрович, — потребо вали продолжить образова ние». Успешно закончив вечернюю школу, Бухтияров сейчас заочно .учится на последнем курсе Задонского техникума механизации сельского хозяйства. Кое-ко го из моих учеников заста вил крепко задуматься этот искренний рассказ отца од ноклассницы. В другой раз члены роди тельского совета по проф ориентации А. А. Дедов и М. И>Понкратова предложи ли на весенних каникулах не просто посетить предприя тия райцентра, но и ока зать им посильную практи ческую помощь. В ПМК-895, в С-МУ «Мелиоводстрой», на хлебозаводе ребята, позна комившись с технологией, помогли в уборке террито рии, в обрезке деревьев и кустарников, собирали ме таллический лом, навели по рядок в складских помеще ниях, приняли участие в возведении жилого дома. Администрация предприя тий объявила школьникам благодарность. выплатила зарплату. Думается, что та кая форма сотрудничества в условиях осуществления школьной реформы вполне оправдана. Только практиче скими делами можно сфор мировать общественно-ак тивную личность. Да и на уроках истории и обществоведения, во вне классной работе я стремлюсь вести наступательную про паганду на основе Достиже ний социализма, преиму ществ социалистического об раза жизни. Стараюсь своим воспитанникам привить та кие черты и качества, как коллективизм, трудолюбие, сознательность. Вижу свой партийный долг в том, что бы растить школьников пат риотами - интернационалис тами, настоящими граждана ми своей Родины. Шестой год руковожу школьным краеведческо-по исковым клубом «Глобус». Собственно, и появился-то он от желания сплотить классный коллектив, на ос нове общего интереса к краеведению углубить нравст венное содержание воспита ния учащихся. Уже идет об работка и систематизация собранного материала, оформляется школьный му зей боевой славы, который откроется в канун 40-летия Победы. Рассказ о моих ребятах я начал с эпизода, который показывает, насколько тру долюбивыми они выросли. Но, на мой взгляд, они к тому же еще и товарищи неплохие. Доказывали это не раз. ...В шестом классе Игорь Герман получил серьезную травму позвоночника, почти весь учебный год был при кован к постели, не посещал школу. Одноклассники не ос тавили его наедине с бе дой, поддержали в. трудную минуту. Вместе с учителями они регулярно бывали у то варища в больнице, помога ли усвоить учебную програм му. Весной со всеми вместе мальчик перещел в следую щий класс. Сейчас Игорь — десятиклассник, учится по всем предметам на «хоро шо» и «отлично», занимает ся волейболом и легкой ат летикой. Как знать, может быть, •именно это внимание друзей, чувство долга перед ними и не позволяли потом не раз Игорю оставаться в стороне от общих забот. Был он ря дом с товарищами и летом, когда делом доказывали они свою приверженность твер дому комсомольскому слову на свекловичном поле от- кормсовхоза «Хлевенский». Вспоминая все это, все семь лет, прожитых вместе с ребятами, размышляя над их судьбами, пытаясь уга- . дать их дальнейшие пути- дороги, я прихожу к выводу: не напрасны были наши усилия, хороших людей в жизнь выпускаем, А. ЕРМАКОВ, старший учитель Хлевенской средней школы. РА ЗДУМЬЯ П ЕДАГОГА ПЕРЕД ГЛАВНОЙ Д О Р О Г О Й ДЕЙСТВИИ - . ■ у + УРОК В ЦЕХЕ ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТ КОВ НА «ЦЕНТРОЛИТЕ».-------------------------------------- — ...Среди грохота и лязга металла, всполохов огня *— таков «Центролит» при первом беглом взгляде со сторо ны — этот зал удивляет относительной тиннтой. Преж де чем войти сюда, надо облачиться в белый халат. Здесь размещен «мозг» завода, обслуживают который операто ры АСУП (автоматизированной системы управления пред приятием). Работает ЭВМ. ползут перфоленты •— длин ные и ажурные от бесчетных дырочек. Какую информа цию несут они в себе, в этом может разобраться только специалист. Невольно удивляюсь, увидев за одной из ма шин подростка. Неужели ЭВМ доверили школьникам? Да, оператор АСУП — это одна из специальностей, кото рым обучают старшеклассников подшефной школы № 6. Готовят также токарей, лаборантов, станочников, модель щиков. В конце обучения, которое длится два года, школьникам предстоит сдать экзамен по той или иной рабочей- специальности и получить квалификационный разряд. Разумеется, это не означает, что если школьник получил профессию токаря, то должен обязательно в бу-! дущем токарем работать. Но. согласитесь, нет и ничего плохого в том, что выпускник вместе с документом о сред нем образовании получит рабочую специальность. Наобо рот, пройдя закалку в коллективе, он будет гораздо уве реннее шагать по жизни. Завод тоже не теряет, тратясь на профессиональную подготовку школьников. Не испытывает пока предприятие острой нехватки кадров, но, заботясь о подшефных, не сомненно, смотрит далеко вперед. Здесь справедливо рас суждают: пусть из пятидесяти человек на завод придут лишь пять — зато это будут люди, уже знакомые с про изводством, выбравшие профессию сознательно. Договором о содружестве со школой за двумя классами определены два дня в неделю. Есть и еще одно новшест во: в этом году, поскольку учащиеся девятых-десятых классов будут заниматься не только теорией, ио и выпус кать продукцию, предусмотрена оплата их труда. Деньги решили на руки не выдавать, а перечислять их на счет школы. Но, судя по всему, это обстоятельство не снизило интереса к урокам в цехе. Впрочем, познакомившись с ребятами, мы все-таки за метили, как неодинаково их отношение к новым обязан ностям. Понимая, что причиной тому не только фактор материальный, мы составили небольшую анкету, на воп росы которой охотно согласились ответить старшеклассни ки. Мнения высказывались самые противоположное... Вот некоторые из них.« «Работаю каждый четверг в спектральной лаборатории. Мне лично здесь очень интересно. Так что, если не по ступлю в институт, пойду работать на завод». «Не знаю, как в других, но в нашей лаборатории скуч новато. Делаем всего три анализа, больше нам почему-то не доверяют. Иногда вообще занимаемся несерьезной ра ботой: моем колбы, вытираем пыль». «Мне нравится профессия слесаря-наладчика, которой Ыас обучает мастер-наставник Черкасов. Э^и занятия мож но было бы проводить и чаще». «По-моему, прекрасно, что, окончив школу, мы уже бу- ; дем иметь какую-то специальность». «Профессия, которой я обучаюсь, необычайно интерес- \ на для меня. Я прохожу практику в лаборатории черных I металлов. Опыты, которые мы здесь проводим, глубже знакомят с тайнами химии, а я как раз собираюсь посту пать в институт на биохимический факультет. Знания, приобретенные в лаборатории, очень мне пригодятся». «Я учусь на оператора ЭВМ. Профессия нравится. Но есть некоторые недостатки в организации учебы. У нас мало машин, и что|бы позаниматься немного, долго прихо дится ждать. Три-четыре человека работают на одном ап парате. А иногда приходится прерывать занятия, потому что именно на этой ЭВМ кому-то надо делать срочные расчеты. У нас нет специального кабинета для учебы, все время приходится заниматься в разных помещениях. И совсем было бы хорошо, если бы за наш труд выплачива ли небольшой заработок. Слышал передачу по радио: на каком-то предприятии создан целый участок, где работа ют школьники. Они получают зарплату. Почему бы у нас не попробовать?» Как видим, мнения разные, но все заинтересованные. Ребята, на наш взгляд, ставят немало задач перед шефа ми. С пониманием отнеслись к результатам опроса на за воде. — В любом новом деле, — говорит начальник отдела технического обучения «Центролита» В. И. Лушин, — не обойтись без своих проблем и сложностей. Почти сто школьников проходят в этом году на нашем заводе трудо вое обучение. Непросто найти для всех дело,. которое устраивало бы каждого. Литейные цеха, понятно, для подростков закрыты: там можно работать только с 18 ; лет. И все же стараемся подобрать что-то поинтереснее. | Скажем, группу моделйщиков набрали без труда. При- \\ знаться, не ожидали этого. Но, как выяснили позже, ре- || бятам эта профессия представляется интересной и пре- ' стижной... Что ж, «Центролит», в числе первых в области взяв шись за осуществление одного из главных требований школьной реформы, испытывает понятные трудности в организации обучения подростков. Но, думается, это | трудности временные. Преодолеть их должны помочь и I собственный немалый опыт содружества со школой, и ! опыт других предприятий, приступивших к делу нееколь- || ко раньше. Порукой успеху — глубокая, активная заин тересованность к вопросам воспитания молодежи, кото-* рая отличает одно из ведущих предприятий области. О. ШАПОВАЛОВ. <• КАРЛСОН, УГАДАИКИН И ОЛЬГА БОРИСОВНА В «нулевом» классе липецкой средней школы № 60 ...Осенью на один из уро ков к ребятам пришел ска зочный человечек по имени Мальчик Угадайкии. Правда, никто его не увидел: появил ся-то он в шапке-невидимке, так как забыл накануне зайти в парикмахерскую, а предстать перед учениками неаккуратным не захотел. Однако шапка-цевидимка не помешала мальчикам и де вочкам подружиться с весе лым и любопытным человеч ком. Теперь Угадайкин час то звонит по телефону их учительнице Ольге Борисов не, передает через нее раз личные задания, головолом ки, и ребята отвечают на вопросы своего друга. Есть у учеников этого класса еще один хороший товарищ — Карлсон. Прав да, он немного хвастлив, лю бит повторять: «Я самый лучший в мире...» Ребятам нередко приходится убеждать его, что и читают, и рисуют, и считают, и поют они ни чуть не хуже. Карлсон при сутствует в классе на каж дом уроке, и чем дальше, тем труднее ему доказывать, что он умеет что-то лучше остальных. Ведь ребята уз нают ежедневно очень много нового, интересного. И, не смотря на свой очень юный возраст, а, возможно, даже благодаря ему, быстро запо минают все, о чем говорит учительница.. Если бы вам довелось по бывать в том классе, о кото ром идет речь, то наверняка главным впечатлением ока залось бы чувство радости. Вы, несомненно, прониклись бы той детской непосредст венностью, а порой даже восторгом, с которыми ребя тишки проживают каждый свой школьный день. Их ак тивность, увлеченность тем более приятны, что все они пошли в школу на год рань ше обычного — в шесть лет. Само по себе это не ново, тем более для нашей облас ти, где «нулевые» классы — правда, в то время еще экс периментальные — появи лись задолго до начала осу ществления школьной ре формы. Число их растет, они все больше завоевывают симпатии родителей, а педа гоги... Педагоги идут даль ше, пробуют, ищут, перени мают друг у друга все луч шее, полезное. Нулевой класс шестидеся той "липецкой школы, кото рый ведет Ольга Борисовна Деберенева, думается, может служить одним из удачных примеров новой формы обу чения. Наверняка многие на ши читатели -+ папы и ма мы, дедушки и бабушки — знают, что в возрасте, кото рый пока, по старинке, счи тается дошкольным, ребята очень непоседливы, им труд но соблюдать дисциплину, и еще так манят игрушки. По этому и появляются в клас сах веселые медвежата, ли сицы, волки, Буратино или, как у учеников Ольги Бори совны, Угадайкин и Карлсон. Кстати, Мальчик Угадгуйкин — экспромт. Просто однаж ды надо было переключить внимание детей, заинтересо вать их. Ольга Борисовна протянула руку ладонью вверх, и... оказалось, что на ней стоит маленький челове чек в шапке-невидимке. Бес спорно, подобные экспромты просто необходимы ребятам. Ведь они верят в сказку, а общение с ее героями для них всегда праздник. Повез ло «нулевичкам» из шести десятой школы: их учитель ница обладает счастливым .даром превращать классную комнату в лесную поляну, она охотно отправляется со своими питомцами в гости к... Буратино. Сейчас появляется все больше методических разра боток для преподавателей «нулевых» классов, и они, конечно, помогают учителям совершенствовать мастерст во. Однако, если’ нет у педа гога фантазии, если чужды ему интересы детей, вряд ли его уроки станут увлекатель ными. Ольга Борисовна Дебере нева — преподаватель моло дой, но с шестилетками ра ботает уже второй год. Сна чала взяла «нулевой» класс просто потому, что оказа лась свободнее своих коллег по учебной нагрузке. В этом году другой кандидатуры уже не искали, да и сама Деберенева иной аудитории явно не хотела. — Теперь, пока не введут всеобщее обучение с шести летнего возраста, — гово рит Ольга Борисовна, — бу ду преподавать в «нулевом». Очень мне с малышами ин тересно. Даже если идешь в школу с неважным настрое нием — всякое бывает, *— ребята не дадут долго грус тить. Повиснут на тебе гроз дьями, засыплют тысячью вопросов, поставят массу проблем, и все — Ольга Бо рисовна. Уроки у шестилеток ко роткие —- по 35 минут. И за это время учительница успевает обратиться к каж дому, да не один раз. В йе- рерывах между заданиями у ребят обязательно разминка. Руки вверх, в стороны, по ворот влево, вправо — и ус талость долой, напряжение снято. Урок продолжается в прежнем темпе, с задан ной нагрузкой, и опять на вопрос учительницы хотят отвечать все. К тому же на доске появляется загадочная надпись, и ребята с востор гом узнают — это очеред ное задание Угадайкина. За тем им предстоит прочитать небольшой рассказ о зоопар ке и ответить на ряд вопро сов. В ребячьих рассказах, замечает Ольга Борисовна, проступает не только дет ское восприятие мира, непо средственное и порой упро щенное, но и отголоски фор мирующегося характера. Вот Алеша." Ему полюбился олень. «Почему?» — спра шивает мальчика учительни ца. Оказывается, животное было обижено: к его клетке никто не подходил, не уго щал, как других зверей. Ольга Борисовна очень внимательна к проявлениям душевных качеств ребят. Она считает своей задаче^ не только учить их грамоте, счету, но и воспитывать доб роту, отзывчивость, те свой ства, которые и для нее так притягательны в людях и которыми, думается, в пол ной мере обладает сама учи тельница. Директор шестидесятой школы Раиса Григорьевна Рагозина тепло отзывается о молодом педагоге. — Главное, она очень лю бит детей, — поясняет ди ректор. — С шестилетками скучать не приходится, а Ольга Борисовна очень об щительная. подвижная, а также, что весьма сущест венно. — добросовестная, знающая, инициативная. Ведь это только говорится, что в обучении «нулевичков» много игровых моментов, а по сути, вся работа с ними строится на игре. Наверное, не каждому под силу посто янно что-то выдумывать, организовывать, а вот Дебе ренева это умеет. ...Прозвенел звонок с последнего урока. Ребята гурьбой побежали переоде ваться — вторую половину дня им предстоит прожить по детсадовскому расписа нию. Сначала обед, потом сон, а вечером — снова иг ры. Правда, дома им опять предстоит ненадолго вернуть ся к ученическим обязан ностям: хотя домашних за даний шестилеткам по про грамме не положено, Ольга Борисовна обязательно пред ложит написать строчку тек ста или прочитать неболь шой рассказ. Считает, что это дисциплинирует, готовит ребят к обязанностям перво классников, и, конечно, ни для кого такие задания не в тягость. После уроков у учитель ницы «вторая смена» — на до просмотреть тетради — ведь ребята так ждут квад ратиков и кружочков, кото рые им пока заменяют «пя терки» и «четверки». Нужно подготовиться и к завтраш нему дню, решить, будет ли это «прогулка в лес» или увлекательный диалог с Карлсоном. Завтра к ней вновь протя нутся десятки детских рук, широко распахнутся на встречу ребячьи глаза... Т. ГОРЯЧЕВА. Роботостроению в Болгарии уделяется большое внима ние. Республика является одним из координаторов комп лексной программы научно-технического прогресса стран—членов СЭВ в области робототехники. Ведущим предприятием этой отрасли стал научно-производствен ный комбинат запоминающих устройств и промышленных роботов «Берое» в городе Стара-Загора. Его продукция экспортируется во многие страны мира, в том числе в СССР, ПНР, ЧССР, ГДР. Коллектив «Берое» работает в тесном сотрудничестве со специалистами киевского института электросварки име ни Е. О. Патона. НА СНИМКЕ: в цехе предприятия «Берое» идет испы тание опытного образца робота РБ-120. Фото ТАСС—София Пресс. ЗА СЧЕТ ИНТЕРЕСОВ ТРУДЯЩИХСЯ САН-ФРАИЦИСКО, 18 января. Корр. ТАСС Ю. Ус тименко передает: админист рация корпорации «Ксерокс» объявила о намерении, за крыть одно из своих пред приятий в Калифорнии, ко торое специализируется на выпуске деталей для элект ронно-вычислительной тех ники, В результате, как со общает газета «Сан-ФранЦис- ко кроникл», около 1650 че ловек останутся без работы. За последний год в Кали форнии закрылись десятки предприятий, тысячи рабо чих и служащих пополнили очереди на биржах труда. В условиях серьезных финан совых трудностей, пережи ваемых многими компаниями США из-за общего неблаго приятного положения в эко номике страны, предприни матели предпочитают решать свои проблемы за счет инте ресов трудящихся, прибегая к массовым увольнениям. Характерно, что первыми жертвами свертывания произ водства становятся предста вители национальных мень шинств . Согласно последним официальным данным, пра ва на труд лишены сейчас более 15 проц. чернокожих и 10 проц. испаноязычнЫх ка лифорнийцев, что значи тельно превышает средний показатель уровня безрабо тицы по стране. В особо тя желом положении оказывает ся молодежь. Так, в круп нейшем городе Калифорнии *— Лос-Анджелесе почти 80 проц. негров в возрасте до 20 лет зарегистрированы на биржах труда. Общеё же чис ло безработных в одном из самых богатых американских штатов достигает 900 тые. человек. НАРАЩ ИВА Ю Т МАСШ ТА БЫ ВМЕ Ш АТ ЕЛ ЬСТВА ТРИПОЛИ, л 8 января. (ТАСС). С целью поддержать шаткий режим Хиссена Хабре США наращивают масштабы военно-политического вмеша тельства в чадские дела. Цент ральному разведывательному управлению США поручено обеспечить условия для созда- !ния в самом ближайшем бу дущем военной базы на юге Чада, сообщил, выступая по радио Бардаи, заместитель председателя Переходного правительства Национального единства (ППНЕ) Вадаль Аб- делькадер Камуге. Американ ское шпионское ведомство уже начало подготовку к этой крупной провокации, угрожа ющей не только чадскому на роду, но и безопасности го сударств этой части Африки. В указанный район, отметил он, интенсивно перебрасывает ся военное снаряжение запад ного производства. Для при крытия акции используется американская нефтяная ком пания «Коноко». ЦРУ разрабо тало также план пропаганди стского обеспечения этой опе рации, призванной обеспечить постоянное военное присутст вие США еще в одном районе африканского континента. Несмотря на массированную поддержку США и других за падных держав, проамерикан ский режим Хабре оказывается во все большей политической изоляции, пишет ливийская га зета «Аль-фаджр аль-джадид». «Правительство» Нджамены по существу контролирует толь ко столицу, удерживаясь там с помощью иностранных наем ников и военных советников. З АПАДНО Г ЕРМАНСКИ Е РЕВАНШИСТЫ ПЕРЕХОДЯТ В БОНН, 18 января. . Корр. ТАСС Г. Кульбицкий передает: пользуясь попустительством и все более очевидной поддерж кой со стороны властей, за падногерманские реваншисты вознамерились перейти в про пагандистское наступление с целью усиления воздействия своих идей на население стра ны. Как сообщает журнал «Культур унд гезелыпафт», Па одном из своих последних сборищ головная реваншист ская организация — «Союз из гнанных» приняла решение «призвать средства массовой информации и, в первую оче редь, телевидение и радиове щание построить свои програм мы таким образом, чтобы в 1985 году как можно шире освещать тему «40 лет из гнания». Ропреки требованиям демо кратических и антифашист ских сил реакционные круги в ФРГ, занимающие ключевые позиции в ведущих телеком паниях, пошли на породу у ре ваншистов. Руководство ряда НАСТУПЛЕНИЕ западногерманских телепро грамм, подчеркивает журнал, заверило «Союз изгнанных» в том, что в передачах будет «активно поддерживаться кам пания, объявленная этой ре ваншистской организацией и направленная против социа листических стран». Так, руководители телепро граммы ЦДФ официально со общили, что на ее студиях уже подготовлен цикл «докумен тальных» фильмов под лозун гом «40 лет изгнания». Шести серийную передачу на анало гичную тему намерено транс лировать и баварское радио. Демократическая печать ФРГ указывает на провокаци онный характер кампании реваншистов.' Их замыслы вы глядят особенно кощунствен ными в то время, когда про грессивная мировая общест венность ведет подготовку к празднованию 40-летия разгро ма гитлеровского фашизма, ко торое пройдет под лозунгами борьбы за мир и разоружение, против угрозы новой войны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz