Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

23 июня 198 5 г., № 143 (17 240) ----------------- З РИТЕ ЛИ О ВЫСТАВКЕ ------------------- ЭТО В СЕРДЦЕ БЫЛО МОЕМ З ак рыл ась областная ху­ дожественная выставка, по­ священная 40-летию Победы над фашизмом. Но р азбу­ женная ею память сер дца заставляет снова и снова думать о тв орчестве лип ец­ ких художников. Д ороги во йны... Сколько их было у солдата! Одна из них на аква рели А. Климо ва, кото р ая так и называется «Д оро га». На строение ее тр евожно, но как спокойна и ув еренн а фигу р а идущего по дороге солд ата, р аз ря жа­ ющая нап ряженн ость. Он идет н а запад, на за рево бли зких боев, где ждут его товарищи и куда зовет долг защитника Родины. Д р угая р абота А. Климова «Т рево ж­ ные вести» очень точно пе­ ред ает атмосфе р у п ервых ме­ ся цев войны. Нелегкая доля мате р ей и жен солдатских — в цен тре Самый памятный сход — в Че рн аве — прошел на од­ ном дыхании. Народ здесь отк рыты й, душевный. Рабо­ тать умеют на славу, а уж песни поют — заслушаешься. Но о строгости не забыва­ ют. Если что где не так — не смолчат, н боль, и обиду, и пр авду самую го рь кую — все выплеснут. А сколько той боли в селе от пьянства скопилось... Когда объявили о сходе — вплоть до самых окр аин село всколыхнулось, в клубе не то что места — встать было некуда. Гов ори­ ли резко, хлестко, Себя не щадили, а уж пьяницам •— впору сгореть от ст ыда. И слова нашлись подходящие, хоть никто из выступавших в записных о р ат ор ах не чис­ лился. Сопнякам, сказали, не место на поле, и терпеть их д альше не будем... Сло­ вом, кр уто взялись за дело. Куймань чем-то схожа с Черн авой. Густой ли рос­ сып ью домиков на отлогих зеленых холмах или тем, что стоит п ри дороге... А вот нр ав у села иной. По­ сде ржаннее, п ос уше. И пья­ ная беда молчком по домам ходила. Напился сосед ~— посудачат немного, и ладно. Не в обычае было друг друга стыди ть; полсела тут родня, свои... Тру дно в свое время при­ шлось активу, когда взялись местный совхоз поднимать. Но спр авились, сумели. Пе­ ремены сами за себя говорят. З а последние годы вышло хозяйство в районе в крепкие середняки. Порядок н а фе р­ ме и в поле не только твер­ дост ью взят. Здесь заботят­ ся о людях, культу р у труда пов ыш ают. Само собой, и о быте, об отдыхе не забыва­ ют. Первым делом, хорош ую до рог у от строили. кв артир сд али немало. Школа тепе рь в Куймани такая, какой не в каждом р айцен тре похв ас­ таться могут. Отличный спорт зал, теплица... Здешним учителям п ервым в Лебе­ дянском ра йоне обучать ше­ стилеток доверили. Теперь вот за участковую больницу решили приняться, реконстр уи ров ать, чтобы было все, как положено. Под растает нов ый жилой поселок, уже и доро гу к не­ му подтягивают. Светлеет лик ст арой К уй мани. И все больше утве р­ ждаются люди в мысли, что не с каждым обычаем им по пути, что нельзя дальше молча ми риться с пьянст­ вом. Р адость ли, го ре — не дело с водко й мешать. А то повелось на свадьбах и по­ минках едва ли не все село угощать. Чтобы не отстать от соседей, самогон во фля­ гах заквашивают. Драки, аварии, дети больные, беды в семье — вот следы таких пр аздников пьяных. Настало время друг другу откр ыто об этом ск азать. И соб рал ось село на сход. Начался он не привычно. В добротно отделанном зале клуба с ряд ами удобных к ресел появил ась п рос тая скамейка. И все ср азу поня­ ли, для кого она п редн азна­ чена. Но ошибке п рисе ла бы­ ло туда одна прип оздавшая к началу доя рк а и ср азу вскочила: батюшки, с кем это я оказалась? Ведь это ж «скамья позор а»! С горб­ ленные, жалкие сидели здесь в ряд сельские выпи­ вохи. У крадкой посм а трив а­ ли в зал — напряженный, пока еще тихий. Трудно ре­ шиться сказать в глаза со­ седу всю горькую правду, но надо... Первым поднялся с места директор совхоза Анатолий Михайлович Куликов. Не по должности — по зову сердца в с т аМно г о горечи накипе­ ло. ’*стные люди трудятся, сил нз щадя, а разгильдяи их дею губят. То оставят серии офортов В. Шальнеьа «Пересказ о былом». Автор на редкость проникновенно раскрыл духовный мир лю­ дей военного поколения. «8 поле», «Проводы», «Ожида­ ние», «Голос Москвы»... В этих офортах нет действия, женщины погружены в свои нелегкие думы, что еще бо­ лее подчеркивает их душев­ ную сосредоточенность и го­ товность к жизненному под­ вигу. Й у этих офортов, и у большой картины В. .Пузано­ ва «Память. Посвящается Варваре Петровне Алексан­ дровой» вспоминаются стихи военных лет: То слезы наших матерей, Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих опущенных ветвей... скотину некормленной, то машину с похмелья испор­ тят. Вроде немного пьяниц в селе, а для совхоза урон заметный. Назвал Анатолий Михайлович цифру: за пять месяцев набралось 1716 прогулов! В зале ахнули: не­ ужели так много? И дирек­ тор сказал конкретно, на чьей совести эти прогулы. Едва-он успел закончить, из задних рядов голос: «Как же так, здесь ошибка!». Это тракторист В. М. Есин не утерпел, стал объяснять, по­ чему на работу не вышел. Задел, выходит, упрек, за живое. Экономист Мария Ефи­ мовна Слугина тут же справ­ ку дала, кто как работал. На той скамейке уже и глаз не смели поднять! В прош­ лом году, оказывается, из-за пьянки и прогулов совхоз 69 тысяч рублей потерял. В деньгах убыток большой, но кто сосчитает иные потери — моральные? Горько было услышать куйманцам, что в их прек­ расной просторной школе есть дети, которым просто не под силу учеба. Завуч Людмила Михайловна Лям- кина прямо сказала: в том повинно пьянство родителей. А смышленые, бойкие ребя­ тишки еще больше страдают от этого. Единственный по итогам года неуспевающий ученик — сын свинарки М. А. Шурыгиной. Заслони­ ла ей сына бутылка. Маль­ чик он неплохой, но забро­ шенный, не ухоженный ма­ терью. Пуще грязной одеж­ ды стыдится он ее пь’яных выходок... Взял слово и майор А. В. Серяков — заместитель на­ чальника Лебедянского РОВД, а за ним — главный врач районной больницы В. В. Коростелев. Шел раз­ говор прямой, без обиняков. В зале была атмосфера под стать той, что и в Черна­ ве. Словно за много кило­ метров добежал по невиди­ мым проводам какой-то ток и сплотил, зажег людей. Заметив общее настроение, председатель исполкома Куйманского сельсовета Алексей Михайлович Федо­ рин обратился к собравшим­ ся: «Односельчане! Не хва­ тит ли слов на сегодня? Не пора ли приняться за дело?». Его поняли, поддержали. Тут же заняли места за столом члены администра­ тивной комиссии сельиспол- кома: директор школы А. А. Федюкин, участковый ин­ спектор И. В. Суханов, авто­ ритетные депутаты. Первым держит ответ пе­ ред сходом скотник Н. П. Суровяткнн. Переминается с ноги на ногу, что то жаЛко лепечет. Фигура его почти комична, но зал разражается не смехом, а гневными воз­ гласами: «Повернись к лю­ дям лицом, не прячь глаза! Сумел нашкодить — сумей и ответ держать!». И в об­ щем гуле — негромкий, страдающий голос: «Эх, Ко ля! Ведь ты был способным парнем...». Эго Иван Андрее­ вич Авдеев, учитель-пенсио­ нер. И Суровяткин, который выглядит старше учителя, молчит, пережидая тяжелый комок в горле... Потом наступает черед М. А. Шурыгиной, ветса- нитара В. В. Чеснокова, разнорабочей Л. Н. Соболь. Основательно разбираются с каждым. Похоже, «винов­ ники торжества» не ожида­ ли такого оборота дела. И сейчас они клянутся, что изменят свое поведение. Одному сход Дает испыта­ тельный срок, другого реша­ ет направить на лечение. Зал требователен, даже су­ ров. Но в этом твердый ре­ зон: время скидок и послаб­ лений прошло. Е. САВРОВА. Мать потеряла сына, мужа, но не сломилась и прожила свою жизнь достойно, с пользой для людей. Это по­ лотно воспринимаешь, как гимн стойкости и самоотвер­ женности солдатских мате­ рей. «Война и дети» — это картина участника войны Н. Даньшина. На пожари­ ще две маленькие фигурки, прижимающиеся друг к ’ дру­ гу- Полотно выполнено в су­ ровом стиле, оно раскрывает бесчеловечность войны и фа­ шизма, проникнуто страст­ ным призывом к защите мира. Особенно остро восприни­ мается работа Я. Даньшина после картины, тоже напи­ санной ветераном войны В. Силиным, «Счастье мате­ ри». В. Силин пишет празд­ ник жизни. В экспозиции И СПОКОН веков на Ру­ си почитали дере­ вянную посуду. Сегодня спрос на такие из- делия растет, и древние про­ мыслы возрождаются, но уже на современной основе... Художественный це х фаб­ рики «Липецкие узоры». За невысокими столами сидят девушки-художницы. В руках у них необычные кисти — с длинным и упругим волосом. Руки мастериц не сжимают кйсти, а лишь свободно вра­ щают их, совершая плавные движения всеми пальцами, ед­ ва касаясь тоненькой ниточкой волоса поверхности деревян­ ного изделия. Каждый орна­ мент и узор неповторим, пото­ му что роспись выполняется свободно, без образца. Сейчас на «Липецких узо­ рах» особые дни. Фабрика выполняет спецзаказ оргкоми­ тета XII Всемирного фести­ валя молодежи и студентов. К таким заказам в коллективе уже привыкли. Изделия ли­ пецких мастеров нередко ста­ новятся призами и сувенира­ ми для победителей между­ народных спортивных сорев­ нований. Делали девушки по- суду и с олимпийской симво­ ликой, а теперь главная тема их работы — фестиваль. Сочными и широкими маз­ ками наносит художник Елена Винокурова на изделия свои рисунки: налитые соком яго­ ды, сквозь которые как бы мерцает солнечный свет, пу­ шистые цветы, гибкие подвиж- ЗДЕСЬ РОД ИЛСЯ АКАДЕМИК И. Г. БАСОВ Этот двухэтажный кирпич­ но-деревянный с резными карнизами дом № 62 по ули­ це Ленина в Усмани стал еще одним достопримечатель­ ным местом нашего края. Установленная на нем мемо­ риальная доска гласит: «В этом доме 14 декабря 1922 года родился дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской • и Нобе­ левской премий, академик Николай Геннадьевич Ба­ сов». В день открытия мемо­ риальной доски здесь состо^- ялся митинг представителей промышленных предприя­ тий, организаций, учрежде­ ний, учебных заведений го­ рода. Секретарь райкома КПСС Л. В. Барбуш и ди­ ректор Усманского краевед­ ческого музея А. 3. Боровик рассказали о жизни и мно­ гогранной деятельности на­ шего земляка — выдающе­ гося ученого современности. С именем Н. Г. Басова связано рождение новой об­ ласти науки — квантовой радиофизики. Благодаря его научному поиску свершилось величайшее открытие века — создание ■ оптического квантового генератора, или лазера. За эту работу Н. Г. Басову совместно с физиком Александром Михайловичем Прохоровым была присуж­ дена Ленинская премия, а позже, совместно с амери­ канским физиком Чарльзом Таунсом — Нобелевская премия. Разнообразно примене­ ние лазера. Он режет и сва­ ривает металлы, улучшает качество почвы и семян. За последние десять лет Н. Г. Басов много сделал для внедрения лазера в медици­ ну. Благодаря ему теперь успешно проводятся опера­ ции на сердце, желудке, пе­ чени и других органах чело­ века. ( Директор физического ин­ ститута Академии наук СССР И. Г. Басов ведет большую общественную ра­ боту. Он — председатель правления Всесоюзного об­ щества «Знание», главный редактор журналов «Приро­ да» и «Квантовая электро­ ника». Являясь депутатом и членом Президиума Верхов­ ного Совета СССР, замести­ телем председателя секции Парламентской группы СССР по вопросам мира и разо­ ружения, членом Советско­ го комитета защиты мира, академик Басов вносит огром­ ный вклад в укрепление ми­ ра. ...Усманцы гордятся своим земляком. В. ЗАКУРДАЕВ. ЗА ПЬЯНСТВО - К ОТВЕТУ И СОБРАЛОСЬ СЕЛО НА СХОД Широкий отклик вызвали на селе решения партии н правительства об усилении борьбы с пьянством, алкого­ лизмом, самогоноварением. Десятки сельски х сходов обсудили эти вопросы. У Ч А С Т Н И К ПАРАДА ПОБЕДЫ В грозном январе сорок второго комсомолец Ми хаил Голенцов, бросив прощальный взгляд на родное село Ис- тобное, что в Чаплыгинском районе, добровольцем ушел на фронт. В семнадцать лет он уже был сержантом, ко­ мандиром орудия. Боевое крещение Ми хаил получил под Ленинградом. Его как активного участника боев за пол­ ное снятие блокады города Ленина наградили медалью «За отвагу». Много сражений у него за плечами. Мужество воина было отмечено еще одной медалью «За отвагу», орденом Славы III степени, орденом Красной Звезды... Со своим расчетом Михаилу Голенцову пришлось штурмовать Ке­ нигсберг. За это сражение он был награжден орденом Сла­ вы II степени. В боях в Восточной Померании Голенцов вновь отличился, и его грудь украсил орден Отечествен­ ной войны II степени. А в самом конце войны за высо­ кое боевое мастерство и героизм Михаилу Голенцову бы­ ла вручена высшая награда Родины — орден Ленина. Победу Голенцов встретил командиром взвода, стар­ шим сержантом в свои неполные двадцать. Ему выпала особая честь — участвовать в параде Победы 24 июня 194 5 года на Красной площади в Москве. В мирные дни Ми хаил Иванович закончил военное училище, стал офицером-артиллернстом, служил в Воору­ женны х Силах... В этом году ветерану исполняется 60 лет. М. И. Голенцов ведет большую воспитательную ра­ боту среди молодежи. На снимке: М. И. Голенцов. Фото Н. КЛОКОВА. несколько его живописных произведений, ярких, оптими­ стических. Это приподнятое настрое­ ние на выставке рождали в многочисленные работы ма­ стеров , художественных про­ мыслов, быстрый рост в твор­ честве которых вызывает восхищение. На тонко распи­ санном подносе «Тихое утро» Н. Графова и Л. Кайлиной выразительно раскрыт образ покоя и мира. Особый интерес вызывают фронтовые зарисовки Б. Ива­ нова и портреты фронтови­ ков Я. Ходакова. Хочется сказать большое спасибо от всех ветеранов войны липецким художни­ кам, создавшим к 40-летию Победы галерею живописных, графических и скульптурных портретов участников Вели­ кой Отечественной войны, цикл запоминающихся кар­ тин, прославляющих великий подвиг советского народа. В. ХОТЕЕВ, ветеран войны н труда. ные удлиненные листья, сте- лящиеся по кругу, подобно стеблям травы, колеблемым ветром. Продукция Лены при­ знана лучшей, а значит фе­ стивальной. Четырем девуш­ кам: Тамаре Поповой, Наталье Нен аховой, Оксане Харченко и Светлане Труновой поручено самое ответственное задание. На деревянные настенные панно они наносят эмблему XII Всемирного — голубя ми­ ра в обрамлении фестивальной ромашки. А всего на «Липец­ ких узорах» к молодежному форуму изготовят двадцать наименований различных из­ делий общей стоимостью шестьдесят тысяч рублей. Наблю дая за работой ма­ стериц- «Липецких узоров», мне как-то невольно захоте­ лось сравнить их со знамени­ той «хохломой». На родине этого древнейшего промысла при росписи используют лишь четыре цвета: черный, крас­ ный, золотой и очень редко зеленый.Продукция «Липец­ ких узоров» отличается мно­ гообразием красок, тонкостью и изяществом орнаментально­ го почерка, использованием в рисунках местных, чисто ли­ пецких мотивов. Липецкий край —- яблоч­ ный, и поэтому на большинст­ ве изделий так много ябло­ невого цвета. Передо мной ведерко для льда с фестиваль­ ной символикой. Смелым и свободным мазком рождены алые цветы на черном фоне, а золотые листья, как будто от­ ражающие лунный свет, зави­ лись вокруг узорных розеток. Чем не «хохлома», даже цве­ та выдержаны, ан, нет! Не могли ниже городские мастера расписать такое ведерко. Ведь основа орнамента — не что иное, как елецкие кружева. А вот конфетница. Использова­ на лишь красная краска да прозрачный лак. Фон здесь — сама древесина. Подобные ра­ боты — начало нового направ­ ления росписи. И это не заим­ ствование. Родилась идея сде­ лать столь необычную рос­ пись именно здесь, в творче­ ской лаборатории фабрики. Правда, есть, как считает глав­ ный художник фабрики, зас­ луженный художник РСФСР, лауреат Государетвенной пре­ мии имени И. Репина М. Ф. Синева, у «Липецки х узоров» и «хохломы» общие художест­ венные традиции, единство технологии производства, Сама Марфа Федоровна ро­ дилась в том самом волжском селе Семенове, где и возник народный промысел росписи по дереву. Еще девочкой она расписала деревянную вазу, да так, что изделие попало на международную выставку в Брюссель. Свой богатейший опыт М. Ф. Синева передает молодым художникам, А роспись по дереву обре­ тает свой художественный смысл только в контакте с творческой работой токаря и резчика. Точность ювелира и интуиция скульптора требуют­ ся от этих мастеров. И вновь главный художник, пересмот­ рев сотни «белых» чашек и мисок, выбирает для фести­ вальной росписи только луч­ шие образцы. Ведь продук­ ция «Липецких узоров» — не просто сувениры. Это в ка­ кой-то мере визитная карточ­ ка нашего края. О людях су­ дят по их работе и, надо ду­ мать, гости XII Всемирного фестиваля молодежи и студен­ тов, взяв в руки деревянную чашку или блюдце с «авто­ графом» липецких мастеров, с теплотой и уважением от­ зовутся о нашей земле и ее людях. В. КАМСК ИЙ. С ФЕСТИВАЛЬНОЙ РОМАШКОЙ Д И П Л О М А Н Т Ы К О Н К У Р С А В год славного юбилея — 40 летия Победы советского народа в Великой Отечествен­ ной войне — творческий кол­ лектив народной киностудии «Липецкие зори» завоевал право участия во Всероссий­ ском и Всесоюзном конкур­ сах-смотрах кинолюбительст­ ва. Закончились смотры. Под­ ведены итоги. Фильм «Роди- _ на» — постановочноигровой, экранизация по материалу В. Шукшина «Вот моя дерев­ ня» (автор сценария С. Мек- шен, режиссер-постановщик В. Миронов), удостоен звания лауреата. Фильм «Уголок Рос­ сии» (авторы В. Миронов, и Е. Бажин) отмечен дипло­ мом. А кинолента «Память» (авторы В- Миронов, Г. Лут­ ков и Н. Велихов) получила диплом центрального штаба Всесоюзного похода по ме­ стам боевой и трудовой сла­ вы и ценный приз ЦК ВЛКСМ. Наро дная киностудия «Ли­ пецкие зори» награждена большой медалью «Победи- _ * тель Всесоюзного конкурса». Руково дителю народной ки- - ностудий «Липецкие зори», ре­ жиссеру В. Миронову реше­ нием Всесоюзного оргкомите­ та по проведению Всесоюзно­ го смотра-конкурса в г. Мо­ скве присвоено звание лауре­ ата с вручением диплома и медали лауреата за достигну­ тые творческие успехи на ре­ спубликанском и Всесоюзном смотрах-конкурсах. Е. РЯБЧЕ НКО. ...Как говорится, ломился стол от явств. Если и было что-нибудь в столице дефи­ цитного — все было пред­ ставлено тут. С купеческим размахом отмечали солид­ ные, плотные мужчины, «ав­ торитетные где-то у себя, в недрах торговой Москвы», поминки по усопшему собра­ ту. На глазах пьянело засто­ лье, шум начался, все гром­ че звенел хрусталь, и все откровеннее были речи: — Что говорить... Дефи­ цит — это наша последняя зацепка. Красть? У государ­ ства нашего?! Да боже упа­ си! Но... если чего-то нет, а ты сумел, достал, уважил человека, так почему же не?.. Не правда ли, странное сборище? Странны и герои, вернее, антигерои, которых вот так, обнаженно представ­ ляет Ростовский академиче­ ский театр драмы в своем спектакле «Змеелов» (ре­ жиссер — заел, деятель ис­ кусств РСФСР А. Малышев). Что, кроме резкого неприя­ тия, справедливого возмуще­ ния тем, что такие люди еще находят возможности сущест­ вования в нашем обществе, можно испытывать? «Все здесь ясно, все точки над «Ь по­ ставлены самой жизнью. Еще один спектакль-обличение? Не слишком ли в таком случае мала, локальна его задача, стоило ли, как говорится, огород городить?.. Но не будем спешить с выводами. Вглядимся в ли­ ца персонажей, вдумаемся в суть скрытого противоборст­ ва, все дальше разводящего сценических героев по обе стороны нравственного «барь­ ера»... Вслушаемся в слова песен, которые в исполнении артиста А. Михолап под ги­ тару словно взрывают дейст­ вие, вторгаются в спектакль — вопросом или восклица­ нием, вносят в него раздумье или точный, емкий коммен­ тарий... Нет, не случайно в художественную ткань по­ становки, тяготеющей к реа­ лиям, введен такой своеоб­ разный ведущий из иного театра — агитационного... Хорошо помнится, с каким интересом встретили три го­ да назад читатели появление в журнале «Москва» (1982 г., № 4) романа Лаза­ ря Карелина «Змеелов». Он шел нарасхват, да и до сих пор в библиотеках не зале­ живается. Ростовчане первы­ ми перенесли роман на теат­ ральную сцену. Заметим, что быть такого рода первоот­ крывателями для них вооб­ ще в традиции. Достаточно вспомнить спектакль «Тихий Дон» по прозе М. Шолохова, удостоенный Государствен­ ной премии РСФСР. Около десяти лет не сходит с их сцены, пользуясь популярно­ стью у зрителей, спектакль по роману А. Хейли «Аэро­ порт». К 40-летию Победы осуществил коллектив и еще одну постановку по литера­ турному произведению И. Га- ручавы и П. Хотяновского «День Победы среди войны». Скажем прямо, в немалой степени и новая постановка по роману Л. Карелина бы­ ла рассчитана на успех. Мно­ гими компонентами: необыч­ ностью и напряженностью близкого к детективному сю­ жета. непривычностью обста­ новки, в которой действуют персонажи: она приоткрыва­ ет завесу над действиями тех мелких, но, к сожалению, живучих людишек, что как раз всегда предпочитают пря­ таться, скрываться, маскиро­ ваться... Но это же законо­ мерно: чтобы бороться со злом, его надо прежде обна­ жить, указать на него, на­ звать зло злом. Это театр и делает, не впадая при этом в смакование сценической «клубнички», которая подчас по душе невзыскательному зрителю. Может быть, наме­ ренно спектакль оформлен строго, почти условно, вни­ мание зрителей не заостря­ ется на каких-либо подстеги­ вающих воображение дета­ лях роскоши интерьера или костюмов. Благодаря этому как бы виднее становятся лица, слышнее речи, резче характеры... Многим напоминают герои «Змеелова» шукшинских «де­ ловых людей», возводящих в основной жизненный принцип умение ловчить, обманывать, воровать, оставаясь безнака­ занным. При этом они под­ чиняются своему безгласному закону: в их клане не место чужакам, не разделяющим их взглядов. Этих людей объединяет одно: все они когда-то созна­ тельно сделали свой выбор, перешагнув порог совести. Отбросив критерии нравст­ венности, предпочли без­ нравственность и, поскольку «вне морали нет общества», поставили себя вне общества. Каждый из этих людей вступил на тропу порока и преступления не в силу ка­ ких-либо сложных жизнен­ ных обстоятельств. Эти лю­ дишки греют свои линкие руки на всем. Страшновата фигура с виду скромного и тихого завмага Митр^ча (заел, артист РСФСР Г. Мар­ кович), к которому сходятся все невидимые сети «дефици­ та». Говорит тихо, ступает мягко, вкрадчиво, стараясь произвести впечатление чело­ века маленького, незаметно­ го, но сколько затаенной хитрости за этим, какая «же­ лезная» хватка хищника, привыкшего властвовать и подминать под себя тех, кто послабее. Это коварный и потому особо опасный враг. Неглупый человек, Мит- рич понимает, что ему могу» быть покорны только до кон­ ца Сломленные люди, глубо­ ко запутавшиеся и разуве­ рившиеся во всем. Такова по- своему несчастная, но легко­ мысленная, пустоватая про­ давщица фруктового павиль­ она Вера (артистка Т. Ко­ журина). Таковы Зинаида (О. Вицман) и ее муж (А. Соколов), как милость .принимающие подачки Мит- рича. Мерзок и вместе с тем жалок опустившийся Белкин (В. Абросимов), которого в свое время «турнули» с вы­ сокого поста и который не нашел для себя иного прило­ жения сил в обществе, как торговать соками, дожидаясь очередного момента урвать, утащить. Таковы все те, кто стремится занять место по-' важнее в окружении Митри- ча. Обозначаются характеры, лица с печатью откровенного порока... «Время, бесстрашный ху­ дожник, славно на белых страницах, что-то все пишет и пишет на человеческих лицах...» Камертоном звучит в спектакле эта песня. Человек перед своей совестью, перед людьми, перед временем — каков он? Вот такую высо­ кую тему на, казалось бы, прозаическом материале, ре­ шают раскрыть авторы поста" новки. Все, подчеркивают они, з конечном итоге зави­ сит от прочности в каждом человеке его нравственного стержня. Казалось бы, ни умом, ни силой не обделила природа Петра Григорьевича Котова (народный артист РСФСР С. Хлытчиев). Но как он рас­ порядился своей жизнью? Бывший инженер, изобрета­ тель стал темным дельцом. И жил никчемно, и умер не­ лепо. А ведь все, буквально все, зависело от собственно­ го выбора... Эта небольшая роль в спек­ такле ростовчан очень важ­ на. . Котов в исполнении С. Хлытчиева предстает че­ ловеком, проводящим четкую грань между черным и бе­ лым, нормальным и амораль­ ным. Все блага были у Котова, но был ли он счаст­ лив? Мучимый совестью, пи­ сал «летопись» махинаций в тайный дневник. Лишь с бу­ магой был откровенен в жиз­ ни. На пороге смерти заду­ мался: сделал ли кого-нибудь он счастливым? И — содрог­ нулся. Потому и такими горькими были его слова:: «Жаль жену... Жаль сына...» Жил человек, но Человеком так и не стал. Надо выбирать... На этот выбор решается Змеелов или Павел Шорохов (артист В. Шкрабак). Именно он яв­ ляется глазным и действен­ ным героем спектакля, чело­ век, который хочет жить но совести. Он понимает, что пришла его пора решать, что для него дороже «скаред­ ность или щедрость, сует­ ность или тщетность, ханже­ ство или гордыня, мужество и добродетель...» Бывает, высоко взлетает человек, а низко падает. Так и в судьбе Павла. Скорая карьера: в тридцать два — директор крупного гастроно­ ма. Говорили, что и повыше место прочат. Он сам знал: • прочат. Друзей было — вся Москва. Друзей ли? Когда попал под следствие, разом обмелело озеро друзей, а осу­ дили — и дно каменистое от­ крылось.. Одни после такого руки опускают. А Павел, характе­ ром сильный, в змееловы по- дался. Когда же вернулся в столицу, вновь обольщаться прежней дружбой не стал. Он выбрал бой со злом. Толь­ ко так и мог почувствовать себя по-настоящему челове­ ком. Он все-таки сделал. свой выбор, зная, что ему грозит: стая не терпит чужа­ ков. Павел Шорохов В. Шкра- бака предстает перед нами сильной, цельной личностью, человеком, который решения . своего не изменит, а если 1 выбирает, то навсегда. Он сознает: ненормальная во- _ круг него среда, недолго вре­ мя таких, как Митрич, жизнь выметает их на задворки. То, что. скажем, было вчера «де­ фицитом», на котором грели руки мошенники, сегодня есть или непременно будет завтра в достатке, и почва под ногами проходимцев за­ колеблется. Все плотнее сжи­ мается вокруг них кольцо требовательности, контроля, неотвратимости наказания. Но Павел не из тех, кто предпочитает занять выжи­ дательную позицию: авось, и без него разберутся, накажут зло. Человек — это. прежде всего, поступок. И Шорохов* совершает его. «Змеелов» ростовчан не только спектакль-обличение, но и спектакль-утверждение. Утверждение нормы нашей жизни, в которой не должно быть того, что мешает нам спокойно жить и трудиться. «Змееловы — народ жи­ вучий», — скажет в конце спектакля Павел Шорохов. И эти слова зрители воспримут двояко. И с надеждой в то, что не погибнет, выживет в схватке с подлым врагом бывший змеелов, и с верой в то, что Павел Шорохов — не одинок. Таких, как он, не­ мало и рядом с ним. Это и его светлая любовь — мед­ сестра Лена (А. Зиброва). Это и его преданный друг по вузу Костя (заслуж. артист РСФСР Э. Демченко). Будет жить Змеелов, приобретет настоящих друзей, чтобы вместе с ними отстаивать то, что ему дорого. Рядом с ним вырастет его сын настоящим человеком, способным не по­ вторять ошибок отца. Л. ИГОРЕВА. На снимке: сцена из спек­ такля Ростовского театра драмы «Змеелов». Павел Шо­ ро хов — артист В. Шкрабак, его сын — Слава Скворцов. Фото А. 1ЦУРОВА. ЗМЕЕЛОВ ДЕЛАЕТ ВЫ БОР Герои р ом а н а Л . К а р е ­ лина — на с ц е н е Ро ­ стовско го т е а т р а д р а ­ мы им ени М . Горько го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz