Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
23 июня 198 5 г., № 143 (17 240) ----------------- З РИТЕ ЛИ О ВЫСТАВКЕ ------------------- ЭТО В СЕРДЦЕ БЫЛО МОЕМ З ак рыл ась областная ху дожественная выставка, по священная 40-летию Победы над фашизмом. Но р азбу женная ею память сер дца заставляет снова и снова думать о тв орчестве лип ец ких художников. Д ороги во йны... Сколько их было у солдата! Одна из них на аква рели А. Климо ва, кото р ая так и называется «Д оро га». На строение ее тр евожно, но как спокойна и ув еренн а фигу р а идущего по дороге солд ата, р аз ря жа ющая нап ряженн ость. Он идет н а запад, на за рево бли зких боев, где ждут его товарищи и куда зовет долг защитника Родины. Д р угая р абота А. Климова «Т рево ж ные вести» очень точно пе ред ает атмосфе р у п ервых ме ся цев войны. Нелегкая доля мате р ей и жен солдатских — в цен тре Самый памятный сход — в Че рн аве — прошел на од ном дыхании. Народ здесь отк рыты й, душевный. Рабо тать умеют на славу, а уж песни поют — заслушаешься. Но о строгости не забыва ют. Если что где не так — не смолчат, н боль, и обиду, и пр авду самую го рь кую — все выплеснут. А сколько той боли в селе от пьянства скопилось... Когда объявили о сходе — вплоть до самых окр аин село всколыхнулось, в клубе не то что места — встать было некуда. Гов ори ли резко, хлестко, Себя не щадили, а уж пьяницам •— впору сгореть от ст ыда. И слова нашлись подходящие, хоть никто из выступавших в записных о р ат ор ах не чис лился. Сопнякам, сказали, не место на поле, и терпеть их д альше не будем... Сло вом, кр уто взялись за дело. Куймань чем-то схожа с Черн авой. Густой ли рос сып ью домиков на отлогих зеленых холмах или тем, что стоит п ри дороге... А вот нр ав у села иной. По сде ржаннее, п ос уше. И пья ная беда молчком по домам ходила. Напился сосед ~— посудачат немного, и ладно. Не в обычае было друг друга стыди ть; полсела тут родня, свои... Тру дно в свое время при шлось активу, когда взялись местный совхоз поднимать. Но спр авились, сумели. Пе ремены сами за себя говорят. З а последние годы вышло хозяйство в районе в крепкие середняки. Порядок н а фе р ме и в поле не только твер дост ью взят. Здесь заботят ся о людях, культу р у труда пов ыш ают. Само собой, и о быте, об отдыхе не забыва ют. Первым делом, хорош ую до рог у от строили. кв артир сд али немало. Школа тепе рь в Куймани такая, какой не в каждом р айцен тре похв ас таться могут. Отличный спорт зал, теплица... Здешним учителям п ервым в Лебе дянском ра йоне обучать ше стилеток доверили. Теперь вот за участковую больницу решили приняться, реконстр уи ров ать, чтобы было все, как положено. Под растает нов ый жилой поселок, уже и доро гу к не му подтягивают. Светлеет лик ст арой К уй мани. И все больше утве р ждаются люди в мысли, что не с каждым обычаем им по пути, что нельзя дальше молча ми риться с пьянст вом. Р адость ли, го ре — не дело с водко й мешать. А то повелось на свадьбах и по минках едва ли не все село угощать. Чтобы не отстать от соседей, самогон во фля гах заквашивают. Драки, аварии, дети больные, беды в семье — вот следы таких пр аздников пьяных. Настало время друг другу откр ыто об этом ск азать. И соб рал ось село на сход. Начался он не привычно. В добротно отделанном зале клуба с ряд ами удобных к ресел появил ась п рос тая скамейка. И все ср азу поня ли, для кого она п редн азна чена. Но ошибке п рисе ла бы ло туда одна прип оздавшая к началу доя рк а и ср азу вскочила: батюшки, с кем это я оказалась? Ведь это ж «скамья позор а»! С горб ленные, жалкие сидели здесь в ряд сельские выпи вохи. У крадкой посм а трив а ли в зал — напряженный, пока еще тихий. Трудно ре шиться сказать в глаза со седу всю горькую правду, но надо... Первым поднялся с места директор совхоза Анатолий Михайлович Куликов. Не по должности — по зову сердца в с т аМно г о горечи накипе ло. ’*стные люди трудятся, сил нз щадя, а разгильдяи их дею губят. То оставят серии офортов В. Шальнеьа «Пересказ о былом». Автор на редкость проникновенно раскрыл духовный мир лю дей военного поколения. «8 поле», «Проводы», «Ожида ние», «Голос Москвы»... В этих офортах нет действия, женщины погружены в свои нелегкие думы, что еще бо лее подчеркивает их душев ную сосредоточенность и го товность к жизненному под вигу. Й у этих офортов, и у большой картины В. .Пузано ва «Память. Посвящается Варваре Петровне Алексан дровой» вспоминаются стихи военных лет: То слезы наших матерей, Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих опущенных ветвей... скотину некормленной, то машину с похмелья испор тят. Вроде немного пьяниц в селе, а для совхоза урон заметный. Назвал Анатолий Михайлович цифру: за пять месяцев набралось 1716 прогулов! В зале ахнули: не ужели так много? И дирек тор сказал конкретно, на чьей совести эти прогулы. Едва-он успел закончить, из задних рядов голос: «Как же так, здесь ошибка!». Это тракторист В. М. Есин не утерпел, стал объяснять, по чему на работу не вышел. Задел, выходит, упрек, за живое. Экономист Мария Ефи мовна Слугина тут же справ ку дала, кто как работал. На той скамейке уже и глаз не смели поднять! В прош лом году, оказывается, из-за пьянки и прогулов совхоз 69 тысяч рублей потерял. В деньгах убыток большой, но кто сосчитает иные потери — моральные? Горько было услышать куйманцам, что в их прек расной просторной школе есть дети, которым просто не под силу учеба. Завуч Людмила Михайловна Лям- кина прямо сказала: в том повинно пьянство родителей. А смышленые, бойкие ребя тишки еще больше страдают от этого. Единственный по итогам года неуспевающий ученик — сын свинарки М. А. Шурыгиной. Заслони ла ей сына бутылка. Маль чик он неплохой, но забро шенный, не ухоженный ма терью. Пуще грязной одеж ды стыдится он ее пь’яных выходок... Взял слово и майор А. В. Серяков — заместитель на чальника Лебедянского РОВД, а за ним — главный врач районной больницы В. В. Коростелев. Шел раз говор прямой, без обиняков. В зале была атмосфера под стать той, что и в Черна ве. Словно за много кило метров добежал по невиди мым проводам какой-то ток и сплотил, зажег людей. Заметив общее настроение, председатель исполкома Куйманского сельсовета Алексей Михайлович Федо рин обратился к собравшим ся: «Односельчане! Не хва тит ли слов на сегодня? Не пора ли приняться за дело?». Его поняли, поддержали. Тут же заняли места за столом члены администра тивной комиссии сельиспол- кома: директор школы А. А. Федюкин, участковый ин спектор И. В. Суханов, авто ритетные депутаты. Первым держит ответ пе ред сходом скотник Н. П. Суровяткнн. Переминается с ноги на ногу, что то жаЛко лепечет. Фигура его почти комична, но зал разражается не смехом, а гневными воз гласами: «Повернись к лю дям лицом, не прячь глаза! Сумел нашкодить — сумей и ответ держать!». И в об щем гуле — негромкий, страдающий голос: «Эх, Ко ля! Ведь ты был способным парнем...». Эго Иван Андрее вич Авдеев, учитель-пенсио нер. И Суровяткин, который выглядит старше учителя, молчит, пережидая тяжелый комок в горле... Потом наступает черед М. А. Шурыгиной, ветса- нитара В. В. Чеснокова, разнорабочей Л. Н. Соболь. Основательно разбираются с каждым. Похоже, «винов ники торжества» не ожида ли такого оборота дела. И сейчас они клянутся, что изменят свое поведение. Одному сход Дает испыта тельный срок, другого реша ет направить на лечение. Зал требователен, даже су ров. Но в этом твердый ре зон: время скидок и послаб лений прошло. Е. САВРОВА. Мать потеряла сына, мужа, но не сломилась и прожила свою жизнь достойно, с пользой для людей. Это по лотно воспринимаешь, как гимн стойкости и самоотвер женности солдатских мате рей. «Война и дети» — это картина участника войны Н. Даньшина. На пожари ще две маленькие фигурки, прижимающиеся друг к ’ дру гу- Полотно выполнено в су ровом стиле, оно раскрывает бесчеловечность войны и фа шизма, проникнуто страст ным призывом к защите мира. Особенно остро восприни мается работа Я. Даньшина после картины, тоже напи санной ветераном войны В. Силиным, «Счастье мате ри». В. Силин пишет празд ник жизни. В экспозиции И СПОКОН веков на Ру си почитали дере вянную посуду. Сегодня спрос на такие из- делия растет, и древние про мыслы возрождаются, но уже на современной основе... Художественный це х фаб рики «Липецкие узоры». За невысокими столами сидят девушки-художницы. В руках у них необычные кисти — с длинным и упругим волосом. Руки мастериц не сжимают кйсти, а лишь свободно вра щают их, совершая плавные движения всеми пальцами, ед ва касаясь тоненькой ниточкой волоса поверхности деревян ного изделия. Каждый орна мент и узор неповторим, пото му что роспись выполняется свободно, без образца. Сейчас на «Липецких узо рах» особые дни. Фабрика выполняет спецзаказ оргкоми тета XII Всемирного фести валя молодежи и студентов. К таким заказам в коллективе уже привыкли. Изделия ли пецких мастеров нередко ста новятся призами и сувенира ми для победителей между народных спортивных сорев нований. Делали девушки по- суду и с олимпийской симво ликой, а теперь главная тема их работы — фестиваль. Сочными и широкими маз ками наносит художник Елена Винокурова на изделия свои рисунки: налитые соком яго ды, сквозь которые как бы мерцает солнечный свет, пу шистые цветы, гибкие подвиж- ЗДЕСЬ РОД ИЛСЯ АКАДЕМИК И. Г. БАСОВ Этот двухэтажный кирпич но-деревянный с резными карнизами дом № 62 по ули це Ленина в Усмани стал еще одним достопримечатель ным местом нашего края. Установленная на нем мемо риальная доска гласит: «В этом доме 14 декабря 1922 года родился дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской • и Нобе левской премий, академик Николай Геннадьевич Ба сов». В день открытия мемо риальной доски здесь состо^- ялся митинг представителей промышленных предприя тий, организаций, учрежде ний, учебных заведений го рода. Секретарь райкома КПСС Л. В. Барбуш и ди ректор Усманского краевед ческого музея А. 3. Боровик рассказали о жизни и мно гогранной деятельности на шего земляка — выдающе гося ученого современности. С именем Н. Г. Басова связано рождение новой об ласти науки — квантовой радиофизики. Благодаря его научному поиску свершилось величайшее открытие века — создание ■ оптического квантового генератора, или лазера. За эту работу Н. Г. Басову совместно с физиком Александром Михайловичем Прохоровым была присуж дена Ленинская премия, а позже, совместно с амери канским физиком Чарльзом Таунсом — Нобелевская премия. Разнообразно примене ние лазера. Он режет и сва ривает металлы, улучшает качество почвы и семян. За последние десять лет Н. Г. Басов много сделал для внедрения лазера в медици ну. Благодаря ему теперь успешно проводятся опера ции на сердце, желудке, пе чени и других органах чело века. ( Директор физического ин ститута Академии наук СССР И. Г. Басов ведет большую общественную ра боту. Он — председатель правления Всесоюзного об щества «Знание», главный редактор журналов «Приро да» и «Квантовая электро ника». Являясь депутатом и членом Президиума Верхов ного Совета СССР, замести телем председателя секции Парламентской группы СССР по вопросам мира и разо ружения, членом Советско го комитета защиты мира, академик Басов вносит огром ный вклад в укрепление ми ра. ...Усманцы гордятся своим земляком. В. ЗАКУРДАЕВ. ЗА ПЬЯНСТВО - К ОТВЕТУ И СОБРАЛОСЬ СЕЛО НА СХОД Широкий отклик вызвали на селе решения партии н правительства об усилении борьбы с пьянством, алкого лизмом, самогоноварением. Десятки сельски х сходов обсудили эти вопросы. У Ч А С Т Н И К ПАРАДА ПОБЕДЫ В грозном январе сорок второго комсомолец Ми хаил Голенцов, бросив прощальный взгляд на родное село Ис- тобное, что в Чаплыгинском районе, добровольцем ушел на фронт. В семнадцать лет он уже был сержантом, ко мандиром орудия. Боевое крещение Ми хаил получил под Ленинградом. Его как активного участника боев за пол ное снятие блокады города Ленина наградили медалью «За отвагу». Много сражений у него за плечами. Мужество воина было отмечено еще одной медалью «За отвагу», орденом Славы III степени, орденом Красной Звезды... Со своим расчетом Михаилу Голенцову пришлось штурмовать Ке нигсберг. За это сражение он был награжден орденом Сла вы II степени. В боях в Восточной Померании Голенцов вновь отличился, и его грудь украсил орден Отечествен ной войны II степени. А в самом конце войны за высо кое боевое мастерство и героизм Михаилу Голенцову бы ла вручена высшая награда Родины — орден Ленина. Победу Голенцов встретил командиром взвода, стар шим сержантом в свои неполные двадцать. Ему выпала особая честь — участвовать в параде Победы 24 июня 194 5 года на Красной площади в Москве. В мирные дни Ми хаил Иванович закончил военное училище, стал офицером-артиллернстом, служил в Воору женны х Силах... В этом году ветерану исполняется 60 лет. М. И. Голенцов ведет большую воспитательную ра боту среди молодежи. На снимке: М. И. Голенцов. Фото Н. КЛОКОВА. несколько его живописных произведений, ярких, оптими стических. Это приподнятое настрое ние на выставке рождали в многочисленные работы ма стеров , художественных про мыслов, быстрый рост в твор честве которых вызывает восхищение. На тонко распи санном подносе «Тихое утро» Н. Графова и Л. Кайлиной выразительно раскрыт образ покоя и мира. Особый интерес вызывают фронтовые зарисовки Б. Ива нова и портреты фронтови ков Я. Ходакова. Хочется сказать большое спасибо от всех ветеранов войны липецким художни кам, создавшим к 40-летию Победы галерею живописных, графических и скульптурных портретов участников Вели кой Отечественной войны, цикл запоминающихся кар тин, прославляющих великий подвиг советского народа. В. ХОТЕЕВ, ветеран войны н труда. ные удлиненные листья, сте- лящиеся по кругу, подобно стеблям травы, колеблемым ветром. Продукция Лены при знана лучшей, а значит фе стивальной. Четырем девуш кам: Тамаре Поповой, Наталье Нен аховой, Оксане Харченко и Светлане Труновой поручено самое ответственное задание. На деревянные настенные панно они наносят эмблему XII Всемирного — голубя ми ра в обрамлении фестивальной ромашки. А всего на «Липец ких узорах» к молодежному форуму изготовят двадцать наименований различных из делий общей стоимостью шестьдесят тысяч рублей. Наблю дая за работой ма стериц- «Липецких узоров», мне как-то невольно захоте лось сравнить их со знамени той «хохломой». На родине этого древнейшего промысла при росписи используют лишь четыре цвета: черный, крас ный, золотой и очень редко зеленый.Продукция «Липец ких узоров» отличается мно гообразием красок, тонкостью и изяществом орнаментально го почерка, использованием в рисунках местных, чисто ли пецких мотивов. Липецкий край —- яблоч ный, и поэтому на большинст ве изделий так много ябло невого цвета. Передо мной ведерко для льда с фестиваль ной символикой. Смелым и свободным мазком рождены алые цветы на черном фоне, а золотые листья, как будто от ражающие лунный свет, зави лись вокруг узорных розеток. Чем не «хохлома», даже цве та выдержаны, ан, нет! Не могли ниже городские мастера расписать такое ведерко. Ведь основа орнамента — не что иное, как елецкие кружева. А вот конфетница. Использова на лишь красная краска да прозрачный лак. Фон здесь — сама древесина. Подобные ра боты — начало нового направ ления росписи. И это не заим ствование. Родилась идея сде лать столь необычную рос пись именно здесь, в творче ской лаборатории фабрики. Правда, есть, как считает глав ный художник фабрики, зас луженный художник РСФСР, лауреат Государетвенной пре мии имени И. Репина М. Ф. Синева, у «Липецки х узоров» и «хохломы» общие художест венные традиции, единство технологии производства, Сама Марфа Федоровна ро дилась в том самом волжском селе Семенове, где и возник народный промысел росписи по дереву. Еще девочкой она расписала деревянную вазу, да так, что изделие попало на международную выставку в Брюссель. Свой богатейший опыт М. Ф. Синева передает молодым художникам, А роспись по дереву обре тает свой художественный смысл только в контакте с творческой работой токаря и резчика. Точность ювелира и интуиция скульптора требуют ся от этих мастеров. И вновь главный художник, пересмот рев сотни «белых» чашек и мисок, выбирает для фести вальной росписи только луч шие образцы. Ведь продук ция «Липецких узоров» — не просто сувениры. Это в ка кой-то мере визитная карточ ка нашего края. О людях су дят по их работе и, надо ду мать, гости XII Всемирного фестиваля молодежи и студен тов, взяв в руки деревянную чашку или блюдце с «авто графом» липецких мастеров, с теплотой и уважением от зовутся о нашей земле и ее людях. В. КАМСК ИЙ. С ФЕСТИВАЛЬНОЙ РОМАШКОЙ Д И П Л О М А Н Т Ы К О Н К У Р С А В год славного юбилея — 40 летия Победы советского народа в Великой Отечествен ной войне — творческий кол лектив народной киностудии «Липецкие зори» завоевал право участия во Всероссий ском и Всесоюзном конкур сах-смотрах кинолюбительст ва. Закончились смотры. Под ведены итоги. Фильм «Роди- _ на» — постановочноигровой, экранизация по материалу В. Шукшина «Вот моя дерев ня» (автор сценария С. Мек- шен, режиссер-постановщик В. Миронов), удостоен звания лауреата. Фильм «Уголок Рос сии» (авторы В. Миронов, и Е. Бажин) отмечен дипло мом. А кинолента «Память» (авторы В- Миронов, Г. Лут ков и Н. Велихов) получила диплом центрального штаба Всесоюзного похода по ме стам боевой и трудовой сла вы и ценный приз ЦК ВЛКСМ. Наро дная киностудия «Ли пецкие зори» награждена большой медалью «Победи- _ * тель Всесоюзного конкурса». Руково дителю народной ки- - ностудий «Липецкие зори», ре жиссеру В. Миронову реше нием Всесоюзного оргкомите та по проведению Всесоюзно го смотра-конкурса в г. Мо скве присвоено звание лауре ата с вручением диплома и медали лауреата за достигну тые творческие успехи на ре спубликанском и Всесоюзном смотрах-конкурсах. Е. РЯБЧЕ НКО. ...Как говорится, ломился стол от явств. Если и было что-нибудь в столице дефи цитного — все было пред ставлено тут. С купеческим размахом отмечали солид ные, плотные мужчины, «ав торитетные где-то у себя, в недрах торговой Москвы», поминки по усопшему собра ту. На глазах пьянело засто лье, шум начался, все гром че звенел хрусталь, и все откровеннее были речи: — Что говорить... Дефи цит — это наша последняя зацепка. Красть? У государ ства нашего?! Да боже упа си! Но... если чего-то нет, а ты сумел, достал, уважил человека, так почему же не?.. Не правда ли, странное сборище? Странны и герои, вернее, антигерои, которых вот так, обнаженно представ ляет Ростовский академиче ский театр драмы в своем спектакле «Змеелов» (ре жиссер — заел, деятель ис кусств РСФСР А. Малышев). Что, кроме резкого неприя тия, справедливого возмуще ния тем, что такие люди еще находят возможности сущест вования в нашем обществе, можно испытывать? «Все здесь ясно, все точки над «Ь по ставлены самой жизнью. Еще один спектакль-обличение? Не слишком ли в таком случае мала, локальна его задача, стоило ли, как говорится, огород городить?.. Но не будем спешить с выводами. Вглядимся в ли ца персонажей, вдумаемся в суть скрытого противоборст ва, все дальше разводящего сценических героев по обе стороны нравственного «барь ера»... Вслушаемся в слова песен, которые в исполнении артиста А. Михолап под ги тару словно взрывают дейст вие, вторгаются в спектакль — вопросом или восклица нием, вносят в него раздумье или точный, емкий коммен тарий... Нет, не случайно в художественную ткань по становки, тяготеющей к реа лиям, введен такой своеоб разный ведущий из иного театра — агитационного... Хорошо помнится, с каким интересом встретили три го да назад читатели появление в журнале «Москва» (1982 г., № 4) романа Лаза ря Карелина «Змеелов». Он шел нарасхват, да и до сих пор в библиотеках не зале живается. Ростовчане первы ми перенесли роман на теат ральную сцену. Заметим, что быть такого рода первоот крывателями для них вооб ще в традиции. Достаточно вспомнить спектакль «Тихий Дон» по прозе М. Шолохова, удостоенный Государствен ной премии РСФСР. Около десяти лет не сходит с их сцены, пользуясь популярно стью у зрителей, спектакль по роману А. Хейли «Аэро порт». К 40-летию Победы осуществил коллектив и еще одну постановку по литера турному произведению И. Га- ручавы и П. Хотяновского «День Победы среди войны». Скажем прямо, в немалой степени и новая постановка по роману Л. Карелина бы ла рассчитана на успех. Мно гими компонентами: необыч ностью и напряженностью близкого к детективному сю жета. непривычностью обста новки, в которой действуют персонажи: она приоткрыва ет завесу над действиями тех мелких, но, к сожалению, живучих людишек, что как раз всегда предпочитают пря таться, скрываться, маскиро ваться... Но это же законо мерно: чтобы бороться со злом, его надо прежде обна жить, указать на него, на звать зло злом. Это театр и делает, не впадая при этом в смакование сценической «клубнички», которая подчас по душе невзыскательному зрителю. Может быть, наме ренно спектакль оформлен строго, почти условно, вни мание зрителей не заостря ется на каких-либо подстеги вающих воображение дета лях роскоши интерьера или костюмов. Благодаря этому как бы виднее становятся лица, слышнее речи, резче характеры... Многим напоминают герои «Змеелова» шукшинских «де ловых людей», возводящих в основной жизненный принцип умение ловчить, обманывать, воровать, оставаясь безнака занным. При этом они под чиняются своему безгласному закону: в их клане не место чужакам, не разделяющим их взглядов. Этих людей объединяет одно: все они когда-то созна тельно сделали свой выбор, перешагнув порог совести. Отбросив критерии нравст венности, предпочли без нравственность и, поскольку «вне морали нет общества», поставили себя вне общества. Каждый из этих людей вступил на тропу порока и преступления не в силу ка ких-либо сложных жизнен ных обстоятельств. Эти лю дишки греют свои линкие руки на всем. Страшновата фигура с виду скромного и тихого завмага Митр^ча (заел, артист РСФСР Г. Мар кович), к которому сходятся все невидимые сети «дефици та». Говорит тихо, ступает мягко, вкрадчиво, стараясь произвести впечатление чело века маленького, незаметно го, но сколько затаенной хитрости за этим, какая «же лезная» хватка хищника, привыкшего властвовать и подминать под себя тех, кто послабее. Это коварный и потому особо опасный враг. Неглупый человек, Мит- рич понимает, что ему могу» быть покорны только до кон ца Сломленные люди, глубо ко запутавшиеся и разуве рившиеся во всем. Такова по- своему несчастная, но легко мысленная, пустоватая про давщица фруктового павиль она Вера (артистка Т. Ко журина). Таковы Зинаида (О. Вицман) и ее муж (А. Соколов), как милость .принимающие подачки Мит- рича. Мерзок и вместе с тем жалок опустившийся Белкин (В. Абросимов), которого в свое время «турнули» с вы сокого поста и который не нашел для себя иного прило жения сил в обществе, как торговать соками, дожидаясь очередного момента урвать, утащить. Таковы все те, кто стремится занять место по-' важнее в окружении Митри- ча. Обозначаются характеры, лица с печатью откровенного порока... «Время, бесстрашный ху дожник, славно на белых страницах, что-то все пишет и пишет на человеческих лицах...» Камертоном звучит в спектакле эта песня. Человек перед своей совестью, перед людьми, перед временем — каков он? Вот такую высо кую тему на, казалось бы, прозаическом материале, ре шают раскрыть авторы поста" новки. Все, подчеркивают они, з конечном итоге зави сит от прочности в каждом человеке его нравственного стержня. Казалось бы, ни умом, ни силой не обделила природа Петра Григорьевича Котова (народный артист РСФСР С. Хлытчиев). Но как он рас порядился своей жизнью? Бывший инженер, изобрета тель стал темным дельцом. И жил никчемно, и умер не лепо. А ведь все, буквально все, зависело от собственно го выбора... Эта небольшая роль в спек такле ростовчан очень важ на. . Котов в исполнении С. Хлытчиева предстает че ловеком, проводящим четкую грань между черным и бе лым, нормальным и амораль ным. Все блага были у Котова, но был ли он счаст лив? Мучимый совестью, пи сал «летопись» махинаций в тайный дневник. Лишь с бу магой был откровенен в жиз ни. На пороге смерти заду мался: сделал ли кого-нибудь он счастливым? И — содрог нулся. Потому и такими горькими были его слова:: «Жаль жену... Жаль сына...» Жил человек, но Человеком так и не стал. Надо выбирать... На этот выбор решается Змеелов или Павел Шорохов (артист В. Шкрабак). Именно он яв ляется глазным и действен ным героем спектакля, чело век, который хочет жить но совести. Он понимает, что пришла его пора решать, что для него дороже «скаред ность или щедрость, сует ность или тщетность, ханже ство или гордыня, мужество и добродетель...» Бывает, высоко взлетает человек, а низко падает. Так и в судьбе Павла. Скорая карьера: в тридцать два — директор крупного гастроно ма. Говорили, что и повыше место прочат. Он сам знал: • прочат. Друзей было — вся Москва. Друзей ли? Когда попал под следствие, разом обмелело озеро друзей, а осу дили — и дно каменистое от крылось.. Одни после такого руки опускают. А Павел, характе ром сильный, в змееловы по- дался. Когда же вернулся в столицу, вновь обольщаться прежней дружбой не стал. Он выбрал бой со злом. Толь ко так и мог почувствовать себя по-настоящему челове ком. Он все-таки сделал. свой выбор, зная, что ему грозит: стая не терпит чужа ков. Павел Шорохов В. Шкра- бака предстает перед нами сильной, цельной личностью, человеком, который решения . своего не изменит, а если 1 выбирает, то навсегда. Он сознает: ненормальная во- _ круг него среда, недолго вре мя таких, как Митрич, жизнь выметает их на задворки. То, что. скажем, было вчера «де фицитом», на котором грели руки мошенники, сегодня есть или непременно будет завтра в достатке, и почва под ногами проходимцев за колеблется. Все плотнее сжи мается вокруг них кольцо требовательности, контроля, неотвратимости наказания. Но Павел не из тех, кто предпочитает занять выжи дательную позицию: авось, и без него разберутся, накажут зло. Человек — это. прежде всего, поступок. И Шорохов* совершает его. «Змеелов» ростовчан не только спектакль-обличение, но и спектакль-утверждение. Утверждение нормы нашей жизни, в которой не должно быть того, что мешает нам спокойно жить и трудиться. «Змееловы — народ жи вучий», — скажет в конце спектакля Павел Шорохов. И эти слова зрители воспримут двояко. И с надеждой в то, что не погибнет, выживет в схватке с подлым врагом бывший змеелов, и с верой в то, что Павел Шорохов — не одинок. Таких, как он, не мало и рядом с ним. Это и его светлая любовь — мед сестра Лена (А. Зиброва). Это и его преданный друг по вузу Костя (заслуж. артист РСФСР Э. Демченко). Будет жить Змеелов, приобретет настоящих друзей, чтобы вместе с ними отстаивать то, что ему дорого. Рядом с ним вырастет его сын настоящим человеком, способным не по вторять ошибок отца. Л. ИГОРЕВА. На снимке: сцена из спек такля Ростовского театра драмы «Змеелов». Павел Шо ро хов — артист В. Шкрабак, его сын — Слава Скворцов. Фото А. 1ЦУРОВА. ЗМЕЕЛОВ ДЕЛАЕТ ВЫ БОР Герои р ом а н а Л . К а р е лина — на с ц е н е Ро стовско го т е а т р а д р а мы им ени М . Горько го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz