Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

II июня 198 5 г., № 133 (17 230) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 ГОТОВИТЬ МОЛОДЕЖ Ь К Ж И ЗН И , К ТРУДУ - (Окон чание . Н ачало на 1-й стр .). поль зовании учащихся в ка­ честве простой рабочей си­ лы. Существо улучшения тру­ дового обучения и воспитания в общеобразовательной шко­ ле состоит в том, подчеркнул докладчик, чтобы организо­ вать эффективную систему школьной трудовой деятель­ ности на началах социали­ стического производства. ТРУД учащихся должен быть непременно коллективным, общественно полезным, про­ изводительным, правильно организованным. В связи с этим требует значительного улучшения работа ученических произ­ водственных бригад, кото­ рые должны на деле стать полноправными подразделе­ ниями колхозов и совхозов, с постоянно закрепленной земельной площадью, уста­ новленным севооборотом, на­ бором техники, иметь свой план, внедрять хозрасчет. Каждому хозяйству, имею­ щему среднюю школу, надо также в ближайшие два — три года создать стационар­ ный лагерь со всеми необ­ ходимыми условиями для работы и отдыха учащихся. Положение о ' базовом предприятии предоставляет большие права. В числе первых к пере­ стройке трудовой подготовки учащихся приступили кол­ лектив Бигильдинской сред­ ней школы Данковского рай­ она и ее базовые предприя­ тия: совхоз «Сторожевский» и птицефабрика «Данков- ская». Школа и хозяйства заключили на сей счет дого­ вор. Старшеклассникам пре­ доставлены рабочие места, созданы необходимые усло­ вия для овладения профес­ сиями оператора машинного доения и оператора по уходу за птицей, слесаря по эк­ сплуатации оборудования животноводческих ферм, тракториста-машиниста. Многое сделано по орга­ низации рабочих мест и про­ изводительного труда уча­ щихся школами и предприя­ тиями города Ельца, Усман- ского, Краснинского, некото­ рых других районов. Однако пока в области организовано 5900 рабочих мест, а -требуется 7800. За­ дача состоит в том, чтобы руководители школ и базо­ вых предприятий приняли неотложные меры к созда­ нию нужного количества ра­ бочих мест на производст­ венных участках в промыш­ ленности, сельском хозяйст- • ве, других отраслях с»тем, чтобы с начала нового учеб­ ного года все учащиеся 9— 10 классов были включены В производительный труд. Узким местом является организация общественно полезного труда школьников младшего и среднего возрас­ та, особенно городских школ. Надо энергичнее действо­ вать по созданию учебно­ производственных комбина­ тов, межшкольных мастер­ ских, особенно в Липецке и Ельце, лучше использовать в этих целях мастерские профтехучилищ. Заслуживает внимания инициатива «Каждому педа­ гогическому и трудовому коллективам — высокий уровень работы по подготов­ ке учащихся к жизни и труду», с которой выступи­ ли коллективы 14-й школы Липецка и 21-й — Ельца, а также Большебоевской, Би­ гильдинской, Кривополян- ской школ и их базовых предприятий. Она одобрена коллегией Министерства просвещения РСФСР. Хо­ телось бы надеяться, что ее поддержат все учебные за­ ведения и трудовые коллек­ тивы области. Интересы общественного производства требуют усиле­ ния ориентации школьников на получение рабочих про­ фессий прежде всцго через систему профтехобразова­ ния. Этому в известной мере содействовало бы тесное взаимодействие школы • — профтехучилища — произ­ водства в профориентацион­ ной работе. Примером тому может служить содружество коллективов средней школы 10, профтехучилища № 25 города Ельца и треста «Елецтяжстрой», совмест­ ная деятельность их комсо­ мольских организаций. Ежегодно 20—25 выпуск­ ников школы поступают в профтехучилище № 25, при­ обретая необходимую народ­ ному хозяйству профессию строителя. Разнообразные формы совместной работы сложи­ лись между СПТУ-28, сред­ ней школой № 45 и произ­ водственным объединением «Облшвейбыт»; СПТУ-23, школами поселка тракторо­ строителей и трудовым кол­ лективом тракторного заво­ да в городе Липецке. Опыт совместного взаимодействия школы — ПТУ — производ­ ства заслуживает ши. рокого распространения. В свете задач школьной реформы значительно возрас­ тает роль семьи. Семья не­ редко оказывает решающее влияние на детей в выборе профессии, в определении их жизненного пути. Трудо­ вому воспитанию во многом содействует цример добро­ совестного отношения к тру­ ду самих родителей. Живет в селе Ленино Ли­ пецкого района семья Ма­ рии Степановны и Василия Степановича Пономаревых. Дружная, трудолюбивая. Ше­ стерых сыновей вырастили супруги Пономаревы. Четве­ ро работают вместе с отцом в колхозе. Младшие учатся в школе. Но наступают лет­ ние каникулы, и они идут работать в хозяйство. В семье Пономаревых не делят дела на мужские и женские. Здесь любой труд в почете. К сожалению, далеко не все родители должным обра­ зом исполняют свои обязан­ ности. В отдельных семьях не уделяется внимания нравственному и трудовому воспитанию детей, создается атмосфера мещанства, кото рая, оттесняя духовные ин тересы, формирует у молоде жи потребительское отноше ние к жизни, стяжательство иждивенческие настроения Некоторые родители уклони няются от воспитания детей, а кое-кто своим недостойным поведением даже отрицатель­ но влияет на них. Порой равнодушно к этим фактам относится и общест­ венность. Усиливая воспитание юно­ шества, следует особое вни­ мание уделить тому, чтобы оградить его от пьянства. К этому обязывает постановле­ ние ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и ал­ коголизма». В соответствии с этим постановлением для молодежи до 21 года по су­ ществу вводится сухой за­ кон. Эго очень важно, так как часть молодежи, в том числе и учащиеся, допуска­ ют случаи распития спирт­ ных напитков. Усиление противоалкоголь­ ной пропаганды и на уроках, и на внеклассных занятиях, умелая разумная организа­ ция свободного времени молодежи, работа с родите­ лями и другие мероприятия должны вырабатывать у юношей и девушек привыч­ ку к трезвой жизни. Каждый случай употребления спирт­ ного учащимся следует рас­ сматривать как чрезвычайное происшествие. Надо тут же собирать собрание класса, группы, комсомольской ор­ ганизации, вести вокруг это­ го факта крупный разговор, обсуждать родителей по ме­ сту их работы. Чтобы иметь моральное право требовать с ребят, с их родителей, педагог сам должен быть кристально чи­ стым. «Воспитателям», ко­ торые имеют пристрастие к спиртному, не должно быть места в учебных заведениях, а если они коммунисты — то и в партии, Нередки случаи, когда в учебных заведениях с рас­ питием спиртных напитков отмечаются дни рождения, организуются застолья по поводу завершения экзаменов и по другим причинам. Эти явления нельзя ни оправды­ вать, ни прощать. Важная задача школы — совершенствовать всеобуч родителей, усилить внимание к вопросам воспитания детей в семье. К этому делу дол­ жны быть подключены тру­ довые коллективы, их первич­ ные партийные и другие об­ щественные организации, а также профсоюзы и комсо­ мол, областное отделение педагогического общества, печать, радио, все средства идеологического воздейст­ вия. Широкое распространение в области получили советы содействия семье и школе, которые создаются на пред­ приятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах, при до­ моуправлениях. Активно ра­ ботает совет , содействия семье и шкоде в совхозе «Кривополянский» Чаплы- гинского района. Его воз­ главляет председатель проф­ союзного комитета Галина Ивановна Викулина. В со­ став совета входят специали­ сты и передовики производ­ ства, активисты комсомола и родители, депутаты сельсо­ вета, представители школы. Постоянное внимание совет содействия уделяет органи­ зации внешкольной работы с учащимися. Большую по­ мощь оказывает он в нала­ живании работы лагеря тру­ да и отдыха, а также пио­ нерского дагеря, в организа­ ции педагогической пропа­ ганды среди родителей. Под особый контроль взяты не­ благополучные семьи и уча­ щиеся. Однако в большинстве своем советы содействия семье и школе недостаточно активны, а на ряде предпри­ ятий, в отдельных колхозах и совхозах они даже не соз­ даны. Следует улучшить работу и родительских комитетов школ. В обеспечении согласо­ ванных действий семьи и школы, общественности и трудовых коллективов, в осуществлении единых тре­ бований к учащимся роль главного организатора воз­ лагается на школу, педагоги­ ческий коллектив. Более настойчиво и после­ довательно призваны осуще­ ствлять единую политику в области народного образова­ ния Советы народных депу­ татов. С этой целью при ис­ полкомах созданы межведом­ ственные комиссии. Думается, что организа­ ционный этап, этап станов­ ления этих комиссий закан­ чивается. Им уже пора проя­ вить себя более активно. Особое внимание они обяза­ ны уделить проблеме корен­ ного улучшения трудового обучения, воспитания и про­ фессиональной ориентации молодежи, подготовки ее к жизни и активной трудовой деятельности. Естественно, что задача должна рассмат­ риваться и осуществляться в комплексе с другими на­ правлениями школьного строительства, планомерным созданием материально-тех­ нической базы, особенно для обучения шестилеток, соот­ ветствующей подготовкой пе­ дагогических кадров и соз­ данием необходимых усло­ вий для их труда и быта,- совершенствованием учеб­ но-воспитательного процес­ са, активным внедрением вычислительной техники. Хотелось бы подчеркнуть необходимость того, чтобы все меры, связанные с ре­ формой, были тщательно подготовленными,- всесто. ронне взвешенными, проду­ манными, но в то же время при этом исключалась бы медлительность в их реали­ зации. Все это требует дальней­ шего улучшения партийно­ го руководства развитием народного образования. По­ стоянное внимание школе уделяют Елецкий, Усман- ский, Долгоруковский райко­ мы, Липецкий, Елецкий, Данковский горкомы партии. В их практической деятель­ ности характерны глубокий анализ состояния дел в на­ родном образовании, свое­ временное выявление поло­ жительного опыта. Усложняющиеся задачи народного образования тре­ буют дальнейшего улучше­ ния' деятельности первичных партийных организаций, по­ вышения роли и ответствен­ ности за порученное дело коммунистов школ и других учебных заведений. Сейчас в школах каждый четвертый, а в профтехучилищах и тех­ никумах — каждый третий работник — коммунист. Это большая сила, которая мо­ жет и должна возглавить работу педагогических кол­ лективов в решении постав­ ленных задач по осущест­ влению реформы. Важнейшая задача комму­ нистов учебных заведений -— обеспечить более высокий уровень, более глубокое и разнообразное содержание работы комсомольских и пионерских организаций. Здесь особенно нетерпимы формализм и равнодушие. Ибо в пионерской и комсо­ мольской организациях по­ коления, обдумывающие жизненный путь, должны получить и примеры граж­ данственности, и первые уроки политической образо­ ванности и зрелости. Сооб­ разуясь с этим, соответству­ ющим образом должны стро­ ить свою работу обком, го­ родские и районные комите­ ты комсомола. В заключение Ю. А. Ма- наенков выразил уверенность в том, что педагогические и другие трудовые коллекти­ вы, общественность успешно справятся с поставленными задачами в области образо­ вания, достойно встретят XXVII съезд КПСС. области, о том, что еще пред, стоит сделать для этого пе. дагогическим коллективам, опираясь на помощь базовых предприятий, партийных, со­ ветских, комсомольских орга­ нов, родительской обществен, ности говорили в своих вы. ступлениях участники съезда. С л ДОКЛАДОМ о науч. но-педагогических ас. пектах трудового вос.1 питания и профессиональной подготовки молодежи в усло­ виях развитого социализма на съезде выступил ректор Липецкого государственного педагогического института П. И. Карташов. В период научно-техниче­ ской революции, в условиях развитого социализма по-на­ стоящему формировать моло. дое поколение, готовить его к жизни и труду сможет только школа воспитываю, щая, школа, в которой обу­ чение становится составной частью воспитания. В этом, подчеркнул докладчик, суть реформы общеобразователь­ ной школы, ее научно.тео. ретическое ядро и практиче­ ский смысл. Современная школа во все большей степени концентри­ рует в себе функции социа­ лизации личности, то есть во­ влечения ее в систему об­ щественных общений и со­ циальную практику в целом. Подробно охарактеризо­ вал докладчик новые задачи школы, народного образова­ ния в связи с реализацией реформы. Одно из основных требований — необходимость обеспечения четкого методо­ логического подхода к трудо. вому воспитанию и обучению. Трудятся в общем наши дети немало: и в школе, и на базовых предприятиях, и по благоустройству. Но нередко социальцо-нравственное зна­ чение труда, как самой глав, ной деятельности человека в удовлетворении им общест­ венного интереса и в собст­ венном самовыражении, осо­ знается ими зачастую ' нр. полно. Большое значение в вое. питании трудолюбия принад­ лежит семье. Но, отметил докладчик, в социально-нрав. ственной культуре семейного воспитания, возник пробел, связанный с недостаточной нравственной подготовкой ре­ бенка к правильному усвое­ нию им главного принципа распределения по труду. Уж очень долго дети в семье по­ лучают не по.труду. Реформа требует пополне­ ния арсенала педагогической практики новыми Формами развития интереса учащихся к труду. Ученые Липецкого педагогического института активно работают над этим, разрабатывая рекомендации для школ. О первых шагах на пути практического осуществле­ ния требований реформы в ИПЕЦКАЯ средняя школа № 30 за пос­ ледние годы стала на­ стоящим центром воспита­ тельной работы в микрорай­ оне. Об этом рассказала ор­ ганизатор внеклассной и вне­ школьной работы школы Г. В. Лунева. По единому плану со школой работают учреждения культуры микро­ района. Ребята и в школе, и в своем дворе, и на улице всегда находят полезное для себя дело. Усилия педагоги­ ческого коллектива и обще­ ственности принесли хоро­ шие результаты: среди уча­ щихся школы нет правонару. шителей. Опытом партийного руко­ водства народным образова­ нием района в свете школь­ ной реформы поделилась . секретарь Усманского райко­ ма КПСС Л. В. Барбуш. В районе за прошедший год не­ мало сделано по укреплению материальной базы школ и училищ, в чем активно помо­ гают, базовые предприятия. Райком партии осуществ­ ляет повседневный, принци­ пиальный партийный спрос с секретарей первичных пар­ тийных организаций, руко­ водителей базовых предприя­ тий и школ, районного агро­ промышленного объединения за перестройку работы шко­ лы, организацию производи­ тельного труда. Обобщается и распространяется передо­ вой опыт. На заводе «Инди­ катор» и швейной фабрике; колхозах «Маяк коммуниз­ ма» и «Ленинский путь» про­ ведены семинаоы секретарей парторганизаций, руководи­ телей базовых хозяйств и школ по организации рабо. чих мест для учащихся. Межведомственная комиссия при райисполкоме определи­ ла 16 профилей трудовой подготовки школьников и по. следовательно контролирует, как создаются условия для трудового обучения школьни­ ков. Заботами коммунистов се­ ла во всех хозяйствах созда­ ны рабочие места на живот­ новодческих фермах. И уже видны первые ре­ зультаты по профориентации и трудовому воспитанию. За четыре года пятилетки на производство пришли рабо­ тать около 500 выпускников. Обсудив на районном слете обращение болыпебоевских десятиклассников, многие юноши и девушки . горячо поддержали его. После шко­ лы на производство придет работать каждый третий вы. пускник. Л. В. Барбуш внесла ряд предложений. Онд отметила, что недостает научно обосно­ ванных рекомендаций по внедрению малых школьных севооборотов. Это дело спе­ циалистов сельского хозяйст. ва. Нужна также и красивая, удобная рабочая одежда для ребят. Есть сложности в оборудовании учебных клас­ сов на производстве. Т ] 1 ‘РУДОВОЕ воспита­ ние молодежи и со­ циально . экономиче­ ское развитие села — этой теме посвятил выступление председатель колхоза «Заве­ ты Ленина» Становлянского района М. Г. Карабанов. За пять последних лет в хозяйство пришло 105 вы­ пускников школы. Закрепле­ нию молодежи способствова­ ли большие социальные из­ менения в селе. Планомерно строятся жилье и дороги, село благоустраивается, улуч­ шаются условия труда. Многое делает 'колхоз для школы, ее ученической брига­ ды, также ставшей хорошей помощницей хозяйству. Од­ нако, отметил М. Г. Караба­ нов, в работе' ученической производственной бригады приходится пока руководство­ ваться старым положением. Соответствующим ведомст­ вам необходимо быстрее раз. работать новые. Этого требу­ ет жизнь. н ОВЫЕ задачи педа­ гогическим коллекти­ вом, отметил препо­ даватель СПТУ-2 Ельца В. И. Лапыгин, предстоит решать в связи с введением предмета «Основы информа­ тики и электронно-вычисли­ тельной техникй». СПТУ № 2 одним из первых в об­ ласти приступило к это­ му важному делу. В ко­ роткий срок был создан и ос­ нащен необходимым обору­ дованием специальный ка­ бинет — основ программи­ рования н вычислительной- техники. В училище уже подготовлено свыше ста опе­ раторов станков с числовым программным управлением, начато обучение наладчиков станков, а также электроме­ хаников по ремонту и об­ служиванию . счетно-вычис­ лительной техники. Училище поддерживает тесную связь со школами города. Совместно с гороно намечен план подготовки учителей к преподаванию нового предмета. Об инициативе болыпебо­ евских выпускников Долго­ руковского района, одобрен­ ной бюро обкома КПСС, знают сегодня всюду. После окончания школы юноши и девушки решили пойти ра­ ботать животноводами, ме­ ханизаторами. О том, как рождалось это решение, что сделано райкомом ВЛКСМ по профориентации учащих­ ся, закреплению молодежи на селе, рассказал первый секретарь Долгоруковского райкома ВЛКСМ П. К. Ма­ ликов. Основные формы ра­ боты райкома комсомола — помощь в организации лаге­ рей труда и отдыха старше­ классников животноводче­ ского профиля, создание комсомольско - молодежных бригад и ферм в районе, ор­ ганизация их соревнования. С интересом дюзнакоми- лись участники съезда с опытом работы комиссии ис­ полкома районного Совета народных депутатов по на­ родному образованию в осу­ ществлении трудовой подго­ товки учащейся молодежи, о котором рассказал предсе­ датель Данковского райис­ полкома А. И. Слесарев. Дело это пока что новое, но данковчане уже сумели оп­ ределить главные направле­ ния своей деятельности и добиться первых результа­ тов. Межведомственная ко­ миссия взяла под свой кон­ троль вопросы укрепления Материальной базы трудово­ го обучения, трудоустройства выпускников восьмых—деся­ тых классов, распределение плана набора учащихся в 9-е классы, организации и создания рабочих мест для учащихся. Контролирует она и выполнение решений по народному образованию, которые принимаются на исполкоме и сессиях район­ ного Совета народных депу­ татов. Действуя совместно с со­ ветом РАПО, члены межве­ домственной комиссии доби­ лись того, что сейчас в рай­ оне все учащиеся старших классов вовлечены в обще­ ственно полезный произво­ дительный труд. По инициа­ тиве комиссии решен вопрос и о выделении земель всем ученическим производствен­ ным бригадам, а также необ­ ходимой техники и сельхоз- инвентаря. Работа Межве­ домственной комиссии по реализации реформы ‘требу­ ет определенной системы, подчеркнул А. И. Слесарев. Как этого добиться? Необхо­ димо, чтобы соответствую­ щие рекомендации в помощь районным давала областная межведомственная комиссия по трудовому обучению, вос­ питанию и профориентации молодежи. О различных аспектах трудового воспитания детей говорили на съезде и другйе выступающие. Воспитатель задонского детсада Г. В. Ко­ мова рассказала о том, как педагогический коллектив дошкольного учреждения знакомит детей с сельскохо­ зяйственным трудом, с ма­ лых лет приучает их к по­ сильной полезной работе, воспитывает трудолюбие уважение к хлебу., О роли наставника в трудовом воспитании и проф­ ориентации школьников го­ ворил начальник учебно­ производственного участка Лебедянского машинострои­ тельного завода Л. А. Ла- пик. На предприятии создан и действует участок по обу­ чению школьников трем профессиям: шофер, фрезе­ ровщик и слесарь по ремон­ ту оборудования. Участок хорошо оснащен. Один день в неделю здесь работают учащиеся 8—10 х классов под началом наставников — кадровых рабочих. Координи­ рует всю работу заводской совет по наставничеству. Это он стал зачинателем многих добрых традиций на предприятии — проведения ежегодного посвящения вы­ пускников школы, пришед­ ших трудиться в цеха, в ра­ бочие, чествования молодых передовиков, трудовых ди­ настий. Заводской совет нас­ тавников работает в тесном контакте с советом содейст­ вия семье и школе. Далее Л. А. Лапик гово рил о необходимости орга­ низации курса лекций по педагогике и психологии для тех, кто работает со школьниками, , улучшения учебных планов и программ Нунены, отметил он, и спв' циальные учебники, обстоя­ тельные пособия методике ского характера. Совершенствование дея­ тельности внешкольных уч­ реждений по подготовке учащихся к жизни и труду в свете требований реформы •*- это стало темой выступ­ ления директора Лев-Тол- стовского Дома пионеров Л. М. Суворовой. Участники VI областного съезда по коммунистическо­ му воспитанию учащейся мо­ лодежи приняли рекоменда ции. В них предусмотрены меры по коренному улучше нию деятельности . педагоги ческих и трудовых коллек­ тивов, семьи и обществен ности по практическому осуществлению задач, по­ ставленных школьной ре­ формой. Участники съезда вырази­ ли единодушное стремление развернув широкую работу по достойной встрече XXVII съезда КПСС, добиться еще больших успехов в коммуни­ стическом воспитании моло дежи на основе обеспечения * тесного единства идейно-по литического, трудового и . нравственного воспитания И Н Ф О Р М А Ц И Я 3 ля в Некоторое время тому на­ зад правительство Израиля, как известно, объявило о намерении вывести свои вой­ ска с оккупируемой ими тер­ ритории юга Ливана. При этом в Тель-Авиве и ряде западных столиц всячески пытались представить дело так, будто речь идет чуть ли не об акте доброй воли со стороны Израиля. Однако уход агрессора с захваченных им земель — это в любом случае отнюдь не добродетель, а его безус­ ловная обязанность. К тому же на поверку оказывается, что, будучи вынужденным отвести свои войска из неко­ торых районов Ливана, Тель- Авив и не помышляет осво­ бождать всю оккупированную Л Е Н И Е израильскими войсками ли­ ванскую территорию. Израиль ведет дело к фактическому сохранению своего контроля над значи­ тельной частью территории Ливана под предлогом созда­ ния на ливанском юге «зо­ ны безопасности», где будут находиться состоящие на его содержании вооруженные формирования ливанских предателей, а также посто­ янные израильские «посты наблюдения». Более того,. Тель-Авив нагло заявил, что он оставляет за собой «пра­ во» совершать вооруженные карательные рейды в глубь Ливана. Прибегая к обманной так­ тике «уходя — остаться», Израиль вновь предстает пе- Т А С С ред всем миром как агрес­ сор, грубо попирающий нор­ мы международного права и игнорирующий решения ООН, которые обязывают его уважать суверенитет и территориальную целостность Ливана, убрать свои войска из этой страны — полностью и без всяких условий. Решительно осуждая дей­ ствия Израиля, Советский ' Союз твердо поддерживает требования ливанского наро­ да, его правительства о неза­ медлительном, полном и бе­ зусловном выводе войск Из­ раиля со всей ливанской территории. Агрессии Изра­ иля против Ливана, его вме­ шательству в ливанские внут­ ренние дела должен быть положен конец. КРИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ США ИРАНО­ ИРАКСКИЙ КОНФЛИКТ БАГДАД, 10 июня. (ТАСС). Как сообщается в коммюнике главного воен­ ного командования, в тече­ ние минувших суток ирак­ ские вертолеты атаковали позиции и районы сосредото­ чения иранских войск на участке «восточнее реки Тигр». Па центральном участке фронта и в секторе Майсан огнем артиллерии и танков иранской стороне нанесен значительный урон в живой силе и технике; В коммюнике говорится, что иранская артиллерия об­ стреляла иракские города Басра, Бадра, Ханакин. НИКОСИЯ, 10 июня. (ТАСС). Согласно сообще­ нию информационнЬго агент­ ства Ирна (Иран), иранская артиллерия - обстреливала иракские промышленные и во­ енные объекты в районе бо­ евых действий, а также на­ несла удары по Ханакину, Мандали, Бадре, Зурбатии, Вармахразу, Нафт-Кхану, Дошейху и другим иракским городам. На различных участках фронта продолжались ин­ тенсивные артиллерийские перестрелки. Противник по­ нес потери в живой силе и технике. НЬЮ-ЙОРК, 10 . июня. (ТАСС). Под знаком реши­ тельной критики антинарод­ ной политики администра­ ции Рейгана проходит в Ат­ ланте (штат Джорджия) кон­ ференция национального политического совета негри­ тянских женщин. Действия нынешней ва­ шингтонской администрации привели к кризису в области гражданских прав в Соеди­ ненных Штатах, заявила член комиссии США по гражданским правам Мэри Берри. При президенте Рей­ гане наша комиссия превра­ тилась в безгласный орган и полностью лишена возмож­ ности выполнять свои обя­ занности по защите элемен­ тарных свобод граждан, указала она. Участники конференции гневно осудили учиненную в Филадельфии жестокую рас­ праву полиции над член'ами негритянской секты «Движе­ ние», в результате которой 11 человек, включая четы­ рех детей, были заживо сож­ жены и уничтожен огнем целый квартал, населенный неграми. Власти Филадель­ фии должны понести суро­ вое наказание за этот вар­ варский акт, подчеркнула известная американская об- Сейчас в столице Греция насчитывается свыше 2,5 мил­ лиона человек — почти тре­ тья часть населения страны, расположенной на Балканском полуострове. В Афинах современные по­ стройки соседствуют с памят­ никами старины, широкие про­ спекты и площади — с узки- щественная деятельница член центрального комитета Ком­ партии США Анджела Дэ­ вис. Как отмечает американская печать, администрация Рей­ гана, правящая страной в традициях рабовладельческо­ го юга, развернула тотальное наступление на права чер­ нокожих американцев и дру­ гих ' национальных мень­ шинств. Направляя все новые и новые миллионы долларов на подхлестывание безудер­ жной гонки вооружений, Бе­ лый дом урезал до миниму­ ма столь необходимые мно­ гим жителям Америки ас­ сигнования на социальные программы помощи беднякам и престарелым, борьбы с безработицей, медицинского обслуживания и помощи го­ родам. «Во многих штатах,- — писала в этой -связи «Крисчен сайенс монитор», — на строительство тюрем затрачивается гораздо боль­ ше средств, чем на строи­ тельство школ». Свыше 60 проц. узников американских застенков — люди с темным цветом кожи. По данным газеты, за время правления Рейгана их число увеличи­ лось на сотни тысяч. Среди них — десятки тысяч бор­ цов за гражданские права й противников милитаризма.; ми улочками. Уникальные ар-, хитектурные сооружения, мяг­ кий климат, гостеприимство жителей этой страны — все это привлекает в Грецию ту­ ристов со всего мира. На снимке: так называемые ворота Адриана — один из архитектурных памятников Афин. (Фотохроника ТАСС). ДО ЛЛАРЫ , МОРАЛЬ И ДОПИНГ Не думайте, что Игры в Лос-АнДжелесе преданы заб­ вению. Есть «олимпийские» сенсации, которые и сегодня щекочут нервы, подаются под броскими заголовками на первых страницах западных газет. Ежегодно журнал «Тайм» награждает одного из амери­ канцев титулом «деятель го­ да»: чаще всего лавры до­ стаются наиболее удачливо­ му бизнесмену. «Деятелем 1984 года» стал Питер Юбер- рот, президент Оргкомитета Олимпийских игр в Лос-Анд­ желесе. Г-н Юберрот провел под­ готовку Игр с выдающимся мастерством. Особенно впе­ чатляют достижения в двух областях •— деньги и мораль. О деньгах спорить не бу­ дем. Здесь все просто и яс­ но. Юберрот действительно проявил выдающееся мастер­ ство, выжав из Игр, вопреки олимпийским принципам и традициям, все возможное и даже невозможное. Прибыли превзошли все ожидания — 250 миллионов долларов. Иное дело мораль. Ее пре­ вратили в служанку дельцов и спортивных махинаторов. Нажиться любой ценой и лю­ бой ценой добиться победы американских спортсменов — вот к чему была сведена мо­ раль в Лос-Анджелесе. Об этом, в частности, свидетель- 1ствуют разоблачения деятель­ ности Федерации велосипед­ ного спорта США в Лос-Ан­ джелесе. Даже в отсутствие спорт­ сменов социалистических стран — бесспорных лиде­ ров — американцы не могли рассчитывать на абсолютный успех в Лос-Анджелесе. Не­ ожиданно на них обрушился дождь призов. Каким обра­ зом американским велогон­ щикам удалось так быстро улучшить спортивные пока­ затели? Ответ содержится в публикациях, недавно появив­ шихся в международной прес­ се: члены национальной олимпийской команды США были подопытными опасных экспериментов. ...Один из номеров мало­ заметной лос-анджелесской го­ стиницы во время Олимпиа­ ды был превращен во времен­ ный пункт Красного Креста по сбору и переливанию кро­ ви. Хозяйничал здесь доктор Герман Фалсетти, сотрудник университета штата Айова. Среди тех, кто накануне за­ ездов были пациентами Фал­ сетти, — американские вело­ гонщики Марк Вайтхед, Лео­ нард Нитц, Брент Эмери, Ре­ бекка Твигг и другие. И все они стали призерами! Выяснилось, что гонщики прошли через «кровавый» до­ пинг: накануне соревнований им вливали изрядные порции специально обработанной крови. Такая процедура дает резкую встряску организму— спортсмен может победить- сильных соперников. По мне-- нию специалистов, подобный допинг подрывает здоровье и, конечно, противоречит духу честных спортивных состяза« ний. Когда Марка Вайтхеда, ко- торый после переливания кро­ ви испытал приступ острой температурной лихорадки и потерял около четырех кило­ граммов веса, спросили, по-, чему он все же решился уча­ ствовать в состязаниях, гон­ щик ответил: «У меня и мо­ их товарищей не было выхо­ да. Перед нами поставили одну цель — выиграть любой ценой». Но то, что произошло в Лос-Анджелесе, всего лишь верхушка айсберга. Доктор Боб Гольдман, автор книги «Смерть в раздевалке», при­ водит многочисленные случаи гибели спортсменов, прини­ мавших различные возбуж­ дающие средства. Практика стала настолько привычной, что когда конференция Ассо­ циации американского футба-. ла организовала семинар по борьбе с использованием нар­ котиков и возбуждающих средств, то из двух тысяч тренеров лишь 75 согласи­ лись участвовать в нем. Ос­ тальные сочли семинар пу­ стой тратой времени. . * Ф. АЛЕКСЕЕВ, обозреватель АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz