Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
II июня 198 5 г., № 133 (17 230) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 ГОТОВИТЬ МОЛОДЕЖ Ь К Ж И ЗН И , К ТРУДУ - (Окон чание . Н ачало на 1-й стр .). поль зовании учащихся в ка честве простой рабочей си лы. Существо улучшения тру дового обучения и воспитания в общеобразовательной шко ле состоит в том, подчеркнул докладчик, чтобы организо вать эффективную систему школьной трудовой деятель ности на началах социали стического производства. ТРУД учащихся должен быть непременно коллективным, общественно полезным, про изводительным, правильно организованным. В связи с этим требует значительного улучшения работа ученических произ водственных бригад, кото рые должны на деле стать полноправными подразделе ниями колхозов и совхозов, с постоянно закрепленной земельной площадью, уста новленным севооборотом, на бором техники, иметь свой план, внедрять хозрасчет. Каждому хозяйству, имею щему среднюю школу, надо также в ближайшие два — три года создать стационар ный лагерь со всеми необ ходимыми условиями для работы и отдыха учащихся. Положение о ' базовом предприятии предоставляет большие права. В числе первых к пере стройке трудовой подготовки учащихся приступили кол лектив Бигильдинской сред ней школы Данковского рай она и ее базовые предприя тия: совхоз «Сторожевский» и птицефабрика «Данков- ская». Школа и хозяйства заключили на сей счет дого вор. Старшеклассникам пре доставлены рабочие места, созданы необходимые усло вия для овладения профес сиями оператора машинного доения и оператора по уходу за птицей, слесаря по эк сплуатации оборудования животноводческих ферм, тракториста-машиниста. Многое сделано по орга низации рабочих мест и про изводительного труда уча щихся школами и предприя тиями города Ельца, Усман- ского, Краснинского, некото рых других районов. Однако пока в области организовано 5900 рабочих мест, а -требуется 7800. За дача состоит в том, чтобы руководители школ и базо вых предприятий приняли неотложные меры к созда нию нужного количества ра бочих мест на производст венных участках в промыш ленности, сельском хозяйст- • ве, других отраслях с»тем, чтобы с начала нового учеб ного года все учащиеся 9— 10 классов были включены В производительный труд. Узким местом является организация общественно полезного труда школьников младшего и среднего возрас та, особенно городских школ. Надо энергичнее действо вать по созданию учебно производственных комбина тов, межшкольных мастер ских, особенно в Липецке и Ельце, лучше использовать в этих целях мастерские профтехучилищ. Заслуживает внимания инициатива «Каждому педа гогическому и трудовому коллективам — высокий уровень работы по подготов ке учащихся к жизни и труду», с которой выступи ли коллективы 14-й школы Липецка и 21-й — Ельца, а также Большебоевской, Би гильдинской, Кривополян- ской школ и их базовых предприятий. Она одобрена коллегией Министерства просвещения РСФСР. Хо телось бы надеяться, что ее поддержат все учебные за ведения и трудовые коллек тивы области. Интересы общественного производства требуют усиле ния ориентации школьников на получение рабочих про фессий прежде всцго через систему профтехобразова ния. Этому в известной мере содействовало бы тесное взаимодействие школы • — профтехучилища — произ водства в профориентацион ной работе. Примером тому может служить содружество коллективов средней школы 10, профтехучилища № 25 города Ельца и треста «Елецтяжстрой», совмест ная деятельность их комсо мольских организаций. Ежегодно 20—25 выпуск ников школы поступают в профтехучилище № 25, при обретая необходимую народ ному хозяйству профессию строителя. Разнообразные формы совместной работы сложи лись между СПТУ-28, сред ней школой № 45 и произ водственным объединением «Облшвейбыт»; СПТУ-23, школами поселка тракторо строителей и трудовым кол лективом тракторного заво да в городе Липецке. Опыт совместного взаимодействия школы — ПТУ — производ ства заслуживает ши. рокого распространения. В свете задач школьной реформы значительно возрас тает роль семьи. Семья не редко оказывает решающее влияние на детей в выборе профессии, в определении их жизненного пути. Трудо вому воспитанию во многом содействует цример добро совестного отношения к тру ду самих родителей. Живет в селе Ленино Ли пецкого района семья Ма рии Степановны и Василия Степановича Пономаревых. Дружная, трудолюбивая. Ше стерых сыновей вырастили супруги Пономаревы. Четве ро работают вместе с отцом в колхозе. Младшие учатся в школе. Но наступают лет ние каникулы, и они идут работать в хозяйство. В семье Пономаревых не делят дела на мужские и женские. Здесь любой труд в почете. К сожалению, далеко не все родители должным обра зом исполняют свои обязан ности. В отдельных семьях не уделяется внимания нравственному и трудовому воспитанию детей, создается атмосфера мещанства, кото рая, оттесняя духовные ин тересы, формирует у молоде жи потребительское отноше ние к жизни, стяжательство иждивенческие настроения Некоторые родители уклони няются от воспитания детей, а кое-кто своим недостойным поведением даже отрицатель но влияет на них. Порой равнодушно к этим фактам относится и общест венность. Усиливая воспитание юно шества, следует особое вни мание уделить тому, чтобы оградить его от пьянства. К этому обязывает постановле ние ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и ал коголизма». В соответствии с этим постановлением для молодежи до 21 года по су ществу вводится сухой за кон. Эго очень важно, так как часть молодежи, в том числе и учащиеся, допуска ют случаи распития спирт ных напитков. Усиление противоалкоголь ной пропаганды и на уроках, и на внеклассных занятиях, умелая разумная организа ция свободного времени молодежи, работа с родите лями и другие мероприятия должны вырабатывать у юношей и девушек привыч ку к трезвой жизни. Каждый случай употребления спирт ного учащимся следует рас сматривать как чрезвычайное происшествие. Надо тут же собирать собрание класса, группы, комсомольской ор ганизации, вести вокруг это го факта крупный разговор, обсуждать родителей по ме сту их работы. Чтобы иметь моральное право требовать с ребят, с их родителей, педагог сам должен быть кристально чи стым. «Воспитателям», ко торые имеют пристрастие к спиртному, не должно быть места в учебных заведениях, а если они коммунисты — то и в партии, Нередки случаи, когда в учебных заведениях с рас питием спиртных напитков отмечаются дни рождения, организуются застолья по поводу завершения экзаменов и по другим причинам. Эти явления нельзя ни оправды вать, ни прощать. Важная задача школы — совершенствовать всеобуч родителей, усилить внимание к вопросам воспитания детей в семье. К этому делу дол жны быть подключены тру довые коллективы, их первич ные партийные и другие об щественные организации, а также профсоюзы и комсо мол, областное отделение педагогического общества, печать, радио, все средства идеологического воздейст вия. Широкое распространение в области получили советы содействия семье и школе, которые создаются на пред приятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах, при до моуправлениях. Активно ра ботает совет , содействия семье и шкоде в совхозе «Кривополянский» Чаплы- гинского района. Его воз главляет председатель проф союзного комитета Галина Ивановна Викулина. В со став совета входят специали сты и передовики производ ства, активисты комсомола и родители, депутаты сельсо вета, представители школы. Постоянное внимание совет содействия уделяет органи зации внешкольной работы с учащимися. Большую по мощь оказывает он в нала живании работы лагеря тру да и отдыха, а также пио нерского дагеря, в организа ции педагогической пропа ганды среди родителей. Под особый контроль взяты не благополучные семьи и уча щиеся. Однако в большинстве своем советы содействия семье и школе недостаточно активны, а на ряде предпри ятий, в отдельных колхозах и совхозах они даже не соз даны. Следует улучшить работу и родительских комитетов школ. В обеспечении согласо ванных действий семьи и школы, общественности и трудовых коллективов, в осуществлении единых тре бований к учащимся роль главного организатора воз лагается на школу, педагоги ческий коллектив. Более настойчиво и после довательно призваны осуще ствлять единую политику в области народного образова ния Советы народных депу татов. С этой целью при ис полкомах созданы межведом ственные комиссии. Думается, что организа ционный этап, этап станов ления этих комиссий закан чивается. Им уже пора проя вить себя более активно. Особое внимание они обяза ны уделить проблеме корен ного улучшения трудового обучения, воспитания и про фессиональной ориентации молодежи, подготовки ее к жизни и активной трудовой деятельности. Естественно, что задача должна рассмат риваться и осуществляться в комплексе с другими на правлениями школьного строительства, планомерным созданием материально-тех нической базы, особенно для обучения шестилеток, соот ветствующей подготовкой пе дагогических кадров и соз данием необходимых усло вий для их труда и быта,- совершенствованием учеб но-воспитательного процес са, активным внедрением вычислительной техники. Хотелось бы подчеркнуть необходимость того, чтобы все меры, связанные с ре формой, были тщательно подготовленными,- всесто. ронне взвешенными, проду манными, но в то же время при этом исключалась бы медлительность в их реали зации. Все это требует дальней шего улучшения партийно го руководства развитием народного образования. По стоянное внимание школе уделяют Елецкий, Усман- ский, Долгоруковский райко мы, Липецкий, Елецкий, Данковский горкомы партии. В их практической деятель ности характерны глубокий анализ состояния дел в на родном образовании, свое временное выявление поло жительного опыта. Усложняющиеся задачи народного образования тре буют дальнейшего улучше ния' деятельности первичных партийных организаций, по вышения роли и ответствен ности за порученное дело коммунистов школ и других учебных заведений. Сейчас в школах каждый четвертый, а в профтехучилищах и тех никумах — каждый третий работник — коммунист. Это большая сила, которая мо жет и должна возглавить работу педагогических кол лективов в решении постав ленных задач по осущест влению реформы. Важнейшая задача комму нистов учебных заведений -— обеспечить более высокий уровень, более глубокое и разнообразное содержание работы комсомольских и пионерских организаций. Здесь особенно нетерпимы формализм и равнодушие. Ибо в пионерской и комсо мольской организациях по коления, обдумывающие жизненный путь, должны получить и примеры граж данственности, и первые уроки политической образо ванности и зрелости. Сооб разуясь с этим, соответству ющим образом должны стро ить свою работу обком, го родские и районные комите ты комсомола. В заключение Ю. А. Ма- наенков выразил уверенность в том, что педагогические и другие трудовые коллекти вы, общественность успешно справятся с поставленными задачами в области образо вания, достойно встретят XXVII съезд КПСС. области, о том, что еще пред, стоит сделать для этого пе. дагогическим коллективам, опираясь на помощь базовых предприятий, партийных, со ветских, комсомольских орга нов, родительской обществен, ности говорили в своих вы. ступлениях участники съезда. С л ДОКЛАДОМ о науч. но-педагогических ас. пектах трудового вос.1 питания и профессиональной подготовки молодежи в усло виях развитого социализма на съезде выступил ректор Липецкого государственного педагогического института П. И. Карташов. В период научно-техниче ской революции, в условиях развитого социализма по-на стоящему формировать моло. дое поколение, готовить его к жизни и труду сможет только школа воспитываю, щая, школа, в которой обу чение становится составной частью воспитания. В этом, подчеркнул докладчик, суть реформы общеобразователь ной школы, ее научно.тео. ретическое ядро и практиче ский смысл. Современная школа во все большей степени концентри рует в себе функции социа лизации личности, то есть во влечения ее в систему об щественных общений и со циальную практику в целом. Подробно охарактеризо вал докладчик новые задачи школы, народного образова ния в связи с реализацией реформы. Одно из основных требований — необходимость обеспечения четкого методо логического подхода к трудо. вому воспитанию и обучению. Трудятся в общем наши дети немало: и в школе, и на базовых предприятиях, и по благоустройству. Но нередко социальцо-нравственное зна чение труда, как самой глав, ной деятельности человека в удовлетворении им общест венного интереса и в собст венном самовыражении, осо знается ими зачастую ' нр. полно. Большое значение в вое. питании трудолюбия принад лежит семье. Но, отметил докладчик, в социально-нрав. ственной культуре семейного воспитания, возник пробел, связанный с недостаточной нравственной подготовкой ре бенка к правильному усвое нию им главного принципа распределения по труду. Уж очень долго дети в семье по лучают не по.труду. Реформа требует пополне ния арсенала педагогической практики новыми Формами развития интереса учащихся к труду. Ученые Липецкого педагогического института активно работают над этим, разрабатывая рекомендации для школ. О первых шагах на пути практического осуществле ния требований реформы в ИПЕЦКАЯ средняя школа № 30 за пос ледние годы стала на стоящим центром воспита тельной работы в микрорай оне. Об этом рассказала ор ганизатор внеклассной и вне школьной работы школы Г. В. Лунева. По единому плану со школой работают учреждения культуры микро района. Ребята и в школе, и в своем дворе, и на улице всегда находят полезное для себя дело. Усилия педагоги ческого коллектива и обще ственности принесли хоро шие результаты: среди уча щихся школы нет правонару. шителей. Опытом партийного руко водства народным образова нием района в свете школь ной реформы поделилась . секретарь Усманского райко ма КПСС Л. В. Барбуш. В районе за прошедший год не мало сделано по укреплению материальной базы школ и училищ, в чем активно помо гают, базовые предприятия. Райком партии осуществ ляет повседневный, принци пиальный партийный спрос с секретарей первичных пар тийных организаций, руко водителей базовых предприя тий и школ, районного агро промышленного объединения за перестройку работы шко лы, организацию производи тельного труда. Обобщается и распространяется передо вой опыт. На заводе «Инди катор» и швейной фабрике; колхозах «Маяк коммуниз ма» и «Ленинский путь» про ведены семинаоы секретарей парторганизаций, руководи телей базовых хозяйств и школ по организации рабо. чих мест для учащихся. Межведомственная комиссия при райисполкоме определи ла 16 профилей трудовой подготовки школьников и по. следовательно контролирует, как создаются условия для трудового обучения школьни ков. Заботами коммунистов се ла во всех хозяйствах созда ны рабочие места на живот новодческих фермах. И уже видны первые ре зультаты по профориентации и трудовому воспитанию. За четыре года пятилетки на производство пришли рабо тать около 500 выпускников. Обсудив на районном слете обращение болыпебоевских десятиклассников, многие юноши и девушки . горячо поддержали его. После шко лы на производство придет работать каждый третий вы. пускник. Л. В. Барбуш внесла ряд предложений. Онд отметила, что недостает научно обосно ванных рекомендаций по внедрению малых школьных севооборотов. Это дело спе циалистов сельского хозяйст. ва. Нужна также и красивая, удобная рабочая одежда для ребят. Есть сложности в оборудовании учебных клас сов на производстве. Т ] 1 ‘РУДОВОЕ воспита ние молодежи и со циально . экономиче ское развитие села — этой теме посвятил выступление председатель колхоза «Заве ты Ленина» Становлянского района М. Г. Карабанов. За пять последних лет в хозяйство пришло 105 вы пускников школы. Закрепле нию молодежи способствова ли большие социальные из менения в селе. Планомерно строятся жилье и дороги, село благоустраивается, улуч шаются условия труда. Многое делает 'колхоз для школы, ее ученической брига ды, также ставшей хорошей помощницей хозяйству. Од нако, отметил М. Г. Караба нов, в работе' ученической производственной бригады приходится пока руководство ваться старым положением. Соответствующим ведомст вам необходимо быстрее раз. работать новые. Этого требу ет жизнь. н ОВЫЕ задачи педа гогическим коллекти вом, отметил препо даватель СПТУ-2 Ельца В. И. Лапыгин, предстоит решать в связи с введением предмета «Основы информа тики и электронно-вычисли тельной техникй». СПТУ № 2 одним из первых в об ласти приступило к это му важному делу. В ко роткий срок был создан и ос нащен необходимым обору дованием специальный ка бинет — основ программи рования н вычислительной- техники. В училище уже подготовлено свыше ста опе раторов станков с числовым программным управлением, начато обучение наладчиков станков, а также электроме хаников по ремонту и об служиванию . счетно-вычис лительной техники. Училище поддерживает тесную связь со школами города. Совместно с гороно намечен план подготовки учителей к преподаванию нового предмета. Об инициативе болыпебо евских выпускников Долго руковского района, одобрен ной бюро обкома КПСС, знают сегодня всюду. После окончания школы юноши и девушки решили пойти ра ботать животноводами, ме ханизаторами. О том, как рождалось это решение, что сделано райкомом ВЛКСМ по профориентации учащих ся, закреплению молодежи на селе, рассказал первый секретарь Долгоруковского райкома ВЛКСМ П. К. Ма ликов. Основные формы ра боты райкома комсомола — помощь в организации лаге рей труда и отдыха старше классников животноводче ского профиля, создание комсомольско - молодежных бригад и ферм в районе, ор ганизация их соревнования. С интересом дюзнакоми- лись участники съезда с опытом работы комиссии ис полкома районного Совета народных депутатов по на родному образованию в осу ществлении трудовой подго товки учащейся молодежи, о котором рассказал предсе датель Данковского райис полкома А. И. Слесарев. Дело это пока что новое, но данковчане уже сумели оп ределить главные направле ния своей деятельности и добиться первых результа тов. Межведомственная ко миссия взяла под свой кон троль вопросы укрепления Материальной базы трудово го обучения, трудоустройства выпускников восьмых—деся тых классов, распределение плана набора учащихся в 9-е классы, организации и создания рабочих мест для учащихся. Контролирует она и выполнение решений по народному образованию, которые принимаются на исполкоме и сессиях район ного Совета народных депу татов. Действуя совместно с со ветом РАПО, члены межве домственной комиссии доби лись того, что сейчас в рай оне все учащиеся старших классов вовлечены в обще ственно полезный произво дительный труд. По инициа тиве комиссии решен вопрос и о выделении земель всем ученическим производствен ным бригадам, а также необ ходимой техники и сельхоз- инвентаря. Работа Межве домственной комиссии по реализации реформы ‘требу ет определенной системы, подчеркнул А. И. Слесарев. Как этого добиться? Необхо димо, чтобы соответствую щие рекомендации в помощь районным давала областная межведомственная комиссия по трудовому обучению, вос питанию и профориентации молодежи. О различных аспектах трудового воспитания детей говорили на съезде и другйе выступающие. Воспитатель задонского детсада Г. В. Ко мова рассказала о том, как педагогический коллектив дошкольного учреждения знакомит детей с сельскохо зяйственным трудом, с ма лых лет приучает их к по сильной полезной работе, воспитывает трудолюбие уважение к хлебу., О роли наставника в трудовом воспитании и проф ориентации школьников го ворил начальник учебно производственного участка Лебедянского машинострои тельного завода Л. А. Ла- пик. На предприятии создан и действует участок по обу чению школьников трем профессиям: шофер, фрезе ровщик и слесарь по ремон ту оборудования. Участок хорошо оснащен. Один день в неделю здесь работают учащиеся 8—10 х классов под началом наставников — кадровых рабочих. Координи рует всю работу заводской совет по наставничеству. Это он стал зачинателем многих добрых традиций на предприятии — проведения ежегодного посвящения вы пускников школы, пришед ших трудиться в цеха, в ра бочие, чествования молодых передовиков, трудовых ди настий. Заводской совет нас тавников работает в тесном контакте с советом содейст вия семье и школе. Далее Л. А. Лапик гово рил о необходимости орга низации курса лекций по педагогике и психологии для тех, кто работает со школьниками, , улучшения учебных планов и программ Нунены, отметил он, и спв' циальные учебники, обстоя тельные пособия методике ского характера. Совершенствование дея тельности внешкольных уч реждений по подготовке учащихся к жизни и труду в свете требований реформы •*- это стало темой выступ ления директора Лев-Тол- стовского Дома пионеров Л. М. Суворовой. Участники VI областного съезда по коммунистическо му воспитанию учащейся мо лодежи приняли рекоменда ции. В них предусмотрены меры по коренному улучше нию деятельности . педагоги ческих и трудовых коллек тивов, семьи и обществен ности по практическому осуществлению задач, по ставленных школьной ре формой. Участники съезда вырази ли единодушное стремление развернув широкую работу по достойной встрече XXVII съезда КПСС, добиться еще больших успехов в коммуни стическом воспитании моло дежи на основе обеспечения * тесного единства идейно-по литического, трудового и . нравственного воспитания И Н Ф О Р М А Ц И Я 3 ля в Некоторое время тому на зад правительство Израиля, как известно, объявило о намерении вывести свои вой ска с оккупируемой ими тер ритории юга Ливана. При этом в Тель-Авиве и ряде западных столиц всячески пытались представить дело так, будто речь идет чуть ли не об акте доброй воли со стороны Израиля. Однако уход агрессора с захваченных им земель — это в любом случае отнюдь не добродетель, а его безус ловная обязанность. К тому же на поверку оказывается, что, будучи вынужденным отвести свои войска из неко торых районов Ливана, Тель- Авив и не помышляет осво бождать всю оккупированную Л Е Н И Е израильскими войсками ли ванскую территорию. Израиль ведет дело к фактическому сохранению своего контроля над значи тельной частью территории Ливана под предлогом созда ния на ливанском юге «зо ны безопасности», где будут находиться состоящие на его содержании вооруженные формирования ливанских предателей, а также посто янные израильские «посты наблюдения». Более того,. Тель-Авив нагло заявил, что он оставляет за собой «пра во» совершать вооруженные карательные рейды в глубь Ливана. Прибегая к обманной так тике «уходя — остаться», Израиль вновь предстает пе- Т А С С ред всем миром как агрес сор, грубо попирающий нор мы международного права и игнорирующий решения ООН, которые обязывают его уважать суверенитет и территориальную целостность Ливана, убрать свои войска из этой страны — полностью и без всяких условий. Решительно осуждая дей ствия Израиля, Советский ' Союз твердо поддерживает требования ливанского наро да, его правительства о неза медлительном, полном и бе зусловном выводе войск Из раиля со всей ливанской территории. Агрессии Изра иля против Ливана, его вме шательству в ливанские внут ренние дела должен быть положен конец. КРИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ США ИРАНО ИРАКСКИЙ КОНФЛИКТ БАГДАД, 10 июня. (ТАСС). Как сообщается в коммюнике главного воен ного командования, в тече ние минувших суток ирак ские вертолеты атаковали позиции и районы сосредото чения иранских войск на участке «восточнее реки Тигр». Па центральном участке фронта и в секторе Майсан огнем артиллерии и танков иранской стороне нанесен значительный урон в живой силе и технике; В коммюнике говорится, что иранская артиллерия об стреляла иракские города Басра, Бадра, Ханакин. НИКОСИЯ, 10 июня. (ТАСС). Согласно сообще нию информационнЬго агент ства Ирна (Иран), иранская артиллерия - обстреливала иракские промышленные и во енные объекты в районе бо евых действий, а также на несла удары по Ханакину, Мандали, Бадре, Зурбатии, Вармахразу, Нафт-Кхану, Дошейху и другим иракским городам. На различных участках фронта продолжались ин тенсивные артиллерийские перестрелки. Противник по нес потери в живой силе и технике. НЬЮ-ЙОРК, 10 . июня. (ТАСС). Под знаком реши тельной критики антинарод ной политики администра ции Рейгана проходит в Ат ланте (штат Джорджия) кон ференция национального политического совета негри тянских женщин. Действия нынешней ва шингтонской администрации привели к кризису в области гражданских прав в Соеди ненных Штатах, заявила член комиссии США по гражданским правам Мэри Берри. При президенте Рей гане наша комиссия превра тилась в безгласный орган и полностью лишена возмож ности выполнять свои обя занности по защите элемен тарных свобод граждан, указала она. Участники конференции гневно осудили учиненную в Филадельфии жестокую рас праву полиции над член'ами негритянской секты «Движе ние», в результате которой 11 человек, включая четы рех детей, были заживо сож жены и уничтожен огнем целый квартал, населенный неграми. Власти Филадель фии должны понести суро вое наказание за этот вар варский акт, подчеркнула известная американская об- Сейчас в столице Греция насчитывается свыше 2,5 мил лиона человек — почти тре тья часть населения страны, расположенной на Балканском полуострове. В Афинах современные по стройки соседствуют с памят никами старины, широкие про спекты и площади — с узки- щественная деятельница член центрального комитета Ком партии США Анджела Дэ вис. Как отмечает американская печать, администрация Рей гана, правящая страной в традициях рабовладельческо го юга, развернула тотальное наступление на права чер нокожих американцев и дру гих ' национальных мень шинств. Направляя все новые и новые миллионы долларов на подхлестывание безудер жной гонки вооружений, Бе лый дом урезал до миниму ма столь необходимые мно гим жителям Америки ас сигнования на социальные программы помощи беднякам и престарелым, борьбы с безработицей, медицинского обслуживания и помощи го родам. «Во многих штатах,- — писала в этой -связи «Крисчен сайенс монитор», — на строительство тюрем затрачивается гораздо боль ше средств, чем на строи тельство школ». Свыше 60 проц. узников американских застенков — люди с темным цветом кожи. По данным газеты, за время правления Рейгана их число увеличи лось на сотни тысяч. Среди них — десятки тысяч бор цов за гражданские права й противников милитаризма.; ми улочками. Уникальные ар-, хитектурные сооружения, мяг кий климат, гостеприимство жителей этой страны — все это привлекает в Грецию ту ристов со всего мира. На снимке: так называемые ворота Адриана — один из архитектурных памятников Афин. (Фотохроника ТАСС). ДО ЛЛАРЫ , МОРАЛЬ И ДОПИНГ Не думайте, что Игры в Лос-АнДжелесе преданы заб вению. Есть «олимпийские» сенсации, которые и сегодня щекочут нервы, подаются под броскими заголовками на первых страницах западных газет. Ежегодно журнал «Тайм» награждает одного из амери канцев титулом «деятель го да»: чаще всего лавры до стаются наиболее удачливо му бизнесмену. «Деятелем 1984 года» стал Питер Юбер- рот, президент Оргкомитета Олимпийских игр в Лос-Анд желесе. Г-н Юберрот провел под готовку Игр с выдающимся мастерством. Особенно впе чатляют достижения в двух областях •— деньги и мораль. О деньгах спорить не бу дем. Здесь все просто и яс но. Юберрот действительно проявил выдающееся мастер ство, выжав из Игр, вопреки олимпийским принципам и традициям, все возможное и даже невозможное. Прибыли превзошли все ожидания — 250 миллионов долларов. Иное дело мораль. Ее пре вратили в служанку дельцов и спортивных махинаторов. Нажиться любой ценой и лю бой ценой добиться победы американских спортсменов — вот к чему была сведена мо раль в Лос-Анджелесе. Об этом, в частности, свидетель- 1ствуют разоблачения деятель ности Федерации велосипед ного спорта США в Лос-Ан джелесе. Даже в отсутствие спорт сменов социалистических стран — бесспорных лиде ров — американцы не могли рассчитывать на абсолютный успех в Лос-Анджелесе. Не ожиданно на них обрушился дождь призов. Каким обра зом американским велогон щикам удалось так быстро улучшить спортивные пока затели? Ответ содержится в публикациях, недавно появив шихся в международной прес се: члены национальной олимпийской команды США были подопытными опасных экспериментов. ...Один из номеров мало заметной лос-анджелесской го стиницы во время Олимпиа ды был превращен во времен ный пункт Красного Креста по сбору и переливанию кро ви. Хозяйничал здесь доктор Герман Фалсетти, сотрудник университета штата Айова. Среди тех, кто накануне за ездов были пациентами Фал сетти, — американские вело гонщики Марк Вайтхед, Лео нард Нитц, Брент Эмери, Ре бекка Твигг и другие. И все они стали призерами! Выяснилось, что гонщики прошли через «кровавый» до пинг: накануне соревнований им вливали изрядные порции специально обработанной крови. Такая процедура дает резкую встряску организму— спортсмен может победить- сильных соперников. По мне-- нию специалистов, подобный допинг подрывает здоровье и, конечно, противоречит духу честных спортивных состяза« ний. Когда Марка Вайтхеда, ко- торый после переливания кро ви испытал приступ острой температурной лихорадки и потерял около четырех кило граммов веса, спросили, по-, чему он все же решился уча ствовать в состязаниях, гон щик ответил: «У меня и мо их товарищей не было выхо да. Перед нами поставили одну цель — выиграть любой ценой». Но то, что произошло в Лос-Анджелесе, всего лишь верхушка айсберга. Доктор Боб Гольдман, автор книги «Смерть в раздевалке», при водит многочисленные случаи гибели спортсменов, прини мавших различные возбуж дающие средства. Практика стала настолько привычной, что когда конференция Ассо циации американского футба-. ла организовала семинар по борьбе с использованием нар котиков и возбуждающих средств, то из двух тысяч тренеров лишь 75 согласи лись участвовать в нем. Ос тальные сочли семинар пу стой тратой времени. . * Ф. АЛЕКСЕЕВ, обозреватель АПН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz