Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
Л Е Н ИНСКОЕ З НАМЯ 8 июня 1985 г., № 131 (17228) РАСТИТЬ ГРАЖДАНИНА , ВОСПИТЫВАТЬ ЛИЧНОСТЬ Сегодня в Липецке открывается VI областной съезд об щественности по коммунистическому воспитанию учащей ся молодежи. Доброй традицией уже стали такие педагогические фо румы, на которых большой совет о том, как лучше рас тить и воспитывать подрастающее поколение, будущую пашу смену, держат учителя и партийные работники, представители трудовых коллективов и профсоюзные ак тивисты, ученые, хозяйственные руководители, комсомоль- — ---------------------------------------:----------------- Ж ские вожаки... Вот и на этот раз они собрались для то го, чтобы подвести первые итоги по осуществлению школьной реформы в области, наметить новые задачи в свете решений партии по коммунистическому воспитанию молодежи. Нашу сегодняшнюю педагогическую страницу мы пре доставили тоже самым разным авторам — педагогам, пар тийному работнику, корреспондентам внештатного отдела школ «Ленинского знамени». Все они рассказывают о том, как реализуется реформа школы. Р ОДНОЙ З Е М Л Е -С Е Р Д Ц А И РУКИ МО ЛО ДЫ Х В ж и з н ь С ТРУДОВОЙ ЗАКАЛКОЙ На паровом поле колхоза «Маяк коммунизма» празд нично рокотали моторы. Со ревнование молодых паха рей района было в самом разгаре. — Эх, Александр Архи пович, — огорченно сказал девятиклассник Никольской средней школы Сергей Пус- товалов председателю кол хоза А. А. Лазукину,' — на до же, как ошибся, сделал огрех. Теперь не видать пер вого места. — Огрех, конечно, плохо. Но не отчаивайся. Ты понял, в чем твоя ошибка — это главное, — успокаивал пар нишку Лазукин. У Сергея механизаторское начало, можно сказать, в кро ви. Любовь к технике он унаследовал от своего отца Алексея Ивановича. И весь учебный год прилежно изу чал машины, благо для это го были все условия — хо рошо оборудованный необхо димыми наглядными посо биями кабинет машиноведе ния, разместившийся в кол хозной мастерской. Тут же рядом — рабочие места Сергея и его товарищей. Зи мой они каждую неделю по могали трактористам в ре монте машин. И Сергей не только поглядел в работе каждый узел, но, как гово рится, и потрогал руками. Помимо этого старшеклас сники стали полными хозяе вами тракторов ДТ-75 и Т-40 с набором прицепных орудий, выделенных колхо зом школе. Колхоз же обо рудовал и трактородром, где ученики Под присмотром опытных инструкторов полу чали практические навыки вождения. И, вот, поди же ты, в самый ответственный момент, несмотря на тща тельную подготовку, сплохо вал. Огорчение его было по нятно председателю. Разговаривая с А. А. Ла- зукиным, Сергей косил гла зами по сторонам, боясь уви деть в глазах молодых паха рей насмешку. И как-то при ободрился, заметив в них плохо скрываемую зависть. С ним запросто, как равный с равным, разговаривал сам председатель, уважительно похлопывал по плечу. — Я верю в тебя, еще покажешь на что способен, — продолжал между тем 'Александр Архипович. — У твоего отца тоже небось не сразу все получалось,- а сей час механитор, каких поис кать! Пример у тебя перед глазами. У Сергея впереди еще немало времени, чтобы окон чательно определиться в сво ем выборе, но уже сейчас заметно его стремление пой ти по стопам отца. Да дело, наверное, и не в том, кем станет Сергей. Главное, он и его сверстники вступят в жизнь не белоручками, не беспомощными недорослями, а самостоятельными, подго товленными к труду людьми. В этом вижу первый и реальный итог претворения в жизнь школьной реформы, важнейшим требованием ко торой стало сближение обу чения с производством. Это му вопросу партийные, профсоюзные, комсомоль ские организации района уделяют не меньше внима ния, чем самым неотложным делам. Ход школьной ре формы райком партии дер жит под постоянным контро лем: на заседаниях бюро бы ли заслушаны отчеты ряда руководителей базовых пред приятий. Удалось добиться главно го — трудовые коллективы повернулись лицом к школе. Уже сейчас в районе для учащихся создано 96 рабо чих мест на предприятиях города и 202 в колхозах и совхозах. Конечно, это пот ребовало от базовых пред приятий определенных мате риальных затрат на обору дование учебных кабинетов, школьных производствен ных цехов (кстати, не все шли на них охотно, приходи лось скептиков не раз и не два убеждать, проводить семинары по трудовому обу чению), но окупаются они с лихвой. Достаточно сказать, что сейчас, например, завод «Индикатор» передал под шефной школе № 3 г. Усма ни всю производственную программу по выпуску това ров народного потребления, на швейной фабрике силами учащихся выпущено продук ции на девять тысяч рублей. Занятия с ребятами ведут специалисты предприятий, работают они под присмот ром опытных наставников. Но основной упор сделан на самостоятельность. Избраны советы ученических бригад, в обязанности кото рых входит не только четкая организация трудового про цесса, но и подведение ито гов соревнования, обеспечение его гласности. В общем, все,- как у взрослых. Ребята не на словах, а на деле позна ют такие важнейшие поня тия экономики, как себесто имость, хозрасчет, рента бельность. Только за третью четверть учащимися было заработано около 13 тысяч рублей. Кстати, споров по этому поводу тоже хватало. Но мы твердо стояли на той точке зрения, что честно зарабо танный рубль всегда педаго гичен, он не унижает ребен ка, а наоборот, возвышает, приучает относиться к нему с должным уважением. И жизнь подтвердила нашу правоту. Учителя отмечают, что старшеклассники как-то под тянулись, стали более требо вательными к себе. Это и понятно. На нравственное становление подростков бла готворно влияет сам трудо вой процесс, где каждый за висит от другого и где ма лейший промах виден, как на ладони. Заметили это и родители. Например, на за воде литейного оборудова ния проходят сейчас произ водственную практику уче ники первой и второй школ г. Усмани. И все чаще роди тели обращаются к админи страции с просьбой оставить ребят при заводе на все ка никулы. Дескать, видим, что труд идет ,им на пользу. И родителям спокойнее, ~ что подросток не слоняется без дела, и заводу выгода — есть кем заменить ушедших в отпуск рабочих. Есть чем заняться в лет нее время и сельским ребя там. В их распоряжении в общей сложности 44 тракто ра и комбайна, 150 других сельскохозяйственных ма шин, 800 гектаров' земли. Считаем, что удачно вы брана и сама форма трудо вого обучения сельских стар шеклассников. При школах созданы комплексные брига ды, включающие в себя по леводческие и животноводче ские звенья. Приход уча щихся в мастерские н на фермы заставил руководи телей хозяйств вплотную за няться улучшением условий труда и быта. Строятся бы товки, душевые, столовые, лагеря труда и отдыха и т. д. Это еще одна положи тельная сторона школьной реформы. Особенно большая работа в этом направлении проделана в колхозах «Маяк коммунизма», «Больше вик», «Ленинский путь»; совхозах «Октябрьский», «Усманский» и ряде других. Вот что, например, пред ставляет из себя лагерь тру да 'и отдыха колхоза «Маяк коммунизма». Рассчитан он на 40 учащихся. И распола гает всем комплексом необ ходимых помещений: обще житиями, красным уголком, душевой, бытовками, столо вой, библиотекой!. Неподале ку от лагеря спортивная площадка. За учащимися за креплено 50 гектаров земли, где внедрен пятипольный се вооборот. В прошлом году учащиеся полностью обеспе чили нужды колхозной сто ловой в картофеле, овощах и помидорах. Порадовали высоким урожаем кормовая свекла и кукуруза. Причем все работы, начиная от под готовки почвы к севу и кон чая уборкой, ребята прово дят сами, под присмотром, конечно, учителей и специа листов колхоза. Упор делает^ ся на индустриальные Мето ды выращивания и уборки всех культур. Раньше кам нем преткновения была убор ка кормовой свеклы. Теперь колхоз приобрел для этой цели специальный комбайн. Активизация трудового воспитания учащихся района заметно влияет на их про фессиональную ориентацию. Например, на фермах кол хоза «Коммунар», совхоза «Прогресс» появились ком сомольско-молодежные кол лективы. Заметно омолоди лись и ряды животноводов колхоза «Первое мая» и ря да других хозяйств. По предварительным подсчетам, немалый отряд молодежи пополнит ряды рабочих и сельских тружеников и этом году. Тут сыграло свою роль и обращение выпускни ков Большебоевской сред ней школы, которое было обсуждено во всех школах и ученических трудовых кол лективах района. Мы хорошо понимаем, что в деле реализации школьной реформы многое зависит от местной инициативы, усилий общественности. И все сде ланное расцениваем лишь как первые шаги в этом боль шом и многотрудном деле Л. БАРБУШ, секретарь Уоманского райкома партии. Д УХОВНОЕ БОГАТСТВО Недавно коллектив препода вателей и учащихся детской школы искусств № 4 отметил 25 лет со дня образования своего музыкального учебно го заведения. За это время школу окончили 650 ребят. Более ста из них музыку и хореографию избрали профес сией. Анна Рослякова учится, например, в Московском му зыкальном училище им. Гне синых, Игорь Черников студент Московского военно музыкального училища по классу фагота. Но кем бы ни стали в будущем выпускника — врачами ли, педагогами, вы* сококвалифицированными ра бочими — главное в том, что они на всю жизнь полюбили музыку, духовно обогащаю щую их. Эту любовь к искусству при вили детям их наставники — преподаватели школы искусств. В их числе — завуч Н. С. Климова. Высококвалифици рованный опытный педагог ве дет класс фортепьяно. Более двадцати лет работает в шко ле Н- В. Тарасова. Ее воспи танники всегда радуют успе хами на смотрах и конкурсах. Большую шефскую работу по пропаганде и развитию музы кального самодеятельного ис кусства на заводе «Свободный сокол» ведет руководитель хора, преподаватель Т. Г. Ше ламова... В год сорокалетия Победы преподаватели и учащиеся работали особенно продуктив но. Они привяли участие в трех концертах, сбор от кото рых поступил в Советский фонд мира. Успешно выступили воспи танники школы искусств ва областном смотре-конкурсе. В числе его победителей — трио домристов, ансамбль ба лалаечников. Призером обла стного конкурса скрипачей стала ученица четвертого клас са Ирина Толубеева (препода тель Р. Н. Хацкелевич). Т. САФОНОВА. Вот и началась для ребяг незабываемая, веселая по ра летних каникул. Как луч ше, интереснее организовать ее для тех, кто пока не по ехал в пионерлагерь? Кол лектив педагогов-организа* торов объединенного управ ления быта и жилищно-ком мунального хозяйства Глав- липецкстроя решил всю ра боту сосредоточить в ком натах школьника, по месту жительства. В их планах — расширить сеть кружков, которыми руководят общест- венники, с целью всесторон него развития детского твор чества, позаботиться о том, К Т О х о з я и н ВО Д В О Р Е ? чтобы ребята больше зани мались спортом, чтением... С интересом отнеслись ре- бята к предложению при нять участие в выставках; посвященных 40-летию Побе ды — рисунков, плакатов на тему «Мы боремся за мир!», различных поделок. Лучшие изделия, выполнен ные руками ребят, были ре комендованы на ярмарку со лидарности. Деньги, выру ченные за них, перечислены в Фонд мира. Надолго запомнится ребя там встреча с ветеранами войны и труда, организован ная работниками ЖЭК- 6 . По четным гостям школьники подарили сувениры, изготов ленные своими руками, по казали большой концерт. М, ДОКУЧАЕВА, Прекрасно оборудован ка бинет ручного труда липецкой средней школы № 29 На снимке: заведующая ка бинетом, педагог-наставник Э. П. Соболева (справа) вме сте с молодой учительницей В. А. Баскаковой готовится к уроку труда. Выпускники сельских школ Долгоруковского района осо бенно горячо восприняли обра щение учащихся Большебоев ской школы, призвавших своих сверстников остаться работать в родном селе. Бее выпускники Стрелецкой школы, а их восемь человек, решили тоже остаться в своем хозяйстве. Несмотря иа то, что они достаточно хорошо владе ют сельскохозяйственной тех никой, свои будущие обязан ности распределили, учиты вая нужды колхоза имени Ко минтерна. Так, например, Вла димир Дронов будет пасти ста до вместе с Николаем Ивано вичем Кувппшовым, с которым уже два лета подряд провел на пастбищах. О СТАЮТСЯ В РОДНОМ СЕЛЕ На собрании, где обсужда лось обращение большебоев- ских выпускников к своим сверстникам, ребята решили от править Юру Ермолова учить ся на агронома — в связи с тем, что в хозяйстве нет тако го специалиста. Алексей Кри воносое, Леонид Мясоедов, Игорь и Виктор Образцовы придут в отряд механизаторов, где их уЖе хорошо знают. Алексей не раз отличался на пахоте, Виктор и Игорь разби раются почти во всех сельско хозяйственных машинах, при нимали активное участие в подготовке к севу. О причинах столь единодуш ного желания ребят остаться в родном хозяйстве говорит це лая система работы, сложив шаяся здесь под знаком «Кол хоз и школа». А она включает много форм: производительный труд на ферме, в мастерской, на поле, многочисленные встречи с передовиками произ водства, наличие сельскохозяй ственной техники в самой шко ле. И, конечно, работа в уче нической производственной бригаде, которая считается од ной из лучших в районе. Е. СЕРГЕЕВА. ЛЕТО В РАБОЧЕЙ СПЕЦОВКЕ Более ста пятидесяти стар шеклассников сельских школ Елецкого района в эти дни начали работать в шести лаге рях труда и отдыха животно водческого профиля. Базовые хозяйства — совхозы «Воро нецкий», «Талицкий», «Соли дарность», «Искра», «Про гресс», а также опытная сель скохозяйственная станция по заботились о том, чтобы соз дать хорошие условия для школьников. Все лагеря — стационарные, в них есть и столовые, и душевые, оборудо- дованы • спортивные площадки, комнаты отдыха. Большую пользу принесут старшеклассники хозяйствам, а вместе с тем и закрепят на практике полученные в школе теоретические знания по жн вотноводству. Иа один месяц все работники ферм крупно го рогатого скота хозяйств ушли в отпуск, а их рабочие места заняли школьники. Такие же межшкольные лаге ря труда животноводческого профиля созданы и во многих других районах области. Н. МАКСИМОВ, ШЕСТИЛЕТКИ В КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ Обучение детей шестилетнего возраста. Еще недавно эта форма носила экспериментальный характер. В новом учебном году классов шестилеток в области заметно прибавится. Как организовать занятия в них, чтобы учебно-воспитательный процесс был наиболее результативным? Над этим и другими вопросами думают многие педагогические коллективы. Их вни манию мы предлагаем материал, рассказывающий об экспери менте в Добринском и Липецком районах —• обучении шест тилеток в классах-комплектах. ...Звенит звонок, и начина ется урок русского языка для учащихся подготовительного и первого классов Большеот- радненской начальной школы Добринского района. Ведет урок Антонина Васильевна Ко марова. Детей в классе-комп лекте немного: шестилеток четверо, семилеток, которые приступили к обучению с 6 лет — восемь. Антонина Васильевна дает первоклассни кам задание — самостоятель но составить устный рассказ по картине «Весна» — и начина ет учить шестилеток писать букву. Спустя несколько ми нут она слушает ответ одного из первоклассников- Оценив его, Антонина Васильевна предлагает ребятам выписать слова, отвечающие на вопрос «кто?» из текста, подготовлен ного на доске. Семилетние дети приступили к работе. А Антонина Василь евна уже поощряет младших, отмечает их успехи, показы вает лучшие работы. Они еще не устали, но учительница улавливает момент передышки, говорит: «Может быть, поиг раем?» Она называет слова (хлеб, корова, стог, хлев, пе тух и др.), а дети хлопком от мечают те, где имеется звук, который они сегодня изуча ют. Молчаливый кивок учитель ницы, и к доске выходит один из первоклассников. Он про водит физминутку сразу с обеими группами. Дети делают гимнастические общеразви вающие упражнения с удо вольствием. После этого снова наступает рабочая тишина. Быстро проходят первые 20 минут урока, а дел как у шес тилетних, так и у семилетних еще немало,- Подготовительный класс су ществует в этой школе всего второй год, и учительница прямо говорит, что ей особен но трудно вести тот этап уро ка, когда для малышей (их урок короче) наступает пере мена. Шестилетии должны иг рать одни. Куда их лучше на править? На улицу, в коридор? В любом случае, они остаются без присмотра. А может быть, лучше урок сделать 35 минут ным и в первом классе? Тогда эти трудности будут сняты. А теперь поприсутствуем на уроке в Косыревской началь ной школе Липецкого района у учителя Леонида Николае вича Никуличёва. Он ведет математику одновременно с подготовительным и вторым Эксперимент продолжается классами. И в том, и другом — по семь человек. Учитель начал свой урюк с общего эта па — устного счета- Послож нее примеры предлагались второклассникам, попроще — шестилеткам. Устный счет за кончился, и старшие ребята приступили к самостоятельной работе. А Леонид Николаевич вновь занялся с малышами. Дети неожиданно предло жили: «Давайте поиграем!» Учитель согласен, ведь новый материал молено дать и в та кой форме. Они «срывают» две рюмашки и три василька, за тем наоборот, при этом коли чество цветов получается оди наковым.» Это и требовалось усвоить. Дети любят играть, и педагог, понимая это, мудро направил игру в нужное рус ло... -'.# 4 Учителю в классе-комплек те, конечно, трудно, но малы ши этого не чувствуют. Каж дому кажется, что педагог приходит именно к нему и в тот момент, когда это особен но необходимо. В этом, впро- чем, и заключается педагоги ческое мастерство. Опыт экспериментальных классов-комплектов показал, что к концу первого полугодия малыши уже воспринимали за дачу, поставленную учителем, научились рассуждать и пра вильно планировать свою дея тельность, выполнять без по стоянной помощи очередное задание, осуществлять само контроль. В ходе трехлетнего экспери мента проверялись различные варианты сочетания классов в комплекты: подготовитель ный объединяли и с первым, и со вторым, и с третьим. На блюдения показывают: наибо лее успешно идет обучение в комплекте «0—2», так как вто роклассники имеют относитель но' устойчивые навыки само стоятельной работы. Это дает возможность больше уделять внимания шестилеткам и до биваться хороших результа тов. \ Очень сложна организация учебного процесса в комплек те «0—1» ввиду неподготовлен ности обоих классов к выпол нению самостоятельной рабо ты. К тому же, здесь трудно начинать урок. ' Приходится учителю делать и излишне ча стые переходы от класса к классу, так как навыки учеб ного труда у шестилеток не сформированы, а у первокласс ников — еще недостаточно от работаны. Поэтому и меньше возможностей вооружать уча щихся глубокими и прочными знаниями, особенно трудно ре шаются задачи по их развитию и воспитанию- Комплектование «0 — 3» так же менее желательно, так как третий класс является выпуск ным и требует значительной работы по совершенствованию умений и навыков, получен ных в начальной школе. А уча щиеся подготовительного клас са не могут длительное вре мя работать самостоятельно, без учителя. О многих, поднятых в этой корреспонденции проблемах, шел обстоятельный разговор на Всероссийском семинаре, состоявшемся в этом году в Бресте. В ходе семинара вы ступили сотрудники научно- исследовательского института школ Министерства просвеще ния РСФСР, которые, ссыла ясь на опыт эксперименталь ных школ нашей области, рас крыли некоторые особенности обучения детей шестилетнего возраста при одновременной, работе с другим классом. 3. СТЮФЛЯЕВА* заведующая кабинетом начального обучения Липецкого института усовершенствования учите лей, заслуженный учитель школы РСФСР, ... ю АК правило, трево га начинается, когда сыну испол няется 15—16 лет. До этого воспитание «ребенка» протека ло спокойно: папа, вернувшись с работы, отдыхал, загоражива ясь газетой от любых сетова ний жены на поведение малы ша, затем школьника, затем — подростка. И вдруг — вот она, проблема отцов и детей, всплыла, когда сын уже в девятом классе: грубит, курит, пренебрежителен ко всему-.. Беду просмотрели. Не были подготовлены к тому трудно му периоду в жизни, который именуется «переходным воз растом», когда у подростка по является раздражительность, когда он становится обидчи вым, сверх меры возбудимым, подозрительным, агрессивным, особенно нуждающимся в чут кости, терпении, понимании и любви родителей. Ведь для того, чтобы ребенок получил должное воспитание, навыки, привычки и, наконец, стал личностью, он обязательно дол жен испытывать влияние ма тери и отца, а сын — особен но отца. Сегодня всеми своими дела ми школа должна сблизить отцов и детей, объединить их духовно, найти "общие дела, «...следует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспита ние подрастающего поколе ния», — требует реформа школы. Об этом говорилось и ва областном совещании пред* ОТЦЫ И ДЕТИ ПО ЗНАКОМ ЬТЕСЬ С СЫНОМ седателей родительских коми тетов и советов содействия семье и школе, состоявшемся весной этого года* Подчерки валось, что школе по силам помочь исправить многие ошибки семейного воспитания. Большую работу проводит с родителями педагогический коллектив липецкой , средней школы № 5. Взаимоотношения учителей с семьей здесь уже несколько лет носят продуман ный, системный и взаимообо- гащающий характер. Чтобы лучше узнать инте ресы семьи, ее особенности, нередко проводятся анкетиро вания родителей и учащихся. В школе действует универси тет педагогического всеобуча. Для чтения лекций привлека ются врачи, юристы, преподава тели высших учебных заведе ний. Интересными, например, были для всех лекции Н. Ю. Душиной «Возрастные осо бенности подростков-шести классников и их учет в семей ном воспитании», Р. М. Фунта- ковой «Психолого-педагоги ческие особенности старшего школьника» и другие. В традициях школы — экс курсии учащихся на базовое предприятие — НЛМК, орга низуемые учителями и ро дительским комитетом- Так, в минувшем учебном году вось миклассники побывали в цехе кислородного производства комбината, затем в СИГУ № 20, 26, 21. Они получили хорошее представление 6 ра бочих профессиях, о том, где их можно получить. Не слу чайно, многие из них подали заявления в профтехучилища. Однако до недавнего време ни во всей этой работе с деть ми большее участие принима ли мамы. Как же побудить и отцов к серьезному участию в воспитании детей? — задума лись учителя школы. Родительский комитет, воз главляемый Владимиром Ива новичем Цветковым, кандида том математических наук, вме сте с педагогами провел свое образное исследование с це лью анализа, почему роль от цов в воспитании детей дома и вне дома пассивна. В младших классах ребятам предложили написать сочинения-зарисов ки «С кем я люблю отдыхать», в старших — анкету: «С кем •бы ты предпочел провести свободное время;г стал совето ваться в сложной житейской ситуации? Кто и какую по мощь оказывал тебе в выборе профессии?» Малыши дружно написали что любят проводить свобод ное время с родителями. Вот некоторые выдержки из сочи нений. Много добрых слов на писано о мамах, но и о папах — немало: «Я люблю отдыхать с папой й мамой, потому что вместе всем нам весело». «Больше всего люблю с папой бывать в деревне». «Когда я была ма ленькая, папа учил меня чи тать, а потом научил кататься на коньках». «С папой мы ча сто ходим в магазин, моем по лы, выбиваем ковры, делаем игрушки. С ним очень инте ресно». «Он часто рассказыва ет мне о том, как служил в армии. Папа был погранични ком и охранял границу от вра гов». «Каждый Новый год наш папа — Дед Мороз. А однаж ды мы ездили с ним в лес и даже ночевали в палатке...» Да, приятно читать, почаще бы таких «однажды*. Но-., взрослеют дети, отдаляются от родителей, и особенно от пап. Вот уже восьмиклассник с горечью пишет: «Папа меня не понимает». А из 88 девяти классников на вопрос анкеты «С кем бы ты предпочел про вести свободное время?» толь ко 11 ответили: «С родителя ми», остальные предпочли сверстников, друзей. Со сверстниками приятно развлекаться, с друзьями — говорить о своих переживани ях. В трудную минуту лучше обратиться прежде всего — к маме. Да, по данным анкеты, мама во много раз детям бли же, чем отец. В липецкой средней школе № 5 решили всерьез заняться ...воспитанием пап. Торжественно было в тот ве чер в школе. В коридорах, классах собрались только муж чины. Они пришли на специ альную конференцию «Роль от ца в воспитании детей». Внимание всех привлекла выставка поделок «Что могут наши дети». Она явилась ито гом недели труда, проведенной накануне. Большой интерес вы звала выставка детских рисун ков, посвященных одной тема «С кем вам нравится отды хать?» Они красноречиво рас сказали о том, какой досуг, как правило, предпочитают в той или иной семье, где детям уде ляют внимание и где — равно душны к их свободному вре мени— На конференции отце® шел в этот вечер деловой разговор о необходимости духовного об щения с детьми, затрагивались -различные проблемы воспита ния в семье, в частности, пра вовое, организации свободного времени учащихся. Григорий Юрьевич Пенкно- вич, доцент индустриально-пе дагогического факультета ЛГГТИ, подчеркнул:' . — Все мы много работаем, и у нас действительно не так много свободного времени- Причина как будто уважитель ная и ею можно оправдать многое, что мы, будем откро венны, и научились делать. Но, скажем прямо, времени не хватает обычно чаще на то, чем человек не очень хочет заниматься. У многих отцов часа лишнего не находится на изучение собственных детей. А как много мы можем сде лать, чтобы научить ребенка разумному и полезному досугу. Известно, что средняя про должительность жизни чело века — 70 лет. Свободное вре мя составляет 27 лет. И если эти годы провести впустую, то не слишком ли велики потери? Ничем не увлеченный чело век обкрадывает себя. Мы, взрослые, должны сделать все, чтобы внутренний мир расту щего человека одухотворяли и каждый день, и каждая мину та его жизни. Отец должен помочь сыну, дочери перешаг нуть порог совершеннолетия с уже развитыми духовными потребностями. Иначе может случиться так, что он, не на копив действительных ценнос тей жизни, будет жить лож ными. Ц в погоне за сомни тельными удовольствиями, в беспечной трате своих сил на бессодержательный досуг, бу дет успокаивать себя расхо жей фразой: «Один раз жи вем!» Многие добрые советы, вы сказанные в тот вечер на кон ференции, взяли на вооружение папы. Было решено почаще проводить такие полезные встречи в школе. И это реше ние было выполнено. В минув шем учебном году отцы при глашались в школу много раз — и на общешкольные, и на классные собрания. Характер но, что теперь папы стали го раздо активнее помогать в различных делах школы, каса ется ли это практической ра боты в ее ремонте, организа ции экскурсий на предприя тия, участия в дежурствах в микрорайоне, проведения, классных часов с учащимися^.., «Наши дети должны быть лучше нас, и мы должны вос питывать их лучшими людь ми», — эти слова Н. В. Шел- гунова как нельзя лучше вы ражают основу семейного вос питания- И в этом кропотли вом, требующем неизбывной любви к детям, важнейшем де ле родителям нельзя «уста вать». ...Сегодня сьщ обратился к отцу с вопросом. Не спешите отмахнуться от него, пригото вив «по занятости» незнача щий ответ. Послушайте сына, познакомьтесь с ним... В. ГОНЧАРОВА, выешт. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz