Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Л Е Н ИНСКОЕ З НАМЯ 8 июня 1985 г., № 131 (17228) РАСТИТЬ ГРАЖДАНИНА , ВОСПИТЫВАТЬ ЛИЧНОСТЬ Сегодня в Липецке открывается VI областной съезд об­ щественности по коммунистическому воспитанию учащей­ ся молодежи. Доброй традицией уже стали такие педагогические фо­ румы, на которых большой совет о том, как лучше рас­ тить и воспитывать подрастающее поколение, будущую пашу смену, держат учителя и партийные работники, представители трудовых коллективов и профсоюзные ак­ тивисты, ученые, хозяйственные руководители, комсомоль- — ---------------------------------------:----------------- Ж ские вожаки... Вот и на этот раз они собрались для то­ го, чтобы подвести первые итоги по осуществлению школьной реформы в области, наметить новые задачи в свете решений партии по коммунистическому воспитанию молодежи. Нашу сегодняшнюю педагогическую страницу мы пре­ доставили тоже самым разным авторам — педагогам, пар­ тийному работнику, корреспондентам внештатного отдела школ «Ленинского знамени». Все они рассказывают о том, как реализуется реформа школы. Р ОДНОЙ З Е М Л Е -С Е Р Д Ц А И РУКИ МО ЛО ДЫ Х В ж и з н ь С ТРУДОВОЙ ЗАКАЛКОЙ На паровом поле колхоза «Маяк коммунизма» празд­ нично рокотали моторы. Со­ ревнование молодых паха­ рей района было в самом разгаре. — Эх, Александр Архи­ пович, — огорченно сказал девятиклассник Никольской средней школы Сергей Пус- товалов председателю кол­ хоза А. А. Лазукину,' — на­ до же, как ошибся, сделал огрех. Теперь не видать пер­ вого места. — Огрех, конечно, плохо. Но не отчаивайся. Ты понял, в чем твоя ошибка — это главное, — успокаивал пар­ нишку Лазукин. У Сергея механизаторское начало, можно сказать, в кро­ ви. Любовь к технике он унаследовал от своего отца Алексея Ивановича. И весь учебный год прилежно изу­ чал машины, благо для это­ го были все условия — хо­ рошо оборудованный необхо­ димыми наглядными посо­ биями кабинет машиноведе­ ния, разместившийся в кол­ хозной мастерской. Тут же рядом — рабочие места Сергея и его товарищей. Зи­ мой они каждую неделю по­ могали трактористам в ре­ монте машин. И Сергей не только поглядел в работе каждый узел, но, как гово­ рится, и потрогал руками. Помимо этого старшеклас­ сники стали полными хозяе­ вами тракторов ДТ-75 и Т-40 с набором прицепных орудий, выделенных колхо­ зом школе. Колхоз же обо­ рудовал и трактородром, где ученики Под присмотром опытных инструкторов полу­ чали практические навыки вождения. И, вот, поди же ты, в самый ответственный момент, несмотря на тща­ тельную подготовку, сплохо­ вал. Огорчение его было по­ нятно председателю. Разговаривая с А. А. Ла- зукиным, Сергей косил гла­ зами по сторонам, боясь уви­ деть в глазах молодых паха­ рей насмешку. И как-то при­ ободрился, заметив в них плохо скрываемую зависть. С ним запросто, как равный с равным, разговаривал сам председатель, уважительно похлопывал по плечу. — Я верю в тебя, еще покажешь на что способен, — продолжал между тем 'Александр Архипович. — У твоего отца тоже небось не сразу все получалось,- а сей­ час механитор, каких поис­ кать! Пример у тебя перед глазами. У Сергея впереди еще немало времени, чтобы окон­ чательно определиться в сво­ ем выборе, но уже сейчас заметно его стремление пой­ ти по стопам отца. Да дело, наверное, и не в том, кем станет Сергей. Главное, он и его сверстники вступят в жизнь не белоручками, не беспомощными недорослями, а самостоятельными, подго­ товленными к труду людьми. В этом вижу первый и реальный итог претворения в жизнь школьной реформы, важнейшим требованием ко­ торой стало сближение обу­ чения с производством. Это­ му вопросу партийные, профсоюзные, комсомоль­ ские организации района уделяют не меньше внима­ ния, чем самым неотложным делам. Ход школьной ре­ формы райком партии дер­ жит под постоянным контро­ лем: на заседаниях бюро бы­ ли заслушаны отчеты ряда руководителей базовых пред­ приятий. Удалось добиться главно­ го — трудовые коллективы повернулись лицом к школе. Уже сейчас в районе для учащихся создано 96 рабо­ чих мест на предприятиях города и 202 в колхозах и совхозах. Конечно, это пот­ ребовало от базовых пред­ приятий определенных мате­ риальных затрат на обору­ дование учебных кабинетов, школьных производствен­ ных цехов (кстати, не все шли на них охотно, приходи­ лось скептиков не раз и не два убеждать, проводить семинары по трудовому обу­ чению), но окупаются они с лихвой. Достаточно сказать, что сейчас, например, завод «Индикатор» передал под­ шефной школе № 3 г. Усма­ ни всю производственную программу по выпуску това­ ров народного потребления, на швейной фабрике силами учащихся выпущено продук­ ции на девять тысяч рублей. Занятия с ребятами ведут специалисты предприятий, работают они под присмот­ ром опытных наставников. Но основной упор сделан на самостоятельность. Избраны советы ученических бригад, в обязанности кото­ рых входит не только четкая организация трудового про­ цесса, но и подведение ито­ гов соревнования, обеспечение его гласности. В общем, все,- как у взрослых. Ребята не на словах, а на деле позна­ ют такие важнейшие поня­ тия экономики, как себесто­ имость, хозрасчет, рента­ бельность. Только за третью четверть учащимися было заработано около 13 тысяч рублей. Кстати, споров по этому поводу тоже хватало. Но мы твердо стояли на той точке зрения, что честно зарабо­ танный рубль всегда педаго­ гичен, он не унижает ребен­ ка, а наоборот, возвышает, приучает относиться к нему с должным уважением. И жизнь подтвердила нашу правоту. Учителя отмечают, что старшеклассники как-то под­ тянулись, стали более требо­ вательными к себе. Это и понятно. На нравственное становление подростков бла­ готворно влияет сам трудо­ вой процесс, где каждый за­ висит от другого и где ма­ лейший промах виден, как на ладони. Заметили это и родители. Например, на за­ воде литейного оборудова­ ния проходят сейчас произ­ водственную практику уче­ ники первой и второй школ г. Усмани. И все чаще роди­ тели обращаются к админи­ страции с просьбой оставить ребят при заводе на все ка­ никулы. Дескать, видим, что труд идет ,им на пользу. И родителям спокойнее, ~ что подросток не слоняется без дела, и заводу выгода — есть кем заменить ушедших в отпуск рабочих. Есть чем заняться в лет­ нее время и сельским ребя­ там. В их распоряжении в общей сложности 44 тракто­ ра и комбайна, 150 других сельскохозяйственных ма­ шин, 800 гектаров' земли. Считаем, что удачно вы­ брана и сама форма трудо­ вого обучения сельских стар­ шеклассников. При школах созданы комплексные брига­ ды, включающие в себя по­ леводческие и животноводче­ ские звенья. Приход уча­ щихся в мастерские н на фермы заставил руководи­ телей хозяйств вплотную за­ няться улучшением условий труда и быта. Строятся бы­ товки, душевые, столовые, лагеря труда и отдыха и т. д. Это еще одна положи­ тельная сторона школьной реформы. Особенно большая работа в этом направлении проделана в колхозах «Маяк коммунизма», «Больше­ вик», «Ленинский путь»; совхозах «Октябрьский», «Усманский» и ряде других. Вот что, например, пред­ ставляет из себя лагерь тру­ да 'и отдыха колхоза «Маяк коммунизма». Рассчитан он на 40 учащихся. И распола­ гает всем комплексом необ­ ходимых помещений: обще­ житиями, красным уголком, душевой, бытовками, столо­ вой, библиотекой!. Неподале­ ку от лагеря спортивная площадка. За учащимися за­ креплено 50 гектаров земли, где внедрен пятипольный се­ вооборот. В прошлом году учащиеся полностью обеспе­ чили нужды колхозной сто­ ловой в картофеле, овощах и помидорах. Порадовали высоким урожаем кормовая свекла и кукуруза. Причем все работы, начиная от под­ готовки почвы к севу и кон­ чая уборкой, ребята прово­ дят сами, под присмотром, конечно, учителей и специа­ листов колхоза. Упор делает^ ся на индустриальные Мето­ ды выращивания и уборки всех культур. Раньше кам­ нем преткновения была убор­ ка кормовой свеклы. Теперь колхоз приобрел для этой цели специальный комбайн. Активизация трудового воспитания учащихся района заметно влияет на их про­ фессиональную ориентацию. Например, на фермах кол­ хоза «Коммунар», совхоза «Прогресс» появились ком­ сомольско-молодежные кол­ лективы. Заметно омолоди­ лись и ряды животноводов колхоза «Первое мая» и ря­ да других хозяйств. По предварительным подсчетам, немалый отряд молодежи пополнит ряды рабочих и сельских тружеников и этом году. Тут сыграло свою роль и обращение выпускни­ ков Большебоевской сред­ ней школы, которое было обсуждено во всех школах и ученических трудовых кол­ лективах района. Мы хорошо понимаем, что в деле реализации школьной реформы многое зависит от местной инициативы, усилий общественности. И все сде­ ланное расцениваем лишь как первые шаги в этом боль­ шом и многотрудном деле Л. БАРБУШ, секретарь Уоманского райкома партии. Д УХОВНОЕ БОГАТСТВО Недавно коллектив препода­ вателей и учащихся детской школы искусств № 4 отметил 25 лет со дня образования своего музыкального учебно­ го заведения. За это время школу окончили 650 ребят. Более ста из них музыку и хореографию избрали профес­ сией. Анна Рослякова учится, например, в Московском му­ зыкальном училище им. Гне­ синых, Игорь Черников студент Московского военно­ музыкального училища по классу фагота. Но кем бы ни стали в будущем выпускника — врачами ли, педагогами, вы* сококвалифицированными ра­ бочими — главное в том, что они на всю жизнь полюбили музыку, духовно обогащаю­ щую их. Эту любовь к искусству при­ вили детям их наставники — преподаватели школы искусств. В их числе — завуч Н. С. Климова. Высококвалифици­ рованный опытный педагог ве­ дет класс фортепьяно. Более двадцати лет работает в шко­ ле Н- В. Тарасова. Ее воспи­ танники всегда радуют успе­ хами на смотрах и конкурсах. Большую шефскую работу по пропаганде и развитию музы кального самодеятельного ис­ кусства на заводе «Свободный сокол» ведет руководитель хора, преподаватель Т. Г. Ше ламова... В год сорокалетия Победы преподаватели и учащиеся работали особенно продуктив­ но. Они привяли участие в трех концертах, сбор от кото­ рых поступил в Советский фонд мира. Успешно выступили воспи­ танники школы искусств ва областном смотре-конкурсе. В числе его победителей — трио домристов, ансамбль ба­ лалаечников. Призером обла­ стного конкурса скрипачей стала ученица четвертого клас­ са Ирина Толубеева (препода тель Р. Н. Хацкелевич). Т. САФОНОВА. Вот и началась для ребяг незабываемая, веселая по­ ра летних каникул. Как луч­ ше, интереснее организовать ее для тех, кто пока не по­ ехал в пионерлагерь? Кол­ лектив педагогов-организа* торов объединенного управ­ ления быта и жилищно-ком­ мунального хозяйства Глав- липецкстроя решил всю ра­ боту сосредоточить в ком­ натах школьника, по месту жительства. В их планах — расширить сеть кружков, которыми руководят общест- венники, с целью всесторон­ него развития детского твор­ чества, позаботиться о том, К Т О х о з я и н ВО Д В О Р Е ? чтобы ребята больше зани­ мались спортом, чтением... С интересом отнеслись ре- бята к предложению при­ нять участие в выставках; посвященных 40-летию Побе­ ды — рисунков, плакатов на тему «Мы боремся за мир!», различных поделок. Лучшие изделия, выполнен­ ные руками ребят, были ре­ комендованы на ярмарку со­ лидарности. Деньги, выру ченные за них, перечислены в Фонд мира. Надолго запомнится ребя там встреча с ветеранами войны и труда, организован ная работниками ЖЭК- 6 . По четным гостям школьники подарили сувениры, изготов­ ленные своими руками, по казали большой концерт. М, ДОКУЧАЕВА, Прекрасно оборудован ка­ бинет ручного труда липецкой средней школы № 29 На снимке: заведующая ка­ бинетом, педагог-наставник Э. П. Соболева (справа) вме­ сте с молодой учительницей В. А. Баскаковой готовится к уроку труда. Выпускники сельских школ Долгоруковского района осо­ бенно горячо восприняли обра­ щение учащихся Большебоев­ ской школы, призвавших своих сверстников остаться работать в родном селе. Бее выпускники Стрелецкой школы, а их восемь человек, решили тоже остаться в своем хозяйстве. Несмотря иа то, что они достаточно хорошо владе­ ют сельскохозяйственной тех­ никой, свои будущие обязан­ ности распределили, учиты­ вая нужды колхоза имени Ко­ минтерна. Так, например, Вла­ димир Дронов будет пасти ста­ до вместе с Николаем Ивано­ вичем Кувппшовым, с которым уже два лета подряд провел на пастбищах. О СТАЮТСЯ В РОДНОМ СЕЛЕ На собрании, где обсужда­ лось обращение большебоев- ских выпускников к своим сверстникам, ребята решили от­ править Юру Ермолова учить­ ся на агронома — в связи с тем, что в хозяйстве нет тако­ го специалиста. Алексей Кри­ воносое, Леонид Мясоедов, Игорь и Виктор Образцовы придут в отряд механизаторов, где их уЖе хорошо знают. Алексей не раз отличался на пахоте, Виктор и Игорь разби­ раются почти во всех сельско­ хозяйственных машинах, при­ нимали активное участие в подготовке к севу. О причинах столь единодуш­ ного желания ребят остаться в родном хозяйстве говорит це­ лая система работы, сложив­ шаяся здесь под знаком «Кол­ хоз и школа». А она включает много форм: производительный труд на ферме, в мастерской, на поле, многочисленные встречи с передовиками произ­ водства, наличие сельскохозяй­ ственной техники в самой шко­ ле. И, конечно, работа в уче­ нической производственной бригаде, которая считается од­ ной из лучших в районе. Е. СЕРГЕЕВА. ЛЕТО В РАБОЧЕЙ СПЕЦОВКЕ Более ста пятидесяти стар шеклассников сельских школ Елецкого района в эти дни начали работать в шести лаге­ рях труда и отдыха животно водческого профиля. Базовые хозяйства — совхозы «Воро­ нецкий», «Талицкий», «Соли­ дарность», «Искра», «Про­ гресс», а также опытная сель­ скохозяйственная станция по­ заботились о том, чтобы соз дать хорошие условия для школьников. Все лагеря — стационарные, в них есть и столовые, и душевые, оборудо- дованы • спортивные площадки, комнаты отдыха. Большую пользу принесут старшеклассники хозяйствам, а вместе с тем и закрепят на практике полученные в школе теоретические знания по жн вотноводству. Иа один месяц все работники ферм крупно­ го рогатого скота хозяйств ушли в отпуск, а их рабочие места заняли школьники. Такие же межшкольные лаге­ ря труда животноводческого профиля созданы и во многих других районах области. Н. МАКСИМОВ, ШЕСТИЛЕТКИ В КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ Обучение детей шестилетнего возраста. Еще недавно эта форма носила экспериментальный характер. В новом учебном году классов шестилеток в области заметно прибавится. Как организовать занятия в них, чтобы учебно-воспитательный процесс был наиболее результативным? Над этим и другими вопросами думают многие педагогические коллективы. Их вни­ манию мы предлагаем материал, рассказывающий об экспери­ менте в Добринском и Липецком районах —• обучении шест тилеток в классах-комплектах. ...Звенит звонок, и начина­ ется урок русского языка для учащихся подготовительного и первого классов Большеот- радненской начальной школы Добринского района. Ведет урок Антонина Васильевна Ко­ марова. Детей в классе-комп­ лекте немного: шестилеток четверо, семилеток, которые приступили к обучению с 6 лет — восемь. Антонина Васильевна дает первоклассни­ кам задание — самостоятель­ но составить устный рассказ по картине «Весна» — и начина­ ет учить шестилеток писать букву. Спустя несколько ми­ нут она слушает ответ одного из первоклассников- Оценив его, Антонина Васильевна предлагает ребятам выписать слова, отвечающие на вопрос «кто?» из текста, подготовлен­ ного на доске. Семилетние дети приступили к работе. А Антонина Василь­ евна уже поощряет младших, отмечает их успехи, показы­ вает лучшие работы. Они еще не устали, но учительница улавливает момент передышки, говорит: «Может быть, поиг­ раем?» Она называет слова (хлеб, корова, стог, хлев, пе­ тух и др.), а дети хлопком от­ мечают те, где имеется звук, который они сегодня изуча­ ют. Молчаливый кивок учитель­ ницы, и к доске выходит один из первоклассников. Он про­ водит физминутку сразу с обеими группами. Дети делают гимнастические общеразви­ вающие упражнения с удо­ вольствием. После этого снова наступает рабочая тишина. Быстро проходят первые 20 минут урока, а дел как у шес­ тилетних, так и у семилетних еще немало,- Подготовительный класс су­ ществует в этой школе всего второй год, и учительница прямо говорит, что ей особен­ но трудно вести тот этап уро­ ка, когда для малышей (их урок короче) наступает пере­ мена. Шестилетии должны иг­ рать одни. Куда их лучше на­ править? На улицу, в коридор? В любом случае, они остаются без присмотра. А может быть, лучше урок сделать 35 минут­ ным и в первом классе? Тогда эти трудности будут сняты. А теперь поприсутствуем на уроке в Косыревской началь­ ной школе Липецкого района у учителя Леонида Николае­ вича Никуличёва. Он ведет математику одновременно с подготовительным и вторым Эксперимент продолжается классами. И в том, и другом — по семь человек. Учитель начал свой урюк с общего эта­ па — устного счета- Послож­ нее примеры предлагались второклассникам, попроще — шестилеткам. Устный счет за­ кончился, и старшие ребята приступили к самостоятельной работе. А Леонид Николаевич вновь занялся с малышами. Дети неожиданно предло­ жили: «Давайте поиграем!» Учитель согласен, ведь новый материал молено дать и в та­ кой форме. Они «срывают» две рюмашки и три василька, за­ тем наоборот, при этом коли­ чество цветов получается оди­ наковым.» Это и требовалось усвоить. Дети любят играть, и педагог, понимая это, мудро направил игру в нужное рус­ ло... -'.# 4 Учителю в классе-комплек­ те, конечно, трудно, но малы­ ши этого не чувствуют. Каж­ дому кажется, что педагог приходит именно к нему и в тот момент, когда это особен­ но необходимо. В этом, впро- чем, и заключается педагоги­ ческое мастерство. Опыт экспериментальных классов-комплектов показал, что к концу первого полугодия малыши уже воспринимали за­ дачу, поставленную учителем, научились рассуждать и пра­ вильно планировать свою дея­ тельность, выполнять без по­ стоянной помощи очередное задание, осуществлять само­ контроль. В ходе трехлетнего экспери­ мента проверялись различные варианты сочетания классов в комплекты: подготовитель­ ный объединяли и с первым, и со вторым, и с третьим. На­ блюдения показывают: наибо­ лее успешно идет обучение в комплекте «0—2», так как вто­ роклассники имеют относитель­ но' устойчивые навыки само­ стоятельной работы. Это дает возможность больше уделять внимания шестилеткам и до­ биваться хороших результа­ тов. \ Очень сложна организация учебного процесса в комплек­ те «0—1» ввиду неподготовлен­ ности обоих классов к выпол­ нению самостоятельной рабо­ ты. К тому же, здесь трудно начинать урок. ' Приходится учителю делать и излишне ча­ стые переходы от класса к классу, так как навыки учеб­ ного труда у шестилеток не сформированы, а у первокласс­ ников — еще недостаточно от­ работаны. Поэтому и меньше возможностей вооружать уча­ щихся глубокими и прочными знаниями, особенно трудно ре­ шаются задачи по их развитию и воспитанию- Комплектование «0 — 3» так­ же менее желательно, так как третий класс является выпуск­ ным и требует значительной работы по совершенствованию умений и навыков, получен­ ных в начальной школе. А уча­ щиеся подготовительного клас­ са не могут длительное вре­ мя работать самостоятельно, без учителя. О многих, поднятых в этой корреспонденции проблемах, шел обстоятельный разговор на Всероссийском семинаре, состоявшемся в этом году в Бресте. В ходе семинара вы­ ступили сотрудники научно- исследовательского института школ Министерства просвеще­ ния РСФСР, которые, ссыла­ ясь на опыт эксперименталь­ ных школ нашей области, рас­ крыли некоторые особенности обучения детей шестилетнего возраста при одновременной, работе с другим классом. 3. СТЮФЛЯЕВА* заведующая кабинетом начального обучения Липецкого института усовершенствования учите­ лей, заслуженный учитель школы РСФСР, ... ю АК правило, трево­ га начинается, когда сыну испол­ няется 15—16 лет. До этого воспитание «ребенка» протека­ ло спокойно: папа, вернувшись с работы, отдыхал, загоражива­ ясь газетой от любых сетова­ ний жены на поведение малы­ ша, затем школьника, затем — подростка. И вдруг — вот она, проблема отцов и детей, всплыла, когда сын уже в девятом классе: грубит, курит, пренебрежителен ко всему-.. Беду просмотрели. Не были подготовлены к тому трудно­ му периоду в жизни, который именуется «переходным воз­ растом», когда у подростка по­ является раздражительность, когда он становится обидчи­ вым, сверх меры возбудимым, подозрительным, агрессивным, особенно нуждающимся в чут­ кости, терпении, понимании и любви родителей. Ведь для того, чтобы ребенок получил должное воспитание, навыки, привычки и, наконец, стал личностью, он обязательно дол­ жен испытывать влияние ма­ тери и отца, а сын — особен­ но отца. Сегодня всеми своими дела­ ми школа должна сблизить отцов и детей, объединить их духовно, найти "общие дела, «...следует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспита­ ние подрастающего поколе­ ния», — требует реформа школы. Об этом говорилось и ва областном совещании пред* ОТЦЫ И ДЕТИ ПО ЗНАКОМ ЬТЕСЬ С СЫНОМ седателей родительских коми­ тетов и советов содействия семье и школе, состоявшемся весной этого года* Подчерки­ валось, что школе по силам помочь исправить многие ошибки семейного воспитания. Большую работу проводит с родителями педагогический коллектив липецкой , средней школы № 5. Взаимоотношения учителей с семьей здесь уже несколько лет носят продуман­ ный, системный и взаимообо- гащающий характер. Чтобы лучше узнать инте­ ресы семьи, ее особенности, нередко проводятся анкетиро­ вания родителей и учащихся. В школе действует универси­ тет педагогического всеобуча. Для чтения лекций привлека­ ются врачи, юристы, преподава­ тели высших учебных заведе­ ний. Интересными, например, были для всех лекции Н. Ю. Душиной «Возрастные осо­ бенности подростков-шести­ классников и их учет в семей­ ном воспитании», Р. М. Фунта- ковой «Психолого-педагоги­ ческие особенности старшего школьника» и другие. В традициях школы — экс­ курсии учащихся на базовое предприятие — НЛМК, орга­ низуемые учителями и ро­ дительским комитетом- Так, в минувшем учебном году вось­ миклассники побывали в цехе кислородного производства комбината, затем в СИГУ № 20, 26, 21. Они получили хорошее представление 6 ра­ бочих профессиях, о том, где их можно получить. Не слу­ чайно, многие из них подали заявления в профтехучилища. Однако до недавнего време­ ни во всей этой работе с деть­ ми большее участие принима­ ли мамы. Как же побудить и отцов к серьезному участию в воспитании детей? — задума­ лись учителя школы. Родительский комитет, воз­ главляемый Владимиром Ива­ новичем Цветковым, кандида­ том математических наук, вме­ сте с педагогами провел свое­ образное исследование с це­ лью анализа, почему роль от­ цов в воспитании детей дома и вне дома пассивна. В младших классах ребятам предложили написать сочинения-зарисов­ ки «С кем я люблю отдыхать», в старших — анкету: «С кем •бы ты предпочел провести свободное время;г стал совето­ ваться в сложной житейской ситуации? Кто и какую по мощь оказывал тебе в выборе профессии?» Малыши дружно написали что любят проводить свобод­ ное время с родителями. Вот некоторые выдержки из сочи­ нений. Много добрых слов на­ писано о мамах, но и о папах — немало: «Я люблю отдыхать с папой й мамой, потому что вместе всем нам весело». «Больше всего люблю с папой бывать в деревне». «Когда я была ма­ ленькая, папа учил меня чи­ тать, а потом научил кататься на коньках». «С папой мы ча­ сто ходим в магазин, моем по­ лы, выбиваем ковры, делаем игрушки. С ним очень инте­ ресно». «Он часто рассказыва­ ет мне о том, как служил в армии. Папа был погранични­ ком и охранял границу от вра­ гов». «Каждый Новый год наш папа — Дед Мороз. А однаж­ ды мы ездили с ним в лес и даже ночевали в палатке...» Да, приятно читать, почаще бы таких «однажды*. Но-., взрослеют дети, отдаляются от родителей, и особенно от пап. Вот уже восьмиклассник с горечью пишет: «Папа меня не понимает». А из 88 девяти­ классников на вопрос анкеты «С кем бы ты предпочел про­ вести свободное время?» толь­ ко 11 ответили: «С родителя­ ми», остальные предпочли сверстников, друзей. Со сверстниками приятно развлекаться, с друзьями — говорить о своих переживани­ ях. В трудную минуту лучше обратиться прежде всего — к маме. Да, по данным анкеты, мама во много раз детям бли­ же, чем отец. В липецкой средней школе № 5 решили всерьез заняться ...воспитанием пап. Торжественно было в тот ве­ чер в школе. В коридорах, классах собрались только муж­ чины. Они пришли на специ­ альную конференцию «Роль от­ ца в воспитании детей». Внимание всех привлекла выставка поделок «Что могут наши дети». Она явилась ито­ гом недели труда, проведенной накануне. Большой интерес вы­ звала выставка детских рисун­ ков, посвященных одной тема «С кем вам нравится отды­ хать?» Они красноречиво рас­ сказали о том, какой досуг, как правило, предпочитают в той или иной семье, где детям уде­ ляют внимание и где — равно­ душны к их свободному вре­ мени— На конференции отце® шел в этот вечер деловой разговор о необходимости духовного об­ щения с детьми, затрагивались -различные проблемы воспита­ ния в семье, в частности, пра­ вовое, организации свободного времени учащихся. Григорий Юрьевич Пенкно- вич, доцент индустриально-пе­ дагогического факультета ЛГГТИ, подчеркнул:' . — Все мы много работаем, и у нас действительно не так много свободного времени- Причина как будто уважитель­ ная и ею можно оправдать многое, что мы, будем откро­ венны, и научились делать. Но, скажем прямо, времени не хватает обычно чаще на то, чем человек не очень хочет заниматься. У многих отцов часа лишнего не находится на изучение собственных детей. А как много мы можем сде­ лать, чтобы научить ребенка разумному и полезному досугу. Известно, что средняя про­ должительность жизни чело­ века — 70 лет. Свободное вре­ мя составляет 27 лет. И если эти годы провести впустую, то не слишком ли велики потери? Ничем не увлеченный чело­ век обкрадывает себя. Мы, взрослые, должны сделать все, чтобы внутренний мир расту­ щего человека одухотворяли и каждый день, и каждая мину­ та его жизни. Отец должен помочь сыну, дочери перешаг­ нуть порог совершеннолетия с уже развитыми духовными потребностями. Иначе может случиться так, что он, не на­ копив действительных ценнос­ тей жизни, будет жить лож­ ными. Ц в погоне за сомни­ тельными удовольствиями, в беспечной трате своих сил на бессодержательный досуг, бу­ дет успокаивать себя расхо­ жей фразой: «Один раз жи­ вем!» Многие добрые советы, вы­ сказанные в тот вечер на кон­ ференции, взяли на вооружение папы. Было решено почаще проводить такие полезные встречи в школе. И это реше­ ние было выполнено. В минув­ шем учебном году отцы при­ глашались в школу много раз — и на общешкольные, и на классные собрания. Характер­ но, что теперь папы стали го­ раздо активнее помогать в различных делах школы, каса­ ется ли это практической ра­ боты в ее ремонте, организа­ ции экскурсий на предприя­ тия, участия в дежурствах в микрорайоне, проведения, классных часов с учащимися^.., «Наши дети должны быть лучше нас, и мы должны вос­ питывать их лучшими людь­ ми», — эти слова Н. В. Шел- гунова как нельзя лучше вы­ ражают основу семейного вос­ питания- И в этом кропотли­ вом, требующем неизбывной любви к детям, важнейшем де­ ле родителям нельзя «уста­ вать». ...Сегодня сьщ обратился к отцу с вопросом. Не спешите отмахнуться от него, пригото­ вив «по занятости» незнача­ щий ответ. Послушайте сына, познакомьтесь с ним... В. ГОНЧАРОВА, выешт. корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz