Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
26 м ая 1985 г., № 120 (17 217) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Э Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я С Т Р А Н И Ц А Але кс ан др ВАСИЛЬЕВ Глеб ГРИДИН ОРЁЛИК Комбайнера Ар х ипова дома, конечно, не оказа лось, и нам пре дстояло найт и его в по ле. Мы прошл и на ток, чтобы до ждаться машины, которая от вез ла бы нас т у да. — С коро ли она придет? — спросил отец у приемщицы зерна. —'Так ведь по нынешнему урожаю и ездки, — ответство-' вала дородная весовщица. — Все зноем спалило. Вот и ездки редки. Но скоро должна быть машина от Архипова, не от од ного его комбайна возит Вик тор Чурсин. Урожай и в самом деле был беден. Это было видно по бур там ржи, пшеницы и ячменя, сортируемыми на току. Через полчаса пришда маши на от Архипова, и мы помча лись на Черниговское поле, что за Моховатым прудом. Все трое уместились в кабине. Шо фер говорил не без досады. — И чего о нас нынче пи сать? Урожай обычный для за сушливого лета. Васильки да осот. Теперь, прежде чем бун кер заполнится, часа два про ждешь. Думал на «Жигули» заработать, да ничего не вы шло. Сегодня и уборка вся кончается... Принимай коррес пондентов, Павлыч! ■— еще издали крикнул из окошечка Виктор. — Ну, Орелик, ты пока тут без меня управься. Вот тебе и помощник. А . мне с человеком поговорить надо, — обратился комбайнер к веснусчатому и ясноглазому пареньку, спрыги вая с «капитанского мостика», и обращаясь ко мне, проговорил: — Хочешь подержать баранку? Тогда полезай к Володьке в кабинку. Отец с Архиповым сели на краю балки, поросшей жест кими бессмертниками, беседо вать. Я спросил помощника комбайнера: — А почему тебя Ореликом зовут? — Орловы мы, вот Ореликом и кличет, чего ж тут не по нять? — обернулся ко мне Во лодя. — Хочешь поводить ма шину? Держи баранку. А если опасаешься, что споткнешься, давай вместе. Становись рядом и клади ладони подле моих. Я робко взялся за баранку, но машину слегка подкинуло на спекшейся глудке, и я инс тинктивно ухватился за руль со всей крепостью. Крутилось мотовило: делови то сновал под шнеком жатки нож, собирал со всего захвата жатки и подавал стебли с тще душными колосьями под свои стальные пальцы шнек; захва тывали и клали свою скудную поживу на транспортер наклон ной камеры расторопные ус лужливые пальцы шнека; и тот бесстрастно препровождал колосья под приемный битер к барабану. Деловито смолотятся в барабане колосья. При помо щи подвижной системы особых клавишей часть зерен просы пется в подбарабанье, часть стряхнется на грохоты и реше та. Беспрерывно нагнетается вентилятором сухой жаркий воздух. И гонит его упругая струя через решета, решетный стан, приемную доску и элева тор вышелушанное и отвеянное от пустого колоса и стебля зерно в заветный бункер, от куда оно ссыпется через рукав в кузов чурсинского самосва ла... Обо всем этом рассказывает мне тут же, на капитанском мостике, вихрастый, с невыго- раемыми веснушками, хороший парень Орелик. Умная машина — комбайн «Нива». Как говорится — рабо тай, не ленись, крепче держи баранку, молоти да молоти хлебушко, вози да вози его на СВЕТЛОЙ БЫТЬ Так хотелось мне на свете светлой быть, научиться всех жалеть и всех любить, имя, выбранное мамой, оправдать. долго траурных одежд не надевать. Но чем совестней старания мои, тем все горестней страдания мои. Не успеет друг родной руки подать, как беда с бедой сестрою станут звать. Отодвинусь от одной — другая здесь. Тут спасут — а там несут дурную весть. Страх несчастья сердце гложет, душу ест, будто перст судьбы на мне поставил крест. Но ведь даже самый сильный, самый злой рухнет запросто под тяжестью такой. Я-то, слабая, не этого боюсь, а того, что не сломаюсь — надорвусь, а того, что свет в себе я погашу и в потемках никого не пощажу, как незрячая, сквозь все и всех пройду, превращусь сама в ходячую беду. Недолго жить в заманчивых садах. ток. Да не тут-то было, одна ко. Вот и ездки все реже. Ког да-то там наберется полный бункер зерна с такой опален ной бездождицей жнивы... И соломы За архиповским ком байном, как и за другими — так, самая малость. Возвращается Николай Пав лович. Он, с худощавым, исто вым и тонким ликом, на кото ром выделяются искрящиеся и одновременно припечаленные серые глаза, представляется мне сросшимся с этим воспален ным полем, с его окаменев шими ячменными зернами и переплавленной в прах почвой под ногами. Мне не хочется уходить с капитанского мостика комбай на. Я уж е сдружился с Орели ком, спрашиваю его о самом главном для себя. И, наверное, для него самого тоже: — И давно ты на жатве в каникулы работаешь? Почему ни в лагеря, ни на море не уезжаешь? — А куда уезжать? У нас тут пруд Моховатый лучше всякого моря. И вода-то в нем, поди теплей, до дна прогрева ется. Да и на море за лето триста рублей не заработаешь. А я уж тут четвертый сезон Павлычу помогаю. Мопед ку пил. «Спидола» имеется. Цвет ной телевизор для мамки соби раюсь достать. Из окна кабины отлично бы ли видны сверху все окрест ности: пруд Моховатый, живот новодческие и хозяйственные постройки совхоза «Ульянов ский», далекие серебристые, как ракеты, сенажные башни, просторные поля и леса по обе стороны Дона... Далеко из травы метнулась в сторону разбуженная «Ни вой» глазастая птица, должно быть, сова или филин, выбежал почти из-под самых колес ушастый заяц, завис над куро паткой или косым хваткий кор шун. Накатило чабрецовым ду хом со стороны лога. — А ты это можешь только в кино увидеть да обо всем этом лишь в книжке прочесть. А почувствовать и не почув ствуешь, — улыбнулся Воло дя. — Ну да . ладно, заговорил ся я с тобою. Вон твой отец идет. Да и Павлович отмашку мне делает: коси, мол. Навер но, на Моховатый купаться поедете. Он у нас, Павлович, любит всякие там интервью на пруду, давать. Плывет, а сам разговаривает с тобой. Двад цать лет он в совхозе, а рань ше целину в Казахстане под нимал. У него и орден Ленина есть, и «Москвича» ему бес платно государство выделило... Бункер заполнился зерном. Я смотрел, как оно перелива ется в подъехавшую машину и думал, каким сладким и сыт ным представляется Орелику добытый собственными руками хлеб. Николай Павлович пригласил нас с отцом к себе, угостил парным молоком с медом и яб локами из своего сада. — А правда, что Володя четвертый сезон с вами работа ет? — спросил я у комбайнера. — Скромничает Орелик наш, — с отцовской нежностью от ветил . Архипов. — С девяти лет он с комбайнами дружбу водит. Про него и в «Правде» писали, и грамоты ВДНХ он заработал. — И, посмотрев на отца, убежденно добавил: — Не о нас, а о таких вот, как Володя Орелик, писать надо побольше. Ведь такие парниш ки — будущее нашего села, И я решил рассказать об Орелике из села Бутырки, что в Задонском районе, в лесном и полевом верховье Дона — знаменитой реки. Знаменитой не только на целую страну, но и на весь белый свет. недолго птицей вольной притворяться, Пора, пора в дорогу собираться — напоминает ветер в проводах. Ловлю слова о счастье, о добре — в устах чужих они других не хуже. Затягиваю ремешок потуже, чтоб продержаться в сту же, в декабре. Когда земля промерзнет до корней и ты продрогнешь с ней до всех поджилок, тогда не до ухмылок и ужимок: поступки тверже,, помыслы ясней. Не прочь порой порассуждать иной о тяготах мирских — где на поверку не дует снизу и не каплет сверху... Вот тут и говорун — почти герой. Что ж, мужичок пошел не простачок устойчивой породы, без подделки: одни опал с лица — все вроде белки, другой оплыл — грызун, бурундучок. И все ж не этот опыт смысл таит. Я встречу тех, в ком не окостенела движенья радость, страсть служенья делу, с кем разделить дорогу предстоит. Ч ТО Г О В О Р Я Т Д Е Р Е В Ь Я - Считаем мы, По своему незнанью, Что глухи И безгласны дерева. Но как шумят дубы На вечевом собрании! Какие у берез Нежнейшие слова! Как роща тополей. Сражаясь с ураганом, ' Когда он набежит вдруг. Необуздан, дик, Сдвигается плотней, Звучит, гудит органом. Нет, у деревьев есть Таинственный язык. И в старой яблоне У кособокой хаты С тобой я вижу сходство, Моя родная мать, Вы отдавали все, Чем живы, чем богаты, Когда, казалось, нечего Уж было отдавать, Услышу иногда Небрежное «деревня», И узнается за словом Привычный дармоед ...Послушайте, Что говорят деревья. В них мудрость С добротой Копились тыщи лет. Деревня происходит От деревьев. Считалось, что она Отстала и глуха. От этих ж е корней — Эпитет «древний». Такое вот родство У моего стиха. Леонид ШИРНИН СПАСИБО, РУСЬ... Ходит солнце в Поле Диком — Сеет стрелы— На припеке ежевика Разомлела. Это лето таровато Небывало... Мне кукушка долго жить Накуковала. В тишине стоит до ночи Дух полынный... Отыщу перо сорочье Под калиной, — Разомну душистых ягод В теплой горсти, — Напишу об этом песню На бересте И о том, что в жизни лето Раз бывает, — Птицы пусть по белу свету Распевают!.. * * * Отлогий берег, выцветший песок, А на песке — лосиные следы, Идущие к реке наискосок; И квелый хвощ. И ветер от воды... Гляжу, как солнце золотит кугу, Стогует день над лесом облака... ...А брат ушел: пошарить на лугу Гусиное перо для поплавка. » ...Спасибо ж, Русь, за то, что нет войны. За чистый свет целительных дубрав, За что хранишь под сенью тишины Исток любви. Гармонию добра... * * * \ ; Терпко пахнет сосною и дубом, Вянут тени над зыбью полян. Солнце, словно малиновый бубен В тонковейный скатилось туман. До свеченья земля разогрета. По низинам звенит мошкара, И сухое, медовое лето Невесомо течет у двора. И, сбегая в долину отлого, Где цветковое бродит вино, — Небеса отражая, дорога, Под колесами ткет полотно... * * * В небеса метелицу, — завей-ка, — День весенний, от черемух бел!.. ...Застолбил три сада соловейка, Хворостину каждую опел... И свою задачу понимая. Всех ревнуя к родине своей, — Так он славил наступленье мая, Как чужой не смог бы соловей!.. Вячеслав ДЕНИСОВ ПОТОК Ружейный залп. Святая тишина. На площади, заполненной народом, У обелиска буйствует весна. Сороковая, с памятного года. И устремляясь в неба синеву, Из Моцарта торжественно печально, Звучит хорал, усилив тишину, Не нарушая святости молчанья. Людской поток. Пурпурные , цветы. Ложатся памятью к подЛзжью обелиска, Глаза людей правдивы и чисты. В них боль души я вижу очень близко. Под обелиском в вечной тишине Солдаты, не дожившие до ныне, Я стал годами старше / их вдвойне, Они навек остались молодыми. Светлана МЕКШЕН 80 Л Е Т СО Д Н Я РОЖ ДЕНИЯ М . А . ШОЛОХО ВА Ростовская область. 24 мая исполнялось 80 лет со дня рождения М. А. Шолохова. На Верхнем Дону, на роди не писателя, открылась юбилейная экспозиция. Скоро здесь будет создан Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова. В его составе окажутся хутор Кружи- лин и две станицы Карганская и Вешенская. Десять ты сяч гектаров леса, водоемов, лугов войдут в охранную зону музея-заповедника. Природа Верхнего Дона питала творчество писателя, дарила ему часы отдыха. Стани ца, Вешенская — один из главных объектов музея-за поведника Писатель прожил здесь 60 лет. В Вешенской создавались «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сра жались за Родину», «Судьба человека». В Вешенской же установлен бюст дважды Героя Социалистического Тру да М. А. Шолохова. Он смотрит на Дон. На снимках: М. А. Шолохов; в доме писателя Мария Петровна Шолохова, сын писателя Михаил и его жена Ляля, директор музея-заповедника Н. А. Булавин отби рает экспонаты для му зея в кабинете М. А. Шолохова. Фото Е. Недери. (Фотохроника ТАСС). Евгения КУЗИНА участница Великой Отечественной войны. К А В А Л Е Р И С Т Конь мой пегий, неподкованный, Незанузданный пока. Унеся во дни суровые Отставного седока. Унеси туда, где жгучие Ветры били наповал. Где с коня по воле случая Замертво я не упал. Где земля, войной изрытая, Воспротивилась врагу. Прикасайся к нёй копытами На ходу и на бегу. С перехваченным дыханием Остановимся на пей В час, когда победным пламенем Вспыхнет отсвет трудных дней. Иван ЛЫСЦОВ Вставай, жеребенок, ты слышишь, вставай: Воробышки нынче с утра раскричались, И солнце встает, как большой каравай, И поле вовсю огласилось ручьями! Мы ивовый лук свой сегодня возьмем, Оттянем его тетиву завитую— И резвой стрелою, как будто копьем, Пронзим облаков череду золотую. Вставай, жеребенок, — чтоб видел и я: Как сам подрастаю я вместе с тобою. Нам вешнее солнце и ветер — друзья, И мы позовем их в дорогу с собою. По ближним улогам и дальним холмам Отправимся четверо (Солнце — чуть выше!) И пусть позавидуют в городе нам, И песню о счастье нам эхо напишет._ Словно от звездочки дальней. Что умерла, не живет, Свет глубины изначальный Весь изошел — а идет. Что-то благое пробиться Снова во всем норовит: Светятся разумом лица, Избы, дубравы, зенит. Зыбок он, свет изначальный. Только работа — идет. Вон за березкой венчальной — Целый уже хоровод! * * * Листья опавшие синей волною колеблет. И до прозренья чиста и ясна глубина! Роща багряная клику прощальному Енемлет. Бледною девою смотрится в воды луна... Все это — наше, российское, если хотите. Там, в междузвездье, печали моей не понять. Птица — и та по-иному в пролетном зените Чувствует смутно родимой земли благодать. Быстро сгорает российское пылкое лето. Скоро на золото вьюга положит запрет... Как не заменит мне родину целая эта планета — Так не заменят мне землю плеяды планет. Сергей ПАНЮШКИН Свинец и день и ночь Прерывисто свистел. Как будто ветер всочь, — В меня Свинец Летел. Я тоже — не слепец, Брал на прицел врага, — Летел и Мой свинец Вдоль жолоба штыка. ...Стоит у верстака Наборщик со свинцом. Летит свинец-строка Противнику В лицо. Мне самолеты детство сберегли. Мечту летать я — взрослый воплощаю. Внизу плывут игрушки-корабли, Когда над океаном пролетаю. О звездах думы детство сберегли: Весной волнуют радужные арки, А летом, отрываясь от земля, Бросаюсь в россыпь звезд с кормы бударки. И сны... И сны мне детство сберегли: За шестьдесят, — а я еще летаю. Через пути, что в детство пролегли, Уверенность и силу обретаю. ЖАВОРОНОК Чуть блеснет апрельский день, Он в кустах не ищет тень. Он спешит под облака. Где и солнца нет Пока. А сверкнут его лучи, — Певуна Петь не учи. Чутким слухом улови Песню Солнцу И любви. ...А за ним, его тропой Взвился коршун На разбой. А певун поет, поет, ( Продолжает Свой полет, Набирает высоту. ...Смерть, — так с песней На лету. Надежда ЗАВЕЛЕВИЧ Я все детство в деревне жида. Раньше часто случались пожары. Ведь соломенной крыша была, А дома были ветхи и стары. На пожар всем бежали селом Даже мы, ребятишки, бежали. Ночью страшен горящий дом, И все вместе огонь заливали. А на крыши соседних домов Мужики посильней становились, Поливали крыши водой. Чтобы эти дома сохранились. А сегодня опасность грозит Ведь не дому, а целой Земле. Как бы вместе пожар потушить. Как тушили мы в нашем селе? А М Е Р И К А Н С К А Я Т Р А Г Е Д Н Я ТЕбДОР ДРАЙЗЕР О ДВУХ ОБРАЗАХ ЖИЗНИ ------------------- ----------------------------------------------------------------- О Теодоре Драйзере совре менники говорили, что он при вил литературе США «сме лость, честность и страстную любовь к жизни». Сегодня, об ращаясь к его творчеству, мы отмечаем удивительно актуаль ное- звучание его произведений, и вновь вслед за великим пи сателем пытаемся осмыслить трагическое столкновение зако нов буржуазного мира с жаж дущим счастья и свободы чело веком. Американская Мечта об Ус пехе манила, обещала счастье и... требовала жертв. К моменту появления «Аме риканской трагедии» Драйзер был уже автором нескольких больших произведений. Его первый роман «Сестра Керри» ворвался в спертую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, знаме нуя собой новый этап развития американской литературы. Этот роман вызвал гнев, воз мущение буржуазной критики, был признан опасным. Почти весь тираж романа, в котором буржуазное общество увидело «оскорбление Америки», так и остался в подвалах типографии. Писателя обвинили в амораль ности, но не она вызвала столь сильное беспокойство. Роман тревожил смелыми кар тинами мрачной, поистине му чительной жизни рядовых аме риканцев. Драйзер хорошо знал эту жизнь. Сын разорившегося мел кого предпринимателя рано понял, что такое борьба за существование. Позже Драйзер будет вспоминать: «Я родился бедняком. Бывали времена, когда я в ноябре и в декабре ходил без башмаков, босиком. Я видел, как страдала от нуж ды моя любимая мать и, впа дая в отчаяние, заламывала руки от горя». В 16 лет он на чинает самостоятельно зараба тывать на жизнь, проходя свои университеты в трущобах Чи каго. Работа Драйзера репортером в течение нескольких лет обо гатила его знанием огромного жизненного материала. И по тому история молоденькой де вушки Керри Мибер, приехав шей из провинции в Чикаго в скромной надежде найти свое место под солнцем, становится для Драйзера возможностью «сказать правду, как она есть». Рассказать об Америке без прикрас значило обнаружить «бездонную пропасть, разде ляющую слои американского общества». Драйзер сопостав ляет положение социальных низов с фасадом американского капитализма — крикливыми рекламами, богато освещенны ми улицами, «красивой жиз нью», о которой мечтают, пы таются Iдостичь любыми спо собами многие герои его про изведений. В судьбе Керри Драйзер по казывает, казалось бы, осуще ствление мечты об успехе: в конце романа перед нами пре успевающая актриса, пользую щаяся благами «красивой жиз ни». Но почему тогда так ще- мяще грустен финал, почему успех оборачивается трагиз мом жизни? Драйзер с беспощадной че стностью отвечает на этот воп рос: каждый шаг к успеху, к благополучию сопровождает ся утратой лучших человече ских качеств. Путь наверх ока зывается в равной мере путем вниз, путем морального паде ния. В следующих книгах Драй зер продолжал развивать ту же тему — тему столкновения американской мечты и дейст вительности. «Дженни Гер хард», «Трилогия желания» •— это этапы пути писателя, иду щего к своей главной книге. В каждом из этих романов опять и опять Драйзер с бесстрашием великого художника обнажал кричащие социальные проти воречия капиталистической страны. Писателю были чужды идеалы буржуазной Америки, он жаждал перемен, жаждал увидеть новый мир. Великий Октябрь стал тем мировым взрывом, который до основания потряс все привыч ные устои буржуазного обще ства. Драйзер с искренней симпатией следил за события ми в революционной России, «ищущей новых и лучших форм политического и социаль ного устройства». Свою творче скую деятельность писатель прямо связывал с влиянием, которое оказала на него рево люция в России. Он писал: «К этому источнику света я обра щал свои взоры и находил поддержку в вдохновение для творческой работы». В середине 20-х годов США переживают наиболее благопо лучный период своего разви тия. После кризиса 1920-— 1921 гг. наступила пора частич ной стабилизации капитализ ма. Буржуазная пресса спеши ла провозгласить начало «золо того вёка» в развитии страны. «Беден только тот, кто хочет быть бедным», — утверждала «американская мечта». И в это внешне благополучное время Драйзер первым начинает бить тревогу, бить в барабан (одна из его книг того периода так и называется — «Бей, барабан!»). В 1925 году появилась книга, которая наперекор потокам безудержного славословия о «золотом веке» предложила ис торию не американской мечты, но американской трагедии. Широко известно, что в ос нову романа «Американская трагедия» легли факты судеб ной хроники по делу Честера Джиллета, убившего свою воз любленную в надежде на более выгодный брак. Но в рабочей папке Драйзера, по свидетель ству близких, лежали материа лы пятнадцати подобных убийств. Сам писатель уже после окончания работы над романом писал: «Я долго раз думывал над этим делом, и мне казалось, что в нем отразились все стороны нашей националь ной жизни: политическая, со циальная, религиозная, практи ческая, эротическая — ведь так типична эта история, и ее ге роем мог бы стать любой па рень, выросший где-нибудь в проэинциальном городе. Вот истинная правда о том, во что превращает человека жизнь и как человек бессилен против нее». Главным героем романа и становится один из многих мо лодых американцев. Драйзер подчеркивает, что Клайд Гриф- фитс обычный, все его досто инства и недостатки присущи не только ему, они типичны для Америки. «Как всякий средний молодой американец с типично американским взгля дом на жизнь», — так начина ется авторская характеристика К\айда. Он ничем не выделяет ся среди своих сверстников, как и все, мечтает лишь о том, что предлагает ему в качестве идеала буржуазное общество. Клайд стремится выбиться в люди, достичь стандартного благополучия, пересечь «разг раничительные линии между бо гатыми и бедными». Клайд усердно усваивает законы бур жуазной Америки, покорно следует им, но тем не менее гибнет. Что же делает Клайд Гриффитс не так? Свою мечту «выбиться в лю ди», достичь легкой жизни Клайд пытается осуществить теми способами, которые так усердно рекламирует буржуаз ное общество — удачная ж е нитьба, по мнению героя, мо жет, наконец, помочь ему по пасть на верхние ступеньки об щественной лестницы. Препят ствием на этом пути становит ся возлюбленная Клайда, про стая работница Роберта Олден. Драйзер показывает, как при ходит Гриффитс к мысли об убийстве Роберты. Герой рома на так и не решится убить воз любленную, но гибель Робер ты, как и преступление Клайда неизбежны. Преступление Гриффитса явилось следствием противоестественных и пара доксальных контрастов окру жающей жизни, это преступ ление общества, растлевающе го души КлаДда и многих дру гих молодых американцев ми фами о равенстве, великих воз можностях, истинном амери канском демократизме. История героев Драйзера бы ла особенно глубоко трагична, потому что крушение «великой иллюзии» было реальной траге дией д\я миллионов людей, уверовавших в нее. Позже Драйзер ставит перед собой задачу вскрыть причины миллионов американских тра гедий и показать пути уничто жения социальных конфликтов, их порождающих. Так рожда ется публицистическая книга «Трагическая Америка», в ко торой писатель открыто заяв ляет: «Я выступаю не столько против Рокфеллера, Гульда или Сейджа... сколько против си стемы». 7 ноября 1927 года Теодор Драйзер лицом к лицу встре тился с другой системой. Его приезд в Советский Союз был связан с мучительными поиска ми ответов на основные вопро сы своей жизни и творчества, а также и на основные вопро сы существования американ ского народа. Драйзера интере совало в нашей стране все. Он отмечал отсутствие нищих на улицах, удивлялся трудовому энтузиазму народа («Я считаю, что Россия, вероятно, станет могущественнейшей экономи ческой силой мира» — писал он), констатировал культурный рост советских людей и при этом утверждал, что только эта система учит свободно мыслить. Возвратившись в Америку нашим верным другом, энтузи астом социалистического строительства, он напишет честную книгу «Драйзер смот рит на Россию», в которой ска жет: «Здесь „имеется государст во, которое, как государство— видит в- человеческом разуме то созидательное орудие, кото рое, будучи освобожденным от догмы и рабства всякого рода, действительно может вывести человека из невежества и ни зости к знанию и счастью». В июле 1945 года Теодор Драйзер вступает в коммуни стическую партию США. Его письмо Уильяму Фостеру о вступлении в партию является идейным завещанием амери канскому народу. «Весь путь моей жизни и творчества логически привел меня в лагерь коммунизма»,—■ писал Драйзер, четко опреде ляя тем самым смысл того исто рического акта, каким явилось вступление крупнейшего аме риканского писателя в ряды коммунистов. Драйзер так оценил победу над фашизмом: «Величайшую роль сыграла в этой победе страна, которая, построив со циализм, показала величайший в истории пример тех высот, которые могут быть достигну ты свободным народом с верой в себя и во все прогрессивные силы человечества, — Совет ский Союз». Как не вспомнить в наше не спокойное время мудрые слова Драйзера о значении «единства демократических народов все го мира», о том, какую огром ную ценность для сохранения мира во всем мире представля ет дружба между народами Советского Союза и Америки: «Единство нашей страны с ве ликим Советским Союзом явля ется одним из наиболее цен ных плодов нашей общей борь бы, и пусть не осмеливаются ослаблять, его без серьезной опасности для самой Америки». Хочется верить, что никакие силы реакции не смогут утаить от американского народа это завещание их великого сооте чественника, в конце жизни заявившего о себе: «Я всегда был коммунистом» О. ОЛЕЙНИКОВА. !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz