Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ М мая 1985 г* .№ 110 (17 207) м Кроме основной мо дели Т-142, тракторостроителям пред­ стоит выпускать еще несколько модификаций, и среди них трактор с повышенной грузоподъемностью переднего моста. Но это в будущем, а сегодня отдел главного конструктора и специалисты экспериментального цеха заняты отработкой базовой модели. На снимке справа: заместитель главного конструктора заво­ да ио новой модели Т-142 Р. И. Фролов и зуборезчик Б. Д. Овсянников. Фото А. ЩУРОВА. «Нужныр еволюцион ­ ные сдвиги — переход к принципиально новым технологическим систе ­ м ам , к технике послед ­ ни х поколений, дающим наивысшую эффектив ­ ность. Речь идет по су ­ ществу о перевооруже ­ н и и всех отраслей народ ­ н о г о хозяйства на основе современных достиже ­ н и й н а уки и техники». М. С. ГОРБАЧЕВ. В отделе главного технолога ЛТЗ вывешен график. В нем расписан ход подготовки технологической документации на новый трактор. Работа специалистам отдела предстоит напря­ женная, ведь только заявок на заказы специального оборудо­ вания уж е в ближайшее время надо сделать почти две с по­ ловиной тысячи. На верхнем снимке слева направо: специалисты отдела главного технолога IX Г. Гетта, А. Н. Королева, 3. П. Коро­ тич, О. С. Фурсова, И. Ф. Колыхалов, В. М. Муркаева, А. А. Торшин. ПРЕСС -КЛУБ «ЛЗ»: ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ . ■ ,.Д ■ , ' ■, ' ' / I ' { •- , *•’ ' Д , "’ Л И П Е Ц К И Й Т Р А К Т О Р Н Ы Й : ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ НАУКА— ПРОИЗВОДСТВУ В. М. ВЯЛКОВ , декан машиностроительного факультета Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению технического уров­ ня и качества машин н оборудования для сельского хо­ зяйства, улучшению использования, увеличению произ­ водства и поставок их в 1983—1990 годах» предусмотре­ но создание мощностей на Липецком тракторном заводе по выпуску универсально-пропашных тракторов МТЗ-142. Ответственные задачи стоят в связи с этим перед кол­ лективом предприятия, работникам» проектных организа­ ций, строителями. Ведь в ближайшие годы предстоит про­ вести реконструкцию завода, освоить выпуск новой сель­ скохозяйственной техники. Каким станет завтра Липецкий тракторный, какую про­ дукцию будет выпускать? Как будут решены здесь зада­ чи по сооружению жилья и объектов соцкультбыта? Где готовятся кадры специалистов для предприятия? Об этом шла речь на встрече за «круглым столом», которая была организована на заводе по инициативе редакции «Ленин­ ского знамени» и промышленно-транспортного отдела об­ кома КПСС. В беседе приняли участие директор трактор­ ного завода Н. Г. Загорский, секретарь парткома А. А. Бельский, главный конструктор предприятия В. В. Раев­ ский, начальник отдела развития и планирования подго­ товки производства ЛТЗ С. И. Новокщенов, главный ин­ женер «Гипромеза» Е. А. Журавкин, директор «Липецк- гражданпроекта» К. А. Дернин, главный архитектор горо­ да Б. П. Канцане, управляющий трестом «Промстрой» В. П. Козлов, декан машиностроительного факультета по­ литехнического института В. М. Вялков, зав. лаборатори­ ей социологии ЛипПИ Е. И. Емельянова и другие. Перед участниками встречи выступил заместитель заведующего промышленно-транспортным отделом обкома КПСС А. И. Золотарев. ЗАВОД — НОВОСТРОЙКА Н. Г. ЗА ГО РСКИЙ , директор Липецкого тракторного завод а. политехнического Если взглянуть сегодня на генеральный план нашего* за­ вода, то нетрудно убедиться, как вырастет и изменится он в ближайшее пятилетие. Сплошь на схеме яркие пря­ моугольники — реконструи­ руемые и сооружаемые ны­ не цеха, будущие новострой­ ки. О том, что вопросам, связанным с капитальным строительством, наравне с выполнением плана по вы­ пуску тракторов уделяется первостепенное значение, го­ ворит хотя бы такой факт. В предыдущие пятилетки на сооружении объектов про­ мышленного назначения ос­ ваивалось в среднем по 10 миллионов рублей, и только за один минувший год осво­ ено столько же... Буквально гигантскими темпами будет развиваться в ближайшей перспективе наше предприятие. Связано это с тем, что нам предстоит ос­ воить производство энерго­ насыщенного универсально-, пропашного 150-сильного трактора МТЗ-142- Уже в '1988 году на заводе должны быть созданы мощности для производства десяти тысяч машин новой модели, а к кон­ цу будущей пятилетки их выпуск возрастет до тридца­ ти тысяч. Вот почему, наря­ ду с реконструкцией действу­ ющих цехов, предусмотрено строительство новых. На пло­ щади девять гектаров разме­ стится, например, тракторо­ сборочный корпус, в состав которого войдут механические цехи и участки, оснащенные автоматическими линиями, станками с числовым про­ граммным управлением, ро­ ботизированным комплексом. Будут построены также вто­ рой прессовый цех с загото­ вительным отделением, меха­ носборочный цех с инженер­ но-лабораторным корпусом, инструментальный и экспери­ ментальный цехи, энергетиче­ ский узел, опытно-полевая база, многие другие объекты. По существу рядом с нынеш­ ним встанет новый завод — современный, красивый- Да, именно красивый, ведь архи­ тектурному облику будущих Многих, естественно, инте­ ресует сейчас вопрос: а ка­ ков же он. трактор МТЗ-142? Каковы его особенности и преимущества по сравнению с серийно выпускаемым? Трактор этот (мы будем называть его Т-142) предназ­ начен для возделывания про­ пашных культур широкозах­ ватными и комбинированны­ ми машинами для пахоты, лущения, культивации, посе- цехов уделяется особое вни­ мание. Вот, скажем, каким видят проектировщики тракторо­ сборочный корпус, который вплотную примыкает к зоне жилой застройки. Легкие ог­ раждающие конструкции да­ дут возможность создать вы­ разительное архитектурное решение фасада, вертикаль­ ное остекление, выполненное в своеобразных цишах с целью солнцезащиты, обо­ гатит его пластиче­ ское решение. Выступаю­ щие объемы, вставок позволят использовать их как дополнительные площади для размещения декоративных акцентов — панно, реклам­ ной графики и т. п. Как одно из важнейших средств научной организации труда гипромезовцы преду­ сматривают ряд мероприятий по производственной эстети­ ке. К ним относятся, к при­ меру, рациональное цветовое решение интерьеров помеще­ ний, устройство комнат пси­ хологической разгрузки... Намечена также обширная программа жилищного и культурно-бытового строи­ тельства. В заводском посел­ ке появятся новые поликлини­ ка и больница, вырастут кор­ пуса вечернего механического техникума и профтехучили­ ща. На карте города появит­ ся 22-й микрорайон, новосе­ лами которого станут трак­ торостроители. Кроме этого, планируем расширить пио­ нерский. лагерь и базу отды­ ха, построить санаторий-про­ филакторий... Вот такова перспектива у нашего предприятия! Пред­ стоящая работа направлена на успешное выполнение Про­ довольственной программы, улучшение условий труда и быта заводчан. Но для того, чтобы планы стали реально­ стью, нам надо сейчас осо- , бенно напряженно работать, проявлять творчество и ини­ циативу, добиться, чтобы весь коллектив участвовал в вы­ полнении важнейшего поста­ новления партии и правите­ льства. ва, уборки и транспортных работ. По своей универсаль­ ности, энергонасыщенности, удельной материалоемкости, условиям труда, техническо­ му уровню основных узлов и агрегатов он превосходит лучшие отечественные образ­ цы и находится на уровне современных зарубежных аналогов. По сравнению с серийным трактором МТЗ-82 энергонасыщениость его бо­ льше в 1,3 раза, погектар­ ный расход топлива на всех операциях снижен на 10.,—16 процентов, а Ьроизводитель- ность повышается в среднем на 70 процентов. Годовой экономический эффект от эксплуатации трактора Т-142 составляет 1874 рубля. Особое внимание при раз­ работке машины уделено со­ зданию комфортных условий труда. Кому не понравятся виброшумоизолированная ка­ бина большого объема, уст- . ройства нормализации микро­ климата, регулируемые си­ денья и рулевая колонка? В конструкции основных узлов заложен ряд прогрессивных технических решений: гидра­ влическое переключение пе­ редач без разрыва потока мощности, гидроуправление тормозами и муфтой сцепле­ ния, система автоматического регулирования глубины об­ работки почвы и другие. Универсальности базовой модели трактора обеспечена большой номенклатурой до­ полнительного оборудования, входящего в основную комп­ лекцию или прикладывае­ мого к трактору. Оно позво­ ляет работать практически с любыми из существующих прицепными или навесными сельскохозяйственными ма­ шинами- Полный набор со­ стоит почти из ста машищ Трактор Т-142 является базовой моделью нового се- • мейства самых мощных в стране универсально-пропаш­ ных тракторов тягового клас­ са 2. На базе его будут соз­ даны специализированные модификации, в том числе хлопководческая, рисоводче­ ская, промышленная и т. д. Разработка модификаций по­ ручена коллективу отдела главного конструктора наше­ го завода. В сжатые сроки отделом совместно с другими техническими службами объ­ единения проделана сложная На долю липецких тракто­ ростроителей выпала завид­ ная судьба. В суровые годы войны в холодных, полураз­ рушенных корпусах завода при недостатке квалифици­ рованных кадров, оборудова­ ния они в короткие сроки поставили на производство нужную для страны мирную продукцию — трактор «Ки­ ровец-35». С 1 июня 1944 года начался отсчет тыся­ чам машин с маркой «ЛТЗ», внесших заметный вклад не только в механизацию сель­ скохозяйственного производ­ ства страны, но и обеспечив­ ших заслуженную славу со­ ветской технике за рубежом. Учитывая запросы сель­ ских механизаторов, завод­ ские специалисты разработа- работа по передаче качест­ венной конструкторской доку­ ментации в подготовку произ­ водства- Экспериментальный цех приступил к изготовле­ нию первых опытных образ­ цов трактора,. Хочу подчеркнуть, что пе­ реход на выпуск новой про­ дукции потребует решения целого ряда сложных техно­ логических задач. Нашим специалистам предстоит раз­ работать более пяти тысяч операционных процессов на основе передовых научно- технических достижений. Те­ хнология сварочного произ­ водства, скажем, проектиру­ ется с применением автомати­ ческой и полуавтоматической сварки в среде защитных га­ зов, контактной сварки на многоэлектродных машинах с организацией поточно-меха­ низированных линий. Широ­ кое применение найдет меха­ низация ■межоперационной транспортировки деталей, ви­ брационные и автоматические загрузочные устройства. Для производства кабины наме­ чается использовать гибкий переналаживаемый прессово- сварочно-сборочно - окрасоч­ ный комплекс, который по­ зволит снизить трудоемкость в шесть раз и высвободить более двухсот человек. Все рабочие места сборщиков бу­ дут оснащены механизиро­ ванным пневмо- и электроин­ струментом, роботами для установки тяжелых узлов на конвейер и другими средст­ вами механизации». В отделе развития и пла­ нирования подготовки произ­ водства сегодня могут дать такую справку: заводу пред­ стоит заказать и смонтиро­ вать более 7300 единиц обо­ рудования, спроектировать около 29 тысяч индексов технологической оснастки и изготовить ее в течение 1985—88 годов 108 тысяч штук на сумму одиннадцать миллионов рублей. ли и поставили на произ­ водство восемь марок липец­ ких тракторов. Наши маши­ ны заслужили признание и широкую популярность. Они работают во всех республи­ ках Советского Союза, а также более чем в шестиде­ сяти зарубежных странах. На международных выстав­ ках удостоены трех золотых медалей... Я не случайно сделал этот короткий экскурс в историю. Хотел напомнить, с каким багажом мы приступаем к реконструкции завода. В коллективе с большим воодушевлением было приня­ то решение партии и прави­ тельства об организации на нашем предприятии серийно­ го производства универсаль­ но-пропашного трактора Т-142. Во всех цехах и от­ делах прошли открытые пар­ тийные собрания, где все связанные с этим вопросы были всесторонне обсужде­ ны. Партком разработал и настойчиво осуществляет комплексный план идеологи­ ческого обеспечения реконст­ рукции- Для того, чтобы бо­ лее подробно разъяснить лю­ дям суть дела, из ведущих инженеров завода были со­ зданы специальные группы лекторов и Докладчиков, сориентированы и подключе­ ны к этой работе агитаторы и пропагандисты. Большое внимание уделено подбору, расстановке и ' вос­ питанию кадров, особенно в отделе главного конструкто­ ра, а также в отделах глав­ ного технолога, металлурга, сварщика. Все молодые спе­ циалисты, прибывающие на завод, прежде всего направ­ ляются в эти отделы. Моло­ дым людям сразу даем ин­ тересную творческую рабо­ ту, они, будущие руководи­ тели нового, более совершен­ ного производства, глубоко изучают его уже на стадии проектирования. Укреплено руководство отделов главного конструкто­ ра и. капитального строитель­ ства, на ключевые позиции в ведущих отделах выдвинута энергичная молодежь- Много было опасений, что в связи с прекращением работ по трак­ тору ЛТЗ-145 ведущие спе­ циалисты, а за ними и моло­ дежь уйдут с завода. Но этого не произошло. Люди понимают: речь идет о деле поистине госу­ дарственной важности. Немало сделано по совер­ шенствованию структуры уп­ равления подготовкой произ­ водства нового трактора, а также усилению партийного влияния на эту работу. Соз­ дан специальный отдел по подготовке производства. Читателям «Ленинского знамени», конечно, интерес­ но узнать, каким будет 22 й микрорайон тракторостроите­ лей. Коротко расскажу о нем. В новом районе, который будет расположен между проспектом Победы и Камен­ ным логом, справят ново­ селья около пятнадцати ты­ сяч человек. Они станут хо­ зяевами 3800 квартир общей площадью 212 тысяч квад­ ратных метров. Дома в боль­ шинстве своем здесь будут в панельном исполнении, пятн- и девятиэтажные. А вот кир­ пичные дома поднимутся на высоту четырнадцати этажей — расположатся они на «видных» точках для созда­ ния силуэта и более вырази­ тельной застройки. Микрорайон рассчитан на четыре градостроительных комплекса. Из объектов об­ служивания нужно назвать две школы по 33 класса каж­ дая, три детских сада-яслей Увеличены штаты специали­ стов в других отделах. Прак­ тически во всех коллективах созданы партийные, партий­ но-комсомольские группы, ут­ верждены парторганизаторы, В ходе реконструкции наш завод будет перестроен ко­ ренным образом. Здесь уже говорилось, что в цехах бу­ дет установлено большое ко­ личество автоматических и гибких переналаживаемых линий, роботизированных комплексов, станков с число­ вым программным управле­ нием. Прямо скажем, что на­ ши кадры к работе на таком оборудовании пока не гото­ вы. Для этого нужны высо­ чайшая культура производст­ ва и твердая дисциплина. Прекрасно это понимая, мы уже сейчас начали заботить­ ся об этом. Многое сделано по улучшению условий тру­ да и отдыха на производст­ ве, практически решены во­ просы питания, наметились определенные сдвиги в рабо­ те по укреплению трудовой дисциплины. Большое внимание уделя­ ем профессиональной ориен­ тации учащихся школ по­ селка, так как они займут места своих родителей на новом заводе. В этих целях за каждой школой закрепили трудовые коллективы цехов и отделов, утвердили произ­ водственных вожатых, созда­ ем кабинеты профессиональ­ ной ориентации. В марте провели совместные партий­ ные собрания, на которых обсудили проблемы, связан­ ные с реформой школы и ор­ ганизацией производственно­ го обучения. Одним словом, Сейчас в коллективе тракторостроите­ лей царит настрой на боль­ шие дела- План первого квартала успешно выполнен. 50-летие стахановского дви­ жения и XXVII съезд КПСС будут ознаменованы новыми трудовыми достижениями. по 280 мест, отдельно стоя­ щий крытый плавательный бассейн для обучения плава­ нию дошкольников и млад­ ших школьников- Со стороны основного въезда в микрорайон распо­ ложится торговый центр, со­ стоящий из комплекса зданий обслуживания. Во дворах разместятся площадки для отдыха, спортплощадки для детей и взрослых. Выделены места для небольшого коли­ чества боксовых гаражей для инвалидов. Основная же мас­ са машин будет размещена в многоэтажных гаражах и на открытых охраняемых сто­ янках в хозяйственной зоне. Микрорайон расположится рядом с общественно-торго­ вым центром жилого района, где будут построены киноте­ атр, поликлиника, рынок, детский спорткомплекс, уни­ версам, ресторан и другие объекты. Наш институт на протя­ жении многих лет осуществ­ ляет подготовку инженерных кадров и ведет научные ис­ следования по планам и за­ казам ЛТЗ- Нынче же наши связи требуют еще более ши­ роких контактов, более глубо­ кого подхода к решению мно­ гих задач. И это не случай­ но: стремительное развитие науки и техники властно оп­ ределяет облик завтрашнего завода, предъявляет новые требования как к инженер­ ной подготовке, так и к на­ учным исследованиям. Какова же программа даль­ нейшего сотрудничества по­ литехнического института и ЛТЗ? В связи с развитием и ре­ конструкцией завода в бли­ жайшее время ему потребу­ ются инж,енеры-технологи по сварочному, кузнечно-штам- повочным производствам, технологии машиностроения, а также имеющие специаль­ ную подготовку в области гибких 'автоматизированных производств, робототехники. Такая подготовка может быть осуществлена у нас уже се­ годня. В нынешнем году мы будем набирать одну группу по специализации «Техноло­ гия роботизированного про­ изводства». Из студентов, на­ правленных на учебу с ЛТЗ, на младших курсах будет со­ здана сводная группа, кото­ рой в форме факультатива прочитают специальные лек­ ции. На старших курсах мо­ жет быть осуществлена со­ ответствующая специализа­ ция. А вот другое направление нашей совместной деятельно­ сти. В связи с переходом на производство новой модели трактора завод испытывает определенные трудности с переработкой огромного коли­ чества технической докумен­ тации. Институт может вы­ полнить часть этой работы, выдавая, например, задания на реальное курсовое проек­ тирование, а также создав при кафедрах учебные сту­ денческие проектно-конструк­ торские бюро- Руководство курсовым проектированием и работой студенческих бюро Многое дало производству творческое сотрудничество социологов Липецкого поли­ технического института и тракторостроителей. И вот сейчас, учитывая перспекти­ вы дальнейшего развития предприятия, социологическая группа занята проблемой стабилизации кадров -рабочей молодежи. Выбор темы не случаен: сегодня в цехах должны закрепляться и твор­ чески расти те самые юноши и девушки, которые через десять-пятнадцать лет будут составлять «золотой фонд» завода. Кадровая политика пред­ приятия должна строиться на удовлетворении целого ряда социальных и культурных запросов трудящегося чело­ века. Целого спектра, а не только традиционных поня- института. могут осуществлять как пре­ подаватели кафедр, так и опытные заводские инжене­ ры. В период реконструкция и пуско-наладочных работ на предприятии мы сможем по­ мочь и рабочей силой. С ны­ нешнего года, спланировав соответствующим образом различные виды практики, предполагаем направить на ЛТЗ дополнительный контин­ гент студентов машинострои­ тельного факультета. Переход на производство новой модели трактора с ис­ пользованием самой совре­ менной технологии, внедре­ ние автоматических линий, робототехники возможны при проведении широких предва­ рительных исследований. С этой целью мы намечаем работу в рамках отраслевого финансирования и по хозяй­ ственным договорам. Однако- эго будет возможно только на основе современной лабо­ раторной базы, а значит, не­ обходимо рассмотреть воз­ можность включения в заяв­ ки дополнительных единиц машин, приборов и оборудо­ вания, которые необходимы для подготовки высококвали­ фицированных инженеров и для проведения научных ис­ следований... Многое, мы уверены, мо­ жет дать выполнение курсо­ вых и дипломных проектов по реальным заданиям произ­ водства, проведение конкрет­ ных лабораторных занятий в заводских и цеховых лабора­ ториях и т. п- Большую по­ мощь в решении этой задачи могло бы оказать создание филиала кафедры, где под­ готовка студентов велась бы в условиях производства при участии специалистов завода. Институт в настоящее вре­ мя не имеет возможности проводить полупромышленг ную отладку разрабатывае­ мых технологических процес­ сов, изготавливать опытные образцы новой техники, на­ меченной к внедрению. В связи с этим представляется актуальным совместное стро­ ительство инженерного кор­ пуса на территории нового комплекса института. тий «заработок» и «жилье», важности которых никто не снимает. И мы готовы совме­ стно с отделом кадров, зав­ комом и парткомом пред­ приятия разработать систему конкретных мероприятий по созданию производственного и душевного крмфорта рабо­ чего Человека. Сюда будет входить целый комплекс во­ просов: транспортные пере­ возки людей, организация общественного питания и по­ слеобеденного отдыха, совер­ шенствование системы демо­ графического управления, работа по профессиональному отбору и адаптации молоде­ жи и т. д. Это очень важно для решения поставленных перед коллективом задач. И мы надеемся, что наши сов­ местные разработки станут здесь хорошим подспорьем. На встрече обсуждались и другие вопросы, непосред­ ственно связанные с развитием Липецкого тракторного, анализировалась также обстановка, которая складывается сейчас на строительных площадках. Рождение нового предприятия и становление нового коллектива идет в на­ пряженных рабочих буднях. Насколько велики н ответст­ венны задачи, стоящие перед тракторостроителями, вид­ но из приведенных высказываний. При осуществлении этих задач у коллектива ЛТЗ, его партнеров, разумеется; возникнет немало трудностей. Но мы уверены: будет и немало славных трудовых побед. О том, как проходит ре­ конструкция н выполняются планы социального развития коллектива, наша газета будет постоянно рассказывать на своих страницах, средствами публицистики влияя на про­ цесс трудового соперничества, приближая день, когда с конвейера завода сойдет новый липецкий трактор.» Беседу за «круглым столом» записала Г. КАИДАШКО, спец. корр. «Ленинского знамени». С МАРКОЙ Т-142 В. В. РАЕВСКИЙ , главный конструктор Липецкого тракторного завод а. НАСТРОЙ НА ДЕЛА А. А. БЕЛ ЬС КИ Й , секретарь партком а завода. ДЛЯ УДОБСТВА ЛЮДЕЙ К. А. Д Е РН И Н , директор «Липецкгражданпроекта» . КРЕПИТЬ СОДРУЖЕСТВО Е. И. ЕМЕЛЬЯНОВА , заведующ ая лабораторией социологии ЛипПИ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz