Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ М мая 1985 г* .№ 110 (17 207) м Кроме основной мо дели Т-142, тракторостроителям пред стоит выпускать еще несколько модификаций, и среди них трактор с повышенной грузоподъемностью переднего моста. Но это в будущем, а сегодня отдел главного конструктора и специалисты экспериментального цеха заняты отработкой базовой модели. На снимке справа: заместитель главного конструктора заво да ио новой модели Т-142 Р. И. Фролов и зуборезчик Б. Д. Овсянников. Фото А. ЩУРОВА. «Нужныр еволюцион ные сдвиги — переход к принципиально новым технологическим систе м ам , к технике послед ни х поколений, дающим наивысшую эффектив ность. Речь идет по су ществу о перевооруже н и и всех отраслей народ н о г о хозяйства на основе современных достиже н и й н а уки и техники». М. С. ГОРБАЧЕВ. В отделе главного технолога ЛТЗ вывешен график. В нем расписан ход подготовки технологической документации на новый трактор. Работа специалистам отдела предстоит напря женная, ведь только заявок на заказы специального оборудо вания уж е в ближайшее время надо сделать почти две с по ловиной тысячи. На верхнем снимке слева направо: специалисты отдела главного технолога IX Г. Гетта, А. Н. Королева, 3. П. Коро тич, О. С. Фурсова, И. Ф. Колыхалов, В. М. Муркаева, А. А. Торшин. ПРЕСС -КЛУБ «ЛЗ»: ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ . ■ ,.Д ■ , ' ■, ' ' / I ' { •- , *•’ ' Д , "’ Л И П Е Ц К И Й Т Р А К Т О Р Н Ы Й : ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ НАУКА— ПРОИЗВОДСТВУ В. М. ВЯЛКОВ , декан машиностроительного факультета Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению технического уров ня и качества машин н оборудования для сельского хо зяйства, улучшению использования, увеличению произ водства и поставок их в 1983—1990 годах» предусмотре но создание мощностей на Липецком тракторном заводе по выпуску универсально-пропашных тракторов МТЗ-142. Ответственные задачи стоят в связи с этим перед кол лективом предприятия, работникам» проектных организа ций, строителями. Ведь в ближайшие годы предстоит про вести реконструкцию завода, освоить выпуск новой сель скохозяйственной техники. Каким станет завтра Липецкий тракторный, какую про дукцию будет выпускать? Как будут решены здесь зада чи по сооружению жилья и объектов соцкультбыта? Где готовятся кадры специалистов для предприятия? Об этом шла речь на встрече за «круглым столом», которая была организована на заводе по инициативе редакции «Ленин ского знамени» и промышленно-транспортного отдела об кома КПСС. В беседе приняли участие директор трактор ного завода Н. Г. Загорский, секретарь парткома А. А. Бельский, главный конструктор предприятия В. В. Раев ский, начальник отдела развития и планирования подго товки производства ЛТЗ С. И. Новокщенов, главный ин женер «Гипромеза» Е. А. Журавкин, директор «Липецк- гражданпроекта» К. А. Дернин, главный архитектор горо да Б. П. Канцане, управляющий трестом «Промстрой» В. П. Козлов, декан машиностроительного факультета по литехнического института В. М. Вялков, зав. лаборатори ей социологии ЛипПИ Е. И. Емельянова и другие. Перед участниками встречи выступил заместитель заведующего промышленно-транспортным отделом обкома КПСС А. И. Золотарев. ЗАВОД — НОВОСТРОЙКА Н. Г. ЗА ГО РСКИЙ , директор Липецкого тракторного завод а. политехнического Если взглянуть сегодня на генеральный план нашего* за вода, то нетрудно убедиться, как вырастет и изменится он в ближайшее пятилетие. Сплошь на схеме яркие пря моугольники — реконструи руемые и сооружаемые ны не цеха, будущие новострой ки. О том, что вопросам, связанным с капитальным строительством, наравне с выполнением плана по вы пуску тракторов уделяется первостепенное значение, го ворит хотя бы такой факт. В предыдущие пятилетки на сооружении объектов про мышленного назначения ос ваивалось в среднем по 10 миллионов рублей, и только за один минувший год осво ено столько же... Буквально гигантскими темпами будет развиваться в ближайшей перспективе наше предприятие. Связано это с тем, что нам предстоит ос воить производство энерго насыщенного универсально-, пропашного 150-сильного трактора МТЗ-142- Уже в '1988 году на заводе должны быть созданы мощности для производства десяти тысяч машин новой модели, а к кон цу будущей пятилетки их выпуск возрастет до тридца ти тысяч. Вот почему, наря ду с реконструкцией действу ющих цехов, предусмотрено строительство новых. На пло щади девять гектаров разме стится, например, тракторо сборочный корпус, в состав которого войдут механические цехи и участки, оснащенные автоматическими линиями, станками с числовым про граммным управлением, ро ботизированным комплексом. Будут построены также вто рой прессовый цех с загото вительным отделением, меха носборочный цех с инженер но-лабораторным корпусом, инструментальный и экспери ментальный цехи, энергетиче ский узел, опытно-полевая база, многие другие объекты. По существу рядом с нынеш ним встанет новый завод — современный, красивый- Да, именно красивый, ведь архи тектурному облику будущих Многих, естественно, инте ресует сейчас вопрос: а ка ков же он. трактор МТЗ-142? Каковы его особенности и преимущества по сравнению с серийно выпускаемым? Трактор этот (мы будем называть его Т-142) предназ начен для возделывания про пашных культур широкозах ватными и комбинированны ми машинами для пахоты, лущения, культивации, посе- цехов уделяется особое вни мание. Вот, скажем, каким видят проектировщики тракторо сборочный корпус, который вплотную примыкает к зоне жилой застройки. Легкие ог раждающие конструкции да дут возможность создать вы разительное архитектурное решение фасада, вертикаль ное остекление, выполненное в своеобразных цишах с целью солнцезащиты, обо гатит его пластиче ское решение. Выступаю щие объемы, вставок позволят использовать их как дополнительные площади для размещения декоративных акцентов — панно, реклам ной графики и т. п. Как одно из важнейших средств научной организации труда гипромезовцы преду сматривают ряд мероприятий по производственной эстети ке. К ним относятся, к при меру, рациональное цветовое решение интерьеров помеще ний, устройство комнат пси хологической разгрузки... Намечена также обширная программа жилищного и культурно-бытового строи тельства. В заводском посел ке появятся новые поликлини ка и больница, вырастут кор пуса вечернего механического техникума и профтехучили ща. На карте города появит ся 22-й микрорайон, новосе лами которого станут трак торостроители. Кроме этого, планируем расширить пио нерский. лагерь и базу отды ха, построить санаторий-про филакторий... Вот такова перспектива у нашего предприятия! Пред стоящая работа направлена на успешное выполнение Про довольственной программы, улучшение условий труда и быта заводчан. Но для того, чтобы планы стали реально стью, нам надо сейчас осо- , бенно напряженно работать, проявлять творчество и ини циативу, добиться, чтобы весь коллектив участвовал в вы полнении важнейшего поста новления партии и правите льства. ва, уборки и транспортных работ. По своей универсаль ности, энергонасыщенности, удельной материалоемкости, условиям труда, техническо му уровню основных узлов и агрегатов он превосходит лучшие отечественные образ цы и находится на уровне современных зарубежных аналогов. По сравнению с серийным трактором МТЗ-82 энергонасыщениость его бо льше в 1,3 раза, погектар ный расход топлива на всех операциях снижен на 10.,—16 процентов, а Ьроизводитель- ность повышается в среднем на 70 процентов. Годовой экономический эффект от эксплуатации трактора Т-142 составляет 1874 рубля. Особое внимание при раз работке машины уделено со зданию комфортных условий труда. Кому не понравятся виброшумоизолированная ка бина большого объема, уст- . ройства нормализации микро климата, регулируемые си денья и рулевая колонка? В конструкции основных узлов заложен ряд прогрессивных технических решений: гидра влическое переключение пе редач без разрыва потока мощности, гидроуправление тормозами и муфтой сцепле ния, система автоматического регулирования глубины об работки почвы и другие. Универсальности базовой модели трактора обеспечена большой номенклатурой до полнительного оборудования, входящего в основную комп лекцию или прикладывае мого к трактору. Оно позво ляет работать практически с любыми из существующих прицепными или навесными сельскохозяйственными ма шинами- Полный набор со стоит почти из ста машищ Трактор Т-142 является базовой моделью нового се- • мейства самых мощных в стране универсально-пропаш ных тракторов тягового клас са 2. На базе его будут соз даны специализированные модификации, в том числе хлопководческая, рисоводче ская, промышленная и т. д. Разработка модификаций по ручена коллективу отдела главного конструктора наше го завода. В сжатые сроки отделом совместно с другими техническими службами объ единения проделана сложная На долю липецких тракто ростроителей выпала завид ная судьба. В суровые годы войны в холодных, полураз рушенных корпусах завода при недостатке квалифици рованных кадров, оборудова ния они в короткие сроки поставили на производство нужную для страны мирную продукцию — трактор «Ки ровец-35». С 1 июня 1944 года начался отсчет тыся чам машин с маркой «ЛТЗ», внесших заметный вклад не только в механизацию сель скохозяйственного производ ства страны, но и обеспечив ших заслуженную славу со ветской технике за рубежом. Учитывая запросы сель ских механизаторов, завод ские специалисты разработа- работа по передаче качест венной конструкторской доку ментации в подготовку произ водства- Экспериментальный цех приступил к изготовле нию первых опытных образ цов трактора,. Хочу подчеркнуть, что пе реход на выпуск новой про дукции потребует решения целого ряда сложных техно логических задач. Нашим специалистам предстоит раз работать более пяти тысяч операционных процессов на основе передовых научно- технических достижений. Те хнология сварочного произ водства, скажем, проектиру ется с применением автомати ческой и полуавтоматической сварки в среде защитных га зов, контактной сварки на многоэлектродных машинах с организацией поточно-меха низированных линий. Широ кое применение найдет меха низация ■межоперационной транспортировки деталей, ви брационные и автоматические загрузочные устройства. Для производства кабины наме чается использовать гибкий переналаживаемый прессово- сварочно-сборочно - окрасоч ный комплекс, который по зволит снизить трудоемкость в шесть раз и высвободить более двухсот человек. Все рабочие места сборщиков бу дут оснащены механизиро ванным пневмо- и электроин струментом, роботами для установки тяжелых узлов на конвейер и другими средст вами механизации». В отделе развития и пла нирования подготовки произ водства сегодня могут дать такую справку: заводу пред стоит заказать и смонтиро вать более 7300 единиц обо рудования, спроектировать около 29 тысяч индексов технологической оснастки и изготовить ее в течение 1985—88 годов 108 тысяч штук на сумму одиннадцать миллионов рублей. ли и поставили на произ водство восемь марок липец ких тракторов. Наши маши ны заслужили признание и широкую популярность. Они работают во всех республи ках Советского Союза, а также более чем в шестиде сяти зарубежных странах. На международных выстав ках удостоены трех золотых медалей... Я не случайно сделал этот короткий экскурс в историю. Хотел напомнить, с каким багажом мы приступаем к реконструкции завода. В коллективе с большим воодушевлением было приня то решение партии и прави тельства об организации на нашем предприятии серийно го производства универсаль но-пропашного трактора Т-142. Во всех цехах и от делах прошли открытые пар тийные собрания, где все связанные с этим вопросы были всесторонне обсужде ны. Партком разработал и настойчиво осуществляет комплексный план идеологи ческого обеспечения реконст рукции- Для того, чтобы бо лее подробно разъяснить лю дям суть дела, из ведущих инженеров завода были со зданы специальные группы лекторов и Докладчиков, сориентированы и подключе ны к этой работе агитаторы и пропагандисты. Большое внимание уделено подбору, расстановке и ' вос питанию кадров, особенно в отделе главного конструкто ра, а также в отделах глав ного технолога, металлурга, сварщика. Все молодые спе циалисты, прибывающие на завод, прежде всего направ ляются в эти отделы. Моло дым людям сразу даем ин тересную творческую рабо ту, они, будущие руководи тели нового, более совершен ного производства, глубоко изучают его уже на стадии проектирования. Укреплено руководство отделов главного конструкто ра и. капитального строитель ства, на ключевые позиции в ведущих отделах выдвинута энергичная молодежь- Много было опасений, что в связи с прекращением работ по трак тору ЛТЗ-145 ведущие спе циалисты, а за ними и моло дежь уйдут с завода. Но этого не произошло. Люди понимают: речь идет о деле поистине госу дарственной важности. Немало сделано по совер шенствованию структуры уп равления подготовкой произ водства нового трактора, а также усилению партийного влияния на эту работу. Соз дан специальный отдел по подготовке производства. Читателям «Ленинского знамени», конечно, интерес но узнать, каким будет 22 й микрорайон тракторостроите лей. Коротко расскажу о нем. В новом районе, который будет расположен между проспектом Победы и Камен ным логом, справят ново селья около пятнадцати ты сяч человек. Они станут хо зяевами 3800 квартир общей площадью 212 тысяч квад ратных метров. Дома в боль шинстве своем здесь будут в панельном исполнении, пятн- и девятиэтажные. А вот кир пичные дома поднимутся на высоту четырнадцати этажей — расположатся они на «видных» точках для созда ния силуэта и более вырази тельной застройки. Микрорайон рассчитан на четыре градостроительных комплекса. Из объектов об служивания нужно назвать две школы по 33 класса каж дая, три детских сада-яслей Увеличены штаты специали стов в других отделах. Прак тически во всех коллективах созданы партийные, партий но-комсомольские группы, ут верждены парторганизаторы, В ходе реконструкции наш завод будет перестроен ко ренным образом. Здесь уже говорилось, что в цехах бу дет установлено большое ко личество автоматических и гибких переналаживаемых линий, роботизированных комплексов, станков с число вым программным управле нием. Прямо скажем, что на ши кадры к работе на таком оборудовании пока не гото вы. Для этого нужны высо чайшая культура производст ва и твердая дисциплина. Прекрасно это понимая, мы уже сейчас начали заботить ся об этом. Многое сделано по улучшению условий тру да и отдыха на производст ве, практически решены во просы питания, наметились определенные сдвиги в рабо те по укреплению трудовой дисциплины. Большое внимание уделя ем профессиональной ориен тации учащихся школ по селка, так как они займут места своих родителей на новом заводе. В этих целях за каждой школой закрепили трудовые коллективы цехов и отделов, утвердили произ водственных вожатых, созда ем кабинеты профессиональ ной ориентации. В марте провели совместные партий ные собрания, на которых обсудили проблемы, связан ные с реформой школы и ор ганизацией производственно го обучения. Одним словом, Сейчас в коллективе тракторостроите лей царит настрой на боль шие дела- План первого квартала успешно выполнен. 50-летие стахановского дви жения и XXVII съезд КПСС будут ознаменованы новыми трудовыми достижениями. по 280 мест, отдельно стоя щий крытый плавательный бассейн для обучения плава нию дошкольников и млад ших школьников- Со стороны основного въезда в микрорайон распо ложится торговый центр, со стоящий из комплекса зданий обслуживания. Во дворах разместятся площадки для отдыха, спортплощадки для детей и взрослых. Выделены места для небольшого коли чества боксовых гаражей для инвалидов. Основная же мас са машин будет размещена в многоэтажных гаражах и на открытых охраняемых сто янках в хозяйственной зоне. Микрорайон расположится рядом с общественно-торго вым центром жилого района, где будут построены киноте атр, поликлиника, рынок, детский спорткомплекс, уни версам, ресторан и другие объекты. Наш институт на протя жении многих лет осуществ ляет подготовку инженерных кадров и ведет научные ис следования по планам и за казам ЛТЗ- Нынче же наши связи требуют еще более ши роких контактов, более глубо кого подхода к решению мно гих задач. И это не случай но: стремительное развитие науки и техники властно оп ределяет облик завтрашнего завода, предъявляет новые требования как к инженер ной подготовке, так и к на учным исследованиям. Какова же программа даль нейшего сотрудничества по литехнического института и ЛТЗ? В связи с развитием и ре конструкцией завода в бли жайшее время ему потребу ются инж,енеры-технологи по сварочному, кузнечно-штам- повочным производствам, технологии машиностроения, а также имеющие специаль ную подготовку в области гибких 'автоматизированных производств, робототехники. Такая подготовка может быть осуществлена у нас уже се годня. В нынешнем году мы будем набирать одну группу по специализации «Техноло гия роботизированного про изводства». Из студентов, на правленных на учебу с ЛТЗ, на младших курсах будет со здана сводная группа, кото рой в форме факультатива прочитают специальные лек ции. На старших курсах мо жет быть осуществлена со ответствующая специализа ция. А вот другое направление нашей совместной деятельно сти. В связи с переходом на производство новой модели трактора завод испытывает определенные трудности с переработкой огромного коли чества технической докумен тации. Институт может вы полнить часть этой работы, выдавая, например, задания на реальное курсовое проек тирование, а также создав при кафедрах учебные сту денческие проектно-конструк торские бюро- Руководство курсовым проектированием и работой студенческих бюро Многое дало производству творческое сотрудничество социологов Липецкого поли технического института и тракторостроителей. И вот сейчас, учитывая перспекти вы дальнейшего развития предприятия, социологическая группа занята проблемой стабилизации кадров -рабочей молодежи. Выбор темы не случаен: сегодня в цехах должны закрепляться и твор чески расти те самые юноши и девушки, которые через десять-пятнадцать лет будут составлять «золотой фонд» завода. Кадровая политика пред приятия должна строиться на удовлетворении целого ряда социальных и культурных запросов трудящегося чело века. Целого спектра, а не только традиционных поня- института. могут осуществлять как пре подаватели кафедр, так и опытные заводские инжене ры. В период реконструкция и пуско-наладочных работ на предприятии мы сможем по мочь и рабочей силой. С ны нешнего года, спланировав соответствующим образом различные виды практики, предполагаем направить на ЛТЗ дополнительный контин гент студентов машинострои тельного факультета. Переход на производство новой модели трактора с ис пользованием самой совре менной технологии, внедре ние автоматических линий, робототехники возможны при проведении широких предва рительных исследований. С этой целью мы намечаем работу в рамках отраслевого финансирования и по хозяй ственным договорам. Однако- эго будет возможно только на основе современной лабо раторной базы, а значит, не обходимо рассмотреть воз можность включения в заяв ки дополнительных единиц машин, приборов и оборудо вания, которые необходимы для подготовки высококвали фицированных инженеров и для проведения научных ис следований... Многое, мы уверены, мо жет дать выполнение курсо вых и дипломных проектов по реальным заданиям произ водства, проведение конкрет ных лабораторных занятий в заводских и цеховых лабора ториях и т. п- Большую по мощь в решении этой задачи могло бы оказать создание филиала кафедры, где под готовка студентов велась бы в условиях производства при участии специалистов завода. Институт в настоящее вре мя не имеет возможности проводить полупромышленг ную отладку разрабатывае мых технологических процес сов, изготавливать опытные образцы новой техники, на меченной к внедрению. В связи с этим представляется актуальным совместное стро ительство инженерного кор пуса на территории нового комплекса института. тий «заработок» и «жилье», важности которых никто не снимает. И мы готовы совме стно с отделом кадров, зав комом и парткомом пред приятия разработать систему конкретных мероприятий по созданию производственного и душевного крмфорта рабо чего Человека. Сюда будет входить целый комплекс во просов: транспортные пере возки людей, организация общественного питания и по слеобеденного отдыха, совер шенствование системы демо графического управления, работа по профессиональному отбору и адаптации молоде жи и т. д. Это очень важно для решения поставленных перед коллективом задач. И мы надеемся, что наши сов местные разработки станут здесь хорошим подспорьем. На встрече обсуждались и другие вопросы, непосред ственно связанные с развитием Липецкого тракторного, анализировалась также обстановка, которая складывается сейчас на строительных площадках. Рождение нового предприятия и становление нового коллектива идет в на пряженных рабочих буднях. Насколько велики н ответст венны задачи, стоящие перед тракторостроителями, вид но из приведенных высказываний. При осуществлении этих задач у коллектива ЛТЗ, его партнеров, разумеется; возникнет немало трудностей. Но мы уверены: будет и немало славных трудовых побед. О том, как проходит ре конструкция н выполняются планы социального развития коллектива, наша газета будет постоянно рассказывать на своих страницах, средствами публицистики влияя на про цесс трудового соперничества, приближая день, когда с конвейера завода сойдет новый липецкий трактор.» Беседу за «круглым столом» записала Г. КАИДАШКО, спец. корр. «Ленинского знамени». С МАРКОЙ Т-142 В. В. РАЕВСКИЙ , главный конструктор Липецкого тракторного завод а. НАСТРОЙ НА ДЕЛА А. А. БЕЛ ЬС КИ Й , секретарь партком а завода. ДЛЯ УДОБСТВА ЛЮДЕЙ К. А. Д Е РН И Н , директор «Липецкгражданпроекта» . КРЕПИТЬ СОДРУЖЕСТВО Е. И. ЕМЕЛЬЯНОВА , заведующ ая лабораторией социологии ЛипПИ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz