Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
3! ма р та 1985 г., № 76 (17 173) Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Л Е Т О П И С Ь В С Е Н А Р О Д Н О Г О _______ П О Д В И Г А _______ И С Т О Р И Я О Д Н О Й ФОТОГРАФИИ В масте рской приемщица на правила меня к мастеру Зна менскому: — Виктор Александрович — отличный специалист, сде лает быстро и хорошо. И верно: мастер несколько минут покопался в механиз ме отверточкой и вручил мне часы: — Готовы. Послужат еще не один год. Пока он выписывал кви танцию, я обратил внимание на фотокарточку, лежавшую под стеклом на его столе: парнишка в гимнастерке, фу ражке со звездой, портупеей через плечо. — Простите, это вы? — спрашиваю Знаменского. — Я. — отвечает с улыб кой. — Мальчишкой воевал в Отечественную... — Сколько же вам было тогда лет? — Тринадцать. Что и говорить, интерес ный человек встретился мне в Лебедяни. Интересно было погово рить с человеком, который стал солдатом в такие юные годы. Мы встретились с Вик тором Александровичем ве чером, и я узнал историю фотокарточки. На оборотной стороне ее была надпись: «На добрую, долгую память Черкасову Василию от Зна менского Вити. 26 апреля 1943 года». Черкасов — однополчанин Знаменского. Свою фотогра фию Витя подарил ему в день своего рождения. — Как же вы попали на фронт? — Придется вспомнить давнее, — ответил Виктор Александрович. — Нас,, ре бятишек, в семье было семе ро. Мать умерла, воспиты вал отец. А тут — война. Троих старших братьев при звали в армию. Отец тяжело заболел — положили в боль ницу. Младшую сестренку и двух братишек устроили в детский дом. Остался я один в старенькой избе. Однажды сижу на завалин ке, разучиваю на гармошке «Катюшу». Вдруг слышу шум мотора. Подъезжаем грузовик. Из кабины выхо дит девушка в военной фор ме, .за ней старший сер жант. Посмотрела она на меня, босоногого, спрашива ет: — Ты что — гармонист? — Ага. — Ну-ка, сыграй что-ни будь. По песне соскучились... Я сыграл. — Есть хочешь? — и протянула кусок колбасы и ломоть черного хлеба. — Маша, давай его забе рем с собой, — сказал стар ший сержант. — У нас нет гармониста, солдаты обраду ются. Да одному-то и тяже ло ему^ Совсем еще маль чонка... Так, рассказывал Знамен ский, вместе с сержантом Марией Распоповой и стар шим сержантом Василием Черкасовым прибыл я в рас положение отдельного полка связи, что дислоцировался неподалеку от города Ефре мова. Помыли меня, под стригли, гимнастерку, брюки, сапоги раздобыли. Все подо гнали по росту и фигуре. Даже портупею новенькую нашли. После этого Черкасов по вел меня к командиру полка. В штабной землянке я вски нул правую руку к козырьку фуражки и громко отрапор товал: — Товарищ полковник, красноармеец Знаменский по вашему приказанию прибыл1 — Вольно! — рассмеялся командир. — Говоришь, Зна менский? — Так точно. — А звать-То тебя как, красноармеец? — Витя. — Так вот, Витя, садись. «Землянку» играешь? Я покраснел. — «Землянку» разучить не успел. Но я ее одолею. Вот увидите. — Чтоб через неделю иг рал! — Будет сделано! — вскочил я с места. Командир полка улыбнул ся, сказал Черкасову: — Чтобы Витя был всегда сыт, тепло и чисто одет. От ныне он сын нашего полка. Приглядывайте за ним... Вот так я и стал солда том... — Ну, а «Землянку» разучили? — Не только «Землянку». Я участвовал в полковой ху дожественной самодеятель ности, которой руководила Мария Распопова. Ни один концерт, ни одно представ ление в части не обходилось без меня. С полком прошел Знамен ский Брянскую и Калинин скую области, Белоруссию. Но не только на гармошке играл. Был и связистом. Вместе с бойцами проклады вал линии связи, научился устранять обрывы. Разносил документы, радиотелеграм мы по подразделениям. Дали как-то ему лошадь. Ее солдаты в лесу нашли: зацепилась за день вожжами. Было это в марте. — Я, — вспоминал Зна менский, — так и назвал ло шадь «Марта». Подкармли вал ломтиками хлеба, кусоч ками сахара, которые остав лял от обеда. Однажды меня вызывают на командный пункт и говорят: — Срочно доставь пакет во второй батальон... Подвел я свою Марту к пеньку — сам-то ростком мал, а вот с пенька ловко взбирался на лошадь. Вско чил в седло и помчался в сторону леса, где располо жился батальон. И вдруг — артобстрел. Резкий толчок, и я вылетел из седла. А ког да вскочил на ноги, увидел: Марта убита. Жалко было до слез. Постоял, поплакал, да и помчался в батальон. Пакет доставил вовремя. За это перед строем мне объя вили благодарность. — Война запомнилась мне как тяжелый, изнури тельный труд. Мне и моим наставникам — Марии Рас поповой и Василию Черкасо ву — часто приходилось пе ребазироваться с одного ме ста на другое. В таких слу чаях вновь рыли землянки прокладывали кабель из под разделения в подразделение налаживали связь. Оборудо вание перевозили в открытых автомашинах, на тракторных прицепах, на подводах. По рой в тридцатиградусный мо роз. Бывало, намерзнемся, и тогда кто-то скажет: «Витя, доставай-ка гармошку». Й я играл «Катюшу», «Ой, тума ны мои, растуманы». Весе лели солдаты... — А как сложилась ваша судьба после демобилизации? — Как только наши вой ска в 1944 году изгнали фа шистов за пределы страны, вызвали меня в штаб. Поез жай-ка, Витя, — говорят, — домой. Тебе учиться надо. А мы уж тут сами будем врага добивать. Прощался я с фронтовыми друзьями, как с родными. Вновь и вновь играл полю бившиеся им мелодии. А в 1949 призвали меня в армию. Служил в войсках ПВО — старшим радиотеле графистом. В то время и на чал меня разыскивать Ва силий Черкасов. И вот сов сем недавно нашел. И при слал мою фотокарточку. Кстати, женился он на Маше Распоповой. Живут в Орен бурге. ...Лежиф под стеклом на рабочем столе у Виктора Александровича ' пожелтев шая фотокарточка. Как па мять о его трудном военном детстве. В. ПИВОВАРОВ. Н А К ОНВЕРТАХ - ДАТЫ ВОЙНЫ Эти треугольнички жадно читали в окопах, очень ждали в тылу. Сейчас они демонст рируются в Государственном музее этнографии народов СССР, где открылась филатели стическая выставка, посвящен ная 40-летию Великой Победы. В блокадную пору типогра фии выпускали открытки и кон верты с призывами — «Защи тим любимый город!», «Отсто им Ленинград!». В них звучала непоколебимая уверенность в Победе. В экспозиции впервые пред ставлен ряд эскизов марок Ве ликой Отечественной войны и пробные образцы почтовых вы пусков 1941 1945 годов, (ТАСС). | Б УДУЧИ недавно в Ле бедяни, слышу: — А тебе привет. И маленькое внушение: не гоже достопримечательные улочки родного города сто ронкой обходить. — Честнов?.. — Он самый. Просил пе редать, живет, мол, расстраи вается бывшая Покровская. ...Давнее-давнее утро. У нас, школьников среднего возраста середины пятидеся тых годов, — урок, но не в классе, а на открытом воз духе, почитай что за горо дом. Преподаватель машино ведения Владимир Василье вич Честнов показывал но вую технику, которую полу чило только что строив шееся лам училище механи зации, объяснял принцип ра боты машин. А майский день разгорался... Класс уже был распущен, когда мы, несколько учеников, решили пройти вместе с учителем к Дону. Аромат цветущих па лисадников, сплошные за росли сирени... Мы шли сверху вниз по очень пологому, очень зеле ному склону, И улица По кровская, где жил учитель, как бы опоясывала живопис ный косогор, вытянувшись вдоль реки и вкрапливаясь в его общий веселый фон ка завшимися картинными до мами и домиками с веранда ми, затейливыми украшения ми окон. — Красиво? — спрашивал Честнов й сам же продолжал: — У нас многим нравится. Владимир Васильевич ука зывает на один дом: — О художнике Кустодие ве слышали?.. Верно, его картины не спутаешь ни с чьими. Раз отдыхал Борис Михайлович у нас, вот в этом самом доме. И даже картину здесь написал, «Ле бедянь» называется. Мы слушали, затаив ды хание. Значение улицы, да' и самой Лебедяни, можно сказать, в эти минуты возрастало в нашем сознании. Честнов, чему-то мягко улы баясь, продолжал: — В другом доме извест ный писатель Булгаков ос танавливался. Сам он, прав да, на Покровской всего ме сяц прожил, зато его семья у нас все лето отдыхала. Й знаете, ребята, сколько пи сем в то время шло из Мо сквы к нам сюда, на По кровскую... А писательские письма, это что — эписто лярное наследие? Так ведь, филологи?.. Не раз вспомнил Влади мира Васильевича за послед ний год! С тех самых пор, как вычитал прошлой зимой в январской книжке журна ла «Октябрь» такие вот строки: «Она считала Булга кова великим писателем, и вера в его гений была час тью ее судьбы... Она была уверена, что письма рано или поздно должны прийти к читателям, и сделала все, чтобы это состоялось. Сохра нила их в полном порядке — разговоре почти тридцатилет него перерыва, улыбнулся Честнов. — Знаем теперь со держание писем и мы. — Владимир Васильевич, а кто помнит приезд писате ля в Лебедянь?.. — Так ведь многие пом- сом, откуда Булгаковы взяли адрес Андриевского. По-ви димому, сказалась репутация. И улицы, как одной из удоб ных для отдыха, и самого жилища, включая обходи тельность владельца, разу меется. Во всяком случае, ------------ И З Б Л О К Н О Т А Ж У Р Н А Л И С Т А -------- ВСПОМНИЛ о н ДОН, ПЕСЧАНОЕ ДНО... , * ^ ' о / / у Щ ш й о > . • „ /»: ........................... . Л •' ' лк* ? шестьдесят четыре письма, считая заказные письма, от крытки и телеграммы... Не задолго до своей смерти пе редала эти письма на госу дарственное хранение — в отдел рукописей Библиотеки имени Ленина». Она — это жена Михаила Афанасьевича Булгакова Елена Сергеевна. А большин ство из его весточек, о кото рых идет речь, адресовано ей на улицу Покровскую, в Лебедянь. Удивительным об разом судьба, обозначившая в то предвоенное лето в се мейной жизни Булгаковых наш старый город, рассказы вает этими посланиями о личности и творческой мане ре крупного писателя. Но почему Лебедянь? У Булгаковых там ни родствен ников, ни близких знакомых. — ...Ну как же! — слов но бы и не было в нашем нят. И жена моя — Зоя Вла димировна, и я . В доме ее отца Булгаковы и прожива ли. — ??? —По всем дальнейшим во просам препровождаю к суп руге. ...И вот 3. В. Честнова (на фото) у дома №24, в кото ром жил ее отец Влади мир Иванович Андриевский. Сейчас это дом ее дочери. — Отец был радушным, гостеприимным человеком, —• рассказывает Зоя Владими ровна. — В порядке поддер живал жилье, всегда считал, что «летом молено потес ниться». Он-то и получал в мае 1938 года письмо от Ё. С; Булгаковой, в котором жена писателя спрашивала, не сможет ли он сдать квар тиру на лето ее семье. Моя собеседница поясняет, что она не задавалась вопро- московским литераторам этот адрес импонировал. Че рез десять лет после Булга ковых приехала, к примеру, поэтесса Маргарита Алигер. — В свое время вообще поговаривали, что Лебедянь станет курортом, — напоми нает моя провожатая. Итак, Булгаковы — в Ле бедяни, и едва ли не с пер вых писем отсюда Елена Сергеевна упрашивает мужа присоединиться к ним, хотя бы немного отдохнуть от на пряженной работы. Из их переписки явствует, что это был за период в жизни писа теля. Давно вышли в свет «Белая гвардия», «Дни Тур биных», «Бег». Булгаков уже написал «Мастера и Марга риту», как вдруг решил переделать, О том, как это шло — во многих-многих письмах и открытках в Ле бедянь. «ЗО.У. ...Роман уже пе реписывается. Ольга работает хорошо.» «31.V. ...Пишу 6-ю .главу. Ольга работает быстро». «1.У1. Вчера я отправил тебе открытку, где писал, что, может быть, про едусь до Ялты и обратно. Так вот — это отменяется!.. Утомительно и не хочется бросать ни на день роман. Сегодня начинаю 8-ую главу». «В ночь на 2.VI... Хотел сейчас же после окончания диктовки приняться за боль шое свое письмо, но нет ни каких сил. Даже Ольга, при ее невиданной. машинистской выносливости, сегодня слете ла с катушек». Но даже при таком напря жении Михаил Афанасьевич остается заботливым супру гом, любящим отцом. Он вся чески приободряет отдыхаю щих, если не веселит их. В одном письме высказывает пожелание жене: «Пусть ле бедянское* солнце над тобой будет как подсолнух, а под солнух (если есть в Лебедя ни!) как солнце». Он ирони зирует над собой, смешит ее. «...Диктуется 21-я глава. Я погребен под этим романом.' Все уже передумал: все мне ясно. Замкнулся совсем, от крыть замок я мог бы толь ко для одного человека, но его нету! Он выращивает подсолнухи! Целую обоих: и человека, и подсолнух». , Разумеется, многие письма сложны, многоплановы. В них и кредо художника, и размышления о литературном процессе, Заинтересованный читатель, конечно, уже знает их. но что было дальше? Булгаков приехал в Лебе дянь в конце июня. К тому времени ему уже было со общено и о нанятой лодке— он так любил' греблю, и о погребке с запасом пква и нарзана. Честновы вспомина ют: Елена Сергеевна делала все, чтобы мужу понравиг лось. Для Михаила Афана сьевича она сняла еще одну комнату — в домике рядом — на случай работы. И не ошиблась: уже на третий день Булгаков засел за пье су «Дон-Кихот». Лебедянцам врезалась в память деталь: Булгаков любил писать днем в темной комнате при заж женных свечах. Перед вечером всей се мьей шли на Дон купаться, гулять по берегу. Так проле тел месяц. А затем из Москвы он пи сал: «Вспомнил я Дон, пес чаное дно.,.» В Лебедяни ему нравилось... ; Вот о чем рассказывают нынче на улице Ситникова (бывшей Покровской) об од ном из ее удивительных гос тей. Н. ЛЕДЕНЕВ. К онцерт юных музыкантов В липецкой музыкальной школе № 3 состоялся концерт юных пианистов, которым на чался заключительный этап смотров, конкурсов, концертов учащихся школ эстетического воспитания нашей области в рамках подготовки учебных заведений культуры и искус ства к 40-летию Победы. В концерне приняли участие более пятидесяти юных музы кантов из всех школ областно го центра и большинства школ области. В программу были включены обработки русских народных песен, произведения видных советских, русских и прогрессивных зарубежных композиторов. Все участники в память о концерте, посвященном 40-ле тию Победы, награждены па мятными сувенирами — книга ми. О. ХРУСТАЛЕВА. Праздн и к песн и В культпросветучреждениях области с успехом прошел смотр-конкурс военно-патриоти ческой песни и музыки, посвя щенный 40-летюо Победы. В нем приняли участие коллек тивы более чем четырехсот домов культуры и клубов, около десяти тысяч сельских самодеятельных артистов. В их Исполнении звучали лучшие произведения отечественной пе сенной классики. Особенно ус пешно прошли вечера фронто вой песни в ряде ДК Дакков- ского района, вечера-концерты в елецких и задонских культ* просветучреждениях, литератур но-музыкальная композиция в Краснянском РДК и в других. Л. БОГОМОЛОВА, заведующая отделом областного научно- методического центра культпросветработы. В Ы ОБРАТИЛИ вни мание, с каким трепетом встречает ваш ребенок сообщение о предстоящем посещении те атра кукол? Спектакль ку кольников — это всегда . праздник для детей. Празд ник познания мира, яркий праздник ожившей фантазии. Наиболее сложная категория зрителей — самые малень кие. Им очень трудно даже высидеть в кресле те сорок- сорок пять минут, которые продолжается спектакль. И нужно обладать поистине ма гическими способностями, чтобы приковать внимание ребенка к сцене, два раза по 40 минут! А ведь именно столько времени идет спек такль «Очень хитрая сказка», который создали для до школьников режиссер, заслу женный артист РСФСР В. В. Жуков и художник, заслужен ный работник культуры РСФСР А. Ф. Бобылкин. И все эти полтора часа дети не от рываясь следят за происхо дящими на сцене событиями. Спектакль этот — перело жение сказки шведского пи сателя Яна Экхольма «Тут- та Карлсон, первая и един ственная, Людвиг XIV и дру гие», выполненное А. Цука новым. А рассказывается в нем увлекательная история о том, как подружились неког да враждующие семьи Папы Ларссона и Петруса Певуна. Да-да, в свое время какие только предосторожности не применял Хозяин, чтобы пре дотвратить встречи самого хитрого лиса в округе из се мейства Папы цс наивными детьми Петруса! Он-то хоро шо знал, чем кончаются по добные встречи — всем из вестно, как любят рыжие плу ты курятину. И потому при гласил злого-презлого пса Максимилиана, построил ему удобную будку и пору чил охранять многочислен ное семейство Певуна. Но вот однажды самая младшая дочка Певуна Тут- та Карлсон, случайно встре тила младшего лисенка по имени Людвиг XIV. Вот тут все и началось... А когда Хозяин, рассердившись, объя- свою лепту в успех спектак ля. И все-таки не могу не сказать несколько слов о главных исполнителях. Очень хороши цыпленок Тутта Карл сон, и лисенок Людвиг XIV в исполнении Г. Левиной и Е. Богдановой. Одним лишь голосом артистки при помо- Остроумный выход был най ден в создании оригинальных вертушек, на которых кре пятся элементы декорации. Движения вертушек, а соот ветственно — и медленная смена декораций достаточно убедительно символизирует передвижение героев из од- Т Е А Т Р ОЧЕНЬ ДОБРАЯ С К А З К А вил большую охоту на лис... Но нет, не буду пересказы вать. Знаю, что очень мно гие ребята еще не видели спектакль, хотят посмотреть его, и пусть уж сами разбе рутся в хитросплетениях сказ ки, а заодно и убедятся в том, какая это замечательная вещь — дружба. Нет такой беды, из которой друг не смог бы ёыручить друга! Они, ко нечно, и сами поймут, что речь идет вовсе не о лисах и курах... А пока я хотел бы поде литься впечатлениями от спектакля с их папами ц ма мами. На меня он произвел самое хорошее впечатление своей динамикой, тонким про никновением артистов в ткань сказки, ненавязчивы ми, но убедительными выво дами. Не хотелось бы выделять кого-либо из достаточно сла женного актерского ансамб ля — каждый артист внес щи гибких, точно найденных интонаций ярко живописуют чувства и настроения своих героев. Это приятно'отметить еще и потому, что для Е. Бог дановой эго первая большая самостоятельная работа в на шем театре. Интересные крас ки, отмеченные мягким юмо ром, также нашли для харак теристики . Папы Ларссона— В. Проскуряков, пса Макси милиана — А. Заворуев, Пет руса Певуна — Ю. Соколь ских. Как-то уж так складыва ется, что в каждом новом спектакле нашим кукольни кам 1приходится решать сложные постановочные за дачи, Вот и теперь: как соз дать иллюзию большого рас стояния между двором Хо зяина, где проживает семей ство Певуна, и лисьей норой Ларссонов, по замыслу рас положенной где-то в глубине леса? Ведь расстояние меж ду крайними точками сцены не превышает 4—5 метров. ного дальнего пункта в дру гой. Самое яркое впечатление оставляют великолепные кук лы. Право же, невозможно удержаться от улыбки при виде, скажем, семейства Ларссонов. Дело в его уди вительной цветовой гамме. Наследственные цветные признаки Папы, матерого ры жего лиса, в полной мере пе реходят к его старшему сы ну. А затем постепенно за тухают в других детях, усту пая место все усиливающим ся признакам изящной «об- лондннистой» мамы, которые в самом младшем. Людвиге, проявятся в полную свою си лу. Чудесно выполнено се мейство Певуна. Сам он, горделивый, надменный, выг лядит весьма импозантно. Сло вом, фантазия и тонкий вкус художника в который раз порадовали маленьких зрите- лей удивительными находка ми. Впрочем, не только и'". Я не преувеличу, если скажу, что значительную часть зрительного зала сос тавляли папы и мамы, кото рым спектакль понравился не меньше, чем их питомцам, В связи с этим хочется подчеркнуть вот что. Собира ясь на спектакль этого теат ра, я каждый раз ловлю се бя на том, что пребываю в томительном ожидании чуда. Может, это просто форма вы ражения счастья: возвратить ся на много лет назад и час- полтора провести в обществе оживших образов далекого прошлого. Во всяком случае, когда я вижу зрительный зал, наполовину заполнен ный папами и мамами, то понимаю, что они пришли сюда не только помочь сво им детям разобраться в том, что те увидят. И чтобы убе диться в этом, достаточно посмотреть на любого взрос лого во время действия: уди вительная. скажу вам, про исходит метаморфоза: все они в эти минуты там, в своем детстве... Говорю об этом вот поче му. Несколько лет назад ли пецкие кукольники порадова ли своих земляков интерес ным спектаклем для взрос лых -— «Божественная коме дия». Казалось бы, столь удачная проба должна была активизировать деятельность театра в этом направлении. Увы, «Божественная коме дия» была и пока остается единственным спектаклем для нас, ждущих общения с талантливым коллективом. Так вот, хотелось бы верить, что у театра, наконец, по явятся возможности обра титься и к тем зрителям, ко торые, хотя давно и распро щались со своим , детством, но с надеждой и любовью ждут новых встреч с теат ром. К. ГУРЕНОК. И ВОТ НАСТАЛ ВЕСНЫ ЧЕРЕД... В городе весна уже чувствует себя полновластной хо зяйкой. А в лесу, хотя мартовский полдень и высвечивает даже самые тенистые уголки, снег не торопится уступить место весенним проталинам. В животном же мире все идет своим чередом. Уже появляются первые поросята у кабаних. Скоро в лесном «детском саду» займут свои ме ста и другие звериные малыши. И это — лучший показа тель того, что обитатели леса хорошо перенесли трудную зиму. Много сделали для этого работники областной гос- охотинспекцин. С вопроса о том, какой опыт был приобретен ими в нынешнюю необычайно снежную зиму, и начался наш раз говор с начальником областной госохотинспекции И. И. Вологдиным н старшим охотоведом А. В. Антоновым. И. И. Вологдин: — Предыдущие три года были малоснежными. Меньше снега в лесу, значит, легче кабанам выкапывать из зем ли свое любимое лакомство— желуди, раньше обнажается земля, раньше пошли в рост травы, древесная молодая поросль — нет проблем с кормом: у оленей, косуль, ло сей. В* этом же году, когда в первой декаде прошли пер вые обильные снегопады, мы сразу же приняли решение создать дополнительные под кормочные площадки для жи вотных. Посоветовавшись, ой дэеделили места десяти таких площадок. Как оказалось по том, семь из них были вы браны очень удачно. Все 50 тонн корма, заготовленного ,с осени, пригодились, в ход по шли зерноотходы, сухой жом, хвойный лапник, специально оставляемый на лесных де лянках, кора' поваленных осин. Решающую роль сыграло и своевременно принятое обл исполкомом решение о помо щи животным. Во все райис полкомы поступило соответ ствующее указание. Бульдо зеры, тракторы, автомобили прокладывали широкие тро пы в лесу, подвозили корм. Там, где было трудно пройти технике, использовались ло шади. По 300 — 400 кило граммов зерноотходов было вывезено па каждую подкор мочную площадку. Но все же какое-то время тревога не спадала: ведь вот посмот ришь, как идет кабанье ста до—из-под снега видны только уши вожака. Потом стали замечать: вошел в силу зверь — снег местами здорово пе рекопан. В разговор вступает А. В. Антонов: — Чтобы знать, где и .чем кормить зверя, и какого имен но, первым делом надо было точно определить, как он пе ремещается в заснеженном лесу. Эту работу проводили наши егеря. Сил и времени не жалели. Очень много тру да вложили в спасение жи вотных, сумели организовать общественность егеря В. Е. Пивоваров, И, В. Коноплев, М. Д. Пекшев, Н. Д. Курдю ков. Охотно помогали нам ме стные жители, школьники в борьбе с браконьерами. Су дите сами: в прошлом году мы привлекли к суровой от ветственности 67 браконье ров, в этом году было заре гистрировано 13 случаев не законной охоты. Кстати ска зать, в основном это были иногородние браконьеры. — Благодаря всем приня тым мерам животный мир на шего края не понес потерь. Сколько же он насчитывает сейчас голов, и как растет чи сленность обитателей леса? А. В. Антонов: — В заказниках, располо женных по левобережью Во ронежа, насчитывается около 600 лосей, столько же оленей, примерно 500 косуль, каба нов уже за тысячу. Взято на учет более тысячи ста бобров. Численность копытных живот ных растет благодаря отстре лу волков. Для нас, практи ков-охотоведов, не существу ет отвлеченной дилеммы: кто он, волк, — санитар леса или злостный хищник? Конечно, второе. Нынешней зимой бы ло отстрелено около 40 вол ков. Тут надо заметить, что охота на этого зверя — тяже лая и опасная. В ближайшие годы можно ожидать увеличения пого ловья парнокопытных. — Не менее напряженной, чем зима, обещает быть нын че пора весеннего половодья. Вот-вот оно начнется. Что предпринимается сейчас для спасения животных? А. В. Антонов: В многокилометровой пойме Воронежа пологий ле вый берег и в обычные-то годы подтапливает, а в этом году паводок захватит гораз до большую площадь. Уже заготовлены плоты, которые будут привязаны к деревьям в местах обитания бобров на двух-трехметровой высоте. Копытные животные от при роды — очень хорошие плов цы, кабаны — вообще амфи бии, за них мы не беспокоим ся, но вот зайцы... Для них сейчас необходимо создать целую армию дедов Мазаев. И. И. Вологдин: — Мы уже обратились к директорам всех лодочных станций, руководителям хо зяйств с просьбой всегда иметь наготове дежурные лодки. Товарищи с готов ностью откликнулись на на ши просьбы. К «спасатель ному флоту» подключаются местные охотники, любители природы. Все эти лодки мы держим под контролем, вы езжать в половодье они бу дут только с нашего разре шения и только оснащенные спасательными жилетами, кругами, специальными сач ками. Хочется предупредить тех, кто будет спасать живот ных, — енот, например, когда тащишь его из воды, кусает ся. Бурный ледоход ожидается на Дону, но там «коридор» русла реки довольно узкий и глубокий, большого разлива все же не должно быть. Мы ждем начала поло водья, что называется, в го товности номер один, но в то же время и с радостью. Вешние воды очистят озера, насытят их кислородом, и значит, привольнее станет ры бе, больше корма будет для водоплавающих. Запас влаги в лесу даст рост цветам, тра вам, ягодам и грибам. Сло вом, начнется общий много ступенчатый биологический процесс, приносящий лесу и всем его обитателям оздоро вление, обновление. А чело век в лесу, как всегда, хозя ин и работник одновременно. Причем, очень важно пом нить, что хозяином он дол жен быть заботливым, любя щим, бережливым, а работ ником — добросовестным, умелым, расторопным. Так было и будет всегда. И это еще раз доказала зима, и это го ждет от нас весна. Интервью взяла Л. КОСТЮКОВА А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz