Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
19 марта 1985 г., № 66 (17 163) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ВЕДОМСТВЕННЫ Й АВТОБУС Ли пецк растет быстро. Появляются новые микрорайо ны, благоустраиваются старые. Улучшается торговое, бы товое, медицинское обслуживание, высокими темпами развивается и городской транспорт. И все же проблема пассажирских перевозок остается острой. Люди испыты вают большие неудобства, особенно в часы пик. Около четырех месяцев назад исполком областного Со вета народных депутатов принял решение «О мерах по упорядочению использования ведомственных автобусов». Если по-хозяйски загрузить эти машины, то недостатки в перевозке пассажиров были бы устранены. Редакция «Ле нинского знамени» совместно с народными контролерами и работниками ГАИ проверила, как выполняется это ре шение. И н т е р в ь ю н а о с т а н о в к е Конец рабочего дня. Тол пы на автобусных остановках. Хотя по календарю весна, но зима еще не сдается: вечером и утром холодно. А рейсовые автобусы подходят перепол ненными. Еще на конечных пунктах они, как правило, заполняются и на промежу точных остановках сесть трудно. Пассажиры мерзнут, нервничают. Некоторые из детских садов с детьми, жен щины с полными сумками. Подходим к группе ожида ющих, интересуемся, долго ли стоят. Г. Г. Бражнева, заме ститель начальника отдела «Липецккомплектснаба» с возмущением говорит, что уехать всегда тяжело, на прасно теряется уйма време ни. Но вот парадокс: мимо ос тановок то и Дело проезжают полупустые, а то и вовсе пу стые автобусы. Неужели их водители не могут подвезти, пассажиров? Видят же, что мерзнут дети. В разговор вступает В. М. Ушакова, техник Главлипецк- строя. — Я слышала, что попут ные автобусы должны нас брать, но это бывает редко. А если и возьмут, то водите ли билеты за проезд не да ют, хотя деньги стараются получить аккуратно. Беседа становится общей. Не будем ее пересказывать. Но начальникам автохозяйств, другим должностным лицам стоило бы послушать ее. Уж очень резки критические за мечания в их адрес. М н е н и е а в т о м о б и л и с т о в У заместителя начальника территориального объедине ния «Липецкавтотранс» В. Д. Краймана собрались руково дители пассажирских авто колонн ПАТП-3 — В. М. Глухов, АК-1415 — А. Е. Рощепкин, ПАТП-1 — Ю. Г. Соколов и начальник отдела пассажирских перевозок Г. Д. Агапов. Выяснилось, что в областном центре 1800 авто бусов, из них в ведении «Ав- тотранса» — 750. Четырес та с лишним машин это те, которые мы видим на посто янных городских, маршрутах. Около трехсот объединение выделяет по заказам. Оста льные — 1050 — автобусы ведомственные. Они являют ся собственностью самых различных предприятий и организаций. Однако положе ние о подвозе попутных пас сажиров распространяется и на. заказные, и на ведомст венные. Но если использо вание первых вполне можно контролировать,. так как за казчик обязан четко огово рить работы, которые на них будут выполняться, то вто рые совершенно бесконтроль ны. Принцип тут такой: мой автобус, что хочу, то и де лаю. И потому частенько ви дишь, как мимо остановки проносится такая машина, а ■в салоне восседает один-един- ственный пассажир: долж ностное лицо направляется по своим делам. Не случайно в решении облисполкома пре дусмотрена постепенная пере дача в течении 1985 года ве домственных автобусов в распоряжение «Автотранса». Но тут встает другая про блема. К приему машин объ единение совершенно не го тово. Его автобусные парки сейчас не вмещают и полови ны имеющихся в эксплуата ции машин. Где же ставить остальные? Мы уже Не гово рим о службах ремонта и ухода, которые надо резко расширять. Поразили цифры, которые назвал Г. Д. Агапов. Три миллиона билетов должны были приобрести хозяева ве домственных автобусов для продажи попутным пассажи рам, а приобрели за весь 1984 год... пять тысяч. И то только два хозяйства —мо лочный комбинат и объеди ненный авиаотряд. На осталь ных предприятиях, как вид но, нисколько не беспокоят ся о том, что на многомест ных ЛИАЗах разъезжают курьеры, снабженцы, сжигая огромное количество дефи цитного бензина. Деловую мысль’, на наш взгляд, подал В. Д. Край- ман: создать координацион ный центр, который мог бы по графику использовать ве домственный транспорт при необходимости на внутриго родских маршрутах, а особен но в период массовых выез дов на сельхозработы^ С л о в о ш о ф е р а м — Почему не беру попут ных пассажиров?— водитель автобуса с аглофабрики В. Г. Полянин раздраженно вы ключил мотор. — Что меня укорять? Я и сам вижу, что на остановках много людей. Пробовал останавливаться. Набъется полный автобус, а многие не платят, хуже того еще и билеты отрывают. От читывайся потом за них. Ез жу на «заказном» с 1979 го да и никогда не получил ни копейки вознаграждения за перевозку, хотя знаю, что должны платить три процен та с выручки. Да впрочем, где она выручка, только убыток: то — двери чиню после такой «подвозки», то салон отмываю. Так что гра ждане зря обижаются... А вот, так сказать, другой аспект. Водитель А. П. Ско робогатов из ДСК вез на бо льшом автобусе одного чело века на совещание. Но в са лоне ни касс, ни билетов. Во время рейда поговорить довелось со многими водите лями и все говорили пример но одно и то же: при частых остановках — повышенный расход бензина, износ обору дования. Материальной заин тересованности у шоферов нет, а чинить машины прихо диться самим. У некоторых рулоны с билетами лежат в карманах, в ящиках с инст рументами — изорванные, истертые. — А кто их проверит? — — удивились П. И. Яськов из СУ-3 ДСК и В. Г. Тишевских из управления механизации облремстройтреста. — Бери билеты хоть на пятилетку, вот и возим их для проверя ющих. А пассажиров не бе рем. Бывало, от перегрузки автобус сломается, а утром своих рабочих везти не на чем. Мы же еще и виноваты ми остаемся. Справедливости ради надо сказать, что были и другие примеры. Вот В. В. Бирюков из СУ-10 треста «Липецк- строй» пассажиров берет, есть кассы с билетами. За месяц продал сто двадцать билетов, заработал...; восемнадцать ко пеек. П о з и ц и я г о р и с п о л к о м а Ее высказал старший ин женер отдела пассажирского транспорта В. М. Пономарев. — Подвозить пассажиров утром как на ведомственных, так и на заказных автобусах трудно, потому что на специ альных остановках они запол няются своими рабочими. Наиболее сложное положение складывается утром. В . это время, чтобы быстро отвезти всех на работу, необходима тысяча , единиц подвижного состава.- Мы не можем выде лять и половину. Выход ви дим такой: надо менять вре мя начала работы предприя тий и учреждений. На этот счет 15 мая 1981 года было принято решение горисполко ма за № 223. Но его не вы полняют. На время сельскохозяйст венных работ,привлекать ав тобусы предприятий считаем обязательным, но тут дохо дит порой до курьезов. Есть на предприятиях свои авто бусы, но для выездов в поле требуют маршрутные: мол, наши нужны для других це лей. Особо хочу сказать об автотранспортном цехе НЛМК. Его водители вообще никогда не берут пассажиров и даже нашли удобную защи ту от них: на автобусы по весили трафареты «заказной», дескать, едем по специально му заданию. Сколько раз приглашали в горисполком начальника цеха Н. В. Ноче- вкина, но все вызовы он иг норирует. Одно время пробо вали принудительно застав лять шоферов попутных ма шин брать пассажиров. Кто проезжал мимо ' остановок, наказывали — снимали но мера, изымали водительские удостоверения. Но и это не помогло. А что касается конт роля за продажей билетов, так этот вопрос мы упустили. С т о ч к и з р е н и я Г А И Вечером одного из послед них дней февраля госавтоин- спекция «перекрыла» в Ли пецке основные пассажир ские потоки. Решили по смотреть, как выполняют во дители решение о перевозке попутных пассажиров. И вот перед нами длинный спи сок автобусов, которые про ходили мимо остановок и в которых не было ни касс, ни билетов. Ю. М. Казаков,, замести тель начальника отдела ГАИ УВД, прокомментировал про верку так. — Это не первый рейд. Только что пользы? Мы со ставляем протоколы, направ ляем руководителям хозяйств. Но те никаких мер не при нимают, Мы же, как это от нас иногда требуют, никаких наказаний по отношению к водителям применить не мо жем. Если шофер проехал мимо остановки, это не на рушение правил дорожного движения. Хочу предостеречь контролирующие организации: снимать номера и изымать водительские удостоверения у шоферов по этому поводу — прямое нарушение законнос ти. Наши инспектора в по рядке «доброй услуги» иног да при большом скоплении пассажиров останавливают автобусы и разгружают оста новки. Но в их постоянные обязанности это не входит. Контролировать приобрете ние билетов мы так же не имеем права. Р е п л и к а « х о з я и н а » в е д о м с т в е н н о г о а в т о б у с а — Мы имеем один надцать больших автобусов, — рассказывает главный ин женер управления топливной промышленности А. М. Вара кин. —Иметь свои автобусы очень удобно. Не надо зака зывать, кого-то просить. Пе редача машин в государст венные хозяйства будет для нас неудобна. Своим рабочим выдаем проездные докумен ты, за которые высчитываем по десять копеек в день, это дает ощутимый годовой до ход. Попутных пассажиров наши шоферы берут, всем выданы для продажи билеты, контроль осуществляют наши экономисты, которые перио дически ездят в рейсы. Так что у нас этой «проблемы» не существует. — Сколько же реализова но билетов? — поинтересова лись мы. Александр Михайлович только руками развел: вооб- ще-то билеты купили в 1980 году, а на какую сумму про дали, бухгалтерия не знает: 'Комментарии, как гово рится, излишни. По поручению рейдовой бригады С. РОМАНОВ. ОТ РЕДАКЦИИ: Приходится признать, что проблема «ведомственного автобуса» еще далека от решения, хотя совершен но очевидно, что своевременная доставка рабочих и служащих на предприятия имеет большое государствен ное значение, так как очень велики потери от опозданий людей на работу. Работники транспортного отдела горис полкома, как приводилось выше, считают, что использо вать для перевозки попутных пассажиров ведомственные и заказные автобусы по утрам трудно, но можно. Тем бо льшую настойчивость нужно проявить в выполнении сво его же решения. В 1985 году ведомственные автобусы должны быть’ пе реданы на государственные предприятия. Но в гориспол коме нет еще и полных списков машин, подлежащих пе- редаче^ а территориальное управление «Липецкавтотранс» не имеет конкретных планов их размещения и обслужи вания. Заслуживает внимания предложение В. Д. Краймана: временно создать координационный центр при транспорт ном управлении с правом привлекать ведомственные авто бусы как на внутригородские перевозки, так и на сель скохозяйственные работы. И, конечно, необходимо резко усилить контрол^ за продажей билетов в этих автобусах. Вместе с тем, на наш взгляд, следует поразмыслить и о повышении материальной заинтересованности шо феров в перевозке попутных пассажиров. Не совсем понятна роль госавтоинспекции. Пункт о корыстном использовании транспорта в правилах дорож ного движения есть, а случаев сбора денег, что называет ся, хоть отбавляй. Поэтому, видимо, проверять, как ис пользуется автобус, просто необходимо. Неплохо было бы на всех ведомственных и заказных автобусах на наружных бортах повесить трафареты с маршрутами движения, а в салонах фамилию водителя и название организации. Словом, подумать есть’ над чем. И чем скорее ведомственный автобус выедет, так сказать, на «правильную дорогу», тем лучше. VМЕЖДУНАРОДНАЛ И Н Ф О Р М А Ц И Я Иран-Ирак: ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТА БАГДАД, 18 марта. (ТАСС). На участке «восточ нее реки Тигр» продолжают ся ожесточенные бои. Как сообщается в очередном ком мюнике главного военного командования Ирака, сего дня иракские части продол жали наступление на пози ции иранских войск и раз громили восемь дивизий про тивника, которые в ночь с 11 на 12 марта форсировали болота Ховейза к югу от ирак ского города Амара. Ирак ская армия установила конт роль над районом Рашид, а также территорией к северу от населенного пункта Гама- юн. Иранская сторона понес ла большие потери в живой силе и технике. Всего, как передало иракское агентство ИНА, в ходе последних боев было убито и ранено 15 ты сяч солдат и офицеров про тивника. Иракские самолеты и вер толеты совершили за минув шие сутки около 700 бое вых вылетов. Их огнем унич тожены три понтонных мос та, 12 катеров, другая воен ная техника и объекты про тивника. Иракская авиация нанесла удары по «отдель ным целям» в иранских го родах Бендер-Хомейни, Кер- маншах и Лизфуль. НИКОСИЯ, 18 марта. (ТАСС). Как сообщило агентство ИРНА (Иран), иранские войска продолжают удерживать район болот Хо- вейзе и установили контроль над стратегической дорогой, используемой противником для снабжения своих частей. Иранские войска отразили контрнаступление иракцев, нанеся им потери в живой силе и технике. За шесть дней боев были убиты и ра нены 12 тысяч иракских во еннослужащих, три тысячи захвачены в плен. Вчера Ирак нанес ракет ные удары по городам Диз- фуль и Андимешк, а, также подверг бомбардировкам го род Гиляне-Гарб и ряд насе ленных пунктов в провинции Бахтараи. Г Л А В Н А Я З А Д А Ч А П А Р Т И Й Н О Й Р А Б О Т Ы ЛУАНДА, 18 марта. (ТАСС). Повышение руково дящей роли МИЛА—Партии труда в ангольском обществе — главная задача партий ной работы на нынешнем этапе, заявил член Полит бюро, секретарь ЦК МПЛА — Партии труда Лусио Ла ра. Это особенно важно в преддверии исторического со бытия в жизни Анголы — II съезда МПЛА — Партии труда, подчеркнул он, вы ступая в городе Куито (про винция Бие). На предстоя щем форуме будут подведе ны итоги развития респуб лики во всех областях за ми нувшие годы и намечены за дачи на будущее. В период подготовки к съезду, сказал Л. Лара, не обходимо- активизировать всю деятельность партии снизу доверху, укрепить ее ряды за счет как рабочих, так и их естественных союзников — передовых сельских тру жеников. Военно-политическая об становка в стране, указал член Политбюро ЦК МПЛА —- Партии труда, остается сложной и напряженной. Подразделения и части на родных вооруженных сил освобождения Анголы (ФАПЛА) ведут успешные операции по уничтожению террористических банд Уни- та, обеспечивая трудящим ся всех провинций возмож ность спокойной жить и ра ботать на благо родины. ПО СЛУЧАЮ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ ДАТЫ склоняем головы перед теми, кто отдал свои жизни в борьбе против общего врага — гитлеровского фашизма, за светлое будущее челове чества. В. Ярузельский возложил венок к обелиску, воздвиг нутому в честь советских и польских воинов, участво вал в церемонии открытия музея воинской славы. ВАРШАВА, 18 марта. (ТАСС). В Польше со стоялись торжества по случаю 40-летия бо ев за освобождение польских северных земель от фашист ских захватчиков. В торже ствах принял участие Пер вый секретарь ЦК ПОРП, Председатель Совета Мини стров ПНР В. Ярузельский. Выступая в местечке Ми- рославец на встрече с пред ставителями общественнос ти, воинами Войска Польско го и ветеранами войны, В. Ярузельский подчеркнул мужество и героизм совет ских и польских воинов, пле чом и плечу сражавшихся за освобождение северных рай онов страны. В год праздно вания 40-летия Победы над фашизмом и присоединения западных и северных земель к Польше, сказал он, мы ПЕРЕСТАНОВКИ В СУДАНЕ ХАРТУМ, 18 марта. (ТАСС). Президент Судана Дж. Нимейри сложил с себя полномочия министра обо роны и верховного главноко мандующего народными во оруженными силами страны. В соответствии с опублико ванным здесь декретом на эти посты назначен Абдель Рахман Сиуар Ад-Дагаб. Произведены также другие назначения. Новым вице- президентом Судана по поли тическим и юридическим де лам стал Ар-Рашид Ат-Та- хер Бакр. Создано новое министерство авиации и ту ризма, во главе которого стал Эс-Сяр Хасан Башир. Президент Дж. Нимейри назначил председателем на родного собрания (парламен та) страны Абу Эль-Касема Хашима. Д О К У М Е Н Т ОГРОМНОЙ ВАЖНОСТИ СТОКГОЛЬМ, 18 марта. (Корр. ТАСС). Стокгольм ское воззвание, принятое 35 лет назад в шведской сто лице на сессии постоянного комитета Всемирного кон гресса сторонников мира, — документ огромной важнос ти, не утративший своего значения в наши дни, сказал в интервью корреспонденту ТАСС участник сессии, вид ный общественный и полити ческий деятель Швеции, член президиума Всемирно го Совета Мира И. Такман. Эта сессия, отметил он, проходила всего лишь не сколько лет спустя после атомных бомбардировок Хи росимы и Нагасаки. Требо вание воззвания о безуслов ном запрещении атомного оружия как средства устра шения и массового уничто жения людей встретило го рячую и единодушную под держку на всех континентах. За короткий срок Стокгольм ский призыв подписали 500 миллионов жителей различ ных стран. В результате развернутой США и НАТО гонки воору жений, продолжал И. Так ман, в мире созданы изощ ренные образцы ядерного оружия, лишь незначитель ной части которых достаточ но для полного уничтожения человеческой цивилизации. Планы американской адми нистрации по подготовке «звездных войн» говорят о растущей ядерной угрозе МИ РУ- Отмечая юбилей Сток гольмского воззвания, миро любивые силы должны отве тить на вызов агрессивных кругов умножением усилий в защиту мира, подчеркнул И. Такман. Н. ВУКОЛОВ. В пострадавшие от засухи северные и восто чные районы Эфиопии непрерывно поступают продовольствие и медикаменты. В их транспор тировке задействовано около пяти с половиной тысяч грузовиков. Значительный объем пере-, возок выполняется самолетами Аэрофлота. В труднодоступные места помощь перебрасыва ется иа вертолетах, предоставленных ским Союзом. НА СНИМКЕ: советские вертолеты достави ли продовольствие в одну из областей провин ции Уолло. Фото А. ЕЛМАНОВА, ТАСС ПАЛ АЧА М ОТ НАЦИЗМА - Н Е Т ПРОЩЕНИЯ В 1944 году. Отто Клейн (53 года, часовщик из Же невы), жил в Венгрии вместе с матерью, братом и сест рой. На рассвете 24 июля Клейнов, как и десятки дру гих венгерских семей, фаши сты посадили в вагоны для скота и увезли в неизвест ном направлении. Трое су ток метался этот страшный состав по дорогам Европы. Наконец двери теплушек распахнулись, и их «пасса жиры» с ужасом увидели во рота концлагеря с надписцю «Работа делает свободным». Это был Освенцим — самый страшный из нацистских ла герей смерти. Освенцим, где одним из палачей был са дист в медицинском халате доктор Менгеле. В первый же день Отто и его брат Ференц попали к нему в лабораторию. Цинич ный «диагноз» врезался в память Отто: «Молодые Клейны, 12-ти лет, прошли отбор и подходят для экспе риментов». «Только близнецы инте ресовали Менгеле, —г рас сказывает Отто Клейн. — Получив лагерный номер А-5332, мы с Ференцем по пали в блок «Е», где ждали своей участи и другие близ нецы. Здесь правил еще один деспот — доктор Тило. Он был одержим той же манией убийства, что и Менгеле. Стоило ему посчитать одного из близнецов негодным к экспериментам, он, не заду мываясь, отправлял в кре маторий обоих». И сейчас, спустя сорок лет, тяжело и мучительно вспоминать Отто Клейну то время. Проводя опыты над детьми, фашист Менгеле ста рался прежде всего убить в них все человеческое: мыс ли, чувства, память. Но на перекор всем инъекциям Менгеле память Отто со хранила мельчайшие подроб ности этого ада. И теперь обвинительным заключением для всех Менгеле и им по добных звучит его рассказ. Менгеле ненавидел бере менных женщин. Отто свои ми глазами видел, как Мен геле лично бросил только что родившегося младенца в печь крематория. Ужасной была и судьба близнецов-цыган. Их хладнокровно убивал сам Менгеле или его подручные прямой инъекцией в сердце. Эти леденящие душу кар тины Отто Клейн и другие чудом уцелевшие узники1 не забудут никогда. И не прос тят, как бы сегодня ни пы тались обелить нацистских преступников некоторые их защитники на Западе, спи сать «за давностью лет» их злодеяния. «Нельзя молчать об этом. Нужно кричать, бить трево гу, называть имена фашист ских преступников^ публико вать факты, сохранившиеся в нашей памяти. Лет через 15—20 последние из тех, кто пережил нацистский ад, уйдут,—говорит Отто Клейн. — Если бы не советские солдаты, освободившие нас в январе сорок пятого, и сей час мало кто мог бы пове дать людям об этом. А чело вечество не имеет права за бывать злодеяния фашизма, иначе они могут повто риться...» Не случайно именно сей час, в год сорокалетия раз грома гитлеровской Герма нии, западноевропейскую об щественность возмутило и взволновало сообщение о том, что «ангел смерти» Менгеле жив и обитает в Парагвае под крылышком диктатора Стресснера. Убий ца, лично виновный в изощ ренных пытках и смерти ты сяч детей-близнецов и дру гих заключенных, спокойно ходит по земле, получает прибыли от своей компании «Карл Менгеле и сын», жи вет в довольстве и благопо лучии. Не удержалась от возмущения даже печать Швейцарии, обычно редко пишущая о войне. И свиде тельство Отто Клейна, опуб ликованное еженедельной газетой «Трибюн де Женев», стало еще одним обвинением нацизму.' В. МЕХОНЦЕВ, соб. корр. АПН. Женева. ЯПОНИЯ: РАСТУТ ВОЕННЫЕ АССИГНОВАНИЯ В японском законодательстве, в частности, в конституции страны, есть положения, кото рыми гордятся простые япон цы. Речь идет прежде всего об ограничениях, препятствующих развитию милитаристских тен денций в Японии. Однако, как показала практика, все эти за конодательные ограничения су ществуют лишь до тех пор, по ка они устраивают правящие круги страны. Как только по добные запреты начинают ме шать осуществлению тех или иных амбициозных планов, в какой-то момент перевешиваю щих пропагандистские выгоды этих принципов, их просто от брасывают в сторону, как обве тшавшее платье. Так было в свое время с обесцениванием 9-й статьи конституции, запрещающей вос создание в Японии вооружен ных сил. Так стало и с «тремя неядерными принципами — не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие», ко торые, даже по признанию офи циальных кругов страны, по степенно превратились в «2,5 принципа», так как американ цы продолжают ввозить и хранить на своих военных ба зах в Японии термоядерное оружие, Характерно, что в последние годы одним из любимых у японских стратегов стал ло зунг: «Мы не можем подчинить задачи нашей политики инте ресам сохранения некоторых окостеневших табу». Теперь пришла очередь де вальвации еще одного «табу». Как известно, в 1976 году под напором требований прогрес сивной общественности япон ское правительство заявило, что уровень оборонных расходов в стране впредь никогда не бу дет превышать 1 процента объ ема валового национального продукта (ВНП). Установлен ный таким образом потолок для военных расходов в бюдже те Японии был провозглашен одним из основополагающих политических принципов. С тех пор бюджетные отчи сления на «нужды обороны» продолжали стабильно возрас тать на 6—7 процентов ежегод но. В 1985 году они приблизи лись к критической отметке, достигнув 0,997 процента ВНП, что составляет 3137 млрд. иен. Теперь любые новые ассиг нования по этой статье неми нуемо приведут к нарушению установленного лимита. Но Пентагон буквально выкручи вает руки своим японским кол легам, чтобы те ускорили тем пы милитаризации страны. На ращивание Японией военной мощи *стало обязательной те мой всех японо-американских переговоров, в том числе и на высшем уровне. Об этом, в ча стности, говорилось на очеред ной «дружеской встрече Рона и Ясу» (Рейгана и Накасонэ) в январе сего года. Впрочем, в Токио есть нема ло сторонников идеи «сильной Японии» как среди «ястребиной стаи» правящей партии ЛДГ1, так и среди местных произво дителей оружия. Ощущая за спиной мощную поддержку как внутри страны, так и извне, премьер-министр Я. Накасонэ, еще год назад клятвенно заверявший сограж дан в своем непоколебимом стремлении сохранить 1-про центный потолок военных рас ходов, предпринимал попытки опрокинуть это «табу». На за седании бюджетной комиссии парламента он заявил о готов ности отказаться от однопро центного лимита. • Новая попытка милитариза ции страны вызвала резкий от пор оппозиционных партий. Работа парламента была пара лизована в течение восьми дней. Премьер-министр вынужден был отступить, хотя и недву смысленно намекнул, что уже в ближайшее время постарает ся развернуть дискуссию н масштабах всей страны (чи тай: широкую пропагандист скую кампанию), чтобы до биться признания необходимо сти увеличения ассигнований на вооружение. К дискуссии лидеры ЛДП планируют под ключить опытных политологов, военных специалистов, способ ных выплеснуть на головы японцев целые ниагары измыш лений о «возрастающей совет ской угрозе», для противосто яния которой якобы нужно на ращивать военную мощь Япо нии. Эти теоретики постарают ся нагнать страху на японского обывателя живописными кар тинами «предстоящей высадки советского военного десанта на японских островах» или пере числением советских ракет, якобы нацеленных- на японские города. Нагнетание страха перед внешней угрозой позволяет японской официальной пропа ганде взращивать в стране на ционализм, который затем трансформируется в шовинизм, оголтелый реваншизм и анти коммунизм. Недаром вот уже который год правящая партия субсидирует проведение в стране шумных шабашей, про ходящих под лозунгами терри ториальных претензий к СССР. Примечательно, что попытка, пусть пока и неудачная, взло мать потолок военных расхо дов была предпринята накану не очередного «общенациональ ного дня северных территорий». На подобные мероприятия ЛДП не жалеет денег, полагая, что запланированная вспышка шовинизма и реваншизма по может создать в стране ситуа цию, при которой любое уве личение военных расходов по кажется вполне оправданным. Но подобные планы наталки ваются на всевозрастающее со противление японской общест венности. Вот, например, что заявила Тосико Хара, руково дитель осакского отделения об щественной организации «Со знательные противники воен ных налогов»: — Мало кто из японцев за думывается над тем, что 5 или 6 иен из каждой тысячи иен, взимаемой с нас в виде государственных налогов, идут на возрождение японской ар мии. Мы, налогоплательщики, таким образом несем ответст венность за создание вооружен ных сил, занимающих ныне по мощи вооружений восьмое ме сто в мире. Если сравнивать а странами, входящими в воен ный блок НАТО, наша страна занимает четвертое место п< тоннажу военно-морских кораб лей, пятое — по числу подвод ных лодок, шестое — по числ; боевых самолетов. Наши сухо путные силы равны по числен ности армии Великобритании— страны, никогда не бравшей н< себя обязательство по ограни чению вооруженных сил. 1 Мы не хотим мириться I этим, — продолжала Т. Хара.- Организация «Сознательные противники военных налогов призывает сограждан отказат* ся оплачивать военные расхо ды, которые с точки зрёнй: конституции являются нелега льными, а потому противоза конными. Мы уже 16 раз об ращались в токийский суд требованием признать военньг налог антиконституционным. 1 раз нам отказывали. Мы не рассчитываем на легкую поб€ ду. Но нам важно привлеЩ внимание японской обществен ности к незаконным попытка^ увеличить военный бюджет страны. С подобным мнением солз даризируются многие японцз Газета японских коммунисте «Акахата» писала, что «за и пыткой премьер-министра ув личить бюджетные ассигнов ния на военные нужды легг просматривается линия ЛД] на усиление милитаризации пс лозунгами превращений Япош в «непотопляемый авианосец необходимости охраны морсю коммуникаций и т. д. Япония должна остаться ве; ной духу своей мирной конст туции, подчеркивает «Акахата А. ЛАЗАРЕВ, соб. корр. АПН. Токио.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz