Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

19 марта 1985 г., № 66 (17 163) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ВЕДОМСТВЕННЫ Й АВТОБУС Ли пецк растет быстро. Появляются новые микрорайо­ ны, благоустраиваются старые. Улучшается торговое, бы­ товое, медицинское обслуживание, высокими темпами развивается и городской транспорт. И все же проблема пассажирских перевозок остается острой. Люди испыты­ вают большие неудобства, особенно в часы пик. Около четырех месяцев назад исполком областного Со­ вета народных депутатов принял решение «О мерах по упорядочению использования ведомственных автобусов». Если по-хозяйски загрузить эти машины, то недостатки в перевозке пассажиров были бы устранены. Редакция «Ле­ нинского знамени» совместно с народными контролерами и работниками ГАИ проверила, как выполняется это ре­ шение. И н т е р в ь ю н а о с т а н о в к е Конец рабочего дня. Тол­ пы на автобусных остановках. Хотя по календарю весна, но зима еще не сдается: вечером и утром холодно. А рейсовые автобусы подходят перепол­ ненными. Еще на конечных пунктах они, как правило, заполняются и на промежу­ точных остановках сесть трудно. Пассажиры мерзнут, нервничают. Некоторые из детских садов с детьми, жен­ щины с полными сумками. Подходим к группе ожида­ ющих, интересуемся, долго ли стоят. Г. Г. Бражнева, заме­ ститель начальника отдела «Липецккомплектснаба» с возмущением говорит, что уехать всегда тяжело, на­ прасно теряется уйма време­ ни. Но вот парадокс: мимо ос­ тановок то и Дело проезжают полупустые, а то и вовсе пу­ стые автобусы. Неужели их водители не могут подвезти, пассажиров? Видят же, что мерзнут дети. В разговор вступает В. М. Ушакова, техник Главлипецк- строя. — Я слышала, что попут­ ные автобусы должны нас брать, но это бывает редко. А если и возьмут, то водите­ ли билеты за проезд не да­ ют, хотя деньги стараются получить аккуратно. Беседа становится общей. Не будем ее пересказывать. Но начальникам автохозяйств, другим должностным лицам стоило бы послушать ее. Уж очень резки критические за­ мечания в их адрес. М н е н и е а в т о м о б и л и с т о в У заместителя начальника территориального объедине­ ния «Липецкавтотранс» В. Д. Краймана собрались руково­ дители пассажирских авто­ колонн ПАТП-3 — В. М. Глухов, АК-1415 — А. Е. Рощепкин, ПАТП-1 — Ю. Г. Соколов и начальник отдела пассажирских перевозок Г. Д. Агапов. Выяснилось, что в областном центре 1800 авто­ бусов, из них в ведении «Ав- тотранса» — 750. Четырес­ та с лишним машин это те, которые мы видим на посто­ янных городских, маршрутах. Около трехсот объединение выделяет по заказам. Оста­ льные — 1050 — автобусы ведомственные. Они являют­ ся собственностью самых различных предприятий и организаций. Однако положе­ ние о подвозе попутных пас­ сажиров распространяется и на. заказные, и на ведомст­ венные. Но если использо­ вание первых вполне можно контролировать,. так как за­ казчик обязан четко огово­ рить работы, которые на них будут выполняться, то вто­ рые совершенно бесконтроль­ ны. Принцип тут такой: мой автобус, что хочу, то и де­ лаю. И потому частенько ви­ дишь, как мимо остановки проносится такая машина, а ■в салоне восседает один-един- ственный пассажир: долж­ ностное лицо направляется по своим делам. Не случайно в решении облисполкома пре­ дусмотрена постепенная пере­ дача в течении 1985 года ве­ домственных автобусов в распоряжение «Автотранса». Но тут встает другая про­ блема. К приему машин объ­ единение совершенно не го­ тово. Его автобусные парки сейчас не вмещают и полови­ ны имеющихся в эксплуата­ ции машин. Где же ставить остальные? Мы уже Не гово­ рим о службах ремонта и ухода, которые надо резко расширять. Поразили цифры, которые назвал Г. Д. Агапов. Три миллиона билетов должны были приобрести хозяева ве­ домственных автобусов для продажи попутным пассажи­ рам, а приобрели за весь 1984 год... пять тысяч. И то только два хозяйства —мо­ лочный комбинат и объеди­ ненный авиаотряд. На осталь­ ных предприятиях, как вид­ но, нисколько не беспокоят­ ся о том, что на многомест­ ных ЛИАЗах разъезжают курьеры, снабженцы, сжигая огромное количество дефи­ цитного бензина. Деловую мысль’, на наш взгляд, подал В. Д. Край- ман: создать координацион­ ный центр, который мог бы по графику использовать ве­ домственный транспорт при необходимости на внутриго­ родских маршрутах, а особен­ но в период массовых выез­ дов на сельхозработы^ С л о в о ш о ф е р а м — Почему не беру попут­ ных пассажиров?— водитель автобуса с аглофабрики В. Г. Полянин раздраженно вы­ ключил мотор. — Что меня укорять? Я и сам вижу, что на остановках много людей. Пробовал останавливаться. Набъется полный автобус, а многие не платят, хуже того еще и билеты отрывают. От­ читывайся потом за них. Ез­ жу на «заказном» с 1979 го­ да и никогда не получил ни копейки вознаграждения за перевозку, хотя знаю, что должны платить три процен­ та с выручки. Да впрочем, где она выручка, только убыток: то — двери чиню после такой «подвозки», то салон отмываю. Так что гра­ ждане зря обижаются... А вот, так сказать, другой аспект. Водитель А. П. Ско­ робогатов из ДСК вез на бо­ льшом автобусе одного чело­ века на совещание. Но в са­ лоне ни касс, ни билетов. Во время рейда поговорить довелось со многими водите­ лями и все говорили пример­ но одно и то же: при частых остановках — повышенный расход бензина, износ обору­ дования. Материальной заин­ тересованности у шоферов нет, а чинить машины прихо­ диться самим. У некоторых рулоны с билетами лежат в карманах, в ящиках с инст­ рументами — изорванные, истертые. — А кто их проверит? — — удивились П. И. Яськов из СУ-3 ДСК и В. Г. Тишевских из управления механизации облремстройтреста. — Бери билеты хоть на пятилетку, вот и возим их для проверя­ ющих. А пассажиров не бе­ рем. Бывало, от перегрузки автобус сломается, а утром своих рабочих везти не на чем. Мы же еще и виноваты­ ми остаемся. Справедливости ради надо сказать, что были и другие примеры. Вот В. В. Бирюков из СУ-10 треста «Липецк- строй» пассажиров берет, есть кассы с билетами. За месяц продал сто двадцать билетов, заработал...; восемнадцать ко­ пеек. П о з и ц и я г о р и с п о л к о м а Ее высказал старший ин­ женер отдела пассажирского транспорта В. М. Пономарев. — Подвозить пассажиров утром как на ведомственных, так и на заказных автобусах трудно, потому что на специ­ альных остановках они запол­ няются своими рабочими. Наиболее сложное положение складывается утром. В . это время, чтобы быстро отвезти всех на работу, необходима тысяча , единиц подвижного состава.- Мы не можем выде­ лять и половину. Выход ви­ дим такой: надо менять вре­ мя начала работы предприя­ тий и учреждений. На этот счет 15 мая 1981 года было принято решение горисполко­ ма за № 223. Но его не вы­ полняют. На время сельскохозяйст­ венных работ,привлекать ав­ тобусы предприятий считаем обязательным, но тут дохо­ дит порой до курьезов. Есть на предприятиях свои авто­ бусы, но для выездов в поле требуют маршрутные: мол, наши нужны для других це­ лей. Особо хочу сказать об автотранспортном цехе НЛМК. Его водители вообще никогда не берут пассажиров и даже нашли удобную защи­ ту от них: на автобусы по­ весили трафареты «заказной», дескать, едем по специально­ му заданию. Сколько раз приглашали в горисполком начальника цеха Н. В. Ноче- вкина, но все вызовы он иг­ норирует. Одно время пробо­ вали принудительно застав­ лять шоферов попутных ма­ шин брать пассажиров. Кто проезжал мимо ' остановок, наказывали — снимали но­ мера, изымали водительские удостоверения. Но и это не помогло. А что касается конт­ роля за продажей билетов, так этот вопрос мы упустили. С т о ч к и з р е н и я Г А И Вечером одного из послед­ них дней февраля госавтоин- спекция «перекрыла» в Ли пецке основные пассажир­ ские потоки. Решили по­ смотреть, как выполняют во­ дители решение о перевозке попутных пассажиров. И вот перед нами длинный спи­ сок автобусов, которые про­ ходили мимо остановок и в которых не было ни касс, ни билетов. Ю. М. Казаков,, замести­ тель начальника отдела ГАИ УВД, прокомментировал про­ верку так. — Это не первый рейд. Только что пользы? Мы со­ ставляем протоколы, направ­ ляем руководителям хозяйств. Но те никаких мер не при­ нимают, Мы же, как это от нас иногда требуют, никаких наказаний по отношению к водителям применить не мо­ жем. Если шофер проехал мимо остановки, это не на­ рушение правил дорожного движения. Хочу предостеречь контролирующие организации: снимать номера и изымать водительские удостоверения у шоферов по этому поводу — прямое нарушение законнос­ ти. Наши инспектора в по­ рядке «доброй услуги» иног­ да при большом скоплении пассажиров останавливают автобусы и разгружают оста­ новки. Но в их постоянные обязанности это не входит. Контролировать приобрете­ ние билетов мы так же не имеем права. Р е п л и к а « х о з я и н а » в е д о м с т в е н н о г о а в т о б у с а — Мы имеем один­ надцать больших автобусов, — рассказывает главный ин­ женер управления топливной промышленности А. М. Вара­ кин. —Иметь свои автобусы очень удобно. Не надо зака­ зывать, кого-то просить. Пе­ редача машин в государст­ венные хозяйства будет для нас неудобна. Своим рабочим выдаем проездные докумен­ ты, за которые высчитываем по десять копеек в день, это дает ощутимый годовой до­ ход. Попутных пассажиров наши шоферы берут, всем выданы для продажи билеты, контроль осуществляют наши экономисты, которые перио­ дически ездят в рейсы. Так что у нас этой «проблемы» не существует. — Сколько же реализова­ но билетов? — поинтересова­ лись мы. Александр Михайлович только руками развел: вооб- ще-то билеты купили в 1980 году, а на какую сумму про­ дали, бухгалтерия не знает: 'Комментарии, как гово­ рится, излишни. По поручению рейдовой бригады С. РОМАНОВ. ОТ РЕДАКЦИИ: Приходится признать, что проблема «ведомственного автобуса» еще далека от решения, хотя совершен­ но очевидно, что своевременная доставка рабочих и служащих на предприятия имеет большое государствен­ ное значение, так как очень велики потери от опозданий людей на работу. Работники транспортного отдела горис­ полкома, как приводилось выше, считают, что использо­ вать для перевозки попутных пассажиров ведомственные и заказные автобусы по утрам трудно, но можно. Тем бо­ льшую настойчивость нужно проявить в выполнении сво­ его же решения. В 1985 году ведомственные автобусы должны быть’ пе­ реданы на государственные предприятия. Но в гориспол­ коме нет еще и полных списков машин, подлежащих пе- редаче^ а территориальное управление «Липецкавтотранс» не имеет конкретных планов их размещения и обслужи­ вания. Заслуживает внимания предложение В. Д. Краймана: временно создать координационный центр при транспорт­ ном управлении с правом привлекать ведомственные авто­ бусы как на внутригородские перевозки, так и на сель­ скохозяйственные работы. И, конечно, необходимо резко усилить контрол^ за продажей билетов в этих автобусах. Вместе с тем, на наш взгляд, следует поразмыслить и о повышении материальной заинтересованности шо­ феров в перевозке попутных пассажиров. Не совсем понятна роль госавтоинспекции. Пункт о корыстном использовании транспорта в правилах дорож­ ного движения есть, а случаев сбора денег, что называет­ ся, хоть отбавляй. Поэтому, видимо, проверять, как ис­ пользуется автобус, просто необходимо. Неплохо было бы на всех ведомственных и заказных автобусах на наружных бортах повесить трафареты с маршрутами движения, а в салонах фамилию водителя и название организации. Словом, подумать есть’ над чем. И чем скорее ведомственный автобус выедет, так сказать, на «правильную дорогу», тем лучше. VМЕЖДУНАРОДНАЛ И Н Ф О Р М А Ц И Я Иран-Ирак: ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТА БАГДАД, 18 марта. (ТАСС). На участке «восточ­ нее реки Тигр» продолжают­ ся ожесточенные бои. Как сообщается в очередном ком­ мюнике главного военного командования Ирака, сего­ дня иракские части продол­ жали наступление на пози­ ции иранских войск и раз­ громили восемь дивизий про­ тивника, которые в ночь с 11 на 12 марта форсировали болота Ховейза к югу от ирак­ ского города Амара. Ирак­ ская армия установила конт­ роль над районом Рашид, а также территорией к северу от населенного пункта Гама- юн. Иранская сторона понес­ ла большие потери в живой силе и технике. Всего, как передало иракское агентство ИНА, в ходе последних боев было убито и ранено 15 ты­ сяч солдат и офицеров про­ тивника. Иракские самолеты и вер­ толеты совершили за минув­ шие сутки около 700 бое­ вых вылетов. Их огнем унич­ тожены три понтонных мос­ та, 12 катеров, другая воен­ ная техника и объекты про­ тивника. Иракская авиация нанесла удары по «отдель­ ным целям» в иранских го­ родах Бендер-Хомейни, Кер- маншах и Лизфуль. НИКОСИЯ, 18 марта. (ТАСС). Как сообщило агентство ИРНА (Иран), иранские войска продолжают удерживать район болот Хо- вейзе и установили контроль над стратегической дорогой, используемой противником для снабжения своих частей. Иранские войска отразили контрнаступление иракцев, нанеся им потери в живой силе и технике. За шесть дней боев были убиты и ра­ нены 12 тысяч иракских во­ еннослужащих, три тысячи захвачены в плен. Вчера Ирак нанес ракет­ ные удары по городам Диз- фуль и Андимешк, а, также подверг бомбардировкам го­ род Гиляне-Гарб и ряд насе­ ленных пунктов в провинции Бахтараи. Г Л А В Н А Я З А Д А Ч А П А Р Т И Й Н О Й Р А Б О Т Ы ЛУАНДА, 18 марта. (ТАСС). Повышение руково­ дящей роли МИЛА—Партии труда в ангольском обществе — главная задача партий­ ной работы на нынешнем этапе, заявил член Полит­ бюро, секретарь ЦК МПЛА — Партии труда Лусио Ла­ ра. Это особенно важно в преддверии исторического со­ бытия в жизни Анголы — II съезда МПЛА — Партии труда, подчеркнул он, вы­ ступая в городе Куито (про­ винция Бие). На предстоя­ щем форуме будут подведе­ ны итоги развития респуб­ лики во всех областях за ми­ нувшие годы и намечены за­ дачи на будущее. В период подготовки к съезду, сказал Л. Лара, не­ обходимо- активизировать всю деятельность партии снизу доверху, укрепить ее ряды за счет как рабочих, так и их естественных союзников — передовых сельских тру­ жеников. Военно-политическая об­ становка в стране, указал член Политбюро ЦК МПЛА —- Партии труда, остается сложной и напряженной. Подразделения и части на­ родных вооруженных сил освобождения Анголы (ФАПЛА) ведут успешные операции по уничтожению террористических банд Уни- та, обеспечивая трудящим­ ся всех провинций возмож­ ность спокойной жить и ра­ ботать на благо родины. ПО СЛУЧАЮ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ ДАТЫ склоняем головы перед теми, кто отдал свои жизни в борьбе против общего врага — гитлеровского фашизма, за светлое будущее челове­ чества. В. Ярузельский возложил венок к обелиску, воздвиг­ нутому в честь советских и польских воинов, участво­ вал в церемонии открытия музея воинской славы. ВАРШАВА, 18 марта. (ТАСС). В Польше со­ стоялись торжества по случаю 40-летия бо­ ев за освобождение польских северных земель от фашист­ ских захватчиков. В торже­ ствах принял участие Пер­ вый секретарь ЦК ПОРП, Председатель Совета Мини­ стров ПНР В. Ярузельский. Выступая в местечке Ми- рославец на встрече с пред­ ставителями общественнос­ ти, воинами Войска Польско­ го и ветеранами войны, В. Ярузельский подчеркнул мужество и героизм совет­ ских и польских воинов, пле­ чом и плечу сражавшихся за освобождение северных рай­ онов страны. В год праздно­ вания 40-летия Победы над фашизмом и присоединения западных и северных земель к Польше, сказал он, мы ПЕРЕСТАНОВКИ В СУДАНЕ ХАРТУМ, 18 марта. (ТАСС). Президент Судана Дж. Нимейри сложил с себя полномочия министра обо­ роны и верховного главноко­ мандующего народными во­ оруженными силами страны. В соответствии с опублико­ ванным здесь декретом на эти посты назначен Абдель Рахман Сиуар Ад-Дагаб. Произведены также другие назначения. Новым вице- президентом Судана по поли­ тическим и юридическим де­ лам стал Ар-Рашид Ат-Та- хер Бакр. Создано новое министерство авиации и ту­ ризма, во главе которого стал Эс-Сяр Хасан Башир. Президент Дж. Нимейри назначил председателем на­ родного собрания (парламен­ та) страны Абу Эль-Касема Хашима. Д О К У М Е Н Т ОГРОМНОЙ ВАЖНОСТИ СТОКГОЛЬМ, 18 марта. (Корр. ТАСС). Стокгольм­ ское воззвание, принятое 35 лет назад в шведской сто­ лице на сессии постоянного комитета Всемирного кон­ гресса сторонников мира, — документ огромной важнос­ ти, не утративший своего значения в наши дни, сказал в интервью корреспонденту ТАСС участник сессии, вид­ ный общественный и полити­ ческий деятель Швеции, член президиума Всемирно­ го Совета Мира И. Такман. Эта сессия, отметил он, проходила всего лишь не­ сколько лет спустя после атомных бомбардировок Хи­ росимы и Нагасаки. Требо­ вание воззвания о безуслов­ ном запрещении атомного оружия как средства устра­ шения и массового уничто­ жения людей встретило го­ рячую и единодушную под­ держку на всех континентах. За короткий срок Стокгольм­ ский призыв подписали 500 миллионов жителей различ­ ных стран. В результате развернутой США и НАТО гонки воору­ жений, продолжал И. Так­ ман, в мире созданы изощ­ ренные образцы ядерного оружия, лишь незначитель­ ной части которых достаточ­ но для полного уничтожения человеческой цивилизации. Планы американской адми­ нистрации по подготовке «звездных войн» говорят о растущей ядерной угрозе МИ­ РУ- Отмечая юбилей Сток­ гольмского воззвания, миро­ любивые силы должны отве­ тить на вызов агрессивных кругов умножением усилий в защиту мира, подчеркнул И. Такман. Н. ВУКОЛОВ. В пострадавшие от засухи северные и восто­ чные районы Эфиопии непрерывно поступают продовольствие и медикаменты. В их транспор­ тировке задействовано около пяти с половиной тысяч грузовиков. Значительный объем пере-, возок выполняется самолетами Аэрофлота. В труднодоступные места помощь перебрасыва­ ется иа вертолетах, предоставленных ским Союзом. НА СНИМКЕ: советские вертолеты достави­ ли продовольствие в одну из областей провин­ ции Уолло. Фото А. ЕЛМАНОВА, ТАСС ПАЛ АЧА М ОТ НАЦИЗМА - Н Е Т ПРОЩЕНИЯ В 1944 году. Отто Клейн (53 года, часовщик из Же­ невы), жил в Венгрии вместе с матерью, братом и сест­ рой. На рассвете 24 июля Клейнов, как и десятки дру­ гих венгерских семей, фаши­ сты посадили в вагоны для скота и увезли в неизвест­ ном направлении. Трое су­ ток метался этот страшный состав по дорогам Европы. Наконец двери теплушек распахнулись, и их «пасса­ жиры» с ужасом увидели во­ рота концлагеря с надписцю «Работа делает свободным». Это был Освенцим — самый страшный из нацистских ла­ герей смерти. Освенцим, где одним из палачей был са­ дист в медицинском халате доктор Менгеле. В первый же день Отто и его брат Ференц попали к нему в лабораторию. Цинич­ ный «диагноз» врезался в память Отто: «Молодые Клейны, 12-ти лет, прошли отбор и подходят для экспе­ риментов». «Только близнецы инте­ ресовали Менгеле, —г рас­ сказывает Отто Клейн. — Получив лагерный номер А-5332, мы с Ференцем по­ пали в блок «Е», где ждали своей участи и другие близ­ нецы. Здесь правил еще один деспот — доктор Тило. Он был одержим той же манией убийства, что и Менгеле. Стоило ему посчитать одного из близнецов негодным к экспериментам, он, не заду­ мываясь, отправлял в кре­ маторий обоих». И сейчас, спустя сорок лет, тяжело и мучительно вспоминать Отто Клейну то время. Проводя опыты над детьми, фашист Менгеле ста­ рался прежде всего убить в них все человеческое: мыс­ ли, чувства, память. Но на­ перекор всем инъекциям Менгеле память Отто со­ хранила мельчайшие подроб­ ности этого ада. И теперь обвинительным заключением для всех Менгеле и им по­ добных звучит его рассказ. Менгеле ненавидел бере­ менных женщин. Отто свои­ ми глазами видел, как Мен­ геле лично бросил только что родившегося младенца в печь крематория. Ужасной была и судьба близнецов-цыган. Их хладнокровно убивал сам Менгеле или его подручные прямой инъекцией в сердце. Эти леденящие душу кар­ тины Отто Клейн и другие чудом уцелевшие узники1 не забудут никогда. И не прос­ тят, как бы сегодня ни пы­ тались обелить нацистских преступников некоторые их защитники на Западе, спи­ сать «за давностью лет» их злодеяния. «Нельзя молчать об этом. Нужно кричать, бить трево­ гу, называть имена фашист­ ских преступников^ публико­ вать факты, сохранившиеся в нашей памяти. Лет через 15—20 последние из тех, кто пережил нацистский ад, уйдут,—говорит Отто Клейн. — Если бы не советские солдаты, освободившие нас в январе сорок пятого, и сей­ час мало кто мог бы пове­ дать людям об этом. А чело­ вечество не имеет права за­ бывать злодеяния фашизма, иначе они могут повто­ риться...» Не случайно именно сей­ час, в год сорокалетия раз­ грома гитлеровской Герма­ нии, западноевропейскую об­ щественность возмутило и взволновало сообщение о том, что «ангел смерти» Менгеле жив и обитает в Парагвае под крылышком диктатора Стресснера. Убий­ ца, лично виновный в изощ­ ренных пытках и смерти ты­ сяч детей-близнецов и дру­ гих заключенных, спокойно ходит по земле, получает прибыли от своей компании «Карл Менгеле и сын», жи­ вет в довольстве и благопо­ лучии. Не удержалась от возмущения даже печать Швейцарии, обычно редко пишущая о войне. И свиде­ тельство Отто Клейна, опуб­ ликованное еженедельной газетой «Трибюн де Женев», стало еще одним обвинением нацизму.' В. МЕХОНЦЕВ, соб. корр. АПН. Женева. ЯПОНИЯ: РАСТУТ ВОЕННЫЕ АССИГНОВАНИЯ В японском законодательстве, в частности, в конституции страны, есть положения, кото­ рыми гордятся простые япон­ цы. Речь идет прежде всего об ограничениях, препятствующих развитию милитаристских тен­ денций в Японии. Однако, как показала практика, все эти за­ конодательные ограничения су­ ществуют лишь до тех пор, по­ ка они устраивают правящие круги страны. Как только по­ добные запреты начинают ме­ шать осуществлению тех или иных амбициозных планов, в какой-то момент перевешиваю­ щих пропагандистские выгоды этих принципов, их просто от­ брасывают в сторону, как обве­ тшавшее платье. Так было в свое время с обесцениванием 9-й статьи конституции, запрещающей вос­ создание в Японии вооружен­ ных сил. Так стало и с «тремя неядерными принципами — не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие», ко­ торые, даже по признанию офи­ циальных кругов страны, по­ степенно превратились в «2,5 принципа», так как американ­ цы продолжают ввозить и хранить на своих военных ба­ зах в Японии термоядерное оружие, Характерно, что в последние годы одним из любимых у японских стратегов стал ло­ зунг: «Мы не можем подчинить задачи нашей политики инте­ ресам сохранения некоторых окостеневших табу». Теперь пришла очередь де­ вальвации еще одного «табу». Как известно, в 1976 году под напором требований прогрес­ сивной общественности япон­ ское правительство заявило, что уровень оборонных расходов в стране впредь никогда не бу­ дет превышать 1 процента объ­ ема валового национального продукта (ВНП). Установлен­ ный таким образом потолок для военных расходов в бюдже­ те Японии был провозглашен одним из основополагающих политических принципов. С тех пор бюджетные отчи­ сления на «нужды обороны» продолжали стабильно возрас­ тать на 6—7 процентов ежегод­ но. В 1985 году они приблизи­ лись к критической отметке, достигнув 0,997 процента ВНП, что составляет 3137 млрд. иен. Теперь любые новые ассиг­ нования по этой статье неми­ нуемо приведут к нарушению установленного лимита. Но Пентагон буквально выкручи­ вает руки своим японским кол­ легам, чтобы те ускорили тем­ пы милитаризации страны. На­ ращивание Японией военной мощи *стало обязательной те­ мой всех японо-американских переговоров, в том числе и на высшем уровне. Об этом, в ча­ стности, говорилось на очеред­ ной «дружеской встрече Рона и Ясу» (Рейгана и Накасонэ) в январе сего года. Впрочем, в Токио есть нема­ ло сторонников идеи «сильной Японии» как среди «ястребиной стаи» правящей партии ЛДГ1, так и среди местных произво­ дителей оружия. Ощущая за спиной мощную поддержку как внутри страны, так и извне, премьер-министр Я. Накасонэ, еще год назад клятвенно заверявший сограж­ дан в своем непоколебимом стремлении сохранить 1-про­ центный потолок военных рас­ ходов, предпринимал попытки опрокинуть это «табу». На за­ седании бюджетной комиссии парламента он заявил о готов­ ности отказаться от однопро­ центного лимита. • Новая попытка милитариза­ ции страны вызвала резкий от­ пор оппозиционных партий. Работа парламента была пара­ лизована в течение восьми дней. Премьер-министр вынужден был отступить, хотя и недву­ смысленно намекнул, что уже в ближайшее время постарает­ ся развернуть дискуссию н масштабах всей страны (чи­ тай: широкую пропагандист­ скую кампанию), чтобы до­ биться признания необходимо­ сти увеличения ассигнований на вооружение. К дискуссии лидеры ЛДП планируют под­ ключить опытных политологов, военных специалистов, способ­ ных выплеснуть на головы японцев целые ниагары измыш­ лений о «возрастающей совет­ ской угрозе», для противосто­ яния которой якобы нужно на­ ращивать военную мощь Япо­ нии. Эти теоретики постарают­ ся нагнать страху на японского обывателя живописными кар­ тинами «предстоящей высадки советского военного десанта на японских островах» или пере­ числением советских ракет, якобы нацеленных- на японские города. Нагнетание страха перед внешней угрозой позволяет японской официальной пропа­ ганде взращивать в стране на­ ционализм, который затем трансформируется в шовинизм, оголтелый реваншизм и анти­ коммунизм. Недаром вот уже который год правящая партия субсидирует проведение в стране шумных шабашей, про­ ходящих под лозунгами терри­ ториальных претензий к СССР. Примечательно, что попытка, пусть пока и неудачная, взло­ мать потолок военных расхо­ дов была предпринята накану­ не очередного «общенациональ­ ного дня северных территорий». На подобные мероприятия ЛДП не жалеет денег, полагая, что запланированная вспышка шовинизма и реваншизма по­ может создать в стране ситуа­ цию, при которой любое уве­ личение военных расходов по­ кажется вполне оправданным. Но подобные планы наталки­ ваются на всевозрастающее со­ противление японской общест­ венности. Вот, например, что заявила Тосико Хара, руково­ дитель осакского отделения об­ щественной организации «Со­ знательные противники воен­ ных налогов»: — Мало кто из японцев за­ думывается над тем, что 5 или 6 иен из каждой тысячи иен, взимаемой с нас в виде государственных налогов, идут на возрождение японской ар­ мии. Мы, налогоплательщики, таким образом несем ответст­ венность за создание вооружен­ ных сил, занимающих ныне по мощи вооружений восьмое ме­ сто в мире. Если сравнивать а странами, входящими в воен­ ный блок НАТО, наша страна занимает четвертое место п< тоннажу военно-морских кораб лей, пятое — по числу подвод ных лодок, шестое — по числ; боевых самолетов. Наши сухо путные силы равны по числен ности армии Великобритании— страны, никогда не бравшей н< себя обязательство по ограни чению вооруженных сил. 1 Мы не хотим мириться I этим, — продолжала Т. Хара.- Организация «Сознательные противники военных налогов призывает сограждан отказат* ся оплачивать военные расхо ды, которые с точки зрёнй: конституции являются нелега­ льными, а потому противоза конными. Мы уже 16 раз об ращались в токийский суд требованием признать военньг налог антиконституционным. 1 раз нам отказывали. Мы не рассчитываем на легкую поб€ ду. Но нам важно привлеЩ внимание японской обществен­ ности к незаконным попытка^ увеличить военный бюджет страны. С подобным мнением солз даризируются многие японцз Газета японских коммунисте «Акахата» писала, что «за и пыткой премьер-министра ув личить бюджетные ассигнов ния на военные нужды легг просматривается линия ЛД] на усиление милитаризации пс лозунгами превращений Япош в «непотопляемый авианосец необходимости охраны морсю коммуникаций и т. д. Япония должна остаться ве; ной духу своей мирной конст туции, подчеркивает «Акахата А. ЛАЗАРЕВ, соб. корр. АПН. Токио.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz