Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
17 марта 1985 !\, № 65 (17 162) ЗГЕТГИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 Г Л А З А М И Д Е Т Е Й В т от день в выставочном Бале на улице Ленина было непривычно многолюдно. На открытие областной выстав ки работ учащихся художе ственных школ и художест венных отделений школ ис кусств, посвященной 40-ле- тию Победы, пришли вете раны войны, работники культуры, педагоги, студен ты, но главными посетителя ми и самыми беспристраст ными судьями стали учащие ся липецких школ. Около трехсот живописных, графи ческих, скульптурных работ, изделий декоративно-при кладного искусства и кера мики представили здесь их сверстники из Ельца, Задон- ска, Грязей и Липецка. Все авторы знают о воен ном лихолетье только из де душкиных рассказов, книг и кинофильмов, но с какой вы разительностью и волнени ем каждый из них передал в своих работах героику тех суровых дней. «Блокада» — так назва ла свою картину липчанка Наташа Иванова. Шпиль Адмиралтейства, набереж ная Невы, свинцовые тучи над городом — обычный пейзаж зимнего Ленингра да. Но крохотные фигурки детей, черпающих из прору би волу и везущих на санках огромные ведра, ^ напомина ют, что это блокадный 'го род. Абашкиной Ларисе — 14 лет. Многие посетители за- у держиваются около ее не большой картины «Тишина». Свеча, старый патефон, на вешалке — шинель, на сто ле — солдатский вещмешок. Но как-то по-особому ра дужно струится свет от свеч ного огарка, и каждый по нимает, что это уже мирная тишина в доме, куда вернул ся солдат. Таких работ десятки. Да же по одним названиям можно судить о восприятии школьниками войны, как ге роического испытания и под вига всего народа: «Враг не пройдет», «Подвиг юных ге роев», «Слушают Левита на», «Бой партизанского от ряда»... Немало работ о сегодняш них защитниках Родины, о мирных трудовых буднях советских людей, пейзажей, натюрмортов, портретов, ' плакатов. Очень интересны изделия из керамики, скульп туры, вышитые рушники. Выставка продлится до 31 марта. в . в и к т о р о а Об этом мне рассказал знакомый моряк. Его исто рия заинтересовала и взвол новала меня. В тот же день я постарался как можно точ нее и подробнее записать ее, и сегодня хочу предло жить читателям. С ОВЕРШАЯ очеред ной рейс во Вьетнам, теплоход . «Усмань» проходил Суэцкий канал. В полдень мы бросили якорь нй рейде. Предстояло ждать встречный караван. Его ждут еще несколько су дов. На корме у каждого — разноцветный флаг. «Американец» стоял непо далеку от нас. Вдруг от него отделился ярко-желтый катерок. Сделал плавный разворот у нашего борта и просигналил три ра- за^ По-сухопутному. Как автомобиль. На баке катера, широко расставив ноги, стоял плот ный мужчина в безрукавке. — Прошу капитана! — крикнул он по-русски, прав да, с заметным акцентом. Спустили трап, и гость под нялся на борт. Вскоре все мы собрались в столовой, и первый помощник капитана Иван Петрович Нечаев пред ставил: — Товарищи! К нам при был мистер Лидс, капитан американского сухогруза «Омаха». Услышав свое имя, седой мужчина чуть приподнялся и, широко улыбаясь, дружески кивнул: дескать, мол, я и есть капитан Лидс. — Значит так, товарищи. Капитан Лидс — > участник Великой Отечест.., простите, второй мировой войны. Их эсминец торпедировала фа шистская подлодка в Север ном море. Почти вся коман да была расстреляна на во де. Лидса и его товарища ус пел подобрать наш крейсер. Некоторое время мистер Лидс находился на лечении у нас в Союзе. Затем вернул ся домой. Вот с того време ни мистер Лидс рад каждой ни. Среди белых и нег ры. Крепкие пожатия, по хлопывание по плечам и да же легкие дружеские тумаки — в конце концов ведь мо ряки встретились. — Салют! Привет!.. Капитан Лидс увидел на- Так под звуки «Синего пла точка» наш бот и отвалил тогда от трапа «Омахи». И был теплый вечер с нежным, уже слегка прохладным ве терком, мерцающие огни Порт-Саида, и наш «Синий платочек»* Громко! На весь — Да вот, видишь, кто впереди нас идет? «Омаха». — Да ну! — Я присмот релся: в самом деле, впере ди нас маячил знакомый кор пус. американского судна. — А швартовщиков, меж- пытаясь достать, вытянуть... Но где там — судно уходило все дальше. Вот еще кто-то метнулся из шлюпки, в воду — теперь уже в канале ба рахтаются двое... — Да что же это! — Боц ман бросился вниз на грузо- О Б Р А З Ж И З Н И - С О В Е Т С К И Й СЛУЧ АЙ В СУЭЦКОМ КАНАЛЕ встрече с нашими моряками. Но, к сожалению, они быва ют очень редкими — это чет вертая за десять лет. Верно, мистер Лидс? — О, да! Да!.. — В общем так. — По мощник обвел всех внима тельным взглядом. —■Време ни до подхода встречного ка равана у нас предостаточно. Разрешение нашего капитана получено. Кто желает посе тить «американца»? Свобод ные от вахты, конечно. На сборы — полчаса! Боцману подготовить и спустить на воду мотобот! Мы принима ем ваше предложение, капи тан... — О’кей! — хлопнул се бя по коленям мистер Лидс. — Очень о’кей! Капитан Лидс первым ука тил к себе на судно. А вско ре уже и мы поднимались на борт «Омахи». Американцы окружили нас. — Гуд дэй!.. Хэлло!.. Мос коу — хорошо!.. Люди разных возрастов, но, в основном, молодые пар- шего атлетически сложенно го боцмана Валентина Ива новича Лебедева и загорелся. Вот уже взял Валю за ру ку, вознес ее, словно рефери на ринге: — Русски богатыр!.. Ура!.. — Ура!.. — веселым эхом отозвалйсь все. А в самый разгар легкого «дружнего ужина» капитан Лидс, сидевший во главе сто ла вместе с нашим первым помощником, вдруг поднял ся и постучал вилкой по бо калу. Все разом умолкли. И тут капитан, загадочно улы баясь, сощурив глаза, же стом факира воздел руки к динамику .висевшему на пе реборке: — Презент! В динамике что-то щелк нуло, зашуршало. Послыша лась неясная вначале музыка и вдруг... такой знакомый и родной голос Клавдии Ива новны Шульженко: „.Помнишь, как в памцтньтй вечер Падал платочек твой с плеч^. рейд! Видно, капитан Лидс дал команду включить тран сляцию на всю катушку. В нашей столовой дядя Са ша Тертычный уже кормил арабов - швартовщиков. Их было шестеро. Люди ели мол ча, сосредоточенно. * По существующим прави лам, каждое судно, идущее по каналу, берет на бортара- бов-швартовщиков. На раз-' вилке, где мы должны про пустить встречный караван, они пришвартуют на время судно, затем отдадут концы и будут свободны. ...После ночной вахты я вышел на палубу. Строго соб людая дистанцию, судно шло малым ходом в составе длин ного каравана. Звезды в не бе заметно пригасли, и ли ловая зорька уже медленно проступила на востоке. Сле ва и справа тянулись пустын ные пологие берега канала. — Доброе утро, — обло котился рядом со мной боц ман. — Доброе. Не спится? ду прочим, они к себе на борт не пустили, — произ нес боцман. — Так и висят бедняги в шлюпке, видишь? Я действительно различил головы людей в шлюпке, приспущенной на талях к са мой воде с борта «Омахи». — И что же они так — всю ночь?.. — Ясное дело, — сказал ?боцман. — А почему? — Гм, почему... Так у них, видно, принято: мол, арабы ненадежный народ, ру и про чее... Небо на горизонте Синай ской пустыни все более ро зовело — вот-вот покажется солнце... И вдруг тишину разорвал пронзительный крик! Мы с боцманом вздрогнули и по дались вперед. Но крик обор-- вался почти сразу — словно захлебнулся. А у правого борта «Омахи» уже кто-то беспомощно барахтался в во де. И было даже ясно видно, как из шлюпки, висевшей на талях, к нему тянутся руки. вую палубу. Я скатился за ним. Вот уже в руках боц мана невесть откуда — бух та тонкого нейлонового ли ня. Он мигом перехватил се бя крест-накрест, затянул на груди тугим морским узлом и бросил конец мне. — Трави помалу! — Ух нул в воду и пошел нараз- машку, чуть ли не на пол корпуса выходя из воды. А те двое уже барахтают ся на траверзе нашего судна. Похоже, сил у них нет. Но уже боцман возле них — я почувствовал, как линь дернулся и натянулся. «Теперь только бы вытащить! Только бы...». И тут ко мне на помощь подоспели наши ребята — мы вытащили всех троих. С боцманом, конечно, все было в порядке. А со спасен ными нашему диктору при шлось повозиться. Их было двое: страшно худой мужчи на какого-то неопределенно го возраста и мальчишка лет десяти. Придя в себя, мужчина долго и осовело водил гла зами, явно ничего еще тол ком не соображая. Он что-то бормотал на своем непонят ном языке и, сидя на палубе, все тыкал пальцем в сторону «Омахи». Мальчик тем бо лее ничего не мог объяснить. Только испуганно озирался по сторонам и судорожно сжимал проволоку находя щегося в руках черного за коптелого котелка. Наконец, прибежал радист Николай Иванович Зайцев, кое-что понимавший потараб- ски. Присев на корточки, за говорил с обоими. Оказывается — это отец и сын. Мальчишка специально напросился в этот день с от цом на работу. Зачем? Так ведь в доме — хоть шаром покати, а кроме него еще чет веро, мал мала меньше. Вот он и надеялся раздобыть хоть что-нибудь из еды. Вон и ко телок с собой прихватил; «Моряки дадут! Это ведь та кой народ, моряки... Обяза тельно дадут!». Но, к сожа лению, ему не повезло: маль чишка попал на «Омаху». Да так и просидел всю ночь за бортом в шлюпке. Голодный. И к утру он не выдержал,- Перебросил срой котелок че рез руку, и по талям наверх, на палубу «Омахи». Вот уже ухватился за край борта, начал подтягиваться. Вот уже... Но, видно, силенок не рассчитал,лрука соскользнула — полетел прямо в воду. Та кая вот, значит, история. Спасенных повели в сто ловую. Накормили досыта, впрок нагрузили продуктами и рас стались. Стоя на берегу, они маха ли руками и плакали. Рассказ записал И. РОМАНОВ. По утрам, торопясь на работу, мы нажимаем на кноп ку, и по этажам бесшумно скользит лифт. Дышат све жестью чисто прибранные улицы. Один за другим под катывают к остановке трамваи... Мы часто даже не знаем, не видим людей, которые еже дневно по-доброму заботятся о нас: зимой убирают снег, ле том стригут газоны, моют окна и лестницы, стирают белье, чинят обувь, шьют нарядные платья, ремонтируют часы, ра диоприемники н прочую сложную технику, которой начинены наши дома. Сегодня — праздник людей этих негромких профессий. А значит, самое время сказать «спасибо!» лифтеру, дворнику, парикмахеру н электромонтеру. Тепло поблагодарить всех, кто помогает нам в больших и малых житейских хлопотах. В самом деле, разве не замечательная работа, скажем, V мастериц липецкого Дома мод? Ведь они не просто шьют платья, костюмы, пальто — они помогают людям стать чуточ ку красивее, дарят им хорошее настроение. И если сейчас наши улицы вовсю дышат весной — поверьте, здесь потруди лось не только солнце, но и их умелые руки. Вот почему хо рошее настроение сегодня у молодой швеи Ирины Голюковой, вот почему так задорно улыбаются девчата из бригады Ека терины Федоровны Ивановой (на снимках). Фото А. ЩУГОВА. С е г о д н я - Д е н ь р а б о т н и к о в ж и л и щ н о - к о м м у н а л ь н о г о х о з я й с т в а и б ы т о в о г о о б с л у ж и в а н и я н а с е л е н и я П О Д О Л Г У П А М Я Т И Все дальше в прошлое уходят грозные днй войны. Но память о них нетленна.- Каждодневно напоминает о себе война братскими моги лами, памятниками погиб шим, встречами с людьми, которые отдали во имя мир ной жизни свое здоровье. Их, фронтовиков, все мень ше. Верно и точно сказал поэт от имени поколения сороковых годов: «Мы не от старости умрем, от старых ран умрем». «Среди Вас, — писал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, обращаясь к нынешнему поколению со ветских людей, — живут воевавшие люди. Относитесь к ним с почтением не только в дни, когда они -с орденами собираются поговорить с ва ми. Не забывайте о‘ них в сутолоке жизни: на вокзале, в приемной по житейским делам, в поликлинике, в ав тобусе...». Какой любовью к солдату, победителю проникнуты эти слова! Они звучат и как об ращение к молодым, застав ляют каждого из нас заду маться: всегда ли я помню, что рядом — герой Отече ственной? Тот, кто, не жалея жизни, шел в смертельный бой и кому посчастливилось, пусть с осколком, порой да же не с одним, но вернуться домой. Забохой и ,,вниманием ок ружены у нас фронтовики. Достаточно сказать, что в ранг закона возведены льго ты для инвалидов и участ ников Великой Отечествен ной войны. Почти все ее ве тераны получили в райвоен коматах удостоверения на право льготного проезда по железной дороге. Многие из них побывали в местах, где когда-то принимали боевое крещение. Немало сделали райиспол комы и горисполкомы для улучшения жилищных усло вий фронтовиков. Только в Липецке в 1983—84 годах получили квартиры со всеми удобствами или улучшили жилищные условия 449 се мей участников и инвалидов Отечественной войны. Инва лидам войны предоставлены льготы по оплате жилой площади и других комму нальных услуг. Областной отдел социального обеспече ния в 1983—1984 годах вы дал бесплатно инвалидам 498 легковых автомашин. Свыше 1300 инвалидов еже годно проходят курс лечения по бесплатным путевкам в санаториях. Теплее становится на серд це у бывших воинов, когда они видят в торговых залах магазинов, на предприятиях быта, в столовых и поликли никах, в железнодорожных и автомобильных кассах, апте ках объявления: «Инвалиды и участники Великой Отече ственной войны обслужива ются вне очереди». Как пра вило, это так и бывает. Но не везде. Есть еще, к сожа лению, в нашем городе уч реждения и магазины, где должного внимания к участ никам войны не проявляют. Вот первое отделение свя зи, что на ул. Горького. Чи таем объявление: «Все поч товые операции производят ся в порядке очереди». А как же участники войны? Здесь же, через коридор, расположены телеграф и сберегательная касса № 3772/02, и там такое же объявление, что и на почте. В ста метрах на улице Горь кого — хлебный магазин «Колобок». В нем также нет объявления о порядке обслу живания ветеранов войны. Нет его и в большом продо вольственном магазине «Строитель». Еще один факт. До 70-х годов в трамваях, автобусах и троллейбусах Липецка пер вые четыре места отводились детям и инвалидам. Об этом сообщали соответствующие надписи. Затем таблички сняли, полагаясь, видимо, на совесть пассажиров. Од нако этот нравственный критерий во многих случаях не срабатывает. Нередко ви дишь, как на первых местах сидят юноши и девушки, а рядом стоят усталые пожи лые люди. Встречаются, к сожалению, и случаи черствого, бездуш ного отношения к ветеранам войны. Одному из них, инва лиду I группы Василию Мит рофановичу Коробкову осенью 1983 г. улучшили жилищные условия, он по лучил 3-х комнатную кварти ру в 19-м микрорайоне. Но квартира оказалась холодной, в полуподвальном помеще нии под ней была вода. К тому же плохо действовали радиаторы. Василий Митро фанович попросил заменить их и утеплить пол древесно волокнистой плитой. Вначале он обратился за помощью в ЖЭК № 8 гор исполкома. но ему отказали. После этого В. М. Коробков направил жалобу в Совет ский райисполком и получил за подписью его председате ля Г. В. Швецова ответ, в котором говорилось, что из- за отсутствия радиаторов и ДВП просьбу инвалида удов летворить не представляет ся возможным. Обращался Коробков и в другие организации, везде получал отказ. Пришлось Василию Митрофановичу приобретать радиаторы и древесно-волокнистые плиты у спекулянтов. Правда, рай исполком оказал ему помощь, прислал рабочих, но теплее от Новых радиаторов в квар тире не стало. В ответ на очередную жалобу заведую щий жилищно-коммунальным отделом Советского райис полкома Ю. А. Скляднев со общил ветерану, что в 19 микрорайоне идет реконст рукция отопления, устанав ливаются элеваторные узлы, что позволит повысить тем пературу и в его квартире. Но прошли месяцы, закон чилась реконструкция, толь ко у инвалида по-прежнему холодно. Оказалось,' что в отопительной системе квар тиры имеется какой-то де фект. Вызывал В. М. Коро бков слесарей из ЖЭК-8, те осмотрели квартиру и сооб щили, что нужно регулиро вать отопительную систему, и ушли. Я недавно был в гостях у Василия Митрофановича. — Целыми днями, — го ворил он — сижу на кухне. Это единственное место, где тепло. Но устаю, так как очень болен. К сожалению, и врача вызвать не могу — в установке телефона мне отказано. Сообщили, что дом не каблирован. Хотя в нем уже установлено несколько телефонов — протянуты воздушные линии... Да, государство установи ло для инвалидов войны много льгот. Но, оказывает ся, нужно еще порой упорно добиваться, чтобы эти льго ты получил тот или иной заслуживший их человек. А фронтовики скромны, не каждый из них станет обивать пороги, спорить, убеждать, доказывать. К .то му же и здоровье не позво ляет. Через некоторое время мы будем торжественно от мечать 40-летие Победы над фашистской Германией. Все вынесли, много выстрадали люди моего поколения, осо бенно те, кто смотрел смер ти в глаза, кто, не щадя своей жизни, дрался с вра гом. Уважение к ним — священный долг каждого человека. Н. УСИК, член Союза журналистов СССР, инвалид Великой Отечественной войны. Драматургический мате* риал горьковской пьесы «По следние» довольно, скажем так, деспотичен. Автор дает скрупулезное описание мест действия, . предполагаемых декораций, реквизита,. Под черкивает тонкости поведе ния персонажей, отмечая их настроения, интонации, жес ты и т. п. Это как будто об легчает работу режиссера, художника, актеров, а с дру гой стороны, и сковывает, подчиняя предписаниям драматурга. Скажем, у Горь кого действие начинается в «уютной комнате» Якова Коломийцева, а затем про должается в «скучной столо вой... тесно заставленной мебелью», и, наконец, просто в «неуютной комнате». Художники - постановщи ки О. Твардовская, В. Ма- кушенко и режиссер, заслу женный деятель искусств РСФСР В. Пахомов все же решили этот переход от уюта к неуюту несколько по- своему. Зритель, пришедший на спектакль областного драмтеатра, сразу обратит внимание на необычный за навес: его функции выполня ет простая «занавеска» вро де тех, что вешали раньше на окнах. Есть в них что-то особенно теплое, домашнее, семейное... Но вот звучит маршеоб разная музыка, на авансцене появляется внушительного вида полицейский, который раздвигает эту занавеску, и перед нами открывается кар тина отнюдь не уютная. Ху дожники совместили на сце не комнату Якова и «скуч ную столовую». Многих предметов, предусмотрен ных драматургом, мы не увидим, но зато очень верно воплощена присущая " этой эпохе атмосфера неуюта. Даже вспоминается строка А. Блока, современника Горького: «Уюта — нет. По коя — нет...». Идея ужасаю щей тесноты передана не столько обилием реквизита, сколько ограниченностью пространства, в котором в основном развертыва ется действие. А развер тывается оно в этакой не большой, но глубокой комна те-нише, словно пауки спи чечный коробок, ее заполня ют многочисленные персона- Т Е А Т Р « ПОСЛЕДНИ Е » жи пьесы. Они постоянно ме шают друг другу. Вынуж денной теснотой только под черкивается их духовная разобщенность, отчужден ность и даже враждебность. Интересно, что преизбыточ ность предметов, предусмот ренная Горьким, все-таки не исчезла, но она переведе на в метафорический, сим волический ряд: предметы эти — в основном, старая, поломанная мебель — сва лены в кучу на крыше ком наты-ниши. Не вдаваясь в прямолинейные аналогии между семьей Коломейце вых и грудой хлама, отме тим все же связь между этой деталью сценографии и словами одного из персона жей: «Мы лежим на дороге людей, как обломки какого-то старого, тяжелого здания, может быть, — тюрьмы... мы валяемся в пыли разрушения и мешаем людям идти...». Об раз тюрьмы, тюрьмы старой, полицейской, дореволюцион ной России зримо присутст вует на сцене, в том числе — в виде огромной, грязно ватой, корнчнево-серой сте ны, заполняющей всю глуби ну сцены (само слово «сте на» ассоциируется у зрителя с понятием «застенок»), С этой мрачной, гнетущей атмосферой соотносится все движение спектакля, его осо бый ритм — размеренный, а в первом акте даже тяжело вато-замедленный. ' Открытость метафоры, за ключенной в сценографии, «говорящий» характер оформ ления с самого начала под сказывают зрителю вполне определенное понимание про исходящего, готовят к вос приятию игры интересного, в целом слаженного актерского ансамбля. Например, полицмейстер Иван Коломнйцев в исполне нии заслуженного артиста РСФСР М. Соболева вроде не прочь совершить жест ве ликодушия, если бы это ему ничего не стоило. К тому же в душе он не уверен, что юноша, которого обвиняют в покушении на его персону, в самом деле виноват. И все же он не производит впечат ления человека, терзаемого проблемой нравственного вы бора между добром и злом, между честью и Предательст вом. Он уже давно сделал вы бор в пользу последнего. Не в манере М. Соболева играть однозначно, «одноцветно», по этому перед нами персонаж, по лицу и речи которого не с ходу определишь характер. Но, как постепенно выясня ется, это не от душевной глубины или сложности на туры; это неопределенность, неуловимость лицемера, притворщика, который лишь старается (да и то не слиш ком) прикрыть свое растлен ное «нутро», придать низ ким поступкам благопри стойный вид и л и , по крайней мерс, — 'оправдаться без выходностью положения, неодолимостью обстоятельств. Психологически убеди тельны и многие другие ис полнители. Доброго, мягкого, но больного телом и не твердого духом Якова Коло мийцева играет заслужен ный артист РСФСР Г. Бес счетное. Жена Ивана Коло мийцева Софья в исполне нии Р. Каревой поначалу еще пытается наладить вза имопонимание в доме, при остановить разлад, связать оборвавшиеся нити. Но ей это не под силу. У нее, прав да, достает мужества при знать вину перед детьми, упасть .перед ними на коле ни, покаяться, просить про щения. И в этом осознанном поступке Софьи—Каревой, вечно заплаканной, оконча тельно, казалось бы, раз давленной, сломанной жиз нью, вдруг обнаруживается нечто похожее на достоин ство. Но кого в доме Ивана Ко ломийцева спасет, растрога ет это раскаяние? Не про биться к очерствевшим серд цам старших детей полиц мейстера: сына Александра (М. Янко) — новоиспеченно го помощника исправника, циничного, наглого, с оста новившимся, желтым, одут ловатым лицом; дочери На дежды (О .Овчинникова) — безнравственной хищницы. Под стать Надежде ее муж — неприятный, «скользский» тюремный врач Лещ (Ю. Ша пиро), берущий взятки с собственного тестя. Горько старой няньке Фе досье (К. Шитова), что ее воспитанники оказались нич тожествами. Умнее других, проница тельнее, сильнее .характером в этой -семье нравственных уродов — Любовь в испол нении заслуженной артистки РСФСР С. Погребняк. Но жестокая ирония судьбы в том, что она уродлива фи зически — горбата, а пото му глубоко несчастна. Это с нею в значительной степе ни связана тема возмездия, важнейшая для пьесы Горь кого и современной ему ли тературы (примерно тогда же, когда была создана пьеса, А. Блок начал писать поэму, которая так и назы валась — «Возмездие»). В спектакле этот трагичес кий мотив возмездия, рас пространяющегося на поко ления, решается как тема нравственного суда, мораль ной ответственности. Ведь, скажем, судьба Любови — это укор не только мерзавцу Ивану Коломийцеву (он ког да-то уронил ее маленькую), который и не способен испы тывать угрызений совести, но также Софье и настбящему отцу Любы — Якову, лю дям добрым, но безвольным, не сумевшим в свое время отстоять, • защитить чувство друг к другу. Название пьесы явно ука зывает на агонию, пред смертные судороги старого мира, «уменьшенного» здесь, правда, до масштабов семьи. Однако актеры ведут себя на сцене довольно сдержан но, и это даже необычно для такого душераздирающего, «истерического» произзеде- ния, как «Последние». Иные острые места, болевые точ ки, чреватые эмоциональны ми всплесками, в спектакле приглушены. Например, ар тистка Л. Куковенко, испол нившая роль Веры, «вспых нула» лишь один раз — в монологах, последовавших после «падения» героини,- Похоже, так и было задума но: беречь силы только для этой сцены. Вероятно, сказывается опыт работы В. Пахомова с чехов ской драматургией, в кото рой вообще напряженность, конфликт спрятаны вглубь— при внешней обыденности происходящего. Все направ лено на то, чтобы проник нуть в глубины психологии персонажей, высветить неод- ноплаиовость действитель ности. Обнаруживается не любовь режиссера к эффек там, к пережиму, боязнь дур ного вкуса, нежелание впасть в «трагический балаган», о котором, кстати, говорят и персонажи пьесы. Хотя, как известно, искусство вправе, отбирая и обобщая жизнен ные явления смело укруп нять, решительно сгущать краски, не впадая при этом в «моветон». Публицистичес ки обнаженная пьеса Горько го — благодатный материал для такой смелости. ...Свежий, очистительный воздух другой жизни врыва ется тем не менее и в затх лый дом Коломийцевых. Это ощущение в значительной степени связано у зрителя с образом Петра, роль которо го в исполнении молодого артиста В. Зябкина стала за метной удачей спектакля. Трудно утверждать, что его определенно ждет какая-то другая, более высокая, бла городная стезя, дорога в ре волюцию, хотя Петр у В. Зябкнна и впрямь еще не конченный, не до конца ис калеченный. Для зрителя до рого, что этот нервно-поры вистый, доискивающийся правды юноша с чистыми и честными глазами напомина ет о существовании тех са мых революционеров, с ко торыми он познакомился, о возможности и неизбежности иного мира, иной жизни — не для «последних», но для тех, кто придет после них. В. СЛАВЕЦКИИ, кандидат филологических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz