Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
3 «арта, 1985 г. шашашшашшшшшш № 54 (17151) Л Е Н И В С К О В З Н А М Я ЛЕТОПИСЬ ВСЕНАРОДНО ГО ПОДВИ ГА П И СЬМ А ФРО Н Т О ВИ К О В ПЕРВЫЙ БОЙ «~Лю нь сорок первого.' Немцы топчут родную зем лю, и сердце разрывается от боли, от ненависти к фа шистам. Оно зовет на фронт, в бой. Но в те дни военкома ты еще не берут доброволь цев: надо в тылу кому-то выполнять заказы фронта. Наш станкостроительный завод в Днепропетровске ра ботает круглосуточно. И вдруг город облетает весть: обком партии создает добровольческие коммуни стические батальоны. Не за думываясь пишу заявление, и меня зачисляют. Между тем наши войска оставили Днепропетровск. Мы заняли оборону на ле вом берегу Днепра в районе деревень Каменка и Ломов- ка. В этом месте, немцам удалось форсировать Днепр и захватить плацдарм. Шли ожесточенные бои, фашисты массированным артиллерий ским и минометным огнем простреливали каждый квад ратный метр. Под этим ог нем мы и получили первое боевое крещение. Бой длил ся 21 сутки, не ртихая ни на час. Мы несли потери, но уже брали в плен немецких солдат и офицеров, еще наг лых и самоуверенных. Для вас, добровольцев, это был не только первый бой. Это была первая наша победа, ибо на нашем участке фа шисты не продвинулись ни на шаг. И лишь когда была прорвана оборона ниже по Днепру в районе города Кре менчуга, мы получили при каз оставить позиции и отой ти на Новомосковск. Мы от ступали в конце сентября 1941 года с сознанием побе ды, первой победы, каких потом было много, этих «ма лых» побед первого года войны. Они окрыляли, вдох новляли. Из них, как я ду маю, и складывалась Ве ликая Победа. Г. КОВАЛЬСКИЙ. ТАК ЗАМОЛЧАЛ БРОНЕПОЕЗД Шли бои за Шепетовку. Нам, танкистам и пехотин цам, дано задание овладеть железнодорожным узлом. Он уже был отчетливо виден не вооруженным глазом, но подступиться к нему мешал вражеский бронепоезд. Лишь только мы поднимались в атаку, как бронированная крепость выплывала из леса и ураганным огнем преграж дала путь. Пушки не ус пеют пристреляться, — бро непоезд вновь уходит в ук рытие. Так несколько раз. Тогда водитель танка Т-34 Дима Нехороших накрепко привязывается к сиденью ремнями, и, оставшись в ма шине один, идет прямиком на бронепоезд. Тут и пехота поднялась. Вражеская кре пость замерла ,у стрелки, открыла огонь. Пулеметы, пушки — все заговорило. Но не даром Диму в нашем подразделении знали как лучшего водителя. Он, уме ло маневрируя танком, на полном газу врезается в борт обшитого бронею паро воза; и опрокидывает его. Неподвижный состав теперь уже становится просто ми шенью, и расстрелять ее для полковой артиллерии не со ставляет труда. Когда мы вытащили Диму из разбитой «тридцатьчет верки» он был без сознания. Но живой! Тогда он еще не знал, что на долгом солдат ском пути ему не раз при дется отличиться, проявить находчивость и мужество, за которые Родина трижды его наградит орденом Красной Звезды,' а также орденом Отечественной войны второй степени. Не знал отважный ельчанин Дмитрий Алексее вич Нехороших, что марши ровать ему на параде Побе ды в Москве В, ЧЕБОТАРЕВ. НА ПОДСТУПАХ К БЕРЛИНУ В тихом, уютном городке Лебедяни есть улица Сит никова. Я часто брожу по ней, вспоминая Николая, того самого Ситникова Колю, с которым учились вместе в Куликовской семилетке, и который .бессмертным подви гом прославил отчий край. ...Позади бои за Украину и Белоруссию, позади грани ца Советского Союза. Уже выдворены фашисты из Польши и Чехословакии. На фронтовых дорогах замель кали указатели: «На Бер лин!» Путь к нему был нелег кий. Впереди — последний водный рубеж. Левый берег Одера фашисты превратили в многорядную сеть укреп лений. Форсирование реки осложнял разлив. Да и берег, на который предстояло вы саживаться, обрывистый — не сразу закрепишься на таком плацдарме. Но лейте нант Ситников, получив при каз первым форсировать Одер и обеспечить переправу батальону, выполнил боевую задачу. Взвод,' которым он командовал, достиг цели. В завязавшемся бою командир действовал смело и отважно. — Подпустить поближе и бить только по цели. Если придется идти в рукопаш ную, — бросайтесь смелее! Взвод упорно оборонялся. Теперь мы знаем, что здесь тогда на каждого воина при ходилось по 6—7 вражеских солдат. За сутки храбрые воины вместе с другими под разделениями батальона 13 раз вступали в рукопашный бой на огненном рубеже у Одера. При отражении пос ледней атаки фашистов млад ший лейтенант погиб. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. И. ГУБИН. «СПАСИБО, ВЕТЕРАНЫ!» «Я, ученик 6 «Б» класса Ли пецкой средней школы № 44 Константин Максимов, приношу Вам, уважаемый ветеран Вели кой Отечественной, свою вели кую благодарность. Это благо даря Вам и вашим товарищам над нами сегодня мирное небо, ясное солнце и светлые облака. Это Вы спасли весь мир от фашистского ига... И за это — огромное Вам спасибо и от нас, детей, и от взрослых, на ших родителей! Примите же мой скромный сувенир. Позд равляем Вас с днем Победы!» Эти строки одного из сочине ний «Спасибо тебе, ветеран'», написанных учащимися 44-й школы. Такие сочинения про чтут 9 Мая ветераны Великой Отечественной войны, . пригла шенные на школьную встречу «От всей души». И каждое из них будет вложено в особый праздничный «Пакет ветерану» вместе с сувениром и голубым платочком, на котором детски ми руками будет вышит голубь мира. ...Операция «Синий платочек» началась в 44-й школе в сен тябре, с началом нового учеб ного года. Составляя план под готовки к 40-летию Великой Победы, учительский и учени ческий коллективы постарались включить в него все самые ин тересные предложения. Здесь и участие в районной военно- патриотической игре «Подвиг», и создание школьного поиско вого клуба «Звезда», и клуб «Юный дзержинец», и игра «Зарница» и многое-многое дру гое. Но венцом, целью и резу льтатом всего должно явиться само празднование Дня Победы. В этот день в школе откро ется музей боевой славы 1 -й гвардейской танковой бригады, над созданием которого рабо тает сейчас клуб «Звезда». Со стоится концерт-встреча «От всей души». В каждом классе сейчас идет подготовка памятных пакетов, конкурс на лучшее сочинение *— обращение к ветеранам. Ре бята ведут обширную перепис ку с ветеранами-первогвар дейцами. Уточняется картотека участников войны и семей по гибших. Готовятся ярмарки ми ра и солидарности. Словом, ребята стараются сде лать все, чтобы 9 Мая ветера ны Великой Отечественной мог ли сказать: «Да, никто не за быт, ничто не забыто!». С. ВОРОБЬЕВ, организатор внеклассной и внешкольной работы Липецкой средней школы № 44. МОСКОВСКИЙ ПАРНАС Произведения поэта пуш кинской поры Михаила Дмитриева впервые за мно. гие годы представлены в сборнике «Московские эле гии», подготовленном изда. тельством «Московский ра бочий». Предваряют его строки из «Послания к При. вете» А. Палицына: «Мос ковский никогда не умолкал парнас, повсюду муз его был слышен лирный глас»-. Сло. ва эти, написанные в 1807 году, стали эпиграфом но вой серии издательства —* «Московский парнас», кото рую и открыла книга М. Дмитриева. (Корр. ТАСС). Хорошая погода. Фотоэтюд А. ГИРЕВА.: Н а п о э т и ч е с к о й в о л н е СВЕТЛАНА МЕКШЕН Е Д И Н С Т В О Я вышла к морю — было море мрачно, и тяжела вода, и холодна. И все-таки сиял легко, прозрачно, как слезка, лунный камешек со дна. Я вышла в степь — катался ветер в травах и тощие цветы под корень гнул. Но горицвет все также своенравно навстречу солнцу голову тянул. Я вышла к той горе, что возвышалась, как горе отстрадавших близ нее... И поняла: здесь места не осталось, чтоб разделить страдание мое. Я в дом вернулась. Было очевидно, что от своих невыносимых бед ждать избавленья —вне себя — постыдно. Все, что в тебе—твое; вот в чем секрет. Чтоб эта жизнь тебя опять любила, все вынеси — не возведи в упрек.; Так из единства слез, терпенья, силы явились море, камень и цветок. Новая песня Я ыбаэь мм~ни-и Сй~ ; Й А \ к , У т ^ Рт » _ К т ней е ■ л р ш~ не. Ж - ................к. на- м ____ . Шк с т а д а м - м |У * Вт А? ПАМЯТЬ Стихи Б. ШАЛЬНЕВА Музыка А. АСТАХОВА. Я сквозь молнии сабель Не скакал на коне, Не контужен, не ранен На великой войне. Без меня хоронили Отца земляки. Брат мой — в братской могиле Спит у Одер-реки. Йе меня при народе Отпевали навзрыд. Отчего ж к непогоде Сердце спать не велит? Кровь гоняет по жилам Горячей волной. Все, что с Родиной было,— Это было со мной! Как наследное знамя, Как начало начал, Сердца жаркое пламя Детям я передал. Продолжение судеб — Продолженье огня. Все, что с Родиной будет Не минует меня. К И Н О «Дорогая редакция! В нашей стране, и в частности, в Липецке, принимаются меры для снижения шума, вред но влияющего на здоровье людей: и на городских улицах, и в производственных помещениях. А я обращаюсь к вам с просьбой и уверен, что меня поддержат и многие жители поселка тракторостроителей, помочь утихомирить именно тех, кто, казалось бы, при зван услаждать наш слух. Не один год выступает в кафе «Звездочка» вокально-инструментальный ансамбль «Фор туна». У этого ансамбля не только название громкое. Ок на кафе выходят во двор больших домов трех улиц. Поль зуясь очень мощным усилителем, «Фортуна» буквально терроризирует жителей. Школьники и при закрытых форточках не могут спокойно заниматься, а пожилые лю ди страдают головной болью. Я, как невольный слушатель, возмущен и содержанием этих музыкальных децибелов. Это слепое подражание за падной «рок» и «поп» музыке, а подчас весьма вольная обработка популярных песен, превращающихся в образ цы безвкусицы и пошлости. Фронтовая песня «Смуглян- ка-молдованка», например, завершается каким-то попур ри с глупейшим припевом «Людей не губит пиво. Губит людей война». Судя по всему, популярна у веселящихся в кафе и песня неизвестного мне «композитора» «Ой, ма ма, мама! Люблю цыгана Яна»... \ Словом, кто и когда утихомирит «Фортуну»? П. МЯЗИН, ветеран труда, участник Великой Отечественной войны. ГГ [О ПРОСЬБЕ нашего гостя исполняем пе сню... И вот с от- рутствующими лицами ор кестранты выполняют чей-то заказ нимало не задумы ваясь о том, сколь уместно это произведение на эстраде ресторана. На сей раз звучит грустная песня о несосгояв- шейся любви «Жил-был худож ник один...» В исполнении из вестной певицы она всегда вызывает глубокое эмоциона льное сопереживание. Но что происходит в зале ресторана? С первым же ак кордом посетители дружно устремляются на танцеваль ный пятачок и... с какой-то сверхэкспрессией вытанцовы вают, выплескивают избыток энергии. Вряд ли кто-нибудь слышит, опьяненный ритмом, трогательные слова о чьей-то высокой любви, о жизни, ко. торую кто-то был готов «пре вратить в цветы».. — А что? —удивился ру ководитель оркестра рестора на «Липецк». — Песня как песня. Под нее везде танцу ют. Он прав. И в ресторанах «Чайка», «Восход», и в кафе «Звездочка», да что говорить! даже во дворцах культуры «бацают» стилем, близким к аэробике, под лирические ме лодии этой и многих других умных, тонких, душевных пе- рен... Сегодня музыка вошла в наш быт. Она звучит в квар тирах, в местах отдыха, в залах школ и училищ — она всюду с нами. И тем более нам не все равно, ^то и как играют, как воспринимают... Музыка — высокое искус ство. И как каждое искусство, она ■— это в данном случае вовсе не громкое слово! — партийна. Гуманистическая музыка зовет на бой, на под виг, пробуждает благородные чувства, утверждает в чело- ---------------- ПО С И ГН А Л У Ч И ТА Т Е Л Я ----------------- КОЩУНСТВО ЗА ТРОЯК? О му зыке , звучащей в ресторан е веке истинно прекрасные на чала. Песня, действительно, «нам строить и жить помога ет». Социально - эстетическая функция музыки, ее способ ность заразить чувствами, внушить определенный харак тер переживаний, определен ное отношение к действитель ности, чрезвычайно сущест венны и важны. Однако всегда ли вообще к музыке, и в частности, к пе сне, отношение достаточно бережное, чуткое, такое, ка кого они и заслуживают? Ведь именно об этом тре вожится в письме в редакцию и ветеран войны и труда Г1. Ф. Мязин. Совершенно справедливо возмущается он шумовыми эффектами (кста ти, недавно в кафе «Звездоч ка» в ногу с «модой» их до полнили еще и эффектами световыми) оркестра «Форту на». Почему-то стала обычной и в других ресторанах област ного центра чрезмерно гром кая музыка, когда в оглуша ющем грохоте и мелодию трудно разобрать. Оркестранты «Фортуны» особенно привержены этой «манере». Как выяснилось, их уже полтора года назад резко критиковала заводская газета «Кировец», письмо жи телей поселка почти в то же время (№ 190, 1983 г.) было опубликовано в «Ленинском знамени»* Не пора ли, нако нец, комбинату питания Ли пецкого тракторного завода, в чьем ведении находится «Звездочка», прекратить эти упражнения в какофонии? Как уже сказано, далеко не все благополучно с музы кальным обслуживанием лип. чан и в других кафе и ресто ранах областного центра. Лю бопытно было посетить, на пример, ресторан «Централь ный». Одна официантка о музыкантах своего оркестра, чьи вольности, прямо ска жем, не вписываются ни в какие программы, отозва лась так: — Эти!... Эти сыграют за трояк что угодно. В нашей гостинице бывает много тор гового люда, на липецкий рынок приезжают. Сами по нимаете, вкусы разнообраз ные... Словом, кто платит, тот и музыку заказывает... Вот так — платит, зака зывает... Откуда же эти но воявленные купеческие за машки — платить, заказы вать? Откуда этот кураж на публику? Смею думать, что честно заработанным рублем желающих швыряться не найдете... Вернемся к музыке. Ор кестры ресторанов — в шта те треста ресторанов и кафе. Музыканты получают госу дарственную заработную пла ту и обязаны выполнять наш советский, социальный заказ. Мы приходим в ресторан от дохнуть. Естественно, все важно: и вкусный ужин за хорошо сервированным сто лом, и корректная растороп ность метрдотеля, и внима тельная предупредительность официанта, и уютная обста новка. На то он и ресторан. И все-таки все это можно, при известных хлопотах, ор ганизовать и дома. А главное в ресторане — это возмож ность общения, коллективно, го отдыха, пусть даже среди незнакомых людей. И глав ный ведущий на этом вечере отдыха—музыка, танец, кра сивый, раскованный и всегда освежающий душу. Все оркестры ресторана имеют музыкальные програм мы, утверждаемые городским отделом культуры, как мне пояснили в том же ресторане «Липецк», поквартально. Не скажу, что это непродуманно или неквалифицированно со ставленные программы. Не скажу лишь потому, что ни в одном из ресторанов познако миться с ними мне так и не удалось. Возникает вопрос: а контролирует ли вообще кто- нибудь, соблюдаются ли ут вержденные программы? Ни где не нашел я и репертуара, на который можно сделать заявку именно в этом ресто ране. ...В баре ресторана полу темно, так сказать интим но. Звучит зарубежная му зыка в магнитофонной записи.' Я не против зарубежной эст рады, но только за лучшие ее образцы. Пока же я вмес те с другими посетителями вынужден считаться с далеко не изысканным вкусом бар мена и мириться с мутными музыкальными коктейлями, в которых трудно разобрать, что намешано. И, наконец, что происходит в ресторане порой с дороги ми нам песнями? Как-то в ресторане я услышал знако мую мелодию. Да ведь это очень известная песня «Ми шка-одессит» композитора В. Воловца на стихи В. Дыхо- вичного! Мальчишки моего поколения в годы войны, по мню, слушали эту песню в утесовском исполнении, зата ив дыхание. Но что это? От мелодии остались «рожки да ножки», ее аранжировали в разухабистый мотивчик. Бездушная рука «интерп ретатора» не пощадила и оп тимистическую тему песни, в которой звучали святая вера в неизбежность возмездия, в освобождение от врагов род ной земли. Придет час, гово рилось в песне, войдет в Одессу чеканной походкой усталый батальон, и Мишка -одессит «уронит на землю розы в знак возвращенья сво его». А ведь песня эта, подчерк ну еще раз, родилась в ор кестре Леонида Утесова в дни тяжких для нашей Отчиз ны испытаний. Он ее испол нил в 1942-м году для кино картины «Концерт —фрон ту», созданной по заявкам во инов. Признаюсь, мне стало не по себе. Я оделся и ушел из ресторана. На улице вьюжи ло. Но я решил пройтись, по ка уляжется горький осадок. Мое внимание привлекли парень в полушубке, светлой ушанке, рядом с ним девуш ка. Обоим не больше чем по двадцать. Они медленно по дошли к Вечному огню, под нялись по ступеням, накло нились. Парень снял шапку, русая прядь волос опустилась на лоб. Он достал из-под по лушубка газетный сверток, развернул и положил у огня живые красные гвоздики... Долго еще стоял, я, глядя им, уходящим, вслед, и поче му-то подумалось, что такие под чуждую музыку «бацать» не будут. Почему-то верилось в это..* С. БАСИС, П Р И С В Е Т Е С О В Е С Т И Н а э к р а н е — ф и л ь м С е р г е я Г е р а с и м о в а « Л е в Т о л с т о й » «Как легко сказать и как трудно чувствовать так, чтобы делать то, что говоришь». ‘ Л , Н , ТОЛСТОЙ. Д н ев н и к , Свои 82 года Толстой про жил страстно, драматично, напряженно* «Толстой — это целый мир», — написал Горький. Но уже с юности в этом мире мятежной души обнаруживается поразитель ная цельность. Она заклю чалась в неотвратимой, как голод и жажда, потребности согласовать личную свою нравственность с социаль ной, исторической справед ливостью. Поэтому трудно предста вить, чтобы фильм о Тол стом, где нет намерения по следовательно изложить всю биографию писателя с эпиче ской неспешностью телесе риала, строился, допустим, на сюжете армейской его службы или на эпизодах ра боты над «Войной и миром». Любая, самая впечатляю щая страница этой долгой жизни неизменно оказывает ся несамодостаточной, все го лишь фрагментом, фазой духовного и душевного роста Толстого. Есть, однако, в судьбе этого человека одно со бытие, которое стало кон- . центрированной, если угодно — героической реализацией сквозного ее пафоса. Это, ра зумеется, мощный органный аккорд трагедии последних дней художника. Его уход из Ясной Поляны. Естественно, именно он лег в основу, организовал всю композицию, определил дух фильма Сергея Гераси мова. «Лев Толстой», по-моему, прежде всего — фильм о мыслителе, всей жизнью своей и борьбой поставленном перед решающим выбором. Фильм об ответственности идеолога перед народом. Герасимов не подчиняет реальные факты умозри тельной схеме. Он историче ски точен и конкретен. В экранном повествовании ни чего существенно важного для уяснения позиции Тол стого как философа, учителя жизни не пропущено и не упущено. Отчетливо обозна чены слабости и противоре чия толстовских взглядов, немногословно и емко вос создан сложный социаль ный контекст эпохи. И все-таки фильм не об этом и не ради этого. Мень ше всего он преследует про светительские цели. Величие художника и небезупречность мыслителя берутся в качест ве аксиомы, не нуждающей ся в принципиально новых доказательствах. Зато нам предоставляется возмож ность всмотреться в Толсто- го-человека. Осознать, какой ценой оплатил он бескомпро миссность давней своей уста новки: «А спокойствие — душевная подлость»... Этим и продиктовано сложное переплетение в фильме исповеди, хроники, трагедии. В первой части преобла дает исповедь. Упорный са- модопрос измаявшегося от бессонницы сухонького ста рика, чье лицо тревожно мерцает в сумеречно-зелено ватых ночных, а затем — обесцвеченных рассветом кадрах. Камера оператора Сергея Филиппова медлен но, осторожно приближает его к нам, но не вплотную, не до самого крупного плана, как бы избегая чересчур бес церемонной пристальности. Вообще в фильме немного крупных планов Толстого. Герасимов и Филиппов пред почитают средние, общие. В этом угадываются элементы стилизации под бесхитрост ную кинохронику начала ве ка, под простодушную мане ру операторов, снимавших когда-то живого Толстого... Также, кац в световых и цве товых решениях чувствуется связь с традициями перед вижников, столь близких Толстому. Главное здесь, однако, не живописно - кинематографиче ские ассоциации. Важнее, что в большинстве эпизодов первой — яснополянской — части мы видим Толстого так. как мог видеть себя он сам, когда пытался словно бы со стороны оценить свою жизнь.' Это он наблюдает себя так плотно, привычно, уютно вписанным в аллеи с вековы ми деревьями, в прелестные интерьеры господского дома, в окружение милых людей, домочадцев, гостей. Он мо жет быть и в центре группо вых композиций, но, за исключением ночных часов, никогда не изолирован ки нообъективом от настойчиво обступающего его, подступа ющего к нему, стремящего ся без остатка растворить его в себе мира благополу чия, порядка, сытости. Здесь его любят. Им вос хищаются. Ему внимают, как оракулу, даже если его сло ва резко диссонируют с ат мосферой пристойного ясно полянского чаепития, пугая крамольной резкостью. Раз ве что засобирается вдруг торопливо восвояси заезжая барыня, шокированная тем, что хозяин назовет разбой никами не грязных мужи ков, а господ. Да чуть на прягутся мускулы лица свет ски любезной Софьи Андре евны, и она укоризненно про тянет, точно капризного ре бенка урезонивая: «Лё-ё- ёвушка...». Можно говорить о целе направленно выстроенном - образе Ясной Поляны в филь ме. Это устоявшийся, проч ный мир, аранжированный удивительной красоты пейза жами и прекрасней музыкой Шопена. Одни его обитатели очерчены характерными, уве ренными штрихами, допу стим, любимая дочь Толстого Татьяна Львовна —М. Усти менко, деликатный, беско нечно добрый доктор Мако- вицкий — Б. Навратил или пианист Гольденвейзер — Н. Еременко. Другие почти не запоминаются, а может, даже и не будут нами узна ны — вон тот, с черной бо родой, вроде бы знамени тый композитор, а это — кто-то из сыновей Толстого... Но Герасимову не столь и нужно, чтобы все непременно узнавались, запоминались. Ему важен фон, атмосфера. А они — пусть даже соль ются с фоном, на котором еще резче проступят толстов ские тревога, смятение, не довольство собой. Его держат здесБ не сы тость и не комфорт. Ясная Поляна для него не только часть жизни, но и души. Он хочет уйти, но это будет уход и от себя. Поступок не обходимый, но и безжалост ный. Пр'ежде всего по отно шению к той, о ком он ду мает с состраданием, а иног да и с невольной иронией: «Бедная моя, бедная...». «Бедная» — это Софья Андреевна. Главное лицо, обеспечивающее нормальное — во всяком случае, по ее собственным понятиям, — существование всего, что зо вется «Ясной Поляной». Признаться, не без опасе ний ожидаешь, как же по ступят со своей героиней ре жиссер и актриса Тамара Макарова. Осудят ли, оправ дают ли, начнут ли демонст рировать ее так удручавшие Толстого истерические при падки? Решение принято тактич ное и художественно убеди тельное. Никаких истерик, никаких срывов. Тягостный конфликт между двумя ста рыми, почти полвека прожив шими рядом, привязанными друг к другу, жалеющими друг друга людьми возник не из-за дурного характера и не из-за болезни Софьи Андреевны. Истеричность лишь усугубляла, но не опре деляла невозможность взаи мопонимания. Софья Андре евна Макаровой держится скорее с завидным достоин ством и самообладанием. Домашний конфликт Тол стых, по Герасимову, — не избежное продолжение, со ставная часть разлада Тол стого с Россией Николая Ии Столыпина. Трещина раскола прошла через семью, разде лила близких. Нелепо ви нить в этом Софью Андреев ну как человека, как лич ность. Она действовала по программе, которую не в си лах была изменить. Как режиссер и как ис полнитель главной роли Ге расимов не склонен при уменьшать, упрощать про цесс созревания у Толстого твердой решимости уйти из дома. Старый человек сидит за столом, беседует с детьми, шутит с внучкой, слушает музыку, раздает милостыню у дерева бедных — и начи нает казаться, что он готов уже смириться с неестествен ностью, неловкостью своего положения, что не отпустит его Ясная Поляна — части ца ставшего ему чужим й все еще родного, а потому цепкого мира. Отсюда он может проповедовать. От сюда может выходить как бы в другое измерение — к го лодным, обездоленным, как это уже бывало и раньше, чтобы чем-то помочь им, —* нам покажут, например, жут коватые кадры посещения ночлежки. Но потом ему должно быть приятно опять возвратиться сюда, в свою келью, в свой кабинет, к сво им книгам, рукописям, де тям... Помучивает совесть’, тяж ко читать иные письма с укорами, принимать иных посетителей, что присваивают себе право судить его за не согласие учения и образа жизни. По ночам горькие мысли не дают уснуть... Но, может быть, для него это все-таки меньшее, по крайней мере — более привычное зло, нежели окончательный разрыв, уход, неизвестность? Может быть, он, пусть и не вольно, но последует древне му римлянину, который пред лагал своему ученику жить не так, как живет его учи тель, а так, как он учит жить других? Наступает, однако, срок, и не столь как будто бы зна чительный ,внешний толчок обрывает все сомнения. Тол стой уходит. Уходит порази тельно легко. Дневниковые записи его последних, уже вне Ясной Поляны, дней, спокойны и деловиты. В них есть тревога за Софью Андре евну, но нет ни ностальгиче ских ноток, ни торжествен ных слов прощания с преж ней жизнью, с малой роди ной, которую ему никогда более не увидеть... Именно так поставлен и сыгран уход Толстого из Ясной в фильме. Эти и все последующие эпизоды испол нены хроникальной строгости и традегийного накала. Ес ли в предыдущей части бы ли какие-то вынужденные-— ради полноты информации — иллюстративные сцены, то теперь все обретает истин ную стройность, глубину, эмоциональную силу. Подвиг выбора осуществ лен до конца. Толстой ушёл, чтобы воссоединиться с на родом, со своей Россией, разрушив, разорвав то, что сковывало его, мешая быть самим собой. И Сергей Ге расимов с блистательным ма стерством и безупречной правдивостью передает ра дость этого долгожданного освобождения, точно удвоив шего обаяние и духовную си лу его героя. Не его вина, что болезнь и смерть застают его в начале нового отрезка жизни. В по лубреду просит он Черткова — А. Петренко записать то, что он продиктует. А там, за окнами домика на захолуст ной станции Астапово, Рос сия и весь мир ждут вестей о нем. Ждут и еще надеют ся... Когда у Герасимова спро сили, не испытывал ли он робости перед гигантской фигурой Толстого, ответ был отрицательным. Здесь не пе реизбыток , самоуверенности. Просто робость была преодо лена на дальних подступах к работе. Его неудержимо притягивал человек по имени Лев Толстой. Великий, ге ниальный, но — человек. Та ким он и постарался пока зать его в своем фильме. И. НЕВЕРОВ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz