Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

ЭК ОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2. П ОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НЕ Х В А Т А Е Т На собрании п арти йно-хо­ з я йс твенно го ак тива завода «Прожекторн ы е у г ли», со­ сто явшемся в начале это го го да, рассматривали задачи коллектива в св язи с е го уча­ стием в кру п номасштабном экономическом экс пе римен­ те, Говорилось о необходимо­ сти * совершенствовать ор га­ н изацию труда, смелее внед­ р ять б ри га дн ый метод. Об я дом в то й или ино й с те пе ни шел раз го вор и на после дую­ щих п арти йных собран и ях , заседани ях п артбюро. Что сделано? ' Лед тронулс я , — го во­ рит старши й инженер отдела труда и заработно й пл ат ы “О . В. Зи ган шина. — В тех немно г их бри га дах, что б ы ли у' Нас раньше, учет труда велс я и ндивидуально, так же рс ^чредел яли и з аработок, таким образом, существу я к ак ор ган изационна я е диница, бри га да едино го ц ело го н е п редставл ял а. Кажд ый о тве­ ча й здесь лишь за само го с е­ б я , взаимозамен яемость на­ ладить б ы ло трудно. Те пе рь же у нас есть дев ять б ри га д с о пл ато й по ко нечному ре­ зультату. В них зан ято более ст а человек. Работа на один нар я д пок азала: такие бри га- Дь1 более эффективн ы . Люди те пе рь охотно по дмен я­ ют дру г дру га, п ростои обо­ рудовани я сок ратились, воз­ росли взаимн ый с п рос и от­ ветственность. Недаром бри­ га да Никола я Тимофеевич а Щербакова со второ го участ­ ка пе рев ы пол н яет пл ан по всем пок азател ям. Т акие же результат ы в бри га дах Юри я ' Павловича По пов а, Виктора Сер г еевича Гул я нова, Нико­ ла я Никол аевича Меркулова. -•* — Подобн ых бр и га д скоро ^больше станет, — замечает секретарь п артбюро завода А*. .И. Ча пл ыг ин. — Недав­ но,- раз го варивал с начальни­ ком участка Валентином Ва­ сильевичем Глад ы шев ы м. У не го на участке уже три бри­ га д ы . Се й час создают четвер­ тую. Еще одну бри га ду ор­ ган изуем на соседнем участ­ ке, Там инициатором ее соз­ дани я в ыс ту п ает член завод­ ско го п артбюро Валентин Викторович Федоров. Что сказать по этом у по­ во ду? Отрадно, что «лед тро­ нулс я» , что «бри га д станет больше». Однако обольщать­ с я этим в р я д ли стоит. Ведь -сто; человек, объединенн ых в бри га д ы, дл я пол уторат ыся ч­ но го ко ллектива — ка пля в мо ре. Не на пол н яют е го и две нов ы е бри га д ы . Если по дходить к ситуации по большом у счету, то речь нуж­ но вести не о двух-трех но­ в ых ко ллективах с о пл ато й до конечному результату, а о дереводе на тако й метод большинства из тех 52 бри­ га д, что числ ятся се й час на заводе (в них зан ято 46 п ро­ центов рабочих), создании дес ятков дру г их хозрасчет­ н ых внутрихоз я йс твенн ых по дразделени й . Именно тако й по дход к де­ лу в ы текает из известно го пост ановлени я ЦК К ПСС и Совета Министров -СССР о совершенствовании хоз я йс т­ венно го механизма, материа­ лов февральско го и а п рель­ ско го (1984 г .) Пленумов ЦК КПСС. И тут не отде­ латьс я от го ворками о с пеци­ фике п роизводства, как это п ы таютс я с делать руководи­ тели п ред п ри ятия и п ар­ ти йной орган изации. Ведь от­ го ворки к делу не п ри­ шьешь. А оно, дело, требует по длинно й заинтересован­ ности каждо го в конечном результате, что особенно пол но может дать только бри га да. Надо отдать должное, на Г> СЕ БОЛЬШЕЕ рас- * О п ространение находит в сельском хоз я йс тве коллективн ый по др я д. Б кол. хозах и совхозах Ли пецко го района, к п римеру, по этом у п ринци п у работают около 60 звеньев и бри га д. Так, в кол­ хозе имени Орджоникидзе по др я д в кормо п роизводстве введен два го да назад. Если в 1983 го ду по колхоз у на одно го человека п роизведено валово й п родукции на 3,8 т ыся чи рубле й, то на одно го члена по др я дно й бр и га д ы — дочти в семь раз больше. В ысок ие пок азатели дости г­ н ут ы и в минувшем сезоне. Полностью в ы пол нен ы пл ан ы за го товок кормов, осушеств. лен ремонт поле й мно го лет­ них трав на площ ади более 500 г ектаров, более рацио­ нально стали ис пользов атьс я удобрени я. И все же не во всех по д­ р я дн ых звень ях и б ри га дах ладитс я дело. Причина — в нарушении п ринци пов их о р­ ган изации, в слабо пост ав­ ленном учете и в устаревших формах у п равлени я п роиз­ водством. Применение нов ых фор м ор ган изации труда не­ м ыс лимо без совершенство­ вани я у п равлени я. элеме нтном заводе с бри га д­ но й фор мо й труда положе ние гора здо лучше. Здесь ор га­ н изовано около 300 бри га д с численностью более 3700 человек (св ы ше семидес яти п роцентов от все го сос тава рабочих). О пл ату по ко неч­ ному результату п рактикуют в 225 бри га дах с 2800 рабо­ чих. Это, конечно, радует. Однако и у электрохимиков наиболее эффективн ых ко м п­ лекс н ых бр и га д немно го, все­ го око ло 60. В них насчит ы­ ваетс я лишь немно г им более 700 человек, в то врем я к ак остальн ы е труд ятся в узко­ с пеци ализированн ых, н е Даю­ щих большо й о тдачи бри га­ дах. Думаетс я , это должно б ы ло встревожить коммунис­ тов, заставить их п роанали­ зировать состо я ние дел в бри га дах. На пе рв ый вз г л я д, так оно и п роизошло. На завод­ ском п арти йно м собрании в июне б ы ло в ын есено решение совершенствовать коллек­ тивн ы е форм ы труда, созда­ вать ком плекс н ы е и сквоз­ н ы е бри га д ы с до пл ато й по коэффицие нту трудово го уча­ сти я. Но бе да в том, что ре­ шение собрани я в ы пол н яется ме дленно и не после дователь­ но. Нов ы е бри га д ы со здают­ с я. Но о ни по - п режнему, как п равило, с пеци ализиро­ ванн ы е. Така я не после дователь­ ность в в ы пол нении собст­ венн ых р ешени й, пове рхно­ стн ый по дход к изучению сто ящих пе ред п ред п ри яти­ ем п роблем, к сожалению, Характерн ы дл я это го п ар­ ти йного ко митета, за что он по двер гн ут серьезно й кр ити­ ке на после днем пле нуме горко ма КПСС. Примеров тому — сколько у го дно. Так, в течение го да здесь неоднократно рассматрива­ ли п ричин ы сры ва до го вор­ н ых обя зательств пе ред от­ дельн ы ми пот ребител ями. О днако уровень, на кото­ ром шло обсуждение, не в ы держивает критики. О гра­ н ичившись констатацие й фак­ торов — п ростои оборудова­ ни я из -за пе ребоев в мате­ риально-техническом снаб­ жении, — п артком в ын ес в ыго вор ы ря ду ответственн ых рабо тников завода, отвечаю­ щих за этот участок рабо­ т ы . Казалось б ы, возразить тут нече го . Но ведь в ыго­ вор не п анаце я. О н эффек­ тивен л й шь то г да, ко г да вскр ы т ы п ричин ы, по рож­ дающие отставание и без­ ответственность. А вот это го как ра з коммунист ы и не сделали. Свалив все на лич­ ную недисци пли нированность отдельн ых рабо тников, они у п ростили п роблему, но не решили ее. А потом у все сла га ем ы е п ростоев — не­ четка я работа а г ломератор- но го кор п уса, ср ы в граф ика в ы п уска п родукции, состав­ ленно го о тделом сб ы та, — остались без изменени й . По* н ятио , что и улучшени я в в ы пол нении заказов смежни­ ков не п роизошло. План де­ с яти месяцев по реализации п родукции с учетом до го во­ ров в ы пол нен все го на 93 п роцента. А в декабре созда­ лась у гро за нев ы пол нени я пл ана по в алов ы м пок азате­ л ям. Что к асаетс я п роизводи­ тельности труда, то с этим, на пе рв ый вз г л я д, все нор­ мально. Задание по ее рос­ ту пе рев ы пол нено, по с рав­ нению с тем же пе риодом 1983 го да она увеличилась в 1,2 раза. Однако это не раскр ы вает по длинн ых воз­ можносте й п ред п ри ятия. Д а, рост есть, но ведь и отсчет- то беретс я от яв но не п реем- лемо го п рошло го дне го уров­ н я , ко г да кор п ус по п роиз­ водству щелочн ых элемен­ тов, п ущенн ый еще в дес я­ то й пятилетке , не освоил п роектную мощность и на двадцать п роцентов. Н ын е электрохимики рассчит ы ва­ ют в ый ти на в ы п уск 6 мил­ лионов элементов «Прима», что в два раза больше п рошло го дне го . Это в ы дает­ с я к ак достижение. Но ка­ кое же это достижение, ес­ ли мощность кор п уса — 146 миллионов источников тока, и в ый ти на нее нужно б ы ло уже давно. Разве не извест­ но это п арткому? Конечно, известно. Но, став я на своих заседани ях воп рос ы увели­ чени я в ы п уска щелочн ых элементов, он раз за разом скр ы ваетс я з а обтекаем ы е формулировки: « пов ыс ить», «улучшить» и т. д. Между тем, нужна четка я ко нкрет­ на я п ро гра мма в ы вода кор­ п уса на п роектную мощность, пов ы шени я п роизводитель­ ности труда на дру г их уча­ стках п роизводства. Последнее невозможно без широко й механизации и ав­ томатизации п роизводст­ венн ых п роцессов, уровень которо й здесь нев ысок . Так, в ходе недавне й а ттестации рабочих мест, п роведенно й по и нициативе п арткома, в ыясн илось, что на 1800 из них, или на кажд ых 4 из 10 гос по дствует ручно й труд. Чтоб ы избавитьс я от не го, п артор ган изации не обо й­ тись без в ырабо тки более активно й позиции в воп росе рационализации п роизвод­ ства. Пока ход ее оставл яет жел ать лучше го . Мно го чис­ ленн ы е конструкторско-тех­ ноло г ические служб ы, со з­ данн ы е здесь, де йс твуют разобщенно, зат я г ивают сро­ ки создани я в ысоко эффек­ тивно го обор удовани я. Подобн ы е недостатки во мно го м характерн ы и дл я п артбюро завода «Прожек­ торн ы е у г ли». В частности, оно не смо г ло установить де йс твенно го кон трол я з а техническим пе ревооруже­ нием завода. По это й п ричи­ не зат я нулс я пе рв ый эта п аттестации рабочих мест, на­ чат ый о дновременно с элект­ рохимиками. Медленно ос­ ваиваетс я новое техноло г и­ ческое* оборудование, в част­ ности, вальц ы, лини я мех а­ ническо й обрабо тки за го то­ вок. Как и на элементном, это повело к с р ы ву в ы п уска отдельн ых издели й п ри об­ щем «бла го пол учии». А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». ОТ РЕДАКЦИИ. На этом мы закончили публикацию писем нашего корреспондента с елецких заводов «Про­ жекторные угли» н элементного. Как известно, теперь, в крупномасштабный экономиче­ ский эксперимент вовлекается еще ряд министерств, имеющих в нашей области свои предприятия. Следова­ тельно, и их партийным организациям придется искать наиболее эффективные формы идеологической работы в условиях эксперимента. Опыт первопроходцев незаменим. А их ошибки, разумеется, должным образом осмыслен­ ные, помогут избежать собственных. Эта улица новоселов, вы­ росшая за последние годы на центральной усадьбе дол­ горуковского колхоза «Роди­ на», начинается домом, кото­ рый односельчане так и на­ зывают «домом Сапрыки­ ных». В нем две простор­ ные трехкомнатные кварти­ ры, которые получили бра­ тья Сапрыкины — Сергей н Дмитрий — возвратившие­ ся в родное село после службы в армии. Один из них сел за баранку колхоз­ ного грузовика, второй стал в мастерской к токарному станку. Вскоре братья вве­ ли в свой дом молодых хо­ зяек — Таню и Лиду. И каждая из них подарила своему любимому по дочери — Иринку и Маринку. Так и живут рядом две молодые семьи — дружно, весело, счастливо. Праздники — всегда вместе, за одним столом, в совместных радо­ стных хлопотах. На таких посмотришь — и словно сам к счастью прикоснешься. Всегда тепло и уютно в этом доме, потому что согревает его добрый свет любви. Фото А. Козина. Б ЫВАЕТ так: по две­ дут в цехе п ракти­ канта к рабочему по­ оп ы тне й и скажут: «Зна­ комьс я: тво й нас тавник. Бу­ дешь с е го помощью специ­ альность осваивать». Как сложатс я тепе рь их отноше­ ни я? Сл учаетс я ве дь, что рабочи й — и вос пит атель не плохо й, и с пеци алист от- о гон ек творчества? «Нет, — все больше убеждаетс я В а­ сили й И ванович, — все-таки надо на й ти врем я и поб ы вать в училище, посмот реть ма­ стерские, по го ворить с п ре­ по давател ями и м астерами. Может, ле г че будет по н ять этих реб ят , помочь им...» Если уж решил, не п ремен­ но поб ы вает, И врем я в ыкро- га то жили, но с теми, кто» из-за Дона п ришел, с п аса ясь от немцев, по извеч ному об ы чаю русско й деревни де­ лились не только кровом но и скудн ы м, п рибере га ем ы м дл я дете й, к уском. И б ыс тро взрослели куринские реб я­ тишки: сошки небольшие са­ ми мастерили, и сами же в ыхо дили с ними в поле— РАССКАЗЫ О НАСТАВНИКАХ ш к о л я М П С Т Е Р Й ме нн ый, но нас тавничество дл я не го все-таки нечто п ри­ нудительное. А се й час хоте­ лось б ы расска зать о Чело­ веке, знакомство с котор ы м и навело на разм ы шлени я об исток ах наставничества; об одном из тех, кто задает вер­ н ый, са м ый чист ый тон ши­ роко развернувшемус я н ын е движению. ...Се й час ко мно г им забо­ там мастера пе рво го р емонт­ но го ц еха п рокатно го обор у­ довани я Н ЛМК Васили я Ив ановича Р ын дина п рибави­ лась еще одна: (в цехе поя­ вились п рактикант ы — трое по дростков из ГИТУ № 10. Васили й И ванович невольно сравнивает их с Михаилом Ильин ы м: лишь го д назад п ришел он учеником, но ре­ зультат ы М ихаила в ы ше, чем у п рактикантов. Ему, вос пит аннику цеха, в пол не по плеч у и сложное дело, а реб ят а из училища даже ре­ зец заточить толком не уме­ ют Не пе рв ый ра з с вос пи­ т анниками ПТУ (а то и с в ы ­ п ускниками) п риходитс я м а­ стеру начинать все «с нул я» , учить азам слесарно го и то­ карно го дела. Да и любви к нему учить. А после днее удаетс я почем у-то все труд­ нее. Реб ят а, как-будто и дисци пли нированн ы е, хоро­ шие. но равнодушн ы е, нелю­ бознательн ы е. Он, конечно, по нимает: поте р ял а в г лазах ин ых со временн ых школьни­ ков п рестиж п рофесси я ст а. ночника, не по душевному влечению в ыб ирают он^ ее, пост у п а я в училище, а в си­ лу каких-то дру г их п ричин. Но почем у же, думает Р ын­ дин, мастера ПТУ не все г да умеют зажечь в учениках ит, хотя сделать это ему не очень п росто. Двадцать с лишним человек на е го уча. стке, больше полови н ы — молодежь. И о каждом душа болит так же, как об этих троих новичках. Даже об Иване Карасеве, хот я ушел из цеха этот большо й люби­ тель с пи ртно го, все ищущи й жизни поле г че. «Да ведь с пе­ ци алист не плохо й, — все со­ крушаетс я м астер, — руки е го умел ы е не лишними б ы­ ли б ы на м». М ы еще о мно го м го вори­ ли с Василием Ивановичем, но он насто й чиво, бес поко йно вновь и вновь возвращалс я к незнакомому мне Карасеву, чь я нескладна я с удьба г лу­ боко й трево гой вошла в е го душу. «Отче го он тако й? » —ду­ мала я , беседу я с Р ын дин ы м. И поп росила немно го по дро­ бнее о себе рассказать. З а ­ волновалс я до то го с поко й­ ный Васили й И ванович, бо­ льшие руки на столе кре пко сцепил , го луб ы е г лаза гр уст­ н ы ми стали. Вс пом нил, как двенадцатилетним мальчиш­ ко й на фрон т отца п роводил, ждать тер пеливо го товилс я , да не п ришлось: в пе рв ый го д во йны о тец по г иб. Мать занемо г ла, чудом в ы жила. Четверо реб ятишек , едва о пе рившись, разлетелись из родно го гн езда в самосто я­ тель ную, еще очень трудную, послевое нную жизнь. С чем же всту п ал в нее шестнадцатилетни й Васили й? Унос ил он в сердце вместе с п ам ятью о родном хлевен- ском селе Курино е го скро м­ н ы е, но, как оказалось по­ том , такие важн ы е уроки добра и трудолюби я. К урнн- ские семьи в ту по ру небо- Вот только учитьс я им б ы ло т яжелов ато: ни бума г и, ни карандаше й, да и одежда и обувь зачастую не по сезо ну. Трудно, б ы ло недетски трудно. А все-таки вс поми на­ ет Васили й И ванович свое Курино те пло и бл а го дарно: мно го му научило. Первое врем я в ремесленном все места себе не находил: каза­ лось, слишком мно го с вобод­ но го времени, руки дела п ро­ сили. Да и интерес у сель­ ско го п арнишки к станкам, котор ых н емно го бы ло, по­ явился неутолим ый . Вот так он и стал станочником. На­ ставники? Нет, не пом нит, чтоб ы, как те пе рь, е го за кем- то закре пляли. Но может на­ звать тех, кто помо га л в ра­ зное врем я — М. И. Петрова, Т. Я. Фролова, братьев Шац­ ких. Сколько лет п рошло, а всех пом нит, ибо мно г им об яз ан. Все это б ы ли п росто добр ы е и работ ящие лю ди. Он «все го-на все го » старалс я похо дить на них: п родолжа­ лись те, куринские, уроки добра и трудолюби я. Е динственное, пож алу й, что не может по н ять в лю­ д ях В асили й И ванович, — это п ро явле ни й черствости и равнодуши я. По п рив ы чке во всем разбиратьс я , он и здесь хочет доко п атьс я до п ричин, но не находит, поче­ м у один человек может б ы ть безучастен к судьбе дру гого . Особенно, если этот дру гой — еще молод и нео п ы тен. Сам он с молод ы ми цех по днимал. Цех появился с п уском стана «2000». Труд­ ности возникали и с инстру­ ментом, и с освоением рабо­ чих мест, а самое г лавное— с кадрами: мно го бы ло необу­ ченно й молодежи. Учить мешали нередко возникав­ шие п ростои. И он делал все, чтоб ы избежать их. Станка заточно го н е б ы ло — вместе со слесарем В. Русин ы м со­ орудили п римитивн ый, но в пол не по дход ящи й на вре­ м я. От воспит анников своих мастер буквально не отхо­ дил. Росли на е го г лазах в хороших с пеци алистов Н, Рощу пки н, В. Ша пов алов, В. Пошивалов и дру г ие. Неко­ тор ы е, в п рочем, сменили с пеци альность. Уехал в село участков ы м Н. Рощу пки н. Но, б ы ва я в Ли пецке , в цех сво й н е п ременно за г л я нет. А однажд ы любо п ы тную вещь рассказал: в трудн ы е минут ы н еобъ яс нимо т я нет е го в совхозн ы е мастерские, становитс я Никол а й к с тан­ ку — и возвращаетс я к не­ му душевн ый поко й . Один из новичков п ришел в цех после училища. Особ­ н ячком к ак-то держалс я. Р аботал вроде не плохо , но без души, а это все г­ да задевает Р ын дина. Хму­ р ы м п арень в цех п риходил, таким же и уходил после сме н ы . Заметив интерес ма­ стера к новичку, по дошли молод ы е станочниц ы: «Ва­ сили й И ванович, учились м ы с н им вместе». И рассказали: есть на совести у не го пят­ но, и те пе рь, видно, мешает оно ему жить. По п росил ма­ стер девушек п ривлекать е го поч аще к общественн ы м I делам. А сам с семье й по­ з накомилс я , мно го с ма­ терью, братишко й б еседовал. Не один го д п рошел, п реж­ де чем молодо й рабо­ чи й, по слов ам наставни­ ка, «ул ыба тьс я ст ал». Тут он ему «неожиданно» по д­ шефно го . по д ыска л: «Теб я научили, те пе рь т ы учи». Так отсто ял Р ын дин еще одно го человека. «Ул ыба тьс я ст ал», — го­ ворит он об одном. А о дру­ го м: «В народную дружину за пис алс я». Или: «На двух станках работает...» На пе р­ в ый вз г л я д, незначительн ы е соб ы ти я , но дл я м астера они немало значат. Ин ы е из этих маленьких побе д он, б ы ва­ ет, го д ы к ует, тер пеливо , насто й чиво. Устает? Отвеча­ ет не задум ы ва ясь и тве рдо: «Нет! С людьми жить инте­ реснее». Наставничество дл я В асили я Ив ановича Р ын ди­ на — не общественна я на­ гр узка и не «сезонное» за­ н ятие. Это п ризвание, образ жизни человека, хран яще го верность тем бесценн ы м уро­ кам добра и трудолюби я , котор ы ми одарила е го жизнь в детстве и котор ы е те пе рь, бла го дар я ем у, п родолжа­ ютс я. Т. СПАССКАЯ. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОДРЯД: УРОКИ ВНЕДРЕНИЯ К , И СОСТАРОЙ В больши нстве колхозов и совхозов се й час де йс твует так наз ы ваема я от деленче­ ска я т рехсту пе нчата я ст рук­ тура: хоз я йс тво—отделение (в колхозах — п роизводст­ венн ый участок или ком п­ лекс на я б ри га да) — трактор, но- полево дческа я б ри га да. Что же п редставл яет собо й о тделение или п роизводст­ венн ый участок? Это мно го­ о траслевое хоз я йс тво в мини­ атюре, с животноводческими фермами, тракторн ы ми поле­ во дческими бри га дами, дру­ г ими по дразделени ями. Возьмем , к п римеру, сред­ нее хоз я йс тво — совхоз из чет ыр ех отделени й . В нем можно насчитать около двад­ цати различн ых п роизвод­ ственн ых единиц. При внед­ рении хоз я йс твенно го рас­ чета (а бри га дн ый по др я д — это у г лубленна я фо рма хоз­ расчета) дл я к аждо й из них необходимо разработать за­ дание, вести учет, ежемес яч­ но контролировать, как оно в ы пол н яется , со пост авл ять з атрат ы с пол ученно й п ро­ дукцие й . К тому же внутри каждо го по дразделени я , ска­ жем, тракторно-цолеводче- ско й бр и га д ы мо г ут б ы ть с пеци ализированн ы е звень я. О ни также п редставл яют со­ бо й по др я дн ы е коллектив ы, г де тоже необходим ы хо з­ расчетн ы е задани я , соответ­ ствующи й учет и контроль. И создаетс я т ако й объ ем экономическо й рабо т ы, ко то­ р ый н е по д силу н ын е суще­ ствующе й с лужбе. Больше то го: он требует в ысокой п рофессионально й по д го тов­ ки каждо го р уководител я не­ зависимо от занимаемо й дол­ жности и ран га . А таких кадров, как известно, в хо­ з я йс твах еще не хватает. Между тем, мно г ие бри га д ы, ф е ям ы по х арактеру п роиз­ водства идентичн ы и мо г ут б ы ть объединен ы в более кру п н ы е по дразделени я , что создало б ы р еальн ы е воз­ можности дл я ши роко го внедрени я коллектив но го по др я да. Се й час в каждом хоз я йс т­ ве по д го товлена научно обоснованна я систем а земле­ дели я. Н ар я ду с улучшени­ ем ис пользов ани я земли , она п редусматривает и совер­ шенствование ор ган изации труда и у п равлени я. Д ру г и­ ми словами, ставитс я з адача шире п римен ять . коллектив­ н ый по др я д, искать рацио­ нальн ы е форм ы у п равлени я в растениеводстве. В реше­ нии ее п ринимает участие центр НОТ, котор ый по д го­ товил рекомендации дл я ст а хоз я йс тв области. Что же в ыясн илось в п ро­ цессе это й рабо т ы? Во мно­ г их хоз я йс твах не все г да от­ ветственно относ ятся к со­ ве ршенствованию структур ы у п равлени я. С о дно й с торо­ н ы, дает о себе знать п ри­ верженность к стар ы м фор­ мам, с дру гой — пе реоце­ ниваютс я сил ы п ри пе реходе на нов ы е. Так, в Усманском ра йон е из бесед с большин­ ством г лавн ых агроно мов яв­ ств ует: на пе рс пектив у здесь по - п режнему сохранитс я т рехсту пе нчата я ст руктура с так наз ы ваем ы ми ком плекс­ н ы ми бри га дами. Между тем в отдельн ых ко лхозах уже созрели услови я дл я двухсту пе нчато й или цехо­ во й . Особенно это касаетс я некру п н ых и территориаль­ но ком п актн ых хо з я йс тв с одно й- двум я и даже трем я т ракторно - полево дческими бри га дами. Заметим, что двухсту пе нчата я фо рма в ы­ двинута само й п рактико й и является к ак б ы пе реходно й к ц ехово й, ког да ком плекс­ н ы е бри га д ы или отделени я у п раздн яются , а руководите­ ли тракторно- полево дческих по дразделени й по дчин яются не пос редственно руководи­ телю хоз я йс тва. Разумеетс я , в кру п н ых хо­ з я йс твах, с множеством на­ селенн ых п унктов, бри га д и ферм, торо питься с этим нельз я. Вот т ут-то и наблю­ даетс я дру гая крайнос ть. Ин ы е руководители и с пе­ ци алист ы, н е вдум ы ва ясь в с ущество дела, не п роанали­ зировав конкретн ых услови й, с лишком поспеш но го тов ы пе ре й ти на цеховую (отрас­ левую) структуру. В колхозе «Ма як комм унизма» Усман- ско го района, на п ример, по­ л а гаю т, что здесь есть все возможности дл я это го . Од­ нако, ко г да п ришлось кос­ нутьс я обос новани й с евообо­ ротов (а они п роводились ин­ ститутом «Ги п ромез» совме­ стно со с пеци алистами кол­ хоза), оказалось: п ри земле­ устро йс тве нова я ст руктура у п равлени я не п редусматри­ валась. И таких неув язок немало. Дру гой п ример. В одном из задонских хоз я йс тв толь­ ко что п роведено землеуст­ ро йс тво. Но п рин ят ы е сево­ оборот ы н е соответствуют разработанно й с истеме зем­ ледели я: И г лавн ый агроно м снова ставит во п рос о зем­ леустро йс тве. В одном из краснинских колхозов суще­ ствуют ком плекс н ы е коллек­ тив ы, воз г лавл яем ы е бри га­ дирами. На деле же в них давно нет никако го «ком п­ лекс а», а в каждо й есть лишь тракторно- полево дче­ ска я б ри га да, которую тоже воз г лавл яет б ри га дир. С п ра­ шиваетс я , зачем два бри га­ дира на одном п роизводст­ венном участке.? Зачем со­ хран яется т ака я гро моздка я (т рехсту пе нчата я) . ст руктура у п равлени я? С ами с пеци а­ лист ы на этот во п рос не смо г ли дать сколько-нибудь вразумительно го о твета. Приведем и положитель­ н ый, заслуживающи й вни­ мани я оп ы т. В совхозе «Красн ый горняк » Гр язи н- ско го района вот уже два го­ да де йс твует цехова я систе­ м а. В земледелии здесь по­ шли по необ ы чному п ути: создали шесть механизиро­ ванн ых о тр я дов, котор ы е со­ ставл яют растениеводчески й ц ех. За кажд ы м отр я дом за­ кре пле н в основном один се­ вооборот. Все отр я д ы рабо та­ ют на коллективном по др я­ де. Структура п роста я , но эффективна я. Не сл уча йно в хоз я йс тве дости гн ут ы в ысо­ к ие результат ы н е только в полево дстве, но и в животно­ водстве. Подвод я ито г, по дчеркну: совершенствование у п равле­ ни я пок а находитс я в началь­ но й с тадии. Основна я работа в этом на п равлении п редсто­ ит в текущем го ду. Поэтому руководител ям и специ али­ стам колхозов и совхозов необходимо тщательнее изу­ чить возможности своих хо­ з я йс тв, наметить реальн ы е п ути пов ы шени я эффектив­ ности отрасли, чему во мно го м будет с пособствов ать широкое внедрение коллек­ тивно го по др я да. В. ПУЗЫРЕВ, старший агроном областного центра НОТ в сельском хозяйстве. О СВОЕМ ТОВАРИЩЕ БЫТЬ КОММУНИСТОМ ДОСТОЙНА! Есть в судьбе каждо го из нас соб ы ти я , котор ы е о п ре­ дел яют все ее дальне й шее течение. Таким соб ы тием стало дл я нее это пе рвое в жизни вар , ти йно е собрание. В тот день Тать я ну Илю­ хину п рин яли к андидатом в член ы К ПСС. Коммунист ы го ворили о не й добр ы е сло­ ва, и это волновало и радо­ вало ее. Значит, люди заметили и оценили, как дорожит она всем, что св яз ано с заводом. Как охотна беретс я з а лю­ б ы е задани я , не раздел яя их на «в ыго дн ы е» и «нев ыго д­ н ы е». Б ы вало даже, увидев, что кто-то из токаре й н едо­ волен по рученно й рабо то й; по дходила к мастеру и п ред­ ла га ла; — Дава й те я с делаю!^ ' Ну, а как же иначе?"Ко­ му-то же надо точить и «не­ в ыго дную» деталь..* Нет, не на п расно со г ласи­ лась ко г да-то Тан я на у го­ вор ы с естр ы пе реехать в Ле­ бед я нь. Как будто б ы в Во­ ронеже все шло нормально; и горо д большо й, и работа не плох а я — м ашинист мос­ тово го крана . И все-таки Тать я на оказа­ лась в Лебед я ни, на заводе строительно-отделочн ых ма­ шин. Токарному ремеслу обучала ее Вера .Часовнино­ ва. Е й она мно г им об яз ана* Помо га ли Илюхино й и дру­ г ие работники, и мастер. Б ы ть может, поэтом у се­ го дн я о на, человек, которо го в смене наз ы вают лидером, с вниманием и по ниманием относитс я к новичкам* Не за­ ладитс я у них что-то — не­ п ременно объ яс нит, пок ажет* Три ее учениц ы уже ра­ ботают самосто ятель но, и хо­ рошо работают. И четверта я , Гал я Ильи на тоже ус пеш но овладевает ремеслом. Да, те пе рь она с пособ на научить молод ых тонча й шим секретам свое го дела* А ко г да нужно освоить новое изделие, это об яз а­ тельно довер ят Т ать я не. Есть у нее тот особ ый та­ лант к технике, с которо го и начинаетс я м астер-золо- т ы е руки. Как-то заболела фрезеровщица. Станок п ро­ стаивал. Как б ы ть? — Я поп робую, — сказа­ ла Илюхина. И пол училось! Оказ ы ваетс я , она уже давно п ри г л я д ы валась к тому, как де йс твует фрезеровщица, сд- ма становилась к ее станку. Механосборочн ый ц ех. Об ы чн ый трудово й день. Над одним из станков склонилась женщина. Работает она ле г­ ко и с по ро. Чувствуетс я , что это доставл яет е й ра дость. Она довольна тем, как по­ сл ушен ее руке резец, как б ыс тро и точно —- буквально за минуту- полто р ы в ы тачи­ ваетс я деталь. До конца смен ы все го пол­ ч аса, однако, Тать я на не позволяет себе расслабитьс я. Но вот в ык лючила станок, в ы п р ямил ась, ул ыбн улась по дошедше й Мар ине Васи­ но й, кон тролеру ОТК: — Поздравь, по дружка! Знаешь, сколько се го дн я в ы шло? Ещ е'больш е — две­ сти сорок п робок! — О го, это же сто дес ять п роцентов с лишним, — уди­ вилась Васина. — Ну, по ра собиратьс я домо й ... Да, по ра. Еще одна смена поз ади... К. НАЗАРОВ. Завод строительно-отде­ лочн ых машин. г . Лебед я нь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz