Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
ЭК ОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2. П ОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НЕ Х В А Т А Е Т На собрании п арти йно-хо з я йс твенно го ак тива завода «Прожекторн ы е у г ли», со сто явшемся в начале это го го да, рассматривали задачи коллектива в св язи с е го уча стием в кру п номасштабном экономическом экс пе римен те, Говорилось о необходимо сти * совершенствовать ор га н изацию труда, смелее внед р ять б ри га дн ый метод. Об я дом в то й или ино й с те пе ни шел раз го вор и на после дую щих п арти йных собран и ях , заседани ях п артбюро. Что сделано? ' Лед тронулс я , — го во рит старши й инженер отдела труда и заработно й пл ат ы “О . В. Зи ган шина. — В тех немно г их бри га дах, что б ы ли у' Нас раньше, учет труда велс я и ндивидуально, так же рс ^чредел яли и з аработок, таким образом, существу я к ак ор ган изационна я е диница, бри га да едино го ц ело го н е п редставл ял а. Кажд ый о тве ча й здесь лишь за само го с е б я , взаимозамен яемость на ладить б ы ло трудно. Те пе рь же у нас есть дев ять б ри га д с о пл ато й по ко нечному ре зультату. В них зан ято более ст а человек. Работа на один нар я д пок азала: такие бри га- Дь1 более эффективн ы . Люди те пе рь охотно по дмен я ют дру г дру га, п ростои обо рудовани я сок ратились, воз росли взаимн ый с п рос и от ветственность. Недаром бри га да Никола я Тимофеевич а Щербакова со второ го участ ка пе рев ы пол н яет пл ан по всем пок азател ям. Т акие же результат ы в бри га дах Юри я ' Павловича По пов а, Виктора Сер г еевича Гул я нова, Нико ла я Никол аевича Меркулова. -•* — Подобн ых бр и га д скоро ^больше станет, — замечает секретарь п артбюро завода А*. .И. Ча пл ыг ин. — Недав но,- раз го варивал с начальни ком участка Валентином Ва сильевичем Глад ы шев ы м. У не го на участке уже три бри га д ы . Се й час создают четвер тую. Еще одну бри га ду ор ган изуем на соседнем участ ке, Там инициатором ее соз дани я в ыс ту п ает член завод ско го п артбюро Валентин Викторович Федоров. Что сказать по этом у по во ду? Отрадно, что «лед тро нулс я» , что «бри га д станет больше». Однако обольщать с я этим в р я д ли стоит. Ведь -сто; человек, объединенн ых в бри га д ы, дл я пол уторат ыся ч но го ко ллектива — ка пля в мо ре. Не на пол н яют е го и две нов ы е бри га д ы . Если по дходить к ситуации по большом у счету, то речь нуж но вести не о двух-трех но в ых ко ллективах с о пл ато й до конечному результату, а о дереводе на тако й метод большинства из тех 52 бри га д, что числ ятся се й час на заводе (в них зан ято 46 п ро центов рабочих), создании дес ятков дру г их хозрасчет н ых внутрихоз я йс твенн ых по дразделени й . Именно тако й по дход к де лу в ы текает из известно го пост ановлени я ЦК К ПСС и Совета Министров -СССР о совершенствовании хоз я йс т венно го механизма, материа лов февральско го и а п рель ско го (1984 г .) Пленумов ЦК КПСС. И тут не отде латьс я от го ворками о с пеци фике п роизводства, как это п ы таютс я с делать руководи тели п ред п ри ятия и п ар ти йной орган изации. Ведь от го ворки к делу не п ри шьешь. А оно, дело, требует по длинно й заинтересован ности каждо го в конечном результате, что особенно пол но может дать только бри га да. Надо отдать должное, на Г> СЕ БОЛЬШЕЕ рас- * О п ространение находит в сельском хоз я йс тве коллективн ый по др я д. Б кол. хозах и совхозах Ли пецко го района, к п римеру, по этом у п ринци п у работают около 60 звеньев и бри га д. Так, в кол хозе имени Орджоникидзе по др я д в кормо п роизводстве введен два го да назад. Если в 1983 го ду по колхоз у на одно го человека п роизведено валово й п родукции на 3,8 т ыся чи рубле й, то на одно го члена по др я дно й бр и га д ы — дочти в семь раз больше. В ысок ие пок азатели дости г н ут ы и в минувшем сезоне. Полностью в ы пол нен ы пл ан ы за го товок кормов, осушеств. лен ремонт поле й мно го лет них трав на площ ади более 500 г ектаров, более рацио нально стали ис пользов атьс я удобрени я. И все же не во всех по д р я дн ых звень ях и б ри га дах ладитс я дело. Причина — в нарушении п ринци пов их о р ган изации, в слабо пост ав ленном учете и в устаревших формах у п равлени я п роиз водством. Применение нов ых фор м ор ган изации труда не м ыс лимо без совершенство вани я у п равлени я. элеме нтном заводе с бри га д но й фор мо й труда положе ние гора здо лучше. Здесь ор га н изовано около 300 бри га д с численностью более 3700 человек (св ы ше семидес яти п роцентов от все го сос тава рабочих). О пл ату по ко неч ному результату п рактикуют в 225 бри га дах с 2800 рабо чих. Это, конечно, радует. Однако и у электрохимиков наиболее эффективн ых ко м п лекс н ых бр и га д немно го, все го око ло 60. В них насчит ы ваетс я лишь немно г им более 700 человек, в то врем я к ак остальн ы е труд ятся в узко с пеци ализированн ых, н е Даю щих большо й о тдачи бри га дах. Думаетс я , это должно б ы ло встревожить коммунис тов, заставить их п роанали зировать состо я ние дел в бри га дах. На пе рв ый вз г л я д, так оно и п роизошло. На завод ском п арти йно м собрании в июне б ы ло в ын есено решение совершенствовать коллек тивн ы е форм ы труда, созда вать ком плекс н ы е и сквоз н ы е бри га д ы с до пл ато й по коэффицие нту трудово го уча сти я. Но бе да в том, что ре шение собрани я в ы пол н яется ме дленно и не после дователь но. Нов ы е бри га д ы со здают с я. Но о ни по - п режнему, как п равило, с пеци ализиро ванн ы е. Така я не после дователь ность в в ы пол нении собст венн ых р ешени й, пове рхно стн ый по дход к изучению сто ящих пе ред п ред п ри яти ем п роблем, к сожалению, Характерн ы дл я это го п ар ти йного ко митета, за что он по двер гн ут серьезно й кр ити ке на после днем пле нуме горко ма КПСС. Примеров тому — сколько у го дно. Так, в течение го да здесь неоднократно рассматрива ли п ричин ы сры ва до го вор н ых обя зательств пе ред от дельн ы ми пот ребител ями. О днако уровень, на кото ром шло обсуждение, не в ы держивает критики. О гра н ичившись констатацие й фак торов — п ростои оборудова ни я из -за пе ребоев в мате риально-техническом снаб жении, — п артком в ын ес в ыго вор ы ря ду ответственн ых рабо тников завода, отвечаю щих за этот участок рабо т ы . Казалось б ы, возразить тут нече го . Но ведь в ыго вор не п анаце я. О н эффек тивен л й шь то г да, ко г да вскр ы т ы п ричин ы, по рож дающие отставание и без ответственность. А вот это го как ра з коммунист ы и не сделали. Свалив все на лич ную недисци пли нированность отдельн ых рабо тников, они у п ростили п роблему, но не решили ее. А потом у все сла га ем ы е п ростоев — не четка я работа а г ломератор- но го кор п уса, ср ы в граф ика в ы п уска п родукции, состав ленно го о тделом сб ы та, — остались без изменени й . По* н ятио , что и улучшени я в в ы пол нении заказов смежни ков не п роизошло. План де с яти месяцев по реализации п родукции с учетом до го во ров в ы пол нен все го на 93 п роцента. А в декабре созда лась у гро за нев ы пол нени я пл ана по в алов ы м пок азате л ям. Что к асаетс я п роизводи тельности труда, то с этим, на пе рв ый вз г л я д, все нор мально. Задание по ее рос ту пе рев ы пол нено, по с рав нению с тем же пе риодом 1983 го да она увеличилась в 1,2 раза. Однако это не раскр ы вает по длинн ых воз можносте й п ред п ри ятия. Д а, рост есть, но ведь и отсчет- то беретс я от яв но не п реем- лемо го п рошло го дне го уров н я , ко г да кор п ус по п роиз водству щелочн ых элемен тов, п ущенн ый еще в дес я то й пятилетке , не освоил п роектную мощность и на двадцать п роцентов. Н ын е электрохимики рассчит ы ва ют в ый ти на в ы п уск 6 мил лионов элементов «Прима», что в два раза больше п рошло го дне го . Это в ы дает с я к ак достижение. Но ка кое же это достижение, ес ли мощность кор п уса — 146 миллионов источников тока, и в ый ти на нее нужно б ы ло уже давно. Разве не извест но это п арткому? Конечно, известно. Но, став я на своих заседани ях воп рос ы увели чени я в ы п уска щелочн ых элементов, он раз за разом скр ы ваетс я з а обтекаем ы е формулировки: « пов ыс ить», «улучшить» и т. д. Между тем, нужна четка я ко нкрет на я п ро гра мма в ы вода кор п уса на п роектную мощность, пов ы шени я п роизводитель ности труда на дру г их уча стках п роизводства. Последнее невозможно без широко й механизации и ав томатизации п роизводст венн ых п роцессов, уровень которо й здесь нев ысок . Так, в ходе недавне й а ттестации рабочих мест, п роведенно й по и нициативе п арткома, в ыясн илось, что на 1800 из них, или на кажд ых 4 из 10 гос по дствует ручно й труд. Чтоб ы избавитьс я от не го, п артор ган изации не обо й тись без в ырабо тки более активно й позиции в воп росе рационализации п роизвод ства. Пока ход ее оставл яет жел ать лучше го . Мно го чис ленн ы е конструкторско-тех ноло г ические служб ы, со з данн ы е здесь, де йс твуют разобщенно, зат я г ивают сро ки создани я в ысоко эффек тивно го обор удовани я. Подобн ы е недостатки во мно го м характерн ы и дл я п артбюро завода «Прожек торн ы е у г ли». В частности, оно не смо г ло установить де йс твенно го кон трол я з а техническим пе ревооруже нием завода. По это й п ричи не зат я нулс я пе рв ый эта п аттестации рабочих мест, на чат ый о дновременно с элект рохимиками. Медленно ос ваиваетс я новое техноло г и ческое* оборудование, в част ности, вальц ы, лини я мех а ническо й обрабо тки за го то вок. Как и на элементном, это повело к с р ы ву в ы п уска отдельн ых издели й п ри об щем «бла го пол учии». А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». ОТ РЕДАКЦИИ. На этом мы закончили публикацию писем нашего корреспондента с елецких заводов «Про жекторные угли» н элементного. Как известно, теперь, в крупномасштабный экономиче ский эксперимент вовлекается еще ряд министерств, имеющих в нашей области свои предприятия. Следова тельно, и их партийным организациям придется искать наиболее эффективные формы идеологической работы в условиях эксперимента. Опыт первопроходцев незаменим. А их ошибки, разумеется, должным образом осмыслен ные, помогут избежать собственных. Эта улица новоселов, вы росшая за последние годы на центральной усадьбе дол горуковского колхоза «Роди на», начинается домом, кото рый односельчане так и на зывают «домом Сапрыки ных». В нем две простор ные трехкомнатные кварти ры, которые получили бра тья Сапрыкины — Сергей н Дмитрий — возвратившие ся в родное село после службы в армии. Один из них сел за баранку колхоз ного грузовика, второй стал в мастерской к токарному станку. Вскоре братья вве ли в свой дом молодых хо зяек — Таню и Лиду. И каждая из них подарила своему любимому по дочери — Иринку и Маринку. Так и живут рядом две молодые семьи — дружно, весело, счастливо. Праздники — всегда вместе, за одним столом, в совместных радо стных хлопотах. На таких посмотришь — и словно сам к счастью прикоснешься. Всегда тепло и уютно в этом доме, потому что согревает его добрый свет любви. Фото А. Козина. Б ЫВАЕТ так: по две дут в цехе п ракти канта к рабочему по оп ы тне й и скажут: «Зна комьс я: тво й нас тавник. Бу дешь с е го помощью специ альность осваивать». Как сложатс я тепе рь их отноше ни я? Сл учаетс я ве дь, что рабочи й — и вос пит атель не плохо й, и с пеци алист от- о гон ек творчества? «Нет, — все больше убеждаетс я В а сили й И ванович, — все-таки надо на й ти врем я и поб ы вать в училище, посмот реть ма стерские, по го ворить с п ре по давател ями и м астерами. Может, ле г че будет по н ять этих реб ят , помочь им...» Если уж решил, не п ремен но поб ы вает, И врем я в ыкро- га то жили, но с теми, кто» из-за Дона п ришел, с п аса ясь от немцев, по извеч ному об ы чаю русско й деревни де лились не только кровом но и скудн ы м, п рибере га ем ы м дл я дете й, к уском. И б ыс тро взрослели куринские реб я тишки: сошки небольшие са ми мастерили, и сами же в ыхо дили с ними в поле— РАССКАЗЫ О НАСТАВНИКАХ ш к о л я М П С Т Е Р Й ме нн ый, но нас тавничество дл я не го все-таки нечто п ри нудительное. А се й час хоте лось б ы расска зать о Чело веке, знакомство с котор ы м и навело на разм ы шлени я об исток ах наставничества; об одном из тех, кто задает вер н ый, са м ый чист ый тон ши роко развернувшемус я н ын е движению. ...Се й час ко мно г им забо там мастера пе рво го р емонт но го ц еха п рокатно го обор у довани я Н ЛМК Васили я Ив ановича Р ын дина п рибави лась еще одна: (в цехе поя вились п рактикант ы — трое по дростков из ГИТУ № 10. Васили й И ванович невольно сравнивает их с Михаилом Ильин ы м: лишь го д назад п ришел он учеником, но ре зультат ы М ихаила в ы ше, чем у п рактикантов. Ему, вос пит аннику цеха, в пол не по плеч у и сложное дело, а реб ят а из училища даже ре зец заточить толком не уме ют Не пе рв ый ра з с вос пи т анниками ПТУ (а то и с в ы п ускниками) п риходитс я м а стеру начинать все «с нул я» , учить азам слесарно го и то карно го дела. Да и любви к нему учить. А после днее удаетс я почем у-то все труд нее. Реб ят а, как-будто и дисци пли нированн ы е, хоро шие. но равнодушн ы е, нелю бознательн ы е. Он, конечно, по нимает: поте р ял а в г лазах ин ых со временн ых школьни ков п рестиж п рофесси я ст а. ночника, не по душевному влечению в ыб ирают он^ ее, пост у п а я в училище, а в си лу каких-то дру г их п ричин. Но почем у же, думает Р ын дин, мастера ПТУ не все г да умеют зажечь в учениках ит, хотя сделать это ему не очень п росто. Двадцать с лишним человек на е го уча. стке, больше полови н ы — молодежь. И о каждом душа болит так же, как об этих троих новичках. Даже об Иване Карасеве, хот я ушел из цеха этот большо й люби тель с пи ртно го, все ищущи й жизни поле г че. «Да ведь с пе ци алист не плохо й, — все со крушаетс я м астер, — руки е го умел ы е не лишними б ы ли б ы на м». М ы еще о мно го м го вори ли с Василием Ивановичем, но он насто й чиво, бес поко йно вновь и вновь возвращалс я к незнакомому мне Карасеву, чь я нескладна я с удьба г лу боко й трево гой вошла в е го душу. «Отче го он тако й? » —ду мала я , беседу я с Р ын дин ы м. И поп росила немно го по дро бнее о себе рассказать. З а волновалс я до то го с поко й ный Васили й И ванович, бо льшие руки на столе кре пко сцепил , го луб ы е г лаза гр уст н ы ми стали. Вс пом нил, как двенадцатилетним мальчиш ко й на фрон т отца п роводил, ждать тер пеливо го товилс я , да не п ришлось: в пе рв ый го д во йны о тец по г иб. Мать занемо г ла, чудом в ы жила. Четверо реб ятишек , едва о пе рившись, разлетелись из родно го гн езда в самосто я тель ную, еще очень трудную, послевое нную жизнь. С чем же всту п ал в нее шестнадцатилетни й Васили й? Унос ил он в сердце вместе с п ам ятью о родном хлевен- ском селе Курино е го скро м н ы е, но, как оказалось по том , такие важн ы е уроки добра и трудолюби я. К урнн- ские семьи в ту по ру небо- Вот только учитьс я им б ы ло т яжелов ато: ни бума г и, ни карандаше й, да и одежда и обувь зачастую не по сезо ну. Трудно, б ы ло недетски трудно. А все-таки вс поми на ет Васили й И ванович свое Курино те пло и бл а го дарно: мно го му научило. Первое врем я в ремесленном все места себе не находил: каза лось, слишком мно го с вобод но го времени, руки дела п ро сили. Да и интерес у сель ско го п арнишки к станкам, котор ых н емно го бы ло, по явился неутолим ый . Вот так он и стал станочником. На ставники? Нет, не пом нит, чтоб ы, как те пе рь, е го за кем- то закре пляли. Но может на звать тех, кто помо га л в ра зное врем я — М. И. Петрова, Т. Я. Фролова, братьев Шац ких. Сколько лет п рошло, а всех пом нит, ибо мно г им об яз ан. Все это б ы ли п росто добр ы е и работ ящие лю ди. Он «все го-на все го » старалс я похо дить на них: п родолжа лись те, куринские, уроки добра и трудолюби я. Е динственное, пож алу й, что не может по н ять в лю д ях В асили й И ванович, — это п ро явле ни й черствости и равнодуши я. По п рив ы чке во всем разбиратьс я , он и здесь хочет доко п атьс я до п ричин, но не находит, поче м у один человек может б ы ть безучастен к судьбе дру гого . Особенно, если этот дру гой — еще молод и нео п ы тен. Сам он с молод ы ми цех по днимал. Цех появился с п уском стана «2000». Труд ности возникали и с инстру ментом, и с освоением рабо чих мест, а самое г лавное— с кадрами: мно го бы ло необу ченно й молодежи. Учить мешали нередко возникав шие п ростои. И он делал все, чтоб ы избежать их. Станка заточно го н е б ы ло — вместе со слесарем В. Русин ы м со орудили п римитивн ый, но в пол не по дход ящи й на вре м я. От воспит анников своих мастер буквально не отхо дил. Росли на е го г лазах в хороших с пеци алистов Н, Рощу пки н, В. Ша пов алов, В. Пошивалов и дру г ие. Неко тор ы е, в п рочем, сменили с пеци альность. Уехал в село участков ы м Н. Рощу пки н. Но, б ы ва я в Ли пецке , в цех сво й н е п ременно за г л я нет. А однажд ы любо п ы тную вещь рассказал: в трудн ы е минут ы н еобъ яс нимо т я нет е го в совхозн ы е мастерские, становитс я Никол а й к с тан ку — и возвращаетс я к не му душевн ый поко й . Один из новичков п ришел в цех после училища. Особ н ячком к ак-то держалс я. Р аботал вроде не плохо , но без души, а это все г да задевает Р ын дина. Хму р ы м п арень в цех п риходил, таким же и уходил после сме н ы . Заметив интерес ма стера к новичку, по дошли молод ы е станочниц ы: «Ва сили й И ванович, учились м ы с н им вместе». И рассказали: есть на совести у не го пят но, и те пе рь, видно, мешает оно ему жить. По п росил ма стер девушек п ривлекать е го поч аще к общественн ы м I делам. А сам с семье й по з накомилс я , мно го с ма терью, братишко й б еседовал. Не один го д п рошел, п реж де чем молодо й рабо чи й, по слов ам наставни ка, «ул ыба тьс я ст ал». Тут он ему «неожиданно» по д шефно го . по д ыска л: «Теб я научили, те пе рь т ы учи». Так отсто ял Р ын дин еще одно го человека. «Ул ыба тьс я ст ал», — го ворит он об одном. А о дру го м: «В народную дружину за пис алс я». Или: «На двух станках работает...» На пе р в ый вз г л я д, незначительн ы е соб ы ти я , но дл я м астера они немало значат. Ин ы е из этих маленьких побе д он, б ы ва ет, го д ы к ует, тер пеливо , насто й чиво. Устает? Отвеча ет не задум ы ва ясь и тве рдо: «Нет! С людьми жить инте реснее». Наставничество дл я В асили я Ив ановича Р ын ди на — не общественна я на гр узка и не «сезонное» за н ятие. Это п ризвание, образ жизни человека, хран яще го верность тем бесценн ы м уро кам добра и трудолюби я , котор ы ми одарила е го жизнь в детстве и котор ы е те пе рь, бла го дар я ем у, п родолжа ютс я. Т. СПАССКАЯ. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОДРЯД: УРОКИ ВНЕДРЕНИЯ К , И СОСТАРОЙ В больши нстве колхозов и совхозов се й час де йс твует так наз ы ваема я от деленче ска я т рехсту пе нчата я ст рук тура: хоз я йс тво—отделение (в колхозах — п роизводст венн ый участок или ком п лекс на я б ри га да) — трактор, но- полево дческа я б ри га да. Что же п редставл яет собо й о тделение или п роизводст венн ый участок? Это мно го о траслевое хоз я йс тво в мини атюре, с животноводческими фермами, тракторн ы ми поле во дческими бри га дами, дру г ими по дразделени ями. Возьмем , к п римеру, сред нее хоз я йс тво — совхоз из чет ыр ех отделени й . В нем можно насчитать около двад цати различн ых п роизвод ственн ых единиц. При внед рении хоз я йс твенно го рас чета (а бри га дн ый по др я д — это у г лубленна я фо рма хоз расчета) дл я к аждо й из них необходимо разработать за дание, вести учет, ежемес яч но контролировать, как оно в ы пол н яется , со пост авл ять з атрат ы с пол ученно й п ро дукцие й . К тому же внутри каждо го по дразделени я , ска жем, тракторно-цолеводче- ско й бр и га д ы мо г ут б ы ть с пеци ализированн ы е звень я. О ни также п редставл яют со бо й по др я дн ы е коллектив ы, г де тоже необходим ы хо з расчетн ы е задани я , соответ ствующи й учет и контроль. И создаетс я т ако й объ ем экономическо й рабо т ы, ко то р ый н е по д силу н ын е суще ствующе й с лужбе. Больше то го: он требует в ысокой п рофессионально й по д го тов ки каждо го р уководител я не зависимо от занимаемо й дол жности и ран га . А таких кадров, как известно, в хо з я йс твах еще не хватает. Между тем, мно г ие бри га д ы, ф е ям ы по х арактеру п роиз водства идентичн ы и мо г ут б ы ть объединен ы в более кру п н ы е по дразделени я , что создало б ы р еальн ы е воз можности дл я ши роко го внедрени я коллектив но го по др я да. Се й час в каждом хоз я йс т ве по д го товлена научно обоснованна я систем а земле дели я. Н ар я ду с улучшени ем ис пользов ани я земли , она п редусматривает и совер шенствование ор ган изации труда и у п равлени я. Д ру г и ми словами, ставитс я з адача шире п римен ять . коллектив н ый по др я д, искать рацио нальн ы е форм ы у п равлени я в растениеводстве. В реше нии ее п ринимает участие центр НОТ, котор ый по д го товил рекомендации дл я ст а хоз я йс тв области. Что же в ыясн илось в п ро цессе это й рабо т ы? Во мно г их хоз я йс твах не все г да от ветственно относ ятся к со ве ршенствованию структур ы у п равлени я. С о дно й с торо н ы, дает о себе знать п ри верженность к стар ы м фор мам, с дру гой — пе реоце ниваютс я сил ы п ри пе реходе на нов ы е. Так, в Усманском ра йон е из бесед с большин ством г лавн ых агроно мов яв ств ует: на пе рс пектив у здесь по - п режнему сохранитс я т рехсту пе нчата я ст руктура с так наз ы ваем ы ми ком плекс н ы ми бри га дами. Между тем в отдельн ых ко лхозах уже созрели услови я дл я двухсту пе нчато й или цехо во й . Особенно это касаетс я некру п н ых и территориаль но ком п актн ых хо з я йс тв с одно й- двум я и даже трем я т ракторно - полево дческими бри га дами. Заметим, что двухсту пе нчата я фо рма в ы двинута само й п рактико й и является к ак б ы пе реходно й к ц ехово й, ког да ком плекс н ы е бри га д ы или отделени я у п раздн яются , а руководите ли тракторно- полево дческих по дразделени й по дчин яются не пос редственно руководи телю хоз я йс тва. Разумеетс я , в кру п н ых хо з я йс твах, с множеством на селенн ых п унктов, бри га д и ферм, торо питься с этим нельз я. Вот т ут-то и наблю даетс я дру гая крайнос ть. Ин ы е руководители и с пе ци алист ы, н е вдум ы ва ясь в с ущество дела, не п роанали зировав конкретн ых услови й, с лишком поспеш но го тов ы пе ре й ти на цеховую (отрас левую) структуру. В колхозе «Ма як комм унизма» Усман- ско го района, на п ример, по л а гаю т, что здесь есть все возможности дл я это го . Од нако, ко г да п ришлось кос нутьс я обос новани й с евообо ротов (а они п роводились ин ститутом «Ги п ромез» совме стно со с пеци алистами кол хоза), оказалось: п ри земле устро йс тве нова я ст руктура у п равлени я не п редусматри валась. И таких неув язок немало. Дру гой п ример. В одном из задонских хоз я йс тв толь ко что п роведено землеуст ро йс тво. Но п рин ят ы е сево оборот ы н е соответствуют разработанно й с истеме зем ледели я: И г лавн ый агроно м снова ставит во п рос о зем леустро йс тве. В одном из краснинских колхозов суще ствуют ком плекс н ы е коллек тив ы, воз г лавл яем ы е бри га дирами. На деле же в них давно нет никако го «ком п лекс а», а в каждо й есть лишь тракторно- полево дче ска я б ри га да, которую тоже воз г лавл яет б ри га дир. С п ра шиваетс я , зачем два бри га дира на одном п роизводст венном участке.? Зачем со хран яется т ака я гро моздка я (т рехсту пе нчата я) . ст руктура у п равлени я? С ами с пеци а лист ы на этот во п рос не смо г ли дать сколько-нибудь вразумительно го о твета. Приведем и положитель н ый, заслуживающи й вни мани я оп ы т. В совхозе «Красн ый горняк » Гр язи н- ско го района вот уже два го да де йс твует цехова я систе м а. В земледелии здесь по шли по необ ы чному п ути: создали шесть механизиро ванн ых о тр я дов, котор ы е со ставл яют растениеводчески й ц ех. За кажд ы м отр я дом за кре пле н в основном один се вооборот. Все отр я д ы рабо та ют на коллективном по др я де. Структура п роста я , но эффективна я. Не сл уча йно в хоз я йс тве дости гн ут ы в ысо к ие результат ы н е только в полево дстве, но и в животно водстве. Подвод я ито г, по дчеркну: совершенствование у п равле ни я пок а находитс я в началь но й с тадии. Основна я работа в этом на п равлении п редсто ит в текущем го ду. Поэтому руководител ям и специ али стам колхозов и совхозов необходимо тщательнее изу чить возможности своих хо з я йс тв, наметить реальн ы е п ути пов ы шени я эффектив ности отрасли, чему во мно го м будет с пособствов ать широкое внедрение коллек тивно го по др я да. В. ПУЗЫРЕВ, старший агроном областного центра НОТ в сельском хозяйстве. О СВОЕМ ТОВАРИЩЕ БЫТЬ КОММУНИСТОМ ДОСТОЙНА! Есть в судьбе каждо го из нас соб ы ти я , котор ы е о п ре дел яют все ее дальне й шее течение. Таким соб ы тием стало дл я нее это пе рвое в жизни вар , ти йно е собрание. В тот день Тать я ну Илю хину п рин яли к андидатом в член ы К ПСС. Коммунист ы го ворили о не й добр ы е сло ва, и это волновало и радо вало ее. Значит, люди заметили и оценили, как дорожит она всем, что св яз ано с заводом. Как охотна беретс я з а лю б ы е задани я , не раздел яя их на «в ыго дн ы е» и «нев ыго д н ы е». Б ы вало даже, увидев, что кто-то из токаре й н едо волен по рученно й рабо то й; по дходила к мастеру и п ред ла га ла; — Дава й те я с делаю!^ ' Ну, а как же иначе?"Ко му-то же надо точить и «не в ыго дную» деталь..* Нет, не на п расно со г ласи лась ко г да-то Тан я на у го вор ы с естр ы пе реехать в Ле бед я нь. Как будто б ы в Во ронеже все шло нормально; и горо д большо й, и работа не плох а я — м ашинист мос тово го крана . И все-таки Тать я на оказа лась в Лебед я ни, на заводе строительно-отделочн ых ма шин. Токарному ремеслу обучала ее Вера .Часовнино ва. Е й она мно г им об яз ана* Помо га ли Илюхино й и дру г ие работники, и мастер. Б ы ть может, поэтом у се го дн я о на, человек, которо го в смене наз ы вают лидером, с вниманием и по ниманием относитс я к новичкам* Не за ладитс я у них что-то — не п ременно объ яс нит, пок ажет* Три ее учениц ы уже ра ботают самосто ятель но, и хо рошо работают. И четверта я , Гал я Ильи на тоже ус пеш но овладевает ремеслом. Да, те пе рь она с пособ на научить молод ых тонча й шим секретам свое го дела* А ко г да нужно освоить новое изделие, это об яз а тельно довер ят Т ать я не. Есть у нее тот особ ый та лант к технике, с которо го и начинаетс я м астер-золо- т ы е руки. Как-то заболела фрезеровщица. Станок п ро стаивал. Как б ы ть? — Я поп робую, — сказа ла Илюхина. И пол училось! Оказ ы ваетс я , она уже давно п ри г л я д ы валась к тому, как де йс твует фрезеровщица, сд- ма становилась к ее станку. Механосборочн ый ц ех. Об ы чн ый трудово й день. Над одним из станков склонилась женщина. Работает она ле г ко и с по ро. Чувствуетс я , что это доставл яет е й ра дость. Она довольна тем, как по сл ушен ее руке резец, как б ыс тро и точно —- буквально за минуту- полто р ы в ы тачи ваетс я деталь. До конца смен ы все го пол ч аса, однако, Тать я на не позволяет себе расслабитьс я. Но вот в ык лючила станок, в ы п р ямил ась, ул ыбн улась по дошедше й Мар ине Васи но й, кон тролеру ОТК: — Поздравь, по дружка! Знаешь, сколько се го дн я в ы шло? Ещ е'больш е — две сти сорок п робок! — О го, это же сто дес ять п роцентов с лишним, — уди вилась Васина. — Ну, по ра собиратьс я домо й ... Да, по ра. Еще одна смена поз ади... К. НАЗАРОВ. Завод строительно-отде лочн ых машин. г . Лебед я нь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz