Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

КЛУБ «СОБЕСЕДНИК» В проекте новой редакции Программы КПСС говорит­ ся, что партия подчеркивает необходимость значительного усиления внимания к социальным проблемам молодежи. И, в частности, к организации разумного использования ею свободного времени. Для решения этой важной задачи многое уже сделано. В нашей области, например, разви­ вается сеть молодежных клубов, самодеятельных форми­ рований по интересам, юноши и девуйки получают все большую возможность участвовать в работе различных кружков, ансамблей художественной самодеятельности, спортивных секций, туристических организаций. Число их растет, и это вызывает удовлетворение, так как моло­ дежь может использовать общественное богатство — сво­ бодное время — с пользой для своего духовного и фи­ зического развития. Но все ли сделано н делается в этом плане? В редак­ цию приходят письма, авторы которых рассказывают о под­ ростках, убивающих время в подъездах, о юношах и де­ вушках, не знающих, как провести вечера, выходные дни. Редакция поэтому решила очередной выпуск стра­ ницы «Собеседник» посвятить проблемам и опыту орга. иизацни досуга молодежи. ’■ А Для депутата горсовета студентки биохимического факультета Липецкого государственного педагогического института Елены Шмаковой главным занятием, естествен­ но, является успешная учеба, но и ее свободное время не проходит просто так. Депутатские обязанности, научная и общественная работа — все это неразрывно связано, де лает жизнь будущего педагога достаточно насыщенной, разнообразной. На снимке: Е. Шмакова. Ф ото А. ЩУРОВА. М И Р ГЛ А ЗАМ И ДЕТЕЙ Канун новогоднего празд­ ника для юных липчан от­ мечен большим событием. Областной выставочный зал впервые предоставлен уча­ щимся средних школ обла­ сти. Есть тут и экспонаты, присланные из Курска и Ту­ лы. Выставку дети посвя­ щают предстоящему XXVII съезду КПСС. Около трехсот произведений, среди которых не только красочные рисун­ ки, но и керамика, остроум­ ные поделки из природных материалов, раскрывают удивительный мир, увиден­ ный глазами юных худож­ ников. Их острая наблюда­ тельность, чуткая отзывчи­ вость на самые разнообраз­ ные явления жизни, безу­ держная фантазия и жажда самовыражения привлекают зрителей всех возрастов. Выставка будет работать до 12 января и закончится ее обсуждением, а также на­ граждением грамотами авто­ ров лучших паб'-'*, Т. ИВАНОВА. ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ТЕБЯ.*. Николая Жигулина, пожалей, нет нужды представлять читателям. Самоотверженный труд старшего оператора УНРС первого кислородно-конверторного цеха НЛМК нашел широкое общественное признание: Николай Жи­ гулин является лауреатом премии Ленинского комсомо­ ла, членом ЦК ВЛКСМ, избирался делегатом одного из комсомольских съездов, был в составе делегации области и на недавнем Всемирном фестивале молодежи. Но дело, конечно, не в том. Находясь в гуще общественной жизни цеха, области, страны, молодой сталевар, по его собст­ венному признанию, живет наполнении, интересно. РАЗБУДИТЬ ЭНЕРГИЮ ДУШИ Главная, глубинная за- .дача реформы школы — раз­ будить энергию души школь, ника и... учителя. И тут труд­ но переоценить роль' досуга. Можно ведь хорошо учить ребят, совершенно не затра­ гивая второй пласт их жиз­ ни, отведенный для отдыха, и тогда воспитательные уси­ лия будут нейтрализованы. Мы обязаны научить на­ ших питомцев жить полно- , кровной, радостной жизнью, . уметь усваивать и создавать и материальные, и духовные ценности общества, чтобы не возникло перекоса в разви­ тии личности. Молодежь, в том числе школьники, более других страдает от неумения инте­ ресно и полезно проводить свободное время, и это ост­ рая социальная и педагогиче­ ская проблема. О чем, как известно, весомо сказано в постановлениях партии - о борьбе с алкоголизмом, о деятельности клубов и спор­ тивных учреждений. И надо -честно признать: досуг мо­ лодежи находится под гру­ зом многолетних традиций, запретов и предписаний. На­ коплено, конечно же, много ^хорошего, выверенного на­ родной практикой, но нема­ ло и консервативного, а то и вредного. Сегодня появились тревожные понятия «досуг подворотен», ,«антидосуг», «загрязнение, досуга», «па­ разитирующий досуг» и т. д. Они побуждают особенно , серьезно осознать, что со­ держание свободного време­ ни молодежи — это идеоло­ гическая зона врспитания, сфера социализации лично­ сти. .. — Пойдем на танцы, что- балдеем, • — говорит один школьник другому. И ведь действительно «балдеют»! «Балдеют» на дискотеке, ко­ торая зачастую оказывается чем-то средним между ре­ стораном и лекторием, где все прыгают, а выше всех — диск-жокей, под сомни­ тельные песенки-ритмы обя­ зательно на чужом, непо­ нятном языке. «Балдеют» на Экскурсии, от которой веет скукой. Ребят водят, пока­ зывают, рассказывают. А они любят сами полазить, посмотреть, пощупать. «Бал­ деют» во дворе, на вечерин­ ке, на танцплощадке... Да случайно ли родилось это уродливое словечко «бал­ деж»? — Ну, как провели празд­ ник? — спрашиваю у одного акселерата. — Нормально, — отве­ чает, — собрались, распили пузырь, потоптались под магнитофончик. Нормально? - Нет, ненормально, если разговор постоянно идет ни о чем или о тряпках, о дис­ ках. От небрежности в раз­ говорах, в одежде к небреж­ ности в поведении... Необхо­ димо педагогическое вмеша­ тельство. Но какое? В шко­ лах практически исчезли творческие, предметные кружки и объединения. Се­ годня их заменили факуль­ тативы, за которые, кстати, государство платит учителю. Факультативы превратились в подавляющем большинстве (признаемся честно) в прину­ дительные, дополнительные занятия, в натаскивание к экзаменам. — Хочешь иметь четверку по алгебре? Ходи на факуль. татив, иначе больше тройки не получишь. Вот такая позиция у ру­ ководителей. А учитель обя­ зан быть «детским празд­ ником», у каждого обяза­ тельно должно быть вне­ урочное творческое объеди­ нение (клуб, секция, кру­ жок, театр, студия, коман­ да), где воспитываются лю­ бознательность, смекалка, нестандартность мышления, изобретательность. 80 твор­ ческих кружков создали учителя школы Сухомлин- ского и работали они не на шестом уроке, а вечером. В обязательном порядке все дети за годы обучения в Павлышской школе делали 50(1) технических моделей, от бумажной вертушки до электромобиля. Комнаты ска. зок, любимых игрушек, чи­ тальный зал «мудрость кни­ ги», три голубятни, шесть садов, четыре виноградника, автодром с минитехникои, открытые слесарно-столяр­ ные мастерские, пещера чу­ дес, «изумрудное царство», «страна лилипутия» — б о т далеко не полный перечень того, что создал для детей Василий Александрович. Завидное богатство! В 20_й статье новой Со­ ветской Конституции сказано: «В соответствии с коммуни­ стическим идеалом «свобод­ ное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения граждана­ ми своих творческих сил, способностей и дарований для всестороннего развития общества, личности». Из­ вестно: чем разнообразнее деятельность учащихся, тем разностороннее их развитие. Почему же мы вольно или невольно развиваем ребят односторонне? В спорте, в художестЁенной самодея­ тельности — только самые одаренные. Почему? Потому что родилось уродливое со­ перничество и борьба за при. зовые места на смотрах, олимпиадах, соревнованиях по принципу, кто кого «пе­ реплюнет». Отсюда подстав­ ки в спорте, чужие музыкан­ ты в оркестрах и... подав. .ляющее число ребят — в зрителях. Каждый подросток за го­ ды учения обязательно дол­ жен попробовать свей силы в самых несходных видах творческой деятельности. Может быть, тогда вымер­ шие, как мамонты, кружки снова оживут? Любой ученик хочет стать звездочкой пер­ вой величины хоть в чем- нибудь. Надо дать ему та­ кую возможность. Подтолкнуть ребят к творчеству нетрудно. Надо лишь помнить, что не только дурное, но и доброе зарази­ тельно. Кто-то переплетает книги, кто-то выращивает рыбок, у кого-то коллекция пластинок, кто-то снимает цветные слайды. Почему мы чаще все-таки. засушиваем и заорганизовываем школь­ ные дела, стремимся все уложить в готовый сцена­ рий, отрепетировать, препа­ рировать и показать... ко­ миссии роно? А как мы «затоварили» слово! По данным нашей ла­ боратории во многих школах до 90 процентов внеурочной работы — это беседы и встречи, и только 10 процен­ тов живая деятельность. Правомерна ли такая дис­ пропорция? Сегодня даже молодые рабочие — шефы и то стараются лишь побесе­ довать с пионерами., А не лучше ли позвать ребят на завод и дать постоять у станка, сходить с подопеч­ ными в поход, сыграть в во­ лейбол, вместе отремонтиро­ вать классную комнату? Ог­ лянуться бы вокруг себя каждому из нас, педагогов: как в той или иной школе организована эта живая дея­ тельность ребят? Мы не- против того, чтобы дети ежедневно, подметали двор школы, собирали лом, мы­ ли парты Мы за то,,' чтобы фронт трудового досуга был расширен. Пусть в школе действуют ателье мелкого ремонта и фабрика Деда мороза, постоянная выстав- ка трудовых достижений и мастерская по ремонту ку­ кол, клуб юных техников и кружок мягкой игрушки, ученическая бригада и клуб ледовых инженеров. Мы, конечно, не против и тради­ ционных спартакиад, сорев­ нований «Золотая шайба». Но обязательно еще сверх программы пусть идут для всех (в том числе для не­ уклюжих и полных, нетре­ нированных и стесняющихся) веселые старты, дни народ­ ных игрищ, военизирован­ ные игры на местности. Более десяти лет занима­ ются педагоги липецкой шко­ лы № 24 проблемой вот та­ кого . развивающего досуга. Здесь накоплен большой и уникальный опыт, давно пе­ решагнувший границы на­ шей области. Школа давно обходится без привлечения людей со стороны. Ее пед. отряд — это выпускники, родители, молодые учителя. Экскурсии и экспедиции по родному краю, трудовой ла­ герь старшеклассников и пришкольные пионерские ла­ геря, ежегодные каникуляр­ ные республики и длитель­ ные водные, горные походы по стране, традиционные кроссы и клубные дни — вот далеко не полный пе­ речень творческих исканий здешних учителей. Они поня­ ли: досуг сближает детей и взрослых, помогает позна­ нию мира, познанию друг Друга. Опыт этой школы осве­ щен неплохо, в центральной и местной печати, по нему защищено несколько дис­ сертаций, а вот последовате­ лей его мало! В чем дело? Неужто опять мешает прес­ ловутая инерция? Разбудить энергию души самого учителя, думается, возможно, если разрушить многие межшкольные пере­ городки. Пусть чаще прохо­ дят общие дела школ — соседей, пусть чаще будут творческие отчёты учителей друг перед другом,' пусть больше будет совместных конференций, смотров, жи­ вых дел. Мы обязаны знать: боль­ шинство детских трагедий сегодня вызываются не конфликтами в учении, а не­ упорядоченностью досуга, который является великим резервом гармонического развития личности. Двадца­ тый век задыхается в цейт­ ноте, а мы в школе, работая с учащимися, часто разба­ зариваем время без пользы: собираем ребят за два часа до пионерского сбора, тра­ тим часы и дни на ненуж­ ные репетиции, дублируем дела. Пусть чередуются школьные будни с события­ ми, потрясающими вообра­ жение школьников, пусть уй­ дет из нашей практики ску­ ка, которую В. Й. Ленин на­ звал когда-то контрреволю­ цией. Что не затрагивает ребят глубоко, то и не обо­ гащает. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук. — Но для разных людей, Николай, понятие «интерес­ ная жизнь» далеко неодно­ значно. Какой смысл вы в него вкладываете? —• Наверное, сразу стоит оговориться, что жизнь лю­ бого человека никак не мо­ жет быть вся сплошь инте­ ресной. По-разному склады­ вается каждый день. Случа­ ются неполадки и конфлик­ ты на производстве, в какой, то момент что-то не устраи­ вает в отношениях с друзья­ ми. Или наваливается в кон­ це трудового дня непомер­ ная усталость.. Словом, вся­ кое бывает. Но приходит, всегда непременно приходит такой день (или час), кото­ рый, как подарок, приносит радость. И ты забываешь о досадном, оно сразу кажет­ ся мелким. Ты — счастлив! На мой взгляд, чаще всего такое ощущение рождается удовлетворением от сознания хорошо, на совесть испол­ ненного дела. Знаете, ме­ таллургия, горячий цех — это ведь тяжело, совершен­ но особые «климатические условия». И в бригаде — тридцать с лишним человек. Надо умело организовать их. Так вот. ёсли все вышло так, как намечалось, — радость. Если не пошел в чем-то на компромисс и принял реше­ ние, не погрешив против со­ вести, — опять радость. Значит, превозмог свою че­ ловеческую слабинку, над самим собой чуть-чуть под­ нялся. — Счастье — в преодо­ лении? Нового мы тут, ко­ нечно, ничего не открыли. Но так хотелось бы, чтобы молодой человек как мож­ но раньше м самостоятельно пришел к тисой же вот мы­ сли. От кого или от чего это зависит? — От самого человека, в первую очередь от его ха­ рактера, От того, насколько он внутренне силен, смел, боевит и, непременно — со­ вестлив. — Но таким еще надо суметь стать. Не у каждого это получается. Нужны, особенно в детстве, и по­ мощники — старшие умные и добрые друзья. Были у. вас, наверное, такие? — Мама. Теперь, повзрос­ лев, я понимаю, как многим ей обязан. Простая женщи­ на, свекловичница, а хватило мудрости не поддаваться обычной и вроде бы такой понятной материнской жа­ лостливости. Й работали-то мы с братом в полную меру своих мальчишеских сил —• дома и на общественном по­ ле, и знали, что за любой проступок всегда только са­ мим отвечать придется. Мать ни за что не заступится и выгораживать не станет. — Вы так горячо об этом говорите. Видимо, приходи­ лось наблюдать и обратное? ,— К сожалению, нередко, И чаще уже в нынешней, городской своей жизни. Не­ вольно приходится сравнй- вать, в каких условиях рас­ тут мальчишки в городе и на селе. У деревенских на целый порядок забот боль­ ше, чем у городских сверст­ ников. И ни одно дело нель­ зя, просто невозможно отло­ жить «на завтра», «на по­ том». Не напои, скажем, во­ время теленка — так он же Г о с т ь «Со б есед н и к а» П ОЗНАКОМИЛСЯ с' этими ребятами слу­ чайно. Осенним ве- лчером на автобусной оста­ новке обратил внимание, на то, как несколько юношей по-братски опекали стайку мальчишек: советовали под­ нять воротники, застегнуть куртки. Оказалось, что ребя­ та — члены спортивного клуба «Олимп». Возвраща­ лись они с занятий.в специа­ лизированном спортивном зале борьбы Липецкого пе­ дагогического института. Разговорились. Подрост­ ки восторженно рассказыва­ ли о своем клубе, трениров­ ках, жизни спортивного кол­ лектива. Рассказ ребят за­ интересовал, и я решил по­ знакомиться с работой клу­ ба. Руководителем его ока­ зался старший преподава­ тель факультета физическо­ го воспитания института Виктор Александрович Кар­ пов. Мастер спорта по борь­ бе дзю-до, он давно мечтал объединить подростков, при- ; .вить им любовь к спорту. Так был создан спортивный :;клуб. В его организации •■"•В. А. Карпову Помогали 'тренер ДЮСШ спортивного - ‘общества «Буревестник» В. А. Грачев, старшекурсни­ ки факультета. Они побыва­ ли в школах №№ 8. 9, 12, записали в клуб около 100 человек. В. А. Карпов зани­ мался борьбой с группой ре­ бят старшего возраста в 27-й срелней школе Их он и ре­ шил привлечь как инструк- торов-общественников в клуб. Подростковый возраст от­ личается не только разнооб­ разием, но и непостоянством интересов. Когда ребятам .2—3 часа приходилось за­ ниматься общефизической подготовкой или изучать приемы борьбы, они начина­ ли откровенно скучать. И, конечно же, находили себе РЕБЯЧИИ «ОЛИМП» другие занятия — бегали, играли, что-то обсуждали. Не обходилось и без озорст-- ва. Ведь в клуб пришли не только подростки, изъявив­ шие желание научиться борьбе, но и те, кого посо­ ветовали привлечь к заняти­ ям учителя, испытавшие са­ мые разные меры воздейст­ вия на так называемых «трудных». Пришлось раз­ рабатывать устав клуба. Ос­ новой его организации стал отряд. Каждый из них воз­ главил избираемый ребятами командир. Из них был соз­ дан совет клуба. Доброволь­ ная организация подростков поставила перед собой зада­ чу воспитывать в ребятах мужество и волю, самообла­ дание и настойчивость в до­ стижении цели, готовность к защите Родины. В клуб принимают ребят с 10—11 лет. Устав требу­ ет от его членов быть всег­ да выдержанными, опрятно одетыми. Мальчишки обяза- ны показывать пример в труде и учебе. помогай старшим дома и в школе. Сейчас в занятиях, прово­ димых тренерами и инструк­ торами - общественниками, участвует около 200 подро­ стков. ' Но не все они члены клуба Для вступления в не­ го необходимо выдержать кандидатский стаж. Нович­ ков. приходящих на трени­ ровки, знакомят с уставом и клятвой членов клуба. Они работают в разнообразных кружках по интересам, при­ нимают участие в выпуске стенных и фотогазет, пробу­ ют свои силы в конкурсах на лучший рисунок. И толь­ ко после этого экзамена на общественную активность, а также сдачи технических приемов по борьбе совет ре­ шает, готов ли кандидат к приему в клуб. Мне приходилось беседо­ вать с директорами средних школ №№ 12 и 53. Онй за­ являют, что занятия в клубе оказывают благотворное воз­ действие на ребят: улучша­ ется их дисциплина в шко­ ле, повысилась успеваемость, дети стали более организо­ ванными. Не только, спортом живут в клубе подростки, совету клуба не. безразлично, кто в нем занимается. Поэтому в его работе большое место от­ водится вопросам воспитания сознательного отношения к делу, развития чувства кол­ лективизма, взаимопомощи, нравственного долга. К при­ меру, члены клуба регуляр­ но встречаются е участника­ ми Великой Отечественной войны, передовиками про­ мышленных предприятий, известными спортсменами города. Тренёры и инструк­ торы-общественники прово­ дят политинформации; еди­ ные политдни. Ребята не только знакомятся с ново­ стями внутренней и между­ народной жизни, но и сами выступают с сообщениями о достижениях советских спорт­ сменов, крупнейших между­ народных и общесоюзных со­ бытиях. Совет клуба организуем для своих членов вечера отдыха, диспуты, туристиче­ ские походы. Не забыто уча­ стие в труде. Ребята сами ремонтируют спортинвен­ тарь. убирают спортивный зал,, участвуют' в субботни­ ках и воскресниках. А летом они выезжают в спортивно- оздоровительный лагерь. При строго размеренной жизни ярче раскрываются спортив­ ные достижения подростков, организованность и дисцип­ лина детского коллектива, его творческие возможно­ сти. У ребят хватает време­ ни и на то, чтобы занимать­ ся борьбой, учиться плавать, работать на овощных план­ тациях соседнего совхоза. Особенно важна, по-мое­ му, эта сторона работы клу­ ба, умелая организация сво­ бодного времени ребят. Ру­ ководители клуба считают, что из двухебт подростков лишь десяток станет перво­ разрядниками. Но все двес­ ти будут выведены из-под влияния улицы. «Олимп» — один из пер­ вых спортивных клубов под­ ростков, созданный по ини­ циативе работников факуль­ тета физвоспитания педин­ ститута. Есть в Липецке еще два-три подобных формиро­ вания. Родились ’они также по инициативе энтузиастов спорта. Но опытом их дея­ тельности, к сожалению, не интересуются ни спортивные организации, ни комитеты комсомола. Думается, что пора взять на вооружение эту интересную форму орга­ низации работы с подрост­ ками, обобщить опыт клубов и выработать единую мето­ дику их деятельности. Сде­ лать это обязаны Липецкий горком ВЛКСМ й городской отдел народного образова­ ния. Ю. ЕЛЮТИН, аспирант института общих проблем воспитания Ака­ демии педагогических на­ ук СССР*. Совхозный ТЮЗ Четвертый год в грязинском совхозе «Дружба» работает театр юного зрителя. Органи­ зован он по инициативе стра­ стных энтузиастов клубной сцены Т. Шипиловой и В. Те­ рехина. Режиссер-постановщик — выпускница Орловского ин­ ститута культуры И. Гаврило­ ва. Занимаются в ТЮЗе, удо­ стоенном звания народного, учащиеся и учителя Ярлукоз- ской средней школы, моло­ дые рабочие и служащие сов­ хоза. О. ЯБЛОКОВ. мучиться будет. Вот она где отЕетственность-то пробуж­ дается! Городских ребяти­ шек больше жалеют, опека­ ют: пусть, мол, учатся, ос­ тальное само придет. Само... На пустыре лишь бурьян вы­ растает. — Вы часто встречаетесь с молодежью, со многими работаете рядом. Наверное, замечаете что-то негативное, тревожное?... — Мы вот с вами нача­ ли разговор о необходимости в каждом сильного характе­ ра. Потом коснулись роли семьи в воспитании. Харак­ тер. конечно, во многом оп­ ределяется семейным воспи­ танием. Причем, . на мой взгляд, современного подро­ стка словами, как говорится, не возьмешь. Ему. пример нужен. Он так или иначе з итоге ведет себя так, как по­ ступают его родители. А те нередко из последних сил тянутся, чтобы достичь та­ кого же благополучия, как у соседа, а тот сосед — у другого соседа и т. д. Чрез­ вычайно иной раз превозно­ сим материальные блага, при­ учаем к хвастовству, к заис­ киванию перед теми, кто имеет дорогих вещей боль-. ше1 А в юном возрасте это —джинсы, магнитофоны или что-то .еще в . этом роде. На таком фоне появляются ли­ деры. Но те ли это лидеры, что нужны нам сегодня? Способны ли они организо­ вать ребят на хорошее, об­ щественно полезное дело? Лидерство, данное благопо­ лучием, или, еще хуже, лишь физической силой — думаю, это опасно, вредно. Беспокоит и безделье, инертность, которыми слов­ но окутана часть нашей мо­ лодежи. Жил я несколько лет в общежитии, как отды­ хать мы привыкли? Все ждем, когда придет воспита­ тель и организует — сорев­ нования. дискоклуб... — А в цехе -то у вас как? ' — Честно говоря, по-раз­ ному. Некоторые, а их все еще немало, используют традиционный набор форм отдыха — пляж, кино, теле­ визор. Есть и другие приме- * ры, да побольше бы их. Вот Николай Карамышев, один из наших -операторов. Я ему иной раз завидую: никогда не унывает человек, и рабо­ тает «с огоньком», и дома впустую время не тратит. Много читает, охотно делит­ ся прочитанным, люблю по­ слушать его. Другое увлече­ ние у Аркадия Григорьевича Кузнецова — музыка, зани­ мается в нашем ДК в духо­ вом оркестре.' Ну, и о друге своем не могу не сказать, о бригадире Александре Щено- ве. Легко мне с ним и на­ дежно. Вместе охотимся, ры­ бачим. Очень нас тянет к се­ бе природа. Кстати, любовь к ней зародилась опять-таки с детских лет. Частое обще­ ние с ней как-то душевно очищает, снимает груз за­ бот, дает силы жить дальше. — Есть и другие увлече­ ния? — Люблю книги. Но; признаться, читаю не так много, как хотелось бы. Сейчас все больше — книги о природе, животном мире. Этот интерес вывел меня на Джека Лондона, на его му­ жественных героев. Вновь пе­ речитал недавно «Войну и мир», заново открыл для се­ бя эту великую книгу. Сов­ сем, например, по-другому .увиделся мне Пьер Безухов, а сколько у Толстого точных и тонких наблюдений из вза­ имоотношений людей, сколь­ ко актуального и необходи­ мого и нам, сегодняшним, и детям нашим... Великие учителя — кни­ ги, но из-за недостатка вре­ мени чаще под рукой специ­ альная литература, необхо­ димая для работы, для про­ пагандистского семинара, ру­ ководить которым год от го­ да становится все сложнее при широкой информирован­ ности слушателей. .Поэтому самообразование пока идет в этом направлении. А до не­ давнего времени была еще и учеба в вечернем вузе. —Ну, теперь то ?тц шесть трудных лет позади? —. Не совсем так. Знания имеют каверзную способность устаревать,. Подпитываться надо постоянно. И не только по специальности. Я уже вроде выхожу из комсо­ мольского возраста, поэтому молрдым хочу посоветовать постоянно пополнять . СВОЙ творческий, интеллектуаль­ ный, духовный багаж. 'Зна­ ния дают ощущение уверен­ ности, самостоятельности. А ведь эти качества важны чтобы уметь отстоять свои принципы, убеждения, свою точку зрения. Убедился в этом на фестивале. Разные там были гости. Иной с со­ вершенно абсурдным мнени­ ем. выходил на трибуну, но как его умело отстаивал, какие веские подбирал ар­ гументы! Этому надо учить­ ся. И опять-таки самому, не ожидая чужой помощи. Беседу увела Т. СПАССКАЯ. Ансамбль «Искорка» Дворца культуры и техники НЛМК — коллектив авто­ ритетный. Дети разных воз­ растов с увлечением зани­ маются в нем. На снимке: участницы ан­ самбля «Искорка». Фото А. ЩУРОВА. А н к е т а « С о б е с е д н и к а » ТВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ Н аш юны й друг! Нынешний выпуск «Собеседни­ ка» посвящен, в основном, одной из актуальных молодежных проблем — проблеме досуга. О не­ которых ее аспектах размышляют кандидат педаго­ гических наук С. ▲. Шмаков и старший оператор УНРС НЛМК Н. И. Жигулин. Но нам хотелось бы знать и твое мнение. В связи с этим просим отве­ тить на следующие вопросы: 1. Какие формы отдыха ты предпочитаешь (кино, театр, танцы, дискотеку, занятия в кружке техниче­ ского творчества и т. д.)! '___________ 2. Принимаешь ли ты участие в организации досу­ га в цехе, бригаде, на ферме!________________ 3. Удовлетворен ли ты тем, как проводить свое время! Какие предложения хотел бы ты высказать с тем, чтобы улучшить организацию отдыха моло­ дежи! __ _________________________ ________ .______ 4. Твой возраст, место учебы или работы. Просим заполнить эту анкету, вырезать ее и при­ слать в редакцию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz