Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
КЛУБ «СОБЕСЕДНИК» В проекте новой редакции Программы КПСС говорит ся, что партия подчеркивает необходимость значительного усиления внимания к социальным проблемам молодежи. И, в частности, к организации разумного использования ею свободного времени. Для решения этой важной задачи многое уже сделано. В нашей области, например, разви вается сеть молодежных клубов, самодеятельных форми рований по интересам, юноши и девуйки получают все большую возможность участвовать в работе различных кружков, ансамблей художественной самодеятельности, спортивных секций, туристических организаций. Число их растет, и это вызывает удовлетворение, так как моло дежь может использовать общественное богатство — сво бодное время — с пользой для своего духовного и фи зического развития. Но все ли сделано н делается в этом плане? В редак цию приходят письма, авторы которых рассказывают о под ростках, убивающих время в подъездах, о юношах и де вушках, не знающих, как провести вечера, выходные дни. Редакция поэтому решила очередной выпуск стра ницы «Собеседник» посвятить проблемам и опыту орга. иизацни досуга молодежи. ’■ А Для депутата горсовета студентки биохимического факультета Липецкого государственного педагогического института Елены Шмаковой главным занятием, естествен но, является успешная учеба, но и ее свободное время не проходит просто так. Депутатские обязанности, научная и общественная работа — все это неразрывно связано, де лает жизнь будущего педагога достаточно насыщенной, разнообразной. На снимке: Е. Шмакова. Ф ото А. ЩУРОВА. М И Р ГЛ А ЗАМ И ДЕТЕЙ Канун новогоднего празд ника для юных липчан от мечен большим событием. Областной выставочный зал впервые предоставлен уча щимся средних школ обла сти. Есть тут и экспонаты, присланные из Курска и Ту лы. Выставку дети посвя щают предстоящему XXVII съезду КПСС. Около трехсот произведений, среди которых не только красочные рисун ки, но и керамика, остроум ные поделки из природных материалов, раскрывают удивительный мир, увиден ный глазами юных худож ников. Их острая наблюда тельность, чуткая отзывчи вость на самые разнообраз ные явления жизни, безу держная фантазия и жажда самовыражения привлекают зрителей всех возрастов. Выставка будет работать до 12 января и закончится ее обсуждением, а также на граждением грамотами авто ров лучших паб'-'*, Т. ИВАНОВА. ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ТЕБЯ.*. Николая Жигулина, пожалей, нет нужды представлять читателям. Самоотверженный труд старшего оператора УНРС первого кислородно-конверторного цеха НЛМК нашел широкое общественное признание: Николай Жи гулин является лауреатом премии Ленинского комсомо ла, членом ЦК ВЛКСМ, избирался делегатом одного из комсомольских съездов, был в составе делегации области и на недавнем Всемирном фестивале молодежи. Но дело, конечно, не в том. Находясь в гуще общественной жизни цеха, области, страны, молодой сталевар, по его собст венному признанию, живет наполнении, интересно. РАЗБУДИТЬ ЭНЕРГИЮ ДУШИ Главная, глубинная за- .дача реформы школы — раз будить энергию души школь, ника и... учителя. И тут труд но переоценить роль' досуга. Можно ведь хорошо учить ребят, совершенно не затра гивая второй пласт их жиз ни, отведенный для отдыха, и тогда воспитательные уси лия будут нейтрализованы. Мы обязаны научить на ших питомцев жить полно- , кровной, радостной жизнью, . уметь усваивать и создавать и материальные, и духовные ценности общества, чтобы не возникло перекоса в разви тии личности. Молодежь, в том числе школьники, более других страдает от неумения инте ресно и полезно проводить свободное время, и это ост рая социальная и педагогиче ская проблема. О чем, как известно, весомо сказано в постановлениях партии - о борьбе с алкоголизмом, о деятельности клубов и спор тивных учреждений. И надо -честно признать: досуг мо лодежи находится под гру зом многолетних традиций, запретов и предписаний. На коплено, конечно же, много ^хорошего, выверенного на родной практикой, но нема ло и консервативного, а то и вредного. Сегодня появились тревожные понятия «досуг подворотен», ,«антидосуг», «загрязнение, досуга», «па разитирующий досуг» и т. д. Они побуждают особенно , серьезно осознать, что со держание свободного време ни молодежи — это идеоло гическая зона врспитания, сфера социализации лично сти. .. — Пойдем на танцы, что- балдеем, • — говорит один школьник другому. И ведь действительно «балдеют»! «Балдеют» на дискотеке, ко торая зачастую оказывается чем-то средним между ре стораном и лекторием, где все прыгают, а выше всех — диск-жокей, под сомни тельные песенки-ритмы обя зательно на чужом, непо нятном языке. «Балдеют» на Экскурсии, от которой веет скукой. Ребят водят, пока зывают, рассказывают. А они любят сами полазить, посмотреть, пощупать. «Бал деют» во дворе, на вечерин ке, на танцплощадке... Да случайно ли родилось это уродливое словечко «бал деж»? — Ну, как провели празд ник? — спрашиваю у одного акселерата. — Нормально, — отве чает, — собрались, распили пузырь, потоптались под магнитофончик. Нормально? - Нет, ненормально, если разговор постоянно идет ни о чем или о тряпках, о дис ках. От небрежности в раз говорах, в одежде к небреж ности в поведении... Необхо димо педагогическое вмеша тельство. Но какое? В шко лах практически исчезли творческие, предметные кружки и объединения. Се годня их заменили факуль тативы, за которые, кстати, государство платит учителю. Факультативы превратились в подавляющем большинстве (признаемся честно) в прину дительные, дополнительные занятия, в натаскивание к экзаменам. — Хочешь иметь четверку по алгебре? Ходи на факуль. татив, иначе больше тройки не получишь. Вот такая позиция у ру ководителей. А учитель обя зан быть «детским празд ником», у каждого обяза тельно должно быть вне урочное творческое объеди нение (клуб, секция, кру жок, театр, студия, коман да), где воспитываются лю бознательность, смекалка, нестандартность мышления, изобретательность. 80 твор ческих кружков создали учителя школы Сухомлин- ского и работали они не на шестом уроке, а вечером. В обязательном порядке все дети за годы обучения в Павлышской школе делали 50(1) технических моделей, от бумажной вертушки до электромобиля. Комнаты ска. зок, любимых игрушек, чи тальный зал «мудрость кни ги», три голубятни, шесть садов, четыре виноградника, автодром с минитехникои, открытые слесарно-столяр ные мастерские, пещера чу дес, «изумрудное царство», «страна лилипутия» — б о т далеко не полный перечень того, что создал для детей Василий Александрович. Завидное богатство! В 20_й статье новой Со ветской Конституции сказано: «В соответствии с коммуни стическим идеалом «свобод ное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения граждана ми своих творческих сил, способностей и дарований для всестороннего развития общества, личности». Из вестно: чем разнообразнее деятельность учащихся, тем разностороннее их развитие. Почему же мы вольно или невольно развиваем ребят односторонне? В спорте, в художестЁенной самодея тельности — только самые одаренные. Почему? Потому что родилось уродливое со перничество и борьба за при. зовые места на смотрах, олимпиадах, соревнованиях по принципу, кто кого «пе реплюнет». Отсюда подстав ки в спорте, чужие музыкан ты в оркестрах и... подав. .ляющее число ребят — в зрителях. Каждый подросток за го ды учения обязательно дол жен попробовать свей силы в самых несходных видах творческой деятельности. Может быть, тогда вымер шие, как мамонты, кружки снова оживут? Любой ученик хочет стать звездочкой пер вой величины хоть в чем- нибудь. Надо дать ему та кую возможность. Подтолкнуть ребят к творчеству нетрудно. Надо лишь помнить, что не только дурное, но и доброе зарази тельно. Кто-то переплетает книги, кто-то выращивает рыбок, у кого-то коллекция пластинок, кто-то снимает цветные слайды. Почему мы чаще все-таки. засушиваем и заорганизовываем школь ные дела, стремимся все уложить в готовый сцена рий, отрепетировать, препа рировать и показать... ко миссии роно? А как мы «затоварили» слово! По данным нашей ла боратории во многих школах до 90 процентов внеурочной работы — это беседы и встречи, и только 10 процен тов живая деятельность. Правомерна ли такая дис пропорция? Сегодня даже молодые рабочие — шефы и то стараются лишь побесе довать с пионерами., А не лучше ли позвать ребят на завод и дать постоять у станка, сходить с подопеч ными в поход, сыграть в во лейбол, вместе отремонтиро вать классную комнату? Ог лянуться бы вокруг себя каждому из нас, педагогов: как в той или иной школе организована эта живая дея тельность ребят? Мы не- против того, чтобы дети ежедневно, подметали двор школы, собирали лом, мы ли парты Мы за то,,' чтобы фронт трудового досуга был расширен. Пусть в школе действуют ателье мелкого ремонта и фабрика Деда мороза, постоянная выстав- ка трудовых достижений и мастерская по ремонту ку кол, клуб юных техников и кружок мягкой игрушки, ученическая бригада и клуб ледовых инженеров. Мы, конечно, не против и тради ционных спартакиад, сорев нований «Золотая шайба». Но обязательно еще сверх программы пусть идут для всех (в том числе для не уклюжих и полных, нетре нированных и стесняющихся) веселые старты, дни народ ных игрищ, военизирован ные игры на местности. Более десяти лет занима ются педагоги липецкой шко лы № 24 проблемой вот та кого . развивающего досуга. Здесь накоплен большой и уникальный опыт, давно пе решагнувший границы на шей области. Школа давно обходится без привлечения людей со стороны. Ее пед. отряд — это выпускники, родители, молодые учителя. Экскурсии и экспедиции по родному краю, трудовой ла герь старшеклассников и пришкольные пионерские ла геря, ежегодные каникуляр ные республики и длитель ные водные, горные походы по стране, традиционные кроссы и клубные дни — вот далеко не полный пе речень творческих исканий здешних учителей. Они поня ли: досуг сближает детей и взрослых, помогает позна нию мира, познанию друг Друга. Опыт этой школы осве щен неплохо, в центральной и местной печати, по нему защищено несколько дис сертаций, а вот последовате лей его мало! В чем дело? Неужто опять мешает прес ловутая инерция? Разбудить энергию души самого учителя, думается, возможно, если разрушить многие межшкольные пере городки. Пусть чаще прохо дят общие дела школ — соседей, пусть чаще будут творческие отчёты учителей друг перед другом,' пусть больше будет совместных конференций, смотров, жи вых дел. Мы обязаны знать: боль шинство детских трагедий сегодня вызываются не конфликтами в учении, а не упорядоченностью досуга, который является великим резервом гармонического развития личности. Двадца тый век задыхается в цейт ноте, а мы в школе, работая с учащимися, часто разба зариваем время без пользы: собираем ребят за два часа до пионерского сбора, тра тим часы и дни на ненуж ные репетиции, дублируем дела. Пусть чередуются школьные будни с события ми, потрясающими вообра жение школьников, пусть уй дет из нашей практики ску ка, которую В. Й. Ленин на звал когда-то контрреволю цией. Что не затрагивает ребят глубоко, то и не обо гащает. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук. — Но для разных людей, Николай, понятие «интерес ная жизнь» далеко неодно значно. Какой смысл вы в него вкладываете? —• Наверное, сразу стоит оговориться, что жизнь лю бого человека никак не мо жет быть вся сплошь инте ресной. По-разному склады вается каждый день. Случа ются неполадки и конфлик ты на производстве, в какой, то момент что-то не устраи вает в отношениях с друзья ми. Или наваливается в кон це трудового дня непомер ная усталость.. Словом, вся кое бывает. Но приходит, всегда непременно приходит такой день (или час), кото рый, как подарок, приносит радость. И ты забываешь о досадном, оно сразу кажет ся мелким. Ты — счастлив! На мой взгляд, чаще всего такое ощущение рождается удовлетворением от сознания хорошо, на совесть испол ненного дела. Знаете, ме таллургия, горячий цех — это ведь тяжело, совершен но особые «климатические условия». И в бригаде — тридцать с лишним человек. Надо умело организовать их. Так вот. ёсли все вышло так, как намечалось, — радость. Если не пошел в чем-то на компромисс и принял реше ние, не погрешив против со вести, — опять радость. Значит, превозмог свою че ловеческую слабинку, над самим собой чуть-чуть под нялся. — Счастье — в преодо лении? Нового мы тут, ко нечно, ничего не открыли. Но так хотелось бы, чтобы молодой человек как мож но раньше м самостоятельно пришел к тисой же вот мы сли. От кого или от чего это зависит? — От самого человека, в первую очередь от его ха рактера, От того, насколько он внутренне силен, смел, боевит и, непременно — со вестлив. — Но таким еще надо суметь стать. Не у каждого это получается. Нужны, особенно в детстве, и по мощники — старшие умные и добрые друзья. Были у. вас, наверное, такие? — Мама. Теперь, повзрос лев, я понимаю, как многим ей обязан. Простая женщи на, свекловичница, а хватило мудрости не поддаваться обычной и вроде бы такой понятной материнской жа лостливости. Й работали-то мы с братом в полную меру своих мальчишеских сил —• дома и на общественном по ле, и знали, что за любой проступок всегда только са мим отвечать придется. Мать ни за что не заступится и выгораживать не станет. — Вы так горячо об этом говорите. Видимо, приходи лось наблюдать и обратное? ,— К сожалению, нередко, И чаще уже в нынешней, городской своей жизни. Не вольно приходится сравнй- вать, в каких условиях рас тут мальчишки в городе и на селе. У деревенских на целый порядок забот боль ше, чем у городских сверст ников. И ни одно дело нель зя, просто невозможно отло жить «на завтра», «на по том». Не напои, скажем, во время теленка — так он же Г о с т ь «Со б есед н и к а» П ОЗНАКОМИЛСЯ с' этими ребятами слу чайно. Осенним ве- лчером на автобусной оста новке обратил внимание, на то, как несколько юношей по-братски опекали стайку мальчишек: советовали под нять воротники, застегнуть куртки. Оказалось, что ребя та — члены спортивного клуба «Олимп». Возвраща лись они с занятий.в специа лизированном спортивном зале борьбы Липецкого пе дагогического института. Разговорились. Подрост ки восторженно рассказыва ли о своем клубе, трениров ках, жизни спортивного кол лектива. Рассказ ребят за интересовал, и я решил по знакомиться с работой клу ба. Руководителем его ока зался старший преподава тель факультета физическо го воспитания института Виктор Александрович Кар пов. Мастер спорта по борь бе дзю-до, он давно мечтал объединить подростков, при- ; .вить им любовь к спорту. Так был создан спортивный :;клуб. В его организации •■"•В. А. Карпову Помогали 'тренер ДЮСШ спортивного - ‘общества «Буревестник» В. А. Грачев, старшекурсни ки факультета. Они побыва ли в школах №№ 8. 9, 12, записали в клуб около 100 человек. В. А. Карпов зани мался борьбой с группой ре бят старшего возраста в 27-й срелней школе Их он и ре шил привлечь как инструк- торов-общественников в клуб. Подростковый возраст от личается не только разнооб разием, но и непостоянством интересов. Когда ребятам .2—3 часа приходилось за ниматься общефизической подготовкой или изучать приемы борьбы, они начина ли откровенно скучать. И, конечно же, находили себе РЕБЯЧИИ «ОЛИМП» другие занятия — бегали, играли, что-то обсуждали. Не обходилось и без озорст-- ва. Ведь в клуб пришли не только подростки, изъявив шие желание научиться борьбе, но и те, кого посо ветовали привлечь к заняти ям учителя, испытавшие са мые разные меры воздейст вия на так называемых «трудных». Пришлось раз рабатывать устав клуба. Ос новой его организации стал отряд. Каждый из них воз главил избираемый ребятами командир. Из них был соз дан совет клуба. Доброволь ная организация подростков поставила перед собой зада чу воспитывать в ребятах мужество и волю, самообла дание и настойчивость в до стижении цели, готовность к защите Родины. В клуб принимают ребят с 10—11 лет. Устав требу ет от его членов быть всег да выдержанными, опрятно одетыми. Мальчишки обяза- ны показывать пример в труде и учебе. помогай старшим дома и в школе. Сейчас в занятиях, прово димых тренерами и инструк торами - общественниками, участвует около 200 подро стков. ' Но не все они члены клуба Для вступления в не го необходимо выдержать кандидатский стаж. Нович ков. приходящих на трени ровки, знакомят с уставом и клятвой членов клуба. Они работают в разнообразных кружках по интересам, при нимают участие в выпуске стенных и фотогазет, пробу ют свои силы в конкурсах на лучший рисунок. И толь ко после этого экзамена на общественную активность, а также сдачи технических приемов по борьбе совет ре шает, готов ли кандидат к приему в клуб. Мне приходилось беседо вать с директорами средних школ №№ 12 и 53. Онй за являют, что занятия в клубе оказывают благотворное воз действие на ребят: улучша ется их дисциплина в шко ле, повысилась успеваемость, дети стали более организо ванными. Не только, спортом живут в клубе подростки, совету клуба не. безразлично, кто в нем занимается. Поэтому в его работе большое место от водится вопросам воспитания сознательного отношения к делу, развития чувства кол лективизма, взаимопомощи, нравственного долга. К при меру, члены клуба регуляр но встречаются е участника ми Великой Отечественной войны, передовиками про мышленных предприятий, известными спортсменами города. Тренёры и инструк торы-общественники прово дят политинформации; еди ные политдни. Ребята не только знакомятся с ново стями внутренней и между народной жизни, но и сами выступают с сообщениями о достижениях советских спорт сменов, крупнейших между народных и общесоюзных со бытиях. Совет клуба организуем для своих членов вечера отдыха, диспуты, туристиче ские походы. Не забыто уча стие в труде. Ребята сами ремонтируют спортинвен тарь. убирают спортивный зал,, участвуют' в субботни ках и воскресниках. А летом они выезжают в спортивно- оздоровительный лагерь. При строго размеренной жизни ярче раскрываются спортив ные достижения подростков, организованность и дисцип лина детского коллектива, его творческие возможно сти. У ребят хватает време ни и на то, чтобы занимать ся борьбой, учиться плавать, работать на овощных план тациях соседнего совхоза. Особенно важна, по-мое му, эта сторона работы клу ба, умелая организация сво бодного времени ребят. Ру ководители клуба считают, что из двухебт подростков лишь десяток станет перво разрядниками. Но все двес ти будут выведены из-под влияния улицы. «Олимп» — один из пер вых спортивных клубов под ростков, созданный по ини циативе работников факуль тета физвоспитания педин ститута. Есть в Липецке еще два-три подобных формиро вания. Родились ’они также по инициативе энтузиастов спорта. Но опытом их дея тельности, к сожалению, не интересуются ни спортивные организации, ни комитеты комсомола. Думается, что пора взять на вооружение эту интересную форму орга низации работы с подрост ками, обобщить опыт клубов и выработать единую мето дику их деятельности. Сде лать это обязаны Липецкий горком ВЛКСМ й городской отдел народного образова ния. Ю. ЕЛЮТИН, аспирант института общих проблем воспитания Ака демии педагогических на ук СССР*. Совхозный ТЮЗ Четвертый год в грязинском совхозе «Дружба» работает театр юного зрителя. Органи зован он по инициативе стра стных энтузиастов клубной сцены Т. Шипиловой и В. Те рехина. Режиссер-постановщик — выпускница Орловского ин ститута культуры И. Гаврило ва. Занимаются в ТЮЗе, удо стоенном звания народного, учащиеся и учителя Ярлукоз- ской средней школы, моло дые рабочие и служащие сов хоза. О. ЯБЛОКОВ. мучиться будет. Вот она где отЕетственность-то пробуж дается! Городских ребяти шек больше жалеют, опека ют: пусть, мол, учатся, ос тальное само придет. Само... На пустыре лишь бурьян вы растает. — Вы часто встречаетесь с молодежью, со многими работаете рядом. Наверное, замечаете что-то негативное, тревожное?... — Мы вот с вами нача ли разговор о необходимости в каждом сильного характе ра. Потом коснулись роли семьи в воспитании. Харак тер. конечно, во многом оп ределяется семейным воспи танием. Причем, . на мой взгляд, современного подро стка словами, как говорится, не возьмешь. Ему. пример нужен. Он так или иначе з итоге ведет себя так, как по ступают его родители. А те нередко из последних сил тянутся, чтобы достичь та кого же благополучия, как у соседа, а тот сосед — у другого соседа и т. д. Чрез вычайно иной раз превозно сим материальные блага, при учаем к хвастовству, к заис киванию перед теми, кто имеет дорогих вещей боль-. ше1 А в юном возрасте это —джинсы, магнитофоны или что-то .еще в . этом роде. На таком фоне появляются ли деры. Но те ли это лидеры, что нужны нам сегодня? Способны ли они организо вать ребят на хорошее, об щественно полезное дело? Лидерство, данное благопо лучием, или, еще хуже, лишь физической силой — думаю, это опасно, вредно. Беспокоит и безделье, инертность, которыми слов но окутана часть нашей мо лодежи. Жил я несколько лет в общежитии, как отды хать мы привыкли? Все ждем, когда придет воспита тель и организует — сорев нования. дискоклуб... — А в цехе -то у вас как? ' — Честно говоря, по-раз ному. Некоторые, а их все еще немало, используют традиционный набор форм отдыха — пляж, кино, теле визор. Есть и другие приме- * ры, да побольше бы их. Вот Николай Карамышев, один из наших -операторов. Я ему иной раз завидую: никогда не унывает человек, и рабо тает «с огоньком», и дома впустую время не тратит. Много читает, охотно делит ся прочитанным, люблю по слушать его. Другое увлече ние у Аркадия Григорьевича Кузнецова — музыка, зани мается в нашем ДК в духо вом оркестре.' Ну, и о друге своем не могу не сказать, о бригадире Александре Щено- ве. Легко мне с ним и на дежно. Вместе охотимся, ры бачим. Очень нас тянет к се бе природа. Кстати, любовь к ней зародилась опять-таки с детских лет. Частое обще ние с ней как-то душевно очищает, снимает груз за бот, дает силы жить дальше. — Есть и другие увлече ния? — Люблю книги. Но; признаться, читаю не так много, как хотелось бы. Сейчас все больше — книги о природе, животном мире. Этот интерес вывел меня на Джека Лондона, на его му жественных героев. Вновь пе речитал недавно «Войну и мир», заново открыл для се бя эту великую книгу. Сов сем, например, по-другому .увиделся мне Пьер Безухов, а сколько у Толстого точных и тонких наблюдений из вза имоотношений людей, сколь ко актуального и необходи мого и нам, сегодняшним, и детям нашим... Великие учителя — кни ги, но из-за недостатка вре мени чаще под рукой специ альная литература, необхо димая для работы, для про пагандистского семинара, ру ководить которым год от го да становится все сложнее при широкой информирован ности слушателей. .Поэтому самообразование пока идет в этом направлении. А до не давнего времени была еще и учеба в вечернем вузе. —Ну, теперь то ?тц шесть трудных лет позади? —. Не совсем так. Знания имеют каверзную способность устаревать,. Подпитываться надо постоянно. И не только по специальности. Я уже вроде выхожу из комсо мольского возраста, поэтому молрдым хочу посоветовать постоянно пополнять . СВОЙ творческий, интеллектуаль ный, духовный багаж. 'Зна ния дают ощущение уверен ности, самостоятельности. А ведь эти качества важны чтобы уметь отстоять свои принципы, убеждения, свою точку зрения. Убедился в этом на фестивале. Разные там были гости. Иной с со вершенно абсурдным мнени ем. выходил на трибуну, но как его умело отстаивал, какие веские подбирал ар гументы! Этому надо учить ся. И опять-таки самому, не ожидая чужой помощи. Беседу увела Т. СПАССКАЯ. Ансамбль «Искорка» Дворца культуры и техники НЛМК — коллектив авто ритетный. Дети разных воз растов с увлечением зани маются в нем. На снимке: участницы ан самбля «Искорка». Фото А. ЩУРОВА. А н к е т а « С о б е с е д н и к а » ТВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ Н аш юны й друг! Нынешний выпуск «Собеседни ка» посвящен, в основном, одной из актуальных молодежных проблем — проблеме досуга. О не которых ее аспектах размышляют кандидат педаго гических наук С. ▲. Шмаков и старший оператор УНРС НЛМК Н. И. Жигулин. Но нам хотелось бы знать и твое мнение. В связи с этим просим отве тить на следующие вопросы: 1. Какие формы отдыха ты предпочитаешь (кино, театр, танцы, дискотеку, занятия в кружке техниче ского творчества и т. д.)! '___________ 2. Принимаешь ли ты участие в организации досу га в цехе, бригаде, на ферме!________________ 3. Удовлетворен ли ты тем, как проводить свое время! Какие предложения хотел бы ты высказать с тем, чтобы улучшить организацию отдыха моло дежи! __ _________________________ ________ .______ 4. Твой возраст, место учебы или работы. Просим заполнить эту анкету, вырезать ее и при слать в редакцию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz