Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

■24 декабря 1985 г., № 294 (17 391) ПИНИЧИ11111IЩ|—ГМИНI,1М1И1 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я О Б С У Ж Д А Е М П Р Е Д С Ъ Е З Д О В С К И Е Д О К У М Е Н Т Ы ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА В ДЕЙСТВИИ Второй год работает советская школа над осуществле­ нием реформы, Срок достаточный, чтобы сделать уже не­ которые выводы, оценить работу педагогических коллек­ тивов. Живое и заинтересованное обсуждение проблем состо­ ялось на недавнем областном семинаре секретарей пар­ тийных организаций школ, профтехучилищ, средних спе­ циальных учебных заведений. Стратегическая программа работы советской школы во­ площена в емких строках проекта новой редакции Про­ граммы КПСС. Ведь все, что сегодня намечает партия, будет воплощаться в жизнь людьми, которые завтра вый­ дут из стен школ, училищ, техникумов, на их плечи ляжет . ответственность за ускорение научно-технического прогрес­ са. Им, нынешним питомцам школы, предстоит выводить народное хозяйство на передовые рубежи. Готов ли и в какой степени сегодня каждый педагогический коллектив к столь сложной программе действий, с той ли творческой самоотдачей, которой требует время, жизнь, трудится каждый учитель, мастер ПТУ, наставник базового пред­ приятия? Сегодня мы предоставляем слово журналистам, внеш­ татным авторам, самим педагогам. Что уже сделано и что предстоит сделать для того, чтобы быстрее воплотить школьную реформу в жизнь, — этому и посвящены их выступления. / Партия последователь­ но проводит линию на воспитание и под­ готовку сознательных, высокообразованных лю­ дей, способных как к физическому, так и к умственному труду, к активной деятельности в народном хозяйстве... (Из проекта новой редакции Программы КПСС). КШЦНАТВВА СЕЛЕНА П О Д Д Е Р Ж К О Й Это было задолго до ре­ формы: первый стационар­ ный лагерь труда и отдыха в Долгоруковском районе, в котором труд школьника удалось максимально приб­ лизить к труду взрослых. Девочкам-старшеклассницам доверили полностью заме­ нить ушедших в отпуск до­ ярок. Несколько позже, но так­ же до начала •осуществле­ ния реформы, появилась первая в Елецком районе молодежная ферма, Иванов­ ская, коллектив которой в основном был сформирован из выпускниц местной шко­ лы. А некоторое время спу­ стя в этом же районе, как грибы после спорого дождя, как-то разом.' один за дру­ гим открылись несколько лагерей труда и отдыха, во многом похожих на долго­ руковские, но имеющих и немало иных . достоинств, возникших от местных пот­ ребностей, традиций. Ясно, что в обоих случа­ ях это была несомненная заслуга педагогов, но также ясно и то, что вряд ли уда­ лось бы им столь полно и основательно реализовать новое, никем ие испробован­ ное, а потому вызывающее подчас сомнение, если бы не поддержка со стороны рай­ кома партии. Теперь, когда прошло некоторое время, есть и объяснение такой по­ зиции руководителей наз­ ванных районов, сумевших за обилием-дел сегодняшних разглядеть перспективу, поддержать инициативу. Секретари райкомов.вникали при этом во многие организа­ ционные мелочи, владели хо­ дом дела досконально, до тонкостей. Сейчас, когда в ряде рай­ онов только еще приступа­ ют к организации произво­ дительного труда школьни­ ков, долгоруковцьг и ельча- не имеют все основания го­ ворить о растущем в их хозяйствах престиже слож­ нейшей отрасли, животно­ водства. Удалось-таки заин­ тересовать ею молодежь,- Опыт инициаторов не раз освещала наша газета. Однако вновь вспомнить о нем заставила ознакомитель­ ная поездка в Добров- ский район. В тех , х о р о ш и х переменах, в той большой, напряженной работе, кото­ рой захвачены местные про­ свещенцы, совершенно яв­ ственно проступает тот же стиль руководства: тон за­ дает райком партии. Так что же уже успели сделать добровцы? ...Средняя школа в Тру- • \ - ; ■ бетчино. Показательный от- крытый урок. За партами — шестилетние. С удоволь­ ствием отвечают они на воп­ росы, показывая хорошие навыки устной речи. наб­ людательность, сообрази­ тельность. Легко и непри­ нужденно общается с ними молодая учительница Л. В. Стукалова, беседует о при­ роде, о пернатых друзьях человека. На ту же тему за­ дала загадку, а потом пред­ ложила вместе поработать. Малыши уверенно чертили, резали, клеили — на славу вышли бумажные птицы. Чуть позже, после перемен­ ки, во время которой кто-то взял в рута мяч, куклу, кто- то покачался на домашних качелях,- состоялся малень­ кий праздник. Литератур­ но-музыкальную компози­ цию дети исполняли в на­ рядных костюмах народов нашей страны. «Сшили са­ ми родители», — с гор­ достью пояснили учителя. Да, и с родителями отноше­ ния сложились, помогают они ц проведении многих мероприятий, в оборудова­ нии кабинетов. А поначалу, признаться, не поверили 1 в новую форму обучения, лишь десять семей отдали ребятишек в «нулевой» класс. Впрочем, это было в прошлом году... Чистотой и порядком встретила* нас ферма, на ко­ торой для трубетЧинских школьниц выделены рабочие места. У каждой из деву­ шек опытные, внимательные наставницы.4 Все старше­ классницы хорошо работа­ ют, но особенно доярки вы­ деляют старательность Н. Абрамовой, В Ярцевой, И. Пажитцевой, Н. Мокпоу- совой, Г. Неугодовой. Всех и называем: пусть знают ученицы, что зорко наблю­ дают за ними доярки, рады каждому их успеху. Повезло с шефами и юньгм механизаторам. Руководите­ ли местного отделения «Сельхозтехники» так про­ думали процесс, чтобы трак­ тор Т-40 подростки могли освоить до тонкостей. В восьмилетней Замарты- новской школе гости не мог­ ли не восхититься кабине­ том агротехники, в котором- отражена круглогодичная работа ученической произ­ водственной бригады, есть схема колхознЬго поля, наг­ лядно представлены и срез земли, и удобрения, в снопы аккуратно связаны злаковые, что здесь выращиваются. Особенно гордятся замарты- новцы тренажером, дорого­ стоящим и очень необходи­ мым для. отработки у юно­ шей навыков вождения трактора. Есть здесь и свой стационарный лагерь ( труда и отдыха, где одинаково ин­ тересно жить и работать и учителям, и ученикам. Уче­ ническая бригада из Замар- тынья ■— одна из лучших в районе: заметим, что спец- счет этой восьмилетней школы,более чем вдвое пре­ вышает, спецсчет некоторых средних школ. Все больше выпускников остается в се­ ле. Стабильным стал коллек­ тив учителей. Что более всего броси­ лась в глаза, так это креп­ кая и основательная матери­ альная база добровских школ, отношения с хозяйст-' вами, скрепленные взаим­ ным интересом и поддерж­ кой. Секретарь райкома партии В. М. Крашениннико­ ва рассказала, что райком КПСС собрал всех руково­ дителей хозяйств и директо­ ров школ на беседу. Здесь было обговорено, что к нуждам и потребностям школ надо относиться с пре­ дельной внимательностью. В промфинплан каждое хозяй­ ство, по решению совета РАПО, заложило суммы, предназначенные специаль­ но школам — от трех до де­ сяти тысяч, в ■ зависимости от возможностей . каждого трудового коллектива. Но, видно, отвыкли шкоЛы от таких «подарков», поцачалу заметно растерялись. После августовского совещания вновь созвали совещание, спросили, почему не расхо­ дуются отпущенные шко­ лам деньги? Это подхлестну­ ло нерасторопных. Так1 уда­ лось значительно поправить дело с материальной бкзой. Столь же строго контро­ лирует райком и процесс организации рабочих мест, выделения земли, техники. Повернулись, наконец,' хо­ зяйственники лицом к шко­ ле, к ее заботам. Но обна­ ружилась другая беда: неко­ торые школы оказались * не ‘совсем готовы к такой сов­ местной работе: для техники нет гаражей, для грамотного пригляда за -землей —г шут­ ка ли, 200—300 гектаров хозяйства выводят из сево­ оборота — нет специали­ стов. В этом году в догово­ ры внесли пункт о сооруже­ нии гаражей. Ищут и вво­ дят в штаты хозяйств спе- ниалистов-агроиомов для ру­ ководства ученическими бригадами... Вот такую партийную поддержку цолучила школь­ ная реформа в Добровском' районе. И учителя, в первую очередь, коммунисты, здесь трудятся особенно самоот­ верженно и вдохновенно. Двенадцать дет работает в липецкой средней школе № 9 Галина Николаевна Костина. За эти годы она зарекомендовала себя как прекрасный педагог. Галина Николаевна — отличник народного образования, является старшим учителем в педкол­ лективе. Когда в школе, реализуя задачи, поставленные реформой, стали обучать шестилеток, это важное дело поручили Г. Н. Костиной. Малыши любят ее уроки, которые она ведет ув­ леченно и квалифицированно. На снимке: в классе Галины Николаевны Костиной. Фото А. 1ЦУРОВА. ШКОЛЬНИК в ра бо чей с пецовке Реформа наметила прин­ ципиально новый подход к трудовому обучению и про­ фессиональной подготовке учащихся. И главное в этом новшестве — общественно полезный труд. Кажется, задачи ясны: школа и базовое предприя­ тие должны создать условия для такого труда ребят в учебной мастерской или в рабочем цеху, на животно­ водческой ферме или зайо- де. Вариантов множество, выбор подсказывают специ­ фика базового предприятия, потребность в тех или иных кадрах и, разумеется, име­ ющиеся возможности Но, будем откровенны, за­ дача организации труда, школьников еще нередко на местах трактуется весьма произвольно. Легче всего, конечно, сослаться на то, что «возможности пока не позволяют», пустить все на самотек. Формально вроде бы один день в неделю школьники трудятся,, а ра­ зобраться глубже — бес­ цельно тратят время.’ Есть, к сожалению, примеры, ког­ да будущие маляры полгода лишь машут метлой на стройплощадке, а будущие каменщики носят с места на, место кирпичи, месяцами школьники сколачивают ящики. Конечно, тоже нуж­ ный труд,-1но ведь не тот, .который может пробудить настоящий интерес к про­ фессии. Или еще. Целесооб­ разно ли всех девятиклас- нйц сельской школы ориен­ тировать только на живот­ новодческие профессии, а мальчиков только на меха­ низаторские? Да, селу в первую очередь нужны меха­ низаторы и животноводы, но оно сегодня не может обойтись и без хороших строителей, мелиораторов, .поваров, швей, медицинских, клубных работников... Сло­ вом, нужен тот вариант, ко­ торый обеспечит ребятам и полезную, и профессиональ­ но интересную работу. Только тогда труд и будет воспитывающим. Такой вариант нашли пе­ дагогические коллективы елецких школ №№ 3, 8 и базовое предприятие, завод «Гидропривод». ...Этот цех как будто ни­ чем не отличается от других. Разве что размеры помень­ ше, а опытный глаз отме­ тит: станки здесь новые, ухоженные, а вот такой, с программным управлением, и в основных, цехах — пока редкость. Рядом — кабинет технического обучения,’ Смотрят с фотографий на стендах веселые ребячьи лица. «Бригада № 1, 9 класс средней школы № 3. Бригадир — Всеволод Про­ скурин, чгрупкомсорг Игорь Батуркин, члены совета...» Экран социалистического со­ ревнования свидетельству­ ет: стать бригадой-лидером совсем не просто,^ потому что учитываются * такие по­ казатели, как производи­ тельность труда, цачество продукции, культура произ­ водства, трудовая дисципли­ на... — Школьный цех — за­ бота номер один нашего коллектива, — говорит ди­ ректор завода А. А. Про­ кофьев. Рассказывает, как добы­ вали оборудование, разраба­ тывали задания, тщательно подбирали специалиста из числа практиков, но владе­ ющего и теорией/ ’ обладаю­ щего навыками воспитателя. Молодой, энергичный инже­ нер, ныне заканчивающий заочно технический вуз, Александр Гаврилович Щер­ баков стал отличным нас­ тавником ребят.. Это он ор­ ганизовал их труд так, что. бы за время обучения ребя­ та всесторонне овладели на. выками токарного дела. Каж­ дый из них проходит весь цикл операций по изготов­ лению нехитрых, но нужных изделий по заказам цеха ширпотреба. Их труд про­ изводителен, заработанные деньги перечисляются . на спецсчет школы. Ребята работают с удо­ вольствием. Форма самоуп­ равления дает простор про­ явлению смекалки, воспита­ нию бережливости, коллек­ тивизма, товарищеской взаимовыручки. Отличившихся в труде поощряют особо. Лучшей бригаде вручается вымпел заводского комитета комсо­ мола. лучшим по професси­ ям в праздничной обстанов­ ке дарят книги. А коллектив, завоевавший первенство за год, премируется бесплатной туристской путевкой. Конечно, не все проблемы еще решены. Учителя и ше­ фы пока не нашли варианта, как с большей пользой орга­ низовать труд учащихся средних классов на базе школьных мастерских, как укрепить дружеские связи «цех завода — класс»,сде­ лать труд ребят еще более производительным, прибли­ женным к требованиям ос­ новного производства. Поиски эти закономерны, настоящее дело требует к се­ бе и серьезного отношения. КОНКУРС В УЧИЛИЩЕ? — Мы уверены, что добь­ емся конкурсного набора на ряд специальностей в наше училище! Согласитесь, что еще не часто можно услышать такие слова от директора СПТУ. А вот в устах М. А. ГС.лсхо,-': на (елецкое СПТУ-2) они не воспринимались преувели­ чением. Во всяком случае го­ сти училища — учителя школ, мастера производственного обучения ПТУ, ^же успевшие многое увидеть своими глаза­ ми, только, соглашаясь, кива­ ли: «Еще бы! Имея такие ус­ ловия и перспективы...» А какие условия? Обычные. Мастерские тесноваты, .учеб­ ный корпус в старом здании... Дело именно в перспективе. На престиж училища в глазах молодежи точно срабатывает взятый коллективом ориентир на будущее. Ряд лет настойчиво Елец­ кий горком партии, педагоги­ ческие коллективы удилищ совместно с базовыми пред­ приятиями решают проблему обеспечения кадрами заводов города. Училища должны * го­ товить и готовят рабочую сме­ ну для конкретных заводов, цехов, участков и даже — конкретной бригады. Сегодня в СПТУ № 2 все учебные мастерские оборудо­ ваны в соответствии с услови­ ями будущей работы выпуск­ ников. Завод медоборудования внедрил линию, где ребята ос­ ваивают весь процесс произ­ водства очковых оправ — по заказам предприятия. Учили­ ще располагает богатым ста­ ночным парком. Побывав в этих мастерских, также работающих по заказам базового предприятия, посмот­ рев, с каким нескрываемым удовольствием, уверенно, при­ вычно учащиеся управляются со сложнейшими станками с числовым программным уп­ равлением, гости долго не хо­ тели оттуда уходить. Ведь это — завтрашний день про­ изводства, ставшего вровень с требованиями, выдвигае­ мыми научно-техническим про­ грессом. В мастерских созда­ ны поточные линии по выпус­ ку товаров ширпотреба (заказ завода тракторных гидроагре­ гатов), а также налажен вы­ пуск настольных сверлильных станков. Всего учащиеся изго­ товляют в год изделий на сум­ му 30 тысяч рублей. Успех нового дела в нема­ лой степени определяет то, что в училище хороший со­ став мастеров производствен­ ного обучения. Во всех пед­ коллективах ПТУ области зна­ ют сегодня об опыте работы заслуженного мастера проф­ техобразования РСФСР ком­ муниста В. А. Зубова. За пос­ ледние пять лет он подготовил более ста рабочих высокой квалификации. А профессию он дает ребятам новую — электромеханика по ремойту и обслуживанию вычислитель­ ной техники. Потребность в этих кадрах остро испытывают машиностроительные пред­ приятия города. Достаточно сказать, что только на машза- воде из-за нехватки таких кадров сегодня простаивают десятки станков с ЧПУ. Ны­ нешний выпуск буд^т направ­ лен именно на это предприя­ тие. Воспитать отличных рабочих может только отлично под­ готовленный мастер. С завода тракторных агрегатов в СПТУ № 2 пришел молодой коммунист Ю. А. Росйхин. Он был направлен на работу по совместному решению парт­ кома завода и партбюро учи­ лища. I Творчески подошли в учи­ лище к освоению нового предмета «Основы информа­ тики и вычислительной техни­ ки». Всем требованиям отве­ чает сегодня созданный каби­ нет основ вычислительной тех­ ники. Не случайно Всесоюзный научно-исследовательский ин­ ститут профтехобразования СССР включил СПТУ № '2 в число опорных училищ по ос­ воению новых учебных про­ грамм по вычислительной тех­ нике. Так что, действительно, есть основания у директора училища добиться конкурсно­ го набора в свое учебное за­ ведение. Оно шагает вперед, опережая время. Материалы подготовили Л. ДУБИНА и Т. СПАССКАЯ. П О З А К А З У К О М Б И Н А Т А --------------Комплексная программа подготовки специалистов------------ В металлургическом техникуме на двенадцатую пяти­ летку разработана целевая комплексная программа под­ готовки квалифицированных специалистов по заказу НЛМК, И уже в нынешнем учебном году сделаны пер­ вые шаги по ее реализации. М НОГОЕ в учебном заведении, особенно в трм. где готовят кадры для народного хозяй­ ства, определяется его взаи­ моотношениями с базовым предприятием, тем, насколь­ ко, они прочны, конкретны и разнообразны. И, надо пря­ мо сказать коллективу Ли­ пецкого металлургического техникума повезло с шефа- мй. НЛМК все прочнее за­ нимает ведущее положение в отрасли, высок здесь ,уро­ вень использования и до­ стижений техничеркого про­ гресса. , В успехах предприятия есть и наша скромная за­ слуга: более девяти тысяч в ы п у с к н и к о в техникума тру­ дится в его цехах. Среди них — настоящие мастера своего дела, заслуженные, авторитетные люди, ветера­ ны производства. Часто встречаюсь с ними, интере­ суюсь мнением о молодом пополнении, о выпускниках последних лет. Вот что при-* холится услышать: «Много хороших ребят..., грамотные и любят свою профессию. Но чтобы они стали настоя­ щими, специалистами па нынешнем комбинате, их еще надо готовить в цехах .минимум три—четыре года». ПосРабочему прямо и че­ стно сказано. Да мы и сами все, острее ощушаем. что та система подготовки специа­ листов среднего звена, кото­ рой мы доныне пользова­ лись — и- долгое вРемя ус­ пешно, — теперь кое в чем дает сбои. Нельзя, например, не встревожиться тем, что из более чем восьмисот тех­ ничен, направленных на НЛМК в последние 5—7 гот. ня предназначенных им должностях и на рабочих местах высшей квалифика­ ции (где требуется среднее специальное образование) трудится лишь четвертая часть. А ведь всего 15—20 лет назад это соотношение н было другом. На должности младшего руководителя и на рабочих местах высшей квалификации трудилось более чем две трети специа­ листов. ’ Объяснить такие переме­ ны можно, конечно, и тем, что на НЛМК, так же как и на ряде других предприятий, в последне'е время не до конца выполняются планы распределения ?специали­ стов. Это. кстати, оцень сни­ жает авторитет техникума и, самое главное, влияет на от­ ношение юношей и девушек к учебе Но мы стараемся смотреть на дело глубже, быть более самокритичными. Этого требуют от нас и пос­ ледние партийные постанов­ ления: перед современным производством ставятся за­ дачи одна другой сложнее, небывало возрастает роль человеческого фактора. А ведь мы, педагоги, стоим у истоков его формирования. В своей работе нам надо многое пересмотреть и пе­ рестроить. Три года назад мы сдела­ ли первые и потому, может быть, робкие шаги по пере­ стройке всего учебно-воспи­ тательного процесса с по­ мощью НЛМК. Но главная проблема — качество под­ готовки Специалистов — ос­ талась нерешенной. Пони­ мая, что нужна резкая пе­ рестройка всей работы, мы приступили к составлению целевой комплексной про­ граммы подготовки квали­ фицированных специали­ стов по заказу комбината. Их десятки, страниц этой программы: уже заключен­ ные договоры техникума с базовым Новолипецким ме­ таллургическим комбина­ том, с Липецким политехни­ ческим институтом, с под­ шефными НЛМК средними профессионально - техниче­ скими училищами № 10 и № 27. с двенадцатью сред­ ними общеобразовательными, городскими школами. Тут же конкретные мероприятия техникума и комбината, в том числе комсомольских организаций обоих коллекти­ вов. Есть и документы, в ко­ торых определены руково­ дящие и функциональные органы, обязанность к о то рых .— вести совместную работу коллективов комбината и учебных заведений. Что же намечено сделать в предстоящие пять лет? Первое. Привести в дейст­ вие новую систему подготов­ ки специалистов. Созданные "профессионально - квалифи­ кационные комиссии будут ежегодно распределять уча­ щихся уже после второго курса на конкретную долж­ ность или рабочее место, где требуется среднее спе­ циальное образование. Меж­ ду учащимися и администра­ цией комбината при этом заключаются трудовые дого­ воры с указанием взаимных обязательств. А еще до на­ чала такого предварительно­ го распределения комбинат предоставляет техникуму документы, в которых обоз­ начены параметры знаний, умений и навыков, которы­ ми должен обладать буду­ щий специалист. Наша обя­ занность — дать своим вос­ питанникам эти знания. По­ лагаем, такой подход во многом изменит отношение к своим обязанностям и пре­ подавателей, и работников НЛМК, и непосредственно самих учащихся Второе. Осуществить со­ циальную подготовку специ­ алистов на основе всесто­ роннего приобщения уча­ щихся к жизни трудового коллектива. В этих целях предусмотрено создание научно обоснованной учебно­ лабораторной и общёствен- но-бытовой базы с учетом завершения строительства нового комплекса техникума к 1988-—89 учебному году, выполнение комплексных программ по коммунистиче­ скому воспитанию, экономи­ ческой и трудовой подготов­ ке на реальной основе и профориентации учащихся. Третье. Полностью пере­ строить весь учебно воспи­ тательный процесс на науч­ но-практической основе, сде­ лать его универсальным и при необходимости осуще­ ствлять быструю его пере­ стройку для подготовки спе­ циалистов по новым направ­ лениям науки и техники и в соответствии с заказом ком­ бината. В этой связи в пе­ дагогическом коллективе на первый план выдвинута за­ дача повышения профессио­ нальной, идейно-политиче­ ской подготовки преподава­ телей, их ответственности за результаты работы. Вношу предложение ПОДВОДИТ РАПО На современном этапе раз­ вития народного хозяйства все большее значение приоб­ ретают работав кадры, многое зависит от уровня их квали­ фикации, профессионализма, мастерства. В нашем училище сейчас, думаю, есть все усло­ вия для решения этой задачи. По не будем обольщаться. Многое нам только предстоит сделать. Не до конца отлажен процесс обучения, не всегда удается избежать формализма в воспитании учащихся: не все, что намечаем, осущест­ вляем. а если и проводим ме­ роприятие, так оно нередко не дает ожидаемого эффекта. Особенно остро стоит вопрос организации досуга ребят. Есть претензии и к базово­ му предприятию — районно­ му агропромышленному объ­ единению. Его руководители постоянно забывают изве­ щать нас о семинарах по про­ паганде передового опыта. А нам они так необходимы) От базового предприятия должны мы получать и про­ грамму подготовки кадров — кого готовить, по каким спе­ циальностям. Оно должно участвовать вместе с нами и школами в профориентаци­ онной работе. Н. БЕЛЯЕВ, , директор хлевенского СПТУ № 17. В небольшой корреспон­ денции нет возможности пол­ но рассказать обо всех аспек­ тах предстоящей большой и сложной работы по осуще­ ствлению наших планов. Работы ие только с базо­ вым НЛМК, но и с учеными ЛПИ, со школьными педаго­ гами. Наметили мы много интересного и, по общему мнению, полезного. И уже кое-что удалось реализо­ вать. ' Ведутся исследования проблем повышения эффек­ тивности учебно-воспита­ тельного процесса. Полез­ ные рекомендации сразу же используются. Многое дела­ ется по профессиональной ориентации учащихся. Особое внимание уделя­ ется обновлению материаль­ ной базы с перспективой размещения в новом ком­ плексе. Ныне практически все 18 лабораторий и 23 кабинета оснащены в основ­ ном техническими средства­ ми обучения, электронно- вычислительной техникой. К дню открытия XXVII съезда КПСС с помощью НЛМК будет оборудован кабинет микропроцессорной техники с установкой электронной машины М-7000 с дисплея­ ми. Теснее становятся дело­ вые связи учебного заведения с базовым комбинатом: дру­ жат учебные группы с брига- УЧИТЬ НА УРОКЕ . Сейчас много говорят о материализации урока. И ссылаются при этом на сред­ нюю школу № 14. Там, мол, много, технических средств обучения, есть свой видео­ центр, и это является важным фактором повыше­ ния эффективности обучения и воспитания. А я думаю иначе. Технические средства обучения, конечно, нужны. Но разве это главное в дея­ тельности ШКОЛЫ?" Средняя . школа № ДА сильна не кабинетами, а че­ ловеческим фактором — учи­ телями. Именно они обеспе­ чивают высокую продуктив­ ность урока. Надо дело по­ ставить так, чтобы все 45 минут детй овладевали зна­ ниями, вырабатывали навы­ ки и умения. Только в э1*б)я случае можно решить проб­ лему перегрузки учащихся домашними заданиями. Администрация, парторга­ низация нашей школы именно на это нацеливают, педагогический коллектив— учить на уроке! У нас прошла конференция «Каков он, современный урок?» Состоялось партий­ ное собрание на эту тему. Изучили и обсудили книгу Яковлева «Методика и тех­ ника урока». Помогает учи­ телям в индивидуальной ра­ боте с детьми психолого пе­ дагогическая служба, кото­ рая развернута в школе. Мы придаем важное зна­ чение творческим отчетам учителей. Нет, это не бу­ мажные отчеты. Организуем е этой целью декады. В те­ чение определенного време­ ни учитель дает открытый урок, организует и проводит внеклассные мероприятия, выступает перед родителями и населением с лекцией. Не­ которые учителя свой твор­ ческий отчет оформляют в виде альбома. А по сути это копилка передового опыта. Р. ЖДАНОВА, секретарь парторганизации средней школы № 4 К: \ г. Липецка. 1 дани, ведущие специалисты, передовики производства участвуют в учебно-воспи­ тательной работе и т. д. И на новый год намечено немало важных мероприя­ тий. Но очень сдерживает отсутствие нужных учебных и бытовых площадей: труд­ но организовать по-настоя­ щему массовое участие ре­ бят в техническом: творчест­ ве, в спортивной и культур­ но-массовой работе, качес венное общественное пита­ ние. Мы не удовлетворены ходом строительства нового комплекса техникума. УКС комбината и трест «Жил- строй» осуществляют его без достаточной заинтересован­ ности и ответственности. Из квартала в квартал не осва­ иваются выделяемые сред­ ства. Но мы, со йвоей стороны, сделаем все, чтобы уже в июле предстоящего года осуществить эксперимен­ тальное распределение вто­ рокурсников на рабочие ме­ ста Уверены в заинтересо­ ванной поддержке всех, с кем вместе, сообща, пред­ стоит выполнять задачи, по­ ставленные школьной ре­ формой. Н. ГОРЕЛКИН, директор Липецкого ме­ таллургического технику­ ма, кандидат экономиче­ ских наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz