Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)
15 декабря 1985 г., № 288 (17 385)' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я И Ш 1 Я к н о в ы м ТВОРЧЕСКИМ СВЕРШЕНИЯМ В создании ярких произведе ний, раскрывающих созида тельный труд народа, его геро ическую борьбу за благород ные идеалы мира й социализ ма, видят свой гражданский долг мастера художественного слова Российской Федерации. Итоги их деятельности в ми нувшем пятилетии, пути даль нейшего развития многонацио нальной литературы республи ки обсудили делегаты VI съез да писателей РСФСР, завер шившего 14 декабря работу в Москве. С воодушевлением участни ки съезда приняли письмо Центральному Комитету КПСС. Съезд избрал новый состав правления Союза писателей. РСФСР и ревизионной комис сии творческого союза. Из браны делегаты на VIII Всесо юзный съезд писателей. Председательствовавший на заключительном заседании С. В. Михалков сказал: — На нашем съезде горячо и заинтересованно говорилось не только о литературе, но и о самых животрепещущих во просах жизни. Все больше воз растает ответственность мас теров культуры за идейную направленность творчества, ху дожественную силу воздействия их произведений. Сегодня главная задача <— еще больше укреплять связи с жизнью на рода, правдиво и высокохудо жественно отображать соци алистическую действительность, помогать своим творчеством нашему движению вперед. На кануне крупнейшего историче ского события — XXVII съез да КПСС российские литера торы еще раз убедительно продемонстрировали свои боль шие творческие возможности, позволяющие включиться в но вый ответственный этап , иде ологической работы, на кото рый нацеливает нас партия. На заключительном заседа нии съезда присутствовали кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, министр культуры СССР П. Н. Демичев, секре тарь ЦК КПСС М. В. Зимянин. * * * Состоялся первый пленум правления , Союза йисателей РСФСР, избранного на VI съезде писателей Российской федерации. Пленум избрал председате лем правления СП РСФСР С. В. Михалкова, заместите лем председателя-— Ю. В. Бон дарева. На первом пленуме ревизи онной комиссии СП РСФСР ее председателем избран С. М. Борзунов. (ТАСС). ПЕТР ФУРСОВ. СТРАНУ НЕ ВЫБИРАЮ Люблю, лелею и жалею Смолистый дух и звездопад. И луг. в светлую аллею, И тишину в плену отрад. И огонек в избе уютной, И годы бабушек, я новь, И горечь слабости минутной, И нежность, и отмщенья кровь. И мужиков размах—уменье Когда потребуют труды, И жешцин тихое терпенье В дни общей иль своей • беды. И неделимость с отчим краем, И свойство жизнью рисковать. ...Страну, как мать. не выбираем. Страна страдает. — нам страдать! СВЕТЛАНА МЕКШЕН. ПОДАРКИ СЕБЕ И ДРУГИМ Мне хочется сделать добро тому, кто ко мне недобрел— он, может быть, так же. как я подумал... Но вдруг оробел. Я очень хочу полюбить того, кто меня не любил, и в черную краску хулы добавить немного белил. Хотелось бы отвоевать1 у наглого наглость хоть раз—• и скромнику преподнести в неприкосновенный запас Мечтаемся — влр\т подарить поилурклт немного ума... Но где его взять если я Не прочь п ри л у н и т ь с я сама И было б совеем хорошо: дарить — только не утождать и даже в потемках дета*» ответного действа не ждать АНДРЕЙ НОВИКОВ. Заморозки в ноябре. Глухо в стенки бьется Ледзной кружок в ведре Принесенном из колодда. Утром иней на крыльце Вспыхивает осторожно. Утром кожу на липе. Пробирает мелкой дрожью. В звонкой наледи стреха, Крыша в белой дымке. В 1986 году в Центрально-Черноземном книжном издательстве планируется к вы ходу роман А. Баюканского «Соколиные ратники», повествующий о судьбах рево люционеров, отбывавших наказание на Сахалинской каторге в конце прошлого века. В предлагаемом отрывке из романа рассказывается о первой встрече главного героя Янека с девушкой-гилячкой Ольгой. Им суждено полюбить друг друга, вместе пройти все тяготы каторжной жизни. Анатолий Баюканский П Е Р В А Я В С Т Р Е Ч А Ольга не отрываясь, смотре ла на восход, Солнце сверкало, словно :медная бляха сына старшинки. Васька недавно поступил на службу надзира телем в тюрьму, получил ре вольвер и новенькую бляху, которой очень гордился. Солн це-бляха медленно выплывало из морской глубины, по стоянно перекрашивая водную даль —: серые хляби станови лись розовыми — будто свя щенная собака лизала волны огромным розовым языком. Заслепило глаза. Ольга оберну лась и стала смотреть на тем но-бурые голые сопки, изъе денные весенними горными ручьями. Затененные промывы показались ей чудовищными ящерицами, сползающими к морю. • Туголицая, крепконо гая, с узкими восточными глазами, крутыми скулами, резко очерченной грудью, Ольга считалась красавицей. Много береговых и тундровых гиляков — удачливых охот ников, оленеводов и рыбаков — просили Егора продать Оль гу, звали в жены. Егор обычно отмалчивался, понурив голо ву, уходил прочь. Ольга сама разгоняла женихов. Если кто- то упорствовал, Ольга хвата ла колотушку, страшно выво рачивала нижние веки, начи нала извиваться всем телом, выкрикивая ' бессвязные сло ва-заклинания. «Злая шаманка»!— эта клич ка вскоре распространилась по западному побережью, и жени хов заметно поуменьшилось. Синим зимним днем, возвра тившись из города, Е гор рас сказал Ольге тылгур про блед нолицего богатыря, который словно силач Мыргы ломал на празднике у генерала руками железные вещи, будто сухую рыбу-навагу. По его словам, беловолосый излучал голубое сияние, словно сам хозяин тайги. Тело Мыргы злые духи опутали тонкими ременными шнурами. Вроде бы в эдакой сыромятине да в цепях и при везли на Соколиный белово лосого богатыря из дальней земли, где ' живут такие, как он, сильные и добрые людиш ки. Дни бежали за днями. . То собачий гон, то тюленья охо та, то праздник медведя, то отстрел» собольков. И все рав но, как только выпадала сво бодная минута, Ольга вспоми нала тылгур, рассказанный старшинкой Егором, и ей ста новилось не по себе —• стесня ло дыхание, загоралось лицо, будто диким шиповником ис колотое. И Ольге было радо стно и страшно. Хотелось, чтобы богатырь Мыргы, при шел к ней, в^ял за руку, по трогал ее блестящие волосы. Частенько, сидя на камнях у обрыва на прилюбившемся месте, она начинала вспоми- йать свою жизнь, рассуждала: достойна ли быть рядом с бе ловолосым? Оглянувшись по сторонам — нет ли поблизости злых духов — кинров, вслух произносила прежнее свое имя и тотчас в испуге замол кала. Никто в стойбише Егор ки не знал , что она перемен- щица что в детстве V нее бы ло совсем другое имя Возмож но Ольга и сейчас жила бы спели высоких сосен, на песча ном берегу, не случись не счастья. Как хорошо запомни ла она тот страшный день. С утра было тепло-тепло они шли к морю, и тонкие паутин ки ложились на ее лицо. Оль га не снимала их. Паутинки тоже были теплые и щекота ли кожу. Они с отцом вышли на лов осенней чавычи, С ве чера отеп был хмур и нераз говорчив. Откуда-то из-за соп ки вдруг налетел злой ветер, пошел дождь. Их долбленку понесло К берегу Ударило о скалу. Ольга и отец оказались в воде. Старик только .один раз вынырнул, хотел что-то сказать дочери. не успел, скрылся в волнах, Ольга сама не помнит, как очутилась на мокрых прибрежных камнях. Огляделась вокруг и заплака ла Ни долбленки, ни отца. Почему она не утонула? Поче му хозяин моря не взял ее вместе с отцом? Ольга пре красно знала закон древних: если гиляк очутился в воде, выплывать никак нельзя: \ те бя зовет к себе Хозяин. А она выплыла, спаслась. . Те перь имя ее будет проклято в роду, соплеменники выгонят цз стойбища. Однако делать было ,нечего. Не бросаться же с обрыва в волны. Придумала себе другое имя, чтобы злые духи не узнали ее, побрела - куда глаза глядят. На четвертые сутки пути увидела, лежащего на песке старшинку Егора. Старика на охоте задрал медведь, изломал кости. Неделю выхаживала Ольга чужого старика, вправ- , ляла кости, обрезала острым ножом рваные сухожилия, прикладывала к ранам целеб ные травы — пригодилась от цовская наука. Когда старик окреп, Ольга помокла ему добраться до стойбища. Так очутилась в роду Пойтанов, где и осталась жить в летнике старшинки. Вспоминая о своем уйкра — грехе, Ольга почему-то всегда видела перед собой белово лосого, похожего на Хозяи на тайги Паль Ыза сильно го, доброго, справедливого, из лучающего голубой свет и ве селые мысли. Она не могла найти слов, чтобы объяснить волнение, которое охватыва ло ее во время этих^видений. А вчера случилось то, чего она так втайне ждала, о чем мечтала. Егорка, приехав из города, сказал Ваське, что ут ром в стойбище приедут шиб ко важные начальники торго вать меха, свежую рыбу. С ними будет и беловолосый Мыргы. Услышав про Мыргы, Ольга уронила нож. Он упал острием вниз, сильно пора нив ногу. Только ей совсем не было больно. Ольга ушла на улицу, к упряжке, зарьь лась лицом в собачьи морды. Лежала, боясь открыть глаза, лишь чувствовала успокаиваю щие прикосновения влажных собачих языков. Рано утром,, когда снег по розовел, "Ольга сытно накор мила собак, по-русски обтерла руки о влажную тряпку, при нялась готовить праздничное угощение. Перво-наперво сде лала кушанье мось. Жевала кусочки рыбы крепкими зу бами, выплевывала осторожно в корытце, потом тонко реза ла блескучим ножом строга нину. Из высушенного желуд ка сивуча нацедила в чашки нерпичьего жира, разложила сушеную черемшу, пьянь-тра ву. Оглядев стол, звонко рас смеялась, довольная собой, На радостях сунула младшему брату Васьки кость со слад ким мозгом, густо намазала волосы тюленим жиром, вы шла на улицу. Снег блестел так, что Ольга прикрыла гла за. Где-то совсем рядом вспорхнула куропатка, и Оль га рассмеялась прямо в морду старому псу. Пес наклонил голову, в упор посмотрел на хозяйку, подергал мокрым носом. Люди из города приехали, когда из-за сопки показалось солнце. Ольга, притаившись сторожко за деревом, издали приметила Янека, сразу выде лив из всех остальных гостей. Да и как было его не выде лить: высокий, без шапки, с развевающимися волосами, он и взаправду показался Оль ге сказочным богатырем Мыр гы. Начальник канцелярии ка торги и доктор Скрыпник не вызвали у девушки особого интереса, хотя старшинка Егор, его сын Васька, все лю ди стойбища сразу же нача ли выказывать им особое рас положение — преподносили дешевые подарки, зазывали в свои зимники. Янек, по знаку начальника канцелярии, занес в \ зимник Егора мешок с русскими припасами, вернулся к нар там. Он не видел, что Оль га во все глаза глядела только на него. И чем больше смотре ла. тем страшнее ей станови лось — ноги будто сами тя нули ее к незнакомцу с белы ми волосами. В этот ^момент солнце коснулось ветвей лист венниц. и девушке показалось, что тело богатыря и правда опутано ремнями. Ей захоте лось кину тьс я к Мыргы, ост рым ножом перерезать ремни. Ветер погудит слегка, В каждой камышинке. В \егкой седине поля, Льдом покрылись лужи. Насторожена земля В ожиданьи стужи. ЛЕОНИД ШИРНЙН. Края небес светлозеленые И колоб солнца. А с боков,— Из зимника вышли гости в сопровождении Егора и Вась ки. Ольга кинулась в сарай. Вернулась с кучкой сухих нер пичьих шкурок, бросила их на подсохшую каменистую полян ку, поставила на шкурки го товые кушанья и тихо ото шла прочь. Она поняла, что гости решили обедать на ули це. Гости присели на шкурки. Шумно разговаривая, приня лись разливать огонь-воду. Вы пили, стали закусывать. Бело волосого почему-то к столу не позвали. Это страшно обидело Ольгу. Она нагнулась, схвати ла в горсть строганину, прямо из-под носа Скрынника, налог жила на берестяную корочку шикши, отнесла Янеку, молча протянула еду, не глядя в гла за Мыргы. I —• Спасибо милая девушка, !— вдруг услышала она голос беловолосого, — но я чужие объедки не ем! — Беловоло сый смахнул с ладони Ольги рыбу, она отлетела прочь, к собакам. Собаки радостно взвизгнули, подхватывая на лету строганину. —-Ты что делаешь? — вски нулся Скрыпник. )— Нашим салом да нам по сусалам. —* Не горячитесь, доктор, '— остановил Скрыпиика Олег Алексеевич, — юноша препо дал нам с вами урок вежли вости. Что ж, виноваты,, виноваты. Похож и я на хамельона, и нет иного мне закона, как только, осмехать и утешать, ласкать и досаждать, ругать и поправ лять. Садись к нам поближе, голубчик! — Благодарю. Своё место я хорошо знаю, — обидчиво ответил Янек. - . ' - 1 О, да у нас — характер! — удивился Скрыпник. — Ладно уж, присаживайся, чего там. Янек не успел отказаться. Твердая рука стоящей рядом девушки коснулась его плеча. Он поднял голову. Молодая гилячка, не мигая, смотрела на него. Янек вспомнил Фразу Лизы о том, что о нем возвы шенно думают в стойбище, мысленно. поблагодарил не знакомую девушку-гилячку, встал, прошел к . хозяевам, присел рядышком с Васькой. Ольга опять отошла в сторон ку, но Янек чувствовал: она не спускает с него глаз. Олег Алексеевич и Скрьга- яик тотчас забыли о малень-' ком инициденте, принялись за трапезу. Потом спохватились, начали приглашать Ольгу. Де вушка не уьуела отказываться. Оттолкнув Ваську, села возле Янека. Егор тотчас налил де вушке спирта в берестяной ковшик. Раньше она никогда не пила огонь-воду, но сейчас решила делать все так, как делают русские, чтобы не показаться дикаркой. — Ты на парня не смотри, красавица, — посоветовал Скрыпник, — ему пить нель зя, он — осужденный, а нам... выпей, не бойся. Ольга, глянув на Янека, сде лала большой глоток, поперх нулась. Ей почудилось, что русские подсунули колючего берегового краба, и она его проглотила. А потом вдруг Ольге стало жарко и очень весело. Огонь-вода преврати ла в настоящего шамана. Янек, отведав гиляцких ку шаний, отошел прочь, присел на нары. Он больше не гля дел на Ольгу. Девушка за чем-то схватила цепь: Собаки жалобно заскулили,. вскочили, сбились в кучу. Ольга швыр нула цепь в сторону. Постояв в нерешительности, взяла жир ную рыбину, шагнула к Янеку. — Однако домой возьми, Мыргы! — Спасибо, — улыбнулся ей Янек, — только почему ты зо вешь меня Мыргы? Мое Имя — Янек. Очень просто — Я-нек. — Я-нек! — словно эхо пов торила Ольга. Присела рядом на нарты. — Тлани-ла дует — олений ветер. Шибко холод ный. Тебе холодно^ Ольке хо лодно олешкам хорошо. — Почему оленям хорошо? — Комар нет. гнус нет. — Ты — добрая! — сказал Янек. — Однако люди говорят, я — злая. Возьми вот это. К одежде прикрепи. — Что это? — Священные стружки — нау-нау. Ты будешь Мыргы. Ты будешь и Я-нек. Мыргы, не отказывайся. Мыргы — добрый, сильный, он побил трехглавого дябдю. — Я — простой каторжник, милая девушка. Хозяева при ехали торговать мягкую рух лядь, а я у них за подручного г - перепись мехов сделать должен, мешки таскать, оле нями править. Как твое имя? — Ольга! Оль-га! Янек с любопытством огля дел узкоглазую девушку. Она была в той поре, когда тело наливается живительными со ками земли и горя, жадно впитывает в себя солнечные лучи. Ольга и Янек обернулись одновременно. Глядя на них, громко смеялись русские начальники, хихикал Васька, не снимая руки с кобуры ре вольвера. Только старшинка Егор был серьезен. — Я-нек, ты смотришь на меня так, будто я тол-ршанг •— водяная женщина, — осме лев, сказала Ольга. — У тебя, наверное, много красивых и сильных жени хов? — Женихов? Что это? — И вдруг, вспомнив значение этого русского слова, запечали лась. — Однако старый охотник есть Мызгун, Вась- ка-жених есть. Шибко пло хие. — Осторожно дотро нулась смуглой рукой до плеча Янека. — Ты будешь мой жених! Янек невольно отодвинулся от девушки. Ее фраза была произнесена таким тоном, что он даже не понял: спрашива ла Ольга его согласия или про сто утверждала, что- так бу дет. — Смотри, смотри, однако, на небо, Я-нек, — словно ре бенок захлопала в ладоши Ольга, — видишь,) что там? — Облачко. — Это совсем не облачко. Это — олень. • Молодой оле шек. Рожки маленькие, мок рые губы, одно копытце сби то. — Повернулась к дереву. — Какой, однако, сучок смеш ной, похож на старого шама на. — Ольга прикрыла ладош кой правый глаз, потом ле вый. -т~ Сначала один Я-нек видно, потом — другой. — Как тепло на солнце, Янек сказал первую попав шуюся фразу, — не верится, что кругом зима. — Теперь жирный нерпуш- ка на лед греться вылез. Стре лять надо. —I Голубчик! — окликнул Янека Олег Алексеевич . -— Собираемся! Иди сюда. ' На добно переписать мягкую рух лядь, купленную у людишек. Эта вот кучка моя, а эт,а... господина доктора. Ольга стояла, боясь шелох нуться, наблюдая, как ловко бегает по белой бумаге чер ный карандаш в больших ру ках Мыргы—Я-нека. Она по тянулась к нему всем телом, не владея больше собой, но, заслышав пьяные голоса рус ских, возвращающихся из ле сочка, отпрянула... . Нарты с русскими началь никами и Я-неком умчались, вздымая сухой снег.^ Стало совсем темно. Ольга постояла у зимника и вдруг пошла вслед за нартами, без дороги. Ей захотелось говорить. Де вушка принялась вслух описы вать все. что приходило в го лову. Она очень удивилась непривычному звуку своего голоса. Возле знакомой кривобокой листвянки Ольга приостано вилась крепко обняла холод ный, корявый ствол, и словно заклинание три раза повто рила звучное слово: Я-нек, Я-нек, Я-нек!.. С ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ ПИСАТЕЛЮ АНА ТОЛИЮ БАЮ КАНС КОМ У - 6 0 ЛЕТ Хорошо известно, что лич- нбе знакомство с автором да леко не всегда становится предпосылкой достаточно объективного и глубокого восприятия его сочинений. Случается ведь: какие-то «флюиды» ненароком зале тают «оттуда» «сюда», из сферы непосредственных, жи вых контактов — в литера турный текст, и наоборот. Ра зумеется,'такого рода «обмен веществ» неустраним, и кри тик, приступающий к разго вору о писателе знакомом, обязан как-то корректировать под этим углом свои наблю дения. С Анатолием Борисо вичем Баюканским мы обща емся уже не менее двух де сятилетий, однако, не скрою, творчески повстречаться с ним на страницах его прозы мне выпало лишь сравнитель но недавно, в 1979 году, ког да в читательском моем кру гозоре прочно «разместился» очерк «Про шестую домну и Старого соболя». Помню, я сразу же отметил про себя: поэтическая легенда о литей ных дел мастере, не склонив шем головы перед царским воеводой, не расплескавшем, как мы теперь сказали бы, в экстремальных условиях вы сокой тайны своей профессии, неразличимо перерастает в повествование о прославлен, ном, легендаоном липецком металлурге Николае Федоро виче Соболеве и его колле гах. И вот этот круговорот легенд — вымышленной \ и реальной — как раз и обра зует внутреннюю динамику сюжета. Еще и по сию пору лите ратуроведы спорят о специ фике очерка. В чем она, эта специфика? Многие склоня ются к тому, что в отличие от художественного рассказа очерк «движется» от пообле- мы — к человеку, точнее — к характеру. Проблема ведет за собою характер, — в этом яксбы суть дела. По всему видно, и Анатолий Баюкан- скин к этому смысловому кругу неравнодушен. Однако и теоретически, и практиче ски — как автор текста -— он тяготеет к иному, по-мо ему, более широкому, более свободному и содержательно му взгляду: делб не ( в том, что за чем следует, ' важно, что очерк схватывает взаимо отношения человека и пробле мы. — он не итожит уже на копленный, слежавшийся опыт, но движется по перво путку и предлагает читате лям материал фермейтивный, дрожжевой — пищу для дис куссий. И словно бы гтемон- стрируя этот свой «символ* веры», Анатолий Баюкан ский тут же, без сюжетных проволочек, приступает к ка питальному разговору о дос рочном вводе в действие пу сковых объектов — его плю. сах и минусах. Это — ПРО БЛЕМА, и точка приложе ния ее — крупные липецкие стройки тяжелой металлур гии. Такая вольная компо новка очерка сообщает ему эссеистскую раскованность; мы, читатели, как бы пре дупреждены: более фундамен тальный, с широким охватом конкретных характеристик разговор —- впереди. Здесь же — первый приступ к не му, предварительный обзор его опорных точек. Ясно: мы имеем тут дело не с факто графией, но с публицистиче ски, граждански активной авторской вовлеченностью в самую суть им же, автором, сформулированной проблемы. Параллельно «прихватывают ся» и другие, родственные проблемы: если какая-то часть предприятий сдается досроч но, то иные «затвердевают» навечно — превращаются в «памятники бесхозяйственно сти» — уродливые порожде ния пресловутой «корректи ровки планов». > На фоне этой драматиче ской ситуации интересно прорисована фигура, так сказать, положительного «толкача» — человека, вы бивающего у поставщиков насущные материалы не «трюковым» способом — всеми правдами и неправда ми, — а душевной своей от крытостью, фанатичной пре данностью родному заводу, прямым и жарким словом. И — как всегда у Баюкан ского — попутно возникает продуктивное сомнение: соб_ ственно, а целесообразно лщ вообще-то, — с экономиче ской, производственной и нравственной точек зрения —, само это «переряжива- ние» мастера-виртуоза, та лантливейшего умельца (за хлопнуть с помощью тяже лого пресса крышку карман ных часов — дело нешуточ ное!) в «толкача» — «выби- вателя» благ, — пусть даже и положительного, и душев ного, а все же, никуда не де нешься, именно «выбивате- ля». Так возникает в очерке своеобразная «драма проб лем», а вместе с нею — и драматические персонажи — не только люди, но и словно бы породненные с ними детали самого техно логического процесса: «ду- Ло» электропушки, вскры вающее летку; жидкий ме талл, точно «белые мухи» (сравнение принадлежит до менщикам), летящий по же лобу: гранулы металла, блок, лениво вплывающий в замочное устройство и т, д. Но, разумеется, главные персонажи этой производст венной драмы — люди: по мимо Николая Федоровича Соболева, Иван Андреевич Шульга — бригадир мон тажников, Федор Иванович Богданов — оператор про катного стана. Баюканский схватывает каждого из них в вершинной точке — «в звездное мгновенье бытия», когда с предельной полно той и ясностью проступают все запасы духовной моши и душевного беспокойства. Мы видим, например, как героически монтирует Иван Андреевич Шульга уникаль- ное засыпное устройство дом ны весом в 300 тонн на высо те около 80 метров, на ветру, яростно испытывающем на прочность металлические перекрытия, как творит он невозможное — поднимая на эту головокружительную вы соту с помощью лебедки сразу два многотонных бун кера. Федор Иванович Бог данов в большей мере, чем коллеги его, склонен к реф лексии; всех ступающих по земле людей он резко разно, сит по двум кардинальным рубрикам: «кредиторы» и «должники» человечества. Он-то давно и круто решил: высшая суть жизни — в щедрой трате себя, — как говорил Толстой, в «отдании себя другому». Пропаганда добра, чело вечности, социальной спра ведливости —• таков духов ный и нравственный тонус творческой мысли Анатолия Баюканского — идет ли речь о ранних его сочинениях («Нерпа-музыкант», «Попут ного ветра», «Падение Ки то-Карафуто» и др.) или о только что положенных на бумагу словах в защиту до стоинства и чести необосно_' ванно уволенной с завода работницы. Я хотел бы спе циально подчеркнуть: «тень» занимает Баюканского не сама по себе, но лишь в ее отношении к «свету». Нега, тивные стороны жизни в очерках, и в художественной прозе писателя становятся доказательством «от против ного» именно красоты социа_ диетического образа жизни. Это объясняется тем, что «глаз» его ориентирован на высшие наши ценности, —• самоцельное, трескучее, по сути, эгоистичное критикан ство ему глубоко чуждо. От сюда же —' очевидная внут ренняя установка на поиск, таких жизненных «реалий», которые были бы едино- природны с коммунистиче ским идеалом, —- так, на пример, судьбы героев Граж данской и Великой Отече ственной ео йн составили основу очерка «Эшелоны из Ельца», вошедшего в пяти томную •Лениниану (Госпо- ли|издат). На протяжении более че тырнадцати лег — день за днем, буквально не разгибая спины, собирал, лелеял, ко! пил Баюканский материалы о жизни и подвиге первого советского драматурга ко миссара Александра Верми- шева. И вот итог: доку ментальная повесть и пьеса «Когда цветет вереск», по ставленная семью театрами страны и трижды трансли ровавшаяся по Центральному радио. 4 Или — «Сесура милосер дия» драматический рас сказ о нашей землячке, Ге рое Советского Союза Ксе нии Константиновой. Неиз бывная потребность в поиске добра побудила Баюканско го и к длительному, много летнему исследованию об, етоятельств гибеди одного из соратников Ленина, пер вого председателя Сахалин- . ского ревкома Александра Цапко. Теперь уж доподлин но известно: Александр Цап ко был сожжен японскими оккупантами в 1920 году в топке крейсера 4 «Мисими». Восстановлена, скрупулезно, любовно изучена • биография выдающегося революцио, нера, человека редкостных душевных качеств. Указом Президиума Верховного Со. вета РСФСР имя Цапко при своено одному из североса халинских городов. Наконец, совсем недавняя писательская «разведка бо ем» — упорное разыскание о «трудах и днях» Марии Кузьминичны Щербак, секре таря сельской комсомольской организации, сражавшейся на фронтах Великой Отечест венной войны под именем Володи. Документальная по весть Анатолия Баюканского о Марии Щербак принята Государственным издатель ством политической литера туры и в скором времени выйдет в серии «Герои Со ветской Родины». В этот же поисковый ряд просятся и очерки «Санкциям не под лежит», - «Высота», и вот только что завершенный ро ман «Соколиные ратники»—о героях-народовольцах, от бывавших в конце прошло го столетия каторгу на Са халине. ...В таких случаях гово рят: писатель в пути. Писатель на своем рабо чем месте. Чистый лист бу маги дразнит белизной, не- початостью. Что там брезжит на горизонте? Прав польский сатирик Ежи Стефан Лец: точку надо ставить только под вопросительным знаком. Особенно когда тебе пере валило за шестьдесят... С. ВАЙМАН. Туманной медью окаймленная. — Сирень холодных облаков. Как зацепившиеся блесны, там, —* За пнями черными, в лугу, — Болотца, льдинами захлеснуты. Блестят на матовом снегу. Не все измеряно и пройдено, Когда, под сереньким рядном, — Цветет березовая родина, Грустя о древнем и родном... * . * А , Взошли сугробы, что хлеба в деже... Тулуп одену. Тихо выйду в сенцы: Чем гуще снег, тем чище на душе И тем теплей и радостней на сердце. А снег шуршит, ложится у плетня, Седой, что волхв из древней русской сказки... На большаке — глубокая бродня; И хочется, как в детстве: на салазки!.. Снежит в полях — следа не увидать, Зовет под сень таинственной юдоли... И я спешу в светлынь и благодать, На зимний пир, забыв о валидоле!.. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ. ПАХНУТ ЗОРИ , Пахнут зори антоновкой пряно На рассвете в озябшем саду. Я проснусь нынче раненько- рано, На свидание с солнцем пойду. Как просторно в полях. Как нустынно! Только озимь свежа, молода! И качает над ней паутина Голубые свои невода. Под разлапистым кленом у тына Немудреная шутка слышна. Вдруг потянет дымком и щетиной: Землячок опалил кабана. И коль дело случилось такое, Чтоб вкуснее свинина была, Он соседей позвал на жаркое И поставил рядком два стола. ...С большака тянет запахом сахара. Там машины спешат на завод.., Здравствуй, осень! Ты радуешь пахаря. Но мечтой он о лете живет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz