Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

3 фев раля 1985 г., № 29 {17 12$) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 3 Н е о б ы ч н о начался нынешний год для Светланы Павловны Погребняк, одной из ведущих актрис драмати­ ческого театра имени Л. Н. Толстого. В город пришла весть о присвоении ей зва­ ния заслуженной артистки РСФСР. Узнав об этом, сотни липчан пришли в те­ атр, чтобы поздравить люби­ мую актрису, в очередной раз выразить признатель­ ность за ее искусство. Присвоение почетного звания, кто бы его не удо­ стоился — колхозник или рабочий, писатель или ак­ триса, — всегда важное со­ бытие, оно как бы подводит итог определенному этапу творчества, заставляет не­ вольно оглянуться в прош­ лое, глубже, требовательнее анализировать сделанное. Перебирая сейчас в памя­ ти роли Светланы Павловны и отдавая должное ее ма­ стерству воплощения харак­ тера современницы — всег­ да разной, всегда нам, зри­ телям, интересной, — я все- таки считаю необходимым остановиться на самых послед­ них ее работах. На мой взгляд, особенно ярко даро­ вание актрисы проявилось в спектакляус «Чайка» и «Дядя Ваня», обнаруживших ее творческую зрелость. Об этом уже писали, но я хочу ^■напомнить: Липецкий театр, обращаясь к драматургии А. П. Чехова, ставит целью создать единый коллектив, объединенный общностью взглядов. В этом нелегком деле уже есть несомненные успехи. В плодотворных уси­ лиях труппы роль С. П. По­ гребняк трудно переоценить. Ее игра в чеховских спек- ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СЧАСТЛИВОЕ СВИДАНИЕ С ЧЕХОВЫМ таклях, думается, может слу­ жить примером глубокого проникновения в суть ре­ жиссерского замысла, рамой пьесы, ее поэтики. Достоверец созданный ею образ талантливой акрнсы Аркадиной, влюбленной в сценическое искусство. Она постоянно держит себя в «струне», всегда обаятельна и изящна. Светлана Павлов­ на воплощает сложную пси­ хологию героини. Это глубокая, волевая натура, но она и тщеславна, легкомыс­ ленна, эгоистична. Неров­ ность ее характера особенно обнаруживается в отношении к сыну: Аркадина здесь ме­ лочно скупа, временами жестока, но нет-нет, да про­ снутся в ней ласка и неж­ ность. Напряженная сценическая жизнь Аркадиной — Погреб­ няк во многом определяет драматизм всего спектакля. Актриса чутко, иногда без слов, реагирует на каждую реплику, на каждый жест партнеров. С. П. Погребняк актриса, безусловно, глубокая, мысля­ щая. Блестящим проявлени­ ем этих качеств является со­ зданный ею образ . Елены Андреевны в спектакле «Дя­ дя Ваня». Очень интересен рисунок роли: исполнитель­ ница приоткрывает в своей героине все новые и новые грани, показывая, как в раз­ ных обстоятельствах по-раз­ ному и проявляется этот ха­ рактер. И, думаю, тут клю­ чевой момент — встреча с Астровым, ярко исполненным Михаилом Янко. Актер по­ казал незаурядность своего героя, человека ясно выра­ женной гражданственности и целеустремленности. На Елену- Андреевну, разувери­ вшуюся в себе и людях, Аст­ ров производит сильное впе­ чатление. Актриса акценти­ рует: эта встреча для ее ге­ роини не пройдет "бесследно. Нельзя не увлечься искрен­ ностью ее восторга: «Посадит деревцо и уже угадывает, что будет от это­ го через тысячу лет, уже мерещится ему счастье че­ ловечества. Такие люди р’ед- ки, их нужно любить...» Героиня оживает на гла­ зах зрителя, ее душа про­ буждается к добру и любви. Вот она сделала шаг к при­ мирению с падчерицей. И сколько душевного тепла из­ ливает на Соню! Елена Анд­ реевна искренно готова по­ мочь девушке обрести сча­ стье с Аст^ювым, хотя сама полюбила его. Тонкие, едва уловимые нюансы сложных чувств великолепно переданы актрисой. Непродолжительные встре­ чи Елены Андреевны и Астрова пронизаны лириз­ мом. Впрочем, С. Погребняк удалось наполнить их еще и внутренним драматизмом, рожденным внешне едва обо­ значенными страданиями ду­ ши. Действие развивается будто на краю пропасти... Творческая индивидуаль­ ность С. П. Погребняк, впрочем, определяется еще одним качеством: она по­ стоянно несет в себе высокое чувство красоты. Чеховские спектакли дают счастливую возможность проявиться это­ му свойству. Красота Арка­ диной — Погребняк в ее одаренности, изысканности и изяществе. А Елена Андреев­ на привлекательна отнюдь не страстностью горячей нату­ ры, не знающей преград, на­ оборот, покоряет сдержан­ ностью, достоинством. Ак­ триса рассказывает о жен­ щине утонченной и грациоз­ ной. Интересен и такой штрих: в Елене Андреевне нет н доли кокетства, напро­ тив, она будто скрывает свою красоту. От этого чувство к ней Астрова и Войницкого еще сильнее. Многогранно дарование заслуженной артистки РСФСР С. П. Погребняк. Мы осветили лишь некото­ рые стороны ее творческой индивуальности. Хотелось бы еще сказать и о том, как самозабвенно может она пе­ ревоплощаться в близких ей по духу героинь, а порой быть от них на расстоянии, «отчуждаться», иронизиро­ вать... Впрочем, будет еще к тому возможность: актрису ждут новые, интересные ро­ ли.: А. ЗАСИМОВА, кандидат филологических наук. На снимке: заслужен­ ная артистка РСФСР С. П. Погребняк. Фото В. КУЛИКА. На поэтической волке Вячеслав ДЕНИСОВ Р О Д О М ИЗ ДЕТСТВА Так хочется порою мне тепла. Душа запросит вдруг раскрепощенья, Забросить бы куда-нибудь дела И в детстве оказаться на мгновенье». Туда, где нет заботы никакой, Где ломтем хлеба можно насладиться, Где боль и грусть снимается рукой, Рукою материнской — как живицей, Где с жаворонком утро настает, И день у речки радостью струится, И вечер переулками придет, Костром веселым в небе озарится. Там с совестью не шел / на компромисс. Преобладали основных два цвета Лишь там могли сказать: — Не дешевись! Теперь я редко слышу слово это. Нет, не вернуться в детство никогда, Оно давно рукой мне помахало, Я жизнь свою сверяю иногда По детству — изначальному началу. СНЕГИРИ Помню, в детстве белым утром сонным. На рябине голой, средь ветвей, Из оконца, снегом занесенным, В первый раз увидел снегирей. Красногрудых, в оперенье темном, Будто бы пионы расцвели На снегу пушистом, невесомом — Подарили сказку снегири. На слуху остался свист их томный. Сочный, как все радости земли, Чуть дьппа, стоял завороженный, Слушая, что пели снегири. АХ, как много зим метельно-стылых Весны унесли в потоках дней. Не забыть вовеки сердцу милых, Тех, из детства, первых снегирей. К ТО хотя бы однажды соприкоснулся с миром поэтических образов «Слова о полку Игореве», не мог не испытать его не­ отразимого очарования. Какая неистребимая сила, вопреки пожарам, наводне­ ниям, бесчисленным враже­ ским нашествиям, помогла ему выжить, пробиться к нам сквозь глубину веков? ние академика Б. Д. Греко­ ва: «Волнующая красота и удивляющая глубина «Сло­ ва» — не чудо, а законо­ мерность». Замысел поэта выходил далеко за рамки рассказа о печально известном походе новгород-северского князя Игоря Святославовича и его сподвижников. ПохОд 1185 года против половцев, за- В переживании побед и поражений, чести и бесчес­ тия Русской земли чувства автора сливаются с чувства­ ми трудового народа. Народность мироощуще­ ния автора в самой природе его психического восприятия: он тонко чувствует традици­ онные фольклорные образы, всякий раз конкретизируя, переосмысливая их. обога- «О, Р У С С К А Я З Е М Л Я ! » К 800-летию «Слова о полку Игореве» В чем секрет его немеркну­ щего света, неувядаемой свежести его красок? Автор бессмертного «Сло­ ва» смог не только художе­ ственно совершенно вопло­ тить стремления и идеалы своей эпохи, создать ее мно­ гокрасочный, неповторимый образ, но и выразить сокро­ венные чаяния народов всех времен: мечты о мире, брат­ стве, счастье жить и тру­ диться на родной земле. Сила притяжения «Слова» усиливается еще и тем, что оно ревниво скрывает от нас многие свои загадки и тай­ ны. В течение почти двух веков со времени его откры­ тия нет числа толкованиям «темных мест», попыткам разгадать личность автора, узнать новые подробности биографий и судеб его геро­ ев... Вряд ли когда-нибудь мы узнаем настоящее имя авто­ ра «Слова». Да это и не са­ мое главное. Не зная его имени, биографии, общест­ венного положения, мы мо­ жем безошибочно сказать, что это — выдающийся мыс­ литель, дальновидный поли­ тик, великий патриот, еерд- цем воспринимавший все бо­ лее или менее значительные события своего времени: это гениальный поэт, обобщив­ ший, творчески переосмыс­ ливший богатейший опыт русской словесности и соз­ давший свой, оригинальный, неповторимый поэтический мир. Неоспоримо утвержде- кончивщийся полным разгро­ мом русского войска, был не единичным среди драматич­ ных эпизодов истории Руси эпохи феодальной раздроб­ ленности, но — одним из самых трагических. Потому и заставил он наиболее даль­ новидных и патриотически настроенных русских людей всерьез задуматься о судьбе Отчизны, о тяжелых послед­ ствиях раздоров и усобиц князей, «несущих розно Рус­ скую землю». Образ Русской земли —- художественная доминанта, организующая все богатст­ во поэтического мира произ­ ведения в единое целое. О чем бы ни говорил, ни вспо­ минал поэт, мысль его неиз­ менно обращается к Родине. Русская земля в контекс­ те «Слова» — не просто географическое понятие, хо­ тя, как никто другой до не­ го, поэт вдохновенно воспел красоту, изобилие, грандиоз­ ность ее просторов от Нов­ города до Тмуторокани, от Дуная до Волги. Русская земля — это прежде всего народ. Его глазами видит поэт окружающий мир, оду­ шевляя природу, наделяя ее способностью действовать, мыслить и чувствовать. Яро­ славна в плаче своем обра­ щается с мольбой о помощи к Днепру, ветру, солнцу. Донец сочувствует Игорю, бегущему из плена, стелет князю зеленую траву на сво­ их серебряных берегах, ук­ рывает его теплыми тумана­ ми. гащая новыми смысловыми и эмоциональными оттенка­ ми. В «Слове» оживает, при­ ходит в движение весь пред­ метный мир: «кричат теле­ ги», «стяги говорят», «ко- пьят поют», «Дон кличет и зовет князей на победу», «страны рады, города весе­ лы... » Богатая фантазия поэта каждое слово, понятие наполняет индивидуальным эмоциональным содержа­ нием, превращает в зримый, осязаемый образ. 1 Поражение Игоря автор изображает как величайшую общенародную трагедию: «Тоска разлилась по Рус­ ской земле, печаль обильная потекла среди земли Рус­ ской». Как траурный рефрен повторяется скорбное воск­ лицание: «А Игорева храб­ рого полка уже не воскре­ сить!» Но при всей впечатляю­ щей силе изображения все­ народной битвы, главное в «Слове» — его героический пафос. Автору видится нас­ тоящее в широкой историче­ ской перспективе. Ему в высшей мере свойственно чувство связи времен. Он ощущает родную Русь в единстве прошлого, настоя­ щего и будущего. Она пред­ стает перед читателем и слушателем в динамичной смене разнообразных картин, то мрачных и зловещих, то красочных и светлых. Но до­ минирующим в восприятии истории Руси все-таки явля­ ется оптимистический, жиз­ неутверждающий мотив.: По­ эт верит в героический дух русского народа, в храбрость и мужество князей и дру­ жин. Для победы недостает только единства. И в «Сло­ ве» звучит страстный «при­ зыв русских князей к едине­ нию как раз перед нашестви­ ем татаро-монгольских пол­ чищ» (К. Маркс). Автор проявляет незауряд­ ную прозорливость, верно угадав путь объединения все­ го народа, всех русских кня­ зей вокруг личности велико­ го князя, обладающего воен­ ной и политической силой. Черты такого князя он при­ дает Святославу киевскому, наделив его не только силой, храбростью, но и политиче­ ской мудростью. В образе Святослава поэт воплотил свой идеал истинного защит­ ника Родины, способного, по­ добно соколу «не дать гнез­ да своего в обиду». Незадолго до похода Иго­ ря Святослав нанес сокру­ шительное поражение полов­ цам: «..цришел на землю Половецкую, притоптал хол­ мы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и бо­ лота. А поганого Кобяка из лукоморья, из железных ве­ ликих полков половецких ис­ торг, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святосла­ вовой»,: Величественный этот об­ раз, обобщающий лучшие черты реальных современ­ ников автора и дорисован­ ный его творческой фанта­ зией, предвосхитил появле­ ние подлинных деятелей русской истории, возглавив­ ших героическую борьбу на­ рода За свободу и независи­ мость Отчизны. Историческая правота древнерусского поэ­ та подтверждена победой русского оружия на Кулико­ вом' поле и окончательным освобождением Руси от та­ таро-монгольского ига. «Слово о полку Игореве»,. по убеждению академика Д. С. Лихачева, — это мно- госотлетний дуб, дуб могу­ чий и раскидистый. Его вет­ ви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэ­ зии XIX и XX веков, а кор­ ни глубоко уходят в рус­ скую почву... Только в де­ тальном изучении раскрыва­ ется вся его художественная мудрость, вся его неповто­ римая, единственная и вмес­ те с тем традиционная... красота». П. ПУРЫСКИНА, кандидат филологиче­ ских наук, доцент кафедры литературы Липецкого пединститута. На поэтической волне Светлана МЕКШЕН ВЯ ЗАН ЬЕ Мне припомнился вечер зимний и цветные клубки в корзине, и мельканье блестящих спиц. Я читаю. А мама вяжет. Нитка красная к белой ляжет и вплетется в язык страниц. Мама слушать-то мастерица. Но в вязанье нельзя ей сбиться — станет цетли шепча считать... Но вдруг охнет, расстроясь очень: «Как заслушаюсь, все испорчу, надо заново начинать». Рассмеется, себя ругая: «Я ж вязальщица — никакая, что попроще, то сворожу». Рукавички там иль у носочки. Но теперь-т» для милой дочки — упаду! — но кофту свяжу». И вот так вот — снова и снова петля к петельке, к слову слово, вечер к вечеру, день ко дню... Это медленное вязанье, словно целой жизни сказанье, неутраченное на корню. Мать жалея, спрошу однажды: «Разве вязанок нет в продаже?» «Есть, — ответит мне чуть не зло — «Пахнут масляными станками, а ведь эта, моя, — руками, от нее — и дух, и тепло». Все, что думалось — то связалось. Все запомнилось, что сказалось. Но из той зимы — в горечь лет пробивается сиротливый, чуть застенчивый, терпеливый всей любви материнской свет. В этом мире оледенелом только кофта — краевая с белым я теперь, и позже, ' и впредь каждой петелькой и полоской, каждой ниткой мягкой и жесткой будет тело и душу греть. С М О Т Р ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Заметки с выставки «Край Черноземный» Прошло двадцать лот с тех пор, как в Воронеже была открыта первая зо­ нальная выставка «Край Черноземный». Нынешняя, шестая по счету, также про­ ходила в столице Черно­ земья. Демонстрировались произведения 445 живо­ писцев, графиков, плакати­ стов, скульпторов, художни­ ков театра и декоративно- прикладного искусства вось­ ми областей — Белгород­ ской, Брянской, Воронеж­ ской Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской и Тамбовской. Зональные выставки, предшествующие республи­ канской «Советская Россия», подводят итог творческой работы за пять лет — свое­ образной пятилетки худож­ ников. Они позволяют объ­ ективно оценить и сегод­ няшний творческий уровень областных организаций Со­ юза художников и отдель­ ных мастеров. На пресс-конференции, предварившей открытие выставки, председатель пра­ вления Союза художников РСФСР, действительный член Академии художеств СССР С. П. Ткачев подчерк­ нул принципиальное значе­ ние зональных выставок , в развитии изобразительного искусства Российской Фе­ дерации. И не только в смысле повышения профес­ сионального мастерства. Главный принцип советского искусства — тесная связь художников с жизнью, с народом, с рабочим клас­ сом, с тружениками села — стал воплощаться конкрет­ ней и шире. Этому способ­ ствует деятельность творче­ ских групп, созданных по инициативе зоны «Край Черноземный». Такие груп­ пы работают во многих об­ ластных организациях Сою­ за художников РСФСР. - Искусствоведы и критики отметили высокий профес­ сиональный уровень значи­ тельной части произведе­ ний. А всего их было — свыше 1300. Среди лучших авторов были названы гра­ фики Воронежа — М. Аху­ нов, В. Пресняков, В. Лосев, живописцы Курска — В. Ерофеев, В. Мазуров, Л. Руднев, Ф. Трегуб, скульпторы из Пензы — А. Бем, В. Цой, С. Олеш- ня, художники Орла — А. Курнаков, Л. Былинно, И. Степанов, Г. Калмахе- лидзе, тамбовчане — Е. Ря- бинский, Н. Балагурова, A. Краснов, С. Лебедев, К. Малофеев, художники из Белгорода — С. Косен­ ков, А. Мамонтов, из Брян­ ска — Е. Кожевников, С. Ка- лужина, липчане — Ю. Грн- шко, А. Вагнер, В. Сорокин, B. Дворянчиков, А. Сороч- кин, В. Лузанов, А. Жданов. В сравнении с предыду­ щими выставками на ны­ нешней более широко пред­ ставлены тематические кар­ тины.- Многие из них пос­ вящены Великой Отечествен­ ной войне, Богаче и разно­ образнее стал раздел деко­ ративно-прикладного ис­ кусства, произведения ко­ торого под влиянием стан­ кового искусства приобре­ тают все большую смысло­ вую значительность. Велико­ лепно представленный раз­ дел графики в идейно-худо­ жественном и количеством' отношении является веду­ щим на выставке. В экспозиции достойное место заняли 135 произве­ дений 58 художников Ли­ пецка. Наиболее дружно и мощно выступает группа наших скульпторов: Ю. Гри- шко, А. Вагнер, Е. Вольф- сон, И. Мазур. Участие в столь престиж­ ном смотре почетно для каждого художника. Но Воронежская экспозиция важна н тем, что дает пи­ щу для размышления. Сво­ ими впечатлениями делится заместитель председателя зонального выставкома, за­ служенный художник РСФСР, известный липец­ кий скульптор Ю. Д. Гриш- ко. — Экспозиция в Вороне­ же показала, что наша ор­ ганизация за последние го­ ды поработала неплохо. Не­ увядаемое мастерство про демонстрировал и на этот раз замечательный русский художник, талантливейший живописец В. С. Сорокин. Его произведения поража­ ют глубокой эмонациональ- ностью, удивительным ко­ лоритом, душевной тепло­ той и, что самое главное, — искренностью. Высокие профессиональ­ ные достоинства, философ­ ское осмысление жизни мы находим в полотнах живо­ писца А. Сорочкина. Тема­ тически серьезно, обновлен- но по форме выглядят рабо­ ты В. Дворянчикова, вот уже два с половиной деся­ тилетия отдающего душу и профессиональное мастер­ ство людям Липецкой Маг­ нитки. Занявшие достойное место в главном зале вы­ ставки, его произведения являются как бы ее симво­ лом союза искусства и труда. Труженикам села посвя­ тил свой триптих «Люди села Кореневщино» В. Лу­ занов. Он создал конкретный групповой портрет колхоз­ ников, ставя перед собой сложную задачу — рас­ крыть связь поколений, связь сегодняшнего дня колхоза с его историей. Та­ кая картина могла быть соз­ дана только на базе жиз­ ненного материала. Крити­ ка признала, что триптих Лузанова — одна из луч­ ших работ выставки ца сельскую тему. О молодых строителях рассказывает картина Ё. Сальникова. Экспониру­ ются в Воронеже работы и других наших живописцев: В. Королева, В. Слушника, И. Колесникова, Н. Дань- шина, И. Васильева, Г. Ме- лехина. В графике наиболее серь­ езно смотрятся работы на сельскую тему А. Жданова. Обратили на себя внимание произведения художников В. Шальнева и А. Новосе­ лова. В целом же липецкая графика представлена весь­ ма скромно в количествен­ ном и качественном: отноше­ нии. В жанре декоративно­ прикладного искусства и зрители и специалисты вы­ соко оценили елецкие кру­ жева. Продукция же фабри­ ки «Липецкие узоры» выз­ вала замечания искусствове­ дов-прикладников. Они от­ мечали, что иные изделия страдают художественной неполноценностью, носят от­ печаток рыночной продук­ ции. В керамике показаны работы В. Уваровой и В- Фе­ досеева.' Хочется отметить, что творчество молодых вы­ глядело в нынешней экспози­ ции не очень выразительно: нет ярких тематических произведений, ограничены и профессиональные возможно­ сти. Будем надеяться, что наша смена окрепнет и к следующему зональному смотру придет с более ощу­ тимыми творческими резуль­ татами. Мы давно ждем зрелых решений в произве­ дениях А. Симонова, А. Ис­ томина, Б. Инкелеса, В. Вяльцева и других. Меня радует целеустрем­ ленность и тематическая ориентация наших скульпто­ ров. Но и им можно поже­ лать больше композицион­ ных произведений, ярко раскрывающих духовное бо­ гатство человека-труженика, Т. НЕЧАЕВА, искусствовед. КОНЦЕРТ МАСТЕРА Недавно в Липецке состоя­ лись выступления одного из старейших советских пианис­ тов, солиста Московской го­ сударственной филармонии Арнольда Каплана. Пианист высокого професси­ онального уровня, А. Каплан обладает подлинной культурой исполнения, великолепной те­ хникой, прекрасным чувством стиля произведений. Игре его чужды ложный пафос, резкая констрастность динамических градаций. Напротив, чувства строго упорядочены, во всем— мера, безупречный художест­ венный вкус, все подчинено возможно более полному вы­ ражению замысла композито­ ра. Игра Каплана, его трактовки музыкальных произведений — в лучших традициях русского и советского исполнительского искусства. Их по праву можно назвать классическими. Кон­ церт доставил липчанам истин­ ное наслаждение искусством большого мастера. Н. ИВАНОВА. Г ОВОРЯТ, у всякой бесхозяйствен но с т и всегда есть хозяин — тот, кто ее породил. И ведь порою именно она, эта самая бесхозяйствен­ ность, толкает человека на хищения. Так случилось с рабочими Грязинской рай- сельхозтехники С. Губиным и Н. Герелом, которые на двух тракторах были направ­ лены в совхоз «Бутырский» для оказания помощи в убор­ ке кукурузы. В чем же вы­ разилась эта «помощь»? Ог­ лядевшись через несколько дней работы в совхозе, пре­ доставленные самим себе, они решили, что здесь легко можно погреть руки. Днем на глазах у многих людей горе-помощники погрузили в тракторную тележку 2100 килограммов прессованного сена в тюках и отвезли в се­ ло Кореневщино Добровско- го района, где продали мест­ ной жительнице Бычковой за 55 рублей. Почувствовав безнаказанность, на следую­ щий день аналогичным пу­ тем они вновь привезли ту­ да же 1400 килограммов се­ на и продали Савиной за 30 рублей. Человек и закон ЛАЗЕЙКА На что рассчитывали Гу­ бин и Герел, совершав хище­ ние сена? Теперь они пояс­ няют это вполне откровенно: во-первых, надеялись ос­ таться безнаказанными, а во-вторых, очень уж уповали на беспорядки в совхозе. Самое удивительное во всей этой истории — пози­ ция руководства райсельхоз- техники. Как отреагировали здесь на преступление своих работников? Они направили в милицию характеристику на С. Н. Губина, в которой говорилось, что он «посещает собрания и занятия по эко­ номическому образованию, пользуется уважением, в пе­ риод сельскохозяйственных работ принимал активное участие в оказании помощи селу» и так далее... Прямо- таки бери эту характеристи­ ку и вешай в красный угол. Трудно сказать, познал ли Губин законы экономики на­ шего общества на занятиях, но тому, что залезать в го­ сударственный карман нель­ зя, его не научили. Не хо­ чется верить, что такие лю­ ди, посягающие на народ­ ное добро, пользуются ува­ жением в трудовом коллекти­ ве. К сожалению, таких при­ меров немало. И все это следствие того, что в некото­ рых колхозах и совхозах не­ удовлетворительно организо­ вана охрана кормов. Этим нередко пользуются любите­ ли легкой наживы. Шофер автобазы № з треста «Липецкстройтранс» А. Тузов на автомашине марки «КрАЗ» был команди­ рован на Усманский завод литейного оборудования. Вме­ сто того, чтобы машину ос­ тавлять на ночь на террито­ рии завода. Тузов ежедневно ездил ночевать к матери, ко­ торая проживает в селе в 10 километрах от города. Но­ чью он решил «проявить за­ боту» о родительнице, и в поле совхоза «Коммунар» совершил хищение тонны се­ на, которое привез на под­ ворье матери, где оно в по­ следствии было обнаружено, изъято и возвращено совхо­ зу. Рабочие Лебедянского кирпичного завода В. Кобзев и В. Живин на закреплен­ ной за Живиным автомаши­ не ЗИЛ-157 с поля орошае­ мого участка первого отделе­ ния совхоза «Первомайский» совершили хищение люцер­ нового сена, которое отвезли в село Ольховец и продали. Рабочий совхоза «Дома- чевский» Лев-Толстовского района М. Шйбин совершил хищение 800 килограммов клеверного сена. Есть случаи, когда хище­ нием кормов занимались должностные лица — ко­ мандиры сельскохозяйствен­ ного производства, то есть те. кто в первую очередь призван бороться за "сохран- ДЛЯ НЕСУНОВ ность народного добра. Начальник станции техни­ ческого обслуживания трак­ торов Воловского РО «Сель­ хозтехника» Вячеслав Тимо­ феевич Рощупкин в своем хозяйстве имеет кроликов и нутрий. Слов нет, похваль­ ное занятие. Но где взять корма на долгую зиму? В любом деле, видимо, хорошо иметь единомышленников. И такого единомышленника Рощупкин нашел в лице главного инженера совхоза «Воловский» Василия Ивано­ вича Шумских. Оба обрати­ лись к директору совхоза «Воловский» с просьбой вы­ писать Рощупкину для зве­ рюшек кормовой свеклы. Просьба была удовлетворе­ на, стоимость 600 килограм­ мов свеклы оплачены в сов­ хозную кассу. В. И. ■Шум- ский сел за руль грузового автомобиля и вместе с Ро­ щупкиным с помощью по­ грузчика загрузил и доста­ вил свеклу по назначению. Но вскоре домой к В. Т. Рощупкину заглянули работ­ ники милиции. Каково же было их удивление, когда после взвешивания свеклы оказалось... 1816 килограм­ мов, т. е. в три раза боль­ ше. Сейчас «приятели» раз­ водят руками: что, мол, де­ лать? Бес попутал... Вдвоем они вступили в конфликт с совестью, вдвоем и оказа­ лись на скамье подсудимых. Примеры, связанные с хи­ щениями кормов, к сожале­ нию, можно приводить еще. И вот что удивляет: тащат иной раз на глазах у многих людей, так что можно и в самом деле подумать: свое люди берут. Ну как, скажи­ те, можно было увезти средь бела дня с базы совхоза «Бутырский» 3,5 тонны прес­ сованного сена? А вот Губии и Герел сделали это без осо­ бых усилий. Все упомянутые лица ор­ ганами милиции привлечены к уголовной ответственности и строго Наказаны! народ­ ным судом. Между тем, хо­ рошо известно, что преету». ление легче предотвратить, чем раскрыть и наказать ви­ новного. Ущерб, причиняе­ мый хищениями кормов в хозяйствах, не измеряется лишь стоимостью потерян­ ного. Хищения отрицатель­ но скажутся на производстве животноводческой продукции и итогах зимовки скота. По­ этому корма должны надеж­ но охраняться. В перекры­ тии каналов хищения Фура­ жа должны в полной мере проявить себя группы и по­ сты народного контроля,, то­ варищеские суды, правоохра­ нительные органы. Одним словом, мы должны сделать все, чтобы шв осталось ни малейшей лазейки для несу­ нов, которые приносят боль­ шой вред народному хозяйст­ ву- _ Н. УСЙК, зам. председателя областного суда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz