Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1985 г. (г. Липецк)

ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОПАГАНДЫ МОСКВА, 2 0 ноября. (ТАСС). В идеологической работе партии в современ­ ный, ответственный период развития нашего общества важная роль отводится сред­ ствам массовой информации и пропаганды. Они призва­ ны. указывается в доку­ ментах октябрьского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, убеж­ дать людей политической яс­ ностью и целеустремленно­ стью, глубиной содержания, оперативностью. информа­ ционной насыщенностью, яр­ костью и доступностью сво­ их выступлений. Пути и методы решения поставленных партией задач по-деловому и самокритично обсуждали сегодня на своей отчетно-выборной партийной конференции коммунисты Гостелерадио СССР. В ее работе принял участие член Политбюро, секретарь ЦК КПСС Е. К. Лигачев. Выступившие на конфе­ ренции сосредоточили внима­ ние на нерешенных пробле­ мах, вносили предложения, как повысить эффективность теле- и радиопропаганды, стать ближе к многомилли­ онной аудитории, глубоко выражать потребности вре­ мени, поднимать людей на дружную творческую работу по претворению в жизнь но­ ваторской. созидательной ли­ нии апрельского Пленума ЦК КПСС. Сейчас вся работа партии, ее организаций, деятельность трудовых коллективов, отме­ чалось на конференции, под­ чинены подготовке к XXVII съезду КПСС, определяются содержанием предсъездов­ ских документов: проектов новой редакции Программы КПСС, изменений в Уставе КПСС, Основных направле­ ний экономического и со­ циального развития страны на 1986—1990 годы и на перспективу до 2 0 0 0 года. Задача телевидения и радио­ вещания, печати состоит в том, чтобы добиться глубо­ кого понимания каждым коммунистом; каждым совет­ ским человеком програм­ мных целей партии, объек­ тивной необходимости уско­ рения социально-экономиче­ ского развития общества. За последние годы Госте­ лерадио, его творческие кол­ лективы создали ряд худо­ жественных и художествен­ но публицистических произ­ ведений. вошедших в золотой Фонд советского искусства. В их основе — русская и советская классика, видные литературные и сценические произведения на современ­ ную и историческую темы. Вместе с тем при нетребова­ тельности редакций на экран подчас проникают ущербные телефильмы, телеспектакли, низкопробные музыкальные поделки и просто бессодер­ жательные передачи. Теле­ видение и радиовещание должны служить формиро­ ванию у людей здоровых эстетических потребностей, не подлаживаясь под отста­ лые вкусы. Все программы телевидения и радио надо подчинить одной цели — пропаганде, разъяснению и проведению в жизнь партий­ ной политики. То есть, они должны быть классовыми по существу. На конференции высту­ пил Е. К. Лигачев. Перед конференцией он встретился с работниками ряда главных редакций Центрального те­ левидения. Состоялся откро­ венный. заинтересованный разговор с журналистами о их творческих планах, перс­ пективах работы, путях ко­ ренного улучшения содержа­ ния программ телевидения и радиовещания, о совершен­ ствовании деятельности пар­ тийной организации. п а м я т и Вчера в поселке Лев Толстой состоялся День памяти Льва Николаевича Толстого, приуро­ ченный к 75-летию со дня смерти великого русского пи­ сателя. В сквере имени Льва Нико­ лаевича Толстого собрались представители трудовых кол­ лективов района, многочислен­ ные гости из Москвы и Ли­ пецка. Здесь состоялся митинг. Его открыл председатель рай­ исполкома В. В. Дедов. Он предоставил слово первому секретарю райкома КПСС Э. С. Чернышову. Затем вы­ ступили член ученого совета Государственного ордена Тру­ дового Красного Знамени му­ зея Л, Н. Толстого, доктор филологических наук, профес­ сор МГУ В. А. Ковалев, маши- В Е Л И К О Г О нист-инструктор станции Лев Толстой, ударник коммуни­ стического труда С. И. Вино­ градов, главный режиссер об­ ластного драматического теат­ ра имени Л. Н. Толстого, за­ служенный деятель искусств РСФСР В. М. Пахомов, учени­ ца школы № 42 имени Л. Н. Толстого Т. Фирсанова, ответ­ ственный секретарь областной писательской организации И. С. Завражин. Состоялось возложение цве­ тов к памятнику писателя. Затем участники митинга про­ шли в зал ожидания желез­ нодорожного вокзала, где от­ крылась выставка Государст- П И С А Т Е Л Я венного' музея Л. Н. Толстого, экспоната которой рассказы­ вают о жизни и творчестве великого художника слова. Состоялась экскурсия в музей бывшей станции Астапово. День памяти завершился соб­ ранием общественности посел­ ка. Перед его участниками выступили писатель-лите­ ратуровед, доктор фило­ логических наук В. Я. Лакшин, заведующая отделом научной пропаганды Государ­ ственного музея Л. Н. Толсто­ го Л. И. Малинина, писатель, лауреат Государственной премии РСФСР Г. В. Семенов, заведующий кафедрой факуль­ тета журналистики МГУ, кан­ дидат филологических наук И. В. Толстой, секретарь об­ кома КПСС Р. Е. Злобина. V I I Ф Е С Т И В А Л Ь С Т У Д И И «ЛЕНФИ ЛЬМ » НА Л И П ЕЦ К ОЙ ЗЕМ Л Е ВСТРЕЧИ С МАСТЕРАМИ КИНО Тепло встречали вчера участников VII кинофести­ валя студии «Ленфильм» липецкие тракторостроите­ ли. В парткоме предприятия состоялась беседа членов делегации с партийными, профсоюзными, комсомоль­ скими работниками. Ее вел секретарь парткома А. А. Бельский. Гости познакоми­ лись со славной историей одного из крупнейших трак­ торных заводов страны, с успехами трудового коллек­ тива в нынешней пятилет­ ке, с перспективами разви­ тия предприятия, в планах которого главное место отво­ дится его реконструкции с учетом современных научно- технических требований, созданию нового трактора. В конференц-зале заводо- ■ управления состоялась встре­ ча рабочих, служащих, ин­ женерно-технических работ­ ников с кинематографистами. Гости рао^казали о том, чем встречает ' XXVII съезд КПСС ленинградская ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени киносту­ дия, о фильмах, которые представлены на суд липец­ ких зрителей. На память о встрече хозяева подарили гостям книги о заводе, Ли­ пецке, липецком крае. Затем члены делегации побывали в цехах завода — сборки тракторов, экспери­ ментальном. С интересом познакоми­ лись они с бытом и отды­ хом тракторостроителей. Гости посетили заводской детский сад. новое рабо­ чее общежитие, среднюю школу. А вечером во Дворце культуры завода состоялась встреча тракторостроителей с творческой группой кино­ студии «Ленфильм», участ­ вовавшей в создании художе­ ственного фильма «Зимняя вишня». Фестиваль продолжается. Сегодня мастера кино побы­ вают в коллективе фабрики «Липецкие узоры», п р и м у т участие в семикаре работни­ ков кинофикации области. А завтра они выедут в Елец, где встречи с ними ждут труженики ряда предприятий города. В кинотеатре «Рос­ сия» состоится большой ки­ новечер. ЭТИ С Т Р А Н НЫЕ НЕСТРАННЫЕ ЖЕНЩИНЫ ...Сладок сон на рассвете. Поудобнее, обняв подушку, спит женщина. Красивая, молодая, вернее сказать, в том возрасте, который дели­ катно не имеет точных дат, во всяком случае — пора зрелости' вся еще впереди. Та пора, с которой в основ­ ном и связывают простое человеческое счастье. Но спать некогда. Взры­ вается будильник. И вот уже побежал, помчался еще один обычный день обыкновенной современной деловой женщины. Не сов­ сем одинокой в жизни, по­ скольку. вот он, рядом, ти­ хо посапывает в кроватке сын, которого так жалко бу­ дить, так не хочется та­ щить, еще всхлипывающего от обиды, в детсад, но что делать?.. Что делать, когда все: дом с его бесконечной суетой, работа с ее всегдаш­ ней «напряженкой», мага­ зины с осточертевшими оче­ редями и т. д. и т. п. — все в одних руках? В этих вот, по-женски умелых, но по- женски же и несильных. Не одинока она и все-таки одинока. И как любая жен­ щина. мечтает о встрече с человеком, который станет ей опорой. Мчится время, безжало­ стно отстукивая секунды. Торопится, спешит по шум­ ной улице вместе с сыниш­ кой женщина. Бескон'ечен ее бег по длинной-длинной дис­ танции «жизнь»... Позволим себе немного отвлечься . от нескольких эпизодов фильма ленинград­ ского режиссера И. Маслен­ никова по сценарию В. Ва- лупкого «Зимняя вишня». Для того, чтобы заключить: перед нами не новая, боль­ ше того, пожалуй, уже «пе- реосвоенная» в 4 нашем кине­ матографе тема. Та самая, когда-то. несколько лет на­ зад разбуженная Фильмом режиссера Ю. Райзмана «Странная женщина». Так бывает нередко, стоит та­ лантливому автору затро­ нуть животрепещущую, весьма проблематичную те­ му в литературе ли. в теат­ ре. в кино, в любом другом роде искусства. как очень скоро это вызывает настоя­ щий' шквал похожих произ­ ведений. Пожалуй, за последнее де­ сятилетие женская тема нашла максимальное вопло­ щение и на сцене, и в кино. В театрах идут спектакли «Пришел мужчина к женщи­ не», «Я — женщина», «Триптих для двоих...» Де­ сятки произведений, варьи­ рующих эту проблему, мож­ но назвать в литературе 70—80-х годов. И просто не сходит она с экрана: «Моск­ ва слезам не верит». «Лю­ бимая женщина механика Гаврилова», «Дамское тан­ го», «Дамы приглашают кавалеров». «Счастливая, Женька!..» И всюду главная героиня она, женшина. Собственно такое пристальное *внимание к нашей современнице не удивительно. Ее социальная роль в обществе сегодня очень значительна. Она и труженица, и мать, и храни­ т ельница домашнего очага. В наше время, пожалуй, предпочтительнее говорить уже не о том, что дала «эмансипация», сколько о том, что пришла пора снять с хрупких женских плеч из­ лишний груз многочисленных повседневных забот. И если рассматривать фильмы на женскую тему с этой точки зрения, то надо признать, что наш кинематограф де­ лает доброе дело. Однако, скажем прямо, не все фильмы на женскую тему равнозначны в художе­ ственном плане. Подумаем, так ли уж реален некий об­ раз нашей современницы, сложившийся по весьма боль­ шому ряду картин послед­ них лет, где героиня непре­ менно предстает по меньшей мере хищницей, добиваю­ щейся личного счастья лю­ бой ценой? Вспомним хотя бы героиню фильма «Время желаний» (тот же режиссер Ю. Райзман), строящую свой дом столь расчетливо-хо­ лодно, что это приводит к смерти близкого человека. Творческий домысел, ду­ мается, возможен, если все же он не приходит в столк­ новение с логикой самой жизни. Да счастья ли ищет такая современница, если уже сам процесс поиска, того, «единственного и не­ повторимого», отнюдь не исключает, а вполне допу­ скает смещение элементар­ ных этических норм: это ведь так понятно, что жен­ щина хочет быть счастливой, да простится ей. если она и переступит в этой «борьбе» какие-то общепринятые пра­ вила. Ну, а жизнь, меж тем, все ставит на место. Как-то все же не получается гар­ монии, не приходит вожде­ ленное счастье к героине в той или иной изобрета­ тельно придуманной кинема­ тографистами истории. не сходятся, не увязыЕаютея концы с концами. Не скроем, многое и в фильме «Зимняя вишня» на­ поминает другие картины. Еще не раз потом мы будем ловить себя на мысли, что этот эпизод нам уже зна­ ком. Кажется, до деталей узнаваема квартира, в ко­ торой живет Ольга (Е. Са­ фонова) с маленьким сыном. Узнаваема ситуация, в ко­ торой оказалась она, по­ любив — увы! — женатого мужчину, по сути дела, жи­ вущего на два дома. Что уж тут хорошего. Даже лучшие подруги Лариса (Н. Русла­ нова) и Валя (Л. Удовичен­ ко), кстати, их квартиры в одном доме и подъезде, по. нимают, что эта история не может длиться вечно. Оле, красивой, обаятельной, счи­ тают они, нужен другой лю­ бимый и единственный. И подруги стараются помочь Ольге, подыскивая ей впол­ не приемлемые, с их точки зрения, варианты. Нет, совсем не исключена была возможность, что фильм «Зимняя вишня» ста­ нет еще одним киновариан­ том, звучащим на знакомый мотив, если бы... Если бы не вошла в не­ го и все не поставила на свои места тоже — женщина. Правда, во многом не по­ хожая на своих кинопред­ шественниц. Пожалуй, глав­ ная и основная несомненная удача этой картины — ис­ полнение роли Ольги Еленой Сафоновой, актрисой, вно­ сящей в нее какую-то свою, особую интонацию, вызы­ вающую волну доверитель­ ных чувств ко всему проис­ ходящему на экране. Есть своеобразный «секрет» в ее игре: в ситуациях, в кото­ рых, кажется, легче , всего свернуть 'на проторенный путь пококетничать, на­ пример, обайнием женст­ венности, попытаться Скло­ нить зрителя к сентимен­ тальной жалости и т. п. — героиня Елены Сафоновой остается самой собой, то есть — личностью. Той жен­ щиной, образ которой мы, признаться, с активной по­ мощью некоторых кино­ произведений последних лет, уже стали подзабывать. Про. сто обычной, совсем не стран­ ной женщиной, хорошим человеком, подчеркнем —• нормально стойким в нрав­ ственных оценках окружаю­ щего ее мира, окружающих ее людей. В одной из рецензий на «Зимнюю вишню» критик Е. Стишова («Ищите жен­ щину», «Комсомольская правда», 1 ноября с. г.) сочла «умозрительным» нрав­ ственный стоицизм героини В- Сафоновой. На наш взгляд, поводов для такой оценки фильм не дает. Тон. ко и психологически досто­ верно создает актриса образ женщины, являющейся на­ турой цельной. Перед нами человек не то что не позво­ ляющий себе идти на нрав­ ственные компромиссы, — а именно к этому и склоняют героиню так или иначе сю­ жетные повороты, — а чело, век. который вообще такие компромиссы из своей жиз­ ни исключает. Кажется, сколько выгод­ ных вариантов устроить свою личную судьбу у Ольги по­ является. Наверное, другая бы, как говорится, не расте­ рялась, давно бы уже «уве­ ла» силой своих женских чар того же Вадима (В. Соло­ мин) из семьи, где за авто­ ритет его все равно не при­ знают. А Ольга не заявляет о своих правах, хотя знакомы они с Вадимом годы. Не по­ тому, что не хочет создать нормальную семью и ее устраивает сложившееся положение, а потому что... любит. В ее робкой попытке заговорить с Вадимом о главном, больше не столько сожаления по поводу понят­ но неуютной для нее, жен­ щины! ситуации, сколько обыкновенной и тоже понят­ ной грусти. В самом деле, возможно ли настоящее счастье, если его надо вы­ прашивать? А вот и другой претен­ дент на роль мужа (А. Лень- ков). Правда, трудно назвать героем романа столь прозаит чески настроенного мужчи­ ну, который сразу, без «лишних» объяснений, при­ ходит в дом к женщине, не забыв прихватить домашние шлепанцы (он обожает уют). Чем не вариант супруга — не пьет, не курит, обещает полюбить ребенка. Даже хо­ рошо, что ребенок есть, очень удобно вот так, сразу, без хлопот, обзавестись сы­ ном. А что же Ольга? Просто блестяще играет этот эпизод Е. Сафонова, причем, во многом — без слов, молча­ нием. Выразительный жест, колючий или насмешливый взгляд, и перед нами жен­ щина, которая, понимайте как хотите, то ли просто смеется над дремучим реа­ листом, то ли тактично пре­ подает ему урок воспита­ ния, то ли иронизирует над собой же. Посмотри-ка. мол, на себя: хорошо ли тебе бу­ дет в такой вот семье, где о любви и речи нет? И совершенно логично, что при отсутствии все того же естественного'' чувства любви к человеку Ольга не избирает и третий вариант, пожалуй, самый «выгодный». Герберт, герой всегда обая­ тельного Ивара Калныня, предстал перед ней вопло­ щением, кажется, всех до­ стоинств настоящего муж­ чины. А недостает всего лишь малости: Герберт то­ же не говорит о любви. И Ольга его не любит., При чем же тут «умозрительный» нравственный стоицизм Ге­ роини Е. Сафоновой? Или, с иной точки зрения, есть разница между союзом Оль­ ги с каким-то там рядовым инженером и союзом с муж­ чиной, занимающим столь высокий пост в одном из на­ ших представительств? Так рассуждая, можно вообще дойти до абсурда... Именно своей естествен­ ностью проявления живых, искренних чувств героиня Е. Сафоновой и привлекает к себе, запоминается, замет­ но выделяется из целого ря­ да киногероинь других фильмов на прхожий сюжет. Запоминаются, по-свое»у интересны нам и образы, созданные двумя другими актрисами. Грубоватая, громкоголосая Лариса Н. Руслановой располагает к себе мудростью женщины, которая всегда помнит о сво­ ем предназначении в жизни. На таких, как она. как го­ ворят, «земля держится». А вот Л. Удовиченко, актриса, которую мы как-то уже привыкли видеть на экране в роли гердинь крупного плана, кажется, на этот раз с удо­ вольствием показывает нам простую женщину, совсем из тех, которые сами себя называют «бабами». Безот­ ветные,. да терпеливые. Муж прибьет? Ну так что ж, на то и глава семьи. Еще один сомнительный вариант «счастья». Странные эти женщины. « Хочется поблагодарить создателей фильма «Зимняя вишня» за рассказ о жен­ щине все-таки совсем не странной. Обыкновенной, чистой, красивой и, конеч­ но, заслуживающей счастья. Авторы картины не обнаде­ живают нас в том, что на длинной-длинной дистанции «жизнь» это счастье ей по­ встречается. Но и в этом грустном финале тоже есть своя правда. Л. ДУБИНА. ИНФОРМАЦИЯ Корреспонденты АПН и ТА СС сообщают ЧЕМ ОБЕСПОКОЕН ПЕНТАГОН НЬЮ-ЙОРК, 20 ноября. (ТАСС). Военные концерны США спешно наращивают про­ изводственно-технические мощ­ ности для реализации планов милитаризации космического пространства. На заводе ком­ пании «Хьюз эйркрафт» на ок­ раине Лос-Анджелеса законче­ но сооружение прототипа ги­ гантского датчика, засекающе­ го инфракрасные излучения. Неподалеку на предприятиях корпораций ТРВ и «Рокуэлл Интернэшнл» отрабатываются образцы лазерного оружия под кодовыми названиями «Ми- ракл», «Альфа» и «Рашел». Ли­ хорадочная деятельность по созданию ударных космических вооружений особенно заметна в Калифорнии —• центре аэро­ космической и радиоэлектрон­ ной промышленности США. Но работы в этой сфере развора­ чиваются и во многих других районах страны. «Вокруг прог­ раммы «звездных войн» в США образовалась целая отрасль промышленности», •—свидетель­ ствует газета «Нью-Йорк тайме». Нарастающий бум питается щедрыми долларовыми инъек­ циями Пентагона, который, по словам газеты, уже затратил на эти цели более 2 млрд, дол­ ларов. Только до 1993 года, указывает газета «Крисчен сай- енс монитор». правительство США намерено израсходовать на эти цели 70 млрд, долларов. А расходы на полную реали­ зацию СОИ составят, по оцен­ кам, астрономическую сумму в 1,5 триллиона долларов. Как откровенно высказался на страницах газеты «Вашинг­ тон пост» консультант одного из крупнейших военных концер­ нов США, «смятение напря­ женности в отношениях между Советским Союзом и США — плохая перспектива для воен­ ного бюджета». По свидетель­ ству газеты, пентагоновские подрядчики обеспокоены тем, как бы СССР и США не при­ шли к договоренности об эф­ фективном контроле над воо­ ружениями. П РАВД А нмли врачи сиветошго ю аш - таля, расположенного в ника­ рагуанском департаменте Чи- нандега. Как и десяткам тысяч других никарагуанцев, ему бы­ ла оказана эффективная ме­ дицинская помощь. Советские врачи прибыли в Никарагуа в мае 19С2 года, чтобы помочь пострадавшим от жестокого ливня, обрушив­ шегося на западные районы страны. Выполнив свою гу­ манную миссию, персонал гос­ питаля по просьбе никарагуан­ ского правительства остался в Чипандеге. За минувшее вре­ мя медицинские работники сделали тысячи сложных опе­ раций, поставили на ноги мно­ гих крестьян, бойцов Санди- нистской народной армии. В знак признательности за бес­ корыстную помощь советских врачей никарагуанцы при­ своили госпиталю имя «Ника- рагуано-советской дружбы». На снимке: терапевт А. С. Давыдов из Рязани и медсест­ ра Нэлли Сучкова из Горько­ го во время обхода в госпита­ ле в Чинандеге. (Фотохроника ТАСС). О П РАВАХ Ч ЕЛ ОВЕК А Р Е П Р Е С С И И ПРОДОЛЖАЮТСЯ ДАМАСК, 20 ноября. (ТАСС). Йовальные обыски, облавы и массовые аресты ' провели израильские окку­ панты в захваченном ими секторе Газа. За прошедшие сутки несколько десятков палестинцев брошены за ре­ шетку без суда и следствия. Блокировав здание уни­ верситета в Газе, интервен­ ты жестоко расправились с участниками студенческой демонстрации, требовавши­ ми прекращения бесчеловеч­ ного террора. Против арабов использовались резиновые дубинки, водометы и слезо­ точивый газ. Имеются ране­ ные, многие студенты арес­ тованы. Настоящий погром учини­ ли захватчики в палестин­ ском лагере Ад-Духейша на Западном берегу реки Иор­ дан. Израильские солдаты врывались в дома, избивали жителей, подвергали их уни­ зительным допросам и обыс­ кам. Десятки человек за­ держаны и увезены в неиз­ вестном направлении. В городе Эль-Халиль вновь введен комендантский час. Все площади и главные ули­ цы оцеплены израильскими солдатами. Запрещены лю­ бые собрания, закрыты уч­ реждения, больницы, школы, многие магазины. Блокиро­ ваны штаб-квартиры обще­ ственных организаций и зда­ ния учебных заведений. ПО КОМ ПЛАЧЕТ СТАТУЯ СВОБОДЫ Сквозь серую изморось над нью-йоркской гаванью про­ ступает девяностометровый силуэт етатуи Свободы, тем­ ной и хмурой, как грязные воды Гудзона. По бронзовому лицу ее текут конденсиро­ ванные туманом слезы, остав­ ляя ржавые подтеки. Без ма­ лого столетие соленая влага Атлантики и ветры точат ме­ талл, превращая стальной кар­ кас монумента в ломкие прутья. Статуя Свободы пла­ чет, и ее бурые слезы рож­ дают ассоциации, что-то напо­ минают... Рыдают женщины из индей­ ской резервации Уинд-Ривер в штате Вайоминг. Молодежь племени шошонов не хочет жить, по резервации прокати­ лась цолна самоубийств девят­ надцатилетних индейцев. «У этих бездельников было слиш­ ком много свободного време­ ни, они не знали куда его деть», — объяснил помощник местного шерифа. Это была эпитафия влас­ тей. Они не знали, куда деть свободное время, и поэтому решили уйти из жизни — все просто. А «свободного време­ ни» у молодых индейцев, дей­ ствительно, много: ведь 70 процентов жителей резервации — безработные. Это в Вайо­ минге. В остальных резерва­ циях картина еще страшней: безработица достигает 90 про­ центов, 75 процентов населе­ ния хронически голодает, средняя продолжительность жизни — 46 лет. И безысход­ ность, полное отсутствие ка­ ких-либо надежд на будущее. С приходом к власти рей- гановской администрации ас­ сигнования индейским резер­ вациям сокращены на треть, программы социальной помо­ щи индейским семьям уреза­ ны на миллиард долларов. Не поэтому ли количество само­ убийств среди молодых индей­ цев в 30 раз выше, чем в сред­ нем по США? Рыдают женщины племени шошонов... В негритянских гетто Чика­ го, Детройта и Нью-Йорка ры­ дают чернокожие женщины. Они тоже хоронят детей, грудных младенцев, ибо смерт­ ность среди них в два раза выше, чем среди белых. Их отцы 4 получают за равный труд 'лишь половину зарпла­ ты белого, но вдвое чаще те­ ряют работу. Каждый третий темнокожий гражданин Сое­ диненных Штатов живет в ни­ щете, и у него, как и у индей­ ца, нет надежды. , Сокращение ассигнований на социальные нужды еще более обостряет проблемы негритянского населения. Нег­ ры составляют непропорцио­ нально большую часть бедня­ ков США. Впрочем, какие тут могут быть «пропорции»? До­ статочно сказать, что 62 про­ цента «хронических» бедняков США негры. В нищете су­ ществуют почти пять миллио­ нов испаноязычных амери­ канцев, уровень безработицы среди них лишь чуть ниже, чем среди негров. Стэйси Эбнер не плачет. Во- первых, он мужчина, е о - в т о - рых, ветеран второй мировой войны, немало повидавший на своем веку (ему 74 года). Но и его жизнь нельзя на­ звать веселой, ибо он нищ и бездомен. Обитает Стэйси под крыльцом конгресса, что дает ему некоторые преимущества перед миллионами бездомных соотечественников. Он не боит­ ся полицейских облав и высе­ лений, законодатели настолько привыкли к нему, что иногда даже дарят ему свои старые рубашки и брюки. Словом, Стэйси Эбнер за де­ сять лет жизни под ступеня­ ми конгресса уже стал досто­ примечательностью Капито­ лийского холма. «Это забавно!» — воскликнул, узнав о нем, конгрессмен-демократ из шта­ та Нью-Йорк Тед Вейс. А се­ натор-республиканец Мак Мэт­ тингли, увидев однажды сол­ нечным утром Стэйси Эбнера, заявил, что никогда не слыщал о бездомных американцах. На­ верное, он ничего не слышал и о 20 миллионах американ­ цев, которые, согласно офи­ циальной статистике, постоян­ но голодают. Или о 35 мил­ лионах, живущих за офи­ циальной чертой бедности. Не удивительно, «масс-ме­ диа» Соединенных Штатов не любят комментировать дан­ ную тему, предпочитая ей ро­ зовые грезы «американской мечты». «Общество равных возмож­ ностей и процветания» не плачет по Стэйси Эбнере, по молодым индейцам шошонам, по негритянским младенцам, умирающим от туберкулеза или дифтерита, по маленьким мексиканцам, которые не мо­ гут ходить в школу, потому что вынуждены работать, по­ могая родителям кормить семью. * Плачет, проливая бурые слезы, статуя Свободы — символ американской демо­ кратии, счастья и надежды. Она тоже попала в разряд ни­ щих, и ей тоже приходится просить подаяние. На ремонт самой известной в США | скульптуры требуется 230 миллионов долларов. Но их нет. Леса вокруг нее возведены, однако федеральное прави­ тельство не выделяет фондов. Администрации Рейгана .нет дела до этой столетней ста­ рухи, как и до миллионов дру­ гих американских стариков, оставшихся без всяких средств к существованию. Куда больше правительство волнуют новые военные планы и программы. За последние четыре года оно потратило на военные цели... триллион семь миллиардов девятьсот миллионов долла - 1 ров! Статуя Свободы просит ми­ лостыню у доброхотов, у всех, «кому дороги идеалы демо­ кратии». Ржавые подтеки слез на ее лице заметны издалека даже в самую туманную по­ году. М. БЕЛЯТ. (АПН), ‘ РА СИ СТ СК А Я П О М О Щ Ь БА Н Д И ТА М МАПУТУ, 20 ноября. (ТАСС). Расистская ЮАР продолжает оказывать прямую поддержку бандам так называемого «мо­ замбикского национального сопротивления» (МНС), заявил в Бейре член Политбюро ЦК партии ФРЕЛИМО Марселкиу Душ Сантуш. Полученные в последнее время данные, от­ метил он, свидетельствуют о том, что самолеты и вертоле­ ты ЮАР постоянно доставляют оружие и боеприпасы террори­ стам, орудующим в провинци­ ях Маника и Мапуту. Народ Мозамбика, подчерк­ нул М. Душ Сантуш, преис­ полнен решимости продолжать борьбу до полной ликвидации банд МНС на всей территории страны. М. Душ Сантуш призвал за­ падные страны ввести всеобъ­ емлющие экономические -сан­ кции против режима Прето­ рии с целью заставить расистов отказаться от проведения ‘пре­ ступной политики апартеида, постоянных актов агрессии про­ тив соседних независимых го-; сударств и поддержки марио­ неточных антиправительствен­ ных группировок в Мозамбике и Анголе. Р Е З К И Й П Р О Т Е С Т БОНН, Резкий протест про­ тив намерений правительства ФРГ втянуть Федеративную Республику в осуществление пресловутого проекта «страте­ гической оборонной инициа­ тивы» США выразили участни­ ки состоявшейся в Кельне (земля Сёверный Рейн-Вестфа- лия) окружной конференции объединения немецких проф­ союзов. Конференция призвала пра­ вительство ФРГ отказаться от участия в осуществлении аме­ риканского проекта, направ­ ленного на милитаризацию кос­ мического прр.^райуггва. (ТАСС)'.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz