Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
----------- Обсуждаем проект ЦК КПСС------------ В Ы СО КАЯ МИ ССИ Я УЧИТЕЛЯ Всякая реформа есть «пре образование с целью улуч шения». Проект ЦК КПСС ставит перед школой новые рубежи, меняет условия и об стоятельства труда учителя, диктует острые задачи фор мирования личности школь ника нового типа. Самая главная фигура народного образования — «ведущий ре бенка» (буквальный перевод слова «педагог»). Как быть с ним? Что менять в его про фессиональной подготов ке? Как повысить авторитет «доверенного лица общест ва»? Проект направляет внима ние учителя на конечные ре зультаты всей деятельности школы. Уж? поэтому каждый урок, каждое воспитательное дело нам -необходимо прое цировать на формирование социально важных свойств и качеств ученика. Уже поэто му одинаково важны в шко ле яркий урок и добротный субботник, факультативное занятие и праздник политиче ской песни, формирующие практический и эмоциональ ный опыт учащихся. Какая-то нравственная об- легченность, граничащая с безответственностью, стала признаком некоторых моло дых людей, выходящих из стен школы. Даже у студен тов иногда можно отметить возрастающее увлечение внешним в ущерб внутрен нему. А это уж е на нашей совести. Возьмем лишь один аспект проблемы. Часть уче ников имеют недостаточные знания, но тем не менее по лучают оценку «3». Среди них есть такие, которым уче ние дается трудно. но их немного. Большая часть — это те, у кого нет трудолю бия, не сформировано ответ ственное отношение к уче нию; их позиция: «зачем трудиться, если все равно тройку поставят». Здесь, нам представляется, самое опасное — то разлагающее действие, которое является результатом «липовых» тро ек, иждивенческое отношение, уверенность во всепрощении. Кончив школу, такой моло дой человек и соответственно трудится. Какой же выход можно предложить? Во-первых, на учиться ставить положитель ные оценки тогда, когда это заслуж ено. Во-вторых, мо ж ет быть, следует тех д е тей, которые по своему развитию не могут по спевать за всем клас сом, иля отстали по уважи тельным причинам, временно помещать в «классы вы равнивания», где подгонят их по предметам, после чего переводить в обычные клас сы. Такие классы должны быть продленными. Тем, кто может успевать, но не хочет приложить усилий, выстав лять оценки, которые они заслуживают, в том числе и «2». Для таких учеников следует вводить экзамены при переходе из класса в класс. Нак онец, при выпус ке из 9-го класса в свиде тельстве ставить оценки, р е ально отражающие знания выпускника. Мы предлагаем дополнить второй параграф первого раз дела проекта ЦК КПСС сло вами: «Запретить оценивать работу учителя по проценту успеваемости его учеников». Успех учителя — в ус пехе его учеников. Важ но, что и как он сделал Для того, чтобы его уче ники учились в меру своих возможностей, чтобы учение было радостным и интерес ным. Путь к этому в реши тельном искоренении любых проявлений «формализма в содержании и методах учеб но-воспитательной работы». В-третьих, усиление эмо ционального фактора обуче ния. Педагогические победы даются великим изумляю щим терпением, при котором ученическое незнание, отку да бы оно ни шло — от л е ни или от неспособности, — вызывает не раздражение, а озабоченность. Молодежь тонко чувствует всю раз ность этих отношении. За несколько месяцев до смерти выдающийся совет ский педагог В. А. Сухом- линский прислал студентам Липецкого пединститута пись- \ю , в котором писал: « Умственный труд ребен ка, его успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого мо жет привести к печальным результатам. Р ебенок не только узнает, познает, у с ваивает, но и переживает свой умственный труд. Мое серд це сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять то, что ему объясняется на уроке, и по лучает двойку. Учитель, по ставивший ему двойку, пред ставляется ему самым неспра ведливым в мире человеком. Все наши замыслы, все по иски и построения превра щаются в прах, в безжизнен ную мумию, если нет тре петного сердца и живой кро ви — желания учиться. Же лаю Вам в совершенстве ов ладеть этой сердцевиной пе дагогического мастерства». Проект ориентирует учи теля на дальнейшее повыше ние творческой активности человека. Азы творч ества закладываются с раннего дет ства, с первой фразы ребен ка: «Я сам». Творчество во всех его про явлениях — вещь не всег да удобная, особенно детское творчество. Оно, по мнению некоторых педагогов и роди телей, сомнительно по самой идее, оно беспокойно и да же опасно. А в друг что-нибудь случится? Десятиклассники одной неплохой городской школы затеяли сделать для выпускного вечера мини- спектакль. Естественно, ге роями спектакля должны бы ли стать они сами и их лю бимые учителя. « Учителей уберите, — сказала завуч категорично, — и шаржи уберите, у нас все-таки тор жественный вечер». Спек такль и шаржи убрали, оста лась постная процедура вру чения аттестатов. Творчество — продукт тонкий, со школьной кафед ры ему не научишь. Нуж на творческая практика, творче ская учеба. И з десь важен «принцип разнообразия». Ис сл едовательским путем мы установили, что подавляющее число классных руководите лей, воспитателей имеют в своем арсенале и используют в работе в среднем не более 10 — 13 типовых моделей вос питательной работы (клас сный час, пионерский сбор, комсомольское собрание, вос кресник, линейка, тематичес кий вечер и т. д.). Лаборато рия «Свободное время школь ников», действующая при кафедре педагогики нашего института, собрала, частично обобщила и сейчас готовит к печати словарь организаци онных форм воспитательной работы в школе, в котором осмысливается 6 тысяч ин тересных моделей работы с детьми. Сопоставьте эти две цифры: 13 привычных, «заезженных» форм деятель ности ребят и 6 тысяч педа гогических находок лучших учителей страны и области. Слепящая ненависть к рутине рождает учительские таланты. Учебно - воспита тельная работа — творче ский процесс, которому пре тит излишняя регламента ция. Если подсчитать, сколь ко спускается на школу «сверху» директивно обяза тельных дел. то оказывается, что на собственное творчест во ни сил. ни времени не остается. Без преувеличения, в среднем в год школам раз личными инстанциями прика зывается провести с ребятами разных возрастов до 60 обя зательных дел, бесспорно, не бесполезных. Но до ‘60-тн? Нам каж ется, что во 2-й па раграф основных направле ний, где говорится о реши тельном искоренении форма лизма и регламентации, сле дует добавить: повысить твор ческий потенциал воспита тельной деятельности школы, разнообразие форм и содер жание работы с детьми, пре доставить педагогическим кол лективам право выбора вос питательных мероприятий с учетом местных условий, на циональных традиций и твор ческой целенаправленности работы школы. Г ЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ В номере за 3 января 1984 года наша газета опубликовала очерк П. Дунаева «Если погибну, то знаю за что». В заголо вок были зыиесены строки из письма комсомольца Сергея Ру днева, сражавшегося в годы Великой Отечественной войны в тылу врага и геройски погибшего в бою с карателями. Пять его писем, пришедших домой, воспоминания ровесников, бое вых товарищей и родных помогают воссоздать образ молодо го патриота. Каждая строка опубликованных документов вол нует до глубины души, передает высокий патриотический по рыв молодого поколения того времени. Очерк «Если погибну, то знаю за что» вызвал широкий от клик читателей. Но нам показалась особенно важной реакция нынешних сверстников Сергея Ру днева. В Краснянской сред ней школе, где он учился, состоялось обсуждение очерка, а в некоторых школах по материалам газетной публикация стар шеклассник I писали сочинение... П оэтическая рубрика Борис ШАЛЬНЕВ У позабытого колодца (На дне блестит еще вода) Вдруг сердце горестно толкнется, Как будто с кем стряслась беда. Как будто истину забыли Мы, люди, исчерпать до дна. Как будто радость загубили, Ту, что на всех была одна. Иль дом заброшенный примечу В кругу желанных отчих мест — И в сердце врежется навечно Оконный похоронный крест. Быть может, он судьбой оплачен, А у меня темно в глазах: В незрячем доме детство плачет, Забыто всеми впопыхах. * * * Что-то сбудется, что-то случится... В ледяной обжигаясь росе, Кружит лист — безголосая птица В сквозняковой лесной полосе. Опустели поля, присмирели, Отдыхают от страдных забот. У соломенной хрупкой свирели Столько песен — душа обомрет. О тепле урожденного хлеба, О ростках, что пред снегом взошли, О высоком свечении неба И сердечном значенье земли... * „ *А Нет, не потому, что засекречены (Тут законы логики свои). Даже в мемуарах не отмечены Местного значения бои. Обошла их полковая слава, Умолчал победный бюллетень, Сколько сыновей твоих, держава, Полегло V малых деревень. Чтоб в чести держал и серп и молот Мир, сумевший выжить и понять: Свято дело — постоять - за город, Но важней — пригорок отстоять. * , * л Созвучны неслаженным думам Дождями размытая даль, •Молчанье столетнего дуба И сосен промокших печаль. Не знаю, кто пулею мечен, Чья кровь пролилась горячо, Но выстрел, что грянул далече, В мое отдается плечо. Жалею и птицу, и зверя, Как близких жалею друзей. И малая даже потеря На совести нынче моей. В низине, где травы примяты, В чащобе, где кисти красны, — Калиновый привкус утраты, Рябиновый привкус вины... Диспут в Краснянской средней школе. В просторном актовом зале негде яблоку упасть. На дис пут пришли не только старше классники, которых пригла шал комитет комсомола, но и ребята младших классов, пе дагоги, бывшие выпускники, комсомольский актив района. О Сергее Ру дневе, воспитанни ке этой школы. разумеется, читали все, и теперь каждому хотелось увидеть его сестру А. И. Дорохову , учителей Сер гея — С. П. Кирилова, И. М. Ду наева, соседку и подругу детства 3. С. Морозову, одно классников героя М. Ф. Па нину, В. Ф. Коротееву, П. М. Дунаева — автора очерка «Если погибну, то знаю за что». Все они сегодня в гостях у ребят. И р ебята спрашивают, слушают, вместе с гостями пе реживают за судьбу своих ро весников — односельчан, не вернувшихся с войны. А их, как сообщил С. П. Кирилов, около двухсот человек. Но вот настало время стар шеклассникам держать ответ перед ветеранами, перед това рищами по школе, перед со вестью своей. Первой поднялась Наташа Глазкова: — О нашем поколении про тиворечивые мнения. Одни го ворят: « Иж дивенцы растут». Другие возражают: « А разв е не эти самые «иждивенцы» стоят на страже Ро дины сего дня. строят БАМ, штурмуют космос?» Видимо, во все вре мена ребята разными были. Ведь рядом с такими светлыми людьми, как Сергей Ру днев, жили и те, кто потом шел в полицаи... Их было ничтожно мало, но они были. Однако по ним о поколении вообще мы не судим. Так вот и теперь. В нашем классе есть двоечник и невежа. А есть Женя Пути лин. Честный. старательный Ал ександр Дмитриевич Ива нов ночами не спал. Его не утешному воображению пред ставлялась картина той золо той поры, когда он подвизал ся на ниве железнодорожной торговли: возглавлял О РС НОД. Правда, кончилось все печаль но: финансовые махинации, злоупотребление служебным положением и т. л. и т. п. Вы вод обычный в таких случа ях: строгий вытозор по пар тийной линии, отзыв из соста ва депутатов городского Сове та, снятие с работы, следст вие... Казалось бы, с торговлей кончено раз и навсегда: с под моченной репутацией туда не сунешься. Но не хотел. не мог смириться с этим Ал ек сандр Дмитриевич, и даж е не- парень. Это он работал прош лым летом на комбайне, и о его трудовом подвиге говорят сегодня в школе. Награж ден знаком ЦК ВЛКСМ « Гвар деец пятилетки», отмечен совхоз ными наградами. А он не чув ствует себя героем, не кичит ся успехами. Когда я читала очерк о Сер гее Ру дневе, то. естественно, спросила себя: а в нашем клас се есть такой человек? И тут ж,» ответила — есть ! Миша Куликов: — Г ероем человек не рож дается, его формирует жизнь. И если на долю того поколе ния выпало немало труднос тей, испытаний, то и ребята были под стать времени: стой кие, мужественные, целе устремленные. Они преодоле вали трудности, видя в этом свой гражданский долг. Труд ностей и сегодня немало. Но м ногие из нас научились их просто не замечать, считая, что преодоление этих труднос тей — удел кого-то другого. Каждому известно, сколько сейчас проблем в сельском хо зяйстве. Их не решить без участия молодежи. Значит, наш гражданский долг — идти в сельское хозяйство и подни мать его. А м ного ли ребят останется работать на селе? Единицы. И остаются порой не по долгу, а по иным причинам. Кто-то в институт не поступил, кого-то привлек ла совхозная квартира. Види мо, вот о чем нам надо гово рить. Ира Дорох ина: — В очерке есть строки о том, как Сергеи Ру днев помо гал своей маме и соседям. По чему это отложилось в памяти его ровесников, ведь, наверное, были и другие какие-то факты отзывчивости, готовности по мочь. Сначала я решила, что это вспоминается людям лишь потому, что теперь такие фак- плохие должности, на которые устроили приятели, — началь ник цеха фабрики, заместитель директора совхоза — не радо вали. Как магнит тянула тор говля... В такую-то бессонную мину ту Иванова в д ру г осенило: — Простофиля я! — ударил он себя по лбу. — Вот кто мне поможет: старый друг Михаил Иванович Кононыхин, что ру ководит межрайбазой облпо требсоюза. Это не какая-то там валяльно-обувная фабрика, где Михаил Иванович раньше директорствовал. И вот Александр Дмитрие вич пришел с заявлением в ка бинет друга. Повертел листок Михаил Иванович и этак нере шительно произнес: ты стали редкостью. Но нет, все это есть и сегодня. Мы тоже помогаем ветеранам, все ребята что-то делают по дому. Нав ерное, все дело в том, с каким чувством оказывается помощь. Для Сергея Ру днева это было таким ж е естествен ным делом, как сказать «Здрав ствуйт е!» Мы ж Р теперь за все требуем оценки, похвалы. Сходили к ветерану, помогли — нас надо похвалить, мы провели мероприятие. Подхва тил на улице ведра с водой у матери и у * р вертишь головой по сторонам: видят ли люди, какой я молодец? Выходит, этот поступок совершен не для людей, а для себя. А это уж е эгоизм, который нам на до искоренять в себе. Костя Татарников: — По-моему, мы говорим о мелочах, уходим от главного. А гл авнор в том, что даже тот из нас. кто сегодня получает «двойки», не задумываясь, от даст жиэнь за Ро дину. Жанна А веркиева: — Плохой сын матеря не может стать хорошим сыном Родины. С. П. Кирилов, ветеран вой ны и труда: — Отдать жизнь, много ума не надо. Помню, мы штурмова ли город Люблин. На до было пересечь площадь. На коло коль не засел вражеский пуле метчик, Что делать? Один из нас говорит: «Давайте я про бегу через площадь и обезвре ж у противника». « Н е спеши, подума ем !»... — оста навливает старшина. « А чего тут думать, я его сейчас...» И побежал. До середины площади добрал ся и погиб. Жизнь надо отдавать тоже с умом. Ру днев отдал ее, спасая товарищей, когда другого вы хода не бы.\о. А что каса ется мелочей, то наша жизнь из них и состоит. Бывает, проживает человек весь — Оно и можно бы... Да ведь у вас в трудовой-то... запись... — Чистая моя трудовая книжка, Михаил Иванович! Чи ста, как первый сне г! — квос- кл иккул Ал ександр Дмитрие вич. — Вот, гляди ! М ихаил Иванович повертел в руках трудовую книжку, по листал и даже ликом посвет лел. — Ну , это другой коленкор, — хлопнул он друга по плечу. — Ловко ты по собственному желанию ушел из ОРСа-то. Я- то боялся — по статье. Зачис лю тебя на первое время, — Кононыхин задумался, — дис петчером. Будешь у нас п о г ру зко й и выгрузкой ведать. Правда, по штатному расписа нию на базе диспетчера нет. срок, отпущенный ему, а ре шительной минуты так и не встретит. Но это вовс е не зна чит, что жизнь его не может быть яркой. И стр оить дом, и хлеб растить можно тоже по- разному. И правильно здесь говорили: важно, с каким чув ством ты это делаешь. Л. М. Приходько, препода ватель математики: — Я тоже хочу сказать «о мелочах». Никто нр> сомневает ся в вашей готовности, ребята, проявить себя настоящими пат риотами в какой-то экстре мальной ситуации. Но в едь и в повседневной нашей жизни есть такие святые понятия, как долг, честь, достоинство. Вот вам факт. Комитет комсо мола обратился ко всем школь никам собрать макулатуру, чтобы перечислить в Фонд ми ра какую-то сумму. Первый класс сдал 60 килограммов, а учащиеся 8—10 классов — ни одного. Можно сказать: «Поду маешь, макулатура ! Мелоч ь!» А мож но и так поставить во прос: «Почему в этой работе вы не увидели патриотической сути дела?» Ведь пополнение денежного Фонда мира это наш реальный вклад в борьбу за мир. Выходит, в жизни нет мелочей. И нельзя к своим де лам и мыслям относиться как к тетради по математике — по. лучил «двойку», МОЖНО И новую тетрадь завести. В том и дело, что мы один раз и набело живем ! ...На диспуте говорили мно гие и много. И в каж дом вы ступлении сквозила искрен ность и прямота. Сверяя свою жизнь с героем-сверстником военных лет, подростки прове ряли себя на нравственную прочность. Перед гостями , и педагогами приоткрывался не сегодня начавшийся процесс второго — гражданского — рождения этих мальчишек и девчонок. Но это не беда: проведем ин женером, кстати, и оклад по больше. А чт обы работалось веселее, — покровительствен но рассмеялся Михаил Ив ано вич, — подкинем тебе 30 про центов оклада экспедитора. И пошли у Ал ександра Дмит риевича дела, как нельзя луч ше. В такое доверие вошел к Кононыхину, что тот, погова ривают, уж е в заместители се бе его прочит... Одна незада ча: работу свою непосредствен ную Ал ександр Дмитриевич за валил. Простои на погрузке машин возросли, а оборот то варов настолько замедлился, что недавно этим вопросом бы ло вынуждено заняться прав ление облпотребсоюза. И не просто заняться, а наказать директора межрайбазы М. И. К ононыхина. Да чего не перенесешь ради близкого друга ! Ох, неспроста такая любовь! А . КОЛЯДОВ. НЕСПРОСТА ТАКАЯ ЛЮБОВЬ С А ТИ РИ Ч ЕС КИМ П Е РОМ ----------------- ----------------— КРАЙ Н АШ РОДНОЙ ВЕ ШАЛ0ВСК0Е Ч У Д О Очевидно, следует отка заться и от формального под хода к вступлению в пионе ры и в комсомол: исполни лось девять лет — должен быть принят в пионеры, че тырнадцать лет — в комсо мол. На до заслужить эту честь. Для некоторых ребят эти сроки могут быть и отодвинуты. Следует поду мать о более серьезных и от ветственных условиях приема, красочном церемониале. Сог ласимся, что сегодня порою идет не торжественный при ем, как важнейшее событие, в жизни ребенка, а скоротеч ная поточная запись, да еще с унылым обрядом. Н елегок труд учителя. И не все учителя, к сожалению, выполняют свою миссию, как положено. Когда-то, во времена весь ма далекие, люди строили храм. Ходил меж работаю щих мудрец и всем задавал один и тот же вопрос: «Что ты делаешь, человек?». Один, везший тачку с кам нями, остановился и зло ска зал: « Разв е ты не видишь, что я вожу эти проклятые камни ?!». Другой , поставив тачку с каменьями, спокойно ответил: «Я зарабатываю деньги». И только т ретий сказал, улыб нувшись. смахнув пот с ли ца: «Я строю прекрасный храм». Прекрасный храм будуще го строится сегодня мудрыми руками советского учителя, чей труд высоко ценится пар тией и народом. И нам всем нужно сделать все, чтобы учителями были лучшие лю ди нации, лучшие люди Оте чества. Н. К УЗЬМИН , заведующий кафедрой педагогики ЛГПИ , доктор педагогических наук, профессор. С. ШМАКОВ, декан по работе с иностранными студентами ЛГПИ, кандидат педагогических наук. Зимний Липецк. Рис. С. Костюнина. В ФОНД МИРА У меня имеются непогашен ные облигации Госу дарствеп- 1Юго займа развития народно го хозяйства ССС Р (вы пуск 1951 года) на сумму 650 руб лей. Я их сдаю в Фонд мира. Пусть знают заокеанские тол стосумы, что советские люди ничего не пожалеют, чтобы на планете никогда не было ядерной войны. И. П РОСКУРИН, слесарь-моторист. Село Кузьминские Отвержки 4Липецкого района. Прошло полгода с того ав густовского, ясного и тихого дня, когда средь лазури, плес кучего зеленого блеска пред осенней листвы, средь марева холмистых желтых полей не ожиданно возникли постройки линий и пропорций непривыч ных, но впечатляемости сто,ль сильной, что вспышкой отпеча тались в памяти. Сказочностью повеяло от каменных сооруже ний на окраине Вешаловки: башни со стрельчатыми про емами окон и невиданной ра нее, но будто узнаваемой па мятью, церкви — каменного цветка. От шоссе постройки были вроде бы в низине, на склоне холма, и все-таки за гадочным образом парили, воз вышались в пространстве над волнистым ландшафтом полей. Часто ли нам, детям уходя щего века двадцатого, прихо дится встречаться с прошлым в столь дивных образцах, как этот архитектурный шедевр, воплотивший противоречия и особенности века минувшего? И не в священной •Тишине му зейных залов, не в разрекла мированных культурных цент рах, а здесь вот — в тиши по лей, на родной земле? В самом деле, от моего За- мартынья до Вешаловки полевы ми дорогами два часа езды на велосипеде: так почему ж так поздно открываю я еще одну тайну отчего края? Только для меня звучат теперь упреком тяжелые пушкинские слова о лени и нелюбопытстве души нашей. Вновь и вновь я мысленно в Вешаловке. Суходольная, по крытая выгоревшей за лето травой балка, уходящая в про сторы полей, Знаменский овраг. На сол нечном, склоне его и поместил архитектор усадьбу для знатного екатери нинского вельможи Татищева. Остатки высокой насыпной плотины, прорванной вешними водами. Полукруглая чаша — дно некогда живописного пру да с купальней и заморским чудом — «дельфином», о кото ром еще жива память на селе. Руины родовой усыпальницы- мавзолея, совершенно фанта стическая рыцарская башня. Нак онец, наиболее сохранив шееся творение зодчего — цер ковь Знамения. Поражает за конченность, чистота линий ее, какая-то радостная легкость, устремленность в лазурь неба, вслед летучим облакам. Крас нокирпичные стены и шатры, словно серебряным шитьем, светлой каймой переплетены и обрамлены белокаменным узо ром. Иные белокаменные ук рашения напоминают романти ческие виньетки старинных книг. И невольно впоследствии появилось желание приоткрыть туман нелюбопытства: кто ж е он, дерзкий и щедрый тво рец чуда? В линиях храма не мало элементов готики. Но как ра зительно отличие ее от го тических сооружений Европы, где так обнажена «души готи ческой рассудочная про пасть». Гот ика проросла здесь из души славянской, в которой столь велики родство и слиян- ность с природой, неоглядными просторами и воздухом роди ны. В стремительности шатров, в заостренности арок ощутима кровная связь с образцами ран немосковского зодчества с их килевидными арками-кокош никами и шлемовидными ку полами, с крепостными баш нями монастырей. • «Кутейник», дьяков сын из калужских мужиков, всю жизнь гонимый и подвергавшийся травле, градостроитель, архи тектор, художник, профессор Римской академии художеств, почетный член Болонской п Флорентийских академий, гор дый славянин, отказавшийся от должности придворного архи тектора у Людовика XV, — не Парижу, а Росс ии предназна чал он свой гений — Василий И ванович Баженов. Церковь Знамения — в бле стящем ряду его шедевров. Та ких, как Михайловский инже нерный замок в Петербурге, особняки Ш ереметева, Юшко ва, Царицынский комплекс, от вергнутый Екатериной, Паш-г ков дом в Москве, замыслен- ный, но неосуществленный ве личественный Большой Крем левский дворец — все созида лось им не только для совре менников, но и «на предбуду щие времена». Подлинная ар хитектура не подвержена пре ходящим веяниям, «ибо она подвержена основательным правилам, а не моде» — тако во было убеждение Баженова. Об удивительных людях и временах напоминает шедевр в Вешаловке. Вторая половина восемнадцатого века. Время по литической стабилизации Рос с ии, легко и щедро перенимав шей западные веяния, особен но Франции, где в архитекту ре вновь расцвел классицизм. Выдающимися творениями уве ковечила свои именачблиста тельная плеяда российских и заморских зодчих: Захаров, Казаков, Старов, Егоров, фель- тен, Камерон, Кваренги. Но имя Баженова неотделимой от таких славных имен, как Ра дищев, Новиков, Державин, Крылов, Фонвизин... Говорят — не мы во време ни, а время в нас. Но только величайшие из людского пле мени выражают его в творени ях ума, сердца и рук своих. Церковь Знамения — кристалл времен. Прислушайтесь... Как зовут эти камни, оживленные щедрым сердцем творца, оду хотворенные мастеровыми ру ками крепостных умельцев. В зове их — печаль и благогове ние перед вечностью. Перед ней, вечностью, поднята эта чарующая красота, в гармонии и созвучии с Рос сией, с веч ной Землей. Побывайте в Вешаловке: это всего лишь полчаса езды на автобусе. И тогда станет оче видной необходимость сберечь диво-дивное, молчаливо и гор до одолевающее века у нас под боком. Арх итектурному ансамблю нужна помощь: ускорение ре ставрации храма, мавзолея и башни, прекращение сбросов сточных вод с животноводчес кого комплекса в ближайший прудик — один из сохранив шихся от каскадной системы, расчистка и охрана парка, пе ренесение хлебного тока по дальше от памятника. Студенты Липецка — исто рики, филологи, энтузиасты строительных отрядов. — не за вами ли слово? Н еужто я впрямь ленивы мы и нелюбо пытны?... В. ПЕТ Р ОВ, инженер. ---------- Выставки ---------- В ЮБИЛЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ Снова красочные афиши приглашают ельчан в худо жественный отдел краеведче ского музея, где открылась ретроспективная выставка фотоклуба «Елец». Эта эк спозиция стала своеобраз ным отчетом работы коллек тива, который в наступающем феврале отметит свое трех летие. Коллектив провел и организовал в го роде около 20 фотоэкспози ций, две передвижные вы ставки по районам области, заключил и осуществляет творческий договор с район ной организацией общества «Знание» по обслуживанию сел района. Участвовали ельчане в вы ставках самого высокого ран га: во всесоюзных в городах Уфе, Армавире, Таллине, рес публиканских, межклубных в городах Новоросс ийске, Курс ке, Орле, Ростов е-на-Дону, Череповце. На о бластной вы ставке в Липецке в прошлом году 9 членов фотоклуба «Елец» были отмечены на градами. И вот совс ем не давно фотоклуб завоевал ме дали: в Череповце на вы ставке «Человек и металл» и — « Ро дина моя», которая проходила в Ельце. Готовя нынешнюю экспо зицию. устроители ретроспек тивной выставки в первую очередь отбирали фотогра фии, которые уже отметены наградами. Среди них рабо ты Ю. Титова, Н. Евс егне- ева, С. Ив анова, В. Мерен- кова, А. Филиппова. На ст ендах представлены и работы новичков: Н. Ш и- пилина, М. Баркова, В. Ми ленина, В. Козлова, В. Са фонова. Всего в экспозицию вклю чено сто фотографий 15 ав торов. Организована она от делом культуры совместно с фотоклубом и художествен ным отделом краеведческого музея н проходит в рамках Всесоюзного смотра худо жественного творчества тру дящихся, посвященного 40- летню Победы. В. К УЛИК. На снимке: «Сельская свадьба». Фото Ю. Титова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz