Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

----------- Обсуждаем проект ЦК КПСС------------ В Ы СО КАЯ МИ ССИ Я УЧИТЕЛЯ Всякая реформа есть «пре­ образование с целью улуч­ шения». Проект ЦК КПСС ставит перед школой новые рубежи, меняет условия и об­ стоятельства труда учителя, диктует острые задачи фор­ мирования личности школь­ ника нового типа. Самая главная фигура народного образования — «ведущий ре­ бенка» (буквальный перевод слова «педагог»). Как быть с ним? Что менять в его про­ фессиональной подготов­ ке? Как повысить авторитет «доверенного лица общест­ ва»? Проект направляет внима­ ние учителя на конечные ре­ зультаты всей деятельности школы. Уж? поэтому каждый урок, каждое воспитательное дело нам -необходимо прое ­ цировать на формирование социально важных свойств и качеств ученика. Уже поэто ­ му одинаково важны в шко­ ле яркий урок и добротный субботник, факультативное занятие и праздник политиче­ ской песни, формирующие практический и эмоциональ­ ный опыт учащихся. Какая-то нравственная об- легченность, граничащая с безответственностью, стала признаком некоторых моло­ дых людей, выходящих из стен школы. Даже у студен­ тов иногда можно отметить возрастающее увлечение внешним в ущерб внутрен­ нему. А это уж е на нашей совести. Возьмем лишь один аспект проблемы. Часть уче­ ников имеют недостаточные знания, но тем не менее по­ лучают оценку «3». Среди них есть такие, которым уче­ ние дается трудно. но их немного. Большая часть — это те, у кого нет трудолю ­ бия, не сформировано ответ­ ственное отношение к уче­ нию; их позиция: «зачем трудиться, если все равно тройку поставят». Здесь, нам представляется, самое опасное — то разлагающее действие, которое является результатом «липовых» тро­ ек, иждивенческое отношение, уверенность во всепрощении. Кончив школу, такой моло­ дой человек и соответственно трудится. Какой же выход можно предложить? Во-первых, на­ учиться ставить положитель­ ные оценки тогда, когда это заслуж ено. Во-вторых, мо­ ж ет быть, следует тех д е­ тей, которые по своему развитию не могут по­ спевать за всем клас­ сом, иля отстали по уважи­ тельным причинам, временно помещать в «классы вы­ равнивания», где подгонят их по предметам, после чего переводить в обычные клас­ сы. Такие классы должны быть продленными. Тем, кто может успевать, но не хочет приложить усилий, выстав­ лять оценки, которые они заслуживают, в том числе и «2». Для таких учеников следует вводить экзамены при переходе из класса в класс. Нак онец, при выпус­ ке из 9-го класса в свиде­ тельстве ставить оценки, р е­ ально отражающие знания выпускника. Мы предлагаем дополнить второй параграф первого раз­ дела проекта ЦК КПСС сло­ вами: «Запретить оценивать работу учителя по проценту успеваемости его учеников». Успех учителя — в ус ­ пехе его учеников. Важ ­ но, что и как он сделал Для того, чтобы его уче­ ники учились в меру своих возможностей, чтобы учение было радостным и интерес­ ным. Путь к этому в реши­ тельном искоренении любых проявлений «формализма в содержании и методах учеб­ но-воспитательной работы». В-третьих, усиление эмо­ ционального фактора обуче­ ния. Педагогические победы даются великим изумляю­ щим терпением, при котором ученическое незнание, отку­ да бы оно ни шло — от л е­ ни или от неспособности, — вызывает не раздражение, а озабоченность. Молодежь тонко чувствует всю раз­ ность этих отношении. За несколько месяцев до смерти выдающийся совет­ ский педагог В. А. Сухом- линский прислал студентам Липецкого пединститута пись- \ю , в котором писал: « Умственный труд ребен ­ ка, его успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого мо­ жет привести к печальным результатам. Р ебенок не только узнает, познает, у с­ ваивает, но и переживает свой умственный труд. Мое серд­ це сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять то, что ему объясняется на уроке, и по­ лучает двойку. Учитель, по ­ ставивший ему двойку, пред­ ставляется ему самым неспра­ ведливым в мире человеком. Все наши замыслы, все по­ иски и построения превра­ щаются в прах, в безжизнен­ ную мумию, если нет тре­ петного сердца и живой кро­ ви — желания учиться. Же­ лаю Вам в совершенстве ов­ ладеть этой сердцевиной пе­ дагогического мастерства». Проект ориентирует учи­ теля на дальнейшее повыше­ ние творческой активности человека. Азы творч ества закладываются с раннего дет­ ства, с первой фразы ребен­ ка: «Я сам». Творчество во всех его про­ явлениях — вещь не всег­ да удобная, особенно детское творчество. Оно, по мнению некоторых педагогов и роди­ телей, сомнительно по самой идее, оно беспокойно и да­ же опасно. А в друг что-нибудь случится? Десятиклассники одной неплохой городской школы затеяли сделать для выпускного вечера мини- спектакль. Естественно, ге­ роями спектакля должны бы­ ли стать они сами и их лю­ бимые учителя. « Учителей уберите, — сказала завуч категорично, — и шаржи уберите, у нас все-таки тор ­ жественный вечер». Спек­ такль и шаржи убрали, оста­ лась постная процедура вру­ чения аттестатов. Творчество — продукт тонкий, со школьной кафед­ ры ему не научишь. Нуж на творческая практика, творче­ ская учеба. И з десь важен «принцип разнообразия». Ис­ сл едовательским путем мы установили, что подавляющее число классных руководите­ лей, воспитателей имеют в своем арсенале и используют в работе в среднем не более 10 — 13 типовых моделей вос­ питательной работы (клас­ сный час, пионерский сбор, комсомольское собрание, вос­ кресник, линейка, тематичес­ кий вечер и т. д.). Лаборато­ рия «Свободное время школь­ ников», действующая при кафедре педагогики нашего института, собрала, частично обобщила и сейчас готовит к печати словарь организаци­ онных форм воспитательной работы в школе, в котором осмысливается 6 тысяч ин­ тересных моделей работы с детьми. Сопоставьте эти две цифры: 13 привычных, «заезженных» форм деятель­ ности ребят и 6 тысяч педа­ гогических находок лучших учителей страны и области. Слепящая ненависть к рутине рождает учительские таланты. Учебно - воспита ­ тельная работа — творче­ ский процесс, которому пре­ тит излишняя регламента­ ция. Если подсчитать, сколь­ ко спускается на школу «сверху» директивно обяза­ тельных дел. то оказывается, что на собственное творчест­ во ни сил. ни времени не остается. Без преувеличения, в среднем в год школам раз ­ личными инстанциями прика­ зывается провести с ребятами разных возрастов до 60 обя­ зательных дел, бесспорно, не бесполезных. Но до ‘60-тн? Нам каж ется, что во 2-й па­ раграф основных направле­ ний, где говорится о реши­ тельном искоренении форма­ лизма и регламентации, сле­ дует добавить: повысить твор­ ческий потенциал воспита­ тельной деятельности школы, разнообразие форм и содер­ жание работы с детьми, пре­ доставить педагогическим кол­ лективам право выбора вос­ питательных мероприятий с учетом местных условий, на­ циональных традиций и твор­ ческой целенаправленности работы школы. Г ЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ В номере за 3 января 1984 года наша газета опубликовала очерк П. Дунаева «Если погибну, то знаю за что». В заголо­ вок были зыиесены строки из письма комсомольца Сергея Ру днева, сражавшегося в годы Великой Отечественной войны в тылу врага и геройски погибшего в бою с карателями. Пять его писем, пришедших домой, воспоминания ровесников, бое­ вых товарищей и родных помогают воссоздать образ молодо­ го патриота. Каждая строка опубликованных документов вол­ нует до глубины души, передает высокий патриотический по­ рыв молодого поколения того времени. Очерк «Если погибну, то знаю за что» вызвал широкий от­ клик читателей. Но нам показалась особенно важной реакция нынешних сверстников Сергея Ру днева. В Краснянской сред­ ней школе, где он учился, состоялось обсуждение очерка, а в некоторых школах по материалам газетной публикация стар­ шеклассник I писали сочинение... П оэтическая рубрика Борис ШАЛЬНЕВ У позабытого колодца (На дне блестит еще вода) Вдруг сердце горестно толкнется, Как будто с кем стряслась беда. Как будто истину забыли Мы, люди, исчерпать до дна. Как будто радость загубили, Ту, что на всех была одна. Иль дом заброшенный примечу В кругу желанных отчих мест — И в сердце врежется навечно Оконный похоронный крест. Быть может, он судьбой оплачен, А у меня темно в глазах: В незрячем доме детство плачет, Забыто всеми впопыхах. * * * Что-то сбудется, что-то случится... В ледяной обжигаясь росе, Кружит лист — безголосая птица В сквозняковой лесной полосе. Опустели поля, присмирели, Отдыхают от страдных забот. У соломенной хрупкой свирели Столько песен — душа обомрет. О тепле урожденного хлеба, О ростках, что пред снегом взошли, О высоком свечении неба И сердечном значенье земли... * „ *А Нет, не потому, что засекречены (Тут законы логики свои). Даже в мемуарах не отмечены Местного значения бои. Обошла их полковая слава, Умолчал победный бюллетень, Сколько сыновей твоих, держава, Полегло V малых деревень. Чтоб в чести держал и серп и молот Мир, сумевший выжить и понять: Свято дело — постоять - за город, Но важней — пригорок отстоять. * , * л Созвучны неслаженным думам Дождями размытая даль, •Молчанье столетнего дуба И сосен промокших печаль. Не знаю, кто пулею мечен, Чья кровь пролилась горячо, Но выстрел, что грянул далече, В мое отдается плечо. Жалею и птицу, и зверя, Как близких жалею друзей. И малая даже потеря На совести нынче моей. В низине, где травы примяты, В чащобе, где кисти красны, — Калиновый привкус утраты, Рябиновый привкус вины... Диспут в Краснянской средней школе. В просторном актовом зале негде яблоку упасть. На дис ­ пут пришли не только старше­ классники, которых пригла­ шал комитет комсомола, но и ребята младших классов, пе­ дагоги, бывшие выпускники, комсомольский актив района. О Сергее Ру дневе, воспитанни­ ке этой школы. разумеется, читали все, и теперь каждому хотелось увидеть его сестру А. И. Дорохову , учителей Сер­ гея — С. П. Кирилова, И. М. Ду наева, соседку и подругу детства 3. С. Морозову, одно­ классников героя М. Ф. Па­ нину, В. Ф. Коротееву, П. М. Дунаева — автора очерка «Если погибну, то знаю за что». Все они сегодня в гостях у ребят. И р ебята спрашивают, слушают, вместе с гостями пе­ реживают за судьбу своих ро­ весников — односельчан, не вернувшихся с войны. А их, как сообщил С. П. Кирилов, около двухсот человек. Но вот настало время стар­ шеклассникам держать ответ перед ветеранами, перед това­ рищами по школе, перед со­ вестью своей. Первой поднялась Наташа Глазкова: — О нашем поколении про­ тиворечивые мнения. Одни го­ ворят: « Иж дивенцы растут». Другие возражают: « А разв е не эти самые «иждивенцы» стоят на страже Ро дины сего­ дня. строят БАМ, штурмуют космос?» Видимо, во все вре ­ мена ребята разными были. Ведь рядом с такими светлыми людьми, как Сергей Ру днев, жили и те, кто потом шел в полицаи... Их было ничтожно мало, но они были. Однако по ним о поколении вообще мы не судим. Так вот и теперь. В нашем классе есть двоечник и невежа. А есть Женя Пути­ лин. Честный. старательный Ал ександр Дмитриевич Ива­ нов ночами не спал. Его не­ утешному воображению пред­ ставлялась картина той золо­ той поры, когда он подвизал­ ся на ниве железнодорожной торговли: возглавлял О РС НОД. Правда, кончилось все печаль ­ но: финансовые махинации, злоупотребление служебным положением и т. л. и т. п. Вы­ вод обычный в таких случа­ ях: строгий вытозор по пар­ тийной линии, отзыв из соста­ ва депутатов городского Сове­ та, снятие с работы, следст­ вие... Казалось бы, с торговлей кончено раз и навсегда: с под­ моченной репутацией туда не сунешься. Но не хотел. не мог смириться с этим Ал ек­ сандр Дмитриевич, и даж е не- парень. Это он работал прош­ лым летом на комбайне, и о его трудовом подвиге говорят сегодня в школе. Награж ден знаком ЦК ВЛКСМ « Гвар деец пятилетки», отмечен совхоз­ ными наградами. А он не чув­ ствует себя героем, не кичит­ ся успехами. Когда я читала очерк о Сер­ гее Ру дневе, то. естественно, спросила себя: а в нашем клас­ се есть такой человек? И тут ж,» ответила — есть ! Миша Куликов: — Г ероем человек не рож­ дается, его формирует жизнь. И если на долю того поколе­ ния выпало немало труднос­ тей, испытаний, то и ребята были под стать времени: стой­ кие, мужественные, целе­ устремленные. Они преодоле­ вали трудности, видя в этом свой гражданский долг. Труд­ ностей и сегодня немало. Но м ногие из нас научились их просто не замечать, считая, что преодоление этих труднос­ тей — удел кого-то другого. Каждому известно, сколько сейчас проблем в сельском хо­ зяйстве. Их не решить без участия молодежи. Значит, наш гражданский долг — идти в сельское хозяйство и подни­ мать его. А м ного ли ребят останется работать на селе? Единицы. И остаются порой не по долгу, а по иным причинам. Кто-то в институт не поступил, кого-то привлек­ ла совхозная квартира. Види­ мо, вот о чем нам надо гово­ рить. Ира Дорох ина: — В очерке есть строки о том, как Сергеи Ру днев помо­ гал своей маме и соседям. По­ чему это отложилось в памяти его ровесников, ведь, наверное, были и другие какие-то факты отзывчивости, готовности по­ мочь. Сначала я решила, что это вспоминается людям лишь потому, что теперь такие фак- плохие должности, на которые устроили приятели, — началь­ ник цеха фабрики, заместитель директора совхоза — не радо­ вали. Как магнит тянула тор­ говля... В такую-то бессонную мину­ ту Иванова в д ру г осенило: — Простофиля я! — ударил он себя по лбу. — Вот кто мне поможет: старый друг Михаил Иванович Кононыхин, что ру ­ ководит межрайбазой облпо­ требсоюза. Это не какая-то там валяльно-обувная фабрика, где Михаил Иванович раньше директорствовал. И вот Александр Дмитрие ­ вич пришел с заявлением в ка­ бинет друга. Повертел листок Михаил Иванович и этак нере ­ шительно произнес: ты стали редкостью. Но нет, все это есть и сегодня. Мы тоже помогаем ветеранам, все ребята что-то делают по дому. Нав ерное, все дело в том, с каким чувством оказывается помощь. Для Сергея Ру днева это было таким ж е естествен­ ным делом, как сказать «Здрав­ ствуйт е!» Мы ж Р теперь за все требуем оценки, похвалы. Сходили к ветерану, помогли — нас надо похвалить, мы провели мероприятие. Подхва ­ тил на улице ведра с водой у матери и у * р вертишь головой по сторонам: видят ли люди, какой я молодец? Выходит, этот поступок совершен не для людей, а для себя. А это уж е эгоизм, который нам на­ до искоренять в себе. Костя Татарников: — По-моему, мы говорим о мелочах, уходим от главного. А гл авнор в том, что даже тот из нас. кто сегодня получает «двойки», не задумываясь, от­ даст жиэнь за Ро дину. Жанна А веркиева: — Плохой сын матеря не может стать хорошим сыном Родины. С. П. Кирилов, ветеран вой ­ ны и труда: — Отдать жизнь, много ума не надо. Помню, мы штурмова­ ли город Люблин. На до было пересечь площадь. На коло­ коль не засел вражеский пуле­ метчик, Что делать? Один из нас говорит: «Давайте я про­ бегу через площадь и обезвре­ ж у противника». « Н е спеши, подума ем !»... — оста навливает старшина. « А чего тут думать, я его сейчас...» И побежал. До середины площади добрал­ ся и погиб. Жизнь надо отдавать тоже с умом. Ру днев отдал ее, спасая товарищей, когда другого вы­ хода не бы.\о. А что каса ется мелочей, то наша жизнь из них и состоит. Бывает, проживает человек весь — Оно и можно бы... Да ведь у вас в трудовой-то... запись... — Чистая моя трудовая книжка, Михаил Иванович! Чи ­ ста, как первый сне г! — квос- кл иккул Ал ександр Дмитрие­ вич. — Вот, гляди ! М ихаил Иванович повертел в руках трудовую книжку, по ­ листал и даже ликом посвет­ лел. — Ну , это другой коленкор, — хлопнул он друга по плечу. — Ловко ты по собственному желанию ушел из ОРСа-то. Я- то боялся — по статье. Зачис ­ лю тебя на первое время, — Кононыхин задумался, — дис­ петчером. Будешь у нас п о ­ г ру зко й и выгрузкой ведать. Правда, по штатному расписа ­ нию на базе диспетчера нет. срок, отпущенный ему, а ре­ шительной минуты так и не встретит. Но это вовс е не зна­ чит, что жизнь его не может быть яркой. И стр оить дом, и хлеб растить можно тоже по- разному. И правильно здесь говорили: важно, с каким чув­ ством ты это делаешь. Л. М. Приходько, препода­ ватель математики: — Я тоже хочу сказать «о мелочах». Никто нр> сомневает ­ ся в вашей готовности, ребята, проявить себя настоящими пат­ риотами в какой-то экстре­ мальной ситуации. Но в едь и в повседневной нашей жизни есть такие святые понятия, как долг, честь, достоинство. Вот вам факт. Комитет комсо­ мола обратился ко всем школь­ никам собрать макулатуру, чтобы перечислить в Фонд ми­ ра какую-то сумму. Первый класс сдал 60 килограммов, а учащиеся 8—10 классов — ни одного. Можно сказать: «Поду­ маешь, макулатура ! Мелоч ь!» А мож но и так поставить во­ прос: «Почему в этой работе вы не увидели патриотической сути дела?» Ведь пополнение денежного Фонда мира это наш реальный вклад в борьбу за мир. Выходит, в жизни нет мелочей. И нельзя к своим де­ лам и мыслям относиться как к тетради по математике — по. лучил «двойку», МОЖНО И новую тетрадь завести. В том и дело, что мы один раз и набело живем ! ...На диспуте говорили мно­ гие и много. И в каж дом вы­ ступлении сквозила искрен­ ность и прямота. Сверяя свою жизнь с героем-сверстником военных лет, подростки прове­ ряли себя на нравственную прочность. Перед гостями , и педагогами приоткрывался не сегодня начавшийся процесс второго — гражданского — рождения этих мальчишек и девчонок. Но это не беда: проведем ин­ женером, кстати, и оклад по­ больше. А чт обы работалось веселее, — покровительствен­ но рассмеялся Михаил Ив ано­ вич, — подкинем тебе 30 про­ центов оклада экспедитора. И пошли у Ал ександра Дмит­ риевича дела, как нельзя луч­ ше. В такое доверие вошел к Кононыхину, что тот, погова­ ривают, уж е в заместители се­ бе его прочит... Одна незада­ ча: работу свою непосредствен­ ную Ал ександр Дмитриевич за­ валил. Простои на погрузке машин возросли, а оборот то­ варов настолько замедлился, что недавно этим вопросом бы­ ло вынуждено заняться прав­ ление облпотребсоюза. И не просто заняться, а наказать директора межрайбазы М. И. К ононыхина. Да чего не перенесешь ради близкого друга ! Ох, неспроста такая любовь! А . КОЛЯДОВ. НЕСПРОСТА ТАКАЯ ЛЮБОВЬ С А ТИ РИ Ч ЕС КИМ П Е РОМ ----------------- ----------------— КРАЙ Н АШ РОДНОЙ ВЕ ШАЛ0ВСК0Е Ч У Д О Очевидно, следует отка ­ заться и от формального под­ хода к вступлению в пионе­ ры и в комсомол: исполни­ лось девять лет — должен быть принят в пионеры, че­ тырнадцать лет — в комсо­ мол. На до заслужить эту честь. Для некоторых ребят эти сроки могут быть и отодвинуты. Следует поду­ мать о более серьезных и от­ ветственных условиях приема, красочном церемониале. Сог­ ласимся, что сегодня порою идет не торжественный при­ ем, как важнейшее событие, в жизни ребенка, а скоротеч­ ная поточная запись, да еще с унылым обрядом. Н елегок труд учителя. И не все учителя, к сожалению, выполняют свою миссию, как положено. Когда-то, во времена весь­ ма далекие, люди строили храм. Ходил меж работаю­ щих мудрец и всем задавал один и тот же вопрос: «Что ты делаешь, человек?». Один, везший тачку с кам­ нями, остановился и зло ска­ зал: « Разв е ты не видишь, что я вожу эти проклятые камни ?!». Другой , поставив тачку с каменьями, спокойно ответил: «Я зарабатываю деньги». И только т ретий сказал, улыб­ нувшись. смахнув пот с ли­ ца: «Я строю прекрасный храм». Прекрасный храм будуще­ го строится сегодня мудрыми руками советского учителя, чей труд высоко ценится пар­ тией и народом. И нам всем нужно сделать все, чтобы учителями были лучшие лю­ ди нации, лучшие люди Оте­ чества. Н. К УЗЬМИН , заведующий кафедрой педагогики ЛГПИ , доктор педагогических наук, профессор. С. ШМАКОВ, декан по работе с иностранными студентами ЛГПИ, кандидат педагогических наук. Зимний Липецк. Рис. С. Костюнина. В ФОНД МИРА У меня имеются непогашен ­ ные облигации Госу дарствеп- 1Юго займа развития народно­ го хозяйства ССС Р (вы пуск 1951 года) на сумму 650 руб­ лей. Я их сдаю в Фонд мира. Пусть знают заокеанские тол­ стосумы, что советские люди ничего не пожалеют, чтобы на планете никогда не было ядерной войны. И. П РОСКУРИН, слесарь-моторист. Село Кузьминские Отвержки 4Липецкого района. Прошло полгода с того ав­ густовского, ясного и тихого дня, когда средь лазури, плес­ кучего зеленого блеска пред­ осенней листвы, средь марева холмистых желтых полей не­ ожиданно возникли постройки линий и пропорций непривыч­ ных, но впечатляемости сто,ль сильной, что вспышкой отпеча­ тались в памяти. Сказочностью повеяло от каменных сооруже­ ний на окраине Вешаловки: башни со стрельчатыми про­ емами окон и невиданной ра­ нее, но будто узнаваемой па­ мятью, церкви — каменного цветка. От шоссе постройки были вроде бы в низине, на склоне холма, и все-таки за­ гадочным образом парили, воз­ вышались в пространстве над волнистым ландшафтом полей. Часто ли нам, детям уходя­ щего века двадцатого, прихо­ дится встречаться с прошлым в столь дивных образцах, как этот архитектурный шедевр, воплотивший противоречия и особенности века минувшего? И не в священной •Тишине му­ зейных залов, не в разрекла­ мированных культурных цент­ рах, а здесь вот — в тиши по­ лей, на родной земле? В самом деле, от моего За- мартынья до Вешаловки полевы­ ми дорогами два часа езды на велосипеде: так почему ж так поздно открываю я еще одну тайну отчего края? Только для меня звучат теперь упреком тяжелые пушкинские слова о лени и нелюбопытстве души нашей. Вновь и вновь я мысленно в Вешаловке. Суходольная, по­ крытая выгоревшей за лето травой балка, уходящая в про­ сторы полей, Знаменский овраг. На сол нечном, склоне его и поместил архитектор усадьбу для знатного екатери­ нинского вельможи Татищева. Остатки высокой насыпной плотины, прорванной вешними водами. Полукруглая чаша — дно некогда живописного пру­ да с купальней и заморским чудом — «дельфином», о кото­ ром еще жива память на селе. Руины родовой усыпальницы- мавзолея, совершенно фанта ­ стическая рыцарская башня. Нак онец, наиболее сохранив­ шееся творение зодчего — цер­ ковь Знамения. Поражает за­ конченность, чистота линий ее, какая-то радостная легкость, устремленность в лазурь неба, вслед летучим облакам. Крас­ нокирпичные стены и шатры, словно серебряным шитьем, светлой каймой переплетены и обрамлены белокаменным узо­ ром. Иные белокаменные ук ­ рашения напоминают романти­ ческие виньетки старинных книг. И невольно впоследствии появилось желание приоткрыть туман нелюбопытства: кто ж е он, дерзкий и щедрый тво­ рец чуда? В линиях храма не­ мало элементов готики. Но как ра зительно отличие ее от го­ тических сооружений Европы, где так обнажена «души готи­ ческой рассудочная про­ пасть». Гот ика проросла здесь из души славянской, в которой столь велики родство и слиян- ность с природой, неоглядными просторами и воздухом роди­ ны. В стремительности шатров, в заостренности арок ощутима кровная связь с образцами ран­ немосковского зодчества с их килевидными арками-кокош­ никами и шлемовидными ку­ полами, с крепостными баш­ нями монастырей. • «Кутейник», дьяков сын из калужских мужиков, всю жизнь гонимый и подвергавшийся травле, градостроитель, архи­ тектор, художник, профессор Римской академии художеств, почетный член Болонской п Флорентийских академий, гор ­ дый славянин, отказавшийся от должности придворного архи­ тектора у Людовика XV, — не Парижу, а Росс ии предназна­ чал он свой гений — Василий И ванович Баженов. Церковь Знамения — в бле ­ стящем ряду его шедевров. Та­ ких, как Михайловский инже­ нерный замок в Петербурге, особняки Ш ереметева, Юшко­ ва, Царицынский комплекс, от­ вергнутый Екатериной, Паш-г ков дом в Москве, замыслен- ный, но неосуществленный ве­ личественный Большой Крем ­ левский дворец — все созида­ лось им не только для совре­ менников, но и «на предбуду­ щие времена». Подлинная ар­ хитектура не подвержена пре­ ходящим веяниям, «ибо она подвержена основательным правилам, а не моде» — тако­ во было убеждение Баженова. Об удивительных людях и временах напоминает шедевр в Вешаловке. Вторая половина восемнадцатого века. Время по ­ литической стабилизации Рос­ с ии, легко и щедро перенимав­ шей западные веяния, особен­ но Франции, где в архитекту­ ре вновь расцвел классицизм. Выдающимися творениями уве­ ковечила свои именачблиста­ тельная плеяда российских и заморских зодчих: Захаров, Казаков, Старов, Егоров, фель- тен, Камерон, Кваренги. Но имя Баженова неотделимой от таких славных имен, как Ра ­ дищев, Новиков, Державин, Крылов, Фонвизин... Говорят — не мы во време ­ ни, а время в нас. Но только величайшие из людского пле­ мени выражают его в творени­ ях ума, сердца и рук своих. Церковь Знамения — кристалл времен. Прислушайтесь... Как зовут эти камни, оживленные щедрым сердцем творца, оду­ хотворенные мастеровыми ру­ ками крепостных умельцев. В зове их — печаль и благогове­ ние перед вечностью. Перед ней, вечностью, поднята эта чарующая красота, в гармонии и созвучии с Рос сией, с веч­ ной Землей. Побывайте в Вешаловке: это всего лишь полчаса езды на автобусе. И тогда станет оче­ видной необходимость сберечь диво-дивное, молчаливо и гор­ до одолевающее века у нас под боком. Арх итектурному ансамблю нужна помощь: ускорение ре­ ставрации храма, мавзолея и башни, прекращение сбросов сточных вод с животноводчес­ кого комплекса в ближайший прудик — один из сохранив­ шихся от каскадной системы, расчистка и охрана парка, пе­ ренесение хлебного тока по­ дальше от памятника. Студенты Липецка — исто­ рики, филологи, энтузиасты строительных отрядов. — не за вами ли слово? Н еужто я впрямь ленивы мы и нелюбо­ пытны?... В. ПЕТ Р ОВ, инженер. ---------- Выставки ---------- В ЮБИЛЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ Снова красочные афиши приглашают ельчан в худо­ жественный отдел краеведче­ ского музея, где открылась ретроспективная выставка фотоклуба «Елец». Эта эк­ спозиция стала своеобраз­ ным отчетом работы коллек­ тива, который в наступающем феврале отметит свое трех­ летие. Коллектив провел и организовал в го­ роде около 20 фотоэкспози­ ций, две передвижные вы­ ставки по районам области, заключил и осуществляет творческий договор с район­ ной организацией общества «Знание» по обслуживанию сел района. Участвовали ельчане в вы ­ ставках самого высокого ран­ га: во всесоюзных в городах Уфе, Армавире, Таллине, рес ­ публиканских, межклубных в городах Новоросс ийске, Курс­ ке, Орле, Ростов е-на-Дону, Череповце. На о бластной вы­ ставке в Липецке в прошлом году 9 членов фотоклуба «Елец» были отмечены на­ градами. И вот совс ем не­ давно фотоклуб завоевал ме­ дали: в Череповце на вы­ ставке «Человек и металл» и — « Ро дина моя», которая проходила в Ельце. Готовя нынешнюю экспо­ зицию. устроители ретроспек­ тивной выставки в первую очередь отбирали фотогра­ фии, которые уже отметены наградами. Среди них рабо­ ты Ю. Титова, Н. Евс егне- ева, С. Ив анова, В. Мерен- кова, А. Филиппова. На ст ендах представлены и работы новичков: Н. Ш и- пилина, М. Баркова, В. Ми­ ленина, В. Козлова, В. Са­ фонова. Всего в экспозицию вклю­ чено сто фотографий 15 ав­ торов. Организована она от­ делом культуры совместно с фотоклубом и художествен­ ным отделом краеведческого музея н проходит в рамках Всесоюзного смотра худо­ жественного творчества тру­ дящихся, посвященного 40- летню Победы. В. К УЛИК. На снимке: «Сельская свадьба». Фото Ю. Титова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz