Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
(Окончание* Начало на 2-й стр), выполнение решений партии та правительства. Д л я дал ьнейшего повыше ния продуктивности мелио рированных земель и достиже ния намеченных в программе рубежей необходимо совер шенствовать взаимоотно -. шення сельскохозяйственных я водохозяйственных ор гано в, хозяйств и служб эксплуатации. Какое положение сложи лось у нас сейчас? Государ ство еже годно , как Отмеча лось, выделяет огромные финансовые и материальные ресурсы на водохозяйствен ное ст роительство, на прове дение культуртехнических работ. Ввод в эксплуатацию каждо го нового гектара оро шаемых земель с затратами на их освоение обходится в среднем до 5 тыс. рублей. Между тем ответственность сельскохозяйственных и во дохозяйственных организа ци й, колхозов и совхозов за использование этих земель принижена. К чему это при водит. мы хорошо знаем. Де сятки тысяч гектаров оро шаемых и осушенных зе мель ежегодно не использу ются. Многие из них выхо дят из строя. На восстанов ление этих земель приходит ся тратить большие средства и материальные ресурсы, что, естественно, ведет к росту себестоимости продук ции- Сама жизнь ставит вопрос витом, чтобы усилить эконо мическую н моральную от ветственность и заинтересо ванность руководителей хо зяйств и трудовых коллек тивов в эффективном исполь зовании мелиорированных земель. ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали целесообразным установить четкие до говорные обяза тельства колхозов и совхо зов, водохозяйственных ор ганизаций , служб эксплуата ция и районных агропро мышленных объединений по использованию орошаемых и осушенных земель - • Предусматривается, что Водохозяйственные органи зации, предприятия сельхоэ- химии и сельхозтехники должны взять на себя обяза тельства обеспечить поддер жание мелиоративных си стем и поливной техники в исправном состоянии, вно сить в оптимальные сроки и в необходимых объемах мине ральные удобрения и сред ства защиты растений* Хозяйства же обязуются обеспечить в установленные сроки выход на плановую, а затем и на проектную уро жайность, добиться соответ ствующих объемов производ ства сельскохозяйственной продукции. Обеспечив это, они получают возможность выделять значительные сум мы для создания фондов экономическо го стимулиро вания и материального по ощрения работников , причем в достаточно высоких разме рах. В тех же случаях, ко г да хозяйства не выполнят своих обязательств , нарушат комплекс агротехнических мероприятий, плохо о ргани зуют работу , что приведет к недополучению сельскохо зяйственной продукции, они будут нести серьезную мате риальную ответственность. Определенные экономиче ские санкции будут приме няться и к водохозяйствен ным ор ганизация м, а также к предприятиям сельхозтех ники и сельхозхимии при не выполнении ими взятых на себя обязательств. Как видим, обязательства я ответственность — двусто ронние. По нашему мнению, это, товарищи, справедли вый подход. Он соответству ет принципам социалистиче ского хозяйствовани я, укреп ляет хозяйственный расчет на селе. Усиление 7'аких до говорных отношений позво лит покончить с обезличкой в использовании орошаемых и осушенных земель и значи тельно повысить их эффек тивность. И еще об одном вопросе. Речь идет о передаче внут рихозяйственных ороситель ных и осушительных систем колхозов й совхозов на ба ланс водохозяйственных ор ганизаций. В настоящее время стои мость внутрихозяйственных мелиоративных фондов со ставляет 20 миллиардов рублей и к 1990 году достиг нет 34 миллиардов рублей. В большинстве районов внутрихозяйственные ороси тельные и осушительные се ти находятся на балансе кол хозов и совхозов. Отсутст вие в хозяйствах необходи мой техники и высококвали фицированных специалистов не позволяет содержать ука занные сети на должном тех ническом уровне. Советы Министров союзных респуб лик, местные партийные и советские ор ганы вносили предложения о передаче этих систем на баланс водохозяй ственных эксплуатацион ных организаций. ЦК КПСС и прави тельст- во рассмотрели этот вопрос и признали необходимым осуществить в двенадцатой пятилетке передачу внутри хозяйственных ороситель ных, осушительных и кол лекторно-дренажных сетей и сооружений с балан са колхозов и совхозов (с их со гласия) на баланс водохо зяйственных организаций с финансированием затрат на их содержание и ремонт в размере 30 процентов за счет средств государствен ного бюджета 4 1 ТО процен- Д о к л а д т о в а р и щ а Н. А. Т И Х О Н О В А тов за счет собственных средств хозяйств. При этом имеется в виду сохранить на эти годы поря док финансирования затрат на содержание и ремонт внутрихозяйственных мелио ративных систем в низкорен табельных и убыточных хо зяйствах , установленный ра нее отдельными решениями партии и правительства для Нечерноземной зоны РСФСР, Колхидской низменности Грузинской ССР, Дальневос точно го экономического рай она , Алта йского. Красно дарског о, Ставропольск ого краев и Дагестанской АССР. Передача внутрихозяйст венных оросительных и осу шительных сетей колхозов и совхозов на баланс водохо зяйственных организаций, несомненно, положительно скажется на улучшении экс плуатации этих сетей, росте урожайности культур, выра щиваемых на мелиорирован ных землях. Важно также незамедли тельно принять меры к улуч шению использования в кол хозах и совхозах дожде вальных машин- Количество их в хозяйствах растет, а обслуживание этих агрега тов специализированными ор ганизациями должным обра зом пока не налажено. В результате тысячи машин не работают даже в период, когда поля испытывают ост рый недостаток влаги. Гос- комсельхозтехника и Мнн- судпром обязаны значитель но улучшить обслуживание дождевальных машин и ме ханизмов, работающих на орошаемых и осушенных землях, и нести за это пол ную ответственность. Таким образом, товарищи, улучшение организации работ на мелиорированных землях требует повышения ответст венности Минводхоза за ка чественное строительство и своевременный ввод В экс плуатацию оросительных и осушительных систем, за йх ремонт и поддержание в Над лежащем порядке- Госкомсельхозтехйика дол жна отвечать целиком и пол ностью за ремонт, наладку, обслуживание всех машин, работающих на мелиориро ванных землях (за исключе нием дождевальных машин «Фрегат» и «Кубань», фир менное обслуживание кото рых ведет Минсудпром). Союзсельхозхимия обязана обеспечить поставку и вне сение минеральных удобре ний, известковых материа лов и средств защиты рас тений в полном соответст вии с установленными нор мами и в оптимальные сро ки. Минсельхоз, колхозы я совхозы должны нести от ветственность за эффектив ное использование имею щихся у них мелиорирован ных земель, за применение высокоурожайных сортов сельскохозяйственных куль тур, производительное' ис пользование техники, внед рение индустриальных тех нологий, передовых методов и форм организации труда, осуществление всех меро приятий, связанных с повы шением урожайности, в том числе и за снижение себе стоимости продукции. Работа всех организаций Минводхоза, Минсельхоза, сельхозтехники, колхозов и совхозов, руководителей и специалистов хозяйств, кол хозников и рабочих впредь будет оцениваться по конеч ным результатам — получе нию высоких и устойчивых урожаев, постоянному росту производительности труда, снижению себестоимости про дукции. Коллективы й ра ботники, обеспечившие вы сокую отдачу от орошае мых и осушенных земель, получат и более высокую оп лату труда, и соответствую щее материальное поощре ние. Осуществление намечен ных планов мелиорации зе мель требует усилий многих миллионов людей. Необходи мо всемерно развивать и по ощрять инициативу и дело витость производственных коллективов. Сейчас центр организаторской работы дол жен быть перенесся непо средственно в коллективы — звенья, бригады, участки, от деления и фермы. Надо так поставить дело, чтобы они были материально заинтере сованы не только в получе нии хорошего урожая в дан ном году, но и в будущие годы. Необходимо умело использовать коллективный подряд, аккордно-премиаль ную систему оплаты труда, внутрихозяйственный рас чет, имеющиеся у предприя тий фонды стимулирования и другие инструменты плано во-экономического механиз ма. Важно, чтобы земля и ма шины закреплялись за по стоянными коллективами не менее чем на срок полной ротации севооборота. Дирек циям совхозов и правлениям колхозов надо гарантиро вать выделение подрядным звеньям и бригадам высоко качественных семян, удобре ний, средств защиты расте ний, техники, а также свое временную подачу воды с учетом намечаемой урожай ности- Коллективный подряд по лучает сейчас все большее распространение. В Ставро польском крае и Саратовской области практически все орошаемые земли уже за креплены за бригадами и звеньями, работающими по методу коллективного подря да. И это дает хорошие ре зультаты. Однако в ряде об ластей, например в Ульянов ской, Куйбышевской. Ря занской, Николаевской, Брянской, эта прогрессив ная форма организации тру да на мелиорированных зем лях не нашла еще широкого применения. Здесь коллек тивный подряд явно не в по чете. Надо энергично внед рять эту оправдавшую фор му организации и оплаты труда во всех бригадах и звеньях, работающих на орошаемых и осушенных землях. Позаботиться об этом обязаны в первую оче редь местные партийные и советские органы, Мини стерство сельского хозяйст ва и руководители хозяйств. Повышение эффективнос ти использования мелиориро ванных земель в целях ус тойчивого наращивания про довольственного фонда, — дело первостепенной важно сти всех партийных, совет ских и хозяйственных орга нов, трудовых коллективов колхозов и совхозов. III. Повышать уров ень ме лиоратив н ого Программой предусмат ривается дальнейшее расши рение масштабов водохозяй ственного строительства и совершенствование его ор ганизации. Намечается довести к 2000 году площади орошаемых земель до 30—32 миллионов гектаров и осушенных — до 19—21 миллиона гектаров. В Российской Федерации площади мелиорированных земель предусмотрено уд воить и довести до 18— 19,5 миллиона гектаров- Имеется в виду создать крупные зоны товарного производства зерна кукурузы на поливных землях Северно го Кавказа и Нижнего По волжья, а также продол жить организацию специали зированных хозяйств по про изводству ранних и теплолю бивых овощей и бахчевых культур в Астраханской и Волгоградской областях. Новый шаг будет сделан в развитии мелиорации в Си бири и на Дальнем Востоке. Намечается завершить стро ительство Алейской и Бур- линской оросительных си стем в Алтайском крае и Южно-Омской оросительной системы с гидроузлом и во дохранилищем на реке Ир тыше. Будут созданы необ ходимые условия для более полного обеспечения потреб ностей животноводства в грубых и сочных кормах за счет расширения посевов многолетних трав и сои. В Украинской ССР пло щади орошаемых земель предусматривается довести до 4—4,2 миллиона гектаров й осушенных — до 3,9—4 миллионов гектаров. Будет продолжено строительство Каховской, Первомайской, Серогозской, Дунай-Днест ровской и Приазовской оро сительных систем, обеспечен ввод в эксплуатацию новых орошаемых земель в зоне Северо-Крымского канала, завершены первоочередные работы по освоению переув лажненных земель Украин ского полесья. В Белорусской ССР п л о щади мелиорированных зе мель возрастут до 3,3—3,6 миллиона гектаров. Намече но в основном закончить ос воение земель Полесской низменности. В республике предстоит значительно уве личить площадь земель с двусторонним регулировани ем водно-воздушного режи ма. В Узбекской ССР намеча ется довести площади оро шаемых земель до 5 — 5,5 миллиона гектаров. Большой объем работ предстоит вы полнить и по улучшению ме лиоративного состояния име ющихся орошаемых земель, комплексному освоению Кар- шинской и Джизакской сте пей, Караулбазарского и Ки- зилинского массивов ороше ния. В Казахской ССР предус матривается довести площа ди орошения до 3—3,5 мил лиона гектаров, провести ре конструкцию оросительных систем, завершить работы по орошению и освоению земель Акдалинского и Ташуткуль- ского массивов и строитель ству оросительных систем на базе канала Иртыш—Кара ганда. Развитие мелиорации — ввод новых площадей, строи тельство каналов, реконст рукция мелиоративных си стем — будет продолжено во всех союзных республиках. Важным этапом в расши. рении мелиоративного строи тельства должна стать две надцатая пятилетка. За этот период предстоит ввести в эксплуатацию 7 миллионов гектаров новых орошаемых и осушенных зе мель, провести улучшение состояния действующих оро сительных систем, куль- туртехнические работы на больших площадях, построить и реконструи ровать несколько тысяч кило метров магистральных во допроводов сельскохозяйст венного назначения. На все эти цели имеется в виду вы делить более 50 миллиардов рублей капитальных вложе ний (в ценах на 1 января 1984 г.), то есть на 6 мил лиардов рублей больше, чем ожидается освоение в теку щей пятилетке. Выполнение заданий по орошению. земель потребует осуществления крупных ме роприятий по территориаль ному перераспределению в 1986—2000 годах водных ресурсов. В программе предусмат ривается завершить строи тельство объектов первого этапа переброски части стока северных рек и озер в бас сейн Волги в объеме 5,8 кубического километра в год, строительство каналов Волга — Дон, Ростов — Красно дар, Волга — Чограй для по дачи этой воды из Волги в бассейны рек Дона, Кубани и Терека. Осуществление этих мероприятий позволит строит е льство создать в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе но вые крупные массивы оро шения. Для решения задачи водообеспеченности юга Ук раины и Молдавии намечает ся закончить строительство гидроузла в Днепровско-Буг- ском лимане, начать строи тельство водохозяйственно го комплекса Дунай—-Днепр, канала Дунай — Ниспорены. В ближайшее время пред стоит завершить проектные работы по переброске части стока сибирских рек в райо ны Урала и Западной Сиби ри, Средней Азии и Казах стана. Что касается сроков строительства связанных с этим объектов, то их еще предстоит обсудить после разработки и утверждения проекта. Широкая программа ме лиорации, сложность и тру доемкость намечаемых работ требуют решительного улуч шения организации и мелио ративного строительства, по. вышения уровня его индуст риализации, дальнейшего ук репления производственной базы. В стране сделано многое Для оснащения водохозяйст венных организаций всем не обходимым. Минводхоз рас полагает теперь мощной про изводственно-технической ба зой. Армия мелиораторов сей час составляет 1,7 миллиона человек. Заслуженное приз нание получили коллективы мелиораторов Главсредвол- говодсТроя, Главполесьевод- строи, Укрводстроя, объе динения «Леймелиорация» „ которые выполняют большой объем работ, внедряют пере довые методы работы. Однако в водохозяйствен ном строительстве еще нема ло недостатков и неисполь зуемых резервов. В значи тельной степени по вине строительных организаций выделяемые на мелиорацию капитальные вложения ис пользуются далеко ие пол ностью. Систематически не выпол няются планы мелиорации земель водохозяйственными организациями Грузинской ССР, Молдавской ССР, ря да областей Российской Фе дерации, Казахстана. Неудов летворительно работают мно гие союзные строительные главки Минводхоза СССР. Большое отставание в вы полнении установленных за даний допускают и привле ченные на подрядных нача лах Минстрой. Минэнерго, Минсельстрой и другие строительные министерства. Советы Министров союз ных республик, руководители министерств и ведомств СССР должны коренным об разом изменить свое отноше ние к стройкам мелиораций й рассматривать своевремен ный ввод их в эксплуатацию как важнейшее государствен ное задание. На предприятиях и в стро ительных организациях Мин водхоза допускается боль шой перерасход материаль ных н топливно-энергетиче ских ресурсов, велики поте ри и непроизводительные за траты. Потери рабочего вре мени в строительных органи зациях в прошлом году со ставили около миллиона че ловеко-дней. Более 40 про центов организаций превыси ли в 1983 году плановую себестоимость работ. Во мно гих строительных организа циях не выполняются зада ния по росту производи тельности труда, а темпы ро ста заработной платы опере жают темпы роста произво дительности труда* В отрасли медленно сни жается объем незавершен ного строительства, растет сверхнормативный запас не установленного оборудова ния, продолжается распыле ние капитальных вложений, велика продолжительность строительства водохозяй ственных объектов. Напри мер, сроки ввода в экс плуатацию объектов первой очереди орошения земель Кзылкумской степи в Чим кентской области Казахской ССР, сооружаемых с 1965 года, переносились 7 раз. Вместо 1976 года теперь обе щают закончить строительст во этой системы лишь в 1985 году. Минводхозу надо реши тельно покончить с практи кой, когда строительство объектов, связанных с комп лексным освоением земель ведется с отставанием. Из пятилетки в пятилетку не выполняются планы по про изводственному и . непроиз водственному строительству в совхозах, осваивающих ме лиорированные земли. Не удовлетворительно работают на этих объектах и привле ченные подрядные строи тельные министерства. В ре зультате затраченные на со оружение мелиоративных си стем средства не дают свое временно должной отдачи. Особо надо отметить, что в проектно-сметной докумен тации целого ряда мелиора тивных систем допускаются грубые ошибки и просчеты. В системе Минводхоза проектированием занимает ся свыше 170 организаций с общей численностью работ ников 68 тысяч человек, од нако работа их должным образом не упорядочена, час то не увязывается с планами водохозяйственного строи тельства. Из-за длительной разра ботки проектов нередко до кументация морально старе ет, а расходы на ее состав ление становятся бросовыми. Нельзя не отметить так же, что при осуществлении строительства мелиоратив ных объектов не всегда обеспечивается должное ка чество строительно-монтаж ных работ. Госстроем СССР в десятой и текущей пяти летках осуществлен выбо рочный контроль за соблю дением строительных норм и правил на 2670 объектах. Было выявлено, что более 64 процентов из них строилось со' значительными отступ лениями от требований про ектной и нормативной доку ментации. Вот пример. В Одесской области на крупнейшей Ду- най-Днестровской ороситель ной системе площадью 20 тысяч гектаров из-за низкого качества строительства за три с половиной года экс плуатации произошло свыше 1700 порывов трубопрово дов внутрихозяйственной оросительной сети. Более то го, из-за грубого просчета проектировщиков на поля орошения была подана вода с высокой минерализацией из соленого озера Сасык. В результате пахотный слой почвы на орошаемых землях резко ухудшился, потерял структуру. Колхозы и сов хозы получают здесь урожай сельскохозяйственных куль тур в два раза ниже, чем предусмотрено проектом, и даже ниже, чем на богарных землях. Факты, скажем прямо, возмутительные. Так посту пать с государственными средствами никому не поз волено. Украинским органи зациям следовало бы разо браться в этом деле и ви новных строго наказать. Госплану, Госстрою и Мин фину вместе с Минводхозом и Минсельхозом необходимо рассмотреть весь комплекс вопросов, связанных с про ектированием и финансиро ванием строительства водо хозяйственных объектов- На до навести должный порядок в этом деле, ни в коем слу чае не допускать отступле ния от утвержденных проек тов, а также перерасхода средств против предусмот ренных сметой. Необходимо неукоснительно соблюдать порядок приемки крупных водохозяйственных объектов с непосредственным участием представителей краевых и областных организаций н оформлением соответствую щих актов. Минводхозу следует под нять ответственность строи тельных организаций за обеспечение выполнения ус тановленных заданий, освое ние прогрессивных техноло гий возведения мелиоратив ных систем и строительст ва совхозов с высоким каче ством и в сжатые сроки, повысить технический уро вень строящихся и проекти руемых объектов. Более широкое распрост ранение должен найти в строительных организациях Минводхоза и бригадный подряд. В прошлом году хозрасчетные бригады со ставляли всего лишь около 40 процентов общего количе ства бригад. Одним словом, товарищи, на всех мелиоративных стройках должен быть V нас образцовый порядок. И на чинать надо с проектов. Про екты и сметы в водохозяйст венном строительстве долж ны утверждаться Минводхо зом и Минсельхозом но со-' гласованйю с представителя ми республиканских, крае вых и областных организа ций, для которых эти строй ки предназначены, а в необ ходимых случаях и с Гос строем. Расходы на строи тельство должны строго со ответствовать смете. Эконо мию против сметы, получен ную за счет высокой орга низации труда и прогрессив ных решений, правильно бы. ло бы оставлять (как при быль) в распоряжении водо хозяйственных строительных организаций. Направляя на улучшение земель и переброску воды крупные капитальные вло жения, мы должны не ос лаблять внимания к их со хранности и рационально му использованию. Взять, например, вопрос о сохранности угодий. Насе ление нашей страны, как из вестно, постоянно растет, ко личество пашни в расчете на одного человека из года в год уменьшается. Однако это происходит не только из-за роста численности населения, но и в результате изъятия земли из сельскохозяйствен ного оборота. Думается, надо запретить изъятие орошаемых земель из сельскохозяйственного оборота и ограничить отвод земель для других нужд. Не обходимо неукоснительно со блюдать действующее зе мельное законодательство. Отвод земель для несельско хозяйственных целей может производить лишь в случаях крайней необходимости толь ко правительство республики по согласованию с Минис терством сельского хозяйства СССР. То же самое нужно ска зать и об использовании вод ных ресурсов. Хотя наша страна богата этими ресурса ми, но это не значит, что их можно транжирить. В прош лом году потери воды от мест ее забора до хозяйств- потребителей составили 43 кубических километра, или 21 процент. Велики потери воды и в самих хозяйствах, особенно в республиках Средней Азии. В целях бо лее экономного расходования воды н сокращения затрат необходимо решительно пе реходить на подачу воды по облицованным каналам и за крытым системам, шире внедрять более прогрессив ные способы полива, а так же повысить материальную ответственность хозяйств за использование воды* IV. Актив нее внед рять д остиж ен ия нау ки и т ехн ики Товарищи! Важнейшим фактором по вышения эффективности ме лиорации, роста производи тельности труда, рациональ ного использования водных и земельных ресурсов являют, ся ускорение научно-техниче ского прогресса, внедрение передового опыта. Определенные достижения в этом деле у нас уже есть. Отечественная промышлен ность освоила производство многих видов мелиоративной техники н оборудования. Программой предусматри вается дальнейшее увеличе ние производства и поставок техники, необходимой для нужд водохозяйственного строительства, эксплуата ции оросительных и осуши тельных систем н проведения культуртехнических работ. Однако надо прямо ска зать, что в деле внедрения новейших достижений науки и техники в мелиорацию не все обстоит так, как хоте лось бы. Почти две трети орошаемых земель полива ется поверхностным спосо бом. Делается это с по мощью лопат, кетменей. На этих работах заняты десят ки тысяч людей. Еще много дождевальных агрегатов вы пускается с низкими тёхни- . ко-экономическими показа телями. Для эксплуатацион ных работ немало поступает устаревшей техники. Усилия ученых, конструк торов и практиков должны быть направлены на скорей шее внедрение прогрессив ных методов полива, исполь зование высокоэффективных широкозахватных дождеваль ных установок, применение капельного орошения, со здание машин н обо рудования, обеспечивающих широкое внедрение энерго- и ресурсосберегающих техно логий. Надо ускорить создание систем машин для комплекс ной механизации мелиоратив ных работ. Из требующихся для этого 673 наименований машин, сейчас выпускается лишь 349, а 235 наименова ний машин предстоит еще создать, в том числе Мин- стройдормашем — 59, Мин- сельхозмашем — 35 и дру гими машиностроительными: министерствами — 141 ма шину. Взять, например, такую культуру, как рис. Для его выращивания мы создали хо рошие инженерные системы, а применяется здесь в основ ном техника богарного зем леделия. Нужно ускорить вы пуск рисоуборочных комбай нов, работающих на принци пе ’ очеса, производитель ностью 10—12 килограммов в секунду, способных за один проход по чеку скашивать, обмолачивать без потерь рис. Уже в самое ближайшее вре мя надо обеспечить рисовод ство специальными машина ми для комплексной механи зации этой отрасли. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятым в мае 1981 г., пре дусматривалось организовать в 1983 году массовое про изводство шланговых дожде вателей. Многие из вас ви дели эту поливную машину на организованных в Москве международных выставках. Ничего хитрого в ней нет. Специалисты говорят, что такая машина нужна, осо бенно для полива небольших участков при животноводче ских комплексах. Выпуск их поручен Котельниковскому заводу Минсельхозмаша. Однако заканчивается 1984 год, а к серийному выпуску шлангового дождевателя еще и не приступали. Не лучше положение и в Минстройдормаше. Ежегод но это министерство не вы полняет планы поставки во дохозяйственным организаци ям роторных экскаваторов, виброформ и других специ альных машин. Не организо ван выпуск прицепного скре пера с ковшом емкостью 25 кубических метров. Минист рам товарищам Ежевско. мУ и Чудину следова ло бы разобраться в этом и принять меры к вы полнению важных заданий. Особо следует сказать о качестве техники. Минсуд пром в целом многое делает по выпуску мелиоративной техники. Хорошо зарекомен довали себя поставляемые этим министерством дожде вальные машины «Фрегат», организовано производство новых высокопроизводитель ных машин «Кубань»! Одна ко первые партии этих агре гатов выпускались с конст руктивными недоработками* Да и стоимость их высока. Имеются недостатки в организации эксплуатации дождевальных машин «Ку бань». В результате большое количество машин простаива ло. Минсудпрому |т .. Белоусо-. ву), Минводхозу (т. Василь еву) и Советам Министров союзных республик необходи мо устранить до начала по ливного сезона 1985 года вы явленные дефекты, с тем что бы в дальнейшем обеспечить надежную работу этой техни ки. В программе предусмотре ны задания по разработке и освоению в 1984—1990 го дах серийного производства машин и оборудования для выполнения работ по мелио рации земель. Намечается разработать конструкции, провести испытания опытных образцов, организовать изго товление первых промышлен ных партий и приступить к серийному производству тех ники, крайне необходимой для выполнения мелиоратив ных работ. Должно быть налажено производство и увеличен вы пуск технологических линий для изготовления полимерных труб, горизонтальных и вер тикальных центробежных на сосов в абразивостойком ис полнении, дождевальных ма шин фронтального действия, автоматизированных шланго вых поливных устройств. На мечается увеличить выпуск датчиков уровня воды, ра ботающих по принципу гид ростатического давления, уни фицированных лазерных си стем управления землерой ными машинами, а также средств автоматизации н те лемеханики. Над выполнением этих за даний много придется потру диться коллективам пред приятий Минстройдормаша, Минсельхозмаша, Минхим- маша, Минприбора, Минеуд- прома, Минэлектронпрома и ряда других министерств. Шире надо применять до стижения науки н техники » мелиоративном строительст ве. Следует, в частности, пе реходить на сооружение тру бопроводов и з пластмасс, по высить их надежность, внед рять бестраншейный способ укладки дренажа. Долг коллективов пред приятий министерств хими ческой, нефтеперерабатываю щей и нефтехимической про мышленности состоит сейчас не только в том, чтобы нара щивать выпуск минеральных удобрений, средств защиты растений, повышать их каче ство, но и в том, чтобы быст рее осваивать в широких масштабах производство по лимерных материалов. На этой основе предусматрива ется довести к 1990 году вы пуск пластмассовых труб только на предприятиях Минводхоза до 180 тысяч тонн в год. Необходимо так же ускорить выпуск специ альных машин для укладки дренажных пластмассовых труб. Все это позволит зна чительно сократить примене ние металла и покончить с непроизводительным трудом по укладке гончарного дре нажа. В зоне избыточного увлаж нения хорошо зарекомендо вали себя системы с двой ным регулированием водного режима. Опыт Московской, Ленинградской, Брестской, Ровенской областей и зару бежный показали, что такие системы, обеспечивают ста бильность земледелия в са мые неблагоприятные по климатическим условиям го ды и повышают урожайность на 20—40 процентов. Пре дусматривается расширить проектирование я сооруже ние этих систем. Мелиорация земель созда ет благоприятные условия для высокопродуктивного земледелия, однако в ряде случаев она отрицательно влияет на естественные про цессы: увеличивается мине рализация воды в реках, сок ращается сток пресных вод в водоемы, воды загрязня ются удобрениями и герби цидами, усиливаются процес сы засоления и заболачива ния земель. Особенно важно это об стоятельство учесть там, где местные водные ресурсы близки к исчерпанию. Этб касается бассейнов рек Сыр дарьи, Амударьи, Кубани, Терека, Дона. Поэтому даль нейшее развитие мелиорации должно иметь более глубо кое научное обоснование, учи тывать интересы сохранения окружающей среды. Это ка сается также территориаль ного перераспределения сто ка вод, рационального ис пользования водных ресур сов и охраны их от загряз нения и истощения, создания методов комплексного регу лирования водно-солевого ре жима почв. ГКНТ, Академии наук СССР, ВАСХНИЛу, отрас левым научно-исследова тельским институтам надо повысить эффективность ис следований по этим пробле мам, приблизить науку к конкретным задачам, постав ленным программой мелио рации. Перед тружениками ме» лиорированных полей в боль» шом долгу селекционеры; Еще на майском (1966 г.) Пленуме ЦК перед ними ста вилась задача вывести высо копродуктивные интенсивные сорта культур, которые отве- чали бы всем необходимым требованиям для возделыва ния их на орошаемых зем лях. .VI Как же обстоит Дело в этим сейчас? Для юга Украи ны и Молдавии подходящего сорта озимой пшеницы еще ^ не создано, хотя здесь име ются крупнейшие в стране Одесский селекционный центр и другие научно-ис следовательские учрежде- ния. Колхозы и совхозы По волжья также не имеют хо роших сортов яровой пшени цы, хотя и здесь находится ряд научных учреждений... Пока нет высоких результа-, тов у расположенных в Крас- , нодарском крае и на юге Ук- -м раины ведущих селекцион ных центров по кукурузе. С мест до сих пор поступают жалобы на отсутствие высо копродуктивных сортов и гибридов зерновой кукурузы для возделывания их в усло виях орошения. Требуют об новления сорта риса и лю церны. Необходимо усилить рабо ту по созданию новых сор тов и гибридов сельскохо зяйственных культур, отзыв чивых на орошение и отве чающих требованиям инду стриальных технологий, внед рить в производство устойчи вые к болезням и вредите лям сорта и гибриды куку рузы потенциальной урожай ностью 120—130 центнеров, риса — 60—80 центнеров и проса — 35—40 центнеров с гектара. Особое внимание должно быть уделено созданию ран неспелых и среднеспелых гибридов кукурузы, интен сивных сортов озимой и яро- в о й пшеницы, многолетних трав, высокоурожайных сор тов и гибридов овощных, бах чевых, плодовых и ягодных культур и винограда. Необ ходимо разработать и внед рить технологии, позволяю щие выращивать 2—3 уро жая кормовых культур в- год и получать 10—15 тонн кор мовых единиц с гектара* Минсельхозу и штабу сель скохозяйственной науки —г.- ВАСХНИЛу надо уделить максимум внимания вопро сам улучшения организации и повышению результативно сти научных исследований. Особенно важно усилить на учно-исследовательские рабо ты в области почвоведения, изучения путей повышения плодородия и сохранения зе мель, ускорить разработку эффективных биологических методов защиты растений и охраны природы. В конечном счете все научные исследо» вания должны быть направ лены на рациональное ис пользование водных н зе-"; мельных ресурсов, на повы шение продуктивности н ус- тойчивости сельскохозяйст венного производства. Вместе с тем, товарищи, вопросы мелиорации мы Не должны, конечно, рассматри вать только в плане разви тия осушения и орошения земель. Большое значение имеют известкование кис лых почв, гипсование солон цов, борьба с ветровой я в о дн о й эрозией, полезащит ное лесоразведение, сооруже ние прудов и артезианских скважин, одним словом, нс» пользование всего арсенала культурного земледелия. 1 - Товарищи! ~ 1 Выполнение широкой про граммы мелиорации потребу ет немалых усилий партии в " всего народа. Активное уча стие в реализации намечен ных планов должны принять' все министерства и ведомст ва, партийные организации/' Советы народных депутатов/ трудовые коллективы, проф союзы, комсомол, средства массовой информации —1 пе»;.' чать, радио, телевидение. У нашей партии есть бога*» тый опыт мобилизации масс на выполнение Крупных про грамм — освоения целины, строительства Байкало-Амур ской железнодорожной ма- гистрали, развития топ* ливно-энергетических ком плексов в восточных рай онах. Сейчас мы беремся за важное и благородное дело — повышение плодородия земли, являющейся нашим бесценным богатством. Позвольте выразить твер дую уверенность, что наме чаемая партией программа мелиорации будет восприня-. та коммунистами, всеми тру дящимися как боевая хозяй ственно-политическая зада ча. Нет сомнения в том, что ' все партийные, советские, сельскохозяйственные и во дохозяйственные органы, все труженики агропромышлен ного комплекса активно включатся в борьбу за подъ ем культуры земледелия, по вышение эффективности ис пользования мелиорирован ных земель и получение вы соких и устойчивых урожаев зерновых, кормовых и дру гих сельскохозяйственных культур. Реализация программы явится достойным вкладом в устойчивое наращивание продовольственного фонда страны, дальнейшее повыше ние благосостояния совет ских людей. А в этом всег да состоял и состоит выс ший смысл созидательной деятельности нашей великой ленинской партии! (Продол, жительные аплодисменты).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz