Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

15 октября в Липецке открываются Дни культуры округа Котбус, ----- ---------посвященные 35-летию образования ГД Р--------------- ДРУЖБЕ КРЕПНУТЬ! Испол н илось 35 л е т со дня образова н ия Г е рма н ской Д ем ократич ес кой Р еспуб ли­ ки. Эту з намена т е ль ную да­ ту в жиз н и ее на ро да отм е­ чают такж е милли оны дру­ зей из Советского Союза, других социалистических го­ сударств, многих стран мира. Образование Германской Демократической Респуб­ лики — огромное историче­ ское завоевание немецкого народа. За минувшие годы в едином строю с Советским СОизйом, другими братскими странами ГДР прошла боль­ шой путь, добилась впечат­ ляющих успехов в строитель­ стве социалистического об­ щества. Успехи республики в науке, экономике, культуре огромны, впечатляющи, по­ следовательна ее борьба за мир и взаимопонимание меж­ ду народами, за равноправ­ ные отношения с государст­ вами любой общественной системы. Все это снискало ГДР высокий международный авторитет и уважение, на деле доказано, что социа­ лизм и мир на немецкой зем­ ле образуют теперь одно не­ разделимое целое. С 15 по 19 октября в Ли­ пецкой области пройдут Дни дружбы и культуры Котбус- ского округа, посвященные замечательному юбилею рес­ публики. Откроются они тор­ жественным собранием в об­ ластном драматическом те­ атре имени Л. Н. Толстого. В выставочном зале будут размещены работы котбус- ских художников. В програм­ ме Дней культуры также ве­ чера интернациональной дружбы, на которых наши гости встретятся с рабочими промышленных предприятий и тружениками сельского хо­ зяйства. У делегации будет возможность поближе позна­ комиться с жизнью трудовых коллективов Липецка и райо­ нов — Хлевенского, Долго­ руковского, Усманского. Эта наша встреча с пред* ставителями округа Котбус далеко не первая. С полным основанием можно сказать, что нас ныне связывают прочные добрые, дружеские отношения. Они развиваются, крепнут по всем направлени­ ям. Теснее становятся ц культурные связи. В 1979 и 1983 годах в нашей области проходили Дни культуры Котбусского округа ГДР. В свою очередь, и немецкие друзья тепло и сердечно встречали художественные коллективы Липецкой об­ ласти на своей земле. Эти постоянные контакты позво­ лили липчанам познакомить­ ся с достижениями своих друзей из Котбуса в разви­ тии промышленности, сель­ ского хозяйства, культуры. Наши земляки по достоинст­ ву оценили мастерство худо­ жественных коллективов Кот­ бусского округа, которые вы­ ступали на сценах домов культуры области. Много но­ вого, интересного ждет нас и на очередной встрече с друзьями из ГДР. В приветствии ЦК КПСС, Президиума Верховного Со­ вета и Совета Министров СССР по случаю 35-летия образования ГДР говорится: «Вот уже три с половиной десятилетия Советский Союз и Германскую Демократиче­ скую Республику объединя­ ют узы нерушимой дружбы и плодотворного сотрудниче­ ства, которые пронизывают все сферы общественной жиз­ ни». Липчане, как и весь со­ ветский народ, от души при­ ветствуют замечательные ус­ пехи братского Котбусского округа, всей Германской Де­ мократической Республики и желают своим немецким братьям по классу новых больших успехов в социали­ стическом строительстве, дальнейшем повышении бла­ госостояния и культуры, в борьбе за общее дело мира и прогресса. Н. ФЕДОСЕЕВА, заместитель начальника управления культуры облисполкома. Н ОВОСТИ т е а т р а л ь н о й ж и з н и 3 В драматическом театре имени Л. Н. Толстого состо­ ялась премьера спектакля «Виктория!» («Счастье мое»), поставленного по пьесе А. Червинского. Постановка осуществлена режиссером Б. И. ЦЕЙТЛИНЫМ. Ин­ тервью с ним мы предлага­ ем сегодня нашим читателям. —В этом спектакле че­ тыре героя: Виктория, Се­ мен, Лидия Ивановна, Оскар Борисович. В основном, дей­ ствуют двое — Виктория и Семен. Он — славный, в сущности, парень, в буду­ щем его ждет работа за ру­ бежом. Она — самая обык­ новенная, небольшого рос­ точка, восемнадцати лет от роду. Судьба не баловала ее, но через все испытания пронесла эта девочка свою веРУ» радость, надежду и теперь непременно должна передать это кому-то, кто будет после нее, кто ее про­ должит. Действие происхо­ дит во второй послевоенный год. Героиню зовут Викто­ рия. А Виктория — значит победа.... Над спектаклем работа­ ли давно, уже целый год. Несколько раз делали все « ВИКТОРИЯ!» ВНИМАНИЕ — ПРЕМЬЕРА! по-новому, по существу, три разных спектакля ^поставили. Задачи, стоящий перед ис­ полнителями, довольно слож­ ны. Всего, повторяю, четы­ ре действующих лица, а чем меньше народа на сцене, тем большего ждет зритель от каждого. Многое зависит от артистов Е. Крайней и В. Кравченко, исполняющих главные роли. В пьесе мно­ гое раскрывается через рас­ сказы героев. Исполнителям необходимо точно прожить то, о чем они говорят. А главное — надо проникнуть­ ся духом послевоенного вре­ мени, почувствовать совер­ шенно особую его атмосфе­ ру- Давно пытаюсь строить отношения персонажей на сцене по ассоциации. В спек­ такле «Виктория!» принцип работы тот же. Скажем, мне бы хотелось, чтобы сцену возвращения Семена к Вик­ тории актеры играли как встречу матери с сыном. По- моему, если зритель это по­ чувствует, он гораздо силь­ нее, острее воспримет весь эпизод, глубже проникнет в его суть. У заслуженной артистки РСФСР 3. Горячевой (Ли­ дия Ивановна) труднейшая роль. У нее огромная «зона молчания»,- ее опять-таки на­ до прожить. Свои проблемы и у исполнителей роли Ос­ кара Борисовича Г. Германа и Ю. Шапиро. Мне по-настоящему инте­ ресны эти люди военного и послевоенного времени. Мне интересно делать спек­ такль о них. Покоряет за­ мечательное их качество — чувство причастности к де­ лам страны, к тому, что происходит вокруг. А какие они поют песни... Помните припев одной из них: «Все выше и' выше, и выше стре­ мим мы полет...» Но там ведь есть и такие слова: «наш каждый нерв реши­ мостью одет». Великая эта решимость должна ощущать­ ся в спектакле, во всяком случае, стремились мы к тому. И еще хотелось, чтобы у зрителя, особенно моло­ дого, возникло желание сравнить, сопоставить что-то в себе с тем, что происходит в душах наших героев. Сю­ жет пьесы мелодраматиче­ ский, но материал и смысл спектакля в общем-то далек от мелодрамы. Если хотите, жанр его — это воспомина­ ние о том времени, в кото­ рое родились мои сверстни­ ки... ^ Трудились мы все, повто­ ряю, много. Художник А. Нестеров проделал серь-: езную работу, его оформле­ ние, на мой взгляд, в хоро­ шем смысле декорационно,- О музыке: в основном., в спектакле звучит ‘ танго «Счастье м ое...... Его игра­ ют на трубе, на скрипке. Ге­ рои поют песни той эпохи».. Мы с волнением ждем, суда зрителей. Интервью вела - Т. ЕГОРОВА. Вручены премии К 40-летию Победы ИДЕТ ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР + Продолжается Всесоюзный смотр художественной само­ деятельности, посвященный 40-летию Победы советского народа в Великой Отечест­ венной войне, Активно уча­ ствует в нем и коллектив Дома культуры строителей: действуют хоровой, танце­ вальный кружки, вокальный, вокально - инструментальный, кружок духовых инструмен­ тов, ансамбли народных ин­ струментов и бального танца. Самодеятельные артисты вы­ ступают на торжественных вечерах в Доме культуры, в общежитиях, на агитпло- щадках, в Лебедянском и Хлевенском районах. За год ими дано более ста концер­ тов. Идет постоянная работа над расширением репертуара. В нем — песни военных лет, произведения о пионерах-ге- роях, о Родине, о мире. Детский кукольный театр, которым руководит Т. М. Копейкина, готовит спектакль «Военная тайна» по книге А. Гайдара. Помимо старых кружков в сентябре откры­ лись новые. Вдумчиво, твор­ чески работают с детьми и молодежью В. Я. Озерин, О. В. Бугакова, В. В. Беля­ ев и другие работники Дома культуры. А. ТАМБОВСКАЯ. •КНИГИ ЛИ ПЕЦ КИ Х АВТОРОВ ЧЕЛОВЕК ИЗ КУДРЯВЩИНО На титульном листе зна­ чится — документальная, но точнее все-таки сказать —- документально-публици­ стическая повесть. Это каче­ ство книги «Не покидает нас весна», только что вышед­ шей в Центрально-Чернозем­ ном издательстве, подчеркну­ то уже самой ее формой. Она написана как хроника журналистской командиров­ ки, во врейш которой автор живет под одной крышей с героем, наблюдает, расспра­ шивает, восстанавливает под­ робности далеких и близких событий, движимый профес­ сиональной и чисто челове­ ческой потребностью уяснить для себя — и для нас — особенности не совсем обыч­ ной судьбы, незаурядной и притягательной личности совхозного парторга Генна­ дия Чуносова. Такое построение дает ав­ тору широкие возможности. Правда, Александр Морга- чев, о повести ноторого идет речь, не всегда удачно рас­ порядился этими возможно, стями. Его иногда так и тя­ нет с досадной обстоятель­ ностью растолковывать оче­ видное, повторять общие ме­ ста, говорить «от себя» о том, что гораздо острее, сильнее раскрылось или рас­ кроется несколькими страни­ цами позже в поступках и ^аздумиях самих персонажей. Из-за этого появляется па­ радоксальное ощущение: публицистический накал спадает как раз в собствен­ но публицистических автор­ ских комментариях. Зато автор берет бесспор­ ный реванш в повествовании как таковом. Он умеет про­ сто и ненавязчиво передать атмосферу большого цеха или страды на совхозных полях. Он внимателен к пережива­ ниям Геннадия и его жены Аллы. У него запоминается и ряд фигур второго плана, хотя намечены они были бег­ ло, скупым штрихом. Поэтому нас неподдельно заинтересовывает история Чуносовых, которая, в свою очередь, побуждает вник­ нуть в непростые процессы современной сельской жизни. Осознать, что ее перестройка затрагивает не только тру­ жеников колхозов и совхо­ зов, но и все наше общест­ во, каждого из нас. Продо­ вольственная программа ста­ вит многосложные задачи, организационно - экономиче­ ские преобразования сопря­ жены с психологической лом­ кой. А это накладывает осо­ бую ответственность на вос­ питателей, идеологов, пар­ тийных работников, в чьих рядах занял |свое место и наш новый знакомец Генна­ дий Чуносов. Итак, герой — сельский парторг. Перспективный инженер-металлург, ново- липчанин становится сель­ ским жителем. Проходит год, другой, третий, и стано-. вится ясно: именно там, на земле, он и его близкие на­ шли себя. Свое место. Вероятно, в таком поворо­ те невымышленного сюжета можно усмотреть и какую-то долю случайности. Но Алек­ сандр Моргачев старается по­ казать — и доказать, —что доля эта не столь велика. И уж совсем не случайно, а прямо-таки с железной за­ кономерностью Чуносов об­ ретает свое призвание имен­ но, как парторг, как один из руководителей совхоза. Вся его жизнь была как бы предисловием, подступом к этому. Становление Чуно- сова-коммуниста, вожака —вот, собственно, стержень, «мотор» повести. До того, как партийцы сов­ хоза «Кудрявщинский» Дан- ковского района избрали его своим вожаком, Геннадий в другом хозяйстве работал ин­ женером. А раньше — был среди тех, кто дневал и но­ чевал в только что построен­ ном и пущенном цехе Ново­ липецкого —тогда еще не комбината, а завода. А еще раньше — был детдомовцем, сиротой из горького поколе­ ния военных подранков. Уставшая от четырех лет сра­ жений страна бережно ра­ стила их, мальчишек и дев­ чонок, чье детство отменила война. Он рос в неласковое вре­ мя, но среди добрых людей. Их доброта наложила отпе­ чаток на все, что он думал и делал потом. Причем, его доброта не имеет ничего об­ щего ни с мягкотелостью, ни с тем добром, что, по мнению некотррых, непременно должно быть с кулаками. Да, она у него деятельная, даже воинствующая. Только вою­ ет он, как и полагается истинно доброму человеку, прежде всего — вниманием и доверием к людям. Само­ отверженностью, трудолюби­ ем, честностью, готовностью первым подставить плечи под тяжкую ношу. Вот что притягивает лите­ ратора Александра Моргаче- ва в кудрявщинском партор­ ге. Любопытно: прочитав кни­ гу, как-то не запомнил Чу­ носова в его служебном ка­ бинете или на трибуне. Он все время занят чем-то очень конкретным, живым, земным — ненапрасно, видно, один из разделов повести так и называется: «Дела земные». Вот он ездит по полям и предупреждает механизато­ ров, что в селе отключили электроэнергию, поэтому им не могут подвезти горячую пищу, так что не надо ли, кроме сала, яиц, хлеба, мо­ лока, что-то еще привезти им из дому. Вот во внеурочное время на пару со стариком — сторожем чинит давно заброшенный картофелеубо­ рочный комбайн... Зачем? Почему? Ведь его дело — наглядная агитация, лекции, вымпелы, собрания, а не комбайны... Но за всеми этими и вправду непривычными, да­ же вроде бы и несолидными для парторга занятиями — умный, истинно партийный расчет. Тонкий учет опять- таки психологического фак­ тора. О горячих щах с ком­ байнерами он говорит пото­ му, что «люди должны знать, что о них беспокоятся. Ведь не побывай мы тут, так в обед кто-нибудь обязательно сказал бы: «Мы от зари до зари спину гнем, а нм там щей некогда наварить». И за комбайны взялся не зря. Не верили в них односельчане. Надо было переломить инер­ цию. Заразить всех своим азартом, доказать, что ма­ шины хорошие и работать на них можно и нужно. Читая эти и подобные им страницы, начинаешь отчет­ ливее понимать, отчего в кни­ ге парторга не раз назовут комиссаром. Он упорно ду­ мает о том, как влиять на людей — не приказами, не голыми призывами, а в пер­ вую очередь, — пробуждая, формируя, развивая у них социальную, нравственную, профессиональную ответст венность. Чувство долга Добиться этого не просто И эта сложность убедитель но объяснена в книге. Алек сандр Моргачев упорно стре мится раскрыть партийную, идеологическую работу как непрерывный процесс, не соблазняясь облегченной кон­ статацией одних лишь отрад­ ных результатов по принци­ пу: собрали собрание, пого­ ворили, обсудили и все сра­ зу наладилось... Жизнь Чуносова в книге прослеживается, так сказать, на разных уровнях. Автор повести вводит нас и в его дом, в его семью, простран­ но описывает его отношения с женой, рассказывает об их любви, об их не так уж лег­ ко давшейся им духовной близости. Отсюда, наверное, и жела­ ние Александра Моргачева использоватть в строгом до­ кументальном повествова­ нии не только сдержанные, соответствующие его доми­ нанте краски, но и лиричес­ кие, а где-то и шутливые то­ на. Мне это симпатично. Хо­ тя в иные моменты автору изменяет вкус. И тогда он может, неумеренно умилив­ шись, сообщить, что у его героя — в ту пору семиклас­ сника — улыбающаяся мор­ дашка, точно речь идет о пятилетием ребенке. Или при­ бегнуть к откровенной роман- совой банальности в рассуж­ дениях о делах семейных" и сердечных: «Любой костер не вечен — огонь надо под­ держивать...». Говорю об этом в надеж­ де, что книга о Чуносове мо­ жет быть переиздана. Тем более, замечу кстати, выпу- щена-то она очень уж ску­ пым тиражом. Так вот, в переиздании, очевидно, что- то стоит поправить, где-то проверить прицел, чтобы по­ весть еще успешнее делала свое, скромное, но достойное и нужное дело. И. НЕВЕРОВ. М ЕТАЛЛУРГИ АРТИСТАМ Тесная дружба на протя­ жении многих лет связывает коллективы Новолипецкого металлургического комби­ ната имени Ю. В. Андропо­ ва и Липецкого драматиче­ ского театра имени Л. Н. Толстого. Металлурги — первые зрители всех премь­ ер, непременные участники различных творческих встреч, бесед, конференций, ко­ торые проходят и в театре, и в цехах комбината. Дорогими гостями масте­ ров сцены были новолипчане и в один из первых дней но­ вого, 64-го сезона. Совет содружества НЛМК и теат­ ра подвел итоги традицион­ ного ежегодного смотра-кон­ курса на лучшую актерскую работу, определил лучший спектакль минувшего сезона. Как принципиальную, про­ граммную постановку воспри­ няли новолипецкие метал­ лурги спектакль «Дядя Ва­ ня» по пьесе А. 11. Чехова, осуществленный главным ре­ жиссером театра, заслужен­ ным деятелем искусств РСФСР В. Пахомовым. Именно этот спектакль мно­ готысячным коллективом НЛМК признан лучшим в прошедшем сезоне. В третий раз своим лау­ реатом новолипчане назвали актрису С. Погребняк, чье мастерство, вдохновенное, глубокое проникновение в образы героинь радует ис­ тинных ценителей. Среди за­ помнившихся и полюбивших­ ся зрителям — роли Арка­ диной («Чайка»), Дцны Фе­ доровны («Пришел мужчи­ на к женщине»), Женщины («Триптих для двоих»). Те­ перь к ним присоединились и работы актрисы в минув­ шем сезоне: Элеонора Дю- рок («Месье Амилькар, или Человек, который платит») и Елена Андреевна («Дядя Ва­ ня»). Актер М. Янко получил приз новолипчан за роль доктора Астрова в спектак­ ле «Дядя Ваня». М. Янко известен нам целым рядом ярких, глубоких сценических созданий — он сыграл Бар­ калова в спектакле по пьесе А. Островского и П. Неве- жина «Блажь», Тригорина в чеховской «Чайке», роли в пьесах современных совет­ ских драматургов. Поощрительный приз за исполнение роли Ивана Пет­ ровича Войницкого в спек­ такле «Дядя Ваня» вручен артисту Ю. Ильину. От имени коллектива НЛМК лауреатов приветст­ вовали заместитель секрета­ ря парткома М. В. Булев­ ский, председатель совета содружества театра и НЛМК 3. Д. Хотеева, заместитель секретаря комитета комсо­ мола Т. И. Осипова. На снимке: (слева напра­ во) артисты Ю. Ильин, С. Погребняк, М. Янко. Фото В. Базылева. «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» Праздник золотой осени состоялся в Кузьмино-От- вержском сельском Доме культуры. В нем приняли участие учащиеся местных школ и молодые рабочие птицефабрики «Липецкая». Руками многих из них был подготовлен к празднику зал Дома культуры, укра­ шенный осенними листьями, работами юных художников. Вечер начался спектаклем областного драматического театра, а продолжался в за­ ле торжеств. Гости познако­ мились с литературно-музы­ кальной композицией. Стихи русских‘ классиков читали учащиеся Кузьмино-От- вержской школы. Присутст­ вовала на празднике и сама красавица — Золотая Осень — десятиклассница М. Мар­ кова. Она вошла с душистым караваем, назвала поименно молодых земледельцев, отли­ чившихся на работе в поле. Ю. МИСТЮКОВА, директор Кузьмино- Отвержского Дома культуры. «АРМЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» Кукольный театр открывает сезон Постановкой «Армянской легенды» по пьесе II. Оспо* вой открыл свой новый сезон областной театр кукол. Двад­ цатый сезон. Даже самые юные зрители первых спек­ таклей театра давно уже ста­ ли взрослыми людьми. Их дети занимают места в зрительном зале, новое поко­ ление пришло сюда, чтобы впитать благотворное влия­ ние своего театра... «Армянская легенда» — это романтическая сказка о том, как доброта и готов­ ность к самопожертвованию во имя счастья людей спо­ собны украсить человека. Бо­ лее того, именно благодаря такому чудесному превраще­ нию, которое произошло с бедной, но доброй и отваж­ ной девушкой Ноэмзар (ее куклу ведет артистка Л. Вар­ навская), жители горного се­ ления вырвались из плена жестоких предрассудков, от­ казались следовать вековеч­ ным «законам гор». И само злобное чудище Вишап (ар­ тисты Л. Заворуев и Ю. Со- кольских), которое не могло существовать без ненависти и страха людей, полюбило Ноэмзар и обратилось в доб­ рого каменного стража гор­ ного источника, от которого зависело существование се­ ления. Не только приобщение юных зрителей к эстетическим ценностям, но и формирова­ ние твердых убеждений в их сознании составляет основу деятельности детского теат­ ра. Как говаривали в стари­ ну — «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»... Думается, что эти слова в полной мере прило­ жимы к нашему спектаклю. Рассказанная театром вол­ нующая сказка оставит за­ метный след в душах ребя­ тишек. Заметим, кстати, что героиня «Армянской леген­ ды», наиболее деятельный ее характер — девушка, что несет определенную смысло­ вую нагрузку, и не так уж часто встречается в легендах, особенно восточных. Липецкий театр кукол из­ вестен своеобразием своих постановок. Вот и для этого спектакля, стремясь к макси­ мальной выразительности, ре­ жиссер заслуженный артист республики В. Жуков и ху­ дожник заслуженный работ­ ник культуры РСФСР А. Бо- былкин нашли оригинальное решение, позволившее отка­ заться от традиционной шир­ мы и использовать всю глу­ бину сцены. Роль . ширмы (кстати, и декораций) выпол­ няют несколько артистов, одетых в белые плащ-палат­ ки с островерхими капюшо­ нами. Группами, свободно перемещаясь по сцене, они составляют временные щир- - мы в разных плоскостях, над которыми и появляются куклы. Весьма интересны куклы. Если, скажем для кукол Но­ эмзар, Рузан (Н. Лаптева), ее матери (Г. Жукова) и от­ ца (Ю. Сокольских) поиск художника ограничился точ­ ными бытовыми деталями, воссоздающими националь­ ный колорит, то совершенно изумительную фантазию про­ явил он при создании кукол Вишапа. и Источника, для которых применены светя-' щиеся краски. Первое появ­ ление громадного мрачного Вишапа, глыбой поднимаю­ щегося поверх гор, просто ошеломляет. Но вот что сле­ дует отметить особо: при всей своей мрачности он не пугает детей, как не испуга-' лась его и Ноэмзар. В целом они воспринимают его как символ Зла, но зла побеж­ даемого добротой и смело­ стью девушки. Великолепно Солнце (эту роль в живом плане исполня­ ет Г. Левина). Богатый, кра­ сочный костюм, впечатляюще задуманный и исполненный, восход и заход Солнца, ров­ ные, доброжелательные инто­ нации — все это выстроено в противовес образу Вишапа и, несомненно, достигает це­ ли. Спектакль получился яр­ ким, красочным и горячо воспринят аудиторией. Думается, однако, что не­ которые коррективы были бы для него не лишними. В частности, в явной коррекции нуждается подача света! Све­ товые пистолеты подчас про- ’ сто бьют мимо цели и куклы остаются в темноте. Мне ; представляется, что пока еще1 в спектакле не найдено чет­ кое место Гусанам. Вероятно, г Гусаны должны быть хозяе- ' вами событий, происходящих на сцене. К. ГУРЕНОК. . Дело было так. 8 января нынешнего года в 19 часов 30 минут возле второго мосто­ вого перехода через реку Воронеж таинственный трак­ тор без сигнальных огней и номерных знаков помял об­ лицовку встречного грузови­ ка. Из кабины его выскочил возмущенный шофер. Неизве­ стно чем бы закончилось объяснение двух возбужден­ ных водителей, не помешай ему работник ГАИ сержант Жаворонков. Увидев его, тракторист вскочил в кабину Т-40, свер­ нул с асфальта и включил предельную скорость, рассчи­ тывая на то, что на неровной, местами болотистой почве его вряд ли догонят. Трактор нашли, он стоял уткнувшись в дерево. Трак­ торист же успел скрыться в наступившей темноте. «Не бросать же машину на произвол судьбы», — ре­ зонно решил сержант и до­ ставил ее на платную стоян­ ку у первого мостового пере­ хода через реку. Вручая на хранение, предупредил сторо­ жа, чтобы никому не отдавал без пре;#гтавителя милиции. О случившемся стало из­ вестно инспектору по розыс­ ку ГАИ майору С. Я. Фур­ сову. — Ничего, — успокоил Сергей Яковлевич, — нару­ шитель сам с повинной явит­ ся, или из хозяйства позво­ нят. Тракторами не разбра­ сываются. Но ни на второй, ни на десятый день хозяин не объ- З А Т М Е Н И Е Фельетон явился. Сергей Яковлевич звонил по всем организаци­ ям, разыскивая владельца трактора, и удивлялся: как же так? Ведь не иголка в стоге сена. Должны же, про­ пажу обнаружить. Но бежали дни, месяцы, а новый трак­ тор так и стоял бесхозным. И тогда С. Я. Фурсова осенило: «А может, трактор с ЛТЗ?». И он позвонил на за­ вод. — Что вы, что вы? Не мо­ жет быть! У нас недостачи нет! — бодро заверил один из заместителей директора. — На всякий случай прове­ рим... Проверяли долго, и вот ве­ сенним днем на стоянку по­ жаловал представитель заво­ да: — Отдайте трактор. Наш трактор-то... А ему говорят: — Платите сто рублей за хранение. По рублю за сут­ ки. За личный транспорт, правда, берем вдвое меньше, но он и меньше места зани­ мает. —Мы его на хранение не ставили и платить не будем. Так они и разошлись, каж­ дый при своем мнении. А трактор все стоял. Пришла весна, загудели на полях ма­ шины, а бесхозный бедняга Т-40 скучал в пестрой ком­ пании «Жигулей» и «Моск­ вичей». Вот уже и уборка нагрянула, а тракторострои­ тели все выдерживали харак­ тер. Наконец, через восемь месяцев они забрали свою машину, перечислив за ее хранение под открытым не­ бом теперь уже двести с лишним рублей. Из завод­ ской кассы, разумеется. Го­ ворят, что перечисление под­ писал заместитель директора заг«рда по общим вопросам. Ну, а как же с угонщиком, спросит читатель. Неужели так и не нашли, не наказали? Нашли. Им оказался Ни­ колай Мещеряков. Он объяс­ няет: «В 1983 году я рабо­ тал трактористом подсобного ■хозяйства ЛТЗ. От подсобно­ го хозяйства до моего дома в деревне Прудки примерно. 15 километров. Поэтому мне тяжело ходить с работы и на работу. По этой причине ре­ шил приобрести трактор, чтобы ездить из дома и до­ мой, а заодно использовать его на работе». 30 декабря Мещеряков ре­ монтировал на заводе трак­ тор подсобного хозяйства. Прошел на территорию без пропуска, по путевке. Охрана его не остановила. На пло­ щадке стояли блестящие све­ женькой краской новые. «Т-40». Выбирай любой! По­ дошел, капот накрыл брезен­ том — вроде старый, завел и поехал. Вахтер, взглянув на путевку, выписанную в под­ собном хозяйстве, на штамп, свидетельствующий, что во­ дитель трезвый, хотя он не. был таковым, открыл ворота. «Трактором я пользовался неделю, ездил на нем на ра­ боту. После нового года его видели начальник подсобного хозяйства и главный инже­ нер. Впоследствии я его от­ дал Клюеву Анатолию, кото­ рый его куда-то угнал». Не правда ли, забавная история. Забавная и грустная история, о ротозействе и бесхозяйст­ венности. Так что, если вы хотите приобрести в качест­ ве индивидуального транс­ порта новенький «Т-40», по­ езжайте на ЛТЗ: там ворота для всех открыты. Прямо-та­ ки затмение в глазах и вах­ тера, и диспетчера ЦВЗТ, что проверяла Мещерякова, пьян он или нет, и руководи­ телей подсобного хозяйства наступило. «Не заметили» в подсобном хозяйстве, что ра­ ботники используют откуда- то появившийся новенький трактор, как личные «Жигу­ ли», Наверное, у них так много техники, что ей и счет потеряли, как и на са­ мом заводе. Кстати, это не единствен­ ный угон. Начальник Тракто­ розаводского отделения ми­ лиции А. И. Аксенов расска­ зал, что в этом году был еще подобный случай. Правда, тогда машину нашли быстро. — Через те же ворота, через которые угнали второй трактор, — говорит Алек-' сандр Иванович, — замес­ титель начальника железно­ дорожного цеха Л. П. Сунде- ев вывез сваренный на заво­ де гараж для личной маши­ ны. Вольготно чувствуют себя на ЛТЗ, как видим, не толь­ ко «несуны», но и даже «ве- зуны». Они уверены, что в нужный момент у ревнивых стражей заводского добра застит глаза затмение и, уходя со смены, прихватыва­ ют с собой кто бачок крас­ ки, кто банку олифы, кто сварной гараж. Да'и нет не­ обходимости идти через про­ ходную: есть лазейки в за­ боре. Борются ли с этим злом на заводе? О да! Калеными приказами его выжигают. Сколько их было грозных и пространных! Но все эти бумаги опять же только зас­ тят руководящие очи, только всеобщее затмение навевают, потому что практического де­ ла за ними не следует. П. ГЛУБОКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz