Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Сколько десятилетий..жен щины-свекловичницы гнулись над кагатами с ножами в ру ках, вручную доочищая са харную свеклу, нередко в холод и непогоду! Индустри альная технология сама про силась на плантации. Но сло мать сложившуюся практику было непросто, потребовалась кропотливая подготовитель ная работа: Важно было убе дить людей, разбудить ” их инициативу, желание рабо тать творчески. На это мы и нацеливали партийные коми теты и бюро хозяйств, специ алистов РАНО. Зимой была организована учеба свеклово дов, внимательно анализиро вался опыт тех хозяйств, где свекла давно уже выращива лась и убиралась без затрат ручного труда. Свекловоды района почерпнули для себя немало полезного, и в этом году сахарная свекла возде лывалась уже с прицелом на индустриальную уборку: тщательно выравнивались по ля, соблюдалась прямоли нейность рядков, плантации мы старались держать чисты ми. Стратегия предстоящей уборки была обсуждена на бюро райкома партии, были намечены меры идеологичес кого обеспечения страды. В колхозе «Родина» мы прове ли семинар по индустриаль ному методу уборки, на кото рый были приглашены все свекловоды района. Звенье вой хозяйства В. Г. Умри- хин доказал, что сдавать свеклу без ручной доочистки — вполне реальное дело, что так «оно способнее», на до только как следует на строить БМ. Отправленные из колхоза машины с сахар ной свеклой были без каких- либо претензий приняты свек- лопунктом. Было заметно, как постепенно таял в глазах механизаторов ледок недове рия, как не терпелось им, не откладывая в долгий ящик, испробовать самим. Взыгра ло честолюбие: Умрихин смог, а я что, хуже? До начала массовой убор ки району было доведено за дание поставить на сахарный завод 3 тысячи тонн корней. Это даже меньше того, чем сейчас вывозится ежедневно. Но и в эти дни шла напря женная, кропотливая работа. Механизаторы с помощью инженеров-технологов «Сель хозтехники» — их решено было закрепить за хозяйст вами на весь уборочный пе риод — тщательно регулиро вали машины, пробовали раз личные варианты уборки. В райкоме партии состоялось совещание с механизаторами- коммунистами, где мы еще раз подчеркнули, что успех дела во многом будет зави сеть от, их усилий, от их лич ного примера. И партийцы оказались на высоте постав ленной задачи. О В. Г. Ум- рихине я уже сказал, но без ручной доочистки пошла са харная свекла и с плантации В. А. Веденкииа из колхоза имени Кирова, В. К. Савоси на из совхоза «Знаменский», В. Н. Штыркова из Астапов- ского отделения совхоза име ни Л. Толстого, И. Н. Пет рушина нз совхоза «Астапов- ский» и ряда других. Горя чим сторонником нового ме тода проявил себя и предсе датель колхоза имени Лени на В. Н. Белозеров. В хо зяйстве нет своего доочисти- теля ОГ-6, как, например, в колхозе «Родина». Поэтому здесь был создан специаль ный отряд свекловичниц, ко торые после прохода БМ тяп ками срезали оставшуюся зе лень, а затем уже шли ком байны. И свекла также по ступала на приемный пункт без доочистки. Кстати, такой же метод уборки использова ли и некоторые другие хо зяйства района. Во всех без исключения совхозах и колхо зах за комбайнами был ор ганизован досбор свеклы. К этой работе привлекались как свекловичницы, так и школьники, работники кон тор, посланцы райцентра. Забегая вперед, скажу, что не во всех хозяйствах удает ся обходиться без ножа, но подавляющая масса свеклы отправлена без ручной до очистки. Во многом тут по могло то, что каждое хозяй ство района имеет собствен ные погрузчики СГ1С-4.2. Их используют не только по пря мому назначению, но и на пе ревалке засоренных кагатов. Партийные комитеты и бю ро хозяйств позаботились о надежном идеологическом обеспечении уборки. До на чала ее были созданы штабы информации. Коммунисты отвечали за организацию со ревнования, вели беседы с механизаторами об условиях соперничества, о нормах вы работки. Все было учтено и распределено: кому выпус кать «боевые листки» и «молнии», кому доставлять их в поле, кто обязан сле дить за тем, чтобы людей в поле вовремя накорми ли. Каждый четко знал круг своих личных обязанностей. • Учитывая, что транспорт— важное звено уборки, что от него во многом зависят и тем пы копки свеклы, и сохран ность урожая, в райкоме пар тии было проведено совеща ние с водительским составом района. Водители были раз делены на 13 отрядов почиср лу хозяйств района. Во гла ве отрядов стали опытные шоферы-коммунисты. В тран спортных отрядах, как и в уборочных, созданы были вре менные партийные группы. Утобы повысить ответствен ность участников страды, по инициативе райкома тран спортные и уборочные отря ды заключали между собой договоры, где четко обгова ривались взаимные обяза тельства сторон. Членами райкома партии совместно со специалистами была проведена тщательная проверка готовности хо зяйств к массовой уборке. И хотя положение не вызыва ло тревоги, решено было рас смотреть итоги первых двух недель уборки на расширен ном заседании бюро райкома, на котором были еще раз уточнены графики копки и вывозки свеклы, намечен план действий на случай каких-ли бо непредвиденных обстоя тельств. Словом, весь уборочный комплекс района чувствовал себя в напряжении, органи заторская и идейно-воспита тельная работа парткомов и • партбюро с началом массо вой уборки отозвалась чет ким ритмом страды. В поле вышло 45 уборочных комп лексов. Люди работают са моотверженно, с полным соз нанием своего долга. Уже в семь утра уборочные отряды в поле, а заканчивают копку при свете фар. Рабочий же день водителей длится до ча су ночи. Но ни от кого не доводилось слышать ни жа лобы, ни сетования, все хо рошо понимают: свекловичная страда, как фронт, требует полного напряжения сил. По существу, вся выкопанная свекла в этот же день и от возится, <ни один кагат не лежит в 'поле больше суток. Итоги социалистического соревнования механизаторов за минувший день подводят ся рано утром. В честь от-, личившихся на центральных усадьбах хозяйств поднима ется флаг Трудовой славы, выпускаются «молнии» и «боевые листки», а семьям направляются благодарствен ные письма. А вот результаты труда во дителей подводятся четыре раза в день. Сведения ак кумулируются в диспетчер ской ЦУПа, а затем пере даются в транспортный от ряд. У каждого отряда своя рация. Как показывает прак тика, такая оперативность хо рошо помогает делу, зна чительно активизирует со ревнование. В авангарде со ревнования на вывозке так же идут коммунисты. Води тель А. Подлесных на КамАЗе с прицепом перевез уже с начала уборки 1200 тонн сахарной свеклы, Н. Гончаров КамАЗом с по луприцепом — 1100 тонн, а А. Леденев на «Колхиде» — 800 тонн. Колхозы «Родина», имени Ленина, имени Кирова, сов хозы «Домачевский», «Аста- повский» уже завершили коп ку сахарной свеклы, перепа хивают плантации и ведут повторный сбор корней. Свекловоды района живут в эти дни стремлением дать государству около 15 тысяч тонн корней сверх плана. И каждый день приближает их к намеченной цели. Э. ЧЕРНЫШОВ, первый секретарь Лев-Толстовского райкома КПСС. ЗАМЕНИЛ ...Резкая боль пронзила стопу, и Владимир Велико- род, еще не веря, что страда для него закончилась, с до садой посмотрел на застыв ший агрегат. •Попытался сно ва забраться на комбайн, но лишь беспомощно посмот рел на ногу: порвал связки, несколько дней больничного режима обеспечены. Винова то сообщил об этом звенье- ТОВАРИЩА вому, зная, как непросто найти комбайнера в горячую пору. И тогда на помощь то варищу пришел Александр Ложков, который занял мес то за рулем сложной маши ны. Совсем немного потре бовалось ему времени, чтобы привыкнуть к агрегату. И буквально через день темпы уборки сахарной свеклы в совхозе «Астаповский» сно ва возросли. В Э Ф И Р Е — « Т АИ Г А - 7 0» Эти позывные постоянно звучат сегодня в Лев-Толс товском районе. Как и в ми нувшем году, здесь создан центр управления перевозка ми, который руководит ра ботой более • чем 60 больше грузных автомобилей. — Простоев практически не бывает, — говорит инже нер по эксплуатации авто транспортного предприятия «Транссельхозтехника» Л. М. Сафонова. — Ежедневно на селекторном совещании вы ясняем, как идет вывозка продукции из различных хо зяйств, и туда, где скопилось наибольшее количество кор ней, направляем дополнитель ные силы. Нагрузка на автомобиль в Лев-Толстовском районе — одна из самых высоких в области. Буквально сразу же после поступления сигнала о том, что в каком-то хозяйст ве много подготовленной свеклы, сюда направляются большегрузные автомобили. Накануне, например, мощ ные транспортные звенья бы ли переброшены из совхоза «Домачевский» в «Знамен ский», из совхоза «Астапов ский» в «Гагаринский». И в последнее время та кие переброски становятся все более частыми. Уборка сахарной свеклы в большин стве хозяйств района вы шла, что называется, на фи нишную прямую. Темпы ра бот заметно возросли. Уве личилось и количество отгру жаемой свеклы. Сейчас еже дневно на свеклоприемный пункт доставляется до четы рех тысяч тонн продукции. Разумеется, столь высокая выработка транспортников стала возможной не только благодаря хорошей организа ции труда свекловодов на завершающем этапе страды — уборке урожая, но и ударной работе в течение всего года. Свекловоды всех колхозов и совхозов сумели с максимальной эффективно стью использовать благопри ятные погодные условия ны нешнего лета. Повсюду уро жай корней превосходит за планированный. Но особенно заметного успеха добились свекловоды совхоза «Аста повский». Даже в зачете каждый гектар дает здесь не менее 320 центнеров са харной свеклы с гектара. Что же повлияло на это? — Прежде всего, — счи тает звеньевой Н. Н. Пет рушин, — отличные предше ственники. Все плантации расположены по озимым, которые соответственно шли по черному пару. Так что запас питательных веществ здесь был создан достаточ ный, тем более, что и в ми нувшем году мы внесли ми неральные удобрения под вспашку, со стартовыми удобрениями вели и сев. Хороший урожай, отличная работа уборочных комплек сов, четкое взаимодействие их с транспортными подраз делениями и позволили «Ас- таповскому» первым в рай оне выполнить план по про даже сахарной свеклы госу дарству. Однако на этот раз. разрыв с другими хозяйства ми оказался незначительным. Буквально следом рапорто вали о завершении заданий совхоз «Домачевский», «кол хоз имени Кирова. Отличные перспективы и у других хо зяйств района, свекловоды которых рассчитывают не только выполнить, но и зна чительно перекрыть задания по поставкам корней госу дарству. В. ВИКТОРОВ. На снимках: бригадир во дителей районной «Сельхоз техники» В. Коновалов, ком сорг колонны. Вместо пяти он за смену делает восемь рейсов на свеклопункт; без доочистки отправляет свою свеклу знатный звеньевой В. Н. Штырков из совхоза имени Л. Толстого (на сним ке справа); доставить на при емный пункт последние тон ны свеклы в счет плана до верили передовому шоферу «Сельхозтехники» Алексею Быковскому. Фото А . Щурова. ШШШШШк Ф О Т О Р Е П О Р Т А Ж ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСЕННЕЙ СТРАДЫ М О Л ПР1 Весь накал осенней стра ды можно зримо ощутить, побывав на Лев-Толстовском свеклопункте. В семь утра приходят сюда первые маши ны, груженые корнями, и с этой минуты каждый из 260 автомобилей, работающих в районе на вывозке свек лы, побывает на пункте не один десяток раз. Натуже но ревут автопоезда, нетер пеливо сигналят у весовой- Два мощных буртоукладчи ка едва поспевают прини мать поток корней. — Так напряженно, свек лопункт работает впервые, — говорит его начальник Д. Ф. Седолобов. — В прош лые годы мы принимали не более двух тысяч тонн свек лы ежедневно, а сейчас днев ная прибывка составляет че тыре тысячи тонн. Перевоз ка заканчивается в час ночи. Да, именно в это время встречает весовщица Л. Н. Садовникова последнюю ма шину со свеклой. Обычно это автомобиль А- М. Игохн- на, инициатора районного со циалистического соревнова ния за наивысшую произво дительность иа вывозке кор ней. Он обязался довести на грузку на свой автомобиль до 55 тонн в сутки. Свое слово передовой водитель Лев-Толстовской «Сельхоз техники» держит с честью, о чем регулярно сообщается в «боевых листках» пресс- центра райкома партии, ко торые можно увидеть на весовой, в красном уголке пункта, на щите информа ции. Впрочем, вот сейчас член пресс-центра Н. П. Сим- кина как раз вывешивает свежую «молнию». Оказы вается, рекорд Иго-хина вче ра был побит молодыми во дителями В. Булавкиным, И. Фалеевым, и В. Коновало вым- Их и поджидает в цент ре управления перевозками сотрудник лев-толстовской районной газеты Н. Лемова. Это уже стало традицией—в каждом номере газеты «Путь Ильича» печатать портреты героев страды и рассказы об их трудовых успехах. Спустя полчаса появляет ся красочное поздравление бригаде Коновалова, а в семьи передовиков уходят благодарственные письма. Зазвонил телефон. Из пресс-центра райкома пар тии сообщили, что совхоз «Астаповский» рапортовал о завершении плана загото вок сахарной свеклы пер вым в районе. Вместо преду смотренных 3860 отгруже но 4211 тонн сырья. Аста- повцы решили дополнитель но к плану поставить еще более трех тысяч тонн кор ней. В успехе коллектива не малая заслуга и водителей- Потому на щите информации появляется новая «молния», у конторы свеклопункта под нимается флаг Трудовой сла вы в честь тружеников „сов хоза «Астаповский» и води телей, закрепленных за этим хозяйством. ...Пришла первая машина из колхоза имени XX парт- съезда. За рулем, конечно, А. М. Игохин, Пока взвеши вался * доставленный им груз, успел прочитать «мол нию». Однако не расстроил ся, что первенство уступил- — Выкопанной свеклы не было, — поясняет он. — И после паузы: — Ничего, мы свое наверстаем! Он поспешил к машине: не до разговоров, время жар кое. К щиту информации под бежал еще один водитель, улыбнулся добродушно, по том сказал, обращаясь сра зу ко всем: — Думал, про меня «мол ния», я тоже Коновалов. Только Николай, из колхоза «Родина»... В комнату пресс-группы заглянул механизатор: — Седолобова не видели? — Здесь я, что случилось? — Оба буртоукладчика вышли из строя- Все поднялись с мест и побежали к кагатам. Почему Дмитрий Федорович устре мился туда, понятно. Про стой буртоукладчиков в раз гар рабочего дня может обер нуться немалой бедой. Ма шины ведь идут друг за другом и пока конвейер ра ботал четко, никаких заторов не было. А что будет теперь? Уже издали было видно, что на кагатном поле сгрудились машины. — А зачем надо видеть поломку члейам пресс-груп пы? — Вдруг допущена ха латность или просчет. Разве нас должны интересовать только добрые факты? Мы уже имеем опыт, когда на ши «колючки» хорошо помо гали и делу, и воспитанию нерадивых. На этот раз «бичевать» никого не пришлось: заби лись перевалочные бункера. Операторы буртоукладчиков вместе со своими помощни ками быстро ликвидировали простой машин и дело нала дилось. Правда, образовалась очередь автомобилей в двад цать, но начальник свекло пункта распорядился выгру жать свеклу в восьмой бурт, где буртоукладчика пока еще не требуется. Уже полдень- К этому ча- -су центр управления пере возками готов дать первые сведения о работе за день. На щите социалистического соревнования среди бригад водителей активисты мелом выводят показатели их рабо ты. Мимо проходят кагат- чики, весовщики, лаборан ты — начался обеденный пе рерыв — задерживаются у щита, комментируют чьи-то успехи и неудачи. Каждый из них знает, что за день си туация еще не раз изменит ся. Новые данные появятся теперь в 15 часов, к моменту заседания партийного шта ба на вывозке свеклы, кото рые проводит ежедневно на свеклопункте первый секре тарь Лев-Толстовского рай-- кома партии Э. С. Чернышов. Затем данные на щите вновь обновятся в двадцать часов. А герои дня будут известны только завтра утром. О них и расскажут «боевые лист ки», «молнии», агитаторы' и политинформаторы, районная газета- Героев осенней стра ды должны знать все — ведь в их руках сегодня судь ба богатого урожая сладких корней. А. МОРГАЧЕВ, корр. «Ленинского знаме ни». С Л О В О -П Е Р Е Д О В И К А М С О РЕВНО ВАНИЯ Из -под ко м б ай н а - на з аво д У себя в звене с каждого из 140 гектаров закреплен ной площади получаем свек лы на тридцать центнеров больше, чем намечали. Работаем мы втроем. Я свеклу выращиваю уже двад цать лет. Опыта, знаний не занимать и моим товарищам А. Д. Куренкову с С. Н. Кузнецовым. Мы — хозяева четырехпольного свеклович ного севооборота, имеем воз можность заранее готовить основу для высокого урожая своей главной культуры. На чинаем с чистых паров, ра боту с ними никому не до веряем, сами .заправляем ор ганикой, пашем, проводим весь комплекс агротехничес ких работ. В нашем распоряжении трактор ДТ-75 с полным на бором современных, широко захватных 18-рядных свекло возделывающих машин и орудий. Понятно, есть и плу ги, и зерновые сеялки. Дол жен сказать, что эффективно использовать технику, удоб рения заставляет нас кол лективный подряд. Ныне, как никогда, ни на шаг не отсту пали от требований техноло гических карт, добивались максимального сокращения затрат ручного -труда и на обработке плантаций и на конке свеклы. Применяем мы на уборке передовую поточную техноло гию, свеклу прямо из-под комбайна отгружаем государ ству. Благодаря чему это удается? Четыре тут момен та: строгое соблюдение всех требований агротехники, пра вильная подготовка полей к уборке, умелая регулировка в первую очередь ботвоубо рочной машины. Что касает ся четвертого момента, то он относится, так сказать, к раз ряду творческих. В -чем он заключается? На свой мощ ный шестирядный комбайн КС-6 мы установили доочи- ститель со старого, теперь уже сданного на лом ком байна КСТ-3. И ручной труд на доочистке уже не требует ся. Мы не выкопали свеклу еще и* с о ста гектаров, а план уже выполнили. Теперь стремимся сдать как можно -больше продукции сверх на меченного. Вслед за основ ной проведем повторную уборку корней. В. ШТЫРКОВ, звеньевой-свекловод совхоза имени Льва Толстого. Сразу замечу, что доби ваться увеличения темпов доставки продукции нам по могает не только скорость в обычном понимании этого слова. Ездим нормально и даже более того, на полевых дорогах стараемся не спе шить, чтобы не потерять ни корня. И все же экономить время мы можем. Как? Главное — хорошая орга низация труда всех водите лей. Стараемся, например, добиваться того, чтобы ма шины приходили под погруз ку ритмично, одна за дру гой, то есть не простаивали в ожидании своей очереди. И нам это удается. Прежде все го бригаду разбили на не большие подразделения, ко торые более мобильны, да и чаще нужны хозяйствам, чем крупный отряд. Дневная вы возка продукции из колхозов и совхозов составляет в среднем 250—300 тонн, а для того, чтобы выполнить такой объем, вполне доста точно трех-четырех автомо билей. Влияет. на темпы пере возки и класс машин. Все они у нас большегрузные. Я на «КамАЗе» с прице пом за каждый рейс перево жу от 18 до 20 тонн сахар ной свеклы. Значительное количество корней доставля ют и водители, работающие на «Уралах», «КАЗах», и других большегрузных авто мобилях. Причем, еще перед уборкой мы увеличили объ ем кузовов, нарастив борта. Позаботились и о тщатель ной подготовке машин. Про стои из-за поломок не часты. Мне, например, ремонтиро вать «КамАЗ» еще не прихо дилось. Это и позво лило перевезти тысячу тонн сахарной свеклы. Показатель пусть и не самый высокий, некоторые мои товарищи до бились большего, но и этим доволен. Ведь сделано глав ное. Обеспечена бесперебой ная вывозка продукции из хозяйств. Подготовленные корни не находятся в поле и лишнего -часа. Также поста раемся работать и в даль нейшем. А . КУЗЬМИН, водитель автотранспортного предприятия «Транс сельхозтехника» . ТРУДНЫ! ПУТЬ К УСПЕХУ Если бы весной или даже в начале уборки я • сказал, что совхоз «Домачевский» одним из первых в районе выполнит план по поставкам сахарной свеклы, вряд ли бы кто поверил. Да и не удивй тельно. Пожалуй, даже ста рожилы не припомнят, ког да хозяйство справлялось с заданием, не говоря уже о том, чтобы осилить его пер вым. Давно Сложилось мне ние, будто решение сложных задач "совхозу не по силам, обязательно нужна помощь со стороны. Ежегодно во время важных кампаний к нам приезжали десятки лю дей, хозяйство заключало до говоры с бригадами свекло водов из Белоруссии и Ук раины, нам помогали сосед ние колхозы и совхозы, од нако, несмотря ни на что, итоги обычно оказывались неутешительными. • Почему так получается, что столь значительные уси лия не дают практически никакой отдачи, задумыва лись мы и долго не могли прийти к какому-нибудь од нозначному выводу. Брались за одно -г- рвалось в дру гом месте. И тогда решили, что отставания нам не преодо леть, если,, как и в преж ние годы, за выполнение различных агроприемов на свекловичном поле будут отвечать все понемногу и ни кто в частности. Основной упор сделали на улучшение работы Механизированных свекловичных звеньев. В хозяйстве было создано три коллектива, возглавили' которые М. А. Тушев, II. И. Кудрявцев и начинающий свекловод Александр Ярных. Заботиться об урожае нача ли, что называется, загодя. Выбрали лучшие предшест венники, дважды пролущили стерню, обработали поле гербицидами, под глубокую вспашку внесли минеральные удобрения. Зимой дважды провели снегозадержание, выполнили комплекс весен них агроприемов. Посеяли свеклу с маячной культурой, что позволило трижды про вести довсходовое боронова ние. И когда появились дружные ростки, мы убеди лись, что находимся на пра вильном пути. Это. ободрило и свеклов дов/которые работалц в по., ле буквально от зари до за ри. Помощь свекловичниц им почти не потребовалась, обошлись и без бригад со стороны. Окончательно сформировать густоту насаж дений помогли буквально все жители села — работни ки конторы, Дома культуры, детского сада, ряда других учреждений. В конце августа стало яс но, что усилия наши не про пали даром. Уже тогда уро жай на план был. Но форси ровать копку корней не то ропились. До 15 августа раз- оили плантацию на загонки, отбили поворотные полосы. Строго выполняли график вывозки корней/ И только во второй половине сентября уборочные комплексы нача ли работать на полную мощность. Но прежде мы их тщательно настроили. Поза ботились о создании необхо димых условий и для высо копроизводительной ' работы свекловодов, в поле достав ляются горючее, пища, еже дневно подводятся итоги со ревнования. Лидирует молодой свекло вод Александр Ярных, уб равший свеклу уже с 90 гектаров. В ближайшее время копка корней будет, закончена на всей плантации. Словом, ны нешний год стал перелом ным для хозяйства. Выпол нив одними из первых за дание по поставкам сахар ной свеклы, мы рассчитыва ем продать немало продук ции дополнительно. А . МАКАРОВ, директор совхоза «Домачевский».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz