Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

МУЖЕ СТВО ВЫБОРА 2 1 сентября состоялась Всесоюзная кино­ премьера фильма «Европейская история» На фотокадрах в фойе — знакомые лица: Вячеслав Тихонею и Беата Тышкевич, Леонид Филатов и Владис­ лав Стржельчик, Юозас Будрайтис и Станислав Микуль­ ский... Здесь, в «Виннице», — премьера фильма «Европей­ ская история» с участием этих популярных актеров. В этот же день картина была показана и в другом ли­ пецком кинотеатре — «Маяк» и в елецкой «России». Ее увидели также труженики птицефабрики «Липецкая» и колхоза имени Ленина — в общей сложности около двух с половиной тысяч человек. Это — пять адресов Всесоюзной кинопремьеры в на­ шей области. А всего 21 сентября «Европейская история» вышла на экраны 2000 кинотеатров, дворцов культуры и клубов страны. Ее зрителями одновременно стали сотни тысяч людей во всех уголках Советского Союза. К этому событию готовились долго и тщательно. О но­ вом фильме рассказывали пресса и радио. Работники ки­ нопроката и кинофикация области позаботились о широ­ кой его рекламе. Прошел предварительный общественный просмотр — по инициативе Липецкого горкома партии одними из первых,в области «Европейскую историю» уви­ дели лекторы-общественники. Некоторым из них по­ ручено было участвовать в премьерном сеансе, рассказать зрителям о том, какие политические факторы вдохновляли советских кинематографистов в работе над фильмом. В «Виннице», например, с таким своеобразным предислови­ ем к картине выступил инженер-стооитель, лектор по вопросам международной жизни О. П. Якимец. Наш корреспондент попросил О. П. Якимца поделить­ ся своими впечатлениями о «Европейской и с т о ри и ». — Очень нужный фильм, — сказал он. — Фильм, где нашли отражение тревоги всех европейцев, где воссозда­ на сложная кризисная обстановка, возникшая и связи с размещением на территории ряда стран НАТО амери­ канских ракет. Убежден: «Европейскую историю» должны посмотреть все. И мы, лекторы-международники, идеологический ак­ тив трудовых коллективов, г о р о д о в , районов обязаны все­ мерно способствовать этому. Ведь после фильма люди выйдут из кинотеатра с мыслями о личной своей прича­ стности к борьбе за мир, к делу предотвращения усилив­ шейся военной угрозы... ...Дважды в этот вечер актер Вячеслав Тихонов об­ ращался с киноэкрана пря­ мо в зал. Сначала — к спе­ циально снятом для Всесо­ юзной кинопремьеры роли­ ке. Его слова были напутст­ вием создателей картины ее зрителям: — Дорогие друзья, ' вы сейчас будете смотреть ху­ дожественный фильм «Евро­ пейская история». Уверен, что он не оставит вас равно­ душными. Ведь в картине речь идет о войне и мире, более того, о жизни на на­ шей планете, о существова­ нии человеческой 1 цивилиза­ ции. А затем он обратится к нам уже по ходу действия, в заключительных калрах лен­ ты не как советский киноак­ тер, а как экранный персо­ наж — влиятельный запад­ ноевропейский журналист Петер Лоссер. Лоссер призовет людей прислушаться к голосу сове­ сти. К голосу разума.’ Про­ никнуться чувством величай­ шей тревоги и ответственно­ сти, чтобы сделать решаю­ щий выбор между заокеан­ скими ракетами и подлин­ ной безопасностью. В сюже­ те фильма этот выбор кон­ кретизируется как выбор между двумя кандидатами в мэры большого западноевро­ пейского города — «корич­ невым» Виктором Олденом и трезво мыслящим полити­ ком доктором Хайденом. Второму — финальному — обращению Тихонова — Лоссера предшествует мно­ жество событий, запутан­ ных, драматических, напря­ женных. Похищение доку­ ментов, обнародование кото­ рых для их хозяев равно­ сильно атомному взрыву. Шантаж. Убийство. Подкуп. Нерешительность одних. На­ глая уверенность в безна­ казанности, абсолютная не­ разборчивость в средствах других. Надежда на разум, мужественная готовность противостоять злу, сорвать с него все личины третьих. Уже из этого перечня не­ трудно заключить: фильм сценариста Николая Леоно­ ва и режиссера Игоря Го­ стева снят в жанре детекти­ ва. Сам термин детектив — то есть расследование, по­ вествование. основанное на раскрытии тайны, — в 60-е годы прочно и, похоже, на­ долго сросся с определени­ ем — «политический». И в ( этом обнаруживается пусть косвенный, но чрезвычайно тревожный симптом прогрес­ сирующего недуга капита­ листического мира. Я имею в виду в данном случае даже не мошенничества и гряз­ ные махинации ради нажи­ вы, к которым причастны представители правящей верхушки. Я говорю, преж­ де всего, именно о полити­ ке, использующей преступ­ ные средства для достиже­ ния преступных целей, о политике, пускающей в ' ход приемы, беззастенчиво за­ имствованные из арсенала гангстеров, взломщиков, профессиональных грабите­ лей и убийц. В недрах ее вызревали и вызревают 'провокации, заговоры, тер­ рор, агрессии против Грена­ ды и Никарагуа, трагедии Чили, Ливана, новая Хиро­ сима и Евросима. Те, „дто определяет, санк­ ционирует и проводит эту политику, иногда, сочтя себя современными Мэккиавел- ли, проговариваются, объ­ являя, что к ним мерки нравственности и законности неприложимы. Высказыва­ ясь по поводу одного разоб­ лачительного фильма, где показаны ужасы чилийского переворота, бывший дирек­ тор ЦРУ Уильям Колби по­ откровенничал: «Не нахожу это аморальным, наоборот, нахожу вполне нормальным, что Соединенные • Штаты прибегают к секретным действиям, лишь бы не до­ пустить, чтобы еще какое- нибудь правительство, под­ держиваемое Кубой, распро­ страняло революцию». Вот почему политические фильмы, построенные на за­ падном материале, столь ча­ сто оказываются детектива­ ми. Жанр, увы, обусловлен, подсказан самой жизнью, столбцами газет, где поли­ тическая хроника так неот­ личимо похожа порой на хронику уголовную. И «Европейская история» в этом отношении не исклю­ чение. На первый взгляд, она рассказывает о делах вполне обычных, мирных. Ничто вроде бы не сулит ни похищений, ни выстрелов, ни слежки, ни разоблачений. Просто’ идет предвыборная кампания. Правда, один из кандидатов в мэры — некто Виктор Олден, молодой, энергичный, очень стараю­ щийся выглядеть симпатич­ ным, свойским малым (Ро­ муальдас Романаускас) почему-то приезжает на ми­ тинг избирателей в сопро­ вождении эскорта мотоцик­ листов в черных кожаных куртках и держит речь при эффектном освещении, не­ вольно заставляющем вспом­ нить о факельных шествиях нацистских времен. Да и са­ ма программа Олдена, ее неотразимо действующие на простаков посулы хорошей жизни, хорошей работы, хо­ роших денег опять же не могут не вызвать в памяти ассоциаций с обещаниями человека, которого когда-то ослепленные фанатизмом толпы приветствовали ре­ вом: «Хайль!». К тому же, по Олдену, установка на «хоро­ шую жизнь» однозначно и накоротке связана с другой установкой... с установкой американских «першингов» на европейской земле. Хотя, кажется, не так уж трудно понять, что «першинги» эти скорее гарантируют не «хо­ рошую жизнь», а хорошую смерть. В фильме есть несколько кадров интервью, когда теле­ репортеры останавливают на улицах прохожих и задают стандартный вопрос: вы за Хайдена или за Олдена? Игорь Гостев и оператор Анатолий Иванов умело до­ биваются впечатления, что эти съемки — документаль­ ные. Кстати, в фильме мно­ гое воспринимается так, словно. бы мы смотрим, сю­ жеты для программы «Вре­ мя»' или «Международной панорамы». Причем и Лео­ нов, и Гостев, и Иванов, и актеры стремятся не только к точности внешнего рисун­ ка, но и к точности в рас­ крытии социальной психо­ логии своих героев, тех, ко­ го мож^но назвать средними европейцами. Эта точность в значительной мере искупает отдельные драматургические просчеты, возникающие из- за того, что сценарист кое- где соблазнился не слишком оригинальными сюжетными построениями. проторенны­ ми дорожками. Так вот давая интервью тележурналистам, сообщая о своих намерениях голосо­ вать за того или другого кандидата, люди полагают, будто они осуществят свой выбор свободно, в собствен­ ных интересах. Но это в значительной степени иллю­ зия. Они не знают, что про­ исходит там, за кулисами, за закрытыми шторами. Не знают, на чьи деньги нани­ мает для своих лихо сре­ жиссированных шоу прелест­ ных девочек Виктор Олден. Чья могущественная, при­ вычно готовая подписать бан­ ковский чек на тысячи, де­ сятки, сотни тысяч Долларов или марок рука поддержи­ вает кандидата, которому так нравятся американские ракеты и так не нравятся коммунисты. И вдруг над хорошо про­ думанной и еще лучше про­ финансированной акцией на­ висает угроза разоблачения. И вдруг славный парень, патриот Олден может пред­ стать перед соотечественни­ ками в качестве всего лишь послушного исполнителя во­ ли «Тихих американцев» из спецслужб. Тайное может стать явным. Как помешать этому? Покровители Олдена не останавливаются ни пе­ ред чем. С помощью угроз и посулов заставляют капиту­ лировать журналиста Хайн­ ца Ренке (Леонид Филатов), подсовывая ему «липу», что­ бы скомпрометировать ею честного Хайдена. Шантажи­ руют Петера Лоссера. Хлад­ нокровно и споро стреляют науськанные и оплаченные ими убийцы... Так делается эта полити­ ка. Такова подоплека и под­ линная цена этой «демокра­ тии» и «свободы»... Документы, проливающие свет на цстинное лицо Ол­ дена и его хозяев, попадают в руки помянутого Петера Лоссера. Одаренный журна­ лист и честный человек, он искренне ненавидит фашизм, искалечивший его детство и юность, принесший столько горя его стране, его близким, его жене (в этой роли сня­ лась известная польская ак­ триса Беата Тышкевич), прошедшей через нацист­ ские концлагеря... Вместе с тем он весьма удобно уст­ роился, прекрасно адаптиро­ вался к системе. В начальных кадрах его благо­ получие обрисовано почти в идиллических тонах. Но вот благополучие — под угрозой. Лоссеру надо решать и решаться: либо ра­ зоблачение Олдена, и тогда почти наверняка он и его семейство лишатся своей «идиллии», либо — молча­ ние, а точнее — переход в команду фашиствующего кандидата в мэры. И фильм, и исполнитель главной роли по-настоящему интересны именно в этих ключевых эпизодах. Эпизо­ дах, насыщенных напряжен­ ными размышлениями Лоссе­ ра, горечью его сомнений в себе и в своих близких, ко­ лебаниями между граждан­ ским, нравственным дол­ гом и личным благоденст­ вием. Думаю, здесь и драматур­ гия оказалась на высоте. Она дала актеру надежную точку опоры, позволившую ему особенно убедительно раскрыть психсОюгический механизм борьбы героя с самим собой. И главная уда­ ча заключается в безоши­ бочной догадке авторов, что же именно должно стать — и стало! — самым весомым аргументом для Лоссера. Сын! Да. его Тони (при­ метная работа молодого, но уже запомнившегося зрите­ лям актера Владимира Ше­ велькова). Трудный парень Тони, увлеченный олденов- ской демагогией и щеголяю­ щий в черной кожанке ол- деновских телохранителей. Узнав правду о своем фаль­ шивом кумире, Тони нервно, тревожно ждет, как же по­ ступит отец. Поддайся Лос- сер-старший слабости — и уже ничто не спасет сына от цинизма. Никакие словес­ ные резоны не опровергнут его убеждения: кто силен, тот и прав, на свете ничто не имеет цены — ни идеи, ни принципы, ни честь, ни совесть... Драма Лоссера органично включена в драму, пережи­ ваемую всеми его соотечест­ венниками. Она — микро­ эпизод в масштабном дра­ матическом действии. В трудном процессе самоопре­ деления тысяч людей, когда в сложной, кризисной, от­ равленной ложью и страхом ситуации предстоит выби­ рать, нет, не мэра или пре­ зидента, а между жизнью и смертью, между миром и войной, способной погубить человечество. Кто же победит на выбо­ рах? Что предпочтут зем­ ляки Петера Лоссера? Сам Лоссер делает то, что от него зависит, дабы они не ошиблись и драма выбора не обернулась трагедией Евросимы... Таков пафос этого филь­ ма. Он .назван — «Европей­ ская история». Быть может, еще точнее его было бы назвать «Современная исто­ рия», поскольку, при всей географической конкретно­ сти происходящего, главное здесь все же обусловлено не географией, а — време­ нем. Эпохой, когда мир ока­ зался на самой опасной грани. Когда ни расстояния, ни океаны никого не спасут от гибели, и лишь совмест­ ными усилиями, активными действиями возможно пре­ дотвратить конец нашего мира... И. НЕВЕРОВ. КНИГА ИЩЕТ ЧИТАТЕЛЯ ...Шла война. Казалось бы, в годы великих испытаний было не до книг.- И тем не менее и в огне сражений, и в буднях тыла советские лю­ ди не расставались с ними. На Украине две самоотвер­ женные женщины прятали от оккупантов районную биб­ лиотеку. Солдаты на передо­ вой читали Толстого и Дик­ кенса. В блокадном Ленин­ граде и даже в подполье из­ давались сборники стихов. Книга помогала в борьбе с врагом. И, понимая всю опасность, таившуюсу для фашизма в произведениях Маркса, Энгельса, Ленина, Горького, гитлеровский сол­ дат, ворвавшийся в киев­ скую квартиру известного ученого, злобно протыкал штыком томик за томиком... Я привел всего лишь ма­ лую толику интереснейших фактов, содержащихся в од­ ной из глав уникального из­ дания — «История совет­ ского библиофильства». Она написана замечательным уче­ ным П. Н. Берковым. В ней увлекательно, с привлечение ем сотен малоизвестных ис­ точников, рассказывается о судьбах редких книг и о судьбах людей, которые их собирали, изучали, хранили для . потомства. О первых объединениях книголюбов, о крупнейших библиотеках в первые годы после револю­ ции. О том, как Советская власть стремилась •сделать книгу достоянием каждого труженика. О библиотеке В. И. Ленина. О той роли, которую играет книга в ду­ ховном воспитании нового человека. Сегодня, когда интерес к книге так велик, «История советского библиофильства» наверняка привлечет внима­ ние и как незаменимое спра­ вочное пособие, и как прос­ то увлекательно написанное, насыщенное яркими факта­ ми исследование. Оно будет хорошим подспорьем и тем, кто только начинает соби­ рать домашнюю библиотеч­ ку, и тем, кто имеет основа­ ние назвать себя библиофи­ лом со стажем, и, конечно же, — активистам общества книголюбов, педагогам, лек­ торам... Часто говорят: читатель ищет книгу. Но случается и наоборот: книга ищет чита­ теля. И книга хорошая, нужная. Просто она пока не попала в поле читательско­ го внимания. Мы, работники книжной торговли, знаем: непременно наступает мо­ мент, когда выяснится, что издание — стоящее. И тог­ да оно в течение дня может исчезнуть с прилавка. Имен­ но о такой литературе я и решил рассказать в этой за­ метке. Итак, ждёт читателей «История советского библио­ фильства». Ждет и недавно появив­ шийся темно-синий томик, на переплете которого вытисне­ но: «Критика и время». Че­ му посвящен этот сборник, среди авторов которого — ведущие литературоведы и критики, в частности, Дмит­ рий Лихачев, Феликс Куз­ нецов, Владимир Щербина? Если коротко — тому, как время отражается в литера­ туре и как литература и вре­ мя отражаются в зеркале критики. Книга привлекает, в первую очередь, серьезно­ стью в разработке проблема­ тики, разнообразием вклю­ ченного в нее материала. Судите сами: в числе ее «ге­ роев» — произве д е н и я Г. Маркова и П. Проскури­ на, К. Воробьева и Д. Бала­ шова, А. Твардовсйого и Н. Рубцова и многих других любимых народом прозаиков и поэтов. Кому она адресована? Филологам, студентам, педа­ гогам? Да, разумеется. Но не только им. Она будет с пользой прочитана всеми, кто любит литературу и стре­ мится хорошо ее знать. Ведь, как пишет в помещенной в сборнике статье наш выдаю­ щийся ученый Д. Лихачев, критика «должна помочь человеку отличить подлинное в искусстве от ложного, от­ личить псевдоискусство от искусства истинно народно­ го, отличить подделку от оригинала». И еше одна книга, на сей раз учебное пособие-семи­ нарий «Леонид Леонов». Подготовлено онЬ авторитет­ ным исследователем леоиов- ского творчества В. А. Ко­ валевым. Здесь содержатся обзор истории изучения произведений выдающегося прозаика и драматурга, хро­ нология его жизни и писа­ тельской деятельности, те­ мы для самостоятельных студенческих работ с библи­ ографией по каждой из них. Пособие нужно и молодежи, изучающей литературу в ву­ зе, и преподавателям, и тем, кто хотел бы просто углу­ бить свои знания об авторе «Соти», «Дороги на Океан», «Русского леса». Сегодня эти издания име­ ются в продаже в нашем ма­ газине, что расположен на площади Революции. Они ждут вас, товарищи книго­ любы! С. ПОДОСИННИКОВ, директор липецкого книжного магазина № 8. Б Л А Г О Д А Р Н А Я П А М Я Т Ь Ханой. Площадь 1?адинь. Священное место для каж­ дого гражданина Вьетнама. Здесь в далеком 1945 году Хо Ши Мин провозгласил рождение нового Независимо­ го государства в Юго-Восточ­ ной Азии. Здесь спустя 30 лет состоялись всенародные торжества по случаю полной победы вьетнамского народа над иностранными интервен­ тами и окончательного вос­ соединения родины. К сожалению, вождь вьет­ намской революции не дожил до исторического дня. Но именно его идеи привели патриотов Вьетнама к побе­ де, И благодарные соотече­ ственники в трудные годы освободительной борьбы воз­ двигли Мавзолей Хо Ши Мина. Чтобы не только его идеи были всегда с ними, но и он сам как бы всегда был рядом с народом в дни су­ ровых испытаний и в сози­ дательные годы мирного труда. Я разговариваю с началь­ ником командования Мавзо­ лея полковником Лыонг Шоаном и его заместителем Нгуен Ван Тыонгом. Они бы­ ли непосредственными участ­ никами создания мемориаль­ ного комплекса. — В 1970 году на госу­ дарственный конкурс были представлены 1 2 0 макетов 1 будущего сооружения. Ко­ миссия отобрала из них 38 для всенародного обсужде­ ния в ряде городов и про­ винций ДРВ. В частности, в Ханое, Хайфоне, Вине, Тхайнгуене и Шонла. Их просмотрели более 700 ты­ сяч человек, которые внесли 350 тысяч замечаний и пред­ ложений, — вспоминает Лы­ онг Шоан. — Из всех про-. ектов для окончательной до­ работки отобрали два. За­ тем было решено рекомендо­ вать жюри конкурса сделать единый универсальный про­ ект. Конкретизировали его в Москве с помощью совет­ ских специалистов. В Моск­ ве же был создан и рабочий Проект. Именно поэтому товарищ Шоан оказался в начале 70-х годов в Москве с груп­ пой вьетнамских проектиров­ щиков. Начать сооружение Мавзолея планировалось в 1972 году. Однако расшире­ ние воздушной войны США против Северного Вьетнама приостановило воплощение замысла. В Москве Лыонг Шоан получил телеграмму* об отсрочке . строительства. Вьетнамцы вернулись в Ха­ ной и были срочно отправ­ лены на фронт. Но уже в марте следующего года их вновь собрали для возобнов­ ления подготовительной ра­ боты по сооружению Мавзо­ лея. — Официально строитель­ ство начиналось 2 сентября 1973 года, — рассказыва­ ет Нгуен Ван Тыонг. — Но уже в июне мы приняли пер­ вых советских специалистов. Они работали в трудных ус­ ловиях и вместе с нами им приходилось переносить тя­ готы военного времени. Но трудились они с огромным энтузиазмом. И нам было чему у них поучиться. Од­ нажды Фам Ван Донг, при­ ехав на стройку, спросил, сможем ли мы закончить строительство. Я заверил его, что справимся. В стройке принимала уча­ стие поистине вся страна. Для ебздания мемориала ис- поль.зовали желтые пески, гранитные и мраморные пли­ ты различных цветов, крас­ ные камни, доломит для оформления панно. Офици­ альное открытие совпало с празднованием 30-й годовщи­ ны образования ДРВ. С того времени более се­ ми миллионов человек посе­ тили Мавзолей,'чтя память человека, сумевшего спло­ тить народ на победоносную борьбу с колонизаторами, на самоотверженное сопротив­ ление американским агрес­ сорам, за независимость и свободу. Красиво вписанный в ансамбль площади Бадинь, Мавзолей Хо Ши Мина сим­ волизирует веру вьетнамско­ го народа в построение свет­ лого будущего. — Мы не забываем наших советских друзей, оставив­ ших на строительстве Мавзо­ лея частицу своих сердец, — отметил на прощание Лыонг Шоан. — Многим из них присвоено звание Герой Труда Вьетнама с вручени­ ем орденов Труда I степени. ...Второго сентября по традиции лучшие представи­ тели трудящихся Вьетнама пришли на площадь Бадинь, чтобы почтить память своего верного сына, чтобы расска­ зать ему о своих трудовых успехах. К Хо Ши Мину на­ род Вьетнама обращается за советом и поддержкой. Он по-прежнему в рядах строи­ телей нового Вьетнама. Он незримо присутствует во всех их евештениях. Л. МИЛОВАНИЯ, соб. корр. АПН. Ханой. А Т А К И ПАТРИ ОТОВ САН-ХОСЕ, 25 сентября. (ТАСС). Бойцы Фронта на­ ционального освобождения имени Фарабундо Марти ус­ пешно отражают атаки кара­ телей. Сальвадорский крова­ вый режим Дуарте присту­ пил по указке США к осу­ ществлению «операции» по сдерживанию массированно­ го сентябрьского наступле­ ния патриотов, в ходе кото­ рого повстанцы проводят удары по воинским гарнизо­ нам, колоннам армейских грузовиков, взрывают мосты и линии электропередачи. Только за последние дни, отмечает радиостанция пов­ станцев «Венсеремос», про­ тивник потерял убитыми 16 солдат и офицеров. Особенно ожесточенные сражения с батальонами прошедших вы­ учку в США карателей происходят в департаментах Усулутан и Морасан. Крова­ вый режим подвергает кре­ стьянские селения бомбежке и артиллерийскому обстре­ лу. ’ . МОЙ ДОМ—МОЯ ТЮРЬМА ------ ------- К о рреспонденты А П Н с о о бщ аю т - ------------- Собрать бы все слезы со­ страдания, пролитые англий­ ской прессой о судьбе «лю­ дей в лодках» — вьетнам­ цах, когда-то покинувших свою родину, чтобы попы­ тать счастья на Западе, а потом слезы умиления о тех, кому посчастливилось по­ пасть в Англию, — и по об­ разовавшемуся водоему мож­ но доплыть от Флит-стрит до Принсесс-лодж. Принсесс- лодж — бывшее благотво­ рительное общежитие для моряков, построенное в нача­ ле века неподалеку от лон­ донских доков, а теперь пе­ ределанное неким мистером Эваном Коуви и его фирмой «Неймкорт лимитед» в жилье для ёухопутных бедняков, среди которых немало вы­ ходцев из Вьетнама. Тяжелая дощатая дверь кажется несоразмерно ма­ ленькой на сером массивном фасаде с узкими окнами, а открывающийся в ней на уровне человеческого роста глазок придает зданию еще большее сходство с исправи­ тельным учреждением. Стучу. В глазок двери видны равнодушный голубой глаз, часть лица и серьга в ухе. Затем дверь приоткры­ вается, и молодой страж до­ ма довольно субтильного для его должности сложения спрашивает, что мне нужно. Протягиваю ему журналист­ ское удостоверение и объяс­ няю, что хочу поговорить с его жильцами. — Невозможно, — гово­ рит страж. — То есть как это? — Нельзя входить в дом и говорить с жильцами без разрешения хозяина. Или приходите вместе со своими знакомыми, живущими здесь. Проработав полтора года в Англии, я не поверил, что в этой стране нельзя по­ пасть к обитателям дома без разрешения домовладельца, если, конечно, владелец не правительство, а дом не тюрьма. Спрашиваю, не пе­ редумает ли молодой чело­ век, если я вернусь к нему с полицейским, которых в этих местах долго искать не нуж-* но. — Нет, — миролюбиво отвечает он, и дверь закры­ вается. Приходится знакомиться на улице перед входом. Ван Ду­ онг живет в Принсесс-лодж второй год с женой и шес­ тью детьми в двух комнатах. Большая из них площадью 10 квадратных ’ метров с двумя двухэтажными крова­ тями, на которых дети спят посменно, похожа на судо­ вую каюту. Вторая, помень­ ше, забита так, что похожа на вагонное купе, если ис­ пользовать его для постоян­ ного жительства в качестве спальни, столовой и кухни, которой у Дуонгов нет. Как и другие вьетнамцы, Дуонг не сразу оказался в Лондоне. Английские власти намеренно расселяли эмиг­ рантов разбросанно по всей стране под тем предлогом, что так, дескать, быстрее произойдет их ассимиляция. В подавляющем большинстве они не владели английским или говорили очень плохо. В итоге эмигранты не только не прижились в английской провинции, но, пробедство- вав в ней несколько лет на подачки от различных бла­ готворительных фондов и пе­ ребиваясь случайной рабо­ той, в конце концов пере­ брались в Лондон, где давно сложилась относительно мно­ гочисленная община выход­ цев из Восточной Азии, Но с работой здесь не легче, к тому же даже более давние жители британской столицы должны по тридцать лет ожидать очереди на более или менее доступное по цене жилье. И вот Принсесс-лодж. — Когда нет работы и есть только такая крыша над головой, само по себе невесело, — говорит Дуонг. — Но тяжелее всего пере­ носить даже не нищету, а чувство, что тебя едва тер­ пят здесь, как нахлебника, А раз так, мы обязаны под­ чиняться правилам, устанав­ ливаемым кем угодно, в том: числе и • знакомым вам при­ вратником. Бывает, нам говорят с ут­ ра, чтобы мы все уходили и не возвращались домой ча­ сов до 4—5, если админи­ страция намерена что-то де­ лать в здании. Протестовать не только бесполезно — опасно. Несколько семей, попытавшихся отстаивать свое человеческое достоин­ ство, были выброшены на ' Улицу. Он боится, что его выш­ вырнут на улицу из дома, который городская инспек­ ция признала недавно серь­ езной угрозой для здоровья живущих в нем из-за анти­ санитарных условий и потен­ циальной смертельной ло­ вушкой в случае пожара, для которого владельцами соз­ даны все условия. Но мистер Коуви и его «Неймкорт лимитед» полу­ чают от -своих постояльцев доход в миллион фунтов стерлингов ежегодно. Ну как тут не понять слезы 4 умиле­ ния и сострадания. Они того стоят.:. С. ВОЛОВЕЦ, соб. корр. АПН. Лондон. ЗАСЕДАНИЕ ПОСТОЯННОГО СЕКРЕТАРИАТА Ц К ПАРТИИ ФНО АЛЖИР, 25 сентября.' (ТАСС). Здесь состоялось за­ седание постоянного.секрета­ риата ЦК партии Фронт на­ ционального освобождения, в котором приняли участие представители провинций и массовых общественных ор­ ганизаций. Как сообщает агентство АПС, в представленном на заседании докладе, посвящен­ ном деятельности партии за минувшее полугодие, отмеча­ ются рост ее численности и расширение сети первичных организаций на предприяти­ ях, что повысило роль партии на местах. В документе гово­ рится, что в центре внимания партии постоянно находились вопросы социально-экономи­ ческого развития республики. Первостепенное внимание уделялось претворению в жизнь решений Центрального Комитета по улучшению си­ стемы здравоохранения, соци­ ального обеспечения, расши­ рению жилищного строитель­ ства и увеличению производ­ ства сельскохозяйственной продукции. Выступивший на заседании президент АНДР, генераль­ ный секретарь партии ФНО Ш. Бенджедид подчеркнул возрастающую роль партии, которая является руководя­ щей и направляющей силой алжирского общества. Он ос­ тановился на задачах, стоя­ щих перед членами партии в мобилизации трудящихся на выполнение планов развития народного хозяйства. Ч У ДО ВИЩ НОЕ П РЕСТ У ПЛЕН И Е С0 М0 С0 В Ц Е В МАНАГУА, 25 сентября. (ТАСС). Правительство Ни­ карагуа возложило на Сое­ диненные Штаты всю полно­ ту ответственности за новое чудовищное преступление сомосовцев. В полдень 23 сентября, говорите# в ноте МИД республики, направ­ ленной государственному сек­ ретарю США Г. Шульцу, вооруженная группа наемни­ ков ЦРУ атаковала из заса­ ды автомобиль, перевозив­ ший родственников бойцов Сандинистской народной ар­ мии. Они следовали в зону Пантасма, чтобы навестить своих сыновей, братьев, му­ жей. Бандитское нападение произошло в горах Сан-Эс­ тебан в 15 км от админист­ ративного центра северного департамента Хинотега. Со- мосовские головорезы хлад­ нокровно расстреляли 8 и ранили 19 человек. Это очередное гнусное преступление, указывается в документе, — следствие ин­ тервенционистской антиника- рагуанской политики адми­ нистрации США, поддержки Вашингтоном тех, кого пре­ зидент Рейган Цинично име­ нует «борцами за свободу». Не в состоянии противосто­ ять вооруженному и органи­ зованному народу Никарагуа, американские наемники, поддерживаемые и финанси­ руемые Белым домом, выме­ щают злобу на гражданском населении, убивая и терро­ ризируя женщин, стариков, детей. ИНФОРМАЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Уже шесть меся­ цев продолжается общенациональная заба­ стовка шахтеров, самая длительная и упор­ ная за всю историю британского рабочего движения. В знак солидарности с ними вышли на битву с капиталом шоферы и моряки, до­ керы и железнодорожники. Силы бастую­ щим придает материальная и моральная поддеряска, оказываемая братьям по классу внутри страны н за рубежом. На снимке: массовая манифестация ба­ стующих горняков и солидаризирующихся с ними английских трудящихся в Брайтоне. (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz