Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

П р о л е т а р и и в с е х ст р ан , с о е д и н я й т е с ь ! 67-й год издания м и / у и и о и и л ил /^ил , ичлис/ лллслл с и х ЛЕНИНСКОЕ знямян Т Р У Д О В А Я П О Б Е Ж ИВОТНОВОД ОВ ОБЛ АСТИ 1984 СЕНТЯБРЬ 2 6 СРЕДА Ж и во тно во ды области досрочно вы­ полнили девятимесячные планы госу­ дарственных заготовок скота и птицы, молока и яиц, а по заготовкам шерсти выполнили годовой план. До конца сентября на заготовитель­ ные пункты и перерабатывающие предприятия от колхозов и совхозов области дополнительно поступят сот­ ни тонн мяса, молока и большое ко­ личество яиц. Статистическое управление Липецкой области. РАСТЕТ ШЕФСКИЙ СЧЕТ О р ган Л ипец ко го обкома К П С С и областно го Совета народных депутатов Эффективную помощь под­ шефным хозяйствам Чаплы- гинского района оказывают работники производственно­ го объединения «Лйпецксан- техника». В настоящее время в совхозе «Ведновский» на картофельных плантациях трудятся ударные отряды, которые возглавляют началь­ ник центральной исследова­ тельской лаборатории И. И. Дебелый и слесарь радиатор­ ного завода А. А. Филип­ пов. На днях из района вер­ нулся отряд во главе с за­ местителем начальника про­ изводственного отдела В. И. Шебановым. Руководители хозяйства дали высокую оценку его работе.. В выходные дни на по­ мощь посланцам объедине­ ния выезжают работники це­ хов и отделов. Урожай «вто­ рого хлеба» убран уже с пло­ щади 70 гектаров. В. ИВАНОВ. У Т В Е Р Ж Д А Т Ь П Р А В Д У Ж И З Н И , В Ы С О К И Е И Д Е А Л Ы С О Ц И А Л И ЗМ А Р е ч ь т о в а р и щ а К . У . Ч Е Р Н Е Н К О Дорогие товарищи! Ваш пленум посвящен пя­ тидесятилетию очень значи­ тельного события в истории советской культуры — пер­ вого Всесоюзного съезда со­ ветских писателей. И сегодня мы с гордостью смотрим на путь, пройденный советской литературой, рожденной Ве­ ликим Октябрем. Литерату­ рой, в которой нашли яркое отражение революционные преобразования XX столетия. (Аплодисменты). Это — литература, живу­ щая одной жизнью с наро­ дом, партией, страной. На ее страницах в полный рост встают величественные фи­ гуры Ленина и его соратни­ ков, героев гражданской вой­ ны и первых пятилеток, бес­ смертных воинов Великой Отечественной. Это— литера­ тура, в центре которой — человек труда и человек в труде, пытливый. ищугДий, деятельный, активный строи­ тель социализма. Это — ли­ тература, которая умеет по­ нять и изобразить своего современника во всей слож­ ности его внутреннего мира и нравственных исканий, в его радостях и тревогах, в его стремлении к правде и справедливости. Дело, так замечательно начатое Горьким и Маяков­ ским, Фадеевым и Шолохо­ вым, продолжают сегодня писатели и поэты, активно и плодотворно работающие в нашей многонациональной литературе. (Аплодисменты). Я, понятно, не буду на­ зывать здесь имена или конкретные произведения. Замечу одно: то новое, талантливое и глубокое, что появилось в литературе за последние годы, что волнует советского читателя, застав­ ляет думать и спорить, —это вернейшее свидетельство то­ го, что на наших с вами гла­ зах в советскую, да и миро­ вую классику входят такие творения, которые переживут свое время и правдиво рас­ скажут о нем потомкам. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что самый точ­ ный критерий успехов лите­ ратуры и искусства в целом — та реальная степень воз­ действия, которое они оказы­ вают на формирование идей­ но-нравственного облика на­ рода. В этом смысле совет­ ская литература действитель­ но не знает себе равных. Она воплощает в себе духовное богатство новой, социалисти­ ческой цивилизации. Вот по­ чему партия, народ с таким уважением относятся к бла­ городному труду писателей, всех мастеров искусства. (Аплодисменты). Товарищи, годовщина пер­ вого писательского съезда располагает к откровенному, обстоятельному разговору не только о положении дел в литературе, но н о проблемах художественного творчества вообще, о месте искусства в нашей жизни. Потребность в таком разговоре у вас. дея­ телей советского искусства, полагаю, есть. Уверен, что в этом заинтересованы и де­ сятки миллионов >ваших чи­ тателей, зрителей, слушате­ лей — словом, все наше об­ щество. Не скрою: в этом раз­ говоре я тоже хотел бы при­ нять участие. И, естественно, говоря о проблемах художе­ ственного творчества, я не собираюсь давать вам рецеп­ ты, как решать их. Я хотел бы высказаться прежде всего по политическим аспектам этих проблем, поделиться своими заботами, рассказать о коренных задачах партий­ ной политики сегодня, о том, как мы их понимаем, как действуем. Проблемы художественно­ го творчества вне политики не существуют. Для нас это очевидная истина. Однако пробивала она себе путь, как известно, нелегко. И вряд ли можно переоценить тот вклад, который знес в ее принципи­ альное утверждение первый писательский съезд. Речь на нем шла о при­ звании литературы в социа­ листическом обществе, о ее роли в воспитании нового че­ ловека, о гражданском долге литератора. Широко, по-ле­ нински подошел к этим воп­ росам Алексей Максимович Горький. Вы, разумеется, помните его главную мысль: писатель должен научиться активно использовать вели­ кое право, которое предоста­ вил ему социализм. Право непосредственно участвовать в строительстве новой жизни, быть строгим судьей всего косного, отжившего, утвер­ ждать своим искусством под- » линный гуманизм, высокие идеалы социализма. Таков, по сути, политический смысл социалистического реализма — основного художественного метода нашей литературы, искусства. Первый съезд стал пере­ ломной вехой в процессе ста­ новления литературы нового, социалистического направле­ ния. И начиналась она. как говорится, не с чистого листа, а выросла на фундаменте передовой русской литерату­ ры, демократической культу­ ры всех народов России, ми­ рового классического насле­ дия. Подводя итоги съезда, Го­ рький оценил его как победу большевизма. И он был бе­ зусловно прав: внесение ком­ мунистической партийности и организованности в сферу ли­ тературы помогло ей стать, как и предвидел Ленин, дей­ ствительно свободной, откры­ то связанной с человеком труда. Найденная после дол­ гих поисков и закрепленная на съезде организационная форма объединения литерато­ ров была принята на воору­ жение мастерами других ис­ кусств. И она выдержала ис­ пытание временем. Но значение первого съез­ да вышло за рамки художе­ ственной жизни: он стал ру­ бежом и в цсторин становле­ ния советской интеллигенции Вспомните: две трети делега­ тов съезда были по проис­ хождению рабочими и кресть­ янами. Иначе сказать, интел­ лигентами в первом поколе­ нии. Этот факт лучше всяких слов говорил о том, что ро­ дилась и заняла достойное место в нашем обществе но­ вая интеллигенция. Съезд литераторов упро­ чил сложившийся после Ок­ тября союз труда и культуры. Без такого союза, без союза рабочих, крестьян, интелли­ генции, цементирующей силой которого был и остается рабо­ чий класс, успешное строи­ тельство социализма попросту невозможно. Это было верно полвека назад. Тем более вер­ но сегодня, когда интеллиген­ ция — уже не узкая прослой­ ка образованных людей, а могучий пласт трудового на­ рода. Когда неуклонно рас­ тет ее вклад в наше общее дело ~ совершенствование построенного в СССР социа­ лизма. Дело это, понятно, слож­ ное. Оно не терпит легкове­ сного, упрощенческого под­ хода. Тут прямо просится на язык присловье: куга ни кинь —• умом раскинь. Да, именно так. Даже от машин мы се­ годня требуем, -чтобы они были умными. И хотя это только метафора, она пра­ вильно подчеркивает отличи­ тельную особенность совре­ менного производственного процесса — его растущую интеллектуальную насыщен­ ность. Недаром же повыше­ ние эффективности народно­ го хозяйства, интенсифика­ цию производства мы тесней­ шим образом связываем с ускоренным освоением откры­ тий науки, достижений инже­ нерной мысли. И, конечно же, с перестройкой самого экономического мышления. Вообще, товарищи, какую область партийной, государст­ венной, хозяйственной рабо­ ты ни взять, нигде мы не можем успешно двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую созна­ тельность и культуру всех трудящихся. На громадный духовный, творческий потен­ циал, накопленный поколени­ ями Советских людей. Реше­ ния XXVI съезда, Пленумов ЦК последнего времени, собственно говоря, и направ­ лены на полную мобилизацию этого потенциала. Это, как мы уверены, способно при­ дать мощное ускорение всему нашему развитию. Здесь в зале собрались представители тех профессий, за которыми по традиции закрепилось название 1 творче­ ской интеллигенции. Но ду­ маю. вы поддержите меня, если я скажу так: творческий характер труда, творческий подход к своему делу долж­ ны сегодня быть отличитель­ ной чертой каждого интелли­ гента — ученого или инже­ нера, учителя или врача. Как, разумеется, и каждого рабо­ чего, каждого колхозника, всех, кто честно и добросо­ вестно трудится во имя про­ цветания нашей великой Ро­ дины. А таких людей у нас миллионы и миллионы.' Вы, наверное, уже замети­ ли, товарищи, что я хочу подвести цот к какой мысли: сам характер задач, которые стоят перед нашим общест­ вом, открывает поистине бе­ скрайнее поле приложения творческих сил и энергии »сех отрядов советской ин­ теллигенции. Формы и на­ правления их деятельности исключительно многообраз­ ны. Но есть и нечто общее, что их объединяет. Я имею в виду то огромное влияние, которое интеллигенция оказы­ вает на общественное созна­ ние, на духовную жизнь об­ щества. Учитывать это в политике партии, в ее идео­ логической и организаторской работе, как учил Ленин, на­ до всегда. Но особенно важ­ но в периоды, когда общест­ во оказывается лицом к ли­ цу с качественно новыми за­ дачами, для решения кото­ рых, естественно, требуется новый уровень общественно­ го сознания. Так именно обстоит дело и в наши дни. Теоретическая мысль партии вооружила пас концепцией развитого социа­ лизма. Сила этой концепции — в том, что она позволяет четко определить достигну­ тую нами степень социально- экономической зрелости но­ вого общества, точнее пред­ ставить себе наши ближай­ шие и перспективные цели. Может, на первый взгляд это и звучит несколько абст­ рактно. Но, если вдуматься, если внимательно вчитаться в партийные документы, не­ льзя не заметить: речь идет об очень конкретных, жиз­ ненных вещах. О необходи­ мости взвешенно, реалисти­ чески оценивать особенности переживаемого нами пери­ ода, не допуская ни умале­ ния наших великих, бесспор­ ных достижений, ни лакиров- ,ки действительности, ни дра­ матизации недостатков. О значении творческого поиска новых, соответствующих этим особенностям, путей решения встающих задач. Поддержка массами поли­ тики КПСС — важнейшее условие ее эффективного осуществления. А такая под­ держка обеспечивается откры­ тым разговором с людьми. Честность, искренность в по­ литике — непреложный за­ кон для партии. Как писал В. И. Ленин, «искренность в политике, то есть 'в той об­ ласти человеческих отноше­ ний, которая имеет дело не с единицами, а с миллионами, — искренность в политике есть вполне доступной про­ верке соответствие между словом и делом». Так что, товарищи, помимо научного содержания в концепции раз- .витого социализма заключен также огромный морально- политический смысл. Требование реалистическо­ го восприятия действитель­ ности вовсе не означает, будто мы замыкаемся в будничной текучке. Партия смотрит вперед. Она уделяет первостепенное внимание тем проблемам, от решения кото­ рых зависит будущее стра­ ны. народа, а во многом и положение дел на мировой арене. Приближается XXVII съезд КПСС. Каждый съезд играет огромную роль в жизни партии и народа. Но уже сейчас несомненно: зна­ чение очередного съезда бу­ дет определяться тем, что на нем будет принята новая редакция Программы КПСС, на основе которой нам пред­ стоит работать десятилетия. Как мне уже приходилось говорить на программной ко­ миссии ЦК, мы должны ис­ ходить из сложившихся реа­ лий. учитывая все сущест­ венно повое, что появилось в ч общественной практике и теории за последние без ма­ лого четверть века, учитывая накопленный опыт масс. А опыт этот показал, что пре­ жде чем решать задачи, свя­ занные непосредственно со строительством коммунизма, необходимо пройти историче­ ски длительный этап разви­ того социализма, в . начале которого находится наша страна. Как показывает анализ писем трудящихся, откликов общественности, такая по­ н а ю б и л е й н о м п л е н у м е 2 5 с е н т я б р я 1 9 8 4 г о д а п р а в л е н и я С о ю з а п и с а т е л е й С С С Р становка вопроса получает безусловную поддержку/Вме­ сте с тем, разговаривая с людьми, просматривая почту, иногда сталкиваешься с воп­ росом: а не отодвигаем ли мы тем самым коммунисти­ ческую перспективу? Ответ на него прост и недвусмыс­ лен: конечно, нет. Напротив, мы делаем все, чтобы при­ близить эту перспективу. А приблизить ее можно только одним путем — решив весь комплекс больших и сложных проблем, относящихся к тем или иным ступеням первой фазы коммунистической фор­ мации. Это в полной мере со­ ответствует ленинскому пред­ ставлению о том, что «ком­ мунизм есть высшая ступень развития социализма». И я хочу особо подчеркнуть, това­ рищи: длительность этапа раз­ витого социализма ни в коей мере не означает, что мы можем не заботиться о по­ стоянном наращивании тем­ пов, отложить какие-то на­ зревшие дела в долгий ящик. На максимальное ускорение нашего развития мы направ­ ляем сегодня вйе творческие силы народа, его трудовую инициативу. Так что формулой «раз­ витой социализм» нельзя пользоваться лишь как гра­ мотой, удостоверяющей, так сказать, наши прошлые ус­ пехи и автоматически гаран­ тирующей наши успехи в бу­ дущем: Она нацеливает нас на, другое. На то, чтобы при­ вести все стороны жизни со­ ветского общества в соответ­ ствие с самыми высокими, самыми требовательными и. ко‘нечно, научно обоснованны­ ми представлениями о социа­ лизме. Ясно, что это требует энер­ гичных хозяйственных и ор­ ганизаторских усилий. Вмес­ те с тем необходима и на­ стойчивая работа по повыше­ нию сознательности масс, по определенной, если хотите, переориентации общественно­ го сознания, чтобы оно бы­ стрее усваивало новые идеи, выдвигаемые партией, реши­ тельнее избавлялось от уста­ ревших, отсталых взглядов. И в этой важной идейно-по­ литической работе мы рас­ считываем на активную п о ­ мощь нашей интеллигенции. Я уверен в огромном вдо­ хновляющем значении этой задачи для деятелей нашей литературы и искусства. Сво­ ими средствами они призваны утверждать тот самый под­ ход к жизни, к ее проблемам, за который выступает, борет­ ся партия. Кстати, если бы потребовалось коротко опре­ делить суть этого подхода, можно, пожалуй, воспользо­ ваться хорошо вам знакомы­ ми словами — социалистиче­ ский реализм. Сейчас литература, кино, театр нередко обращаются к сложным противоречивым яв- ленням. И в этом нет ничего удивительного. Противоречия естественны и неизбежны в процессе развития социали­ стического общества. И, ко­ нечно же, они всегда так или иначе влияют на судьбы лю­ дей, становятся источником нравственных коллизий. Тем более, что преодоление этих противоречий, хотя они и не носят у нас антагонистиче­ ского характера, требует не­ малых усилий, большой граж­ данской смелости, принципи­ альности. Это — богатейшая пища для размышлений писателя, для того, чтобы выполнять из­ вечную миссию литературы: побуждать общество, каждого человека пристальнее, строже взглянуть на самого себя. Для того, чтобьТ помогать ему всегда и во всем занимать ак­ тивную позицию стойкого борна за наше общее дело. Помогая партии воспиты­ вать людей в коммунистиче­ ском духе, формировать под­ линно советский характер, наши литература, искусство многое сделали, чтобы рас- крытъ природу такого харак­ тера, чтобы создать правди­ вые, Полнокровные образы людей, беззаветно преданных народу, социализму. вопло­ щающих героику строитель­ ства нового мира. Все мы по­ нимаем: сделать это, переде сти из жизни в художествен ное произведение таких людей непросто. А потому. навер­ ное, споры в творческой сре­ де о том, каким должен быть положительный герой, есте­ ственны и нужны. Я, конечно, не собираюсь в них вмеши­ ваться. Хотел бы высказать лишь одно соображение. Мне кажутся мало плодот­ ворными дискуссии о том, какова должна быть, напри­ мер, «дозировка» положи­ тельных и отрицательных ка­ честв героя. Важно, товари­ щи, чтобы творческие иска­ ния художника имели, если так можно выразиться, еди­ ную отправную точку — вер­ ность правде жизни, сопиа- листическим идеалам. Это необходимое условие партий­ ности, народности искусства. Разумеется, читатель, зри­ тель, особенно молодой, хо­ тел бы чаще встречаться в книге или на экране с таким своим современником* кото­ рому он мог бы поверить, Ко­ торого Он мог бы полюбить, которому захотелось бы под­ ражать. Повторяю то, что го­ ворил на июньском Пленуме ЦК, так как убежден: нич­ то не может заменить лите­ ратуру, искусство в воспита­ нии общественных нравов и чувств людей, в их способно­ сти воздействовать и на ум, и на сердце. Хотел бы в этой связи вот еще о чем сказать. Приобще­ ние человека к художествен­ ной культуре, эстетическое воспитание дает прочные ре­ зультаты, когда оно начина­ ется с малых лет. Бесспор­ ной заслугой нашей школы является то, что у нас прак­ тически нет осмеянных клас­ сиком «Митрофанушек». Но вот с недорослями в эмоцио­ нально-психологическом смыс­ ле мы еще, к сожалению, встречаемся. Надо, видимо, использовать школьную ре­ форму для того, чтобы уси­ лить влияние литературы и искусства на формирование личности. Убежден, что се­ годня идейно-нравственному развитию подрастающих поко­ лений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее внимание, чем обу­ чению основам наук. Партия рассчитывает в этом деле на конкретную помощь творчес­ ких союзов, нашей художест­ венной интеллигенции. Важным инструментом воспитания гражданственно-! сти, советского патриотизма, интернационализма было и остается воспитание истори­ ей. И хорошо, что в литера­ туре, искусстве своего рода возрождение переживает историческая тема. Умение говорить о прошлом серьез­ но, взвешенно, с позиций марксистско - ленинского ми­ ровоззрения -— вот что при­ носит, как показывает прак­ тика, успех в этом деле. Ни переписывать историю, ни подчищать ее нельзя. Особен­ но вдумчивого, подлинно клас­ сового подхода требует ху­ дожественное воплощение истории борьбы советского на­ рода за социализм. Й чтобы не разойтись с правдой, ху­ дожник обязан прочно сто­ ять на почве фактов, не под­ менять эмоциями и произ­ вольной игрой воображения знание закономерностей и реального хода общественно­ го развития. И еще об одном. Отрадно, что советские художники ча­ ще стали обращаться к пуб­ лицистике. Это дает им воз­ можность смело и вовремя вторгаться в самую злобод­ невную проблематику, в кон­ кретные экономические и со­ циальные вопросы, волную­ щие людей. Это помогает соз­ данию таких произведений, которые средствами искусст­ ва подчас как бы обгоняют время, остро ставя назревшие жизненные проблемы и пред­ лагая конкретные пути их ре­ шения. Словом, товарищи, за ка­ кую бы тему — современную или историческую, внутрен­ нюю или международную — художник ни брался, в ка­ ких бы жанрах он ни рабо­ тал, общественная ценность его труда определяется преж­ де всего той активной идей­ но-политической, мировоз­ зренческой позицией, кото­ рую он занимает и утвержда­ ет. Товарищи! На темпы на­ шего продвижения вперед в немалой мере влияет внешне­ политическая обстановка. А она складывается сейчас очень тревожно. В последнее время мне уже не раз при­ ходилось говорить об этом. Так что позвольте поделиться лишь несколькими соображе­ ниями. Суровая правда нынешней международной ситуации та­ кова, что ядерная угроза, к сожалению, велика. От нее не спрячешься, не отшутишь­ ся. С ядерной угрозой надо активно и . целеустремленно бороться. Так мы и поступа­ ем. Этим прежде всего опре­ деляется и наш подход кот- ношениям с Соединенными Штатами. Ведь от состояния этих отношений в значитель­ ной степени зависит положе­ ние дел на международной арене. Однако в США, судя по всему, либо не хотят, ли­ бо пока не готовы понять, что иного разумного пути, чем нормализация совет­ ско-американских отноше­ ний на принципах равенства, взаимного уважения и невме­ шательства во внутренние де­ ла друг друга, — нет. Обладать в наши дни мощ­ ным ядерным потенциалом— огромное бремя, Я говорю даже не о том, как дорого это обходится. Я говорю о бремени величайшей ответст­ венности, которую это накла­ дывает на политических дея­ телей, требуя от них крайне (серьезного отношения к воп­ росам войны и мира, к кон­ фликтным ситуациям. Из это­ го мы и исходим. Наши цели ясны и неизменны: мы кате­ горически против конфрон­ тации в военной области. Мы решительно за ради­ кальное ограничение и сок­ ращение гонки вооружений, за запрещение и полную лик­ видацию ядерного оружия. За те же цели за рубежом выступают сегодня миллионы и миллионы людей разных взглядов и убеждений. Их совместные действия оказы­ вают заметное влияние на формирование антивоенного общественного мнения. А это очень важно, товарищи. И тут многое может сделать ин­ теллигенция, деятели культу­ ры. Вот почему сегодня х так небывало тревожно и требо­ вательно звучит знаменитый горьковский вопрос-призыв: «С кем вы, мастера культу­ ры?». И дело, конечно, не сводится просто к выбору между СССР и США, как это нередко изображают ан­ тикоммунисты. Дело в выбо­ ре между жизнью и гибелью нашей цивилизации. Никакой «золотой середины» здесь нет: либо ты с теми, кто го­ товит войну, либо с теми, кто отвергает авантюристи­ ческую политику империа­ лизма, борется за мирное со­ существование, за разоруже­ ние. И потому так важно, что­ бы наша творческая интелли­ генция помогала своим за­ рубежным коллегам такой выбор сделать. Этого, кстати, правящие круги Запада очень опасаются. Они стремятся дискредитировать в глазах интеллигенции своих стран идеи и практику социализма, поссорить ее с творческой ‘интеллигенцией социалисти­ ческих государств. Враги ми­ ра боятся сплочения масте­ ров культуры, к голосу ко­ торых прислушиваются мил­ лионы людей. А между тем на Западе любят порассуждать о поль­ зе сопоставления идей и взглядов, развития контактов между людьми. Мы, конечно, за это. Но с чем мы сталки­ ваемся на практике? С по­ пытками беспардонно вме­ шиваться в наши внутренние дела, с настоящей психоло­ гической войной. И одна из её целей — хоть немного расшатать единство деятелей нашей культуры с партией. К приемам, как вы знаете, прибегают, прямо скажем, не­ интеллигентным — ложь, подтасовка фактов, подмена понятий. Говорят, например, что социализм «нетерпим» к Свободе творчества. что КПСС, мол, перекрывает пу­ ти для художественных по­ исков, требует «единообра­ зия» в литературе и искусст­ ве. Здесь все поставлено с ног на голову. И, разумеет­ ся, отнюдь не по неведению. Так что переубеждать наших идейных противников, ко­ нечно, дело безнадежное. Но отстаивать и разъяснять на­ ши взгляды, ловить за руку нечистоплотных «критиков» нового строя, активно нести людям правду о социализме, воспитывать советских лю­ дей, особенно молодежь, в духе классовой бдительности, готовности к защите нашей великой Родины надо не­ устанно. Хотел бы вот еще что за­ метить. Мы надеемся, что в период подготовки к праздно­ ванию 40-й годовщины Побе­ ды советского народа в Вс- 4 ликой Отечественной войне руководство творческих сою­ зов и организаций найдет возможность привлечь еще более глубокое внимание ма­ стеров искусства к военно- патриотической теме. Сегодня мы не можем по­ жаловаться на количество произведений, созданных на эту тему, которая издавна занимает достойное место в творчестве наших деятелей культуры. Но хотелось бы, чтобы почаще появление та­ ких произведений становилось подлинным событием в худо­ жественной жизни страны, в развитии советской литерату­ ры и искусства. Товарищи! Наша партия и государство создают такие условия, которые помогают таланту раскрыться в полной мере, творить на благо наро­ да. Мы решительно отвергаем мелочную опеку над людьми творческого труда. Творчест­ во потому и творчество, что оно свободно: из-под палки ничего действительно нового, прекрасного не создашь. Ис­ тина старая, доказывать ее— все равно, что ломиться в от­ крытую дверь. Однако свобода творчества — это не привилегия для из­ бранных. Партия относится к таланту бережно, видит в нем ценнейшее достояние общест­ ва. Но никто и ничто не мо­ жет освободить человека от обязательных для всех тре­ бований общества, ею зако­ нов. Наивно думать, что можно чернить нравственно-полити­ ческие устои нашего строя и одновременно ожидать от него благ и признания. И, ко­ нечно»же, никому народ не простит перехода на сторону наших идейных противников в той острейшей борьбе, ко­ торая идет сегодня в мире. Тут двух мнений быть не может. Да, товарищи, много ,неле­ постей, откровенного вздора написано и наговорено на За­ паде, чтобы извратить сам смысл партийного подхода к искусству. Ведь как порой бы­ вает. Берут не очень удачное произведение советского авто­ ра, где художественное ис­ следование жизни подменяет­ ся декларативностью. И убе­ ждают всех и вся: вот, мол, эталон, которому КПСС за- ставляет следовать. А глубо­ кую, что называется, острую книгу, написанную с партий­ ных позиций, характеризуют как «отклонение» от нормы. Думаю, вы позволите мне обойтись без конкретных при­ меров: некоторые из сидящих в этом зале товарищей быва­ ли жертвами подобных мани­ пуляций. Глубокая идейность, граж­ данственность и высокий уровень художественного ма­ стерства — таково главное требование партии, народа к деятелям искусства. Именно на это ориентируют нашу творческую интеллигенцию и решения июньского (1983 го­ да) Пленума ЦК, и ряд изве­ стных вам постановлений по­ следнего времени по вопро­ сам культуры. Наше великое дело, наши гуманистические цели не ну­ ждаются в бездушном славо­ словии в рифму и прозой. Произведения, в которых ори­ гинальная, свежая мысль подменяется, как язвительно замечал Щедрин, «хладным пережевыванием азбучных ис­ тин», лишь в насмешку моле­ но назвать художественными. Плохо написанные книги и онеры, примитивно снятые Теле- и кинофильмы, аляпо­ вато сработанные скульпту­ ры и картины не просто пор­ тят вкус миллионов людей. Они дискредитируют темы и идеи, за которые берутся их создатели. Так что против серости и безликости в ис­ кусстве надо бороться на­ стойчиво и принципиально. И, разумеется, не может быть никаких поблажек проявлени­ ям безыдейности или миро­ воззренческой неразборчиво­ сти. Кстати говоря, не в том ли, товарищи, заключается беда иных наших критиков, что они подходят к делу односто­ ронне и либо расточают ком­ плименты слабому роману, спектаклю, фильму за «важ­ ность темы», либо умиляют­ ся «эстетическим находкам» идейно несостоятельного про­ изведения? Между тем наш отечест­ венный, да и мировой опыт показывает, что великая ли­ тература, большое искусство не могут существовать без высокопрофессионал ь ной , граждански ответственной критики. А это значит, что наша марксистско-ленинская критика должна не только точно оценивать те или иные произведения. Мы ждем от художественной кри­ тики большего. Умения обнажать глубинный общест­ венный смысл проблем, ко­ торые затрагиваются в про­ изведениях, поддерживать авторов, если они верно их ставят, аргументированно спорить с ними, когда они заблуждаются. Словом, на­ ша критика должна помогать движению духовной жизни народа. Вот почему, как считал Ленин, необходимо «связать и литературную критику теснее с партийной ' работой». Всем, кому партия дове­ рила проводить ленинскую линию в сфере искусства, необходимо делать это ум­ но, инициативно. А это зна­ чит — вести откровенный, принципиальный разговор с людьми творческого труда. Ни в коем случае не укло­ няться от острых, волную­ щих художника проблем. Не перекладывать их реше­ ние на так называемые вы­ шестоящие инстанции, уметь убедить, а если надо и пе­ реубедить собеседника. Беф этого немыслимо партийное руководство литературой и искусством. Это и делает его, по меткому выражению Горького, «морально автори­ тетной силой». Товарищи! Политическое ядро, сплачивающая сила творческих союзов — рабо­ тающие в них коммунисты. Они призваны последова­ тельно утверждать дух пар­ тийности в художественной среде, активно влиять на идейную направленность творчества, способствовать формированию у деятелей литературы и искусства марксистско-ленинского ми-! ровоззрения, помогать ста­ новлению творческой моло­ дежи. Особое значение имеет укрепление атмосферы вы­ сокой взыскательности и тре­ бовательности художников друг к другу. Это идет толь­ ко на пользу и самим ху­ дожникам, и искусству в це­ лом. Советская культура пред­ стает сегодня как органиче­ ский сплав духовных цен­ ностей, создаваемых всеми нациями и народностями страны. И потому вполне по­ нятно стремление писателя и художника, музыканта и архитектора опереться на многовековые культурные традиции своего народа, глубже и ярче отобразить жизнь своей республики. Вместе с тем художествен­ ная практика убеждает: чем теснее национальная куль­ тура связана с другими, чем интенсивнее вбирает она в себя те черты духовного и художественного опыта братских народов, которые приобрели интернациональ­ ное значение, тем быстрее и плодотворнее она развива­ ется. Тем больший вклад она вносит в обогащение духов­ ной жизни всего советского народа, всего нашего обще­ ства. Дорогие товарищи! Преж­ де чем закончить выступле­ ние, хотел бы сообщить но­ вость, которая, не сомне­ ваюсь, всех вас порадует. За заслуги в развитии со­ ветской литературы, боль­ шой вклад советских писате­ лей в коммунистическое строительство и в связи с 50-летием создания Союза писателей СССР Президиум Верховного Совета СССР наградил его орденом Дружбы народов. (Бурные, продолжительные V аплодис­ менты). А теперь позвольте поже­ лать всем вам доброго здо­ ровья, твопческих успехов и вручить Союзу писателей высокую заслуженную им на­ граду. (Бурные, продолжи­ тельные аплодисменты).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz