Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
П р о л е т а р и и в с е х ст р ан , с о е д и н я й т е с ь ! 67-й год издания м и / у и и о и и л ил /^ил , ичлис/ лллслл с и х ЛЕНИНСКОЕ знямян Т Р У Д О В А Я П О Б Е Ж ИВОТНОВОД ОВ ОБЛ АСТИ 1984 СЕНТЯБРЬ 2 6 СРЕДА Ж и во тно во ды области досрочно вы полнили девятимесячные планы госу дарственных заготовок скота и птицы, молока и яиц, а по заготовкам шерсти выполнили годовой план. До конца сентября на заготовитель ные пункты и перерабатывающие предприятия от колхозов и совхозов области дополнительно поступят сот ни тонн мяса, молока и большое ко личество яиц. Статистическое управление Липецкой области. РАСТЕТ ШЕФСКИЙ СЧЕТ О р ган Л ипец ко го обкома К П С С и областно го Совета народных депутатов Эффективную помощь под шефным хозяйствам Чаплы- гинского района оказывают работники производственно го объединения «Лйпецксан- техника». В настоящее время в совхозе «Ведновский» на картофельных плантациях трудятся ударные отряды, которые возглавляют началь ник центральной исследова тельской лаборатории И. И. Дебелый и слесарь радиатор ного завода А. А. Филип пов. На днях из района вер нулся отряд во главе с за местителем начальника про изводственного отдела В. И. Шебановым. Руководители хозяйства дали высокую оценку его работе.. В выходные дни на по мощь посланцам объедине ния выезжают работники це хов и отделов. Урожай «вто рого хлеба» убран уже с пло щади 70 гектаров. В. ИВАНОВ. У Т В Е Р Ж Д А Т Ь П Р А В Д У Ж И З Н И , В Ы С О К И Е И Д Е А Л Ы С О Ц И А Л И ЗМ А Р е ч ь т о в а р и щ а К . У . Ч Е Р Н Е Н К О Дорогие товарищи! Ваш пленум посвящен пя тидесятилетию очень значи тельного события в истории советской культуры — пер вого Всесоюзного съезда со ветских писателей. И сегодня мы с гордостью смотрим на путь, пройденный советской литературой, рожденной Ве ликим Октябрем. Литерату рой, в которой нашли яркое отражение революционные преобразования XX столетия. (Аплодисменты). Это — литература, живу щая одной жизнью с наро дом, партией, страной. На ее страницах в полный рост встают величественные фи гуры Ленина и его соратни ков, героев гражданской вой ны и первых пятилеток, бес смертных воинов Великой Отечественной. Это— литера тура, в центре которой — человек труда и человек в труде, пытливый. ищугДий, деятельный, активный строи тель социализма. Это — ли тература, которая умеет по нять и изобразить своего современника во всей слож ности его внутреннего мира и нравственных исканий, в его радостях и тревогах, в его стремлении к правде и справедливости. Дело, так замечательно начатое Горьким и Маяков ским, Фадеевым и Шолохо вым, продолжают сегодня писатели и поэты, активно и плодотворно работающие в нашей многонациональной литературе. (Аплодисменты). Я, понятно, не буду на зывать здесь имена или конкретные произведения. Замечу одно: то новое, талантливое и глубокое, что появилось в литературе за последние годы, что волнует советского читателя, застав ляет думать и спорить, —это вернейшее свидетельство то го, что на наших с вами гла зах в советскую, да и миро вую классику входят такие творения, которые переживут свое время и правдиво рас скажут о нем потомкам. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что самый точ ный критерий успехов лите ратуры и искусства в целом — та реальная степень воз действия, которое они оказы вают на формирование идей но-нравственного облика на рода. В этом смысле совет ская литература действитель но не знает себе равных. Она воплощает в себе духовное богатство новой, социалисти ческой цивилизации. Вот по чему партия, народ с таким уважением относятся к бла городному труду писателей, всех мастеров искусства. (Аплодисменты). Товарищи, годовщина пер вого писательского съезда располагает к откровенному, обстоятельному разговору не только о положении дел в литературе, но н о проблемах художественного творчества вообще, о месте искусства в нашей жизни. Потребность в таком разговоре у вас. дея телей советского искусства, полагаю, есть. Уверен, что в этом заинтересованы и де сятки миллионов >ваших чи тателей, зрителей, слушате лей — словом, все наше об щество. Не скрою: в этом раз говоре я тоже хотел бы при нять участие. И, естественно, говоря о проблемах художе ственного творчества, я не собираюсь давать вам рецеп ты, как решать их. Я хотел бы высказаться прежде всего по политическим аспектам этих проблем, поделиться своими заботами, рассказать о коренных задачах партий ной политики сегодня, о том, как мы их понимаем, как действуем. Проблемы художественно го творчества вне политики не существуют. Для нас это очевидная истина. Однако пробивала она себе путь, как известно, нелегко. И вряд ли можно переоценить тот вклад, который знес в ее принципи альное утверждение первый писательский съезд. Речь на нем шла о при звании литературы в социа листическом обществе, о ее роли в воспитании нового че ловека, о гражданском долге литератора. Широко, по-ле нински подошел к этим воп росам Алексей Максимович Горький. Вы, разумеется, помните его главную мысль: писатель должен научиться активно использовать вели кое право, которое предоста вил ему социализм. Право непосредственно участвовать в строительстве новой жизни, быть строгим судьей всего косного, отжившего, утвер ждать своим искусством под- » линный гуманизм, высокие идеалы социализма. Таков, по сути, политический смысл социалистического реализма — основного художественного метода нашей литературы, искусства. Первый съезд стал пере ломной вехой в процессе ста новления литературы нового, социалистического направле ния. И начиналась она. как говорится, не с чистого листа, а выросла на фундаменте передовой русской литерату ры, демократической культу ры всех народов России, ми рового классического насле дия. Подводя итоги съезда, Го рький оценил его как победу большевизма. И он был бе зусловно прав: внесение ком мунистической партийности и организованности в сферу ли тературы помогло ей стать, как и предвидел Ленин, дей ствительно свободной, откры то связанной с человеком труда. Найденная после дол гих поисков и закрепленная на съезде организационная форма объединения литерато ров была принята на воору жение мастерами других ис кусств. И она выдержала ис пытание временем. Но значение первого съез да вышло за рамки художе ственной жизни: он стал ру бежом и в цсторин становле ния советской интеллигенции Вспомните: две трети делега тов съезда были по проис хождению рабочими и кресть янами. Иначе сказать, интел лигентами в первом поколе нии. Этот факт лучше всяких слов говорил о том, что ро дилась и заняла достойное место в нашем обществе но вая интеллигенция. Съезд литераторов упро чил сложившийся после Ок тября союз труда и культуры. Без такого союза, без союза рабочих, крестьян, интелли генции, цементирующей силой которого был и остается рабо чий класс, успешное строи тельство социализма попросту невозможно. Это было верно полвека назад. Тем более вер но сегодня, когда интеллиген ция — уже не узкая прослой ка образованных людей, а могучий пласт трудового на рода. Когда неуклонно рас тет ее вклад в наше общее дело ~ совершенствование построенного в СССР социа лизма. Дело это, понятно, слож ное. Оно не терпит легкове сного, упрощенческого под хода. Тут прямо просится на язык присловье: куга ни кинь —• умом раскинь. Да, именно так. Даже от машин мы се годня требуем, -чтобы они были умными. И хотя это только метафора, она пра вильно подчеркивает отличи тельную особенность совре менного производственного процесса — его растущую интеллектуальную насыщен ность. Недаром же повыше ние эффективности народно го хозяйства, интенсифика цию производства мы тесней шим образом связываем с ускоренным освоением откры тий науки, достижений инже нерной мысли. И, конечно же, с перестройкой самого экономического мышления. Вообще, товарищи, какую область партийной, государст венной, хозяйственной рабо ты ни взять, нигде мы не можем успешно двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую созна тельность и культуру всех трудящихся. На громадный духовный, творческий потен циал, накопленный поколени ями Советских людей. Реше ния XXVI съезда, Пленумов ЦК последнего времени, собственно говоря, и направ лены на полную мобилизацию этого потенциала. Это, как мы уверены, способно при дать мощное ускорение всему нашему развитию. Здесь в зале собрались представители тех профессий, за которыми по традиции закрепилось название 1 творче ской интеллигенции. Но ду маю. вы поддержите меня, если я скажу так: творческий характер труда, творческий подход к своему делу долж ны сегодня быть отличитель ной чертой каждого интелли гента — ученого или инже нера, учителя или врача. Как, разумеется, и каждого рабо чего, каждого колхозника, всех, кто честно и добросо вестно трудится во имя про цветания нашей великой Ро дины. А таких людей у нас миллионы и миллионы.' Вы, наверное, уже замети ли, товарищи, что я хочу подвести цот к какой мысли: сам характер задач, которые стоят перед нашим общест вом, открывает поистине бе скрайнее поле приложения творческих сил и энергии »сех отрядов советской ин теллигенции. Формы и на правления их деятельности исключительно многообраз ны. Но есть и нечто общее, что их объединяет. Я имею в виду то огромное влияние, которое интеллигенция оказы вает на общественное созна ние, на духовную жизнь об щества. Учитывать это в политике партии, в ее идео логической и организаторской работе, как учил Ленин, на до всегда. Но особенно важ но в периоды, когда общест во оказывается лицом к ли цу с качественно новыми за дачами, для решения кото рых, естественно, требуется новый уровень общественно го сознания. Так именно обстоит дело и в наши дни. Теоретическая мысль партии вооружила пас концепцией развитого социа лизма. Сила этой концепции — в том, что она позволяет четко определить достигну тую нами степень социально- экономической зрелости но вого общества, точнее пред ставить себе наши ближай шие и перспективные цели. Может, на первый взгляд это и звучит несколько абст рактно. Но, если вдуматься, если внимательно вчитаться в партийные документы, не льзя не заметить: речь идет об очень конкретных, жиз ненных вещах. О необходи мости взвешенно, реалисти чески оценивать особенности переживаемого нами пери ода, не допуская ни умале ния наших великих, бесспор ных достижений, ни лакиров- ,ки действительности, ни дра матизации недостатков. О значении творческого поиска новых, соответствующих этим особенностям, путей решения встающих задач. Поддержка массами поли тики КПСС — важнейшее условие ее эффективного осуществления. А такая под держка обеспечивается откры тым разговором с людьми. Честность, искренность в по литике — непреложный за кон для партии. Как писал В. И. Ленин, «искренность в политике, то есть 'в той об ласти человеческих отноше ний, которая имеет дело не с единицами, а с миллионами, — искренность в политике есть вполне доступной про верке соответствие между словом и делом». Так что, товарищи, помимо научного содержания в концепции раз- .витого социализма заключен также огромный морально- политический смысл. Требование реалистическо го восприятия действитель ности вовсе не означает, будто мы замыкаемся в будничной текучке. Партия смотрит вперед. Она уделяет первостепенное внимание тем проблемам, от решения кото рых зависит будущее стра ны. народа, а во многом и положение дел на мировой арене. Приближается XXVII съезд КПСС. Каждый съезд играет огромную роль в жизни партии и народа. Но уже сейчас несомненно: зна чение очередного съезда бу дет определяться тем, что на нем будет принята новая редакция Программы КПСС, на основе которой нам пред стоит работать десятилетия. Как мне уже приходилось говорить на программной ко миссии ЦК, мы должны ис ходить из сложившихся реа лий. учитывая все сущест венно повое, что появилось в ч общественной практике и теории за последние без ма лого четверть века, учитывая накопленный опыт масс. А опыт этот показал, что пре жде чем решать задачи, свя занные непосредственно со строительством коммунизма, необходимо пройти историче ски длительный этап разви того социализма, в . начале которого находится наша страна. Как показывает анализ писем трудящихся, откликов общественности, такая по н а ю б и л е й н о м п л е н у м е 2 5 с е н т я б р я 1 9 8 4 г о д а п р а в л е н и я С о ю з а п и с а т е л е й С С С Р становка вопроса получает безусловную поддержку/Вме сте с тем, разговаривая с людьми, просматривая почту, иногда сталкиваешься с воп росом: а не отодвигаем ли мы тем самым коммунисти ческую перспективу? Ответ на него прост и недвусмыс лен: конечно, нет. Напротив, мы делаем все, чтобы при близить эту перспективу. А приблизить ее можно только одним путем — решив весь комплекс больших и сложных проблем, относящихся к тем или иным ступеням первой фазы коммунистической фор мации. Это в полной мере со ответствует ленинскому пред ставлению о том, что «ком мунизм есть высшая ступень развития социализма». И я хочу особо подчеркнуть, това рищи: длительность этапа раз витого социализма ни в коей мере не означает, что мы можем не заботиться о по стоянном наращивании тем пов, отложить какие-то на зревшие дела в долгий ящик. На максимальное ускорение нашего развития мы направ ляем сегодня вйе творческие силы народа, его трудовую инициативу. Так что формулой «раз витой социализм» нельзя пользоваться лишь как гра мотой, удостоверяющей, так сказать, наши прошлые ус пехи и автоматически гаран тирующей наши успехи в бу дущем: Она нацеливает нас на, другое. На то, чтобы при вести все стороны жизни со ветского общества в соответ ствие с самыми высокими, самыми требовательными и. ко‘нечно, научно обоснованны ми представлениями о социа лизме. Ясно, что это требует энер гичных хозяйственных и ор ганизаторских усилий. Вмес те с тем необходима и на стойчивая работа по повыше нию сознательности масс, по определенной, если хотите, переориентации общественно го сознания, чтобы оно бы стрее усваивало новые идеи, выдвигаемые партией, реши тельнее избавлялось от уста ревших, отсталых взглядов. И в этой важной идейно-по литической работе мы рас считываем на активную п о мощь нашей интеллигенции. Я уверен в огромном вдо хновляющем значении этой задачи для деятелей нашей литературы и искусства. Сво ими средствами они призваны утверждать тот самый под ход к жизни, к ее проблемам, за который выступает, борет ся партия. Кстати, если бы потребовалось коротко опре делить суть этого подхода, можно, пожалуй, воспользо ваться хорошо вам знакомы ми словами — социалистиче ский реализм. Сейчас литература, кино, театр нередко обращаются к сложным противоречивым яв- ленням. И в этом нет ничего удивительного. Противоречия естественны и неизбежны в процессе развития социали стического общества. И, ко нечно же, они всегда так или иначе влияют на судьбы лю дей, становятся источником нравственных коллизий. Тем более, что преодоление этих противоречий, хотя они и не носят у нас антагонистиче ского характера, требует не малых усилий, большой граж данской смелости, принципи альности. Это — богатейшая пища для размышлений писателя, для того, чтобы выполнять из вечную миссию литературы: побуждать общество, каждого человека пристальнее, строже взглянуть на самого себя. Для того, чтобьТ помогать ему всегда и во всем занимать ак тивную позицию стойкого борна за наше общее дело. Помогая партии воспиты вать людей в коммунистиче ском духе, формировать под линно советский характер, наши литература, искусство многое сделали, чтобы рас- крытъ природу такого харак тера, чтобы создать правди вые, Полнокровные образы людей, беззаветно преданных народу, социализму. вопло щающих героику строитель ства нового мира. Все мы по нимаем: сделать это, переде сти из жизни в художествен ное произведение таких людей непросто. А потому. навер ное, споры в творческой сре де о том, каким должен быть положительный герой, есте ственны и нужны. Я, конечно, не собираюсь в них вмеши ваться. Хотел бы высказать лишь одно соображение. Мне кажутся мало плодот ворными дискуссии о том, какова должна быть, напри мер, «дозировка» положи тельных и отрицательных ка честв героя. Важно, товари щи, чтобы творческие иска ния художника имели, если так можно выразиться, еди ную отправную точку — вер ность правде жизни, сопиа- листическим идеалам. Это необходимое условие партий ности, народности искусства. Разумеется, читатель, зри тель, особенно молодой, хо тел бы чаще встречаться в книге или на экране с таким своим современником* кото рому он мог бы поверить, Ко торого Он мог бы полюбить, которому захотелось бы под ражать. Повторяю то, что го ворил на июньском Пленуме ЦК, так как убежден: нич то не может заменить лите ратуру, искусство в воспита нии общественных нравов и чувств людей, в их способно сти воздействовать и на ум, и на сердце. Хотел бы в этой связи вот еще о чем сказать. Приобще ние человека к художествен ной культуре, эстетическое воспитание дает прочные ре зультаты, когда оно начина ется с малых лет. Бесспор ной заслугой нашей школы является то, что у нас прак тически нет осмеянных клас сиком «Митрофанушек». Но вот с недорослями в эмоцио нально-психологическом смыс ле мы еще, к сожалению, встречаемся. Надо, видимо, использовать школьную ре форму для того, чтобы уси лить влияние литературы и искусства на формирование личности. Убежден, что се годня идейно-нравственному развитию подрастающих поко лений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее внимание, чем обу чению основам наук. Партия рассчитывает в этом деле на конкретную помощь творчес ких союзов, нашей художест венной интеллигенции. Важным инструментом воспитания гражданственно-! сти, советского патриотизма, интернационализма было и остается воспитание истори ей. И хорошо, что в литера туре, искусстве своего рода возрождение переживает историческая тема. Умение говорить о прошлом серьез но, взвешенно, с позиций марксистско - ленинского ми ровоззрения -— вот что при носит, как показывает прак тика, успех в этом деле. Ни переписывать историю, ни подчищать ее нельзя. Особен но вдумчивого, подлинно клас сового подхода требует ху дожественное воплощение истории борьбы советского на рода за социализм. Й чтобы не разойтись с правдой, ху дожник обязан прочно сто ять на почве фактов, не под менять эмоциями и произ вольной игрой воображения знание закономерностей и реального хода общественно го развития. И еще об одном. Отрадно, что советские художники ча ще стали обращаться к пуб лицистике. Это дает им воз можность смело и вовремя вторгаться в самую злобод невную проблематику, в кон кретные экономические и со циальные вопросы, волную щие людей. Это помогает соз данию таких произведений, которые средствами искусст ва подчас как бы обгоняют время, остро ставя назревшие жизненные проблемы и пред лагая конкретные пути их ре шения. Словом, товарищи, за ка кую бы тему — современную или историческую, внутрен нюю или международную — художник ни брался, в ка ких бы жанрах он ни рабо тал, общественная ценность его труда определяется преж де всего той активной идей но-политической, мировоз зренческой позицией, кото рую он занимает и утвержда ет. Товарищи! На темпы на шего продвижения вперед в немалой мере влияет внешне политическая обстановка. А она складывается сейчас очень тревожно. В последнее время мне уже не раз при ходилось говорить об этом. Так что позвольте поделиться лишь несколькими соображе ниями. Суровая правда нынешней международной ситуации та кова, что ядерная угроза, к сожалению, велика. От нее не спрячешься, не отшутишь ся. С ядерной угрозой надо активно и . целеустремленно бороться. Так мы и поступа ем. Этим прежде всего опре деляется и наш подход кот- ношениям с Соединенными Штатами. Ведь от состояния этих отношений в значитель ной степени зависит положе ние дел на международной арене. Однако в США, судя по всему, либо не хотят, ли бо пока не готовы понять, что иного разумного пути, чем нормализация совет ско-американских отноше ний на принципах равенства, взаимного уважения и невме шательства во внутренние де ла друг друга, — нет. Обладать в наши дни мощ ным ядерным потенциалом— огромное бремя, Я говорю даже не о том, как дорого это обходится. Я говорю о бремени величайшей ответст венности, которую это накла дывает на политических дея телей, требуя от них крайне (серьезного отношения к воп росам войны и мира, к кон фликтным ситуациям. Из это го мы и исходим. Наши цели ясны и неизменны: мы кате горически против конфрон тации в военной области. Мы решительно за ради кальное ограничение и сок ращение гонки вооружений, за запрещение и полную лик видацию ядерного оружия. За те же цели за рубежом выступают сегодня миллионы и миллионы людей разных взглядов и убеждений. Их совместные действия оказы вают заметное влияние на формирование антивоенного общественного мнения. А это очень важно, товарищи. И тут многое может сделать ин теллигенция, деятели культу ры. Вот почему сегодня х так небывало тревожно и требо вательно звучит знаменитый горьковский вопрос-призыв: «С кем вы, мастера культу ры?». И дело, конечно, не сводится просто к выбору между СССР и США, как это нередко изображают ан тикоммунисты. Дело в выбо ре между жизнью и гибелью нашей цивилизации. Никакой «золотой середины» здесь нет: либо ты с теми, кто го товит войну, либо с теми, кто отвергает авантюристи ческую политику империа лизма, борется за мирное со существование, за разоруже ние. И потому так важно, что бы наша творческая интелли генция помогала своим за рубежным коллегам такой выбор сделать. Этого, кстати, правящие круги Запада очень опасаются. Они стремятся дискредитировать в глазах интеллигенции своих стран идеи и практику социализма, поссорить ее с творческой ‘интеллигенцией социалисти ческих государств. Враги ми ра боятся сплочения масте ров культуры, к голосу ко торых прислушиваются мил лионы людей. А между тем на Западе любят порассуждать о поль зе сопоставления идей и взглядов, развития контактов между людьми. Мы, конечно, за это. Но с чем мы сталки ваемся на практике? С по пытками беспардонно вме шиваться в наши внутренние дела, с настоящей психоло гической войной. И одна из её целей — хоть немного расшатать единство деятелей нашей культуры с партией. К приемам, как вы знаете, прибегают, прямо скажем, не интеллигентным — ложь, подтасовка фактов, подмена понятий. Говорят, например, что социализм «нетерпим» к Свободе творчества. что КПСС, мол, перекрывает пу ти для художественных по исков, требует «единообра зия» в литературе и искусст ве. Здесь все поставлено с ног на голову. И, разумеет ся, отнюдь не по неведению. Так что переубеждать наших идейных противников, ко нечно, дело безнадежное. Но отстаивать и разъяснять на ши взгляды, ловить за руку нечистоплотных «критиков» нового строя, активно нести людям правду о социализме, воспитывать советских лю дей, особенно молодежь, в духе классовой бдительности, готовности к защите нашей великой Родины надо не устанно. Хотел бы вот еще что за метить. Мы надеемся, что в период подготовки к праздно ванию 40-й годовщины Побе ды советского народа в Вс- 4 ликой Отечественной войне руководство творческих сою зов и организаций найдет возможность привлечь еще более глубокое внимание ма стеров искусства к военно- патриотической теме. Сегодня мы не можем по жаловаться на количество произведений, созданных на эту тему, которая издавна занимает достойное место в творчестве наших деятелей культуры. Но хотелось бы, чтобы почаще появление та ких произведений становилось подлинным событием в худо жественной жизни страны, в развитии советской литерату ры и искусства. Товарищи! Наша партия и государство создают такие условия, которые помогают таланту раскрыться в полной мере, творить на благо наро да. Мы решительно отвергаем мелочную опеку над людьми творческого труда. Творчест во потому и творчество, что оно свободно: из-под палки ничего действительно нового, прекрасного не создашь. Ис тина старая, доказывать ее— все равно, что ломиться в от крытую дверь. Однако свобода творчества — это не привилегия для из бранных. Партия относится к таланту бережно, видит в нем ценнейшее достояние общест ва. Но никто и ничто не мо жет освободить человека от обязательных для всех тре бований общества, ею зако нов. Наивно думать, что можно чернить нравственно-полити ческие устои нашего строя и одновременно ожидать от него благ и признания. И, ко нечно»же, никому народ не простит перехода на сторону наших идейных противников в той острейшей борьбе, ко торая идет сегодня в мире. Тут двух мнений быть не может. Да, товарищи, много ,неле постей, откровенного вздора написано и наговорено на За паде, чтобы извратить сам смысл партийного подхода к искусству. Ведь как порой бы вает. Берут не очень удачное произведение советского авто ра, где художественное ис следование жизни подменяет ся декларативностью. И убе ждают всех и вся: вот, мол, эталон, которому КПСС за- ставляет следовать. А глубо кую, что называется, острую книгу, написанную с партий ных позиций, характеризуют как «отклонение» от нормы. Думаю, вы позволите мне обойтись без конкретных при меров: некоторые из сидящих в этом зале товарищей быва ли жертвами подобных мани пуляций. Глубокая идейность, граж данственность и высокий уровень художественного ма стерства — таково главное требование партии, народа к деятелям искусства. Именно на это ориентируют нашу творческую интеллигенцию и решения июньского (1983 го да) Пленума ЦК, и ряд изве стных вам постановлений по следнего времени по вопро сам культуры. Наше великое дело, наши гуманистические цели не ну ждаются в бездушном славо словии в рифму и прозой. Произведения, в которых ори гинальная, свежая мысль подменяется, как язвительно замечал Щедрин, «хладным пережевыванием азбучных ис тин», лишь в насмешку моле но назвать художественными. Плохо написанные книги и онеры, примитивно снятые Теле- и кинофильмы, аляпо вато сработанные скульпту ры и картины не просто пор тят вкус миллионов людей. Они дискредитируют темы и идеи, за которые берутся их создатели. Так что против серости и безликости в ис кусстве надо бороться на стойчиво и принципиально. И, разумеется, не может быть никаких поблажек проявлени ям безыдейности или миро воззренческой неразборчиво сти. Кстати говоря, не в том ли, товарищи, заключается беда иных наших критиков, что они подходят к делу односто ронне и либо расточают ком плименты слабому роману, спектаклю, фильму за «важ ность темы», либо умиляют ся «эстетическим находкам» идейно несостоятельного про изведения? Между тем наш отечест венный, да и мировой опыт показывает, что великая ли тература, большое искусство не могут существовать без высокопрофессионал ь ной , граждански ответственной критики. А это значит, что наша марксистско-ленинская критика должна не только точно оценивать те или иные произведения. Мы ждем от художественной кри тики большего. Умения обнажать глубинный общест венный смысл проблем, ко торые затрагиваются в про изведениях, поддерживать авторов, если они верно их ставят, аргументированно спорить с ними, когда они заблуждаются. Словом, на ша критика должна помогать движению духовной жизни народа. Вот почему, как считал Ленин, необходимо «связать и литературную критику теснее с партийной ' работой». Всем, кому партия дове рила проводить ленинскую линию в сфере искусства, необходимо делать это ум но, инициативно. А это зна чит — вести откровенный, принципиальный разговор с людьми творческого труда. Ни в коем случае не укло няться от острых, волную щих художника проблем. Не перекладывать их реше ние на так называемые вы шестоящие инстанции, уметь убедить, а если надо и пе реубедить собеседника. Беф этого немыслимо партийное руководство литературой и искусством. Это и делает его, по меткому выражению Горького, «морально автори тетной силой». Товарищи! Политическое ядро, сплачивающая сила творческих союзов — рабо тающие в них коммунисты. Они призваны последова тельно утверждать дух пар тийности в художественной среде, активно влиять на идейную направленность творчества, способствовать формированию у деятелей литературы и искусства марксистско-ленинского ми-! ровоззрения, помогать ста новлению творческой моло дежи. Особое значение имеет укрепление атмосферы вы сокой взыскательности и тре бовательности художников друг к другу. Это идет толь ко на пользу и самим ху дожникам, и искусству в це лом. Советская культура пред стает сегодня как органиче ский сплав духовных цен ностей, создаваемых всеми нациями и народностями страны. И потому вполне по нятно стремление писателя и художника, музыканта и архитектора опереться на многовековые культурные традиции своего народа, глубже и ярче отобразить жизнь своей республики. Вместе с тем художествен ная практика убеждает: чем теснее национальная куль тура связана с другими, чем интенсивнее вбирает она в себя те черты духовного и художественного опыта братских народов, которые приобрели интернациональ ное значение, тем быстрее и плодотворнее она развива ется. Тем больший вклад она вносит в обогащение духов ной жизни всего советского народа, всего нашего обще ства. Дорогие товарищи! Преж де чем закончить выступле ние, хотел бы сообщить но вость, которая, не сомне ваюсь, всех вас порадует. За заслуги в развитии со ветской литературы, боль шой вклад советских писате лей в коммунистическое строительство и в связи с 50-летием создания Союза писателей СССР Президиум Верховного Совета СССР наградил его орденом Дружбы народов. (Бурные, продолжительные V аплодис менты). А теперь позвольте поже лать всем вам доброго здо ровья, твопческих успехов и вручить Союзу писателей высокую заслуженную им на граду. (Бурные, продолжи тельные аплодисменты).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz