Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
И с полнилось 156 лет со дня рождения великого рус ского писателя Льва Толстого. В эти дни в стране про ходят толстовские чтения, вечера, посвященные творче ству гениального художника. Читательские конферен ции состоялись и в нашей области, которая, как известно, связана с именем Льва Николаевича. Сегодня мы публикуем рассказ о последних днях жиз ни Л. Н. Толстого, об отношении к его творчеству Вла димира Ильича Ленина. П АРИЖ. Центр полити ческих эмигрантов России. Здесь в это время жил и Владимир Ильич Ленин, пристально следивший за событиями на родине. ...На этот раз телеграф принес ‘из России весть о том, что великий русский пи сатель Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну и выехал в неизвестном нап равлении. Новость обставля лась различного рода слуха ми, предположениями, домыс лами. На квартире *у В. И. Ле нина собрались обитатели русской колонии, парижане, приезжие из Германии, Бель гии, Швейцарии. Всем хотелось послушать мнение Владимира Ильича в связи с сообщением о Тол стом. Беседа получилась общей. Каждый высказывал свои мысли о писателе, вспомина ли его семью, окружающих Льва Николаевича людях. И все сходились на том, что у Толстого на родине много друзей и почитателей, что он поехал не в «божий свет», а к своим близким сподвиж никам. Но не меньше было у него и врагов и, прежде все го, царь и святейший синод. Владимир Ильича взялся без промедления подгото вить статью в защиту Л. Н. Толстого — с тех же прин ципиальных позиций, с ка ких он писал по случаю 80- летнего юбилея писателя статью «Лев Толстой, как зеркало русской революции», -^рпервые опубликованную в , ^газете «Пролетарий» 11 сен- ЩН: тября 1908 года. В характере писателя или, как говорил Толстой, в его натуре была одна человечес кая черта: он глубоко знако мился с людьми и природой тех мест, где ему приходи лось бывать. И до тех пор, пока не изучал окружающую его обстановку, не мог ус покоиться. «Человеку, — го ворил он, — нужно" знать свое положение в нынешний день...». Лев Николаевич хорошо знал жизнь крестьян в ок руге Ельца, Ефремова, Ли пецка, Тульской и Рязан ской губерний. А что дела лось н а 'тучных черноземах? В Воронеже? Хотелось по смотреть, сравнить, узнать. В Воронеж он приезжал в конце марта 1894 года вме сте с дочерью Марией Львов ной. Останавливался у дав него своего друга Гавриила Андреевича Русанова, с ко торым много раз встречался и вел переписку почти чет верть века. В большой семье Русано вых Толстой чувствовал се бя превосходно. Позже сын Г, А. Русанова профессор А. Г. Русанов заметит: «Це лых два дня ’ провели отец и Лев Николаевич в заду шевной беседе». Из Воронежа Лев Нико лаевич поехал поездом в Россошь, затем на лошадях добрался до хутора Ржевск Острогожского уезда, к Вла димиру Григорьевичу Черт кову. Встреча для обоих бы ла радостной и волнующей. Толстой писал: «Так мы с ним душевно близки, столь ко у нас общих интересов, и так редко мы видимся, что обоим нам хорошо». Воронежские землепашцы влачили жалкое существова ние: наделы у крестьян бы ли мизерными, все лучшие земли принадлежали "поме щикам, царской знати и церкви. В этом писатель лишний раз убедился, посе тив селения вокруг хутора, беседуя с крестьянами в их семьях. Он также узнал, что его книги, запрещенные прави тельством, широко распрост- * раняются по России, по поч- ^/'те и нарочными направляют ся в Задонск, Курск, Ранен- бург, Данков, Орел. На. Там бовщине, в Поволжье, в Ли пецком крде были сотни дру зей Толстого, почитателей его гениального таланта. Но очень много людей из среды трудящихся не знали Толстого-художника, а боль ше пользовались молвой о нем как о заступнике от по мещиков и фабрикантов. В. И. Ленин позже напи шет: «Чтобы сделать его •великие произведения дей ствительно достоянием всех, нужна борьба и борьба про тив такого общественного строя, который осудил мил лионы и десятки миллионов на темноту, забитость, ка торжный труд и нищету, ну жен социалистический пере ворот». Владимир Ильич от метит, что Лев Николаевич —горячий протестант, страст ный обличитель, великий кри тик. Он сумел с замечатель ной силой, подчеркивал В. И. Ленин, передать настроение широких масс, угнетенных современным порядком, об рисовать их положение, вы разить их стихийное чувство протеста и негодования. Вот почему Л. Н. Толстой был одним из самых пресле дуемых в России ■ писателей. И поэтому его произведения широко издавались нелегаль ным путем. Друзья и после дователи писателя печатали их за границей и в России, большей частью на гектогра фе, мемеографе, литографи ческим способом. Тёперь до стоверно известно, что неле гальные издания Л. Н. Тол стого распространялись по России из Лондона, Женевы, Берлина, Москвы, Казани, Херсона, Кутаиси, Полтавы, Тулы. В губерниях Черноземья, как и по всей стране, из подпольных изданий широко были распространены «Ис поведь», статьи «Так что же нам делать?», «В чем моя вера?», «Что такое деньги?» и другие. В Воронеже и Ли пецке ходила по рукам ру копись Толстого «Крейцеро- ва соната», не разрешенная еще цензурой к печати, «Пока я, — писал Лев Николаевич, — по шерсти гладил все мои книжки хвалили и печатали, и царь читал и хвалил, но как толь ко я захотел... показать лю дям, что они живут не по закону, так все на меня оп рокинулись. Книжки мои не пропускают и жгут, и пра вительство считает меня вра гом своим». Враги преследовали писа теля и его друзей повсемест но. В Воронеже жандармы губернского управления за вели специальное дело «О распространении... лжеуче ния графа Льва Толстого». В деле — сотни донесений. Они невольно свидетельство вали о всевозрастающем рас пространении книг писателя, подтверждая тем самым все народную любовь к нему, к его произведениям, «нося щим, — как указывалось в одном из доносов, — проти воправительственный харак тер». Высказывания писате ля против царя и трона, про тив правительства и церкви скрупулезно накапливались в деле. В архивах хранится еще одно дело: «Об исследовании в порядке положения о го сударственной охране проти воправительственной дея тельности проживающих в Острогожском уезда после дователей лжеучения Л. Н. Толстого и его ближайшего сотрудника В. Г. Черткова». В деле описывается доволь но обширная картина распро странения книг писателя сре ди населения. Здесь нее его высказывания о революцио нере А. И. Герцене, от сочи нений которого Толстой был в восторге и очень ценил его как художника и мыслите ля. Жандармы день за днем, час за часом неусыпно сле дили за деятельностью писа теля и его друзей. Департа мент полиции сообщал из Петербурга о том, что « по имеющимся сведениям у Владимира Григорьевича Черткова в имении Россошь и Ивана Михайловича Трегубова сосредоточен об ширный материал для со ставления и напечатания за тем за границей «Истории гонения на христиан в Рос сии». Предписывалось принять экстренные меры. Жандармы телеграфировали в департа мент полиции: «Сейчас обыс кан хутор Черткова, отобра ны запрещенные издания Толстого, разные рукописи. «История гонения»... не обна ружена, все увезено в Яс ную Поляну, где нынче Черт ков и куда выехали Трегу- 6 0 1 ... Попов». Владимир Ильич Ленин, находясь в Париже, хорошо знал об изуверском гонении на Толстого. ...Астапово. Студеный ве чер поздней осени. Лев Ни колаевич никогда здесь не был раньше . Выйдя из ва гона, осмотрелся, в зале ожидания вокзала присел на скамейку передохнуть. Беда нагрянула неждан но-негаданно. И в этот тре вожный час он обратился прежде всего к своему спод вижнику В. Г. Черткову. Первого ноября сообщил ему телеграммой из Астапово: «Вчера захворал. Пассажи ры видели, ослабевши шел с поезда. Боюсь огласки. Нын че лучше, Едем дальше. Примите меры. Известите». А через несколько часов В. Г. Чертков получил дру гую телеграмму: «Вчера слез ли Астапово. Сильный жар, забытье, утром температура нормальная, теперь снова оз ноб. Ехать немыслимо, выра су ответственность лично я, а не жандармы... Начались нападки на Черт кова, которому были запре щены разъезды по России. Рязанской губернатор князь Оболенский через жандарма приказал ему удалиться из Астапова. Губернатору доло жили: — Ваше сиятельство, Чертков ответил, что он на ходится не в Тульской и не в Рязанской губернии, а у постели больного друга и не оставит его ни при каких об стоятельствах. А в эти минуты в доме начальника станции в Аста пове врачи и друзья боро лись за жизнь дорогого им человека. Со всех концов света летели сюда телеграм мы, подавались медицинские советы. Смолкли гудки маневровых паровозов. Крестьяне окрест ных селений предлагали свои услуги, приносили свежие продукты. Рабочие локомо тивного депо патрулировали вокруг дома Озолина, охра няя покой больного. Озлобленные жандармы жив! Царь принялся редак тировать высочайшее посла ние. В нем значились лице мерные слова: «Душевное сожаление», «Во время рас цвета своего дарования», «Образы одной из славней ших годин русской жизни»— это о «Войне и мире». Царь самолично добавил: «Господь бог да будет ему милостивым судиею». Два палача России разош лись, довольные своим сочи нением. Графа Толстого, да же тяжелобольного, они опа сались больше всего на све те. Николай II не мог за быть признания А. С. Суво рина, издателя консерватив ной газеты «Новое время»: «Два царя у нас: Николай Второй и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай Второй ничего не может сде лать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, ко леблет трон Николая и его династию». ...Астапово. У Льва Нико лаевича самочувствие то улучшается, то вдруг резко — Ну, что нашли? Скоро ли поправлюсь? Мне надо скорее ехать... Положение было очень серьезным. К такому выводу пришли все доктора. Между тем дом Озолина в Астапове все больше и боль ше становился осажденной крепостью. Недруги мето дично, неотступно искали пу ти проникновения к больно му. Больше всех усердство вал игумен Варсонофий, бывший жандармский пол ковник. Он пытался подку пить Варвару Михайловну, чтобы та дала ему ключи от входной двери.. Возмущен ная женщина ответила поще чиной. Прибыли в Астапово вице директор департамента поли ции, вооруженные жандар мы из Данкова и других мест. На соседней с Астапо во станции Лебедянь ждали условного сигнала епископ Кирилл Тамбовский и архие рей Парфений. Орда монахов установила слежку за домом Озолина. Рабочие-железно дорожники отогнали их от станции. Н А Ш И П У Б Л И К А Ц И И + I* [ У Ш А , , „ " ... з&х-, О Б Ъ ЯВШ А Я СОБО Ю В С Ю Р У С Ь , В СЕ Р У ССК О Е жал желание видеться с ва ми». Чертков незамедлительно прибыл в Астапово. Его тот час пригласил к себе Лев Николаевич. Сознание у больного было ясное, он рас спросил Черткова о том, как устроились приезжие с ним, и тот рассказал, что началь ник станции, железнодорож ники-—-рабочие и служащие проявляют о спутниках Тол стого искреннюю заботу. — Озолин Иван Иванович, начальник станции — давний ваш почитатель, предоставил в наше распоряжение весь свой дом... В Петербурге и Москве, в Рязани и Тамбове, Ельце и Липецке властьимущие пе реполошились: как это, что графа Толстого в Астапове окружают друзья, родствен ники, благожелательно ко всем остановившимся отно сятся местные жители? Чтобы лишить больного опоры, полиция и жандармы, при явном указании «свер ху», учинили грубый произ вол. Жандармский генерал- майор Н. Н. Львов прислал зашифрованную телеграмму: «Ротмистру Савицкому. Те леграфируйте, кем разреше но Льву Толстому пребыва ние Астапове станционном здании, не предназначенном помещения больных. Губер натор признает необходимым меры отправления лечебное заведение или постоянное местожительство». Этой телеграммой пода вался сигнал жандармам и черносотенцам в Астапово: руки у вас развязаны, вы дворите больного со /станции. Моральная и физическая встряска могли привести к гибели писателя. Изуверскую затею властей разгадал Иван Иванович Озолин. Когда ему приказа ли очистить дом от приез жих, он ответил: — По долгу службы я обя зан заботиться о здоровье каждого пассажира. За все, что делается на станции, ие- разгоняли корреспондентов, всех, кто приезжал в Астапо во, запрещали делать сним ки. Они надеялись «органи зовать» раскаяние Толстого и примирение его с церковью, но мешали свидетели, кото рые могли разоблачить их планы. Тайно съезжались в Аста пово высшие губернские чи ны, церковники всех рангов, переодетые монахи, провока торы. Предстоял бой, бой правды и света против тьмы и изуверства. За всеми этими событиями в Астапове с болыо в серд це следил Владимир Ильич Ленин. Он и его товарищи собирали все сведения, посту павшие из России. Для них было особенно горестным, что не могли непосредствен но участвовать в борьбе за человека, олицетворявшего родину, Россию. ...Петербург, Зимний дво рец. У царя Николая II на приеме П, А. Столыпин. — Что будем делать? — вопрошает царь. — Насилие оправдано, — без колебаний изрекает Сто лыпин. Царь притворно взды хает: — Когда моему батюшке предлагали сослать Толстого в монастырь или посадить в острог, од говорил: «Я не хочу добавлять к его всемир ной славе венец страдаль ца...». — Но, ваше величество, сейчас, при сложившейся си туации, возможно лишь одно — применение силы. Или же мы должны смириться с тем, что граф умрет, не раскаяв шись... Царь поднял руку: — Не будем спорить... Когда состоялось отлучение графа от церкви, то не толь ко у нас, но и в Европе осу дили решение святейшего си нода. .Слава Толстого еще больше возросла, а курс русского рубля пал. Столыпин положил на стол составленное им соболезно вание... по случаю смерти Толстого, который... еще был поднимается температура. Лучшие медики боролись с воспалением легких и упад ком сердечной деятельности. В минуты просветления боль ной "разговаривал с окру жающими, слушал чтение га? зет и книг, сделал некото рые записи в дневнике, пы тался что-то диктовать. Он надеялся на выздоровление, даже шутил о смерти: «Мо жет, я ее обману?». В комнате у больного хо зяйничала Варвара Михай ловна Феокритова — маши нистка и переписчица Льва Николаевича. Ей помогали члены семьи И. И. Озолина, родственники больного, его друзья. Детям Льва Николаевича казалось, что отец много ду мает о чем-то и это тяжело сказывается на его самочув ствии. Они говорили ему: — Ты не думай. — Как не думать? от вечал он недовольно. — На до думать. Как было не думать, если в памяти невольно вставали картины былого. Ясно и от четливо виделось прожитое. Восемьдесят два года жизни. Из них почти полвека — творческое горение! Может, все уладится со здоровьем, тогда он закончит роман «Декабристы». Это его давняя мечта. Сюжет вы пестовала сама жизнь. Надо сказать свое последнее сло во художника... Он думал о делах, когда к нему вошел приехавший доктор Дмитрий Васильевич Никитин. Они хорошо знали ДРУГ друга. —- Ну вот и хорошо, что приехали, — сказал Лев Николаевич. — А я вот уми рать задумал, ну, да что же делать — всем нужро... Затем, полежав спокойно несколько минут, сказал: «Ну, вы, вероятно, хотите меня исследовать? Что же, выслушайте, хотя я знаю, что это бесполезно». Когда врачи закончили об следование, Лев Николаевич спросил: Лев Николаевич ничего этого, безусловно, не знал, но заранее предвидел, что может случиться, и еще 2 2 января 1909 года записал в своем дневнике: «Как бы не придумали они чего-нибудь такого, чтобы уверить людей, что я «покаялся» перед смертью. И потому заверяю, кажется, повторяю, что воз вратиться к церкви, прича ститься перед смертью я так же не могу, как не могу пе ред смертью говорить по хабные слова или смотреть похабные картинки, и потому все, что будут говорить о моем покаянии и причаще нии, — ложь...». Владимир Григорьевич Чертков знал эту запись, рас сказал о ней всем находя щимся в доме Озолина. Бы ли предприняты меры предо сторожности, благодаря ко торым ничто не могло взвол новать больного. Крестьяне окрестных селе ний толпами стояли, как на посту, поодаль от дома. Их все больше и больше прибы вало на станцию и в посе лок. Под видом неотложных работ железнодорожники днем и ночью наблюдали за домом Озолина. В станцион ном здании дежурили кор респонденты, представляв шие десятки различных га зет и журналов. Полиция и жандармы не могли сделать налет на дом Озолина при многочисленных свидетелях. Они строго при казали: «Всем покинуть стан цию!». Но в Астапово при был управляющий Рязано- Уральской неелезной дорогой Д. А. Матренинский. Он с достоинством отверг все уг розы, разрешил корреспон дентам оставаться на вокза ле, прямо сказал начальству жандармерии, что на дороге он имеет большую, чем кто бы то ни было, власть. Из всех высших чинов он был единственным человеком, ко торый вел себя порядочно. Хотя знал, что ему уготова на кара. Видя свое бессилие,, вла сти — в который раз! — об ращаются к церковникам. Все тот же игумен Варсоно фий ринулся с «божьим сло вом» к детям Льва Николае вича, уговаривал близких пи сателя устроить ему свида ние с больным. Игумену от казали письменно. В комнате Льва Николае вича находился сын Сергей Львович. Слабым голосом Лев Николаевич сказал: — Сережа!.. Сын подошел к нему и, чтобы слышать его, стал воз ле кровати на колени. Лев Николаевич отрывисто, сла бым голосом проговорил: — Истина... Я люблю мно го... как они... Это были последние слова Льва Николаевича Толстого. Сохранилась телеграмма, посланная из Астапова: «Калуга. »Преосвященному епископу Вениамину. Граф Толстой скончался сегодня, седьмого ноября, в шесть ча сов утра. За два часа до смерти находился без соз нания.Семья была при нем... Умер без покаяния. Меня не приглашали. Грешный игу мен Варсонофий». В страшной тревоге пре бывали жандармы и прави тельственные чиновники всех рангов. Департамент поли ции разослал во все концы России срочную депешу: «Секретно. Полицмейсте рам и приставам. Устано вить наблюдение магазина ми венков, обяжите не вы пускать лент с революцион ными надписями. Не допус кайте убранства трауром зда ний». Но тщетно! Черносотенцы не могли никакими расправа ми запугать народ. Это и предсказывал Л. Н. Толстой. После революции 1905 — 1907 годов он утверждал, что кровавое подавление ре волюции не означает, что она не возникнет вновь. В июле 1908 года он говорил: «Престиж власти кончился, и это презрение, негодование к ней вышло теперь наружу и, несмотря на все прави тельственные жестокости, через пять лет поднимается то же самое». В. И. Ленин немедленно откликнулся на горе всего прогрессивного человечества. «Смерть Льва Толстого вы зывает, — писал он — впер вые после долгого перерыва, — уличные демонстрации преимущественно студентов, но отчасти также рабочих. Прекращение работы целым рядом фабрик и заводов в день похорон Толстого пока зывает начало, хотя и очень скромное, демонстративных забастовок». Статьи Ленина о Толстом камня на камне не оставля ли от той фальсификации, которую учинил вражеский лагерь над писателем. Рабо ты Владимира Ильича разъ ясняли трудящимся действи тельную ценность наследия писателя и опасность тех сто рон его идеологии, за кото рую ухватились либералы и меньшевики. Либеральствую- щая и буржуазная пресса на все лады лицемерно воспева ла «святого» Толстого. «Они льют крокодиловы слезы, — писал В. И. Ле нин, — уверяя в своем ува жении к «великому писате лю» и в то же время защи щая «святейший» синод. А святейшие отцы только что проделали особенно гнусную мерзость, подсылая попов к умирающему, чтобы надуть народ и сказать, что Толстой «раскаялся». Святейший си нод отлучил Толстого от церк ви. Тем лучше. Этот подвиг зачтется ему в час народной расправы с чиновниками в рясах, жандармами во Хри сте, с темными инквизитора ми, которые поддерживали еврейские погромы и прочие подвиги черносотенной цар ской шайки». Единственное, что Влади мир Ильич нашел нужным удалить из Кремля — это памятник Александру II с подступами к нему в ложно- русском стиле и мозаичны ми портретами царей. Уп равляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал: «Толстого где предавали ана феме, когда отлучали от церкви? — спросил меня Владимир Ильич. — В Ус пенском соборе прежде все го, — отвечал я, — а по том, как полагается, во всех церквах... — Вот тут бы и поставить памятник Толстому, обличаю щему церковь, громящему царей, бичующему богатства, собственность, роскошь. И Владимир Ильич стал с увлечением говорить о Толстом». В июле 1918 года В. И. Ленин подписал постановле ние Совнаркома об установ лении памятников великим деятелям революции и куль туры. К этому документу был приложен «Список лиц, коим предположено поста вить монументы в г. Моск ве и других городах РСФСР». Раздел этого спис ка, озаглавленный «Писате ли и поэты», открывается именем Толстого. Несколько памятников Льву Николаевичу Толстому воздвигнуто у нас в стране. «Весь мир, вся земля смот рит на него... — писал о Толстом А. М. Горький. — ...Душа великого, душа, объявшая собою всю Русь, все русское». Один из памятников писа телю воздвигнут на станции Лев Толстой, в большом сквере, близ бывшего дома И. И. Озолина, Он всегда в цветах... Известно, что В. И; Ле нину было дорого все, что так или иначе касалось Тол стого. По инициативе Влади мира Ильича ВЦИК принял постановление о национализа ции Ясной Поляны и прев ращении ее в музей-заповед ник. Государственный музей Л. Н. Толстого был открыт в его доме в Москве, где он жил 19 лет. В. И. Ленин позаботился и о скромном домике на стан ции Астапово, где завершил ся долгий жизненный путь великого писателя земли рус ской. В семи залах дома сей час расположен музей Л. Н. Толстого — филиал Государ ственного музея писателя - в Москве. Здесь можно повстречать посетителей со всех концов страны, из многих зарубеж ных стран. Встретил здесь группу туристов из Липецка. Один из них — В. В. Лебе дев, ветеран войны и труда, говорил мне: — Я будто побывал в да леком для нас времени, по чувствовал его дыхание. Сколько здесь редчайших экспонатов: рукописи писа теля, документы в подлинни ках, уникальные (фотогра фии... А главное — все ве щи, вся обстановка, в кото рой находился Толстой и его друзья на нашей липецкой земле — в Астапове. Действительно, каждый экспонат музея — это цен ные страницы жизни и твор чества Л. Н. Толстого. Осо бенно волнуют воспоминания очевидцев тех далеких дней, наших земляков — телегра фистки Н. Игнатовой, кон дуктора Ф. Ряховского, соп ровождавшего вагон, в кото ром ехали Л. Н. Толстой и его спутники, а также рабо- чих-железнодорож н и к о в А. Мельникова, Н. Дронова, А. Ермолаева, Н. Коротеева и других. Лев Николаевич оставил память о нашем Чернозем ном крае и в своих художе ственных произведениях. На местный материалах и фак тах писатель создал сатири ческую комедию «Плоды просвещения». Он обна жил в ней мучительный про весе разорения крестьян. Вот одна из сцен: на поклон к помещику приходят дере венские мужики —■с прось бой продать им земли. «Помилосердствуй, отец, — говорит один из крестьян. — Земля нагйа малая, не только скотину — курицу, скажем, и ту выпустить не куда...». Эта меткая характеристи ка крестьянского надела ис пользовалась В. И. Лениным в публицистических статьях и стала, таким образом, од ним из ярких штрихов рос сийской действительности’. ...Париж. 1910 год. Вла димир Ильич Ленин сдержал свое слово: уже 16 ноября в газете «Социал-демократ» была опубликована его стазъя «Л. Н. Толстой». Она откры валась словами, обобщающи ми два величайших истори ческих понятия — мировое значение творчества писате ля и русской революции: «Умер Лев Толстой. Его ми ровое значение, как художни ка, его мировая известность, как мыслителя и проповед ника, и то и другое отража ет, по-своему, мировое зна чение русской революции». Н. ГАМОВ. Л ИТЕРАТУРНОЕ твор чество — дело ин дивидуальное, тре бующее сосредоточенно сти и самоуглубления, бес компромиссного разговора с собой перед судом совести. Однако углубление самосоз нания художника слова не мыслимо без постоянного контакта с другими творче скими индивидуальностями, взаимодействия с соседними художественными системами. Липецкие литераторы — и профессиональные, и начина ющие — имеют возможность убедиться в плодотворности такого общения на примере более чем десятилетнего су ществования «Литературной мастерской» при областной писательской организации. Созданная как непосредст венный отклик на постанов ление ЦК КПСС «О литера турно-художественной кри тике», наша литмастерская стала формой общения ли тераторов и своеобразным теоретическим семинаром. Магистральная тема на ших бесед, а нередко и го рячих споров — «Мировоз зрение и мастерство». Раз НА ЗА Н Я ТИ Я Х В Л И Т Е Р А Т У РН О Й М А С Т Е Р С К О Й РАСТИТЬ МОЛОДУЮ СМЕНУ личные проблемы мировоз зрения, мастерства иллюст рируются на материале рус ской и советской классики, профессиональных липецких писателей и членов литера турного актива. О своеобра зии этой работы справедливо пишет бессменный руководи тель литмастерской, член Союза писателей СССР, про фессор С. Т. Вайман: «Толь ко наивные люди могут всерьез полагать, будто... лекция о сущности литера турного образа уже сама по себе гарантирует создание полнокровного литературно го образа. Нет, конечно. И все же... Пусть не сразу, а исподволь такая лекция окажет определенное воздей ствие на личность молодого автора, в какой-то степени умножит его духовно-эстети ческий потенциал, а уже «с тех вершин» повлияет и на его творческие усилия». По- другому говоря, общение, по добное литмастерской. необ ходимо для того, чтобы под нять уровень мышления, активизировать циркуляцию идей. Главное для участников литмастерской -— поиск, процесс приближения к ис тине: ведь и само творчест во, по словам поэта, — «не итог, а течение чувства». В дискуссии, в обмене мнениями выясняет каждый свое отношение к пробле мам, ставшим темами об суждений. Прошлый учебный год открывался разговором о гражданственности литера туры, цель которого была активизировать размышле ния каждого над тем, нас колько он ответствен за действенность художествен ного слова. Исторический подход ощу щался и на следующем за нятии, где разговор шел об эстетическом вкусе. Вкус (и писательский, и читатель ский) —- понятие всецело ис торическое, не окаменевшее и не застывшее раз и нав сегда в своих подходах, оценках, критериях. Прав не тот, кто непререкаемо вы носит приговоры, расставля ет плюсы и минусы, но тот, кто способен искать, сопо ставлять, учитывать измен чивость литературного про цесса, уважительно относит ся к мнению собеседников. Это не значит, конечно, что можно вовсе отказаться от противопоставления хоро шего и дурного вкуса. Такое противопоставление особен но отчетливо проявилось в дискуссии на тему «Ориги нальность и оригинальни чанье». Оригинальность — это прежде всего глубина художественного произведе ния, которая определяется уровнем таланта, масштаба ми творческой личности, ме рой выстраданное™ идей и образов, степенью причаст ности писателя к историче скому и этическому опыту народа, глубинным конфлик там современности. С проблемой творческой оригинальности непосредст венно связана следующая тема — «Свое и чужое в художественном произведе нии». Проблема эта не так проста, и решение ее не столь однозначно, как мо жет показаться на первый взгляд. Ничто в литературе не вырастает на пустом ме сте и, чем талантливей пи сатель, тем с большей поль зой для себя он способен впитывать опыт предшествен ников. Стихи Пушкина, как писал академик В. В. Вино градов, буквально «намаг ничены» реминисценциями, параллелями и перекличка ми... Обсуждая эту проблему, молодой поэт Иван Харин высказал мысль, что иные хорошие стихи будто для того и написаны, чтобы их продолжили, в этом долг последователей перед пред шественниками. Не , ограж дать себя от чужих влияний, но, пропустив чужое через горнило собственной судьбы, опереться на достижения других в обретении своего голоса, стиля, интонации. Интонация стала темой специального разговора. Эти и другие проблемы привлекали внимание участ ников литературной мастер ской в минувшем учебном году. . С молодыми литераторами, такими, как И. Харин, Л. Парщикова, Е. Нечаева, A. Новиков, Г. Рязанцев, B. Петров, В. Богданов, В. Сахаров, В. Коршиков, Г. Чаплыгина, охотно де лятся своим опытом про фессиональные писатели: А. Владимиров, С. Мекшен, Ю. Шифрина. Поучительны наблюдения прозаика В. М. Чернова над эволюцией сти ля своих произведений. В выступлениях ответственно го секретаря областной пи сательской организации И. С. Завражина эрудиция сочетается с эмоциональ ностью, непосредственностью лирика, выстрадавшего свое мнение в поэтической прак тике. Участие в литмастерской преподавателей кафедры ли тературы педагогического института А. И. Засимовой, Л. К. Чурсиной, Т. Н. Рас- поповой оказалось очень по лезным для создания свое образного равновесия тео рии и практики, столь необ ходимого в литературной учебе. На занятиях литмастер ской очень часто идет речь о взаимодействии литерату ры с другими видами ис кусства. Вот почему здесь не раз выступали актер A. Магдалинин и режиссер B. Голубицкий. Однако, каковы же прак тические результаты? Отве чая на этот вопрос, можно впасть в прямолинейность, потому что вообще теория искусства воздействует на практику опосредованно. И все же «ренессанс» нашей литературной жизни в пос ледние годы очевиден. Чис ло членов СП СССР значи тельно увеличилось. Начи нающие литераторы, с успе хом участвовавшие в VII и VIII Всесоюзных совещани ях молодых писателей, под твердили свою одаренность книгами и журнальными публикациями. Пятеро на ших молодых литераторов заочно учатся в Литератур ном институте имени А. М. Горького. На предстоящих заседани ях литературной мастерской пойдет речь о необходимо сти еще глубже задумывать ся над конкретными пробле мами литературного мастер ства, повышать художест венный уровень произведе ний, которые пафосом своим должны быть связаны с сов ременностью, с родной зем лей, созидательным трудом советского народа. В. СЛАВЕЦКИИ, кандидат филологических наук, участник VIII Всесо юзного совещания моло дых писателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz