Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Н А Ш И П У Б Л И К А Ц И И В ПРОС ТОРАХ МАТЕРИ -РОССИИ Паве л Львович Мелехин родился в селе Большовка ВоЛовского района. Здесь в военные и послевоенные го ды прошли его детство и отрочество. Работал в гео логоразведке и на крупных стройках Севера и Сибири. В последние годы жизни Па вел Мелехин, известный со ветский поэт, автор ряда книг, вышедших в Воронеже я Москве, ежегодно на не сколько дней приезжал в родное Село работать чад П авел М елехин «Меняю Псков на Таганрог», «Меняю на Мытищи Сочи». У этих объявлений слог Скупой, сухой, однако точный. Но у всего пределы есть, Которые глубинней V зримых, И не велит нам наша “Честь Менять друзей, менять любимых. - Как жен, как братьев и сестер!., А то ведь в переулке Банном Я как-то встретился в упор С плакатиком, весьма забавным. В нем некто — почерк узнаю — Поднаторевший в мелких дрязгах, — Разменивал свою жену На две, но из районов разных. И уж совсем не смех, - когда, Прикинув выгоду бесстыже, Страну родную навсегда Меняют на чердак Парижа. Был Павлом на земле родной Й никогда не буду Полем, А стану нм — не с прописной, А е малой буквы — просто полем. Веселым огоньком цветка В пространствах матери-Россни, На все посмертные века Избавленным от ностальгия. * * * Брат мой — двойник деревенский, На отдаленной версте Трактор рукой молодецкой Ты приучил к борозде. Черен — загар на загаре , С примесью почвы родной, Бел ты одними зубами, Светел работой одной. Смоешь мазут на закате, Сдвинув ладони ковшом, В Олыми, где я когда-то Плавал, как гусь, нагишом. Больше и вымыться негде, Да не об этом и речь. Тонкую радугу нефти В воду спускаешь ты с плеч. По заовражью тропинка Знойно змеится на юг, Там до последней травинки Помню я пойменный луг. Белые,, алые кашки — Звезды земного огня, Ты погадай на ромашке, Кто там не любит меня. К*о там меня не прощает ; За немоту вдалеке Й невозможность причалить К Олыми — нашей реке!.. * * Жестокость я прощаю ) только Правде. Вошло в существование мое Заречным полем н « осенней ранью Холодное безбрежие ее. с Плывя по рекам, травы приминая, Справляя тризны жизни и дела, Ее одну я сердцем принимаю, Какой бы она горькой ни была. Еще не раз нам предстоит - скитаться, Быть может, ночью, может, на заре. И ни одной неправде не сквитаться С ее высокой силой на земле. Высокая жестокая богиня И милосердная, как черный труд! Наказанные ею — не погибнут, Обласканные ею — не умрут! * * * В покинутой закатом синя Щемящи клики журавлей. Нигде сиротство, чем в России, Не ощущается острей. Ну, невидаль какая — пташки, А вот снимаются с равнин, И сердцу муторно и тяжко, как будто ты уже один. И чувство это в нас издревле, Из нашей старины большой, Когда соседняя деревня Считалась попросту чужой. Когда и замуж дочку выдать, Так матушке, по мненью всех, Своей кровинушки не видеть И сиротинушки вовек. новыми книгами. Стихи Павла Мелехина проникнуты сыновним долгом перед от чей землей, исполнены зрелого н спокойного звуча ния. Горько сознавать, что жизненный путь Павла Ме лехина в самом расцвете творческого дарования поэта завершился его безвремен ной кончиной. И. ЗАВРАЖИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. И с рекрутом тогда едино Прощались у межи села, А там была уже чужбина Хотя там родина была. О Русь! Чрез слезы, терпеливость Вдов и служивых при штыках, Так за столетья приютилась Твоя огромность в мужиках. И стало совестно казаться, Простор вобравши золотой, Воронежской или казанской Или иною сиротой. И только птицы посередке Земных и облачных палат Напоминанием о сиротстве, Хватая за сердце, парят. * * * Осенние грязи и дали, Но помню другое свежо, Как вы, извиняясь, сказали, Что летом у вас хорошо» К желаниям женским приметлив, Я помню о вашем одном— Меня всей природой приветить, Как красным углом за столом. Н если с природой не очень, В дожде она мокнет, дрожа, — Сослаться с налетом на осень, Как летом она хороша. Я вам пе особый приятель, Но в ваши родные места Мбня из скитаний привадить Достаточно Даже куста. Достаточно тонкой рябины, Огнем испятнавшей сады, Где ваши глаза голубые, Как две августовских звезды. Публикация Е, Т. МЕЛЕХИНОИ. ■ I ... К 80 -летию со д н я р ожде ни я авт о р а бессмер т н ого ром ана с<Как зака л ялась сталь»» Памятник Н. А. Остр овскому в Сочи. Фото В. Собровии а. Светлана М екш ен $ Сергей Панюш кин В 1 9-м рожден. В девятнадцатом рожден в разгар войны — Оттого не знает сердце тишины. Юным мальчиком познал труд батрака — Оттого-то, может быть, крепка рука. Бедным был и был богатым про запас. Не был так богат, друзья, никто нз вас. Море, реки, острова, бугры — мои! — Словно ведра у Земли г в душе слон. А подрос — война! — Покинул свой причал,— В битвах знал, какую долю защищал. ...Сорок лет пас отделяет от войны, — Сердце, как всегда, не знает тишины. * * * Когда оружие в руках, А ранец на спине, — Сумей смирить животный \ страх. Не думай о войне, А лишь вперед иди, иди. Иди, где ждут враги. Мост повстречался на ' пути, Прошел — его сожги. Пускай река и широка. Ее не переплыть, — Зачем она тебе, река, Коль ты не будешь жить? А коль отставку дал войне, В живых остался все Нс,— Мосты, - 1 - так нужные стране! — Ты снова наведешь. * * * Чертополох, бурьян и лебеда. Здесь шли солдаты ранними утрами. Шагаю диким полем — не беда. В душе досада, словно что украли. Иду к кургану славы. Месяц май. И никуда не деться от протеста: Все ненавидевший Н : российское Мамай Почетное у славы занял место. И если все же я, солдат, иду. Иду к кургану русской славы снова, Мамаеву сбиваю лебеду, Иду к Кургану маршала Чуйкова. Многол икость Я слышала ликующих лгунов, я видела завистников упорство, любителей слепого фанфаронства, ценителей и чванства, н чинов. Коль мир разнообразно многолик, то я в немом восторге от прочтенья на лицах — спеси, зависти, почтенья или вранья зашедшего в тупик. Их наблюдать и грустно, и смешно: за несколько ходов почти известно все проявленье... Но оно все ж честно, поскольку всякой позы лишено. Взглядись в других — возвышенных ловчил, искусников больших в словесном раже. Один из них — мудрец и доктор даже, хоть в жизни никого не излечил. Он знает, что почем и с кем когда, глядит умильно, произносит сладко, в нем все стерильно, даже волчья хватка не оставляет за собой следа. Вот здесь смеяться, друг мой, не спеши и не скажи, что, мол, душа—потемки. Здесь страшно правды развязать тесемки, когда потевши есть, но нет души. Птица певчая Что, птица певчая, молчишь— носок в кусток? Давай попрыгаем и вместе почирикаем,. Туда-сюда, вперед-назад-нанскосок^. На струнах нервов побренчим и попиликаем. Жизнь весела. Невыносима тишина. Что заскучала? Ты же в певчих от рождения. И корм под носом. И погода недурна. И у народа ломит лоб от напряжения. Хоть прокукуй, хоть проворкуй, хоть прозуди -- с твоим ли видом оставаться несговорчивой? Изобрази хоть что-нибудь. Потом сиди— других суди за ?о, что в песнях неразборчивы. Не заносись. Спустись пониже с высоты. Так завопи, что старый куст от скорби скорчится,«*»•> Я помогу тебе, поскольку я да ты —* из тех дурех, в ком голос с гонором закончится. . Не переделают нас — так перетрубят. Глянь, сколько нх, луженых, спевшихся и спившихся, уже давно не в певчих, а «своих» ребят; поднаторевших на поддержках и , ** пробившихся, ~ А мы с тобою старомодно как-нибудь не при судьбе, так при самих себе продержимся. Нас не спугнуть. Свою мелодию тянуть-» где не на связи, а на связки лишь надежда вся,—- тех людей.** Из тех людей, которых я люблю» '“1'' почти ,что не осталось никого. И страшно думать, что возьмет могила^ последнего любимца моего. Он сам не знает, сколько раз, бывало, к нему взывала я, чтобы спасти себя от пораженья и провала, и даже счеты с истиной свести. Х-С Пока он жив, живою будет вера ; " не в вещий сон, не в сладостный обман, а лишь в него, чья правда, жизни мера— он сам — хранитель мой, мой талисман. ,Из тех людей, которых я забыла, ГД1 едва ль кого-то сожрала напасть: должно быть, в них все та же злость и силц и стадных проявлений та же страсть, м Они могли возвысить и унизить, в пыль растереть и гением назвать. ...С вон указать или к себе приблизить, перемешать все, перетасовать. .„7^ Но странно вспомнить: в их ряду . м; сплоченном, где каждый видел каждого насквозь, ' все вместе были хором или фоном, и ни лица, ни голоса — поврозь. ‘1Г: р а с с в е т е «Бабочкаожида...* А ЯШИН. В полоске просвета узкого, когда уже ночь прошла, прочту у поэта русского: «Бабочка ожила». Не домну ввели досрочно, не вывели вирус зла. Все — важно, как важно то, что бабочка ожила. Спасти ей не просто I было ведь свою прекрасную плоть — сачком не успели выловить, булавкою проколоть. Страшно подумать даже, что два прозрачных крыла сгорели бы в пыли бумажной. Бабочка — ожила! Зачем в людскую обитель бесстрашно она рвалась— * ^ * может, как неба житель, с землею искала связь? Может, затем так смело летела она на свет, что рассказать хотела о жизни иных планет... И я, и она обрадованы: Земные людские дела еще одной жизнью оправданье <—* бабочка ожила. Яго нам делать с тобой, милый мой, как нам выбраться из-под обломков прямодушества и кривотолков, жестких правд и поспешности злой? Как впились они в разум н речь, в отношения наши... Но разве мы дадим на съедение язве то, что нам надлежит уберечь? Нам одним. Никому, кроме нас. Потеряем — ничем не окупим. Так давай же друг другу уступил » не когда-то потом, а сейчас. Г Пусть не пустит зловещий росток ; в почве памяти непониманье. Пусть же общее наше старанье не убьет раздраженности ток. Не преступим и не перейдем через боль и к нашим помыслам худшим, Если все, что имеем, разрушим — из чего же себя возведем?! „ Липецкий писатель Анатолий Баюканский завершил ра боту над новым романом, который называется «Ордер на квартиру». В нем рассказывается о жизни профсоюзного комитета одного из заводов. В центре повествования об раз профсоюзного руководителя, который душой болеет за рабочих, не щадит себя ради высокой цели. Главу из романа мы предлагаем вниманию читателей. Полностью роман выйдет в «Профиздате». ----------------------- ★ * ------------------------- В среду, накануне прием ного дня, Богуш зашел в кабинет директора завода, чтобы пригласить Горохов ского на заседание профко ма. Как никак, важное, да леко не рядовое событие — распределение жилья. Горо ховский только что вернулся из командировки, был не в духе. Видимо, что-то у него не заладилось. Выслушав председателя завкома, спро сил: —■А не достаточно ли будет того, что я просто под- пишу ваш протокол? Адми нистрация свои предложения внесла, а вы — решайте. Богуш хотел возразить: присутствие директора заво да не только бы придало вес заседанию, но и отрезало бы пути отступления всем бу дущим жалобщикам. Да и члены завкома, профсоюзные активисты поймут, что адми нистрация и профсоюз дей ствуют заодно. Вспыхнул синий квадра тик на коммутаторе. Горо ховский снял трубку. При вычно выслушав собеседни ка, прижал трубку плечом, рукой пододвинул блокнот, записал какие-то цифры. Сказал весело: — Ради всего святого, не начинайте наше сотруд ничество с запугиваний. Режьте основные блоки, со гласовывайте с проектанта ми, хоть бейтесь головой об стену. Мне представьте объ ект на полном ходу. И до срочно, как обещали. Да, да, обещать все горазды... Нет, я в здравом уме. Сделаете — позвоните. А сейчас — я занят. Богуш едва открыл рот — новый вызов. Гороховский глазами успокоил: «минуточ ку». — Здравствуйте! Куда приглашают? Сейчас? Пони маю. Но... сейчас не смогу. Жду министерскую комис сию. Осознаю, соображаю, но... я * волшебником не ра ботаю. Передайте руковод ству мои извинения! — по ложил трубку. — Ни дня, ни ночи, — вроде бы посочувствовал Богуш, — замучили совеща ния. Я в прошлом месяце насчитал двадцать пустых говорилен. И все — в рабо чее время. — Такова наша с вами доля! — весело, не осуж дая, ответил Гороховский. — Мы сами выбрали ее. Прос тите, Богуш, по-моему, наш разговор давно закончился. Или я запамятовал? — Вы, конечно, помните, товарищ директор, при ка кой температуре сталь пла вится? — неожиданно спро сил Богуш. — Просите напомнить вам или... экзаменуете по курсу профтехучилища? — Думайте, как пожелае те. —■ Любопытный вопрос. Ладно, отвечу. Допустим, од на тысяча шестьсот граду сов. Дальше что? — Во-во! При эдаком на кале и вся жизнь наша от ныне пойдет. Меня страшно огорчает и настораживает, что директор не хочет по слушать рабочих вверенного предприятия. Странно. А это, на мой взгляд, дело святое. Гороховский поиграл ка рандашом, посмотрел прямо в лицо Богуша. Во взгляде были интерес, насторожен ность, удивление. — Предупреждение дирек тору? Прямой вызов? Никог да подобного не слышал. В Японии, например, самолич но видел, как в старом дво рике рабочие избивали ма некен хозяина фирмы, пле вали ему в лицо и, успоко енные, расходились по домам. Манекен отмывали, ставили на место и... все начиналось сначала. Критика, так ска зать, невзирая на лица, а вы... — Мы не в Японии, — упрямо проговорил Богуш. — Это верно... Знаете: я прибыл сюда прямо из ми нистерства. О вашем Старом заводе наслышан. Послан сюда, чтобы быстро, без осо бых потерь перевести уста ревший ваш паровоз, образ но говоря, на электровозную тягу. И я это сделаю. Ос тальное — на втором плане. И тех, кто станет мне попе- рек дороги, — уберу! — хо лодно улыбнулся. — Трудно вам здесь при дется. — Богуша оглушили слова Гороховского, не мог собраться с мыслями. — Трудно? Знаю. Легко только из чашки ложкой. Домните, у какого-то поэта: делай только то, что не мо жешь. Стремись к невозмож ному — получишь максимум. На этот раз высветился красный квадратик коммута тора. Междугородняя. Горо ховский словно ждал этого звонка. — Директор завода слу шает. Здравствуйте, седой Урал! Напомните, о чем речь. Штрафные санкции. Мы поставили ваши четыре вагона на прикол. Место приписки вагонов? Понято. Толкачей не высылайте. Я решу этот вопрос. Только последний раз. И позволю дать совет: впредь звоните в железнодорожный цех, я от вечать не буду. ничего не случилось: цеха работали, лили трубы, как обычно, домны варили чу гун. Если что-то срочное, находили, а так... — Оригинальный метод проверки собственной необ ходимости, — насмешливо прищурился Гороховский, привычным движением потер указательным пальцем за ухом. — Эксперимент, изви ните, явно не в вашу поль зу. — А вы мне начинаете нравиться, честное слово! — фраза вырвалась сама собой. Богуш не кривил душой. — Вы мне тоже. Не люб лю прилизанных. — Вот и объяснились, то, что очертили границы должности. Видите, какой я понятливый. — Вижу, а что касается прежних активистов, то вам, наверное, просто не везло, — полушутливо проговорил Богуш, радуясь, что все за вершается на хорошей ноте. — Извините, я должен уйти. Меня ждут в литейном. — Надеюсь, не будет на рушением устава, — подко лол Гороховский, — узнать: чем вы сейчас конкретно за нимаетесь в литейном? Ес ли, конечно, это не секрет. — Выжидательно посмотрел на Богуша. — Опять вы хотите конт ролировать мои действия? — . Когда у меня будет все, я скажу. — Тонкие гу бы Гороховского вытянулись в ниточку, глаза застыли на лице Богуша. «Из него бы мог выйти великий артист, — подумал Богуш, —- ко мик и трагик». — Прошу вас: чаще сове туйтесь со мной, — как ни в чем не бывало, продолжал директор. — .Прекрасно зна ете мой распорядок дня: ут ренний обход цехов с семи до восьми ноль-ноль. Опе ративка до девяти ноль-ноль. Затем два инженерных часа. Полностью отключаюсь от административных забот. За крываюсь в кабинете и ра ботаю, как инженер. А в ос- А натопий Баю канский В С Т Р Е Ч А Не закончил разговор с Уралом, настойчиво зазвонил внутренний телефон. Одну трубку — к правому уху, вторую — к левому. Ска зал в левую: «Извините, минутку!» В правую: «Вы меня поняли, седой Урал? Всего доброго! И еще один совет на будущее. Никогда не начинайте разговор с во проса: кто говорит? Пред ставьтесь сначала сами. Все!» Одна трубка легла на рычажок. А диалог с неви димым собеседником продол жался: «Короче, пожалуйста. Почему-то предусмотрена одинаковая оплата? И в ми нистерстве, и в главке жи вые люди работают. Могут и они ошибаться. Теперь по слушайте, что я вам скажу. Извольте в девятидневный срок- разработать нормы, предусматривающие оплату за качество чугуна! Раз! За выполнение заказов по но менклатуре. Два! За наивыс ший выход годного. Три! За безусловное соблюдение тех нологии, Четыре! Все! Да, у меня сидит председатель за водского комитета. Он вас и проконтролирует». Богуш откинулся на спинку стула. В душе он одобрял действия нового ди ректора, не мог не заметить очевидных деловых качеств, четкость, знание дела, уве ренность, напористость. Прежний-то директор за сто лом носом клевал, кофе пил, чтобы не уснуть, на замов дела перекладывал. А этот — не промах. Играя на до верительных чувствах, Бо гуш сказал: — Я опыт проводил. Вы рубал телефон на полдня. И вот и добре! Вы, Горохов ский, лихо вершите дела, только одно «но». — В этом месте голос Богуша стал тоскливым, как у школьни ка, которого вызвали к дос ке неподготовленным. — Великое умение расклады вать задачи по плечам под чиненных, однако... профсо юз. Профсоюз. Вам это что- нибудь особенное говорит? — Поясните, не понял. —- Гороховский чуть скривил губы, заметив, как аккурат но причесан, волосок к во лоску, председатель завкома. Несмотря на свою молодость, Гороховский уже успел по видать людей, проникнуться скептицизмом к таким вот настырным, пытающимся лезть во все щели, даже в те, куда совать свой нос не положено по должности. У него было еще одно неос поримое преимущество, как ему казалось; в отличие от Богуша почти наверняка знал, чем кончают эти «бес покойные сердца» — рядо вой должностью, скромным столом где-то ближе к вы ходу. — Поясняю мысль. Вы забыли профсоюзный устав. Вы распоряжаетесь проф союзом так, словно это один из подчиненных вам отделов. Председатель завкома про контролирует, председатель представит соображения, я дал председателю задание. Мы — выборный рабочий орган, голос общественно сти, профессиональный союз трудящихся. Нас, между прочим, люди выбирали. — Благодарю за полез ную беседу. За напоминание о том, где мое место, за — усмехнулся Богуш. — Я вас правильно понял? Зря. — Занервничал, чув ствуя, что напрасно дерзит директору, что от этой сов сем не обязательной реплики может вновь произойти ошибка, от которой не бу дет никакой пользы обеим сторонам. Только дать зад ний ход уже не мог. — Сядьте! — решительно проговорил Гороховский. — И послушайте..— Его те перь уже начинал забавлять этот человек: стреляет в ди ректора из игрушечного пис толета и при этом делает страшно серьезное лицо. Приходится ломать его по частям. — Контроль сверху помогает избежать дубляжа в работе. У общественных организаций, на мой взгляд, не всегда рациональный стиль: много порожних раз говоров, не помогающих, а мешающих общему делу. Комиссары, помните по ис тории,-не подменяли коман диров, лишь обеспечивали идеологическую поддержку, настраивали, поднимали бой цов на выполнение приказов. — Гороховский придвинул к себе роскошный блокнот в ярко-красной глянцевой об ложке. Вот, кажется, и все. —Я прошу! — сделал ударе ние на этом слове. — Без моего ведома не принимать кардинальных решений по вопросам быта. Пусть мой голос будет совещательным. — У вас все? — резкова то спросил Богуш. Он не помнил, когда с ним разго варивали подобным «рва ным» тоном — то шутка, то взрыв, то добрый совет, то — ультиматум. тальное время — я к вашим услугам. — Разрешите вопрос? — Разрешаю! —- враз по веселел Гороховский. Не мог скрыть удовлетворения, что на этот раз хоть и не «сло мал» председателя завкома, но «согнул», настоял на сво ем. Был убежден в том, что на современных предприяти ях каждый должен знать свое место, и единоначалие обязательно. Не переваривал расхлябанности, пустых сло вопрений. — Вы к нам, »л Старый завод, на какое время при ехали? — с безмятежной улыбкой спросил Богуш. —1 Вам не наша «развалюха», Заречный комбинат по пле чу. — Едва не сказал и про то, что в цехах да и в поселке поговаривали: но вый директор у нас долго не задержится. Не по наше му лесу, де, птица. — В министерстве, где я. работал, — дружелюбно за говорил Гороховский, — то варищи в шутку, конечно, прозвали меня «пожарной командой». Знаете, что это такое в нашем деле? Новый, пока еще не узаконенный вид администратора. — «Пожарная команда» в черной металлургии? — иск ренне удивился Богуш. — Впервые слышу о таком. — Придвинул стул ближе к столу. — Согласитесь со мной, Богуш, на наших предприя тиях, особенно на таких, как Старый завод, не все идеаль но: устарела технология, действует оборудование, вы зывающее горькую усмешку. притупилась, естественно, творческая мысль. Нужея свежий взгляд, иной подход, нужна перестройка. Обидно, когда за «средними» цифра ми скрываются, как за -щи том. Заречный комбинат* — один из знаменосцев отрас ли. Он дает прибыль, чтобы выручить нас. •— Горохов ский помолчал. Он разду мывал: рассказать или не рассказывать Богушу о том ских курсах? Рассказ произ вел бы впечатление. Их, мо лодых, перспективных ийЯйе- неров, собрали на странные курсы, увезли в город Томск. Никто не знал, не предпола гал, для какой цели. В пер вый день, придя на занятие, они с удивлением прослуша ли лекцию на тему: «Тради ционные мотивы поэзии Япо нии на заре феодального средневековья, песни «ута». Дальше — больше. Их зна комили с основами гологра фии, с берестяными грамо тами, гамма-лучами и недо- писанными сказками братьев Гримм, предлагали найти оптимальные решения спасе ния корабля в космосе ври его разгерметизации. Через три месяца такой «учебы» каждому выдавали плотные запечатанные конверты -и направления на работу л в различные институты и уч реждения. В конвертах, Шк он позже узнал, были со браны подробные досье на него как на человека и спе циалиста: способность ориен тирования в незнакомых на уках, черты характера, от ношения с товарищами, перс пективные рекомендации;' а также качества, от которых надлежало избавиться. »* Гороховский заставил себя отключиться от воспоминав ний, с жаром заговорил: — Да, ваш покорный слу га вовсе не выскочка, как предполагают некоторые, а скорее всего — палочка-вы ручалочка. Меня направля ют на... горящие участки производства на выручку* со ли хотите, на помощь. V — И много пожаров уело- ли потушить? — Зря улыбаетесь. Поста вил на ноги три предприя тия. Наш Старый завод бу дет новым, четвертым. На сухощавом^ энергичном лице директора сияла неза мутненная улыбка — ни уко ра, ни озлобления — впол не доброжелательное лицо. —Скорость—моя стихия_ Да, я, кажется, здорово за держал вас. Думаю, что раз говор состоялся обоюдопо- лезный. До свидания! И по думайте серьезно над моими словами. -— А вы-вад м о й м и ^*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz