Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
П А Р ТИ Й Н АЯ Ж И ЗН Ь : К О М М У Н И С ТЫ В СО ВЕ ТАХ Н А Д Е Ж Н А Я О П О Р А Четыре года назад пере вели на двухсменную рабо ту животноводческую фер му в воловском колхозе «Красная звезда». Но хо рошее само по себе реше ние ■ не дало ожидаемого эф фекта. Более того, поползли вниз и без того низкие по казатели по привесам, удо ям, увеличился падеж скота. В чем тут дело? Ответ на этот вопрос да ла передовая доярка колхо- за, депутат Болыповского сельского Совета Лидия Ильинична Глушкова. На сессии Совета она взяла слово и сказала, что руково дители хозяйства подошли к переходу на двухсменку необдуманно и. поспешно. — На какой эффект можно рассчитывать, — го ворила она, — если на фер ме нет даже элементарной кормовой базы? ! Вскоре хозяйство возгла вил новый председатель — Алексей Григорьевич Ко шелев. Не надо думать, что сме на руководства сама т о се бе сразу сняла все пробле мы. Прошел год, прежде чем дела постепенно пошли на поправку. Сейчас «Крас ная звезда» — одно из луч ших в районе хозяйств. Оно Получило 609 тысяч руб лей прибыли по итогам 1983 года. Заслуга ,в этом прежде всего тружеников колхоза. Но кому-то нужно было раз будить в них инициативу, зажечь веру в свои силы, возродить гордость за де ло, к которому они пристав- .лены. В этом смысле хозяйству повезло с новым председа телем — руководителем опытным и энергичным, при нявшим выдвижение с чув ством осознанного долга. Но его знаний и опыта, навер няка, не хватило бы, если бы он с первых дней своей работы не сделал ставку на актив колхоза —- депутатов, в первую очередь на их авангард — ?коммунистов. В колхозе «Красная звез да» и в соседнем колхозе «Родина», также располо женном на территории Боль- шовского сельсовета, в чис ле депутатов — восемь ком мунистов. Они и составляют депутатскую партийную группу. Руководит ею секре тарь, парткома колхоза «Ро дина» 1 Иван Григорьевич Пикалов. В ее составе и председатель исполкома сельского Совета Сергей Никифорович Скрябин. Вот его мнение о работе группы: — Прежде всего, — го ворит он, — я бы отметил атмосферу полного взаи мопонимания между членами группы. При этом надо от метить, что атмосфера доб рожелательности не исклю чает, а скорее даже предпо лагает взаимную требова тельность, трезвую, объек тивную оценку работы друг Друга. Действенной формой работы партийной группы стали отчеты коммунистов. Два года назад, в частно сти, был заслушан отчет председателя колхоза А. Г. Кошелева о практике орга низации двухсменной рабо ты на ферме. В принятом решении отмечалось, что на ферме укрепилась кор мовая база, успешно ис пользуются меры морально го и материального стиму лирования. Организована ночная пастьба скота, чет ко соблюдается время его кормления. И как итог —* заметно возросли показате ли работы фермы. А, глав ное, люди прониклись дове рием к двухсменке. При одинаковом числе обслужи ваемого персонала отдача при двухсменной работе резко повысилась. Опыт организации двух- сменки, накопленный в кол хозе «Красная звезда», лег в основу освоения прогрес сивного метода в колхозе «Родина». Соседи, друзья- соперники по соревнованию, не таили секретов, щедро де лились опытом. В результа те в «Родине» процесс пе рехода на двухсменку был менее болезненным, быстрее пробил себе дорогу в жизнь. Й не беда, что в «Родине» сегодня показатели работы на животноводческой. фер ме несколько выше, чём в «Красной звезде», в накла де никто не остался: вы играло дело. Общее дело. Круг интересов депутатов, естественно, нс ■ замыкается организацией производства животноводческой продук ции, он органично вклю чает в себя все стороны жизни сельских тружеников. В этом смысле хорошо заре комендовали себя депутат ские посты. Один из них был специально создан к на чалу уборочной страды в колхозе «Родина». В его со ставе —• 5 депутатов, двое из них — коммунисты. Они поставили надежный заслон потерям. Прежде иногда до пускались случаи транспор тировки зерна с тока без пологов. В текущем году этот вопрос решался просто и естественно: автомобили, не оборудованные пологами, попросту не выпускали с территории тока. Каждый во рох зерна на току заботли во укрывали пленкой или брезентом. Даже хорошо сделанный ворох, доказы вали члены поста, способен,, в случае дождя сократить порчу хлеба. Такая забота о хлебе понятна: нелегко он доставался в этохм году- А в результате, в среднем на круг в колхозе «Родина» по лучили по 25 центнеров зер на с каждого гектара. Для нынешнего года это очень приличный результат... Ус пех этот по праву разделили депутаты: руководитель по ста, секретарь парторгани зации хозяйства И. Г. Пика- лОв, начальник отдела кад ров О. А. Аносова, учетчи ца Е. Д. Глушкова, бухгал тер В. Д. Подоприхи-на. Особо хочется отметить Ольгу Андреевну Аносову, человека беспокойного ха рактера, коммуниста. Она, кроме всего прочего, за креплена за участком мо* локосборки — лучшем на территории сельсовета. Она всегда выкроит время, что бы встретиться с молоко- сдатчиком, выяснить причи ны снижения продажи моло ка и, если решение вопроса затруднено, она вносит его на заседание партгруппы, а то и на заседание исполко ма. И не случайно участок молокосборки, который ку рирует Ольга Андреевна, близок к выполнению годо вого задания. Советы, как известно, объединяют вокруг себя ог ромный актив. Но сила их не только в массовости. Она прежде всего определяется тем, как работает каждый депутат, каждое должностное лицо. Апрельский (1984 г.) Пленум ЦК КПСС призвал усилить партийное влияние на деятельность Советов, устранить всякие элементы формализма. «Это требование дня, — говорил в речи на Пленуме ЦК товарищ К. У. Чернен ко. — Оно предъявляется всем партийным комитетам. И, конечно же, депутатам — коммунистам, через которых партия и осуществляет свою руководящую роль в Сове тах. Здесь важен их пример, важно их ответственное от ношение к депутатским обя занностям. Они призваны вносить в работу Советов организующее начало, спла чивать вокруг себя народ ных избранников, стимули ровать и направлять их твор ческую инициативу». В этой связи нельзя не сказать о , наказах избирате лей, выполнение которых яв ляется своеобразным свя зующим звеном между из бирателями и избранниками. ЧехМ прочнее эта связь, тем выше авторитет депутата, тем более, если это долж ностное лицо, коммунист. Судя по делам, это хооошо понимают депутаты-коммуни сты Болыповского сельско го Совета. Здесь чутко реа гируют на запросы населе ния, делают все, чтобы под крепить обещания конкрет ным исцолнением. Два при мера. За последние два го да по наказам -избирателей на территории Большовско- го сельсовета построены дет ский сад в колхозе «Роди на», два комплексных при емных пункта, начальная школа, два медпункта, два магазина. В стадии строи тельства — Дом культуры в колхозе «Красная звезда», дорога с твердым покрыти ем от основной магистрали до средней школы. И еще об одной особенно сти работы исполкома нель зя не сказать: здесь умеют ценить инициативу. поддер-( жать ее. Живет в селе Большое Юрий Владимирович Давы дов, по профессии педагог и художник по натуре. За метив в нем талант худож- ннка-оформителя, исполком привлек его к благоустрой ству села. Как всякий ис тинный художник, Юрий Владимирович — человек бескорыстный. Более того, будучи преподавателем тру да в местной школе, он ор ганизовал учащихся и с их помощью превратил пустырь в великолепный парк. Теперь в этом живописном уголке в центре села высятся памят ники —- земляку, Герою Со ветского Союза Ивану Алек сеевичу Солдатову, ё перво му . председателю комитета бедноты Черкасову, убитому кулаками. Это дань уваже ния самодеятельного скульп тора Давыдова памяти пат- риотов-земляков. В настоящее время Юрий Владимирович завершает архитектурное оформление центральной усадьбы. И все это по собственным эскизам, своими руками. В опоре .на таких вот, как Давыдов, инициативных и неравнодушных, влюбленных в свое призвание, в свой маленький уголок нашей ог ромной страны строят свою работу депутаты Большов - ского сельского Совета. Они правы: это — надежная опо ра. В. БУРКОВ. Т Р У Д О В А Я В А Х Т А П А М Я Т И В честь герои ни С первых дней ударной вахты в списке членов ком сомольско-молодежной бри гады Игоря Щукина из ме ханосборочного цеха Елецко го завода тракторных гидро агрегатов под номером пер вым значится Герой Совет ского Союза Зоя Космодемь янская. Комсомольцы еже- . дневно выполняют ее произ водственную норму. С осо бым подъемом будут они тру диться 13 сентября — вдень рождения героини. Зарабо танные в этот день деньги решено перечислить в Совет ский фонд мира. Молодые станочники ус пешно завершили первый ме сяц памятной вахты. А с на чала года ими выпущено сверхплановой продукции для сельского хозяйства более чем на три тысячи рублей. В. КАРЛИН. П о-ст ахан овски Не один десяток лет тру дится в ремонтно-механичес ком цехе завода «Свободный сокол» участник Великой Отечественной войны И. К. Мазур. В совершенстве вла дея профессией токаря, он служит для молодых образ цом не только высокопроиз водительного труда, но и от личной дисциплины, комму нистического отношения к порученному делу. Даже са мые сложные задания вете ран войны и труда выпол няет со значительным опере жением сроков и на «отлич но». Не случайно он имеет личное клеймо качества. На его рабочем календаре дав но уже 1985 год. Сейчас Иосиф Казимиро вич готовит детали для ре монта доменной печи. И здесь он трудится по-стахановски, выполняя норму выработки на 175—180 процентов. п. мысин. Быстрые рейсы Широко развернулось со циалистическое соревнование в честь 40-летия Победы над фашистской Германией в коллективе автоколонны № 1414 объединения «Ли- пецкавтотранс». В числе луч ших здесь называют водите лей В. С. Путилина, А. А. Щепетильникова. По два рейса в день делают они на автомашинах ГАЗ-53, до ставляя на базу и в магази ны города Липецка овощи из совхоза «Дружба». Но не превзойденным мастером тя желовесных рейсов считается А. В. Филонов. Он перевозит овощей в два раза больше своих товарищей, так как ра ботает на автомашине «ЗИЛ-130» с прицепом. Для работы на автопоезде требу ются большой опыт и мастер ство. Всем этим, обладает Анатолий Владимирович и считает долгом делиться с молодежью. ю. ДЬЯКОВ. З а сверхплан овое литье З Е Л ЕН К У - НА СИ Л ОС, П О Ч АТ К И - Н А КАРИ АЖ В крупнейшем на трактор ном заводе сталелитейном корпусе успешно несет тру довую вахту памяти коллек тив' участка среднего литья, возглавляемый старшим ма стером Михаилом Антонови- I чем Дедовым из термообруб- у ного цеха. , а й Коллектив участка решил выдать сверх плана 150 тонн стального литья, в том чис ле: 1б0 тонн _ к 40-летию Победы и 50 тонн — к юби лею стахановского движения. На два процента сверх пла на будет повышена произво дительность труда. За счет бережного расходования электроэнергии, природного газа, вспомогательных мате риалов решено сэкономить 500 рублей. Намечено также повысить качество продукции. * В эти дни термисты, об рубщики изыскивают внут ренние резервы повышения производительности труда, уплотняют свой рабочий день. Примером для всех служат обрубщики А. Т. Че ботарев, В. И. Седогина, И. Н. Мальгин. М. НАЛИВКНН. Слову вер ны «Пятилетку — к 9 мая 1985 года» — такое обяза тельство приняла бригада участка штамповки крышек «РЦ» Елецкого элементного завода, возглавляемая Галиной Михайловной Забо- енковой. На этой неделе бригада добилась самой вы сокой выработки в цехе. Процесс штамповки кры шек трудоемкий, кропотли вый, требует постоянного напряжения, терпения и вни мания. Все члены этого кол лектива трудятся с полной отдачей. Здесь практически изжиты случаи нарушения дисциплины. Электрохимики ведут строгий учет рабочей минуте, расходу металла, бе режно относятся к инстру менту и оборудованию. Толь ко за август бригада сумела сэкономить технологических материалов более чем на 100 рублей. Вся продукция сда ется в ОТК с оценкой «хо рошо» и «отлично». А это, бесспорно, влияет на рост производительности труда. Опыт работы передовиков одобрен парткомом завода и получил широкое распрост ранение в других цехах пред приятия. К. ВЛАДИМИРОВ. Кукурузу традиционно называют главной кормовой культурой. Но для свиирй сиЛос — корм не лучший. И в этом году мы задались целью получить кукурузное зерно. В отделении Кнньши-- но на плантациях Н. Е. Фалкина и В. Д. Каширина на 30 гектарах кукуруза была посеяна и обрабаты валась по зерновой техно логии. Поначалу встала проблема: как лучше распо рядиться выращенным уро жаем? Но она была снята, когда в области получил «прописку» новый вид кор ма — карнаж. В район поступил ком байн «Херсонец». На его ба зе при районном объедине нии «Сельхозтехники» был создан специальный отряд по уборке кукурузы на зер но. Он начал свою работу с нашего свиноводческого хозяйства. Комбайнеры Н. Й. Матыцын и А. Т. Ма- лыхин сумели быстро на строить новую Для них ма шину. В дополнение к двум тракторам с тележками, при бывшим из «Сельхозтехни ки», мы поставили еще тре тий, Свой. Агрегат для из мельчения початков освоил А. С. Рязанов. Для закладки карнажа от делили часть бетонирован ной силосной траншей, вы стлали дно и бока полиэти леновой пленкой. В первые два дня кукуруза на зерно была убрана с 10 гектаров. Каждый гектар дает более 50 центнеров початков. Это весьма ценный корм для сви ней. Часть початков мы уже.» сейчас скармливаем, из мельчая и запаривая их, и убедились, что они вполне могут заменять зернофураж. Всего мы заготовим на зиму около ста тонн карнажа. Кукурузные стебли идут на силос. Таким образом, вы года от кукурузы, выращен ной по зерновой технологии,, двойная. Значит, на буду щий год можно увеличивать площади. Закладка карна жа — дело новое, но наши кормозаготовители старают ся выдержать все рекомен дации, чтобы получить вы сокопитательный качествен-' ный корм. А. ВОСТРИКОВ, секретарь партбюро сов хоза «Сафоновский» Доб- ринского района. АВТОМОБИЛЬ Н А П Л АН ТАЦИИ на уб орке свеклы— Тр ансп орт н ому ко нве йеру четкий ритм — ----------------------------- Начинается период массовой уборки урожая сахарной свеклы. Уже не первый год перевозками урожая занима ются централизованные автоотряды. Об опыте, накоплен ном в прошлые годы, о выявившихся проблемах и зада чах, стоящих перед автотранспортниками в нынешней страде, рассказывает начальник территориального объе динения «Липецкавтотранс» И. В. Золотухин. Система централизован ного управления перевозка-. ми сельскохозяйственных продуктов в период убороч ной страды зарекомендовала себя как важнейший резерв повышения производитель ности транспортных средств и погрузочной техники. Так, например, в прошлом году средняя выработка одного автомобиля, работающего на перевозке сахарной свеклы, возросла на 47 процентов по сравнению с предыдущим годом. Внедрив прогрессивную систему перевозки сельско хозяйственных грузов, авто мобилисты продолжают ее развивать и совершенство вать. Не все, конечно, сразу хорошо получалось. Некото рые районные руководители в штыки встречали предло жение автомобилистов объе динить большегрузные авто мобили и автопоезда в спе циальные отряды. Их доводы основывались на сложившей- ся годами практике: мол, задача автомобилистов — поставить автомашины в колхозы и совхозы, а как ода будут использоваться, решат в хозяйствах. К чему это приводит, известно: в иных районах в период уборки урожая большинство автомашин перевозили вто ростепенные грузы, значи тельная часть автомобилей работала по часовому тари фу. Отсутствие четкой ин формации о продукции, гото вой к отгрузке, приводило к холостым пробегам, просто ям. Нередки были и простои автомобилей из-за большого их скопления при разгрузке. Но н с внедрением про грессивной формы перевозок —центров управления, ког да большегрузные автомоби ли дислоцируются непосред ственно на сахарных заво дах или крупных свекло- пунктах, не сразу удалось избавиться от ошибок прош лых лет. Иные руководители хозяйств сомневались: хва тит ли выделенных автомо билей для перевозки свек лы? Ведь теперь транспор том распоряжаются не они, а ЦУП, автоотряд обсужива ет полностью все колхозы и :совхозы района. И вот в ход шли разные хитрости, лишь |-бы заполучить лишние авто мобили. В центр управления перевозками из некоторых хозяйств поступали завы шенные данные о наличии сахарной свеклы, готовой, к отгрузке. Диспетчер ЦУПа, руководствуясь такой «ин формацией», направлял туда машины, а потом выясня лось, что транспорт потре бовался, чтобы перевезти на строящуюся ферму железо бетонные кон струкции .Р а зумеется, подобные методы недопустимы, •они тормозят работу транспортного кон вейера* Уборка сахарной свеклы в этом году будет не менее сложной, чем в прошлые годы. Установлено, что даже с учетом привлечения всего имеющегося в наличии тран спорта, машин для перевоз ки урожая не хватит. Чтобы компенсировать нехватку ав томашин, следует организо вать работу транспортного конвейера так, чтобы каж дый имеющийся автопоезд, большегрузный автомобиль использовался наиболее пол но и эффективно. С этой це лью наращены борта у авто мобилей и прицепов. Авто мобилисты территориально го объединения «Лилецск- автртранс» позаботились не только о высокой техниче ской готовности машин, но и об уборочной технике. Так, например, Хлевенское АТП вышло на уборку са харной свеклы со своим свеклоуборочным комбайном и погрузчиком. Налажен быт и отдых водительского состава. Как уже говорилось выше, все автомобили будут располагаться при ЦУПах, здесь же в отапливаемых 'вагончиках будут жить води тели и ремонтные рабочие. В этих своеобразных автого родках оборудованы комнаты отдыха, красные уголки, ор ганизовано горячее питание, медицинское обслуживание людей. В недавнем решении обл исполкома о дополнительных мерах по обеспечению убор ки сахарной свеклы особо указано на важность четко организованного приема и ме ханизированной выгрузки и погрузки корнеплодов. Здесь •многое зависит от наших партнеров — сельских меха низаторов. В прошлые годы они не раз подводили транс портников, не подготовив до статочно погрузочно-разгру зочных средств для обработ ки большегрузных автомоби лей и автопоездов. Приходи лось много времени терять, чтобы разгрузить такую ма шину. Не лучше было поло жение и в весовом хозяйст ве. А в итоге из-за частых поломок разгрузочных меха низмов и весового хозяйства, их малой производительно сти автомобили «КамАЗ» при норме 1'5—20 минут ежедневно простаивали но часу- даболее. Опыт уборки урожая прошлых лет с применением ЦУПов показал, что некото рые проблемы не находят решения из года в год, Од на йз таких проблем — пе редача фондов горюче-сма зочных материалов; автопред- ирйятиям, на базе которых созданы централизованные отряды. До сего времени нет документов, регламентирую щих порядок решения данно го вопроса. Другая острая проблема — нехватка свек лопогрузчиков СПС-4,2. И все же, несмотря на трудности и проблемы, комическая выгода орган? ззции централизованных пе ревояок и перспективность ее дальнейшего развития не сомненны. Ежедекадно будут подво диться итоги областного со циалистического соревнова ния между центрами уп равления. Победителям' бу дут вручены переходящие знамена облисполкома и обл- с.овпрофа и денежные пре мии. Высокие рубежи наме тили для себя многие шофе ры и бригады автоотрядов. Так, водители из Липецкого ПОГА-1 А. Ф. Староверов, из автоколонны № 1143 В. А. Разннков, В. А. РодЮ- ков, коллектив автоколон ны № 1498, бригада води телей № 10 из автоколонны № 1389, взвесив свои воз можности и изыскав внут ренние резервы, приняли по вышенные обязательства и обратились ко всем автомо билистам области с призы вом обеспечить перевозку сахарной свеклы с высоким качеством, в сжатые сроки и без потерь. Их обращение уже поддержали многие ав томобилисты. Кавалер орде на «Знак Почета» водитель автоколонны М> 1143 Влади мир Александрович Шиш кин взял социалистические обязательства за период уборки перевезти более 2 тысяч тонн сахарной/ свек лы и сэкономить 1,5 процен та к норме горюче-смазоч ных материалов. Водители В. Леонов, Н. Ролдугин, Н. Таболин из этой автоко лонны взялись выпол нять сменное задание на 130 процентов за счет четкой организации труда. Претворяя в жизнь про грамму повышения эффек тивности использования ав томобильного транспорта, работники территориального объединения «Липецкавто транс» полны решимости провести уборочную кампа нию на еще более высоком уровне, чем в прошлые го ды, и сделают все необхо димое для достижения по ставленной цели. И. ЗОЛОТУХИН, начальник территори ального объединения «Липецкавтотранс». КАЖ ДО Й ФЕРМЕ - ДОСФАЖСЖ КОРМОВ НАПРЯЖЕНИЕ В зги сентябрьские дни - возглавляемое А. И.* Сауни- продолжается страда кормо- заготовителей — одна из са мых длительных, а нынче из-за капризов погоды и од на из самых напряженных и ответственных на селе. Из- за сухой и жаркой весны и начала лета травы на бога ре выдались бедными, «пер вый укос их на поливе, в том числе и в пойме Дона, пришлось, в основном, упот ребить на зеленую подкорм ку. Сена с первого укоса нет удалось запасти и трехсот тонн. После этого оставалось надеяться лишь на второй укос. И надо сказать, эти надежды во многом оправ дываются. Сразу после сбора перво го урожая травы мы под кормили, наладили обильный полив, да и дожди пошли. Словом, второй урожай ока зался куда щедрее первого. На днях мы завершили ко совицу на всех пятистах с лишним гектарах. Погода стоит сухая, солнечная. Се но на рядах просыхает бы стро, и мы тут же скирдуем его. Занимается этим спе циальное подразделение, гими компонентами, содер- ным, на вооружении которо- жатся также измельченные го есть все необходимое. Для початки молочно-восковой копнения сена приспособили ; спелости. Закладка . си- высвободившиеся зерновые лоса продолжается. По комбайны. Растут стога один расчетам, добавим еще за другйм. Мы *уже запасли 3—4 тысячи тонн. А это на зиму тысячу тонн сена, но полторы тонны в среднем на корову, если учесть прош логодние •остатки. Второй, не менее важ ный участок .работы у кор- модобытчиков — заготовка силоса. Косим последние де сятки гектаров кукурузы. Урожай удался на редкость щедрый: на отдельных уча стках с каждого гектара брали по 400—500 центне ров зеленой массы. Особенно высокой отдачей радуют площади звена нашего опыт нейшего кукурузовода П. Т. Пронина, отличающегося и знаниями своего дела, и доб росовестностью, и трудолю бием. Кукурузной сечкой за полнили все имеющиеся траншеи на молочном комп лексе, промежутки между ними. Приготовили таким об разом без малого- десять ты сяч тонн первоклассного кор ма, в котором, наряду с дру- значит, что в среднем на ко рову в зиму будем иметь его не менее 16—17 . тонн, или но 70—80 килограммов в день. Но и это не все. Есть у нас еще сто гек таров кормовой свеклы. Раз мещена эта культура на по ливном участке. Заботливо мы за ней ухаживали. Сей час ведется уборка. Каждый гектар дает 350—400 цент неров корнеплодов. В хозяй стве накоплен богатый опыт закладки этого молокогон ного корма на хранение. За пасем его столько, что хва тит до апреля. Так что с сочными кормами положение нынче складывается гораздо лучше прошлогоднего. В та ких условиях вполне можно обойтись и без свекольной ботвы. Однако, как убеждает опыт, в нашей зоне ничем нельзя пренебрегать, все, что пригодно на корм скоту, сле дует использовать. Вот. по чему и ботву мы будем за кладывать н а ,хранение меж ду скирдами соломы. Кстати, о соломе. Прежде ее немало сжигали. Теперь же всю собираем и храним. Накопили две тысячи , тонн соломы нынешнего урожая. Есть и прошлогодняя. Нако нец, максимально иепользо вали дикорастущие травй в сборе которых участвовало все трудоспособное населе ние, произвели 500. тонн витаминной муки. Так что предстоящая зи мовка нас не пугает: рацио ны у скота будут и обиль ными, и сытными, Н. ДУВАНОВ, фуражир Конь-Колодез- ского совхоза-техникума. На снимках: растут один за другим стога сена из мно голетних трав второго укоса; В. П. Мартынов — оператор дождевальных машин, а сей час он отличный укладчик скирдов; не остается в сто роне от заготовок сена и старший оператор дожде вальных установок А. П. Сауиин. Фото А. Щурова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz