Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
П У Т Ь С Т Р И П У З Н А Н И Й РЕФОРМА Ш К О Л Ы - В Д Е Й С Т В И И ' ДРУГ И НАСТАВНИК— З А В О Д Для начала ■—<один штрих из жизни четырнадцатой Ли пецкой школы. В один из де вятых классов назначили но вого руководителя, препода вателя химии Тамару Алек сеевну Иноземцеву. В ее распоряжении были только два года — чтобы подру житься с ребятами, лучше узнать их, помочь успешно окончить школу, выбрать профессию. Небольшой срок. Впрочем», год минувший вместил многое. Дела захле стывали: классный час сме нялся субботником, менделе евский вечер — спортивны ми стартами, подготовкой к практике... Она и не замети ла, как исчез, едва появив шись вначале, тонкий ледок ребячьего недоверия. Многое, конечно, зависело от самого педагога, ее инициативы, настойчивости. Но, с другой стороны, давала о себе знать и система воспи тательной работы, нача ло которой было положено более четырех лет назад. Однажды на Липецком труб ном заводе решили избавить ся от формализма в шефст ве. Подумали резонно, что сорок четвертая школа (в то время подшефная) слишком уж далеко расположена от завода, а самое главное — мало что связывает произ водственников и педагогов. К этому времени было по строено новое здание четыр надцатой школы в районе опытной станции, то есть там, где живет большое число ра ботающих на предприятии. В Правобережном райкоме пар тии сочли весомыми эти ар гументы в пользу нового ад реса шефства. Но это, впрочем, еще не было началом их большой дружбы. Шефы только под ступали к систематической большой работе ' и пока по степенно оборудовали один школьный кабинет за другим. Но вот кай-то... Шло про изводственное совещание в райисполкоме. Присутствова вший на нем генеральный директор объединения «Ли- пецксантехника» Виктор Гри горьевич Ворончихин внима тельно слушал выступающих. Речь зашла о шефстве над школами. Как всегда, хвали ли завод пусковых двигате лей, сокольцев. Но почему-то в этот раз как никогда ост ро задело тут директорское самолюбие: делать для школ то, что делают они, вполне по силам и трубникам. Вспо мнилась и одна из последних встреч с директором четыр надцатой — Анной Ивановной Сарафаиовой, энергичным че ловеком, который, как ему ка залось, словно что мешало расправить нрылья. Может быть, как раз помощь завода и даст возможность педаго гам набрать нужную творче скую высоту? Пора/ решил Виктор Гри горьевич, переводить шефство на новые «рельсы». Но, при кинув и так, и эдак, он понял, что без помощника с навыка ми хорошего организатора ему не обойтись. Искать дол го не пришлось. Коммунист Г. Д. Целых, возглавляющая финансовый отдел, казалось, была создана для такой ра боты: могла и сценарий на писать, и нужный тон найти для любого разговора, и уж если что задумала, своего непременно добьется. Вот только никогда раньше не приходилось Галине Дмитри евне работать со школой. Но время показало, что не ошибся Виктор Григорьевич, увидев в Галине Дмитри евне председателя будущего совета по связям со школой. Совет ныне действует четко, и директор объединения бе рет инициативу в свой руки лишь в особо сложных ситуа циях. Посвятила, например, Анна Ивановна его в свои планы по созданию спортивного го родка. Увлеченность одного директора другому переда лась. Каждому цеху было оп ределено задание. И вот что теперь рассказывает Анна Ивановна: —Через месяц пришел в школу автобус с заводчанами — начальниками цехов, се кретарями парторганизаций. Огляделись — голая площад- да перед ними, никто ничего, конечно, не сделал. Две не дели дал Виктор Григорьевич для исполнения поручения. И что тут началось! Один цех шлет брусья, другой — бас кетбольные щиты, третий... На очередной оперативке в школе выполнение решения было проверено. За месяц был сооружен спортивный го родок! Вот, пожалуй, когда по-на стоящему осознали педагоги, каких добрых друзей и по мощников приобрели в лице заводчан. Нет, не материаль ные возможности имелись ими в виду — они у трубни ков такие же, как у многих других предприятий, и даже гораздо скромнее, чем, ска жем, у новолипчан. Особое отношение почувствовали со стороны руководителя. Дальновидный, говорят, энергичный и очень лю бит детей. Поняли, что не откажет такой человек в по мощи. Каждый педагог может прийти к Ворончихииу, уве ренный в том, что директор всегда примет, выслушает. Но учителя этим не злоупо требляют, не докучают мело чами. Но- вот с такой идеей, какая однажды возникла у педагога Александра Алек сандровича Иванова, надо бы ло идти только к директору объединения. Задумал он со здать технический центр, ко торый позволил бы оснастить каждый урок записями теле визионных учебных программ. Оба директора — и Сарафа- нова, и Ворончихин — под держали педагога-энтузи- аста. «Что нужно?» — толь ко и спросил Виктор Григорь евич, сразу ,поняв всю цен ность новшества. Были выде лены деньги, определены в помощники начальники це хов В. А. Пищикин и С. Г. Ребинский, Неузнаваемо пре образилась жизнь ребят и их воспитателей с появлением в школе телеаппаратуры. Педа гоги экономят учебное время, уроки стали интереснее. А во круг А. А. Иванова образо вался кружок любителей ра диодела, таких (же,какион, одержимых творчеством. Спортивный городок, техни ческий центр, комната отды ха учителей (о том, что та кая может быть, даже и не предполагали), иг ровой павильон (в виде автобуса) для шестиле ток; к нынешнему сентябрю— учебный класс для старше классников на заводе, к сле дующему — цех, оснащен ный самым современным обо рудованием; наконец, в пер спективе — самый настоя щий стадион с футбольным полем, гаревыми дорожками, трибунами; киноаппаратура для показа фильмов... —Ребятишкам нашего по селка, — объясняет Г. Д. Целых, — негде, что называ ется, голову прислонить. — Да, далековато школа стоит от центра, — говорит и В. Г. Ворончихин. — А хо чется, чтобы ребята росли хорошими людьми. Знаете, теперь ведь нашу школу и склонять перестали, поубави лось нарушителей дисципли ны, общественного порядка. И это приятно... Наши дети, наш поселок, на- 1 иа школа — так по-госу дарственному широко мы слят не только директор производственного объедине ния, но и рядовой работник завода, и многие начальники цехов. Добрый пример, из вестно, всегда заразителен, но дает он особо сильный эффект, если исходит от ру ководителя. Избавив шеф скую работу от формализма, В. Г. Ворончихин сумел при дать ей деловитость. Все боль шую плановость, стройность приобретает она, рождая но вые формы сотрудничества, нацеленные теперь уже на совершенствование именно воспитательной работы. Первое время в ходу у ше фов были оперативки в школе, чтобы преодолеть психологическое предубеж дение ряда ру ководителей подразделений. Им на смену пришли соре внование по принципу «класс —цех», традиционнее июнь ские встречи в конференц-за ле практикантов -старшеклас сников, чествование их че рез месяц, с вручением бла годарственных писем и поощ рительных туристских путе вок. Один раз в год прово дится очная оперативка, спе циально посвященная школь ным делам, в середине авгу ста всегда завод гостеприим но встречает у себя педаго гов, поздравляет их с нача лом нового учебного года, вручает сувениры, интересу ется планами. А первого сен тября, к первому звонку в школу приезжают все без ис ключения начальники цехов и секретари парторганизаций: День знаний — это теперь и их праздник. Обеим сторонам интересно и полезно такое шефство. У завода и школы теперь нема ло общего, даже внешне они похожи: много цветов, чисто та, ухоженность территорий. Но главная, конечно, цель всей этой работы — дети, Помните, как сказал Виктор Григорьевич? «Хочется, что бы росли они хорошими людьми». И он уЖе сейчас может считать, что кое-чего достиг. Скажем, те же девятиклас сники, о которых упомя нуто вначале. По утвержде нию классного руководителя Т. А. Иноземцевой, соревно вание с цехом отопительных радиаторов дисциплинирует, подтягивает ребят. Практика на заводе еще больше сдру жила их. По наблюдениям Тамары Алексеевны, они ста ли внимательнее, добрее друг к ДРУСУ. И, конечно, много интересного и нового откры ли в себе и товарищах ребя та во время недавней вместе с шефами поездки в Волго град. Вместе переживали с одноклассницей Таней Корабельниковой, которой мама перед отъездом поручи ла поискать фамилию деда на стеле мемориала. Искать в огромном списке было труд но, обратились в музей. Ока залось, в самом деле, воевал дед девочки в этих местах, геройски погиб под Ста линградом. Нежданное эхо войны прилетело из про шлого, отозвалось в каждом ребячьем сердце... Т. СПАССКАЯ. ШКОЛА ВСТРЕЧАЕТ Ш Е С Т И Л Е Т О К Накануне Дня знаний мы встретились сф директором ли пецкой средней школы № 25 Зинаидой Ивановной Фурсо вой. — Зинаида Ивановна, у ди ректора школы всегда нака нуне нового учебного года хлопот хватает, а в этом го ду особенно. Частенько ведь, что-нибудь да не успеешь... — А вот и ошибаетесь. В этом году были, конечно, свои трудности, но зато насколь ко' легче они решались! Всег да бы так... • И Зинаида Ивановна рас сказала о том, что руководи мая ею школа, как и многие другие в области, в этом учебном году должна была принять новое пополнение учащихся-шестилеток. А это значит, предстояло не только выделить помещения, но и вдохнуть новую жизнь в обычные учебные классы: малыши ни в чем не должны ощущать дискомфорта по сравнению с условиями дет ского сада. Необходимо было создать им прямо-таки теп личные условия. Но как? - г - Имеем все, что нужно для малышей, — сказала ди ректор школы. — Наши ше фы — Липецкий тракторный завод — поработали просто необыкновенно... И врт м ^>1 в школе. И в самом деле, чудеса фан тазии проявили трактороза- водчане. Не просто добросо вестно, но с любовью отнес лись они к порученному им делу. Посмотрите и вы, до рогие читатели, какую краси вую игровую комнату обору довали шефы: стены распи сали художники, на полах—• мягкие паласы, мебель удоб на для малышей, а игр и иг рушек не счесть. Ребятишки- шестилетки еще до первого сентября то и дело прибега ли в школу, к учительнице Надежде Николаевне Варфо ломеевой 1—■она поведет их в страну знаний вместе с воспитательницей Галиной Александровной Бочарнико вой. Ребятишек встречали приветливо — пусть привы кают к новой обстановке. Поиграют малыши и с ин тересом идут осматривать со седние комнаты. В одной из них — уютная спаленка на 25 мест, в другой — класс е непривычно маленькими пар тами, шкафами. Все блестит свежей краской, все краси во... Сегодня, в День знаний, и во многие другие школы при дут ребятишки-шестилетки. В каждом учебном заведении— городском или сельском —< для них созданы все условия. 1150 малышей шести лет станут сегодня учениками. Это — новый шаг в реала* зации реформы. Л. ИВАНОВА. Фото А. Щурова. ------------------------------ ----------- • Н А М П И Ш У Т -------------------------------------- УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА! Нынешний учебный год —первый год осуществления школьной реформы. Это накладывает особую ответствен ность прежде всего на учителя. Как начнется новый учебный год в вашей школе, в вашем педагогическом коллективе, с каким наст роем встречают его ваши коллеги? С этим вопросом мы обратились накануне Дня знаний к педагогу-ветерану В. Н. Провоторовой. Прозвучит, наверное, не совсем привычно, но тем не менее это так: в нынешнем учебном году я начну свой 52-й год педагогической дея тельности в Задонской сред ней школе № 2. Да, многовато. И, пожалуй, не лишне вы слушать доброжелательные советы более молодых кол лег: пора, мол, Валентина Николаевна, и отдохнуть, до статочно отдано и знаний, и сердца детям. По заслугам труд оценен и Родиной — меня наградили двумя орде нами «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, с гордостью ношу звание за служенной учительницы шко лы РСФСР. И тем на менее, пусть пой мут меня 'и коллеги, как трудно расстаться мне, вете рану педагогического труда, с тем, что составляет глав ное содержание всей моей жизни, — со школой, с ее повседневными, такими раз ными, порой неожиданными, но всегда требующими пре дельной духовной самоотдачи буднями. Наступает очеред ной учебный год, и я, пока есть силы и здоровье, снова остаюсь в учительском строю, стараюсь быть полезной. Главным, пусть не сочтут это за нескромность, считаю в своей деятельности органи-’' затора внеклассной и вне школьной работы и учите ля-математика — передать накопленный педагогический опыт молодым коллегам. Учитель, как и родитель, славен делами тех, кого он вырастил и воспитал. О пер вой учительнице наших детей можно сказать, что она — человек счастливый. В раз ных уголках нашей Родины живут и трудятся сегодня ее ученики. И мы, родители, можем сказать, что во мно гом это она, Фаина Савель евна Трегубова, не только дала хорошие знания нашим детям, но и привила им луч шие человеческие качества. Мы привели к ней ничего не умеющих первоклашек. Она научила их не только грамо те, но и уважать людей, быть чуткими и внимательными, в каждом ребенке искала и раз вивала добрые начала, спла чивала ребят в единый кол лектив. Ф. С. Трегубова ушла на Не первый учебный год встречаем мы в школе новое учительское пополне ние. В нашем коллективе много молодых педагогов. И это обновление всегда раду ет: юности свойственны и особая пытливость ума, и целеустремленность, и неус покоенность. Вместе с тем от сутствие опыта тоже ведь во сполнить одними теоретиче скими знаниями на первых порах трудно. С беспокойст вом отмечаю я, что выпуск ники педвузов, хорошо зная свой предмет, имеют более слабую подготовку общест венной работы, не сразу мо гут принять на себя ру ководство комсомольскими и пионерскими организациями. Еще большие трудности ощу щают они, когда речь идет об организации свободного времени школьников по ме сту жительства. Кому, как не нам, хорошо знающим не одно поколение жителей своего микрорайона, ребячьи интересы, помочь молодым учителям обрести авторитет? Вот и в этом учебном году мы приняли в свой коллектив выпускников воронежского университета и липецкого педвуза Таню Бормотову и Валю Россихи- ну. Таня, Татьяна Николаев на, будет вести математику, а Валя, Валентина Михайлов на, помимо уроков математи ки, будет заниматься и пио нерской работой в школе. заслуженный отдых, передав свою педагогическую эстафе ту молодой учительнице А. И. Деминой. И ее класс сей час один из лучших в Липец кой средней школе № 9 по успеваемости, по дисциплине. Дважды он был награжден бесплатными путевками в го род-герой Волгоград и Кра снодон. Сегодня, в день всенарод ного празДника, мы, родители 10 класса «А» школы № 9 г. Липецка, сердечно поздра вляем учителей —наставни ков наших детей, говорим большое родительское спаси бо. Новых успехов им в бла городном деле воспитания молодой смены! По поручению родителей и учеников липецкой средней школы № 9 Г. ЗВЯГИНА. Нынешний учебный год — год подготовки к празднова нию 40-летия Победы совет ского народа над фашизмом. Для меня, педагога-ветераиа, эта большая работа особен но значима. Я не участница Великой Отечественной вой ны, но пережила эти тяжелые трудные годы. Работала в то время заведующей роно и главной своей обязанностью считала сохранить «без слу чая смертности» всех детей трех детских домов, находя щихся тогда в нашем при фронтовом городе. Не дать умереть от голода, спасти ре бятишек... Сейчас эти слова даже слышать непривычно, а тогда ничего для нас не было главнее сбереженной для ма лышей буханки хлеба, котел ка картошки.» И признаюсь, мне' особенно дорога первая награда Родины —«Знак Почета», полученная в то время, в 1944 году. Выходи ли мы, вырастили всех маль чишек и девчонок. А сейчас, когда приближает ся сорок лет со дня Победы, кто же, как не мы, ветераны, должны донести до детского сознания величие подвига со ветского народа-победите- ля, его героизм и несокру шимость духа: Вместе с партийной, ком сомольской организациями мы наметили план подготов ки к 40-летию Победы. В нем есть многое, что затраги вает самые дорогие и сокро венные чувства любого че ловека. Каждый дом ветера на войны в нашем микрорай оне школьники решили отме тить специальными табличка ми (их мы изготовим в школь ной мастерской), и у каждо го дома посадить осенью дре во памяти. У обелиска ге- Много в елецких школах хороших, знающих свое де ло литераторов. Я же хочу рассказать о Зинаиде Петров не Фаустовой. Она преподает в Нижневоргольской сельской средней школе. Когда бы ни встретилась с ней —непре менно расскажет о ком-то из своих воспитанников. На мое недавнее замечание, что, мол, трудно все же сегодня рабо тать в школе, горячо возра зила: «Ничуть. Напротив — дети, растут хорошие. Инте ресно с ними». Любовью к детям, думаю, определяется и ее "постоян ная жажда совершенствовать ся. Казалось бы, из года в год одна и та же программа. По литературе — «Дубров ский», «Мертвые души»... По русскому языку вечные роям войны в Задонске по садят ребята 40 берез, а у школы и вдоль улиц — па мятные грядки тюльпанов, цветов, которые распускают ся в начале мая, к Празднику Победы. В День знаний пройдут в нашей школе уроки мира, на которые мы пригласили вете ранов войны и ветеранов пе дагогического труда. Придут к нам и наши давние друзья, представители совхоза «За донский», Как правило, в на чале учебного года они на граждают почетными грамо тами и ценными подарками тех ребят, кто отлично по трудился летом на полях хо зяйства. Хорошо подготовилась к учебному году наша комсо мольская учительская орга низация. Оборудована заново пионерская комната. И в свободное от уроков время ребят ждут интересные дела: с сентября начинает работать специальный педотряд из мо лодых учителей школы по месту жительства. Готова к встрече школьников наша мастерская, теперь в ней ре бята будут •изготавливать оборудование для детских садов города. В этот знаменательный день хочется от души позд равить учителей со всенарод ным праздником, поже лать им здоровья, хорошего настроения и настроя на до брые дела! В. ПРОВОТОРОВА, организатор внеклассной и внешкольной работы СШ № 2 г. Задонска, заслуженная учительница школы РСФСР. «жи» и «ши»... Но с годами все интереснее уроки Зинаи ды Петровны. Вкладывает она в них и собственную жизненную умудренность, желание идти вровень со вре менем: ребята сегодняшние совсем не те, что учились у нее три, пять лет назад. Им должно быть интересно с учителем, В одном она по стоянна: в своем пристрастии к определенным Литератур ным героям, в сопереживании их судьбам. Настоящая доброта всегда находит дорогу к другому сердцу. Зинаиду Петровну любят сегодняшние ее воспи танники, помнят выпускники. Один из недавних, традицион ных вечеров встречи с вы пускниками в Нижневорголь ской школе был посвящен — по просьбе уже взрослых лю дей —любимой учительнице Зинаиде Петровне Фаустовой. Е. ЗЛОБИНА, Елецкий район. Вести из сельских школ + Д обрый урожай Многие сельские шко лы области полностью обеспечивают . потребно сти своих столовых в ово щах, фруктах, других культурах, выращенных на пришкольных участ ках. В прошлом году ре бята собрали 22149 цент неров картофеля, 4987 центнеров капусты, 2584 центнера помидоров, боль шой урожай моркови, огурцов, столовой свеклы, плодов и ягод и других культур. А излишки «соб ственной» сельскохозяй ственной продукции на сумму 90580 рублей шко лы реализовали. * Своя ферма Учащиеся Урусовекой средней школы Чаплыгин- ского района в 1983 году вырастили 6 бычков, об щий вес которых соста вил 1780 килограммов. Бычки были сданы в за готконтору, а на выручен ные деньги приобретены 16 поросят. Для их со держания на пришколь ном участке площадью 15 гектаров растили фураж ные культуры, картофель, корнеплоды. И вот при шло время, и все 16 поро сят общим весом 2 тонны школой сданы государст ву. Доход от школьной свинофермы составил 4800 рублей. 4-. Юные птицеводы Деловые взаимоотноше ния слржились у учениче ской бригады Кузьмино- Отвержской средней шко лы Липецкого района и коллектива птицефабри ки «Липецкая». За брига дой птицеводы закрепили 195 гектаров земли, где школьники выращивают кормовые, зерновые и тех нические культуры. А зве но юных птицеводов шеф ствует над цехом молод няка, определен и настав ник — -начальник цеха Т. Н. Кудряшова. Под ее руководством ребята вы полняют все работы гш уходу за птицей. В ми нувшем учебном году ими отработано на птицефаб рике 2 тысячи человеко дней. РОДИТЕЛЬСКОЕ СПАСИБО V * Запомнит это лето и уча щийся ГПТУ № 21 Алек сандр Макжосов. До сих пор, общаясь с отцом лишь в до машней обстановке, он знал о работе его понаслышке. А Николай Стефанович, высо коквалифицированный сле сарь-ремонтник Липецкого тракторного завода, опытный наставник молодежи, при знаться, давно мечтал о той минуте, когда и сын пере шагнет порог его цеха. Сбы лась мечта отца, сын полто ра месяца трудился рядом с ним в ремонтно-инструмен тальной мастерской трак торного цеха № 4. Научил ся самостоятельно произво дить несложный ремонт при способлений для станочного оборудования, изучил многие мехайообрабатывающие стан ки. Л. ШУЛЬЖЕНКО. Фото А. Козина. - Поэтическая рубрика ПЕРВЫЙ УРОК Звонкие, шумливые, Будто ручейки, С разных улиц тронулись В путь ученики. С радостными лицами Детвора идет. Целый сад лазоревый Над собой несет. Солнышко, прищурившись, Смотрит с высоты: —Ну, а где же школьники? Сплошь одни цветы! Птицы низко кружатся, Не поймут со сна. Может быть, вернулась В сентябре весна? Оттого так весело Даже ветерку. Тихо подпевает он Школьному звонку. Радостно, торжественно В класс зовет звонок. Нынче начинается Первый урок. В ШКОЛЕ Школа — не школа, а будто дворец, Сколько в ней бьется ребячьих сердец! Сколько горячих, сверкающих глаз! Вот почему в ней Алла Тумаровская светло так сейчас. Все любопытно ребятам теперь, В сказочный мир распахнулась им дверь. Хочется все поскорее узнать, Книжки самим научиться читать. В класс залетел озорной ветерок, Бросил на парту осенний листок. С клена принес, из соседнего парка. Весело детям, не ждали подарка. Золотом вспыхнул кленовый листок, Словно зовущий вперед огонек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz