Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

П У Т Ь С Т Р И П У З Н А Н И Й РЕФОРМА Ш К О Л Ы - В Д Е Й С Т В И И ' ДРУГ И НАСТАВНИК— З А В О Д Для начала ■—<один штрих из жизни четырнадцатой Ли­ пецкой школы. В один из де­ вятых классов назначили но­ вого руководителя, препода­ вателя химии Тамару Алек­ сеевну Иноземцеву. В ее распоряжении были только два года — чтобы подру­ житься с ребятами, лучше узнать их, помочь успешно окончить школу, выбрать профессию. Небольшой срок. Впрочем», год минувший вместил многое. Дела захле­ стывали: классный час сме­ нялся субботником, менделе­ евский вечер — спортивны­ ми стартами, подготовкой к практике... Она и не замети­ ла, как исчез, едва появив­ шись вначале, тонкий ледок ребячьего недоверия. Многое, конечно, зависело от самого педагога, ее инициативы, настойчивости. Но, с другой стороны, давала о себе знать и система воспи­ тательной работы, нача­ ло которой было положено более четырех лет назад. Однажды на Липецком труб­ ном заводе решили избавить­ ся от формализма в шефст­ ве. Подумали резонно, что сорок четвертая школа (в то время подшефная) слишком уж далеко расположена от завода, а самое главное — мало что связывает произ­ водственников и педагогов. К этому времени было по­ строено новое здание четыр­ надцатой школы в районе опытной станции, то есть там, где живет большое число ра­ ботающих на предприятии. В Правобережном райкоме пар­ тии сочли весомыми эти ар­ гументы в пользу нового ад­ реса шефства. Но это, впрочем, еще не было началом их большой дружбы. Шефы только под­ ступали к систематической большой работе ' и пока по­ степенно оборудовали один школьный кабинет за другим. Но вот кай-то... Шло про­ изводственное совещание в райисполкоме. Присутствова­ вший на нем генеральный директор объединения «Ли- пецксантехника» Виктор Гри­ горьевич Ворончихин внима­ тельно слушал выступающих. Речь зашла о шефстве над школами. Как всегда, хвали­ ли завод пусковых двигате­ лей, сокольцев. Но почему-то в этот раз как никогда ост­ ро задело тут директорское самолюбие: делать для школ то, что делают они, вполне по силам и трубникам. Вспо­ мнилась и одна из последних встреч с директором четыр­ надцатой — Анной Ивановной Сарафаиовой, энергичным че­ ловеком, который, как ему ка­ залось, словно что мешало расправить нрылья. Может быть, как раз помощь завода и даст возможность педаго­ гам набрать нужную творче­ скую высоту? Пора/ решил Виктор Гри­ горьевич, переводить шефство на новые «рельсы». Но, при­ кинув и так, и эдак, он понял, что без помощника с навыка­ ми хорошего организатора ему не обойтись. Искать дол­ го не пришлось. Коммунист Г. Д. Целых, возглавляющая финансовый отдел, казалось, была создана для такой ра­ боты: могла и сценарий на­ писать, и нужный тон найти для любого разговора, и уж если что задумала, своего непременно добьется. Вот только никогда раньше не приходилось Галине Дмитри­ евне работать со школой. Но время показало, что не ошибся Виктор Григорьевич, увидев в Галине Дмитри­ евне председателя будущего совета по связям со школой. Совет ныне действует четко, и директор объединения бе­ рет инициативу в свой руки лишь в особо сложных ситуа­ циях. Посвятила, например, Анна Ивановна его в свои планы по созданию спортивного го­ родка. Увлеченность одного директора другому переда­ лась. Каждому цеху было оп­ ределено задание. И вот что теперь рассказывает Анна Ивановна: —Через месяц пришел в школу автобус с заводчанами — начальниками цехов, се­ кретарями парторганизаций. Огляделись — голая площад- да перед ними, никто ничего, конечно, не сделал. Две не­ дели дал Виктор Григорьевич для исполнения поручения. И что тут началось! Один цех шлет брусья, другой — бас­ кетбольные щиты, третий... На очередной оперативке в школе выполнение решения было проверено. За месяц был сооружен спортивный го­ родок! Вот, пожалуй, когда по-на­ стоящему осознали педагоги, каких добрых друзей и по­ мощников приобрели в лице заводчан. Нет, не материаль­ ные возможности имелись ими в виду — они у трубни­ ков такие же, как у многих других предприятий, и даже гораздо скромнее, чем, ска­ жем, у новолипчан. Особое отношение почувствовали со стороны руководителя. Дальновидный, говорят, энергичный и очень лю­ бит детей. Поняли, что не откажет такой человек в по­ мощи. Каждый педагог может прийти к Ворончихииу, уве­ ренный в том, что директор всегда примет, выслушает. Но учителя этим не злоупо­ требляют, не докучают мело­ чами. Но- вот с такой идеей, какая однажды возникла у педагога Александра Алек­ сандровича Иванова, надо бы­ ло идти только к директору объединения. Задумал он со­ здать технический центр, ко­ торый позволил бы оснастить каждый урок записями теле­ визионных учебных программ. Оба директора — и Сарафа- нова, и Ворончихин — под­ держали педагога-энтузи- аста. «Что нужно?» — толь­ ко и спросил Виктор Григорь­ евич, сразу ,поняв всю цен­ ность новшества. Были выде­ лены деньги, определены в помощники начальники це­ хов В. А. Пищикин и С. Г. Ребинский, Неузнаваемо пре­ образилась жизнь ребят и их воспитателей с появлением в школе телеаппаратуры. Педа­ гоги экономят учебное время, уроки стали интереснее. А во­ круг А. А. Иванова образо­ вался кружок любителей ра­ диодела, таких (же,какион, одержимых творчеством. Спортивный городок, техни­ ческий центр, комната отды­ ха учителей (о том, что та­ кая может быть, даже и не предполагали), иг­ ровой павильон (в виде автобуса) для шестиле­ ток; к нынешнему сентябрю— учебный класс для старше­ классников на заводе, к сле­ дующему — цех, оснащен­ ный самым современным обо­ рудованием; наконец, в пер­ спективе — самый настоя­ щий стадион с футбольным полем, гаревыми дорожками, трибунами; киноаппаратура для показа фильмов... —Ребятишкам нашего по­ селка, — объясняет Г. Д. Целых, — негде, что называ­ ется, голову прислонить. — Да, далековато школа стоит от центра, — говорит и В. Г. Ворончихин. — А хо­ чется, чтобы ребята росли хорошими людьми. Знаете, теперь ведь нашу школу и склонять перестали, поубави­ лось нарушителей дисципли­ ны, общественного порядка. И это приятно... Наши дети, наш поселок, на- 1 иа школа — так по-госу­ дарственному широко мы­ слят не только директор производственного объедине­ ния, но и рядовой работник завода, и многие начальники цехов. Добрый пример, из­ вестно, всегда заразителен, но дает он особо сильный эффект, если исходит от ру­ ководителя. Избавив шеф­ скую работу от формализма, В. Г. Ворончихин сумел при­ дать ей деловитость. Все боль­ шую плановость, стройность приобретает она, рождая но­ вые формы сотрудничества, нацеленные теперь уже на совершенствование именно воспитательной работы. Первое время в ходу у ше­ фов были оперативки в школе, чтобы преодолеть психологическое предубеж­ дение ряда ру­ ководителей подразделений. Им на смену пришли соре­ внование по принципу «класс —цех», традиционнее июнь­ ские встречи в конференц-за­ ле практикантов -старшеклас­ сников, чествование их че­ рез месяц, с вручением бла­ годарственных писем и поощ­ рительных туристских путе­ вок. Один раз в год прово­ дится очная оперативка, спе­ циально посвященная школь­ ным делам, в середине авгу­ ста всегда завод гостеприим­ но встречает у себя педаго­ гов, поздравляет их с нача­ лом нового учебного года, вручает сувениры, интересу­ ется планами. А первого сен­ тября, к первому звонку в школу приезжают все без ис­ ключения начальники цехов и секретари парторганизаций: День знаний — это теперь и их праздник. Обеим сторонам интересно и полезно такое шефство. У завода и школы теперь нема­ ло общего, даже внешне они похожи: много цветов, чисто­ та, ухоженность территорий. Но главная, конечно, цель всей этой работы — дети, Помните, как сказал Виктор Григорьевич? «Хочется, что­ бы росли они хорошими людьми». И он уЖе сейчас может считать, что кое-чего достиг. Скажем, те же девятиклас­ сники, о которых упомя­ нуто вначале. По утвержде­ нию классного руководителя Т. А. Иноземцевой, соревно­ вание с цехом отопительных радиаторов дисциплинирует, подтягивает ребят. Практика на заводе еще больше сдру­ жила их. По наблюдениям Тамары Алексеевны, они ста­ ли внимательнее, добрее друг к ДРУСУ. И, конечно, много интересного и нового откры­ ли в себе и товарищах ребя­ та во время недавней вместе с шефами поездки в Волго­ град. Вместе переживали с одноклассницей Таней Корабельниковой, которой мама перед отъездом поручи­ ла поискать фамилию деда на стеле мемориала. Искать в огромном списке было труд­ но, обратились в музей. Ока­ залось, в самом деле, воевал дед девочки в этих местах, геройски погиб под Ста­ линградом. Нежданное эхо войны прилетело из про­ шлого, отозвалось в каждом ребячьем сердце... Т. СПАССКАЯ. ШКОЛА ВСТРЕЧАЕТ Ш Е С Т И Л Е Т О К Накануне Дня знаний мы встретились сф директором ли­ пецкой средней школы № 25 Зинаидой Ивановной Фурсо­ вой. — Зинаида Ивановна, у ди­ ректора школы всегда нака­ нуне нового учебного года хлопот хватает, а в этом го­ ду особенно. Частенько ведь, что-нибудь да не успеешь... — А вот и ошибаетесь. В этом году были, конечно, свои трудности, но зато насколь­ ко' легче они решались! Всег­ да бы так... • И Зинаида Ивановна рас­ сказала о том, что руководи­ мая ею школа, как и многие другие в области, в этом учебном году должна была принять новое пополнение учащихся-шестилеток. А это значит, предстояло не только выделить помещения, но и вдохнуть новую жизнь в обычные учебные классы: малыши ни в чем не должны ощущать дискомфорта по сравнению с условиями дет­ ского сада. Необходимо было создать им прямо-таки теп­ личные условия. Но как? - г - Имеем все, что нужно для малышей, — сказала ди­ ректор школы. — Наши ше­ фы — Липецкий тракторный завод — поработали просто необыкновенно... И врт м ^>1 в школе. И в самом деле, чудеса фан­ тазии проявили трактороза- водчане. Не просто добросо­ вестно, но с любовью отнес­ лись они к порученному им делу. Посмотрите и вы, до­ рогие читатели, какую краси­ вую игровую комнату обору­ довали шефы: стены распи­ сали художники, на полах—• мягкие паласы, мебель удоб­ на для малышей, а игр и иг­ рушек не счесть. Ребятишки- шестилетки еще до первого сентября то и дело прибега­ ли в школу, к учительнице Надежде Николаевне Варфо­ ломеевой 1—■она поведет их в страну знаний вместе с воспитательницей Галиной Александровной Бочарнико­ вой. Ребятишек встречали приветливо — пусть привы­ кают к новой обстановке. Поиграют малыши и с ин­ тересом идут осматривать со­ седние комнаты. В одной из них — уютная спаленка на 25 мест, в другой — класс е непривычно маленькими пар­ тами, шкафами. Все блестит свежей краской, все краси­ во... Сегодня, в День знаний, и во многие другие школы при­ дут ребятишки-шестилетки. В каждом учебном заведении— городском или сельском —< для них созданы все условия. 1150 малышей шести лет станут сегодня учениками. Это — новый шаг в реала* зации реформы. Л. ИВАНОВА. Фото А. Щурова. ------------------------------ ----------- • Н А М П И Ш У Т -------------------------------------- УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА! Нынешний учебный год —первый год осуществления школьной реформы. Это накладывает особую ответствен­ ность прежде всего на учителя. Как начнется новый учебный год в вашей школе, в вашем педагогическом коллективе, с каким наст­ роем встречают его ваши коллеги? С этим вопросом мы обратились накануне Дня знаний к педагогу-ветерану В. Н. Провоторовой. Прозвучит, наверное, не совсем привычно, но тем не менее это так: в нынешнем учебном году я начну свой 52-й год педагогической дея­ тельности в Задонской сред­ ней школе № 2. Да, многовато. И, пожалуй, не лишне вы­ слушать доброжелательные советы более молодых кол­ лег: пора, мол, Валентина Николаевна, и отдохнуть, до­ статочно отдано и знаний, и сердца детям. По заслугам труд оценен и Родиной — меня наградили двумя орде­ нами «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, с гордостью ношу звание за­ служенной учительницы шко­ лы РСФСР. И тем на менее, пусть пой­ мут меня 'и коллеги, как трудно расстаться мне, вете­ рану педагогического труда, с тем, что составляет глав­ ное содержание всей моей жизни, — со школой, с ее повседневными, такими раз­ ными, порой неожиданными, но всегда требующими пре­ дельной духовной самоотдачи буднями. Наступает очеред­ ной учебный год, и я, пока есть силы и здоровье, снова остаюсь в учительском строю, стараюсь быть полезной. Главным, пусть не сочтут это за нескромность, считаю в своей деятельности органи-’' затора внеклассной и вне­ школьной работы и учите­ ля-математика — передать накопленный педагогический опыт молодым коллегам. Учитель, как и родитель, славен делами тех, кого он вырастил и воспитал. О пер­ вой учительнице наших детей можно сказать, что она — человек счастливый. В раз­ ных уголках нашей Родины живут и трудятся сегодня ее ученики. И мы, родители, можем сказать, что во мно­ гом это она, Фаина Савель­ евна Трегубова, не только дала хорошие знания нашим детям, но и привила им луч­ шие человеческие качества. Мы привели к ней ничего не умеющих первоклашек. Она научила их не только грамо­ те, но и уважать людей, быть чуткими и внимательными, в каждом ребенке искала и раз­ вивала добрые начала, спла­ чивала ребят в единый кол­ лектив. Ф. С. Трегубова ушла на Не первый учебный год встречаем мы в школе новое учительское пополне­ ние. В нашем коллективе много молодых педагогов. И это обновление всегда раду­ ет: юности свойственны и особая пытливость ума, и целеустремленность, и неус­ покоенность. Вместе с тем от­ сутствие опыта тоже ведь во­ сполнить одними теоретиче­ скими знаниями на первых порах трудно. С беспокойст­ вом отмечаю я, что выпуск­ ники педвузов, хорошо зная свой предмет, имеют более слабую подготовку общест­ венной работы, не сразу мо­ гут принять на себя ру­ ководство комсомольскими и пионерскими организациями. Еще большие трудности ощу­ щают они, когда речь идет об организации свободного времени школьников по ме­ сту жительства. Кому, как не нам, хорошо знающим не одно поколение жителей своего микрорайона, ребячьи интересы, помочь молодым учителям обрести авторитет? Вот и в этом учебном году мы приняли в свой коллектив выпускников воронежского университета и липецкого педвуза Таню Бормотову и Валю Россихи- ну. Таня, Татьяна Николаев­ на, будет вести математику, а Валя, Валентина Михайлов­ на, помимо уроков математи­ ки, будет заниматься и пио­ нерской работой в школе. заслуженный отдых, передав свою педагогическую эстафе­ ту молодой учительнице А. И. Деминой. И ее класс сей­ час один из лучших в Липец­ кой средней школе № 9 по успеваемости, по дисциплине. Дважды он был награжден бесплатными путевками в го­ род-герой Волгоград и Кра­ снодон. Сегодня, в день всенарод­ ного празДника, мы, родители 10 класса «А» школы № 9 г. Липецка, сердечно поздра­ вляем учителей —наставни­ ков наших детей, говорим большое родительское спаси­ бо. Новых успехов им в бла­ городном деле воспитания молодой смены! По поручению родителей и учеников липецкой средней школы № 9 Г. ЗВЯГИНА. Нынешний учебный год — год подготовки к празднова­ нию 40-летия Победы совет­ ского народа над фашизмом. Для меня, педагога-ветераиа, эта большая работа особен­ но значима. Я не участница Великой Отечественной вой­ ны, но пережила эти тяжелые трудные годы. Работала в то время заведующей роно и главной своей обязанностью считала сохранить «без слу­ чая смертности» всех детей трех детских домов, находя­ щихся тогда в нашем при­ фронтовом городе. Не дать умереть от голода, спасти ре­ бятишек... Сейчас эти слова даже слышать непривычно, а тогда ничего для нас не было главнее сбереженной для ма­ лышей буханки хлеба, котел­ ка картошки.» И признаюсь, мне' особенно дорога первая награда Родины —«Знак Почета», полученная в то время, в 1944 году. Выходи­ ли мы, вырастили всех маль­ чишек и девчонок. А сейчас, когда приближает­ ся сорок лет со дня Победы, кто же, как не мы, ветераны, должны донести до детского сознания величие подвига со­ ветского народа-победите- ля, его героизм и несокру­ шимость духа: Вместе с партийной, ком­ сомольской организациями мы наметили план подготов­ ки к 40-летию Победы. В нем есть многое, что затраги­ вает самые дорогие и сокро­ венные чувства любого че­ ловека. Каждый дом ветера­ на войны в нашем микрорай­ оне школьники решили отме­ тить специальными табличка­ ми (их мы изготовим в школь­ ной мастерской), и у каждо­ го дома посадить осенью дре­ во памяти. У обелиска ге- Много в елецких школах хороших, знающих свое де­ ло литераторов. Я же хочу рассказать о Зинаиде Петров­ не Фаустовой. Она преподает в Нижневоргольской сельской средней школе. Когда бы ни встретилась с ней —непре­ менно расскажет о ком-то из своих воспитанников. На мое недавнее замечание, что, мол, трудно все же сегодня рабо­ тать в школе, горячо возра­ зила: «Ничуть. Напротив — дети, растут хорошие. Инте­ ресно с ними». Любовью к детям, думаю, определяется и ее "постоян­ ная жажда совершенствовать­ ся. Казалось бы, из года в год одна и та же программа. По литературе — «Дубров­ ский», «Мертвые души»... По русскому языку вечные роям войны в Задонске по­ садят ребята 40 берез, а у школы и вдоль улиц — па­ мятные грядки тюльпанов, цветов, которые распускают­ ся в начале мая, к Празднику Победы. В День знаний пройдут в нашей школе уроки мира, на которые мы пригласили вете­ ранов войны и ветеранов пе­ дагогического труда. Придут к нам и наши давние друзья, представители совхоза «За­ донский», Как правило, в на­ чале учебного года они на­ граждают почетными грамо­ тами и ценными подарками тех ребят, кто отлично по­ трудился летом на полях хо­ зяйства. Хорошо подготовилась к учебному году наша комсо­ мольская учительская орга­ низация. Оборудована заново пионерская комната. И в свободное от уроков время ребят ждут интересные дела: с сентября начинает работать специальный педотряд из мо­ лодых учителей школы по месту жительства. Готова к встрече школьников наша мастерская, теперь в ней ре­ бята будут •изготавливать оборудование для детских садов города. В этот знаменательный день хочется от души позд­ равить учителей со всенарод­ ным праздником, поже­ лать им здоровья, хорошего настроения и настроя на до­ брые дела! В. ПРОВОТОРОВА, организатор внеклассной и внешкольной работы СШ № 2 г. Задонска, заслуженная учительница школы РСФСР. «жи» и «ши»... Но с годами все интереснее уроки Зинаи­ ды Петровны. Вкладывает она в них и собственную жизненную умудренность, желание идти вровень со вре­ менем: ребята сегодняшние совсем не те, что учились у нее три, пять лет назад. Им должно быть интересно с учителем, В одном она по­ стоянна: в своем пристрастии к определенным Литератур­ ным героям, в сопереживании их судьбам. Настоящая доброта всегда находит дорогу к другому сердцу. Зинаиду Петровну любят сегодняшние ее воспи­ танники, помнят выпускники. Один из недавних, традицион­ ных вечеров встречи с вы­ пускниками в Нижневорголь­ ской школе был посвящен — по просьбе уже взрослых лю­ дей —любимой учительнице Зинаиде Петровне Фаустовой. Е. ЗЛОБИНА, Елецкий район. Вести из сельских школ + Д обрый урожай Многие сельские шко­ лы области полностью обеспечивают . потребно­ сти своих столовых в ово­ щах, фруктах, других культурах, выращенных на пришкольных участ­ ках. В прошлом году ре­ бята собрали 22149 цент­ неров картофеля, 4987 центнеров капусты, 2584 центнера помидоров, боль­ шой урожай моркови, огурцов, столовой свеклы, плодов и ягод и других культур. А излишки «соб­ ственной» сельскохозяй­ ственной продукции на сумму 90580 рублей шко­ лы реализовали. * Своя ферма Учащиеся Урусовекой средней школы Чаплыгин- ского района в 1983 году вырастили 6 бычков, об­ щий вес которых соста­ вил 1780 килограммов. Бычки были сданы в за­ готконтору, а на выручен­ ные деньги приобретены 16 поросят. Для их со­ держания на пришколь­ ном участке площадью 15 гектаров растили фураж­ ные культуры, картофель, корнеплоды. И вот при­ шло время, и все 16 поро­ сят общим весом 2 тонны школой сданы государст­ ву. Доход от школьной свинофермы составил 4800 рублей. 4-. Юные птицеводы Деловые взаимоотноше­ ния слржились у учениче­ ской бригады Кузьмино- Отвержской средней шко­ лы Липецкого района и коллектива птицефабри­ ки «Липецкая». За брига­ дой птицеводы закрепили 195 гектаров земли, где школьники выращивают кормовые, зерновые и тех­ нические культуры. А зве­ но юных птицеводов шеф­ ствует над цехом молод­ няка, определен и настав­ ник — -начальник цеха Т. Н. Кудряшова. Под ее руководством ребята вы­ полняют все работы гш уходу за птицей. В ми­ нувшем учебном году ими отработано на птицефаб­ рике 2 тысячи человеко­ дней. РОДИТЕЛЬСКОЕ СПАСИБО V * Запомнит это лето и уча­ щийся ГПТУ № 21 Алек­ сандр Макжосов. До сих пор, общаясь с отцом лишь в до­ машней обстановке, он знал о работе его понаслышке. А Николай Стефанович, высо­ коквалифицированный сле­ сарь-ремонтник Липецкого тракторного завода, опытный наставник молодежи, при­ знаться, давно мечтал о той минуте, когда и сын пере­ шагнет порог его цеха. Сбы­ лась мечта отца, сын полто­ ра месяца трудился рядом с ним в ремонтно-инструмен­ тальной мастерской трак­ торного цеха № 4. Научил­ ся самостоятельно произво­ дить несложный ремонт при­ способлений для станочного оборудования, изучил многие мехайообрабатывающие стан­ ки. Л. ШУЛЬЖЕНКО. Фото А. Козина. - Поэтическая рубрика ПЕРВЫЙ УРОК Звонкие, шумливые, Будто ручейки, С разных улиц тронулись В путь ученики. С радостными лицами Детвора идет. Целый сад лазоревый Над собой несет. Солнышко, прищурившись, Смотрит с высоты: —Ну, а где же школьники? Сплошь одни цветы! Птицы низко кружатся, Не поймут со сна. Может быть, вернулась В сентябре весна? Оттого так весело Даже ветерку. Тихо подпевает он Школьному звонку. Радостно, торжественно В класс зовет звонок. Нынче начинается Первый урок. В ШКОЛЕ Школа — не школа, а будто дворец, Сколько в ней бьется ребячьих сердец! Сколько горячих, сверкающих глаз! Вот почему в ней Алла Тумаровская светло так сейчас. Все любопытно ребятам теперь, В сказочный мир распахнулась им дверь. Хочется все поскорее узнать, Книжки самим научиться читать. В класс залетел озорной ветерок, Бросил на парту осенний листок. С клена принес, из соседнего парка. Весело детям, не ждали подарка. Золотом вспыхнул кленовый листок, Словно зовущий вперед огонек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz