Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
А ВГУ СТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ С З А Б О Т О Й О МОЛО ДОЙ СМ ЕНЕ В районах области начались традиционные августов ские совещания учителей. Педагогические коллективы школ, профтехучилищ, внешкольных и дошкольных уч реждений обсуждают пути осуществления реформы об щеобразовательной и профессиональной школы. Актуаль ные вопросы воспитания подрастающего поколения дик туют и особый тон обсуждения — деловой, отмеченный большой общей заинтересованностью. дому учителю, но еще бо- правлять работу комсомоль ц е высокие—к учителю-ком- ских, пионерских организа- мунисту, призванному во ций, будить н поддерживать всем подавать пример това- их инициативу. На это и наце- рищам по работе. От его ливает постановление ЦК В ТОТ день, когда в Лев-Толстовском райо не проходило авгус товское собрание учителей- коммунистов, предваряющее традиционное районное педа гогическое совещание, посвя щенное началу нового учеб ного года, мне довелось по бывать в Топовской средней школе. Село Топки, что в совхозе «Пламя», за последние годы, можно сказать, возродилось к новой жизни. Еще недавно из него уезжали десятки се мей, а сейчас, десятками же семей, возвращаются в родные края. И все дело в тех гро мадных социально-культур ных переменах, что осуще ствлены в хозяйстве. Новые Топки — сегодня уютное и очень красивое се ло. Оно застроено по совре менному комплексному пла ну, в котором для жителей предусмотрены, как говорит ся, все блага городской ци вилизации. До райцентра и по самому селу пролегли хо рошие дороги, построены но вые дом быта, узел связи, медпункт, столовая, магазин. В центре несколько улиц из новых домов, с гаражами, приусадебными участками, любовно обихоженных сель чанами. Тянутся к солнцу молоды© березки, ивы, топо ля, у каждого дома — ковер цветов, приметы новой культуры современного села. Нынешние его проблемы, о которых мы говорили с учи телями местной школы, тоже весьма современны. Еще не давно совхоз устраивала школа-восьмилетка, а теперь она реорганизована в сред нюю, и пришла пора думать о ее расширении. Только в прошлом году в селе было сыграно четырнадцать сва деб и столько нее отпраздно вано новоселий. Тесновато становится в детском еаду- яслях, поскольку прибавляет ся год от года малышей, бу дущих хозяев Топок. Однако проблемы эти вполне разрешимы. С уве ренностью говорила об этом в тот же день, уже на рай онном собрании учителей- коммунистов, ветеран педа гогического труда, учитель ница ' Топовской 'средней школы, коммунист Ирина Севостьяиовна Жаворонко ва. Уверенность эта основана на крепких связях партий ной организации школы, пе дагогического коллектива с дирекцией, парткомом сов хоза «Пламя», во всем по могающих учителям. Школа хорошо подготовлена к ' 1 сентября. Пожалуй, во мно гом лучше, чем в предыду щие годы. Да и понятно, ведь нынешний учебный год — первый после принятия школьной реформы. Обнов лены все учебные кабинеты, в классах -г- новая мебель, инициативы, ответственного отношения к себе, всему де лу воспитания молодой сме ны, умения перспективно планировать, конкретно ре шать повседневные вопросы зависит очень и очень многое. Заслуженно назвала в своем докладе на собрании секретарь Лев-Толстовского райкома партии Л. М. Куз нецова имена таких комму- нистов-учителей, как В. И. Больных, Н. А ., Иванникова, В. К. Абрывалина (Лев-Тол- стовская средняя школа), В. П. Яковлева (Ильинская восьмилетняя школа), Н. Н. Вобоедова (Загрядчинская восьмилетняя школа) и дру гих. Их уроки во многом служат лабораторией педа гогического опыта, особенно для молодых'педагогов, их красивые шторы. Совхоз за- отношение к работе задаёт вершает строительство тара- тон всему стилю работы не жа для сельхозтехники, в дагогических коллективов ближайших планах — строи тельство мастерских. Нет важнее задачи для Славится в районе ученн- сельск°й школы, чем воепц- ческая производственная тание Достойной смены стар- бригада Топовской школы. У нее прекрасный учебно опытный участок. С нынеш него учебного года совхоз выделяет ей и новый уча сток земли с тем, чтобы ис пользовать его в условиях полного севооборота.’ Эта ке- шему поколению земледель цев. Не случайно среди луч ших педагогов-коммунистов немало было названо имен учителей-биологов, учителей труда. Учителя-коммунисты Н. М. Ермакова, А. М. Рас торгуева, например, нынеш- большая школа, ее дружный шш летом> н€ считаясь коллектив во главе с опыт ным директором, коммуни стом С. Ф. Керимовым, жи вет одними заботами с боль шим хозяйством. И не слу чайно многие ее выпускники избирают сельские профес сии, остаются в своем селе. Надо отметить, что вы ступление учительницы И. С. Жаворонковой с большим интересом было встречено ее коллегами. Оно как бы задало тон и всему собра нию, на котором коммуни- личным временем, воглавн- ли вновь организованные ла геря труда и отдыха стар шеклассников и сумели по ставить дело так, что ребя та получили хорошие навы ки работы животновода, по левода, их труд был по-на стоящему производитель ным и нужным хозяй ствам. Эти практические шаги по новой организации пятой трудовой четверти ре шено продолжить. Создать летние лагеря труда и от дыха старшеклассников в сты школ по-деловому, весь- каждом хозяйстве — такую ма самокритично говорили о цель поставили в районе, том, что сделано и еще пред- Более конкретным и весо- стоит сделать по осущест- мым, отмечали выступающие, влению школьной реформы, должен стать и труд школь- Два главных направления ннков в ученических произ- выделили они в работе учи- водственных бригадах. Не тельских партийных органи- надо забывать о том, что та- зации —- повышение каче- кие ребячьи коллективы пре- спва обучения и улучшение ж де всего являются хорошей трудовой профессиональной школой воспитания, основан- подготовки учащихся. ной на принципах ребячьего Школьная реформа со самоуправления. Долг учи- всей серьезностью предъяви- тельских партийных органи- ла новые требования к каж- заций умело развивать и на- КГ1СС «О дальнейшем улуч шении партийного руковод ства комсомолом и повыше нии его роли в коммунисти ческом воспитании молоде жи». Работники народного про свещения Лев-Толстовского района немало сделали и для профессиональной подготов ки молодой смены. В пер спективном плане осущест вления школьной реформы в области намечено создать филиалы ОПТУ в каждом районе. В Лев-Толстовском районе одними из первых воплотили задуманное в жизнь. Более трех лет дейст вует здесь филиал Данковско- го СПТУ-9. В нынешнем го ду райком партии, райис полком направили усилия строителей, базовых хо зяйств на то, чтобы сделать филиал во всем отвечаю щим требованиям учебно- воспитательного процесса. Сейчас филиал располагает учебными мастерскими, ка бинетами, всеми технически ми средствами, сельхозтех никой. К услугам учащихся — хорошее общежитие, спортивный комплекс, ком наты отдыха, столовая и т. д. И что примечательно, новое учебное заведение пользуется авторитетом у выпускников местных сель ских школ, в этом году в нем более ста юношей и де вушек будут обучаться про фессиям, нужным селу: ме ханизатора, шофера, повара, швеи. Участники собрания говорили о дальнейшем ук реплении связей школ с пед коллективом филиала СПТУ, призванного стать основной кузницей рабочих кадров для сел района. На собрании учителей коммунистов было принято обращение ко всем педаго гам района — настойчиво совершенствовать формы методы идейного, трудового, нравственного и эстетическо го воспитания учащихся в свете задач реформы совет ской школы. В работе собрания учите- лей-коммунистов приняли участие секретарь обкома КПСС Р. Е. Злобина, пер вый секретарь Лев-Тол- стовского райкома партии Э. С. Чернышов. Л. ДУБИНА. Н ЕДАВНО в одном из агитпунктов мне пришлось слу шать беседу «Два мира — две демократии». Агитатор, молодая учительница, бой ко рассказала о преимущест вах социалистической демо кратии перед буржуазной. Напомнила об избирательных системах в капиталистиче ских странах, о том, что многие политические партии, в том числе коммунистиче ские, имеют право участво вать в выборах. Агитатор правильно отметил, что это стало возможным благодаря героической борьбе рабоче го класса за свои права. А введение некоторых демо кратических свобод-— это лишь ширма «свободного ми ра». Все верно. Но, к доса де, при разъяснении некото рых аспектов буржуазной демократии агитатор так ув леклась, что нарушила меру в изложении материала. Большую часть времени она рассказывала об избиратель ной системе капиталистиче ских стран и почти совсем не уделила внимания осно вам и принципам советской демократии. Другой пример. В одной из школ основ, марксизма- ленинизма при обсуждении вопроса об общих закономер ностях построения социа лизма и коммунизма воз- . никла дискуссия о моделях социализма. Пока полемика не выходила за рамки обсуж дения общих закономерно стей построения социализ ма в СССР, чувствовалась ведущая роль пропагандиста на занятии. Но когда речь зашла о моделях социализ ма, которые сегодня пред лагают реформисты и реви зионисты, пропагандист бы стро свернул дискуссию и пояснил, что она будет про должена на следующем за нятии из-за того, что к об суждению вопроса не готов. Таким образом, по Биие пропагандиста был упущен важный момент воспитания убежденности слушателей. Конечно, на следующем за нятии вопрос будет рассмот рен, но не состоится - эмо ционально приподнятого об суждения, у слушателей не возникнет желания во всем дойти самим до существа проблемы. + Слесарь-сборщик Липецко го завода пусковых двигате лей Иван Михайлович Кукин является передовиком пред приятия. Ответственные опе рации выполняет он на сбор ке — от их качества зависит надежность выпуска емых здесь агрегатов. С этой задачей Иван Михайлович справляется успешно. НА СНИМКЕ: слесарь- сборщик И. М. Кукин. Фото А. ЩУРОВА. + В статье «Эксперимент расширяет границы», опуб ликованной 24 августа, мы рассказали о том, как на елец ком заводе «Гидропривод» внедряют опыт предприятий, участвующих в крупномасштабном экономическом эк сперименте. К сожалению, не везде столь ответственно подходят к перестройке хозяйственного механизма. Об этом говорится во второй статье нашего собственного корреспондента. говорили о том, как перест роили применительно к усло виям эксперимента •> работу отдела сбыта на заводе «Гидропривод». Но, в отли чие от гидроприводцев, агре гатчики не спешат за опы том к соседям. Хотя отдел не тому, кто точно выполнил все договорные обязательст ва, а тому, кто обеспечил наибольший объем производ ства, даже сорвав план по ставок. Ясно, что такой по бедитель _ мнимый: ведь — лишняя продукция, произве- А КА К ВЫ ВНЕДРЯЕТЕ ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ? 2 . У П О В А Я НА СТАРИНКУ З АВОД ' тракторных гидроагрегатов счита ют в Ельце «трудным». Планы у него напряженные, спрос за их выполнение строгий: приходится иметь дело с такими смежниками, как тракторные заводы. Не допоставка комплектующих тут просто недопустима. Тем не менее, ельчане в послед ние годы много раз ставили своих партнеров в тупиковое положение. И ныне план се ми месяцев сорван. Задание по реализации продукции с учетом поставок выполнено всего на 92,5 процента. Смежникам недопоставлено десятки тысяч гидроцилинд ров всех марок и типоразме ров. Во множестве телеграмм, приходящих в эти дни на за вод, в партийные, советские органы, потребители бьют тревогу. Это нетерпимо. Тем более, что всего через несколько месяцев заводчанам, как и всем работникам отрасли, придется включиться в эко номический эксперимент, во много раз усиливающий от ветственность коллектива за результаты работы. "Доста точно сказать, что от них самих теперь полностью бу дет зависеть фонд зарплаты: произведешь больше продук ции — увеличится, меньше — снизится. Ситуацию, по добную нынешней, когда, не выполнив план, перерасходо вали 26 тысяч рублей за работной платы, условия эк сперимента исключают. Слу чись такое в будущем году — заводчане стояли бы пе ред дилеммой: не платить зарплату или срочно сокра щать численность работни ков. В чем причина сегодняш них сложностей предпри ятия? — Во-первых, сказывает ся нехватка производствен ных мощностей, — отвечает директор завода А. С. Ма лахов. — Во-вторых, недо статки в планировании. План по номенклатуре более, чем на полтора миллиона пре вышает задание по объему производства в рублях. Как работать в таких условиях? Итак, не хватает произ водственных мощностей. Можно ли всерьез говорить об этом, когда новый корпус гндроцилиндров, введенный в нынешней пятилетке. не используется и наполовину мощности, когда вполсилы эксплуатируется механосбо рочный корпус, построен ный чуть ранее? Что же ка сается «нестыковки» планов, то тут дело серьезное. По ложение, в которое попали агрегатчики, несмотря на его парадоксальность, пока, чего греха таить, встречается до вольно часто. Говоря кратко, оно — от несовершенства ныне действующего хозяйст венного механизма, отладить который и надлежит в ходе крупномасштабного экспери мента. Одно из условий его — как раз тщательная про работка планов, исключаю щая всякие произвольные решения. Обеспечьте всем необходимым и тогда пред приятие заработает в пол ную меру своих мощностей. И только при этом условии можно будет по-настоящему спрашивать за срыв. Вот по чему нельзя не согласиться с тем, что «волевое» плани рование, не подкрепленное никакими фондами, недопу стимо. Правда, у агрегатчиков обстановка все-таки несколь ко иная: они не только не выполняют план по номен клатуре, но и с объемными показателями не справились. За семь месяцев недодано товарной продукции более, чем на полмиллиона рублей. Если в прошлые годы объ ем производства рос в сред нем на 5—7 процентов, то ныне он увеличился по срав нению с тем же периодом 1983 года лишь на 1,3 про цента. Выходит, объектив ных причин для оправдания у коллектива нет. А многие беды предприятия идут от просчетов организаторов производства, нежелания его руководителей учиться у других, перенимать пере довой опыт. В первой статье мы уже сбыта на агрегатном — одно из наиболее «узких» мест производства. Вывозка про дукции, как правило, интен сивно производится лишь в середине и в конце месяца, что неизбежно ведет к нех ватке автотранспорта, кон тейнеров, других средств. Основная ставка при отгруз ке продукции делается на крупные заказы, мелкие же подолгу задерживаются, что не может не сказываться на показателях. Не лучшим образом об стоит дело с техническим перевооружением. План орг- мероприятий полностью не выполнен в прошлом году, лишь наполовину реализован нынче. Не удивительно, что уровень механизации произ водственных процессов со ставляет здесь всего 56 про центов, что задания по сни жению трудоемкости про дукции постоянно оказыва ются неосуществленными. Не удосужились на агре гатном познакомиться и с организацией социалистиче ского соревнования на пред приятиях, участвующих в эксперименте. А ведь поу читься там есть чему: оста вив для каждого подразделе ния несколько главных пока зателей, электрохимики, к примеру, резко повысили действенность трудового со перничества. На агрегатном же условия соревнования включают около двадцати (!) различных пунктов: от вы полнения плана по номенкла туре до участия в шефстве. Причем, определение победи телей ведется по чрезвычай но сложной «балльной» си стеме, способной начисто ни велировать различия между «хорошо» и «плохо» рабо тающим коллективом. При этом отдается предпочтение денная им, будет лежать без пользы на заводском складе, а часть заказов останется не выполненной. Полная неразбериха и не определенность на заводе в отношении бригадной формы организации труда, без осво ения которой фактически нельзя приступать к экспе рименту. Судите сами. Более половины из имеющихся 150 бригад числятся хозрасчет ными, однако хозрасчет этот неполный и большей частью формальный: бригадам обсчи тывается объем производства, фонд заработной платы и лишь в отдельных случаях — расход основных и вспо могательных материалов. Од нако учет этот ведется нор мировщиками, бригадиры только получают задание на объем производства и фонд зарплаты. Сколько взять для выполнения плана технологи ческих материалов, инстру мента, сколько сэкономлено или перерасходовано, брига дир, не говоря уж о рядовых раоочих, не знает. Не выпла чивают здесь и премию за экономию. Стоит ли доказы вать, что все это .отнюдь не способствует воспитанию лю дей в духе хозяйской расчет ливости, не приучает к бе режливости? Весьма вольно толкуют на предприятии вопросы оплаты труда в бригадах. Казалось бы, есть четкие положения, есть хорошо зарекомендо вавший себя опыт на том же элементном заводе, на «Гид роприводе». Там, распреде ляя заработок по коэффи циенту трудового участия, добиваются слаженной высо копроизводительной работы, обеспечивают заинтересо ванность каждого в конечных результатах Есть такие бригады и на агрегатном. Так, на единый наряд трудит ся бригада В. Н. Александ рова из первого цеха, ряд других коллективов. Но, в основном, в бригадах царит та же сдельщина, что и до их создания. Типичное при знание на этот счет довелось услышать, к примеру, от ра бочего В. В, Розенталя, чис лящегося в бригаде А. Н, Першина. — У нас ясе получают столько, сколько заработали сами, — заявил он. — Для этого и учет ведется по каж дому рабочему отдельно. А КТУ почти не применяем. Премию все одинаково полу чают, по усмотрению брига дира и мастера.« Такое же положение, как выяснилось, и в бригаде, воз главляемой председателем заводского совета бригадиров А. И. Карпухиным. Разница в зарплате при одинаково от работанном времени здесь достигает... 200 рублей. А все дело в том, что один, как прежде, выполняет «выгод ные» заказы, а другой занят на малооплачиваемых опера циях. Ни о какой взаимоза меняемости, помощи друг другу тут, понятно, и речи нет. Отсюда и регулярные срывы планов, текучесть кадров. Есть и другие отрицатель ные последствия формально го отношения к созданию бригад. Успокоив себя тем, что большая часть рабочих (68 процентов) объединена в бригады, здесь ослабили работу по нормированию индивидуального труда. Нор мы подолгу не пересматрива ются, около 20 процентов их являются опытно-статисти ческими. А как мы убеди лись, уповать на единый на ряд с его укрупненными нор мами особенно не приходит ся: чаще всего это видимость, прикрывающая индивиду альную сдельщину. Послед няя же на нынешнем этапе хозяйствования себя изжила, и остается лишь удивляться, как не понимают этого на агрегатном. ...В последние дни на за воде заговорили о необходи мости подготовки к экспери менту. При мне директор А. С. Малахов дал указание своему заместителю К. М. Халитовой готовить экономи ческое совещание. Это, ко нечно, похвально. Но ведь одними совещаниями дела, не поправишь. Коллектив нуждается в коренном улуч шении стиля хозяйственного руководства, устранении при чин, метающих ему рабо тать стабильно и с высокой отдачей. А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». ИДЕО ЛОГИЧЕ СКАЯ РАБОТА: ОПЫТ, ПРОБ ЛЕМЫ ДОЛГ ПРОПАГАНДИСТА Июньский (1983 г.) Пле нум ЦК КПСС потребовал от партийных организаций, идеологического актива, всех коммунистов наладить хоро шо продуманную и эффек тивную систему контрпропа ганды. В современных условиях особую опасность представ ляют теоретические измыш ления буржуазных идеологов в отношении общих законо мерностей перехода различ ных стран к социализму и коммунизму, теорий, отри цающих руководящую роль марксистско-ленинских пар тий. Нельзя сбрасывать со счетов и откровенно ' враж дебные социализму концеп ции «о советской военной угрозе», «о правах человека в социалистических стра нах», «о терроризме» и дру гие. Всем этим вымыслам наших идеологических про тивников мы должны про тивопоставить пропаганду советского образа жизни, до стижений социализма, реаль ность нашей действительно сти. Пропагандист вправе спро сить, где можно детально ознакомиться с критикой ан тимарксистских теорий с тем, чтобы использовать этот материал в контрпропаганди стской работе? Недавно в «Политиздате» вышла книга «Актуальные вопросы современной идео логической борьбы». В ней дан обстоятельный разбор фальсификации марксизма- ленинизма по главным воп росам теории и практики КПСС в области внутренней и внешней политики, разоб лачается лживость совре менного антикоммунизма и антисоветизма, оппортуниз ма и ревизионизма, социал- реформизма, маоизма и сио низма. В книге — богатый материал, который должен знать каждый пропагандист. Но, естественно, мало толь ко изучить его. Важно умело использовать этот материал в своей пропагандистской ра боте. Разоблачение враждеб ных взглядов,' идей, теорий лучшие пропагандисты нашей области проводят в форме комментирования и критиче ского разбора. Действенным методом яв ляется метод критического разбора. Провести критиче ский разбор означает вскрыть несостоятельность методоло гии наших противников, вы явить цели, которые прес ледуются враждебной про пагандой, показать, какой политический и идеологиче ский эффект ожидает про тивник от той или иной враждебной нам акции. Итогом критики должны быть выводы, раскрываю щие реакционность, вред ность и лживость буржуаз ных концепций. Вводя кри тику в свое выступление, пропагандист обязан позабо титься и о том, чтобы в ходе изложения дать «бой» той терминологии, которой поль зуются буржуазные идеоло ги. Известно, что в совре менных условиях апологеты капитализма вполне созна тельно вводят в свои тексты марксистско- ленинскую тер минологию с тем, чтобы об мануть, ввести в заблужде ние народные массы. В ре чах государственных деяте лей капиталистических стран все чаще можно слышать слова «новый курс», «новые горизонты и цели», «новые рубежи». В научные трак таты взамен термина «ка питализм», вызывающего не гативную реакцию читате лей, все чаще вводятся та кие нейтральные понятия, как «постиндустриальное об щество», «общество технот ронной эры», «общество больших возможностей» и т. д. Больше того, капита лизм называется народным, гуманным, демократиче ским. Стоит ли говорить о том, как хитро маскируется капитализм? И нам, пропа гандистам, необходимо ис пользовать все возможности, чтобы в любом выступле нии, в любой аудитории да вать развернутую критику и разоблачать извращения буржуазных идеологов. Успешное осуществление задач коитрпропаганды в решающей степени зависит от кадров, их подбора и уче бы. У нас в области этому вопросу уделяется большое внимание. Так, в университе те марксизма-ленинизма об кома КПСС на курсах повы шения квалификации пропа гандистских кадров читаются специальные курсы и прово дятся собеседования по ак туальным вопросам совре менной идеологической борь бы. Задача состоит в том, чтобы к этим проблемам привлечь внимание каждого пропагандиста, научить их методике этой работы. И важное место в методической закалке лекторов, агитато ров должны занять библио теки, особенно библиотеки партийных комитетов. Для идейной подготовки пропа гандистов надо использовать также и печать, радио. ^Сейчас развернулась под готовка к началу нового учеб ного года в системе полити ческого ' и экономического образования. В ходе ее лек торы, политинформаторы, агитаторы, пропагандисты ве дут большую разъяснитель ную работу по вопросам меж- дународиой и внутренней жизни страны. Все эти лек ции, беседы должны быть направлены на то, чтобы усилить воспитание у совет ских людей классовой нена висти к врагу, высокой поли тической бдительности. В. МАКАРШИН, преподаватель методики партийной учебы универ ситета марксизма-лениниз ма обкома КПСС. П АР- НЕ ОТДЫХАЮЩЕЕ ПОЛЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.) тавилн в колхозе 390 гекта ров чистых паров. Нам воз- мечталось, может быть впер вые в жизни, осуществить на них весь комплекс работ. Поля были взяты на ком плексное агрохимическое об служивание — райобъедине- нием «Сельхозхимия». Уже в марте оно вывезло сюда навоз. Но... потом до 15 ию ня не удосужилось внести его. Что было делать? При шлось напомнить о праве взимать неустойку за нару шение договорных обязатель ств. Зашевелились. Словом, проблем было немало. Тем не менее программу удалось в целом осуществить. Пары произвестковали, профосфо- ритовали, внесли органику и минеральные удобрения. Ле том провели четыре обработ ки, постепенно уменьшая заглубление лап культива тора. С весны посевы неод нократно подкармливали азотом. Не буду подробно описывать всех агроприемов, они в принципе ■ соответству ют рекомендациям возделы вания озимых культур по интенсивной технологии, ко торые приняты на недавнем Всероссийском семинаре в Липецке. Одно отличие: по постоянной колее мы рабо тали лишь на ста гектарах пшеницы, на остальных мас сивах — с помощью авиации. И вот теперь урожай уб ран. Откровенно говоря, до 60—70 центнеров зерна с гектара пека далеко. И все же я доволен. Во-первых, все озимые на паровых по лях выжили, выстояли, хотя и осень была сухой, и зима бесснежной, и первый дождь выпал лишь в июле, когда уже начался налив зерна. Раньше озимые погибали да же при более благоприятных условиях. Во-вторых, полу чено по 20 центнеров зер на с гектара — значительно больше, чем ячменя или ов са. Содержание клейковины 27—30 процентов. Уверен: не подведи нас погода, взя ли бы с гектара по 45—50 центнеров сильного зерна! Еще одно наблюдение: на всех участках озимой пше ницы по пару разница в урожайности составила не десятки центнеров, а лишь килограммы. Значит, повсе местно был обеспечен «пото лок» урожайности в сложив шихся условиях. До сих пор пестрота казалась чем-то не избежным. Надо ли говорить, нас колько обогатил нас этот год опытом, верой в свои возможности? Конечно, нача ло есть начало, оно выявило немало просчетов в работе. И это хороший урок на бу дущее. Например, я понял, что ориентироваться только на «Сельхозхимию» пока нельзя, да и не успеет она сейчас обслужить всех. Зна чит, надо создавать в колхо зе свой отряд плодородия, с полным набором техники, обзаводиться агрохимиче ской службой, пусть хотя бы ее представляет всего один специалист. Для этого у нас все есть. Недостает только двух-трех навозоразбрасывателей КМО- 9, которые должны посту пать вместе с тракторами Т-150, но почему-то «оседа ют» на базе «Сельхозхн- мии», грейферного погрузчи ка, еЩе кое-каких мелочей. Кроме того, уже в ближай шем будущем нужно также строить помещение для ми неральных удобрений. Это можно бы сделать и на па ях с соседним колхозом име ни Кирова, поскольку у нас общая взлетная полоса с твердым покрытием. С пере ходом на постоянную колею потребуются также ряд но вых агрегатов. Здесь хочет ся быть оптимистом. Мысль о внедрении интенсивной тех нологии возделывания ози мых культур, о постоянной колее в прошлом году воз никла у нас поздновато — уже на пороге осеннего се ва. Тем не менее мы полу чили в достатке и гербици ды, и препараты против бо лезней, сорняков, и мине-, ральные удобрения. Значит, и теперь нам наверняка ока жут помощь. Как я понял из материа лов Всероссийского семина ра, интенсивная технология возделывания озимых пока еще носит характер опыта, который начат в прошлом году в колхозе «Заветы Иль ича» Липецкого района и на Липецкой государственной опытной станции. Ученые подготовили обстоятельные рекомендации, накопился опыт. Дело теперь' за нами, агрономами. И ясиее-ясиого, что начинать надо с начала — с чистых паров. В нашем колхозе площадь чистых паров увеличена те перь до 480 гектаров — во семь процентов пашни, по одному полю в каждом се вообороте. Эти поля — мы уверены — залог завтраш них успехов в производстве и зерна, и другой продукции полеводства. В. МАШТАЛЕР, главный агроном колхоза «Советская Россия» Добринскрго района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz