Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

А ВГУ СТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ С З А Б О Т О Й О МОЛО ДОЙ СМ ЕНЕ В районах области начались традиционные августов­ ские совещания учителей. Педагогические коллективы школ, профтехучилищ, внешкольных и дошкольных уч­ реждений обсуждают пути осуществления реформы об­ щеобразовательной и профессиональной школы. Актуаль­ ные вопросы воспитания подрастающего поколения дик­ туют и особый тон обсуждения — деловой, отмеченный большой общей заинтересованностью. дому учителю, но еще бо- правлять работу комсомоль­ ц е высокие—к учителю-ком- ских, пионерских организа- мунисту, призванному во ций, будить н поддерживать всем подавать пример това- их инициативу. На это и наце- рищам по работе. От его ливает постановление ЦК В ТОТ день, когда в Лев-Толстовском райо­ не проходило авгус­ товское собрание учителей- коммунистов, предваряющее традиционное районное педа­ гогическое совещание, посвя­ щенное началу нового учеб­ ного года, мне довелось по­ бывать в Топовской средней школе. Село Топки, что в совхозе «Пламя», за последние годы, можно сказать, возродилось к новой жизни. Еще недавно из него уезжали десятки се­ мей, а сейчас, десятками же семей, возвращаются в родные края. И все дело в тех гро­ мадных социально-культур­ ных переменах, что осуще­ ствлены в хозяйстве. Новые Топки — сегодня уютное и очень красивое се­ ло. Оно застроено по совре­ менному комплексному пла­ ну, в котором для жителей предусмотрены, как говорит­ ся, все блага городской ци­ вилизации. До райцентра и по самому селу пролегли хо­ рошие дороги, построены но­ вые дом быта, узел связи, медпункт, столовая, магазин. В центре несколько улиц из новых домов, с гаражами, приусадебными участками, любовно обихоженных сель­ чанами. Тянутся к солнцу молоды© березки, ивы, топо­ ля, у каждого дома — ковер цветов, приметы новой культуры современного села. Нынешние его проблемы, о которых мы говорили с учи­ телями местной школы, тоже весьма современны. Еще не­ давно совхоз устраивала школа-восьмилетка, а теперь она реорганизована в сред­ нюю, и пришла пора думать о ее расширении. Только в прошлом году в селе было сыграно четырнадцать сва­ деб и столько нее отпраздно­ вано новоселий. Тесновато становится в детском еаду- яслях, поскольку прибавляет­ ся год от года малышей, бу­ дущих хозяев Топок. Однако проблемы эти вполне разрешимы. С уве­ ренностью говорила об этом в тот же день, уже на рай­ онном собрании учителей- коммунистов, ветеран педа­ гогического труда, учитель­ ница ' Топовской 'средней школы, коммунист Ирина Севостьяиовна Жаворонко­ ва. Уверенность эта основана на крепких связях партий­ ной организации школы, пе­ дагогического коллектива с дирекцией, парткомом сов­ хоза «Пламя», во всем по­ могающих учителям. Школа хорошо подготовлена к ' 1 сентября. Пожалуй, во мно­ гом лучше, чем в предыду­ щие годы. Да и понятно, ведь нынешний учебный год — первый после принятия школьной реформы. Обнов­ лены все учебные кабинеты, в классах -г- новая мебель, инициативы, ответственного отношения к себе, всему де­ лу воспитания молодой сме­ ны, умения перспективно планировать, конкретно ре­ шать повседневные вопросы зависит очень и очень многое. Заслуженно назвала в своем докладе на собрании секретарь Лев-Толстовского райкома партии Л. М. Куз­ нецова имена таких комму- нистов-учителей, как В. И. Больных, Н. А ., Иванникова, В. К. Абрывалина (Лев-Тол- стовская средняя школа), В. П. Яковлева (Ильинская восьмилетняя школа), Н. Н. Вобоедова (Загрядчинская восьмилетняя школа) и дру­ гих. Их уроки во многом служат лабораторией педа­ гогического опыта, особенно для молодых'педагогов, их красивые шторы. Совхоз за- отношение к работе задаёт вершает строительство тара- тон всему стилю работы не­ жа для сельхозтехники, в дагогических коллективов ближайших планах — строи­ тельство мастерских. Нет важнее задачи для Славится в районе ученн- сельск°й школы, чем воепц- ческая производственная тание Достойной смены стар- бригада Топовской школы. У нее прекрасный учебно­ опытный участок. С нынеш­ него учебного года совхоз выделяет ей и новый уча­ сток земли с тем, чтобы ис­ пользовать его в условиях полного севооборота.’ Эта ке- шему поколению земледель­ цев. Не случайно среди луч­ ших педагогов-коммунистов немало было названо имен учителей-биологов, учителей труда. Учителя-коммунисты Н. М. Ермакова, А. М. Рас­ торгуева, например, нынеш- большая школа, ее дружный шш летом> н€ считаясь коллектив во главе с опыт­ ным директором, коммуни­ стом С. Ф. Керимовым, жи­ вет одними заботами с боль­ шим хозяйством. И не слу­ чайно многие ее выпускники избирают сельские профес­ сии, остаются в своем селе. Надо отметить, что вы­ ступление учительницы И. С. Жаворонковой с большим интересом было встречено ее коллегами. Оно как бы задало тон и всему собра­ нию, на котором коммуни- личным временем, воглавн- ли вновь организованные ла­ геря труда и отдыха стар­ шеклассников и сумели по­ ставить дело так, что ребя­ та получили хорошие навы­ ки работы животновода, по­ левода, их труд был по-на­ стоящему производитель­ ным и нужным хозяй­ ствам. Эти практические шаги по новой организации пятой трудовой четверти ре­ шено продолжить. Создать летние лагеря труда и от­ дыха старшеклассников в сты школ по-деловому, весь- каждом хозяйстве — такую ма самокритично говорили о цель поставили в районе, том, что сделано и еще пред- Более конкретным и весо- стоит сделать по осущест- мым, отмечали выступающие, влению школьной реформы, должен стать и труд школь- Два главных направления ннков в ученических произ- выделили они в работе учи- водственных бригадах. Не тельских партийных органи- надо забывать о том, что та- зации —- повышение каче- кие ребячьи коллективы пре- спва обучения и улучшение ж де всего являются хорошей трудовой профессиональной школой воспитания, основан- подготовки учащихся. ной на принципах ребячьего Школьная реформа со самоуправления. Долг учи- всей серьезностью предъяви- тельских партийных органи- ла новые требования к каж- заций умело развивать и на- КГ1СС «О дальнейшем улуч­ шении партийного руковод­ ства комсомолом и повыше­ нии его роли в коммунисти­ ческом воспитании молоде­ жи». Работники народного про­ свещения Лев-Толстовского района немало сделали и для профессиональной подготов­ ки молодой смены. В пер­ спективном плане осущест­ вления школьной реформы в области намечено создать филиалы ОПТУ в каждом районе. В Лев-Толстовском районе одними из первых воплотили задуманное в жизнь. Более трех лет дейст­ вует здесь филиал Данковско- го СПТУ-9. В нынешнем го­ ду райком партии, райис­ полком направили усилия строителей, базовых хо­ зяйств на то, чтобы сделать филиал во всем отвечаю­ щим требованиям учебно- воспитательного процесса. Сейчас филиал располагает учебными мастерскими, ка­ бинетами, всеми технически­ ми средствами, сельхозтех никой. К услугам учащихся — хорошее общежитие, спортивный комплекс, ком­ наты отдыха, столовая и т. д. И что примечательно, новое учебное заведение пользуется авторитетом у выпускников местных сель­ ских школ, в этом году в нем более ста юношей и де­ вушек будут обучаться про­ фессиям, нужным селу: ме­ ханизатора, шофера, повара, швеи. Участники собрания говорили о дальнейшем ук­ реплении связей школ с пед­ коллективом филиала СПТУ, призванного стать основной кузницей рабочих кадров для сел района. На собрании учителей коммунистов было принято обращение ко всем педаго­ гам района — настойчиво совершенствовать формы методы идейного, трудового, нравственного и эстетическо­ го воспитания учащихся в свете задач реформы совет­ ской школы. В работе собрания учите- лей-коммунистов приняли участие секретарь обкома КПСС Р. Е. Злобина, пер­ вый секретарь Лев-Тол- стовского райкома партии Э. С. Чернышов. Л. ДУБИНА. Н ЕДАВНО в одном из агитпунктов мне пришлось слу­ шать беседу «Два мира — две демократии». Агитатор, молодая учительница, бой­ ко рассказала о преимущест­ вах социалистической демо­ кратии перед буржуазной. Напомнила об избирательных системах в капиталистиче­ ских странах, о том, что многие политические партии, в том числе коммунистиче­ ские, имеют право участво­ вать в выборах. Агитатор правильно отметил, что это стало возможным благодаря героической борьбе рабоче­ го класса за свои права. А введение некоторых демо­ кратических свобод-— это лишь ширма «свободного ми­ ра». Все верно. Но, к доса­ де, при разъяснении некото­ рых аспектов буржуазной демократии агитатор так ув­ леклась, что нарушила меру в изложении материала. Большую часть времени она рассказывала об избиратель­ ной системе капиталистиче­ ских стран и почти совсем не уделила внимания осно­ вам и принципам советской демократии. Другой пример. В одной из школ основ, марксизма- ленинизма при обсуждении вопроса об общих закономер­ ностях построения социа­ лизма и коммунизма воз- . никла дискуссия о моделях социализма. Пока полемика не выходила за рамки обсуж­ дения общих закономерно­ стей построения социализ­ ма в СССР, чувствовалась ведущая роль пропагандиста на занятии. Но когда речь зашла о моделях социализ­ ма, которые сегодня пред­ лагают реформисты и реви­ зионисты, пропагандист бы­ стро свернул дискуссию и пояснил, что она будет про­ должена на следующем за­ нятии из-за того, что к об­ суждению вопроса не готов. Таким образом, по Биие пропагандиста был упущен важный момент воспитания убежденности слушателей. Конечно, на следующем за­ нятии вопрос будет рассмот­ рен, но не состоится - эмо­ ционально приподнятого об­ суждения, у слушателей не возникнет желания во всем дойти самим до существа проблемы. + Слесарь-сборщик Липецко­ го завода пусковых двигате­ лей Иван Михайлович Кукин является передовиком пред­ приятия. Ответственные опе­ рации выполняет он на сбор­ ке — от их качества зависит надежность выпуска­ емых здесь агрегатов. С этой задачей Иван Михайлович справляется успешно. НА СНИМКЕ: слесарь- сборщик И. М. Кукин. Фото А. ЩУРОВА. + В статье «Эксперимент расширяет границы», опуб­ ликованной 24 августа, мы рассказали о том, как на елец­ ком заводе «Гидропривод» внедряют опыт предприятий, участвующих в крупномасштабном экономическом эк­ сперименте. К сожалению, не везде столь ответственно подходят к перестройке хозяйственного механизма. Об этом говорится во второй статье нашего собственного корреспондента. говорили о том, как перест­ роили применительно к усло­ виям эксперимента •> работу отдела сбыта на заводе «Гидропривод». Но, в отли­ чие от гидроприводцев, агре­ гатчики не спешат за опы­ том к соседям. Хотя отдел не тому, кто точно выполнил все договорные обязательст­ ва, а тому, кто обеспечил наибольший объем производ­ ства, даже сорвав план по­ ставок. Ясно, что такой по­ бедитель _ мнимый: ведь — лишняя продукция, произве- А КА К ВЫ ВНЕДРЯЕТЕ ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ? 2 . У П О В А Я НА СТАРИНКУ З АВОД ' тракторных гидроагрегатов счита­ ют в Ельце «трудным». Планы у него напряженные, спрос за их выполнение строгий: приходится иметь дело с такими смежниками, как тракторные заводы. Не­ допоставка комплектующих тут просто недопустима. Тем не менее, ельчане в послед­ ние годы много раз ставили своих партнеров в тупиковое положение. И ныне план се­ ми месяцев сорван. Задание по реализации продукции с учетом поставок выполнено всего на 92,5 процента. Смежникам недопоставлено десятки тысяч гидроцилинд­ ров всех марок и типоразме­ ров. Во множестве телеграмм, приходящих в эти дни на за­ вод, в партийные, советские органы, потребители бьют тревогу. Это нетерпимо. Тем более, что всего через несколько месяцев заводчанам, как и всем работникам отрасли, придется включиться в эко­ номический эксперимент, во много раз усиливающий от­ ветственность коллектива за результаты работы. "Доста­ точно сказать, что от них самих теперь полностью бу­ дет зависеть фонд зарплаты: произведешь больше продук­ ции — увеличится, меньше — снизится. Ситуацию, по­ добную нынешней, когда, не выполнив план, перерасходо­ вали 26 тысяч рублей за­ работной платы, условия эк­ сперимента исключают. Слу­ чись такое в будущем году — заводчане стояли бы пе­ ред дилеммой: не платить зарплату или срочно сокра­ щать численность работни­ ков. В чем причина сегодняш­ них сложностей предпри­ ятия? — Во-первых, сказывает­ ся нехватка производствен­ ных мощностей, — отвечает директор завода А. С. Ма­ лахов. — Во-вторых, недо­ статки в планировании. План по номенклатуре более, чем на полтора миллиона пре­ вышает задание по объему производства в рублях. Как работать в таких условиях? Итак, не хватает произ­ водственных мощностей. Можно ли всерьез говорить об этом, когда новый корпус гндроцилиндров, введенный в нынешней пятилетке. не используется и наполовину мощности, когда вполсилы эксплуатируется механосбо­ рочный корпус, построен­ ный чуть ранее? Что же ка­ сается «нестыковки» планов, то тут дело серьезное. По­ ложение, в которое попали агрегатчики, несмотря на его парадоксальность, пока, чего греха таить, встречается до­ вольно часто. Говоря кратко, оно — от несовершенства ныне действующего хозяйст­ венного механизма, отладить который и надлежит в ходе крупномасштабного экспери­ мента. Одно из условий его — как раз тщательная про­ работка планов, исключаю­ щая всякие произвольные решения. Обеспечьте всем необходимым и тогда пред­ приятие заработает в пол­ ную меру своих мощностей. И только при этом условии можно будет по-настоящему спрашивать за срыв. Вот по­ чему нельзя не согласиться с тем, что «волевое» плани­ рование, не подкрепленное никакими фондами, недопу­ стимо. Правда, у агрегатчиков обстановка все-таки несколь­ ко иная: они не только не выполняют план по номен­ клатуре, но и с объемными показателями не справились. За семь месяцев недодано товарной продукции более, чем на полмиллиона рублей. Если в прошлые годы объ­ ем производства рос в сред­ нем на 5—7 процентов, то ныне он увеличился по срав­ нению с тем же периодом 1983 года лишь на 1,3 про­ цента. Выходит, объектив­ ных причин для оправдания у коллектива нет. А многие беды предприятия идут от просчетов организаторов производства, нежелания его руководителей учиться у других, перенимать пере­ довой опыт. В первой статье мы уже сбыта на агрегатном — одно из наиболее «узких» мест производства. Вывозка про­ дукции, как правило, интен­ сивно производится лишь в середине и в конце месяца, что неизбежно ведет к нех­ ватке автотранспорта, кон­ тейнеров, других средств. Основная ставка при отгруз­ ке продукции делается на крупные заказы, мелкие же подолгу задерживаются, что не может не сказываться на показателях. Не лучшим образом об­ стоит дело с техническим перевооружением. План орг- мероприятий полностью не выполнен в прошлом году, лишь наполовину реализован нынче. Не удивительно, что уровень механизации произ­ водственных процессов со­ ставляет здесь всего 56 про­ центов, что задания по сни­ жению трудоемкости про­ дукции постоянно оказыва­ ются неосуществленными. Не удосужились на агре­ гатном познакомиться и с организацией социалистиче­ ского соревнования на пред­ приятиях, участвующих в эксперименте. А ведь поу­ читься там есть чему: оста­ вив для каждого подразделе­ ния несколько главных пока­ зателей, электрохимики, к примеру, резко повысили действенность трудового со­ перничества. На агрегатном же условия соревнования включают около двадцати (!) различных пунктов: от вы­ полнения плана по номенкла­ туре до участия в шефстве. Причем, определение победи­ телей ведется по чрезвычай­ но сложной «балльной» си­ стеме, способной начисто ни­ велировать различия между «хорошо» и «плохо» рабо­ тающим коллективом. При этом отдается предпочтение денная им, будет лежать без пользы на заводском складе, а часть заказов останется не­ выполненной. Полная неразбериха и не­ определенность на заводе в отношении бригадной формы организации труда, без осво­ ения которой фактически нельзя приступать к экспе­ рименту. Судите сами. Более половины из имеющихся 150 бригад числятся хозрасчет­ ными, однако хозрасчет этот неполный и большей частью формальный: бригадам обсчи­ тывается объем производства, фонд заработной платы и лишь в отдельных случаях — расход основных и вспо­ могательных материалов. Од­ нако учет этот ведется нор­ мировщиками, бригадиры только получают задание на объем производства и фонд зарплаты. Сколько взять для выполнения плана технологи­ ческих материалов, инстру­ мента, сколько сэкономлено или перерасходовано, брига­ дир, не говоря уж о рядовых раоочих, не знает. Не выпла­ чивают здесь и премию за экономию. Стоит ли доказы­ вать, что все это .отнюдь не способствует воспитанию лю­ дей в духе хозяйской расчет­ ливости, не приучает к бе­ режливости? Весьма вольно толкуют на предприятии вопросы оплаты труда в бригадах. Казалось бы, есть четкие положения, есть хорошо зарекомендо­ вавший себя опыт на том же элементном заводе, на «Гид­ роприводе». Там, распреде­ ляя заработок по коэффи­ циенту трудового участия, добиваются слаженной высо­ копроизводительной работы, обеспечивают заинтересо­ ванность каждого в конечных результатах Есть такие бригады и на агрегатном. Так, на единый наряд трудит­ ся бригада В. Н. Александ­ рова из первого цеха, ряд других коллективов. Но, в основном, в бригадах царит та же сдельщина, что и до их создания. Типичное при­ знание на этот счет довелось услышать, к примеру, от ра­ бочего В. В, Розенталя, чис­ лящегося в бригаде А. Н, Першина. — У нас ясе получают столько, сколько заработали сами, — заявил он. — Для этого и учет ведется по каж­ дому рабочему отдельно. А КТУ почти не применяем. Премию все одинаково полу­ чают, по усмотрению брига­ дира и мастера.« Такое же положение, как выяснилось, и в бригаде, воз­ главляемой председателем заводского совета бригадиров А. И. Карпухиным. Разница в зарплате при одинаково от­ работанном времени здесь достигает... 200 рублей. А все дело в том, что один, как прежде, выполняет «выгод­ ные» заказы, а другой занят на малооплачиваемых опера­ циях. Ни о какой взаимоза­ меняемости, помощи друг другу тут, понятно, и речи нет. Отсюда и регулярные срывы планов, текучесть кадров. Есть и другие отрицатель­ ные последствия формально­ го отношения к созданию бригад. Успокоив себя тем, что большая часть рабочих (68 процентов) объединена в бригады, здесь ослабили работу по нормированию индивидуального труда. Нор­ мы подолгу не пересматрива­ ются, около 20 процентов их являются опытно-статисти­ ческими. А как мы убеди­ лись, уповать на единый на­ ряд с его укрупненными нор­ мами особенно не приходит­ ся: чаще всего это видимость, прикрывающая индивиду­ альную сдельщину. Послед­ няя же на нынешнем этапе хозяйствования себя изжила, и остается лишь удивляться, как не понимают этого на агрегатном. ...В последние дни на за­ воде заговорили о необходи­ мости подготовки к экспери­ менту. При мне директор А. С. Малахов дал указание своему заместителю К. М. Халитовой готовить экономи­ ческое совещание. Это, ко­ нечно, похвально. Но ведь одними совещаниями дела, не поправишь. Коллектив нуждается в коренном улуч­ шении стиля хозяйственного руководства, устранении при­ чин, метающих ему рабо­ тать стабильно и с высокой отдачей. А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». ИДЕО ЛОГИЧЕ СКАЯ РАБОТА: ОПЫТ, ПРОБ ЛЕМЫ ДОЛГ ПРОПАГАНДИСТА Июньский (1983 г.) Пле­ нум ЦК КПСС потребовал от партийных организаций, идеологического актива, всех коммунистов наладить хоро­ шо продуманную и эффек­ тивную систему контрпропа­ ганды. В современных условиях особую опасность представ­ ляют теоретические измыш­ ления буржуазных идеологов в отношении общих законо­ мерностей перехода различ­ ных стран к социализму и коммунизму, теорий, отри­ цающих руководящую роль марксистско-ленинских пар­ тий. Нельзя сбрасывать со счетов и откровенно ' враж­ дебные социализму концеп­ ции «о советской военной угрозе», «о правах человека в социалистических стра­ нах», «о терроризме» и дру­ гие. Всем этим вымыслам наших идеологических про­ тивников мы должны про­ тивопоставить пропаганду советского образа жизни, до­ стижений социализма, реаль­ ность нашей действительно­ сти. Пропагандист вправе спро­ сить, где можно детально ознакомиться с критикой ан­ тимарксистских теорий с тем, чтобы использовать этот материал в контрпропаганди­ стской работе? Недавно в «Политиздате» вышла книга «Актуальные вопросы современной идео­ логической борьбы». В ней дан обстоятельный разбор фальсификации марксизма- ленинизма по главным воп­ росам теории и практики КПСС в области внутренней и внешней политики, разоб­ лачается лживость совре­ менного антикоммунизма и антисоветизма, оппортуниз­ ма и ревизионизма, социал- реформизма, маоизма и сио­ низма. В книге — богатый материал, который должен знать каждый пропагандист. Но, естественно, мало толь­ ко изучить его. Важно умело использовать этот материал в своей пропагандистской ра­ боте. Разоблачение враждеб­ ных взглядов,' идей, теорий лучшие пропагандисты нашей области проводят в форме комментирования и критиче­ ского разбора. Действенным методом яв­ ляется метод критического разбора. Провести критиче­ ский разбор означает вскрыть несостоятельность методоло­ гии наших противников, вы­ явить цели, которые прес­ ледуются враждебной про­ пагандой, показать, какой политический и идеологиче­ ский эффект ожидает про­ тивник от той или иной враждебной нам акции. Итогом критики должны быть выводы, раскрываю­ щие реакционность, вред­ ность и лживость буржуаз­ ных концепций. Вводя кри­ тику в свое выступление, пропагандист обязан позабо­ титься и о том, чтобы в ходе изложения дать «бой» той терминологии, которой поль­ зуются буржуазные идеоло­ ги. Известно, что в совре­ менных условиях апологеты капитализма вполне созна­ тельно вводят в свои тексты марксистско- ленинскую тер­ минологию с тем, чтобы об­ мануть, ввести в заблужде­ ние народные массы. В ре­ чах государственных деяте­ лей капиталистических стран все чаще можно слышать слова «новый курс», «новые горизонты и цели», «новые рубежи». В научные трак­ таты взамен термина «ка­ питализм», вызывающего не­ гативную реакцию читате­ лей, все чаще вводятся та­ кие нейтральные понятия, как «постиндустриальное об­ щество», «общество технот­ ронной эры», «общество больших возможностей» и т. д. Больше того, капита­ лизм называется народным, гуманным, демократиче­ ским. Стоит ли говорить о том, как хитро маскируется капитализм? И нам, пропа­ гандистам, необходимо ис­ пользовать все возможности, чтобы в любом выступле­ нии, в любой аудитории да­ вать развернутую критику и разоблачать извращения буржуазных идеологов. Успешное осуществление задач коитрпропаганды в решающей степени зависит от кадров, их подбора и уче­ бы. У нас в области этому вопросу уделяется большое внимание. Так, в университе­ те марксизма-ленинизма об­ кома КПСС на курсах повы­ шения квалификации пропа­ гандистских кадров читаются специальные курсы и прово­ дятся собеседования по ак­ туальным вопросам совре­ менной идеологической борь­ бы. Задача состоит в том, чтобы к этим проблемам привлечь внимание каждого пропагандиста, научить их методике этой работы. И важное место в методической закалке лекторов, агитато­ ров должны занять библио­ теки, особенно библиотеки партийных комитетов. Для идейной подготовки пропа­ гандистов надо использовать также и печать, радио. ^Сейчас развернулась под­ готовка к началу нового учеб­ ного года в системе полити­ ческого ' и экономического образования. В ходе ее лек­ торы, политинформаторы, агитаторы, пропагандисты ве­ дут большую разъяснитель­ ную работу по вопросам меж- дународиой и внутренней жизни страны. Все эти лек­ ции, беседы должны быть направлены на то, чтобы усилить воспитание у совет­ ских людей классовой нена­ висти к врагу, высокой поли­ тической бдительности. В. МАКАРШИН, преподаватель методики партийной учебы универ­ ситета марксизма-лениниз­ ма обкома КПСС. П АР- НЕ ОТДЫХАЮЩЕЕ ПОЛЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.) тавилн в колхозе 390 гекта­ ров чистых паров. Нам воз- мечталось, может быть впер­ вые в жизни, осуществить на них весь комплекс работ. Поля были взяты на ком­ плексное агрохимическое об­ служивание — райобъедине- нием «Сельхозхимия». Уже в марте оно вывезло сюда навоз. Но... потом до 15 ию­ ня не удосужилось внести его. Что было делать? При­ шлось напомнить о праве взимать неустойку за нару­ шение договорных обязатель­ ств. Зашевелились. Словом, проблем было немало. Тем не менее программу удалось в целом осуществить. Пары произвестковали, профосфо- ритовали, внесли органику и минеральные удобрения. Ле­ том провели четыре обработ­ ки, постепенно уменьшая заглубление лап культива­ тора. С весны посевы неод­ нократно подкармливали азотом. Не буду подробно описывать всех агроприемов, они в принципе ■ соответству­ ют рекомендациям возделы­ вания озимых культур по интенсивной технологии, ко­ торые приняты на недавнем Всероссийском семинаре в Липецке. Одно отличие: по постоянной колее мы рабо­ тали лишь на ста гектарах пшеницы, на остальных мас­ сивах — с помощью авиации. И вот теперь урожай уб­ ран. Откровенно говоря, до 60—70 центнеров зерна с гектара пека далеко. И все же я доволен. Во-первых, все озимые на паровых по­ лях выжили, выстояли, хотя и осень была сухой, и зима бесснежной, и первый дождь выпал лишь в июле, когда уже начался налив зерна. Раньше озимые погибали да­ же при более благоприятных условиях. Во-вторых, полу­ чено по 20 центнеров зер­ на с гектара — значительно больше, чем ячменя или ов­ са. Содержание клейковины 27—30 процентов. Уверен: не подведи нас погода, взя­ ли бы с гектара по 45—50 центнеров сильного зерна! Еще одно наблюдение: на всех участках озимой пше­ ницы по пару разница в урожайности составила не десятки центнеров, а лишь килограммы. Значит, повсе­ местно был обеспечен «пото­ лок» урожайности в сложив­ шихся условиях. До сих пор пестрота казалась чем-то не­ избежным. Надо ли говорить, нас­ колько обогатил нас этот год опытом, верой в свои возможности? Конечно, нача­ ло есть начало, оно выявило немало просчетов в работе. И это хороший урок на бу­ дущее. Например, я понял, что ориентироваться только на «Сельхозхимию» пока нельзя, да и не успеет она сейчас обслужить всех. Зна­ чит, надо создавать в колхо­ зе свой отряд плодородия, с полным набором техники, обзаводиться агрохимиче­ ской службой, пусть хотя бы ее представляет всего один специалист. Для этого у нас все есть. Недостает только двух-трех навозоразбрасывателей КМО- 9, которые должны посту­ пать вместе с тракторами Т-150, но почему-то «оседа­ ют» на базе «Сельхозхн- мии», грейферного погрузчи­ ка, еЩе кое-каких мелочей. Кроме того, уже в ближай­ шем будущем нужно также строить помещение для ми­ неральных удобрений. Это можно бы сделать и на па­ ях с соседним колхозом име­ ни Кирова, поскольку у нас общая взлетная полоса с твердым покрытием. С пере­ ходом на постоянную колею потребуются также ряд но­ вых агрегатов. Здесь хочет­ ся быть оптимистом. Мысль о внедрении интенсивной тех­ нологии возделывания ози­ мых культур, о постоянной колее в прошлом году воз­ никла у нас поздновато — уже на пороге осеннего се­ ва. Тем не менее мы полу­ чили в достатке и гербици­ ды, и препараты против бо­ лезней, сорняков, и мине-, ральные удобрения. Значит, и теперь нам наверняка ока­ жут помощь. Как я понял из материа­ лов Всероссийского семина­ ра, интенсивная технология возделывания озимых пока еще носит характер опыта, который начат в прошлом году в колхозе «Заветы Иль­ ича» Липецкого района и на Липецкой государственной опытной станции. Ученые подготовили обстоятельные рекомендации, накопился опыт. Дело теперь' за нами, агрономами. И ясиее-ясиого, что начинать надо с начала — с чистых паров. В нашем колхозе площадь чистых паров увеличена те­ перь до 480 гектаров — во­ семь процентов пашни, по одному полю в каждом се­ вообороте. Эти поля — мы уверены — залог завтраш­ них успехов в производстве и зерна, и другой продукции полеводства. В. МАШТАЛЕР, главный агроном колхоза «Советская Россия» Добринскрго района.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz