Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Ш ко ль ную реформу—в де й ст вие Н А К А Н У Н Е ПЕРВОСЕНТ ЯБРЬСК ОГО З В О Н К А Успешное претворение в жизнь реформы общеобразо вательной и профессиональной школы требует соз дания дополнительной учебно-материальной базы, строительства новых школьных зданий, внешколь ных и дошкольных учреждений. Первого сентября в об ласти сядут за парты сотни детей шестилетнего возраста. Значительно должны быть расширены возможности учебных мастерских, кабинетов трудового обучения. Что же'делается, чтобы ре шить эту задачу? В област ном отделе народного образо вания нам сообщилй, что к началу нового учебного го да планируется сдать в экс плуатацию 7 школ на 3550 мест и ряд пристроек при / ^существующих учебных зда- ’ниях. Большинство объектов просвещения находится в стадии завершения строитель ства. В эти дни, пожалуй, нет такого населенного пункта, где бы не чувствовалось приближение первого сен тября, Дня знаний, который мы впервые в этом году бу дем широко отмечать. Много сейчас дел у дирек тора Липецкой спелней шко лы № 63 Ф. Г. Игумнова. Современное учебное здание на 1176 мест строится в двадцатом микрорайоне. В эти дни на объекте можно увидеть не только строите лей треста «Шилстрой». Сю да ежедневно приходят и их помощники: родители, уча щиеся. У всех одно желание: чтобы школа распахнула две ри первого сентября, была красивой и нарядной в но вом, таком же красивом мик- ~ч, рорайоне, где получили квар-„ . у тиры в основном молодые семьи. А это верный залог того, что контингент учащих ся будет расти с каждым го дом. Недавно Федор Григорье вич- возвратился из поездки, заказал новую мебель. Хло поты его не напрасны. Наряд принят, мебель уже поступа ет. Строители из треста «Шилстрой» не новички в школьном новоселье, есть уверенность, что и новое зда ние сдадут своевременно и с хорошим качеством работ. Завершается строительство тцколы в поселке Ольшаиец. Строители треста «Елецтяж- строй» спешат сделать все,' чтобы сдать объект к началу учебного года. Заканчиваются отделочные работы в Больше-Самовецкой средней школе Грязинского района. Однако в некоторых ме- ^стах сроки сдачи пу шковых школ в эксплуатацию вызывают тревогу. Времени осталось мало, а дел еще мно го. В частности, необходимо повысить темпы работ на строительстве Тербунской средней школы, которую со оружает коллектив управле ния «Липецксельстрой». Строительные организа ции облмежколхозстройобъе- динения должны сдать в этом году три школы, но некото рые из них находятся под уг розой срыва. Яблоновская школа в колхозе «Красный путь» Задонского района должна была войти в строй действующих еще в прошлом году, но и сейчас до конца работ далеко, Очень многое еще предстоит сделать на со оружении Мазейской средней школы Добринского района. Здесь еще фактически не приступили к отделке здания. Не ощущается предпусково го напряжения и на стройке школы в колхозе «Заря» Измалковского района. Пусковые школы должны быть сданы в срок к перво му сентября, всенародному празднику — Дню знаний. Долг строителей—выполнить намеченные планы. Это и бу дет их конкретный вклад в осуществление реформы шко лы. Реформа рассчитана на длительный период, для ее выполнения потребуется не мало сил и средств. И поэто му очень важно, чтобы в ее реализации участвовали все. В. СТЕЦЮК, внешт. корр. ^Ленинского знамени». ------ ТОВАРЫ -НАРОДУ -------- ВДОБРЫЙПУТЬ, «УМЕЛЕЦ»! Матрена Андреевна доста ла из шифоньера аккуратно слоя$енную стопку шерстя ных шалей и развесила их / по стенам. Белые, оранже вые, черно-сизые, кремовые... Разноцветьем брызнула ком ната. как будто в окно вор валась радуга. Каждая шаль имела свой рисунок вязки и оттенок. За три месяца, как пенси онерка М. А. Васенина стала работать на участке надом ного труда «Умелец», соз данного при Липецкой галан терейной фабрике, она свя зала дочти полсотни таких изделий, зарабатывая в ме сяц по 180—240 рублей. Познакомился я и с Тать яной Чекрыжовой, тоже ра ботницей участка -'«Умелец». У этой молодой женщины, имеющей двух детей, жизнь сложилась так, что она не могла из-за болезни млад шего сынишки • продолжать работу крановщицей на НЛМК. Таня в молодости окончила Вологодское худо жественное училище кружев- , ниц. и, когда ей предложили ..' вязать на дому, она без коле баний согласилась. У Татьяны, поистине, золо тые руки. Она вяжет голь фы, шапочки «Буратино», пинетки. К тому же для семьи готовит прекрасные сарафанчики, кофты, свите ра. Ее сарафанчик на девоч ку фабрикой принят как об разец-эталон, который скоро будет запущен в серийное производство среди надомниц. На галантерейной фабрике развернута выставка образцов изделий ручной работы. Все они изготовлены руками ма стериц «Умельца». Сейчас их пока 12 наименований. Это ажурные шали, тапочки с бантами для гостиной, дет ские гольфы, варежки, пи нетки, молодежные шарфы и шапочки... Эти образцы, утвержден ные художественным советом , предприятия с участием ра- , / ботников торговли, легли в основу массового производст ва изделий ручной вязки. На участке пока трудится около ста женщин. Это в основном пенсионерки, инвалиды вой ны и труда. Есть и совсем молодые, которые по раз ным причинам не могут рабо тать на производстве. Все они находятся в штате фаб рики. До Каждой доводится задание, и, как правило, каж дая его перевыполняет. По итогам соревнования за июнь коллектив «Умельца» занял первое место среди участков предприятия и был награж ден вымпелом и денежной премией. , Небезынтересно просле дить за работой пенсионерки М. А. Васениной. В мае она связала 6 шалей, в июне — 12, в июле — 15. — Сажусь за рукоделье с зорькой, — рассказывает Матрена Андреевна, — ос тавляю работу, когда начина ется по телевизору вечерний кинофильм. К такому режи му привыкла. Изделия липецких масте риц реализуются в магази нах «Липчанка», «Сувенир», «Экспресс». В первом квартале (начало работы «Умельца») фабрика поста вила их в торговую сеть на три тысячи рублей, во вто ром — на 10 тысяч. В треть ем запланировано дать това ров на 10 тысяч, а в июле было отправлено и реализо вано на 6,5 тысячи рублей. Уместно привести отзыв директора магазина «Лип чанка» Т. В. Копцевой, при сланный руководителям га лантерейной фабрики. Она сообщает, что большим спро сом у покупателей пользу ются гольфы, пинетки, та почки для гостиной. Содер жится и просьба: «шали же лательно готовить белых, се рых, бежевых и черных цве тов». Рождение нового участка в Липецке — дело очень важное и нужное. Оно позво ляет привлечь к полезному труду сотни людей, . дать больше разнообразных и хо роших товаров для народа. Заместитель директора фаб рики Михаил Андреевич Ше- банов, который занимается организацией надомного тру да мастериц, рассказывал, что участок будет расширять ся. Сюда привлекаются но вые специалисты, разрабаты ваются образцы других изде лий, пользующихся большим спросом у населения. Решено создать подобные участки по производству из делий из растительного сырья в селах Ратчино и Путятино Добровского района. Местные мастера будут поставлять в торговую сеть корзины, хо зяйственные сумки, веники, сувениры, сделанные из ло зы, камыша, сорго, а также из дерева. Хорошему началу креп нуть и развиваться. Думает ся, что мастера надомного труда порадуют липчан но выми товарами. П. ИВЛЕВ. В и н о в н и к -ш м м т а л м з м П Р А В О Н А Б Е С П Р А В И Е + Образование — дл я избранных + Малолетние рабочие + Охотники за душами + Шексп ир под запретом Вчера в трудовых коллективах нашей области проведен единый политдень на тему: «Комсомол— боевой помощник и резерв партии». В ходе его отмечалось, в частности, что дл я советской моло дежи созданы все услови я дл я плодотворной уче бы и работы, полноценного отдыха. Юноши и де вушки имеют право на образование, выбор про фессии, право на труд. Этого лишены их сверстни ки в странах капитала. О положении молодежи за рубежом рассказы вают сегодн я к орреспонденты ТАСС и АПН. НЕОФАШИСТЫ И М О Л О ДЕЖ Ь Начало 80-х годов в запад ных странах отмечено резкой активизацией деятельности неофашистов. Это выражает ся, в частности, в росте террористических акций; в увеличении выпуска неофа шистской пропагандистской литературы. Одним из глав ных объектов политической и идеологической обработки неофашистов стала моло дежь. Так, половину членов неонацистских организаций ФРГ составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет, а 34 процента — от 21 года до 30 лет. Неофашисты активизировали свою дея тельность в школах. В Анг лии они распространяют свою литературу не только у. школьных подъездов, но и в классах. В Японии банды несовершеннолетних неофа шистов парализовали дея тельность ряда школ, терро ризируют соучеников, жите лей соседних домов. В чем причина столь ши рокой активизации неофа шистов? Ответ на этот воп рос, дает анализ социально- политического кризиса, в ко тором пребывает система го сударственно - монополисти ческого капитализма. Массо вая и ставшая в последние годы хронической безработи ца, ограниченные возможно сти профессиональной дея тельности, увеличивающийся разрыв между социальной действительностью и обеща ниями политиков _ все это подрывает веру в способ ность существующей полити ческой системы решить проб лемы будущего молодежи, вызывает протест. Результа ты проведенного среди мо лодежи ФРГ опроса свиде тельствуют, по словам запад ногерманского социолога А. Хеннинга, что «политико социальная система воспри нимается как декадентская, недееспособная, продажная и потому отвёргается ею». В этих условиях одна часть неустроенной' молодежи вли вается в ряды левых, другая — становится добычей нео фашистов. В настоящее время от од ной трети до половины всех безработных на Западе со ставляют юноши и девушки в возрасте до 24 лет. Неофа шисты стремятся использо вать их страх перед безрабо тицей, неуверенность в бу дущем, желание стать чле ном какого-либо коллектива. Обыгрывая в своих интере сах кризисные явления сов ременного капитализма, они изображают фашизм как ре жим, решивший все острые социальные проблемы. Нео фашисты внушают молодым людям, что будущее им обес печит только «сильная власть». Чувство неудовлетво ренности, озлобленности час ти молодежи в отношении существующей системы они направляют против комму нистов и других демократи ческих сил, против иностран ных рабочих. Для молотых фашистов в Италии, ФРГ и других стра нах создаются специальные лагеря, где они проходят во енную (обучение методам террора) и «теоретическую» подготовку: их знакомят, в частности, с доктринами и практикой старого и нового фашизма. Однако подлинная история фашизма и правда о совершенных им преступ лениях от них скрываются. «Гитлер не хотел войны, — говорит 15-летний неонацист, член западногерманского «Союза молодежи, верной родине». — Вторую мировую войну, как и первую, нам на вязали.. Газовые камеры по строили после войны победи тели, чтобы очернить нас». Вдалбливая в головы не зрелых юнцов антикоммунис тические. антидемократиче- сцше, шовинистические и ре ваншистские взгляды, подби вая их на подрывные акции, нацеленные на дестабилиза цию внутриполитической об становки (взрывы бомб, ог рабление банков, нападение на прогрессивных деятелей), неофашисты стремятся соз дать иллюзию, будто они вы ступают в интересах нации, народа, борются за «справед ливое дело». Наглядным об разцом такой обработки мо гут служить слова 17-летнего члена другой неонацистской организации «Бикинг-югенд»: «Мы должны заполучить прежний рейх, все, что... от няли у нас за две войны... денежные мешки Англии и Америки, евреи и коммунис ты. Все, кому дорого дело нации, должны объединиться и выдвинуть свои требова ния». В целях завоевания молодежи современные, как и довоенные, фашисты пре вращают общезначимые идеа лы в их противоположность: величие нации — в нацио нализм и шовинизм, справед ливость государства — в деспотизм фашистского ре жима, порядок — в казар менный строй. Неофашистам в их попыт ках реабилитировать фа шизм в глазах молодого по коления, во многом способст вует политика правящих кру гов ряда стран. В ФРГ, на пример, большинство школь ных учебников находит в «третьем рейхе» две сторо ны— отрицательную и поло жительную (был порядок, не было безработных). Со стра ниц учебников , постепенно исчезли упоминания о звер ствах гитлеровцев. Страна наводнена неонацистской ли тературой. Подготовкой и рас пространением чтива такого рода занимаются 11 книж ных, 17 газетно-журналь ных издательств и 17 агентств. Из 36 книг, зареко мендовавших себя как бест селлеры среди молодой чи тающей публики ФРГ, в 8 главный герой Гитлер. Не случайно 40% старшеклас сников западногерманских школ заявили при опросе, что не возражали бы, если бы руководящие позиции в ФРГ заняли национал-социа листы. Понимая, что одних идео логических догм недостаточ но, неофашисты в своей охоте за душами молодых стремятся использовать их тягу к* романтике, ритуали- ке, символике. Молодежные организации неофашистов устраивают шествия по но чам, сборища у костров, в лесных чащах.’ Широко рас пространяются значки со свастикой, кокарды эсэсов цев, гитлеровские ордена. В последнее время новые «ко ричневые» особенно стали паразитировать на увлече нии молодежи спортом. Соз даются мотоклубы «наци- роккеров», ведется активная работа в клубах футбольных болельщиков. Энтузиазм и энергию молодежи, ее тягу к товариществу пытаются ис пользовать для проведения политических акций. Так, члены «Боруссен-фронт» _ клуба болельщиков футболь ной команды «Боруссия» из Дортмунда — распевают на цистские песни и скандируют «Хайль Гитлер». Несмотря на все ухищре ния и демагогию, неофашис там не удалось привлечь на свою сторону сколько-нибудь значительную часть совре менной молодежи. Но нео фашистская идеология — опасная духовная отрава для подрастающего, политически еще незрелого поколения. Степень влияния неофашис тов на молодежь зависит от остроты социально-полити ческого кризиса в т о й или иной стране, от расстановки сил в ее правящем лагере. Однако в неменьшей мере она зависит от умелых и це леустремленных действий противостоящих фашизму сил — всех демократических партий и организаций. А. ЧЕРНОВ, кандидат исторических наук. (АПН). СШ А : РАСТЕТ БЕЗРАБОТИЦА ВАШИНГТОН. (ТАСС). В то время как президент,Рей ган не перестает твердить об улучшении положения с за нятостью, число «лишних людей» в США продолжает расти. На днях министерство труда сообщило, что «армия» безработных, увеличившись сразу на 500 тыс. человек, составила к настоящему вре мени 8,5 млн. американцев. Официальные цифры да леко не полностью отражают положение в области трудо- обеспечения. По данным профсоюзов и многих об щественных организаций, в настоящее время в США почти 15 млн. человек не могут найти применение сво им силам, перебиваясь в луч шем случае случайными ми зерными заработками. А, как подчеркивал генеральный секретарь Коммуиистичес- 4 кой партии США Гэс Холл, в общей сложности более 20 млн. американцев в той или иной степени испытывают на себе тяготы и лишения, выз ванные кризисом на рынке труда. Безработица — это не только изнуряющие поиски места, постоянные унижения и оскорбления, необходимость отказывать себе во всем. Это также прямой путь к потере крыши над головой. Бездом ных в США уже насчитыва. ется почти 3 млн. Это, нако нец, постоянный страх мно гих десятков миллионов аме риканцев потерять место и остаться без средств к су ществованию. Однако в Белом доме пред почитают не замечать по истине трагического положе ния лишенных права на труд. На снимке: «Я хочу рабо ты» — ппизывает плакат Джерри Робертса .— моло дого человека из штата Ми чиган. (Фотохроника ТАСС). А КАК БЫТ Ь С ДИ НОЗАВРА М И? Недавно совет по просве щению в Техасе согласился снять ограничения, введен ные в школах штата еще в 1974 году, которые запреща ли упоминать в школьных учебниках учение Чарльза Дарвина о происхождении че ловека... Один из самых ярых реак ционеров в истории Америки Джозеф Маккарти умер два с половиной десятилетия на зад. Но дух маккартизма жнв в США до сих пор. Особен но это оипчцается в области просвещения. В последние годы в раз ных уголках Америки стали появляться сотни консерва тивных организаций с гром кими названиями — «Граж дане — за истинную свобо ду», «Союз против порногра фии и бесстыдства», «Обес покоенные христиане» и т. п. «Блюстители американ ской морали», поддерживае мые Вашингтоном и воору женные новыуш правила ми формирования обществен ного мнения, охотятся за кни гами, которые, по их мнению, могут заразить молодое по коление бациллами «плохой» морали, безбожия или — ху же всего — недоверия вла стям. «Греховные» сочине ния, правдА, еще не сжигают ся на площадях, но этих книг не увидит читатель публич ных библиотек. ...В тот день по телевиде нию транслировали невесе лый репортаж из городка Джирар в штате Пенсильва ния: перед 700 учениками стоял писатель Стаде Теркел и защищал свою книгу, кото рую «запретила» группа кон сервативных родителей и местный пастор. Автору не оставалось ничего иного, как доказывать, что его произве-. дение не противоречит «хри стианской морали». Еще 37 лет назад, в раз гар маккартизма, Теркел по пал в черные списки. Сегод няшним моралистам не пон равился якобы язык героев его книги. На самом же де ле им, конечно, не понрави лись мысли писателя. На сей раз «литературный суд» в Джираре закончился в пользу писателя _ его книгу школьники городка все-таки могут читать. Но другим авторам так не везет. Список запрещенных про изведений довольно внуши тельный: «Мастеровой» Бер нарда Маламуда, «Над про пастью во ржи» Сэлиндже ра», «Крестный отец» Марио Пьюзо, «Смерть коммивоя жера» Артура Миллера, «Жа лоба портного» Филипа Пота, «Сын Америки» Ричарда Рай та. В списке — Хемингуэй, Стейнбек, Шекспир... Под руководством сенато ра от штата Алабама Дже- ремии Дентона перестроены все федеральные центры по воспитанию молодежи. Их ос новной целью объявлено «воспитание молодого поко ления в духе американского патриотизма» (читай: шови низма). расовой чистоты и пуританства. О «расовой чи стоте» говорится тоже не случайно — идеалом объяв ляется Америка белых кон серваторов. Очень тщательно пересмотрены все школьные учебники по истории, биоло гии и естественным наукам. В штате Луизиана введено преподавание библейского ва рианта сотворения мира как отдельной дисциплины. Здесь и речи быть не может о том, что на нашей планете могли когда-то существовать ка кие-то неупоминаемые в свя том писании динозавры. Се нат того же штата принял ре золюцию п том, что атеи зм - это антиамериканская идеоло гия, при помонти которой в Соединенные Штаты пыта ются проникнуть социализм и коммунизм. Один известный амери канский фельетонист горько пошутил на этот счет: новые «блюстители морали» пыта ются очистить мозг амери канской молодежи от всего, что она успела узнать про эволюцию, расовое равенство' и эмансипацию женщин. В. КАВАЛЯУСКАС, корр. АПН. Нью-Йорк. ■ ц ИПЛ0МЫ ПО ПРЕЙСКУРАНТУ Недавно французский еже недельник «Пуэн» провел анкету среди читателей. Ее цель состояла в том, чтобы определить, каким багажом знаний в области литерату. ры, истории, науки и искус ства владеет француз, полу чивший среднее образование. В анкету были включены во просы, не требующие специ альных знаний или большой эрудиции. Как же французы справи лись с . заданием, которое «Пуэн» назвал «общенацио нальным тестом»? Ниже при. водятся некоторые из 32 предложенных вопросов и число правильных ответов (в процентах) на каждый из них: Что такое равносторонний треугольник? 58,4 Назовите столицы четырех африканских стран 27,8 Где находится Буда пешт? 57,1 Кто написал «Лунную со нату»? 18,6 В каком году Христофор Колумб открыл Америку? 15 Кто написал роман «Евге ния Гранде»? 32 Кто изобрел вакцину про тив бешенства? 88,3 Каково население Фран ции? 51 В каком году в России по бедила социалистическая ре. волюция? 37,2 Где протекает Амазон ка? 60,5 Кто написал «Марселье зу»? 63,7 Анкетирование проводи лось среди представителей различных возрастных групп. Парадоксальным кажется тот факт, что самыми неве жественными оказались мо лодые люди в возрасте ' от 16 до 24 лет. По мнению французских социологов и ведущих педа гогов, низкий культурный уровень молодежи является следствием серьезных недос татков в системе образова ния. Во Франции, как и в любой капитал:*стической стране, существует социаль ная сегрегация в области об разования. Только один из четырех детей рабочих полу чает диплом об окончании средней школы, четыре из ста — диплом о высшем об разовании. Начальное образование — бесплатно и обязательно для всех. Но уже после шести лет обучения, то есть когда ребенку исполняется 11—12 лет, вступает в силу систе ма отбора по имущественно му, классовому признаку. Вопрос разделения уча. щихся для дальнейшего обу чения решается специальным «советом по ориентировке». Часть учащихся поступает в коллежи технического об разования, часть — в лицеи. Различные типы средних школ дают совершенно не равноценную подготовку, а вероятность попадания в пол ную среднюю школу — ли це!}—для детей состоятельных слоев населения значительно выше, чем для детей трудя щихся. Поэтому большинство детей из малообеспеченных семей поступают в техниче. ские коллежи и через три года (в возрасте 14—15 лет) начинают трудов ю жизнь. На этом их образование за канчивается. Лишь незначительное меньшинство имеет возмож ность учиться в лицеях. Ли цей _ это единственный тип общеобразовательной шко лы,. который дает право на поступление в высшее учеб- ■ ное заведение. Во Франции существуют лицеи государст венные и частные. По офици. альной статистике, не более 65 процентов поступивших в государственные лицеи за канчивают их, так как зас тывшая, схоластическая, ото рванная от жизни система преподавания не отвечает се годняшним потребностям об щества. Вот почему многие лицеисты, убедившись, что с подобным багажом знаний им не выдержать конкурен ции в современном капитали, стическом обществе, покида ют лицеи и пополняют рынок труда. Государственные до тации лицеям столь незначи тельны, что многие из них не могут нормально функци онировать. Недавно газета «Юманите» рассказала о тех ническом лицее Дидро в 19-ом округе Парижа, где учится около 900 молодых людей. Это учебное заведе ние находится на грани за крытия. Здание -не ремонти ровалось уже более двух десятков лет, занятия про водятся в тесных, обветша лых классах и даже в кори дорах. Мастерские оборудо ваны устаревшей техникой, не хватает даже столов для занятий. В более привилегирован ном положении находятся ча стные лицеи. Они дают со лидную подготовку, прямо ориентирующую на последую щее высшее образование, но высокая плата за обучение исключает возможность пос тупления в них детей трудя щихся. Несмотря на сущест вующее положение, недавно опубликованные правительст венные циркуляры предус матривают на следующий учебный год в сфере госу дарственного образования за крытие школ, сокращение штатных единиц преподава тельского состава, увеличе ние числа учащихся в клас сах. Высшее образование тоже носит сегрегативный харак тер. Здесь, как и на более низших ступенях, действует принцип отбора по классо во-имущественному призна ку. Для поступления в выс шее учебное заведение аби туриент должен иметь сте пень бакалавра. Бакалавр — это выпускник лицея, сдав ший экзамены по одному из трех профилей: гуманитар ному, естественно-научному, техническому, принимаемые специальной комиссией. Раз личия в программах сред них школ и уровне подго товки часто являются причи нами срывов. Трудности усу губляются и платным обуче нием в вузах. . Во Франции существуют два типа высших учебныхза- ведений — университеты и так называемые «большие школы». Университеты на ходятся на государственной дотации, но этих ассигнова ний едва хватает на оплату преподавательского состава и администрации и поддержа ние помещений в надлежа щем виде. Чтобы' поступить в университет, необходимо заплатить 200 франков. При мерно треть французских студентов получают стипен дии. Их размер зависит от дохода семьи, успеваемости студента и курса обучения, однако высокие расходы, связанные, в частности, с проживанием, различными услугами, транспортом, вы нуждают многих студентов вечерами, а часто и ночами подрабатывать. К тому же в ряде случаев часть стипен дий должна быть возвраще на студентами после окон чания вуза. В отличие от «больших школ» университеты готовят дипломированных специалис тов широкого профиля, их диплом есть в принципе лишь показатель общего направле ния подготовки, пройденной выпускником, а при отсутст вии гарантированного распре деления на работу даже че рез девять месяцев после по лучения диплома, по свиде тельству журнала «Пуэн», каждый пятый выпускник по-прежнему остается без ра боты, увеличивая армию без работных молодых специа листов. По сравнению с универси тетами «большие школы» находятся в самом выгодном положении. Частные «боль шие школы» финансируются промышленными компания ми, готовящими для себя кадры высококвалифициро ванных специалистов — бу дущую ' элиту. Выпускники этих вузов без труда нахо дят место работы. Эти учебные заведения могут по хвастаться современным обо рудованием в аудиториях и лабораториях, лингафонными классами, спортивными зала ми. Но за все это надо пла тить. К примеру, студент Европейского института ад министрации должен ежегод но платить 55 тысяч фран ков. Легко понять, что обу чение в этих учебных заве дениях доступно немногим. Социальная сегрегация в области образования в конеч ном счете неизбежно ведет к культурной сегрегации. Об этом свидетельствуют, кста ти, результаты опроса, о ко тором говорилось выше. Из вестный социолог Робер Бальон, комментируя итоги анкеты, опубликованной в журнале «Пуэн», писал: «Современная Франция во многом напоминает период раннего средневековья. Тогда средоточием культуры были монастыри, и за пределы их стен она не выходила. В на ше время определился глу бокий водораздел между ог раниченным кругом образо ванных людей и обществом в целом, которому эта куль тура недоступна». Капитализм придает обра зованию и культуре преиму щественно товарный харак тер, тормозя развитие под линных духовных ценностей и подменяя щх в своекорыст ных целях суррогатом «мас совой культуры». Он воспи тывает людей с потребитель скими интересами, мещан скими вкусами и ограничен- „ным мировоззрением с целью подавления их социальной ак тивности. М. ЛОГИНОВА, И. АЛЕКСАНДРОВ, (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz