Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ш ко ль ную реформу—в де й ст вие Н А К А Н У Н Е ПЕРВОСЕНТ ЯБРЬСК ОГО З В О Н К А Успешное претворение в жизнь реформы общеобразо­ вательной и профессиональной школы требует соз­ дания дополнительной учебно-материальной базы, строительства новых школьных зданий, внешколь­ ных и дошкольных учреждений. Первого сентября в об­ ласти сядут за парты сотни детей шестилетнего возраста. Значительно должны быть расширены возможности учебных мастерских, кабинетов трудового обучения. Что же'делается, чтобы ре­ шить эту задачу? В област­ ном отделе народного образо­ вания нам сообщилй, что к началу нового учебного го­ да планируется сдать в экс­ плуатацию 7 школ на 3550 мест и ряд пристроек при / ^существующих учебных зда- ’ниях. Большинство объектов просвещения находится в стадии завершения строитель­ ства. В эти дни, пожалуй, нет такого населенного пункта, где бы не чувствовалось приближение первого сен­ тября, Дня знаний, который мы впервые в этом году бу­ дем широко отмечать. Много сейчас дел у дирек­ тора Липецкой спелней шко­ лы № 63 Ф. Г. Игумнова. Современное учебное здание на 1176 мест строится в двадцатом микрорайоне. В эти дни на объекте можно увидеть не только строите­ лей треста «Шилстрой». Сю­ да ежедневно приходят и их помощники: родители, уча­ щиеся. У всех одно желание: чтобы школа распахнула две­ ри первого сентября, была красивой и нарядной в но­ вом, таком же красивом мик- ~ч, рорайоне, где получили квар-„ . у тиры в основном молодые семьи. А это верный залог того, что контингент учащих­ ся будет расти с каждым го­ дом. Недавно Федор Григорье­ вич- возвратился из поездки, заказал новую мебель. Хло­ поты его не напрасны. Наряд принят, мебель уже поступа­ ет. Строители из треста «Шилстрой» не новички в школьном новоселье, есть уверенность, что и новое зда­ ние сдадут своевременно и с хорошим качеством работ. Завершается строительство тцколы в поселке Ольшаиец. Строители треста «Елецтяж- строй» спешат сделать все,' чтобы сдать объект к началу учебного года. Заканчиваются отделочные работы в Больше-Самовецкой средней школе Грязинского района. Однако в некоторых ме- ^стах сроки сдачи пу­ шковых школ в эксплуатацию вызывают тревогу. Времени осталось мало, а дел еще мно­ го. В частности, необходимо повысить темпы работ на строительстве Тербунской средней школы, которую со­ оружает коллектив управле­ ния «Липецксельстрой». Строительные организа­ ции облмежколхозстройобъе- динения должны сдать в этом году три школы, но некото­ рые из них находятся под уг­ розой срыва. Яблоновская школа в колхозе «Красный путь» Задонского района должна была войти в строй действующих еще в прошлом году, но и сейчас до конца работ далеко, Очень многое еще предстоит сделать на со­ оружении Мазейской средней школы Добринского района. Здесь еще фактически не приступили к отделке здания. Не ощущается предпусково­ го напряжения и на стройке школы в колхозе «Заря» Измалковского района. Пусковые школы должны быть сданы в срок к перво­ му сентября, всенародному празднику — Дню знаний. Долг строителей—выполнить намеченные планы. Это и бу­ дет их конкретный вклад в осуществление реформы шко­ лы. Реформа рассчитана на длительный период, для ее выполнения потребуется не­ мало сил и средств. И поэто­ му очень важно, чтобы в ее реализации участвовали все. В. СТЕЦЮК, внешт. корр. ^Ленинского знамени». ------ ТОВАРЫ -НАРОДУ -------- ВДОБРЫЙПУТЬ, «УМЕЛЕЦ»! Матрена Андреевна доста­ ла из шифоньера аккуратно слоя$енную стопку шерстя­ ных шалей и развесила их / по стенам. Белые, оранже­ вые, черно-сизые, кремовые... Разноцветьем брызнула ком­ ната. как будто в окно вор­ валась радуга. Каждая шаль имела свой рисунок вязки и оттенок. За три месяца, как пенси­ онерка М. А. Васенина стала работать на участке надом­ ного труда «Умелец», соз­ данного при Липецкой галан­ терейной фабрике, она свя­ зала дочти полсотни таких изделий, зарабатывая в ме­ сяц по 180—240 рублей. Познакомился я и с Тать­ яной Чекрыжовой, тоже ра­ ботницей участка -'«Умелец». У этой молодой женщины, имеющей двух детей, жизнь сложилась так, что она не могла из-за болезни млад­ шего сынишки • продолжать работу крановщицей на НЛМК. Таня в молодости окончила Вологодское худо­ жественное училище кружев- , ниц. и, когда ей предложили ..' вязать на дому, она без коле­ баний согласилась. У Татьяны, поистине, золо­ тые руки. Она вяжет голь­ фы, шапочки «Буратино», пинетки. К тому же для семьи готовит прекрасные сарафанчики, кофты, свите­ ра. Ее сарафанчик на девоч­ ку фабрикой принят как об­ разец-эталон, который скоро будет запущен в серийное производство среди надомниц. На галантерейной фабрике развернута выставка образцов изделий ручной работы. Все они изготовлены руками ма­ стериц «Умельца». Сейчас их пока 12 наименований. Это ажурные шали, тапочки с бантами для гостиной, дет­ ские гольфы, варежки, пи­ нетки, молодежные шарфы и шапочки... Эти образцы, утвержден­ ные художественным советом , предприятия с участием ра- , / ботников торговли, легли в основу массового производст­ ва изделий ручной вязки. На участке пока трудится около ста женщин. Это в основном пенсионерки, инвалиды вой­ ны и труда. Есть и совсем молодые, которые по раз­ ным причинам не могут рабо­ тать на производстве. Все они находятся в штате фаб­ рики. До Каждой доводится задание, и, как правило, каж­ дая его перевыполняет. По итогам соревнования за июнь коллектив «Умельца» занял первое место среди участков предприятия и был награж­ ден вымпелом и денежной премией. , Небезынтересно просле­ дить за работой пенсионерки М. А. Васениной. В мае она связала 6 шалей, в июне — 12, в июле — 15. — Сажусь за рукоделье с зорькой, — рассказывает Матрена Андреевна, — ос­ тавляю работу, когда начина­ ется по телевизору вечерний кинофильм. К такому режи­ му привыкла. Изделия липецких масте­ риц реализуются в магази­ нах «Липчанка», «Сувенир», «Экспресс». В первом квартале (начало работы «Умельца») фабрика поста­ вила их в торговую сеть на три тысячи рублей, во вто­ ром — на 10 тысяч. В треть­ ем запланировано дать това­ ров на 10 тысяч, а в июле было отправлено и реализо­ вано на 6,5 тысячи рублей. Уместно привести отзыв директора магазина «Лип­ чанка» Т. В. Копцевой, при­ сланный руководителям га­ лантерейной фабрики. Она сообщает, что большим спро­ сом у покупателей пользу­ ются гольфы, пинетки, та­ почки для гостиной. Содер­ жится и просьба: «шали же­ лательно готовить белых, се­ рых, бежевых и черных цве­ тов». Рождение нового участка в Липецке — дело очень важное и нужное. Оно позво­ ляет привлечь к полезному труду сотни людей, . дать больше разнообразных и хо­ роших товаров для народа. Заместитель директора фаб­ рики Михаил Андреевич Ше- банов, который занимается организацией надомного тру­ да мастериц, рассказывал, что участок будет расширять­ ся. Сюда привлекаются но­ вые специалисты, разрабаты­ ваются образцы других изде­ лий, пользующихся большим спросом у населения. Решено создать подобные участки по производству из­ делий из растительного сырья в селах Ратчино и Путятино Добровского района. Местные мастера будут поставлять в торговую сеть корзины, хо­ зяйственные сумки, веники, сувениры, сделанные из ло­ зы, камыша, сорго, а также из дерева. Хорошему началу креп­ нуть и развиваться. Думает­ ся, что мастера надомного труда порадуют липчан но­ выми товарами. П. ИВЛЕВ. В и н о в н и к -ш м м т а л м з м П Р А В О Н А Б Е С П Р А В И Е + Образование — дл я избранных + Малолетние рабочие + Охотники за душами + Шексп ир под запретом Вчера в трудовых коллективах нашей области проведен единый политдень на тему: «Комсомол— боевой помощник и резерв партии». В ходе его отмечалось, в частности, что дл я советской моло­ дежи созданы все услови я дл я плодотворной уче­ бы и работы, полноценного отдыха. Юноши и де­ вушки имеют право на образование, выбор про­ фессии, право на труд. Этого лишены их сверстни­ ки в странах капитала. О положении молодежи за рубежом рассказы­ вают сегодн я к орреспонденты ТАСС и АПН. НЕОФАШИСТЫ И М О Л О ДЕЖ Ь Начало 80-х годов в запад­ ных странах отмечено резкой активизацией деятельности неофашистов. Это выражает­ ся, в частности, в росте террористических акций; в увеличении выпуска неофа­ шистской пропагандистской литературы. Одним из глав­ ных объектов политической и идеологической обработки неофашистов стала моло­ дежь. Так, половину членов неонацистских организаций ФРГ составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет, а 34 процента — от 21 года до 30 лет. Неофашисты активизировали свою дея­ тельность в школах. В Анг­ лии они распространяют свою литературу не только у. школьных подъездов, но и в классах. В Японии банды несовершеннолетних неофа­ шистов парализовали дея­ тельность ряда школ, терро­ ризируют соучеников, жите­ лей соседних домов. В чем причина столь ши­ рокой активизации неофа­ шистов? Ответ на этот воп­ рос, дает анализ социально- политического кризиса, в ко­ тором пребывает система го­ сударственно - монополисти­ ческого капитализма. Массо­ вая и ставшая в последние годы хронической безработи­ ца, ограниченные возможно­ сти профессиональной дея­ тельности, увеличивающийся разрыв между социальной действительностью и обеща­ ниями политиков _ все это подрывает веру в способ­ ность существующей полити­ ческой системы решить проб­ лемы будущего молодежи, вызывает протест. Результа­ ты проведенного среди мо­ лодежи ФРГ опроса свиде­ тельствуют, по словам запад­ ногерманского социолога А. Хеннинга, что «политико­ социальная система воспри­ нимается как декадентская, недееспособная, продажная и потому отвёргается ею». В этих условиях одна часть неустроенной' молодежи вли­ вается в ряды левых, другая — становится добычей нео­ фашистов. В настоящее время от од­ ной трети до половины всех безработных на Западе со­ ставляют юноши и девушки в возрасте до 24 лет. Неофа­ шисты стремятся использо­ вать их страх перед безрабо­ тицей, неуверенность в бу­ дущем, желание стать чле­ ном какого-либо коллектива. Обыгрывая в своих интере­ сах кризисные явления сов­ ременного капитализма, они изображают фашизм как ре­ жим, решивший все острые социальные проблемы. Нео­ фашисты внушают молодым людям, что будущее им обес­ печит только «сильная власть». Чувство неудовлетво­ ренности, озлобленности час­ ти молодежи в отношении существующей системы они направляют против комму­ нистов и других демократи­ ческих сил, против иностран­ ных рабочих. Для молотых фашистов в Италии, ФРГ и других стра­ нах создаются специальные лагеря, где они проходят во­ енную (обучение методам террора) и «теоретическую» подготовку: их знакомят, в частности, с доктринами и практикой старого и нового фашизма. Однако подлинная история фашизма и правда о совершенных им преступ­ лениях от них скрываются. «Гитлер не хотел войны, — говорит 15-летний неонацист, член западногерманского «Союза молодежи, верной родине». — Вторую мировую войну, как и первую, нам на­ вязали.. Газовые камеры по­ строили после войны победи­ тели, чтобы очернить нас». Вдалбливая в головы не­ зрелых юнцов антикоммунис­ тические. антидемократиче- сцше, шовинистические и ре­ ваншистские взгляды, подби­ вая их на подрывные акции, нацеленные на дестабилиза­ цию внутриполитической об­ становки (взрывы бомб, ог­ рабление банков, нападение на прогрессивных деятелей), неофашисты стремятся соз­ дать иллюзию, будто они вы­ ступают в интересах нации, народа, борются за «справед­ ливое дело». Наглядным об­ разцом такой обработки мо­ гут служить слова 17-летнего члена другой неонацистской организации «Бикинг-югенд»: «Мы должны заполучить прежний рейх, все, что... от­ няли у нас за две войны... денежные мешки Англии и Америки, евреи и коммунис­ ты. Все, кому дорого дело нации, должны объединиться и выдвинуть свои требова­ ния». В целях завоевания молодежи современные, как и довоенные, фашисты пре­ вращают общезначимые идеа­ лы в их противоположность: величие нации — в нацио­ нализм и шовинизм, справед­ ливость государства — в деспотизм фашистского ре­ жима, порядок — в казар­ менный строй. Неофашистам в их попыт­ ках реабилитировать фа­ шизм в глазах молодого по­ коления, во многом способст­ вует политика правящих кру­ гов ряда стран. В ФРГ, на­ пример, большинство школь­ ных учебников находит в «третьем рейхе» две сторо­ ны— отрицательную и поло­ жительную (был порядок, не было безработных). Со стра­ ниц учебников , постепенно исчезли упоминания о звер­ ствах гитлеровцев. Страна наводнена неонацистской ли­ тературой. Подготовкой и рас­ пространением чтива такого рода занимаются 11 книж­ ных, 17 газетно-журналь­ ных издательств и 17 агентств. Из 36 книг, зареко­ мендовавших себя как бест­ селлеры среди молодой чи­ тающей публики ФРГ, в 8 главный герой Гитлер. Не случайно 40% старшеклас­ сников западногерманских школ заявили при опросе, что не возражали бы, если бы руководящие позиции в ФРГ заняли национал-социа­ листы. Понимая, что одних идео­ логических догм недостаточ­ но, неофашисты в своей охоте за душами молодых стремятся использовать их тягу к* романтике, ритуали- ке, символике. Молодежные организации неофашистов устраивают шествия по но­ чам, сборища у костров, в лесных чащах.’ Широко рас­ пространяются значки со свастикой, кокарды эсэсов­ цев, гитлеровские ордена. В последнее время новые «ко­ ричневые» особенно стали паразитировать на увлече­ нии молодежи спортом. Соз­ даются мотоклубы «наци- роккеров», ведется активная работа в клубах футбольных болельщиков. Энтузиазм и энергию молодежи, ее тягу к товариществу пытаются ис­ пользовать для проведения политических акций. Так, члены «Боруссен-фронт» _ клуба болельщиков футболь­ ной команды «Боруссия» из Дортмунда — распевают на­ цистские песни и скандируют «Хайль Гитлер». Несмотря на все ухищре­ ния и демагогию, неофашис­ там не удалось привлечь на свою сторону сколько-нибудь значительную часть совре­ менной молодежи. Но нео­ фашистская идеология — опасная духовная отрава для подрастающего, политически еще незрелого поколения. Степень влияния неофашис­ тов на молодежь зависит от остроты социально-полити­ ческого кризиса в т о й или иной стране, от расстановки сил в ее правящем лагере. Однако в неменьшей мере она зависит от умелых и це­ леустремленных действий противостоящих фашизму сил — всех демократических партий и организаций. А. ЧЕРНОВ, кандидат исторических наук. (АПН). СШ А : РАСТЕТ БЕЗРАБОТИЦА ВАШИНГТОН. (ТАСС). В то время как президент,Рей­ ган не перестает твердить об улучшении положения с за­ нятостью, число «лишних людей» в США продолжает расти. На днях министерство труда сообщило, что «армия» безработных, увеличившись сразу на 500 тыс. человек, составила к настоящему вре­ мени 8,5 млн. американцев. Официальные цифры да­ леко не полностью отражают положение в области трудо- обеспечения. По данным профсоюзов и многих об­ щественных организаций, в настоящее время в США почти 15 млн. человек не могут найти применение сво­ им силам, перебиваясь в луч­ шем случае случайными ми­ зерными заработками. А, как подчеркивал генеральный секретарь Коммуиистичес- 4 кой партии США Гэс Холл, в общей сложности более 20 млн. американцев в той или иной степени испытывают на себе тяготы и лишения, выз­ ванные кризисом на рынке труда. Безработица — это не только изнуряющие поиски места, постоянные унижения и оскорбления, необходимость отказывать себе во всем. Это также прямой путь к потере крыши над головой. Бездом­ ных в США уже насчитыва. ется почти 3 млн. Это, нако­ нец, постоянный страх мно­ гих десятков миллионов аме­ риканцев потерять место и остаться без средств к су­ ществованию. Однако в Белом доме пред­ почитают не замечать по­ истине трагического положе­ ния лишенных права на труд. На снимке: «Я хочу рабо­ ты» — ппизывает плакат Джерри Робертса .— моло­ дого человека из штата Ми­ чиган. (Фотохроника ТАСС). А КАК БЫТ Ь С ДИ НОЗАВРА М И? Недавно совет по просве­ щению в Техасе согласился снять ограничения, введен­ ные в школах штата еще в 1974 году, которые запреща­ ли упоминать в школьных учебниках учение Чарльза Дарвина о происхождении че­ ловека... Один из самых ярых реак­ ционеров в истории Америки Джозеф Маккарти умер два с половиной десятилетия на­ зад. Но дух маккартизма жнв в США до сих пор. Особен­ но это оипчцается в области просвещения. В последние годы в раз­ ных уголках Америки стали появляться сотни консерва­ тивных организаций с гром­ кими названиями — «Граж­ дане — за истинную свобо­ ду», «Союз против порногра­ фии и бесстыдства», «Обес­ покоенные христиане» и т. п. «Блюстители американ­ ской морали», поддерживае­ мые Вашингтоном и воору­ женные новыуш правила­ ми формирования обществен­ ного мнения, охотятся за кни­ гами, которые, по их мнению, могут заразить молодое по­ коление бациллами «плохой» морали, безбожия или — ху­ же всего — недоверия вла­ стям. «Греховные» сочине­ ния, правдА, еще не сжигают­ ся на площадях, но этих книг не увидит читатель публич­ ных библиотек. ...В тот день по телевиде­ нию транслировали невесе­ лый репортаж из городка Джирар в штате Пенсильва­ ния: перед 700 учениками стоял писатель Стаде Теркел и защищал свою книгу, кото­ рую «запретила» группа кон­ сервативных родителей и местный пастор. Автору не оставалось ничего иного, как доказывать, что его произве-. дение не противоречит «хри­ стианской морали». Еще 37 лет назад, в раз­ гар маккартизма, Теркел по­ пал в черные списки. Сегод­ няшним моралистам не пон­ равился якобы язык героев его книги. На самом же де­ ле им, конечно, не понрави­ лись мысли писателя. На сей раз «литературный суд» в Джираре закончился в пользу писателя _ его книгу школьники городка все-таки могут читать. Но другим авторам так не везет. Список запрещенных про­ изведений довольно внуши­ тельный: «Мастеровой» Бер­ нарда Маламуда, «Над про­ пастью во ржи» Сэлиндже­ ра», «Крестный отец» Марио Пьюзо, «Смерть коммивоя­ жера» Артура Миллера, «Жа­ лоба портного» Филипа Пота, «Сын Америки» Ричарда Рай­ та. В списке — Хемингуэй, Стейнбек, Шекспир... Под руководством сенато­ ра от штата Алабама Дже- ремии Дентона перестроены все федеральные центры по воспитанию молодежи. Их ос­ новной целью объявлено «воспитание молодого поко­ ления в духе американского патриотизма» (читай: шови­ низма). расовой чистоты и пуританства. О «расовой чи­ стоте» говорится тоже не случайно — идеалом объяв­ ляется Америка белых кон­ серваторов. Очень тщательно пересмотрены все школьные учебники по истории, биоло­ гии и естественным наукам. В штате Луизиана введено преподавание библейского ва­ рианта сотворения мира как отдельной дисциплины. Здесь и речи быть не может о том, что на нашей планете могли когда-то существовать ка­ кие-то неупоминаемые в свя­ том писании динозавры. Се­ нат того же штата принял ре­ золюцию п том, что атеи зм - это антиамериканская идеоло­ гия, при помонти которой в Соединенные Штаты пыта­ ются проникнуть социализм и коммунизм. Один известный амери­ канский фельетонист горько пошутил на этот счет: новые «блюстители морали» пыта­ ются очистить мозг амери­ канской молодежи от всего, что она успела узнать про эволюцию, расовое равенство' и эмансипацию женщин. В. КАВАЛЯУСКАС, корр. АПН. Нью-Йорк. ■ ц ИПЛ0МЫ ПО ПРЕЙСКУРАНТУ Недавно французский еже­ недельник «Пуэн» провел анкету среди читателей. Ее цель состояла в том, чтобы определить, каким багажом знаний в области литерату. ры, истории, науки и искус­ ства владеет француз, полу­ чивший среднее образование. В анкету были включены во­ просы, не требующие специ­ альных знаний или большой эрудиции. Как же французы справи­ лись с . заданием, которое «Пуэн» назвал «общенацио­ нальным тестом»? Ниже при. водятся некоторые из 32 предложенных вопросов и число правильных ответов (в процентах) на каждый из них: Что такое равносторонний треугольник? 58,4 Назовите столицы четырех африканских стран 27,8 Где находится Буда­ пешт? 57,1 Кто написал «Лунную со­ нату»? 18,6 В каком году Христофор Колумб открыл Америку? 15 Кто написал роман «Евге­ ния Гранде»? 32 Кто изобрел вакцину про­ тив бешенства? 88,3 Каково население Фран­ ции? 51 В каком году в России по­ бедила социалистическая ре. волюция? 37,2 Где протекает Амазон­ ка? 60,5 Кто написал «Марселье­ зу»? 63,7 Анкетирование проводи­ лось среди представителей различных возрастных групп. Парадоксальным кажется тот факт, что самыми неве­ жественными оказались мо­ лодые люди в возрасте ' от 16 до 24 лет. По мнению французских социологов и ведущих педа­ гогов, низкий культурный уровень молодежи является следствием серьезных недос­ татков в системе образова­ ния. Во Франции, как и в любой капитал:*стической стране, существует социаль­ ная сегрегация в области об­ разования. Только один из четырех детей рабочих полу­ чает диплом об окончании средней школы, четыре из ста — диплом о высшем об­ разовании. Начальное образование — бесплатно и обязательно для всех. Но уже после шести лет обучения, то есть когда ребенку исполняется 11—12 лет, вступает в силу систе­ ма отбора по имущественно­ му, классовому признаку. Вопрос разделения уча. щихся для дальнейшего обу­ чения решается специальным «советом по ориентировке». Часть учащихся поступает в коллежи технического об­ разования, часть — в лицеи. Различные типы средних школ дают совершенно не­ равноценную подготовку, а вероятность попадания в пол­ ную среднюю школу — ли­ це!}—для детей состоятельных слоев населения значительно выше, чем для детей трудя­ щихся. Поэтому большинство детей из малообеспеченных семей поступают в техниче. ские коллежи и через три года (в возрасте 14—15 лет) начинают трудов ю жизнь. На этом их образование за­ канчивается. Лишь незначительное меньшинство имеет возмож­ ность учиться в лицеях. Ли­ цей _ это единственный тип общеобразовательной шко­ лы,. который дает право на поступление в высшее учеб- ■ ное заведение. Во Франции существуют лицеи государст­ венные и частные. По офици. альной статистике, не более 65 процентов поступивших в государственные лицеи за­ канчивают их, так как зас­ тывшая, схоластическая, ото­ рванная от жизни система преподавания не отвечает се­ годняшним потребностям об­ щества. Вот почему многие лицеисты, убедившись, что с подобным багажом знаний им не выдержать конкурен­ ции в современном капитали, стическом обществе, покида­ ют лицеи и пополняют рынок труда. Государственные до­ тации лицеям столь незначи­ тельны, что многие из них не могут нормально функци­ онировать. Недавно газета «Юманите» рассказала о тех­ ническом лицее Дидро в 19-ом округе Парижа, где учится около 900 молодых людей. Это учебное заведе­ ние находится на грани за­ крытия. Здание -не ремонти­ ровалось уже более двух десятков лет, занятия про­ водятся в тесных, обветша­ лых классах и даже в кори­ дорах. Мастерские оборудо­ ваны устаревшей техникой, не хватает даже столов для занятий. В более привилегирован­ ном положении находятся ча­ стные лицеи. Они дают со­ лидную подготовку, прямо ориентирующую на последую­ щее высшее образование, но высокая плата за обучение исключает возможность пос­ тупления в них детей трудя­ щихся. Несмотря на сущест­ вующее положение, недавно опубликованные правительст­ венные циркуляры предус­ матривают на следующий учебный год в сфере госу­ дарственного образования за­ крытие школ, сокращение штатных единиц преподава­ тельского состава, увеличе­ ние числа учащихся в клас­ сах. Высшее образование тоже носит сегрегативный харак­ тер. Здесь, как и на более низших ступенях, действует принцип отбора по классо­ во-имущественному призна­ ку. Для поступления в выс­ шее учебное заведение аби­ туриент должен иметь сте­ пень бакалавра. Бакалавр — это выпускник лицея, сдав­ ший экзамены по одному из трех профилей: гуманитар­ ному, естественно-научному, техническому, принимаемые специальной комиссией. Раз­ личия в программах сред­ них школ и уровне подго­ товки часто являются причи­ нами срывов. Трудности усу­ губляются и платным обуче­ нием в вузах. . Во Франции существуют два типа высших учебныхза- ведений — университеты и так называемые «большие школы». Университеты на­ ходятся на государственной дотации, но этих ассигнова­ ний едва хватает на оплату преподавательского состава и администрации и поддержа­ ние помещений в надлежа­ щем виде. Чтобы' поступить в университет, необходимо заплатить 200 франков. При­ мерно треть французских студентов получают стипен­ дии. Их размер зависит от дохода семьи, успеваемости студента и курса обучения, однако высокие расходы, связанные, в частности, с проживанием, различными услугами, транспортом, вы­ нуждают многих студентов вечерами, а часто и ночами подрабатывать. К тому же в ряде случаев часть стипен­ дий должна быть возвраще­ на студентами после окон­ чания вуза. В отличие от «больших школ» университеты готовят дипломированных специалис­ тов широкого профиля, их диплом есть в принципе лишь показатель общего направле­ ния подготовки, пройденной выпускником, а при отсутст­ вии гарантированного распре­ деления на работу даже че­ рез девять месяцев после по­ лучения диплома, по свиде­ тельству журнала «Пуэн», каждый пятый выпускник по-прежнему остается без ра­ боты, увеличивая армию без­ работных молодых специа­ листов. По сравнению с универси­ тетами «большие школы» находятся в самом выгодном положении. Частные «боль­ шие школы» финансируются промышленными компания­ ми, готовящими для себя кадры высококвалифициро­ ванных специалистов — бу­ дущую ' элиту. Выпускники этих вузов без труда нахо­ дят место работы. Эти учебные заведения могут по­ хвастаться современным обо­ рудованием в аудиториях и лабораториях, лингафонными классами, спортивными зала­ ми. Но за все это надо пла­ тить. К примеру, студент Европейского института ад­ министрации должен ежегод­ но платить 55 тысяч фран­ ков. Легко понять, что обу­ чение в этих учебных заве­ дениях доступно немногим. Социальная сегрегация в области образования в конеч­ ном счете неизбежно ведет к культурной сегрегации. Об этом свидетельствуют, кста­ ти, результаты опроса, о ко­ тором говорилось выше. Из­ вестный социолог Робер Бальон, комментируя итоги анкеты, опубликованной в журнале «Пуэн», писал: «Современная Франция во многом напоминает период раннего средневековья. Тогда средоточием культуры были монастыри, и за пределы их стен она не выходила. В на­ ше время определился глу­ бокий водораздел между ог­ раниченным кругом образо­ ванных людей и обществом в целом, которому эта куль­ тура недоступна». Капитализм придает обра­ зованию и культуре преиму­ щественно товарный харак­ тер, тормозя развитие под­ линных духовных ценностей и подменяя щх в своекорыст­ ных целях суррогатом «мас­ совой культуры». Он воспи­ тывает людей с потребитель­ скими интересами, мещан­ скими вкусами и ограничен- „ным мировоззрением с целью подавления их социальной ак­ тивности. М. ЛОГИНОВА, И. АЛЕКСАНДРОВ, (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz