Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

ИДЕ О Л ОГИЧЕ СКАЯ РАБ ОТА: ДИ КТУЕТ РЕК ОН СТРУК ЦИЯ 2 . С Ф Е Р А В Л И Я Н И Я ♦ ----------------Письма с тракторного завода-------------- Реконструкция Липецкого тракторного завода, освоение выпуска новой машины Т-142 потребуют от парткома, всех коммунистов предприятия немало усилий, чтобы соз­ дать стабильные коллективы, сплотить людей, мобилизо* вать их на преодоление трудностей. О том, что де­ лается в этом плане уже сейчас, о некоторых удачах и просчетах в идеологической работе и идет речь в пись­ мах нашего корреспондента с предприятия, которые мы начали публиковать 8 августа. Сегодня предлагаем ва­ шему вниманию второе письмо. Первое, что видит человек, попавший на ЛТЗ,—это со­ временное здание админи­ стративного корпуса, проход­ ные в стиле модерн с элект­ ронным табло точного време­ ни и температурой воздуха, на стоянке — ровные ряды легковых автомобилей рабо­ чих и служащих. Словом, взору предстает фасад впол­ не современного предприятия. А вот то, что за фасадом — гостей предприятия удивляет. Предположим, собирается узел трансмиссии _ самый щепетильный с точки зрения точности подгона, центровок, допусков. И что же? Не под­ дается установке вал —■мо­ лотком его. Если и это не помогает. — кувалда под руками. —- Ничего страшного, — успокоят рабочие, — побы­ вайте на главном конвейере и увидите: машины выходят из ворот своим ходом. И, действительно, выходят... Потом, осмотревшись, че. ловек со стороны вновь уди­ вится: почему, дескать, сме­ на давно началась, а линия стоит, люди слоняются без дела. Ему пояснят, что из со­ седнего цеха еще не привез­ ли заготовок, а если и при­ везут, то не те. У нас. мол, часто так бывает: что нужно сейчас _ того нет, а что не нужно — в избытке. И вновь люди успокоят: — Простои — дело при­ вычное. Они рабочему не ме­ шают. Наоборот. Наверсты­ ваем в субботу за двойную оплату или аккорд. Конечно, ЛТЗ славится своими богатыми традициями, подлинными героями труда. Здесь рождалось немало доб­ рых починов и инициатив, здесь успешно реализуется задание партии по сверхпла­ новому росту производитель­ ности труда и снижению се­ бестоимости продукции, здесь двадцать два года выпуска­ ется работяга-трактор. Неда­ ром же он отмечен золотыми медалями Лейпцигской яр­ марки. И все же... Под од* ной крышей на ЛТЗ ужива­ ются день нынешний и день давно минувший, дела заме­ чательные и вопиющие не­ достатки, настроения подлин­ ного энтузиазма, инициативы и обыкновенного рвачества. Все это не может не навести на мысль о том, что заводу предстоит не только чисто техническая реконструкция, но и огромная работа по по­ вышению культурно-техни. ческого уровня каждого ра­ ботника, по совершенствова­ нию стиля деятельности об­ щественных организаций, по наведению должного порядка и дисциплины в сменах, бри­ гадах. И здесь для заводских идеологов работы, что на­ зывается, непочатый край. Впрочем, она уже идет, о чем и говорилось в первом письме. Начав серьезную борьбу с нарушениями про­ изводственной и технологи, ческой дисциплины, добились некоторых успехов, снизилось количество прогулов и опоз­ даний на работу, резко сок­ ратился брак. Внедрение бригадной организации тру­ да позволило обеспечить рост производительности, снизить внутрисменные простои, улучшить поставки деталей и заготовок. И все-таки состоя­ ние трудовой дисциплины в .кузнечном цехе, например, половина из опрошенных со­ циологами мастеров оцени­ вает только как удовлетвори­ тельное, а хорошим его назва­ ли лишь восемь процентов бригадиров. Что более всего мешает соблюдению трудовой дисцип­ лины? Опоздания на работу членов трудового коллектива, — так ответили 63 процента опрошенных мастеров, прогу­ лы — 55 процентов, появле­ ние на работе в нетрезвом виде _ 36 процентов, отказ от помощи товарищам по ра­ боте — 18 процентов: а так­ же уклонение от повышения квалификации, овладения смежными профессиями. Как видим, на ЛТЗ и по­ ныне недостает прежде всего целенаправленной работы с людьми, действенных форм воспитания. Поэтому и пла­ нирует партком широко опи­ раться на тех работников, кто сегодня является гор. достью коллектива. Богатый опыт ветеранов предприятия, их идейная и духовная зре­ лость, умение отдавать себя общему делу должны стать примером для тех, кто толь­ ко начинает биографию рабо­ чего, • кому вершить судьбу будущего трактора Т-142. Тщательно проанализиро­ вав состав молодых рабочих, идеологический актив партко­ ма пришел к выводу, что теоретической и интеллекту­ альной подготовки молодых тракторостроителей вполне достаточно, чтобы сказать веское слово в современном производстве. Но многим не­ достает 7трудолюбия, умения воспитывать в себе, может, самое главное — сознатель. ную потребность к труду. Конечно, начинать воспи­ тательную работу с хозяе­ вами будущего нового завода ветераны будут не на голом месте. — Чтобы уже сегодня уви­ деть коллектив, который не­ обходим в условиях реконст­ руированного предприятия на каждом участке, надо по­ бывать в четвертом трактор­ ном цехе на втором участке, — посоветовал секретарь парткома завода А. А. Бельский. — Опыт работы мастера Алексея Семеновича Орлова по созданию коллек­ тива со здоровым микрокли. матом, с высоким творческим потенциалом и ляжет в ос­ нову нашей дальнейшей ра­ боты с кадрами. И вот __ четвертый трак­ торный. Здесь трудятся поч­ ти 400 станочников, наладчи­ ков, слесарей, электриков. Несмотря на то, что цех чис­ лится в благополучных, че­ ловек 80 выходят работать по субботам. Начальник БОТиЗ, секретарь партбюро цеха М. И. Рудин объясняет это нехваткой 35 рабочих и не­ достаточно четкой организа. цией производства. И еще невысокой сознательностью отдельных работников. — Если бы у нас везде были такие люди, как в бри­ гаде Орлова, цех был бы всегда в передовых, — меч­ тательно сказал секретарь партбюро и пригласил позна­ комиться с Орловым. Мастер сидел в маленькой кабине из металла и стекла, что-то пристально изучал в потрепанном журнале. — Вот смотрю, каких за­ готовок осталось мало на участке. Мы получаем их из кузнечного, заготовительно­ го, термического, автоматно­ го..-, — Алексей Семенович загибал пальцы. — Мне са­ мому приходится следить за поставками, и как только на­ мечается сбой, сразу идешь к ребятам — поторапливай­ тесь. мол, заготовки кончают­ ся. Не обижают. Да, его уважают. За пря­ моту характера, за честность в труде, за то. что хорошо знает многие рабочие про­ фессии. Пять лет работал на станке, пять лет наладчиком, пять лет мастером. Потом предложили должность стар­ шего мастера на самом от­ стающем участке. — Когда я сюда пришел, то первое, что сделал, это «поднял» с пола заготовки, детали, инструменты. Уча­ сток был весь ими завален. Потом взялся за эстетику, культуру производства. Не­ которые считают это ме­ лочью. Но ведь из нашего' базового профтехучилища ре­ бята на завод не хотят идти не только потому, что здесь не скоро получишь квартиру. О квартирах они еще не ду­ мают. Не идут гютрму, что знают — на заводе низка культура производства. Мо­ лодым подавай чистоту, по­ рядок. И это правильно, вре­ мя того требует. Да к тому же порядок дисциплинирует людей. Потом сообща начали бороться за укрепление дис­ циплины, ведь это главное в любом деле, а тем более у нас, станочников... Не секрет, что на любом участке производства успех дела зависит от людей. Соз­ дать здоровый микроклимат в коллективе, атмосферу твор­ ческого труда призваны ма­ стера, те, кто ближе всех стоит к рабочим, знает их заботы, думы и чаяния. И если партком решил опереть­ ся на таких людей, как А. С. Орлов, то расчет сделан вер­ ный. Каждый из ветеранов, кто сегодня работает в молодеж­ ных коллективах, убеждает­ ся, что эта сфера деятель­ ности требует каждодневного внимания, настойчивости по­ следовательности. — Ко мне тут приходил недавно один бригадир, — говорит Алексей Семенович, — жаловался: провели, дес. кать, беседу с одним молодым человеком, а результатов ни­ каких. Не помогло и лише­ ние премии. Видите, как лю­ ди еще думают. За один день хотят перевоспитать неради­ вых. Нет, на это надо вре­ мя. Да, наивно думать, что после одного разговора, пусть даже строгого и прин­ ципиального, человек изме­ нится. Воспитывает среда, атмосфера. Ее н создавал кропотливо А. С. Орлов. Се­ годня на его участке не бы. вает срыва плана и просто­ ев. Здесь нет текучести кад­ ров. «Уходят» разве что в декретный отпуск илц на учебу в вуз. И как только появится вакантное место, десятки работников просятся на участок. Почему? — У Орлова порядок, дис­ циплина. Надоело, знаете ли, работать ни шатко, ни вал­ ко. — Участок Орлова не ра­ ботает в выходные, а зара­ ботки высокие. — Это дружный, хороший коллектив. — Здесь чувствуешь себя современным рабочим. Это ответы тех, кто меч­ тал, да не попал в коллек­ тив второго участка. Некото. рым' из них до сих пор не­ понятно, почему мастер им отказал, а взял в бригаду неподготовленных мальчи­ шек — восьмиклассника Се­ режу Двуреченского и девя­ тиклассника Сережу Хрюки- на. А, в самом деле, почему? Об этом _ в следующем письме. А. МОРГАЧЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». Азотнотуковое производство — важное звено в про­ мышленном цикле Новолипецкого металлургического ком­ бината имени Ю. В. Андропова. Здесь производят удоб­ рения для хозяйств области и страны. Производством удобрений занимается целый коллектив опытных рабочих и знающих свое дело специалистов. Хо­ зяйство азотнотукового производства, состоящее из слож­ ных механизмов, действует четко и слаженно. На снимках: слева —агрегаты азотнотукового про­ изводства; справа — у пульта управления. Фото Н. Ткаченко. ПР ОВЕРЯЕМ ГОТОВНО СТЬ К СЕЗ ОНУ САХАР ОВАРЕНИЯ ПУСК ЗАВОДА ПОД ВОПРОСОМ... Грязинский сахарный за­ вод обслуживает хозяйства двух крупных свеклосеющих районов — Грязинского и Усманского. С нынешним пла­ ном заготовки и переработки 189 тысяч тонн корней его коллективу справиться впол­ не по силам. Но вот пример прошлого года: сюда посту­ пила лишь 141 тысяча тонн корней и то около восьми тысяч тонн из них ушли в сверхнормативные потери. Почему? — Свеклу начали копать и возить слишком рано, ■— убежден директор сахзавода А. С. Трубкин. — Посудите сами: согласно графику до пятнадцатого сентября наме­ чалось принять 27 тысяч тонн корней, а фактически поступило 63 тысячи тони. Это была еще биологически недозрелая свекла, в кага­ тах она быстро начала терять вес, сахаристость, качество, что, кроме всего прочего, сни­ жало производительность предприятия. Все это правильно. Но и затягивать уборку до белых мух тоже нельзя. Где же вы­ ход? . Он — в строгом соблюде­ нии графиков поставки сырья на завод. До пятнадцатого сентября здесь должно нахо­ диться не более трехсуточно­ го зацаса сырья. Предприя­ тие заключает контракты с каждым грязинским хозяйст­ вом, устанавливает свои ли­ миты "для усманцев. Все это было и в прошлом году, но, оказывается, завод не имеет полномочий...............регулиро­ вать поток' ..... машин с сырьем- Точнее сказать, не имел. Нынче руко­ водители его вынесли этот вопрос на заседание совета Грязинского РАПО, члены совета — в первую очередь, директора совхозов — дали заводу ^ а в о возвращать ма. шины из тех хозяйств, где будут форсировать уборку в начальной ее стадии вопреки доведенным графикам. Слож­ нее с усманскими колхозами и совхозами, ведь Грязин­ ский сахзавод не является членом тамошнего совета РАПО. Но, кажется, общий язык найден и с этим парт­ нером. Усманская свекла поступа­ ет в Грязи по железной до­ роге. Прямо скажем, это тех­ нологическое звено не отли­ чается надежностью. Порой приходится при недостатке ва­ гонов заимствовать у новоли­ пецких металлургов окаты- шевозы, хотя их грузоподъ­ емность и недостаточна. Не один раз объединение сахар­ ной промышленности и уп­ равление железной дороги проводили в совместных при­ казах идею создания так на­ зываемой «вертушки», т. е. закрепить на перевозках свеклы по линии Усмаиь — Грязи определенное количе­ ство вагонов. Преимуществ в этом немало. Не приш­ лось бы сахарникам тратить значительное время на очи­ стку вновь поступивших ва­ гонов от остатков чужих гру­ зов. При случае заводчане сами могли бы производить мелкий ремонт подвижного состава, так как в их инте­ ресах не допустить потерь. Наконец, можно было бы лучше маневрировать ваго­ нами. Но каждый раз «вер­ тушка» оставалась лишь меч­ той сахароваров. Нет уверен­ ности в том,, что она будет организована и в этом году. К перевозке свеклы маши­ нами. из грязинскнх хозяйств претензий у заводчан нет. Нет их и у водителей: очере­ дей на весовой, на кагатных полях обычно не бывает. А теперь установлен еще один мощный буртоукладчик для разгрузки большегрузных ма­ шин, заканчивается монтаж новых 60-тонных автомати­ ческих весов. Согласно графику завод должен быть сдан технической комиссии к 25 августа. Чем меньше дней до пуска, тем острее тревога у его руково­ дителей. Две крупные нере­ шенные проблемы могут сорвать своевременное вклю­ чение предприятия в работу. Первая из них г— опазды­ вание с очисткой отстойни­ ков полей фильтрации от дефеката. Эта работа ведет­ ся с середины мая, но до сих пор сделана лишь напо­ ловину. Причина — в нех­ ватке транспорта. Грязинская автоколонна № 1389 дли­ тельное время выделяла сю­ да по 1—2 машины, теперь «расщедрилась» на три. А требуется вести вывозку де­ феката четырьмя машинами и в две смены. Чрезвычайная ситуация сложилась и с ремонтом внутристанционных паропро­ водов на трех котлах ТЭЦ из пяти. Монопольным подряд­ чиком является Липецкое монтажное специализирован­ ное управление треста «Энер- гометаллургмонтаж». В дого­ воре, заключенном своевре­ менно, предусматривалось, что .работы по замене паро­ проводов начнутся во вто­ ром квартале. »Но до сих пор монтажников не видели на заводе. Коллектив предприя­ тия, пытаясь облегчить ситу­ ацию, своими силами провел демонтаж старых систем, приобрел и новое оборудова­ ние. Какой еще поклон отве­ сить подрядчику, чтобы он иайонец-то понял всю серьез­ ность сложившегося положе­ ния и приступил к работам, которые, чтобы поспеть к се­ зону, надо вести в авральном темпе — по пятнадцать че­ ловек в две смены? Каждый день звонит директор завода начальнику управления И. М. Глебову, и каждый раз слышит убаюкивающее: «Раз­ беремся. Примем меры»...’ Наконец, еще одна проб­ лема, ежегодно нависающая над Грязинским сахарным. Это предприятие хуже всех в объединении обеспечено кадрами —лишь наполови­ ну даже в самые горячие дни. И это с учетом людей, выделяемых другими пред­ приятиями города. На рабо­ чие места здесь становятся, бывает, и продавцы, и меди­ ки, и швеи. Их обучают уже по ходу дела. Ясно, что это чревато поломками оборудо­ вания, авариями. Чтобы как- то выйти из положения, ад­ министрация завода пригла­ шает на осень пенсионеров, всячески стимулирует совме­ щение профессий. Конечно, не так легко добиться ста­ бильности, достатка .кадров на сезонном предприятии, но без основательного решения этой проблемы завод посто­ янно будет лихорадить. Меж­ ду тем, не строится . . свое жилье, нет у предприятия даже общежития. Суточная мощность Гря­ зинского сахарного зарода — 1520 тонн переработанных корней. В прошлом году та­ кой производительности уда­ валось добиться далеко не .всегда. Нынче же своевре­ менный пуск предприятия находится пока под большим вопросом. Между тем на грязинскнх и усманских по­ лях зреет весомый урожай’ С. БРОВАЩОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». СОВЕ РШЕНСТВОВАТ Ь МАРНСИСТСКО - ННСКОЕ О Б Р А З О В А Н К новому учебному году в системе политической и экономической учебы * Всестороннее развитие личности, формирование у каждого члена общества марксистско-ленинского ми­ ровоззрения является целью и непременным условием со­ вершенствования развитого социализма. «Строить но­ вый мир, — отметил това­ рищ К- У. Черненко на фев­ ральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, — это значит не­ устанно заботиться о форми­ ровании человека нового ми­ ра, о его идейно-нравственном росте. Именно под этим углом зрения, как известно, рассмотрел вопросы идеоло­ гической, массово-политиче­ ской работы июньский Пле­ нум ЦК. В соответствии с его установками партия будет добиваться, чтобы эта работа полностью отвечала характе­ ру больших и сложных за­ дач совершенствования раз­ витого социализма». Выполняя решения XXVI съезда партии, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, , партийные организации улучшают идейно-воспита­ тельную работу среди тру­ дящихся, их политическую и экономическую подготовку. Происходящие здесь измене­ ния характеризуются повы­ шением научного уровня за­ нятий, более активным изу­ чением произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, укреплением связи учебы с жизнью. В работе школ и семинаров важней­ шее место занимает изучение концепции развитого социа­ лизма, материалов Пленумов ЦК КПСС, положений и вы­ водов. содержащихся в вы­ ступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Пред­ седателя Президиума Верхов­ ного Совета СССР товарища К- У. Черненко. Рабочие, кол­ хозники, специалисты и руко­ водящие кадры различных звеньев народного хозяйства изучают вопросы ускорения научно-технического про­ гресса, реализации Продо­ вольственной и Энергетиче­ ской программ СССР, эко­ номии и бережливости, со­ вершенствования хозяйст­ венного механизма и управ­ ления. В соответствии с требова­ ниями июньского Пленума ЦК КПСС осуществляется более дифференцированный подход к организации учебы различных категорий трудя­ щихся. Усиливается практи­ ческая направленность поли­ тического и экономического образования. Расширяется число слушателей, принимаю­ щих непосредственное уча­ стие в массово-политической работе, обосновании встреч­ ных планов и лицевых счетов экономии, в подготовке кон­ кретных предложений по по­ вышению эффективности производства. В то же время недостатки, имеющиеся в организации и содержании политической и экономической учебы, прео­ долеваются медленно. Для части занятий характерны академизм, бесстрастное просветительство. В экономи­ ческом образовании занятия подчас превращаются в раз­ новидность производственных совещаний. В результате снижаются интерес к учебе, сила ее воспитательного воз­ действия. В наступающем 1984/1985 учебном году партийным ор­ ганизациям предстоит обе­ спечить более полную реали­ зацию установок XXVI съез­ да партии, июньского (1983 г ), февральского и ап­ рельского (1984 г.) Плену­ мов ЦК КПСС о формирова­ нии научного, марксистско- ленинского мировоззрения, нового типа экономического мышления у коммунистов и беспартийных, о повышении их трудовой, общественно- политической активности. Политическое и экономи­ ческое образование в новом учебном году имеет свои осо­ бенности. Наша страна выхо­ дит на завершающий этап одиннадцатой пятилетки. Важно усилить влияние уче­ бы на отношение слушателей к труду, развитие социали­ стического соревнования, при­ менение эффективных мето­ дов интенсификации произ­ водства, на выполнение обя­ зательств по сверхплановому росту производительности труда и снижению себестои­ мости' продукции, на успеш­ ное проведение широкомасш­ табного экономического эксперимента. *Большие и ответственные задачи возлагаются на про­ пагандистов в связи с подго­ товкой к очередному XXVII съезду КПСС, на котором предстоит принять новую ре­ дакцию Программы партии и определить основные направ­ ления экономического и со­ циального развития страны. Особое внимание в ходе уче­ бы необходимо уделять во­ просам совершенствования развитого социализма, меж­ национальных отношений, политической системы наше­ го общества, возрастания ру­ ководящей роли партии и уг­ лубления социалистической демократии как единого, за­ кономерного процесса. Надо более убедительно раскры­ вать огромную жизненную силу и величие социалисти­ ческого строя, присущую ему социальную справедливость. Новый учебный год по вре­ мени совпадает с подготовкой к 40-летию Победы советско­ го народа в Великой Оте­ чественной войне 1941 — 1945 годов. Пропагандисты призваны широко разъяснять всемирно - историческое значение победы советского народа, миролюбивую внеш­ нюю политику Коммунистиче­ ской партии и Советского го­ сударства, их постоянную за­ боту об укреплении экономи­ ческого и оборонного могу­ щества нашей Родины. Надо умело использовать юбилей великой Победы в патриоти­ ческом, интернациональном воспитании людей. В условиях ощутимо воз­ росшей'военной опасности, обострения противоборства двух противоположных об­ щественно - политических си­ стем важно раскрывать под­ линные причины возрастания международной напряжен­ ности, настойчиво разобла­ чать агрессивную, антинарод­ ную сущность империализ­ ма, воинствующий курс аме­ риканской администрации на конфронтацию, на подрыв военно-стратегического рав­ новесия сил, мировое гос­ подство. Необходимо на занятиях шире показывать коренные преимущества реального со­ циализма, его социальные и духовные ценности, даЕать достойный отпор идеологиче­ ским диверсиям империализ­ ма против СССР и других стран социализма. При изуче­ нии любого учебного курса нужно аргументированно вскрывать реакционную сущность буржуазной идео­ логии, разоблачать фальси­ фикации политики КПСС. В содержании этой работы очень важно широко исполь­ зовать материалы состоявшее гося 12—14 нюня 1984 года в Москве Экономического совещания стран - членов СЭВ на высшем уровне. В новом учебном году в системе партийной учебы и экономического образования в основном сохраняются учеб­ ные курсы, рекомендованные после XXVI съезда КПСС. Их программы переработаны с учетом требований июнь­ ского, февральского и ап­ рельского Пленумов ЦК КПСС, обогащены положени­ ями и выводами, содержащи­ мися в выступлениях товари­ ща К. У. Черненко. Учебный процесс должен быть орга­ низован так, чтобы изучение марксистско-ленинской тео­ рии и политики КПСС орга­ нически сочеталось с приоб­ ретением навыков умелого применения полученных зна­ ний в трудовой и обществен­ но-политической деятельно­ сти. Первое занятие во всех формах учебы рекомендуется провести по теме «Высоко­ эффективный труд, успеш­ ное завершение пятилетки — патриотический долг каждо­ го, всех трудовых коллекти­ вов». Оно должно помочь слушателям лучше уяснить ход выполнения решений XXVI съезда партии и по­ следующих Пленумов - ЦК КПСС, народнохозяйственного плана 1984 года и одиннад­ цатой пятилетки в целом, социалистических обяза­ тельств трудовых коллек­ тивов. В идейно-политическое воспитание нового пополне­ ния партийных рядов важный вклад призваны внести шко­ лы молодых коммунистов- Занятия в этих школах помо­ гут кандидатам в члены' КПСС и молодым коммуни­ стам глубже усвоить про­ граммные документы, ленин­ ские принципы партийного строительства, закономер­ ность возрастания руково­ дящей роли партии, устав­ ные обязанности коммуниста. В некоторых партийных организациях по-прежнему есть потребность в организа­ ции политшкол. В новом учебном году занятия в этих школах будут проводиться в основном по вопросам внут­ ренней и внешней политики КПСС. Примерные темы для занятий и материалы к ним будут публиковаться в жур­ нале «Агитатор». Особое внимание партий­ ные комитеты должны обра­ тить на организацию и обе­ спечение работы школ основ марксизма-ленинизма. В них следует вовлекать коммуни­ стов,’ не имеющих достаточ­ ной подготовки по истории КПСС, основам марксистско- ленинской философии, полит­ экономии, научному комму­ низму. Эти школы помогут также в усвоении основ ком­ мунистической нравственно­ сти, научного атеизма. Значительная часть слуша­ телей системы партийной учебы будет пополнять свои теоретические знания в шко­ лах научного коммунизма. Их программы охватывают широкий круг актуальных проблем экономической, со­ циальной, внешней политики партии, идеологической борьбы двух мировых систем, развития социалистической демократии и другие. Для работников школ и профес­ сионально-технических учи­ лищ подготовлена новая про- ■ грамма «Реформа общеобра­ зовательной и профессиональ­ ной школы — составная часть совершенствования раз­ витого социализма». Эта программа поможет педаго­ гическим кадрам глубже изучить политику партии в области народного образова­ ния, задачи практической пе­ рестройки советской обще­ образовательной и профес­ сионально-технической шко­ лы. Предстоит значительно по­ высить качество работы школ партийно-хозяйствен­ ного актива. Главная задача здесь в том, чтобы в процес­ се самообразования, коллек­ тивного обсуждения актуаль­ ных вопросов теории, поли­ тики и практики каждый слу­ шатель овладевал наукой уп­ равления, воспитания масс, ле­ нинским стилем работы- Больше внимания следу­ ет уделить развитию школ идеологического актива. Улуч­ шение учебы заместителей секретарей партийных орга­ низаций и других категорий слушателей должно оказать непосредственное воздейст­ вие на решение поставлен­ ной товарищем К. У. Чер­ ненко в речи перед рабочими московского металлургиче­ ского! завода «Серп и молот» .задачи «перенести центр идеологических усилий в трудовой коллектив, в пер­ вичную партийную- организа­ цию». Организуя занятия по курсу «Вопросы теории и методов идеологической ра­ боты КПСС», необходимо обеспечить широкое изучение практического опыта. В новом учебном году дальнейшее развитие получит изучение- марксистско-ленин­ ской теории по индивидуаль­ ным планам, а также в тео­ ретических и философских (методологических) семина­ рах. Надо добиваться, чтобы при выборе тем для само­ стоятельной . работы полнее учитывались профессиональ­ ные интересы и характер об­ щественно-политической дея­ тельности специалистов. Не­ обходима организация квали­ фицированных консультаций для работающих по индиви­ дуальным планам. Опыт убеждает, что работа мето­ дологических семинаров эф­ фективна в тех случаях, ког­ да за каждым из них закреп­ ляется хорошо подготовлен­ ный консультант-философ. В системе экономического образования основное вни­ мание 1обучающихся сосре­ доточивается на изучении ключевых проблем повыше­ ния эффективности произ­ водства, роста производи­ тельности труда, более пол­ ного использования произ­ водственного потенциала, достижений науки и техники, совершенствования плани­ рования и управления, внед­ рения прогрессивных форм организации и стимулирова­ ния труда, проведения эконо­ мического эксперимента. Важно систематически зна­ комить трудящихся с пат­ риотическими починами и инициативами передовых коллективов, активно вклю­ чившихся в борьбу за ус­ пешное выполнение и пере­ выполнение заданий один­ надцатой пятилетки. В школах коммунистиче­ ского труда целесообразно привлечь внимание рабочих и колхозников к таким акту­ альным курсам, как «Науч­ но-технический прогресс и экономика», «Коллективные формы организации труда. Бригадный хозрасчет», «Кол­ лективный подряд на селе», «Ручной труд — на плечи машин» и другим. Занятия помогут работникам массо­ вых профессий глубже поз­ нать существо и особенности применения новых форм ор­ ганизации труда, активнее включиться в выявление и использование внутренних резервов повышения эффек­ тивности производства. В школах конкретной эко­ номики специалисты народ­ ного хозяйства, руководители подразделений, предприя­ тий и колхозов могут из­ брать для изучения курсы «Научно-технический про­ гресс и эффективность про^ изводетва», «Экономический механизм АПК», «Передовой опыт экономии и бережливо­ сти» и другие, рекомендован­ ные на одиннадцатую , пяти­ летку. В учебном процессе этих школ следует уделять больше внимания активным методам проведения занятий, развитию у слушателей уме­ ния анализировать хозяйст­ венную деятельность, выяв­ лять внутренние резервы экономического роста, обо­ сновывать принимаемые ре­ шения, вести воспитательную работу в трудовом коллекти­ ве. В экономических семина­ рах для работников мини­ стерств, ведомств, НИИ и КБ, руководителей пред­ приятий и организаций наря­ ду с рекомендованными ра­ нее вводятся новые' курсы «Хозяйственный механизм: экономический эксперимент в промышленности» и «Разви­ тие хозяйственного механиз­ ма в строительстве». Курс, учитывающий отраслевые ’осо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz