Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

5 августа 1984 г., № 179 (16 976) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ Д ИПЛОМ И МЕДАЛЬ ЛИПЕЦКОГО СК У ЛЬП Т ОРА В Москве, в Центральном Доме художника, открылась конкурсная выставка порт­ рета молодых художников Советского Союза и Социали­ стической Чехословакии «Наш. современник». Смотр молодых художественных сил СССР и ЧССР продемонст­ рировал подлинно демокра­ тический и гуманистический характер искусства социали­ стических стран, явился зна­ чительным вкладом в разви­ тие культурного сотрудниче­ ства. Перед портретистами бы­ ла поставлена одна из важ­ нейших задач социалистиче­ ской культуры — создание яркого; образа героя совре­ менности, строителя нового общества. В числе лауреатов этого международного конкурса мо­ лодой липецкий скульптор, председатель правления Ли­ пецкой организации Союза художников РСФСР Алек­ сандр Вагнер. За работу «Портрет Ирины» он удосто­ ен диплома и медали Союза художников СССР, ЦК ВЛКСМ, Союза художников .ЧССР, ЦК ССМ ЧССР, в конкретном портрете автору удалось раскрыть типические черты человека нашего вре­ мени, передать его внутрен­ нюю красоту как непреходя­ щую ценность. Успех художника не слу­ чаен: тематическая задан- ность конкурса совпадает с его творческой программой. Им создана целая галерея многогранных образов наше­ го современника, привлека­ ют самые разнообразные те­ мы и сюжеты. Но не исчеза­ ет, постоянен его интерес к человеку рабочему, его внут­ реннему миру. Вот что гово­ рит об этом сам художник: — Так называемая произ­ водственная тема сама по себе никогда не была для меня самоцелью. Среди моих героев нет случайных. Все они — хорошо знакомые мне люди, мне интересно, их от­ ношение к жизни, их сужде­ ния, увлечения. Может быть поэтому всегда так хочется передать в своей работе, как много стоит за словом, опре­ деляющим их профессию: металлург, строитель, инже­ нер. В самом деле, в «Портре­ те молодого рабочего», ко­ торый экспонировался на все­ союзных выставках «Моло­ дость страны» и «60 лет СССР», скульптор стремил­ ся раскрыть гордое осознание человеком себя как хозяина жизни. В «Портрете Ири­ ны» — пытался соединить принципы парадного портре­ та с точными деталями пов­ седневности, Высокое профессиональ­ ное владение пластическими средствами помогает А. Ваг­ неру в достижении постав­ ленных #целей. Лаконичная энергичная лепка, ясный си­ луэт, выразительность и кра­ сота пластических форм сви­ детельствуют о тщательном отборе наиболее существен­ ного, о художественном вку­ се скульптора. Сейчас А. Вагнер, как и другие художники области, готовится к двум ответствен­ ным смотрам — выставке липецких художников в Ле­ нинграде осенью нынешнего доца и зональной выставке «Край Черноземный», кото­ рая состоится в декабре в Воронеже. Т. НЕЧАЕВА. Во скресный фоторепортаж у р о к и Д О Б Р О Т Ы Посмотрите, как оживлены эти люди, как улыбаются де­ ти, как теплеют глаза взрос­ лых... Есть у человека какая-то особая тяга к миру природы Нет, это не просто любозна тельность, желание в «нату ре» увидеть косулю и медве дя, пеликана и крокодила Это еще и потребность ощу тить себя старшим братом среди братьев меньших, осоз­ нать свою ответственность и за них, чье существование как будто изолировано от на­ шего и, тем не менее, тесно с ним связано. Да, и для детей, и для взрослых эти минуты в зоо­ парке —своеобразные уроки доброты. Уроки, главный смысл которых — осознание простой и мудрой необходи­ мости бережно относиться ко всему живому. К многоли­ кой и бесконечной природе, частью которой является и сам человек... Ка снимках: в Липецком зоопарке. Фото А. Щурова. Повесть елецкого писателя Михаила Глазкова «Горюч- камень» была отмечена на Всероссийском конкурсе «Моя Советская Родина» на лучшее произведение для детей и юношества Почетным дипломом. Первая прозаическая кни­ га поэта встретила теплый прием у читателя и критики. «Повесть прочитал с интересом и с доверием к написан­ ному: чувствуется, что автор сам все видел и пережил»-— писал о «Горюч-камне» известный советский писатель Иван Стаднюк. Михаил Глазков написал вторую часть повести «Рус­ ский брод», которая вместе с первой, ранее изданной, вышла на днях в Ярославле. Представляем вниманию чи­ тателей «Ленинского знамени» отрывок из повести. Фронт откатился от Ка­ зачьего на десятки верст, БУДНИ МИЛИЦИЙ П о сиг налу тревоги Глухой ночью в кафе «Ни­ ва», что находится в Левобе­ режном районе Липецка, про­ брался вор. Ему казалось, что он все предусмотрел, все спят и его никто не видит, не слышит. Но стоило ему сломать запоры дверей, про­ никнуть внутрь, как сработа­ ла сигнализация, раздался оглушительный звонок. А на пульте централизованного наблюдения вспыхнула лам­ почка. В считанные минуты де­ журный старший лейтенант милиции Н. Беляев по рации вызвал группу задержания. В нее входили два милицио­ нера С. Матвеев и А. Куз­ нецов, водитель А. Покача- лов. Ребята не из робких, опытные, находчивые. Через некоторое время вор В. Ру- щинский сидел в кабинете следователя, понуря голову, давал показания о своих по- - хождениях. Багажник с секретом Во втором часу ночи опе. ративная группа Грязинского райотдела милиции патрули, ровала по маршруту с. Фа- щевка —- с. Двуречки. На обочине мелькнул указатель «Двуречки», и навстречу по­ плыли силуэты погруженных в темному домов. Вдруг па одной из улиц блеснул ого­ нек, послышался шум мото­ ра. Инспектор БХСС лейтенант милиции Александр Меринов зорко смотрел по сторонам. _ Стоп! Видите,. «Моск­ вич» возле дома. — И пред­ ложил следователю А. Сури. нову: •— Пойдем, тезка, поинте­ ресуемся, что за гости в та­ кое позднее время пожалова­ ли, Подошли поближе. Двери дома раскрыты, в сенях свет включен. Двигатель «Моск­ вича» работает на малых оборотах, а из багажника ка­ кой-то хрип доносится. Ра. ботники милиции попытались открыть его, может там жи­ вая душа погибает, но ба­ гажник имел надежные за­ поры. Соблюдая острожность, во­ шли в дом и увидели: двое неизвестных мужчин разде­ лывают баранью тушу. А тре­ тий (это был хозяин дома) стоял рядом. Увидев людей в милицейской форме, ' он рванулся бежать с такой прытью и силой,' что в руках Суринова, попытавшегося задержать его, остался лишь пиджак. Зато двое остальных были задержаны. В милиции из багажника выпустили сов­ хозного барана, подготовлен­ ного к убою. Так была разоблачена группа любителей поживить­ ся за счет краденого. В нее входили жители Липецка, во­ дители мясокомбината В. Фа­ ронов и Г. Бирюков, ранее судимый рабочий ЛТЗ Н. При. секин и житель Двуречек А. Пахомов. Воры приезжа­ ли на фермы совхоза «Дву- речепский» на личном тран­ спорте и похищали с ферм баранов, ибо там контроля и сторожевой охраны по су­ ществу нет. Забивали и раз­ делывали краденый окот в доме Пахомова. Сейчас у Фаронова и Вй- рюкова решением суда кон. фискованы личные автома­ шины, а сами они осуждены к разным срокам лишения свободы. Против Пахомова также возбуждено уголовное дело, однако он "пытается скрыться от следствия и су­ да. Но сколько бы он ни на­ ходился в бегах, от закона не спрячешься. Семейная вахта В Грязинской милиции на самом трудном участке — в патрульно-постовой служ­ бе — несут вахту три брата Качановых — Александр, Владимир и Юрий. Все мо­ лодцы как на подбор, рослые, смелые и находчивые. Стар, ший из них, бывший воин- пограничник, служит для младших примером во всем. Он отличился при задержа­ нии опасного вооруженного преступника. Указом Прези­ диума Верховного Совета РСФСР сержант милиции Александр Петрович Кача­ нов награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка». Ра­ дует, что младшие братья то­ же не теряются в сложных ситуациях, действуют реши­ тельно и тактически грамот­ но. Вот лишь один пример. Поздним вечером к Вла­ димиру Качанову и его на­ парнику Александру Печен- нину на автостанции Грязи— Липецк подошел неизвестный гражданин: — У меня важное сообще­ ние, — сказал он. — Здесь находится группа молодых парней. Среди них один, в зеленой куртке, вооружен ре­ вольвером. Не назвав себя, мужчина поспешил удалиться. А сер­ жант милиции, вызвав к себе на помощь милиционера Ни­ колая Горяйнова, установи­ ли наблюдение за парнем в зеленой куртке. Выбрав мо­ мент, Владимир. Качанов с товарищем задержали подоз­ реваемого. Из кармана его пиджака извлекли наган с шестью патронами. Житель города Грязи Бе­ лашов за приобретение и хра. нение оружия привлечен к уголовной ответственности- А. ВАСИЛЬЕВ, майор милиции. Поэтическая рубрика В последний раз воды напьюсь Из дедова колодца, И вновь, как в детстве, рассмеюсь, Коль и вода смеется. Она искрится и звенит Прозрачно-звонким горном — И отражается зенит На дне, в плену ведерном, * Ребята сегодня так странно тихи, Что прячешь улыбку от них — Мальчишки всерьез сочиняют стихи, У каждого собственный стих. Сергей сочиняет про хлеб и зерно, Иван о любимом щенке, ' А. ФИСЕНКО. * Куда водице городской. Что тихо ржавит трубы, Что пахнет хлоркой и рекой ’ До той, что студит зубы, Что нам напомнит о родном И детством отзовется, Что видит звезды даже днем Из темного колодца. « А Коля мечтательно смотрит в окно, Блокнотом играя в руке. На всякий вопрос им охота найти Единственно верный ответ. Они пока только в начале пути, Но каждый сегодня _ Поэт. угрожающе погромыхивая по утрам и не давая людям за­ бывать о себе глухой орудий­ ной канонадой. Поля окон- чательно освободились от снега, грязные ошметки его лежали только в глубоких оврагах да под крутыми вор- гольским.и берегами. Яркое солнце парило, под жаркими лучами подсыхала земля. В зыбком воздухе упоенно за­ ливались жаворонки. Пора было выезжать в поле. Бригадирка Лукерья Стребкова, осунувшаяся не столько от недоедания, сколько от мучительных дум о посевной, направилась к кузне, на ходу рассуждая сама с собой: «У Домнухи Гороховой сохранилась коро­ венка, у Лобынцевых да у Багровых... Свою еще впря­ гу, вот уже четыре — по две на плужок. С семенами, ска­ зали, райцентр поможет. Бу­ дем пахать. Целы ли только плужки?». У кузницы она, к своему удивлению, увидела деда Веденея. Он немецкой штыко­ вой лопатой выколупывал из слежавшейся кучи снега бо­ рону. От ее приветствия вздрогнул, с трудом распря­ мил спину. — Здравствуйте, Луша! — отозвался. — Ишь как под­ кралась, я и не услышал. Э’хе-хе! Стар стал.., Инвен­ тарь, стало быть, добываю — днями понадобится. Как ты думаешь? А? — Сам-то как мыслишь? — Тут и спрашивать нече­ го — весна свое стребует. Лишь бы фронт обратно не ПОПЯТИЛСЯ... — Не должен бы. А пахать будем на коровах. Надо бы, дедуня, посмотреть, целы ли плужки. — Целы, Луша, целы, я уж глядел. На коровах, го­ воришь? — и дед Веденей, хитро сощурив глаза, зага­ дочно заулыбался: —- Кто на коровах, а кто и на лоша­ ди. — Что ты плетешь! Где у нас лошади? — А вот и не плету! У меня, Лушенька-душеиька, в закуте стоит во какой мери- нина! И, видя, что ' бригадирка все никак не дает веры его словам, рассказал: —- Когда наши-то палить начали, немцы, стало быть, все из хаты повыбегали и в лозник — оборону держать. А я, не будь дурак, взял ам­ барный замок и запер Заку­ ту: там* их битюг етоял. По­ стреляли они из лозняка, видят, дурны шутки, надо давать лататы. Наши, стало быть, по огороду бегут, вот- вот за штаны хватят. А тро­ фей мне остался — добрая лошадь. ...Раньше всех поспела земля за Косым верхом. Туда-то Лукерья Стребкова и послала колхозниц — гото­ вить клин под ячмень. Отправились на четырех коровах. Буренки, с великим трудом впряженные в плуж­ ки, не слушались, рвались из постромок, норовисто били копытами по деревянным валькам. Женщины то сер­ дито покрикивали на коров, то ласково уговаривали их. За плужками тянулись не­ ровные, рваные борозды, вспаханный клин, хоть мед­ ленно, расширялся. Солнце припекало, в поднебесье без­ мятежно распевали жаворон­ ки. К полудню коровенки вконец вышли из повинове­ ния, невзирая даже на по­ бои. Ульянина легла в бо­ розду и, уронив лобастую голову на сырые комья зем­ ли, по-человечески скорбно было нечего, как услыхал о ней, так сразу и решил, что это не бабьего, а его, муж- чинского, ума забота. Ведь он — единственный мужик в бригаду. Дед Веденей сознавал всю меру смертельной опасности предстоящего дела, но он окончательно укрепился в мысли действовать немед­ ля, и с рассветом решитель­ но принялся за подготовку. Стараясь не разбудить бабку Секлетею, он оделся и, не скрипнув избяной дверью, вышел во двор. В амбарущ- не отыскал пеньковую ве­ ревку, прихватил моток про­ вода. Взял лопату и пошел к закуте, где стоял, шумно ды­ ша, битюг. Надеть на него хо­ мут с постромками и вывести на гумно было минутным де­ лом. У крыльца дед Веденей вдруг что-то вспомнил, зашел Михаил ГЛАЗКОВ ИСЦЕЛЕННОЕ П п I р II Л А ------ Отрывок из повести ----- глядела перед собой больши­ ми, мутными от слез глаза­ ми. Ульяна в сердцах заш­ вырнула лозиновый прут, подбежала к корове, опусти­ лась на колени и, взяв в ру­ ки ее рогатую голову, запла­ кала навзрыд. Подошла Федосья, трону­ ла ульянино плечо: — Ну, ладно, будет тебе травить душу. Не время раскисать. Вставай, распря­ жем и дадим отдохнуть ма­ лость. С непривычки это они. Пообёыкнут, втянутся. Женщины поспешно стали снимать с коров упряжь. Но их отвлекли тревожные кри­ ки Настенки с Домнухой. Ульяна и Федосья броси­ ли распряженных коров и побежали туда. То, что они увидеЛи шагах в пяти от све­ жей. борозды, заставило не­ вольно вздрогнуть: из-за се­ рых кустов полыни зловеще выглядывал стабилизатор не- разорвавшейся бомбы. ...Бригадирку нашли в ха­ те деда Веденея: пособляла -ему ладить пахотную сбрую для трофейного, битюга. .Его старый решил выводить' зав­ тра, на другое, Заевинское поле — там тоже земля на подходе. — Вы что, как бешеные? — неласково встретила Лу­ керья влетевших в хату жен­ щин. — Почему так ' рано кончили? — Моли бога, что не по­ здно, —■обиженная такой встречей, сердито ответила Ульяна. — Там бомба. Во какая! Лукерья удивленно и оза­ даченна! переглянулась с по­ серьезневшим дедом Ведене- ем, ; — Ну, хорошо, бабоньки, идите отдыхайте. Будем ду­ мать, ччо делать. И бригадирка, огорченная тем, что так некстати прерва­ лись с ^трудом начатые по­ левые работы,\ вышла вместе с колхозницами из Веденеевой хаты... Всю ночь^напролет не спал дед Веденей: все обмозговы­ вал, как быть с треклятой бомбой. Ло-сути, и думать-то в избу, прокрался на цыпоч­ ках к святому углу, затем снял с гвоздика образок с ликом Николая Чудотворца и, сунув его за пазуху, на­ правился к двери. Но тут подняла голову спавшая на печке бабка Се,к- летея. Пришлось все расска- зцвать старой.. — Ну ты гляди там, Ве- деша, близко к ней, заразе, не подходи, — слезши с печ­ ки и зачем-то поправляя у него ворот фуфайки, напут­ ствовала бабка. — Скажешь тоже! Зачем же мне близко? — дед Ве­ деней неумело коснулся за­ скорузлой ладонью ее прос-' товолосой головы. — Толь­ ко ты Григорею-то, если что, ничего на фронт не отписы­ вай. Не волнуй его, пущай воюет спокойно. И шагнул через порог. На улице не было ни ду­ ши, и дед Веденей, втайне радуясь этому, прибавил шаг, понукая спокойно пере­ валивающуюся с ноги на но­ гу лошадь. До Косого верха добрался, когда солнце вы­ катилось из-за горизонта и озарило всю округу веселым розовым светом. Вешнее по­ ле жило, играло разными цветами. Дед Веденей огляделся кругом. Сколько раз за свою долгую жизнь приезжал он сюда ~ еще мальчишкой с отцом, а позже сам—пахать, скородить, сеять, а потом ко­ сить хлеб и свозить его в снопах на ток! Можно ли представить себя без этого поля? Невозможно, как нельзя допустить мысль, что оно могло быть порабощен­ ным. Вон как искорежили, изранили землю оккупанты! Снарядные воронки, словно оспины, обезобразили ее. Изувеченное поле показалось ему еще более родным. Он, человек, должен залечить раны кормилицы-земли. ...Бомбу дед Веденей, как ни странно, отыскал сразу. Он стреножил обрывком немецкого провода , битюга. Лопатой стал откапывать корпус бомбы, стараясь быть как можно осторожнее. Бом­ ба оказалась большой, и деду было непонятно, поче­ му она не взорвалась, так как не больио-то разбирался в тонкостях чуждого ему де­ ла. Главное, побыстрей, до приезда баб, откопать ее, сатану, и оттащить в провал, пусть там лежит себе до поры до времени. Провал — гдубоченная ямина, куда в половодье с гудом стекает вода с нолей. Говаривали, что если впу­ ститься в этот каменный ко- лодец и пойти по подзе­ мелью, то можно выйти и самому Ворголу у Горюч- камня. Дед Веденей уморился от быстрой, торопливой рабо­ ты. снял фуфайку. Но и работа подошла к концу! бомбу, по его прикидке, уже можно было с помощью лошади вытянуть из земли. Он несколько раз обмотал веревкой ее корпус под стаг билизатором и крепко-на­ крепко завязал ее. Затем расстреножил битюга и под­ вел к бомбе. Сноровисто связал постромки с концами веревки, взял лошадь под уздцы и легонько потя­ нул за собой. — Ну, давай, милок, да­ вай, выручай! Видишь, твой германец напакоетил,,. Но- но! Битюг без труда поволок бомбу по влажной, скольз­ кой земле, оставляя глубо­ кий глянцевый след. Вот, наконец, и провал, поросший по краям кустар­ ником. Края его круто об­ рывались. Дед отвязал ве­ ревку от постромок, затем И от бомбы, свернул ее по обыкновению кольцами и положил на сухую муравьи­ ную кочку. Битюга отогнал подальше от ямы, даже не стреножи­ вая. Потом достал кисет и, свернув цигарку, закурил. Никогда вроде бы еще не был так сладок дым от само­ сада. Он отдыхал, преиспол­ ненный удовлетворением только что оконченной рабо­ ты. Осталась самая малость: спихнуть, проклятую, в про­ вал, и дело с концом. Рука невольно потяну­ лась за пазуху и погладила теплый образок. Докурив цигарку, дед Веденей поплевал на ладони и взялся за бомбу. До об­ рыва было полметра и тре­ бовалось напрячь силы, что­ бы столкнуть такую махину, Ухватившись одной рукой за куст терновника, он другой уперся в корпус бомбы, под­ натужился, и та подалась вперед. А ну, еще разок! Вдруг подмытый дождя­ ми земляной козырек от тяжести обвалился, и бомба скользнула вниз. Неожидан­ но потерявшая опору рука вмиг ошутила пугающую пустоту. Дед Веденей, не успев ничего сообразить, чуть было не рухнул вслед за бомбой, но удержал тер­ новый куст. Тут земля вздрогнула, колыхнулась под ним, и его Швырнуло мощ­ ной волной воздуха на не- паханное поле... Взрыв докатился до Ка­ зачьего, всполошил село. ...Хоронили деда Веденея всей бригадой. Стоял сол­ нечный день. В чистом без­ донном небе пели жаворонки. А по большаку женщины несли на полотенцах гроб. На крутом берегу Воргола, где сразу же.за Горюч-нам- нем широко распахнулся луг. на котором покойный в мирное время пас лошадей в ночном, женщины береж­ но подняли гроб над голова­ ми. И он поплыл в голубом мареве, покачиваясь в такт медленным шагам мблча плачущих людей. Гастроли Ташкентского государственного русского театра оперетты--------- - ЖАНР СПЕКТАКЛЯ—ПРАЗДНИК Говорят: хорошее начало — половина дела. Если пого­ ворка верна — а сомневать­ ся в этом причин нет, — зна­ чит, наши гости из столицы Узбекистана — Государствен­ ный театр оперетты — едва начав гастроли в Липецке, половину дела уже сделали.' В первом же спектакле — «Веселый грешник» — они сумели завоевать зритель, ские симпатии искромет- ностью своего искусства, на­ циональным своеобразием, выраженным острым словом, особенностями танца, пласти­ ки. музыки. А во втором— «Цыган-премьер» — пока, зали такое тонкое чувство жанра классической оперет; ты, которого мы давненько не встречали в заезжих те­ атрах музыкальной комедии. «Веселый грешник» _ и не оперетта, собственно, в привычном понимании этого слова. Достаточно привести второе название спектакля, чтобы все стало ясно: «Ход­ жа Насреддин»... Ну, конечно же, это народная музыкаль­ ная комедия, героем которой становится легендарный Ход. жа, друг и защитник бедня­ ков, гроза богатеев, Ходжа, чье имя широко известно в Средней Азии. Подчеркивая народное начало спектакля, авторы его с первой же сце­ ны погружают действие в ко­ лоритную атмосферу восточ­ ного базара. А средневековый узбек­ ский базар — это не только рынок, где продавали и по. купали. Сюда приходили еще и повстречаться с друзьями, посидеть в чайхане, обменять­ ся новостями, выпить пиалу душистого чая. Здесь, на ба­ заре, проходили состязания канатоходцев, поэтов, остро­ словов... Базар становился местом общения людей, ме­ стом празднеств. А всякий узбекский народный празд­ ник начинается с красочного шествия по улицам города музыкантов, их друзей, с приглашении людей на тор­ жество. Основываясь на этом, по­ становщик, заслуженный дея- терь искусств РСФСР К. Ва­ сильев создает эффектный пролог к «Веселому грешни­ ку» — здесь и шествие ар­ тистов с национальными му. зыкальными инструментами по театральной площади, и состязания острословов в фойе театра. Здесь мы впер­ вые встречаемся и с Ходжой Насреддином (артист Ю. Ле­ тов), выступающим поначалу в роли судьи этих состязаний. И проникаемся симпатией к этому насмешливому, пред­ приимчивому, неунывающе­ му герою преданий, вся сила ума которого отдана народу и направлена против толстосу­ мов, ростовщиков, обирал всех рангов. Внешне вовсе не эффек. тный, скорее — скромный, в отнюдь не расписном хала­ те, он сразу располагает к себе искренностью, душевным откликом на события, соци­ альным смыслом острых реп­ лик. Артист наделяет своего героя характером непоседли­ вым, мгновенной реакцией, что нисколько не противоре­ чит традиционному образу, но еще и объясняет, почему Ходже удается выходить по­ бедителем из весьма сложных положений. Думается, нет нужды на­ поминать читателям, чем за­ канчиваются встречи Насред- дина с ростовщиком Джафа- ром, мудрецом Гусейн-Гус. лия, эмиром Бухарским и его стражниками, ставшие содер­ жанием спектакля. Широко известная повесть Л. Соловь­ ева и не менее известный (кстати, недавно снова по­ казанный на экранах телеви­ дения) фильм, несомненно, памятны всем нам. В поста­ новке наших гостей хотелось бы отметить внимание к от­ работке деталей, умелое ис­ пользование национального колорита, что придает спек­ таклю завершенность и про­ фессиональную отточенность. Скажем, смотрит эмир Бу­ харский (артист Г. Шумский) тайцы наложниц. Ни один мускул не дрогнет, на его лице — скука... Выражена она только маской и этаким пренебрежительно ленивым движением носка сапога: убе. рите,• мол.,. Но вот глаза эмира оживают: новый та­ нец явно заинтересовал его. Еще секунда — и этот инте­ рес меняется страхом: слиш­ ком бурным, неуемным ка­ жется танец эмиру. Власте­ лин Бухары поджимается, осторожно отодвигается по. дальше. И снова — то же самое движение ноги. Но те­ перь оно резкое, настойчивое. Пластика актера скупа, а картина создана яркая, впе­ чатляющая. Характер персо­ нажа вычерчен точно, убеди­ тельно. Таких • примеров можно привести немало. Но, разуме­ ется, они не означают, что паши гости пользуются толь­ ко такими средствами харак­ теристики героев. Веселые сцены встречи Насреддина с Отун-биби — старшей женой и хранительницей гарема эмира (заслуженная артистка УзССР Ф. Олеиева) или, скажем, с мудрецом из Баг­ дада Гусейн-Гуслия (заслу­ женный артист. УзССР Н. Шатский) режиссером разработаны совсем в другом ключе; тут мы находим и развернутые комедийные сцены, изобилующие под­ черкнуто выделенными, всег­ да смешными деталями, по­ рой даже «солеными» — но что за народная комедия без крупицы «соли»? Фарс? Да, конечно. Но разве он снижа- ет сатирический настрой спектакля? Напротив: мне представляется, что исполь. зование элементов фарса в данном случае усилило остро­ ту сцены. Музыка к «Веселому греш­ нику» написана лауреатом премии Ленинского комсомо­ ла Узбекистана Э. Салихо­ вым. Она настоена на на. циональных традициях, но вместе с тем ее ритмы сов­ ременны, лиричны (вспомни­ те хотя бы очень мягкий, ду­ шевный дуэт Ходжи Насред­ дина и Бюльджан — артист­ ка Л. Бессарабова). Театр наших гостей еще очень молод, соответственно, и актеры его, главным об. разом, молодые люди, а это для оперетты, согласитесь, уже немало. Они подвиж­ ны, пластичны, музыкаль­ ны, балетная труппа отлича­ ется не только прекрасной выучкой, но и заразительным темпераментом. О ней, пожа­ луй, нужно сказать особо. Танцев и в «Веселом греш­ нике», и в «Цыгане-премье­ ре» много, и они просто ве­ ликолепны как по хореогра­ фии, так и по исполнению. Всего в двух спектаклях мы увидели восемь развернутых, весьма разнообразных по ха­ рактеру хореографических сцен, в которых ярко пока­ зала свое искусство вся труп­ па, и особенно ее солисты _ А. Абдурахманов, Р. Коври­ гина, Э. Голубева, В. Улья­ нова, Р. Бектемирова. По­ истине, балет — украшение постановок театра. Если в «Веселом грешни­ ке» режиссер спектакля подчеркивает его народную основу, то совершенно иными средствами пользуется он же в спектакле «Цыган-премь­ ер». Дело в самом ..строе спектакля-, его ритмике, его настроении. Драматическая история прославленного му. зыканта, с возрастом теряю­ щего свою творческую мощь, но никак не осознающего это, рассказана театром ли­ рично, мягко. Думается, что мы вправе упрекнуть артиста Г. Шуйского (Пали Рач) в несколько статичном реше­ нии чисто драматических за­ дач, но в целом в спектакле мы встречались с артистами, обладающими хорошими го­ лосами и умеющими ими пользоваться. Ведущий дуэт — Лачи Рач (артист И. IIТя ламаев) и Юлишка (артистка Н. Димова), бесспорно, по- настоящему хороши. Мягкий тенор артиста и сильное сопрано его партнерши поз­ волили им выразительно, с глубоким чувством исполнить свои партии и донести до зрителя всю красоту и мело­ дичность музыки Имре Каль­ мана. Да и коронная ария Пали Рача в исполнении Г. Шуйского прозвучала сильно. Завидную изобретатель, ность и фантазию продемон­ стрировал постановщик К. Ва­ сильев в сцене состязания двух скрипачей — отца и сына. Сын, у которого за плечами столичная консер­ ватория, играет строгую клас­ сическую мелодию. И режис­ сер «комментирует» ее клас­ сическим танцем. Отец отве­ чает заразительными цыган­ скими напевами. А мы в эти минуты видим огненную пляс­ ку цыган. Такое «удвоение» драматизма, когда соревну­ ются ц музыканты, и танцо­ ры — а если шире: две об. разные системы, _ придает- особую эмоциональность и яркость. Нельзя не отметить, что в спектакле остро прозвучали и сатирические мотивы. Но вот что хотелось выделить особо —- полное отсутствие «нажи­ ма» в комических сценах. Думается, что в этом «пови­ нен» комедийный талант за­ служенного артиста РСФСР В, Гостищева (Надо). Он по­ зволяет ему Свободно овла­ девать зрительским внима. нием, легкими, выразитель­ ными штрихами создавать сценический характер своего героя и с этаким милым, не­ винным изяществом вызы­ вать взрывы смеха в публи­ ке. Вот это качество актера и накладывает отпечаток на •весь спектакль. Оно задает тон, который уже нельзя на­ рушить без риска выбиться за пределы образного ряда постановки. И ему с успехом следуют остальные артисты. В рецензируемых спектак­ лях за дирижерским пультом стоял главный дирижер теат­ ра лауреат премии ком­ сомола Ташкентской обла­ сти Б. Расулов, В слаженно­ сти спектаклей, четкости зву­ чания оркестра, дуэтов, ан­ самблей чувствуется твердая дирижерская рука и глубокое понимание музыкальной дра­ матургии произведения. Веру на себя смелость порекомендовать липчанам: если вы хотите весело по- смеяться, послушать хоро. шую музыку, пение, если вас привлекает искрометный та­ нец, — посмотрите спектак­ ли узбекских гостей. Право же, не пожалеете! К. ГУРЕНОК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz