Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
5 августа 1984 г., № 179 (16 976) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ Д ИПЛОМ И МЕДАЛЬ ЛИПЕЦКОГО СК У ЛЬП Т ОРА В Москве, в Центральном Доме художника, открылась конкурсная выставка порт рета молодых художников Советского Союза и Социали стической Чехословакии «Наш. современник». Смотр молодых художественных сил СССР и ЧССР продемонст рировал подлинно демокра тический и гуманистический характер искусства социали стических стран, явился зна чительным вкладом в разви тие культурного сотрудниче ства. Перед портретистами бы ла поставлена одна из важ нейших задач социалистиче ской культуры — создание яркого; образа героя совре менности, строителя нового общества. В числе лауреатов этого международного конкурса мо лодой липецкий скульптор, председатель правления Ли пецкой организации Союза художников РСФСР Алек сандр Вагнер. За работу «Портрет Ирины» он удосто ен диплома и медали Союза художников СССР, ЦК ВЛКСМ, Союза художников .ЧССР, ЦК ССМ ЧССР, в конкретном портрете автору удалось раскрыть типические черты человека нашего вре мени, передать его внутрен нюю красоту как непреходя щую ценность. Успех художника не слу чаен: тематическая задан- ность конкурса совпадает с его творческой программой. Им создана целая галерея многогранных образов наше го современника, привлека ют самые разнообразные те мы и сюжеты. Но не исчеза ет, постоянен его интерес к человеку рабочему, его внут реннему миру. Вот что гово рит об этом сам художник: — Так называемая произ водственная тема сама по себе никогда не была для меня самоцелью. Среди моих героев нет случайных. Все они — хорошо знакомые мне люди, мне интересно, их от ношение к жизни, их сужде ния, увлечения. Может быть поэтому всегда так хочется передать в своей работе, как много стоит за словом, опре деляющим их профессию: металлург, строитель, инже нер. В самом деле, в «Портре те молодого рабочего», ко торый экспонировался на все союзных выставках «Моло дость страны» и «60 лет СССР», скульптор стремил ся раскрыть гордое осознание человеком себя как хозяина жизни. В «Портрете Ири ны» — пытался соединить принципы парадного портре та с точными деталями пов седневности, Высокое профессиональ ное владение пластическими средствами помогает А. Ваг неру в достижении постав ленных #целей. Лаконичная энергичная лепка, ясный си луэт, выразительность и кра сота пластических форм сви детельствуют о тщательном отборе наиболее существен ного, о художественном вку се скульптора. Сейчас А. Вагнер, как и другие художники области, готовится к двум ответствен ным смотрам — выставке липецких художников в Ле нинграде осенью нынешнего доца и зональной выставке «Край Черноземный», кото рая состоится в декабре в Воронеже. Т. НЕЧАЕВА. Во скресный фоторепортаж у р о к и Д О Б Р О Т Ы Посмотрите, как оживлены эти люди, как улыбаются де ти, как теплеют глаза взрос лых... Есть у человека какая-то особая тяга к миру природы Нет, это не просто любозна тельность, желание в «нату ре» увидеть косулю и медве дя, пеликана и крокодила Это еще и потребность ощу тить себя старшим братом среди братьев меньших, осоз нать свою ответственность и за них, чье существование как будто изолировано от на шего и, тем не менее, тесно с ним связано. Да, и для детей, и для взрослых эти минуты в зоо парке —своеобразные уроки доброты. Уроки, главный смысл которых — осознание простой и мудрой необходи мости бережно относиться ко всему живому. К многоли кой и бесконечной природе, частью которой является и сам человек... Ка снимках: в Липецком зоопарке. Фото А. Щурова. Повесть елецкого писателя Михаила Глазкова «Горюч- камень» была отмечена на Всероссийском конкурсе «Моя Советская Родина» на лучшее произведение для детей и юношества Почетным дипломом. Первая прозаическая кни га поэта встретила теплый прием у читателя и критики. «Повесть прочитал с интересом и с доверием к написан ному: чувствуется, что автор сам все видел и пережил»-— писал о «Горюч-камне» известный советский писатель Иван Стаднюк. Михаил Глазков написал вторую часть повести «Рус ский брод», которая вместе с первой, ранее изданной, вышла на днях в Ярославле. Представляем вниманию чи тателей «Ленинского знамени» отрывок из повести. Фронт откатился от Ка зачьего на десятки верст, БУДНИ МИЛИЦИЙ П о сиг налу тревоги Глухой ночью в кафе «Ни ва», что находится в Левобе режном районе Липецка, про брался вор. Ему казалось, что он все предусмотрел, все спят и его никто не видит, не слышит. Но стоило ему сломать запоры дверей, про никнуть внутрь, как сработа ла сигнализация, раздался оглушительный звонок. А на пульте централизованного наблюдения вспыхнула лам почка. В считанные минуты де журный старший лейтенант милиции Н. Беляев по рации вызвал группу задержания. В нее входили два милицио нера С. Матвеев и А. Куз нецов, водитель А. Покача- лов. Ребята не из робких, опытные, находчивые. Через некоторое время вор В. Ру- щинский сидел в кабинете следователя, понуря голову, давал показания о своих по- - хождениях. Багажник с секретом Во втором часу ночи опе. ративная группа Грязинского райотдела милиции патрули, ровала по маршруту с. Фа- щевка —- с. Двуречки. На обочине мелькнул указатель «Двуречки», и навстречу по плыли силуэты погруженных в темному домов. Вдруг па одной из улиц блеснул ого нек, послышался шум мото ра. Инспектор БХСС лейтенант милиции Александр Меринов зорко смотрел по сторонам. _ Стоп! Видите,. «Моск вич» возле дома. — И пред ложил следователю А. Сури. нову: •— Пойдем, тезка, поинте ресуемся, что за гости в та кое позднее время пожалова ли, Подошли поближе. Двери дома раскрыты, в сенях свет включен. Двигатель «Моск вича» работает на малых оборотах, а из багажника ка кой-то хрип доносится. Ра. ботники милиции попытались открыть его, может там жи вая душа погибает, но ба гажник имел надежные за поры. Соблюдая острожность, во шли в дом и увидели: двое неизвестных мужчин разде лывают баранью тушу. А тре тий (это был хозяин дома) стоял рядом. Увидев людей в милицейской форме, ' он рванулся бежать с такой прытью и силой,' что в руках Суринова, попытавшегося задержать его, остался лишь пиджак. Зато двое остальных были задержаны. В милиции из багажника выпустили сов хозного барана, подготовлен ного к убою. Так была разоблачена группа любителей поживить ся за счет краденого. В нее входили жители Липецка, во дители мясокомбината В. Фа ронов и Г. Бирюков, ранее судимый рабочий ЛТЗ Н. При. секин и житель Двуречек А. Пахомов. Воры приезжа ли на фермы совхоза «Дву- речепский» на личном тран спорте и похищали с ферм баранов, ибо там контроля и сторожевой охраны по су ществу нет. Забивали и раз делывали краденый окот в доме Пахомова. Сейчас у Фаронова и Вй- рюкова решением суда кон. фискованы личные автома шины, а сами они осуждены к разным срокам лишения свободы. Против Пахомова также возбуждено уголовное дело, однако он "пытается скрыться от следствия и су да. Но сколько бы он ни на ходился в бегах, от закона не спрячешься. Семейная вахта В Грязинской милиции на самом трудном участке — в патрульно-постовой служ бе — несут вахту три брата Качановых — Александр, Владимир и Юрий. Все мо лодцы как на подбор, рослые, смелые и находчивые. Стар, ший из них, бывший воин- пограничник, служит для младших примером во всем. Он отличился при задержа нии опасного вооруженного преступника. Указом Прези диума Верховного Совета РСФСР сержант милиции Александр Петрович Кача нов награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка». Ра дует, что младшие братья то же не теряются в сложных ситуациях, действуют реши тельно и тактически грамот но. Вот лишь один пример. Поздним вечером к Вла димиру Качанову и его на парнику Александру Печен- нину на автостанции Грязи— Липецк подошел неизвестный гражданин: — У меня важное сообще ние, — сказал он. — Здесь находится группа молодых парней. Среди них один, в зеленой куртке, вооружен ре вольвером. Не назвав себя, мужчина поспешил удалиться. А сер жант милиции, вызвав к себе на помощь милиционера Ни колая Горяйнова, установи ли наблюдение за парнем в зеленой куртке. Выбрав мо мент, Владимир. Качанов с товарищем задержали подоз реваемого. Из кармана его пиджака извлекли наган с шестью патронами. Житель города Грязи Бе лашов за приобретение и хра. нение оружия привлечен к уголовной ответственности- А. ВАСИЛЬЕВ, майор милиции. Поэтическая рубрика В последний раз воды напьюсь Из дедова колодца, И вновь, как в детстве, рассмеюсь, Коль и вода смеется. Она искрится и звенит Прозрачно-звонким горном — И отражается зенит На дне, в плену ведерном, * Ребята сегодня так странно тихи, Что прячешь улыбку от них — Мальчишки всерьез сочиняют стихи, У каждого собственный стих. Сергей сочиняет про хлеб и зерно, Иван о любимом щенке, ' А. ФИСЕНКО. * Куда водице городской. Что тихо ржавит трубы, Что пахнет хлоркой и рекой ’ До той, что студит зубы, Что нам напомнит о родном И детством отзовется, Что видит звезды даже днем Из темного колодца. « А Коля мечтательно смотрит в окно, Блокнотом играя в руке. На всякий вопрос им охота найти Единственно верный ответ. Они пока только в начале пути, Но каждый сегодня _ Поэт. угрожающе погромыхивая по утрам и не давая людям за бывать о себе глухой орудий ной канонадой. Поля окон- чательно освободились от снега, грязные ошметки его лежали только в глубоких оврагах да под крутыми вор- гольским.и берегами. Яркое солнце парило, под жаркими лучами подсыхала земля. В зыбком воздухе упоенно за ливались жаворонки. Пора было выезжать в поле. Бригадирка Лукерья Стребкова, осунувшаяся не столько от недоедания, сколько от мучительных дум о посевной, направилась к кузне, на ходу рассуждая сама с собой: «У Домнухи Гороховой сохранилась коро венка, у Лобынцевых да у Багровых... Свою еще впря гу, вот уже четыре — по две на плужок. С семенами, ска зали, райцентр поможет. Бу дем пахать. Целы ли только плужки?». У кузницы она, к своему удивлению, увидела деда Веденея. Он немецкой штыко вой лопатой выколупывал из слежавшейся кучи снега бо рону. От ее приветствия вздрогнул, с трудом распря мил спину. — Здравствуйте, Луша! — отозвался. — Ишь как под кралась, я и не услышал. Э’хе-хе! Стар стал.., Инвен тарь, стало быть, добываю — днями понадобится. Как ты думаешь? А? — Сам-то как мыслишь? — Тут и спрашивать нече го — весна свое стребует. Лишь бы фронт обратно не ПОПЯТИЛСЯ... — Не должен бы. А пахать будем на коровах. Надо бы, дедуня, посмотреть, целы ли плужки. — Целы, Луша, целы, я уж глядел. На коровах, го воришь? — и дед Веденей, хитро сощурив глаза, зага дочно заулыбался: —- Кто на коровах, а кто и на лоша ди. — Что ты плетешь! Где у нас лошади? — А вот и не плету! У меня, Лушенька-душеиька, в закуте стоит во какой мери- нина! И, видя, что ' бригадирка все никак не дает веры его словам, рассказал: —- Когда наши-то палить начали, немцы, стало быть, все из хаты повыбегали и в лозник — оборону держать. А я, не будь дурак, взял ам барный замок и запер Заку ту: там* их битюг етоял. По стреляли они из лозняка, видят, дурны шутки, надо давать лататы. Наши, стало быть, по огороду бегут, вот- вот за штаны хватят. А тро фей мне остался — добрая лошадь. ...Раньше всех поспела земля за Косым верхом. Туда-то Лукерья Стребкова и послала колхозниц — гото вить клин под ячмень. Отправились на четырех коровах. Буренки, с великим трудом впряженные в плуж ки, не слушались, рвались из постромок, норовисто били копытами по деревянным валькам. Женщины то сер дито покрикивали на коров, то ласково уговаривали их. За плужками тянулись не ровные, рваные борозды, вспаханный клин, хоть мед ленно, расширялся. Солнце припекало, в поднебесье без мятежно распевали жаворон ки. К полудню коровенки вконец вышли из повинове ния, невзирая даже на по бои. Ульянина легла в бо розду и, уронив лобастую голову на сырые комья зем ли, по-человечески скорбно было нечего, как услыхал о ней, так сразу и решил, что это не бабьего, а его, муж- чинского, ума забота. Ведь он — единственный мужик в бригаду. Дед Веденей сознавал всю меру смертельной опасности предстоящего дела, но он окончательно укрепился в мысли действовать немед ля, и с рассветом решитель но принялся за подготовку. Стараясь не разбудить бабку Секлетею, он оделся и, не скрипнув избяной дверью, вышел во двор. В амбарущ- не отыскал пеньковую ве ревку, прихватил моток про вода. Взял лопату и пошел к закуте, где стоял, шумно ды ша, битюг. Надеть на него хо мут с постромками и вывести на гумно было минутным де лом. У крыльца дед Веденей вдруг что-то вспомнил, зашел Михаил ГЛАЗКОВ ИСЦЕЛЕННОЕ П п I р II Л А ------ Отрывок из повести ----- глядела перед собой больши ми, мутными от слез глаза ми. Ульяна в сердцах заш вырнула лозиновый прут, подбежала к корове, опусти лась на колени и, взяв в ру ки ее рогатую голову, запла кала навзрыд. Подошла Федосья, трону ла ульянино плечо: — Ну, ладно, будет тебе травить душу. Не время раскисать. Вставай, распря жем и дадим отдохнуть ма лость. С непривычки это они. Пообёыкнут, втянутся. Женщины поспешно стали снимать с коров упряжь. Но их отвлекли тревожные кри ки Настенки с Домнухой. Ульяна и Федосья броси ли распряженных коров и побежали туда. То, что они увидеЛи шагах в пяти от све жей. борозды, заставило не вольно вздрогнуть: из-за се рых кустов полыни зловеще выглядывал стабилизатор не- разорвавшейся бомбы. ...Бригадирку нашли в ха те деда Веденея: пособляла -ему ладить пахотную сбрую для трофейного, битюга. .Его старый решил выводить' зав тра, на другое, Заевинское поле — там тоже земля на подходе. — Вы что, как бешеные? — неласково встретила Лу керья влетевших в хату жен щин. — Почему так ' рано кончили? — Моли бога, что не по здно, —■обиженная такой встречей, сердито ответила Ульяна. — Там бомба. Во какая! Лукерья удивленно и оза даченна! переглянулась с по серьезневшим дедом Ведене- ем, ; — Ну, хорошо, бабоньки, идите отдыхайте. Будем ду мать, ччо делать. И бригадирка, огорченная тем, что так некстати прерва лись с ^трудом начатые по левые работы,\ вышла вместе с колхозницами из Веденеевой хаты... Всю ночь^напролет не спал дед Веденей: все обмозговы вал, как быть с треклятой бомбой. Ло-сути, и думать-то в избу, прокрался на цыпоч ках к святому углу, затем снял с гвоздика образок с ликом Николая Чудотворца и, сунув его за пазуху, на правился к двери. Но тут подняла голову спавшая на печке бабка Се,к- летея. Пришлось все расска- зцвать старой.. — Ну ты гляди там, Ве- деша, близко к ней, заразе, не подходи, — слезши с печ ки и зачем-то поправляя у него ворот фуфайки, напут ствовала бабка. — Скажешь тоже! Зачем же мне близко? — дед Ве деней неумело коснулся за скорузлой ладонью ее прос-' товолосой головы. — Толь ко ты Григорею-то, если что, ничего на фронт не отписы вай. Не волнуй его, пущай воюет спокойно. И шагнул через порог. На улице не было ни ду ши, и дед Веденей, втайне радуясь этому, прибавил шаг, понукая спокойно пере валивающуюся с ноги на но гу лошадь. До Косого верха добрался, когда солнце вы катилось из-за горизонта и озарило всю округу веселым розовым светом. Вешнее по ле жило, играло разными цветами. Дед Веденей огляделся кругом. Сколько раз за свою долгую жизнь приезжал он сюда ~ еще мальчишкой с отцом, а позже сам—пахать, скородить, сеять, а потом ко сить хлеб и свозить его в снопах на ток! Можно ли представить себя без этого поля? Невозможно, как нельзя допустить мысль, что оно могло быть порабощен ным. Вон как искорежили, изранили землю оккупанты! Снарядные воронки, словно оспины, обезобразили ее. Изувеченное поле показалось ему еще более родным. Он, человек, должен залечить раны кормилицы-земли. ...Бомбу дед Веденей, как ни странно, отыскал сразу. Он стреножил обрывком немецкого провода , битюга. Лопатой стал откапывать корпус бомбы, стараясь быть как можно осторожнее. Бом ба оказалась большой, и деду было непонятно, поче му она не взорвалась, так как не больио-то разбирался в тонкостях чуждого ему де ла. Главное, побыстрей, до приезда баб, откопать ее, сатану, и оттащить в провал, пусть там лежит себе до поры до времени. Провал — гдубоченная ямина, куда в половодье с гудом стекает вода с нолей. Говаривали, что если впу ститься в этот каменный ко- лодец и пойти по подзе мелью, то можно выйти и самому Ворголу у Горюч- камня. Дед Веденей уморился от быстрой, торопливой рабо ты. снял фуфайку. Но и работа подошла к концу! бомбу, по его прикидке, уже можно было с помощью лошади вытянуть из земли. Он несколько раз обмотал веревкой ее корпус под стаг билизатором и крепко-на крепко завязал ее. Затем расстреножил битюга и под вел к бомбе. Сноровисто связал постромки с концами веревки, взял лошадь под уздцы и легонько потя нул за собой. — Ну, давай, милок, да вай, выручай! Видишь, твой германец напакоетил,,. Но- но! Битюг без труда поволок бомбу по влажной, скольз кой земле, оставляя глубо кий глянцевый след. Вот, наконец, и провал, поросший по краям кустар ником. Края его круто об рывались. Дед отвязал ве ревку от постромок, затем И от бомбы, свернул ее по обыкновению кольцами и положил на сухую муравьи ную кочку. Битюга отогнал подальше от ямы, даже не стреножи вая. Потом достал кисет и, свернув цигарку, закурил. Никогда вроде бы еще не был так сладок дым от само сада. Он отдыхал, преиспол ненный удовлетворением только что оконченной рабо ты. Осталась самая малость: спихнуть, проклятую, в про вал, и дело с концом. Рука невольно потяну лась за пазуху и погладила теплый образок. Докурив цигарку, дед Веденей поплевал на ладони и взялся за бомбу. До об рыва было полметра и тре бовалось напрячь силы, что бы столкнуть такую махину, Ухватившись одной рукой за куст терновника, он другой уперся в корпус бомбы, под натужился, и та подалась вперед. А ну, еще разок! Вдруг подмытый дождя ми земляной козырек от тяжести обвалился, и бомба скользнула вниз. Неожидан но потерявшая опору рука вмиг ошутила пугающую пустоту. Дед Веденей, не успев ничего сообразить, чуть было не рухнул вслед за бомбой, но удержал тер новый куст. Тут земля вздрогнула, колыхнулась под ним, и его Швырнуло мощ ной волной воздуха на не- паханное поле... Взрыв докатился до Ка зачьего, всполошил село. ...Хоронили деда Веденея всей бригадой. Стоял сол нечный день. В чистом без донном небе пели жаворонки. А по большаку женщины несли на полотенцах гроб. На крутом берегу Воргола, где сразу же.за Горюч-нам- нем широко распахнулся луг. на котором покойный в мирное время пас лошадей в ночном, женщины береж но подняли гроб над голова ми. И он поплыл в голубом мареве, покачиваясь в такт медленным шагам мблча плачущих людей. Гастроли Ташкентского государственного русского театра оперетты--------- - ЖАНР СПЕКТАКЛЯ—ПРАЗДНИК Говорят: хорошее начало — половина дела. Если пого ворка верна — а сомневать ся в этом причин нет, — зна чит, наши гости из столицы Узбекистана — Государствен ный театр оперетты — едва начав гастроли в Липецке, половину дела уже сделали.' В первом же спектакле — «Веселый грешник» — они сумели завоевать зритель, ские симпатии искромет- ностью своего искусства, на циональным своеобразием, выраженным острым словом, особенностями танца, пласти ки. музыки. А во втором— «Цыган-премьер» — пока, зали такое тонкое чувство жанра классической оперет; ты, которого мы давненько не встречали в заезжих те атрах музыкальной комедии. «Веселый грешник» _ и не оперетта, собственно, в привычном понимании этого слова. Достаточно привести второе название спектакля, чтобы все стало ясно: «Ход жа Насреддин»... Ну, конечно же, это народная музыкаль ная комедия, героем которой становится легендарный Ход. жа, друг и защитник бедня ков, гроза богатеев, Ходжа, чье имя широко известно в Средней Азии. Подчеркивая народное начало спектакля, авторы его с первой же сце ны погружают действие в ко лоритную атмосферу восточ ного базара. А средневековый узбек ский базар — это не только рынок, где продавали и по. купали. Сюда приходили еще и повстречаться с друзьями, посидеть в чайхане, обменять ся новостями, выпить пиалу душистого чая. Здесь, на ба заре, проходили состязания канатоходцев, поэтов, остро словов... Базар становился местом общения людей, ме стом празднеств. А всякий узбекский народный празд ник начинается с красочного шествия по улицам города музыкантов, их друзей, с приглашении людей на тор жество. Основываясь на этом, по становщик, заслуженный дея- терь искусств РСФСР К. Ва сильев создает эффектный пролог к «Веселому грешни ку» — здесь и шествие ар тистов с национальными му. зыкальными инструментами по театральной площади, и состязания острословов в фойе театра. Здесь мы впер вые встречаемся и с Ходжой Насреддином (артист Ю. Ле тов), выступающим поначалу в роли судьи этих состязаний. И проникаемся симпатией к этому насмешливому, пред приимчивому, неунывающе му герою преданий, вся сила ума которого отдана народу и направлена против толстосу мов, ростовщиков, обирал всех рангов. Внешне вовсе не эффек. тный, скорее — скромный, в отнюдь не расписном хала те, он сразу располагает к себе искренностью, душевным откликом на события, соци альным смыслом острых реп лик. Артист наделяет своего героя характером непоседли вым, мгновенной реакцией, что нисколько не противоре чит традиционному образу, но еще и объясняет, почему Ходже удается выходить по бедителем из весьма сложных положений. Думается, нет нужды на поминать читателям, чем за канчиваются встречи Насред- дина с ростовщиком Джафа- ром, мудрецом Гусейн-Гус. лия, эмиром Бухарским и его стражниками, ставшие содер жанием спектакля. Широко известная повесть Л. Соловь ева и не менее известный (кстати, недавно снова по казанный на экранах телеви дения) фильм, несомненно, памятны всем нам. В поста новке наших гостей хотелось бы отметить внимание к от работке деталей, умелое ис пользование национального колорита, что придает спек таклю завершенность и про фессиональную отточенность. Скажем, смотрит эмир Бу харский (артист Г. Шумский) тайцы наложниц. Ни один мускул не дрогнет, на его лице — скука... Выражена она только маской и этаким пренебрежительно ленивым движением носка сапога: убе. рите,• мол.,. Но вот глаза эмира оживают: новый та нец явно заинтересовал его. Еще секунда — и этот инте рес меняется страхом: слиш ком бурным, неуемным ка жется танец эмиру. Власте лин Бухары поджимается, осторожно отодвигается по. дальше. И снова — то же самое движение ноги. Но те перь оно резкое, настойчивое. Пластика актера скупа, а картина создана яркая, впе чатляющая. Характер персо нажа вычерчен точно, убеди тельно. Таких • примеров можно привести немало. Но, разуме ется, они не означают, что паши гости пользуются толь ко такими средствами харак теристики героев. Веселые сцены встречи Насреддина с Отун-биби — старшей женой и хранительницей гарема эмира (заслуженная артистка УзССР Ф. Олеиева) или, скажем, с мудрецом из Баг дада Гусейн-Гуслия (заслу женный артист. УзССР Н. Шатский) режиссером разработаны совсем в другом ключе; тут мы находим и развернутые комедийные сцены, изобилующие под черкнуто выделенными, всег да смешными деталями, по рой даже «солеными» — но что за народная комедия без крупицы «соли»? Фарс? Да, конечно. Но разве он снижа- ет сатирический настрой спектакля? Напротив: мне представляется, что исполь. зование элементов фарса в данном случае усилило остро ту сцены. Музыка к «Веселому греш нику» написана лауреатом премии Ленинского комсомо ла Узбекистана Э. Салихо вым. Она настоена на на. циональных традициях, но вместе с тем ее ритмы сов ременны, лиричны (вспомни те хотя бы очень мягкий, ду шевный дуэт Ходжи Насред дина и Бюльджан — артист ка Л. Бессарабова). Театр наших гостей еще очень молод, соответственно, и актеры его, главным об. разом, молодые люди, а это для оперетты, согласитесь, уже немало. Они подвиж ны, пластичны, музыкаль ны, балетная труппа отлича ется не только прекрасной выучкой, но и заразительным темпераментом. О ней, пожа луй, нужно сказать особо. Танцев и в «Веселом греш нике», и в «Цыгане-премье ре» много, и они просто ве ликолепны как по хореогра фии, так и по исполнению. Всего в двух спектаклях мы увидели восемь развернутых, весьма разнообразных по ха рактеру хореографических сцен, в которых ярко пока зала свое искусство вся труп па, и особенно ее солисты _ А. Абдурахманов, Р. Коври гина, Э. Голубева, В. Улья нова, Р. Бектемирова. По истине, балет — украшение постановок театра. Если в «Веселом грешни ке» режиссер спектакля подчеркивает его народную основу, то совершенно иными средствами пользуется он же в спектакле «Цыган-премь ер». Дело в самом ..строе спектакля-, его ритмике, его настроении. Драматическая история прославленного му. зыканта, с возрастом теряю щего свою творческую мощь, но никак не осознающего это, рассказана театром ли рично, мягко. Думается, что мы вправе упрекнуть артиста Г. Шуйского (Пали Рач) в несколько статичном реше нии чисто драматических за дач, но в целом в спектакле мы встречались с артистами, обладающими хорошими го лосами и умеющими ими пользоваться. Ведущий дуэт — Лачи Рач (артист И. IIТя ламаев) и Юлишка (артистка Н. Димова), бесспорно, по- настоящему хороши. Мягкий тенор артиста и сильное сопрано его партнерши поз волили им выразительно, с глубоким чувством исполнить свои партии и донести до зрителя всю красоту и мело дичность музыки Имре Каль мана. Да и коронная ария Пали Рача в исполнении Г. Шуйского прозвучала сильно. Завидную изобретатель, ность и фантазию продемон стрировал постановщик К. Ва сильев в сцене состязания двух скрипачей — отца и сына. Сын, у которого за плечами столичная консер ватория, играет строгую клас сическую мелодию. И режис сер «комментирует» ее клас сическим танцем. Отец отве чает заразительными цыган скими напевами. А мы в эти минуты видим огненную пляс ку цыган. Такое «удвоение» драматизма, когда соревну ются ц музыканты, и танцо ры — а если шире: две об. разные системы, _ придает- особую эмоциональность и яркость. Нельзя не отметить, что в спектакле остро прозвучали и сатирические мотивы. Но вот что хотелось выделить особо —- полное отсутствие «нажи ма» в комических сценах. Думается, что в этом «пови нен» комедийный талант за служенного артиста РСФСР В, Гостищева (Надо). Он по зволяет ему Свободно овла девать зрительским внима. нием, легкими, выразитель ными штрихами создавать сценический характер своего героя и с этаким милым, не винным изяществом вызы вать взрывы смеха в публи ке. Вот это качество актера и накладывает отпечаток на •весь спектакль. Оно задает тон, который уже нельзя на рушить без риска выбиться за пределы образного ряда постановки. И ему с успехом следуют остальные артисты. В рецензируемых спектак лях за дирижерским пультом стоял главный дирижер теат ра лауреат премии ком сомола Ташкентской обла сти Б. Расулов, В слаженно сти спектаклей, четкости зву чания оркестра, дуэтов, ан самблей чувствуется твердая дирижерская рука и глубокое понимание музыкальной дра матургии произведения. Веру на себя смелость порекомендовать липчанам: если вы хотите весело по- смеяться, послушать хоро. шую музыку, пение, если вас привлекает искрометный та нец, — посмотрите спектак ли узбекских гостей. Право же, не пожалеете! К. ГУРЕНОК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz