Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
' ■ Д ПАРТ ИЙНАЯ ЖИЗНЬ: Б ЫТЬ ОБРАЗ Ц ОМ ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ ------------ ЯДРО Б РИГ АДЫ Организованно прошло от четно-выборное собрание в партгруппе службы механи ка чугунолитейного цеха Липецкого тракторного заво да, которая считается одной из крупных. Ремонтники во главе с коммунистами при нимают участие в реконст рукции оборудования завода. Слесари службы механизи ровали уборку производст венных отходов, это повыси ло культуру производства, улучшило; условия труда. Солидный эффект получен и от ввода в эксплуатацию второго гидравлического станка для заточки корпус ных отливок. Благодаря это му простои заточников сведе ны на нет. Немало сделали ремонтники и по реконструк ции формовочного отделения. Внесли они свой вклад и в обновление техники на дру гих участках, что позволило добиться экономии металла, энергоресурсов, материалов. В службе механика много внимания уделяется разви тию социалистического сорев нования. Как было отмечено В отчетном докладе, с кото рым на собрании выступил партгрупорг Л. И. Алехин, коммунисты служат приме ром в труде, активно участ вуют в общественной жиз ни. Например, механик Н. В. Поздняков является команди ром добровольной народной дружины и пропагандистом экономической школы, мастер A. Е. Пеньков — наставник, а коммунист П. И. Беляев отвечает за спортивно-массо вую работу. В гуще жизни коллектива находятся и дру гие коммунисты. Члены партгруппы держат под сво им контролем ключевые проблемы: сохранность обо рудования, состояние дис циплины, выполнение комму нистами уставных требова ний. За отчетный период пар тийная группа пополнилась тремя коммунистами. Один из них __ слесарь автомати ческой формовочной линии С. В. Кудряшов. Профессию он освоил хорошо, без от рыва от производства закан чивает вечерний механичес кий техникум. Повышает свое образование и токарь ремонт но-механической мастерской B. Н. Поляков, Он — сту дент заочного финансово- экономического института. Механик цеха Н. В. Позд няков подчеркнул в своем выступлении, что сделано партгруппой за отчетный пе риод немало. И все же недо работок хватает. Несколько лет назад служба механика чугунолитейного цеха была одной нз лучших на заводе. А сейчас она сдала свои по зиции. В чем причина? В пер вую очередь, — в нехватке кадров. Опытные ремонтники ушли на пенсию, а найти им достойную замену пока не удалось. Например, цех укомплектован токарями лишь на 30 процентов. Не удиви тельно, что они не могут своевременно изготовить то количество деталей, которое требуется для своевременно го и качественного ремонта оборудования. Но не только кадровая проблема тормозит дело. От рицательно сказываются на показателях и нарушения трудовой дисциплины, кото, рых еще пока немало. Необ ходимо, отмечали партийцы, совершенствовать воспита тельную работу, строже спрашивать с нерадивых. Отчетно-выборные собра ния - артгруппах показыва ют, что коммунисты трактор ного завода полны решимости бороться с недостатками и внести достойный вклад в реконструкцию предприятия и успешное выполнение пла нов одиннадцатой пятилетки. В . ЮДИН, редактор радиовещания ЛТЗ. Настоящим ядром ком плексной сквозной бригады кузнечно-прессового цеха Лебедянского инструмен тального завода стала парт группа. Коммунисты созда ют в коллективе обстановку взаимной требовательности и ответственности, проявляют заботу об улучшении усло вий труда и быта рабочих. В составе бригады — не мало молодых производст венников. Поэтому особое внимание партгруппа уделя ет наставничеству. Умелыми воспитателями зарекомендо вали себя партгрупорг П. С. Романов, коммунисты И. Ф. Кострюков и В. М. Коси- нов. Примечательный факт: П. С. Романов обучил специ альности прессовщика уже не один десяток молодых ра бочих, а на заводе многим еще памятно то время, когда его самого заботливо опекал В. М. Косинов. В бригаде прошли закалку В. Пеньков и А. Дубинин. После оконча ния техникума первый стал механиком завода, а второй — технологом. На собраниях партгруппы систематически заслушивают отчеты коммунистов о вос питательной работе, прово димой ими с молодежью. От наставников требуют, чтобы они передавали новичкам не только свой опыт, но и инте ресовались обстановкой в семье, тем, как отдыхают по допечные по вечерам и в вы ходные дни, продолжают ли учебу? Вот и на отчетно-выбор ном собрании П. С. Рома нов задал вопрос молодому коммунисту В. Исаеву: — Думаешь ли, Володя, учиться дальше? — Обязательно. А как же иначе? — ответил тот. Было о чем говорить ком мунистам партгруппы на главном собрании года. Пар тийцы, прежде всего, заост рили свое внимание на недо статках И нерешенных проб лемах, высказали немало цен ных замечаний и предложе ний. Так, И. Ф. Кострюков отметил, что в цехе еще не научились, как должно, бе речь сырье. Забегая вперед, скажу, что администрация цеха по- деловому среагировала на критическое замечание. Сей час начались работы по ре конструкции сушильного шкафа, он станет более ем ким. Было одобрено и предло жение Н. Н. Бачуриной — улучшить освещение цеха, над каждым прессом устано вить местное электроосвеще ние, а также рекомендация возродить ка заводе постоян но действующие курсы повы шения квалификации, прив лечь к обучению заводского пополнения опытных специа листов. Собрание не обошло вни манием и работу с молоды ми коммунистами. Мнения тут сошлись: надо больше доверять молодежи, давать кандидатам в члены партии не только разовые, но и по стоянные партийные пору чения. — В этом отношении поу чителен пример Владимира Вешеникина, — заметил партгрупорг. — Когда он был кандидатом, то по реко мендации партгруппы его избрали секретарем комсо мольской организации цеха. И вот уже пять лет он доб росовестно выполняет это поручение. Собрание прошло активно. Выступил каждый коммунист партгруппы. Говорили о не обходимости повышать ее боевитость, усиливать влияние на все стороны жизни брига ды. Только таким путем, подчеркивали партийцы, мож но добиться поставленных целей. В. ПРОТАСОВ, заместитель редактора Лебедянской районной газеты «Путь Октября». — КОМАНДИРОВКА ПО П ИСЬМУ = и о с т я л с я НЕ У ДЕЛ Г* Молодой коммунист Гали на Александровна Литвино ва, которую вы видите на этом снимке, работает дояр кой в совхозе «Елецкий». По 1900 килограммов молока от каждой коровы получила она с начала года. В насто ящее время Литвинова нада ивает по 14 килограммов молока на корову. Передовая доярка стре мится досрочно завершить производственное задание четвертого года пятилетки. Фото А . Твертнеаа, * Э К З А М Е Н НА « ОТЛИЧНО » Большую заботу о попол нении животноводческой от расли молодыми, хорошо подготовленными кадрами проявляет правление колхо за имени Кирова Долгору ковского района. В ответ на требование партии — сое динить обучение с производ ством — в хозяйстве был создан школьный лагерь труда и отдыха «Альтаир». Хозяином его стал отряд юных мастеров машинного доения, куда вошли старше классники районных школ. Все заботы по созданию школьникам необходимых условий для плодотворного труда и отдыха взял на себя колхоз. — Хозяйство не осталось в накладе, — говорит сек ретарь партийной организа ции Ю. Е. Образцов. —- Су дите сами. Благодаря «Аль таиру», наши доярки уже четвертый год получают от пуска в летнее время, чего раньше никогда не было. Правда, утреннюю дойку по- прежнему проводит они, но зато весь оставшийся день у доярок свободен. Кстати, они очень довольны своими молодыми помощницами: за животными те ухаживают старательно. На содержание лагеря колхоз, конечно, не сет определенные затраты, но, верю, они с лихвой оку пятся. Уже сейчас на фермах стало больше молодежи, а у нее громадное преиму щество перед старшими и в сноровке, и в знаниях. Она со временем станет хозяи ном этих ферм. — Наша цель, — сказала директор станции юных тех ников Л. Филатова, возглав ляющая «Альтаир», — по мочь колхозу и главное — привитЬ старшеклассникам любовь к сельскохозяйствен ному труду. «Альтаир» — это палаточ ный городок с необходимыми бытовыми помещениями, спортивным комплексом. Ре бята заботливо, с фантазией украсили лагерь, благоустро или его территорию. Распорядок дня преду сматривает не только труд, но и полезный досуг. Здесь и спортивные соревнования^ вечера вопросов и ответов, встречи с известными людь ми и т. д. Недавно по ини- ; циативе партийной органи зации колхоза здесь прошел митинг «Я голосую за мир», на который пришли ветера ны Великой Отечественной войны, передовики произ водства, руководители хозяй ства. После митинга состоял ся задушевный откровен ный разговор о выборе про фессии, о месте в жизни. Но главное — труд. От ряды горячо соревнуются друг с другом. Трудовые де ла записываются в специ? ^ альный дневник. Вот не сколько выдержек оттуда: «29 июня. Победителями со ревнования стали И. Шили на и Т. Алимова, получив шие по 7 килограммов мо лока от коровы»; «1 июля. Подвели итоги работы за прошедший день. Надой от коровы у Т. Анисимовой и И. Шилиной составляет 8,3 килограмма. Близки к этому результату Л. Зарубина и С. Ефремова»; «4 июля. Под вели итоги за последние дни. Мы надоили 18113 кило граммов молока». Опытом организации ла геря труда и отдыха заин тересовались не только ком сомольские организации на шей области, но и ряда дру гих. В школу и правление колхоза приходит немало г1и- сем. Колхоз имени Кирова До срочно выполнил полугодо вой план продажи молока ч. государству и завоевал пе реходящее Красное Знамя района. Уже одно это го ворит о том, что свой тру довой экзамен школьники выдержали на «отлично». Сейчас в лагерь прибыло пополнение. Это ученики старших классов. Они при нимают активное участие Ш- развернувшейся страде. А. ВАЮКАНСКИИ. «Уважаемая редакция! Прошу восстановить справедли вость и оградить меня от «безработицы». У меня двое детей, да и права я не имею сидеть дома сложа руки. А. Востриков, бывший шофер колхоза «Комсомолец» Усманского района». Этими словами заканчива лось письмо в редакцию, на писанное убористым почер ком на восьми тетрадных страницах. Согласитесь: жа лоба на отсутствие работы в наше время, когда на счету каждая лишняя пара рук, выглядит по крайней мере странно, если не сказать не правдоподобно. И тем не менее факт этот при про верке подтвердился. Но не все оказалось так просто, как могло показаться пона чалу. Поэтому в нашем рас сказе и немало вопросов, оставшихся пока без ответа. «Уважаемые Тамара Ива новна, Оля и Юля! Ваш муж и папа Востриков Ана толий Павлович Ь августа 1983 года иа автомооиле ГАЗ-53 перевез 8 34 цент нера зерна, а с начала убор ки — 8 000 центнеров. Это лучший показатель по кол хозу. правление, партком и профком колхоза благодарят Анатолия Павловича и вас всех с одержанной победой и желают вам успехов в ра боте, учебе, отличного здо ровья и большого личного счастья». (Из благодарствен ного письма руководства кол хоза. Август 1983 года). „.Голос Анатолия Павлови ча немного дрогнул, когда он попытался зачитать это письмо. Тогда он махнул рукой и положил его передо мной. Действительно, за Подписями треугольника и печатями на оланке руково дители колхоза сумели най ти простые и теплые слова. Ничего мудреного в этих словах не было, однако дей ственная сила в таком вот послании заложена, как оказалось, необычайная. Так что же все-таки слу чилось в Студенках? Поче му Востриков, еще недавно бывший одним из лучших колхозных шоферов, вдруг остался без дела? Суть письма в редакцию вкратце такова. В колхозе «Комсо молец» недостаточно опера тивно работает инженерная служба. В частности, не хватает запчастей. В ре зультате автомашины систе матически выпускаются на линию в технически неис правном состоянии. Не раз и не два водитель грузово го автомооиля 1 А З -53 А . П. Востриков обращал внимание руководства на не исправности своей машины, у которой в любую минуту могли отказать тормоза и рулевое управление. Но иа эти заявления внимания об ращалось мало. Тогда, от чаявшись наладить автомо биль, Востриков в конце февраля пишет заявление с просьбой перевести его в животноводство («Написал сгоряча», — как потом рас скажет он). Собирается пра вление и выносится реше ние ввиду нехватки шофе ров просьбу удовлетворить через три месяца. Проходит время. Востриков в апреле засобирался в отпуск. Но лишь несколько дней успел он отдохнуть. как пришло долгожданное изве стие: добыты, наконец-то, детали для капитального ре монта его автомобиля. Боль ше месяца, не думая об от дыхе, приводил в порядок машину Анатолий Павлович. Недостающие детали доста вал «на стороне», у знако мых. Наконец, обновленный ГАЗ-53 вышел нз гаража. Но потом вновь случилась поломка. Востриков отка зывается выполнить наряд иа неисправной машине — перевезти людей на поле. В тот, же день, 11 июня, спешно собирается заседание, правления колхоза, на кото ром решается удовлетворить просьбу шофера о переводе его в чабаны. С того дня А. П. Востриков сидит до ма, считая, что руководство поступило неправильно, пе реведя без его согласия на другую работу по прошест вии трех с половиной меся цев. Предоставим юристам ре шать, правомочно ли такое решение правления. Нас ин тересует другая сторона де ла. Как могло случиться, что в разгар уборочных работ шофер первого класса сидит дома? Этот вопрос я адресовал руководителям колхоза, соб равшимся в кабинете пред седателя. — Такие работники, как Востриков, колхозу не нуж ны, — отрубил председа тель Ю. Ф. Коровин. А главный инженер В. А . Кутшцев добавил; — Хочет — работает, не хочет — нет. Да и на моло дежь плохо влияет. «Среднемесячная зарпла та Вострикова А . П. в 1983 году составила 215 рублей при 182 рублях в среднем по колхозу» (Справка из колхозной бухгалтерии). Плохой работник с хоро шей зарплатой — что-то тут не вяжется... Когда я спросил руково дителей, как все же совме стить теплые слова в благо дарственном письме за их подписями и те отнюдь не ласковые эпитеты, которы ми они «награждают» Во стрикова сегодня («горло пан», «мутит воду», «наст раивает шоферов против на чальства»), то в ответ ус лышал неожиданное: — Да мы много таких писем рассылаем. Всех и не упомнишь... Вот вам и моральные стимулы соревнования1 Грош, оказывается, цена тем теплым словам... Получается так: пока бы ла нехватка шоферов — Во стриков был нужен. Ему вру чали премии, присылали на дом благодарственные пись ма. поздравляли с победами. Ну, а как только пришли из армии ребята — ему сразу показали на дверь. — Да вы знаете зачем ему машина? — горячилось колхозное руководство, пы таясь раскрыть мне глаза на то, как можно приспосо бить грузовой автомобиль на селе для «левого» зара ботка. И посыпались примеры. А мне подумалось; так ведь все эти факты говорят о том, что в хозяйстве плохо следят за использованием автопарка, раз колхозный шофер может беспрепятст венно возить, скажем, кар тошку с личного подворья на продажу... Характер у Анатолия Павловича, конечно, не сахар. Любит «качать пра ва», как говорили о нем его же товарищи. Уважает только собственное мнение. Почему же его ни разу не одернули за строптивость, не обсудили поведение в коллективе? г - Работник-то он непло хой, — высказала свое мне ние председатель сельсо вета В. П. Ильина. — Если нужно — будет трудиться, не считаясь со временем. Только вот больно уж го ряч, может «срываться». Но в правлении коЛхоэа по чему-то закрывают глаза на его работоспособность. И ведь чисто по-человечески обидно Вострикову: не счи таясь с тем, что находится в отпуске, он привел в поря док автомобиль, который у него тут же отобрали и «удовлетворили просьбу» о переводе... Конечно, в животноводст ве тоже нужны рабочие ру ки. Но ведь и там должны работать люди соответст вующие. А переводить че ловека, всю жизнь прокру тившего баранку, в другую отрасль — это ли не расто чительство?. Пусть уже, как говорится, пироги печет пирожник... «С /11 нюня по настоя щее время, — пишет в сво ем письме в редакцию А. П. Востриков, — я нахожусь в вынужденном прогуле. Ав томобиль мой передали пар ню, только что вернувшемуся после службы в армии. На селе идет закрепление кад ров, но неужели это нужно делать таким методом?». Действительно, руководи тели хозяйства нашли не лучший способ, посадили новичка, так сказать, на «живое» место. А между тем в колхозе есть техника, на которую требуются во дители; новый автобус, «Колхида»... Послали бы ребят подучиться, а потом вручили бы им эти прекрас ные машины. Но руководст во рассудило по-другому. ...Дом, где живет семья Востриковых, находится на окраине Студеиок, у самого леса. Во дворе гуляют ку ры, подает голос поросенок. Здесь же небольшая столяр ная мастерская, где хозяин в охотку готовит стройма териал для расширения под ворья. Есть сад, огород. — Посмотрите, места тут какие красивые, — говорил Анатолий Павлович, прово жая меня к машине. — Не ужто уезжать отсюда при дется? Жалко. Привыкли мы к этой красоте. Но ведь и без работы тоже долго не просидишь. Стыдно ведь и перед своими, и перед со-- седями: здоровый мужик в самую страдную пору лиш ним оказался. Время, ко нечно, не теряю, вон по стройками во дворе занялся. Но ведь это для себя. Да и зарплату за это не полу чишь. Не сидеть же в самом деле всей семьей на шее у жены... ...Так до сих пор и не могут найти общего языка руководители колхоза и бывший лучший колхозный шофер. В. СПИВАК, спец. корр. «Ленинского знамени». Р УКОВОДИТЕЛЬ хо зяйства отмерил двад цать шагов в сторону полуденного солнца и реши тельно взмахнул рукой; — Здесь! -— Что — здесь? — слег ка* растерялся прораб. — Телятник, говорю, здесь начинайте ставить. — Позвольте, — заволно вался представитель мест ной мехколонны, — а как же это без документаций — привязки, чертежей, смет? Да и разрешений соответст вующих инспекций, как я понимаю, у вас еще нет? •— Ты мне голову ерун дой не морочь! — рассер дился заказчик. — Ты что, телятников никогда не ви дел? Вот по образцу и строй, Смету потом утрясем, в оби де не будете. Инспекции бе ру иа себя- Все ясно? — Ясно, — почесал в за тылке подрядчик и, руковод ствуясь лишь однцм кон кретным отправным указа нием — «двадцать шагов в сторону экватора», крикнул стоявшему неподалеку буль дозеристу: — Заводи агрегат, Сере- га! Начинай ровнять пло щадку! История эта сегодня зву чит анекдотично. К сожале нию, так было на самом де ле. О подобной, с позволе ния сказать, «инженерной подготовке» объекта расска зывалось на Страницах «Ле нинского знамени» несколь ко лет назад. Почему же сегодня вспом нился этот полузабытый слу чай из практики капитально го строительства? Да пото му, что он в гиперболизиро ванной форме отразил скла дывавшиеся десятилетиями отношения между подрядчи ком и заказчиком, грубо на рушенные пропорции ответ-. ственности этих двух тради ционных сторон за своевре менный ввод объекта в эксплуатацию. Разумеется, сегодня мы почти не встре тим руководителя предприя тия или организации, столь безграмотно формулирующе го свой заказ строителям, как, впрочем, не найдем, по жалуй, и столь легкомыслен ного прораба, решившего на чать стройку, ориентируясь только по странам света. И все же недоброй пахмяти традиции и сегодня дают о себе знать, еще и сегодня строгий спрос за ход строи тельства, своевременный ввод объекта нацелен в пер вую очередь на строителей (а иной раз — и только на строителей), хотя сплошь и рядом справедливость тре бует ответственности, равно разделенной с заказчиком. Авторы этих строк далеки от мысли представить строи телей этакими рыцарями без страха и упрека, становящи- хМися жертвами обстоятельств. Их упрекают часто и спра ведливо, без всяких скидок на обстоятельства. Но сразу же вспоминается декабрь прошлого года. Тогда в це лом ряде областных служб и ведомств прошли совеща ния, на которых был рас смотрен ход строительства пусковых объектов, возво димых по их заказу. Выяс нилось, что далеко не вез де дела шли так, как нужно, и что ряд объектов в экс плуатацию введен не будет. Все это тщательно протоко лировалось. Более того, на основе этих протоколов со ставлялись гневные статьи и справки, обвинявшие строи телей в бездеятельности. Прямо скажем, это была, мягко говоря, игра в одни ворота. В этих совещаниях и справках отчетливо про сматривалась перестраховка, желание зафиксировать сам факт озабоченности делами строительства. И делалось это 20 декабря, когда поздно что-либо изменить кардинально. Но формально — все в порядке: «мы пре дупреждали..-», «мы сигна лизировали...». А вед 1 /требо- валось-то ( совеем другое; не «сигналы» под занавес, а выполнение своих обязанно «снимать стружку» за невы полнение их показателей. Но ведь существует еще и обобщающий показатель совместных усилий заказчи ка и подрядчика; ввод основ ных фондов. До недавнего времени он почему-то усколь зал в тень. Скорее всего по тому, что срыв этого пока зателя требовал детального расследования причин, чет кого определения вины каж дой из сторон. Но это было Хлопотно, хотя и позволяло каждой сестре выдать по причитающейся ей серьге. Поэтому поступали проще; нет готовой товарной продук ции — выдать все серьги- это не преувеличение) тех нической документации были переданы строителям задол го до установленного срока- Это позволило сотрудника?,! треста «Оргтехстрой» вни мательно изучить докумен ты, найти решения, кото рые позволят и ускорить ход строительства, и сберечь го сударству несколько мил лионов рублей. Известно, что на комбинате уже имеется в наличии все основное обору дование. Нет вопросов и с финансированием. Более то го, из практики сооружения предыдущих крупных объек тов — шестой домны, ЦХП известно, что металлурги Совершенствовать механизм хозяйствования- ДВАДЦАТЬ ШАГОВ В СТОРОНУ ЭКВАТОРА стей в течение года — свое временная и комплектная выдача документации, безо говорочное финансирование, точное выполнение графика поставки оборудования. Не будем голословны. Последняя документация на прошлогодние пусковые объекты Грязинского куль- тиваторного завода была пе редана генеральному под рядчику — тресту «Пром- строй» в июне 1983 года- Д по существующим правилам это должно было произойти годом раньше — в июне 1982-го. В последний мо мент из пускового комплекса было исключено отделение окраски. Причина: отсутст вие оборудования у заказчи ка. Заметим, кстати, что ли нии окраски и сегодня еще полностью не укомплектова ны. Иной раз просто удиви тельные диалоги приходится слышать на «оперативках». Строители буквально умо ляют выдать им проектные решения, срочно отгрузить на площадку нужное обору дование, кабельную про дукцию, ссылаясь на сроки, простои бригад, нарушения технологии сооружения объ екта. А представитель за казчика добродушно отмахи вается: «Да не волнуйтесь вы так! Все выдадим, только.,- не сразу. Это — в третьем квартале, а это — в четвер том...». Возможно, что и впрямь выдадут. А потом на всех перекрестках будут громогласно заявлять, что к ним претензий нет и не- мо жет быть. А Что делать строителям, которые дейст вительно все получили, но у которых совершенно уже нет времени смонтировать и оживить полученное? У строителей кроме объема строймонтажных работ есть еще один важный показа тель: готовая товарная про дукция- Они кровно заинте ресованы в его выполнении. Заказчик же, как правило, особого рвения в этом на правлении не проявляет. А зачем напрягаться? Ну, до пустим, сорвется ввод. Так ведь «на ковер» пригласят строителей, с них будут неприятности одной сестре- строительнице. А сестра-за казчица, хотя и оставалась без украшений, но не уныва ла и тщательно берегла свое здоровье- Ныне положение измени лось. Партийные органы твердо потребовали безус ловного выполнения основно го, обобщающего показате ля эффективности капиталь ного строительства. Повесе лели строители, активнее стали заказчики, И вот ре зультат: впервые за много лет область не только выпол нила, но и перевыполнила полугодовой план по вводу основных фондов. Но будем до конца откровенны; суще ственный вклад здесь сдела ла Липецкая дирекция строя щихся газопроводов, значи тельно перекрывшая свое задание. А чтобы справиться с этим показателем по ито гам года, потребуются очень значительные усилия и со стороны всех строительных организаций, и со стороны всех заказчиков. А этих уси лий на некоторых объектах пока явно не хватает. Возь мем, к примеру, термиче ский цех ЛТЗ. До его пуска осталось совсем немного вре мени, но и сегодня на пло щадку не выданы десятки единиц оборудования. По чему? Ведь цех сооружается много лет, за это время да же при самом халатном от ношении к делу можно бы ло, кажется, собрать все необходимое для комплекта. Новолипецкий металлур гический комбинат на протя жении своего пятидесятиле тия непрерывно расширя ется. Нельзя сказать, что отношения, сложившиеся между новолипецкими Ме таллургами и строителями, носят характер бесконфликт ной идиллии. Но конфликты здесь — исключение из пра вил, в то время как на ряде Других площадок — наобо рот: правилом стали по стоянные нарушения правил. Возьмем самые свежие при меры. Главлипецкстрой При ступил к сооружению ги гантского цеха динамной стали на НЛМК. Тонны (и в ходе строительства оказы вают существенную помощь своим подрядчикам, особенно — на заключительном этапе. (Заметим, кстати, что Главлипецкстрой из всех промышленных предприятий области лишь по НЛМК имеет довольно ясную пер спективу по объектам и объ емам строительства иа сле дующую пятилетку), И здесь же хотелось бы привести факты иного свойства. На пусковые комплексы будуще го года промышленных объ ектов ЛТЗ к 1 июля не хва тало технической документа ции на два миллиона рублей строймонтажных работ, а на задельные объекты — на 1,4 миллиона рублей. Тракторо строители ссылаются на то, что основная масса докумен тов уже передана, остались, мол, пустяки. Но им-то хоро шо должно быть известно, что конвейер не может рабо тать, если не хватает даже небольшой комплектующей детали. В ряде областей, в том числе и некоторых со седних с нами, введец. чет кий порядок: если к 1 июля предыдущего строительству года заказчик не может пред ставить полностью докумен тацию, справку о размещении заказов на оборудование и график его поставки, такой заказ строители Не прини мают и в свой план не вклю чают. Ссылки заказчиков на обстоятельства, как прави ло, не принимаются. Резон ясный: если объект "действи тельно остро необходим за казчику, до последний дол жен был своевременно и очень настойчиво похлопо тать о том, чтобы к момен ту формирования планов строительства у него все бы ло в порядке. К сожалению, такой порядок в нашей обла сти соблюдается далеко не всегда. Заказчики иной раз злоупотребляют льготным финансированием объектов, которое практикует Строй банк СССР для того, чтобы не простаивали без дела строители, а заказчик имел возможность в спешном по рядке подтянуть, свои «ты лы». Но вот срок льготного финансирования на этот год истек, а документации иа объем строительно-монтаж ных работ стоимостью бо лее 50 миллионов рублей так и нет. В должниках ос тались объединение «Ли- пецкмясоиром». Маплыгин- ский завод агрегатов, Лебе дянский машиностроитель ный завод... Еще большую тревогу вы зывает положение, сложив шееся на предприятиях, ве дущих строительство хозяй ственным способом (а на их долю приходится почти по ловина основных фондов, планируемых к вводу в ны нешнем году). Являясь, ПО сути дела, одновременно за казчиком и подрядчиком, такое предприятие иной раз не особенно утруждает себя соблюдением всех условий, необходимых для ‘ начала строительства, считая это делом внутренним, «семей ным». На этих предприятиях, исходя из собственных сооб ражений и расчетов, уста навливают сроки ввода ос новных фондов, которые сразу же берутся на учет- статистической службой. Сведенные воедино, они становятся плановыми пока зателями для всей области. Самодеятельность кончается, начинается государственная плановая дисциплина,. Одна ко в тресте «Липецксельхоз- строй», управлении топлив ной промышленности, объе динении «Липецкрыбпром», на Елецком заводе трактор ных гидроагрегатов, ряде других предприятий и орга низаций продолжают ориен тироваться не на уже узако ненные сроки ввода , (ими же, между прочим, опре деленные), а на то, «как по лучится». В результате обоб щающий показатель ставит ся иод угрозу срыва. Почему же выход на обобщающий показатель — конечный результат общих усилий — происходит все- таки очень медленно? Инер ция — это понятно. Прежде всего — инерция заказчиков. Не случайно в недавнем по становлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирова ния, организации и управле ния капитальным строитель ством» прямо указано на то, что ослаблена ответст венность министерств-заказ- чиков, их объединений и предприятий за выполнение заданий по вводу в действие мощностей и объектов, эф фективное использование ка питальных вложений. Но, думается, долю вины за сло жившееся положение должны взять на себя и партийные комитеты строительных ор. ганизаций и промышленных предприятий, райкомы и горкомы партии. Ведь и в этих органах все еще по привычке чаще всего требо вания предъявляют одним строителям, редко углубля ясь в суть неувязок и сбоев, порождаемых заказчиками. Традицию эту надо реши тельно ломать. У каждой стройки — два хозяина, равно ответственных за ее судьбу. Это надо делать внятно и отчетливо, чтобы и малейших попыток не воз никало у одной из сторон послать другую в сторону экватора. В. ИГНАТОВ, ннструктоп отдела строи тельства обкома КПСС, Б. СЕМЕНОВ. •V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz