Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Г А С Т Р О Л И Г О Р Ь К О В С К О Г О А К А Д Е М И Ч Е С К О Г О Т Е А Т Р А Д Р А МЫ ИМ Е Н И М. Г О Р Ь К О Г О Г О С П О Д И Н РОСС Д Е Л А Е Т В ЫБ О Р О судьбе человека, кото рого в" спектакле «Прощай те, господин полковник»... называют господином Рос сом, когда-то рассказали в своем очерке журналисты международники Леонид Ко лосов и Вадим Кассис. Они встретились с ним уже пос ле того, как он получил со ветский паспорт, где бель гийское его имя было пере ведено на русский: Иван. Крутой поворот в жизни назревал исподволь. В годы войны сочувствовал Со противлению. Позже стал сотрудником спецслужбы НАТО. Испытал болезненное разочарование в постулатах «свободного мира». И — от казался следовать за страте гами Североатлантического блока. Нашел в себе муже ство и честность занять мес то по другую сторону идео логических баррикад... Генетическая близость спектакля, поставленного по пьесе тех же авторов, дав нему их очерку обнаружи вается не только в теме и сюжете. Она определила и особенности его драматур гического строя, и специфи ческие проблемы режиссуры. Скажу сразу: имен но в ней, на мой взгляд, и заключаются одновременно и сила, и слабость этой ра боты горьковчан. Сила, ибо документальная основа сце нических событий придавала им особый вес и побуждала театр добиваться макси мальной убедительности в исследовании эволюции цент рального героя. Слабость, поскольку далеко не всегда удалось претворить публи цистические по характеру выражения мотивы в полно ценные художественные об разы. Актуальность, если угод но — даже злободневность замысла прямо и резко, с почти избыточной, плакат ной обнаженностью заявлена уже в оформлении (худож ник-постановщик А. Тихоно вич, костюмы Н. Пасечннко- вой). С первой до последней минуты действия ■ над план шетом сцены нависает ог ромная рука, так сказать, «перст указующий», чей энергичный жест фиксирует наше внимание на копии знаменитой картины Пабло Пикассо «Герника». Той, что создавалась в преддверии Второй мировой войны в память уничтоженного фа шистской авиацией неболь шого испанского города и оказалась невольным пред вестием, предчувствием тра гедий Ленинграда, Лиди- це, Хатыни, Хиросимы... Для театра «Герника» —• знак сегодняшних наших тревог. Вопрос, адресован ный зрительному залу: раз дробленный, безумный, пре вращающийся в развалины, в гигантское братское клад бище мир — что это, свиде тельство о прошлом исстра давшегося человечества или — горько даже подумать — «воспоминание о будущем?» Достанет ли людям терпе ния и настойчивости, чтобы помешать превратить в Гер нику всю нашу землю? Вот пафос спектакля. В этой точке сблизятся пози ции Ингвара Росса и * тех, кого он привык числить сво ими идейными, политически ми, а в перспективЬ — и военными противниками. Вот что заставит его искать встречи с советским контр разведчиком Сергеем Гри горьевым (заслуженный ар тист РСФСР А. Брухац- кий), сделает единомышлен ником советских граждан в борьбе с силами, готовящи ми третью мировую войну. Им, этим силам, бывшим шефам и коллегам госпо дина Росса из натовских спецслужб, генералам и пол ковникам в безупречно сшитых штатских костюмах, отводится в спектакле осо бое место. Над ними тоже простирается «Герника», этот безмолвный, но оглу шающий крик боли и памя ти. Только они не способ ны его услышать. Эти люди спокойно играют в бильярд и потягивают виски, с ус мешкой рассуждая о ловко подстроенном убийстве агента, который стал неуго ден своим же хозяевам. Уби тый для них — пешка. А значит — более сильным фигурам ничего не стоит смахнуть его с доски. И также узурпировано ими право «сбросить с доски», ввергнуть в беспощадный огонь войны миллионы, мил лиарды жизней... Готовность к этому объе диняет их всех — и генера лов Джона Швейцера (за служенный артист РСФСР А. Белокринкин) и Жоржа Колгерта (заслуженный ар тист РСФСР И. Поляков), и начальника подразделе ния спецслужбы НАТО Си мона Ферпоссона (артист Н. Малюченко), и шефа спецслужбы в Риме Джейм са Грина (народный артист РСФСР С. Ожигин). Робо тами, лишенными всего че ловеческого, назовет их од нажды Ингвар Росс. И дей ствительно: это роботы, са ми себя запрограммировав шие на ненависть, на то тальное недоверие, в конеч ном счете — на войну, в неизбежности которой пы таются убедить весь мир. Тут полная ясность. Прав да, такой вот суммарной характеристикой этих «по собников Марса» я бы и предпочел ограничиться. Ха рактеризовать каждого в отдельности, боюсь, мне не под силу. В пьесе они не столько написаны, сколько намечены с очерковой бег лостью, без особого внима ния к их индивидуально стям. Неудивительно поэто му, что хорошие, опытные актеры, пытаясь, как-то пре одолеть драматургическую одноплановость и психоло гическую недостаточность своих персонажей, вынужде ны все же довольствоваться весьма скромными резуль татами. Пожалуй, лишь пло тоядный карьерист Жорж Колгерт И. Полякова более или менее запоминается, раздвигает чисто функцио нальные рамки... Быть может, режиссеру 10. Галину и исполнителям в этой непростой ситуации стоило, не покидая, так ска зать, почвы публицистики, резче сдвинуть «роботов» к откровенному гротеску, вос пользоваться памфлетными красками для выражения их зловещей социальной сути? Я не советы даю создателям спектакля! Просто на эту мысль наталкивает один из его эпизодов, где подобная возможность вольно или не вольно обозначена. Я имею ввиду чуть ли не фарсовые тона в сцене, где сперва про воцируют, а затем легко склоняют к измене Родине, предательству некоего Кори на. сотрудника закрытого НИИ. Заслуженный артист РСФСР Г. Демуров мало заботится о том, чтобы под черкнуть род занятий своего персонажа, ничуть не на стаивает на его интеллекте ученого, на богатстве внут реннего мира. Какой тут «внутренний мир»! Его же, в сущности, ведут грубые, примитивные инстинкты. Пожалуй, самые сильные из доступных ему эмоций — жадность и страх. . И Росс, в тот момент еще послуш ный исполнитель .приказов натовских боссов, уверенно играет на двух этих стру нах. Сначала — подсунуть смазливую девицу не стро гих правил. Затем—припуг нуть. И, наконец, — уте шить обещанием денег, боль ших денег. И дело сделано: Корин продал свою Родину, свой народ за... 500 рублей в месяц. Да полно, разве продал? У Корина ведь па тологически отсутствует чув ство Родины. Как продать то, чего не имеешь? Именно потому актер и не пытается дать хоть какой-то намек на угрызения совести,, нравст венный разлад, драматизм переживаний. Перед нами разыгрывается не драма па дения, а почти фарс, совле кающий с ничтожества ка муфляж внешней благопри стойности и открывающий нам всю его уродливую не приглядность. И это зрели ще законно вызывает през рительную усмешку... Отныне презрение — его удел. Презрение соотече- ственщшов. и — презрение новых хозяев. Смотрите, как брезгливо вытирает плат ком пальцы, дотронувшись до руки Корина, Ингвар Росс... В эти минуты он на верняка вновь думает о том, что ему все труднее ’ иметь дело с человеческим от ребьем. А настоящих людей среди тех, кого он покупает для разведки НАТО, нет... Вербовка Корина — еще один этап медленного и трудного прозрения Ингва ра Росса. В его историй вступают в силу законы иного театра — вниматель ного к душевным движени ям, нравственному конфлик ту, незаурядной личности героя. Обогащая не слиш ком щедрую драматургию, режиссер Ю. Галин и на родный артист РСФСР В. Вихров сумели одержать решительную победу. Вторая часть спектакля — теперь действие его из-за рубежа переносится в Мо скву, куда Росс прйезжает официально в качестве по мощника военного атташе, а на самом деле как раз ведчик. — оставляет гораз до более цельное и сильное впечатление, чем первая. Собственно детективное на чало в ней (а жанровый ста тус спектанля определяется четко: «политический де тектив») притушено. Бег событий, мелькание лиц притормаживается. Лириче ские интонации в музыке А. Невского. Осень. Над ал леями парка в Сокольниках кружатся желтые листья. Два немолодых, одиноких человека — мужчина и женщина — беседуют, при сматриваясь друг к другу. Ее зовут Светлана Федоров на Полякова, она работает в области космической ме дицины, и Ингвар Росс дол жен завербовать ее. Но он понимает, что это невозмож но. А главное — ему это го и не хочется. Он испы тывает к ней симпатию и не может причинить ей боль и зло. Профессиональный ловец душ, чья узкая специали зация — уловление именно русских душ, отступается. И не только потому, что на чинает любить Светлану, ко торую просто и убедитель но играет заслуженная ар тистка РСФСР С. Семенова. Впрочем, тут я не совсем точен. Суть именно в люб ви. Чувство Росса к рус ской женщине в контексте спектакля воспринимается в какой-то степени метафо рически — это чувство не к одному человеку, но и к це лой стране, против которой Росс боролся и которую, уз нав по-настоящему, полюбил, потому что поверил в добро ту, честность и миролюоие ее народа. Потому что по нял: расхожие на Западе формулы-стереотипы о «со ветской угрозе» — лживы и демагогичны. Миру угро жает не СССР, а Жорж Колгерт и Джон Швейцер, натовские генералы, пре давшие интересы и своих стран, и всего человечест ва. В том, что мы ни на мгновение не усомнимся в искренности сделанного Россом выбора — большая заслуга народного артиста РСФСР В. Вихрова. Его Росс умен, интеллигентен и совестлив. Он одинок среди коллег, которые ему не без основания представляются роботами, лишенными всего человеческого. Он с самого начала- помнит о Гернике и Хиросиме и работает в НАТО, полагая, что тем са мым поможет предотвратить войну. Он — субъективно чест ный человек, который слу жит объективно бесчестно му делу. И когда Росс от четливо осознает это, он приходит к другим людям. К другим идеалам. В дру гой лагерь. И отдает свою жизнь во имя столь мучи тельно найденной.. осознан ной, выстраданной им прав ды. Он гибнет от руки тер рористов, натравленных на него все теми же Швейцера ми, Колгертами, Гринами.. Но гибнет, выполнив долг перед прошлым и будущим, которое не хочет обречь на страшную участь Герники... И. НЕВЕРОВ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ С САМЫХ ранних дет ских лет судьба счастливо свела Ва лерия Радченко с музы кой, любовью к ней была буквально пронизана атмо сфера родительского дома. Всегда под рукой прекрас ная, собранная заботливо от цом коллекция пластинок с записями произведений рус ских и советских компози торов. Раннему формирова нию музыкальных способ ностей помогало и то обстоятельство, что жила се мья в Москве — юноша ста рался не пропустить ни од ного сколько-нибудь значи тельного концерта. Ну, а солистом Валерий Радченко впервые стал в школе. Все произошло не ожиданно. Просто некому оказалось запевать в хоре, и о-н выручил своих товари щей. Но, конечно, первой по-настоящему серьезной ве хой на пути освоения во кального мастерства стала учеба в Днепропетровском музыкальном училище. По том, после армейской слуш^ бы, был Дальневосточный институт искусств. Участвуя во Всесоюзном и Всероссий ском конкурах В. Радченко удостаивается звания лау реата. Но чувство творческой неуспокоенности, жажды со вершенствоваться заставляют глубже, серьезнее занимать ся любимым делом. Уже го ды учебы в вузе отмечены рядом серьезных работ пев ца: доктор Гренвиль в «Тра виате» Верди, Лепорелло в «Дон-Жуане» Моцарта, Мельник в «Русалке» Дарго мыжского, Гремин в «Евге нии Онегине»... Вдохновенность Радчен ко — ныне солиста Липец кой областной филармонии — иной раз кажется всепог лощающей, но никогда она не ведет к потере самоконт роля, каждое произведение строго обдумано певцом. — Он долго, тщательно, но очень точно отбирает ре пертуар, — говорит лектор- музыковед И. Резников, с которым в одной концертной бригаде работает Валерий Павлович. — Но никогда долго не живет старыми за пасами, ищет новое, вдумчи во и кропотливо работая над каждым произведением. Его пение отличают высокий про фессионализм, редкостно хорошая вокальная школа. Природа щедро одарила В. II. Радченко голосом —- полным, глубоким, насыщен ным по тембру басом, гиб ким и подвижным. Ровность звука, точность интонирова ния во всем диапазоне на столько совершенны, что их можно было бы назвать ин струментальными. Но термин этот предполагает холодную ровность тембра. Голос же певца богат обертонами, во кал Радченко можно срав нить с «живописью маслом»: краски ярки и сочны, ими невольно любуешься. Певцу подвластно многое, в его исполнении превосход но звучат и старинная му зыка, и сложнейшие произ ведения советской классики, и пленяющие лирикой, эмо циональной теплотой роман сы Шуберта. Но в первую очередь все-таки привлекают образы драматические, ге роико-трагедийные, взрывча тая конфликтность драма тургии которых раскрывает ся в основном в сфере вока ла. Может быть, поэтому в числе любимых композиторов — Верди, Мусоргский, Дар гомыжский, Чайковский. В минувшем сезоне певец ЖИЗ НЬ П О СВЯТИВ М УЗЫ К Е успешно выступал в концерт ных программах: «По стра ницам любимых опер», «Ро манса русского душа», к 70- летию со дня рождения Хренникова, «Богатырь рус ской музыки», «Музыка в жизни В. И. Ленина». Мно го времени уделяет В. Рад ченко подготовке сольных программ. Постоянное учас тие в городских и област ных ответственных концер тах, посвященных различным датам и крупным событиям в жизни страны и нашего города, выступления по ра дио, концертная деятель ность, участие певца в таких крупных конкурсах как Все российский конкурс камер ного пения в Ленинграде в 1980 году’, на фестивале пес ни в Виннице в 1982 году, еще раз дает основание оха рактеризовать В. Радченко как певца в высшей степени профессионального, умного, талантливого. И еще хочется отметить, — В. Радченко человек раз носторонне одаренный. Он интересуется буквально все ми сферами искусства. Не замкнулся в близком ему мире только вокальной му зыки, а прекрасно знает ин струментальную, оперную, камерную. У него собрана богатейшая фонотека произ ведений мировой музыкаль ной классики, . включающая большое количество редких записей мастеров исполни тельского искусства. И ,'на конец, еще одна страсть — живопись. В. Радченко — художник. Главное, что заме чаешь в его картинах, — их поразительную «звучность», особые музыкальные ритмы. ...Судьба артиста порой извилиста и прихотлива. Ед ва ли не самый ответствен ный момент в ней — успех первых лет и !признание та ланта, идущие от обаяния личности, свежести голоса, непосредственности и прав дивости в выражении чувств, темперамента. И вот эту, наполненную до краев, чашу важно не расплескать, а бе режно донести до периода артистической зрелости, соз нательного мастерства. В. Радченко удалось это в полной мере. А. ЗАГВОЗДКИНА, музыковед. На снимке: артист област ной филармонии, певец В. П. Радченко. Фото В. Базылева. БУДНИ МИЛИЦИИ С к о р ы й р о з ы с к Любителей детективного жанра придется разочаро- ~ать: головокружительных югонь, жарких схваток с преступником и многочасо вых засад не было. Но дело, о котором пойдет речь, — одно из самых серьезных в практике работников Лево- бережного РОВД за послед ние месяцы. А началось все... с вполне невинного ув лечения музыкой. Той са мой, при звуке которой лю ди старшего поколения со крушенно вздыхают, а их дети и внуки забывают про все на свете. А если доба вить к ней световые эф фекты... Итак, в начале марта в одном из цехов НЛМК про пали электронные блоки вальцешлифовального стан ка импортного производст ва. Создалась угроза дли тельной остановки ряда аг регатов, О случившемся со общили в дежурную часть Левобережного РОВД, где немедленно была создана оперативно-розыскная груп па во главе со старшим оперуполномоченным отде ления уголбвного розыска майором милиции Б. В. Па- насюком. Кому могли понадобить ся пропавшие блоки? Вот первая задача, решение ко торой пришло быстро. Дета ли вполне могли приспосо бить для какой-нибудь све томузыкальной установки. Из чего только не лепят их «умельцы», не желающие довольствоваться магазин ными агрегатами. Очевид но, кто-то из них и позарил ся на даровые детали. Но кто конкретно? В этот день в цехе работало около 500 человек. В первую оче редь среди них предстоя ло искать «умельца». Даль нейшее на языке докумен тов называется грамотно ор ганизованной оперативно розыскной работой. Через несколько часов было уста новлено, что один из элект ромонтеров, Геннадий Ми хайлов, хорошо разбирается в. радиоаппаратуре, сам ча сто мастерит ее. Он имел доступ к похищенным бло кам и, по мнению знавших его людей, вполне мог ока заться тем, кого искала ми лиция. Дальнейшее просто: элек тронное оборудование было обнаружено и изъято у Ми хайлова. Чтобы возвратить его на место, понадобилось меньше суток. Простоя не произошло. Позднее выяснилось, что Михайлов уже был судим за кражу радиоаппаратуры, но вновь не устоял перед соб лазном. А последствия этого для производства его не ин тересовали. На днях состоялся суд. Чрезмерно легкомысленный любитель светомузыки при говорен к 4,5 годам лише ния свободы с отбыванием в колонии строгого режима. В с е г д а п а п о с т у Тот, кто работает в орга нах милиции и любит эту ра боту, тот знает: милиционер всегда должен быть готов выполнить свой долг, защи тить любого советского граж данина. Нет у работников милиции выходных, отпус ков. они всегда на посту. 22 февраля 1984 года милиционер патрульно-по стовой службы И. Романов не работал. Но когда он проходил по одной из улиц Левобережного района, где обычно несет службу, к не му обратился мужчина с просьбой утихомирить тро их неизвестных с самодель ным оружием в руках. Ми лиционер не раздумывал ни минуты. Обратившись за помощью к проходившему мимо военнослужащему, Ро манов бросился во двор, от куда доносились выстрелы. Незаметно приблизившись к мужчинам, Романов вы скочил из-за укрытия и схватил одного из них за руку. Когда задержанный попытался выхватить ору жие, милиционер применил прием самбо и обезоружил преступника, изъяв у него самодельный пистолет. В. шмиголь, ст, лейтенант милиции, секретарь парторганиза ции Левобережного РОВД. Славится своей художественной самодеятельностью Дворец культуры и техники Новолипецкого ордена Ле нина металлургического комбината имени Ю. В. Андро пова. На снимках: вверху — участницы хора, внизу — выступают представители центральной лаборатории ком бината, Фото Ю. Ардашева. ПЕРЕД НАЧАЛОМ Ф И Л Ь М А Немалый опыт общения со зрителями накопился у кол лектива кинотеатра «Кос мос». Это — шефство над школьными кинотеатрами, организация встреч с "видны ми липчанами, выставки- передвижки, премьеры с не пременным участием лекто ров... Демонстрация нового ши рокоформатного мюзикла «Рецепт ее молодости» по ложила начало сотрудниче ству с фирменным магази ном-салоном «Мелодия». Зрители, пришедшие на пер вый вечерний сеанс, увидели фойе кинотеатра в необыч ном убранстве — внимание привлек большой макет дис ка с эмблемой Всесоюзной фирмы «Мелодия». А рядом приветливый продавец пред лагала познакомиться с но винками грамзаписи. Затем музыкальный ре дактор магазина М. Н. Баб кина рассказала зрителям о творчестве одного из созда телей ленты, композитора Г. Гараняна, о его творче ском сотружестве с исполни тельницей главной роли фильма, известной киноак трисой Л. Гурченко. Большой интерес вызвал и рассказ заместителя директора кино театра М. А. Разумовской о жизни и творчестве Л. Гур ченко, который иллюстриро вался фрагментами из фильмов с ее участием О. БОРОВСКИХ, внешт. корр. «Ленинского знамени». ПО ПУТЕВКАМ ПРОФСОЮЗА Более трехсот человек — работников завода «Центро- лит» — в первом полугодии провели свой отпуск в сана ториях, пансионатах, домах отдыха и на всесоюзных ту ристских маршрутах. Надолго запомнится увле кательное путешествие по древнерусским городам Зо лотого кольца крановщице А. С. Негрсбовон. Хороший заряд бодрости получили в черноморских -здравиицах электромонтер И. А. Кислен ко®, слесарь котельного цеха Д. 3. Шендрыгайлов, рабо чий цеха среднего литья И. В. Иванов и другие. Большая группа пентроли- товцев по профсоюзным пу тевкам совершила коллектив ную экскурсию в город-герой Волгоград. До конца года по путев кам профсоюза отдохнут еще около трехсот работников «Центролита». А. БЕРЕГОВ. КОНФЕРЕНЦИЯ СЛОВЕСНИКОВ Русский язык таит в се бе неисчерпаемые возмож ности идейно-нравственного воспитания, формирования гармонично-развитой лично сти. Учитель-словесник всег да был и остается право фланговым строительства но вой школы и воспитания че ловека будущего — вот еди ная позиция всех участни ков областной научно-мето дической конференции «Язык и воспитание», со стоявшейся на днях в Ли пецком институте усовер шенствования учителей. В обсуждении проблемы совершенствования единст ва обучения и воспитания средствами русского языка приняли участие заведую щие кафедрами Липецкого, Тамбовского, Воронежско го, Елецкого пединститу тов, слушатели курсов. В докладах заслуженных учителей школы РСФСР Е. А. Темниковой, А. И. Борисовой, В. С. Татуйко, И. С. Сосовой, 3. И. Мако вой, С. Д. Князевой были выдвинуты проблемы идей но-политического, нравст венного, эстетического вос питания школьников. Проблемам трудового вос питания и профориентации на уроках русского языка был посвящен доклад учи тельницы Ольховской вось- милетней школы Елецкого района Г. А. Гридчиной и выступления учителей вось милетних школ Лебедянско го района Н. И. Носовой и О. Е. Зюзиной. Большинст во выпускников этих школ овладевают сельскохозяйст венными профессиями и остаются работать на селе. Особый интерес вызвал доклад учительницы Куй- манской средней школы Т. Н. Афанасовой, поделившейся опытом создания кабинета русского языка, облегчив шего не только организа цию урока, но и проведение внеклассной работы. Выступления доцента Г. Л. Щеулиной, кандидата филологических наук Л. П. Плехановой, методиста каби нета русского языка и ли тературы ИУУ И. В. Коно валовой были сосредоточе ны вокруг следующих проб лем: использование крае ведческого материала на уро ках русского языка; лингви стический анализ текста как средство развития речи учащихся, специфика уро ков русского языка в мало комплектных школах. В заключение участники конференции выработали рекомендации, способству ющие совершенствованию воспитания школьников сред ствами русского языка. Л. КИБИРЕВА, зав. кабинетом русского языка и литературы ин ститута усовершенствова ния учителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz