Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Г А С Т Р О Л И Г О Р Ь К О В С К О Г О А К А Д Е М И Ч Е С К О Г О Т Е А Т Р А Д Р А МЫ ИМ Е Н И М. Г О Р Ь К О Г О Г О С П О Д И Н РОСС Д Е Л А Е Т В ЫБ О Р О судьбе человека, кото­ рого в" спектакле «Прощай­ те, господин полковник»... называют господином Рос­ сом, когда-то рассказали в своем очерке журналисты международники Леонид Ко­ лосов и Вадим Кассис. Они встретились с ним уже пос­ ле того, как он получил со­ ветский паспорт, где бель­ гийское его имя было пере­ ведено на русский: Иван. Крутой поворот в жизни назревал исподволь. В годы войны сочувствовал Со­ противлению. Позже стал сотрудником спецслужбы НАТО. Испытал болезненное разочарование в постулатах «свободного мира». И — от­ казался следовать за страте­ гами Североатлантического блока. Нашел в себе муже­ ство и честность занять мес­ то по другую сторону идео­ логических баррикад... Генетическая близость спектакля, поставленного по пьесе тех же авторов, дав­ нему их очерку обнаружи­ вается не только в теме и сюжете. Она определила и особенности его драматур­ гического строя, и специфи­ ческие проблемы режиссуры. Скажу сразу: имен­ но в ней, на мой взгляд, и заключаются одновременно и сила, и слабость этой ра­ боты горьковчан. Сила, ибо документальная основа сце­ нических событий придавала им особый вес и побуждала театр добиваться макси­ мальной убедительности в исследовании эволюции цент­ рального героя. Слабость, поскольку далеко не всегда удалось претворить публи­ цистические по характеру выражения мотивы в полно­ ценные художественные об­ разы. Актуальность, если угод­ но — даже злободневность замысла прямо и резко, с почти избыточной, плакат­ ной обнаженностью заявлена уже в оформлении (худож­ ник-постановщик А. Тихоно­ вич, костюмы Н. Пасечннко- вой). С первой до последней минуты действия ■ над план­ шетом сцены нависает ог­ ромная рука, так сказать, «перст указующий», чей энергичный жест фиксирует наше внимание на копии знаменитой картины Пабло Пикассо «Герника». Той, что создавалась в преддверии Второй мировой войны в память уничтоженного фа­ шистской авиацией неболь­ шого испанского города и оказалась невольным пред­ вестием, предчувствием тра­ гедий Ленинграда, Лиди- це, Хатыни, Хиросимы... Для театра «Герника» —• знак сегодняшних наших тревог. Вопрос, адресован­ ный зрительному залу: раз­ дробленный, безумный, пре­ вращающийся в развалины, в гигантское братское клад­ бище мир — что это, свиде­ тельство о прошлом исстра­ давшегося человечества или — горько даже подумать — «воспоминание о будущем?» Достанет ли людям терпе­ ния и настойчивости, чтобы помешать превратить в Гер­ нику всю нашу землю? Вот пафос спектакля. В этой точке сблизятся пози­ ции Ингвара Росса и * тех, кого он привык числить сво­ ими идейными, политически­ ми, а в перспективЬ — и военными противниками. Вот что заставит его искать встречи с советским контр­ разведчиком Сергеем Гри­ горьевым (заслуженный ар­ тист РСФСР А. Брухац- кий), сделает единомышлен­ ником советских граждан в борьбе с силами, готовящи­ ми третью мировую войну. Им, этим силам, бывшим шефам и коллегам госпо­ дина Росса из натовских спецслужб, генералам и пол­ ковникам в безупречно сшитых штатских костюмах, отводится в спектакле осо­ бое место. Над ними тоже простирается «Герника», этот безмолвный, но оглу­ шающий крик боли и памя­ ти. Только они не способ­ ны его услышать. Эти люди спокойно играют в бильярд и потягивают виски, с ус­ мешкой рассуждая о ловко подстроенном убийстве агента, который стал неуго­ ден своим же хозяевам. Уби­ тый для них — пешка. А значит — более сильным фигурам ничего не стоит смахнуть его с доски. И также узурпировано ими право «сбросить с доски», ввергнуть в беспощадный огонь войны миллионы, мил­ лиарды жизней... Готовность к этому объе­ диняет их всех — и генера­ лов Джона Швейцера (за­ служенный артист РСФСР А. Белокринкин) и Жоржа Колгерта (заслуженный ар­ тист РСФСР И. Поляков), и начальника подразделе­ ния спецслужбы НАТО Си­ мона Ферпоссона (артист Н. Малюченко), и шефа спецслужбы в Риме Джейм­ са Грина (народный артист РСФСР С. Ожигин). Робо­ тами, лишенными всего че­ ловеческого, назовет их од­ нажды Ингвар Росс. И дей­ ствительно: это роботы, са­ ми себя запрограммировав­ шие на ненависть, на то­ тальное недоверие, в конеч­ ном счете — на войну, в неизбежности которой пы­ таются убедить весь мир. Тут полная ясность. Прав­ да, такой вот суммарной характеристикой этих «по­ собников Марса» я бы и предпочел ограничиться. Ха­ рактеризовать каждого в отдельности, боюсь, мне не под силу. В пьесе они не столько написаны, сколько намечены с очерковой бег­ лостью, без особого внима­ ния к их индивидуально­ стям. Неудивительно поэто­ му, что хорошие, опытные актеры, пытаясь, как-то пре­ одолеть драматургическую одноплановость и психоло­ гическую недостаточность своих персонажей, вынужде­ ны все же довольствоваться весьма скромными резуль­ татами. Пожалуй, лишь пло­ тоядный карьерист Жорж Колгерт И. Полякова более или менее запоминается, раздвигает чисто функцио­ нальные рамки... Быть может, режиссеру 10. Галину и исполнителям в этой непростой ситуации стоило, не покидая, так ска­ зать, почвы публицистики, резче сдвинуть «роботов» к откровенному гротеску, вос­ пользоваться памфлетными красками для выражения их зловещей социальной сути? Я не советы даю создателям спектакля! Просто на эту мысль наталкивает один из его эпизодов, где подобная возможность вольно или не­ вольно обозначена. Я имею ввиду чуть ли не фарсовые тона в сцене, где сперва про­ воцируют, а затем легко склоняют к измене Родине, предательству некоего Кори­ на. сотрудника закрытого НИИ. Заслуженный артист РСФСР Г. Демуров мало заботится о том, чтобы под­ черкнуть род занятий своего персонажа, ничуть не на­ стаивает на его интеллекте ученого, на богатстве внут­ реннего мира. Какой тут «внутренний мир»! Его же, в сущности, ведут грубые, примитивные инстинкты. Пожалуй, самые сильные из доступных ему эмоций — жадность и страх. . И Росс, в тот момент еще послуш­ ный исполнитель .приказов натовских боссов, уверенно играет на двух этих стру­ нах. Сначала — подсунуть смазливую девицу не стро­ гих правил. Затем—припуг­ нуть. И, наконец, — уте­ шить обещанием денег, боль­ ших денег. И дело сделано: Корин продал свою Родину, свой народ за... 500 рублей в месяц. Да полно, разве продал? У Корина ведь па­ тологически отсутствует чув­ ство Родины. Как продать то, чего не имеешь? Именно потому актер и не пытается дать хоть какой-то намек на угрызения совести,, нравст­ венный разлад, драматизм переживаний. Перед нами разыгрывается не драма па­ дения, а почти фарс, совле­ кающий с ничтожества ка­ муфляж внешней благопри­ стойности и открывающий нам всю его уродливую не­ приглядность. И это зрели­ ще законно вызывает през­ рительную усмешку... Отныне презрение — его удел. Презрение соотече- ственщшов. и — презрение новых хозяев. Смотрите, как брезгливо вытирает плат­ ком пальцы, дотронувшись до руки Корина, Ингвар Росс... В эти минуты он на­ верняка вновь думает о том, что ему все труднее ’ иметь дело с человеческим от­ ребьем. А настоящих людей среди тех, кого он покупает для разведки НАТО, нет... Вербовка Корина — еще один этап медленного и трудного прозрения Ингва­ ра Росса. В его историй вступают в силу законы иного театра — вниматель­ ного к душевным движени­ ям, нравственному конфлик­ ту, незаурядной личности героя. Обогащая не слиш­ ком щедрую драматургию, режиссер Ю. Галин и на­ родный артист РСФСР В. Вихров сумели одержать решительную победу. Вторая часть спектакля — теперь действие его из-за рубежа переносится в Мо­ скву, куда Росс прйезжает официально в качестве по­ мощника военного атташе, а на самом деле как раз­ ведчик. — оставляет гораз­ до более цельное и сильное впечатление, чем первая. Собственно детективное на­ чало в ней (а жанровый ста­ тус спектанля определяется четко: «политический де­ тектив») притушено. Бег событий, мелькание лиц притормаживается. Лириче­ ские интонации в музыке А. Невского. Осень. Над ал­ леями парка в Сокольниках кружатся желтые листья. Два немолодых, одиноких человека — мужчина и женщина — беседуют, при­ сматриваясь друг к другу. Ее зовут Светлана Федоров­ на Полякова, она работает в области космической ме­ дицины, и Ингвар Росс дол­ жен завербовать ее. Но он понимает, что это невозмож­ но. А главное — ему это­ го и не хочется. Он испы­ тывает к ней симпатию и не может причинить ей боль и зло. Профессиональный ловец душ, чья узкая специали­ зация — уловление именно русских душ, отступается. И не только потому, что на­ чинает любить Светлану, ко­ торую просто и убедитель­ но играет заслуженная ар­ тистка РСФСР С. Семенова. Впрочем, тут я не совсем точен. Суть именно в люб­ ви. Чувство Росса к рус­ ской женщине в контексте спектакля воспринимается в какой-то степени метафо­ рически — это чувство не к одному человеку, но и к це­ лой стране, против которой Росс боролся и которую, уз­ нав по-настоящему, полюбил, потому что поверил в добро­ ту, честность и миролюоие ее народа. Потому что по­ нял: расхожие на Западе формулы-стереотипы о «со­ ветской угрозе» — лживы и демагогичны. Миру угро­ жает не СССР, а Жорж Колгерт и Джон Швейцер, натовские генералы, пре­ давшие интересы и своих стран, и всего человечест­ ва. В том, что мы ни на мгновение не усомнимся в искренности сделанного Россом выбора — большая заслуга народного артиста РСФСР В. Вихрова. Его Росс умен, интеллигентен и совестлив. Он одинок среди коллег, которые ему не без основания представляются роботами, лишенными всего человеческого. Он с самого начала- помнит о Гернике и Хиросиме и работает в НАТО, полагая, что тем са­ мым поможет предотвратить войну. Он — субъективно чест­ ный человек, который слу­ жит объективно бесчестно­ му делу. И когда Росс от­ четливо осознает это, он приходит к другим людям. К другим идеалам. В дру­ гой лагерь. И отдает свою жизнь во имя столь мучи­ тельно найденной.. осознан­ ной, выстраданной им прав­ ды. Он гибнет от руки тер­ рористов, натравленных на него все теми же Швейцера ми, Колгертами, Гринами.. Но гибнет, выполнив долг перед прошлым и будущим, которое не хочет обречь на страшную участь Герники... И. НЕВЕРОВ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ С САМЫХ ранних дет­ ских лет судьба счастливо свела Ва­ лерия Радченко с музы­ кой, любовью к ней была буквально пронизана атмо­ сфера родительского дома. Всегда под рукой прекрас­ ная, собранная заботливо от­ цом коллекция пластинок с записями произведений рус­ ских и советских компози­ торов. Раннему формирова­ нию музыкальных способ­ ностей помогало и то обстоятельство, что жила се­ мья в Москве — юноша ста­ рался не пропустить ни од­ ного сколько-нибудь значи­ тельного концерта. Ну, а солистом Валерий Радченко впервые стал в школе. Все произошло не­ ожиданно. Просто некому оказалось запевать в хоре, и о-н выручил своих товари­ щей. Но, конечно, первой по-настоящему серьезной ве­ хой на пути освоения во­ кального мастерства стала учеба в Днепропетровском музыкальном училище. По­ том, после армейской слуш^ бы, был Дальневосточный институт искусств. Участвуя во Всесоюзном и Всероссий­ ском конкурах В. Радченко удостаивается звания лау­ реата. Но чувство творческой неуспокоенности, жажды со­ вершенствоваться заставляют глубже, серьезнее занимать­ ся любимым делом. Уже го­ ды учебы в вузе отмечены рядом серьезных работ пев­ ца: доктор Гренвиль в «Тра­ виате» Верди, Лепорелло в «Дон-Жуане» Моцарта, Мельник в «Русалке» Дарго­ мыжского, Гремин в «Евге­ нии Онегине»... Вдохновенность Радчен­ ко — ныне солиста Липец­ кой областной филармонии — иной раз кажется всепог­ лощающей, но никогда она не ведет к потере самоконт­ роля, каждое произведение строго обдумано певцом. — Он долго, тщательно, но очень точно отбирает ре­ пертуар, — говорит лектор- музыковед И. Резников, с которым в одной концертной бригаде работает Валерий Павлович. — Но никогда долго не живет старыми за­ пасами, ищет новое, вдумчи­ во и кропотливо работая над каждым произведением. Его пение отличают высокий про­ фессионализм, редкостно хорошая вокальная школа. Природа щедро одарила В. II. Радченко голосом —- полным, глубоким, насыщен­ ным по тембру басом, гиб­ ким и подвижным. Ровность звука, точность интонирова­ ния во всем диапазоне на­ столько совершенны, что их можно было бы назвать ин­ струментальными. Но термин этот предполагает холодную ровность тембра. Голос же певца богат обертонами, во­ кал Радченко можно срав­ нить с «живописью маслом»: краски ярки и сочны, ими невольно любуешься. Певцу подвластно многое, в его исполнении превосход­ но звучат и старинная му­ зыка, и сложнейшие произ­ ведения советской классики, и пленяющие лирикой, эмо­ циональной теплотой роман­ сы Шуберта. Но в первую очередь все-таки привлекают образы драматические, ге­ роико-трагедийные, взрывча­ тая конфликтность драма­ тургии которых раскрывает­ ся в основном в сфере вока­ ла. Может быть, поэтому в числе любимых композиторов — Верди, Мусоргский, Дар­ гомыжский, Чайковский. В минувшем сезоне певец ЖИЗ НЬ П О СВЯТИВ М УЗЫ К Е успешно выступал в концерт­ ных программах: «По стра­ ницам любимых опер», «Ро­ манса русского душа», к 70- летию со дня рождения Хренникова, «Богатырь рус­ ской музыки», «Музыка в жизни В. И. Ленина». Мно­ го времени уделяет В. Рад­ ченко подготовке сольных программ. Постоянное учас­ тие в городских и област­ ных ответственных концер­ тах, посвященных различным датам и крупным событиям в жизни страны и нашего города, выступления по ра­ дио, концертная деятель­ ность, участие певца в таких крупных конкурсах как Все­ российский конкурс камер­ ного пения в Ленинграде в 1980 году’, на фестивале пес­ ни в Виннице в 1982 году, еще раз дает основание оха­ рактеризовать В. Радченко как певца в высшей степени профессионального, умного, талантливого. И еще хочется отметить, — В. Радченко человек раз­ носторонне одаренный. Он интересуется буквально все­ ми сферами искусства. Не замкнулся в близком ему мире только вокальной му­ зыки, а прекрасно знает ин­ струментальную, оперную, камерную. У него собрана богатейшая фонотека произ­ ведений мировой музыкаль­ ной классики, . включающая большое количество редких записей мастеров исполни­ тельского искусства. И ,'на­ конец, еще одна страсть — живопись. В. Радченко — художник. Главное, что заме­ чаешь в его картинах, — их поразительную «звучность», особые музыкальные ритмы. ...Судьба артиста порой извилиста и прихотлива. Ед­ ва ли не самый ответствен­ ный момент в ней — успех первых лет и !признание та­ ланта, идущие от обаяния личности, свежести голоса, непосредственности и прав­ дивости в выражении чувств, темперамента. И вот эту, наполненную до краев, чашу важно не расплескать, а бе­ режно донести до периода артистической зрелости, соз­ нательного мастерства. В. Радченко удалось это в полной мере. А. ЗАГВОЗДКИНА, музыковед. На снимке: артист област­ ной филармонии, певец В. П. Радченко. Фото В. Базылева. БУДНИ МИЛИЦИИ С к о р ы й р о з ы с к Любителей детективного жанра придется разочаро- ~ать: головокружительных югонь, жарких схваток с преступником и многочасо­ вых засад не было. Но дело, о котором пойдет речь, — одно из самых серьезных в практике работников Лево- бережного РОВД за послед­ ние месяцы. А началось все... с вполне невинного ув­ лечения музыкой. Той са­ мой, при звуке которой лю­ ди старшего поколения со­ крушенно вздыхают, а их дети и внуки забывают про все на свете. А если доба­ вить к ней световые эф­ фекты... Итак, в начале марта в одном из цехов НЛМК про­ пали электронные блоки вальцешлифовального стан­ ка импортного производст­ ва. Создалась угроза дли­ тельной остановки ряда аг­ регатов, О случившемся со­ общили в дежурную часть Левобережного РОВД, где немедленно была создана оперативно-розыскная груп­ па во главе со старшим оперуполномоченным отде­ ления уголбвного розыска майором милиции Б. В. Па- насюком. Кому могли понадобить­ ся пропавшие блоки? Вот первая задача, решение ко­ торой пришло быстро. Дета­ ли вполне могли приспосо­ бить для какой-нибудь све­ томузыкальной установки. Из чего только не лепят их «умельцы», не желающие довольствоваться магазин­ ными агрегатами. Очевид­ но, кто-то из них и позарил­ ся на даровые детали. Но кто конкретно? В этот день в цехе работало около 500 человек. В первую оче­ редь среди них предстоя­ ло искать «умельца». Даль­ нейшее на языке докумен­ тов называется грамотно ор­ ганизованной оперативно­ розыскной работой. Через несколько часов было уста­ новлено, что один из элект­ ромонтеров, Геннадий Ми­ хайлов, хорошо разбирается в. радиоаппаратуре, сам ча­ сто мастерит ее. Он имел доступ к похищенным бло­ кам и, по мнению знавших его людей, вполне мог ока­ заться тем, кого искала ми­ лиция. Дальнейшее просто: элек­ тронное оборудование было обнаружено и изъято у Ми­ хайлова. Чтобы возвратить его на место, понадобилось меньше суток. Простоя не произошло. Позднее выяснилось, что Михайлов уже был судим за кражу радиоаппаратуры, но вновь не устоял перед соб­ лазном. А последствия этого для производства его не ин­ тересовали. На днях состоялся суд. Чрезмерно легкомысленный любитель светомузыки при­ говорен к 4,5 годам лише­ ния свободы с отбыванием в колонии строгого режима. В с е г д а п а п о с т у Тот, кто работает в орга­ нах милиции и любит эту ра­ боту, тот знает: милиционер всегда должен быть готов выполнить свой долг, защи­ тить любого советского граж­ данина. Нет у работников милиции выходных, отпус­ ков. они всегда на посту. 22 февраля 1984 года милиционер патрульно-по­ стовой службы И. Романов не работал. Но когда он проходил по одной из улиц Левобережного района, где обычно несет службу, к не­ му обратился мужчина с просьбой утихомирить тро­ их неизвестных с самодель­ ным оружием в руках. Ми­ лиционер не раздумывал ни минуты. Обратившись за помощью к проходившему мимо военнослужащему, Ро­ манов бросился во двор, от­ куда доносились выстрелы. Незаметно приблизившись к мужчинам, Романов вы­ скочил из-за укрытия и схватил одного из них за руку. Когда задержанный попытался выхватить ору­ жие, милиционер применил прием самбо и обезоружил преступника, изъяв у него самодельный пистолет. В. шмиголь, ст, лейтенант милиции, секретарь парторганиза­ ции Левобережного РОВД. Славится своей художественной самодеятельностью Дворец культуры и техники Новолипецкого ордена Ле­ нина металлургического комбината имени Ю. В. Андро­ пова. На снимках: вверху — участницы хора, внизу — выступают представители центральной лаборатории ком­ бината, Фото Ю. Ардашева. ПЕРЕД НАЧАЛОМ Ф И Л Ь М А Немалый опыт общения со зрителями накопился у кол­ лектива кинотеатра «Кос­ мос». Это — шефство над школьными кинотеатрами, организация встреч с "видны­ ми липчанами, выставки- передвижки, премьеры с не­ пременным участием лекто­ ров... Демонстрация нового ши­ рокоформатного мюзикла «Рецепт ее молодости» по­ ложила начало сотрудниче­ ству с фирменным магази­ ном-салоном «Мелодия». Зрители, пришедшие на пер­ вый вечерний сеанс, увидели фойе кинотеатра в необыч­ ном убранстве — внимание привлек большой макет дис­ ка с эмблемой Всесоюзной фирмы «Мелодия». А рядом приветливый продавец пред­ лагала познакомиться с но­ винками грамзаписи. Затем музыкальный ре­ дактор магазина М. Н. Баб­ кина рассказала зрителям о творчестве одного из созда­ телей ленты, композитора Г. Гараняна, о его творче­ ском сотружестве с исполни­ тельницей главной роли фильма, известной киноак­ трисой Л. Гурченко. Большой интерес вызвал и рассказ заместителя директора кино­ театра М. А. Разумовской о жизни и творчестве Л. Гур­ ченко, который иллюстриро­ вался фрагментами из фильмов с ее участием О. БОРОВСКИХ, внешт. корр. «Ленинского знамени». ПО ПУТЕВКАМ ПРОФСОЮЗА Более трехсот человек — работников завода «Центро- лит» — в первом полугодии провели свой отпуск в сана­ ториях, пансионатах, домах отдыха и на всесоюзных ту­ ристских маршрутах. Надолго запомнится увле­ кательное путешествие по древнерусским городам Зо­ лотого кольца крановщице А. С. Негрсбовон. Хороший заряд бодрости получили в черноморских -здравиицах электромонтер И. А. Кислен­ ко®, слесарь котельного цеха Д. 3. Шендрыгайлов, рабо­ чий цеха среднего литья И. В. Иванов и другие. Большая группа пентроли- товцев по профсоюзным пу­ тевкам совершила коллектив­ ную экскурсию в город-герой Волгоград. До конца года по путев­ кам профсоюза отдохнут еще около трехсот работников «Центролита». А. БЕРЕГОВ. КОНФЕРЕНЦИЯ СЛОВЕСНИКОВ Русский язык таит в се­ бе неисчерпаемые возмож­ ности идейно-нравственного воспитания, формирования гармонично-развитой лично­ сти. Учитель-словесник всег­ да был и остается право­ фланговым строительства но­ вой школы и воспитания че­ ловека будущего — вот еди­ ная позиция всех участни­ ков областной научно-мето­ дической конференции «Язык и воспитание», со­ стоявшейся на днях в Ли­ пецком институте усовер­ шенствования учителей. В обсуждении проблемы совершенствования единст­ ва обучения и воспитания средствами русского языка приняли участие заведую­ щие кафедрами Липецкого, Тамбовского, Воронежско­ го, Елецкого пединститу­ тов, слушатели курсов. В докладах заслуженных учителей школы РСФСР Е. А. Темниковой, А. И. Борисовой, В. С. Татуйко, И. С. Сосовой, 3. И. Мако­ вой, С. Д. Князевой были выдвинуты проблемы идей­ но-политического, нравст­ венного, эстетического вос­ питания школьников. Проблемам трудового вос­ питания и профориентации на уроках русского языка был посвящен доклад учи­ тельницы Ольховской вось- милетней школы Елецкого района Г. А. Гридчиной и выступления учителей вось­ милетних школ Лебедянско­ го района Н. И. Носовой и О. Е. Зюзиной. Большинст­ во выпускников этих школ овладевают сельскохозяйст­ венными профессиями и остаются работать на селе. Особый интерес вызвал доклад учительницы Куй- манской средней школы Т. Н. Афанасовой, поделившейся опытом создания кабинета русского языка, облегчив­ шего не только организа­ цию урока, но и проведение внеклассной работы. Выступления доцента Г. Л. Щеулиной, кандидата филологических наук Л. П. Плехановой, методиста каби­ нета русского языка и ли­ тературы ИУУ И. В. Коно­ валовой были сосредоточе­ ны вокруг следующих проб­ лем: использование крае­ ведческого материала на уро­ ках русского языка; лингви­ стический анализ текста как средство развития речи учащихся, специфика уро­ ков русского языка в мало­ комплектных школах. В заключение участники конференции выработали рекомендации, способству­ ющие совершенствованию воспитания школьников сред­ ствами русского языка. Л. КИБИРЕВА, зав. кабинетом русского языка и литературы ин­ ститута усовершенствова­ ния учителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz